Способность постигать смысл чего либо. Понимание. Непосредственное постижение целостности объекта выступает как понимание - способность постичь смысл чего-либо. комментариев к записи “Что означает Понять прочитанное?”
Читайте также:
|
Непосредственное постижение целостности объекта выступает как понимание - способность постичь смысл чего-либо, фиксируемая субъектом как уверенность в адекватности воссозданных представлений.
Понимание - это личностный процесс, связанный с особенностями психики, нервной системы, духовного развития субъекта, а также с его включенностью в различные коммуникативные системы. Объектом понимания могут выступать: язык, человек, социальные нормы, знание и опыт, историческая эпоха, культура, текст и т.д. Понимание как недискурсивное (не представленное в форме логических суждений и умозаключений) знание предшествует объяснению.
Функция понимания
Существенной чертой понимания является осмысление, выявление и реконструкция смысла. Г. Риккерт предложил различать науки о природе и науки о духе. Если целью естественнонаучного познания является всеобщее, то есть установление всеобщих законов природы и формирование универсальных понятий, то для наук о духе интерес представляет индивидуальное и его уникальность.
Социально-гуманитарное знание имеет этическую и аксиологическую направленность, поэтому главной характеристикой объектов его познания является обладание ими «смыслом», «ценностью», а одним из основных методов социально-гуманитарного знания выступает понимание.
Понимание как предмет изучения
· Понимание (способность постигать смысл чего-либо) является предметом изучения следующих философских направлений:
· 1) герменевтика - искусство и теория истолкования текстов, рассматривающее понимание как метод исторической интерпретации, позволяющийпостигать целостность душевно-духовной жизни другой индивидуальности (Г. Дильтей: И. Гадамер);
Экзистенциализм - учение о существовании, истолковывающее «жизненный мир» как реальность языковую, коммуникативную, не столько отражающую, сколько создающую бытие и возможность понимания М. Хайдеггер). Эти направления изучают понимание как способ языковой коммуникации, диалога, основанного на психической общности субъектов, позволяющей передавать и сохранять смысл текстов.
· 3) феноменология - учение о феноменах сознания, о «горизонтах» и «жизненных мирах», делающих возможным взаимопонимание индивидов и культур (Э. Гуссерль);
Феноменология
Основоположником феноменологии является Э. Гуссерль, провозгласивший лозунг «К самим вещам!», то есть к изучению смыслов предметов и событий. Понятие «феномен» - это не предмет как таковой в единстве его сущности и явления и тем более не явление как обнаружение сущности, а смысл и значение предмета
понимание
-
1)
способность постичь смысл
и значение
чего-либо и достигнутый благодаря этому результат;
2)
вызванное внешними или внутренними воздействиями
специфическое состояние
сознания
, фиксируемое субъектом
как уверенность в адекватности воссозданных представлений содержанию воздействия.
Без П. как особого состояния субъекта невозможно продолжение общения
, координация действий
и какие-либо другие осмысленные действия и воздействия. Для П. характерно ощущение
ясной внутренней связанности, организованности рассматриваемых явлений. Это может быть логическая упорядоченность, ясное «видение» причинно-следственных связей. Наиболее подробно изучена роль языка
в П. (в частности, в П. текстов и устных сообщений на естественных и искусственных языках). К психологическим механизмам П. относятся идентификация
, проекция
, социальная перцепция (см. перцепция социальная), эмпатия
, инсайт
, интуиция
, каузальная атрибуция (см. атрибуция каузальная).
Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .
понимание
1. Способность постичь смысл и значение чего либо и достигнутый благодаря этому результат.
2. Вызванное внешними или внутренними воздействиями специфическое состояние сознания, фиксируемое субъектом как уверенность в адекватности воссозданных представлений и содержания воздействий.
Без понимания как особого состояния субъекта невозможно продолжение общения, координация действий и вообще любые осмысленные действия и воздействия. Существует особая наука о понимании - герменевтика, искусство и теория толкования текстов.
Понимание не следует отождествлять со знанием - способностью усвоить и воспроизвести сумму сведений, в правильности коих человек он не сомневается - ибо возможно знание без понимания и понимание без знания, «непосредственное усмотрение».
Для понимания характерно ощущение ясной внутренней связанности, организованности рассматриваемых явлений. Это может быть логическая упорядоченность, ясное «видение» причинно-следственных связей, когда ранее механически перечисляемые факты объединяются в единую логическую систему (понимание доказательства теоремы, понимание формулы, естественного закона и пр.). Возможно ясное ощущение связанности и осмысленности явлений и без усмотрения их логического каркаса. В этом случае явление выступает как направленное на некую цель, сопоставимую с целями субъекта: человек понимает поведение другого человека, его мысли, мотивы и прочее; подобным же образом возможно и понимание социокультурных, в том числе исторических событий, письменных памятников; на этой же базе возможно понимание поведения животных и явлений природы, связанное с их антропоморфизацией, приписыванием им аналогий с поведением людей.
