Структуры мозга, отвечающие за возникновение и протекание эмоций. Ключевые зоны тела и эмоции, связанные с ними

Человек – это сложный организм, состоящий из множества органов, объединённых в единую сеть, работа которой регулируется точно и безукоризненно. Основную функцию регулирования работы организма осуществляет центральная нервная система (ЦНС). Это сложнейшая система, включающая несколько органов и периферийных нервных окончаний и рецепторов. Важнейшим органом этой системы является головной мозг — сложный вычислительный центр, отвечающий за правильную работу всего организма.

Общая информация о строении мозга

Изучить его пытаются давно, но за все время ученые так и не смогли точно и однозначно на все 100% ответтить на вопрос что это и как работает данный орган. Многие функции изучены, по некоторым имеются только догадки.

Визуально его можно разделить на три основные части: , мозжечок и большие полушария. Однако это деление не отображает всей многогранности функционирования этого органа. Более детально эти части подразделяют на отделы, отвечающие за определенные функции организма.

Продолговатый отдел

Центральная нервная система человека является неразрывным механизмом. Плавным переходным элементом от спиномозгового сегмента цнс является продолговатый отдел. Визуально его можно представить в виде усеченного конуса с основанием вверху или небольшой головки лука с расходящимися от него утолщениями — , соединяющимися с промежуточным отделом.

Выделяют три различные функции отдела — сенсорные, рефлекторные и проводниковые. В его задачи входит контроль за основными защитными (рвотный рефлекс, чхание, кашель) и бессознательными рефлексами (сердцебиение, дыхание, моргание, слюноотделение, секреция желудочного сока, глотание, обмен веществ). Кроме этого, продолговатый мозг отвечает за такие чувства, как равновесие и координацию движений.

Средний мозг

Следующим отделом, отвечающим за связь со спинным мозгом является средний. Но основная функция данного отдела – обработка нервных импульсов и корректировка работоспособности слухового аппарата и зрительного центра человека. После обработки поступившей информации эта формация подает импульсные сигналы для ответной реакции на раздражители: поворот головы в сторону звука, изменение положения тела в случае опасности. К дополнительным функциям можно отнести регулирование температурного режима тела, мышечного тонуса, возбуждение.

Средний мозг человека отвечает за такую важную способность организма, как сон.

Средний отдел имеет сложное строение. Выделяют 4 скопления нервных клеток – бугров, два из которых отвечают за зрительное восприятие, два других за слух. Между собой и с другими отделами головного и спинного мозга связаны нервные скопления все той же нервнопроводящей тканью, визуально похожих на ножки. Общий размер сегмента не превышает 2 см у взрослого человека.

Промежуточный мозг

Еще более сложный по строению и выполняемым функциям отдел. Анатомически промежуточный мозг делится на несколько частей: Гипофиз. Это небольшой придаток мозга, который отвечает за секрецию необходимых гормонов и регулирование эндокринной системы организма.

Условно разделен на несколько частей, каждая из которых выполняет свою функцию:

  • Аденогипофиз – регулятор периферийных эндокринных желез.
  • Нейрогипофиз – связан с гипоталамусом и накапливает в себе выработанные им гормоны.

Гипоталамус

Небольшой участок мозга, важнейшей функцией которого является контроль сердечного ритма и давления крови в сосудах. Дополнительно гипоталамус отвечает за часть эмоциональных проявлений путем выработки необходимых гормонов для подавления стрессовых ситуаций. Еще одна важная функция – контроль голода, насыщения и жажды. В довершение, гипоталамус является центром сексуальной активности и удовольствия.

Эпиталамус

Основная задача этого отдела – регулирование суточного биологического ритма. При помощи вырабатываемых гормонов влияет на продолжительность сна в ночное время и нормального бодрствования в дневное. Именно эпиталамус приспосабливает наш организм к условиям «светового дня» и делит людей на «сов» и «жаворонков». Еще одна задача эпиталамуса – регулирование обмена веществ организма.

Таламус

Данная формация очень важна для правильного осознания окружающего нас мира. Именно таламус отвечает за обработку и интерпритацию импульов, поступающих от переферийных рецепторов. В данный центр обработки информации сходятся данные от зриттельных нервой, слухового аппарата, температурных рецепторов тела, обонятельных рецепторов и болевых точек.

Задний отдел

Как и предыдущие отделы задний мозг включает в себя подразделы. Основная часть – мозжечок, вторая – варолиев мост, представляющий собой небольшой валик нервных тканей для связи мозжечка с другими отделами и кровеносных сосудов, питающих мозг.

Мозжечок

По своей форме мозжечок напоминает большие полушария, он состоит из двух частей, соединённый «червяком» — комплексом проводящей нервной ткани. Основные полушария состоят из ядер нервных клеток или «серого вещества», собранных для увеличения поверхности и объема в складки. Эта часть располагается в затылочной части черепной коробки и полностью занимает всю ее заднюю ямку.

Основная функция этого отдела — координация двигательных функций. Однако мозжечок не инициирует движения рук или ног – только контролирует точность и четкость, порядок выполнения движений, моторика и осанка.

Второй немаловажной задачей является регулирование когнитивных функций. К ним относятся: внимание, понимание, осознание языка, регулирование ощущения страха, ощущение времени, осознание характера удовольствия.

Большие полушария мозга

Основная масса и объем мозга приходиться именно на конечный отдел или большие полушария. Полушарий два: левое – большей часть отвечающее за аналитическое мышление и речевые функции организма, и правое — основная задача которого абстрактное мышление и все процессы, связанные с творчеством и взаимодействием с окружающим миром.

Строение конечного мозга

Большие полушария мозга — это основной «процессорный блок» ЦНС. Несмотря на различную «специализацию» эти сегменты являются дополнением друг друга.

Большие полушария представляют собой сложную систему взаимодействия ядер нервных клеток и нервнопроводящих тканей соединяющих основные участки мозга. Верхняя поверхность,называемая корой, состоит из огромного количества нервных клеток. Её называют серым веществом. В свете общего эволюционного развития, кора – это самое молодое и наиболее развитое образование ЦНС и наивысшее развитие достигло именно у человека. Именно она ответственна за становление высших нервно-психических функций и сложных форм поведения человека. Для увеличения полезной площади поверхность полушарий собрана в складки или извилины. Внутренняя поверхность больших полушарий состоит из белого вещества – отростков нервных клеток, отвечающих за проведение нервных импульсов и связь с остальным сегментами ЦНС.

В свою очередь, каждое из полушарий условно разделяют на 4 части или доли: затылочные, теменные, височные и лобные.

Затылочные доли

Главной функцией этой условной части является обработка нейронных сигналов, поступающих от зрителных центров. Именно тут из световых раздражителей формируются привычные понятия цвета, объема и прочих трехмерных свойств видимого объекта.

Теменные доли

Этот сегмент ответственен за возникновение болевых ощущений и обработку сигналов от тепловых рецепторов организма. На этом их общая работа заканчивается.

Теменная доля левого полушария отвечает за структурирование информационных пакетов, позволяет оперировать логическими операторами, считать и читать. Также этот участок формирует осознание целостной структуры тела человека, определение правой и левой частей, координация отдельных движений в единое целое.

