Толгская икона божией матери в чем помогает. Икона Богородицы Толгская. Сведения о чудесах, происходящих по молитвам перед Толгским Образом Пресвятой Богородицы

В православии Матерь Божия почитается больше всех святых. Она помогает людям во всех благочестивых делах, иконы Богородицы есть в любом православном доме. Причем если обычно святого изображают каким-либо одним образом, то изображений Божьей Матери тысячи. называются по-разному, для того чтобы не возникало путаницы, но у каждой есть свои, только ей свойственные признаки. Таким образом, икон хоть и много, но все же их в мире определенное количество, Божью Матерь нельзя писать как угодно.

Как же появились все эти иконы и для чего их такое множество? Образа Божьей Матери - первые иконы христианского мира. По преданию, самое первое изображение написал евангелист Лука, причем писал он ее с оригинала. Но все остальные изображения не были копией с того первого образа. Они появлялись в мире самыми разными способами: писались иконописцами, а потом прославлялись чудотворениями, появлялись в самых неожиданных местах (в таких случаях образ считается нерукотворным).

Например, Казанская икона Богородицы была найдена на пожарище, а Толгская икона Божией Матери - на сучке дерева, высоко над головами всех людей. Такие образа почитаются с момента своего обретения, считаются чудотворными.

Икона Божьей Матери Толгская была обретена епископом Прохором, через короткое время рядом начал строиться монастырь.

Сама икона названа по месту явления и теперешнего пребывания. Именно неподалеку от маленькой речушки в Толге была обретена икона Божьей Матери Толгская. С момента обретения прошло почти 700 лет, образ считается очень древним и ценным.

До революции был мужским, но за десятилетия, прошедшие после начала перестройки, восстановился как женский. Начало его возрождению было положено на заре девяностых годов, община собиралась трудно. Но Толгская икона Божией Матери помогает насельницам монастыря. Постепенно все материальные трудности были преодолены, ремонтные работы закончены. Толгская икона - не единственная святыня монастыря. Здесь почивают мощи чьи книги стали вновь издавать в последние годы. Сейчас икона Божьей Матери Толгская находится в Ярославской области, в Толгском монастыре. А в советские времена икона хранилась в городском музее, но в девяностые годы была передана обратно в монастырь. Сначала ее привозили сюда по праздникам: образ древний и необычайно ценный, поэтому перевозка осуществлялась в специальной машине с охраной. Но теперь в монастыре удалось создать необходимые для хранения такой старинной иконы условия. Поэтому икона Божьей Матери Толгская теперь пребывает в храме, и к ней можно приложиться в любой день.

Монастырь живет размеренной жизнью, перед Толгской иконой ежедневно читаются акафисты, перед мощами служатся молебны, читается неусыпаемая псалтырь. Сестры-монашенки записывают свидетельства чудес, которые произошли по молитвам перед Толгской иконой.

Каждый год в монастыре празднуется Толгин день - 21 августа, в день особенного почитания Толгской иконы Матери Божией. Сюда стекается множество паломников. После Литургии сестры раздают из реликтового парка - кедровника на территории монастыря, угощают монастырским квасом. Все, кто приезжает в этот день помолиться Божьей Матери в монастырь, уезжают утешенными и радостными.

В 2018 году исполняется 27 лет со дня создания сестринства.

В монастырском храме Зачатия св. прав. Анны в иконостасе имеется большая икона «Толгской».

Для сестер Зачатьевского монастыря Толгская икона Пресвятой Богородицы является особой покровительницей, так как 21 августа 1991 года Святейший Патриарх Алексий II подписал Указ о создании Сестринства в честь «Милостивой» иконы Божией Матери при храме св.пророка Илии в Обыденном переулке, с целью возрождения Зачатьевского женского монастыря, как переходной формы к монашеской общине. Старшей сестрой Сестринства была утверждена избранная сестрами Мария (Каледа), нынешняя настоятельница монастыря, игумения Иулиания.

Сведения о чудесах, происходящих по молитвам перед Толгским Образом Пресвятой Богородицы

Толгская икона Божией Матери - «незаменимая покровительница Ярославля, такая же драгоценная святыня для него, как для Москвы икона Иверская, для Владимира Боголюбская, для Костромы Феодоровская. Еще от глубокой древности, среди мрачной тьмы народных бедствий, возсиял благодатный свет на Толге и с тех пор целый ряд столетий неустанно сияет над страною Российской.

В продолжение целых веков святая Толгская икона являла благодатную силу для всех с верою к ней припадавших. Много было за это время поведано ей тяжких дум народных, много скорбей было положено у ея подножия, много слез было поронено при лобызании Святого лика, много недугов разрешено благодатной силой горячей веры.

Ужасные стихийные бедствия - голод, моровая язва, великие пожары посещали Ярославль неоднократно, иногда с такою силою, что заставляли несчастных жителей воображать наступление кончины мира. Но и в эти дни «туги народной» всякий раз, когда над головами смятенной, бессильной перед стихией толпы, как недремлющий спасительный страж, как Божия помощь с небес, появлялся Толгский Образ Царицы Небесной, народное горе затихало, и часто сама стихия смиряла ярость: небеса давали воду и язва прекращалась.

Подобное же наблюдалось и в частной жизни каждого из ярославцев. Всякое важное семейное событие, горе и радость, влекли его излить свои чувства пред Толгским образом Богоматери. И никогда во все времена, народная благочестивая тропа от Ярославля до «Толги» не заростала травой; в некоторых же случаях и в некоторые времена года она превращалась в широкую гладкую дорогу, протоптанную тысячами паломнических ног» .

И в настоящее время не прекращается поток всех с верою и любовию притекающих к Богородице в Толгскую обитель, также как и не оскудевает милость Пречистой Царицы Небесной, обильно изливаемая на человеческий род:

1995 г., Ярославль

Четырнадцатилетний мальчик получил исцеление от болезни позвоночника. Молитвы у Толгской иконы и помазание маслом из лампады избавили его от диагностированного в больнице вторичного перелома и горба. Чудо было настолько очевидно, что врачи, не обнаружив на снимке перелома, пришли в недоумение. Бабушка подростка написала в местную газету статью, чтобы известить ярославцев о происходящих от иконы чудесах.

1995 г., Волгоград

Избавился от болезни ног мальчик по имени Игорь из Волгограда.

Приехав в Толгский монастырь, он мог передвигаться только с помощью костылей. После молитв матери у Толгской иконы ребенок получил исцеление.

2001 г., Москва

Житель столицы В. Чунарев после посещения его матерью Толги и ее горячих молитв у монастырских святынь исцелился от болезни сердца.

О. Чунарева привезла в монастырь медицинские свидетельства и рассказала о выздоровлении сына.

2005 г., Санкт-Петербург

После приложения к частице Ризы Господней и к иконам, привезенным из Толги, у женщины перестала болеть травмированная рука и пальцы на ней обрели подвижность.

По свидетельству Марии Будажистской

2006 г., Иваново

Через день после того, как девушка побывала в Толге и попила святой монастырской воды, у нее с ладони исчезла бородавка, которую предстояло удалять лазером.

По свидетельству Марии Зориной

2007 г., Санкт-Петербург

Приложившись к Толгской иконе Божией Матери, исцелилась пожилая женщина, страдающая сильными болями, вызванными воспалением тройничного нерва.

2008 г., Калужская обл., Перемышльский р-он, с. Ахлебино

После приложения к Толгской иконе Божией Матери женщина исцелилась от пьянства.

По свидетельству Фотиния Дроновой

2008 г., Тамбов

Молитвы у Толгской иконы Божией Матери, ежедневное чтение акафиста и помазание церковным маслом больных мест помогло исцелиться супругам Михаилу и Татьяне. (Михаил страдал головными болями после перенесенного микроинсульта, у Татьяны был разрыв связок в коленном суставе).

После чудесного избавления от недугов супруги обвенчались, о чем и сообщили в монастырь.

2011 г., Рязань

После трехдневных молитв у иконы, присутствия на водосвятных молебнах, помазания маслом от иконы свт. Игнатия и Толгской иконы Божией Матери женщина избавилась от отеков на правой ноге. В благодарность за исцеление она принесла в дар иконе свой золотой перстень.

По свидетельству Ларисы Алексеевой

2014 г., Московская обл.

«Расскажу про чудо, которое случилось со мной в Толге. Оделась я тогда легкомысленно, не по погоде, а день был холодный и дождливый. Осмотрев монастырь, я, как большой любитель, еще долго гуляла у Волги и основательно промерзла. К вечеру заложило горло, и начала подниматься температура. В номере тоже было прохладно для меня заболевающей. Приуныла я, думаю - вот, завтра на службу пойду больная, да и ко Причастию готовилась.. А еще утром, по приезду я купила нардовое миро, освященное у Толгской иконы Божией Матери. Помолилась я, помазала горло болящее крестообразно.. А утром встала…совершенно здоровая! И после Причастия вообще-летала! Дивная была поездка..все задуманное исполнилось..Слава Богу за всё!»

р. Б. Екатерина

2015 г., г. Москва

Были с мужем в Монастыре 25.07.15 и после молитвы перед Толгской иконой Божьей Матери я забеременела после 17 лет безрезультатного лечения от бесплодия, при чем акушерский срок ставят с 27.07.15 г., до сих пор с мужем находимся под впечатлением, что это если не чудо?

р. Б. Наталья

2015 г., г. Наро-Фоминск

В мае 2015 г. я с женой и ребенком были в Вашем монастыре (шестидневный речной круиз). При виде Вашего монастыря меня охватило непонятное волнение. Такого величия и красоты я еще не видел. В конце экскурсии я трижды подходил к Толгской Иконе Божьей Матери и просил вылечить колено, которое болело у меня более 7 лет, и ничего мне не помогало. Удивительно, что в Монастыре много мощей Святых, но мой взор почему-то был устремлен только на Икону Божьей Матери, и неведомая сила возвращала меня к ней. Когда мы вышли из монастыря, шел проливной дождь, я взял на руки ребенка и не сразу понял, что произошло самое настоящее чудо, мое колено перестало болеть. Прошло больше полгода, а я все под впечатлением совершенного чуда. Колено не болит.

Я каждый день обращаюсь с благодарностью к Толгской Иконе Божьей Матери и хочу поблагодарить настоятельницу Монастыря и всех ее послушниц за теплый прием.

р. Б. Евгений

2015 г., г. Тихвин, Ленинградская обл.

В августе 2015 года с семьёй в частном порядке были в городе Ярославль и совсем не было в планах посещать Толгскую обитель. По чудесному стечению обстоятельств дорога привела в монастырь, после преклонения Толгской Иконе Божьей Матери на следующее утро боль в плечевом суставе, который болел почти 2 месяца, практически исчезла! После этого я сам почувствовал такую душевную благодать, непобедимое желание приехать и потрудится во благо монастыря, что и сделал в сентябре. И сейчас по прошествии уже почти 3 месяцев я до сих пор нахожусь под впечатлением от обители.

р. Б. Вячеслав

2016 г., Московская область

р. Б. Ольга

Дм. Орлов «Ярославский первоклассный Толгский монастырь. 1314–1914 гг. (Историко-статистический очерк)», Ярославль, Типо-Литография Н. Х. Николаевой, 1913 г.

Толгская икона Пресвятой Богородицы явилась 8 августа 1314 года Ростовскому святителю Прохору (в схиме Трифону). Объезжая епархию, святитель посетил белозерские пределы и отправился оттуда вниз по рекам Шексне и Волге к Ярославлю. При наступлении ночи была сделана остановка в 7 верстах от Ярославля, на правом берегу Волги напротив впадения в нее р. Толги. В полночь, когда все спали, святитель проснулся и увидел яркий свет, озарявший окрестность. Свет исходил от огненного столпа на другом берегу реки, к которому протянулся мост. Взяв жезл, святитель перешел на другой берег и, приблизившись к огненному столпу, увидел в нем икону Пресвятой Богородицы, стоявшую на воздухе. Пораженный видением, святитель долго молился и, когда возвращался обратно, забыл взять свой жезл.

На другой день, после совершения утрени, когда святитель Прохор собрался продолжить путь в лодке, начали искать его жезл, но не могли нигде найти. Тогда святитель вспомнил, что забыл свой жезл на другом берегу реки, куда перешел по чудному мосту. Он рассказал о явлении и, посланные на тот берег на лодке слуги вернулись с известием, что увидели в лесу между деревьями икону Матери Божией, а рядом епископский жезл. Святитель немедленно переправился вместе со всеми людьми на тот берег и узнал явившуюся ему икону. После горячей молитвы перед иконой на том месте расчистили лес и заложили церковь. Как только об этом узнали жители Ярославля, они прибыли на указанное место. К полудню церковь уже построили, а вечером святитель освятил ее в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, перенес туда икону и установил празднование в день ее явления. Позже святитель Прохор устроил при этой церкви Толгский монастырь. Скончался святитель Прохор 7 сентября 1328 года.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Толгская
глас 4

Днесь светло сияет на Толге/ образ Твой, Пречистая Дево Богородице,/ и, яко солнце незаходимое,/ всегда верным подадеся,/ Егоже видев на воздусе,/ невидимо Ангелы, яко никим, держима,/ преосвященный епископ града Ростова Трифон/ тече ко явленному светящемуся столпу огненну,/ и по водам, яко по суху, прейде, и моляшеся Ти верно о пастве и о людех./ И мы, к Тебе притекающе, зовем:/ Пресвятая Дево Богородице,/ верно Тя славящих спасай,/ страну нашу, архиереев/ и вся Российския народы от всех бед избавляй/ по велицей Твоей милости.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Толгская
глас 8

Чудное и богоприятное светоноснаго зрака Твоего явление, Пречистая Дево,/ с верою взирающим бывает известное чаяние спасения,/ столпом бо огненным являющи предстательство,/ неусыпное и теплое за ны к Богу возсылаеши моление,/ имже страну Российскую от всяких бед избави, молимся,/ да радостными усты вопием Ти вси:/ радуйся, Предводительнице вечнаго блаженства.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред иконою Ее Толгская

О Пресвятая Госпоже, Дево Богородице, вышшая Херувимов и Серафимов и святейшая всех святых! Ты, Всеблагая, на Толге икону Твою многоцелебную блаженному святителю Трифону огневидно явити благоволила еси, и ею многая и неизреченная чудеса соделала еси, и ныне содеваеши, по Твоему неизреченному к нам милосердию. Тебе пред пречистым образом Твоим припадаем и молимся, Преблагословенная рода нашего Заступнице: в странствии сем земнем, многоскорбнем и многомятежнем, не лиши нас Твоего заступления и покрова державнаго. Спаси и защити нас, Владычице, от разжженных стрел лукаваго врага спасения нашего. Укрепи немощную волю нашу к деланию заповедей Христовых, умягчи окаменелая сердца наша любовию к Богу и ближним нашим, даруй нам сокрушение сердечное и покаяние истинное, да, очистившеся от скверны греховныя, возможем принести Творцу благоугодныя Ему плоды добрых дел и сподобитися мирныя христианския кончины и ответа праваго на страшнем и нелицеприятнем Суде Его. Ей, Госпоже Всемилостивая! В час грозный смертный наипаче яви нам Твое многомощное заступление, ускори тогда на помощь к нам, безпомощным, и державною рукою Твоею исхити нас из власти лютаго миродержца, ибо воистину много может молитва Твоя пред лицем Господа, и ничтоже невозможно ходатайству Твоему, аще токмо восхощеши. Темже, на святый образ Твой умиленно взирающе и пред ним, яко живей Ти сущей с нами, покланяющеся, с упованием благим сами себе, и друг друга, и весь живот наш Тебе по Бозе молитвенно предаем и Тя величаем с рождшимся от Тебе Спасителем нашим, Господом Иисусом Христом, Емуже, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Толгская икона Божией Матери - почитаемая в Русской православной церкви икона Богородицы. Известна по трём спискам конца XIII - начала XIV веков, один из которых предание называет «явленным» в1314 году ростовскому епископу Прохору и он почитается как чудотворный. Толгская икона относится к иконописному типу Елеуса. Список последней четверти XIII века хранится в Государственной Третьяковской галерее, а «явленная» икона находится в Толгском монастыре.

Просмотреть на карте большего размера

Толгская икона почитается как покровительница Ярославской земли. Празднование в честь иконы совершается 21 августа по н.с.

Большая икона Толгской Богоматери

Древнейшая из известных икон Толгской Богоматери получила название Большой (Тронной) или Толгская I. Её написание относят к последней четверти XIII века. Относительно происхождения иконы выдвигаются различные версии. Так Ф. Швейнфурт приписывает икону итальянскому мастеру пизанской школы перидадученто, а В. И. Антонова грузинской школе. Обе эти версии не находят поддержки. В пользуярославского происхождения иконы свидетельствует широкое использование орнаментальных украшений и написание её на липовой доске, что говорит против её южного происхождения. Иконография Толгской тронной иконы происходит из византийской живописи позднего XII-XIII веков. Ряд иконографических деталей в лике Иисуса Христа (рисунок бровей, носа, широко раскрытых глаз, рта, форма лба, округлый подбородок, разделение прядей волос) повторяют лик Еммануила на другой ярославской иконе - «Оранта Великая Панагия» (первая треть XIII века). В Толгский монастырь, основанный в 1314 году, Тронная Толгская икона попала, вероятно, как древний и прославленный образ и была помещена в монастырском соборе на горнее место, как и «Оранта Великая Панагия» в княжеском Успенском соборе Ярославля.

Иконография

Икона написана на липовой доске размером 140 на 92 см. Дева Мария на ней изображена в полный рост, сидящей на троне. Богомладенец стоит на её левом колене, охватывает её шею и прижимается к её щеке, а Богородица слегка поддерживает его обеими руками. Мария одета в синий хитон и коричневый мафорий с широкими складками. Мафорий имеет серебряную кайму богато украшенную жемчужным орнаментом. В качестве знака приснодевства Марии на мафории помещено изображение квадрифолио. Младенец Иисус изображён в розово-красном гиматии и синем хитоне. По сторонам трона в воздухе парят архангелы Гавриил иМихаил. Трон, на котором сидит Богородица, имеет высокую спинку с арочными проемами, украшенную охряным растительным орнаментом. Лики Марии и Иисуса написаны охрой по тёмному санкирю, на щёки нанесены подрумяна, лик Иисуса написан светлей, чем лик Богородицы. Академик В. Н. Лазарев так охарактеризовал икону: В толгской иконе мы имеем усложненный тип Умиления, отличающийся особой непосредственностью выражения. Это, пожалуй, одна из самых эмоциональных русских икон XIII века. Хотя ей недостает тонкого аристократизма, зато она подкупает душевной теплотой.

«Явленная» икона Толгской Богоматери

Данный список Толгской иконы называют «явленным» или «Толгская II». Его почитают чудотворным. Сказание о её чудесном обретении написано в XVI веке на основе местных преданий. Икона хранилась в Толгском монастыре, построенном на месте её обретения. В 1920-е годы она была изъята и находилась в собрании Ярославского художественного музея. В 2003 году икона была возвращена в монастырь.

Предание

Церковное предание связывает с его появлением следующую историю. В 1314 году Прохор, епископ Ростовский и Ярославский, возвращаясь из Кирилло-Белозерского монастыря в Ярославль, остановился на ночлег на берегуВолги в шести верстах от города в месте впадения в неё речки Толга. Ночью Прохор увидел на противоположенном берегу столб света и чудесно возникший мост через Волгу, ведущий к нему. Он взял свой посох и пошел к явившемся видению.

Достигнув противоположного берега, епископ увидел образ Пресвятой Богородицы, держащей на руках Младенца, Господа нашего Иисуса Христа; образ не стоял на дереве, а чудесно держался на воздухе на высоте пяти локтей, так что с земли его нельзя было достать руками. Епископ, поклоняясь иконе Богородицы, воссылал Владычице мира тёплые молитвы, соединённые со слезами; после довольно продолжительной молитвы он возвратился обратно, забыв на этом месте свой посох. - Димитрий Ростовский. Жития святых 8 августа

На утро слуги епископа не смогли найти его посох и Прохор рассказал им о ночном видении. Он приказал им ехать на другой берег и привезти посох. Слуги выполнили поручение и нашли на противоположенном берегу в указанном епископе месте его посох и икону Богородицы, стоящую на земле. После этого Прохор со свитой направился туда и приказал расчистить место для постройки деревянной церкви, которую с помощью горожан, прибывших туда после известия о чудесном явлении иконы Богородицы, возвели в тот же день. Прохор освятил церковь в честь праздника Введения Пресвятой Богородицы во Храм и основал при ней монастырь, получивший название Толгского Введенского. День обретения иконы - 8 августа, стал днём празднования в её часть. Предания приписывают явленной Толгской иконе следующие чудеса: 16 сентября 1392 года - мироточение образа во время утрени; воскрешение мёртвого ребёнка, привезённого в монастырь для погребения, по молитве его родителей перед иконой; конец XIV - начало XV веков - чудесное сохранение иконы при пожаре, уничтожившем церковь. Икону нашли невредимой в роще у монастыря; 1553 год - исцеление от болезни ног царя Ивана Грозного. В благодарность по указанию царя в Толгском монастыре возвели каменный собор; 1766 год - спасение Ярославля от засухи.

Иконография

Икона написана на доске размером 61 на 48 см. По мнению В. Н. Лазарева данная икона представляет собой сокращённый список Тронной Толгской иконы. Богородица изображена погрудно, а Иисус сидящим, а не стоящим. Изменено положение рук Девы Марии, для них заимствован прототип с Владимирской иконы Богоматери. В колорите иконы преобладают темные краски - красно-коричневая, чёрно-зелёная, изумрудно-зелёная, охра, умело сопоставленные с цветом серебряного фона. Вохрение лиц выполнено в несколько слоев золотистой и розовато-коричневой охрой по тёмному умбристому санкирю. Освещенные части ликов моделированы белилами с небольшой примесью охры и чистым белым цветом. С большой свободой написан лик младенца, высветленные части которого художник отметил уверенными мазками белой краски Для предания лицу Богородицы скорбного выражения художник особо выделил её глаза: зрачки изображены крупными и миндалевидными, брови и веки обведены белыми мазками, а край зрачков подчёркнут белыми бликами. Все это контрастно выделило тёмные глазницы на лице Богоматери.

