В каком храме есть икона прибавление ума. Молитвы иконе Пресвятой Богородицы «Прибавление ума». Молитва иконе Прибавление Ума
Прежде чем начать рассказ о первой написанной в России в традиции московской школы иконе Божией Матери «Прибавление ума», стоит рассказать о ее древнем изображении, которое в свое время послужило ее прообразом и вдохновило иконописцев на написание этого, ставшего столь почитаемым в Православии списка, вскоре после создания проявившего чудотворные свойства. Это известная на весь мир Лоретская икона Божией Матери и скульптурное изваяние Богоматери с Младенцем, находящиеся в итальянском городе Лорето, в Святом Доме, который, как ныне абсолютно достоверно доказали ученые, построен из камней Святого Дома, или Святой Хижины в Назарете, где родилась, росла и приняла Благовещение от Архангела Гавриила Пречистая Дева, а затем - обитало Святое Семейство. Святой Дом состоял из двух частей: скальной - выдолбленной в камне пещеры и каменной пристройки к ней. Гротовая часть теперь вошла в состав базилики Благовещения в Назарете как одна из ее главных святынь.Святой Дом почитали все апостолы и ранние христиане, в него всегда входили с чувством особого духовного трепета, и, находясь в этих стенах, все испытывали особое, неизъяснимое благоговение, которое возникает и сейчас при посещении Святого Дома в Лорето. В раннехристианский период он стал одним из первых храмов христиан в Палестине. По Преданию, там же апостол и евангелист Лука написал на доске столешницы по благословению Пресвятой Богородицы Ее первую икону и вырезал из дерева скульптурное изображение в рост Ее и Богомладенца.
С первой четверти VII века практически весь Восток попал под исламское влияние. Был взят Константинополь, завоеваны все земли, где уже распространилось христианство – Персия, Сирия, Египет, Палестина, Северная Африка, юг Испании; мусульманские воители стремились подчинить и земли за Пиренеями. После четырех месяцев осады пал Иерусалим, и на месте разрушенного храма Соломона халиф Омар поставил мечеть. Пребывание христиан в Палестине, как жителей, так и паломников, становилось опасным для жизни. Паломники, которые возвращались, рассказывали о печальной участи и христиан, и святынь Святой Земли.
До начала XI века копилось возмущение христиан. В 989 крещена была Русь, но ростки христианства еще только набирали здесь силу, когда на Западе папская церковь вполне уже оформилась, обрела силу и воинственность, и с 1096 года началась пора крестовых походов против мусульманского Востока. До конца XIII века продолжалось это кровопролитное противостояние, и за этот период крестоносцы сумели вывезти на Запад множество христианских святынь, уцелевших за время мусульманского правления. С 1244 года, когда Османская империя распространила свою власть не только на Востоке, но и в землях юго-восточной части Европы вплоть до Италии и даже угрожала Риму, Иерусалим был утрачен для христианства. Но, благодаря крестовым походам, множество святынь веры было перевезено в Центральную и Западную Европу, дабы они избежали поругания и окончательного уничтожения. В мае 1291 года войска крестоносцев были вынуждены оставить Аккру, Тир, Сидон, Бейрут. Предание гласит, что разобранная каменная пристройка Святого Дома с иконой и скульптурным изваянием Богоматери с Младенцем, обернутыми фелонью, была одной из последних святынь, что они успели вывезти. Святой Дом перевезли в Далмацию, которая была областью Иллирии, исторической территории Хорватии, в VI веке присоединенной к Римской империи императором Августом. Было ли предпринято восстановление Святого Дома в Далмации - точных исторических сведений нет, но достоверно известно, что в 1294 году камни из стен Святого Дома, а также образ Пречистой были доставлены в итальянский портовый город Анкопу, а затем, приблизительно в период с 1465 по 1472 годы – в Лорето, где и состоялась полная реконструкция рукотворной части Святой Хижины.
Со временем история появления в Анконе Святого Дома превратилась в легенду, и жители города говорят уже, что Святой Дом явился сюда по морю, потому Лоретская Икона считается в католицизме покровительницей путешествующих по морю. О том, что Святой Дом пришел по волнам, есть свидетельство жителя Анконы Ринальдуччо: он утверждал, что его прапрадед лично видел и рассказывал, что Святой Дом прибыл «на волнах моря, как корабль». Но последняя найденная запись о прибытии Святого Дома говорит, что это могло было еще ранее – в 1440 году. Возможно, эмоциональное изложение события устами предка сеньора Ринальдуччо превратило путешествие Святого Дома по волнам на корабле в путешествие, как на корабле, поскольку случилось это по воле ангелов, покровительствовавших Эпиру – греческим землям, которые по северной границе примыкали к Иллирии, месту, куда поначалу из Палестины были доставлены камни, слагавшие стены Святого Дома. В Париже, в Национальном музее Средневековья и Термах Клюни хранится миниатюра XV века, изображающая Святой Дом, плывущий по морю на подобии плота, а над ним – Ангела Божия, охраняющего его во время пути. Суть миниатюры примиряет духовную и материальную суть события: да, Святой Дом прибыл по морю на корабле, но по Божией воле при посредстве и покровительстве сил бесплотных. В том же музее есть и еще одно произведение на ту же тему: изваянная из дерева скульптурная композиция, датируемая XV веком, «Легенда о Святом Доме в Лорето», в центре которой – скульптура с ангелами, которые несут Святой Дом на руках.
Место для воссоздания Святого Дома в Лорето также было выбрано не случайно: еще за век до перенесения его здесь была церковь «Святой Марии в лавровой роще». Здание святыни было восстановлено по точным чертежам, которые составили крестоносцы, прежде чем разобрать его в Назарете. Но у дома не было фундамента, стоял он у проезжей дороги, и жители опасались, что от резонанса в почве при проезде рядом здание может обрушиться, отчего и решили возвести вплотную вокруг Дома стены, которые, впрочем, быстро отошли от собственно его стен. В XV – XVI веках Святая Хижина в Лорето была окружена базиликой, сохранившейся поныне, и это место стало объектом всемирного полонения христиан, а все исследования ученых в 60-годах XX века совершенно точно доказали, что Святой Дом в Лорето в самом деле является той самой пристройкой пещеры в Назарете времени земной жизни Спасителя по всем исследуемым параметрам, как-то: техника обтесывания камней и кладки, сопоставление размеров сопредельных стен и плоскости их примыкания и так далее. Здесь, в алтаре под аркой за престолом, и находится ныне статуя Богоматери с Младенцем в окружении ангелов, ставшая прообразом иконы Божией Матери «Прибавление ума». Нынешнее изображение – вторично. Ученые полагают, что первое было вырезано не апостолом Лукой, а исполнено умбрско-макерджанским мастером гораздо позднее, в XIII – XIV веках. В 1921 году Святой Дом постиг пожар и древняя статуя сгорела, но скульптор Леопольдо Челани вырезал новую из древесины ливанского кедра по модели, воссозданной Энрико Кваттрини. Желая придать изваянию состарившийся вид, он зачернил его, но лик получился слишком темным. Сама же статуя Богоматери обернута в красный далматик, украшенный вышитыми золотыми крестами, драгоценными камнями и жемчужными нитями, глава Ее увенчана короной и окружена горящими лампадами – русский список повторяет все основные детали Лоретской святыни.