Правая же, занимается обобщением информационных потоков, которые генерируются затылочными долями и левой теменной. На этом участке формируется общая объемная картина восприятия окружающей среды, пространственного положения и риентации, просчет перспективы.

Височные доли

Данный сегмент можно сравнить с «жестким диском» компьютера – долговременное хранилище информации. Именно тут хранятся все воспоминая и знания человека, собранные за всю жизнь. Правая височная доля отвечает за визуальную память – память образов. Левая – тут хранятся все понятия и описания отдельных объектов, происходит интерпретация и сопоставление образов, их названий и характеристик.

Что касается распознавания речи, то в данной процедуре участвуют обе височные доли. Однако функции у них разные. Если левая доля призвана распознавать смысловую нагрузку услышанных слов, то правая интерпретирует интонационную окраску и сопоставление её с мимикой говорящего. Еще одной функцией данного участка мозга является восприятие и расшифровка нейронных импульсов приходящих от обонятельных рецепторов носа.

Лобные доли

Эта часть ответственна за такие свойства нашего сознания, как критическая самооценка, адекватность поведения, осознания степени бессмысленности поступков, настроения. Общее поведение человека тоже зависит от правильной работы лобных долей мозга, нарушения приводят к неадекватности и асоциальности поступков. Процесс обучения, освоения навыков, приобретения условных рефлексов зависит от правильной работы этой части мозга. Это касается и степени активности и любознательности человека, его инициативности и осознанности решений.

Для систематизации функций ГМ они представлены таблицей:

Отдел мозга Функции
Продолговатый мозг Контроль основных защитных рефлексов.

Контроль бессознательных рефлексов.

Контроль равновесия и координации движений.

Средний мозг Обработка нервных импульсов, зрительных и слуховых центров, ответная реакция на них.

Регулирование температурного режима организма, мышечного тонуса, возбуждение, сон.

Промежуточный мозг

Гипоталамус

Эпиталамус

Секрецию гормонов и регулирование эндокринной системы организма.

Осознание окружающего мира, обработка и интерпритацию импульсов, поступающих от переферийных рецепторов.

Обработка информации от периферийных рецепторов

Контроль сердечного ритма и давления крови. Выработка гормонов. Контроль состояния голода, жажды, насыщения.

Регулирование суточного биологического ритма, регулирование обмена веществ организма.

Задний мозг

Мозжечок

Координация двигательных функций.

Регулирование когнитивных функций: внимание, понимание, осознание языка, регулирование ощущения страха, ощущение времени, осознание характера удовольствия.

Большие полушария мозга

Затылочные доли

Теменные доли

Височные доли

Лобные доли.

Обработка нейронных сигналов, поступающих от глаз.

Интерпретация болевых и тепловых ощущений, ответственность за возможность читать и писать, логическая и аналитическая способность мышления.

Долговременное хранилище информации. Интерпретация и сопоставление информации, распознавание речи и мимики, расшифровка нейронных импульсов приходящих от обонятельных рецепторов.

Критическая самооценка, адекватность поведения, настроения. Процесс обучения, освоения навыков, приобретения условных рефлексов.

Взаимодействие отделов мозга

Кроме того, что каждый отдел мозга имеет собственные задачи, целостная структура определяет сознание, характер, темперамент и прочие психологические особенности поведения. Формирование определенных типов определяется различной степенью влияния и активности того или иного сегмента головного мозга.

Первый психотип или холерический. Формирование такого типа темперамента происходит при доминированном влиянии лобных долей коры и одного из подотделов промежуточного мозга – гипоталамуса. Первая генерирует целеустремленность и желание, второй участок подкрепляет эти эмоции необходимыми гормонами.

Характерным взаимодействием отделов, определяющим второй тип темперамента – сангвиника, является совместная работа гипоталамуса и гиппокампа (нижней части височных долей). Основная функция гиппокампа – поддержание краткосрочной памяти и конвертация получаемых знаний в долгосрочную. Результатом такого взаимодействия является открытый, любознательный и интересующийся тип поведения человека.

Меланхолики – третий тип темпераментного поведения. Такой вариант образуется при усиленном взаимодействии гиппокампа и другой формацией больших полушарий – миндалевидного тела. При этом активность коры и гипоталамуса снижена. Миндалина принимает на себя весь «удар» возбуждающих сигналов. Но так как восприятие основных участков мозга заторможено, то реакция на возбуждение низкая, что в свою очередь сказывается и на поведении.

В свою очередь, формируя прочные связи, лобная доля способна задать активную модель поведения. При взаимодействии коры этого участка и миндалин центральная нервная система генерирует только высокозначимые импульсы, игнорируя при этом малозначимые события. Все это приводит к формированию Флегматичной модели поведения – сильного, целеустремленного человека с осознанием приоритетных целей.

Механизмы возникновения эмоций и их влияние на функции организма сложны. Они развивались в процессе эволюции, способствуя оптимальному решению важных с биологической точки зрения задач.

Материальная основа мира человеческих чувств, эмоций - нервная система состоит из головного и спинного мозга, а также нервных проводников двух видов. Одни берут начало в тканях внутренних органов, в мышцах, коже и т. д., где имеются как бы микроминиатюрные датчики, воспринимающие сигналы о ходе жизненных процессов в тканях и раздражениях внешней среды (температурных, болевых, тактильных). Эти сигналы - импульсы передаются в «верхние этажи», в мозговые центры.

Оттуда тоже идут сигналы - либо к внутренним органам (по вегетативным волокнам), либо к мышцам (по двигательным).

Вегетативная нервная система регулирует обмен веществ и жизнеобеспечение органов и систем тела. Одни ее волокна (симпатические) передают импульсы, которые зарождаются в высших симпатических центрах. Они расширяют зрачок, повышают тонус кровеносных сосудов, усиливают сердечную деятельность и тормозят двигательную активность (перистальтику) желудочно-кишечного тракта.

Волокна другого типа (парасимпатические) берут начало в высших парасимпатических центрах и оказывают противоположное действие. Они суживают зрачок, снижают силу и частоту сердечных сокращений, усиливают перистальтику желудка и кишечника, а также активность выделения пищеварительных ферментов.

Это, так сказать, низшие отделы нервнорегуляторного аппарата. Они подчинены высшим регуляторным центрам в головном мозге.

Ни симпатические, ни парасимпатические высшие центры не определяют нервно-психическую деятельность. Но ее интенсивность, напряженность и направленность определенным образом влияет на состояние и реакции внутренних органов сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем. Особенно тесны и очевидны связи между вегетативными функциями органов и эмоциональным фоном жизни. В настоящее время установлено, какие отделы головного мозга ответственны за формирование эмоций.

Самая древняя его часть - мозговой ствол. В его структуре имеется так называемый промежуточный мозг, состоящий из таламуса и гипоталамуса. Вместе с другими образованиями ствола эта часть головного мозга называется подкоркой, так как ее покрывает сверху эволюцитонно более молодой отдел - кора или мантия.

Это высшее координирующее и регулирующее образование организма, своеобразный командный пункт. Средоточие эмоций - подкорка (гипоталамус и некоторые другие образования), а в качестве высшего интегратора импульсов - кора головного мозга. И в то же время высшие вегетативные (симпатические и парасимпатические) центры органически входят в те отделы мозга, которые ответственны за возникновение эмоций, являясь как бы частью аппарата эмоций.

От инстинктов к эмоциям

Внешняя среда оказывала решающее влияние на эволюцию всего живого. Это выражалось не только в том, что под воздействием отдельных ее факторов (радиации, других физических или химических агентов) в организмах возникали новые свойства (мутации). Они появлялись и при других обстоятельствах, например в результате разнообразных комбинаций наследственного вещества при скрещивании. Возникшие новые свойства могли закрепиться в последующих поколениях или исчезнуть без следа. Роль сортировщика, браковщика этих свойств в процессе эволюционного развития играла все та же внешняя среда.

Если новое качество в конкретных условиях существования повышало приспособительные возможности организма, то в последующих поколениях обладателей этого качества становилось все больше и больше. Оно могло облегчать способ защиты или добывания пищи, обеспечивать многочисленное и жизнеспособное население или способствовать заселению неосвоенных пространств планеты.

Если новое качество снижало приспособляемость, то обладатели этого качества, как менее приспособленные, быстро погибали в борьбе с внешней средой. Внешняя среда как бы производила отбор наиболее удачных вариантов и давала им «зеленую улицу».

Впрочем, о значении, наследственности (мутациях), изменчивости и естественном отборе все слышали, читали, и повторять здесь о них нет смысла. Важно лишь: подчеркнуть, что под влиянием ЭВОЛЮЦИИ у живых организмов появились определенные формы реагирования на внешние раздражители.

Наиболее простые из них - инстинкты. Это закодированная и передающаяся из поколения в поколение программа деятельности организма под воздействием тех или иных факторов. Инстинкты материнства, защитный, половой и другие - это устойчивые наследственные реакции. Они наблюдаются у высокоорганизованных животных или же представляют собой программу всей жизни у насекомых.

Жизнь пчелы, как и муравья, запрограммирована от начала и до конца. Программа определяет размножение и сохранение потомства, добывание пищи, защиту и т. д. Но эта программа слишком жестка, непластична, она не способна приспосабливать организм ко всему многообразию внешних воздействий. У высших млекопитающих в процессе эволюции в наследственном веществе были запрограммированы главные, наиболее важные для сохранения жизни реакции. Кроме того, у них в процессе эволюции развился аппарат экстренного реагирования на те или иные воздействия внешней среды. Это аппарат эмоций. Он и обеспечивает высокую приспособляемость в зависимости от характера воздействий внешней среды. Таким образом, аппарат эмоций является системой биологического приспособления, дополняя и уточняя запрограммированные реакции в конкретных условиях действия внешней среды. Эмоции возникают не сами по себе. Они возникают под влиянием деятельности коры головного мозга. Кора головного мозга получает информацию о состоянии внешней и внутренней среды организма. Путем анализа и синтеза она делает заключение о их состоянии и только в случае необходимости (опасность/ повреждение целостности организма или угрозы ему, недостаток пищи и пр.) включает аппарат эмоций.

Вот примерная схема возникновения одной из простейших эмоций - ощущение голода. Когда организм израсходует поступившие с пищей питательные вещества, он начинает испытывать неприятные, беспокойные чувства, которые мы называем голодом. Механизм их появления таков. Дефицит питательных веществ и особенно глюкозы в крови раздражает нервные окончания. Импульсы передаются в подкорковые образования головного мозга (таламус и гипоталамус), а затем в кору. Кора после анализа импульсов и оценки состояния внешней среды (отсутствие пищи) делает заключение и посылает разряды в образования подкорки, названные нами аппаратом эмоций. Здесь и зарождаются неприятные ощущения. Возбуждение из аппарата эмоции вновь направляется в кору головного мозга и изменяет ее деятельность. Прекращаются все виды деятельности, кроме одной, направленной на поиски, добывание пищи. Так формируется поведенческий акт под влиянием аппарата эмоций. У хищного животного, допустим, это будет розыск и охота за жертвой. Можно видеть, что поведенческая реакция является адекватной состоянию организма. Механизм возникновения других простейших эмоций (страх, боль, ярость) такой же. Он не имеет принципиальных различий у человека и животных.

Эмоции, однажды возникнув в результате какой-либо мотивации, существуют до тех пор, пока целенаправленные действия не устранят вызвавшую их причину. В случае голода это будет насыщение, в случае опасности - уход от нее или победа над врагом и пр. При этом отрицательные эмоции сменяются положительными.

Между прочим, на этом основана выработка условно-рефлекторных связей, а следовательно, и обучение, накопление жизненного опыта. Аппарат эмоций у человека достиг чрезвычайно высокой степени развития, что обусловлено воздействием социальной среды. Мир его эмоций не ограничивается элементарными физиологическими реакциями, как у животных. У человека появились эмоции высшего порядка - это его чувства, вызванные социальной средой, воспитаним, они имеют решающее значение в возникновении эмоций у человека.

Еще несколько слов о положительных эмоциях. Положительные эмоции всегда доставляют удовольствие. Ученым известно, что любые эмоции тонизируют, усиливают деятельность коры головного мозга. В процессе обучения положительные эмоции имеют огромное значение. Было показано, что в том случае, когда обучающемуся нравится предмет, его усвоение происходит гораздо быстрее, чем в случае безразличного отношения к предмету.

Эмоциональный комплекс (положительный или отрицательный) имеет видимый и невидимый компоненты. К видимым компонентам эмоций относятся речь, мимика, жесты и вообще двигательные реакции, к невидимым компонентам - изменение деятельности внутренних органов и систем. В первую очередь изменяется тонус вегетативной нервной системы, за ним - деятельность сердечно-сосудистой системы, желез внутренней секреции и обмена веществ. Невидимые компоненты неуправляемые, а видимые компоненты можно подавить усилием воли. Воспитанием можно добиться подавления внешнего компонента эмоций, но не внутреннего. Тем же воспитанием можно добиться того, что эмоции вообще не возникнут при действии тех или иных факторов социальной среды. Так, например, люди, привыкшие трудиться, либо не испытывают при этом никаких эмоций, либо у них появляется ощущение удовлетворения. Если человек не приучен к труду, труд у него всегда порождает отрицательные эмоции.

Вы когда-нибудь задавались вопросом, как эмоции могут быть связаны с работой внутренних органов нашего тела?

Если верить традиционной китайской медицине, наше тело реагирует на каждый стимул, внутренний или внешний. И это целая буря реакций!

Ведь человеческий организм — механизм сложный и его функция обменных процессов (преобразования пищи в энергию) далеко не единственная. Для выживания нас как вида этого недостаточно.

Наше тело обрабатывает все стимулы. Оно генерирует положительный или отрицательный ответ, влияющий на работу всех его органов.

В дополнение к физическим стимулам, получаемым через органы чувств, есть еще и эмоции. И даже если на первый взгляд вам кажется, что они не могут вызвать подобной реакции, некоторые из них сильно стимулируют определенные органы нашего тела или, наоборот, мешают их работе.

И несмотря на то, что это вполне естественный процесс, сильные негативные эмоции (или слишком длительные) могут вызвать повреждение внутренних органов и сделать их более уязвимыми для различных заболеваний.

Различные эмоции связаны с работой определенных внутренних органов

Ухудшение работы любого органа имеет непосредственную связь с теми эмоциями и , которые мы испытываем.

Н арушение в работе одного органа отражается на всем организме в целом. Именно поэтому очень важно знать истинную эмоциональную причину, чтобы ее устранить.

Это предполагает трудную работу над собой, чтобы в итоге суметь преобразовать негативные чувства в позитивные.

1. Сердце и тонкий кишечник: радость


Если верить традиционной китайской медицине, «радость» — это эмоция, связывающая два органа: сердце и тонкий кишечник.

Сердце регулирует и контролирует кровеносные сосуды. Тонкий кишечник отвечает за всасывание питательных веществ и минералов из пищи.

И несмотря на то, что радость — это «здоровая» эмоция, стимулирующая работу этих двух органов, ее избыток может генерировать:

  • Нервозность
  • Бессонницу
  • Потерю концентрации внимания

Обычно те, кто испытывает определенные проблемы с этими органами, — люди очень чувствительные, разговорчивые. Они — экстраверты , которых захватывают собственные эмоции. То есть они эмоционально перегружают свой организм.

Остерегайтесь эйфории, повышенной возбудимости и чрезмерной эмоциональности. Держите себя в руках, и тогда эти важные органы будут корректно выполнять свои функции.

2. Печень и желчный пузырь: ярость и гнев


3. Селезенка и желудок: одержимость

Да, как бы удивительно это ни звучало, работа этих органов непосредственно связана с одержимостью какой-то идеей, ностальгией и размышлениями (рефлексией).

В то время как желудок перерабатывает поступающую пищу, селезенка является частью лимфатической системы. Она борется с инфекциями и сохраняет баланс жидкостей в организме.

Обычно, люди, испытывающие проблемы с этими органами, — спокойные и тихие, но у них часто возникают трудности с принятием решений.

Сбалансированной работе вышеуказанных органов будут способствовать такие эмоции, как сострадание и сопереживание.

4. Легкие и толстый кишечник: грусть


Эти два органа страдают от нашей меланхолии, печали и горя.

Легкие регулируют дыхание, а кишечник выполняет пищеварительную функцию, отвечает за всасывание питательных веществ и укрепление иммунитета организма.

Если у вас проблемы с этими органами, то, скорее всего, вы очень рациональный и независимый человек. Однако, вы имеете склонность запираться в своем внутреннем мире от окружающих.

У этого могут быть и физические последствия: плохой аппетит, стеснение в груди, отвращение ко всему.

5. Почки и мочевой пузырь: страх


Работа почек связана с нашими и страхами. Почки отвечают за выведение всех отходов в крови. Мочевой пузырь вырабатывает мочу, хранит ее определенное время, а потом выводит из организма.

Те, кто жалуются на боль в спине, слабость и другие симптомы, могут переживать ситуации неопределенности.

А вот поддержание энергетического баланса может придать людям уверенности в собственных силах.

Теперь, когда вы знаете, что эмоции действительно связаны с работой внутренних органов, вы наверняка будете обращать на них больше внимания и работать над собой.

Пытайтесь трансформировать весь негатив в позитивные мысли. Вы увидите, как это благотворно скажется на работе вашего организма. Сделайте свой шаг к здоровью!

(1)

В данной статье речь пойдёт об эмоциях человека с точки зрения строения мозга и ряда процессов, отвечающих за формирование эмоций.

Большинство людей полагает, что эмоции только мешают нам совершать разумный выбор, но это не так.

Эмоции (в отличие от настроения) возникают в ответ на события окружающего мира и помогают нашему мозгу сфокусироваться на решающей информации — от угрозы физического вреда до социальных возможностей. Эмоции помогают нам выбрать такое поведение, чтобы достигнуть желаемой цели и избежать того, чего мы опасаемся.

Большинство решений в жизни не могут основываться только на логических рассуждениях, поскольку имеющаяся у нас информация обычно бывает неполной или двусмысленной. Насколько просто решить, менять ли работу, если знать заранее, справишься ты с новой и насколько она тебя удовлетворит. Обычно, однако, все, что у нас есть, — это интуитивное чувство, что следует попробовать. Это отлично работает до тех пор, пока ваша орбитофронтальная кора, ключевая часть эмоциональной системы мозга, в порядке.

При повреждении этой области люди сталкиваются с большими проблемами. Один знаменитый пациент, EVR, был финансовым директором маленькой компании, жил с женой и двумя детьми, как вдруг в возрасте 35 лет у него обнаружили опухоль в передней части головного мозга. При проведении операции ему удалили большую часть орбитофронтальной коры. После этого он все еще мог вести разумные разговоры об экономике, импорте и текущих событиях, и рассуждать по поводу сложных финансовых и этических ситуаций. Его память и интеллект не изменились, но это был уже не он. EVR сталкивался с проблемами при попытке принять самое простое решение. Он долго сравнивал различные рубашки по утрам, пытаясь определить, какая лучше. Более сложные выборы давались ему не легче. Довольно скоро он потерял работу, его бросила жена, и после неудачной попытки начать новый бизнес он переехал к родителям. EVR женился на проститутке, но и она через полгода ушла от него.

Такие катастрофические последствия часто встречаются у людей с повреждениями орбитофронтальной коры (хотя результаты повреждения мозга во многом зависят еще и от индивидуальных генов, истории жизни и личных характеристик до появления дефекта). Многие пациенты сохраняют способность планировать и выполнять сложные последовательности действий, но кажется, они не задумываются о последствиях своего поведения. Они не выражают беспокойства перед очень рискованным предприятием, они не смущаются поступками, которые большинство из нас нашло бы оскорбительными.

На самом деле они, похоже, не ощущают социальных эмоций, которые были бы адекватны в определенных ситуациях, хотя другие эмоции у них проявляются. Это может происходить из-за того, что им сложно отслеживать собственное поведение и то, насколько оно соответствует социальным правилам. Если повреждение происходит во взрослом возрасте, то пациенты могут правильно назвать существующие правила, но обычно просто не применяют их в жизни. Те же, чей мозг пострадал в детстве, не могут даже описать существующие нормы социальных взаимодействий, а не только следовать им.

Теперь, когда мы объяснили, почему эмоции столь важны, рассмотрим другие части мозга.

Миндалевидное тело больше всего известно благодаря своей роли в генерировании реакции страха, но оно быстро отвечает и на позитивные стимулы. Более того, миндалевидное тело играет важную роль при фокусировании внимания на эмоционально значимых событиях в мире. Нейроны в миндалевидном теле реагируют на свет, звук, прикосновение, а иногда — на все три стимула одновременно. Многие нейроны специализируются на объектах, особенно — на значимых (например, на лицах или еде). Деятельность этих нейронов меняется в зависимости от потребности. Так, нейрон, отвечающий у человека за потребность во фруктовом соке, перестает реагировать после того, как человек напился.