Возможно и понимание на основе сопереживания, идентификации: понимание эмоций другого человека; нерасчленимое «понимание человека»; понимание этических и эстетических явлений, и пр. Результат понимания - смысл - субъективно уникален для субъекта, но непроизволен, ибо понимание определяется в конечном счете социокультурными условиями, независимыми от индивида.
Особенно подробно изучена роль языка в понимании - в частности, в понимании текстов и устных сообщений на естественных и искусственных языках. К психологическим механизмам понимания человека относятся идентификация, проекция, перцепция социальная, эмпатия, озарение, интуиция, атрибуция каузальная.
Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .
понимание
Категория. Познавательный процесс.
Специфика. Выявление существенных признаков предметов окружающей действительности, определяющих их возникновение или воспроизведение. Осуществляется, как правило, посредством символического моделирования в речи.
Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .
ПОНИМАНИЕ
(англ. understanding , comprehending ) - широкий по значению и сфере применения термин, не имеющий строго фиксированного содержания и объема. Отметим некоторые наиболее частые и важные для психологии значения слова «П.».
1. Способность личности осмыслять, постигать содержание, смысл, значение чего-нибудь. В этом смысле О. Мандельштам дал свои оценки 3 поэтам: «Пастернак - человек понимания. Я - человек исключительного понимания. Гете - человек всепонимания».
2. Когнитивный процесс постижения содержания, смысла; этот процесс м. б. успешным или безуспешным, самостоятельным или несамостоятельным, быстрым или медленным, произвольным и осознанным или же непроизвольным и интуитивным.
3. Продукт процесса П. - само толкование чего-нибудь (текста, поведения, сновидений и т. д.). В этом смысле возможно правильное и неправильное, глубокое и поверхностное, полное и неполное П.
4. П. как одна из целей познания и обучения.
Как особый процесс и метод познания рассматривал П. основоположник понимающей психологии и культурологической школы «истории духа» В . Дильтей . Противопоставляя П. как метод познания в науках о духе методам познания в науках о природе, Дильтей дал чисто семантическую трактовку П.: «П. простирается от постижения детского лепета до понимания Гамлета или «Критики чистого разума». В камне, мраморе, звуках музыки, жестах, словах, произведениях искусства, в поведении, хозяйственных порядках и юридических установлениях выражается один и тот же человеческий дух, который и требует своего истолкования». П. рассматривается им как процесс познания 1) внутреннего мира другого на основе внешних знаков (поведения), 2) самого себя на основе интроспекции и 3) культуры, в т. ч. письменных документов, с помощью искусства интерпретации (герменевтика , экзегеза). «Способность понимать действительность, природную и социальную, понимать др. людей и самого себя, тексты культуры - эта способность лежит в основе существования человека» (А. А. Брудный, 1998).
П. - это не только метод, но и предмет познания (исследования), причем весьма многоликий. Разнообразие форм и способов П. в человеческом мире обусловлено реальным многообразием языков и текстов. Языку движений и действий соответствуют не только операциональные, но и эмоциональные, и предметные значения; языку образов - предметные и даже беспредметные, иррациональные (напр., в сновидениях) значения; вербальному языку - концептуальные или понятийные значения; языку выразительных движений (мимики, пантомимики ) могут соответствовать и операциональные, и предметные, и концептуальные значения. Их переплетение в талантливой пантомимике вызывает эмоциональный отклик и порождает эстетические значения. Предметы, утварь, орудия, понимаемые как текст, прежде всего имеют назначение (функциональное значение). Однако П. их назначения невозможно без операциональных и предметных значений, складывающихся при их употреблении.
Для того чтобы П. произошло, текст, высказанный или прочитанный на каком-либо языке, должен быть воспринят, а его значения осмыслены, т. е. переведены на собственный язык смыслов . Доказать или показать другому, что П. случилось, далеко не просто, что хорошо иллюстрируют, напр., недоразумения на экзаменах. Для этого необходимо осуществить обратную процедуру означения построенных смыслов. Если собрать вместе все попытки истолковать Гамлета, то получится приличная библиотека, а попытки тем не менее продолжаются. Трудности связаны с тем, что эмоциональные смыслы и переживания трудно вербализуются, они как бы сопротивляются концептуализации, своему понятийному оформлению.
