Праздник воцерковления. Обновление царьграда
Церковные православные праздники делят на великие, средние и малые. К великим относятся Пасха, двунадесятые и недвунадесятые. В эти дни богослужения в церквях проходят с особой торжественностью.
Пасха
Пасха (полное церковное название - Светлое Христово Воскресение) - важнейшее и самое светлое событие в церковном календаре христиан. Дата праздника уникальна для каждого года, определяется по солнечно-лунному календарю и попадает в период с 4 апреля по 8 мая. Пасха посвящена воскресению Иисуса Христа после распятия. В этот день принято посещать богослужения, освящать в церквях куличи и крашеные яйца, накрывать праздничный стол, устраивать гуляния. Люди приветствуют друг друга словами: «Христос воскрес!», на которые полагается отвечать: «Воистину воскрес!».
Двунадесятые праздники
Двунадесятые праздники - 12 важнейших праздников православного календаря, посвященных событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы. Их разделяют на две категории: непереходящие и переходящие.
Двунадесятые непереходящие праздники
Двунадесятые непереходящие праздники имеют фиксированную дату, каждый год приходятся на одно и то же число.
Рождество Христово - 7 января
Праздник установлен в честь появления на свет Иисуса Христа. В этот день принято посещать богослужения, накрывать праздничный стол, ходить по домам и петь колядки. Люди приветствуют друг друга словами: «Христос родился!», на которые полагается отвечать: «Славим Его!». Празднику предшествует 40-дневный Рождественский пост.
Крещение Господне (Святое Богоявление) - 19 января
Праздник установлен в честь крещения Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. В этот день принято освящать воду в церквях, купаться в проруби.
Сретение Господне - 15 февраля
Праздник установлен в память о встрече в Иерусалимском храме Симеона Богоприимца с маленьким Иисусом при совершении обряда посвящения Богу. Встреча произошла на 40-й день после рождения Иисуса. В этот день принято молиться, ходить в церковь, освящать свечи.
Благовещение Пресвятой Богородицы - 7 апреля
Праздник посвящен возвещению Архангелом Гавриилом Деве Марии о зачатии и будущем рождении Сына Божьего. В этот день принято посещать богослужения, освящать просвиры в храмах, подавать милостыню, заниматься благотворительностью.
Преображение Господне - 19 августа
Праздник посвящен воспоминаниям о Божественном преображении Иисуса перед учениками во время молитвы на горе Фавор. В этот день принято освящать в церкви яблоки, груши, виноград, чтить память умерших родственников.
Успение Пресвятой Богородицы - 28 августа
Праздник посвящен воспоминанию об успении (смерти) Божией Матери. В этот день верующие люди ходят в церковь, молятся Пресвятой Богородице, освящают хлеб, подают милостыню. Празднику предшествует Успенский пост.
Рождество Пресвятой Богородицы - 21 сентября
Праздник установлен в честь появления на свет Девы Марии - матери Иисуса Христа. В этот день принято посещать церковь, молиться Пресвятой Богородице, заниматься благотворительностью.
Воздвижение Креста Господня - 27 сентября
Полное название праздника - Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Он установлен в честь обретения в Иерусалиме около горы Голгофы Креста, на котором распяли Иисуса. В этот день принято соблюдать строгий пост, молиться за свое здоровье и здоровье близких людей.
Введение во храм Пресвятой Богородицы - 4 декабря
Праздник посвящен введению маленькой Марии - матери Иисуса Христа - в Иерусалимский храм для посвящения Богу. В этот день в храмах проводят торжественную службу, прихожане молятся Деве Марии.
Двунадесятые переходящие праздники
Двунадесятые переходящие праздники имеют уникальную для каждого года дату, которая зависит от даты празднования Пасхи и перемещается вместе с ней.
Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим)
Праздник отмечается за неделю до Пасхи. Посвящен торжественному появлению Иисуса Христа в Иерусалиме накануне Его мученических страданий и смерти. В этот день принято освящать в церкви вербу, хлестать веточками членов семьи, приговаривая при этом: «Не я бью, верба бьет!» или «Верба хлест, бей до слез!».
Вознесение Господне
Полное название праздника - Вознесение Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Отмечается на 40-й день после Пасхи. Праздник посвящен вознесению Иисуса Христа на небеса. В этот день принято посещать богослужения в церквях, молиться, подавать милостыню.
День Святой Троицы (Пятидесятница)
Празднуется на 50-й день после Пасхи. Праздник установлен в честь сошествия Святого Духа на апостолов и Деву Марию. На Троицу принято посещать торжественную службу в церкви, украшать храмы и дома ветками деревьев, устилать пол свежей травой, устраивать праздничный обед, устраивать гуляния и ярмарки.
Недвунадесятые праздники
Недвунадесятые праздники - 5 великих праздников Православной Церкви, посвященных рождению и смерти Иоанна Предтечи - крестителя Иисуса Христа, апостолам Петру и Павлу, явлению Богородицы, обрезанию Господню.
Обрезание Господне - 14 января
Праздник установлен в воспоминание о совершении над младенцем Иисусом иудейского обряда обрезания. В этот день в храмах проходят праздничные богослужения, люди ходят по домам, поют засевальные песни и желают хозяевам добра, благополучия.
Рождество Иоанна Предтечи - 7 июля
Полное название праздника - Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Посвящен рождению Иоанна Предтечи - крестителя Иисуса Христа. В этот день люди посещают богослужения, освящают в церкви воду, травы и цветы.
Святых апостолов Петра и Павла - 12 июля
Праздник посвящен воспоминанию о перенесении мощей святых апостолов Петра и Павла. В этот день рыбаки молятся об успешной рыбалке, устраиваются ярмарки и гуляния.
Усекновение главы Иоанна Предтечи - 11 сентября
Праздник посвящен воспоминанию о мученической смерти Иоанна Предтечи - крестителя Иисуса Христа. В этот день принято посещать богослужения, соблюдать строгий пост.
Покров Пресвятой Богородицы - 14 октября
Праздник установлен в честь явления Девы Марии святому Андрею Юродивому. В этот день принято посещать храмы, обращаться с молитвой к Пресвятой Богородице о здоровье, заступничестве, счастливой семейной жизни.
Средние и малые православные праздники отличаются меньшей торжественностью богослужения.
Вседневные по своей сути не являются праздниками. Это дни памяти святых.
Православные посты
- периоды воздержания от пищи животного происхождения.
По длительности посты делятся на многодневные и однодневные. В году 4 многодневных и 3 однодневных поста. Также постными днями являются каждая среда и пятница (в сплошные седмицы в эти дни нет поста). Посты разнятся по степени строгости, вплоть до полного воздержания от пищи.
Сплошные седмицы - недели, в которые нет поста в среду и пятницу. В году 5 таких седмиц.
Дни поминовения усопших - дни всеобщего поминовения умерших христиан. В году 8 таких дней.
Православные праздники восходят ко временам Ветхого Завета. К ним примыкают праздники, получившие свое начало в Новозаветное время. Каждый из них посвящен воспоминанию важнейших событий в жизни Иисуса Христа и Божьей Матери, а также памяти святых угодников, поэтому в своих службах Церковь прославляет тех, кому посвящен известный день года.
Признавая праздники полезными с точки зрения благочестия, Церковь всегда сообщала их празднованию торжественный характер, при этом необходимым условием считалось совершение таинства Евхаристии или причащение Святых Таин. Сообразно этому была устроена и вся жизнь христиан в праздничные дни: они освобождали себя от мирских занятий и трудов, не устраивали шумные увеселения, пиршества, но освящали их благотворениями в пользу Церкви и бедных.
В 4-6 веках покровительствовавшие Церкви византийские императоры издали закон, которым запрещалось нарушать святость праздников отправлением общественных должностей и судопроизводства , запрещены были также забавы и увеселения, например, театральные представления, поединки и конские скачки. Император Константин Великий запретил производить в воскресные дни торговлю.
Следуя этим и другим законодательствам, праздничные дни и по сей день отличаются от обыкновенных дней освобождением от трудов и работ, торжествами, некоторыми обрядами и церемониями, придающими отличительный характер тому или иному празднику. Такие законы есть в других государствах, исповедывающих христианство, а также у иудеев и магометан.
По своей сути православный церковный календарь-пасхалия состоит из двух частей - неподвижной и подвижной.
|
Подвижная часть церковного календаря перемещается вместе с изменяющейся год от года датой празднования Пасхи
. Сама дата празднования Пасхи определяется согласно лунному календарю и ряду дополнительных догматических факторов (не праздновать Пасху с иудеями, праздновать Пасху только после весеннего равноденствия,
праздновать Пасху только после первого весеннего полнолуния). Все «подвижные» праздники отсчитываются от Пасхи и перемещаются в пространстве «светского» календаря вместе с ней.
Таким образом, обе части календаря-пасхалии (подвижная и неподвижная) в совокупности определяют календарь православных праздников.
Ниже представлены наиболее значимые для православного христианина события: так называемые Великие праздники и Двунадесятые праздники. Синим цветом обозначены неподвижные, а Красным - подвижные даты. Хотя православная церковь живет по «старому стилю», отличающемуся на 13 дней, даты для удобства указаны согласно общепринятому «светскому» календарю «нового стиля».
Православные посты в 2019 году
Рождественский постПродлится с 28.11.2019 по 06.01.2020 года. Он поделен на 3 части, притом каждая усиливает предшествующую, предполагает строгий запрет на разные продукты. В первую декаду поста позволено кушать рыбу и продукты из нее, во вторую декаду рыба позволена лишь в выходные. В третью декаду нужно полностью отказаться от рыбы и, кроме того, еды нерастительного происхождения.
Великий пост
11.03 - 27.04.2019 года. Подразумевает 7 недель основного поста, а также 4 недели подготовительных практик телесного и духовного типа. Великий пост считается главным в религии, предполагает колоссальное количество ограничений. Существуют предписания для седмиц, некое сакральное значение, когда люди приобщаются к Богу и всему, что с ним связано.
Апостольский пост
24.06 - 11.07.2019 года. Нужно ограничиться в еде, принимать ее только в сыром виде, без масла. Во вторник и четверг возможны небольшие послабления, связанные с тем, что пища приправляется растительным маслом. В выходные можно кушать рыбу, а также пригубить вина.
Успенский пост
14 - 27.08.2019 года. Пост длится 2 недели, рассчитан на то, что в понедельник, среду и пятницу люди предпочтут сухоядение, откажутся от рыбы и мяса, молока, также вина. В это время почитается память Иоанна Предтечи.
24 мая отмечается 5 православных церковных праздников. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.
Церковные православные праздники 24 мая
Равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских
День чествования братьев Мефодия (815-885) и Константина (827-869; монашеское имя — Кирилл). Создатели славянской азбуки и авторы перевода священно-богослужебных книг. Мефодий был архиепископом Моравии и Паннонии.
Родные братья Кирилл и Мефодий происходили из благочестивой семьи, жившей в греческом городе Солуни (в Македонии). Они были дети одного воеводы, родом болгарского славянина. Святой Мефодий был старшим из семи братьев, святой Константин (Кирилл - его монашеское имя) - самым младшим.
Святой Мефодий сначала служил, как и отец его, в военном звании. Царь, узнав о нем, как о хорошем воине, поставил его воеводой в одно славянское княжество Славинию, бывшею под греческой державой. Это случилось по особому усмотрению Божию и для того, чтобы Мефодий мог лучше научиться славянскому языку, как будущий впоследствии духовный учитель и пастырь славян. Пробыв в чине воеводы около 10 лет и познав суету житейскую, Мефодий стал располагав свою волю к отречению от всего земного и устремлять свои мысли к небесному. Оставив воеводство и все утехи мира, он ушел в монахи на гору Олимп.
Затем Кирилл удалился к брату Мефодию и несколько лет разделял с ним иноческие подвиги в монастыре на Олимпе, где впервые стал заниматься изучением славянского языка. В обителях, бывших на горе, было много иноков-славян из разных соседних стран, почему Константин мог иметь здесь для себя постоянную практику, что для него было особенно важно, так как он, почти с детства, все время проводил в греческой среде. Вскоре император вызвал обоих святых братьев из монастыря и отправил их к хазарам для евангельской проповеди. На пути они остановились на некоторое время в городе Корсуни, готовясь к проповеди.
Здесь же святые братья узнали, что мощи священномученика Климента, папы Римского, находятся в море, и чудесным образом обрели их.
Там же в Корсуни святой Константин нашел Евангелие и Псалтирь, написанные «русскими буквами», и человека, говорящего по-русски, и стал учиться у этого человека читать и говорить на его языке. После этого святые братья отправились к хазарам, где одержали победу в прениях с иудеями и мусульманами, проповедуя Евангельское учение.
Мокей Мокрый
Священномученика Мокия
Чествование памяти пресвитера в г. Амфипии (Македония). Казнен в Византии в 295 году.
Народно-христианский праздник Мокей Мокрый отмечается 24 мая (11 мая по старому стилю) каждого года. В православном церковном календаре это день почтения памяти священномученика Мокия Амфипольского. Другие названия праздника: День обновления Царь-града, Мокий Мокрый, Мокрый день, День Мокия Мокрого, Мокеев день. Мокрым день прозвали за то, что, во-первых, он созвучен с именем святого, а во-вторых, что в его праздник часто бывают дожди. На Мокея Мокрого люди выполняют повседневную работу по дому. На земле в этот день не принято работать.
Обряды восточных славян
Утром наблюдают восход солнца и погоду. Исходя из наблюдений делают прогнозы на лето: «Мокро на Мокéя - жди лета ещё мокрее». По народным приметам, в этот день шли мелкие дожди. Крестьяне говорили: «Мокей с дождем пришёл, работы в поле приостановил». По Мокею и погоду на дальнейшее время определяли: как туманы расстилаются, как заря занимается.
Православная церковь отмечает в этот день обновление Царьграда (Константинополя). Народ это событие переосмыслил по-своему. Крестьяне считали, что в этот день происходит празднование Царя-Града, насылающего грозовые тучи и град. Земледельцы считали за грех на «христианский день обновления Царь-града» сеять хлеб, иначе градом побъёт. Считалось, что град - это камни, бросаемые богом-громовником.
У крестьян существовало поверье, что с приходом Мокия пробуждаются русалки.
Считалось, что в этот день зацветает незабудка. По народному преданию, назван этот цветок так для того, чтобы у людей память сохранялась, чтобы не забывали они своих предков, защитников Отечества, учителей. Незабудку дарили в память о ком-либо из близких. В этот день вспоминали тех, кто оставил по себе добрую память.
Священномученика Иосифа, митрополита Астраханского
День памяти митрополита Астраханского. Погиб мученической смертью в 1672 году во время восстания горожан. К лику святых причислен в 1918 году.
Священномученик Иосиф, первый митрополит Астраханский, родился в 1579 году в Астрахани в семье родителей Климента и Варвары. Скорби и страдания сопровождали его с юных лет до мученической кончины. Мальчику было семь лет, когда в их городе разразилась смута, произведенная сторонниками самозванца Лжедмитрия I. В дом его родителей ворвались казаки, один из которых ударил мальчика камнем по голове, отчего он страдал потом всю жизнь.
Ища спасения своей души, Иосиф поступил в астраханский Свято-Троицкий монастырь. Здесь он подвизался в молитве, посте и трудах сначала в звании простого монаха, а позже - в сане игумена и (с 1630 года) архимандрита. 3 мая 1656 года он был посвящен патриархом Никоном в Архиепископа Астраханского.
Был он достойнейшим архипастырем. О его добродетельной жизни и мудрой рассудительности знали не только в астраханском крае, но и далеко за пределами его. Благочестивый царь Алексей Михайлович питал к нему особенное благоволение и вызывал его в 1663 – 1664 годах в Москву на церковный совет. Привлек он любовью к себе и святейших Патриархов восточных - Александрийского Паисия и Антиохийского Макария, которых он принимал у себя в доме, когда они по царскому зову направлялись в Москву через Астрахань. Патриархам он показался тогда «аки светлейшая звезда, всякое служение человеколюбия и странноприимства являя: в скорбях утешение, в бедствиях помощь, в местах малопроходимых наставление словом и делом; явствуяся доброслужен, рачитель теплый, и во всяких нужных делах творя велие попечение и прилежность». Вот почему патриархи взяли Иосифа с собой в Москву на церковный Собор. Здесь они просили Царя возвести Иосифа в сан митрополита за его великие труды и добродетели, чтобы и прочие архипастыри, смотря на него, подражали ему.
Царь охотно согласился на просьбу патриархов. 17 марта 1667 года Иосифа поставили в митрополиты, причем патриархи, в знак своего уважения, подарили ему дорогой архиерейский саккос, вытканный из сученого шелка с золотом, и испросили для святого Патриаршую привелегию - право совершать в Неделю ваий шествие на осляти, что для XVII века было явлением совершенно исключительным.
Святителя Никодима, архиепископа Сербского
Церковь чествует игумена Хилендарского монастыря, архиепископа Сербского. Жил до 1325 года. Прославился переводом на славянский язык и вводом в Сербии в употребление Типикона (Устава) святого Саввы Освященного Иерусалимского.
Святитель Никодим, одаренный церковный писатель и ученый богослов, подобно многим сербским архиереям первоначально подвизался на Святой горе и был пострижеником, а затем и игуменом (1312-1316 гг.) афонского монастыря Хиландар. Хиландарский иеромонах Гервасий сообщает о святом, что он был родом «из западной страны, земли Рашской, зовущейся сербской».
По смерти архиепископа Саввы III святитель Никодим был избран архиепископом «всея Сербския и Поморския земли» и в 1317 году взошел на престол предстоятеля Сербской Церкви.
Свт.Никодиму принадлежит перевод с греческого на сербский язык устава св. Саввы Освященного. Им же были внесены в синаксарий даты упокоения сербских королей и архиепископов для совершения заупокойных поминовений или праздничных богослужений, если они прославлены в лике святых. В своем переводе Иерусалимского типика Никодим напоминает, что еще свт. Савва Сербский хотел, чтобы его церкви устраивались по подобию иерусалимских храмов и лавры Саввы Освященного. В предисловии к этому труду он говорит: «Всемогущий Бог, знающий немощь нашу, подает силу духовную, если мы первыми сами покажем труд». В одном примечании, относящемся к 1319 году, святой пишет, что берется за перевод типика, исполняя завещание свт. Саввы, и заключает свое восклицание следующими словами: «Молю тех, кто придет после меня, завершить то, что осталось незавершенным ради моей кратковременной жизни».
Преподобного Софрония Печерского, затворника
День памяти святого Софрония. Жил в XIII веке, подвизался в Дальних (Феодосиевых) пещерах.
1 (14) марта 1564 года в Московском печатном дворе русским первопечатником диаконом Иваном Фёдоровым была издана первая русская печатная книга «Апостол». Именно к этому событию приурочен ежегодный православный праздник - День православной книги.
В 2018 году в Русской Православной Церкви в девятый раз празднуется День православной книги, за прошедшие годы превратившийся в целую серию церковно-общественных мероприятий, проходящих не только 14 марта, но в течение первых весенних месяцев. О просветительском значении этого праздника, а также о том, какое значение православная книга имеет для России и всего Русского мира «Царьграду» рассказал глава Издательского совета Русской Православной Церкви, член Высшего Церковного совета митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин ).
Митрополит Климент об истории Дня православной книги
«Царьград» : Владыка, в сравнении с абсолютным большинством других церковных праздничных и памятных дат День православной книги - относительно новый праздник. Расскажите, пожалуйста, о его предыстории, как и когда он был придуман, к чему приурочен?
Митрополит Климент : Дату праздника определила наша отечественная история. Как известно, именно 1 марта по старому стилю, а значит, 14 марта по стилю новому в 1564 году был зафиксирован выход из печати первой книги. Это произошло в Москве на печатном дворе. Диакон Иван Фёдоров сделал первый оттиск книги «Апостол». С этого момента началось официальное книгопечатание в нашей стране. Подчеркну особо, что «Апостол» - это и богослужебная книга, которая поныне используется в любом православном храме, и вместе с тем она предназначена для домашнего христианского чтения. Как в те времена, так и сегодня благочестивые люди читают её дома.
В разговоре со Святейшим Патриархом Кириллом мы не раз обсуждали, как поднять авторитет чтения в нашем обществе, привлечь внимание современных людей к хорошей, содержательной книге, почтить труды тех, кто веками создавал наше подлинное национальное богатство. Ответом стало решение установить празднование Дня православной книги, о чём было принято решение Патриарха и Священного Синода.
Причём замечу, что речь идёт не только о православной книге в её узком понимании: о Священном Писании, святоотеческих творениях, богословской и церковно-исторической литературе, но и о литературе художественной, которая учит человека, как жить, помогая ему сохранить традиции и развиваться как личности.
Сегодня этот праздник уже не ограничен одним днём: в течение всего марта и апреля проходят многочисленные семинары, конференции, творческие встречи, вечера и другие культурные события. Их главная задача - дать людям, в особенности молодёжи, возможность почувствовать значимость книги для каждого человека. Современный человек всё больше и больше занят внешними хлопотами, а когда приходит домой, у него дома зачастую нет даже полки с книгами. Есть разные гаджеты, мобильные приспособления, телевизор, компьютер и так далее.
