Великан на поляне или первые уроки экологической этики. Где читать Рассказ «Горит трава» из книги Великан на поляне, о чем рассказ

Рассказ "Великан на поляне"

Наша планета Земля очень велика в сравнении с каждым человеком, а он так мал в сравнении с ней! Но тот же человек, идущий по лесной поляне, опушке, лугу, превращается в огромного великана. Во-первых, потому, что на полянах и опушках живут существа, которые гораздо меньше человека: жуки и муравьи, гусеницы и бабочки, пчёлы и шмели, пауки и улитки и многие, многие другие. Во-вторых, потому, что даже большие обитатели Земли, например вековые деревья, не говоря уже о маленьких существах, чаще всего перед человеком беззащитны. Причём могущественным Великаном на поляне может быть не только взрослый, но и ребёнок. Как хорошо, если этот великан добрый. Он не наступит нарочно на скрытый в траве муравейник, не обидит неповоротливую гусеницу, сидящую на листке, не сорвёт напрасно цветок, не оставит после себя мусора... И как печально, если великан окажется недобрым, равнодушным, а то и жестоким к тому, что его окружает.
Мы расскажем тебе, как лучше вести себя в природе, что можно в ней делать, а чего нельзя и почему. Ведь природа страдает не только от дыма заводов и фабрик, от грязных отходов, постоянно выливающихся в реки и моря, от вырубки лесов... Природе плохо и оттого, что многие люди, собирая грибы, ловя рыбу, просто гуляя и отдыхая, нередко вредят ей, порой и сами того не замечая. Ведь многих взрослых, когда они были маленькими, почти совсем не учили беречь природу. А многие дети ещё не успели этому научиться.
Книга называется "Великан на поляне". Но её можно назвать и по-другому: "Первые уроки экологической этики".
Что это означает?
Этикой называют науку о душевных качествах человека (таких, как доброта, честность, отзывчивость), о том, как нужно и как не нужно поступать в различных жизненных ситуациях, о том, что хорошо, а что плохо.
А экология - это наука о нашем природном доме.
Вот и получается, что экологическая этика учит, как нужно относиться к природе, как вести себя в ней.
Но мы написали: "Первые уроки экологической этики". Что значит первые уроки? Конечно, мы вовсе не имеем в виду обычные школьные уроки. В книге собраны всего лишь рассказы, но мы надеемся, что они могут кое-чему научить. Причём очень важному и даже самому главному в отношении к природе. К тому же мы писали эту книгу для того, чтобы она помогала тебе не только в повседневной жизни, но и на школьных уроках тоже. Если ты занимаешься по учебникам, на которых написано "Зелёный дом", то эта книга тебе обязательно пригодится.
На страницах нашей книги живут и действуют ребята (такие же, как ты, или помоложе, или постарше тебя), их родители, учителя и учёные, туристы и грибники. Большинство рассказанных историй не выдумано, а взято из жизни.
Животные и растения, камни и почва, вода и воздух - это всё природа. Человек - её часть. И если человек красив, добр, умён, то именно таким - красивым, добрым, умным - должно быть его поведение в природе.

Страница 15 из 16

«БУТЫЛОЧНАЯ ПОЧТА»

Когда-то давно моряки, потерпевшие кораблекрушение и оставшиеся живыми, кидали в море бутылку с сообщением, где в океане расположен остров, куда их выбросили морские волны. Бутылку закрывали плотной пробкой. Если везло, бутылка приплывала к какому-нибудь обитаемому берегу, где её могли выловить из воды. А после - отправить корабль для спасения потерпевших. Так работала когда-то «бутылочная почта». Такая бутылка была очень нужна, ведь от неё зависела жизнь людей.
Современная бутылка, брошенная в море, озеро, реку, пруд, уже никому не нужна. Она - мусор, захламляющий водоём.
Кто не любит жарким летом отдохнуть на берегу реки, озера, чистого пруда? Отдохнуть, искупаться… Чистая природная вода дарит нам здоровье, бодрость, хорошее настроение.
Вот и сейчас на берегу реки расположилась весёлая компания. Слышны шутки, смех, песни. Но прошло время, ушла компания. А на берегу остались пустые бутылки, консервные банки, бумага, полиэтиленовые пакеты. Никому и в голову не пришло, что всё это надо обязательно взять с собой, а затем выбросить в мусорный ящик. Кто-то из весёлой компании бросил в реку пустую стеклянную бутылку. Какое-то время она плыла по течению, а потом утонула. Бутылка опустилась на дно и со временем покроется речным песком. Теперь она может пролежать на дне многие века!
А ведь в водоёмы бросают не только бутылки, но и многое другое. Какие-то железки, кирпичи, консервные банки… Всего не перечислишь. Дно многих наших рек и речек местами напоминает настоящую свалку. Да и купаться в таких местах опасно. А ведь как, казалось бы, просто - ничего в водоёмы не бросать и ничего не оставлять на берегу!
А вот владелец автомобиля моет его в речке. И не думает, что наносит ей большой вред. Нельзя мыть в водоёмах не только автомобили, но и мотоциклы, мопеды, велосипеды и другую технику. Все они имеют на себе техническое масло, а большинство их работает на бензине. Техническое масло и бензин, попав в водоём, могут затянуть плёнкой поверхность воды. А это может вызвать гибель водных организмов, например мальков рыб. Они дышат воздухом, который поступает в воду сверху, а эта плёнка его не пропускает.
Как важно и нужно сохранить чистыми и красивыми реки и речки, ручьи и родники, озёра и пруды, моря и океаны! Ведь без чистой воды не будет здоровой вся природа, не будет здоровым и сам человек.
А может быть, всё-таки брошенная в речку бутылка - это и сейчас «бутылочная почта»? В ней нет никакой записки, она сама - послание. Послание другим людям, которые живут сейчас, и тем, кто будет жить на Земле после нас. Послание, которое рассказывает о том, как плохо многие из нас относятся к окружающему миру, как мало его любят и совсем не хотят беречь. Может быть, эта брошенная бутылка - рассказ о них самих, об их не очень хороших качествах, о том, что они ещё не научились ценить чистоту и красоту мира?

НЕВИДИМОЕ СОКРОВИЩЕ

Третьеклассница Женя живёт на первом этаже большого девятиэтажного дома. С ней по соседству живет её подруга Таня, папа которой работает шофёром. Иногда он надолго ставит свой автомобиль у дома и забывает отключить работающий двигатель. Двигатель шумит, выхлопные газы выбрасываются в воздух, дышать просто нечем. Женина мама закрывает форточку и спешит на лестничную площадку, чтобы позвонить в квартиру Тани. Её папа выбегает из дома и выключает двигатель. Но в другой раз забывчивый шофёр опять оставляет его работающим впустую, и всё повторяется.
А ведь это очень вредно - дышать выхлопными газами. А как просто - выключить двигатель у стоящего автомобиля. И шума не будет, и воздух будет чистым.
В больших городах человеку вообще дышать нелегко, воздух не тот. Слишком сильно он загрязнён в последнее время. Но если отъехать от большого города подальше, в деревню или в маленький тихий городок, то как же хорошо там дышится! Воздух чист, прозрачен. Подобно тому, как можно пить вкусную родниковую воду, можно «пить» и воздух, только лёгкими. И от него у горожанина с непривычки в первые мгновения даже голова кружится. Чистый воздух - богатство, настоящее сокровище, которое люди нередко не ценят.
Даже в деревне или маленьком городке иногда вдохнёшь и сильно закашляешься. От дыма. Сколько же всего у нас горит в тёплое время года! Горит старая прошлогодняя сухая трава. Горят кучи сухих листьев. Горят стога соломы. Горит всевозможный мусор… А ведь как, казалось бы, просто - нигде и ничего зря не поджигать. Особенно вредно поджигать пластмассу, шины, полиэтиленовые пакеты. При их горении в воздух поступают вещества, очень опасные для здоровья.
А вот ещё одна разновидность дыма - дым от сигарет и папирос. Ох, как сильно загрязняют воздух курильщики! В дыме, которым они заполняют помещения, содержится много вредных веществ. Получается, что курильщики отравляют не только себя, но и всех окружающих.
Нам, людям, не стоит забывать и о том, что чистый воздух необходим животным, растениям. Ведь они тоже дышат. Но делать это из-за недоброго и неразумного поведения людей им становится всё труднее. Деревья в больших городах из-за сильной загрязнённости воздуха «задыхаются». Они болеют и медленно умирают.
Да, чистый воздух - это невидимое сокровище. И его не заменишь ничем.
Давайте же будем делать всё от нас зависящее, чтобы это сокровище беречь.

ДОРОЖЕ ЖЕМЧУГА И ЗЛАТА - ПОД НОГАМИ

Человек идёт по траве, приминая её. Под травой - почва, или, как обычно говорят, земля. В сравнении с размерами нашей планеты почва очень тоненькая плёночка, которая есть на суше, да и то не везде. Но именно она даёт ежегодный урожай растений. А ведь без него вообще невозможна жизнь людей и животных. Почва - главное природное богатство любой страны, любого народа! И при этом почва - сложнейший и разнообразный мир, населённый великим множеством живых созданий.
За многие столетия и особенно за последние годы человек очень сильно навредил почве, а в конечном счёте самому себе. Сколько плодородных земель погублено! Но мы сейчас будем говорить не об этом, а о том, чего каждый из нас не должен делать по отношению к почве.
Не надо ничего закапывать в почву без очень большой на то необходимости. В неё не должны попадать посторонние предметы. Например: различные железки, стекло, бумага, бытовой и прочий мусор.
Для мусора, других отходов должны быть специально отведённые места, а поверхность почвы и вся она - не место для них.
Конечно, бывают случаи, когда необходимо закопать мусор, например если вы в многодневном походе (мы об этом уже говорили). Но эти случаи всё-таки исключение. К тому же мусор при этом не просто закапывают, а сначала снимают верхний слой почвы, который потом кладут на место.
Чего же ещё не надо делать с почвой?
Не надо в своём саду и на огороде чересчур увлекаться удобрениями и тем более ядохимикатами. Даже необходимые удобрения, внесённые в избыточном количестве, принесут почве и растениям не столько пользу, сколько вред.
Что же касается ядохимикатов, то их иногда нужно совсем немного, чтобы погубить всё живое в почве. Если сад или огород часто обрабатывают ядохимикатами, они будут накапливаться в почве и потом окажутся в вашем урожае. А значит, и в вашем организме.
И уж конечно, почва не место, куда можно выливать помои и другие отходы. Ведь в них - остатки стирального порошка, жидкости для мытья посуды, разных чистящих средств, в том числе тех, которые содержат опаснейшее вещество - хлор. Всё это - яды для почвы.
Вся почва, и на поверхности, и в глубине, должна всегда быть чистой.
Иные люди неравнодушны к золоту и другим драгоценностям. Как было бы хорошо, если бы они были неравнодушны к почве, к земле, к её чистоте. Ведь почва дороже жемчуга и злата. Человек сможет жить без золота. Но он умрёт от голода без хлеба, а хлеб невозможно вырастить без почвы.

