Троицкая родительская суббота. Троицкая суббота: как поминают усопших. Димитриевская родительская суббота
Троицкая суббота – это суббота перед Днем Святой Троицы, который является временем поминовения усопших. Давайте разберемся, что можно делать в родительскую субботу, а что нельзя.
На какое число приходится Троицкая родительская суббота в 2018 году
На Руси издавна существует несколько родительских суббот – особых поминальных дней – Мясопустная родительская суббота, суббота 2-й седмицы Великого поста, суббота 4-й седмицы Великого поста, Радоница, поминовение усопших воинов, Троицкая родительская суббота и Димитриевская родительская суббота. Но только две из них считаются Вселенскими, так как в эти дни поминают всех умерших православных христиан – это Мясопустная родительская суббота и Троицкая родительская суббота. Первая бывает накануне мясопустной недели – семидневки перед Великим постом. А вторая – накануне праздника Пресвятой Троицы, который также называется Пятидесятницей. В 2018 году на 27 мая, а, соответственно, Троицкая родительская суббота выпадает на 26 мая.
Читайте также:
Троицкая родительская суббота 26 мая 2018 года: что нужно делать
Конечно, в этот день принято поминать родителей, но не только их. В троицкую субботу поминают и тех, кто не связан с человеком никакими родственными узами. Священнослужители говорят, что назначение родительских суббот – объединение Церкви. Родительские субботы дают нам возможность ощутить реальность объединения всех ее членов — и ее святых, и живущих ныне, и умерших.
В троицкую родительскую субботу нужно сходить в храм. В этот день верующие приходят в храмы на особую вселенскую панихиду - «Память совершаемая всех от века усопших православных христиан, отец и братии наших».
Кроме того, в поминальную субботу после утреннего похода в храм принято посещать могилы ушедших родственников и друзей. В этот день могилы украшают цветами и зеленью и устраивают ритуальные трапезы.
Родительская суббота перед Троицей в 2018 году: что нельзя делать
Если в троицкую родительскую субботу человек не смог попасть в храм, то не возбраняется прочесть молитву об усопших и дома. Некоторые считают, что именно в Троицкую родительскую субботу можно подавать в церкви записки о упокоении самовольно лишивших себя жизни, а также о умерших некрещеными. Но это заблуждение – этого делать нельзя, поскольку Церковь не молится о некрещеных и самоубийцах.
Читайте также:
Можно ли работать Троицкую родительскую субботу, убираться или мыть посуду
Существует поверье, что в родительскую субботу перед нельзя работать, убираться в квартире и даже мыть грязную посуду. Это мнение очень удобно для ленивых хозяек. А вот Церковь придерживается иного мнения. Священнослужители говорят, что ограничения в работе существуют прежде всего для того, чтобы домашние хлопоты не мешали молитве и посещению храма. Начинать родительскую субботу надо с похода в храм и молитвы об усопших, а, вернувшись из церкви домой, можно и уборкой заняться и посуду помыть.
просфоры Телом и Кровью Христовой
Название «родительская родителями родительскими
Мясопустная суббота
Троицкая суббота
Радоница - во вторник после Антипасхи .
Дмитриевская суббота
Как молиться за умерших?
17-ая кафизма
».
кутью , канун
Троицкая родительская суббота
В субботу 18 июня 2016 года, в Троицкую родительскую субботу, в православном мире принято поминать усопших. Святая Церковь призывает в эту субботу совершать поминовение, чтобы спасительная благодать Святого Духа очистила грехи усопших душ и собрала всех в Царство Христово. Память и молитва о наших усопших близких - важная часть христианской веры.
В о всех храмах будут совершатся заупокойные литургии и панихиды. В храме можно будет заказать поминовение имен усопших на литургии - поминовение совершается священнослужителями в алтаре, когда из просфоры вынимаются частицы, которые затем погружаются в чашу с Телом и Кровью Христовой . В этот момент читается молитва:
«Омой, Господи, грехи здесь поминавшихся Честною Твоею Кровию, молитвами святых Твоих».
Что такое родительская суббота?
Родительские субботы (а их в церковном календаре несколько) - это дни особого поминовения усопших. В эти дни в православных храмах совершается сугубо поминовение умерших православных христиан. Кроме того по традиции верующие посещают могилы на кладбищах.
Поминовение происходят именно в субботний день, по причине того что этот день - день покоя, по своему значению наиболее подходящий для молитвы об упокоении умерших со святыми.
Название «родительская » скорее всего произошло от традиции называть покойных «родителями », то есть отошедшими к отцам. Еще одна версия - «родительскими » субботы стали именоваться, потому что христиане молитвенно поминали в первую очередь своих почивших родителей.
Существуют частные и общие дни поминовения усопших, установленные Церковью. Дни особого общего поминовения усопших называются «родительскими субботами». В эти дни совершается особое поминовение усопших православных христиан.
Какие еще бывают родительские субботы?
Вселенские родительские субботы (или Вселенские панихиды), согласно богослужебному уставу Православной Церкви, совершаются два раза в году. Во время них Православная Церковь молитвенно поминает вообще всех крещеных христиан. Всего их две:
Мясопустная суббота - в субботу перед Неделей мясопустной (за неделю до Великого поста).
Троицкая суббота - в субботу накануне праздника Пятидесятницы (Святой Троицы).
Словом «панихида» (с греч. - «всенощный») христиане называют заупокойное богослужение, на котором верующие молятся об упокоении умерших, испрашивают у Господа для них милосердия и прощения грехов.
2-я, 3-я и 4-я субботы Великого поста. Так как в этот период невозможны обыкновенные ежедневные поминовения усопших (сорокоусты и другие частные поминовения), то эти субботы установлены Церковью, чтобы не лишать усопших молитв на протяжении Великого поста.
Остальные родительские поминальные дни не приравниваются ко вселенским, но имеют в традициях русского православия схожее значение. Они отведены специально для частного поминовения дорогих нашему сердцу людей.
Радоница - во вторник после Антипасхи (на Фоминой седмице). Древний обычай поминать усопших в этот день относится к первым векам христианства, но не отмечен особым последованием в Богослужебном уставе. Он основывается на том, что в Фомину неделю вспоминается также Сошествие Иисуса Христа в ад, и с понедельника после Антипасхи богослужебный устав разрешает совершение сорокоустов об усопших - «живые сорадуются благой вести о Воскресении Иисуса Христа вместе с усопшими» .
День памяти православных воинов
, за Веру, Царя и Отечество на поле брани убиенных - 29 августа (11 сентября) - поминовение православных войнов в этот день было установлено в Русской православной церкви указом императрицы Екатерины II в 1769 году во время Русско-турецкой войны (1768-1774). В этот день вспоминается Усекновение главы Иоанна Предтечи, пострадавшего за истину.
Дмитриевская суббота
- в субботу, перед днем памяти святого Димитрия Солунского. Изначально установленная по почину благоверного князя Дмитрия Донского после Куликовской победы в 1380 году, эта суббота была посвящена памяти павших православных воинов, но сделалась на Руси днём памяти всех усопших в вере.
Вот полное расписание родительских суббот в этом (2016) году:
Как молиться за умерших?
Храм обязательно следует посетить, но важно учесть, что в нем не совершаются панихиды после вечерни. Вместе со всеми, во время церковной службы следует попросить у Господа вечного упокоения и прощения для душ умерших. Соборная заупокойная молитва для них – это большая помощь.
В день Троицкой родительской субботы принято ходить на службу, где читается 17-ая кафизма . В ней поминаются все усопшие христиане (от века), а священнослужители в эту субботу поминают все записки, поданные прихожанами. Такая общая молитва очень важна для усопших. Вечером 17-ую кафизму можно читать и дома.
В своей молитве, в этот день, нужно быть осознанным, чтобы молитва за наших умерших не превращалась лишь в формальный обряд. Поминальные молитвы нужны в первую очередь нам самим, а не только усопшим родным. Когда мы молимся о них на Литургии, мы молимся не столько за них, сколько вместе с ними.
В этот день православным христианам можно поехать на кладбище на могилы родственников. Это делается после того, как родственников помянули в церкви. Принято считать, что ушедшие в мир иной молятся за нас именно в то время, когда мы молимся за них.
Если христианам все же не удалось посетить храм, то молиться за усопших можно и дома, так как молитва – это то, что доступно нам для проявления жалости, благодарности и любви к ушедшим в мир иной родным. Молитва – это огромная благодать и спасение для души умершего, поэтому, не скупитесь на молитвы, а преумножайте их.
Церковные и народные традиции
На Руси народные традиции поминовения умерших людей несколько отличались от церковных: так не отмечаются некоторые «родительские субботы» церковного календаря.
В обычаях предков было принято ходить на могилки и поминать «родителей» накануне больших праздников: накануне Масленицы, Троицы, Покрова Пресвятой Богородицы и перед Дмитровым днем.
Более всего в народе почитали Дмитриевскую родительскую субботу. В 1903 году император Николай II даже издал указ о совершении особой панихиды по павшим за Отечество воинам - «За веру, царя и Отечество, на поле брани живот (стар.слав. - жизнь) свой положившим ».
Издавна в поминальные дни наши предки готовили кутью , канун , борщ, кисель и другие кушанья.
Поминовение предков – это прямая обязанность живых, благодаря которой души усопших чувствуют поддержку своих родных и близких людей. Вспоминать почивших молитвой и добрым словом можно в любое время, но для этого существуют и специальные дни – поминальные субботы. Как правильно их проводить, нужно ли посещать кладбище и храм? В этих вопросах и разберемся.
Троицкая суббота – что это за день?
В церковном календаре существует несколько поминальных родительских суббот, но Троицкая считается одной из главных. Считается, что в этот день души усопших и живые соединяются на духовном уровне, радуясь образованию Церкви. Напомним, что Троица или Пятидесятница отмечается на 50 сутки после Пасхи. Согласно священным писаниям, именно в это время на запуганных учеников Христовых снизошла Божья благодать в виде огненных языков. Они преисполнились верой в свои силы и стали без страха нести слово Христово во все уголки. Пятидесятница – это день образования Церкви и этой радостью нужно делиться не только с живыми, но и с усопшими близкими и родными людьми.
Многих интересует вопрос о том, кого следует поминать на Троицу, и на него у церкви есть понятный ответ. На Пятидесятницу принято поминать абсолютно всех умерших крещеных христиан, даже самоубийц, алкогольно- наркозависимых людей. Если же умерший не был крещенным, то читать молитвы разрешается только в стенах дома.
На троицкую родительскую субботу для поминовения усопших проводится особая Вселенская панихида об умерших православных христианах. В это день принято молиться мученице Варваре.
Молитва и посещение храма – обязательные составляющие родительских суббот
У каждого верующего христианина поминки на Троицу должны начинаться с посещения Храма. Прийти на богослужения рекомендуется еще пятничным вечером, так как именно тогда проводят великую панихиду. В субботу нужно:
- С утра отправиться в Церковь на заупокойную Божественную литургию и общую панихиду. Во время служения христианин просит милосердия для своих умерших предков и близких людей, просит Господа простить их прегрешения.
- Подать записку с именами усопших, чтобы священнослужители молились за упокоение их душ.
- Принести в Храм продукты питания для поминания предков. После служений продукты остаются в церкви или же передаются в детские дома, дома престарелых, малоимущим. Рекомендуется выбирать постные продукты, так как Троицкая суббота проходит в преддверии постов.
Если не знаете, что нужно делать в родительскую субботу, то за несколько дней можно побеседовать на эту тему со священнослужителем. Он расскажет о том, какие действия стоит совершать, а от каких поступков лучше отказаться.
Что делать на родительский день на кладбище?
На родительские субботы принято ходить на кладбище, где нередко устраиваются пышные поминки. Священнослужители уверяют, что поход на погост не относится к обязательным действиям на родительские субботы, ведь главное в эти дни – искренняя молитва.
Если же решено отправиться на могилку близких, то следует придерживаться определенных правил:
- С собой разрешается брать букеты свежих цветов, которыми украшается надгробие. Несмотря на всеобщую популярность, священнослужители не советуют заменять их на искусственные. Дело в том, что пластиковые цветы символизируют обман, а на их приобретение тратится слишком много средств, которые стоило бы отдать нуждающимся. Кстати, приносить свежие цветы лучше из собственного сада, покупать их тоже не следует. Следует помнить, что количество цветков должно быть четным, а располагать их нужно венчиками к изголовью.
- Можно брать некоторые продукты, например, печенья, выпечку, конфеты. Их можно оставлять на могилке, а лучше раздавать малоимущим, находящимся у входа на кладбище. Не нужно брать мясные блюда, колбасные изделия, сыр и любые деликатесы. На погосте они неуместны, даже, если покойный любил такую пищу.
- Первое, что нужно делать у могилки на родительскую субботу – прочитать молитвы, мысленно или вслух поговорить с усопшим. Рекомендуется зажечь свечу из храма или же оставить лампадку.
- Нельзя истерично плакать, громко смеяться, шумно разговаривать, ссориться. Это неприятно для души и окружающих людей!
- Не разрешается в большом количестве употреблять алкогольные напитки. Позволительно только пригубить спиртное, а еще лучше вовсе от него отказаться. Запрещается оставлять на могилке стопки с водкой, бутылки с алкоголем, сигареты.
В поминальные дни разрешается приводить в порядок могилки после зимы, если ранее сделать этого не получилось. Но покрасить оградку, заменить крест или памятник, выполоть траву лучше до Троицкой субботы. Этот день предназначен для почтения памяти усопшего, молитвам. Разрешается убрать увядшие цветы, поставить новый букет, посадить новые растения или обрезать имеющиеся.
Хорошим решением станет приглашение на могилку священнослужителя для чтения литии – короткой заупокойной службы. Это сблизит всех присутствующих, успокоит душу усопшего, принесет лад в семью. Поминальная суббота перед Пятидесятницей – это особенный день, в который живые нередко буквально физически чувствуют присутствие усопших родных. Искренняя молитва, доброе слово и праведные действия являются лучшей помощью умершим, свидетельствуют о том, что живые о них помнят.
Тро́ицкая суббота - день общерусского поминовения усопших, приходящийся на субботу перед Троицыным днём, главный весенне-летний поминальный день в России.
В церковном календаре именуется Вселенской родительской субботой . Во время вселенской панихиды в этот день Церковь поминает всех когда-либо умерших православных христиан.
Поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу перед Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие . Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать всесвятого и всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится».
Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».
Троицкая суббота связана с основанием Церкви Троицей и Сошествием Святого Духа. Мы молимся за усопших, чтобы Господь простил их, и верим, что Дух Божий касается не только живущих и молящихся, но и усопших. Наши близкие ушли в мир иной со страстями, пороками, грехами, а мы молимся и просим Духа Божия, которого Бог послал, просим Христа Спасителя, чтобы он помиловал их. Накануне Троицкой субботы, в пятницу вечером в нашей Церкви служат парастаc . «Парастаc» , с греческого, «ходатайство» – во время этого богослужения ходатайствуют за своих усопших, молитва Церкви, и Сам Господь это сказал, спасает грешников.
Мы вымаливаем у Бога прощение за усопших, потому что они уже не могут ничего для себя вымолить, они могут молиться за нас, но не за себя: «Помоги, Господи, упокой, Господи, души усопших раб Твоих, праотец, отец, сестер, братии наших, зде лежащих и повсюду православных». Православные просят от лица Церкви, чтобы Господь помиловал тех, кто ушел в вере и надежде Воскресения. По молитве Церкви благодать развивается до такого состояния, которое помогает душе усопшего выйти из уз ада.
В день Троицкой родительской субботы принято ходить на службу, где читается 17-ая кафизма . В ней поминаются все усопшие христиане (от века). Такая общая молитва очень важна для усопших. Вечером 17-ую кафизму можно читать и дома.
Троицкая суббота имеет свой глубочайший сакральный смысл и не потеряет его до скончания века, поэтому поминальные субботы крайне необходимы. В народе все знают поминальные субботы вторую, третью, четвертую Великого поста, Троицкую родительскую, Дмитриевскую субботу, Радоницу.
У многих есть стремление помянуть своих усопших записками, священник их читает и говорит: «Господи, помяни его во Царствии Своем». Прийти на могилку, дать милостыню, сделать доброе дело, доброе слово сказать – тоже милостыня в наше время за тех, кто безвременно ушел.
Троицкая суббота называется еще и родительской, потому что наши родители ближе всех нам по плоти, поэтому начинаем поминание с усопших родителей. В церковной поминальной записке пишем прежде имена усопших родителей, бабушек, дедушек, сестер, братьев, поминаем сродников. Понятие «родительская суббота» связано с кровными, близкими нам узами.
Родительские дни дарят нам радость молитвенного общения в Боге с ушедшими из этой жизни. Поэтому так любимы родительские субботы, где мы поминаем усопших наших родителей, благодетелей, сродников. Мы приходим к Литургии, подаем записки на Проскомидию, молимся на Панихиде. Что еще мы можем сделать для наших дорогих усопших? Подать обильную милостыню, усугубить домашнюю о них молитву и приготовить особое поминальное кушанье кутию.
Православным христианам не возбраняется в этот день побывать на кладбище, чтобы поклониться могилам родных после того, как помянули их в церкви. Ведь когда мы молимся о душах ушедших в мир иной, принято считать, что и они в тот момент на небесах молятся о нас.
Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная! Аминь.
Некоторые «внешние» обряды, очищенные от магической подоплёки, были освящены новым христианским смыслом. Ради сохранения преемственности народной культуры они включены как обрамление даже в канву православных богослужений. Такова, например, традиция украшения храмов в день Святой Троицы ветвями берёз. Разберёмся с тем, что сопутствует праздникам начала лета со времён крещения Руси, а что привнесено в них из древнейших эпох славянской культуры.
Какое событие празднуют христиане в день Святой Троицы
Троицын день , согласно церковному календарю именуемый также Пятидесятницей, так как празднуется на 50-й день после Пасхи, по своей сути является днём рождения Христианской Церкви. Согласно книге Деяний Апостольских, в этот день произошло явление Святого Духа, Утешителя, обещанное вознесшимся в сороковой день по Своем воскресении на небеса Спасителем. Растерянным, испуганным после казни Распятого ученикам и точно требовалось утешение, укрепление духовных сил.
Получив особую благодать, каждый стал ревностным и бесстрашным проповедником Христовой веры. Первая же проповедь апостола Петра, которую он произнёс, выйдя из сионской горницы тотчас после чудесного события Пятидесятницы, присоединила к небольшой, не насчитывавшей и трёх сотен учеников Христа общине сразу до трёх тысяч человек.
Ветхозаветные пророки служили провозвестниками воли Бога-Отца, удалённого от человечества не расстоянием, а Своей нетварной природой. Апостолы и спутники Христа воочию видели воплотившегося Бога-Сына, воспринявшего всю полноту человеческой природы, кроме повредившего её греха.
В день Пятидесятницы в виде огненных языков снизошёл на малую общину в Иерусалиме Святой Дух, третья ипостась Святой Троицы. Так совершилась полнота Божественного явления миру. Именно поэтому изначально празднуемое сошествие Святого Духа стали позже именовать Днём Святой Троицы.
Единство Церкви – догматическое понятие, напрямую относящееся к Троицкой Вселенской родительской субботе
Общецерковное празднование Пятидесятницы установлено с древнейших апостольских времён. Именно с сошествием Святого Духа – первым небесным «помазанием на служение», апостолы обрели благодать совершения церковных Таинств. Эта особая благодать передавалась от апостолов через рукоположение – по-гречески «хиротонию», епископам Церкви, а от епископов сообщалась иереям, священникам, «батюшкам».
Преемственность рукоположений не прерывается на протяжении веков, свидетельствуя о происхождении Церкви от Самого Христа, о её неразрывном единстве. Каждый оглашенный (подготовленный предварительными «огласительными» беседами об истинах веры) получает благодать Святого Духа, присоединяясь к Церкви в Таинстве Крещения. Иногда, по имеющимся свидетельствам «простых сердцем» людей, это происходит видимым образом, как схождение огненного языка на новокрещаемого.
Народное выражение «одним миром мазаны» относится к Таинству Миропомазания, совершаемому в Православии сразу вслед за Таинством Крещения. У римо-католиков это так называемая «конфирмация», она, как и первое Причастие крещаемых младенцев, отдаляется до совершеннолетия. Церковное миро для таинства готовится особым образом и освящается Патриархом в Великий Четверг.
Примечательно, что в каждый алавастр (высокий сосуд, имеющий узкое горло) с приготовленным миром переносится капля из освященного прошлым годом сосуда, и так продолжается с самых апостольских времён. То есть каждый, помазанный освященным миром после крещения человек, помазывается тем же веществом, что и во времена апостольские. Так видимым образом выражается единство Церкви «на молекулярном уровне».
Троицкая Вселенской родительская суббота в Православной Церкви
Успение человека, разлучение души от тела не означает для христиан прекращение жизни, в том числе молитвенно-литургической, единожды данной в благодати Крещения и Миропомазания. Эта вера выражается в краткой формуле: «У Бога все живы!».
Богослужение в Троицкую субботу
Богослужение Вселенской родительской субботы в канун праздника Пятидесятницы знаменует собой единение живых и отошедших ко Господу членов Церкви, её полноту, которая будет явлена при ожидаемом в конце времён всеобщем воскресении. Традиция Церкви праздновать память мучеников, претерпевших страдания и смерть за исповедание веры, постепенно перешла в поминовение «всех верных, от века скончавшихся».
Прославленным Церковью святым посвящены церковные молебные службы. Троицкая же родительская суббота, как и иные Вселенские дни поминовения усопших, имеет особый чин служения Вселенской панихиды о всех от века скончавшихся православных христианах.
Накануне в пятницу священник читает семнадцатую кафизму Псалтири с поминовением всех «заупокойных синодиков», а также многочисленных поданных прихожанами записок о упокоении.
Особое значение Троицкой Вселенской родительской субботы состоит в том, что на панихиде поминаются все усопшие христиане, независимо от того, какова была причина их смерти. Ещё в относительно недавнее время в дореволюционной России противоестественной считалась не только насильственная кончина, самоубийство или смерть от неумеренного употребления спиртного (о наркотиках тогда мало кто слышал).
Молясь словами: «Да не похитит меня наглая смерть, неготового!» – христиане выражали надежду о мирном и непостыдном отшествии в иной мир после совершения Таинства Исповеди (Покаяния) и Причастия. Сугубую помощь в этом искали, молясь святой великомученице Варваре. Смерть близкого родственника без покаяния была в то время большой редкостью и сильным потрясением для живых. Достаточно упомянуть известнейший случай, когда после таковой кончины своего мужа Андрея Феодоровича блаженная Ксения приняла на себя сорокапятилетний подвиг юродства, нарочито называя себя при этом именем скончавшегося супруга.
Поминовение усопших в Троицкую субботу
В Троицкую субботу Церковь изначально поминала тех, кто умер не «от единой старости», а скончался в дороге, будучи безвестным для окружающих странником, утонул (часто личность утопших не могла быть опознана), замёрз в сильный мороз, а равно и самоубийц. К числу последних Церковь в наше время относит умерших от употребления наркотиков, неумеренного количества алкоголя. Мы не знаем наверняка, насколько достойно, в согласии с заповедями, прожил земную жизнь тот или иной человек.
Часто в храмах чрезмерно ревностные и строгие служители, принимая записки с перечислением имён, придирчиво интересуются, посещал ли упомянутый в списке человек храм, как часто исповедовался. В Троицкую родительскую субботу уместным, согласно церковному уставу, будет только один вопрос: крещен ли умерший (за некрёщеных разрешается исключительно домашняя молитва мученику Уару).
Придти в храм и заказать поминовение по всем усопшим родственникам в этот день (накануне вечернего богослужения в пятницу) – великое благодеяние, так как именно в Троицкую субботу молитва за всех без исключения православных христиан благословлена согласно церковному уставу.
Троицкая родительская суббота в ряду особых дней поминовения, установленных Церковью. Есть и иные особые дни, посвящённые памяти усопших. Таковы, например, Вселенские родительские субботы Великого Поста (со 2-й по 4-ю недели) с сугубым молением, сопровождаемым чтением 17-й кафизмы. Установлены они по той причине, что в предшествующие будние дни не совершается заупокойного поминовения на Литургии.
Вселенская панихида «Пасхи мертвых» - Радоницы , приходится не на канун субботы, а на канун вторника по окончании Пасхальной седмицы. Кстати, именно в Радоницу, а не в Троицкую родительскую субботу принято приводить в порядок после зимы могилы близких родственников.
От Покрова же до Пасхи кладбище посещают лишь для захоронения умерших, не тревожа могил ранее погребенных. Осенью пред днём памяти великомученика Димитрия Солунского, славянина родом, издавна почитавшегося небесным покровителем русского воинства, совершается служба
«Троицкие родители» почитались во многих местах нашего Отечества главным днём, посвященным памяти умерших. Старообрядцы Забайкалья служили в этот день по домам особую «всенощную». Принято было, по образцу предшествовавшего Великому Посту Прощённого Воскресенья, испрашивать прощения, но не у всех, а только у самых старых и самых маленьких членов семьи. Тогда же жители Забайкалья «делали чертежи», ошкуривая в лесу деревья по границам будущей пашни. Считалось, что отмеченный участок будет находиться под особой защитой усопших предков.
В Полесье праздник «Деды» справляли два дня, пятницу посвящали Деду-Семику с готовкой постного ужина, а субботу – Бабе-Семичихе, со скоромной обильной трапезой. Заплетённые ветвями в огромные «венки» несколько берёз девушки обходили хороводом, касаясь веток покрытыми платками ладонями. При этом одна, ряженая Дедом, обходила круг с крестом, а другая, снаряжённая Бабой – с серьгой.
Соединённые с церковно празднуемой Троицкой Вселенской родительской субботой добрые, хотя и суеверные традиции славянского летнего Семика незаслуженно уступают близким по смыслу, но не по духу осенним празднованиям «Дня Всех Святых» и Хеллоуина. Именно первые два дня ноября считаются на Западе главными праздниками поминовения усопших. Благочестивая традиция воспоминания «всех верных», положенная монахами-бенедиктинцами в 996 году и повсеместно распространённая среди римо-католиков с XIII века, была воспринята и западными славянами. Однако, будучи «творчески переработанной», главным образом в Новом Свете, в оккультный праздник Хеллоуина, эта традиция содержательно и внешне всё более совпадала с весенним шабашем ведьм на Лысой горе, относящимся к кануну 1 мая.
Поддерживать ли пришедшую в Россию из-за океана моду на некрофильский сатанизм, свойственный Хеллоуину, или возрождать церковные и народные традиции Троицкой родительской субботы, воспринятые христианским праздником и параллельно существующие обрядовые установления славянского Семика – решать только нам. Есть мнение, что домашнее, будь то выращенные в поле и огороде продукты или хранимые народом на протяжении веков крупицы отечественной культуры, всегда полезнее, чем привозное.