В трудах М . М . Бахтина П. литературного текста представлено как сложный и творческий процесс: «Понимать текст так, как его понимал сам автор данного текста. Но П. м. б. и должно быть лучшим. Могучее и глубокое творчество во многом бывает бессознательным и многоосмысленным. В П. оно восполняется сознанием и раскрывается многообразием смыслов. Т. о. П. восполняет текст: оно активно и носит творческий характер. Творческое П. продолжает творчество». К этому завету выдающегося мыслителя, проделавшего огромный труд П. гения Достоевского, есть смысл прислушаться.
П. устной речи возникает уже на 2-м г. жизни. Весьма условно внутри раннего возраста выделяют этап доречевого (от 1 до 1,5 лет) и этап речевого развития (от 1,5 до 3 лет). На 3-м г. резко возрастает речевая активность ребенка во время игровой деятельности, в т. ч. и индивидуальной, а также в процессе общения со взрослым. На 3-4-м г. жизни ребенок вступает во 2-й период вопросов (возраст «почемучек»), у него впервые пробуждается сознание непонятности того, что он воспринимает, и зарождается потребность в П. (Дж. Болдуин, С . Л . Рубинштейн ). Продуктивность непонимания связана с тем, что оно влечет за собой поиск смысла. Точки развития и роста человека (и культуры) как раз и находятся в дельте понимания-непонимания. (В. П. Зинченко.)
Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .
Синонимы :
- благопонимание, богопонимание, взаимопонимание, воспринимание, воспринятие, восприятие, всепонимание, единодушие, знание, истолковывание, кумекание, маракование, мерекание, миропонимание, мнение, озарение, осмысление, осмысливание, осознавание, осознание, оценка, познавание, постигание, постижение, представление, прозревание, прозрение, проникновение, разгадывание, разумение, раскусывание, рассуждение, расчухивание, самосознание, смекание, сознание, соображение, суждение, толкование, улавливание, уразумение, усвоение, усекание, ухватывание, уяснение, чувствование
Антонимы :
- непонимание
Понимание
- Способность постичь смысл и значение чего-либо и достигнутый благодаря этому результат; вызванное внешними или внутренними воздействиями специфическое состояние сознания, фиксируемое субъектом как уверенность в адекватности воссозданных представлений и содержания воздействий.
Без П. как особого состояния субъекта невозможно продолжение общения, координация действий и какие-либо другие осмысленные действия и воздействия. Человек понимает учебный материал, если он в состоянии соотнести его с собственной категориальной системой наиболее общих понятий (таких, как движение, количество, качество, развитие, причина и следствие, пространство, время и т. д.) и поместить в наличных у него непересекающихся классах объектов. Если же он не в состоянии это сделать, то это означает, что он учебный материал не понял.
Разные люди по-разному понимают одно и то же явление потому, что у них разные категориальные системы и разные наборы непересекающихся классов. Поэтому правы те учителя, которые требуют, чтобы учащиеся излагали учебный материал своими словами, ибо это умение подтверждает, что материал хорошо уложен в категориальной системе ученика, а значит, понят им.
Зачастую непонимание учащимися учебного материала вызывается тем, что у ученика не сложилось научно категориальной системы, которая в процессе обучения немалократно перестраивается.
Ступени понимания. Понять что-либо - значит раскрыть его сущность. Основными отличиями ступеней понимания друг от друга является первым делом глубина понимания. Она характеризуется тем, до какого порядка сущности проникает наша мысль в процессе понимания. Непосредственным выражением этого яв-ляется полнота, разносторонность и, что самое важное, существенность связей, вскрываемых в процессе познания. Чем шире круг предмете в, явлений, с которыми ставится в связь познаваемое нами в данный момент, тем глубже понимание, тем более высокий уровень его достигается.
Существенное место занимают также различия в отчетливости понимания. Начальной ступенью здесь является такое понимание, которое правильно было бы считать скорее предвосхищением, предварением собственно понимания. Мы еще не поняли того, что воспринято, но чувствуем, что вот-вот что-то будет понято нами. Следующая ступень, когда понимание уже имеется, но еще в самом общем, неразвернутом, неопределенном виде, причем понимание дано нам скорее опять-таки в форме своеобразного чувства, которое является, однако, уже чувством начавшегося понимания. На этой ступени - ступени смутного понимания - мы уже словно схватили нечто, но пока еще не рассмотрели, что именно схвачено нами.
Из следующих, более высоких ступеней надо выделить ту, когда понимание субъективно переживается как уже достигнутое, хотя выразить его мы еще не можем. Дальнейшая ступень отчетливости понимания характеризуется тем, что мы уже можем изложить воспринятое другому, но при одном условии: придерживаясь определенной, неизменной формулировки, по возможности данной в готовом виде, максимально словами подлинника. Более высокая ступень понимания характеризуется освобождением от скованности словесной формулировкой. Происходит действительно освоение того, что нами воспринято. Оно буквально становится, переводится на, подвергается некоторой творческой переработке.
Бернар Вербер
Как часто можно услышать от людей фразу о том, что они что-то понимают или даже осознают, в то время как все их дальнейшие поступки и рассуждения ясно показывают, что этого понимания у них на самом деле нет. А ведь одно дело не понимать чего-то и знать об этом, и совсем другое, ошибочно думать, что ты это понимаешь. В последнем случае человек обманывает сам себя и даже не догадывается об этом. И в итоге, это приводит к тому, что он закрывается от полезной для него информации, просто переставая уделять ей свое внимание и анализировать ее. Вот чтобы этого не происходило, чтобы каждый из нас действительно понимал то, что он хочет понять и что ему нужно понять, я решил написать эту статью, в которой объясню вам, уважаемые читатели, каким должно быть истинное понимание чего-либо, неважно чего, и как к нему можно прийти.
С чем путают понимание?
Вначале, друзья, давайте с вами выясним, что не является пониманием, но с чем его часто путают. А путают понимание многие люди с хорошей памятью и с тем, что принято называть очевидными вещами, прописными истинами, в общем с тем, что все прекрасно знают. Но понимание к памяти практически никакого отношения не имеет. Конечно, что-то вам нужно помнить, из того, что вы понимаете, но само по себе запоминание какой-либо информации к пониманию не приводит. То же самое можно сказать и о так называемых очевидных вещах, которые порой только кажутся очевидными, но в них мало кто должным образом разбирается, и о прописных истинах, которые могут быть у всех на слуху и на языке, и каждый может кидаться заумными фразами или словечками, при этом будучи не в состоянии их должным образом объяснить. Иначе говоря, все то, что находится в вашей памяти и что вы много раз слышали – вы совсем необязательно можете хорошо понимать. Хотя вам будет казаться, что вы это понимаете, поскольку вам эта информация знакома.
Понятно, что когда тебе часто высказывают какую-то мысль, то ты ее так хорошо запоминаешь, что начинаешь считать своей. Люди в таких случаях обычно говорят, что они много раз об этом слышали, поэтому не считают повторенную в сто первый раз мысль, важной. Вот только если попросить их объяснить эту мысль, попросить рассказать их о том, как к ней можно прийти, какие следствия из нее следуют, какие выводы можно сделать на ее основе – то вот тут уже не всякий человек может что-то вразумительное сказать. То есть, если вы понимаете мысль – развейте ее. А если вы ее просто запомнили – это не понимание, друзья. С поведением дела обстоят аналогичным образом. Если вы что-то понимаете, вы обязательно подкорректируете свое поведение в соответствии со своим пониманием. А если человек говорит, что он понимает что-то, но поступает при этом вопреки этому пониманию, тем самым наступая на одни и те же грабли и таким образом вредя себе, то какое же это понимание. Мой любимый пример здесь – это ответственность. Мы все с вами много раз слышали о том, что для решения практически всех жизненных проблем – человек должен в первую очередь взять ответственность за свою жизнь на себя. Избитая мысль, не так ли? Это, так называемая, прописная истина, о которой многие знают. Знать-то знают, но многие ли ее понимают? Многие ли люди берут ответственность за свою жизнь на себя, чтобы обрести чувство свободы и с его помощью начать решать свои проблемы и добиваться любых жизненных целей? Не многие, согласны? Ну вот, а при этом они говорят, что понимают эту мысль.
Так что друзья, запомните пожалуйста – если вы что-то много раз слышали или что-то очень хорошо запомнили – это не означает, что вы это понимаете. Вот ниже мы с вами выясним, что значит действительно что-то понимать.
Что такое понимание?
Теперь давайте ответим себе на вопрос – что такое понимание? Если заглянуть в толковый словарь Ожегова, то там будет сказано, что понимание – это способность человека осмыслять, постигать содержание, значение и смысл чего-нибудь. Звучит неплохо. Но что значит осмыслять? Как постигать содержание, смысл, значение чего-то? Что для этого нужно делать? Давайте разбираться.
Если говорить о постижении содержания чего-нибудь, то здесь речь идет об анализе этого чего-то, то есть, о разложении его на составные части, с целью изучения его конструкции. Так можно изучать многое. Даже одна мысль, если в нее вдуматься, имеет связь с другими мыслями, из которых она и формируется. Какой-то элемент ее конструкции является основным, другие элементы второстепенны, но все они связаны друг с другом. Поэтому чтобы постичь содержание чего-нибудь – нужно понять, из чего оно состоит и от чего зависит. Никакая мысль не рождается на ровном месте, она всегда является ответом на какой-то возбудитель, который определяет ее смысл. Вот понимая, что вызвало появление той или иной мысли, это если мы именно о мысли говорим, а также зная, из каких составных частей она состоит – вы сможете постичь ее содержание.