Удаление миндалевидного тела снижает некоторые реакции страха как у животных, так и у людей. Но особенно это повреждение понижает физическое проявление беспокойства. Например, играя в карты, люди с дефектом миндалевидного тела не выказывают реакции на риск — у них не потеют ладони и не учащается сердцебиение. (Можно подумать, что это обеспечит им отличное времяпрепровождение в Лас-Вегасе, но это не так. Оказывается, эмоциональные реакции необходимы людям для принятия нужного решения в неопределенной ситуации.) Точно так же и животные с поврежденным миндалевидным телом слабее реагируют на провоцирующие беспокойство ситуации, демонстрируя меньше бдительности и страха.

Например, животные с поврежденной конкретной частью миндалевидного тела сталкиваются с проблемами при решении заданий, в которых требуется критически воспринять ценность объекта или ситуации. Иначе может получиться так, что вы положите в рот кусочек шоколада, а окажется, что это лакрица (причем вовсе не имеет значения, что вы предпочитаете). У этих животных остаются нормальные вкусовые пристрастия, и они работают за лакомство, хотя и теряют способность критически оценивать предложенный корм и не могут научиться избегать пищи, от которой им затем бывает плохо.

Большинство эмоций генерируется общими областями мозга, но есть несколько специфических регионов, специализирующихся именно на эмоциях. Определенные типы повреждений мозга могут влиять на проявления отвращения или страха, не затрагивая при этом других эмоций.

Отвращение — это эмоция, возникшая давно в процессе эволюции для того, чтобы взрослеющие животные учились определять съедобную пищу. За отвращение в основном отвечают подкорковые узлы и островок головного мозга. Электрическая стимуляция островка у людей приводит к состоянию тошноты и неприятного вкуса. Крысы с повреждениями одной из этих областей затруднялись в определении пищи, от которой они заболевали. У людей роль этих областей расширена и включает в себя способность распознавать сходные ощущения у других. Пациенты, у которых эти регионы были повреждены, не могли распознать у людей выражение отвращения, как это бывает и у пациентов с болезнью Хантингтона (двигательное заболевание, вызванное дегенерацией нейронов в полосатом теле (части подкорковых узлов).

Примечательно, что те же области мозга заставляют нас морщить нос не только перед испорченной едой, но и при нарушении принятых норм морали. Например, островок активизируется, когда люди вспоминают что-то, заставляющее их почувствовать вину — эмоцию, напоминающую отвращение по отношению к себе.

Более общей деятельностью островка можно считать ощущение состояния нашего тела и пробуждение тех эмоций, которые станут мотивировать нас делать то, что нужно нашему организму. Конечно, не всегда можно доверять тому, что хочет наше тело, поскольку островок точно так же активизирует потребность организма в наркотиках или никотине. Островок посылает информацию в области, вовлеченные в процесс принятия решений, — например, префронтальную и переднюю поясную кору. Островок занимается и организацией социального поведения. Он помогает нам догадываться об эмоциях человека (например, смущении), исходя из его физического состояния (вспыхнувшего лица). Островок является одной из нескольких систем головного мозга, которые реагируют сходным образом как на собственную активность или состояние, так и на состояние другого человека. Другим является система зеркальных нейронов.

Наши эмоции (и мозговые системы, их генерирующие) схожи с реакциями животных. Однако, человеческие эмоции особенно сложны, в частности, из-за большой фронтальной коры. Хотя и мыши могут пугаться, сложно представить себе мышь, испытывающую стыд. Эмоции во многом контролируют наше социальное поведение, поэтому нет ничего удивительного в том, что области мозга, связанные с генерированием эмоций, не менее важны и при контроле социальных сигналов. Так называемые социальные эмоции (вина, стыд, зависть, смущение, гордость и т. д.) возникают в процессе развития позже, чем базовые эмоции счастья, страха, печали, отвращения и гнева. Эти эмоции направляют наше социальное поведение, в том числе желание помочь другим людям и стремление наказать обманщиков, даже в ущерб себе. Эксперименты показали, что люди с более сильным проявлением эмоциональных состояний более склонны к альтруизму или вынужденному выполнению социальных норм.

Теперь подумаем о том, как ситуация может повлиять на наше эмоциональное состояние.

Например, если ваш любимый не появился вовремя в ресторане, вы можете рассердиться на него, а можете испугаться, подумав, что он попал в аварию. Узнав же, что он опоздал из-за того, что помогал человеку, у которого случился инфаркт, вы можете почувствовать гордость и счастье.

Этот пример иллюстрирует то, как наш мозг способен менять испытываемые нами эмоции в зависимости от наших намерений или восприятия событий. Несколько регионов коры головного мозга посылают информацию в центральную эмоциональную систему, чтобы изменить восприятие эмоциональной реакции. Самой простой формой эмоциональной регуляции является отвлечение, переключение внимания на что-нибудь другое, обычно — временно. Как показали исследования, при работающем переключении активность в эмоциональных системах понижается. Отвлечение способно понизить негативные эмоции, связанные с физической болью. Частично это происходит из-за понижения активности в некоторых областях, отвечающих за реакцию на боль (например, в островке), тогда как активность в областях, связанных с когнитивным контролем, повышается (в основном в префронтальной и передней поясной коре). Точно так же предвкушение ситуации, в которой обычно возникает позитивная или негативная эмоция, часто активизирует те же области мозга, что отвечают и за реакцию в данной ситуации.

Эффект, подобный отвлечению, можно вызвать и сознательно. Например, некоторые мастера йоги утверждают, что во время медитации не ощущают боли. Ученые проводили сканирование мозга медитирующего йога. Затем лазер стал стимулировать определенную область, что в норме должно было вызвать очень сильные болевые ощущения, однако никаких проявлений боли замечено не было, а активность в островке повысилась совсем незначительно.

Более длительный способ регуляции эмоций — это переоценка. Переоценка происходит, когда вы переосмысливаете смысл события, в результате чего ваши эмоции также меняются. Например, если ваша маленькая дочка обожгла руку о горячую плиту, вы можете разозлиться оттого, что она вас не послушалась, а затем почувствовать себя виноватым, поскольку не были достаточно внимательны и не смогли предостеречь ее от ожога. Однако затем, немного подумав, вы можете понять, что ожог несерьезный и быстро пройдет и что ваша дочь получила хороший урок важности следования вашим инструкциям. Оба этих размышления помогут вам не расстраиваться сильно из-за происшествия.

Переоценка происходит в префронтальной и передней поясной коре. Во время экспериментов у людей, пытавшихся иначе интерпретировать эмоциональные стимулы, повышалась активность этих областей. В результате успешной переоценки активизировалась другая область мозга, ответственная за физические проявления эмоциональных изменений, — например, понижение активности миндалевидного тела, когда кто-то старался переоценить стимулы и сделать их менее пугающими. Эти изменения в мозге удивительно напоминают паттерны активности, возникающие в ответ на плацебо, — другой пример, на котором можно убедиться в том, что люди могут по-разному воспринимать одну и ту же ситуацию в зависимости от собственных убеждений.

Люди, способные к переоценке, обычно бывают более эмоционально стабильными и легче приспосабливаются к разным ситуациям. В процессе психотерапии многие люди хотят именно улучшить свою способность продуктивно переоценивать ситуации. В целом, будучи млекопитающими с большой фронтальной корой, мы можем научиться контролировать свои эмоциональные реакции. Переоценка в отличие от большинства ментальных способностей улучшается с возрастом, возможно, как следствие созревания префронтальной коры или просто как результат практики. Этот факт может объяснить то, почему пожилые люди обычно чувствуют себя более счастливыми и испытывают меньше негативных эмоций.

Поэтому, когда в следующий раз вы услышите фразу: «Не надо быть таким эмоциональным!», вы-то будете знать правду. Ваши эмоции, как положительные, так и отрицательные, являются вашим быстрореагирующим гидом к эффективному поведению, помогающим вам предсказать вероятные последствия действий в случаях нехватки информации для логического вывода. Не беспокойтесь и проявляйте свои эмоции. Пока ваша система регуляции эмоций в рабочем состоянии, вы, скорее всего, сделаете правильный выбор.

Еще статья в тему

ГЛАВА 16. Стихия мозга: эмоции

Большинство людей полагает, что эмоции только мешают нам совершать разумный выбор, но это не так. Эмоции (в отличие от настроения) возникают в ответ на события окружающего мира и помогают нашему мозгу сфокусироваться на решающей информации - от угрозы физического вреда до социальных возможностей. Эмоции помогают нам выбрать такое поведение, чтобы достигнуть желаемой цели и избежать того, чего мы опасаемся.

Большинство решений в жизни не могут основываться только на логических рассуждениях, поскольку имеющаяся у нас информация обычно бывает неполной или двусмысленной. Насколько просто решить, менять ли работу, если знать заранее, справишься ты с новой и насколько она тебя удовлетворит. Обычно, однако, все, что у нас есть, - это интуитивное чувство, что следует попробовать. Это отлично работает до тех пор, пока ваша орбитофронтальная кора, ключевая часть эмоциональной системы мозга, в порядке.

При повреждении этой области люди сталкиваются с большими проблемами. Один знаменитый пациент, EVR, был финансовым директором маленькой компании, жил с женой и двумя детьми, как вдруг в возрасте 35 лет у него обнаружили опухоль в передней части головного мозга. При проведении операции ему удалили большую часть орбитофронтальной коры. После этого он все еще мог вести разумные разговоры об экономике, импорте и текущих событиях и рассуждать по поводу сложных финансовых и этических ситуаций. Его память и интеллект не изменились, но это был уже не он. EVR сталкивался с проблемами при попытке принять самое простое решение. Он долго сравнивал различные рубашки по утрам, пытаясь определить, какая лучше. Более сложные выборы давались ему не легче. Довольно скоро он потерял работу, его бросила жена, и после неудачной попытки начать новый бизнес он переехал к родителям. EVR женился на проститутке, но и она через полгода ушла от него.

Такие катастрофические последствия часто встречаются у людей с повреждениями орбитофронтальной коры (хотя результаты повреждения мозга во многом зависят еще и от индивидуальных генов, истории жизни и личных характеристик до появления дефекта). Многие пациенты сохраняют способность планировать и выполнять сложные последовательности действий, но кажется, они не задумываются о последствиях своего поведения. Они не выражают особого беспокойства перед очень рискованным предприятием, они не смущаются поступками, которые большинство из нас нашло бы оскорбительными.

На самом деле они, похоже, не ощущают социальных эмоций, которые были бы адекватны в определенных ситуациях, хотя другие эмоции у них проявляются. Это может происходить из-за того, что им сложно отслеживать собственное поведение и то, насколько оно соответствует социальным правилам. Если повреждение происходит во взрослом возрасте, то пациенты могут правильно назвать существующие правила, но обычно просто не применяют их в жизни. Те же, чей мозг пострадал в детстве, не могут даже описать существующие нормы социальных взаимодействий, а не только следовать им.

Знаете ли вы? Эмоции и память

Скорее всего, вы лучше помните свой последний отпуск, чем свой последний визит на почту. Психологам давно известно, что эмоционально насыщенные события оставляют более живые воспоминания. Эмоциональный подъем обеспечивает более длительное хранение важных подробностей опыта, иногда - за счет забывания менее важных деталей. Люди с поврежденным миндалевидным телом не обладают этой усиленной памятью основных деталей эмоционально насыщенного события, а значит, скорее всего, именно эта часть мозга отвечает за влияние эмоций на память. Миндалевидное тело участвует в процессе запоминания важных ситуаций как при позитивных, так и при негативных эмоциях.

Эмоциональный подъем вызывает выделение адреналина, который активизирует блуждающий нерв - часть симпатической нервной системы (контролирующей так называемый рефлекс «бей или беги»). Блуждающий нерв передает информацию в ствол, оттуда она попадает в миндалевидное тело и гиппокамп, выполняющий важные функции в процессе запоминания. В результате этой активности в обеих областях мозга растет синаптическая пластичность - процесс, который, как считается, лежит в основе обучения (см. главу 13). Блокирование рецепторов этой информации в миндалевидном теле не дает адреналину усилить память, тогда как их активизация улучшает этот процесс.

Стрессовые ситуации также приводят к выделению глюкокортикоидов (гормонов стресса). Эти гормоны действуют напрямую на гиппокамп и миндалевидное тело, улучшая память. Повреждение миндалевидного тела не позволяет глюкокортикоидам усилить память в гиппокампе, так что, по-видимому, активность миндалевидного тела в этом процессе необходима.

В некоторых условиях стресс может повредить память. Глюкокортикоиды мешают процессу оперативной памяти, воздействуя на префронтальную кору. Хронический стресс может повредить гиппокамп (см. главу 10), что приведет к постоянным проблемам с запоминанием всех типов информации, а не только эмоционально окрашенных событий.

Теперь, когда мы объяснили, почему эмоции столь важны, рассмотрим другие части мозга. Миндалевидное тело больше всего известно благодаря своей роли в генерировании реакции страха (см. главу 13), но оно быстро отвечает и на позитивные стимулы. Более того, миндалевидное тело играет важную роль при фокусировании внимания на эмоционально значимых событиях в мире. Нейроны в миндалевидном теле реагируют на свет, звук, прикосновение, а иногда - на все три стимула одновременно. Многие нейроны специализируются на объектах, особенно - на значимых (например, на лицах или еде). Деятельность этих нейронов меняется в зависимости от потребности животного. Так, нейрон, отвечающий у животного за потребность во фруктовом соке, перестает реагировать после того, как животное напилось.

Удаление миндалевидного тела снижает некоторые реакции страха как у животных, так и у людей. Но особенно это повреждение понижает физическое проявление беспокойства. Например, играя в карты, люди с дефектом миндалевидного тела не выказывают реакции на риск - у них не потеют ладони и не учащается сердцебиение. (Можно подумать, что это обеспечит им отличное времяпрепровождение в Лас-Вегасе, но это не так. Оказывается, эмоциональные реакции необходимы людям для принятия нужного решения в неопределенной ситуации.) Точно так же и животные с поврежденным миндалевидным телом слабее реагируют на провоцирующие беспокойство ситуации, демонстрируя меньше бдительности и страха.

Животные с поврежденной конкретной частью миндалевидного тела сталкиваются с проблемами при решении заданий, в которых требуется критически воспринять ценность объекта или ситуации. Иначе может получиться так, что вы положите в рот кусочек шоколада, а окажется, что это лакрица (причем вовсе не имеет значения, что вы предпочитаете). У этих животных остаются нормальные вкусовые пристрастия, и они работают за лакомство, хотя и теряют способность критически оценивать предложенный корм и не могут научиться избегать пищи, от которой им затем бывает плохо.

Большинство эмоций генерируется общими областями мозга, но есть несколько специфических регионов, специализирующихся именно на эмоциях. Определенные типы повреждений мозга могут влиять на проявления отвращения или страха, не затрагивая при этом других эмоций. В главе 17 мы подробнее рассмотрим роль миндалевидного тела в создании эмоции страха.

Отвращение - это эмоция, возникшая давно в процессе эволюции для того, чтобы взрослеющие животные учились определять съедобную пищу. За отвращение в основном отвечают подкорковые узлы и островок головного мозга.

Электрическая стимуляция островка у людей приводит к состоянию тошноты и неприятного вкуса. Крысы с повреждениями одной из этих областей затруднялись в определении пищи, от которой они заболевали.

У людей роль этих областей расширена и включает в себя способность распознавать сходные ощущения у других. Пациенты, у которых эти регионы были повреждены, не могли распознать у людей выражение отвращения, как это бывает и у пациентов с болезнью Хантингтона (двигательное заболевание, вызванное дегенерацией нейронов в полосатом теле (части подкорковых узлов).

Примечательно, что те же области мозга заставляют нас морщить нос не только перед испорченной едой, но и при нарушении принятых норм морали. Например, островок активизируется, когда люди вспоминают что-то, заставляющее их почувствовать вину - эмоцию, напоминающую отвращение по отношению к себе.

Более общей деятельностью островка можно считать ощущение состояния нашего тела и пробуждение тех эмоций, которые станут мотивировать нас делать то, что нужно нашему организму. Конечно, не всегда можно доверять тому, что хочет наше тело, поскольку островок точно так же активизирует потребность организма в наркотиках или никотине. Островок посылает информацию в области, вовлеченные в процесс принятия решений, - например, префронтальную и переднюю поясную кору. Островок занимается и организацией социального поведения. Он помогает нам догадываться об эмоциях человека (например, смущении), исходя из его физического состояния (вспыхнувшего лица). Островок является одной из нескольких систем головного мозга, которые реагируют сходным образом как на собственную активность или состояние, так и на состояние другого человека. Другим является система зеркальных нейронов (см. главу 24).

Наши эмоции (и мозговые системы, их генерирующие) схожи с реакциями животных. Однако человеческие эмоции особенно сложны, в частности, из-за большой фронтальной коры. Хотя и мыши могут пугаться, сложно представить себе мышь, испытывающую стыд. Эмоции во многом контролируют наше социальное поведение, поэтому нет ничего удивительного в том, что области мозга, связанные с генерированием эмоций, не менее важны и при контроле социальных сигналов. Так называемые социальные эмоции (вина, стыд, зависть, смущение, гордость и т. д.) возникают в процессе развития позже, чем базовые эмоции счастья, страха, печали, отвращения и гнева. Эти эмоции направляют наше социальное поведение, в том числе желание помочь другим людям и стремление наказать обманщиков, даже в ущерб себе. Эксперименты показали, что люди с более сильным проявлением эмоциональных состояний более склонны к альтруизму или вынужденному выполнению социальных норм.

Теперь подумаем о том, как ситуация может повлиять на наше эмоциональное состояние. Например, если ваш любимый не появился вовремя в ресторане, вы можете рассердиться на него, а можете испугаться, подумав, что он попал в аварию. Узнав же, что он опоздал из-за того, что помогал человеку, у которого случился инфаркт, вы можете почувствовать гордость и счастье.

Этот пример иллюстрирует то, как наш мозг способен менять испытываемые нами эмоции в зависимости от наших намерений или восприятия событий. Несколько регионов коры головного мозга посылают информацию в центральную эмоциональную систему, чтобы изменить восприятие эмоциональной реакции. Самой простой формой эмоциональной регуляции является отвлечение, переключение внимания на что-нибудь другое, обычно - временно. Как показали исследования, при работающем переключении активность в эмоциональных системах понижается. Отвлечение способно понизить негативные эмоции, связанные с физической болью. Частично это происходит из-за понижения активности в некоторых областях, отвечающих за реакцию на боль (например, в островке), тогда как активность в областях, связанных с когнитивным контролем, повышается (в основном в префронтальной и передней поясной коре). Точно так же предвкушение ситуации, в которой обычно возникает позитивная или негативная эмоция, часто активизирует те же области мозга, что отвечают и за реакцию в данной ситуации.

Эффект, подобный отвлечению, можно вызвать и сознательно. Например, некоторые мастера йоги утверждают, что во время медитации не ощущают боли. Ученые проводили сканирование мозга медитирующего йога. Затем лазер стал стимулировать определенную область, что в норме должно было вызвать очень сильные болевые ощущения, однако никаких проявлений боли замечено не было, и активность в островке повысилась совсем незначительно.

Более длительный способ регуляции эмоций - это переоценка. Переоценка происходит, когда вы переосмысливаете смысл события, в результате чего ваши эмоции также меняются. Например, если ваша маленькая дочка обожгла руку о горячую плиту, вы можете разозлиться оттого, что она вас не послушалась, а затем почувствовать себя виноватым, поскольку не были достаточно внимательны и не смогли предостеречь ее от ожога. Однако затем, немного подумав, вы можете понять, что ожог несерьезный и быстро пройдет и что ваша дочь получила хороший урок важности следования вашим инструкциям. Оба этих размышления помогут вам не расстраиваться сильно из-за происшествия.

Знаете ли вы? Как наш мозг распознает юмор

Юмору сложно дать определение, но мы можем его почувствовать. Существует теория, согласно которой юмор содержит удивление - конец истории оказывается не такой, какой мы ожидаем, из-за чего мы заново интерпретируем смысл услышанного ранее, чтобы оно подходило к неожиданной концовке. Анекдот в отличие от логической загадки представляет собой связную, но не слишком логичную историю.

Некоторые пациенты с поврежденной фронтальной долей мозга, особенно - правой, вообще не понимают шуток. Обычно это происходит из-за того, что у них возникают трудности со стадией реинтерпретации. Например, если им рассказать начало анекдота и предложить несколько окончаний на выбор, они не смогут сказать, какой из них будет смешным.

Смех или чувство веселья у эпилептических больных вызывали с помощью стимуляции префронтальной коры или нижней части височной доли. Сканирование мозга показало, что нижняя и средняя области префронтальной коры активизируются, когда человек воспринимает шутку. Поскольку юмор включает в себя как эмоциональный, так и когнитивный компоненты, в этом есть определенный смысл, так как эти пре-фронтальные области интегрируют обе функции.

Юмор улучшает самочувствие человека, вероятно, потому, что активизирует центр удовольствия, который отвечает и за другие приятные вещи - например, еду и секс (см. главу 18). При сочетании с удивлением чувство удовольствия способно вызвать смех. Может быть, еще в древние времена смех был сигналом, сообщавшим о том, что вызывавшая тревогу ситуация на самом деле оказалась безопасной. Различные типы юмора активизируют области мозга, реагирующие на эмоциональные стимулы, - миндалевидное тело, средний мозг, переднюю поясную кору и инсулярную кору. Дее последние области активизируются также и в ситуациях неопределенности или абсурдности, поэтому они могут участвовать в процессе реинтерпретации при понимании шутки. Чем смешнее человеку кажется шутка, тем больше активизируются эти области (и центр удовольствия тоже). Положительный эффект юмора - это не только хорошее самочувствие. Способность смешить других людей может улучшить социальные взаимоотношения, помочь найти партнера по жизни или эффективно донести до других свои идеи.

Юмор снижает влияние стресса на сердце, иммунную систему и гормоны. Поэтому, если вы смеетесь над тем, что другим людям вовсе не кажется смешным, помните, что, скорее всего, именно вы будете смеяться последним.

Переоценка происходит в префронтальной и передней поясной коре. Во время экспериментов у людей, пытавшихся иначе интерпретировать эмоциональные стимулы, повышалась активность этих областей. В результате успешной переоценки активизировалась другая область мозга, ответственная за физические проявления эмоциональных изменений, - например, понижение активности миндалевидного тела, когда кто-то старался переоценить стимулы и сделать их менее пугающими. Эти изменения в мозге удивительно напоминают паттерны активности, возникающие в ответ на плацебо, - другой пример, на котором можно убедиться в том, что люди могут по-разному воспринимать одну и ту же ситуацию в зависимости от собственных убеждений.

Люди, способные к переоценке, обычно бывают более эмоционально стабильными и легче приспосабливаются к разным ситуациям. В процессе психотерапии многие люди хотят именно улучшить свою способность продуктивно переоценивать ситуации. В целом, будучи млекопитающими с большой фронтальной корой, мы можем научиться контролировать свои эмоциональные реакции. Переоценка в отличие от большинства ментальных способностей улучшается с возрастом, возможно, как следствие созревания префронтальной коры или просто как результат практики. Этот факт может объяснить то, почему пожилые люди обычно чувствуют себя более счастливыми и испытывают меньше негативных эмоций.

Поэтому, когда в следующий раз вы услышите фразу: «Не надо быть таким эмоциональным!», вы-то будете знать правду. Ваши эмоции, как положительные, так и отрицательные, являются вашим быстрореагирующим гидом к эффективному поведению, помогающим вам предсказать вероятные последствия действий в случаях нехватки информации для логического вывода. Не беспокойтесь и проявляйте свои эмоции. Пока ваша система регуляции эмоций в рабочем состоянии, вы, скорее всего, сделаете правильный выбор.

Юмор можно разрезать на кусочки, как лабораторную лягушку, но тогда он умрет в процессе, и его внутренние органы приведут в уныние любого, кроме настоящего ученого.

Из книги Славянская здрава автора Евгений Робертович Баранцевич

Из книги Психиатрия. Руководство для врачей автора Борис Дмитриевич Цыганков

Из книги Жизнь после травмы, или Код здоровья автора

Из книги Ключи к здоровью автора Ирина Гамлешко

Из книги Тайны нашего мозга автора Сандра Амодт

Глава 29 ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА ПРИ СИФИЛИТИЧЕСКОМ ПОРАЖЕНИИ МОЗГА (СИФИЛИС МОЗГА И ПРОГРЕССИВНЫЙ ПАРАЛИЧ) Сифилитическая инфекция, как известно, поражает все органы и ткани, в том числе и головной мозг. В клинической психиатрии традиционно различают два отдельных

Из книги Здоровые сосуды, или Зачем человеку мышцы? автора Сергей Михайлович Бубновский

Стихия «Воздух», или Диафрагмальное дыхание Как вы думаете, почему больные люди чувствуют перемену погоды, понижение или повышение атмосферного давления? Врачи это свойство больного организма называют метеопатией. Здоровые люди таким свойством не обладают. То есть

Из книги Живая вода. Секреты клеточного омоложения и похудения автора Людмила Рудницкая

Стихия «Вода» Вода – основной компонент организма человека. Это среда, в которой работают клетки, органы, ткани. Вода занимает до 90 % объема взрослого человека. Эти факты известны каждому и описаны в любой энциклопедии. Вода, как и все стихии, носит в себе энергию как

Из книги Живая и мертвая вода - совершенное лекарство автора Александр Кородецкий

Стихия «Огонь» Есть еще один подводный камень для тех, кто захотел вернуть свое здоровье с помощью перечисленных выше рекомендаций и впервые начал выполнять силовые упражнения.Как мы уже выяснили, адаптивные боли прекрасно снимаются холодной водой при кратковременном

Из книги Основы интенсивной реабилитации. Травма позвоночника и спинного мозга автора Владимир Александрович Качесов

Пятый ключ – стихия «Эфир» Одна из самых трудных задач, которые предстоит решить человеку, выбирающемуся из ямы нездоровья, – отрицательные эмоции. Я приведу простой пример, не касающийся ни болезни, ни травмы, – беременность.Очень многие женщины во время беременности

Из книги Тайны мозга вашего ребенка автора Сандра Амодт

Глава 36 Эмоции Эндорфины - «гормоны счастья» Все большее распространение среди жителей современных развитых стран получают наркотики - они позволяют отвлечься от стрессов и невероятных нагрузок, приводят человека в состояние блаженства. Наука накопила убедительные

Из книги автора

Из книги автора

Стихия «воздух», или «хаа»-дыхание В моих книгах нет праздных (пустых) советов; каждую строчку надо внимательно читать и стараться выполнить все рекомендации именно так, как написано. К сожалению, многие не привыкли обращать внимание на необязательные, как им кажется,

Из книги автора

СТИХИЯ ВОДЫ Согласно фэн-шуй, вода является энергией богатства. Это могущественный элемент, способный выйти из-под контроля. Поэтому если вы пробуждаете эту энергию, делайте это правильно и пропорционально энергиям других элементов. Поставьте дома фонтан или аквариум, и

Из книги автора

Часть 2. Вода - родная стихия организма То, что организм человека большей частью состоит из воды, известно каждому. А вот то, что содержание воды в организме меняется на протяжении жизни человека, наверняка будет интересным фактом для моих читателей. Так, еще не родившийся

Из книги автора

Глава 2 АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ СПИННОГО МОЗГА. ВОЗМОЖНОСТЬ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ ПРИ ПОВРЕЖДЕНИИ СПИННОГО МОЗГА АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ СПИННОГО МОЗГА От спинномозгового нерва отходит ветвь к твердой оболочке спинного мозга

Из книги автора

Глава 18 Эмоции во главе угла Возраст: от рождения до двадцати лет Все мы испытывали чрезвычайно сильные и неконтролируемые эмоции. Представьте себе, что вы все время чувствуете подобное, и вы получите картину повседневного восприятия маленького ребенка. Одна из причин,