Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики — Плешаков А., Румянцев А. — Узнай-ка! Где читать Рассказ «Горит трава» из книги Великан на поляне, о чем рассказ
На этих страницах можно прочесть рассказы о Кукушкины слезы и Как одолел одолень-траву.Расска зы эти очень познавательные. В них рассказывается о некоторых поверьях наших предков, о таком замечательном растении как кувшинок, которую еще называют одолень-трава, так же рассказывается о растении ятрышник.
Рассказ Как одолел одолень-траву.
На страницах 101103 в книге «Великан на поляне» вы прочтете притчи об интересных растениях.
Первым будет ятрышник. Он имеет толстый сочный стебель, упругие гладкие листья с пятнышками и яркие розовые цветы.
Легенда гласит, что это слезы бедной женщины, превратившейся в кукушки от обиды на детей. Дети ее выросли ленивыми и не помогали матери. Она улетела от них в лес. Дети стали искать, звать ее, но она только горько плакала и от ее слез стал вырастать ятрышник. Он очень редко появляется на глаза людям, а люди его ищут, он целебный.
Красавицы кувшинки украшают наши пруды и тихие речки. Не надо их рвать, они создают красоту и помогают людям как обереги. В памяти народа хранится весть, что корень кувшинки одолевает все беды, все невзгоды. Кувшинку так и называют - одолень-трава.
На 101-103 странице книги «Великан на поляне» находятся рассказы «Кукушкины слезки» и «Как одолели одолень-траву. Эти два рассказа посвящены красивым цветам Ярышник (кукушкины слезы) и Кувшинке, которую наши предки называли одолень-трава. В рассказах описаны поверья и истории, связанные с этими растениями. Так же автор призывает нас беречь их, поскольку и тот и другой цветок стал редкостью из-за того, что люди стали истреблять их. Теперь оба цветка занесены в Красную книгу.
В книге «Великан на поляне» (с. 101 - 103) найди и прочитай легенды о растениях: где прочитать онлайн?
Интереснейшие рассказы о природе для детей можно найти на этом сайте.
Найти запрашиваемые страницы книги можно здесь.
В книге Великан на поляне Андрея Плешакова на 101-103 страницах вы найдете два рассказа.
Оба они посвящены растениям, красивым цветам ятрышнику и кувшинке.
Главная мысль: чтобы любоваться природой совсем необязательно ее губить.
На запрашиваемых вами страницах располагаются две интересные истории, которые я прилагаю в своем ответе. Это «Кукушкины слезки» и «Как одолели одолеть-траву».
Растение «Кукушкин слезки» очень красивое, и в рассказе говорится о том, что его не надо срывать, а лишь «полюбуйтесь и оставьте расти дальше». Также в рассказе говорится об одной интересной легенде про женщину и ее троих сыновей. История грустная, но зато с ее помощью хорошо запоминается само растение.
Из названия не сразу поняла, о чем идет речь. А при чтении выяснилось, что «одолень-трава» это ничто иное как кувшинка. Инт
В книге «Великан на поляне» содержатся очень интересные и полезные рассказы о природе, в которых говорится не только о том, как правильно надо себя вести на природе, что может погубить ее и что делать, чтобы этого не допустить, но еще дается интересная информация в виде легенд и поверий о растениях.
Так, на странице 101 есть рассказ «Кукушкины слезки» в котором раскрывается секрет, почему называли так траву ятрышник.
В замечательной книге под названием «Великан на поляне» авторами в доступной форме рассказывается маленьким читателям о правилах экологической этике. Если дочитаем до страниц 101-103, то там будут нижеследующие рассказы: «Кукушкины слезки» и «Как одолели Одолень-траву». В этих рассказах много иллюстраций и заканчиваются они на 106-й странице. Ниже можно с рассказами из книги ознакомиться. Особо интересный про «Кукушкины слезы» где автор рассказывает про редкое растение и легенду связанную с ним.
Про Одолень-траву или кувшинки, так же очень трогательный рассказ. Не стоит на реках срывать эти кувшинки, ведь они так украшают водоемы!
На трех страницах книги (101-103) вы найдете два небольших рассказа, которые посвящены исчезающим растениям - ятрышнику (в народе его еще называют кукушкины слезки) и кувшинке.
Автор не зря выбрал именно эти растения: оба они встречаются в дикой природе крайне редко и относятся к исчезающим видам, которые следует беречь. Посмотрите, как красив ятрышник! На рисунке ниже особенно отчетливо видны крохотные точечки, которые (согласно поверьям) образовались от горючих слез горюющей кукушки.
На страницах 101 и 103 книги «Великан на поляне» расположены два рассказа: первый рассказ называется «Кукушкины слёзки» и он находится на 101-ой странице, а второй рассказ называется «Как одолели Одолень-траву» и он начинается со 103-ей страницы, но в середине самого рассказа присутствуют две страницы с большими иллюстрациями, а сама концовка рассказа приходится на 106-ую страницу книги.
Книга «Великан на поляне» Плешакова стр. 101-103 посвящены двум растениям - ятрышнику и кувшинке, в книге приведены интересные факты о них. Народные названия этих растений кукушкины слезки и одолень-трава.
О МАЛЕНЬКОЙ НАДЕ И ЛЯГУШКЕ
Маленькая Надя в это солнечное утро проснулась рано. Ей приснился удивительный сон про царевну-лягушку. Во сне Надя повстречалась с мудрой лягушкой и они о чём-то говорили. Вот только она никак не могла вспомнить о чём.
В доме все ещё спали. Надя вышла на крылечко и залюбовалась солнышком. Оно тоже уже проснулось и такое чистое, умытое, сияющее пригревало землю.
Надя подумала о том, что, может быть, на самом деле встретит царевну-лягушку, если пойдёт по тропинке через луг, к пруду. Луг начинался сразу за забором. Надя не стала никого будить и, выйдя со двора, пошла по луговой тропинке.
Было ещё прохладно, и травы сверкали капельками росы. «А вдруг мне повезёт? - думала девочка. - Вдруг царевна-лягушка тоже решила прогуляться и сейчас появится передо мной?»
К огорчению девочки, лягушка не появлялась.
Тропинка спустилась к маленькому, наполовину заросшему пруду, куда Надя часто приходила с мамой посидеть на берегу.
И тут девочке повезло. Вот чудо! Недалеко от воды, на краю тропинки, она увидела лягушку. Лягушка была большая и важная. И хотя не было у неё на голове маленькой золотой короны, Надя решила, что это и есть царевна-лягушка.
Девочка подошла поближе, а потом и совсем близко, но лягушка не испугалась. Она сидела неподвижно и была по- своему красивой, зелёного цвета, вся в маленьких пятнышках и немного мокрая. Наверное, она только что плавала в пруду или прыгала среди мокрой травы и вот теперь, выбравшись на сухое место, отдыхала.
Девочка смотрела на лягушку и улыбалась, а та смотрела на девочку и не спешила скрыться. Лягушка не боялась девочки, как будто чувствовала, что ничего плохого Надя ей не сделает.
А Надя наклонилась и сказала: «Здравствуй, царевна-лягушка! Знаешь, ты мне во сне приснилась и что-то говорила. ..» Лягушка молчала, только немного двигала своими глазками. Может быть, она хотела что-то сказать девочке, но это у неё не получалось.
Надя довольно долго любовалась лягушкой и окончательно поверила в то, что она - царевна. А лягушка, отдохнув на тропинке, вдруг прыгнула в сторону и - бултых! - исчезла в пруду.
Вернувшись домой, девочка с восторгом рассказала маме обо всём, что произошло ночью, во сне, и потом у пруда. А мама с интересом слушала и улыбалась.
- Значит, - спросила мама, - ты не помнишь, о чём вы говорили с царевной-лягушкой во сне?
- Не помню, - грустно ответила девочка.
- А возле пруда лягушка тебе ничего не сказала?
- Не сказала, - произнесла Надя и вздохнула.
- А ты, что бы ты хотела ей сказать? - поинтересовалась мама.
Девочка задумалась.
- Ну я... - начала она, - я сказала бы ей, во-первых, чтобы она не расстраивалась. Не расстраивалась бы из-за того, что многие считают её некрасивой. Это совсем не так. Вот говорят, что она бугристая, скользкая, с большим ртом, да к тому же пучеглазая. А я с этим не согласна. Она красавица. Настоящая красавица! Надо только рассмотреть её повнимательнее, не полениться.
- Хорошо, - улыбнулась мама. - Это во-первых. А во- вторых?
- Во-вторых, я сказала бы ей, что очень люблю слушать, как лягушки поют в пруду. Это бывает весной, по вечерам. Некоторые заявляют, что лягушки противно квакают. Но я с этим тоже не согласна. По-моему, у них очень интересные и приятные голоса. Без лягушачьих концертов стало бы скучно и пусто.
- Да, дочка, я тоже так думаю, - согласилась мама и продолжала: - Мне кажется, что я знаю, о чём рассказала бы тебе царевна-лягушка во сне и могла бы рассказать у пруда, если бы умела говорить.
Вот послушай.
- Милая Надя, - сказала бы, наверное, она, - если ты встретишься с лягушкой, никогда не обижай её. Нас, лягушек, легко обидеть, мы и перед большим, и перед маленьким человеком беззащитны. Нам и так частенько достаётся ни за что ни про что, особенно от мальчишек. Очень часто встреча с мальчишкой заканчивается для нас, лягушек, плохо.
В нас и камнями кидают, и палками тычут.
Или, бывает, придёт мальчишка с удочкой на пруд и начнёт ловить рыбу, а вместо рыбы к нему на крючок попадётся несчастная лягушка. Если такой рыболов добрый, то отпустит раненую, а если нет, то всю свою злость сорвёт на безвинном создании, для которого всё это закончится очень печально.
Вот что, думаю, сказала бы тебе лягушка.
Мама помолчала немного и добавила:
- А закончила бы твоя царевна такими словами: «Милые девочки и мальчики! Помните, что любое живое существо, даже маленькое, с большим ртом и пучеглазое, имеет такое же право на жизнь, как и человек, и ничуть не меньшее».
«ИЗУЧИЛИ»
Был тёплый весенний день. Два мальчика, Петя и Женя, пошли на пруд, чтобы отдохнуть на берегу. Подошли они к воде и увидели среди водных растений лягушачью икру. Она их заинтересовала.
- Давай её изучим, - предложил Петя.
- Давай, - радостно согласился Женя.
Ребята сорвали какой-то лист, «зачерпнули» им икру и вытащили её на берег. Положили на траву и стали внимательно рассматривать.
Икра лягушки была холодная и скользкая. Каждая икринка имела внутри маленький тёмный шарик, который снаружи был окружён прозрачной оболочкой.
- Интересно, - сказал Петя.
- Да, - ответил Женя. - Какие они маленькие, эти икринки. Даже не верится, что из каждой получится большая лягушка.
- Ну, - задумчиво сказал Петя, - они ведь не сразу получатся. Сначала будут маленькие головастики, они будут расти, а в лягушек уж потом превратятся...
Ребята постояли еще немного, поразглядывали свою находку, поговорили о том о сём и пошли дальше.
А как же икринки? Они так и остались лежать на берегу. Выведутся ли теперь из них головастики? Нет, конечно. Здесь, на солнце, все икринки высохнут и погибнут. Живыми они могут быть только в воде. А ребята об этом даже и не подумали. Если уж так захотелось ребятам эти икринки вытащить и рассмотреть поближе, надо было потом обязательно вернуть их в пруд. На том же самом листочке, которым они «зачерпнули» икру, нужно было перенести её обратно в воду. Разве это трудно? Нет, конечно, совсем не трудно. Да только поче- му-то не пришло это в голову ни Пете, ни Жене.
Хорошая вещь - любознательность. Но иногда она бывает вредной. Именно такой оказалась на этот раз любознательность Пети и Жени.
Икринки - это ещё не обычные живые существа. Но всё же они - живые. К сожалению, они не могут спрятаться, уплыть, нырнуть поглубже. Они полностью беззащитны перед человеком. Эх, лучше бы ребята совсем не вытаскивали их из воды, рассмотрели бы с берега. Погибнут икринки, не появятся на свет замечательные лягушки-квакушки, без которых природе никак нельзя...
Постарайся, пожалуйста, никогда и нигде не проявлять вредной любознательности. И к икре лягушек тоже. Не вынимай икру из воды, не ворочай её палкой, научись уважать живое существо даже в виде маленькой икринки.
ИСТОРИЯ С ГОЛОВАСТИКОМ
Он появился из маленькой икринки, в небольшом пруду, почти у самого берега. Вместе с ним из других икринок появились такие же маленькие, слабенькие сёстры и братья. Их мама-лягушка была просто великаншей по сравнению с ними. Впрочем, они её вряд ли когда-нибудь увидят. Такова уж их нелегкая доля - не знать свою маму, не ведать её заботы и защиты. Если повезёт - уцелеешь, а нет - пропадёшь.
Его называют просто - головастик, называют за то, что у него и вправду большая голова. Ножек у него нет, зато есть хвостик, с помощью которого он плавает.
На большой голове маленький ротик. Очень маленький. Такой, что ничего крупного не съешь. Приходится пощипывать водоросли, проглатывать мельчайшую водную живность. Хорошо ещё, что всего этого довольно много в прогретой солнцем воде неглубокого пруда.
На большой голове у головастика есть и маленькие глазки. Видят они не очень хорошо, но и не совсем плохо. В случае опасности помогают вовремя ускользнуть, спрятаться, спастись.
Так и живёт головастик.
Но пройдет два месяца, и он сам себя не узнает. У него появятся большой рот и четыре ножки, а хвостик исчезнет. Появятся большие красивые глаза. Да к тому же он
выберется из воды на берег и начнет прыгать в зелёной траве. И вообще, это будет уже не головастик, а маленькая лягушка. Тебе, наверное, приходилось видеть таких в июне где- нибудь в лесу или на лугу.
Но до всего этого надо дожить, а это ох как непросто. Попробуй доживи, если в пучке той зелёной тины тебя подстерегает ненасытная пиявка. Если тобой с аппетитом могут закусить и крупные водяные жуки, и рыбы, и кое-какие птицы. Сколько врагов у беззащитного и безобидного головастика!
Чуть зазевается, и не видать ему зелёной травки у пруда, пропадёт он в брюхе какого-нибудь хищника.
А как относятся к головастикам люди? Увы, очень часто совсем не так, как надо.
Однажды наш герой, головастик из маленького пруда, попал по их вине в страшную передрягу.
Вместе с сёстрами и братьями он плавал на мелководье у самого берега. Здесь было достаточно еды, приятно согревало солнышко. Было тихо и спокойно.
И вдруг что-то обрушилось сверху на всю их компанию. Вода забурлила, песок взвился со дна. Наш головастик, его сёстры и братья бросились врассыпную. Но что-то длинное и тяжёлое стучало по воде и здесь и там, закрывая путь к спасению. Малыши-головастики метались в ужасе, кого-то больно ударило по спинке, кого-то засыпало песком, так что невозможно было двинуться. Наконец все кое-как попрятались и в страхе наблюдали, кто из-под коряги, кто из-за подводного камня, кто с более далёкого от берега и более глубокого места, как бурлит вода, бушует песок и ломаются водные растения...
Когда всё успокоилось, головастики увидели, как огромные, невероятных размеров существа на берегу бегают, прыгают, размахивают руками. Послышались раскаты хохота и громкие голоса:
- Вот здорово мы их, да?
- Ага! Только надо было палки брать подлиннее, тогда бы мы дальше от берега достали.
- Ничего, и так ни одного не осталось.
Ни наш головастик, ни другие так и не поняли, что произошло. Поняли только, что они чудом остались живы. Долго они потом вспоминали этот ужасный случай. До самого того момента, как превратились в лягушат и выбрались из воды.
А произошло вот что. Несколько мальчишек захотели развлечься - палками, ветками, хворостинами решили истребить и распугать головастиков в пруду.
Вот такое развлечение... За счёт маленьких и беззащитных. Нам очень стыдно за этих ребят, и мы надеемся, что ты так никогда не поступишь. И вообще никогда и никак не будешь обижать головастиков.
Лучше просто понаблюдать за этими славными малышами - детками лягушек и жаб. Это будет интереснее и по- человечески.
Великан на поляне или первые уроки экологической этики
Наша планета Земля очень велика в сравнении с каждым человеком, а он так мал в сравнении с ней! Но тот же человек, идущий по лесной поляне, опушке, лугу, превращается в огромного великана. Во-первых, потому, что на полянах и опушках живут существа, которые гораздо меньше человека: жуки и муравьи, гусеницы и бабочки, пчёлы и шмели, пауки и улитки и многие, многие другие. Во-вторых, потому, что даже большие обитатели Земли, например вековые деревья, не говоря уже о маленьких существах, чаще всего перед человеком беззащитны. Причём могущественным Великаном на поляне может быть не только взрослый, но и ребёнок. Как хорошо, если этот великан добрый. Он не наступит нарочно на скрытый в траве муравейник, не обидит неповоротливую гусеницу, сидящую на листке, не сорвёт напрасно цветок, не оставит после себя мусора... И как печально, если великан окажется недобрым, равнодушным, а то и жестоким к тому, что его окружает.
Мы расскажем тебе, как лучше вести себя в природе, что можно в ней делать, а чего нельзя и почему. Ведь природа страдает не только от дыма заводов и фабрик, от грязных отходов, постоянно выливающихся в реки и моря, от вырубки лесов... Природе плохо и оттого, что многие люди, собирая грибы, ловя рыбу, просто гуляя и отдыхая, нередко вредят ей, порой и сами того не замечая. Ведь многих взрослых, когда они были маленькими, почти совсем не учили беречь природу. А многие дети ещё не успели этому научиться.
Книга называется «Великан на поляне». Но её можно назвать и по-другому: «Первые уроки экологической этики».
Что это означает?
Этикой называют науку о душевных качествах человека (таких, как доброта, честность, отзывчивость), о том, как нужно и как не нужно поступать в различных жизненных ситуациях, о том, что хорошо, а что плохо.
А экология - это наука о нашем природном доме.
Вот и получается, что экологическая этика учит, как нужно относиться к природе, как вести себя в ней.
Но мы написали: «Первые уроки экологической этики». Что значит первые уроки? Конечно, мы вовсе не имеем в виду обычные школьные уроки. В книге собраны всего лишь рассказы, но мы надеемся, что они могут кое-чему научить. Причём очень важному и даже самому главному в отношении к природе. К тому же мы писали эту книгу для того, чтобы она помогала тебе не только в повседневной жизни, но и на школьных уроках тоже. Если ты занимаешься по учебникам, на которых написано «Зелёный дом», то эта книга тебе обязательно пригодится.
На страницах нашей книги живут и действуют ребята (такие же, как ты, или помоложе, или постарше тебя), их родители, учителя и учёные, туристы и грибники. Большинство рассказанных историй не выдумано, а взято из жизни.
Животные и растения, камни и почва, вода и воздух - это всё природа. Человек - её часть. И если человек красив, добр, умён, то именно таким - красивым, добрым, умным - должно быть его поведение в природе.
Добавить сказку в Facebook, Вконтакте, Одноклассники, Мой Мир, Твиттер или в Закладки
Как лучше вести себя в природе, как стать добрым Великаном, другом всему живому - об этом рассказывает книга по экологической этике. Она адресована младшим школьникам и предназначена для использования на уроках по программе "Окружающий мир", на факультативах, для самостоятельного чтения и чтения вместе с родителями.
Великан на поляне 1
Забавная история с бронзовкой золотистой 2
О чём рассказал майский жук 2
Случай с жуком-грибником 2
Гусеница на лесной тропинке 3
Несчастная толстушка 3
Гусеница показывает рожки 4
Гриллотальпа гриллотальпа 4
Оса на носу и муха в доме 5
Случай на чердаке 5
Пусть живут на свете удивительные пчёлы 6
Муравьиная поляна 6
Не ловите насекомых для коллекций 7
Берегите раков 7
История с пиявкой 8
Уважайте жизнь дождевого червя 8
Зачем нужны в реке ракушки 8
Не обижайте паука 9
Кто там прячется под камнем? 9
Кто-кто в теремочке живёт? 10
О маленькой Наде и лягушке 10
"Изучили" 11
История с головастиком 11
Буфо буфо 11
В воде тихой речки показался тритон 12
Звериные норы и птичьи гнёзда 12
Про дикого ежа и домашние неприятности 13
Белый сказочный двoрец 13
На прогулке с собакой 13
Шум в лесу 14
Лесные тропинки 14
Въезд запрещён! 14
Кукушкины слёзки 15
Как одолели "одолень-траву" 15
Венерин башмачок 15
Еще немного о редких растениях 15
Разговор в лесу 16
Пожалейте берёзы 16
Большой старый дуб 16
В лес по ягоды 17
Если тебе нужны лекарственные растения 17
Собирая грибы 17
Кому нужен мухомор? 18
Горит костёр 18
Горит трава 19
Свой мусор - всегда с собой 20
"Бутылочная почта" 20
Невидимое сокровище 21
Дороже жемчуга и злата - под ногами 21
В пещере 21
И камень достоин уважения 22
Золотое правило 22
Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики
Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений
Великан на поляне
Наша планета Земля очень велика в сравнении с каждым человеком, а он так мал в сравнении с ней! Но тот же человек, идущий по лесной поляне, опушке, лугу, превращается в огромного великана. Во-первых, потому, что на полянах и опушках живут существа, которые гораздо меньше человека: жуки и муравьи, гусеницы и бабочки, пчёлы и шмели, пауки и улитки и многие, многие другие. Во-вторых, потому, что даже большие обитатели Земли, например вековые деревья, не говоря уже о маленьких существах, чаще всего перед человеком беззащитны. Причём могущественным Великаном на поляне может быть не только взрослый, но и ребёнок. Как хорошо, если этот великан добрый. Он не наступит нарочно на скрытый в траве муравейник, не обидит неповоротливую гусеницу, сидящую на листке, не сорвёт напрасно цветок, не оставит после себя мусора... И как печально, если великан окажется недобрым, равнодушным, а то и жестоким к тому, что его окружает.
Мы расскажем тебе, как лучше вести себя в природе, что можно в ней делать, а чего нельзя и почему. Ведь природа страдает не только от дыма заводов и фабрик, от грязных отходов, постоянно выливающихся в реки и моря, от вырубки лесов... Природе плохо и оттого, что многие люди, собирая грибы, ловя рыбу, просто гуляя и отдыхая, нередко вредят ей, порой и сами того не замечая. Ведь многих взрослых, когда они были маленькими, почти совсем не учили беречь природу. А многие дети ещё не успели этому научиться.
Книга называется "Великан на поляне". Но её можно назвать и по-другому: "Первые уроки экологической этики".
Что это означает?
Этикой называют науку о душевных качествах человека (таких, как доброта, честность, отзывчивость), о том, как нужно и как не нужно поступать в различных жизненных ситуациях, о том, что хорошо, а что плохо.
А экология - это наука о нашем природном доме.
Вот и получается, что экологическая этика учит, как нужно относиться к природе, как вести себя в ней.
Но мы написали: "Первые уроки экологической этики". Что значит первые уроки? Конечно, мы вовсе не имеем в виду обычные школьные уроки. В книге собраны всего лишь рассказы, но мы надеемся, что они могут кое-чему научить. Причём очень важному и даже самому главному в отношении к природе. К тому же мы писали эту книгу для того, чтобы она помогала тебе не только в повседневной жизни, но и на школьных уроках тоже. Если ты занимаешься по учебникам, на которых написано "Зелёный дом", то эта книга тебе обязательно пригодится.
На страницах нашей книги живут и действуют ребята (такие же, как ты, или помоложе, или постарше тебя), их родители, учителя и учёные, туристы и грибники. Большинство рассказанных историй не выдумано, а взято из жизни.
Животные и растения, камни и почва, вода и воздух - это всё природа. Человек - её часть. И если человек красив, добр, умён, то именно таким - красивым, добрым, умным - должно быть его поведение в природе.
ВЕЛИКАН НА ПОЛЯНЕ,
ИЛИ ПЕРВЫЕ УРОКИ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ
Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений
«Просвещение»
ВЕЛИКАН НА ПОЛЯНЕ
Наша планета Земля очень велика в сравнении с каждым человеком, а он так мал в сравнении с ней! Но тот же человек, идущий по лесной поляне, опушке, лугу, превращается в огромного великана. Во-первых, потому, что на полянах и опушках живут существа, которые гораздо меньше человека: жуки и муравьи, гусеницы и бабочки, пчёлы и шмели, пауки и улитки и многие, многие другие. Во-вторых, потому, что даже большие обитатели Земли, например вековые деревья, не говоря уже о маленьких существах, чаще всего перед человеком беззащитны. Причём могущественным Великаном на поляне может быть не только взрослый, но и ребёнок. Как хорошо, если этот великан добрый. Он не наступит нарочно на скрытый в траве муравейник, не обидит неповоротливую гусеницу, сидящую на листке, не сорвёт напрасно цветок, не оставит после себя мусора... И как печально, если великан окажется недобрым, равнодушным, а то и жестоким к тому, что его окружает.
Мы расскажем тебе, как лучше вести себя в природе, что можно в ней делать, а чего нельзя и почему. Ведь природа страдает не только от дыма заводов и фабрик, от грязных отходов, постоянно выливающихся в реки и моря, от вырубки лесов... Природе плохо и оттого, что многие люди, собирая грибы, ловя рыбу, просто гуляя и отдыхая, нередко вредят ей, порой и сами того не замечая. Ведь многих взрослых, когда они были маленькими, почти совсем не учили беречь природу. А многие дети ещё не успели этому научиться.
Книга называется «Великан на поляне». Но её можно назвать и по-другому: «Первые уроки экологической этики».
Что это означает?
Этикой называют науку о душевных качествах человека (таких, как доброта, честность, отзывчивость), о том, как нужно и как не нужно поступать в различных жизненных ситуациях, о том, что хорошо, а что плохо.
А экология - это наука о нашем природном доме.
Вот и получается, что экологическая этика учит, как нужно относиться к природе, как вести себя в ней.
Но мы написали: «Первые уроки экологической этики». Что значит первые уроки? Конечно, мы вовсе не имеем в виду обычные школьные уроки. В книге собраны всего лишь рассказы, но мы надеемся, что они могут кое-чему научить. Причём очень важному и даже самому главному в отношении к природе. К тому же мы писали эту книгу для того, чтобы она помогала тебе не только в повседневной жизни, но и на школьных уроках тоже. Если ты занимаешься по учебникам, на которых написано «Зелёный дом», то эта книга тебе обязательно пригодится.
На страницах нашей книги живут и действуют ребята (такие же, как ты, или помоложе, или постарше тебя), их родители, учителя и учёные, туристы и грибники. Большинство рассказанных историй не выдумано, а взято из жизни.
Животные и растения, камни и почва, вода и воздух - это всё природа. Человек - её часть. И если человек красив, добр, умён, то именно таким - красивым, добрым, умным - должно быть его поведение в природе.
ЗАБАВНАЯ ИСТОРИЯ
С БРОНЗОВКОЙ ЗОЛОТИСТОЙ
Живёт рядом с нами, встречаясь на лесных опушках и полянах, изумрудный, сверкающий жук - бронзовка золотистая. Если летом ты будешь проходить по опушке леса и заметишь цветущие кусты шиповника, остановись и вглядись в то, что на них происходит. Возможно, тебе повезёт и в каком-нибудь из ярких, ароматных цветков ты увидишь её, бронзовку. Что она здесь делает? Конечно же лакомится пыльцой, которой так много в цветках шиповника.
Однажды по лесу шёл грибник Пётр Петрович. Впрочем, грибник он был не совсем обычный. Нередко, не набирая грибов, он приходил из лесу очень довольный. Знакомые и соседи говорили ему: «Что же вы, Пётр Петрович, ходили за грибами, а корзинка почти пуста?»
А он, немного смущаясь, отвечал, что грибник он совсем неважный и, наверное, грибы его не любят.
Но всё дело было в том, что в лесу его интересовали не столько грибы, сколько другие живые создания, населяющие лес. И больше всего те, которые имеют шесть ножек, - насекомые. Встречи с интересными насекомыми доставляли этому доброму человеку больше радости, чем найденный гриб.
Пётр Петрович шёл по лесу и внимательно присматривался к окружающему. Присматривался и прислушивался: не пробежит ли по дорожке ловкий, быстроногий жук-скакун? Не мелькнёт ли над травой яркая бабочка-медведица? Не прожужжит ли где-нибудь среди деревьев полосатый, как тигр, красавец шершень?
Замечательных насекомых на свете много, они тут, рядом. Надо только любить их и хотя бы немного знать, и тогда желанная встреча обязательно произойдёт.
Пётр Петрович остановился на маленькой лесной полянке и вдруг увидел, что вокруг него летает сверкающий зелёный жук. Это была она - золотистая бронзовка. Уменьшая свои круги, красавица приближалась к человеку. Тогда любитель насекомых, решив, что жук ищет место, куда бы сесть отдохнуть, поднял вверх указательный палец правой руки и замер. И произошло маленькое чудо: замечательный жук «приземлился» на кончик пальца и там остался. Отдыхая на пальце, бронзовка шевелила своими усиками, а лицо человека озаряла счастливая улыбка.
Промелькнули мгновения, и она взмыла в воздух, полетев куда-то по своим делам. Почему зеленокрылый жук выбрал для отдыха человеческий палец, остаётся тайной. Ведь вокруг было много веточек и листочков, на которых можно было преспокойно сидеть. А что, если маленькое создание почувствовало доброе тепло, исходящее от человека, который так любил всё живое? И именно оно, это тепло, привлекло жука к нему? Всё возможно, ведь люди, многое зная о жизни насекомых, ещё больше не знают...
Может быть, и тебе посчастливится, и когда-нибудь на твой указательный палец тоже прилетит отдохнуть изумрудный жук.
О ЧЁМ РАССКАЗАЛ МАЙСКИЙ ЖУК
Два майских жука сидели на берёзовом листочке и мирно беседовали.
Как хорошо жить на свете, - сказал один и с удовольствием откусил от нежного листа аппетитный кусочек.
Да, - поддержал другой. - Приятный разговор, вкусная еда, теплый денёк - что может быть лучше?
Со всех сторон раздавались мелодичные песни птиц, лёгкий ветерок приятно шевелил берёзовую веточку...
И вдруг...
Помогите! Помогите! - услышали жуки.
Помогите! Помогите! - раздалось через минуту совсем рядом, и на веточку плюхнулся такой же, как они, майский жук.
Что случилось? - спросили два приятеля в один голос.
По... По... Помогите! - прилетевший жук пытался отдышаться. - По... По... Посмотрите, не бегут ли они за мной?
Кто?! - воскликнули жуки, и опять в один голос.
Мальчишки, конечно же мальчишки, - ответил их новый знакомый испуганным шёпотом.
Успокойтесь, - сказал один из жуков солидно. - За вами никто не бежал. Здесь никого нет, кроме нас. Здесь очень хорошо. Приятный разговор, вкусная еда и всё такое. А кто это - мальчишки?
Вы счастливые, - произнёс прилетевший жук, немного
успокаиваясь. - Вы не знаете, кто такие мальчишки. А я знаю, увы...
И он рассказал свою историю.
Раньше я тоже не знал мальчишек. До тех пор, пока не попал в их лапы. У них ужасные лапы с пятью огромными пальцами. Я, знаете ли, никогда больше не забуду эти пальцы, которые схватили меня и запихнули в тесный ящик. Мальчишки называли его спичечным коробком. Я в нём едва помещался. Ох, как там было душно, темно. Они засовывали этот ящик в огромный мешок, который называли карманом, и всё время трясли, отчего у меня кружилась голова. Время от времени они открывали коробок, и я думал, что меня хотят съесть. Но они только смотрели на меня, трогали жуткими пальцами и снова закрывали эту невыносимую тюрьму.
Жук перевёл дух и страдальчески посмотрел на потрясённых слушателей.
Да-да, это всё было, да-да, - сказал он и продолжал. - А потом они вытащили меня и стали заставлять ползать по огромному полю, которое они называли учительским столом. Они клали передо мной какие-то брёвна, называемые карандашами, и заставляли перелезать через них. А когда я отказывался, они толкали меня сзади изо всех сил. Как это было унизительно...
Затем они взяли толстую верёвку, которую называли ниткой, и хотели привязать её к моим ногам. Они хотели, чтобы я летал на этой нитке им на потеху. Ох, как я боролся, как боролся... К счастью, в этот момент раздался какой-то оглушительный звон. Мои мучители закричали: «Звонок! Звонок!», и все куда-то побежали. Я воспользовался суматохой и вырвался из лап главного мучителя. Мои крылья, мои чудесные, сильные крылья спасли меня. Я вылетел через открытое окно и помчался что было силы. Я летел, не разбирая дороги, всё дальше, дальше. Я боялся, что они преследуют меня... И вот я здесь. Будьте добры, посмотрите, всё ли у меня цело - ножки, усики...