Кстати, православная версия иконы «Прибавление ума» теперь есть и в Лорето. Это отпечатки нашего русского списка, и паломники увозят с собой маленькие картонные иконки, под которыми по-итальянски написано: «Богоматерь Лоретская. Русская икона XVIII века». И на церковно-славянском: «Икона Пресвятой Матери Божией, Пречистой Девы Марии, называемая Ключ мудрости», тем самым напоминая и нам, что есть еще одно название этого образа, называемое «Ключ разумения», которое имеет то же историческое происхождение, но иной иконографический образ.
История возникновения образа Божией Матери «Прибавление ума» в России
С XVII века в рукописных сборниках исследователи-историки часто находили текст с названием: «Повесть о храме Святыя Богородицы, в немже родися от Иоакима и Анны». Этот текст является списком с рукописи первой половины XVI века, в которой изложен рассказ русских послов Дмитрия Герасимова и Еремея Трусова об их посещении Рима и Лорето. Царь Василий Иоаннович направил их к папе Клименту VII для укрепления связей, которые к тому времени уже были достаточно тесными благодаря браку его родителей – Иоанна III и его второй супруги Софии Палеолог. Отец Софии, Фома Палеолог, византиец, был деспотом Мореи, так назывался тогда современный полуостров Пелопоннес, мать, Екатерина Дзаккариа происходила из древнего генуэзского рода.
Рукопись хранилась в библиотеке Московской Духовной Академии, судя по приписке в конце, была современна событиям, изложенным в ней. Приписка была датирована 1528 годом от Рождества Христова по современному летоисчислению и гласила: «В лето 7036. Приидоша июния на Москву посланницы великаго князя Василия Ивановича от папы римскаго Климента четвертаго Еремий Трусов с товарищи, иже видеша сию святую церковь от Рима 300 верст и к нам сие писание донесоша».
Западная церковь была весьма заинтересована в присоединении Русской Церкви к католической в составе Флорентинской унии, о чем сохранился документ – письмо папы Льва X к Василию Иоанновичу от 1519 года. Позже и Климент VII начал переписку с Василием III, предлагая ему дружеские и союзнические отношения. Климент принял русских посланцев и предложил им посетить Святой Дом в Лорето. Это предложение было продиктовано не только и не столько духовными мотивами, сколько политическими – наличие общехристианских святынь, которых немало было вывезено с христианских земель Палестины, должно было поспособствовать усилиям присоединения Православной Церковь к католической унии. Посланцы вернулись, привезли с собой «Повесть…» с подробным описанием и святого Дома, и статуи Лоретской Богоматери, но следствия, которого мог ожидать папа Климент, не произошло. Напротив, по воле Божией чудесным образом свидетельство о Лоретской иконе преобразовалось на Руси в свой изумительный, совершенно русский, хотя несколько нетрадиционный, образ, написанный в московской школе иконописи.
В начале XX века русский этнограф и археограф А.А.Титов привел в одном из своих трудов рассказ настоятеля Романовского Крестовоздвиженского собора, протоиерея Владимира Мирославского об истории рождения образа «Прибавление ума».
Где-то сразу после событий, связанных с нововведениями в церковно-обрядовую и прочую жизнь Православия на Руси патриарха Никона, жил в Москве весьма благочестивый прихожанин, иконописец, который читал много церковных книг, изданных при патриархе Иосифе, а затем те же, но исправленные патриархом Никоном. Он прочел их все и стал думать, следование каким из них более угодно Богу, чтобы спасти ему душу свою. Он так долго и усердно думал, что в конце концов сошел с ума. В минуты, когда к нему на время возвращался разум, он молил Божию Матерь о полном вразумлении его и прекращении мук сумасшествия. Он молился столь горячо, что ему в видении явилась Божия Матерь с Младенцем Иисусом Христом, оба Они были обернуты фелонью с крестами, вышитыми по ней, над Ними парили Серафимы и ангелы со светильниками в руках, а у ног Их раскинулся Иерусалим, его образ в Вышних. Богородица велела ему написать Ее Пречистый образ таким, каким Она ему явилась в видении. Иконописец начал работу, но мог работать только в минуты просветления разума, видение было столь кратким, что он быстро забывал его, тогда он снова молился, чтобы Господь помог ему восстановить Ее образ. Так страдательно, но с любовью он написал этот образ, и, едва его закончил, как разум вернулся к нему. Образ же с тех пор и зовется «Прибавление ума», или «Подательница ума».
К иконе этой начали стекаться душевнобольные, находящиеся в нервном расстройстве, и многие получали исцеление – так говорят старожилы. Но более всего исцеление и помощь получали дети, имевшие сложности в обучении, да и икона получилась у иконописца радостная, яркая, дающая надежду на спасение из тьмы безумия и духовного, и мысленного.
Значение иконы
На иконе «Прибавление ума» Головы Матери и Сына увенчаны коронами, Богомладенец правой рукой благословляет предстоящих перед иконой. В левой у Него лежит держава – символ Царства. Над Ними на фоне звездного неба – три Серафима, вокруг ангелы со свечами-светильниками, у ног – Херувимы, и внизу Горний образ Иерусалима.
Конечно, и корона на голове, и алая фелонь, расшитая крестами, подобно лоретскому далматику, – все эти атрибуты свойственны западной иконописи, но, пропущенный через сердце русского иконописца, мастера московской школы, получился совершенно родной, русский образ Богоматери, держащей на руках своих Свет Истины, Солнце Правды.
Да, к этому образу обращаются за помощью, когда есть проблемы с ясностью мысли, в скудоумии и потере разума и памяти, но если быть последовательными и рассуждать, как те, кто хочет спасти прежде всего душу для Бога, то не обратиться ли к ней нам с молитвой о близких, о тех, кто, по обычным понятиям, не безумен. Вроде и рассудок у них в порядке, и интеллект на высоте, и все получается в материальной жизни, но душа далека от Бога и более того, сами они не желают принимать в расчет, что именно душа, не ум - самая великая драгоценность. Каким бы ни был ясным ум, твердой - память, душа без Бога, без Света Истины – бредет впотьмах и рискует забрести туда, откуда нет возврата.
Почему иконописец увидел именно этот образ, как узнал о нем? Более приземленно настроенные исследователи полагают, что среди рукописей и книг, которые читал иконописец, была и «Повесть…» о Святом Доме в Лорето. Он прочел ее, и подробное описание статуи Лоретской Богоматери отпечаталось в его подсознании, воплотившись потом в видении, потому он и увидел Богоматерь такой, какой потом изобразил. Но никогда нельзя отрицать Божественной сути происходящего, когда речь идет о святыне. Пусть так рассуждают сомневающиеся. Мы позволим себе иное объяснение – Пречистая желала, чтобы именно этот образ был в Православной иконописи, как равновесный католическому Лоретскому, образ, целиком и полностью принадлежащий России, воплощенный из сердца православного иконописца. И мы видим, что даже все западные заимствования – корона, звездное небо, необычность изображения доличного все равно несут на себе отпечаток Православной нашей Руси: они народны, и в них есть торжественность и величие и драматизм русской иконы. И обращаясь к этому прекрасному образу, каждый найдет, что просить у Богоматери перед ним – ясного состояния духа, светлого благочестия души, чтобы не увязла она в безумствах мира сего, а следовала за освещающей ее путь в сумерках земного бытия Истиной.
Богоматерь премудрая
Перед чудотворным образом «Подательница ума» молятся об успехах в учебе школяров и просвещении разума взрослых.
Разума много не бывает
С незапамятных времен православные свято чтут образ Божией Матери «Прибавление ума» (или иначе «Подательница ума»), хотя в наши дни икону с таким необычным названием редко встретишь в храмах. Ее происхождение связано с глубокой верой русских людей в Пресвятую Богородицу – ходатаицу перед Сыном Своим о даровании духовных благ, главным среди которых является озарение ума и сердца Божественной Истиной.
«Не те умны, которые изучили изречения и писания древних мудрецов, но те, у которых душа умна, которые могут рассудить, что добро и что зло», – наставлял преподобный Антоний Великий. Рассказывают, что в старину к иконе «Подательница ума» приходили душевнобольные, и многие из них по своей вере получали от Пресвятой Богородицы исцеление.
Издавна родители, замечавшие у детей слабый ум или трудности в овладении грамотой, неизменно обращались за помощью к Богородице. И сегодня любящие матери молятся перед этим образом о просвещении своих детей.
«Подательница ума» считается и «профессиональной» покровительницей студентов – неудивительно, что празднование ее совершается 28 августа, накануне учебного года. Впрочем, многим взрослым тоже не мешает помолиться о прибавлении ума: как говорится, мудрости много не бывает.
Необычная икона
Среди других православных образов Божией Матери икона «Прибавление ума» выглядит весьма непривычно: Богоматерь и Христос вместе облачены в один длинный колоколообразный плащ-далматик красного цвета, расшитый золотыми крестами, украшенный драгоценными камнями. Общее одеяние символизирует неразделимость служения Богоматери и Ее Сына. В верхних углах иконы изображены лампады с языками пламени, под аркой портика сверкает звездное небо, внизу виднеется город, символизирующий Небесный Иерусалим. Над головами Богородицы и Младенца Христа, увенчанных царскими венцами, парят три Серафима, у подножия – Херувим с распростертыми крыльями, с обеих сторон – Ангелы с зажженными свечами.
Необычна не только иконография, но и история образа. Считается, что его создал в XVII веке иконописец, который во время церковного раскола долго не мог понять смысла реформы Патриарха Никона. Он так мучился в стремлении определить, какие богослужебные книги верны – старые или новые, что боялся потерять рассудок, поэтому стал просить Богородицу о вразумлении. Молитвы помогли ему получить ответ, а он исполнил обещание, данное Пресвятой Деве, и написал ее в том образе, в котором Она ему явилась.
Назарет – Лорето – Москва
В начале ХХ столетия русский ученый-этнограф, археограф, писатель Андрей Александрович Титов установил, что прототипом иконы «Прибавление ума» послужила статуя Богоматери из итальянского города Лорето. Он писал: «В Лорето находится Святой Домик, или Святая Хижина, где помещается образ Богоматери. Этот образ сделан целиком из кедрового дерева, покрытого сплошь бриллиантовыми ривьерами и жемчужными нитками. Изображение Богоматери, в общем, сходно с нашей иконой ”Прибавление ума”, которая западного происхождения, только переделана на ”московский манер”»
Когда-то Лоретская статуя Богоматери хранилась в маленьком домике в Назарете, где родилась и жила Пресвятая Богородица. В XIII веке, когда турки стали завоевывать восточные земли, множество христианских святынь было перенесено с Востока в Западную и Центральную Европу. Епископу города Лорето явилась в видении Царица Небесная, сказавшая ему: «Сын мой, Мое скромное жилище в Назарете, где Я родилась и провела молодость, прибывает на ваши берега». Так и случилось: и Святой Дом, и кедровая статуя переехали в Лорето. Место было выбрано не случайно: историки свидетельствуют о том, что в этом итальянском городе еще за столетие до перенесения Дома Богоматери находилась церковь «Святой Марии в лавровой роще».
Святой Дом в Лорето имеет три стены, в его восточной части расположен алтарь, где за престолом под аркой установлено изваяние Богоматери с Младенцем. На их головах – драгоценные короны; правой рукой Христос благословляет, а в левой руке сжимает державу – символ царской власти. На Руси первые образы Лоретской Богоматери появились в XVI веке, вскоре после посещения Святой Хижины русскими паломниками. Сохранились документальные подтверждения переписки папы Римского Климента VII с Великим князем Василием III, который направил в Италию для переговоров Еремея Трусова «со товарищи». Гостеприимный папа рекомендовал московским послам побывать в Лорето и осмотреть древние христианские святыни. Описание этого путешествия под заголовком «Повесть о храме Святыя Богородицы, в нем же родися от Иоакима и Анны» вскоре распространилось в многочисленных списках по всей Руси, а затем было воплощено и в красках.
Гости города Лорето, посетившие Дом Святого Семейства, получают в дар картонную иконку «Прибавление ума», на которой под итальянским образом добавлена подпись: «Богоматерь Лоретская. Русская икона XVIII века». Старославянская надпись гласит: «Икона Пресвятой Матери Божией, Пречистой Девы Марии, называемая Ключ мудрости».
Рассказывают, что в старину к иконе «Подательница ума» приходили душевнобольные, и многие из них по своей вере получали от Пресвятой Девы исцеление.
В Москве этому чудотворному образу Богородицы можно помолиться в храме Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском, рядом со станцией метро «ВДНХ». По преданию, нарядную церковь в стиле «узорочье» построили в 1676–1682 годах как часть комплекса «путевых дворцов» царя Алексея Михайловича на пути в Троице-Сергиеву Лавру. Молельные комнаты царя и царицы сохранились в храме до наших дней. Образ «Прибавление ума», подаренный храму в XVIII веке неким архимандритом, размещен у южной стены храма.
К радости православных, в России есть храм, где находится самая древняя из известных икон Божией Матери «Прибавление ума». В Ярославской области, в 370 километрах от Москвы, на берегах Волги расположен старинный город Тутаев (Романов-Борисоглебск) – безусловная жемчужина русской провинции. Первое упоминание о церкви Покрова Божьей Матери, в просторечье Покровки, относится к XVII столетию. Именно здесь, в приземистом одноэтажном храмовом здании трапезного типа сохранилось несколько чудодейственных икон, в том числе и образ Богородицы «Прибавление ума».
«Не те умны, которые изучили изречения и писания древних мудрецов, но те, у которых душа умна, которые могут рассудить, что добро и что зло», – наставлял преподобный Антоний Великий. «Всякая премудрость – от Господа и с Ним пребывает вовек» (Сир. 1,1), – гласит Священное Писание. Царь Соломон просил Господа даровать ему «сердце разумное, чтобы… различать, что добро и что зло» (3 Цар. 3,9). Бесспорно, кроме человеческого интеллекта Соломон обладал еще и Божественной мудростью: «И дал Бог Соломону мудрость и весьма великий разум, и обширный ум, как песок на берегу моря» (3 Цар. 4, 29). «Будь осторожен: береги свой ум», – этими словами выразил праведный Иоанн Кронштадтский сущность святоотеческого учения об «умном делании» и хранении ума.