В ПЕЩЕРЕ

В пещере темно и тихо, только где-то в отдалении слышно, как капает вода: кап, кап, кап… Проходят минуты, часы, дни, годы, века, тысячелетия, а здесь по-прежнему темно и тихо, и кап, кап, кап…
С поверхности земли вода просачивается в земные недра. И там, где в них залегают растворимые породы - известняк, мел, гипс, - там постепенно вода и время создают подземное чудо - пещеру.
Пещеры бывают разные. Огромные, протянувшиеся под землёй на многие километры, и небольшие. Ледяные и без льда. С подземными озёрами и реками, по которым можно плыть на лодке, и без них…
С пещерами не шутят. Отправляться туда без опытного сопровождающего ни в коем случае нельзя. Там ничего не стоит заблудиться и пропасть навсегда.
И всё-таки в пещерах довольно часто бывают исследователи, туристы и просто любопытные люди. Оказавшись в пещерном зале, человек испытывает удивление и восхищение. С величественных сводов свисают каменные сосульки - сталактиты. Одни из них совсем маленькие, другие - большие и очень старые. Серые, белоснежные, бело-розовые, эти каменные сосульки - настоящее украшение пещеры.
По ним постоянно стекает вода. А в ней растворены различные вещества. На самом конце сосульки капелька воды
задерживается. Времени, которое капелька проводит на кончике сталактита, хватает, чтобы часть этих веществ осталась на его твёрдом крае. Так, очень медленно, многие века, растёт сталактит.
Капля отрывается и падает вниз. А там, с пола пещеры, навстречу сталактиту растёт сталагмит, каменная башенка. Пройдёт очень много лет, они встретятся и срастутся, образуя колонну.
В таинственном мире пещер можно увидеть совершенно удивительные сталагмиты. В одной из пещер есть сталагмит «Подсвечник». Это белоснежное каменное диво действительно очень напоминает подсвечник.
Кроме сталактитов, сталагмитов, колонн, в пещерах встречаются пышные каменные занавеси, каменные цветы и другие удивительные образования. Все они - творения неутомимой воды…
Когда находишься в пещере и любуешься ею, особенно неприятно обнаружить вдруг банку из-под газированной воды, обёртку от конфеты или ещё что-нибудь подобное. Невольно думаешь с досадой: эх, даже здесь уже побывали люди, не уважающие природу, не ценящие её таинственной, неповторимой красоты.
Да, в пещерах бывают разные люди и не только те, которым дорога каменная земная красота. Среди них, к величайшему сожалению, встречаются такие, которым ничего не стоит отломить сталактит и разрушить сталагмит. Или сделать на стене пещеры какую-нибудь надпись. Или оставить здесь мусор.
Иногда люди даже разводят костёр в пещере. Для пещеры это вредно, потому что нарушается температурный режим, сложившийся здесь веками. Для самих же горе-туристов это может закончиться трагически: они могут задохнуться и погибнуть в дыму.
Пещеры - «подземные дворцы», создаются природой за многие тысячелетия, а нарушить, испортить подземное диво можно в считанные минуты.
Поэтому никому, никогда и нигде нельзя в пещерах ломать сталактиты, сталагмиты и другие природные «украшения». Нельзя делать никаких надписей, жечь костры и бросать мусор. Нужно уважать пещеры, эти неповторимые творения природы, уважать и беречь.
Если ты когда-нибудь окажешься в пещере, то постарайся об этом не забыть.

Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики. Книга для учащихся начальных классов. ФГОС.

Необходимое дополнение к учебникам по окружающему миру для младшей школы. Автор книги - тот же, что и учебников - Плешаков. Книга красиво оформлена, и интересно написана, прекрасно подходит для самостоятельного чтения, и лучше - летом, до начала учебного года.

Плешаков Андрей Анатольевич, Назарова З.Д., Румянцев Александр Анатольевич.

Как лучше вести себя в природе, как стать добрым Великаном, другом всему живому - об этом рассказывает книга по экологической этике. Она адресована младшим школьникам и предназначена для уроков в четвертом классе по программе "Зеленый дом", для самостоятельного чтения и чтения вместе с родителями.

Книга рассказов природе с цветными иллюстрациями.

Издательство: Просвещение.

Серия: Школа России.

10-ое издание.

Книга читается, как книга рассказов о природе. С цветными иллюстрациями.

А рассказы в книге такие (содержание):

Наша планета Земля очень велика в сравнении с каждым человеком, а он так мал в сравнении с ней! Но тот же человек, идущий по лесной поляне, опушке, лугу, превращается в огромного великана. Во-первых, потому, что на полянах и опушках живут существа, которые гораздо меньше человека: жуки и муравьи, гусеницы и бабочки, пчёлы и шмели, пауки и улитки и многие, многие другие. Во-вторых, потому, что даже большие обитатели Земли, например вековые деревья, не говоря уже о маленьких существах, чаще всего перед человеком беззащитны. Причём могущественным Великаном на поляне может быть не только взрослый, но и ребёнок. Как хорошо, если этот великан добрый. Он не наступит нарочно на скрытый в траве муравейник, не обидит неповоротливую гусеницу, сидящую на листке, не сорвёт напрасно цветок, не оставит после себя мусора... И как печально, если великан окажется недобрым, равнодушным, а то и жестоким к тому, что его окружает.
Мы расскажем тебе, как лучше вести себя в природе, что можно в ней делать, а чего нельзя и почему. Ведь природа страдает не только от дыма заводов и фабрик, от грязных отходов, постоянно выливающихся в реки и моря, от вырубки лесов... Природе плохо и оттого, что многие люди, собирая грибы, ловя рыбу, просто гуляя и отдыхая, нередко вредят ей, порой и сами того не замечая. Ведь многих взрослых, когда они были маленькими, почти совсем не учили беречь природу. А многие дети ещё не успели этому научиться.
Книга называется «Великан на поляне». Но её можно назвать и по-другому: «Первые уроки экологической этики».
Что это означает?
Этикой называют науку о душевных качествах человека (таких, как доброта, честность, отзывчивость), о том, как нужно и как не нужно поступать в различных жизненных ситуациях, о том, что хорошо, а что плохо.
А экология - это наука о нашем природном доме.
Вот и получается, что экологическая этика учит, как нужно относиться к природе, как вести себя в ней.
Но мы написали: «Первые уроки экологической этики». Что значит первые уроки? Конечно, мы вовсе не имеем в виду обычные школьные уроки. В книге собраны всего лишь рассказы, но мы надеемся, что они могут кое-чему научить. Причём очень важному и даже самому главному в отношении к природе. К тому же мы писали эту книгу для того, чтобы она помогала тебе не только в повседневной жизни, но и на школьных уроках тоже. Если ты занимаешься по учебникам, на которых написано «Зелёный дом», то эта книга тебе обязательно пригодится.
На страницах нашей книги живут и действуют ребята (такие же, как ты, или помоложе, или постарше тебя), их родители, учителя и учёные, туристы и грибники. Большинство рассказанных историй не выдумано, а взято из жизни.
Животные и растения, камни и почва, вода и воздух - это всё природа. Человек - её часть. И если человек красив, добр, умён, то именно таким - красивым, добрым, умным - должно быть его поведение в природе.


ЗАБАВНАЯ ИСТОРИЯ
С БРОНЗОВКОЙ ЗОЛОТИСТОЙ

Живёт рядом с нами, встречаясь на лесных опушках и полянах, изумрудный, сверкающий жук - бронзовка золотистая. Если летом ты будешь проходить по опушке леса и заметишь цветущие кусты шиповника, остановись и вглядись в то, что на них происходит. Возможно, тебе повезёт и в каком-нибудь из ярких, ароматных цветков ты увидишь её, бронзовку. Что она здесь делает? Конечно же лакомится пыльцой, которой так много в цветках шиповника.
Однажды по лесу шёл грибник Пётр Петрович. Впрочем, грибник он был не совсем обычный. Нередко, не набирая грибов, он приходил из лесу очень довольный. Знакомые и соседи говорили ему: «Что же вы, Пётр Петрович, ходили за грибами, а корзинка почти пуста?»
А он, немного смущаясь, отвечал, что грибник он совсем неважный и, наверное, грибы его не любят.
Но всё дело было в том, что в лесу его интересовали не столько грибы, сколько другие живые создания, населяющие лес. И больше всего те, которые имеют шесть ножек, - насекомые. Встречи с интересными насекомыми доставляли этому доброму человеку больше радости, чем найденный гриб.
Пётр Петрович шёл по лесу и внимательно присматривался к окружающему. Присматривался и прислушивался: не пробежит ли по дорожке ловкий, быстроногий жук-скакун? Не мелькнёт ли над травой яркая бабочка-медведица? Не прожужжит ли где-нибудь среди деревьев полосатый, как тигр, красавец шершень?
Замечательных насекомых на свете много, они тут, рядом. Надо только любить их и хотя бы немного знать, и тогда желанная встреча обязательно произойдёт.
Пётр Петрович остановился на маленькой лесной полянке и вдруг увидел, что вокруг него летает сверкающий зелёный жук. Это была она - золотистая бронзовка. Уменьшая свои круги, красавица приближалась к человеку. Тогда любитель насекомых, решив, что жук ищет место, куда бы сесть отдохнуть, поднял вверх указательный палец правой руки и замер. И произошло маленькое чудо: замечательный жук «приземлился» на кончик пальца и там остался. Отдыхая на пальце, бронзовка шевелила своими усиками, а лицо человека озаряла счастливая улыбка.
Промелькнули мгновения, и она взмыла в воздух, полетев куда-то по своим делам. Почему зеленокрылый жук выбрал для отдыха человеческий палец, остаётся тайной. Ведь вокруг было много веточек и листочков, на которых можно было преспокойно сидеть. А что, если маленькое создание почувствовало доброе тепло, исходящее от человека, который так любил всё живое? И именно оно, это тепло, привлекло жука к нему? Всё возможно, ведь люди, многое зная о жизни насекомых, ещё больше не знают...
Может быть, и тебе посчастливится, и когда-нибудь на твой указательный палец тоже прилетит отдохнуть изумрудный жук.


О ЧЁМ РАССКАЗАЛ МАЙСКИЙ ЖУК

Два майских жука сидели на берёзовом листочке и мирно беседовали.
- Как хорошо жить на свете, - сказал один и с удовольствием откусил от нежного листа аппетитный кусочек.
- Да, - поддержал другой. - Приятный разговор, вкусная еда, теплый денёк - что может быть лучше?
Со всех сторон раздавались мелодичные песни птиц, лёгкий ветерок приятно шевелил берёзовую веточку...
И вдруг...
- Помогите! Помогите! - услышали жуки.
- Помогите! Помогите! - раздалось через минуту совсем рядом, и на веточку плюхнулся такой же, как они, майский жук.
- Что случилось? - спросили два приятеля в один голос.
- По... По... Помогите! - прилетевший жук пытался отдышаться. - По... По... Посмотрите, не бегут ли они за мной?
- Кто?! - воскликнули жуки, и опять в один голос.
- Мальчишки, конечно же мальчишки, - ответил их новый знакомый испуганным шёпотом.
- Успокойтесь, - сказал один из жуков солидно. - За вами никто не бежал. Здесь никого нет, кроме нас. Здесь очень хорошо. Приятный разговор, вкусная еда и всё такое. А кто это - мальчишки?
- Вы счастливые, - произнёс прилетевший жук, немного
успокаиваясь. - Вы не знаете, кто такие мальчишки. А я знаю, увы...
И он рассказал свою историю.
- Раньше я тоже не знал мальчишек. До тех пор, пока не попал в их лапы. У них ужасные лапы с пятью огромными пальцами. Я, знаете ли, никогда больше не забуду эти пальцы, которые схватили меня и запихнули в тесный ящик. Мальчишки называли его спичечным коробком. Я в нём едва помещался. Ох, как там было душно, темно. Они засовывали этот ящик в огромный мешок, который называли карманом, и всё время трясли, отчего у меня кружилась голова. Время от времени они открывали коробок, и я думал, что меня хотят съесть. Но они только смотрели на меня, трогали жуткими пальцами и снова закрывали эту невыносимую тюрьму.
Жук перевёл дух и страдальчески посмотрел на потрясённых слушателей.
- Да-да, это всё было, да-да, - сказал он и продолжал. - А потом они вытащили меня и стали заставлять ползать по огромному полю, которое они называли учительским столом. Они клали передо мной какие-то брёвна, называемые карандашами, и заставляли перелезать через них. А когда я отказывался, они толкали меня сзади изо всех сил. Как это было унизительно...
Затем они взяли толстую верёвку, которую называли ниткой, и хотели привязать её к моим ногам. Они хотели, чтобы я летал на этой нитке им на потеху. Ох, как я боролся, как боролся... К счастью, в этот момент раздался какой-то оглушительный звон. Мои мучители закричали: «Звонок! Звонок!», и все куда-то побежали. Я воспользовался суматохой и вырвался из лап главного мучителя. Мои крылья, мои чудесные, сильные крылья спасли меня. Я вылетел через открытое окно и помчался что было силы. Я летел, не разбирая дороги, всё дальше, дальше. Я боялся, что они преследуют меня... И вот я здесь. Будьте добры, посмотрите, всё ли у меня цело - ножки, усики...
Два жука внимательно осмотрели своего измученного собрата и поспешили заверить его, что всё в порядке.
- Поешьте, - предложил один из них с глубоким вздохом, - здесь очень вкусный листочек.
А другой задумчиво произнёс:
- Надо же, как всё-таки опасно жить на свете...

СЛУЧАЙ С ЖУКОМ-ГРИБНИКОМ

В тот тёплый июльский день Танин папа принёс из леса много грибов. Таня с интересом рассматривала разные грибы в корзине. Особенно ей понравился большой подберёзовик. Она взяла его и с восторгом воскликнула: «Мама, смотри, какой красивый гриб!»
И в этот момент маленькое, не больше сантиметра, юркое существо выскочило из грибной шляпки и побежало по руке девочки, а затем упало на пол и устремилось под шкаф.
«Ой, кто это?!» - воскликнула Таня и с испугу уронила гриб.
Мама заглянула под шкаф. Маленькое существо выбежало на середину комнаты и заметалось там, а потом забегало вокруг ножки стула. Это было какое-то насекомое, кажется - жук.
«Его надо немедленно раздавить, а то ещё укусит», - сказала мама и принялась ловить жука. А тот, словно поняв, что вот-вот погибнет, быстро забрался на папину ногу и застыл, как будто просил защиты.
Папа сидел молча и с любопытством рассматривал необычного жука. А тот действительно был необычным. У большинства жуков брюшко закрыто твёрдыми надкрыльями, а у этого - нет. Бегая, он поднимал и опускал своё брюшко. Наверное, это движение испугало маму, как будто жук хочет ужалить, но ведь никакого жала у него и в помине нет.
Учёные называют этого жука грибником, а если совсем точно, то грибником рыжим. Называют так за то, что он встречается в грибах и окрашен главным образом в рыжий цвет. Впрочем, голова и часть брюшка у него чёрные. Голова у грибника большая, а на ней длинные, словно кинжалы, челюсти. Другое название этого жука - хищник рыжий. Он действительно хищник, но опасен только для мелкой живности, обитающей в грибах. И прежде всего для маленьких «червячков» - личинок грибных комариков и мушек, тех самых, из-за которых грибы бывают червивыми.
Вот такой это оказался жук.
Что же с ним делать?
Мнения разделились. Мама по-прежнему хотела его раздавить, а папа предложил отнести жука в лес.
Этому очень обрадовалась Таня, ведь она совсем не желала гибели грибного жука.
Папа ловко поймал рыжего грибника и посадил его в баночку. Потом принёс и положил туда несколько зелёных листочков. Он закрыл баночку крышкой со множеством отверстий, чтобы жук не задохнулся. Утром следующего дня папа по дороге на работу зашёл в ближайший небольшой лес и отпустил жука на волю...
Да, взрослые и дети любят ходить в лес по грибы, за ягодами, за орехами. Дело это нужное и хорошее. Но вот о чём не стоит забывать: вместе с ягодами, орехами, грибами в наши корзинки, сумки, банки попадают самые разные мелкие животные. Это всевозможные насекомые: маленькие жучки, клопики, муравьи, гусенички... Это паучки и иногда маленькие многоножки. Это улитки с раковинками и без них.
Все они вместе с грибами, орехами, ягодами попадают к нам домой. А тут их ждёт чаще всего печальная судьба. Многие люди уничтожат их сразу же, разбирая грибы и ягоды. А тех, кто сумеет убежать и спрятаться где-нибудь в квартире, тоже ожидает гибель. Ведь все они - обитатели леса и могут жить только там.
Как же быть? А вот как: собирая грибы, ягоды, орехи, будь внимательнее. Осмотри их и всю живность сними и оставь в лесу. Или просто подожди, пока животные сами убегут и уползут. Они в большинстве своём делают это довольно быстро. Кому же хочется пропадать!
И всё равно кто-то из них попадёт к вам домой. В этом случае их можно собрать в небольшую закрывающуюся коробочку или баночку, но такую, в которой они могли бы дышать и не погибли. А затем не поленись и отнеси их в ближайший лес, парк или сквер.
Вот, скажешь ты, какая канитель. Но пусть твоей наградой будет радость от того, что ты спас жизнь стольких живых существ!

На этих страницах можно прочесть рассказы о Кукушкины слезы и Как одолел одолень-траву.Расска­ зы эти очень познавательные. В них рассказывается о некоторых поверьях наших предков, о таком замечательном растении как кувшинок, которую еще называют одолень-трава, так же рассказывается о растении ятрышник.

Рассказ Как одолел одолень-траву.

На страницах 101103 в книге «Великан на поляне» вы прочтете притчи об интересных растениях.

Первым будет ятрышник. Он имеет толстый сочный стебель, упругие гладкие листья с пятнышками и яркие розовые цветы.

Легенда гласит, что это слезы бедной женщины, превратившейся в кукушки от обиды на детей. Дети ее выросли ленивыми и не помогали матери. Она улетела от них в лес. Дети стали искать, звать ее, но она только горько плакала и от ее слез стал вырастать ятрышник. Он очень редко появляется на глаза людям, а люди его ищут, он целебный.