Мобильные телефоны отнимают много времени, отвлекают от заботы о своей бессмертной душе и от чтения, которое на это настраивает. Человеку необходимо напоминать, что, забывая о книгах, он внутренне обкрадывает, обессиливает себя.
«Царьград» : Наверное, это происходит ещё и потому, что в последние годы в этой повседневной суете мы вообще забыли о том, что даёт нам чтение?
Митрополит Климент : Да, это бесспорно. Я говорю о чтении любой хорошей литературы. Ведь книги как люди: есть человек хороший, а есть такой, встреч с которым мы стараемся избегать. Как и люди, есть разные книги. Хороший человек всегда подаст руку, поможет, поддержит. И добрая, хорошая книга тоже способна поддержать человека. Она не учит греху, а показывает, как научиться терпеть скорби, преодолевать свои прихоти, как обрести веру, любовь к ближнему.
Наша задача заключается в том, чтобы вызвать живой интерес к литературе, актуализировать чтение, как досуг. Обращаясь к молодёжи, я всегда объясняю следующее. Во-первых, чтение развивает человека, расширяет его кругозор, позволяет вникнуть в сущность вещей. Чтение помогает человеку анализировать события, делает его интересным собеседником. Ведь у каждого читающего человека в памяти найдётся немало историй, рассказов, впечатлений, переживаний. Он мыслит.
День православной книги направлен на популяризацию не самой по себе книги, а именно её чтения. Книги издают и приобретают не для того, чтобы ставить их на полку для красоты, но для обогащения внутреннего мира читателя.
«Царьград» : Владыка, в 2018 году День православной книги празднуется уже в девятый раз, за это время у праздника появилось немало традиций. Какие среди них самые главные?
Митрополит Климент: По традиции, 14 марта мы организуем встречу Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и мэра Москвы Сергея Собянина со школьниками в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя. В ней принимают участие почти 1400 детей из столицы и ближнего Подмосковья. Это и представители кадетских корпусов, и члены многодетных семей, и дети с ограниченными возможностями. Святейший Патриарх и Сергей Семёнович пообщаются с детьми, подарят им подарки. Самым главным подарком в День книги может быть, конечно же, книга.
Помню, в детстве я ждал, когда наступит мой день рождения или праздник Рождества Христова, когда нам дарили новые книжки. В те послевоенные годы купить их было очень сложно, не было такого богатого выбора книг, как сейчас. Да и наш семейный бюджет был весьма скромным. Тем не менее книги дарили обязательно. Например, мне нередко доставались книги от старшего брата. И это было для меня таким счастьем: получить свою книгу!
Воспоминания митрополита Климента о православных книгах его детства
Позднее, когда я учился в пятом или шестом классе, мы ездили в Троице-Сергиеву Лавру. В монастырь приезжали люди, у которых можно было приобрести церковные книги. Такого рода литература в то время не издавалась, и в магазинах её невозможно было купить. Но у этих людей в сумочках эти книги были, они продавали их за рубль, за два. Мы знали их и бегали за ними, интересуясь, какие есть новые книжечки. Это для нас они были новыми, но на самом деле изданы почти сто лет назад.
В те годы я начал собирать свою духовную библиотеку. К окончанию школы купил лично примерно полтора десятка книг духовной литературы. Дома у нас была общая библиотека: Евангелие, Библейская история, Закон Божий, История Русской Православной Церкви, Жития святых на все 12 месяцев. Но семейная библиотека - это одно, а вот своя полочка… Меня в крещении звали Герман, нарекли так в честь преподобного Германа Соловецкого. Помню, как-то одна женщина мне говорит: «Посмотри, есть интересная книжка про Соловки». Этот монастырь тогда был закрыт. Я ей отвечаю: «Про Соловки обязательно куплю!» А денег у меня не хватало, пришлось у мамы попросить в долг 50 копеек, чтобы купить книгу о Соловецком монастыре, где подвизался преподобный Герман.
Я вспоминаю себя, когда наблюдаю, как современные дети получают свои книжки из рук Святейшего Патриарха и мэра города в День православной книги. Это центральное праздничное событие, которое проходит в Храме Христа Спасителя. Кроме того, только в Москве пройдут несколько десятков встреч с юными читателями в библиотеках, школах, вузах. Для студентов пройдёт брейн-ринг, будут показаны несколько выставок, организованы экскурсии, беседы с писателями.
«Царьград» : А будет ли что-то новое, отличное от предыдущих лет?
Митрополит Климент: Мы откроем интерактивную карту библиотек православной литературы. Она составлена на основании сведений о более чем 1500 библиотеках. Это приходские, монастырские, епархиальные книгохранилища. Кроме того, в ней указан ряд светских библиотек, которые имеют в своих фондах специальную секцию «Православная литература». Теперь в распоряжении у читателей будет их интерактивная карта.
В последнее время мы проводим с библиотеками большую работу. Во-первых, библиотеки - это уже не только хранилища книг, они становятся центрами интеллектуальной работы. Сейчас в библиотеки приглашаются интересные люди, которые умеют работать с книгой, которые пишут прозу, стихи. В библиотеках проходят их встречи с читателями. Это очень важное явление в современной жизни России, оно возрождает роль и значимость библиотек, особенно для тех, которые находятся вдали от крупных городов. Ведь очень много мест, где нет книжных магазинов, а библиотеки сохранились. И Издательский совет проводит специальную программу, постоянно направляя в библиотеки сёл и малых городов комплекты литературы, причём не только духовной, но и художественной, которую по содержанию можно отнести к православной книге.
«Царьград» : Вообще, как Вы уже сказали в начале нашей беседы, понятие «православная книга» намного шире, чем можно подумать?
Митрополит Климент : Да, это не только Евангелие, жития святых или творения святых отцов. Это и художественные произведения, которые несут добро, евангельское мировосприятие, помогают людям понять смысл человеческой жизни, научиться великодушию, христианской любви. Это и есть православная книга, которая «дышит» заповедями. И многие писатели «золотого века» нашей литературы прекрасно знали Священное Писание. Возьмите «Капитанскую дочку» Пушкина: она насыщена нравственными идеями, или такое его стихотворение, как «Отцы-пустынники и жёны непорочны…», в котором поэт обнажает своё сердце, излагая молитву Ефрема Сирина. Здесь же и замечательные произведения Ивана Шмелёва. А из более поздних, наших современников, можно назвать книги Владимира Крупина, других номинантов и лауреатов Патриаршей литературной премии.
Особо надо упомянуть, что в рамках Дня православной книги традиционно пройдёт вручение детской литературной премии «Лето Господне» имени Ивана Шмелёва. В Москву приедут десятки детей - участников этого конкурса. Он начался в сентябре, а теперь в дни весенних каникул мы подводим итоги. В этом году в Москву приедут 37 финалистов из разных уголков не только России, но и Белоруссии, Украины, Казахстана и дальнего зарубежья. Эти дети написали очень хорошие и интересные повести, рассказы, дневниковые записи.
Митрополит Климент о недостатках современной художественной литературы
«Царьград» : Насколько современная русская художественная литература отличается от литературы прошлых лет?
Митрополит Климент: Собственно, светская художественная литература появилась в России XVIII-XIX вв. Этому способствовало и развитие книгопечатания, облегчавшее её распространение. Издававшаяся в советское время литература носила свой отпечаток: тогда запрещено было упоминать о Боге, но говорили о добре. Многие советские писатели не боялись приводить слова заповедей «не укради», «не убей». Современные издания, особенно ориентированные на подростковую и молодёжную среду, очень сильно отличаются и далеко не в лучшую сторону.
В советское время для подростков было написано много замечательных, добрых и светлых произведений, в которых практически отсутствовала идеология. Например, «Тимур и его команда». Сейчас, к сожалению, таких книг появляется очень мало. Многие хорошие писатели в погоне за тиражами не уделяют внимания развитию в юных читателях положительных качеств, созиданию в них добрых чувств. Очень мало художественных произведений о жизни семьи в современных условиях. Сегодня особенно нужны книги о семьях, о путях решения их проблем.
Литература советского периода оставила немало произведений о том, как строили советское общество, о подвиге на фронте. Но до сих мало книг, повествующих, как люди сохраняли веру в то время, о том, как семьи воспитывали детей в вере, когда кругом все говорили: «Бога нет». И сейчас явно недостаточно литературы, где был бы показан подвиг христианина в наши дни.
«Царьград» : В прошлом году наш телеканал освещал круглый стол Издательского совета, на котором возникла идея конкурса художественных произведений о новомучениках и исповедниках Церкви Русской. Это ведь как раз то, о чём Вы говорите?
Митрополит Климент : Для того чтобы пробудить интерес у современных писателей обращаться к теме новомучеников в формате не житийной, а именно художественной литературы, мы совместно с издательством «Никея» учредили такой конкурс. Победителя ожидает не только призовой фонд, но и издание его книги тиражом не менее пяти тысяч экземпляров. Для писателя это очень важно. Скажу больше: с Ассоциацией книгоиздателей (АСКИ) достигнута договорённость, что следующий конкурс будет на лучшую книгу о семье. Думаю, этот конкурс мы объявим ближайшей осенью. Обе эти темы - пример новомучеников и исповедников XX века и пример хорошей семейной жизни - очень важны для современного читателя.
«Царьград» : И тем не менее большинство современных людей очень мало знают о православной книге. Существуют ли православные «бестселлеры» в светском понимании этого слова. Книги, которые можно порекомендовать не только воцерковлённым людям, но и тем, кто делает первые шаги к Церкви?
Митрополит Климент : Главный православный «бестселлер» - это Евангелие. Оно уже издано не миллионами, а миллиардами экземпляров и продолжает издаваться. Каждый год к нам в Издательский совет обращаются более десятка издательств, которые хотят издать Евангелие. И мы не должны забывать эту книгу. А если говорить о художественной православной литературе, то и здесь есть прекрасные примеры. Например, книги Виктора Николаева, особенно «Живый в помощи». Эта книга выдержала уже более десяти изданий, в общей сложности почти миллионным тиражом. Разве это не бестселлер? Или книга епископа Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые», которая разошлась миллионными тиражами и переведена на целый ряд языков?
Книги есть, важно, чтобы их замечали. Писателей очень много. Ежегодно мы даём гриф Издательского совета примерно двум тысячам книг. Среди них не только Священное Писание, богослужебная и святоотеческая литература, но и интересные художественные произведения. Все они поступают в церковную книжную сеть. Главное - иметь желание читать.
Митрополит Климент о том, как привить детям любовь к чтению
Обращаюсь ко всем читателям: интересуйтесь книгой, выбирайте не ту, где только красивые картинки, а полезную книгу, которая послужит вам на пользу, поможет вашим детям стать хорошими людьми, когда вырастут. И если вы, родители, привьёте детям любовь к чтению, то дети приобретут через книгу положительный опыт в жизни. К сожалению, экран сейчас в основном засоряет нашу жизнь, а книгу можем выбрать. И мы должны выбрать хорошую книгу, чтобы и у ребёнка сложилось правильное, доброе понимание жизни, наполненное любовью. Если им привить такое понимание жизни, то эту любовь они, прежде всего, когда вырастут, подарят вам, своим родителям.
Но для того, чтобы привить, одно из главных правил - научить детей читать. А для этого нужно читать самому. Посидеть с книгой у детской кроватки, чтобы ребёнок заснул с мыслью: папа читает, мама читает, что в свободное время они не со смартфоном в интернете зависают или с другими гаджетами что-то делают, а листают книгу. Родителям обязательно надо покупать книги и для себя, и для ребёнка. Это один из важных педагогических моментов воспитания: ребёнок должен видеть пример в своих родителях.
«Царьград» : Наверное, так и только так можно вернуть нашей стране статус самой читающей страны, самого читающего народа?
Митрополит Климент : Что ещё очень важно - это убрать с экрана телевизора насилие, убийства и показывать нормальную созидательную жизнь человека. И, конечно, надо, чтобы было больше фильмов по литературным произведениям. Человек, посмотрев фильм любого современного писателя, заинтересуется и прочтёт его книгу.
«Царьград» : И в заключение хотелось бы попросить поздравить читателей и зрителей «Царьграда» с предстоящим праздником.
Митрополит Климент : Дорогие читатели, сердечно поздравляю вас с Днём православной книги! Помните, что книга нас научила, как жить. Она дала нам знания о Боге, понимание своего предназначения и устройства окружающего мира. Мы изучили его законы. Но самое главное, мы должны изучить законы духовной жизни и научить наших детей жить по любви к Богу, с верой, в стремлении больше обращаться к книге, потому что хорошая книга научит только добру. Храни вас всех Господь!