Икона Божией Матери «Подательница ума» издавна считается
«профессиональной» покровительницей студентов
…Многие паломники, приезжающие поклониться святыням в Лорето, Москву или Романов-Борисоглебск, не раз возвращаются туда, для того чтобы поблагодарить Божию Матерь за повышение интеллектуальных способностей и просвещение ума.
Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Подательница ума»
Богородице Пречистая, Доме, Егоже созда Себе Премудрость Божия, даров духовных Подательнице, от мира к премирным ум наш возводящая и всех к познанию разума приводящая! Приими молебное пение от нас, недостойных раб Твоих, с верою и умилением покланяющихся пред Пречистым образом Твоим. Умоли Сына Твоего и Бога нашего, да дарует властем нашим мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, пастырем мудрость духовную, ревность и бдение о душах наших, наставником смиренномудрие, чадом послушание, всем же нам дух разума и благочестия, дух смирения и кротости, дух чистоты и правды. И ныне, Всепетая наша Мати, подай нам ума прибавление, умири, соедини во вражде и разделении сущия и положи им союз любве нерушимый, всех заблуждших от неразумия к свету истины Христовы обрати, страху Божию, воздержанию и трудолюбию настави, слово премудрости и душеполезное знание просящим даруй, осени нас вечною радостию, Херувимов честнейши и Серафимов славнейши сущая. Мы же, дивная дела и многоразумную Премудрость Божию в мире и жизни нашей видяще, устранимся земныя суеты и излишних житейских попечений, и ум, сердце наше на небеса возведем, яко да Твоим заступлением и помощию славу, хвалу, благодарение за вся в Троице славимому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
История ее написания необычная. Однажды, было это в XVI-XVII веке, один монах, иконописец, стараясь разобраться в вере, стал читать книги, изданные до патриарха Никона, до книжной справы. Известно, что справа привела в России к расколу церкви. Потом инок стал сличать эти книги с книгами, изданными Никоном уже с исправлениями. Он много думал, по каким же книгам ему молиться, чтобы не совершить грех. И так он старался разобраться в них, что рассудок его помутился.
Тогда, в моменты просветления, он стал молиться Богородице, чтобы Она помогла ему опять обрести рассудок. Однажды во время молитвы Пресвятая явилась ему и сказала: «Напиши икону в том образе, в каком видишь Меня, и молись перед ней». Иконописец увидел чудную икону, но она появлялась только на небольшой промежуток времени. Он начал делать с нее список. Но она быстро исчезала, и монах снова молился и впадал в безумие. Так продолжалось долго, до тех пор, пока икона не была закончена. Когда иконописец завершил работу, он полностью исцелился. Икона стала чудотворной, к ней стекалось множество душевнобольных и по своей вере они получали исцеление. Сегодня она хранится в Спасо-Преображенском Соборе г. Тутаево Ярославской области. Ее каждый год к первому сентября вывозят в Ярославль на поклонение.
Иконография иконы очень необычная. Богородица спелената с младенцем Спасителем одним долматиком. Так называлась во II веке туника мужчин и женщин в Долмации. Потом ее стали носить коронованные особы, и она же стала архиерейским облачением (саккосом) и облачением диаконов (стихарь). Долматик до XI века был белым, но потом стали практиковаться цветные священнические облачения, которые теперь и красные, и зеленые, и фиолетовые, и золотые, но белый по-прежнему чаще других используется в праздники, особенно господские.
На Пресвятой Деве Марии и Спасителе царские венцы. Господь в левой руке держит царскую державу, правой - благословляет молящихся. Короны и необычность иконографии иконы указывают на ее западное происхождение.
Русский исследователь и этнограф Андрей Титов в начале XX века выявил связь этой иконы со статуей Мадонны Лорето, той, что установлена в алтаре восточной части «Святого Домика». Только теперь в московской традиции она получила иное название - не "Ключ Разумения", а "Прибавление ума".
Отличие заключается и в том, что статуя в Лорето сделана из кедрового дерева, короны на Мадонне Лорето и Иисусе Христе позолочены, долматик богато украшен бриллиантами и жемчужными нитями.
Сказание приписывает авторство статуи апостолу Луке, но исследования показали, что статуя была создана много веков спустя после смерти апостола - в XII-XIII веке. От времени она потемнела. В начале XX века старинная статуя сгорела во время пожара в Святом Домике. На следующий год сделали ее копию тоже из ливанского кедра. Автор копии решил приблизить статую к старинному образу и очень сильно затемнил ее. Теперь она выглядит почти черной. Паломники, прибывающие на поклонение в Италию, могут получить картонную иконку с названием «Богоматерь Лоретская. Русская икона XVIII века».
Но вернемся к иконе «Прибавление ума». Она очень необычна для православной иконографии и имеет сложную символику. Как уже говорилось, Богородица и Спаситель изображены в едином колоколообразном облачении, которое украшено многочисленными крестами и цветами, что символизирует, с одной стороны, скорбь, а с другой прославление.
Единый образ Богородицы и Богомладенца изображен у входа в рай, в проеме - множество звезд. Но портал над образом отражает архитектурную деталь «Святого Домика». Ангелы по обе стороны иконы, стоя на облаках, держат светильники, как бы встречая их у врат. Это символизирует вечный свет истины. Сверху и снизу единого образа - красные серафимы и херувимы.
На портале по левую и правую стороны висят зажженные светильники, которые наводят на мысль о притче из Евангелия о мудрых девах, отправившихся встречать Жениха и взявших с собой масло, и девах юродивых, несмысленных, у которых в момент прихода Жениха, масла не оказалось. Масло - это символ ума и Духа Святого. У подножия изображен Небесный град - Горний Иерусалим.
Таким образом, символика иконы показывает, что жертва Сына Божьего во искупление грехов открывает всем верующим дорогу в Царство Небесное. В нижней части старинных списков иконы иногда бывает текст:
«Изображение Пресвятые Богородицы прибавлением к житию судити живых и мертвых от смертного оубийства защищает, от тлетворных ветров, от озноба, от трясавицы, от находа зверей ядовитых, от врагов и мшиц, и комаров».
Икона в такой иконографии была написана псковскими и новгородскими мастерами после большого пожара в Москве 1574 г. по приглашению Иоанна IV Грозного. Имея очень необычное сказание, она не относится и ни к одному из известных типов православных Богородичных икон: ни к Умилению, ни к Одигитрии, ни к Знамению, ни к Агиосоритиссе, ни к Панахранте. Да и к типу акафистных ее тоже не причислишь.
Это, пожалуй, если и не единственный, то очень редкий и любопытный случай, когда в основе православной иконы лежит католическая статуя - статуя Мадонны Лорето. Все это делает икону привлекательной, необычной и день ее празднования - 28 августа практически совпадает с днем знаний.
Наверное еще и поэтому она кладется на аналой в дни молебна перед началом учебного года. Тогда в храмах подаются многочисленные записочки с именами чад, которым предстоит большой и трудный путь в царство знаний.