Толгская III

Около 1327 года с явленной Толгской иконы был сделан список, получивший название Толгская III. Икона хранилась в Толгском монастыре, а затем поступила в собрание Русского музея (Санкт-Петербург). Он выполнен не столь эмоциональным, как явленная икона и в ряде деталей он имеет сходство с Большой Толгской иконой. Богомладенец изображён сидящим на левой руке Богородицы, его лицу, как и на Толгской тронной иконе, приданы черты лика Еммануила на иконе «Оранта Великая Панагия» (Ярославль, первая треть XIII века). Гиматий Иисуса оранжево-розовый, хитон тёмно-синий. Складки гиматия повторяют рисунок Толгской тронной иконы. Оживки на Толгской III выполнены в той же манере что на двух других списках.

Название благодаря своему явлению на реке Толге, состоявшемся в 1314 году. Этому событию предшествовала следующая история.


Ростовский и Ярославский епископ Прохор в одной из своих поездок для обохревания вверенной ему епархии остановился на ночлег в семи верстах от Ярославля на правом берегу Волги. Ночью в полночь ростовский владыка увидел на противоположном берегу реки огненный столп и огненный мост, ведущий через Волгу на другой берег, где располагался дремучий лес. Епископ сотворил молитву и, взяв с собой свой архипастырский жезл, отправился по чудному мосту, состоящему из сгущенной сверхъестественной силой воды, на другой берег.


Там епископ приблизился к огненному столпу и увидел в воздухе икону Божией Матери с младенцем Иисусом Христом. Владыка Прохор начал долго и усердно молился перед иконой. После молитвы епископ возвратился обратно, забыв на месте явления иконы свой жезл.


Утром, когда стали искать жезл, епископ вспомнил, где он оставил его. Владыка рассказал о ночном событии и отправил своих послушников за жезлом. Когда послушники пришли к месту, они увидели святую икону между деревьями. Тогда и сам святитель поспешил на ту сторону реки и узнал виденную им ночью икону.


Сразу же после чудесного явления образа Богородицы было принято решение о строительстве храма. Жители Ярославля, услышав о таком чудесном явлении Божией Матери, с великим воодушевлением оказывали помощь в строительстве. Впоследствии на месте явления Толгской иконы Богородицы был основан монастырь, в котором святой образ до сих пор и находится.


Икона Божией Матери Толгская является чудотворной. От нее верующие люди получали и получают различные исцеления в болезнях, а также помощь в житейских нуждах и скорбях.

Видео по теме

Совет 2: Праздник Покрова Пресвятой Богородицы: история и современность

Пресвятая Владычица Богородица является величайшей заступницей человеческого рода. Из истории известны многочисленные случаи покровительства Пресвятой Девы, память о которых сохраняется и до настоящего времени в различных православных торжествах. День Покрова Пресвятой Богородицы – один из великих праздников, имеющих основание в историческом факте помощи Пресвятой Девы верующим людям.

Православная Церковь в России отмечает день Покрова Пресвятой Владычицы Богородицы в середине октября (14-е число по новому летоисчислению). Этот день православного календаря выделен красным жирным шрифтом, указывая на особое почитание этого торжества.


Праздник Покрова является историческим свидетельством чудесного явления Заступницы рода человеческого во Влахернском храме столицы Византии - Константинополе. Это событие датируется началом X века. Тем временем, когда правителем Византийской империи был император Лев Мудрый. Начало десятого столетия ознаменовалось нападениями на Константинополь захватчиков сарацин. Во время столь бедственного положения православный народ с особым усердием прибегал в своих молитвах ко Господу и Божией Матери о помощи и заступлении.


Известный в России агиографический источник "Жития святых" митрополита Ростовского Димитрия повествует, что во время нападения на Константинополь сарацин народ усердно возносил свои молитвы за воскресным всенощным богослужением (в других источниках не указан конкретный день явления Божией Матери, сохраняются лишь данные, что оно произошло за всенощным бдением). Среди молящихся в храме находился святой блаженный Андрей, именуемый в месяцеслове юродивым. Именно он увидел Пресвятую Деву, идущую по воздуху в сопровождении возлюбленного ученика Спасителя Иоанна Богослова, великого пророка и Предтечи Господня Иоанна, святых и ангельских воинств. Такого дивного видения сподобился также и ученик юродивого Андрея Епифаний.


Пресвятая Богородица осуществляла молитву за константинопольский народ, после чего сняла со своей головы покров, именуемый в христианской традиции омофором, и распростерла его над присутствующими в храме. Смысл этого явления указывал на видимую и ощутимую помощь и заступление Девы Марии. Да и сам праздник, установленный в честь явления Богородицы во Влахернском храме, получил свое именование - Покров Пресвятой Богородицы.


После чудесного явления Богородицы завоеватели отступили от царственного града Константинополя. Многие жители спаслись, а православные святыни не были попраны захватчиками.


В честь событий во Влахернском храме решено было установить особый праздник, который в XII веке перешел в православный календарь и на Русь. Особое почитание этому дню выражал князь Андрей Боголюбский, который стал инициатором строительства первого Покровского храма (известный храм Покрова на Нерли, возведенный в 1164 году). В следующие века начали воздвигать Покровские монастыри и строить многочисленные храмы. В современное время почти в каждой епархии есть храм, главный престол которого освящен в честь чудесного события явления Божией Матери во Влахернском храме Константинополя.


Православные верующие и по сей день стремятся посетить праздничное накануне Покрова, а в сам день праздника помолиться на литургии, испросить у Пресвятой Девы заступничества и помощи во всех житейских нуждах и неурядицах.

Видео по теме

Совет 3: Казанская икона Божьей Матери: значение и история

Икона Казанской Божьей Матери является одной из самых почитаемых в православии. По всему миру люди молятся на этот образ и просят у Богоматери заступничества. Считается, что икона обладает большой силой, помогает и дарует исцеление.

История обретения иконы

Прообраз иконы был обретен еще в 1579 году, неизвестно кем именно и когда он был написан. В городе Казань случился огромный пожар, горели целые улицы, было уничтожено большинство деревянных построек. Согласно дошедшей до наших дней легенде, сразу после страшного пожара маленькой дочери купца Онучина во сне явилась Дева Мария и указала место, где лежал чудодейственный, не тронутый огнем образ. Купец разобрал завалы своего сгоревшего дома и нашел под ними икону, написанную на доске из кипариса.

Икона была не только красивой, но и имела отличие от других известных икон Богоматери. На иконе Казанской Божьей Матери младенец Христос изображен по левую сторону от матери, а его правая рука поднята в благословляющем жесте.

Икона Казанской Божьей Матери обладала таинственной исцеляющей силой. Множество людей прикладывались к образу в надежде на исцеление. Существуют свидетельства о том, что икона возвращала зрение, избавляла от головной боли и других недугов. Ее установили в Благовещенской церкви Казани. Народ толпами ходил посмотреть и помолиться на образ.

Весть о чудо-иконе разнеслась далеко за пределы города и дошла до царя. Была сделана копия иконы Казанской Божьей Матери и отправлена Ивану Грозному. Она произвела ошеломляющее впечатление на всю царскую семью. Иван Грозный приказал построить женский монастырь на месте нахождения святого образа.

Роль иконы в истории России

Кроме чудес исцеления икона Казанской Богоматери сыграла немаловажную роль в истории государства российского. В начале 17 века на Россию обрушились несчастья, престол остался без правителя. Поляки воспользовались смутой и захватили Москву, а царем поставили своего королевича Владислава. Королевич не желал менять свою католическую веру на православную и честно править русским народом. В итоге патриарх Гермоген призвал народ восстать, свергнуть поляков и поставить на престол православного царя.

В 1612 году копию иконы Казанской Божьей Матери привезли в Москву казанские ополченцы, она находилась в покоях князя Д.И.Пожарского. Воины перед сражениями молились образу и просили Божью Матерь о помощи.

После победы над поляками Пожарский определил икону в церковь Введения на Лубянке. В благодарность о победе и спасении в боях князь возвел Казанский собор на Красной площади, куда и перенесли чудесный образ Богородицы.

С прообразом Казанской Божьей Матери связывают триумф русских войск в битве под Полтавой в 1709 году, а также победу в войне с Наполеоном. Примечательно, что Петр Великий перед Полтавской битвой со своим войском молился именно перед иконой Казанской Божией Матери.

Великая Екатерина Вторая приказала сделать драгоценную корону и самолично увенчала ею святой образ.

В 1812 году во время первой отечественной войны оставляя Москву французам фельдмаршал Кутузов забрал икону из собора и вывез ее на своей груди под шинелью. После победы икона вернулась на свое место.

Третья копия образа Казанской Богородицы была привезена в Петербург по приказу Павла I в 1708 году. Сначала ее поместили в деревянную часовню на Петербургской стороне, а затем перевезли в церковь Рождества Богородицы на Невском проспекте. Здесь икона пробыла до 1811 года, потом ее перенесли в построенный Казанский собор, где она находится и в настоящее время.

Огромную роль сыграл святой образ и в годы Великой Отечественной войны. Согласно историческим записям икону тайно доставили в блокадный Ленинград. Ее пронесли по улицам города, и он выстоял. Также икону во время войны возили в Москву, а в Сталинграде перед ней служили молебен. Считается, что Божья Матерь является защитницей России и помогает стране выстоять против врагов.

Чудеса Московские

Интересно, что в первые дни пребывания иконы в Москве происходило множество чудес и исцелений. До нашего времени дошла история о Савве Фомине. Этот казанский посадский, живший в Москве задумал пойти на жуткое преступление. Он призывал дьявола и обещал отдать ему свою бессмертную душу. Но после свершенного злодеяния Савву поразила тяжелая болезнь, и со временем он захотел раскаяться в своем преступлении. Готовясь к смерти, он исповедался священнику, после чего к нему во сне явилась Богородица и велела прибыть ему 8 июля в Казанский собор. Царь Михаил Федорович услышал об этом и приказал доставить больного Савву на ковре в собор. Во время богослужения у Саввы начались сильные боли, он стал взывать к царице небесной, и Божья Матерь явилась ему и приказала войти в свою церковь. К изумлению прихожан Савва поднялся и на своих ногах вошел в Казанский собор. Он упал на колени перед иконой и пообещал посвятить свою жизнь служению Богу. Впоследствии он раздал все свое имущество и постригся в монахи в Чудов монастырь.

Тайна нахождения оригинала иконы Казанской Божьей Матери

В настоящее время написано множество копий чудодейственной иконы, но до сих пор остается загадкой место нахождения оригинала священного образа.