Красавицы кувшинки украшают наши пруды и тихие речки. Не надо их рвать, они создают красоту и помогают людям как обереги. В памяти народа хранится весть, что корень кувшинки одолевает все беды, все невзгоды. Кувшинку так и называют - одолень-трава.

На 101-103 странице книги «Великан на поляне» находятся рассказы «Кукушкины слезки» и «Как одолели одолень-траву. Эти два рассказа посвящены красивым цветам Ярышник (кукушкины слезы) и Кувшинке, которую наши предки называли одолень-трава. В рассказах описаны поверья и истории, связанные с этими растениями. Так же автор призывает нас беречь их, поскольку и тот и другой цветок стал редкостью из-за того, что люди стали истреблять их. Теперь оба цветка занесены в Красную книгу.

В книге «Великан на поляне» (с. 101 - 103) найди и прочитай легенды о растениях: где прочитать онлайн?

Интереснейшие рассказы о природе для детей можно найти на этом сайте.

Найти запрашиваемые страницы книги можно здесь.

В книге Великан на поляне Андрея Плешакова на 101-103 страницах вы найдете два рассказа.

Оба они посвящены растениям, красивым цветам ятрышнику и кувшинке.

Главная мысль: чтобы любоваться природой совсем необязательно ее губить.

На запрашиваемых вами страницах располагаются две интересные истории, которые я прилагаю в своем ответе. Это «Кукушкины слезки» и «Как одолели одолеть-траву».

Растение «Кукушкин слезки» очень красивое, и в рассказе говорится о том, что его не надо срывать, а лишь «полюбуйтесь и оставьте расти дальше». Также в рассказе говорится об одной интересной легенде про женщину и ее троих сыновей. История грустная, но зато с ее помощью хорошо запоминается само растение.

Из названия не сразу поняла, о чем идет речь. А при чтении выяснилось, что «одолень-трава» это ничто иное как кувшинка. Инт

В книге «Великан на поляне» содержатся очень интересные и полезные рассказы о природе, в которых говорится не только о том, как правильно надо себя вести на природе, что может погубить ее и что делать, чтобы этого не допустить, но еще дается интересная информация в виде легенд и поверий о растениях.

Так, на странице 101 есть рассказ «Кукушкины слезки» в котором раскрывается секрет, почему называли так траву ятрышник.

В замечательной книге под названием «Великан на поляне» авторами в доступной форме рассказывается маленьким читателям о правилах экологической этике. Если дочитаем до страниц 101-103, то там будут нижеследующие рассказы: «Кукушкины слезки» и «Как одолели Одолень-траву». В этих рассказах много иллюстраций и заканчиваются они на 106-й странице. Ниже можно с рассказами из книги ознакомиться. Особо интересный про «Кукушкины слезы» где автор рассказывает про редкое растение и легенду связанную с ним.

Про Одолень-траву или кувшинки, так же очень трогательный рассказ. Не стоит на реках срывать эти кувшинки, ведь они так украшают водоемы!

На трех страницах книги (101-103) вы найдете два небольших рассказа, которые посвящены исчезающим растениям - ятрышнику (в народе его еще называют кукушкины слезки) и кувшинке.

Автор не зря выбрал именно эти растения: оба они встречаются в дикой природе крайне редко и относятся к исчезающим видам, которые следует беречь. Посмотрите, как красив ятрышник! На рисунке ниже особенно отчетливо видны крохотные точечки, которые (согласно поверьям) образовались от горючих слез горюющей кукушки.

На страницах 101 и 103 книги «Великан на поляне» расположены два рассказа: первый рассказ называется «Кукушкины слёзки» и он находится на 101-ой странице, а второй рассказ называется «Как одолели Одолень-траву» и он начинается со 103-ей страницы, но в середине самого рассказа присутствуют две страницы с большими иллюстрациями, а сама концовка рассказа приходится на 106-ую страницу книги.

Книга «Великан на поляне» Плешакова стр. 101-103 посвящены двум растениям - ятрышнику и кувшинке, в книге приведены интересные факты о них. Народные названия этих растений кукушкины слезки и одолень-трава.