Когда же мы говорим о значении чего-нибудь, то здесь важно понимать, какими функциями обладает то, значение чего мы хотим понять. Неважно, идет ли речь о каком-нибудь устройстве, природном явлении или о все той же человеческой мысли – мы должны выяснить, для чего она предназначена, какую работу она выполняет, какие цели преследует, какими функциями обладает. Например, карандаш – это не просто грифель в деревянной оправе, это с точки зрения его конструкции можно о нем так сказать, это еще и то, ради чего он предназначен. Какая основная функция у карандаша? Для чего он нужен? Чтобы писать, рисовать, верно? Вот с этой точки зрения, с точки зрения его функциональности мы о нем в данном случае и размышляем, чтобы понять, чем он является. У человеческой мысли тоже есть разные функции и определенное предназначение. От одних мыслей людям становится хорошо, от других плохо, одни побуждают их к действию, другие наоборот, вынуждают опускать руки. Вот когда вы видите, знаете или хотя бы предполагаете, с какой целью человек делится своими мыслями с другими людьми, в частности с вами, вы можете понять эти мысли и понять самого человека. Зачем и почему он что-то написал, сказал, показал? – Этот вопрос вам нужно задавать себе каждый раз, когда вы хотите понять другого человека, — его слова, поступки, мысли, мечты, желания. Ищите причину, вызвавшую что-либо, и ищите цель, которую что-то или кто-то преследует, чтобы понять, откуда что-то приходит и куда уходит.
Что касается постижения смысла чего-нибудь, то здесь я считаю, важно понимать какую роль выполняет то, что мы хотим понять, в той системе, в которой оно существует. Ну, под системой мы можем понимать, как какую-то ограниченную среду, в которой кто-то или что-то существует и кого или что мы хотим понять, так и в целом весь наш мир. Ну вот, к примеру, хотим мы понять, почему происходят землетрясения, и для этого нам нужно узнать не только то, что их вызывает, те же тектонические процессы, но и то, для чего они нужны, то есть, какую роль в жизни планеты играют землетрясения? Ведь ничто не происходит просто так, у всего есть свое предназначение, своя задача, своя цель, своя роль. Вот когда мы понимаем, в чем именно заключается эта роль, и для чего она нужна системе – мы постигаем смысл этого чего-то. Ну и говоря об осмыслении чего-то – мы сводим воедино все эти вещи. То есть, мы изучаем что-то, будь то материальный объект или какая-то мысль, с точки зрения того, как оно устроено и как все элементы ее конструкции зависят друг от друга, затем то, какими функциями оно, как целое, обладает, и какими функциями обладают те части, из которых оно состоит. А также нам необходимо узнать о том, какую роль играет это что-то, в рамках, как целой системы, под которой мы можем понимать весь наш мир, так и в рамках той подсистемы, то есть, какой-то ограниченной среды, в которой это что-то существует. Вот тогда мы сможем сказать, что действительно понимаем это что-то, будь то материальный объект или какое-то явление, или кем-то высказанная, написанная мысль, идея.
У всего в этом мире также существует свой жизненный цикл, в который укладывается вышеизложенная модель понимания чего-нибудь. Поэтому для полного понимания того, что мы хотим понять, нам обязательно нужно смотреть на это что-то в контексте времени, а не просто как на что-то такое, что происходит или существует исключительно здесь и сейчас. Вот возьмем, к примеру, человеческую мысль – как вам узнать, что вы ее поняли? Вы можете разложить ее на составные части, можете дать определение тем словам, из которых она состоит, можете связать эти слова с какими-то объектами и процессами, которые они означают. Все это позволит вам понять, о чем идет речь, но не даст понимания самой мысли, как одного из элементов огромной матрицы мыслей, у которой, наверное, и конца нет. А без этого, более целостного и широкого понимая чьей-то мысли, вы не сможете понять ее природу, ведь для этого вы должны изучить причинно-следственную связь, частью которой она является, чтобы узнать о том, из каких других мыслей она сформировалась, или лучше сказать, когда и благодаря чему она родилась. И, что тоже очень важно, вам нужно развить эту мысль – продолжить, так сказать, ее жизнь, чтобы вписать ее в систему других мыслей и в общую картину мира, и таким образом довести ее до того момента, когда она станет неактуальной, ненужной, то есть, до ее смерти. Мысли рождаются, живут и умирают, оставляя после себя результаты тех дел, которые люди делали, руководствуясь этими мыслями. Какие-то мысли, как мы знаем, живут очень долго, можно даже сказать, вечно. И это ведь тоже не случайно, согласитесь. Таким образом, изучив чужую мысль – вы легко сможете на ее основе создать и свою собственную, по-своему уникальную мысль, которая будет иметь тот же смысл, но другую форму. Этим вы докажете себе, и если надо, то и другим людям, что вы поняли чужую мысль, чужую идею, потому что смогли ею воспользоваться, чтобы создать что-то свое.
Поэтому если вы хотите что-то очень хорошо понять – постарайтесь описать, объяснить, пересказать это своими словами, так вы сможете найти, увидеть, изучить все то, о чем написано выше. Ведь конструкцию чего-либо, можно и своими словами описать, верно? Не зря же у различных слов и понятий существует множество определений, и все они могут быть по-своему верные, в зависимости от того, какие свойства этих понятий они отражают. И функции чего-то, — какой-то мысли, материального объекта, явления, тоже можно представить по-другому, по-своему, проведя аналогии с другими мыслями, объектами или явлениями, в зависимости от того, что именно вы старались понять. И даже можно найти новый смысл в чем-то уже известном, если постараться, ибо мир настолько загадочен, что мы всегда будем узнавать что-то новое о том, о чем уже хорошо знаем. Вот это умение – своими словами объяснить что-то, я называю пониманием. Вообще, когда мы что-то передаем своими словами, ну или стараемся передать, естественно, не искажая при этом смысла информации – мы лучше видим все те составные части и связи между ними, из которых состоит наше послание, или та мысль, которую мы передаем другим людям. Пониманию, как я уже сказал, очень хорошо способствует умение проводить аналогии между тем, что вы хотите понять, с чем-то похожим по смыслу. Причем чем детальнее будет эта аналогия, тем лучше вы сможете что-то понять. Ведь чем больше сходств и различий мы видим в различных вещах, тем более глубоким становится наше их понимание.
Что мешает пониманию
Пониманию человеком чего-либо, обычно мешают его сильные установки относительно этого. Люди не любят менять свое устоявшееся мнение о чем-то, что они уже, как им кажется знают и понимают, по разным причинам, в том числе и по причине лени. Ведь так просто придерживаться одной единственной точки зрения касательно чего-то или кого-то, не утруждая себя размышлениями об этом. Вообще, я вам скажу, укоренившиеся установки – это капкан для человека. Разумность человека, я считаю, определяется как раз-таки его способностью изменять свое мнение относительно чего-либо, по мере получения им новой информации. И наоборот, если человек не желает менять свои убеждения, независимо от предоставленных ему доказательств того, что его убеждения неверны – это признак неразумности. Костное мышление, привычки, приверженность своим установкам, убеждениям, фанатизм, слепая вера во что-либо – все это свидетельство неразумности. Люди из-за этого всегда страдали и будут страдать, пока не изменятся. В данном случае проблема заключается не в неспособности, а в нежелании человека что-либо понять. И это, заметьте, причиняет большой вред прежде всего ему самому, а нередко и зависящим от него людям.
Спешка и суета – тоже очень сильно мешают пониманию! Это вообще одна из самых серьезных проблем нашего времени. Людям стало некогда, не только что-то понимать, но и вообще жить. В больших городах это особенно заметно. Это настоящее безумие – все куда-то спешат, все что-то делают постоянно, все, ну или почти все, очень много говорят и мало слушают – мозг вообще в таких случаях не работает – он просто отражает все то, что получает из внешнего мира. В итоге, люди слушают, но не слышат, смотрят, но не видят, знают, но не понимают. А все потому, что им просто некогда что-то слышать, некогда что-то видеть, некогда что-то понимать. Им надо спешить, у них дела, много дел, которые, как им кажется, важны для них. Люди вынуждены сегодня конкурировать друг с другом – их заставляют это делать, чтобы они смогли выжить, чтобы смогли обеспечить себе хорошую жизнь, поэтому им нужно много работать, очень много. Но зачем и для кого они работают – они не понимают. Они не понимают также и то, что для хорошей жизни совсем необязательно с кем-то конкурировать, есть и другие пути к лучшей жизни – это прежде всего их собственные пути. Ведь конкурировать с кем-то – это значит играть в чужую игру, на чужом поле и по чужим правилам, в то время как вы можете играть в свою собственную игру, по своим собственным правилам и на своей собственной территории. Только для этого нужно эту игру придумать. Но как это сделать, а вернее, когда это делать? – Некогда. Люди ведь так заняты, они ведь играют в чужую игру. А те люди, которые когда-то придумали свою собственную игру и хорошо в нее сыграли, которые стали первыми в чем-то – сумели добиться в жизни большого успеха. Остальные же вынуждены конкурировать, потому что они подражают, а не творят. И у них нет возможности вырваться из этого капкана, потому что у них нет времени на то, чтобы понять, как устроена жизнь, какие правила в ней существуют, как играть по этим правилам и нужно ли вообще это делать. Спешка и суета – это образ их жизни, и это настоящее наказание для них.
От восприятия также зависит, насколько хорошо человек сможет что-то понять. Разные люди по-разному воспринимают одну и ту же информацию, они по-разному воспринимают реальность, по-разному воспринимают себя и других людей, а следовательно, и по-разному все эти вещи понимают. Само по себе восприятие зависит от многих факторов – начиная с качества получаемой информации и заканчивая тем, какое образование имеет каждый конкретный человек. Но я хочу сказать главное – неправильное, неадекватное восприятие человеком реальности – это серьезная проблема, которую обязательно нужно решать с помощью специалистов. Ведь неправильное восприятие ведет к неправильному пониманию, а неправильное понимание приводит к неправильным решениям и неправильным действиям. Ну и соответственно, человек совершает ошибки, из-за которых у него возникают проблемы, как небольшие, так и очень серьезные.
Вообще надо заметить, что многие люди сегодня даже не знают, чего они хотят, потому что просто не задумываются над этим. Ведь они к этому не привыкли – задумываться над смыслом своей жизни и над правильностью или неправильностью того, что они делают. А не привыкли они к этому потому, что большинство из них просто не учат думать над чем-то слишком много – их учат откликаться, реагировать, исполнять, подражать, но не думать. За хорошее исполнение, за хорошую службу – людей вознаграждают, а за плохую, соответственно – наказывают. Вот человек и учится преимущественно тому – как вести себя так, чтобы его почаще вознаграждали и пореже наказывали. А думать над своей жизнью, над тем, что тебе в ней нужно, а что нет – это значит самому нести за нее ответственность и самому себя вознаграждать и наказывать. Люди бы это с радостью делали, если бы их к этому приучали. Но наше общество живет по другим правилам, поэтому такой подход к обучению и воспитанию человека в нем не пользуется большой популярностью. Но, согласитесь, друзья, если большинство из нас, в рамках стандартной системы образования, не учат думать, причем думать правильно, качественно, эффективно, и о нужных нам вещах, то это не означает, что мы сами себя не можем этому научить. Мы можем себя научить всему, чему захотим.
Так что понимание – это не только желание и умение что-то понять, для чего человеку необходимо научиться очень хорошо думать, это еще и возможность задуматься над необходимостью понимания. А эта возможность во-многом зависит от той социальной среды, в которой живет человек. Ведь дело в том, что человек может что-то не понимать и даже не догадываться об этом, или думать, что ему и не нужно ничего понимать. Но, согласитесь, чтобы определиться с тем, что нам нужно, а что нет – мы должны узнать о том, что вообще есть, что существует в этом мире, из чего можно выбирать. Поэтому крайне важно, чтобы в жизни каждого из нас появился своего рода проводник, учитель, наставник, либо в виде какого-нибудь источника полезной информации, либо, что желательнее, в лице умного человека, который выведет нас из тьмы и поможет нам обрести потребность в понимании. Я думаю, что мы все, в той или иной степени, являемся друг для друга такими проводниками, учителями, наставниками, так как все мы можем чему-то друг друга научить.
мыслительный процесс, направленный на выявление существенных свойств предметов и явлений действительности, познаваемых в чувственном и теоретич. опыте человека. Формы проявления П. различны: отнесение предмета или явления к определенной категории; подведение частного случая под общее понятие; выяснение того, как устроена вещь (напр., П. конструкции к.-л. механизма, прибора); выяснение причин явления, его происхождения и развития, его последствий; установление логич. оснований, из к-рых следует то, что нужно понять (напр., П. матем. теорем, доказательств и т. п.). Особое место занимает П. речи как необходимое условие общения людей, их совместной трудовой деятельности, усвоения обществ. опыта.
П. не следует отождествлять со знанием, поскольку возможно знание без П. и П. без знания («непосредств. усмотрение»). Для П. характерно ощущение ясной внутр. связанности, организованности рассматриваемых явлений. Это может быть логич. упорядоченность, ясное «видение» причинно-следственных связей, когда ранее механически перечисляемые факты объединяются в единую логич. систему (П. доказательства матем. теоремы, П. формулы, закона естествознания и т. д.). Возможно ясное ощущение субъектом связности и осмысленности явлений и без усмотрения их логич. каркаса. Человек понимает поведение др. человека, его мысли, мотивы и т. д.; на этой же основе может происходить «П.» поведения животных и явлений природы, связанное с приписыванием им аналогий с поведением людей. Возможно П. на основе сопереживания (П. эмоций человека; нерасчленимое «П. человека»; П. этич. и эстетич. явлений и т. д.).
П. достигается только на базе знаний и умений, уже добытых в предшествующем опыте. Вместе с тем предметом П. является не только уже отраженное в опыте человека, но и еще непознанное, новое. В основе П. лежит сложная анали-тико-синтетич. деятельность мозга. Как и все мыслит, процессы, П. выражается в словесной форме.
П. - процесс субъективный, внутренний и в конечной форме не опирающийся на к.-л. внешним образом протекающие действия человека. Однако такую форму П. приобретает не сразу. Первоначально это развернутый процесс по ознакомлению с вещами и явлениями. Факты онто-генетич. развития ребенка показывают, что только путем многократных практич. предметных действий с вещами, при постоянном общении с людьми ребенок достигает П. свойств вещей. Эти действия существенно изменяются и постоянно совершенствуются в течение жизни, особенно в раннем и дошк. возрастах, становясь важнейшей основой П. особенностей вещей и явлений, всего разнообразия их связей и взаимоотношений.
Высокие требования к П. выдвигает шк. обучение в связи с задачей овладения учащимися уч. материалом. Решение матем., физ., хим. задач, раскрытие смысла словесных описаний, образного лит. текста предполагает П. причинно-следственных и пространственно-временных отношений, функциональной зависимостей между отд. компонентами изучаемого целого. П. хорошо знакомых слов, явлений, поступков и т. п. происходит сразу, мгновенно. Однако нередко П. представляет собой процесс, развертывающийся во времени и проходящий ряд этапов от первоначального смутного, недифференцированного П. ко все более четкому, ясному и дифференцированному. При этом в одних случаях сначала осмысливаются отд. элементы того, что нужно понять, и только после этого достигается П. целого; в др. случаях осмысливается сразу целое, но П. носит еще смутный, неопределенный характер и требуется значительная аналитич. работа, чтобы достигнуть ясного П., при к-ром каждая часть целого заняла бы определенное место. В зависимости от того, насколько существенны отношения, к-рые устанавливаются между элементами изучаемого явления, выделяются качественно разл. элементы - уровни П. Они зависят не только от возрастной стадии умственного развития, но в большей мере от организации процесса обучения. П. - активный процесс. Недостаточно одного восприятия правила, закона, понятия, описательного текста и их иллюстрации примерами. Получая разъяснения учителя, учащимся необходимо произвести самостоят. работу по осмыслению материала: разобраться в структуре его элементов, уяснить их связь и последовательность, функцию каждого в целостной структуре и т. п. Целесообразно, чтобы учитель помог учащимся спланировать эту работу, определить четкий состав и порядок операций, последовательное выполнение к-рых приводит к П. того или иного содержания.
П. в значительной степени определяется предварительными знаниями и умениями. Напр., в нач. классах пониманию условий арифметич. задачи способствует правильное прочтение ее текста, четкое выделение того, что известно, и поставленного в ней вопроса. Если же ребенок плохо владеет навыком чтения, ему трудно проделать такой анализ и именно поэтому трудно понять задачу.
В развитии П. важную роль играет проверка его правильности. П. обнаруживается при словесном воспроизведении изученного материала, в действии, в форме применения знаний к новым заданиям и т. п. Однако каждая из этих форм проявления П. в отдельности еще не обязательно означает и правильность П. Для проверки П. обычно используется не один, а неск. разл. критериев. Умение характеризовать словами то, что осмысливалось, часто свидетельствует о правильности П. Словесное воспроизведение материала может быть сделано и без достаточного П. Иногда, как это известно из пед. практики, достаточно несколько по-другому поставить вопрос. - и ученик затрудняется при ответе. Поэтому важна постановка разнообразных вопросов, по ответам на к-рые только и можно судить о П. Хорошим критерием П. словесного материала является умение пересказывать его своими словами, изменять формулировку мыслей, переконструировать текст, передать его в более сжатом или развернутом виде, указать идею текста, а также правильные практич. действия, выполняемые в соответствии с П. Напр., о П. физ. закона свидетельствует не только умение пересказать его содержание, но и выполнить лабораторную работу, решить задачу на этот закон, применить его для объяснения соответствующих жизненных явлений.
Словесное выражение осмысливаемого материала и практич. действия с ним служат не только критерием П., но и способствуют П. Изложение к.-л. материала, ответ на вопрос, попытки применить словесно выраженный принцип на практике ведут к лучшему П. этого материала. Напр., решая задачи, применяя на практике орфографич. правила, учащийся лучше осмысливает их. Большую роль в развитии П. играет сочетание слова с наглядными образами, примеры, иллюстрирующие общие положения. Особенно важно самостоятельное придумывание примеров учащимися. Такие приемы, как составление плана текста, выделение последовательности его частей и т. п. также способствуют П.
Более или менее развернутый процесс П. объективного содержания изучаемого материала составляет важнейшее звено в усвоении. П. сообщает знаниям и умениям осмысленный характер, чем отличает их от знаний, опирающихся на «ме-ханич. заучивание».
Отличное определение
Неполное определение ↓