Организация управления финансами предприятия. Управление финансами
Организационная структура финансовой системы - это совокупность финансовых органов и институтов, которая характеризует систему управления финансами. Необходимость распределения и перераспределения ВВП является объективным явлением, а формы и методы финансовых отношений, отражают установленную в мировой практике внутреннюю структуру финансовой системы. Вместе с тем, движение денежных потоков осуществляется не сам по себе, а руководствуется определенными управленческими структурами, юридическими и физическими лицами. Это субъективная сторона построения финансовой системы, которая, имея определенные закономерности, отражает условия конкретной страны.
В основе выделения органов управления финансовой системой лежит ее внутренняя структура. Общее руководство финансовой деятельностью в любой стране осуществляют органы государственной власти и управления.
До организационного состав финансовой системы входят:
а) органы управления:
o Министерство финансов;
o Государственная налоговая администрация;
o Контрольно-ревизионная служба;
o Казначейство;
o Счетная палата;
o Аудиторская палата;
o Комитет по надзору за страховой деятельностью;
o Государственная комиссия из ценных бумаг и фондового рынка;
o Фонд социального страхования;
o Государственный инновационный фонд;
б) финансовые институты:
o Коммерческие банки;
o Страховые компании;
o Небанковские кредитные учреждения (ломбард и т.д.);
o Межбанковская валютная биржа;
o Фондовые биржи;
o Финансовые посредники на рынке ценных бумаг.
Финансовые органы и институты могут быть сгруппированы в четыре блока.
Первый блок составляют органы, которые функционируют в сфере бюджета государства. Это прежде всего Министерство финансов Украины и его обособлені подразделения - государственное казначейство и контрольно-ревизионная служба. К этой же группе относится государственная налоговая администрация, которая в 1996 г. выделилась из состава Министерства финансов.
Второй блок составляют контрольно-регулирующие органы - Счетная палата Верховной Рады Украины, Государственная комиссия по ценных бумаг и фондовому рынку, Комитет по надзору за страховой деятельностью, Аудиторская палата и аудиторские фирмы.
Третий блок составляют финансовые институты, которые работают на финансовом рынке: Национальный банк Украины и коммерческие банки, межбанковская валютная биржа, фондовые биржи и финансовые посредники, страховые компании.
До четвертого блока входят органы управления целевыми фондами: Пенсионный фонд Украины, Фонд социального страхования, Государственный инновационный фонд.
Существует довольно сложная схема взаимосвязи органов управления финансовой системой с ее отдельными сферами и звеньями (табл. 10.1).
Как видно из приведенного распределения полномочий финансовых органов и институтов, основное внимание в системе управления сосредоточена на бюджете государства. Это вполне естественно, поскольку именно в нем концентрируются финансовые потоки и связи.
Отдельные сферы и звенья не имеют соответствующих финансовых органов или институтов управления. Финансы субъектов хозяйствования руководствуются финансовыми службами в составе структур управления предприятий и организаций, хозяйственных обществ и холдинговых компаний, министерств и ведомств.
Основной задачей органов управления финансовой системой является обеспечение слаженности в функционировании отдельных сфер и звеньев финансовых отношений. Это достигается четким разграничением функций и полномочий между финансовыми органами и институтами.
Центральное место в управлении финансами занимает Министерство финансов. Именно на него возложены задачи общего руководства всей финансовой системой страны. Основными его функциями являются:
Таблица 10.1. в
o проработки основ и направлений финансовой политики государства и разработка мероприятий по их реализации;
o организация бюджетного процесса, составление проекта Государственного бюджета и его исполнение после утверждения Верховной Радой Украины;
o осуществление мероприятий по мобилизации средств через систему государственного кредита и управления государственным долгом;
o организационное регулирование финансовой деятельности субъектов хозяйствования через установление правил осуществления финансовых операций, форм финансовых документов, порядка и стандартов ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности;
o организация функционирования рынка ценных бумаг;
o обеспечение финансовых отношений государства с другими странами, международными организациями и финансовыми институтами;
o организация и осуществление финансового контроля в стране. Министерство финансов имеет разветвленную региональную структуру:
министерство финансов Республики Крым; областные и городские (Киева и Севастополя) финансовые управления; районные и городские (городов республиканского и областного подчинения) финансовые отделы.
В состав Министерства финансов входят два обособленных подразделения: контрольно-ревизионная служба и государственное казначейство.
Контрольно-ревизионная служба специализируется на осуществлении финансового контроля.
Во-первых, она является органом ведомственного контроля в системе Министерства финансов, осуществляя ревизии финансовых органов по вопросам составления и исполнения бюджета.
Во-вторых, она является органом государственного контроля за эффективным и целевым использованием бюджетных ассигнований непосредственно у распорядителей бюджетных средств.
в-третьих, контрольно-ревизионная служба проводит ревизии финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций государственного сектора. Контрольно-ревизионная служба имеет региональную структуру, идентичную системе Министерства финансов. Однако ее региональные органы не должны системы двойного подчинения, поскольку, осуществляя финансовый контроль в регионе, они не могут быть зависимыми от местных органов власти и управления, деятельность которых контролируют.
