Возрождение Эфиопской Православной Церкви Tawâhedo: об удивительных традициях — очевидец. Ч.1. Православные святыни эфиопии

Эти очерки - попытка сопрячь отдельные исторические сведения и факты об Эфиопской Церкви с тем небольшим опытом, который я имел от встречи с этой Церковью во время посещения Эфиопии в июне 2006 года вместе с моим коллегой отцом Александром Васютиным. Всякий кто пожелает написать об Эфиопской Церкви, не будет первооткрывателем. Тем не менее, наверное, не всякий кто писал об этой Церкви, по крайней мере на русском языке, имел возможность непосредственно соприкоснуться с живой традицией этой Церкви - Эфиопия остается одной из наименее доступных стран мира. Эти заметки могут носить субъективный характер - особенно в той части, которая касается описания современного состояния Церкви. Однако такая субъективность неизбежна, особенно если принять во внимание, что мне довелось наблюдать лишь немногие стороны жизни Церкви на протяжении всего пяти дней пребывания в ней.

История

Итак, сначала немного фактов и истории. Самоназвание Эфиопской Церкви - Эфиопская Православная Церковь Тэуахэдо . Тэуахэдо значит «объединенный» и является по сути богословской формулой, которая обозначает способ соединения Божества и человечества во Христе. Эфиопская Церковь - единственная, которая в своем самоназвании использует богословскую формулу. Это самая многочисленная из всех Церквей дохалкидонской традиции, но при этом и самая изолированная - прежде всего из-за географической удаленности Эфиопии. Эфиопская Церковь также одна из самых древних христианских Церквей. Сама она возводит свое начало к апостольским временам, когда евнух эфиопской царицы Кандакии был крещен апостолом Филиппом (Деян. 8: 26-30). Тем не менее, в те времена название Эфиопия относилось не к нынешней Эфиопии, но к Нубии на территории современного Судана. Лишь после того, как в Аксуме во втором веке по Р.Х. воцарилась династия Соломонидов, стране было усвоено это название. Наряду с этим названием использовалось и другое - Хабаша или, в эллинизированном виде, Абиссиния.

Эфиопия состоит из множества народностей, крупнейшие из которых оромо, амхарцы и тиграйцы. Некоторые эфиопские народности имеют семитское происхождение, а такая эфиопская народность как фалаши до сих пор исповедует иудаизм. Согласно древней эфиопской легенде, описанной в книге «Слава царей» (Кебре Негест , XIII в.), первая царская династия Эфиопии - Соломонидов - возводила свое происхождение к царю Соломону и царице Савской. Впрочем, эта легенда не может быть подтверждена историческими данными.

Эфиопия стала одной из первых стран, в которых христианство утвердилось в качестве государственной религии. Согласно Руфину, аксумских правителей в христианство обратил святой Фрументий - сын сирийского купца, потерпевший кораблекрушение в Красном море и попавший в рабство в Аксуме. Здесь он начал проповедовать Евангелие и в конце концов смог стать учителем наследника Аксумского царства. Получив свободу, он уехал в Александрию, где святым Афанасием Александрийским был рукоположен в епископы для новообразованной Эфиопской Церкви. Здесь он обратил в христианство аксумского царя Эзана. Святитель Фрументий стал, таким образом, просветителем Эфиопии. Недаром эфиопы называют его «Отцом мира» и «Открывателем света» (Абба Салама, Кассате Берхан ).

В результате миссионерской деятельности святого Фрументия Эфиопская Церковь на многие века оказалась в сфере влияния Александрийских епископов, которые до последнего времени играли важнейшую роль в жизни этой Церкви, поставляя ей митрополитов и епископов. До середины XX столетия Эфиопская Церковь не имела епископов эфиопского происхождения, но исключительно коптского. В жизни Эфиопской Церкви традиционно важную роль играла светская власть - даже в большей, чем это было принято в Византии, степени. Показателен тот пример, что до недавнего времени игуменами крупнейших монастырей, а также настоятелями исторического Аксумского собора зачастую назначались светские лица.

Светские правители совместно с Церковью всячески способствовали христианизации Эфиопии, хотя обратить в христианство всю страну полностью им так и не удалось. Еще в VII веке в Эфиопии образовались первые исламские общины, и сейчас исламское население страны по своей численности даже несколько превосходит население христианское. Также в Эфиопии все время сохранялось язычество, и до сих пор на юге страны живут племена язычников-анемистов. Весьма бурной была история Эфиопской Церкви в XVI веке, когда в Эфиопию сначала вторгся мусульманский завоеватель Ахмед Гранг (1529-1543), а затем вместе с португальской армией прибыли иезуиты, которым при императоре Суснейосе (1508-1532) удалось добиться краткосрочной унии Эфиопской Церкви с Римом. Уния не продержалась долго и завершилась кровопролитной гражданской войной. В конце концов иезуитская миссия в 1632 году была изгнана из Эфиопии императором Фассиладасом. В это же время с протестантской миссией в Эфиопию прибыл немецкий миссионер Петер Хейлинг. Его миссия также в конце концов завершилась изгнанием проповедника из страны. Деятельность западных миссионеров привела к тому, что Эфиопская Церковь, пытаясь оградить себя от чуждых влияний, закрылась для внешнего мира и оказалась в самоизоляции. Она вновь начала возобновлять контакты с внешним миром лишь в последнее время.

На протяжении всех веков истории Эфиопской Церкви, начиная с рукоположения святого Фрументия святителем Афанасием Александрийским, эта Церковь входила в юрисдикцию Александрийской Церкви (после Халкидонского собора - Коптской). На протяжении всего этого времени Александрия поставляла в Эфиопию епископов и полностью контролировала Эфиопскую Церковь. Однако с начала XX века Эфиопская Церковь стала требовать себе большей самостоятельности. В результате, в 1929 году для нее были рукоположены первые четыре епископа-эфиопа в помощь митрополиту-копту. Первая попытка отделиться от Коптской Церкви была предпринята в период итальянской оккупации Эфиопии (1935-1941) и была поддержана оккупационными властями. Бывший в то время эфиопским митрополитом копт Кирилл отказался разрывать отношения с Александрией, за что был изгнан из страны. Вместо него митрополитом Эфиопии был назначен епископ Авраам, эфиоп по национальности. Однако он был тут же низложен Коптской Церковью. После войны попытка сделать Эфиопскую Церковь независимой была предпринята вновь - на этот раз при поддержке императора Хайле Селассие (1930-1974). В результате трудных переговоров в 1948 году с Александрией было достигнуто соглашение об избрании эфиопского митрополита из числа местных иерархов. Когда в 1951 году умер вернувшийся из изгнания митрополит Кирилл, его сменил эфиоп Василий (Базилос). В 1959 году Александрия утвердила Василия первым Эфиопским патриархом. С этого времени Эфиопская Церковь считается автокефальной.

Независимость Эфиопской Церкви далась ей нелегко. Решающую роль в этом сыграл последний император Эфиопии Хайле Селассие, который, по сути, вынудил коптскую иерархию пойти на уступки. Хайле Селассие был великим благодетелем Эфиопской Церкви. Он возводил свою родословную еще к временам царицы Савской и носил громкий титул «Лев-захватчик из племени Иуды, избранник Божий, царь царей». Само имя, которое он взял при возведении на императорский трон - Хайле Селассие, означает «Сила Троицы». Он был посвящен в диаконский сан.

Хайле Селассие был свергнут в 1974 году военной хунтой и умер в Аддис-Абебе в 1975 году. Режим, который захватил власть в Эфиопии, поддерживался Советским Союзом. Возглавив-ший его в 1977 году майор Менгисту Хайле Мариам воздвиг настоящие гонения против Церкви. Многие храмы и монастыри были закрыты, их имущество отобрано государством, многие епископы, священники и монахи брошены в тюрьму, некоторые казнены. Так, в 1979 году был убит патриарх Феофил (Тевофилос), низложенный в 1976 году. После падения в мае 1991 года режима Менгисту возглавлявший с 1988 года Эфиопскую Церковь патриарх Меркурий (Меркориос) был обвинен в коллаборационизме и изгнан из страны.

5 июля 1992 года синод Эфиопской Церкви избрал новым патриархом Абуну Павла, кото-рый возглавляет эту Церковь до сих пор. Он уже пятый по счету патриарх независимой Эфиопской Церкви. Его полный титул: Его Святейшество Абуна Павлос, пятый Патриарх и Католикос Эфиопии, Эчеге трона святого Такла Хайманота и Архиепископ Аксумский (Абуна на арабском означает «наш отец»; титул католикоса носили церковные примасы за пределами Византии; эчеге - старец - означает главу монашеских общин; Такла Хайманот - одна из крупнейших монастырских общин (домов) Эфиопии; Аксум - первая историческая кафедра Эфиопской Церкви). Абуна Павел родился в 1935 году в провинции Тиграй на севере страны. Эта провинция является по сути христианским ядром Эфиопии. Семья будущего патриарха была тесно связана с монастырем Абуны Герима, куда Павел поступил монашествовать еще мальчиком. Учился Абуна Павел сначала в Аддис-Абебе, а затем уехал в Америку, где прошел курс богословия в Свято-Владимирской семинарии. Там его учителями были протоиерей Александр Шмеман, протоиерей Иоанн Мейендорф, профессор С. С. Верховский. После этого он поступил на докторскую программу не менее знаменитой Принстонской богословской семинарии, однако не успел ее закончить, так как был отозван в Эфиопию тогдашним патриархом Феофилом - в то время в стране как раз произошел переворот. Эти трудные для Эфиопской Церкви годы стали периодом испытаний и для Павла. В 1975 году он был рукоположен в епископы патриархом Феофилом, который вскоре после этого был смещен с кафедры, а затем убит. Рукоположение Павла не было санкционировано властями, и он был посажен в тюрьму, где провел восемь лет. В 1983 году Павел был выпущен из тюрьмы и уехал в США. Здесь он наконец закончил свою докторскую диссертацию в Принстоне и продолжил церковную карьеру, будучи возведенным в сан архиепископа. При смене власти в Эфиопии Павел вернулся в страну и был избран новым патриархом.

Смещение с патриаршей кафедры Меркурия и избрание Павла стало источником нестроений в Эфиопской Церкви. Меркурий, эмигрировавший в Кению, не признал нового патриарха. Также его не признал эфиопский архиепископ в США Иезехак, в 1992 году прервавший евхаристическое общение с Аддис-Абебой. В ответ синод Эфиопской Церкви назначил в США нового архиепископа - Маттиаса. Иезехак, однако, отказался признавать данное решение синода. В результате эфиопская диаспора в Северной Америке оказалась расколотой - часть ее осталась верной Иезехаку и так и не признала Абуну Павла Эфиопским патриархом.

Другой серьезной проблемой, с которой Эфиопская Церковь столкнулась в последние годы, стало самопровозглашение Эритрейской Церкви. Эритрейская Церковь отделилась от Эфиопской после образования независимого государства Эритрея в 1991 году. Эта Церковь, в значительной мере под политическим давлением, была признана Коптской Церковью, которая и поставила для нее патриарха.

В последнее время в Эфиопии нарастает также напряженность в отношениях между христианами и мусульманами, количество которых на данный момент превосходит количество христиан. В частности, большая исламская община проживает в Аддис-Абебе, где действует около 150 мечетей против примерно 130 храмов Эфиопской Церкви. В последнее время ислам все больше укрепляет свои позиции в Эфиопии, получая экономическую поддержку со стороны Саудовской Аравии и близлежащих исламских стран Сомали и Судана. Многие эфиопы уезжают на работу в исламские страны и там либо принимают ислам, либо же берут себе исламские имена, становясь крипто-христианами.

На юге Эфиопии остались языческие общины. Император Хайле Селассие в середине XX века пригласил в эти регионы европейских протестантских миссионеров, чтобы они провели евангелизацию язычников. В результате в стране укоренился протестантизм, распространенный главным образом в южных районах Эфиопии, а также в Аддис-Абебе.

Вероучение Эфиопской Церкви

Эфиопская Церковь на протяжении всей своей истории развивалась особыми путями. Неповторимым был также путь ее догматического развития. Получив свое историческое бытие от святого Афанасия Александрийского и будучи тесно связанной с Александрийской Церковью, Эфиопская Церковь всегда особо почитала этого отца Церкви. Об этом свидетельствует, например, тот факт, что одна из 14 анафор Эфиопской Церкви приписывается святителю Афанасию. Одним из наиболее читаемых в Эфиопской Церкви произведений стал перевод на гыыз - древний эфиопский язык - жития преподобного Антония, составленного святителем Афанасием Александрийским. Еще одна эфиопская анафора носит имя отцов Никейского Собора, который также особо почитается в Эфиопской Церкви. Эфиопское богословие, таким образом, ориентируется на ранние догматические формулировки и концепции, связанные с именем святителя Афанасия и Никейским Собором. Эфиопы гордятся, что они никогда не принимали арианства, даже несмотря на то, что святой Афанасий был неоднократно изгоняем со своей кафедры и его место занимали арианствующие епископы, а также невзирая на политическое давление со стороны поддерживавших арианство византийских императоров. Для сравнения следует отметить, что готы, получившие просвещение приблизительно в одно время с эфиопами, приняли христианство в его арианском варианте. Еще одним отцом, ставшим для эфиопов непререкаемым авторитетом, является другой Александрийский первосвятитель - святитель Кирилл. Примечателен факт, что один из наиболее важных в истории Эфиопской Церкви догматических сборников был назван по имени святого Кирилла Александрийского - Керлос .

Эфиопская Церковь, на протяжении почти всей своей истории находившаяся в орбите Коптской Церкви, не приняла решения Халкидонского Собора. Тем не менее, ее учение о Боговоплощении окончательно сформировалось относительно недавно - в XIX веке. Толчком к этому послужила деятельность западных миссий - католической и протестантской, которые поставили перед Эфиопской Церковью ряд сложных вопросов о ее богословской идентичности. В результате в течение более двух столетий в Эфиопской Церкви проходили споры, главным образом касавшиеся вопроса о природах Христа.

В итоге внутри Эфиопской Церкви сформировались три догматические партии, исповедовавшие различные воззрения на Боговоплощение. Для одной партии - Кебат , что значит «помазание», - Боговоплощение заключалось в помазании Христа Святым Духом. По сути это учение было парадоксальным образом близко к радикальному несторианству. Вторая партия - Цегга Лей , что значит «Сын благодати», - придерживалась учения о трех рождениях Христа: первого от Отца, второго от Девы Марии, и третьего от Духа Святого после воплощения. И, наконец, третья партия - Тэуахэдо , что означает «единство», - настаивала, что в единой личности Христа соединились две природы: Божественная и человеческая. Конечную точку в спорах между этими партиями поставил император Феодор (Тэводрос) II, который в 1855 году императорской властью запретил все прочие доктрины кроме Тэуахэдо. Доктрина Тэуахэдо получила церковное подтверждение на Соборе в Бору Мэда в 1878 году, на сей раз при поддержке эфиопского императора Йоханнеса и шойского царя Менелика. Правда, в Соборе не участвовало ни одного епископа, потому что в тот период в Эфиопии просто не оказалось епископов. Тем не менее, Собор стал важным событием в унификации учения Эфиопской Церкви.

Доктрина Тэуахэдо вполне соответствует учению о Боговоплощении, исповедуемому современными дохалкидонскими Церквами и сформировавшемуся под влиянием святителя Кирилла Александрийского в интерпретации Севира Антиохийского и ряда других восточно-христианских богословов VI века. Это учение предполагает веру в истинность и полноту как Божества, так и человечества во Христе; двойное единосущие Христа - Отцу по Божеству и нам по человечеству; двойное рождение Христа - первое от Отца по Божеству и второе от Девы Марии по человечеству. Один и Тот же Христос совершал как Божественные, так и человеческие действия (энергии). При этом акцент эфиопскими богословами делается на единстве личности Христа, в Котором Божество и человечество соединились нераздельно и неслиянно. Эфиопские богословы не называют человечество во Христе природой, но говорят о «единой воплотившейся природе Бога Слова», следуя формуле святого Кирилла Александрийского. Также, признавая Божественные и человеческие действия и волевые проявления во Христе, они не говорят о двух энергиях или волях во Христе.

Структура и внутренняя жизнь Эфиопской Церкви

Эфиопская Церковь чрезвычайно централизована - все в ней происходит по воле и с согласия Абуны. Даже те епископы, которые исполняют административные функции в центральном аппарате патриархии, должны и в незначительных вопросах соотноситься с патриархом. Характерна также черта: епископы целуют патриарху руку. Миряне и священники могут даже целовать ему колени. Впрочем, колени могут целовать и у епископов и даже священников. Во время обеда с участием Абуны Павла, на который мы были приглашены и который давали в честь патриарха приходы Аддис-Абебы, мы стали свидетелями одного чрезвычайно любопытного обычая. В то время, когда епископы и священники произносили здравицы в честь патриарха, рядом на корточках сидела женщина возле большого блюда над огнем и жарила на этом блюде ладан. Дым от ладана расходился по всему помещению. Когда речи закончились, женщина убрала блюдо с огня. Так мы стали свидетелями буквального понимания эфиопами выражения «кадить начальнику»!

Эфиопская Церковь занимает одно из первых мест не только по количеству верующих, но также по количеству клириков. Окончательной статистики на этот счет не существует, и цифры, которые мне называли в Эфиопской патриархии, часто расходятся с данными, публикуемыми другими источниками. По максимальной оценке, на приблизительно 70 млн человек населения Эфиопии приходится около полумиллиона клириков, которые окормляют приблизительно 30 000 общин! Помимо Эфиопии, эти общины расположены также в Иерусалиме, США, Канаде, Европе, Африке и Карибском регионе. К приходам Эфиопской Церкви приписано по множеству клириков. Так, например, в храмах Аддис-Абебы служит по 150 священников, а некоторые приходы насчитывают даже по 500 клириков!

В Эфиопской Церкви существует уникальный чин церковнослужителей - дабтара . Хотя в этот чин не рукополагают, он, тем не менее, выполняет в Церкви важную функцию и по своему назначению близок к нашим чтецам или клиросным певцам. При этом дабтара не только поют в церквах, но также играют на музыкальных инструментах и танцуют! Также дабтара являются основными носителями богословских знаний и церковных преданий Церкви и этим напоминают церковных дидаскалов.

В Эфиопской Церкви действует еще один весьма любопытный институт - Богословский совет. В него входит около 10 богословов. Кандидатуры на включение в совет предлагаются патриархом и утверждаются синодом. Совет функционирует на постоянной основе, то есть его члены каждый день собираются вместе и, сидя за одним столом, совместно выполняют те задачи, которые ставит перед ними Церковь. Главная их задача на данное время - перевод Священного Писания на современный амхарский язык. В Церкви используется перевод Писания на древний гыыз, однако этот перевод непонятен большинству эфиопов и, кроме того, он выполнен с греческой Септуагинты. При переводе же Писания на современный амхарский богословы, помимо Септуагинты, ориентируются также на древнееврейский текст. Помимо переводческой деятельности члены Богословского совета занимаются текущими вопросами - дают свои экспертные заключения по тем проблемам, которые возникают в жизни Эфиопской Церкви. Говоря об эфиопском каноне книг Священного Писания, любопытно отметить, что в него входит ряд апокрифических книг, а также «Пастырь» Ермы, который входил в канон древней Церкви, но затем был из него исключен.

В Эфиопской Церкви большое внимание уделяют катехизации, религиозному образованию и подготовке клириков. Последнее особенно актуально с учетом их огромного числа. Главное учебное заведение Эфиопской Церкви, готовящее клириков, - богословский колледж Святой Троицы в Аддис-Абебе. Его ректор архиепископ Тимофей в свое время учился в Ленинградской духовной академии. Вообще значительная часть нынешней элиты Эфиопской Церкви владеет русским языком, так как многие учились в Ленинградских духовных школах. Колледж был основан еще в 1941 году императором Хайле Селассие. При императоре это учебное заведение сначала готовило учителей для школ и входило в систему народного образования, а в 1967 году было преобразовано в богословский факультет университета Аддис-Абебы. Ректором колледжа в тот период был знаменитый индийский богослов В. Сэмюэль - на протяжении многих лет один из самых видных участников межхристианских богословских диалогов, в том числе с Русской Православной Церковью. При Менгисту богословский факультет был закрыт и все его помещения экспроприированы. Колледж был вновь открыт в 1993 году и сейчас является высшим учебным заведением Эфиопской Церкви. Хотя он перестал быть частью Аддис-Абебского университета и его дипломы не признаются государством, тем не менее, университет дипломы колледжа признает и активно сотрудничает с ним. В ближайшее время начнется строительство нового учебного корпуса колледжа вместо старых корпусов. Обучение в колледже ведется в основном на английском языке, как и во всех школах и вузах Эфиопии. Поэтому библиотека укомплектована главным образом книгами на английском языке. Отдельно преподаются амхарский язык и гыыз. Причем на гыызе студенты учатся не только читать и писать, но даже составлять поэмы. Наряду с традиционными богословскими предметами здесь преподаются такие любопытные дисциплины как «Статистика и исследовательские методы», «Принципы менеджмента в Церкви», «Компьютерная грамотность», «Основы бухгалтерского дела», «Сохранение и поддержание древностей», «Подготовка, мониторинг и оценка социальных проектов». В формировании учебного процесса руководство колледжа ориентируется на светские стандарты. Так, начальный курс - бакалавр теологии - здесь рассчитан на 5 лет. Затем следует специализация - 3 года, после которых студенты получают степень магистра. Сейчас колледж готовится к тому, чтобы предлагать студентам возможность писать докторские диссертации. Несмотря на такую ориентацию на светские стандарты образования, колледж служит нуждам Церкви и прежде всего нацелен на подготовку священнослужителей. Все студенты колледжа должны быть диаконами. В Эфиопской Церкви следуют древней церковной традиции, согласно которой диаконам позволяется вступать в брак, хотя священникам это уже запрещено. Большинство духовенства Эфиопской Церкви - женатое.

Детский хор на вечерней службе

Эфиопия — уникальная страна, причем не только в масштабах Африки. Никем в полной мере не колонизированная, простирающаяся среди горных массивов, многие из которых недоступны и ныне, она вместила в себя свыше 80 языков и более 100 этнических групп. А объединила большинство из них в отсутствие дорог и общего языка вера: христианство в Эфиопию пришло раньше, чем в Россию (на шесть с лишним веков) и даже в Европу.


Обряд Крещения - мать держит дитя на руках, символизируя на время обряда Деву Марию

Согласно Новому Завету произошло это в I веке: апостол Филипп крестил евнуха, приглядывавшего за сокровищами местной царицы. Новая вера распространилась в древней Эфиопии чрезвычайно быстро, став уже в IV веке государственной религией одного из местных царств (считается, что это был третий случай в истории после Армении и Эдесского царства). Впрочем, уникально не только это: за прошедшие 16 веков здешняя вера почти не менялась. В отличии от всех прочих ветвей, включая европейскую и русскую, "политических" изменений с древности в ней практически не было.


Субботняя служба

В наши дни, по статистике, христианство исповедуют свыше 60 процентов граждан страны. Эфиопская церковь считается независимой, причисляет себя к православной ветви, с российским православием ее роднит календарь, дни поста, некоторые обряды и религиозные праздники (они совпадают). При этом Ветхий Завет здесь чтят не менее, чем Новый, практикуется обрезание младенцев и ограничения в пище, эти традиции пришли из иудаизма, но считаются частью христианского верования.


Обряд освящения воды

В отличии от стран, где религия перестала быть частью повседневной жизни, в Эфиопии даже молодые люди не проходят мимо церкви, не перекрестившись и не приложив голову к порогу. Практически все носят деревянные кресты на шее, часто религиозные символы украшают автомобили и моторикши. А вот настоящие иконы встречаешь редко: сохранилось их мало, даже в церквях большинство икон напечатаны на принтере. На самом деле оригинальная эфиопская иконопись очень красива, пусть и немного наивна, похожа на рисунки детей, но, к сожалению, встречается редко.

Эфиопская иконопись

Библия в Эфиопии написана на древнем языке геэз — он был распространен в Аксумском царстве, которое первым и приняло христианство. Этот эфиосемитский язык дал начало основным современным языкам страны — амхара, тигре, афар и другим, но сам вышел из широкого употребления. Сегодня геэз — это язык литургии православной церкви Эфиопии: он считается священным, и в обычной жизни им не пользуются.

Православные храмы можно встретить по всей стране, от самой маленькой деревни до столицы. В деревнях церкви традиционно имеют форму шатра, в более древних городах — креста, а в Аддис-Абебе (столице) выглядят очень по-европейски: сказывается итальянское влияние (Рим стремился завоевать Эфиопию с конца XIX века, что закончилось при Муссолини кровавой войной). Как бы то ни было, но в архитектуре, как и в политике, Эфиопия независимость отстояла. Кресты на православных храмах всегда затейливы и украшены шарами, которые изображают страусиные яйца (это символизирует прочность веры). Убранство церквей можно назвать аскетичным по сравнению с нашими храмами — несколько икон, пластиковые цветы, бусины, свечей немного. Полы укрыты коврами, так как в храм принято входить без обуви, а во время богослужений многие сидят на полу.

Богослужения проводят два раз в день, короткое утром и основное в середине дня (оно длится не менее двух часов, и в это время входить в храм запрещается), по праздникам бывает и ночная служба. Заметить, к слову, время службы несложно: днем города пустеют и остается только удивляться тому, сколько людей готовы посвятить несколько часов ежедневной молитве.

Одна из красивейших особенностей эфиопской христианской традиции — все верующие (как женщины, так и мужчины) ходят в храм в длинном белом платке, закрывающем почти все тело. Священники же носят красные или голубые облачения. Часто можно увидеть прихожан с посохом, но это не дань традиции. Посох помогает выстоять долгую литургию.

Хотя первым новую религию приняло царство Аксум на востоке страны, древние центры православия (церкви XII-XIV веков) сохранились не только там, но и в горах на севере — в Лалибэле и Гондаре. Там каждый день тщательно восстанавливают древние ритуалы: благословляют воду и хлеб, проводят крещения и причастия. Особо впечатляет город Лалибэла, названный в честь Святого Гебре Мескель Лалибэлы, царя Эфиопии в XII-XIII веке. По преданию этот царь долго жил в Иерусалиме и после его захвата мусульманами в 1187-м решил построить свою столицу как Новый Иерусалим. С тех пор многие объекты в городе носят библейские имена: даже протекающую в городе реку нарекли Иорданом.

Бэт Георгис церковь Святого Георгия - одна из 11 монолитных церкей Лалибэлы.Вход в храм ведет черех тоннель вырезанный в теле горы.

В XII веке в этом же городе начали строить один из самых впечатляющих памятников веры — комплекс из 11 монолитных церквей, вырезанных из цельного камня ниже уровня земли. Между собой храмы соединены подземными тоннелями (они символизируют ад), а выход к каждой из церквей символизировал приход к Богу. Среди храмов Лалибэлы самый изящный Бэт Георгис — его крыша в форме креста на поверхности земли, а сам храм уходит на 13 метров в толщу горы. Есть Бэт Лехем (Вифлеем) — Дом хлеба, где благословляют воду и местный вид хлеба — инджару. Об Иерусалиме напоминают и прочие храмы, все названия которых начинаются с Бэт, что на иврите — дом.

Священник на службе

В Лалибэле, Гондаре и Аксуме сохранились древние памятники христианства, но в каждом городе и деревне люди строят небольшие церкви своими средствами. В каждой общине есть пастырь, человек, обладающий знаниями о медицине, религии, мироустройстве, истории, он помогает прихожанам и направляет их. Для Эфиопии, где в сельской местности мало кто умеет читать и писать, священники, прошедшие обучение в церковных школах,— главные источники знаний о мире. Доверие к ним безгранично.

Православие — это душа Эфиопии, оно объединило ее и помогло выстоять перед вторжениями иноверцев и колонизаторов. Это все видно невооруженным взглядом, как и то, что столь глубокая религиозность тормозит развитие. Многие готовы проводить в молитвах часы и дни, мало заботясь о повседневной жизни, а уровень нищеты велик, и это тоже видно. Хочется надеяться, что новые поколения не только сохранят древнюю веру, но при этом возьмут жизнь в свои руки — как, собственно, и поступили когда-то их предки, отстоявшие свои церкви и веру перед напором многочисленных завоевателей, веривших в совсем других богов.

    Эфиопская православная церковь, одна из монофиситских деноминаций, близкая к Коптской православной церкви.По преданию, возникла в первой половине IV в. после того, как жители Тира — христианские миссионеры Фрументий и Едесий попали в… …

    Эфиопская православная церковь - (Ethiopian Orthodox Church), или абиссинская церковь. Монофиситская христианская церковь, была тесно связана с коптской церковью, пока в 1950 х гг. не получила реальную независимость и собственного патриарха. Практикует нек рые иудейские традиции … Народы и культуры

    Входит в состав Древне Восточных Церквей. До 1959 г. часть Коптской Православной Церкви, а затем автокефалия. При царе Сисинии (1607 1632) вошла в унию с Римом, но следующий, царь Василий (1632 1667), изгнал католиков из Эфиопии. Богослужения… … Религиозные термины

    Эфиопская католическая церковь одна из восточнокатолических церквей, придерживающихся эфиопского обряда, восходящего к Александрийской литургической традиции. Возникла в результате заключения унии с Римом части Эфиопской православной церкви … Википедия

    Одна из Восточно католических церквей, придерживающихся эфиопского обряда, восходящего к Александрийской литургической традиции. Возникла в результате заключения унии с Римом части Эфиопской православной церкви. Приверженцы проживают, главным… … Католическая энциклопедия

    Священник Эфиопской православной церкви Эфиопская (Абиссинская) православная церковь до 1959 часть Коптской православной церкви, а затем автокефалия. При царе Сисинии (1607 1632) вошла в унию с Римом, но следующий, царь Василий (1632 1667),… … Википедия

    Коптская православная церковь - Коптская православная церковь, одна из монофиситских церквей. Другое название Коптская церковь. По преданию, основана в 42 в Египте святым евангелистом Марком. В числе религиозных руководителей, способствовавших становлению церкви, копты… … Энциклопедия «Народы и религии мира»

Кратко ответить на вопрос, почему в эфиопии православие можно следующим образом. Христианская церковь в этой стране не находится под официальной юрисдикцией Ватикана в целом и Папы Римского в частности. Христианство в этой стране не подверглось позднейшим искажениям.

Когда появилось христианство на этой земле

Считается, что апостол Филипп стал родоначальником христианства в Эфиории. Произошло это в I веке нашей эры. Он окрестил евнуха, который был в свите посланцев царицы Кандакии. Это событие записано в « Деяния святых апостолов» (8:26-30).

Фрументий, тирянин и гражданин Рима, после крушения своего корабля выбрался на берег Эфиопии и выжил. Впоследствии он стал одним из доверенных лиц ближнего круга древнеэфиопского императора Аксума. Фрументий окрестил Эзану, сына Аксума. Когда сын сменил отца на троне, то он сделал христианство государственной религией своей страны. Произошло это в 330 году. Фрументий был рукоположен в сан Епископа самим Афанасием Александрийским и стал первым епископом древнеэфиопского государства.

Ответ на вопрос, почему в эфиопии православие, будет далеко не полным, если отдельно не остановиться на сравнении с русским православием.

Основные отличия православия Эфиопии и России

1. Непринятие понятия Троицы. Считается, что Иисус Христос и является Богом.

2. Исполнение следующих Ветхозаветных заповедей:

Обрезание мальчиков на 8-й день после рождения;

Соблюдение законов о пище.

3. Крестятся не двумя или тремя пальцами, а крестом, сложенным из согнутого среднего и указательного пальцев правой руки.

4. Главным центром (сердцем) православного эфиопского храма считается ветхозаветный «Ковчег скрижалей».

5. Библейские имена в Эфиопской Церкви пишутся как во времена Иисуса Христа, как указано в древнееврейских первоисточниках. Например, не Мария, а Мириам.

6. Как и иудеи, православные Эфиопии считают свиное мясо нечистым продуктом.

7. В Церкви имеется свой, совершенно не похожий на другие обряд.

8. Иерархическая структура духовенства Эфиопской Православной Церкви Тэуахэдо не имеет аналогов среди других ветвей христианства.

Абиссинская православная церковьвзяла много от иудаизма. Соблюдение Ветхозаветных традиций уходит своими корнями к истокам зарождения Христианства.

Средняя общеобразовательная школа

при Посольстве Российской Федерации в Эфиопии

«Эфиопия - древнейшая христианская страна, оплот православия

на Черном континенте»

Творческий учебный проект по всеобщей истории

Праздник Тимкат в Гондэре

Эфиопии. Каждая из этих церемоний подтверждает крепость религиозных чувств эфиопских христиан, традиции которых почти без изменений сохраняются уже 1700 лет.

В Эфиопской Церкви существует особый культ Ковчега Завета. Традиционный эфиопский храм по своей структуре напоминает ветхозаветный храм. Главная его часть – Макдас –святая святых, в которую имеют право входить только священники и диаконы. В этой части расположен Табот – ковчег, знаменующий Ковчег Завета. Литургия может совершаться только в том храме, где есть Табот. Когда освящается новая церковь, в первую очередь освящается новый Табот. В праздник Богоявления Табот торжественно выносится из храма и с ним совершается крестный ход. При этом на Табот набрасываются покрывала, и весь народ ему поклоняется. В этом обычае проявляются иудейские черты, характерные для эфиопского христианства, а также существующий в Эфиопской церкви особый культ Ковчега Завета.

Лалибэла.

Правители Аксума строили много храмов и монастырей. После угасания Аксума, в Эфиопии наступило время политической нестабильности и междоусобиц, сменившееся в XII в. централизованным правлением династии Загве. Центром христианства становится Лалибэла.

Храм святого Георгия в Лалибэле

Из всех чудес, которые древняя Эфиопия может предложить миру, самые интересные и захватывающие, бесспорно, находятся в Лалибэле. Огромные древние эфиопские книги, написанные на телячьей коже загадочными буквами мертвого языка геэз, рассказывают, что с незапамятных времен, со дня своего основания деревня называлась Рох. Царь Лалибэла, правивший с 1190 по 1228 год, решил превратить Рох в свою резиденцию. Лалибэла был очень набожным, в христианстве видел главную опору своей как внутренней, так и внешней политики. Наслышанный о пирамидах египетских фараонов и дворцах иерусалимских царей, не без зависти долго взиравший на аксумские стелы, решил тоже прославить себя в истории и приказал соорудить в новой столице 11 величественных храмов. Каждая из одиннадцати церквей ансамбля уникальна, не повторяет другие. Храмы не просто строили, а ваяли словно статую, полую изнутри. Скальные христианские храмы и церкви вырубали в каменной толще туфовых пород. Вход в церкви Лалибэлы и сообщение между ними осуществлялись по подземным туннелям. Окна и двери обрамляла каменная резьба. Изнутри стены и потолки покрывались расписным орнаментом. Храмов, подобных лалибэльским, нигде в мире больше не увидишь. Благодаря им имя Лалибэлы связано с одним из «чудес света», к каковым относят эти творения рук человеческих. Благодарные монахи в своих летописях ХIII века Рох окрестили Лалибэлой.

Самая большая среди церквей монолит-церковь Ымануэл. В церкви Меркуриос сохранились три огромные, выполненные на ткани картины. Эти священные картины -одно из главных сокровищ искусства Эфиопии. Церковь святого Ливаноса, как гласит предание, жена Лалибэлы якобы построила за одну ночь. В работе ей помогали

ангелы. Ночь была темная, поэтому «камни освещали мрак». И действительно одна из стен у алтаря излучает слабый серебристый свет.

Главное из всех лалибэльких чудес

- Бетэ-Гиоргиес --церковь святого Георгия . В лучах восходящего солнца среди яркой зелени эвкалиптов выделяется красная площадка. В центре ее – черный провал, из которого, словно из преисподней, восстает огромный крест. Это и есть знаменитая церковь Гиоргия --- храм-крест . На верхней каменной кровле монолита рельефные изображения вписанных друг в друга крестов повторены трижды. Декорирование крыши превратилось в традицию национальной архитектуры.

Верующие стекаются к вырубленному в стене каменному лику, поклоняясь святому Георгию. Местные монахи доверительно рассказывают, что там запечатлен сам царь Лалибэла. К этому все больше склоняются и историки.

Соблюдение пропорций, изысканный орнамент, четкие строгие линии --- все это ставит Бетэ Георгиес в число величайших архитектурных творений прошлого.

В глубокой выемке, стоит на скальном теменосе самый большой (34 на 30) и самый изящный из лалибэльских храмов - Медхане Алеем (храм Спасителя). В этом храме находится камень, на котором по преданию Христос благословил Лалибэлу. Строители храма создавали в первую очередь привлекательный, видный отовсюду «верхний фасад». По бокам монолита вырезаны лишь тонкие столбы, которые зрительно увеличивают высоту храма, подчеркивая его устремленность вверх, к земной поверхности, к солнцу. В Медхане Алеем было создано нечто поэтической школы, в которой учили слагать стихи.

Церковь святой Марии – единственная в Лалибэле, где применена раскраска и позолота орнаментальных резных рельефов из камня. Стены и своды храма украшены изображениями солнца и древних символов плодородия, на еще не затертых плитах пола силуэты то львов, леопардов и страусов, то фениксов и других фантастических животных. С трех континентов и из многих веков собраны под крышей Бетэ Марьям эти символы.

Церковь Святой Марии

Спрятанная внутри холма двойная церковь Голгофы и Михаила известна своими рельефами со скачущими всадниками и уникальными каменными скульптурами святых, не встречающимися больше нигде в Эфиопии. Из часовни святого Михаила маленькая дверь с семью замками ведет в чрево холма, приютившего в своей тверди главную святыню – церковь Гроба господнего. Даже ее существование предпочитают не разглашать, и простым церковникам заказан туда вход.

Монахи уверены, что сохранился крест, который принадлежал самому царю Лалибэла.

«Церкви Лалибэлы самые замечательные в Эфиопии, -- писал в конце прошлого века Э. Реклю. Этот священный город построен на семи холмах, подобно Иерусалиму имеет свою Элеонскую гору, а его замечательные

памятники разрешают Лалибэле претендовать на роль одного из интереснейших мест христианского мира».

Оставив потомкам эти замечательные храмы, мастера Лалибэлы возвели вечный памятник не столько Богу, сколько самим себе…

Почему храмы Лалибэлы не красуются над поверхностью, многие их них попросту не видно, поскольку крыши церквей находятся на уровне земли, а к их входам ведут подземные траншеи и рвы? Почему набожный Лалибэла прятал свои чудо-храмы, чтобы они не бросались в глаза непосвященным, не привлекали внимания?

Хадани Лалибэла правил в тревожное время, когда могущественный халифат, со всех сторон сомкнул свои владения вокруг православной Эфиопии. Даже в то время Лалибэла через головы мусульманских наместников поддерживал связи с единоверцами в Иерусалиме, отстаивая интересы христиан в Нумибии, Сирии, Египте. Со всех сторон горное царство продолжали теснить мусульмане. Время работало не на Эфиопию, отрезанную исламом от внешнего мира, от передовых идей и прогресса. Мусульманские соседи алчно взирали на богатое и культурное государство, оказавшееся в их капкане.

Тридцатилетняя война между христианской Эфиопией и мусульманским имаматом.

В 1529 году началась Тридцатилетняя война между христианской Эфиопией и мусульманским имаматом под руководством Ахмед ибн Ибрагима аль-Гази, прозванного Грань. В огне «священной войны» были преднамеренно сожжены, разрушены, уничтожены все находившиеся на пути мусульманского воинства монастыри, храмы, церкви. Вместе с ними погибли редчайшие рукописи и книги, драгоценные произведения искусства. В книге Евгения Сенигова, бывшего русского офицера, сказано:

« Амхара и Тигре были покорены. Аксум разорен дотла, погибло большинство памятников абиссинской древности. Войска ныгусэ были истреблены». Страна была полностью разорена, это была трагедия эфиопского народа и его культуры. Лишь Лалибэле чудом удалось уцелеть как целостному ансамблю. Легенда гласит, что Лалибэлу от разрушения спасла женщина.

В 1535 году взоры Эфиопии обратились к Португалии. Эфиопия нуждалась в антимусульманском союзе с Португалией. Пятый сын Васко да Гамы должен был не столько спасать Эфиопию, сколько продолжать колониальную экспансию Лиссабона в бассейне Индийского океана, начатую его отцом. Харэрский имамат лишился поддержки Османской империи, эфиопы начали одерживать свои первые победы и в 1559 году война закончилась победой эфиопов.

В это время в Риме открылась специальная школа для иезуитов. Там эфиопские языки изучали те, кому будет поручено навязать католицизм империи черных христиан. Ещё в 1554 году Ватикан, не спрашивая на то согласия Эфиопии, впервые назначил в эту страну своего наместника. Иезуиты действовали оперативно и эффективно, как всегда и всюду, они начали повсеместно вводить в Эфиопии католические обряды. В 1628 году император Сусныцос принял католицизм в качестве официальной религии. «Возмущенное действиями монарха, духовенство объявило народ свободным от присяги ему, ---пишут русские дореволюционные исследователи Эфиопии В. Бучинский и С. Балахов.

Cтрана обратилась в арену кровавых смут».

Гондэрский собор духовенства объявил о возвращении страны к прежней вере и выслал за пределы империи всех миссионеров-католиков. «Страна черных христиан» стала «закрытой страной» для католической Европы. Царь обещал большую меру золота за каждую голову европейца, пытавшегося проникнуть в Эфиопию с востока.

Замки Гондэра

Наступило время «гондэрского периода». Вплоть до 1860 года этому городу будет суждено быть столицей всей Эфиопии, это был самый большой город Тропической Африки. На протяжении двух веков здесь рос гигантский дворцовый комплекс.

Впервые в истории Эфиопии в Гондэре доминировали не соборы, а замки, впервые страна имевшая «кочующих царей», обрела «оседлых» правителей с постоянной резиденцией. Каждый из правителей Гондэра оставил в городе памятник, свидетельствующий о том огромном значении, какое уже тогда придавали в Эфиопии просвещению и искусству. Расцветал блестящий период «гондэрской культуры». Жизнь стала более светской, страна как бы избавилась от мрака религиозного фанатизма.

Императоры отлично понимали все выгоды, которые дает их собственной власти союз с церковниками, поэтому всячески укрепляли и поддерживали их авторитет.

Церковь Дэбрэ-Бырхан-Сылассе

Колл" href="/text/category/koll/" rel="bookmark">коллекций эфиопской живописи. Долгое время церковь Дэбрэ-Бырхан-Сылассе была одним из главных интеллектуальных центров Гондэрской империи.

Мирное правление куарийцев лишний раз доказывает, сколько многого может достичь народ, не растрачивающий свои силы на войны. Не знавшая кровопролитий и бессмысленных разрушений эпоха вошла в эфиопскую историю как одна из наиболее ярких, красивых страниц.

Гондэрские мастера смело отходили от средневекового канона, использовали всю цветовую гамму, обыгрывали световые контрасты, украшали задние планы. Именно в Гондэре родилась светская эфиопская живопись и светское национальное искусство вообще. В гондэрские времена широкое распространение получило искусство народного лубка - многосюжетных миниатюр, развивающих какую-нибудь известную историческую или религиозную тему. Эти миниатюры настолько вошли в традицию национальной жизни, что превратились в эфиопский сувенир. При куарийцах они ценились настолько в высоко, что украшали залы царского дворца.

Иясу I была собрана самая большая коллекция рукописей в ныне знаменитом монастыре святого Габриэля на озере Тана. Немалые богатства хранятся в островных монастырях и в пустынях озера Тана.

Основные черты женского городского костюма в Эфиопии сформировались еще в то время, когда знатные обитательницы Гондэра своими нарядами и украшениями стремились подражать ытеге (императрице).

Многие нововведения тех лет, свидетельствующие о попытках поднять уровень культуры и эстетики африканского быта, дожили до наших дней.

Первая половина XVIII века вошла в историю Эфиопии как период просвещенных правителей.

Создание централизованного государства.

В 1755 году Эфиопию вновь охватили междоусобицы. В 1789 году в Эфиопии было уже пять царей, феодальная анархия и раздробленность усиливались. Конец этому страшному периоду в истории Эфиопии положил Менелик II, завершивший процесс создания централизованного государства.

К концу ХIХ века заканчивается колониальный раздел Африки. Италия метила захватить Эфиопию, сохранявшую свою независимость. Однако 1 марта 1896 года войска Менелика II в битве при Адуа одержали блистательную победу над итальянцами.

В начале 1898 года эфиопская армия, окрыленная победой под Адуа, выступает походом на Каффу, чтобы восстановить древние рубежи своей страны. В ее передовом отряде по личному желанию Менелика находился русский офицер. Двумя годами раньше он был в миссии русского Красного Креста. Русская интеллигенция глубоко сочувствовала своим братьям по вере. Российское общество Красного Креста, работавшее под покровительством императрицы Марии Федоровны, отправило в Абиссию мобильный санотряд. С 1896 по 1906 год русской миссией в Аддис-Абебе открыт постоянно действующий госпиталь. Император Абиссинии Менелик II лично приветствовал русскую миссию. Новая история госпиталя началась в 1947 году. Император Хайле Селассие попросил советское руководство организовать в столице Эфиопии новый госпиталь. В 2007 году госпиталь отпраздновал свой 60-летний юбилей.

Вернуть Каффу в лоно эфиопского государства--- таково было решение Менелика II, продиктованное объективными историческими условиями. В описаниях русского путешественника Каффа предстает как « могущественная южноэфиопская империя», «населенная сильным народом, проникнутым любовью к своему отечеству, с воинственным духом». Каффа являлась ядром государства, окруженного вассальными княжествами.

Наш соотечественник стал первым европейцем, пересекшим Каффу, единственным европейским свидетелем завоевания этой легендарной страны, остававшейся «географической тайной» для всего мира.

Присутствие А. Булатовича способствовало успеху военной экспедиции раса.

Другой выдающийся русский исследователь Эфиопии, выходец из дворянской семьи, подпоручик царской армии-Евгений Сенигов. Плененный африканской природой, он решил навсегда поселиться в Эфиопии и задался целью создать на одном из островов озера Тана «демократическую коммуну». Вскоре он расстался со своей утопией. Он много ездил по стране, записывал рассказы об обычаях и традициях каффичо, легенды и много рисовал. Он пользовался успехом среди придворной знании, даже Менелик II благоволил Сенигову.

Эфиопская Православная Церковь Тэуахэдо.

Эфиопия упоминается в Библии более 38 раз-в писаниях как Ветхого, так и Нового Заветов. В соответствии с библейской традицией Древнего Израиля, Эфиопия описывается как земля «КУШ». Источники сообщают, что помимо израильского народа, только Эфиопия знала и славила всесильного Бога, регулярно ему служа. Псалмопевец говорит: «Эфиопия должна простереть свои руки к Богу». Эти свидетельства утверждают рьяную набожность народа Эфиопии, основанной на непоколебимой вере во Всемогущего Бога. Даже для народа Израиля эфиопы представлялись более любезными всемогущему Богу, чем они сами.

Богословие" href="/text/category/bogoslovie/" rel="bookmark">богословскую формулу. Тэуахэдо значит «объединенный» и обозначает способ соединения Божества и человечества во Христе. Это самая многочисленная из всех Церквей дохалкидонской традиции, принадлежит к группе православных церквей. Эфиопская (Абиссинская) православная церковь до 1959 года часть Коптской православной церкви, а затем ---автокефалия.

Коптская и Эфиопская ортодоксальные церкви торжественно провозгласили единство веры, верность общему свидетельству и готовность углублять и расширять сотрудничество. Подписание декларации состоялось в Каире в июле 2007 года.

На протяжении всех веков истории Эфиопской Церкви, начиная с рукопожатия святого Фрументия святителем Афанасием Александрийским, эта церковь входила в юрисдикцию Александрийской церкви (после Халкидонского собора - Коптской). Александрия поставляла в Эфиопию епископов и полностью контролировала Эфиопскую церковь. С начала XX века Эфиопская церковь стала требовать себе независимость. В 1959 году Александрия https://pandia.ru/text/78/058/images/image021_2.jpg" alt="Выход" align="left alt=" width="300" height="212 src=">Дабтара не только поют в церквах, но также играют на музыкальных инструментах и танцуют! Они являются основными носителями богословских знаний и церковных преданий Церкви. В Эфиопской Церкви большое внимание уделяют катехизации, религиозному образованию и подготовке клириков. Значительная часть нынешней элиты Эфиопской Церкви владеет русским языком , так как многие учились в Ленинградских духовных школах.

Главное учебное заведение Эфиопской Церкви - богословский колледж Святой Троицы в Аддис-Абебе. Ректор колледжа богослов В. Сэмюэль -- на протяжении многих лет один из самых видных участников межхристианских богословских диалогов, в том числе с Русской Православной Церковью.

Взаимоотношения Русской и Эфиопской Православной церкви.

Более полутора веков связывает тесная дружба Русскую Православную и Эфиопскую Православную церковь. Подтверждением и укреплением, которой стала встреча летом 1959 года в здании Московской Патриархии Императора Хайле Селассе I и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. Эта встреча была праздником христианского общения.

В январе 2007 года делегация Московского патриархата во главе с архиепископом Львовским и Галицким Августином по благословению святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия посетила Эфиопскую Ортодоксальную церковь.

От имени Святого Патриарха Алексия Предстоятелю Эфиопской Церкви

Абуно Павлу было передано пожертвование на строительство колледжа святого Яреда.

Делегация провела встречи с богословской комиссией Эфиопской Церкви, преподавательской корпорацией и студентами колледжа Святой Троицы в Аддис-Абебе, руководством Комиссии по развитию Эфиопской Церкви, посетила один из древнейших монастырей Эфиопской Церкви – Дебре-Либанос. Делегация также посетила госпиталь Российского Красного Креста имени Д. Балчи, где работают мои родители.

Архиепископ Августин совершил в Российском центре науки и культуры праздничную вечерню и чин Великого освящения воды для православных соотечественников, где посчастливилось присутствовать и мне.

Русские врачи посещают местные церкви, обряды в которых хоть и сильно отличаются от наших, но даты всех праздников соответствуют русскому православному календарю.

Делегация Русской Православной Церкви приняла участие в торжествах по случаю празднования 2000-летия от Рождества Христова по эфиопскому календарю. Представителей Русской Православной Церкви встречали Эфиопский Патриарх Абуна Павел и Посол Российской Федерации в Афанасьев. В здании Экономической комиссии ООН для Африки состоялся «Саммит религиозных деятелей», приуроченный к эфиопскому миллениуму. Во время церемонии открытия митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир зачитал приветственное обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия к организаторам и участникам форума. После состоявшейся в ходе заседания дискуссии участники саммита приняли итоговый документ. В основном его положения отражают актуальные вопросы жизни Африканского континента и всего мира: противодействие распространению СПИДа, реструктуризация долгов развивающихся стран, помощь этим странам и избавление их от «синдрома зависимости». Гости посетили выставку, посвященную эфиопскому миллениуму. В числе приглашенных, была делегация нашего госпиталя, в том числе и я.

Выставка произвела на меня огромное впечатление. Здесь воочию я увидела картины и экспонаты, раскрывающие историю Эфиопской Православной церкви, яркие страницы её становления, развития и борьбы за выживание. На картинах эфиопских художников были изображены: святые места Эфиопии, танцующий святой Яред, португальские мушкетеры, легендарная битва под Адуа и другие яркие страницы истории Эфиопии. Здесь же монахи из местного монастыря писали тонким бамбуковым пером церковные книги из кожи, так же как это делали их предшественники много-много веков назад.

Среди экспонатов были представлены все разновидности эфиопских крестов, являющихся подлинными произведениями искусства. Одни вырезаны из дерева, другие отлиты из меди, третьи из кованого железа, но больше всего меня поразило отсутствие распятия Христа. На одном из крестов изображены альфа и омега, знаки бесконечности. Только на эфиопских крестах можно увидеть такое. На кресте Авраама изображены рожки, напоминающие о том, что Христос своей смертью искупил грехи, и теперь можно просить Бога о спасении. Меня удивило разнообразие форм крестов. Оказывается, это объясняется местонахождением монастырей, где создавались своеобразные «эталоны» крестов. Среди них выделяют «аксумский», «лалибэльский», «харэрский» и «гондэрский» стили.

https://pandia.ru/text/78/058/images/image023_0.jpg" width="176" height="250 src=">27 сентября" href="/text/category/27_sentyabrya/" rel="bookmark">27 сентября , по случаю открытия Еленой Равноапостольной истинного Креста Господня в Иерусалиме.

https://pandia.ru/text/78/058/images/image026.jpg" alt="Главный" align="left alt=" width="220" height="251 src=">

https://pandia.ru/text/78/058/images/image028.jpg" alt="Отшельник" align="left alt=" width="240" height="296 src=">рукописи, своеобразная церковная утварь и иконы хранятся в них до сих пор. Один из самых знаменитых эфиопских монастырей, который посещала и я - Дебре-Либанос.

По преданию его основал монах абба Мэтаы, которого называли Либанос. Сам император Лалибэла, потом Йикую-Амилаз, а в XV веке Андэ-Цыйон I укрепляли позиции монастыря многочисленными пожалованиями. Ведь императорам Эфиопии нередко приходилось делить власть с духовенством или править под его диктатом.

Неподалеку от монастыря бьет святой источник, освященный Либаносом и обладавший якобы, поэтому чудодейственными лечебными свойствами. Когда мы подъезжали к монастырю, вдоль дороги сидело много больных и калек. Все они надеялись получить избавление от своих недугов на святой монастырской земле и от воды из святого источника. Монастырь окружен пещерами, в которых до сих пор живут отшельники. Со слов сотрудников госпиталя - это одно из самых святых мест в Эфиопии, куда стараются попасть многие верующие. Они берут с собой домой святую землю и святую воду для лечения своих родных и близких.

Монастырь находится неподалеку от Великого Африканского разлома, хотя он тянется через всю Африку, именно здесь наиболее живописный вид, с невероятно красивыми пейзажами и водопадами , через один из которых, до сих пор стоит мост, построенный ещё португальскими мушкетёрами.

Церковные традиции здесь передаются от старого к младшему. С малых лет детей приобщают к чтению церковных книг. Книги написаны на языке геэз, многие переведены на амхарский язык. Древние книги писались каллиграфами на пергаменте натуральными красками. Миниатюристы украшали Евангелия, жития местных святых, прочие религиозные тексты прекрасными рисунками. Литература абиссинцев по большей части состоит из священных текстов и их толкований. Абиссинской литературе 2000 лет, такого феномена нигде более в Африке не встречается.

Книга «Кыбрэ нэгэст» - «Слава царей» одно из наиболее популярных в Эфиопии произведений, которое на протяжении веков играло важную политическую и культурную роль в истории страны. «Кыбрэ нэгэст» сыграла немалую роль в культуре, не раз становясь источником вдохновения при создании различных произведений и оказывая влияние на развитие литературы Эфиопии.

Заключение

В процессе своей работы над проектом, мне открылось много интересного и поучительного. Многие явления стали понятными, а на некоторые пришлось взглянуть совсем с другой стороны, чем они представлялись до этого. Чтобы понять настоящее, нужно знать прошлое. Помогало и одновременно подогревало интерес к исследованию, ещё и то, что многое, о чем читала, я видела воочию, и это было как живой иллюстрацией, как живыми картинками к тем книгам, которые мне пришлось читать.

В беседах с местными сотрудниками госпиталя я узнала о многих христианских обычаях и праздниках, и большинство из них совпадает с православными в России. В одни и те же дни мы празднуем Светлое Рождество и Пасху. Христиане, эфиопские сотрудники госпиталя, соблюдают все посты, хотя посты намного строже наших, они постятся ещё три дня в неделю (понедельник, среда, пятница). Местные жители очень набожны, благочестивы, почитают святыни, но не всегда могут объяснить, что та или иная традиция означает. С особым благоговением относятся эфиопы к церкви. Рядом с госпиталем находится церковь Лидетта, я наблюдала, как они начинают креститься за несколько сот метров от храма, ползут к нему на коленях, целуют ворота, ведущие к храму. По воскресеньям пройти возле Лидетты очень сложно, кажется, все христианское население Аддис-Абебы отправляется на молитву в храмы. Желающих столько, что многие не могут попасть в храм, не помещаются даже на территории храма. Толпы людей в белых шаммах стоят за воротами, жгут свечи и слушают литургию через громкоговорители. Теперь понятно, от какого песнопения мы часто просыпаемся по утрам.

Христианская вера имеет очень глубокие корни и уходит в глубь веков, она помогла православной Эфиопии выстоять во враждебном мусульманском окружении и сохранить её. И хотя сейчас количество мусульман превышает количество христиан, а мечетей в АддисАбебе и по стране больше чем православных церквей, эти две религии мирно сосуществуют рядом. Самое приятное осознавать, что в современной Эфиопии отсутствуют волнения на религиозной и этнической почве. Это ещё раз подтверждает отсутствие религиозного фанатизма среди эфиопов, несмотря на наличие глубоких корней христианской веры, уходящими в IV век н. э.

Эфиопское Христианство играет важную роль в жизни современной Африки. Вместе с богатым и оригинальным наследием Церкви, история которой охватывает 2 тысячи лет, оно вносит уникальный вклад в историю и развитие Христианства.

Литература

1. «Северо-Восточная Африка в средневековом мире». «Наука», 1980.

2. The Beauty of historic Ethiopia. 2006.

4.Журнал «Путешествие по свету», 2007.

1.Введение.

2.Аксумскре царство.

3.Легенда о Ковчеге Завета.

4.Лалибэла.

5.Тридцатилетняя война между христианской Эфиопией и мусульманским имаматом.

7.Создание центрального государства.

8. Эфиопская Православная Церковь Тэуахэдо.

9.Взаимодействие Русской Православной и Эфиопской церкви.

10 Заключение.