В России молитву о прибавлении ума и на удачу в учениях произносят во имя мучительницы Татьяны. Именно с её ликом связаны праздники студентов, поэтому и просьбы о помощи в учёбе относятся только к ней. Эта молитва чаще всего произноситься перед экзаменами, и кому знать не лучше, как не студентам о её большой силе.
«Богородицк Пречистая, Доме, егоже созда Себе Премудрость Божия, даров духовных Подательница, от мира к премирным ум наш возводящая и всех к познанию разума приводящая! Прими молебное пение от нас, недостойных раб Твоих, с верою и умилением поклоняющихся пред пречистым образом Твоим. Умоли Сына Твоего и Бога нашего, да дарует властем нашим мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, пастырем мудрость духовную, ревность и бдение о душах наших, наставникам смиренномудрие, чадом послушания, всем же нам дух разума и благочестия, дух смирения и кротости, дух чистоты и правды.
И ныне, Всепетая, Вселюбимая наша Мати, подай нам ума прибавления, умири, соедини во вражде и разделении сущия и положи им союз любве неразрешимый, всех заблудших от неразумия к свету истинны Христовы обрати, страху Божию, воздержанию и трудолюбию настави, слово премудрости и душеполезное знание просящим даруй, осени нам вечною радостию, Херувимов светлейши и Серофимов честнейши сущая.
Молитва о прибавлении ума детям святому Науму
Ещё в Древней Руси малого пророка Наума считали наставником всех учащихся и с его дня отправляли детей на учёбу. Не зря в наши дни читают ему молитвы о напутствиях на учебу и удачном исходе какого-либо экзамена. Сама молитва небольшая, что позволяет каждому выучить молитву и пользоваться ей хоть ежедневно.
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Святой отче Наум,
Направь отрока моего на ум,
Дай ему благословение на ярое учение,
Память его укрепи, старанья пробуди.
Возьми его руку, отгони лень и скуку.
Пусть будет сей отрок на умок скор, в ученье спор.
Ныне и присно и во веки веков. Аминь.»
Текст молитвы о прибавлении ума детям Сергию Радонежскому
«О преподобне и богоносне отче наш Сергее! Воззри на нас милостиво, и к земле приверженных, возведи к высоте небесной. Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыка Бога молитвами твоими. Испроси предстательством твоим дар разумети науки и вся ны спосшествующими (с помощью твоих молитв) молитвами сподоби в день Страшного Суда шуия части избавитися, десные же страны общники быти и блаженный оный глас Владыки Христа услышати: «Придите, благословении Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира.»
Молитва третья перед иконой прибавление ума и чем она помогает взрослому и ребенку
Молитва выручает в сложных учебных вопросах, а также помогает ребёнку сосредоточиться на изучаемом материале. Взрослым она может напомнить всё давно позабытое и напутствовать на учёбу вновь. Поэтому данную молитву советуют всем, кто каким-либо образом связаны с учёбой и обучением.
«Богородице Пречистая, Доме, его же созда Себе Премудрость Божия, даров духовных Подательнице, от мира к премирным ум наш возводящая и всех к познанию разума приводящая! Приими молебное пение от нас, недостойных раб Твоих, с верою и умилением покланяющихся пред пречистым образом Твоим. Умоли Сына Твоего и Бога нашего, да дарует властем нашим мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, пастырем мудрость духовную, ревность и бдение о душах наших, наставником смиренномудрие, чадом послушание, всем же нам дух разума и благочестия, дух смирения и кротости, дух чистоты и правды.
Прибавление ума икона божией матери
На иконе Божией Матери изображены Пресвятая Дева и Богомладенец с венцами на головах. Эта икона долгое время представляет собой одну из главнейших икон для молений на прибавление ума и сосредоточенности. Именно эта икона, поставленная в месте для учёбы, поможет учащемуся достигнуть большего в своих стараниях. Конечно же, лучше не только иметь под рукой изображение Богоматери с Младенцем, а и выучить хотя бы одну молитву на напутствие в учёбе.
Молитва царю Соломону прибавление ума
Молитва царю Соломону считается одной из сильнейших заклинаний, поэтому пользоваться ей нужно с особой осторожностью. По легендам сам царь Соломон читал молитву каждый раз, когда нужно было принять важное и непростое решение. Так и нам в нынешний час очень часто приходиться принимать тяжелые решения, которые напрямую будут влиять на судьбу. Единственной загвоздкой этой молитвы является то, что нужно читать её, стоя развёрнутым на восток.
«Альфа и Омега! О, Всемогущий Господь, первопричина всего сущего, без начала и конца. Услышь мои молитвы, не покарай меня ни за мои грехи, ни за мои пороки. О, Господь, мой Владыка, Твое милосердие больше всех вещей, видимых и невидимых. Пощади меня, о Христос, мудрость Отца, свет Ангелов, слава Святых, надежда, убежище, поддержка грешников, создатель всех вещей, искупитель всех человеческих слабостей, который держит небеса, Землю, море, и весь мир на ладони.
Я покорно прошу и умоляю, чтобы Ты с милосердием Отца осветил мой разум лучами Святого Духа, и тогда я бы смог достичь совершенства в этом святом искусстве. И чтоб я смог получить знания каждой науки, искусства и мудрости; и способности памяти, умственные способности, понимание и интеллект, силой и властью Твоего Святейшего Духа и Имени Твоего.
Молитва о зачатии здорового ребенка девочки или мальчика Конечно, всем родителям хочется, чтобы их ребёнок был самый здоровый и самый умный, но как ж...
Молитвы о прибавлении ума
С этими молитвами можно попросить у святых помощи в учении для детей (или для себя) и прибавлении ума.
Молитва перед иконой Богородицы «Прибавление ума»
Молитва первая
О Пресвятая Дево!
Ты - Невеста Бога Отца и Матерь Божественнаго Его Сына Иисуса Христа!
Ты - Царица Ангелов и спасение людей, обличительница грешников и наказательница бого-отступников.
Помилуй и нас, тяжко согрешивших и не исполнивших заповедей Божиих, нарушивших обеты крещения и обеты монашества и многие другие, которые обещали исполнять.
Когда Дух Святый отступил от царя Саула, тогда боязнь и уныние напали на него и тьма отчаяния и безрадостное состояние души мучили его.
Теперь и мы за грехи наши все лишились благодати Духа Святаго.
Ум осуетился суетою помышлений, забвение о Боге омрачило души наша, и теперь теснят сердце всякаго рода печали, скорби, болезни, ненависть, зло, вражда, мстительность, злорадство, и прочие грехи.
И, не имея радости и утешения, зовем к Тебе, Мати Бога нашего Иисуса Христа,
да умолиши Сына Твоего простить нам все наши согрешения и послать к нам Духа Утешителя, как послал Он Его на апостолов,
да утешенные и просвещенные Им воспоим Тебе благодарственную песнь:
радуйся Пресвятая Богородице, ко спасению прибавившая нам ума.
Молитва вторая
Царице моя Преблагая, Надеждо моя пресвятая, приятелище сирым и странным заступнице, бедствующих помоще и озлобляемых покрове, зриши мою напасть, зриши мою скорбь;
отовсюду искушением одержим есмь, а заступающаго несть.
Ты убо Сама помози ми яко немощну, окорми мя яко странна, настави яко заблуждша, уврачуй и спаси яко безнадежна.
Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби, да не постыдимся.
Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево, молений наших не презри в скорбех, но от бед избави нас, Едина чистая и благословенная.
Молитва третья
Богородице Пречистая, Доме, егоже созда Себе Премудрость Божия, даров духовных Подательнице, от мира к премирным ум наш возводящая и всех к познанию разума приводящая!
Приими молебное пение от нас, недостойных раб Твоих, с верою и умилением покланяющихся пред пречистым образом Твоим.
Умоли Сына Твоего и Бога нашего, да дарует властем нашим мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, пастырем мудрость духовную, ревность и бдение о душах наших,
наставником смиренномудрие, чадом послушание, всем же нам дух разума и благочестия, дух смирения и кротости, дух чистоты и правды.
И ныне, Всепетая, Вселюбимая наша Мати, подай нам ума прибавление, умири, соедини во вражде и разделении сущия и положи им соуз любве неразрешимый,
всех заблуждших от неразумия к свету истины Христовы обрати, страху Божию, воздержанию и трудолюбию настави, слово премудрости и душеполезное знание просящим даруй, осени нас вечною радостию, Херувимов светлейши и Серафимов честнейши сущая.
Мы же, славная дела и многоразумную премудрость Божию в мире и жизни нашей видяще, устранимся земныя суеты и излишних житейских попечений, и ум, сердце наше на Небеса возведем,
яко да Твоим заступлением и помощию славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице славимому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков.
Молитва Косме и Дамиану на прибавлении ума
О чудотворцы славнии, врачеве безмезднии, Космо и Дамиане!
Вы от юности Христа Бога возлюбивше и Того повеления всем сердцем соблюдающе, аще и вдасте себе учению врачебному, но добродетельнаго ради жития и чистоты душевныя,
силою Христа Бога, не врачевания токмо искусство, но паче неоскудную благодать исцеления всяких неисцельных недугов от Бога прияли есте.
Отонюдуже любовию и милосердием к недугующим подвизаеми, не токмо людем, но и скотом исцеления болезней подаваете, неисчетным множеством чудес ваших весь мир наполняете, и не телесныя токмо недуги исцеляете,
но и верою Христовою души просвещаете, в терпении болезней укрепляете, в тяжких недузех о исправлении жития вразумляете и ко Христу покаянием привлекаете.
Темже ныне и нас, припадающих к вам пред честною иконою вашею, скоро услышите.
Юныя дети, вашей помощи во учении книжнем просящия, вашими молитвами наставите, да вашему житию ревнующе, не земное точию научение приобрящут, но паче во благочестии и правой вере непрестанно да преспевают.
На одре болезни лежащим, человеческия помощи отчаянным, к вам же тепле с верою и усердною молитвою прибегающим, исцеление болезней вашим милостивым, чудодейственным посещением даруйте.
Многажды в болезни впадающия и от лютых недуг в уныние, малодушие и роптание пришедшия, данною вам от Бога благодатию в терпении утвердите, и наставите,
да уразумеют волю о них Божию святую и совершенную, и сами себе и живот свой воле Христа Бога предают.
В недузех сущих, о исправлении же жития нерадящих, в гресех не раскаивающихся, сердцем ожесточенных, сокрушите во спасение и к покаянию призовите,
да немощни суще телом, здрави пребудут душею, и причастницы соделаются Божия спасительныя благодати.
Братию святаго храма сего, вашему святому заступлению от Бога врученную, и всех к вам усердно прибегающих невредимы сохраните от долгонедужия,
от болезней лютых и неисцельных, от разслабления тела, от исступления ума, от смертоносныя язвы, от внезапныя смерти,
и мощным ходатайством вашим к Богу соблюдите в правой вере твердых, во благочестии преспеющих, в добрых делех усердных, в молитве к Богу прилежных,
да с вами вкупе сподобятся в будущем веце присно воспевати и славити всесвятое и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков.
Молитва о прибавлении ума Сергию Радонежскому
О, священная главо, преподобне и богоносне отче наш Сергие, молитвою твоею, и верою и любовию, яже к Богу, и чистотою сердца, еще на земли во обитель Пресвятыя Троицы душу твою устроивый,
и ангельскаго общения и Пресвятыя Богородицы посещения сподобивыйся, и дар чудодейственныя благодати приемый, по отшествии же твоем от земных наипаче к Богу приближивыйся и небесныя силы приобщивыйся,
но от нас духом любве твоея не отступивый, и честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый!
Велие имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, моли спасти рабы Его, сущей в тебе благодати Его верующия и к тебе с любовию притекающия.
Испроси нам от Великодаровитаго Бога нашего всякий дар, всем и коемуждо благопотребен:
веры непорочны соблюдение, градов наших утверждение, мира умирение, от глада и пагубы избавление, от нашествия иноплеменных сохранение, скорбящим утешение, недугующим исцеление, падшим возставление, заблуждающим на путь истины и спасения возвращение,
подвизающимся укрепление, благоделающим в делех благих преспеяние и благословение, младенцем воспитание, юным наставление, неведущим вразумление, сиротам и вдовицам заступление,
отходящим от сего временнаго жития к вечному благое уготовление и напутствие, отшедшим блаженное упокоение, и вся ны споспешествующими твоими молитвами сподоби в день Страшнаго Суда шуия части избавитися,
десныя же страны общники быти и блаженный оный глас Владыки Христа услышати: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира».
Молитва о вразумлении и прибавлении ума
Молитвы о вразумлении читают перед иконой Прибавление ума, обращая к Пресвятой Богородице свои чаяния и прошения о помощи. Композиция и стиль написания иконы не характерны для школы классической русской или византийской иконографии и отличаются от распространенных канонических сюжетов. Парящая над Небесным Иерусалимом Мать Господа держит в своих объятиях Сына. Оба они обернуты в фелонь, которая придает их объятиям Божественное единство. Ангелы своим смиренным видом и преклоненными головами словно указывают на Богородицу – обратите свои мольбы к ней и получите милость ее добротой.
История появления иконы
В далекие времена, когда патриархом Никоном была реформирована Православная Церковь, многими последователями и служителями сие было отвергнуто. Глобальный раскол, прибавивший смятения верующим, отдалял понимание – зачем патриархом изменяются богослужебные обряды или вводятся новые каноны. Сама реформа имела под собой умысел унификации с обрядами греческой церкви, как наиболее близкой к первоисточнику. Но не всем дано было осмыслить правильность шагов Никона. Это период, когда приверженцы старых обрядов отделились от главного патриархата, за что и преданы были анафеме.
В сонме сомневающихся был некий монах-иконописец, чье имя кануло в вековой дымке, но волею случая оставило после себя величайший след в русской иконографии. В предании говорится, что монах впал в душевные страдания, боясь предать истинного Бога и не попасть в плен дьявольских ловушек. Встав на путь поста и молитвы, как истинно верующий человек, он просил для себя просветления и вразумления, ибо только Небесным Силам дана способность указывать правильный путь. Эта молитва о чудесном прибавлении ума в итоге и стала определяющей силой иконы, которую написал монах, выполняя свой обет, данный Богородице.