Существует несколько версий о пропаже и тайном хранилище иконы. Оригинал был потерян еще в начале XIX века. В то время ходили слухи о краже иконы из Богородицкого монастыря. Якобы вместе с Богородицей также был похищен образ Спасителя и ценная церковная утварь. Была назначена премия в размере 300 рублей за поимку воров или информацию о месте нахождения иконы.

Вор через некоторое время был пойман в Нижнем Новгороде. Им оказался бывалый вор - рецидивист с 43 годами каторги за плечами некто Чайкин. Его «специализацией» были церковные грабежи. На допросах он несколько раз менял свои показания, сначала утверждал, что он сжег икону, потом стал говорить о том, что разрубил ее топором. Однако, ни суд, ни люди ему не поверили, так как даже такой закоренелый преступник не мог не знать о ценности реликвии. Но Чайкин вплоть до 1917 года утверждал, что уничтожил икону Богородицы.

Церковники думали, что икона попала в руки старообрядцев. Дело в том, что старообрядцы верили, что обретя икону Казанской Божьей Матери, они получат свободу вероисповедания. В сущности, практически так и получилось, в 1905 году был издан закон о веротерпимости и старообрядцы были восстановлены в своих правах. В народе стали говорить о том, что это дурной знак и Россию ждут беды. После кровавых событий 1917 года след иконы был потерян навсегда.

По второй версии была украдена лишь копия иконы, а оригинал находился во время совершения преступления в покоях матушки-настоятельницы монастыря.

Историк Хафизов провел собственное расследование о таинственном исчезновении святого образа. Он считает, что икона была вывезена из России в 1920 году во время Гражданской войны и продана на подпольном аукционе английскому коллекционеру. После чего икона несколько раз переходила в руки новых владельцев и в итоге была куплена организацией «Blue Army» и передана в Ватикан, откуда она вернулась в Россию в 2004 году.

Есть еще одна версия: оригинальная икона Казанской Божьей Матери не была уничтожена и никогда не вывозилась за пределы страны. Лик надежно спрятан в тайном месте.

Интересный факт: даже современные списки с иконы обладают большой силой и есть много очевидцев, утверждающих, что они испытали на себе ее чудодейственную силу.

Как обращаться к иконе

Обращаться к иконе можно как в церкви (храме), так и дома. Для обращений и молитв нужен образ, приобрести икону можно в любой церковной лавке. Зажгите свечу перед иконой и сосредоточьтесь. Самое главное условие - искренность, молитва должна идти из вашего сердца. Чаще всего Богородице молятся о здоровье детей и близких, просят помощи и заступничества в семейных и житейских делах. Этой иконой принято благословлять молодых на прочный и счастливый брак.

В смутные времена перед Богородицей молятся о заступничестве, успехе солдат в сражениях и освобождении страны от вражеских сил.

Есть чудесный материнский обычай - ставить икону Казанской Божьей Матери у изголовья детской кроватки, тем самым оберегая ребенка от невзгод и тяжелых болезней.

Есть специальные обращения для чтения перед иконой Казанской Божьей Матери:

  • молитва;
  • кондак;
  • тропарь.

Празднование образа в России происходит два дня в году: 21 июля и 4 ноября. Летний праздник приурочен к явлению чудесного лика, а осенью к освобождению Москвы от польских захватчиков в 1612 году. В настоящее время в Казанском соборе в Москве каждый день совершаются богослужения, и взоры прихожан обращаются к святому образу.

Изображение воспроизводится по изданию: Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М.: Искусство, 2000.


с. 202 ¦ 162. Богоматерь Толгская 1 .

1 Эта икона названа Толгской обнаружившими ее искусствоведами условно, по монастырю, где этот памятник был найден. В русской иконографии Толгской называется поясная Богоматерь из Введенского собора того же монастыря. Каноничность поясной композиции подтверждается копией Богоматери Толгской 1744 г., письма Ивана Андреева из Высокопетровского монастыря в Москве, теперь в ГИМ. В. Н. Лазарев (см. библ.) считает, что «Толгская I-я» - русская икона, исполненная в последней четверти XIII в.

Между тем сам В. Н. Лазарев (V. Lasareff , Studies in the iconography of the Virgin. - «The art Bulletin», vol. XX, № 1, 1938, march, стр. 54) отмечает распространение в Грузии редко встречающегося на Руси типа тронной Одигитрии, вариантом которого является Елеуса на престоле. Приводимая ниже историческая справка проливает свет на происхождение «Толгской I-й».

Симеоновская летопись сохранила известие о привозе из Грузии в 1278 г. «полона и корысти великой» ярославским князем Федором Ростиславичем Черным: «... князь Федор Ростиславичь... и инии князи мнози с бояры и слугами поехаша на войну с царем Менгутемером, и поможе Бог князем Русским взяша славный град Ясьскый Дедяков... и полон и корысть велику взяша... Царь же, почтив добре князей Русских и похвалив велми и одарив, отпусти всвояси с многою честью каждо в свою отчину» (цит. по кн.: А. Н. Насонов , Монголы и Русь, М.–Л., 1940, стр. 64).

Местоположение города Дедякова, под которым в 1318 г. был убит князь Михаил Ярославич Тверской, уточняется сведениями Великих Четий-Миней (ноябрь, тетрадь III, М., 1914, л. 1080б): «... за рекою Терком, на рецы на Севенцы, под городом Тетяковым, минувши все города высокие Ясьские и Черкасские, близ ворот железных...» Дедяков находился неподалеку от Дарьяльских железных ворот и реки Сунджи (иначе Севенца или Севенджа), находящихся в районе Дзауджикау (см. J. Роtосki , Voyage dans les steps d"Astrakhan et du Caucase, t. 1, Paris, 1829, стр. 339–340, а также Ф. Брун , О странствованиях царя - пресвитера Иоанна. - «Записки Новороссийского университета», Одесса, 1870, стр. 13).

Таким образом, из этого района Осетии, находящегося в XII–XIII вв. под сильным влиянием грузинской культуры (см. Ш. Я. Амиранашвили , История грузинского искусства, т. 1, М., 1950, стр. 139) могло быть вывезено произведение грузинской живописи, исполненное до 1278 г., превратившееся в наши дни в Толгскую I-ю.

Русские поясные иконы «Толгская II-я » (1314 г., Ярославский областной краеведческий музей) и «Толгская III-я » (первая половина XIV в., ГРМ) написаны в Ярославле под воздействием художественного образа этого произведения, определяемого мною как редчайший образец грузинской станковой живописи третьей четверти XIII в. В русских иконах XIV в. композиция «Толгской I-й» приближена к популярной в то время иконографии поясного Умиления. В дальнейшем эта композиция еще более видоизменяется, порождая далекие от оригинала варианты (см. напр., поясную «Толгскую Подкубенскую » XIV в. в Вологодском музее).

XIII век. Ростово-суздальская школа (?).

Богоматерь представлена на троне. Поддерживая обеими руками стоящего на ее коленах младенца, Мария склоняет к нему голову. Иисус обнимает ее, прижимаясь к щеке матери. В верхних углах - ангелы в рост, предстоящие Богоматери с покрытыми одеждой руками. В одеждах сочетаются кубово-синий и коричнево-красные цвета двух оттенков. Белые обильные пробела лучше сохранились на синих частях одежды. Подбитый красной тканью, изображенной у лба, красновато-коричневый мафорий Богоматери украшен серебряной каймой и запоной с жемчугом и цветными камнями. Охряной трон, расписанный желтым растительным орнаментом, изображен с аркатурой в три ряда (верхние два - сквозные); трон усажен жемчугом и цветными камнями по обрамляющей его черной полосе. На троне лежит ярко-зеленая подушка, внизу виднеется завеса этого же цвета. Под подушкой подостлан темно-коричневый ковер (?), шитый камнями и жемчугом, так же как и подножие, на которое опираются ноги Богоматери в красных туфлях. Вохрение плотное, глинисто-коричневое с подрумянкой, по желтому санкирю. Оливковые и темно-красные тени приплеснуты, так же как и белильные высветления у рта, на носу и под глазами. Глаза темно-коричневые, почти черные, с ярким белильным белком. Волосы Спаса исполнены исчерна-коричневой краской по зеленоватой подготовке; на крещатом нимбе - следы написанных красками драгоценных камней. Предстоящие ангелы представлены в розовых и синих одеждах. Слева вверху над ангелом следы киноварной надписи (грузинской (?)). Звезда на лбу Богоматери, орнамент трона и крылья ангелов прописаны в XVI веке. В немногих местах утрат древней живописи (на одежде Богоматери и подушках трона) оставлены позднейшие вставки. Фон и поля серебряные, исполненные, возможно, оловом. Верхнее и нижнее поле опилены; валикообразные утолщения на боковых полях стесаны.

Доска тонкая кипарисовая, шпонки набивные на кованых гвоздях, загнанных с оборотной и с лицевой стороны 2 . Паволока крупнозернистая, левкас, яичная темпера. 140 × 92.

2 Эти признаки - порода дерева доски и способ прикрепления шпонок - также говорят в пользу грузинского происхождения иконы.

Из Воздвиженской церкви Толгского монастыря близ Ярославля, затем Ярославский областной музей искусств.

Раскрыта в ЦГРМ в 1925 году Г. О. Чириковым, П. И. Юкиным и И. И. Сусловым.

Поступила из ЦГРМ в 1930 году. с. 202
¦


Лазарев 2000/1


с. 168 ¦ 25. Большая икона Толгской Богоматери (Толгская I)

Последняя четверть XIII века. 140×92. Третьяковская галерея, Москва .

Из Воздвиженской церкви Толгского монастыря близ Ярославля. Сохранность в целом хорошая. Наибольшие утраты на нимбе и фоне, серебро которого окислилось. Имеются вставки нового левкаса на одежде. Верхнее и особенно нижнее поля укорочены. Иконографический тип Богоматери Умиления со стоящим младенцем позаимствован из византийских источников. Он встречается на двух синайских иконах XII–XIII веков (Sotiriou G. et M. Icones du Mont Sinaï, vol. I, fig. 148, 201). Изображение сидящей на троне Богоматери также было хорошо известно византийцам (ibid., fig. 54, 157, 171, 191, 222, 232), хотя получило более широкое распространение в живописи дученто. Но отсюда было бы неверно делать вывод об итальянских влияниях на икону. Наиболее близкие для нее иконографические аналогии - воспроизводящая греческий оригинал миниатюра свитка Экзультет в парижской Национальной библиотеке (Nlles Acq. lat., no. 710, около 1115 года: Bertaux L. L"art dans l"Italie Méridionale. Paris, 1904, p. 228–229; ср. со свитками Экзультет pl. II, 11 s), византийский рельеф XIII века в Сан Марко (Demus О. The Church of San Marco in Venice, p. 121, fig. 35), золотая иконка XIII века в Эрмитаже (Банк А. В. Византийское искусство в собраниях Советского Союза. Л.-М., 1967, ил. 247, с. 374). Но на толгской иконе вся композиция оплощена. Попытка В. И. Антоновой приписать икону Толгской Богоматери грузинской школе носит фантастический характер. Икона написана не на кипарисовой доске, а на липовой, что говорит против ее южного происхождения. с. 168
¦