Государственное казначейство создано с целью обеспечения полного и своевременного выполнения Государственного бюджета. Поскольку объекты финансирования из централизованного бюджета государства расположены на всей территории страны, то осуществлять их обслуживание из единого центра - Министерства финансов, крайне сложно. Казначейство имеет такую же региональную структуру, как и Министерство финансов. Разграничение полномочий между региональными органами в части финансирования расходов осуществляется по признакам значения того или иного объекта финансирования и места его расположения.
Государственная налоговая администрация была создана в составе Министерства финансов, однако, с конца 1996 г. она была преобразована в самостоятельный финансовый орган. Основная ее задача заключается в реализации налоговой политики государства. На налоговую администрацию возложены следующие основные функции:
o разработка проектов налогового законодательства;
o проведение массово-разъяснительной работы среди плательщиков налогов;
o учет плательщиков налогов и поступлений их в бюджет;
o контроль за правильностью исчисления налогов и других обязательных платежей и своевременностью их уплаты;
o наложения штрафных санкций и административных взысканий на нарушителей налогового законодательства;
o международное сотрудничество в сфере налогообложения.
Счетная палата Верховной Рады Украины создана с целью осуществления вневедомственного контроля за составлением и исполнением Государственного бюджета, выработки и анализа бюджетной политики государства, контроля в сфере государственного кредита и денежно-кредитной политики. Она выступает в роли экспертного органа Верховной Рады, давая соответствующие заключения и рекомендации по вопросам финансовой деятельности органов управления, показателей ликвидности и платежеспособности и др.) и размеров обязательных резервов. Важной его функцией в банковской системе является обеспечение проведения межбанковских расчетов и кредитования коммерческих банков, то есть он выступает банком банков. НБУ проводит значительные работы по обслуживанию правительства. Он выполняет агентские услуги по размещению государственных ценных бумаг и обслуживание государственного долга, организовывает кассовое выполнение бюджета, проводит международные расчеты государства. НБУ осуществляет валютное регулирование и устанавливает официальные курсы валют или валютные коридоры.
Коммерческие банки формируют банковскую систему и выполняют следующие основные функции:
o аккумуляция временных свободных средств юридических и физических лиц;
o проведение безналичных расчетов;
o кассовое обслуживание наличного обращения;
o кредитования;
o агентские и иные услуги клиентам банка
В условиях рыночной экономики коммерческие банки выступают сердцевиной финансовой системы, выполняя роль кровеносной сети в экономике. Концентрируя значительную массу финансовых ресурсов и направляя кредитные потоки, они играют управляющую роль в развитии каждой страны. Поэтому экономическая и финансовая мощь страны определяется, прежде всего, потенциалом ее банковской системы.
Межбанковская валютная биржа проводит торги по покупке-продаже иностранных валют. Цены, которые формируются на этой бирже, характеризующих рыночный курс валют, то есть тот, который складывается под влиянием спроса и предложения, как на национальную, так и на иностранные валюты. Влияние НБУ на рыночный курс национальной валюты осуществляется через участие в торгах путем скупки той или иной валюты или валютных интервенций.
Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку организует функционирование рынка ценных бумаг. Она проводит регистрацию выпуска ценных бумаг и регулирует их круговорот. Обеспечивает формирование инфраструктуры рынка, выдает лицензии финансовым посредникам, которые осуществляют операции с ценными бумагами. Комиссия осуществляет контроль за деятельностью субъектов рынка ценных бумаг - эмитентов, инвесторов, финансовых посредников, фондовых бирж - согласно действующего в этой сфере законодательства.
Фондовая биржа проводит операции с ценными бумагами. Основное ее назначение - организация функционирования вторичного рынка. Однако, с одной стороны, через нее может осуществляться и первичное размещение ценных бумаг, а с другой стороны, и вторичный рынок может функционировать вне
Счетная палата может проводить также ревизионную работу в различных звеньях финансовой системы. Однако, в отличие от контрольно-ревизионной службы, которая осуществляет детальный контроль за соблюдением финансового законодательства, Счетная палата осуществляет контроль с позиций макроэкономического финансового регулирования и действенности финансовой политики.
Комитет по надзору за страховой деятельностью организует функционирование страхового рынка. Он проводит лицензирование страховых компаний и выдает им лицензии на осуществление отдельных видов страхования. Комитет осуществляет контроль за деятельностью страховых компаний согласно страхового законодательства, а также разрабатывает методические рекомендации по страхованию.
Страховые компании заключают договора на страхование, принимают страховые платежи и выплачивают страховые возмещения, инвестируют временно свободные средства. Они разрабатывают формы, виды и условия страхования, устанавливают размеры страховых тарифов, начисляют положенные выплаты клиентам.
Аудиторская палата организует независимый финансовый контроль. Она выдает лицензии юридическим и физическим лицам на право осуществления аудиторской деятельности и контролирует соблюдение требований законодательства по аудиторского контроля.
Аудиторские фирмы проводят проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования и дают свои заключения относительно законности и правильности осуществления финансовых операций, соответствия ведения бухгалтерского учета установленным требованиям, достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности. Аудиторский контроль имеет целью оказание консультативной помощи, по его результатам принимаются решения о наложении штрафных санкций и административных взысканий. Вместе с тем аудиторские фирмы несут ответственность за правильность аудиторского заключения, поскольку после их проверок налоговая, бухгалтерская и финансовая отчетность проверяется соответствующими органами финансового контроля.
Национальный банк Украины (НБУ) является основным финансовым институтом в сфере денежного рынка. Именно он осуществляет эмиссию денег, которые выступают инструментом финансовых отношений, и регулирует денежное обращения в стране. Важная задача НБУ - организация эффективного функционирования кредитной системы. Он проводит регистрацию коммерческих банков и выдает лицензии на отдельные виды банковских операций (например, валютные операции). НБУ осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков установлением экономических нормативов (минимального размера уставного фон-биржей. В связи с этим различают биржевой и внебиржевой оборот ценных бумаг.
Финансовые посредники на рынке ценных бумаг выполняют роль связующего звена между эмитентами ценных бумаг и инвесторами.
С одной стороны, по поручению эмитентов они проводят выпуск и размещение ценных бумаг на финансовом рынке.
С другой стороны, они проводят операции по покупке ценных бумаг на основании соглашений с инвесторами. Деятельность финансовых посредников основывается на их информированности и глубоких знаниях рынка ценных бумаг.
Пенсионный фонд создан с целью аккумуляции и рационального размещения средств, предназначенных для пенсионного обеспечения. Он выполняет начисления пенсий и проведения выплат. Пенсионный фонд, как орган управления, имеет соответствующие полномочия по контролю за полнотой и своевременностью уплаты взносов предприятий в фонд.
Фонд социального страхования и Государственный инновационный фонд выполняют аналогичные функции в отношении соответствующих целевых фондов.
Любой хозяйствующий субъект можно рассматривать как некую социально-экономическую систему, инициирующую потоки ресурсов и преобразующую их в продукцию или услуги, предложение на рынок и реализация которых обеспечивают достижение основных целей, определяющих и оправдывающих сам факт создания данного субъекта. Финансовые ресурсы играют при этом огромную, если не решающую, роль. На момент основания предприятия, а также в первые годы его функционирования приоритетное значение имеет инвестиционный аспект управления финансами; в дальнейшем относительно большее значение приобретают вопросы оптимизации финансирования текущей деятельности, в частности анализ и прогнозирование денежных потоков, эффективное управление финансовой структурой компании и др. Иными словами, после того как предприятие стабилизировало свою деятельность и вышло на так называемый нормальный режим работы, приоритет отдается обеспечению, в том числе финансовому, ритмичности и бесперебойности в достижении основных целей (чаще всего основная цель заключается в генерировании прибыли).
С позиции практического управления финансами субъекта хозяйствования ключевым является умение более или менее обоснованно отвечать на ряд ключевых вопросов:
Удовлетворены ли стратегические инвесторы деятельностью предприятия, направлением и динамикой его развития, положением в конкурентной среде?
Каковы должны быть величина и оптимальный состав активов предприятия, позволяющие достичь поставленные перед предприятием цели и задачи?
Где найти источники финансирования и каков должен быть их оптимальный состав?
Как организовать текущее и перспективное управление финансовой деятельностью, обеспечивающее: (а) платежеспособность фирмы, (б) ее финансовую устойчивость с позиции перспективы, (в) экономически эффективную, рентабельную работу в среднем и (г) ритмичность платежно-расчетных операций?
Решаются эти вопросы в рамках финансового менеджмента как системы эффективного управления финансовой деятельностью предприятия. Одна из наиболее распространенных интерпретаций финансового менеджмента такова: он представляет собой систему отношений, возникающих на предприятии по поводу привлечения и использования финансовых ресурсов. Возможна и более широкая его трактовка, расширяющая предмет этого научного и практического направления -с финансовых ресурсов до всей совокупности отношений, ресурсов, обязательств и результатов деятельности предприятия, поддающихся стоимостной оценке. Учитывая, что любые действия по реализации финансовых отношений (в частности, в приложении к коммерческой организации) немедленно сказываются на ее имущественном и финансовом положении, напрашивается следующий очевидный вывод: финансовый менеджмент можно трактовать как систему действий по оптимизации финансовой модели фирмы. (Заметим, что наилучшей моделью является бухгалтерский баланс фирмы.) Можно продолжить конкретизацию приведенного определения. Очевидно, что наилучшей финансовой моделью фирмы является ее отчетность и ее сущностное ядро - бухгалтерский баланс. А потому возможно и такое определение: финансовый менеджмент - это система действий по оптимизации баланса хозяйствующего субъекта.
Логика функционирования системы управления финансами предприятия представлена на рис. 1.6. Приведем краткую характеристику основных элементов данной системы (некоторые из них в последующих разделах книги будут описаны более подробно).
Как известно из теории систем, любая система управления состоит из двух ключевых элементов - субъекта управления и объекта управления; субъект воздействует на объект с помощью так называемых общих функций управления (например, анализа, планирования, организации, учета, контроля, регулирования), руководствуясь при этом системой целей, стоящих перед хозяйствующим субъектом.
В приложении к управлению финансами предприятия субъект управления, или управляющая подсистема, может быть представлена как совокупность пяти базовых элементов: (1) оргструктуры управления финансами, (2) кадров финансовой службы, (3) финансового инструментария, (4) информации финансового характера и (5) технических средств управления финансами.
Организационная структура системы управления финансами хозяйствующего субъекта, а также ее кадровый состав могут быть построены разными способами, в зависимости от размеров предприятия и вида его деятельности. Как отмечалось выше, для крупной компании наиболее характерно обособление специальной службы, руководимой вице-президентом по финансам (финансовым директором) и, как правило, включающей бухгалтерию и финансовый отдел.
Финансовые методы, приемы, модели представляют собой основу инструментария, практически используемого в управлении финансами. Их общая характеристика будет приведена в гл. 5.
Финансовые инструменты - это относительно новое понятие в теории финансов, однако значимость его стремительно возрастает, поскольку они являются основой любых операций компании на финансовых рынках: идет ли речь о привлечении капитала (в этом случае осуществляется эмиссия акций или облигаций), операциях спекулятивного характера (приобретение ценных бумаг с целью получения текущего дохода, операции с опционами), финансовых инвестициях (вложения в акции), операциях хеджирования (эмиссия или приобретение фьючерсов или форвардов), формировании страхового запаса эквивалентов денежных средств (приобретение высоколиквидных ценных бумаг). Сущность и виды финансовых инструментов обсуждаются в гл. 3.
Информация финансового характера, или информационная база, является основой информационного обеспечения системы управления финансами на любом уровне, поскольку всякое обоснованное, неспонтанное решение базируется на некоторых данных. Информационная база весьма обширна и включает обычно любые сведения финансового характера; в частности, сюда относятся бухгалтерская отчетность, сообщения финансовых органов, информация учреждений банковской системы, данные товарных, фондовых и валютных бирж, несистемные сведения. Информационный аспект управления финансами будет рассмотрен в гл. 9.
Технические средства управления финансами являются самостоятельным и весьма важным элементом финансового менеджмента. Многие современные системы, основанные на безбумажной технологии (межбанковские расчеты, взаимозачеты, расчеты с помощью кредитных карточек, клиринговые расчеты и др.), невозможны без применения сетей ЭВМ, персональных компьютеров, функциональных пакетов прикладных программ. Все крупные предприятия ведут свою бухгалтерию с использованием специализированных пакетов (например, 1С-бухгалтерия). Для выполнения текущих аналитических расчетов финансовый менеджер может воспользоваться также стандартным программным обеспечением, в частности различными электронными таблицами.
Как показано на рис. 1.6, объект системы управления финансами предприятия представляет собой совокупность трех взаимосвязанных элементов*, отношения, ресурсы, источники (обязательства) - именно этими элементами и пытаются управлять менеджеры.
Под финансовыми отношениями мы будем понимать отношения между различными субъектами (физическими и юридическими лицами), которые влекут изменение в составе активов и (или) обязательств этих субъектов. В основе финансовых отношений лежит система договоров. Эти отношения должны иметь документальное подтверждение (договор, накладная, акт, ведомость и др.) и, как правило, сопровождаться изменением имущественного и (или) финансового положения контрагентов. Слова «как правило» означают, что в принципе возможны финансовые отношения, которые при их возникновении не отражаются немедленно на финансовом положении в силу принятой системы их реализации (например, заключение договора купли-продажи). Финансовые отношения многообразны; к ним относятся отношения с бюджетом, контрагентами, поставщиками, покупателями, финансовыми рынками и институтами, собственниками, работниками и др. Управление финансовыми отношениями основывается, как правило, на принципе экономической эффективности.
Вторым элементом объекта финансового менеджмента являются финансовые ресурсы (точнее, ресурсы, выражаемые в терминах финансов). Эти ресурсы представлены в активе баланса; иными словами, они весьма разнообразны и могут быть классифицированы по различным признакам. В частности, это долгосрочные материальные, нематериальные и финансовые активы, производственные запасы, дебиторская задолженность и денежные средства и их эквиваленты. Естественно, речь идет не о материально-вещественном их представлении, а о целесообразности вложения денежных средств в те или иные активы и их соотношении. Задача финансового менеджмента - обосновать и поддерживать оптимальный состав активов, т. е. ресурсного потенциала предприятия, и по возможности не допускать неоправданного омертвления денежных средств в тех или иных активах.
Управление источниками финансовых ресурсов - одна из важнейших задач финансового менеджера. Источники представлены в пассивной стороне баланса предприятия. Основная проблема в управлении источниками средств заключается в том, что, как правило, не бывает бесплатных источников; поставщику финансовых ресурсов надо платить. Поскольку каждый источник имеет свою стоимость, возникает задача оптимизации структуры источников финансирования в долгосрочном и в краткосрочном аспектах.
Функционирование любой системы управления финансами осуществляется в рамках действующего правового и нормативного обеспечения. Сюда относятся законы, указы Президента РФ, постановления правительства, приказы и распоряжения министерств и ведомств, лицензии, уставные документы, нормы, инструкции, методические указания и др.
В любом предприятии создается некоторая система управления, предназначенная для координации действий своих подразделений и сотрудников. В основе этой системы лежит так называемая организационная структура, т. е. совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих структурных и функциональных подразделений. Одним из важнейших компонентов общей системы управления деятельностью предприятия является его система управления финансами. В зависимости от величины предприятия и масштабов его деятельности оргструктура управления финансами может существенно варьироваться.
В малом предприятии эта структура может вообще отсутствовать, а все финансовые вопросы могут решаться руководителем предприятия совместно с главным бухгалтером; в этом случае (а он является весьма распространенным) техническое оформление финансовых решений возлагается на бухгалтерию, а ответственность за их принятие - на директора. В крупном предприятии, деятельность которого по определению отличается многообразием в том числе и в области финансов, подобный подход мало продуктивен, а потому, как правило, в организационной структуре обязательно обособляется самостоятельная финансовая служба (рис. 1.2).
Рис. 1.2. Финансовый компонент в организационной структуре управления
деятельностью фирмы
В приведенном рисунке структурно выделены два крупных подразделения финансовой службы предприятия: планово-аналитический и учетно-контрольный. Первое подразделение отвечает за вопросы прогнозирования, планирования и организации финансовых потоков; вто-
рое организует учет, финансовый контроль и информационное обеспечение лиц, заинтересованных в деятельности предприятия. Очевидно, что оба подразделения просто обязаны тесно взаимодействовать; по крайней мере, их связывает общность информационной базы, в основе которой лежат данные системы бухгалтерского учета, и общность главных целевых установок (в частности, обеспечение эффективной работы предприятия и генерирования им прибыли).
Поскольку никакая оргструктура не может быть создана раз и навсегда в неизменной форме, процесс ее формирования и оптимизации довольно длителен. При этом рекомендуется соблюдать ряд принципов. Их число варьирует, а важнейшими являются:
принцип экономической эффективности: расходы по созданию и поддержанию системы управления финансами, а также ее модернизации должны быть экономически оправданными;
принцип финансового контроля: организационное построение финансовой службы, информационные потоки, полномочия и ответственность отдельных ее подразделений должны быть упорядочены и ориентированы на обеспечение надлежащего контроля за обеспечением а) конгруэнтности (т. е. согласования) целевых установок всех лиц, имеющих отношение к принятию решений финансового характера, и б) оправданности (экономической, юридической и др.) операций финансового характера; этот принцип реализуется, в частности, организацией регулярного внешнего и внутрифирменного аудита;
принцип финансового стимулирования (поощрение/наказание): в рамках системы управления финансами должен быть разработан механизм повышения эффективности работы отдельных подразделений и оргструктуры управления предприятием в целом путем установления мер поощрения и наказания (речь, естествен-но, идет о мерах финансового характера); один из вариантов реализации данного принципа - организация так называемых центров ответственности; кроме того, в крупных фирмах предусматриваются программы поощрения отдельных работников, в частности награждения их акциями фирмы, что отчасти переводит работников из разряда наемных в класс собственников; принцип материальной ответственности: поскольку в любой фирме существуют огромные объемы ценностей, необходима организация некоторой системы персональной и (или) коллективной ответственности за их состоянием и движением; возможны различные формы ответственности, однако угроза возмещения фактического или потенциального ущерба деньгами является наиболее действенной мерой. В организационном плане система управления финансами фирмы не только является элементом общей оргструктуры фирмы, но и, в свою очередь, неким образом структурируется. Один из вариантов структурирования системы, объясняющий в том числе и логику ее функциони-рования, представлен на рис. 1.3. Приведем краткую характеристику основных элементов данной системы.
Как известно из теории систем, любая система управления состоит из двух ключевых элементов - субъекта управления (управляющей подсистемы) и объекта управления (управляемой подсистемы); субъект воздействует на объект с помощью так называемых общих функций управления, т. е. функций, с необходимостью реализуемых в любом типовом предприятии безотносительно его размеров, отраслевой принадлежности, формы собственности и др.
В приложении к управлению фи-нансами фирмы субъект управления может быть представлен как совокупность пяти базовых элементов: 1) оргструктуры управления финансами; 2) кадров финансовой службы; 3) финансового инструментария; 4) информации финансового характера и 5) технических средств управления финансами.
Предназначение каждого из обособленных элементов очевидно. Организационная структура системы управления финансами хозяйствующего субъекта, а также ее кадровый состав могут быть построены разными способами, в зависимости от размеров предприятия и вида его деятельности. Как отмечалось выше, для крупной компании наиболее характерно обособление специальной службы, руководимой вице-пре- зидентом по финансам (финансовым директором) и, как правило, включающей бухгалтерию и финансовый отдел. Финансовые методы, приемы, модели и инструменты предназначены для управления финансовыми активами, обязательствами, капиталом, а также для оценки целесообразности и эффективности операций с ними. Операции финансового характера обычно носят неспонтанный характер; напротив, они тщательно готовятся и обосновываются - для этого нужно соответствующее информационное обеспечение (бухгалтерская отчетность, сообщения финансовых органов, информация учреждений банковской системы, данные товарных, фондовых и валютных бирж, несистемные сведения). Современные финансовые технологии и даже простейшие расчеты, как правило, реализуются с помощью компьютеров и соответствующего математического и программного обеспечения.
Как показано на рис. 1.3, объект системы управления финансами предприятия представляет собой совокупность трех взаимосвязанных элементов: отношения, ресурсы, источники ресурсов - именно этими элементами и приходится управлять менеджерам.
Под финансовыми отношениями мы будем понимать отношения между различными субъектами (физическими и юридическими лицами), которые влекут изменение в составе активов и (или) источников средств этих субъектов. Безусловно, основными элементами, сопровождающими и оформляющими финансовые отношения, являются договоры и их разновидность - финансовые инструменты. Эти отношения должны иметь документальное подтверждение (договор, накладная, акт, ведомость и др.) и, как правило, сопровождаться изменением имущественного и (или) финансового положения контрагентов. Слова «как правило» означают, что в принципе возможны финансовые от-ношения, которые при их возникновении не отражаются немедленно на финансовом положении в силу принятой системы их реализации (например, заключение договора купли-продажи). Финансовые отношения многообразны; к ним относятся отношения с бюджетом, контрагентами, поставщиками, покупателями, финансовыми рынками и ин-ститутами, собственниками, работниками и др. Управление финансовыми отношениями основывается, как правило, на принципе экономической эффективности.
2. Вторым элементом объекта финансового менеджмента являются финансовые ресурсы (точнее, ресурсы, выражаемые в терминах финан-сов), с помощью которых хозяйствующий субъект может решать свои задачи инвестиционно-финансового характера. Эти ресурсы представ-лены в активе баланса; иными словами, они весьма разнообразны и мо-гут быть классифицированы по различным признакам. В частности, это долгосрочные материальные, нематериальные и финансовые активы, производственные запасы, дебиторская задолженность и денежные средства и их эквиваленты. Естественно, речь идет не о материально-ве- щественном их представлении, а о целесообразности вложения денеж ных средств в те или иные активы и их соотношении. Задача финансо-вого менеджмента - обосновать и поддерживать оптимальный состав активов, т. е. ресурсного потенциала предприятия, и по возможности не допускать неоправданного омертвления денежных средств в тех или иных активах.
Управление источниками финансовых ресурсов - одна из важнейших задач финансового менеджера. Источники представлены в пассивной стороне баланса предприятия. Основная проблема в управлении источниками средств заключается в том, что, как правило, не бывает бесплатных источников; поставщику финансовых ресурсов надо пла-. тить. Поскольку каждый источник имеет свою стоимость, возникает задача оптимизации структуры источников финансирования в долгосрочном и краткосрочном аспектах.
Функционирование любой системы управления финансами осуществляется в рамках действующего правового и нормативного обеспечения. Сюда относятся законы, указы Президента РФ, постановления правительства, приказы и распоряжения министерств и ведомств, лицензии, уставные документы, нормы, инструкции, методические указания и др.
С позиции практического управления финансами субъекта хозяйствования ключевым является умение более или менее обоснованно отвечать на следующие вопросы:
удовлетворены ли стратегические инвесторы деятельностью предприятия, направлением и динамикой ее развития, положением в конкурентной среде?
каковы должны быть величина и оптимальный состав активов предприятия, позволяющие достичь поставленные перед предприятием цели и задачи?
где найти источники финансирования и каков должен быть их оптимальный состав?
как организовать текущее и перспективное управление финансовой деятельностью, обеспечивающее (а) платежеспособность, (б) финансовую устойчивость предприятия, (в) экономически эффективную, рентабельную работу и (г) ритмичность платежно-расчетных операций?
Решаются эти вопросы в рамках финансового менеджмента как системы эффективного управления финансовой деятельностью предприятия. Одна из наиболее распространенных интерпретаций финансового менеджмента такова: он представляет собой систему отношений, возникающих на предприятии по поводу привлечения и использования финансовых ресурсов, Возможна и более широкая его трактовка, расширяющая предмет этого научного и практического направления, начиная с финансовых ресурсов и кончая всей совокупностью отношений, обязательств и результатов деятельности предприятия, поддающихся стоимостной оценке. Учитывая, что любые действия по реализации финансовых отношений, в частности, в приложении к коммерческой организации, немедленно сказываются на ее имущественном и финансовом положении, финансовый менеджмент можно также трактовать как систему действий по оптимизации ее баланса.
Логика функционирования системы управления финансами предприятия представлена на рис. 12.3. Приведем краткую характеристику основных элементов данной системы (некоторые из них в последующих разделах книги будут описаны более подробно).
Как известно из теории систем, любая система управления состоит из двух ключевых элементов - субъекта управления и объекта управления; субъект воздействует на объект с помощью так называемых общих функций управления (анализ, планирование, организация, учет, контроль, регулирование), руководствуясь при этом системой целей, стоящих перед хозяйствующим субъектом.
В приложении к управлению финансами предприятия субъект управления, или управляющая подсистема, может быть представлена как совокупность шести базовых элементов: оргструктуры управления финансами, кадров финансовой службы, финансовых методов, финансовых инструментов, информации финансового характера и технических средств управления финансами.
Организационная структура системы управления финансами хозяйствующего субъекта, а также се кадровый состав могут быть построены различными способами в зависимости от размеров предприятия и вида его деятельности. Как отмечалось выше, для крупной компании наиболее характерно обособление специальной службы, руководимой вице-президентом по финансам (финансовым директором) и, как правило, включающей бухгалтерию и финансовый отдел.
Финансовые методы, приемы, модели представляют собой основу инструментария, практически используемого в управлении финансами. Все приемы и методы, находящиеся в арсенале финансового менеджера, с определенной долей условности можно разделить на три большие группы: общеэкономические, прогнозно-аналитические и специальные.
К первой группе относятся кредитование, ссудозаемные операции, система кассовых и расчетных операций, система страхования, система расчетов, система финансовых санкций, трастовые операции, залоговые операции, трансфертные операции, система производства амортизационных отчислений, система налогообложения и др. Общая логика подобных методов, их основные параметры, возможность или обязательность исполнения задаются централизованно в рамках системы государственного управления экономикой, а вариабельность в их применении достаточно ограниченна.
Во вторую группу входят финансовое и налоговое планирование, методы прогнозирования, факторный анализ, моделирование и др. Большинство из этих методов уже импровизационны по своей природе.
Промежуточное положение между этими двумя группами по степени централизованной регулируемости и обязательности применения занимают специальные методы управления финансами, многие из которых еще только начинают получать распространение в Рос.сии; это дивидендная политика, финансовая аренда, факторинговые операции, франчайзинг, фьючерсы и т. п. В основе многих из этих методов лежат производные финансовые инструменты.
В финансовом менеджменте широко используются различные виды моделей. В широком смысле модель представляет собой любой образ, мысленный или условный аналог какого-либо объекта, процесса или явления, используемый в качестве его «заместителя» или «представителя». Известны различные классификации моделей в экономике; в частности, весьма распространены дескриптивные, нормативные и предикативные модели, жестко детерминированные и стохастические модели, балансовые модели и др. Модели применяются для описания имущественного и финансового положения предприятия, характеристики стратегии финансирования деятельности предприятия в целом или отдельных ее видов, управления конкретными видами активов и обязательств, прогнозирования основных финансовых показателей, факторного анализа и др. Достаточно подробную характеристику аналитических методов и моделей можно найти в специальной литературе.
Финансовые инструменты - относительно новое понятие в теории финансов, однако значимость его стремительно возрастает. Финансовый инструмент есть любой договор между двумя контрагентами, в результате которого одновременно возникают финансовый актив у одного контрагента и финансовое обязательствово долгового или долевого характера -у другого. Финансовые инструменты подразделяются на первичные и вторичные. К первичным относятся кредиты, займы, облигации, другие долговые ценные бумаги, кредиторская и дебиторская задолженность по текущим операциям, долевые ценные бумаги. Вторичные финансовые инструменты (синоним: производные инструменты, деривативы) - это финансовые опционы, фьючерсы, форвардные контракты, процентные свопы, валютные свопы. Финансовые инструменты являются основой любых операций компании на финансовых рынках, идет ли речь о привлечении капитала (в этом случае осуществляется эмиссия акций или облигаций), операциях спекулятивного характера (приобретение ценных бумаг с целью получения текущего дохода, операции с опционами), финансовых инвестициях (вложения я акции), операциях хеджирования (эмиссия или приобретение фьючерсов или форвардов), формировании страхового запаса эквивалентов денежных средств (приобретение высоколиквидных ценных бумаг) и др.
Информация финансового характера, или информационная база, является основой информационного обеспечения системы управления финансами на любом уровне, поскольку всякое обоснованное, неспонтанное решение базируется на некоторых данных. Информационная база весьма обширна и включает обычно любые сведения финансового характера; в частности, сюда относятся бухгалтерская отчетность, сообщения финансовых органов, информация учреждений банковской системы, данные товарных, фондовых и валютных бирж, несистемные сведения.
Техническое средства управления финансами являются самостоятельным и весьма важным элементом финансового менеджмента. Многие современные системы, основанные на безбумажной технологии (межбанковские расчеты, взаимозачеты, расчеты с помощью кредитных карточек, клиринговые расчеты и др.), невозможны без применения сетей ЭВМ, персональных компьютеров, функциональных пакетов прикладных программ. Все крупные предприятия ведут свою бухгалтерию с использованием специализированных пакетов (например, 1С-бухгалтерия). Для выполнения текущих аналитических расчетов финансовый менеджер может воспользоваться также и стандартным программным обеспечением, в частности пакетами типа Excel, Lotus и др.
Как показано на рис. 12.3, объект системы управления финансами предприятия представляет собой совокупность трех взаимосвязанных элементов: финансовые отношения, финансовые ресурсы, обязательства - именно этими элементами и пытаются управлять менеджеры.
Под финансовыми отношениями мы будем понимать отношения между различными субъектами (физическими и юридическими лицами), которые влекут за собой изменение в составе активов и (или) обязательств этих субъектов. Эти отношения должны иметь документальное подтверждение (договор, накладная, акт, ведомость и др.) и, как правило, сопровождаться изменением имущественного и (или) финансового положения контрагентов. Слова «как правило» означают, что в принципе возможны финансовые отношения, которые при их возникновении не отражаются немедленно на финансовом положении в силу принятой системы их реализации (например, заключение договора купли-продажи). Финансовые отношения многообразны; к ним относятся отношения с бюджетом, контрагентами, поставщиками, покупателями, финансовыми рынками и институтами, собственниками, работниками и др. Управление финансовыми отношениями основывается, как правило, на принципе экономической эффективности.
Вторым элементом объекта финансового менеджмента являются финансовые ресурсы, точнее, ресурсы, выражаемые в терминах финансов. По сути, эти ресурсы представлены в активе баланса; иными словами, они весьма разнообразны и могут быть классифицированы по различным признакам. В частности, это долгосрочные материальные, нематериальные и финансовые активы, производственные запасы, дебиторская задолженность и денежные средства и их эквиваленты. Естественно, речь идет не о материально-вещественном их представлении, а о целесообразности вложения денежных средств в те или иные активы и их соотношении. Задача финансового менеджмента - обосновать и поддерживать оптимальный состав активов, т. е. ресурсного потенциала предприятия, и по возможности не допускать неоправданного омертвления денежных средств в тех или иных активах.
Управление источниками финансовых ресурсов - одна из важнейших задач финансового менеджера. Источники представлены в балансе предприятия. Проблема заключается в том, что, как правило, не бывает бесплатных источников - поставщику финансовых ресурсов нужно платить. Поскольку каждый источник имеет свою стоимость, возникает задача оптимизации структуры источников финансирования как в долгосрочном, так и в краткосрочном аспекте.
Функционирование любой системы управления финансами осуществляется в рамках действующего правового и нормативного обеспечения. Сюда относятся: законы, указы президента, постановления правительства, приказы и распоряжения министерств и ведомств, лицензии, уставные документы, нормы, инструкции, методические указания и др.
Любой бизнес начинается с постановки и ответа на следующие три ключевые вопроса:
каковы должны быть величина и оптимальный состав активов предприятия, позволяющие достичь поставленные перед предприятием цели и задачи?
где найти источники финансирования и каков должен быть их оптимальный состав?
как организовать текущее и перспективное управление финансовой деятельностью, обеспечивающее платежеспособность и финансовую устойчивость предприятия?
Решаются эти вопросы в рамках финансового менеджмента, являющегося одной из ключевых подсистем общей системы управления предприятием. Логика ее функционирования представлена на рис. 1.
Рисунок 1. Структура и процесс функционирования системы финансового управления на предприятии
Организационная структура системы управления финансами хозяйствующего субъекта, а также ее кадровый состав могут быть построены различными способами в зависимости от размеров предприятия и вида его деятельности.. Для крупной компании наиболее характерно обособление специальной службы, руководимой вице-президентом по финансам (финансовым директором) и, как правило, включающей бухгалтерию и финансовый отдел (рис. 2).
Рисунок 2. Организационная структура управления предприятием
На небольших предприятиях роль финансового директора обычно выполняет главный бухгалтер. Главное, что следует отметить в работе финансового менеджера, это то, что она либо составляет часть работы высшего звена управления фирмы, либо связана с предоставлением ему аналитической информации, необходимой и полезной для принятия управленческих решений финансового характера. Вне зависимости организационной структуры фирмы финансовый менеджер отвечает за анализ финансовых проблем, принятие в некоторых случаях решений или выработку рекомендаций высшему руководству.
Приведенная на рис. 1.2 схема нетиповая, а состав ее элементов может варьировать в зависимости от национальных особенностей организации бизнеса в той или иной стране, вида компании, ее размера и прочих факторов. Так, в ФРГ высшим органом управления крупной компанией является наблюдательный совет, включающий владельцев компании, а также представителей ее работников и независимых экспертов. Наблюдательный совет назначает совет директоров, осуществляющих коллективное руководство оперативной деятельностью компании; один из директоров при этом выполняет функции спикера.
Существуют различные подходы к трактовке понятия “финансовый инструмент”. В наиболее общем виде под финансовым инструментом понимается любой контракт, по которому происходит одновременное увеличение финансовых активов одного предприятия и финансовых обязательств другого предприятия.
Финансовые активы включают:
- - денежные средства;
- - контрактное право получить от другого предприятия денежные средства или любой другой вид финансовых активов;
- - контрактное право обмена финансовыми инструментами с другим предприятием на потенциально выгодных условиях;
- - акции другого предприятия.
К финансовым обязательствам относятся контрактные обязательства:
- - выплатить денежные средства или предоставить какой-то иной вид финансовых активов другому предприятию;
- - обменяться финансовыми инструментами с другим предприятием на потенциально невыгодных условиях (в частности, такая ситуация может возникнуть при вынужденной продаже дебиторской задолженности).
Финансовые инструменты подразделяются на первичные (денежные средства, ценные бумаги, кредиторская и дебиторская задолженность по текущим операциям) и вторичные, или производные (финансовые опционы, фьючерсы, форвардные контракты, процентные свопы, валютные свопы).
Существует и более упрощенное понимание сущности понятия “финансовый инструмент”. В соответствии с ним выделяют три основные категории финансовых инструментов: денежные средства (средства в кассе и на расчетном счете, валюта), кредитные инструменты (облигации, форвардные контракты, фьючерсы, опционы, свопы и др.) и способы участия в уставном капитале (акции и паи).
Методы финансового управления многообразны. Основными из них являются: прогнозирование, планирование, налогообложение, страхование, самофинансирование, кредитование, система расчетов, система финансовой помощи, система финансовых санкций, система амортизационных отчислений, система стимулирования, принципы ценообразования, трастовые операции, залоговые операции, трансфертные операции, факторинг, аренда, лизинг. Составным элементом приведенных методов являются специальные приемы финансового управления: кредиты, займы, процентные ставки, дивиденды, котировка валютных курсов, акциз, дисконт и др. Основу информационного обеспечения системы финансового управления составляет любая информация финансового характера:
- - бухгалтерская отчетность;
- - сообщения финансовых органов;
- - информация учреждений банковской системы;
- - информация товарных, фондовых и валютных бирж;
- - прочая информация.
Техническое обеспечение системы финансового управления является самостоятельным и весьма важным ее элементом. Многие современные системы, основанные на безбумажной технологии (межбанковские расчеты, взаимозачеты, расчеты с помощью кредитных карточек и др.), невозможны без применения сетей ЭВМ, персональных компьютеров, функциональных пакетов прикладных программ.
Функционирование любой системы финансового управления осуществляется в рамках действующего правового и нормативного обеспечения. Сюда относятся: законы, указы Президента, постановления правительства, приказы и распоряжения министерств и ведомств, лицензии, уставные документы, нормы, инструкции, методические указания и др.