В одну из долгих молитвенных ночей Богоматерь снизошла к мятущемуся человеку, и он тут же стал истово просить ее о вразумлении и подсказке, чью сторону принять и какой путь богослужения выбрать, чтобы не впасть в смертный грех. Она дала подсказки, вернула рассудку покой и обещала направлять своей милостью его судьбу, если монах напишет икону, изобразив ее в том виде, в котором явилась Богородица ему. Просветлев разумом и приняв сторону реформ патриарха Никона, монах тот час приступил к работе над иконой, которую в последствие назвал «Прибавление ума».
Композиция иконы
Получив божественные подсказки и способность отделять зерна от плевел, старательный монах изобразил Богородицу парящей над Небесным Иерусалимом. Это такое обетованное место из книги Откровений – город праведников, наполненный Святым Духом. Свечи в руках ангельских созданий символизируют собой свет, излучаемый Господом и его верой, и являются важной частью нашего бытия – без них нам не откроются источники знаний и осмысления мироздания.
Центральная фигура Богородицы с Младенцем исполнена в нехарактерном для канонических сюжетов образе. Такие изображения, когда Мать и Бог-младенец обернуты в единую фелонь, встречаются лишь в скульптуре города Лорет. Это символизирует принадлежность Богородицы и Бога Сына к Небесной ипостаси, а царские венцы на головах дают нам понимание их божественности. Им обоим мы возносим свои мольбы с просьбой указать нам путь знания и дать разумение нашего земного пути.
Прильнув в молитвах к иконе, православный человек видит перед собой Благодатную Деву, участь которой – беречь паству своего Сына от ошибок и мытарств, от душевного беспокойства и неосмотрительных шагов. Молитва о чаяниях на прибавление ума, вопиющая из страждущего сердца, обязательно будет вознаграждена Царицей Небесной.
Сила иконы – давать вразумление
Способности любой иконы определяются теми мольбами, которые возносятся к ней и получают милость от Сил Небесных. Сама предыстория создания образа «Прибавление ума» и ее последующего прославления определяет данный лик, как помощь мятущимся и стремящимся к истине людям. А каждая последующая молитва является очередным кирпичиком, укрепляющим силу веры в этот святой лик.
Обычно у этого образа просят помощи в таких печалях:
- Отстающему и нерадивому ученику материнский заговор, нашептанный у иконы, поможет старательнее подойти к учебе. Прибавляющий усидчивости и степенности, он вразумит и направит на путь познания науки.
- Сильный обряд у иконы «Прибавление ума» способен излечить человека с умственным недоразвитием или врожденным слабоумием. В силах Господа и Богородицы направить старания такого чада на путь своего совершенствования.
- В случае душевного смятения, нерешительности в выборе правильного пути, непонимании перспектив своего будущего, ежедневная молитва у святого образа способна открыть истину и прояснить разум молящего.
- Рассеянность и неспособность концентрации в определенные моменты может стать причиной проблем. Концентрация и аккумуляция душевных и умственных сил – вот в чем помогает молитва таким людям.
- На сложном пути познания и учебы в мощи этой иконы нет равных. Часто студенты накануне ответственных экзаменов прибегают к помощи святого образа Богородицы, дабы даровала она им прозрение и умственные силы преодолеть достойно все испытания.
- Также тем, кто в сомнениях и смятениях с опаской смотрит в свое будущее, не имея представления, как поступить дальше в сложной ситуации, помогающий в просветлении ума образ Богородицы подарит наставление или иным образом даст подсказки.
Обряды и ритуалы для обретения разума
Есть разница в том, как применять молитву о просветлении разума. В случае, когда человек постоянно требует опеки Небесной Царицы, молитва должна ежедневно сопровождать и наставлять православную душу. Но когда страдания внезапно постигли по причине бесовских козней, то целесообразнее применить церковный ритуал и стороннюю помощь. Она может выражаться как в молитвенных бдениях дома с кем-то из близких, так и в храмовой службе. Обычно молитва в храме являет собой коллективное и более сильное обращение к Господу, ибо ваш глас вопиющего умножается всеми присутствующими в богослужении.
Молитва дома
Святой образ «Прибавление ума» являет собой довольно редкое изображение, однако его ценность от этого не уменьшается. Если возникла необходимость обратиться в молитвах к Богородице, то не поскупитесь и найдите нужный лик в иконных лавках. Никогда для домашнего иконостаса не используют журнальные вырезки или плакаты, ибо это тяжкий грех и дьявольское наваждение.
- Обязательно исповедуйтесь всякий раз, когда начинаете молебны с целью прошения милостей. Грешной душе сложно пустить Святой Дух в свое сердце, а разум будет затуманен и не получит желаемого вразумления.
- Молитву о прибавлении ума, как правило, читают утром, до начала деятельности, чтобы она оказала благотворное влияние на вас.
- Ночное бдение принято завершать благодарственными молитвами за то, что Небесные Покровители не оставили вас заботами своими.
- Любящей матери не возбраняется написать на листке бумаги молитву о вразумлении своему чаду, дабы слово, обращенное к Богородице, постоянно сопровождало и опекало дитя. Но написанная на бумаге материнская мольба не освобождает от необходимости приобщать ребенка к самостоятельной молитве с прошением о вразумлении.
Молитва первая перед иконой Прибавление ума.
Краткая молитва
Очень часто возникает необходимость получить вразумление и наставление вначале какой-то деятельности. Порой смятение и растерянность мешают человеку сконцентрироваться и принять правильное решение – для такой помощи носите с собой краткую молитву. Прочитанная в нужный момент, она поможет избежать ошибки и милостью Богородицы наставит на верный путь следования.
- Молитва поможет искренне верующему.
- Только крещеный человек получит помощь Святого Духа.
- Сила вашей веры – залог успешного исполнения молитв.
Молитва вторая перед иконой Прибавление ума.
«Царице моя Преблагая, Надеждо моя пресвятая, приятелище сирым и странным заступнице, бедствующих помоще и озлобляемых покрове, зриши мою напасть, зриши мою скорбь; отовсюду искушением одержим есмь, а заступающаго несть. Ты убо Сама помози ми яко немощну, окорми мя яко странна, настави яко заблуждша, увра¬чуй и спаси яко безнадежна. Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надеж¬ды, разве Тебе, Владычице, Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби, да не постыдимся. Под Твою милость при-бегаем, Богородице Дево, молений наших не презри в скорбех, но от бед избави нас, Едина чистая и благословенная. Аминь».
Молебен о вразумлении в храме
Ваша молитва, вознесенная в храме, всегда будет усилена участвующими в богослужении. Идя в храм, люди несут свои чаяния и просьбы, обуревающие их сердца. Молясь коллективно под пастырским руководством священника, каждый своими стараниями умножает глас вопиющих.
- Подайте прошение на молитву о здравии за того, о чьем вразумлении вы будете молиться.
- Исповедь и Причастие – это обязательное условие перед началом любого обряда.
- Не печальтесь, если в храме нет необходимого образа «Прибавление ума». Молебны и заклинания в храме для прибавления ума можно совершать перед любой иконой Богородицы.
- Не забывайте перед обращением к Небесной Покровительнице воздать жертву, поставив церковную свечу, чтобы свет вашей веры возносился ввысь.
Молитва третья перед иконой Прибавление ума.
«Богородице Пречистая, Доме, егоже созда Себе Премудрость Божия, даров духовных Подательнице, от мира к премирным ум наш возводящая и всех к познанию разума приводящая! Приими молебное пение от нас, недостойных раб Твоих, с верою и умилением покланяющихся пред пречистым образом Твоим. Умоли Сына Твоего и Бога нашего, да дарует властем нашим мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, пастырем мудрость духовную, ревность и бдение о душах наших, наставником смиренномудрие, чадом послушание, всем же нам дух разума и благочестия, дух смирения и кротости, дух чистоты и правды. И ныне, Всепетая, Вселюбимая наша Мати, подай нам ума прибавление, умири, соедини во вражде и разделении сущия и положи им соуз любве неразрешимый, всех заблуждших от неразумия к свету истины Христовы обрати, страху Божию, воздержанию и трудолюбию настави, слово премудрости и душеполезное знание просящим даруй, осени нас вечною радостию, Херувимов светлейши и Сера¬фимов честнейши сущая. Мы же, славная дела и многоразумную премудрость Божию в мире и жизни нашей видяще, устранимся земныя суеты и излишних житейских попечений, и ум, сердце наше на Небеса возведем, яко да Твоим заступлением и помощию славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице славимому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь».
Огромной силой обладают исцеляющие молитвы для всякой верующей православной души. С тех пор, как миру Христос явил чудеса исцеления от недугов телесных.
Наша квартира, наше жилище – это то, что должно нас оберегать от невзгод, быть уютным и приятным для жизни местом, давать ощущение счастья. Для этого наша квартира должна быть не только чиста в.
Молитва и ее чудесное свойство. Ангел возвестил Деву о непорочном зачатии в ее благословенном чреве того, кто. в поисках виноватого, но лучше обратить свои мольбы и чаяния о примирении и вразумлении к заступнице всех жен – Богородице.
Молитвы о помощи семье в трудную годину способны нивелировать угрозу развода. Прося Отца Небесного о вразумлении обоих супругов, жена открывает свое сердце для его подсказок и наставлений.
Молитва Божьей Матери Прибавление ума
Доброе время суток Всем! Будем рады видеть Вас на нашем видеоканале в ютубе Видеоканал. Подписывайтесь на канал, смотрите видео.
Чудотворный лик «Прибавление ума» в иконографии считается довольно редкой иконой Богоматери, где она изображается стоя и обернутой вместе с дитя в колоколоподобную плащаницу, на которой имеется орнамент в виде крестов. Стоит Дева Мари у входа в небесные врата в окружении ангелов, держащих в пуках зажженные свечи, пламя которых является олицетворением света истины. В нижней части чудотворного лика имеются небольшие дома, символизирующие поднебесный Иерусалим, причем сама символическая значимость образа выказывает всю суть искупительного самопожертвования Всевышнего, которая для уверованых дарует путь в поднебесный Иерусалим. Молитва Божьей Матери Прибавление ума вспоможет отыскать истинный жизненный путь и добиться успехов в учении.
История создания чудотворного образа
У данного божественного лика имеется довольно занимательная история его написания. В 16-17 веке инок-иконописец старался понять православное верование, взялся изучать церковное писание, которое было еще как до раскола, так и после него. Монах старался разобраться в том, как избежать греходеяний и правильно возносить молитвенное прошение и столько он усердия прикладывал для этого что разум его помутился.
В моменты же когда на него находило просветление, инок через молитвенное прошение взывал к Пречистой Деве об избавлении от напасти. И как-то раз Богоматерь явилась монаху во время произнесения молебни и произнесла: «как видишь ты меня, так и образ напиши, и уже пред них вознеси молитву».
После этого чудесного явления инок сразу взялся за работу, однако видение Богоматери, то появлялось, то вновь исчезало. А в тот момент, когда наступало исчезновение Девы Марии, на монаха вновь снисходило безумие и тогда из его уст снова и снова звучала молитва Пресвятой Богородице Прибавление ума, после чего она вновь являлась ему. Когда все же божественный образ был завершен, инок смог полностью обрести свой рассудок, а сам образ стал чудотворным.
В чем помогает Божья Матерь Прибавление ума
Тогда, когда наступает ососбенно важный период учебы, то есть перед зачетами, контрольными работами, экзаменационной проверкой знаний, перед вступлением в университет, обязательно следует произнести молитвенное обращение к божественному лику Небесной Царице. Такая православная молебень способна помочь во многих ситуациях, а именно:
- если человека мучает частая забывчивость;
- при недостатке умственных способностей;
- если православный отстает в умственном развитии;
- когда необходимо добавление ума, то бишь помощь в учебе (к этому числу относятся учащиеся школы и высших учебных заведений);
- помимо этого, к образу Девы Марии можно обратиться за вспоможением для вразумления или добавления ума при выполнении работ научной сфере;
- при вспоможении в работе над созданием какого-либо проекта;
- в умственном просветлении учеников;
- для помощи в исцеление душевнобольных людей.
Также следует отметить, что православное молитвословие не только оказывает вспоможение учащимся при освоении полученных знаний, но и дарует вместе с тем житейскую премудрость, что в свою очередь значительно облегчает задачу в принятии правильных решений при возникновении сложной ситуации. У чудотворного образа можно возносить молебельное обращение и просить добродетельности христианской не только по отношению просящего, но и для своих детей и близких людей.
Увидеть же такую чудотворящюю икону можно в Московском соборе названном в честь Тихвинского образа Пресвятой девы в Алексеевском, а дата празднования в ее честь проводится каждый год в августе 28 числа.
Молитва о прибавлении ума детям Богородице, а также взрослым:
«Богородице Пречистая, Доме, егоже созда Себе Премудрость Божия, даров духовных Подательнице, от мира к премирным ум наш возводящая и всех к познанию разума приводящая! Приими молебное пение от нас, недостойных раб Твоих, с верою и умилением покланяющихся пред пречистым образом Твоим.
Умоли Сына Твоего и Бога нашего, да дарует властем нашим мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, пастырем мудрость духовную, ревность и бдение о душах наших, наставником смиренномудрие, чадом послушание, всем же нам дух разума и благочестия, дух смирения и кротости, дух чистоты и правды.
И ныне, Всепетая, Вселюбимая наша Мати, подай нам ума прибавление, умири, соедини во вражде и разделении сущия и положи им соуз любве неразрешимый, всех заблуждших от неразумия к свету истины Христовы обрати, страху Божию, воздержанию и трудолюбию настави, слово премудрости и душеполезное знание просящим даруй, осени нас вечною радостию, Херувимов светлейши и Серафимов честнейши сущая.
Мы же, славная дела и многоразумную премудрость Божию в мире и жизни нашей видяще, устранимся земныя суеты и излишних житейских попечений, и ум, сердце наше на Небеса возведем, яко да Твоим заступлением и помощию славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице славимому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь».