Степан Разин: был ли на самом деле он разбойником. «Степан Разин: герой или разбойник

Стеньку Разина далеко не всегда и далеко не все считали народным героем. Многие, напротив, считали и считают его разбойником, душегубом. Да и можно ли считать «народным героем» человека, который пытался разрушить Русское государство?

…Предводитель крестьянского и казачьего восстания донской казак Степан Разин в 1670 году объявил себя врагом всей государственной власти. Воевод, дьяков, представителей Церкви в захваченных ими городах убивали, канцелярские бумаги сжигали, устанавливали свое правление. Разин взял Астрахань, Царицын, Саратов и Самару. При осаде Симбирска войска законного русского Царя Алексея Михайловича нанесли бунтовщикам жестокое поражение, сам предводитель был ранен, вывезен на Дон. Там он был захвачен самими же казаками и выдан царским воеводам. Оттуда был препровожден в Москву и 6 июня 1671 года четвертован на эшафоте на Болотной площади (той самой площади, которая в наши дни обрела всероссийскую печальную известность из-за митингов либеральной оппозиции, видимо, наследников разрушительного для государства дела Стеньки Разина).

Весной 1669 года в сражении у Свиного острова на Каспии Степан Разин захватил дочь командующего персидским флотом Мамед-хана и ее брата, перед этим обманным путем заманил хана на переговоры и сам отрубил ему голову. После этого, по некоторым свидетельствам, разинцы захватили Астрабад, перерезали всех мужчин, разграбили город, увели с собой более восьмисот женщин и после трехнедельной оргии всех их уничтожили.

Давайте откинем романтический флер: бандит взял двенадцатилетнюю княжну, убил ее родных, изнасиловал ее и выбросил в Волгу на глазах ее маленького брата. Для любого нормального человека ясно, что убийство девушки, почти ребёнка, которую пред этим «герой» обесчестил и насильно взял в любовницы, - гнусное, низкое преступление.

Самая знаменитая песня про Разина и княжну, которую ошибочно считают «народной», известная по первой строчке как «Из-за острова на стрежень», написана поэтом Д.Н. Садовниковым в 1883 году. Авторское название песни раскрывает ее жуткий языческий смысл: «Жертва Волге».

Вот они - человеческие жертвоприношения язычников!!!
Нет, не случайно язычники-сатанисты прославляют убийцу и разбойника, язычника Стеньку Разина!

Большинство "народных" песен были сложены во время революции и гражданской войны. Именно тогда были нужны подобные жестокие и беспощадные, кровавые "герои", чтобы воспроизводить все эти злодейства в более страшных масштабах. Ещё через сто лет это повторится на Украине и в Одессе.

И в наше время, т.н. родноверы, захлёбываясь от восторга, воспевают свирепость разбойников и их предводителя, жестокие казни невинных людей, сожжённые колокольни, с которых сбрасывали православных священников.
Т.н. родновры провозглашают Стеньку Разина своим героем и, чуть ли ни открыто, призывают следовать его примеру.

Нужно не воспевать, а обличать и с корнем вырывать эти ядовитые ростки ненависти, жестокости и пренебрежение человеческой жизнью, ибо это не совместимо с элементарной человечностью.

Мужики, доверчиво внимая,
Верили тому, что говорил Степан…
Дом, семью и землю покидая,
Шли в разбойники, где был их атаман...

Упиваясь кровушкой и властью,
Презирая веру и людей,
Обещал он волюшку и счастье,
Но держал их за рабов и за «зверей».

Сколько душ, лукаво соблазнённых
и замученных – не вспомнить и не счесть?!
Сколько им безжалостно казнённых!
Не щадил он тех, в ком – вера, честь...

Был разбойником, разбойником остался,
жаждал власти и могущества царей,
и кому б героем ни казался,
был и есть он – душегуб, злодей.

Использованы материалы статьи Людмилы Белкиной
http://благовестсамара.рф/-public_page_19199

Разработка занятия в рамках неаудиторной занятости в 7А классе

Русина Т.В.,

учитель истории МБОУ «СОШ №11»

Тема: «Степан Разин: герой или разбойник?»
Цель занятия: развитие креативного мышления при решении проблемного задания, активизация исследовательской деятельности.

Задачи занятия:


  • обучающая: охарактеризовать личность Степана Разина, закрепить и углубить знания, полученные при изучении темы «Народные выступления в XVII веке».

  • развивающая: содействовать формированию навыков работы с материалами источников (исторических документов, литературных произведений), развивать способность к аналитическому мышлению.

  • воспитывающая: формирование интереса обучающихся к историческому прошлому нашей страны.

Оборудование:

1) На доске – эпиграф:


«История – это люди, это характеры, это бесчисленные необыкновенные происшествия и необычайные подробности. Это удивительная цепь событий – трагических, героических, анекдотических. Для того чтобы по-настоящему полюбить историю ее надо изучать как живого человека, а не как музейный скелет».

К. Симонов

2) презентация о С. Разине.

3) раздаточный материал.


Ход занятия:

Учитель . За свои бесконечные бунты XVII век так и вошёл в русскую историю под именем «бунташного» века. И в центре этого времени - фигура Степана Разина. Кто же он? Трудно назвать эпоху, которая осталась бы равнодушной к этому человеку. Литературные произведения более судят Степана не с исторической, а с этической стороны. А.С. Пушкин увлеченно назвал Разина «единственным поэтическим лицом русской истории». В народных сказаниях он - почти былинный герой, в которых зачастую даже Илья Муромец представляется лишь есаулом Разина. Историки анализируют бунт Стеньки Разина, а кинорежиссёры, писатели, художники в своих произведениях пытаются отразить мысли и чувства этого человека. В одних глазах он рассматривался как великий патриот земли русской, защитник обездоленных, пострадавший за народ. В глазах других - бандит, разбойник, безнравственный и жестокий человек. Где же истина? Кто прав в своей оценке? Свой ответ на эти вопросы вы и должны сформулировать сегодня.

Сейчас мы обратимся к трактовке образа Разина, данной профессиональными историками. Знакомясь с фрагментами исторических трудов Сергея Михайловича Соловьёва, Сергея Фёдоровича Платонова, Николая Ивановича Костомарова и других, вы должны выделить основные подходы историка к оценке личности Разина и предложить собственную оценку, аргументируя её фактами. Для подготовки к выступлению у вас имеется несколько минут (5-7).

Работа уч-ся с раздаточным материалом (см: приложения).

Выступления уч-ся, высказывание и аргументирование собственных оценок.

Прослушивание песни «Из-за острова на стрежень» в исполнении Ф.И. Шаляпина (на словах «обнял персиянки стан»- пауза.)

Учитель. - Как вы думаете, что Стенька Разин сделал дальше? Он поступил как герой или как разбойник?

Как вы считаете, что можно было сделать с этой княжной? Какие будут варианты? (обратно отдать отцу, отдать в жены кому-нибудь, кто захочет или кто самый лучший; чтобы никому не досталась, высадить её на берег и т. д.)

Прослушивание окончание песни.

Учитель. Во время похода на Каспий, в сражении у Свиного озера, казаками был пленён сын Мамед-хана, персидский принц Шабалда. Согласна легенде, в плену оказалась и его сестра, имени которой история не сохранила. В эту персидскую княжну был страстно влюблен Разин, и она будто бы родила атаману сына. Судьбу прекрасной персиянки описал прибывший в это время в Астрахань искатель приключений голландец Ян Стрюйс в своей книге “Три путешествия”: “Мы нашли его на реке в раскрашенной и вызолоченной лодке, пьющим и веселящимся с некоторыми из его офицеров. Возле него была персидская принцесса… Будучи сильно пьян, он облокотился на край лодки и, смотря задумчиво на Волгу, вскричал: “Я обязан тебе всем, что имею, и даже тем, чем я стал. Ты отец и мать моей чести и славы. Я до сих пор не принес ничего в жертву тебе”. Он схватил княжну, разодетую в жемчуга и драгоценные камни, одетую в золотую парчу, и бросил в воду». Однако существованию персидской княжны в реальности нет никаких документальных подтверждений. В частности, известна челобитная, которой обращался Шабалда, прося отпустить его, но при этом принц ни словом не обмолвился о своей сестре.

Итак, каждый из вас сегодня составил свой портрет Степана Разина, в чём-то согласившись с мнением историков, в чём-то нет. Мы увидели, что сделать это совсем непросто.

Так кто же он, Степан Разин? Герой или разбойник? Личность атамана неоднозначная, противоречивая, его цветовая палитра необычайно богата, в ней сочетаются и привлекательные, и отталкивающие черты. Вряд ли можно дать Степану исчерпывающую характеристику. Следует учитывать и положительные качества (мужество, смелость) и благородные цели, которые он преследовал (дать волю народу, избавить его от крепостного гнёта), и отрицательные (жестокость, буйство характера, кощунство).

Такова она - загадочная русская душа, самобытная, чисто русская историческая фигура, вольнолюбивая натура.

Не думаю, что сам Разин хотя бы раз задумался над тем, какой глубокий след он оставит в русской истории, след противоречивый, но, безусловно, очень яркий. Достаточно привести размышления, уже после Октябрьской революции, Федора Шаляпина: "Я, конечно, далек от мысли видеть в Степане Тимофеевиче Разине символический образ России. Но правда и то, что думать о характере русского человека, о судьбах России и не вспомнить о Разине – просто невозможно… Находит иногда на русского человека разинская стихия, и чудные он тогда творит дела! Так это для меня достоверно, что часто мне кажется, что все мы – и красные, и белые, и зеленые, и синие, – в одно из таких Стенькиных наваждений взяли да и сыграли в разбойники, и еще как сыграли – до самозабвения! Подняли над бортом великого русского корабля прекрасную княжну, размахнулись по-разински и бросили в волны… Но не персидскую княжну на этот раз, а нашу родную мать – Россию".

Согласитесь, что-то в этом есть. Одно несомненно - этот человек оставил глубокий след в русской истории и в душе народа.


Подведение итогов занятия
Закончите предложение.
1. Своей работой на занятии я:

Доволен


Я не доволен, потому что…
2. Что мне это занятие дало для жизни?

Мне показалось важным…

Я понял, что…

Я почувствовал, что…


3. Рефлексивные вопросы.

Какие задания понравились больше всего?

Что вы считаете нужным запомнить?

Над чем еще надо поработать?

Приложение 2

РАЗИН СТЕПАН ТИМОФЕЕВИЧ

1631(?) - 1671
Точная дата рождения Степана Разина в исторических документах не установлена. Известно только, что в начале 30-х гг. XVII и. в казачьей донской станице Зимовейской в семье зажиточного казака Тимофея Разина родился второй сын, которого нарекли Степаном. Чуть позже на свет появился последний сын - Фрол, который в будущих Степановых делах станет ему опорой и подмогой. Отец Степана - Тимофей Разин - был на Дону человек пришлый, не из потомственных казаков. Пришел он из-под Воронежа. На вольный Дон его, как и многих других крестьян, потянули рассказы о привольной жизни, о славе, которую можно добыть силою, храбростью, ловкостью в боях с басурманами.

Мать Степана, по всей видимости, была турчанка, взятая Тимофеем в плен в одном из походов. От нее он научился турецкому языку, хорошо понимал татарский. Крестным отцом Степана был Корнила Яковлев, в будущем-войсковой атаман и один из заклятых врагов Степана.

Нелюбовь Степана Разина к царским воеводам и боярам объясняется разными причинами, в том числе и сугубо личными. В 1655 г., во время войны России с Речью Посполитой, Иван Разин, старший брат Степана, возглавивший отряд казаков в войске князя Юрия Долгорукова, без разрешения воеводы увел свой отряд на Дон, но был настигнут и схвачен людьми Долгорукова. Не считаясь с тем, что решение об уходе было принято казацким сходом, воевода расценил поступок Ивана Разина как дезертирство и повесил его в присутствии казаков. Возможно, как считают некоторые исследователи, при этом присутствовал и Степан Разин.

Степан Разин выделялся среди своих соратников организаторскими и военными способностями. Во время восстания эти качества раскрылись в полной мере. Уже в первом своем походе весной 1667 г. на Яик Степан Разин заставил царских воевод и бояр считаться с собой как с грозной, реальной силой. Он воевал, как говорится, не числом, а умением, проявлял осторожность, не лез на рожон там, где соотношение сил было явно не в его пользу, но не упускал возможности добиться победы там, где можно было.

В 1667 г. ни Царицын, ни тем более Астрахань еще не были по зубам Степану Разину, а вот Яицкий городок он одолел, взяв его скорее хитростью, чем силой. Казаки ввели в городе свое управление - круг. Любой человек мог прийти на круг и говорить что думает. Особое место в казацких обычаях занимал дуван - раздача захваченного добра. Степан сам руководил дуваном, чтобы все было по справедливости. Даже самый последний горемыка, кормившийся у церкви, получал какое-нибудь добро. Не только в раздаче имущества видел Степан смысл дувана, но и в том, что здесь не забывали о человеке, ставили его вровень со всем миром. От того и благословляли его забитые да сирые, холопы и беглые, кабальные и опальные. При этом Степан не забывал свое атаманское достоинство, принимал величание батюшкой и спасителем как должное.

Зимовал Степан Разин на Яике, собирался с силами, а по весне 1668 г. отправился в персидские земли грабить богатых купчин, шаховых приказных людей, местных князей, домовитых крестьян. «Крик радости и удачи стоял над персидским взморьем,- пишет историк А. Н. Сахаров в книге „Степан Разин",- и тонули в нем плач красавиц персиянок, проклятия пошарпанных кызылбашей и угрозы сидевших за крепостными стенами шаховых солдат».

Определяющим в жизни Степана Разина стал организованный им поход на волжские города весной 1670 г. С семитысячным войском он двинулся на Царицын и быстро захватил его. До осени удача не покидает Разина. Высшей точкой и самым драматичным моментом в войне под предводительством Степана Разина стала осада Симбирска, где он потерпел поражение. Сам Разин в решающем сражении был дважды ранен и чуть не попал в плен. Тяжелораненый, он едет на Дон лечиться и собирать силы для нового выступления, а его верные соратники в сентябре - октябре 1670 г. во главе многочисленных отрядов ведут активные боевые действия в Среднем Поволжье. Разин обосновался в Кагальнике - казачьем городке, а войсковой атаман Корнила Яковлев собрал свои силы в Черкасске и зорко следил оттуда за Кагальником. Добровольно взяв на себя карательные функции, он организовал нападение на Кагальницкий городок, разрушил его и пленил Степана Разина. Это произошло 14 апреля 1671 г. Чуть позднее на Дону схватили и младшего брата Степана - Фрола. Корнила Яковлев лично возглавил конвой из 76 человек, который доставил 2 июня 1671 г. двух братьев в Москву. Через четыре дня, в течение которых продолжались допросы, Степана Разина казнили через четвертование.
***

В краткой исторической справке невозможно нарисовать полный портрет Степана Разина. В этом читателю поможет обширнейшая литература, изданная за более чем сто лет.

Среди множества книг в первую очередь следует отметить работу современника разинского восстания Яна Стрейса. К его оценкам и суждениям о восстании и о личности Степана Разина можно относиться по-разному, но они интересны как свидетельства очевидца. Известный русский историк С. М. Соловьев не оставил без внимания разинскую тему. Он дает описание восстания в 11-м томе своей «Истории России с древнейших времен» Соловьев определяет это народное движение как бунт казацких шаек под предводительством атамана Степана Разина.

В послереволюционный период в исторической науке отношение к движению Степана Разина изменилось. Отечественные ученые считают, что это была справедливая борьба казацко-крестьянской голытьбы против усиления эксплуатации со стороны правящих классов русского государства. Так, в работах И. В. Степанова исследуются социально-экономические и политические предпосылки крестьянской войны, анализируются разинские походы на Каспий и Волгу. В. И. Буганов и А. Н. Сахаров в своих трудах уделяют немало внимания личности Степана Разина как предводителя восстания, дают оценку его полководческих талантов. В отличие от других авторов, писавших о Степане Разине, Е. В. Чистякова и В. М. Соловьев в своих исследованиях значительное место отводят рассказу о других предводителях повстанческого войска - о Василии Усе, Федоре Шелудяке, Михаиле Харитонове, Максиме Осипове. Эта же тема в центре книг Е. В. Чистяковой «Василий Ус - сподвижник Степана Разина», «Алена Арзамаская-Темниковская».


Список литературы
1. Буганов В.И. Крестьянские войны в России в XVII-XVIII вв. - М.: Наука, 1976. 2. Буганов В.И. Степан Разин. - М.,1985. 3. Злобин С.П. Степан Разин.- Любое изд. 4. Сахаров А.Н. Степан Разин. - Баку: Ишыг, 1988. 5. Сахаров А.Н. Степан Разин - предводитель Крестьянской войны. - М.,1974. 6. Соловьев С.М. История России с древнейших времен: В15 кн. Кн.6 (Т. 11/12). -М.: Соцэкгиз,1963.

7. Степанов И.В. Крестьянская война в России в 1670-1671 гг. - Л.: Изд-во Лен. ун-та, 1966.

8. Стрейс Я.Я. Три путешествия. - М.: Соцэкгиз, 1935. 9. Чапыгин А.П. Разин Степан. - Любое изд. 10. Чистякова Е.В. Василий Ус - сподвижник Степана Разина. - М.: Учпедгиз, 1963. 11. Алена Арзамасская-Темниковская/ Сост. П.П. Смирнов и Е.В. Чистякова. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1986.

12. Чистякова Е.В., Соловьев В.М. Разин и разинцы на мордовской земле. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1986.

Приложение 3
Факты и мнения
1. «А он-то, богатырь, чародей, державший в могучих руках всех этих удальцов, козацкий батюшка, Степан Тимофеевич! Прямой батюшка, не то что воеводы и приказные люди: со всеми такой ласковый, а уж добрый-то какой, кто ни попроси - нет отказа! Степана Тимофеевича величали как царя: становились на колени, кланялись в землю. И ничто не было пощажено, чтоб усилить обаяние. Но чем производилось тогда самое сильное обаяние? Широкостию размером во всем, чудовищною силою, чудовищною властью; могучее обаяние производил человек, которому все было нипочем, который не сдерживался ничем, никакими привязанностями, никакими отношениями, который дикими выходками своего произвола озадачивал, оцепенял простого человека, низлагал, порабощал его... И козацкий батюшка Степан Тимофеевич как нельзя больше приходился по этим понятиям, был как нельзя больше способен обаять толпу своей силою, своим произволом, ничем не сдерживающимся. Однажды Разин катался по Волге; подле него сидела его наложница, пленная персиянка, ханская дочь, красавица, великолепно одетая. Вдруг пьяный атаман вскакивает, хватает несчастную женщину и бросает её в Волгу, приговаривая: «Возьми, Волга-матушка! Много ты мне дала серебра и золота и всякого добра, наделила честью и славою, а я тебя ещё ничем не поблагодарил»».
Соловьев Сергей Михайлович. История России с древнейших времен:

В 15 кн. Кн.6 (Т.11/12), с.296-297. - М.,1963., с. 296-297.


2. «Ряд потрясений и волнений, пережитых народом в течение пятнадцати лет, имел своим последствием усиленное бегство на Дон. Закладчики, не желавшие идти в тягло; крестьяне, скрывавшиеся от прикрепления; «гилевщики», то есть участники «гилей», бунтов, - все это уходило из государства, где стало трудно и голодно жить, в казачьи городки на Дону, с надеждою стать там свободными казаками. Но старые донские казаки, жившие на Дону оседло, «домовито», не принимали всех беглецов в свой «круг» и не считали их равными себе казаками. Полноправные казаки участвовали всем «кругом» в выборе своей «старшины», в решении войсковых дел и в дележе «государева жалованья» - тех «запасов» зерна, сукон, пороха и свинца, которые присылались на Дон из Москвы. Новоприбылые люди не допускались в «круг», жалованья не получали и носили на Дону, в отличие от домовитых казаков, прозвище «голытьбы», «голутвенных» казаков, то есть голи. Положение такой голи было тяжело. Пахать землю казаки на Дону запрещали, боясь, что земледелие превратит казаков в крестьян и поведет к закрепощению их Москвою. Поэтому хлеба на Дону было мало; его надо было покупать на деньги, которых у голытьбы не было. Лучшие места для промыслов (охотничьих и рыболовных) были заняты домовитыми казаками, и потому голытьбе приходилось работать батраками на казачьих промыслах. Вместо воли и довольства беглецы на Дону встречали голод и зависимость. Немудрено, что голытьба волновалась и рвалась к грабежу.

В прежние годы, когда Дон еще не был заперт Азовом, можно было легко проскочить на море и там, плавая на лодках (стругах) вдоль берегов, грабить татар и турок. Теперь из Дона выхода на море не было, и потому взгляды голытьбы устремились на Волгу. Когда среди голутвенных появился смелый и решительный вожак Степан (Стенька) Разин, голытьба легко собралась в большую шайку и ринулась на низовья Волги. С разбоем плыли Стенькины казаки в Каспийское море и, достигнув его, отправились на р. Яик (нынешний Урал), где и зимовали, торгуя там и дружа с калмыками. На следующий год (1668) казаки с Разиным отправились грабить персидские владения на берегах Каспийского моря (от Дербента до Решта). Казачье разбойничье войско достигало уже 2 тыс. человек; оно произвело у персиян большие опустошения, брало города и корабли, добыло себе огромную добычу и зазимовало, укрепясь на островке, вблизи персидских берегов. Весною (1669) война с персиянами возобновилась, но казаки уже думали о возвращении на Дон и потому сами оставили Персидские области и поплыли к Астрахани, где и вступили в переговоры с царскими воеводами. Боясь казаков, воеводы отнеслись к ним мягко и пропустили их домой мимо Астрахани, отобрав лишь часть взятых ими пушек и ненужные им морские суда. Стенька явился на Дон с большою славою; его шайка привезла с собою огромную добычу и хвалилась своими подвигами. На Дону началось сильное брожение. Кругом Разина собрались толпы разной голи, всего тысяч до трех, и стали готовиться к новому походу. На этот раз целью похода было не море, а Волга. Стенька задумывал прямой бунт против Москвы и рассчитывал на то, что его казаки встретят сочувствие во всей черни, раздраженной тяжелыми условиями жизни за последние годы.

Весною 1670 г. Стенька отправился на Волгу и открыл военные действия против царских воевод. Оказалось, что чернь и даже стрельцы действительно сочувствовали смелому атаману и легко переходили на его сторону. Разин взял города Царицын, Астрахань, Саратов, Самару. Казаки страшно мучили и убивали воевод, дворян и вообще людей высших классов; грабили их дома и лавки; не щадили и церквей. Чернь городская помогала казакам и везде возмущалась против «лучших людей». Из городов бунт распространялся по селам; подымались крестьяне на своих помещиков; инородцы восставали (мордва, татары, черемисы) на русскую власть и русских землевладельцев. Бунт становился из казачьего земским и распространялся на громадное пространство среднего и нижнего Поволжья. Восставшие шли не против государя; они представляли себя верными царю и высшей власти. Стенька даже распускал слух, что у него в стане находятся московские царевич и патриарх. Недовольство мятежников направлялось против тех мер, которые усиливали крепостную зависимость рабочего люда и отягчали тягло податных людей. Считая виновниками этого бояр, землевладельцев и богатых купцов, бунтовщики шли против них, избивали их и грабили и везде водворяли казацкое устройство, освобождая простой люд от податей и частной зависимости.

Так Стенька Разин дошел до Симбирска. Здесь его встретили войска князя Юрия Барятинского, состоявшие из новых солдатских полков иноземного строя. Стенька был разбит и бежал. На Волге он нигде не мог укрепиться и добежал до самого Дона. Там его схватили домовитые казаки и отправили в Москву, где он и был казнен (1671). Войско же его расстроилось и разделилось на многие шайки, которые продолжали разбойничать в Поволжье еще не один год. Понадобилось много усилий для того, чтобы рассеять бунтовщиков, отобрать у них занятые ими крепости и успокоить возмутившийся край».


Платонов Сергей Фёдорович. Учебник русской истории, пар.84. - М.: Прогресс, 1992
3. «Это был человек, чрезвычайно крепкого сложения, предприимчивой натуры, гигантской воли, порывчатой деятельности. Своенравный, столько же непостоянный в своих достижениях, сколько упорный в предпринятом раз намерении, то мрачный и суровый, то разгульный до бешенства, то преданный пьянству и кутежу, то готовый с нечеловеческим терпением переносить всякие лишения; некогда ходивший на богомолье в монастырь, а впоследствии хуливший Христа. В его речах было что-то обаятельное в его взгляде было что-то повелительное: толпа чувствовала в нём присутствие какой-то сверхъестественной силы, которой невозможно было противостоять. В его душе была какая-то страшная тьма. Жестокий и кровожадный, он забавлялся чужими страданиями, честь и великодушие были ему незнакомы. Таков был этот борец вольницы, в полной мере изверг рода человеческого».
Костомаров Николай Иванович. Бунт Стеньки Разина. - М.: Чарли, 1994.

4. «Наибольшее доверие вызывает изображение С.Т. Разина, опубликованное в 1672 г. в издании Ф. Ньюкемба. Как чертами лица, фигурой, так и отдельными деталями внешности третий портрет не противоречит известным словесным описаниям и характеристикам облика Разина. Перед нами человек с мужественным лицом, умными, внимательными глазами. У него простая казацкая стрижка и окладистая борода. Он внутренне сосредоточен, погружен в себя, во всём его облике ощущается скрытая энергия и сила.

Тех, кто окружал Разина, кто с ним сталкивался, поражали размах его личности, широта и обаяние его натуры. Удалой атаман, в совершенстве владевший приёмами казацкой войны, он в то же время постиг секреты боя «правильным строем», знал, как ведут обычно боевые действия царские воеводы: как они бросают полки в атаку и держат оборону, как берут приступом окруженный город и сами сидят в осаде, обороняясь из-за крепостных стен. Природный ум Разина, его сметливость и наблюдательность, военный талант и темперамент искали выхода и в полной мере нашли приложение, когда подняв огромные народные массы, он встал во главе Крестьянской войны».
Чистякова Е.В., Соловьев В.М. Разин и разинцы на мордовской земле/

Под ред. А.В. Клеенкина. - Саранск, 1986., с. 32.


5. «Готовя новый поход, С. Разин в декабре 1670 г. тайно вывез из Черкасска в Кагальник свою семью, которая оставалась с ним до кровавых апрельских дней 1671 г., когда С. Разин был схвачен, а все его сподвижники были перебиты. Эти факты показывают, что С. Разин был не безразличен к своим близким. Поэтому можно с известной долей вероятности предположить, что казнь в 1665 году старшего брата Ивана - руководителя казацкого отряда - в связи с самовольным уходом казаков с позиций под Киевом оказала на С. Разина неизгладимое впечатление, способствовала тому, что все насилия и несправедливости российской действительности он воспринял и в дальнейшем во многом сквозь призму своей личной трагедии. На расправу над братом, как причину, побудившую его к выступлению против существующих порядков, С. Разин указал и во время допросов в застенках Земского приказа перед казнью в июне 1671 г.».
Сахаров А.Н. Степан Разин - предводитель Крестьянской войны // Крестьянские войны в России XVII-XVIII вв.: проблемы, поиски, решения. - М., 1974, с. 156.

6. «Человек огромной воли и бурных страстей, Разин поражал современников, причём не только подчинённых, но и врагов, боявшихся его как огня и серьёзно веривших слухам о его колдовской, сверхъестественной силе. В обстановке первых успехов, когда целые отряды противника переходили на сторону Разина без сопротивления, а пушкари и стрельцы палили в разинцев холостыми зарядами или нарочно целились «в небо», появлялись легенды: пушки-де в него не стреляли, пули его не брали».


Буганов В.И. Степан Разин. - М., 1985., с. 12.
7. «С конца 50-х годов Разин активно участвует в политической жизни казачества: в составе посольства ездит в Москву, заключает мирный договор с калмыками, возглавляет военные походы. Такие поездки стали основой, на которой постепенно созрели взгляды будущего вожака восстания. Много несправедливости видел Разин и в жизни донского казачества. Он обладал острым взглядом и чутким сердцем, именно поэтому и решил «черным людям дать свободу». Разин был заметной фигурой среди донских казаков и имел задатки незаурядного предводителя».
Валовой Дмитрий Васильевич. Дерзновение. - М.: Молодая гвардия, 1989.
8. «Стенька Разин был человеком опытным, хитрым, злым и умным. Современники отмечали его склонность к авантюрам, военную сноровку и замашки безжалостного атамана. Внешне Разин был ревностным богомольцем, но следовал русской поговорке: «Не согрешишь – не покаешься, не покаешься – не получишь Царствия Небесного».
Энциклопедия истории России под редакцией Д. Володихина

Приложение 4

«Прелестные грамоты» С.Т. Разина
1. Грамота от Степана Тимофеевича от Разина. Пишет вам Степан Тимофеевич всей черни.Хто хочет богу да государю послужить, да и великому войску, да и Степану Тимофеевичу, и я выслал казаков, и вам бы заодно измеников вывадить и мирских кравапивцев вывадить. И (…) мои казаки како промысь станут чинить, и вам бы (…) итить к ним в совет, и кабальныя и апальныя шли бы в полк к моим казакам.

2. От донских и от яицких атаманов молотцов, от Стефана Тимофеевича и ото всего великого войска Донского и Яицкого паметь Цывильскогоуезду розных сёл и деревень черней руским людем и татаром и чюваше и мордве. Стоять бы вам черне, руские люди и татаровя и чювяша, за дом пресвятые богородицы и за всех святых, и за великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича (…) и за благоверных царевичев, и за веру православных християн. А как не Цывильска к вам, к черне, руские люди и татарови и чюваша и мордва, высыльщики в Цывильский уезд по селом и по деревням будут и станут что над вами учинет обманом, всех в осаде вас прерубет. А тех бы вам цивильских высильщиков ловить и привозить в войско в Синбирск. А которые цывиленя дворяня и дети боярские и мурзы и татаровя, похотев заодно тоже стоять за дом пресвятые богородицы и за всех святых и за великого государя и за благоверных царевичев, и за веру православных крестиян, и вам бы, чернь, тех дворян и детей боярских и мурз и татар ничем не тронуть и домов их не разореть. А с войсковой памяти вам, чернь, списывать отдавать списки по селам церковным причетником дьячком в слово в слово. И списывая, отдавать их по розным волостем и по селам и по деревням сотцким и старотам и десяцким, чтоб они, уездные люди, все в сию высковою паметь знали.

3. Великого войска Данского и Еицкого и Запорожского от атаманов от Михаила Харитоновича, да от Максима Дмитревича, да от Михаила Китаевича, да от Семена Нефедьева, да от Артемья Чирскова, да от Василья Шилова, да от Кирилы Лаврентьева, да от Тимофея Трофимовича в Челнавской атаманом молотцом и всему великому войску.

Послали мы к вам Козаков лысогорских Сидара Леденева да Гаврилу Болдырева для собранья и совету великого войска. А мы ныне в Танбове ноября в 9 день в скопе, у нас войскова силы с 42 000, а пушак у нас 20, а зелья у нас полпятаста и больши пуд.

И кой час к вам ся память придет, и вам бы пожаловать атаманы и молотцы, собрався, ехоть к нам на помочь с пушками и з зельем безо всякого мотчанья днем и ночью наспех. А писал к нам из Орзамасу донской атаман, что наши козаки князь Юрья Долгаруково побили со всем его войским, а у него была пушак 120, а зелья 1500.

Да пожаловать бы вам, породеть за дом пресвятые богородицы и за великого государя, и за батюшку за Степана Тимофеевича, и за всю провославную християнскою веру. Потом вам, атаманы молотцы, атаман Тимофей Трофимов челом бьет.

Орлов А.С. и др. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. - М., 1999, с.155-156.
Приложение 5

Разин и белгородщина
«В1670 году в Белгород из Острогожска пришла грамота народного вождя, которая призывала к борьбе с угнетателями. Об этом мы узнаём из отписки воеводы Белгородского полка Г. Ромодановского в Разрядный приказ:

«Да острогожские ж, государь, жители прислали в Белгород Стеньки Разина прелестное письмо, чтоб из городов твои, великого государя, всяких чинов люди, кто похочет, шли к нему, Стеньке...»

На белгородщине действовали отряды под руководством Фрола Разина, брата Степана Разина.

Район Старого Оскола, Валуек был охвачен волной крестьянского движения. Рядовые служилые люди Валуйской крепости были связаны с разинцами и готовились примкнуть к восставшим. В Валуйках и окрестностях начались пожары, был подожжен монастырь.

Под Старым Осколом на казачьих сенных покосах столкнулись два отряда: отряд детей боярских и дворян, отправлявшийся в полк Ромодановского, и отряд восставших. Повстанцы ночью изрубили противника, забрали лошадей, одежду и всё имущество.

Победу над правительственным отрядом разинцы отпраздновали в селе Высоды Яблоновского уезда. Всё, что забрали у дворян и детей боярских, роздали жителям села.

Воевода Нелединский послал солдат для усмирения восставших. Часть их была доставлена к воеводе и подвергнута жестоким пыткам. Большинство же разбежалось по лесам и болотам, чтобы продолжать борьбу. Восставших преследовали отряды воеводы Нелединского и полковника Белгородского полка Андрея Цеева. Им был дан приказ «нат теми воровскими людьми промышлять соопча». Под натиском правительственных отрядов повстанцы вынуждены были отступить, пройдя белгородский вал между Яблоновом и Корочей в Хмелеватые ворота. Напуганные воеводы предпочитали отсиживаться в городах, за крепостными стенами.

Борьба продолжалась. Многие ратные люди отказывались идти на государеву службу, бежали и присоединялись к повстанцам... Против восставших царское правительство двинуло большие силы. Крестьяне, вооруженные косами и топорами, не могли устоять в этой неравной борьбе. К весне 1671 г. царизму удалось подавить основные очаги движения».


Белгородская область – Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 1967г., с.191-192.

Приложение 6

7 интересных фактов о Степане Разине

Стенька Разин - герой песни, буйный разбойник, в порыве ревности утопивший персидскую княжну. Вот все, что большинству известно о нем. И все это - неправда, миф. Реальный Степан Тимофеевич Разин - выдающийся полководец, политический деятель, «отец родной» всех униженных и оскорбленных, был казнен то ли на Красной, то ли на Болотной площади в Москве 16 июня 1671 года. Его четвертовали, тело разрубили на части и выставили на высоких шестах у Москвы-реки. Там оно провисело, по меньшей мере, пять лет.


1) «Степенный мужчина с высокомерным лицом»

То ли от голода, то ли от притеснений и бесправия бежал из-под Воронежа на вольный Дон Тимофей Разя. Будучи человеком сильным, энергичным, смелым, он довольно скоро вошел в число «домовитых», то есть богатых казаков. Женился на плененной им же самим турчанке, которая родила трех сыновей: Ивана, Степана и Фрола.

Внешность среднего из братьев описана голландцем Яном Стрейсом: «Это был высокий и степенный мужчина, крепкого сложения, с высокомерным прямым лицом. Он держался скромно, с большой строгостью». Многие черты его внешности и характера противоречивы: к примеру, существует свидетельство шведского посла о том, что Степан Разин знал восемь языков. С другой стороны, согласно преданию, когда его и Фрола пытали, Степан шутил: «Слыхал я, будто только ученых людей обривают в священники, мы с тобой оба неученые, а все же дождались такой чести».
2) Челночный дипломат

К 28 годам Степан Разин становится одним из виднейших казаков на Дону. Не только потому, что он был сыном домовитого казака и крестником самого войскового атамана Корнилы Яковлева: раньше качеств полководца в Степане проявляются дипломатические качества. К 1658 году он в составе донского посольства отправляется в Москву. Полученное задание выполняет образцово, в Посольском приказе его даже отмечают как человека толкового и энергичного. Вскоре он примиряет в Астрахани калмыков и нагайских татар.

Позже, в походах Степан Тимофеевич будет неоднократно прибегать к хитрости и к дипломатическим уловкам. К примеру, по окончании длительного и разорительного для страны похода «за зипунами» Разина не только не арестуют как преступника, но отпустят с войском и частью оружия на Дон: таков результат переговоров казацкого атамана с царским воеводой Львовым. Более того, Львов «принял Стеньку в названые сыновья и по русскому обычаю подарил ему образ девы Марии в прекрасном золотом окладе».

3) Борец с бюрократией и тиранией

Ждала Степана Разина блестящая карьера, если бы не случилось событие, кардинальным образом изменившее его отношение к жизни. Во время войны с Речью Посполитой, в 1665 году, старший брат Степана Иван Разин решил увести с фронта свой отряд домой, на Дон. Ведь казак - вольный человек, может уйти, когда захочет. Иного мнения придерживались государевы воеводы: они догнали отряд Ивана, вольнолюбивого казака арестовали и предали казни как дезертира. Бессудная казнь брата потрясла Степана. Ненависть к аристократии и сочувствие бедным, бесправным людям окончательно укоренились в нем, и через два года он начинает готовить большой поход «за зипунами», то есть за добычей, для того, чтобы накормить казацкую голытьбу, уже в течение двадцати лет, с момента введения крепостного права, стекающуюся на вольный Дон.

Борьба с боярами и прочими угнетателями станет главным лозунгом Разина в его походах. И главной причиной того, что в разгар Крестьянской войны под его знаменами будет находиться до двухсот тысяч человек.
4) Хитрый полководец

Предводитель голытьбы оказался изобретательным полководцем. Выдав себя за купцов, разинцы взяли персидский город Фарабат. В течение пяти дней они торговали награбленными ранее товарами, разведывая, где находятся дома богатейших горожан. А, разведав, ограбили богачей.

В другой раз хитростью Разин победил уральских казаков. На сей раз разинцы прикинулись богомольцами. Войдя в город, отряд из сорока человек захватил ворота и позволил зайти всему войску. Был убит местный атаман, а яицкие казаки сопротивления донским не оказали.

Но главная из «умных» побед Разина - в битве у Свиного озера, в Каспийском море недалеко от Баку. На пятидесяти кораблях к острову, где был разбит лагерь казаков, приплыли персы. Увидев противника, силы которого превосходили их собственные в несколько раз, разинцы бросились к стругам и, неумело управляя ими, попытались уплыть. Персидский флотоводец Мамед-хан принял хитрый маневр за побег и приказал сцепить персидские корабли между собой, чтобы, как в сети, поймать все войско Разина. Воспользовавшись этим, казаки принялись из всех орудий стрелять по флагманскому кораблю, взорвали его, а когда тот потянул на дно соседние и среди персов поднялась паника, принялись топить один за другим другие суда. В итоге от персидского флота осталось всего три корабля.


5) Стенька Разин и персидская княжна

В сражении у Свиного озера казаками был пленен сын Мамед-хана, персидский принц Шабалда. Согласно легенде, в плену оказалась и его сестра, в которую был страстно влюблен Разин, которая будто бы даже родила донскому атаману сына и которую Разин принес в жертву Волге-матушке. Однако существованию персидской княжны в реальности нет никаких документальных подтверждений. В частности, известна челобитная, с которой обращался Шабалда, прося отпустить его, но при этом принц ни словом не обмолвился о своей сестре.


6) «Прелестные письма»

В 1670 году Степан Разин начал главное дело своей жизни и одно из главных событий в жизни всей Европы: Крестьянскую войну. О ней не уставали писать в иностранных газетах, за ее ходом следили даже в тех странах, с которыми у России не было тесных политических и торговых связей.

Эта война уже не была походом за добычей: Разин призывал к борьбе с существующим строем, планировал идти на Москву с целью свержения, но не царя, а боярской власти. При этом он надеялся на поддержку запорожских и правобережных казаков, отправлял к ним посольства, но результата не добился: украинцы были заняты собственной политической игрой.

Тем не менее война стала всенародной. Бедняки видели в Степане Разине заступника, борца за их права, называли отцом родным. Города сдавались без боя. Тому способствовала активная агитационная кампания, проводимая донским атаманом. Используя присущую простому люду любовь к царю и набожность, Разин распустил слух, будто с его войском следуют наследник царя Алексей Алексеевич (на деле умерший) и опальный патриарх Никон. Первые два корабля из плывших по Волге были накрыты красной и черной материей: на первом якобы находился царевич, на втором - Никон.

Расходились по всей Руси разинские «прелестные письма». «За дело, братцы! Ныне отомстите тиранам, которые до сих пор держали вас в неволе хуже, чем турки или язычники. Я пришел дать всем вам свободу и избавление, вы будете моими братьями и детьми, и вам будет так хорошо, как и мне, будьте только мужественны и оставайтесь верны», - писал Разин. Его агитационная политика была настолько успешной, что царь даже допрашивал Никона о связи того с бунтовщиками.
7) Казнь

Накануне Крестьянской войны Разин захватил фактическую власть на Дону, нажив себе врага в лице собственного крестного отца атамана Яковлева. После осады Симбирска, где Разин потерпел поражение и был тяжело ранен, домовитые казаки во главе с Яковлевым смогли арестовать его, а затем и его младшего брата Фрола. В июне отряд из 76 казаков доставил Разиных в Москву. На подходе к столице к ним присоединился конвой из ста стрельцов. Братьев одели в лохмотья. Степана привязали к позорному столбу, установленному на телеге, Фрола приковали так, чтобы он бежал рядом. Год выдался засушливым. В разгар жары арестантов торжественно провезли по улицам города. Затем жестоко пытали и четвертовали.

После смерти Разина о нем стали слагаться легенды. То он бросает со струга двадцатипудовые камни, то защищает Русь вместе с Ильей Муромцем, а то добровольно садится в тюрьму, чтобы выпустить заключенных. «Полежит так маленько, отдохнет, встанет… Дай, скажет, уголь, напишет тем углем на стене лодку, насажает в ту лодку колодников, плеснет водой: река разольется с острова до самой Волги; Стенька с молодцами грянут песни - да на Волгу!.. Ну, и поминай как звали!»

Григорий Саблин.

На вопрос "Кто он - Степан Разин? Народный герой, разбойник или... " Найдите материал по этой теме, пожалуйста! заданный автором DJmenko лучший ответ это Разин Степан Тимофеевич 1630 год – 6 июня 1671 года
Степан Разин родился в 1630 году в семье «старых» казаков, крестным отцом Степана был атаман всего Войска Донского. Как и за всяким казаком, за Тимофеем Разей (отцом Степана) числилось немало грехов, потому он дал обет совершить паломничество в Соловецкий монастырь, «помолиться преподобным отцам Изосиме и Савватее». Только исполнять обет пришлось Степану одному: отец умер. Двадцатилетний казак Степан совершил свое первое путешествие, пересек русские земли с юга на север, побывал и в Москве. В 1658 году Степан Разин был второй раз в Москве в составе казацкого посольства атамана Наума Васильева. Степану Тимофеевичу русское правительство доверяло в последствии важные поручения. В 1661 году он с Иваном Исаковым и несколькими донцами и запорожцами отправился на переговоры с калмыцкими старейшинами о совместных действиях против крымских татар и ногайцев. В 1663 году Разин во главе большого казачьего отряда с Дона, в союзе с калмыками и запорожцами, ходил под Перекоп против крымцев. Здесь казаки Степана захватили много пленных и скота, а на обратном пути разбили крымский отряд. До 1667 года (то есть до 38 лет) Степан Разин ничем не отличался от обычных удачливых казачьих атаманов. Что же подвигло его на действия не угодные Москве, которая стала звать Разина не иначе как «вором» и «атаманом воров» ? Сам Разин на следствии в Москве перед казнью упоминал о казни старшего брата Ивана Разина, ослушавшегося Юрия Долгорукого и попытавшегося увести находившейся под его командой отряд с «царской службы» на Дон, как о причине своих «безобразий». Свою «воровскую» карьеру Разин начал на Дону и Волге, где во главе большого казаческого флота грабил купеческие и царские суда. Но самой его знаменитой пиратской операцией был персидский поход (1667-1669), подробные записки о которой оставили голландский пират и писатель Ян Стрейс и немецкий историк Э. Кемпфер. В то время Разин командовал армией в 1200 человек на 30 судах- стругах. Выйдя в Каспийское море, казаки сначала опустошили берега нынешних Дагестана и Азербайджана, а потом, разорив несколько персидских городов, двинулись в Астрабад и Баку. Э. Кемпфер подробно описывает тактику, применявшуюся Разиным в морских сражениях. Зацепившись крючьями за неприятельский корабль, казаки забрасывали высокую палубу персидских судов ядрами и кололи персов длинными шестами. Эта тактика оказывалась успешной и до поры до времени Разин продвигался вдоль каспийского побережья без особых потерь. Однако на подходах к Астарбаду казаки подверглись нападению персидского войска. Местный хан захватил около пятисот заложников, но Разин объявил, что со своими казаками прибыл, чтобы перейти под власть шахской короны, и послал четверых казаков к верительными грамотами. Поскольку разобрать грамоты при персидском дворе не удалось, то в течение некоторого времени казаки под видом купцов мирно жили в Астарбаде, за бесценок продавая награбленные ранее товары, чтобы усыпить бдительность персов. Уловка удалась - хан отпустил заложников и назначил встречу со Стенькой, куда все должны были прийти безоружными. Разин, однако, велел своим воинам привязать себе сабли на спину. В решающий момент полковой священник благословляет казаков, Разин отрубает хану голову его же саблей, а его люди хватают оружие и набрасываются на персов. После этого казаки атаковали Астрабад, перерезали всех мужчин, разграбили город и увели с собой более 800 женщин, которые, после трехнедельной оргии, все были уничтожены. После этого казаки отправились на стругах в Астрахань, где разбили царское войско и разграбили несколько монастырей, сбросив с колокольни архимандрита и воеводу. Только когда Разин предпринял свой знаменитый поход на Москву, он был разгромлен царскими войсками и казнен.

Часть первая

28 августа 1671 года Войско Донское присягнуло на службу царю Московии Алексею Тишайшему. Эта присяга, в соответствии со статусными представлениями Средневековья, навсегда лишала донских казаков национальной автономии и передавала территорию Войска Донского под «высокую руку московского самодержца». Такой стала расплата за предательство мужественного борца за свободу Дона атамана Степана Разина.

«И знает четыре языка инородческих,

а может и более того…»

Степан Разин родился весной 1630 года в станице Зимовейская на Дону. В детстве его называли «тумой», что на языке казаков означало - ребенок, родившийся от брака казака и женщины нерусского (кавказского или азиатского) происхождения.

Представления этнических казаков о войсковой ценности молодых казачат были в ХVII веке весьма любопытны. «Тума» - сын казака и, например, карачаевки - не имел никаких ограничений в личных гражданских правах и мог быть свободно избран на любую войсковую должность наравне с сыном казака и казачки. «Болдыри» - казацкие дети от великорусских жен - получали подобные же права не с рождения, а только по достижении 21 года - в том случае, если их личные воинские качества, прежде всего поведение в бою, не вызывали у казаков нареканий.

Как это было принято в семьях этнических казаков, Разин получил хорошее домашнее образование, в первую очередь языковое. Как сообщают источники, он свободно владел калмыцким и татарским языками, достаточно хорошо мог изъясняться по-турецки и на фарси.

Даже враждебный Разину русский хронограф был вынужден признать, что «Стенька-вор грамоте зело премного обучен и знает четыре языки инородческих, а может боле того…».

Великий русский и украинский историк Николай Костомаров оставил замечательную характеристику Разина. «Это был человек чрезвычайно крепкого сложения, предприимчивой натуры и гигантской воли. Своенравный, столько же непостоянный в своих движениях, сколько и упорный в предпринятом раз намерении, то мрачный и суровый, то жестокий до бешенства, то преданный пьянству и кутежу, то готовый с нечеловеческим терпением переносить всякие лишения; некогда ходивший на богомолье в отдаленный Соловецкий монастырь, но впоследствии хуливший имя Христа и святых его».

«Характерник» и колдун

Разин, несмотря на свое донское происхождение, был убежденным поборником идеалов и традиций Запорожской Сечи. Став атаманом, он последовательно стремился унифицировать локальные традиции донской вольницы с казацким «запорожским стандартом». Как отмечает Костомаров, Стенька завел в своем войске даже такой непопулярный у донцов запорожский обычай, как наказание смертью казака, допустившего физическое насилие над христианской женщиной или интимную связь с замужней казачкой.

Одним из запорожских заимствований Разина стали, по-видимому, мистические практики «характерства». Воинский орден «характерников», рудименты которого сохранялись в среде кубанского казачества вплоть до конца ХIХ века, являлся одним из самых таинственных институтов Запорожской Сечи.

«Характерство» посвященных в него казаков - это сложные, по сути языческие (ведические) заговорные практики, призванные защитить казака от пули, горячего коня от запала, их обоих от укуса змеи и тому подобное. «Характерники» могли осуществлять - и в средневековых источниках отмечается немало фактов этого - наговор на пушки и ружья противника, когда неожиданно и по непонятной причине всегда надежное оружие вдруг не могло стрелять. Они были способны исчезать из вида - «яко дым» - на совершенно открытой местности, легко «замовляли» кровь, льющуюся из глубокой раны.

Разин, бесспорно, обладал какими-то практиками «характерников». В самых отчаянных ситуациях он никогда не терял самообладания, над его умом и телом было бессильно спиртное, он был способен увидеть точное месторасположение потерянной вещи за много десятков верст, мог неожиданно потеряться из вида в чистом поле на глазах у сотен людей. «В его взгляде было что-то повелительное, - пишет Костомаров, - толпа чувствовала в нем присутствие какой-то сверхъестественной силы, против которой невозможно было устоять, и называла его колдуном».

Русские народные предания повествуют, что «чародей Стенька останавливал плывущие суда своим ведовством». У него была якобы заветная буддийская кошма, на которой атаман мог свободно переплывать любые водные пространства и даже летать по воздуху. От гневного взгляда Разина люди якобы каменели, а перед ласковым взором атамана не могла устоять даже самая убежденная нравственница.

В эпоху Средневековья некоторые поступки Разина действительно могли вызывать в простонародье мистический ужас. Например, случай поднесения «в дар» Волге персидской княжны, запечатленный в народной песне, был реальным событием, причем, видимо, далеко не единственным. Источники свидетельствуют, что именно таким способом Разин успокоил разбушевавшийся Каспий во время возвращения казацкого войска после победоносного рейда к берегам Персии.

Уже первый выход атамана Разина на историческую авансцену сразу же дал повод для слухов о его «чародействе». Когда струги Разина в первый раз спускались по Волге к Каспию, воевода Царицына князь Андрей Унковский отдал приказ расстрелять казацкие суда из крепостных пушек. Московитские стрельцы резво бросились исполнять приказание.

Казацкие струги медленно приближались - вот они уже на дистанции огня. Пушкари навели хоботы стволов и приложили запалы. Увы, выстрелов не последовало! Пороховые заряды рвались вверх через запальные окна, уродуя стволы орудий, - ни одна пушка толком не выстрелила! Пораженный этим событием воевода Унковский безропотно выполнил все требования атамана Разина, главное из которых - выдать войску походную наковальню, кузнечные меха и необходимую корабельную снасть.

Непреодолимые противоречия

Известный историк Александр Станиславский в своей докторской диссертации детально исследует относительно недавно обнаруженный манускрипт «Повесть о Земском соборе 1613 года». В этом документе содержатся сведения о состоявшемся зимой 1613 года казацком вооруженном перевороте в Москве, в результате которого древний престол Московии достался ставленнику рода Романовых.

В специальной главе исследования «Михаил Романов - казачий ставленник» Станиславский указывает, что воцарение «отрока Михаила» стало безусловной политической победой казаков, которым удалось после многолетней ожесточенной борьбы с польским шляхетством и великорусской знатью посадить на престол Московии «своего царя».

Новый «самодержец всея Руси» Михаил Романов первоначально стремился как можно полнее удовлетворить все требования этнических казаков. Молодой государь щедро наградил казацкое войско в Москве, выслал на Дон богатый «государев отпуск» и личное «жалованное» знамя. Казацкий народ с высокого престола был публично назван «великим рыцарским войском», а для оперативного решения всех возникающих вопросов во взаимоотношениях с казачеством спешно учредили особое министерство - Казачий приказ.

Вместе с тем, Московская Русь ни на минуту не сомневалась в том, что влияние казаков - как онтологически чуждого великорусам воинственного народа - на политическое бытие московского государства следовало всемерно ограничить.

Мысли московитской политической элиты не расходились с делом: уже к 1619 году все поселения этнических казаков на собственно великорусских землях были ликвидированы. Московские дьяки, щедро задабривая льготами и привилегиями этнических казаков (только им, например, была разрешена беспошлинная торговля на Руси), провели силами правительственных войск жесткую люстрацию так называемых «воровских казаков», то есть великорусских людей, пытавшихся войти в состав казачества. «Ворят» преследовали поистине безбожно: вздергивали на дыбу, казнили без суда, ссылали в Сибирь, морили в подвалах монастырей - все великорусские люди, по мнению царской администрации, должны были вернуться после Смуты в свои исконные сословия.

Политика подведения всех возможных вольнодумцев под «высокую руку государеву» должна была, по логике, в конце концов, затронуть и этнических казаков как главных инициаторов «бунташного воровства».

В 1632 году была предпринята попытка привести Войско Донское к присяге царской власти Романовых. Попытка окончилась для московитов позорным провалом: донцы наотрез отказались присягать, невзирая ни на какие «государевы отпуски». Ожегшись на донцах, царская власть даже не пыталась приводить к присяге Терско-гребенское и Яицкое (Уральское) казацкие войска, разумно понимая всю нереальность такого шага.

Все резко изменилось после 1641 года, когда после «пирровой победы» над Турцией в пятилетней (1637–1641) казацко-турецкой войне донское казачество оказалось ослабленным настолько сильно, что уже не могло вести переговоры с Московией с позиций необсуждаемого суверенитета.

Уже в 1642 году правительство Московии в полном объеме начинает реанимировать былую политику царя Бориса Годунова по сдавливанию казацкого «Дикого поля» в кольце воссоздаваемых великорусских крепостей со стрелецкими гарнизонами. Наиболее активно усиление военного присутствия Москвы происходит на нижней Волге - наименее населенной казаками части Присуда Казацкого. Вновь возникают все более настойчивые требования Посольского приказа о персональной переписи этнических казаков Волги и Яика, а также о выдаче с низовых рек на Москву всех «беглых холопей».

Разин, которому были свойственны не только умение виртуозно владеть саблей, но и несомненные способности стратегического предвидения, сумел понять главное: государство царей Романовых перешло в медленное, но исключительно упорное наступление на исконные казацкие вольности. Понял атаман и другое: если не остановить это наступление на Волге и Яике, то его не удастся остановить ни на Дону, ни на Днепре. К сожалению, столь прозорливо мыслящих людей среди казацкой старшины Черкасска и Запорожья оказалось очень немного.

«Я пришел дать вам волю!»

Совокупность известных исторической науке фактов позволяет считать, что действия Разина против правительства царя Алексея Михайловича изначально преследовали не тактическую (оттеснить московитов с казацких земель), а стратегическую цель - перелицевать государственную систему Московской Руси на казацкий лад.

Главный политический лозунг атамана - «Я пришел дать вам волю!» - мог вызвать энтузиазм скорее в великорусской крестьянской среде, нежели среди этнических казаков, которые и без того обладали всей полнотой личной, а во многом и внешнеполитической воли.

В этой апелляции к русскому крестьянскому большинству была и сила, и слабость Разина. Сила заключалась в той, по существу всеобщей, поддержке, которую атаман получал в среде «скудных многих людей» неказацкого происхождения - у русских стрельцов, крестьян, посадских чинов. Слабость же состояла в явной настороженности к разинской идее всеобщей вольности «старых», то есть этнических казаков Дона и Яика, с трудом представлявших себе, как можно перелицевать великорусский «черный люд» в казаков, да еще и перестроить государственный механизм Руси по образу и подобию казацкой войсковой управы. Трезвомыслящая сиюминутно, но стратегически недальновидная казацкая старшина не понимала, что только сплотившись воедино вокруг Разина, пусть даже под самыми фантастическими лозунгами, казаки получали реальный шанс остановить превращение великорусского национального государства в мощный, неумолимый к идее народоправства механизм наднациональной империи.

Разин меж тем целенаправленно готовился к войне с Московией. Поздней весной-летом 1667 года он уходит с Дона на Яик (Урал), где легко добивается расположения немногочисленных, но весьма воинственных яицких казаков.

Воронежский воевода Василий Уваров сообщал 25 апреля 1668 года в Разрядный приказ, что атаман Разин, перезимовав на Яике, сильно укрепился войском, поскольку к нему постепенно стекаются отряды донских и запорожских казаков. «Да они, казаки-де, говорят итти по городам пройматца на Волгу к Стеньке Разину, - докладывал воевода, - а ис коих городков-де казаки с ними не пойдут, то те городки им нещадно ломать».

В этот же период к Разину подошло и наиболее желанное для него подкрепление: его давний друг, атаман Сергей Кривой привел около 700 донцов, а запорожский есаул Боба пришел с Днепра с четырьмя сотнями сечевиков.

Весной 1668 года разинцы покинули Яицкий городок и направились в боевой поход к западному побережью Каспия. Для грядущей борьбы с Московией Разину необходимы были деньги и слава удачливого полководца, столь важная в среде этнических казаков. Успешный «персидский поход» принес ему и то, и другое.

«Иду судами и конями на Царицын»

Вернувшись с Каспия, Разин не распустил свои отряды, как это традиционно делали атаманы по возвращении из похода. Казаки-разинцы отпускались в свои городки для свидания с родственниками только «на срочные дни за крепкими поруками». Черкасск, столицу Войска Донского, Разин фактически держал в блокаде. Даже своих посыльных в Москву донской старшине приходилось направлять «тайным обычаем», чтобы об этом не узнали разинцы и «в Войске Донском смуты-де не учинилось». Степан Разин фактически повторял на Дону те же жесткие, но необходимые меры по обузданию своеволия казацкой старшины, которые до него успешно применял в Запорожье гетман Богдан Хмельницкий.

Сила и авторитет атамана Разина стремительно росли. По возвращении на Дон его отряд насчитывал 1,5 тысячи сабель, к ноябрю 1669 года полностью боеготовых казаков в стане Разина насчитывалось около трех тысяч, а в начале 1670 года число разинцев превышало уже 4 тысячи человек.

В начале мая 1670 года атаман собрал в Паншине-городке войсковой круг Дона. Здесь Разин впервые открыто призвал казаков «идтить в Русь Волгою, а там с бояры повидатца». Казаки радостно согласились со своим вождем.

15 мая 1670 года казацкое войско, выросшее до семи тысяч человек, вышло на Волгу выше Царицына. Подойдя к городу, Разин оставил своего товарища, атамана Уса, осаждать Царицын, а сам «пошел громить улус едисанских татар». Разбив вскоре татарские рати, Разин захватил «всякой полон», а главное - столь нужных для похода к Москве верховых лошадей.

Поскольку атаман Ус самостоятельно взять Царицын не смог, Разин лично возглавил штурм и, ворвавшись в город, - «московитских стрельцов и жителей, в башню загнав, в той башне порубил, а воеводу велел вкинуть в воду».

В Царицыне немедленно были введены казацкие порядки. Жители города вместо воеводы избрали на всеобщем сходе «атамана городового». Крепость стали всемерно укреплять на случай осады московскими ратями, в нем оставили специальный гарнизон - «казаков с десятку по человеку».

Московское правительство направило против разинцев карательное войско во главе с князем Семеном Львовым. Одновременно 8 июля 1670 года в Черкасск на Дон была отправлена из Посольского приказа грамота войсковому атаману с одобрением за неприсоединение низовых казаков к «Стеньке-вору». При этом царские дьяки уверяли «верных» казаков, что как только «воровские ссоры на Дону перестанут и казаки в послушании будут, и с Воронежа к вам на Дон все запасы без задержанья будут отпущены». Казацкой старшине царь Алексей Михайлович недвусмысленно предлагал взятку.

«Красное колесо» цареискательства

Успех сопутствовал Разину. У Черного Яра его войско встретилось с отрядом князя Львова. Устроив засаду, казаки наголову разгромили передовой отряд астраханских стрельцов, а основная часть правительственного войска просто бросила оружие.

Участник этого похода, немецкий офицер Людвиг Фабрициус, в своих «Записках» подробно описал, как это произошло: «Простые воины генерала (князя Львова. - Н.Л.) тотчас перешли к врагу с развернутыми знаменами и барабанным боем. Там они стали обниматься и целоваться, и договорились стоять друг за друга душой и телом, чтобы, истребив изменников-бояр и сбросив с себя ярмо рабства, стать вольными людьми».

Офицеры отряда ничего не могли сделать с этим единодушным порывом простых русских людей к свободе. «Нас было всего человек 80 офицеров, дворян и писарей, - с горечью отмечает Фабрициус, - генерал глядел на офицеров, офицеры на генерала, и никто в растерянности не знал, что нужно предпринять».

Укрепив тылы армии, Разин стремительным броском подошел к Астрахани. Штурм крепости был решительным: в ночь с 21 на 22 июня казаки ворвались в город. Несмотря на большой гарнизон (свыше шести тысяч человек) и наличие на стенах мощной артиллерии (около 500 пушек), сопротивление царских войск было сломлено быстро. Воевода Иван Прозоровский был схвачен и немедленно убит, казаки перебили также всех других «московитских начальных людей», общим числом около 500 человек.

От Астрахани Разин повернул на север, к Москве. Наступление развивалось очень успешно. Пали Чугуев, Острогожск, Саратов, Самара, Саранск, Пенза, Алатырь. Казаки осадили Тамбов и Шацк, их передовые отряды уже действовали в тульских и рязанских уездах. Общее число повстанцев, как считают историки, достигло 200 тысяч человек. Фактически весь бассейн Волги, вплоть до Казани, был очищен от русских помещиков, а их имения были сожжены.

Среди русских крестьян поползли слухи о том, что внезапно умерший в возрасте 15 лет (17 января 1670) царевич Алексей Алексеевич, второй сын царя Алексея Михайловича, на самом деле чудом спасся и примкнул к Разину. По Руси медленно покатилось страшное в своей неумолимой силе «красное колесо» цареискательства. А в Кремле и в Боярской думе многие в отчаянии схватились за голову.

Крестьянство на протяжении всей дореволюционной истории России испытывало притеснения со стороны помещиков, и потому с симпатией относилось к тем, кто боролся с угнетателями. Потому разбойников, даже весьма далеких от идеалов справедливости, народная молва делала чуть ли не героями, противостоящими несправедливым царским порядкам. Ведь они, как правило, грабили помещиков и купцов, а не тех, у кого и взять то нечего. Но некоторым разбойникам удалось войти в историю, и их имена помнят даже спустя столетия.

Мифический Кудеяр

Одним из легендарных персонажей является Кудеяр - атаман, чьим именем названы многочисленные села, пещеры и курганы на территории России. О нем сложено много рассказов и легенд, но до сих пор достоверно не известно, правдивы ли они.

Сведения о его происхождении значатся во многих источниках 16 века и расходятся. Самой распространенная версия - что атаман был сыном Василия III и жены его — Соломии. Родила она его в монастыре, в который была сослана за то, что была бесплодной, после чего Кудеяра вывезли в леса, где он тайно воспитывался. Кроме того, по этим сведениям следует, что атаман приходился братом Ивану Грозному и вполне мог претендовать на царский трон.

В других источниках указано, что Кудеяр был сыном князя Трансильвании — Жигмонда Батори. После ссоры с отцом он сбежал и примкнул к казакам, а также служил опричником у царя. После царской немилости стал промышлять разбоем.

По преданию, Кудеяр сколотил собственное войско разбойников и грабил обозы богачей.

Из-за многочисленных набегов и грабежей жители множества русских губерний ассоциировали его с символом ужасающей силы. Легенды гласят, что после себя он оставил несметные богатства, которые до сих пор никто не смог отыскать.

Стенька Разин: буйный разбойник или герой?

Главным бунтовщиком 17 века был Степан Тимофеевич Разин, по прозвищу Стенька. Он был не просто удалым донским казаком и атаманом, но и хорошим организатором, вождем и военным.

В связи с ужесточенным крепостным прав в казачьи области стали стекаться крестьяне, бежавшие из внутренних губерний России. Они не имели корней и имущества, поэтому их прозвали «голутвенными». Степан был одним из таких. Снабжая «голытьбу» нужной провизией, местные казаки помогали им в воровских походах. Те, в свою очередь, делились добычей. Для народа, Разин был «благородным разбойником» и героем, ненавидящим крепостничество и царя.

Под его предводительством, в 1670 году был организован поход на Волгу, сопровождающийся многочленными восстаниями крестьян. Казачий порядок вводился в каждом захваченном городе, купцов грабили, а представителей власти убивали. Осенью этого же года, атаман был сильно ранен и вывезен на Дон. Окрепнув, Степан снова хотел собрать сторонников, однако местные казаки были с этим не согласны. Весной 1671 г. они штурмом взяли Кагалицкий городок, где укрывался Разин. После чего его пленили (вместе с братом Фролом) и выдали царским воеводам. После вынесения приговора Степана четвертовали.

Ванька-Каин

Ванька-Каин — знаменитый разбойник и вор 18 столетия. Родился Иван Осипов в селе Иваново Ярославской губернии, в крестьянской семье. В 13 лет он был перевезен в господский двор, в Москву, а в 16 — познакомившись с вором по прозвищу «Камчатка», решил примкнуть к его банде, попутно обокрав своего хозяина и исписав барские ворота. Словами «работай черт, а не я» Осипов четко охарактеризовал свою жизненную позицию.

Вскоре его вернули бывшему хозяину. Пока Ванька находился в кандальной колоде, он узнал, что за хозяином водится «грешок». Когда к барину нагрянули гости, он всем рассказал, что по упущению хозяина, погиб гарнизонный солдат, тело которого скинули в колодец. За этот донос Ванька-Каин получил свободу, а вернувшись к своей шайке стал их предводителем.

В 1741 году Осипов написал «покаянную челобитную», где рассказал, что сам является вором и готов посодействовать в поимке соучастников. С его помощью было отловлено много дезертиров, воров и бандитов. За предательство «своих» он получил прозвище «Каин».

Но на этом он не остановился. Его арестовали в 1749 году, за похищение 15-летней дочери отставного служивого. И только в 1755 году суд решил Ваньку-Каина казнить колесованием и обезглавливанием, но приговор был смягчен Сенатом. В 1756 году его высекли и вырвали ноздри. Поставив Каину клеймо «В.О.Р», его отправили в ссылку, где он и умер.

Василий Чуркин: гуслицкий Робин Гуд

Ярким персонажем преступного мира в 19 веке стал Василий Васильевич Чуркин. Точная дата рождения неизвестна. Предполагается, что он родился между 1844-1846 годами, в деревне Барская, Гуслицкой волости.

Молодой Чуркин начал свою «карьеру» в банде гуслицких разбойников, орудовавших в 1870 на больших дорогах: от Москвы до Владимира. Позже, из-за тяжелой болезни главаря свора распалась. Здесь Василий не растерялся и в 1873 году создал свою собственную шайку. Вскоре он был пойман, но под арестом оставался недолго, потому что сбежал.

Кроме разбоев, Василий со своей бандой помогали малоимущим, тем самым завоевав народную славу и признание. Грабил он только богатые амбары, а с владельцев фабрик несколько раз в год собирал небольшую дань в 25 рублей. Фабриканты не упоминали его имени, дабы не навлечь беду на свои головы. Таким образом, Чуркин создал себе надежный тыл, который прикрывал его от полиции. Таксу свою он никогда не поднимал и сурово наказывал тех, кто нарушал этот обычай.

Когда в Гуслицах оставаться стало небезопасно, Василий прятался в других местах. Существует много версий смерти гуслицкого Робин Гуда, но точная причина остается неизвестной.

Тришка-сибиряк

Еще одним народным героем 19 века был Тришка-сибиряк. Информации о криминальном авторитете сохранилось довольно мало, однако по приданиям, он приводил в ужас помещиков и дворян. Народ слагал о нем легенды и сказки, представляя разбойника защитником обездоленных. Он был необычайно осторожен и хитер. Совершая набеги на хозяйства помещиков, Тришка-сибиряк отдавал часть награбленного крепостным. Люди говорили, что сильно он никого не обижал, но мог «лихого до крестьян» барина наказать, например, подрезать жилки под коленками, чтоб «прытко» не бегал. Так он учил их «уму-разуму».

Даже после его ареста, слухи о нем еще долго не давали спокойно жить дворянам. Да и поймали его только потому, что поиски Тришки были в строжайшем секрете, поскольку власти остерегались его смекалки и хитрости. Дальнейшая судьба Тришки-Сибиряка неизвестна.



См. также: