Военачальники служб тыла российской армии. Оружие россии
Центральный архив
Военная историческая библиотека
Главная Энциклопедия Словари Подробнее
ТЫЛ ВООРУЖЁННЫХ СИЛ
(Т. ВС), составная часть ВС РФ, включающая силы и средства, предназнач. для тылового и по службам тыла техн. обеспечения войск (сил) в мир. и воен. время. В состав Т. ВС входят: органы воен. управления с воин. частями и орг-циями обеспечения и охраны, спец. войска (соед. и воин. части материального обеспечения, автомоб., дорожные, трубопровод., вспомог. флот, воинские части подвоза ракет. топлива), воин. части, орг-ции и органы (воен. сообщений, перегрузочных р-нов, торгово-бытовые, воен. печати, турист., культурно-досуговые), служб тыла (горючего, прод., вещ., мед., вет.-сан.), а также военно-учеб. заведения, учеб. и запас. соед. и воин. части, научно-исслед., испытат. и проект. орг-ции и воин. части. Организационно силы и средства тыла входят в состав фронтов (флотов), воен. округов, объед., соед. и воин. частей видов ВС, родов войск ВС, а также находятся в непосредств. подчинении центр. органов воен. управления. Т. ВС подразделяется: по масштабу и характеру выполняемых задач - на стратег., операт. (операт.-стратег., операт. и операт.-такт. объединений) и войсковой (соед., во-ин. частей и подразд.); по принадлежности - на тыл Центра, видов ВС и родов войск ВС, фронтовой, флотский, окружной, арм., корпусной, ВВС флота, тыл фл-й, ВМБ, эскадр, дивизионный (бригад.), полковой, батальонный (дивизионов).
Первые элементы Т. ВС в виде постоянных воен. обозов появились в 70-х гг. 17 в. До этого его задачи в большинстве армий выполняли различ. невоен. ведомства и частные предприниматели, а в походах войска сопровождали торговцы (маркитанты). В 17 - 18 вв. применялась магазинная система снабжения. С созданием регул. армий, ростом мас-штабов воен. действий и изменением способов их ведения в 18 - 19 вв. в составе частей, соед., объед. и в распоряжении центр. органов воен. ведомств стали создаваться штат. подразд. (части) и учреждения, предназнач. для централиз. обеспечения войск (сил) раздельно по каждой службе тыла. Дальнейшее развитие воен. дела, особенно применение в войнах 20 в. танков и ав-и, мотори-зация и механизация войск, потребовали создания сил и средств техн., дорож., аэродр. обеспе-чения, снабжения горючим и др. Оснащение ВС ЯО, ракет. техникой, большим кол-вом радиоэлектрон. средств и др. совр. техникой обусловило внесение новых изменений в систему Т. ВС.
Тыл рус. армии своё орг. начало получил в 1-й четв. 18 в. с созданием Петром I регул. войск и флота, потребовавшим организовать их постоянное гос. обеспечение с казённых складов. Центр. органами снабжения стали приказы (Провиант., Во-ен., Арт.), в составе полевого упр. действующей армии образован комиссариат, ведавший всеми видами снабжения. В последующем система тылового обеспечения рус. армии совершенствовалась с учётом опыта войн. Получил развитие транспорт подвоза, разработана система эшелонирования запа-сов, создана единая интендантская служба. В 1-ю мир. войну сформировались фронт. и арм. базы снабжения, стали функционировать фронт. распре-делительные станции, обеспечивавшие приём ж.-д. транспорта из тыла страны, а также корп. выгрузочные станции.
В Кр. Армии в 1918 образовано Центр. упр. снабжения; в объед. и соед. учреждены должности нач-ков снабжения, к-рым подчинялись части, учреждения и службы тыла. В ходе Вел. Отеч. войны сложился хорошо организованный и техн. оснащён-ный Т. ВС, к-рый успешно справлялся с большим объёмом задач по тыловому обеспечению войск (сил). С нач. войны были созданы Гл. упр. тыла, упр. тыла во фронтах и армиях. Т. о. был образован централиз. тыл. К маю 1942 введены должности нач-ков тыла в корпусах и дивизиях. За войну Т. ВС принял от пром-сти и обеспечил хранение и подвоз войскам (силам) св. 10 млн т боеприпасов, 16 млн т горючего, ок. 40 млн т продовольствия и фуража. Лич. составу выдано св. 70 млн комплектов обмундирования. Воинские ж.-д. перевозки превысили 19 млн вагонов, автомоб. транспортом перевезено 625 млн т, возд. - ок. 140 млн т материальных средств. Дорожные войска построили и восстановили ок. 100 тыс. км автомоб. дорог, ж.-д. войска и спецформирования Наркомата путей сообщения - ок. 120 тыс. км ж.-д. путей. Для нужд ав-и оборудовано более 6 тыс. аэродромов. Военно-мед. служба и ле-чеб. учреждения Наркомата здравоохранения вернули в строй после излечения св. 72 % раненых и 91 % больных.
В послевоен. годы по мере развития экономики страны, изменений в орг. структуре, техн. оснащённости ВС, развития воен. науки происходило совершенствование Т. ВС. Общее руководство Т. ВС РФ осуществляет министр обороны через нач-ка Т. ВС - зам. министра обороны, главнокоманд. видами ВС, команд. родами войск ВС, нач-ков гл. и центр. управлений МО. В СССР в период существования Наркомата ВМФ и Военно-мор. мин-ва (1937 - 46; 1950 - 53) тыл ВМФ функционировал самостоятельно. Нач-ки Тыла Кр. Армии, Сов. Армии, ВС СССР и ВС РФ: А.В. Хрулев (1941 - 51), В.И. Виноградов (1951 - 58), И.Х. Баграмян (1958 - 68), С.С. Маряхин (1968 - 72), С.К. Куркоткин (1972 - 88), В.М. Ар-хипов (1988 - 91), И.В. Фуженко (1991 - 92), В.Т. Чуранов (1992 - 97), В.И. Исаков (с июня 1997).
Из истории создания
Тыловое обеспечение войск возникло с зарождением армий рабовладельческих государств. Первые организационные формы оно получило в армии Древнего Рима, имевшей особые органы, выдававшие воинам жалованье, снабжавшие их оружием, одеждой и др. Для изготовления и починки оружия и предметов военного снаряжения имелись специальные лагерные мастерские. Продовольствие закупалось у населения или собиралось как дань с покорённых народов. Небольшие запасы оружия, продовольствия, одежды и обуви перевозились за войсками в обозах. Для этого использовались выделявшиеся населением по требованию военачальников вьючные животные, повозки, средства передвижения по воде. Большое значение придавалось строительству дорог, мостов, изысканию водных источников на путях движения войск. В армиях рабовладельческих государств впервые появились казначеи, интенданты, лица, ведавшие дорожными и фортификационными работами, устройством лагерей и расквартированием войск.
В 11-15 вв. централизованного обеспечения войск не было. В наёмных армиях 15-17 вв. наёмники обязаны были на жалованье приобретать оружие, снаряжение, одежду и продовольствие. Армию в походах сопровождали торговцы (Маркитанты), снабжавшие воинов продовольственными товарами и предметами солдатского обихода. С увеличением численности регулярных армий возникали всё большие трудности в их обеспечении во время войн продовольствием и фуражом. В связи с этим во 2-й половине 17 в. во французской, а затем и в др. европейских армиях была принята Магазинная система снабжения, позже были введены подвижные магазины, которые, хотя и являлись государственными, не были подчинены вооружённым силам. С увеличением численности армий и развитием их организации (18-19 вв.) в составе частей и соединений постепенно стали создаваться штатные подразделения, предназначенные для централизованного тылового обеспечения войск и флотов. С тех пор начал организационно складываться Т. в. с. в современном его понимании. С появлением во 2-й половине 19 - начале 20 вв. массовых вооружённых сил, построенных на принципах кадровой армии и ВМФ, оснащением войск и сил флота новой боевой техникой Т. в. с. становится всё более сложным и многообразным.
В России в начале 18 в. с созданием регулярной армии Петр I образовал две службы: провиантскую - для обеспечения войск продовольствием и фуражом, и комиссариатскую - для финансирования, обеспечения вещевым имуществом, обозом, ручным оружием. В полках имелись хозяйственные подразделения - постоянные обозы с запасами материальных средств: осуществлялись хлебопечение, сушка сухарей, заготовка мяса, пошив и ремонт обмундирования, обуви. В 18 в. были созданы лазареты и госпитали (См. Госпиталь).
С начала 19 в. в Военном министерстве имелись комиссариатский и провиантский департаменты, вошедшие в состав образованного в 1864 Главного интендантского управления. На него были возложены функции, ранее выполнявшиеся самими войсками (снабжение всеми видами материальных средств, организация пошива обмундирования и др.): были установлены должности интендантов от главного до дивизионного. В 1900 в Петербурге были созданы интендантские курсы (в 1911 преобразованы в Интендантскую академию). К началу 1-й мировой войны 1914-18 существовали интендантские управления - Главное, окружные, крепостные, корпусные, дивизионные - как распорядительные органы и различные тыловые учреждения (склады, мастерские, хлебопекарни и др.). В состав войск входили подразделения и части материального, медицинского, ветеринарного, а на флоте, кроме того, аварийно-спасательного обеспечения.
В германской армии начала 20 в. главному интенданту подчинялись интенданты армий, продовольственные магазины на театре войны (См. Театр войны), продовольственные подвижные магазины в поездах, на железных дорогах и на судах. Войсковой интендантской деятельностью ведали армейские, корпусные и дивизионные интенданты. Подобную организацию тыла имели и др. армии.
Применение в ходе 1-й мировой войны танков, авиации и автомобильного транспорта потребовало создания сил и средств технического, дорожного, инженерно-аэродромного и аэродромно-технического обеспечения, снабжения горючим, инструментами и др. новым имуществом. Появление химического оружия вызвало необходимость снабжать войска средствами защиты от отравляющих веществ. Сложность удовлетворения потребностей многомиллионных вооружённых сил во время войны в разнообразной боевой технике привела к значительному расширению связи Т. в. с. с экономикой государства.
Тыл Советских Вооруженных Сил создавался одновременно с формированием частей Красной Армии и ВМФ. В 1918 было организовано Центральное управление снабжения. Первые отряды Красной Армии штатных тыловых подразделений не имели, материальные средства получали от местных Советов и военных комиссариатов, в ведении которых находились склады бывшей царской армии. С 1918 обеспечением войск материальными средствами ведал начальник снабжения соответствующего фронта, армии, дивизии, бригады, которому подчинялись различные службы. Важные меры по организации Т. в. с. были приняты в результате проведения Военной реформы 1924-25 (См. Военная реформа 1924-25); материальное обеспечение сосредоточено в едином органе - Управлении начальника снабжения РККА; установлен порядок взаимоотношений органов Т. в. с. с народно-хозяйственными органами; принята схема снабжения - центр - округ - часть; реорганизованы войсковые органы тылового обеспечения. По мере развития народного хозяйства и технического перевооружения вооружённых сил появились части и подразделения, выполнявшие функции снабжения авиации, бронетанковых, автотракторной техникой и имуществом, горючим и др. В марте 1941 по решению ЦК КПСС и Советского правительства руководство Главным интендантским управлением, Санитарным, Ветеринарным управлениями Красной Армии, отделом материальных фондов было возложено на заместителя наркома обороны Маршала Советского Союза С.М. Буденного.
К началу Великой Отечественной войны 1941-45 Т. в. с., кроме тыловых подразделений, частей и учреждений, входивших в состав частей, соединений и объединений родов войск и видов вооружённых сил, имел также базы и склады с запасами материальных средств, автомобильные, железно- дорожные, дорожные, эвакуационные, ремонтные, инженерно-аэродромные, авиационно-технические, медицинские, ветеринарные и др. тыловые части и учреждения центрального подчинения. Постановлением ГКО 1 августа 1941 введена централизованная система управления Т. в. с.: были созданы Главные управление тыла Красной Армии и управления тыла во фронтах и армиях, а также учреждены должности начальника тыла Красной Армии и начальников тыла фронтов и армий. В составе Главного управления тыла был образован Штаб начальников тыла, а в управлениях начальников тыла фронтов и армий - организационно-плановые отделы. В центре и объединениях имелись, кроме того, управления (отделы) военных сообщений, автодорожной службы и инспекция начальника тыла. Начальнику тыла Красной Армии подчинялись также Главное интендантское управление, Управление снабжения горючим, Главные военно-санитарное и Ветеринарное управления; соответствующие управления и отделы находились в подчинении начальников тыла фронтов и армий. 19 августа 1941 была введена должность начальника тыла ВВС, в мае 1942 - начальника тыла ВМФ; в это же время учреждены должности начальников тыла в корпусах и дивизиях. Начальники тыла были наделены правами: в центре - соответственно заместителя наркома обороны и ВМФ, а в объединениях и соединениях - заместителей командующих (командиров). На них возлагалась ответственность за устройство тыла, подвоз материальных средств всех видов, эвакуацию и обеспечение войск по подчинённым службам; начальник тыла Красной Армии отвечал также за перевозку к фронтам всех видов пополнений. В ходе войны во фронтах стационарные склады были заменены полевыми складами, в армиях созданы полевые армейские базы. В января 1943 сформировано Главное автомобильное, а в июне Главное дорожное управления. В июне 1943 Главное управление тыла Красной Армии было упразднено; входившие в его состав штаб, управления и отделы подчинены непосредственно начальнику тыла. Тогда же была принята новая система подвоза - «от себя», по которой ответственность за доставку материальных средств от станций снабжения (армейских складов) к войскам (на дивизионные обменные пункты) возлагалась на начальников тыла армии, а за подвоз от дивизионных до полковых складов - на начальников тыла дивизий.
За годы войны Т. в. с. принял от народного хозяйства страны, обеспечил хранение и подвоз войскам и силам флота более 10 млн. т боеприпасов, свыше 16 млн. т горючего, большого количества вооружения, техники, продовольствия и др. материальных средств. Только автомобильным транспортом было перевезено 145 млн. т снабженческих грузов. Воинские железнодорожные перевозки превысили 19 млн. вагонов. Дорожной службой построено и восстановлено около 100 тыс. км автомобильных дорог. Силами железнодорожных войск и спецформирований восстановлено и перешито около 120 тыс. км железнодорожных путей. Для авиации оборудовано свыше 6 тыс. аэродромов. Медицинская служба вернула в строй после излечения свыше 72% раненых и около 91% больных. Личный состав армии и флота получал полноценное питание. Все важнейшие вопросы тылового обеспечения вооружённых сил решал ГКО через Генштаб, начальника тыла Красной Армии и начальников др. центральных органов управления. Централизация управления тылом позволила эффективно и экономно использовать имеющиеся силы и средства. Подвиги воинов Т. в. с. в годы Великой Отечественной войны высоко оценены партией и правительством: 52 из них присвоено звание Героя Советского Союза и более 30 - Героя Социалистического Труда, многие десятки тысяч награждены орденами и медалями; большое число тыловых частей и учреждений награждено орденами, удостоено звания гвардейских и получило почётные наименования.
После войны произведены перестройка организационной структуры и технического переоснащение Т. в. с. С образованием новых видов вооружённых сил одновременно создавался их тыл. Проведена полная моторизация всех звеньев Т. в. с., созданы новые части и учреждения различного назначения. В июне 1958 была учреждена должность заместителя министра обороны - начальника тыла министерства обороны, которая с 1962 именуется заместитель министра обороны - начальник тыла Вооружённых Сил; в объединениях, соединениях и частях должность начальника тыла была преобразована в должность заместителя командующего (командира) по тылу. Т. в. с. возглавляли: генерал-лейтенант (впоследствии генерал армии) А.В. Хрулёв (август 1941 - январь 1951), генерал-полковник В.И. Виноградов (январь 1951 - июнь 1958), Маршал Советского Союза И.Х. Баграмян (июнь 1958 - апрель 1968), генерал армии С.С. Маряхин (апрель 1968 - июнь 1972). С июля 1972 Т. в. с. возглавляет генерал армии С.К. Куркоткин.
Современный тыл Советских Вооруженных Сил имеет в своём составе: арсеналы, базы и склады с запасами материальных средств; специальные войска - автомобильные, железнодорожные, дорожные и трубопроводные; вспомогательный флот; части, учреждения и подразделения - инженерно-аэродромные, авиационно-технические, аварийно-спасательные, эвакуационные, ремонтные, строительные, медицинские, ветеринарные и др. Для обеспечения деятельности Т. в. с. в его состав могут входить также части и подразделения инженерных войск, войск связи, ПВО и охраны. По масштабу и характеру выполняемых задач Т. в. с. делится на тыл стратегический, оперативный и войсковой; по принадлежности - на тыл центра, окружной, флотский, фронтовой, армейский, флотилий, авиации флотов, корпусной, военно-морских баз, дивизионный, бригадный, полковой, корабельный, батальонный. Стратегический тыл включает тыл центра (арсеналы, базы и склады с запасами материальных средств, части специальных войск тыла и др. тыловые части и учреждения, находящиеся в постоянном непосредственном распоряжении министерства обороны и главнокомандующих видами вооруженных сил). Оперативный тыл составляют базы и склады с запасами материальных средств, части специальных войск тыла и др. тыловые части и учреждения, входящие в состав всех видов вооруженных сил. Войсковой тыл образуют склады с запасами материальных средств, автотранспортные, ремонтные, медицинские и др. части и подразделения, предназначенные для непосредственного тылового обеспечения соединений, частей, кораблей и подразделений. Каждое войсковое соединение, часть (корабль) и подразделение имеют свой тыл, состав которого определён штатами. Например, тыл мотострелкового батальона состоит из взвода снабжения, ремонтной мастерской и батальонного медицинского пункта. Располагая необходимым автомобильным транспортом, он способен следовать за батальоном при ведении им боевых действий или на марше и выполнять свои задачи в любых условиях обстановки.
Тыл Вооруженных Сил - это силы и средства, осуществляющие тыловое и техническое обеспечение армии и флота в мирное и военное время.
Тыл это составная часть вооружённых сил; совокупность воинских частей, учреждений и подразделений, осуществляющих подвоз материальных средств, материальное, транспортное, техническое, инженерно-аэродромное, аэродромно-техническое, медицинское, ветеринарное, торгово-бытовое, квартирно-эксплуатационное, финансовое, а в ВМФ, кроме того, аварийно-спасательное обеспечение.
- В состав тыла входят различные части, учреждения и подразделения, необходимые для выполнения следующих основных задач:
- постоянно содержать запасы материальных средств и обеспечивать ими войска;
- осуществлять подготовку, эксплуатацию, техническое прикрытие и восстановление путей сообщения и транспортных средств;
- обеспечивать воинские перевозки всех видов;
- восстанавливать военную технику и имущество;
- создавать условия для базирования авиации и сил флота;
- оказывать медицинскую помощь раненым и больным;
- осуществлять противоэпидемические, лечебно-профилактические, санитарно-гигиенические и ветеринарные меры;
- осуществлять торгово-бытовое, квартирно-эксплуатационное и финансовое обеспечение;
- оказывать помощь войскам в восстановлении их боеспособности и ликвидации последствий ударов противника.
Для выполнения этих задач он располагает базами и складами с запасами материальных средств различного назначения, специальными войсками (автомобильные, дорожные, трубопроводные и др.), вспомогательным флотом, инженерно-аэродромными, авиационно-техническими, ремонтными, медицинскими, ветеринарными и другими частями, подразделениями и учреждениями.
Тыл Вооруженных Сил предназначен для обеспечения Вооруженных Сил всеми видами материальных средств и содержания их запасов, подготовки и эксплуатации путей сообщения, обеспечения воинских перевозок, ремонта оружия и военной техники, оказания медицинской помощи раненым и больным, проведения санитарно-гигиенических и ветеринарных мероприятий и выполнения ряда других задач тылового обеспечения. В состав тыла Вооруженных Сил входят арсеналы, базы, склады с запасами материальных средств. Он имеет специальные войска (автомобильные, железнодорожные, дорожные, трубопроводные, инженерно-аэродромные и другие), а также ремонтные, медицинские, охраны тыла и другие части и подразделения.
- Тыл Вооружённых Сил Российской Федерации (ВС России) включает:
- Центральное управление военных сообщений Минобороны России
- Автомобильно-дорожное управление Минобороны России
- Центральное управление ракетного топлива и горючего Минобороны России
- Центральное продовольственное управление Минобороны России
- Центральное вещевое управление Минобороны России
- Служба пожарно-спасательная и местной обороны ВС России
- Ветеринарно-санитарная служба ВС России
- Управление экологической безопасности ВС России
- Главное управление торговли Минобороны России
- Управление по активному отдыху Минобороны России
- Управление сельского хозяйства Минобороны России
- Военно-научный комитет Тыла ВС России
- Секретариат начальника Тыла ВС России
- Отдел кадров Тыла ВС России
- Отдел военного образования Тыла ВС России
- Тыл СВ ВС России
- Тыл ВВС
- Тыл ВМФ
- Тыл КВ (1 декабря 2011 года на их базе сформированы Войска воздушно-космической обороны)
- Тыл РВСН
- Тыл ВДВ
- Тыл военных округов (флотов) (группы войск (флотилии)) ВС России
- Автомобильные войска
- Железнодорожные войска ВС России
- Дорожные войска ВС России
- Трубопроводные войска ВС России
- Войска охраны тыла ВС России
1 августа свой праздник отмечает тыл Вооруженных сил Российской Федерации. Как известно, без тыла нет армии, хотя многое из того, что делают для боевых подразделений тыловики остается «за кадром». Достаточно сказать, что тыловики часто рискуют не меньше тех, кто находится на передовой. Особенно в современных локальных войнах, где любая доставка продовольствия, обмундирования, горючего по территории действий боевиков - это колоссальный риск.
Снабжение войск в допетровской России
тылового обеспечения войск уходит в ранние периоды становления централизованной российской государственности. Как известно, вплоть до реформ Петра Первого ядро вооруженных сил русского государства составляло конное поместное войско. Оно состояло из помещиков - дворян и детей боярских, несших в случае боевых действий ратную службу вместе со своими военными слугами - «боевыми холопами». Государство не предоставляло поместному войску ни продовольствия, ни снаряжения, ни вооружения, поэтому помещики были вынуждены решать вопросы обеспечения своих отрядов самостоятельно. Каждый воин, тем не менее, был обязан иметь запас провианта на срок не менее четырех месяцев. Чаще всего, запасались сухарями, мукой, сушеным и соленым мясом и рыбой. Разумеется, при наличии каких-то денежных средств воины могли покупать продовольствие на месте пребывания, также способом получения продовольствия всегда оставалась охота. Государство также могло продавать хлеб воинам, но на этом этапе отечественной истории не снабжало их продовольствием бесплатно. Что касается денежного довольствия, то его получали боярские дети и дворяне, служившие полковую службу и делившиеся на три разряда. Первый разряд - полк главных окладных - получал от 80 до 100 рублей годового жалованья. Второй разряд - полк второго оклада - получал от 50 до 60 рублей годичного жалованья. Наконец, третий разряд, или дети боярские, получал примерно 20-30 рублей годового жалованья. Половина жалованья выдавалась служилым людям в Москве, а вторая половина - во время военных походов. Меньшее жалованье получали в городовых полках, расквартированных в городах - от 4 до 14 рублей.
Однако когда в составе русского войска появились первые профессиональные военные - «служилые люди по прибору», то государство было вынуждено взять на себя их обеспечение не только земельными наделами, но и необходимым довольствием. Для того, чтобы обеспечить содержание растущего войска, государство ввело дополнительные подати. На выплату жалованья стрельцам шли «стрелецкие деньги», на производство боеприпасов - «ямчужные деньги», на выкуп пленных у неприятеля - «полоняничные деньги». К служилым людям по прибору относились пищальники, стрельцы, полковые и городовые казаки, пушкари, которые в военное время распределялись между полками поместного войска. К служилым людям пушкарского чина относились пушкари, затинщики (стрелявшие из затинных пищалей), мастеровые, занимавшиеся ремонтным обслуживанием вооружения, крепостные служащие. В 1638 г. в Москве несли службу 248 пушкарей и затинщиков, управлял которыми Пушечный приказ. Пушкари получали от государства жалованье за свою службу. После создания «полков нового строя», формировавшихся по европейскому образцу и комплектовавшихся даточными людьми, система выдачи жалованья нижним чинам и офицерам рейтарских и драгунских полков также была упорядочена. На военную службу брали одного солдата от каждых ста дворов, затем - от каждых 20-25 дворов. Служба была пожизненной, а жалованье солдаты получали ежемесячное и ежегодное - как деньгами, так и хлебом. Также за службу могли выдаваться земельные участки. могло как покупаться за собственный счет, так и выдаваться государством. При этом продовольственное снабжение осуществлялось, опять же, самостоятельно. Когда в 1550 г. стрелецкое войско только начинало формироваться, стрельцам было положено жалованье в размере 4 рублей в год - то есть, идентичное жалованью наименее оплачиваемых служилых людей «по отечеству» поместного войска. Причем четырехрублевое жалованье стрельцы получали в Москве, а городовые стрельцы имели оклад в два раза меньше - всего два рубля в год. Пушкари получали еще меньшие оклады. Так, московские пушкари и затинщики получали по 2 рубля с гривною в год, а городовые пушкари - вообще один рубль. Кроме того, пушкари обеспечивались также осьминой муки, половиной пуда соли в месяц и сукном на два рубля в год. Городовым стрельцам выдавалось два пуда соли, 12 «коробов» ржи и 12 «коробов» овса в год. То есть, как мы видим, снабжение регулярных войск находилось на невысоком уровне. После экономических неурядиц, последовавших за событиями Смутного времени, даже бояре и дворяне не смогли без государственной поддержки снаряжать свои отряды для службы в поместном войске. В первой половине XVII в. бояре получали от 300 до 700 рублей в год, стольники - от 90 до 200 рублей в год, московские дворяне - от 10 до 210 рублей в год. При этом в военное время государство стремилось увеличить выплаты служилым людям.
Недостаточные, на взгляд стрельцов и других служилых людей «по прибору», размеры жалованья неоднократно становились причиной возникновения недовольства и брожения среди стрельцов. В середине XVII века стрельцы, несшие службу в Кольском остроге, получали 3,5 рубля жалованья, десятники - 3,75 рублей в год, пятидесятники - 4 рубля в год, сотники - 12 рублей в год, а стрелецкий голова - 25 рублей в год. Кроме того, стрельцам полагалось продовольственное обеспечение в размере двух четвертей ржи, четырех четвертей овса и одной четверти ячменя ежегодно. Денежный оклад пушкарей был увеличен и приравнен к стрелецкому, что также было направлено на пресечение возможного недовольства представителей такой важной воинской профессии как обслуга артиллерийских орудий. Размеры жалованья могли зависеть и от конкретного места несения службы - так, в некоторых острогах они составляли у стрельцов, казаков и пушкарей по 5 рублей в год. Конные казаки, несущие службу в острогах, могли получать по 8 рублей в год, будучи наиболее высокооплачиваемой категорией из числа служилых людей по прибору. При выступлении в поход казакам и стрельцам выдавались дополнительные деньги.
В полках нового строя - драгунских, рейтарских и солдатских - жалованье в первое время их существования было очень большим по меркам других подразделений русской армии. Очевидно, что государство очень дорожило полками нового строя и служившими в них солдатами, рейтарами и драгунами. Наиболее высокие оклады получало командование полков нового строя, среди которого преобладали зарубежные военные специалисты, прежде всего немцы и голландцы. Так, только месячного кормового жалованья генералы получали 90-100 рублей, полковники - 25-50 рублей, подполковники - 15-18 рублей, майоры - 14-16 рублей, ротмистры - 13 рублей, капитаны - 9-11 рублей, поручики - 5-8 рублей, прапорщики - 4-7 рублей. Рядовые солдаты полков нового строя получали, конечно, значительно меньшее жалованье, но его размеры в 2 - 2,5 раза превосходили жалованье рядовых стрельцов и пушкарей. Для организации продовольственного обеспечения полков нового строя был организован сбор «служилых хлебных запасов», который осуществлялся во всех городах и деревнях. Со всех населенных пунктов страны в места дислокации полков направлялись рожь, мука, сухари, крупы, тогда как из Москвы доставлялось мясо, соль и вино.
Реформы Петра. Провиантская и комиссарская службы
Однако вплоть до модернизации российской армии при Петре I организация тылового обеспечения и снабжения войск не была упорядочена и проработана. Петр I, взявший за основу модель армии по европейскому образцу, принял решение и о реорганизации снабжения вооруженных сил. 18 февраля 1700 г. для управления снабжением регулярной армии был создан Провиантский приказ. В подчинении приказа находились «магазины», как тогда назывались склады продовольствия - в Москве, Петербурге, Киеве, Чернигове, Брянске, Смоленске и ряде других городов. Приказ был структурирован и состоял из местных отделений, которыми руководили провиантмейстеры. Во главе приказа был поставлен окольничий Языков, которому присвоили звание генерал-провиантмейстера. В тот же день 18 февраля Петр I учредил Особый приказ, в компетенцию которого входило управление финансовыми ассигнованиями, поступающими на нужды армии, а также снабжение армии обмундированием и лошадьми. Таким образом, оба приказа отвечали за тыловое обеспечение и являлись прототипом будущих продовольственных, вещевых, финансовых служб. В полевом управлении армии был создан комиссариат, отвечавший за все виды снабжения. Продовольственным обеспечением в дивизиях и полках руководили обер-провиантмейстеры и провиантмейстеры, а финансами и обмундированием - обер-комиссары и комиссары. Кроме того, в подразделениях была развернута медицинская служба. В Уставе Воинском 1716 г. ответственность за организацию обеспечения войск возлагалась на командующего армией - генерал-фельдмаршала. За непосредственное руководство снабжением армии продовольствием, обмундированием, лошадьми, оружием и финансовыми средствами отвечал генерал-кригс-комиссар. При этом обоз с вьючными животными и повозками генерал-кригс-комиссару не подчинялся - у обозной службы был свой начальник. Генерал-вагенмейстер, руководивший обозом, подчинялся генерал-квартирмейстеру, в обязанности которого входили подвоз снабжения, размещение и обустройство войск, организация госпиталей. Таким образом, структура управления тылом российской армии в петровскую эпоху была «двухглавой» - разделялись функции непосредственного материального обеспечения армии и организации транспортировки и расквартирования. Возможности обоих тыловых генералов были уравнены - если генерал-кригс-комиссар ведал финансами и продовольствием, то есть уже имел очень большое влияние и возможности, то генерал-квартирмейстер отвечал за подвоз финансов и продовольствия и без подчиненных ему обозов комиссариат генерал-кригс-комиссара просто не мог бы действовать. Над обоими «начальниками тыла» возвышалась фигура генерал-фельдмаршала, однако в непосредственные дела тылового обеспечения войск он не вмешивался.
При Петре организация продовольственного обеспечения армии всецело была взята на себя государством. В городах страны были открыты продовольственные склады армии, откуда продовольствие доставлялось конными подводами по суше или на лодках по рекам. Также организовывались подвижные склады, называемые магазинами и имеющие месячный запас продовольствия. 18 февраля 1705 г., в пятую годовщину создания Провиантского приказа, был определен точный размер хлебного довольствия нижних чинов, которое состояло из полуосьмины (24 килограмм) муки и малого четверика (3,5 килограмм) круп в месяц. Для приобретение остального продовольствия выдавались деньги и солдаты могли покупать продукты по собственному усмотрению. Воинские части, находившиеся в походах и за пределами страны, получали дополнительное довольствие из расчета два фунта хлеба, один фунт мяса, один гарнц пива и две чарки вина на человека в день. Кроме того, на месяц полагалось два фунта соли и полтора гарнца крупы. Унтер-офицеры получали тройной порцион. На кораблях Военно-морского флота была введена норма потребления продовольствия: 30 фунтов сухарей, 16 фунтов круп, 16 фунтов толокна, 10 фунтов ветчины, 0,5 осетра, 60 чарок вина, 30 чарок сбитня, 30 чарок уксуса и 1 фунт соли в месяц. Солдатам и матросам порционы выдавались продовольствием, а офицеры получали довольствие в денежном виде и могли покупать продукты по собственному усмотрению. Размеры порционов могли меняться, в зависимости от нахождения полка в конкретном месте и характера выполняемых им задач. При выполнении более сложных задач довольствие увеличивалось. Естественно, что регулярное обеспечение войск продовольствием, обмундированием и снаряжением требовало создания на полковом уровне эффективной тыловой службы. Она подчинялась командиру полка и включала в свой состав провиантмейстера, комиссара, квартирмейстера, обозного офицера и лекаря. Все финансовые расходы контролировались командиром полка и всеми офицерами. Что касается непосредственной организации питания личного состава, то снабжение подразделений горячей пищей осуществляли ротные солдатские артели. Каждая артель имела не только кухонный инвентарь, посуду, но и лошадей, телеги и сани. В состав артели входили ротный артельщик, кашевар, хлебопек и конюх.
Развитие тыла в XIX веке
В дальнейшем организация тылового обеспечения российской императорской армии продолжала совершенствоваться. В 1800 г. была введена должность генерал-интенданта, который становился верховным начальником снабжения армии. В 1802 г. в России было создано Военное министерство, называвшееся в начале своего существования Министерством военно-сухопутных сил. Первым руководителем Военного министерства был назначен генерал от инфантерии С.К. Вязмитинов, который в 1805 г. произвел реформу органов управления тыловым обеспечением войск, соединив Комиссариатский и Провиантский департаменты в Интендантское ведомство. Однако Интендантское ведомство функционировало непродолжительное время. Недостаточно эффективное снабжение русских войск во время войны 1807 г. с Францией и 1808-1809 гг. с Швецией было вменено в вину именно Интендантскому ведомству. После этого ведомство было распущено, а на его основе созданы самостоятельные департаменты - Комиссариатский, Провиантский, Медицинский. В рассматриваемый период значительно повысилась эффективность организации тылового обеспечения армии. С 1810 г., после создания дивизий, корпусов и армий, были созданы полевые интендантские, провиантские и комиссариатские управления армий, комиссии корпусов и комиссионерства при дивизиях, которые отвечали за тыловое обеспечение своих соединений. Кроме того, была изменена структура организации медицинской помощи раненым и больным военнослужащим. Управление медицинской службы в армии стало самостоятельной от гражданской медицины структурой, после чего были созданы 70 постоянных госпиталей и военно-временные госпитали. Соответственно, улучшалось продовольственное обеспечение медицинских учреждений действующей армии, раненые и больные солдаты и офицеры получали возможность более качественного и здорового питания.
Во время Отечественной войны 1812 г. были сформированы развозные и подвижные госпитали для обеспечения потребностей действующей армии в медицинском обслуживании. Перед подготовкой Бородинского сражения главнокомандующий приказал организовать питание и медицинское обслуживание раненых по пути в Москву. Ориентировочно потери русской армии должны были составить около 5 тысяч человек убитыми и 20 тысяч человек ранеными. Из 20 тысяч раненых предполагалось, что 4 тысячи будут тяжелоранеными и 16 тысяч легкоранеными. Последние будут в состоянии передвигаться самостоятельно, а тяжелораненых планировалось вывозить с поля боя на подводах. Однако в действительности потери русской армии оказались значительно большими. В главном военном госпитале были сосредоточены 30 тысяч раненых, нуждающихся в транспортировке. Только за три дня смогли эвакуировать 20 тысяч раненых, остальные раненые, кто мог передвигаться, были вынуждены выдвинуться из Москвы самостоятельно. Что касается организации продовольственного обеспечения армии, то перед началом наступления командование приняло решение о заготовлении солонины, которая должна была стать одним из основных источников питания военнослужащих. Было собрано питание, достаточное для обеспечения 120 тысяч военнослужащих на протяжении 25 суток. В обозах имелось 30 тыс. пудов сухарей и 8 тыс. четвертей круп, кроме того на подводах были доставлены 10 тыс. пудов сухарей, 20 тыс. четвертей овса. Обеспечение действующей армии сеном было возложено на население губерний, причем большую часть сена предполагалось собрать с дворян, а меньшую - с купцов и мещан. Таким образом, уже в Отечественную войну 1812 г. организация тылового обеспечения армии показывала свои сильные и слабые стороны, анализ и осмысление которых впоследствии позволили продолжать дальнейшее совершенствование организации тылового обеспечения российской армии.
В 1812 г. были введены должности полевых генерал-кригскомиссаров, каждый из которых отвечал за снабжение отдельной армии. 27 января 1812 г. был создан Комиссариатский департамент, который отвечал за вещевое и финансовое довольствие армии и медицинскую службу. На местах были созданы комиссарские комиссии. Аналогичную структуру имел и Провиантский департамент, отвечавший за обеспечение армии провиантом и фуражом. В 1812 г. организация тылового обеспечения армии была возложена на генерал-интенданта и начальника главного штаба одновременно. При этом в подчинении начальника главного штаба находился дежурный генерал, осуществлявший непосредственное руководство транспортным обеспечением войск и медицинской службой. Ему подчинялись генерал-вагенмейстер и директор военных сообщений. В 1857 г. провиантские комиссии на местах были расформированы, а вместо них созданы управления обер-провиантмейстера, просуществовавшие до 1864 г. За провиант войск с 1700 и до 1864 гг. продолжал отвечать генерал-провиантмейстер. С 1724 г. в подчинении генерал-провиантмейстера находились два заместителя - генерал-провиантмейстер-лейтенанта. В 1812 г. было создано Полевое провиантское управление, руководил которым генерал-провиантмейстер, подчинявшийся непосредственно генерал-интенданту. В 1836 г. генерал-провиантмейстер был введен в состав Главного штаба российской армии, а в 1864 г. Провиантский департамент был введен в состав главного интендантского управления и должность генерал-провиантмейстера была также упразднена. Военная реформа 1864 г., проводившаяся Д.А. Милютиным, способствовала централизации управления тылом вооруженных сил. С 1864 г. функции снабжения войск вещевым, финансовым, продовольственным, фуражным и квартирным довольствием были переданы Главному интендантскому управлению, образованному 11 августа 1864 г. В состав Главного интендантского управления вошли шесть отделений, а также Технический комитет, комиссии, инспектор интендантских технических заведений, Управление руководителя опытом ведения войскового хозяйства чинами интендантского ведомства и интендантские приемщики.
Главное интендантское управление просуществовало до 1918 г. и было ликвидировано уже в Советской России, в связи с созданием Рабоче-крестьянской красной армии и соответствующих структур при ней. Кроме того, в том же 1864 г. был создан Комитет по передвижению войск по железным дорогам, взявший на себя управление военными сообщениями. Была введена должность начальника военных сообщений действующей армии и командующего войсками, в тылу ее находящимися. В подчинении начальника военных сообщений находились интендантское, артиллерийское, военно-медицинское, инженерное в тылу армии и военно-медицинское в тылу армии управления. Должностные обязанности нового руководителя были прописаны во «Временном положении об управлении военными сообщениями действующей армии и находящимися в ее тылу войсками». Таким образом, была предпринята попытка модернизации и централизации управления тылом вооруженных сил. Каждая действующая армия должна была обеспечиваться собственным военным округом, выполнявшим функции тыла. Однако углубление представлений об организации тыла в российской императорской армии относится только к периоду русско-японской войны 1904-1905 гг. Так, именно в этот период появились понятия «общий» и «ближайший» тыл, то есть - тыл фронта и тыл армии. Главный начальник тыла фронта был поставлен в непосредственное подчинение главнокомандующего и отвечал за снабжение и эвакуацию войск. В годы Первой мировой войны тыловые службы подверглись дальнейшему совершенствованию. 16 июля 1914 г. Николай II принял решение о выводе из Управления главного начальника снабжения фронта начальников управления военных сообщений и санитарной части фронта. Они были переподчинены непосредственно главнокомандующему.
У истоков современного Тыла. Генерал Хрулев
После Октябрьской революции 1917 г. и создания в следующем году Рабоче-Крестьянской Красной Армии, перед молодым советским государством встал вопрос о формировании и совершенствовании тылового обеспечения красноармейских и краснофлотских подразделений. Поскольку старая структура организации тыловых служб императорской армии была разрушена, советскому командованию и партийному руководству приходилось методом проб и ошибок, консультируясь с «военспецами» старой школы, апробировать наиболее эффективные методы организации тыловой работы в войсках. Более-менее упорядочилась организация тыловых служб уже перед началом Великой Отечественной войны. В 1939 г. по распоряжению И.В. Сталина было создано Управление снабжения Красной Армии во главе с начальником снабжения. Начальником снабжения был назначен Андрей Васильевич Хрулев. Именно он считается «отцом - основателем» тыла вооруженных сил СССР. Андрей Васильевич Хрулев родился в 1892 г. и ко времени назначения был уже немолодым 47-летним военным специалистом с богатой и интересной биографией. Свой трудовой путь он начал в девятилетнем возрасте, работая в петербургских мастерских учеником, затем слесарем. Еще до революции он стал общественным активистом рабочего движения, в марте 1918 г. вступил в РСДРП (б), был комиссаром Пороховского райкома Петрограда. В августе 1918 г. 26-летний Хрулев добровольно вступил в Красную Армию. В январе он стал комендантом революционной охраны Пороховского района Петрограда, затем был переведен на военно-политическую работу. С 1919 по 1928 гг. он прошел путь от помощника начальника политотдела 11-й кавалерийской дивизии в составе 1-й Конной армии до заместителя начальника политуправления Московского военного округа. В 1930 г. Хрулев возглавил Центральное военное финансовое управление РККА, затем - Финансовое управление Народного комиссариата обороны СССР. В 1935 г. ему было присвоено звание корпусного комиссара. В 1936-1938 гг. Хрулев занимал должность начальника Строительно-квартирного управления Наркомата обороны, а в 1938-1939 гг. руководил Военно-строительным управлением Киевского военного округа. Очевидно, большой опыт Хрулева в руководстве и военно-финансовыми, и военно-строительными службами по достоинству оценил И.В. Сталин, назначая 47-летнего корпусного комиссара на ответственную должность начальника Управления снабжения всей Красной Армии. 22 июля 1940 г. Управление снабжения было реорганизовано и переименовано в Главное интендантское управление Красной Армии, а Хрулев назначен начальником последнего в звании генерал-лейтенанта интендантской службы. Именно Хрулев руководил продовольственным, вещевым, хозяйственным и квартирным обеспечением Красной Армии, военной торговлей и военно-учебными заведениями тыла. Прекрасно понимая, что над советской страной нависла опасность вторжения неприятеля, Хрулев видел своей главной задачей подготовку интендантских служб Красной Армии к мобилизационному развертыванию и обеспечению снабжения действующих соединений в случае начала войны. 1 марта 1941 г. генерал-лейтенант интендантской службы Хрулев был назначен заместителем Народного комиссара обороны СССР. Все это время руководство интендантских служб обсуждало возможности наиболее эффективной организации тылового обеспечения Красной Армии. Непосредственно вопросами снабжения Красной Армии в руководстве страны ведал Анастас Микоян, занимавший пост заместителя Председателя Совета Народных Комиссаров СССР. Именно Микояну легли на стол соображения по реорганизации тыла, предложенные Хрулевым и его соратниками. Анастас Иванович передал соображения генерала Иосифу Виссарионовичу Сталину. После того, как был разработан проект приказа о создании централизованной организации тыла Красной Армии, высшие руководители Главного интендантского управления и представители Генерального штаба РККА собрались на совещание у И.В. Сталина, внимательно изучившего предложенные соображения.
1 августа 1941 г. Иосиф Сталин подписал приказ «Об организации Главного управления тыла Красной Армии». В состав Главного управления тыла были включены Главное интендантское управление РККА, Управление снабжения горючим, Управление военных сообщений, Санитарное и Ветеринарное управления, Автодорожное управление. Начальник Главного управления тыла Красной Армии одновременно именовался начальником Тыла Красной Армии. На эту должность было решено назначить генерал-лейтенанта Хрулева. Аналогичные должности начальников тыла были введены на всех фронтах и во всех армиях. В 1942 г. Хрулеву было присвоено звание генерал-полковника интендантской службы, а в 1943 г. - генерала армии. С февраля 1942 г. по апрель 1943 г. генерал Хрулев также занимал должность народного комиссара путей сообщения СССР, поскольку железнодорожное сообщение в годы Великой Отечественной войны приобретало особое значение в обеспечении тыла сражающейся Красной Армии. Свидетельством недюжинных способностей и знаний Андрея Васильевича Хрулева было то, что он оставался начальником Тыла Красной Армии на протяжении всей Великой Отечественной войны, хотя Сталин неоднократно менял других высших военных руководителей, перемещая их с одной должности на другую. Жизненный путь Хрулева опровергал известные слова «незаменимых людей у нас нет». По крайней мере, Хрулева заменить было некем. После Победы над фашистской Германией Андрей Васильевич Хрулев сохранил должность начальника Тыла Красной Армии. В 1946 г. он был назначен заместителем Министра - начальником тыла Вооруженных Сил СССР и сохранял эту должность до 1951 г. В 1951 г., в возрасте 59 лет, генерал армии Хрулев был уволен с военной службы и перешел на руководящую работу в Министерство промышленности строительных материалов СССР на должность заместителя министра. В 1956-1958 гг. он был заместителем министра строительства СССР, затем - военным инспектором - советником Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. В 1962 г. генерал армии Хрулев скончался. Его имя длительное время (с 1964 по 1999 гг. и с 2003 по 2007 гг.) носило Ярославское высшее военное финансовое училище (Военный финансово-экономический институт), готовившее специалистов военно-финансовой службы для Вооруженных Сил СССР, а затем и России.
Тыл Советской Армии в послевоенный период
Именно в годы Великой Отечественной войны произошло окончательное формирование Тыла Красной Армии, позже ставшего основой Тыла Вооруженных Сил СССР. Без организации эффективного тылового снабжения действующих фронтов и армий победа над гитлеровской Германией не представлялась бы возможной. Воины Тыла внесли свой огромный вклад в победу над противником. В послевоенный период происходило дальнейшее развитие и усиление Тыла Вооруженных Сил СССР, а после распада СССР - Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации. Большой вклад в укрепление Тыла Вооруженных Сил СССР был внесен Маршалом Советского Союза Иваном Христофоровичем Баграмяном. Один из легендарных советских военных командиров Великой Отечественной, сменивший Василевского на посту командующего 3-м Белорусским фронтом, Баграмян обладал большим умом, энергией и честностью. Возможно, именно эти личностные качества маршала способствовали его выдвижению на новую ответственную должность. В 1956-1958 гг. Баграмян возглавлял Высшую военную академию им. К.Е. Ворошилова (Военная академия Генерального штаба), после чего в 1958 г. был назначен заместителем Министра обороны СССР - начальником Тыла. Эту ответственную должность Баграмян занимал до 1968 года - десять лет. В годы, когда во главе Тыла Вооруженных Сил СССР находился прославленный Баграмян, начальнику тыла был вновь возвращен статус заместителя командующего. Понятие тыла было распространено не только на армию, корпус, дивизию, но и на бригаду, полк и батальон. Были введены должности заместителя командира бригады, заместителя командира полка и заместителя командира батальона по тылу. В 1968 г. 69-летний маршал Баграмян был переведен на должность Генерального инспектора Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.
Важнейшую роль тыловые службы Советской Армии сыграли во время войны в Афганистане. Сложные природно-климатические условия этой страны, наличие постоянной опасности в лице разрозненных отрядов боевиков, действующих практически по всей территории Афганистана, очень сильно затрудняли задачи по обеспечению Ограниченного контингента советских войск в Афганистане. Для решения этих задач в Афганистан был введен целый ряд подразделений специальных войск бригадного и батальонного уровня, в том числе 276-я трубопроводная бригада, 278-я дорожно-комендантская бригада, 159-я отдельная дорожно-строительная бригада, 58-я отдельная автомобильная бригада, 59-я отдельная бригада материального обеспечения, отдельные 692-й дорожный и 14-й и 1461-й трубопроводные батальоны, 342-е управление инженерных работ (фактически - соединение из 6 военно-строительных и 3 строительно-монтажных батальонов, 2 строительных рот). Солдаты и офицеры трубопроводных, дорожных, автомобильных войск, всех служб тыла проявляли настоящий героизм, решая сложнейшие задачи по обеспечению воюющих подразделений Советской Армии. Учитывая отсутствие в Афганистане железнодорожного сообщения, слаборазвитость трубопроводной инфраструктуры, автомобильные и дорожные войска становились важнейшим компонентом обеспечения ОКСВА продовольствием, обмундированием, боеприпасами, горюче-смазочными материалами. Важную роль играли трубопроводные войска, обеспечивавшие подачу воды и горючего. Наконец, колоссальное значение играла военно-медицинская служба, поскольку специфика климатических условий Афганистана способствовала появлению, помимо раненых в боевых действиях, тысяч больных, в том числе такими тяжелыми болезнями как гепатит. Специальные войска и службы, входившие в состав Тыла Вооруженных Сил СССР, понесли в Афганистане немалые людские потери, не менее отважно выполняя свой долг, чем солдаты и офицеры других войск.
Современный Тыл ВС РФ
В 1991 г., после распада Советского Союза и начала разрушения мощной Советской Армии, по тылу Вооруженных сил молодой России были нанесены серьезные удары. Так, начальник тыла был лишен должности заместителя министра обороны РФ. Значительным сокращениям подверглись тыловые подразделения и войска, входившие в состав тыла Вооруженных сил. Снизилась эффективность и оперативность управления тылом, что привело к решению в 1994 г. вернуть начальника тыла ВС РФ в ранг заместителя министра обороны страны. В 1997 г. в состав тыла ВС РФ были возвращены прежде вычлененные из него Главное военно-медицинское управление и Управление военных сообщений. Большой вклад в реорганизацию и укрепление тыла Вооруженных сил Российской Федерации внес генерал армии Владимир Ильич Исаков, с 1997 по 2008 гг. занимавший должность начальника тыла Вооруженных сил Российской Федерации - заместителя министра обороны РФ. Участник боевых действий в Афганистане, чудом оставшийся в живых после тяжелейших ранений, боевой генерал Владимир Ильич Исаков не понаслышке был знаком с важностью эффективной организации тыла армии. За 11 лет пребывания во главе тыла российской армии, Исаков сделал очень многое для его возрождения и модернизации.
Современный тыл Вооруженных сил Российской Федерации - очень сложная структура. В его состав входят управления, отделы, службы, войска, выполняющие задачи по хозяйственному, продовольственному, вещевому, торговому, медицинскому, экологическому, топливному, автодорожному, железнодорожному обеспечению Вооруженных сил РФ. Структурными компонентами тыла Вооруженных сил Российской Федерации являются: Центральное управление военных сообщений Министерства обороны РФ; Главное военно-медицинское управление Министерства обороны РФ; Автомобильно-дорожное управление МО РФ; Центральное управление ракетного топлива и горючего МО РФ; Главное управление торговли МО РФ; Центральное продовольственное управление МО РФ; Центральное вещевое управление МО РФ; Управление экологической безопасности; Управление сельского хозяйства МО РФ; Управление по активному отдыху МО РФ; Служба пожарно-спасательная и местной обороны ВС РФ; Ветеринарно-санитарная служба ВС РФ; Военно-научный комитет тыла ВС РФ; Отдел военного образования тыла ВС РФ; Отдел кадров тыла ВС РФ; Секретариат начальника тыла ВС РФ. Кроме того, тылу Вооруженных сил РФ подчинены тылы родов и видов войск Вооруженных сил РФ, тылы военных округов, флотов и флотилий. В состав тыла Вооруженных сил РФ входят также автомобильные, дорожные, железнодорожные, трубопроводные войска и войска охраны тыла. В соответствии с приказом министра обороны Российской Федерации от 28 июля 2011 г., каждый год 1 августа отмечается День тыла Вооруженных сил Российской Федерации.
День тыла вооруженных сил России / Фото: Пресс-служба МО РФ
Ежегодно 1 августа отмечается День тыла вооруженных сил России . Этот праздник утвержден Приказом Министерства обороны РФ № 225 от 7 мая 1998 года.
За точку отсчета истории тыла вооруженных сил принят 1700 год. Тогда 18 февраля Петр I подписал Указ «О заведовании всех хлебных запасов ратных людей Окольничему Языкову, с наименованием его по сей части Генерал-Провиантом».
Был учрежден первый самостоятельный снабженческий орган — Провиантский приказ, ведавший поставками хлеба, крупы и зернофуража для армии. Он осуществлял централизованное продовольственное обеспечение, которое, как известно, является сегодня одним из видов материального обеспечения войск.
1 августа 1941 года произошло фактическое самоопределение тыла вооруженных сил - тыл определился как самостоятельный вид или род вооруженных сил.
В этот день Верховный Главнокомандующий И.В. Сталин подписал приказ Народного комиссара обороны СССР № 0257 «Об организации Главного управления тыла Красной Армии...», объединившего в своем составе штаб начальника тыла, управление ВОСО, автодорожное управление и инспекцию начальника тыла Красной Армии. Была введена должность начальника тыла Красной Армии, которому помимо Главного управления тыла Красной Армии «во всех отношениях» были также подчинены Главное интендантское управление, Управление снабжения горючим, Санитарное и Ветеринарное управления.
Сведение под одно начало всей совокупности снабженческих, медицинских и транспортных структур позволило наладить сложный процесс тылового обеспечения действующей армии.
В его состав входят штаб тыла, 9 главных и центральных управлений, 3 службы, а также органы управления, войска и организации центрального подчинения, тыловые структуры видов и родов войск Вооруженных сил, военных округов и флотов, объединений, соединений и воинских частей.
29 июля 2000 года Президент России В.Путин подписал указ «О 300-летии Тыла Вооруженных Сил», в тексте которого говорится: «Учитывая важное значение тылового обеспечения армии и флота, отмечая боевые заслуги перед Отечеством ветеранов и личного состава Тыла Вооруженных Сил и в связи с его 300-летием, постановляю: Установить памятный день - 300-летие Тыла Вооруженных Сил и отметить его 1 августа 2000 года».
«ВМ», №1, 2000г.
Тыл Вооруженных Сил: история и современность
Генерал-полковник В.И.ИСАКОВ, начальник Тыла ВС РФ -
заместитель министра обороны Российской Федерации
В 2000 году Тыл Вооруженных Сил Российской Федерации празднует свое 300-летие. Строго говоря, тыл существовал задолго до 1700 года, официально считающегося годом его основания. И вот почему. Словом «тыл» издревле обозначали противоположную чему-либо, обратную сторону - т.е. то, что сзади. Есть лицо, а есть за-тыл-ок, по-старославянски - по-тыл-ица, Сторона, противоположная фронту (фрунту, лицу), - так понимали тыл в старину. Так, кстати, определяет тыльную сторону строя и нынешний Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации. Но это лишь одно из значений. По мере развития военного дела тылом стали именовать не только сторону, но и всю территорию, лежащую вне зоны собственно военных действии. В дальнейшем в это понятие вошли и органы управления, части и учреждения, размещавшиеся в тылу и выполнявшие, как правило, снабженческие и иные вспомогательные функции.
О 300-летии Тыла Вооруженных Сил мы говорим, исходя из понимания его как системы сил и средств, предназначенных для тылового обеспечения войск. Иными словами, имеем в виду не пространственно-территориальное, а структурно-функциональное содержание. Именно поэтому за точку отсчета истории Тыла Вооруженных Сил принят 1700 год: тогда, 18 февраля, Петр I подписал указ «О заведовании всех хлебных запасов ратных людей окольничему Языкову, с наименованием его по сей части генерал-провиантом». Был учрежден первый самостоятельный снабженческий орган - Провиантский приказ, ведавший поставками для армии хлеба, крупы и зернофуража. Он осуществлял централизованное продовольственное обеспечение, которое, как известно, является сегодня одним из видов материального обеспечения войск. В тот же день другим указом самодержец учредил еще один приказ - Особый, впоследствии получивший название Военного (иначе его именовали Комиссариатским). Он ведал ассигнованиями, направляемыми на вооружение войск, денежным довольствием армии, снабжением ее обмундированием и лошадьми.
Созданные царем-реформатором регулярные армия и флот требовали дальнейших шагов по централизации их обеспечения, ив 1711 году по указу Петра I снабженческие органы вошли в состав действующей армии. В ее полевом управлении был образован комиссариат, занимавшийся всеми видами снабжения.
Сложившаяся в начале XVIII века структура органов управления и накопленный в ходе Северной войны опыт снабжения действующей армии были закреплены в Уставе Воинском 1716 года. Ответственность за обеспечение войск возлагалась на командующего армией (генерал-фельдмаршала), а непосредственное руководство ее снабжением - на генерал-кригскомиссара, в обязанности которого, в частности, вменялось снабжение войск деньгами, вещевым имуществом, провиантом, оружием и лошадьми. Любопытно, что транспортные средства не входили в ведение последнего. Обоз в армии подчинялся генерал-вагенмейсте-ру. Над тем начальствовал генерал-квартирмейстер, который наряду с подвозом руководил также размещением войск и госпиталей. Фактически именно он создавал тыловую инфраструктуру полевой армии, хотя и не являлся организатором материального обеспечения.
Разделение снабженческих и транспортных полномочий в то время имело свой резон. По необходимости обоз, например, мог превратиться в подобие фортификационного сооружения и использоваться как оборонительный рубеж. Однако, если один начальник определяет тыловую «диспозицию», а другой - ее снабженческое содержание, это рождает противоречие, которое усиливается по мере развития военного дела и усложнения тыловой организации.
В общей системе снабжения наибольший удельный вес имело продовольствие. Провиантом армия полностью обеспечивалась из запасов государства. К 1705 году во многих городах были открыты продовольственные склады. Продукты доставлялись на подводах или по рекам на стругах (больших лодках). Кроме постоянных (стационарных) организовывались также временные и подвижные склады. Первые развертывались войсками при остановках на непродолжительное время. А вторым, именуемым магазинами, предписывалось иметь постоянные запасы продовольствия в размере месячной потребности.
Составить представление об этих прототипах современных бригад материального обеспечения поможет, например, донесение адмирала Апраксина от 11 марта 1711 года. Он докладывал Петру I об организации походного магазина на 2609 подводах, возившего 4160 четвертей сухарей, 384 четверти круп, 1200 четвертей овса и 22 713 пудов сена. Если подсчитать, то это около 1300 тонн! Вполне сопоставимо с грузоподъемностью бортового транспорта отдельного батальона материального обеспечения современной дивизии.
Следует заметить: многие проблемы сегодняшнего тыла корнями родят в историю. К примеру, в Петровскую эпоху провиантмейстеры и комиссары подчинялись не командирам полков и дивизий, а только вышестоящим начальникам по своей специальности, состояли при войсках как уполномоченные от армии, иногда - от губернии.
После смерти Петра I в 1730 году Временная воинская комиссия констатировала недостаточную обеспеченность войск. Последовали решения, дававшие полкам право накопления отпущенных казной средств. На «экономические суммы» (сэкономленные деньги) можно было покупать все необходимое - вплоть до лошадей. Известная автономность войскового хозяйства была выгодна государству: собственное имущество сберегается лучше казенного. А чем не «экономическая сумма», скажем, нынешний вид 101, куда поступают средства от подсобных хозяйств, экономии хлеба и та. Очевидно, практика внебюджетных средств имеет многовековую историю.
В середине XVIII века за мундир, выданный для носки, с военнослужащего вычиталось до половины жалованья. Так государство стимулировало сбережение вещевого имущества. Кстати, то, что долгое время эти вопросы курировало одно должностное лицо - комиссар, обусловлено именно их тесной взаимосвязью. В основе современной концепции вещевого обеспечения военнослужащих, проходящих службу по контракту, та же идея - за предусмотренное нормами снабжения, но неполученное полагается компенсация.
Указ Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 годе JNe 30S «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупок продукции для государственных нужд» ввел конкурсную систему поставок для Вооруженных Сил. Логичный шаг со стороны государства, переводящего свою экономику на рыночные рельсы. Однако сколько сил и энергии потребовалось специалистам служб тыла, чтобы приноровиться к новым требованиям. Между тем они не такие и новые.
К снабжению регулярной армии России испокон веку привлекались частные подрядчики. Например, с середины XIX века узаконено пять способов заготовки материальных средств: подряд с торгов, коммерческий, комиссионный, наличной покупкой, а также отпуском денег полкам на заготовку «собственным попечением».
Подряд с торгов считался наиболее выгодным. Причем всякий казен-" ный подряд, и это официально признавалось, имел две цели, во-первых, «приобретение необходимых для заготовления предметов по ценам, не отяготительным для казны и безобидным для частных лиц» и, во-вторых, «развитие всех отраслей частной промышленности, открытие ей пути х сбыту своих произведений на довольствие и снабжение войск».
Вместе с условиями (кондициями) торгов Интендантское управление устанавливало «крайнюю цену». Платить больше было нельзя. Определялась и минимальная стоимость, дешевле которой покупать также запрещалось. В инструкциях заготовителям указывалось, что казна не должна гнаться за как можно меньшей ценой подряда, а всегда сопоставлять ее с минимумом, за которым неизбежны убытки подрядчика или недобросовестное исполнение обязательств (подкуп приемщиков и прочее). В том и другом усматривался вред казенному интересу, а посему конкуренция при подрядах должна была иметь определенные пределы.
К сожалению, сегодня не все решения принимаются столь взвешенно, как раньше. Федеральный закон от 6 мая 1999 года № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд», принятый в развитие Указа Президента РФ № 305, направлен сугубо на максимальное сокращение расхода бюджетных средств. А интересы поставщиков оказались в стороне. Условия конкурсов, определяемые Министерством экономики, фактически вынуждают их кредитовать государственные нужды. Чужая «головная боль», пожалуй, меньше всего должна беспокоить Министерство обороны. Но, к сожалению, она становится и нашей, и прежде всего в ситуации с закупками и поставками горючего и смазочных материалов,
Конкурсы, проведенные в первой половине 1999 года, определили поставщиков только 30% объема необходимых Вооруженным Силам нефтепродуктов - больше желающих не нашлось. Жесткие условия отпугнули нефтяные компании. Ситуация осложнялась тем, что горючее в связи с возникшей разницей цен на мировом и внутреннем рынке оказалось в дефиците. Тогда правительство установило компаниям обязательные задания по поставке нефтепродуктов Министерству обороны в третьем-четвертом кварталах 1999 года. Но ведь эта мера, принципиально нас устраивающая, не согласуется с проводимой политикой рыночной экономики.
Значительное развитие тыл получил в первой половине XIX века. В 1802 году в России образуется Военное министерство, изначально названное Министерством военно-сухопутных сил. Первым военным министром стал генерал от инфантерии С.К.Вязмитинов, ранее возглавлявший Комиссариатский департамент. Именно при нем в 1805 году Комиссариатский и Провиантский департаменты были объединены в одно Интендантское ведомство, которое просуществовало недолго: современники не смогли по достоинству оценить важность этого органа централизованного управления материальным обеспечением войск (правда, в армиях, корпусах и дивизиях интенданты все же были сохранены). На интендантство была возложена основная вина за неудачи в войнах 1807 года с Францией и 1808-1809-го со Швецией, хотя буксовал тогда весь военный механизм государства.
С 1812 года Военное министерство включало семь самостоятельных департаментов, в том числе Провиантский, Комиссариатский и Медицинский. Произошла существенная подвижка в полевом управлении войск. Согласно новому положению, названному «Учреждение для управления большой действующей армией», управление тылом возлагалось на штаб армии. Он был обязан при участии соответствующих начальников разрабатывать планы по обеспечению армии оружием, боеприпасами, продовольствием, инженерным и вещевым имуществом, жалованьем, планировать подвоз снабженческих грузов, оборудовать военные дороги и координировать движение по ним, организовывать медицинское обеспечение, размещать и перемещать магазины, артпарки, госпитали. Штаб как орган управления, планируя одновременно и боевые действия войск, и их обеспечение, подчинил интересам снабжения весь тыл. Оперативность работы последнего, таким образом, была поднята на более высокую ступень.
И все же вопросы устройства тыла и организации снабжения по-прежнему дробились - теперь между генерал-интендантом и начальником Главного штаба, которые на равных подчинялись главнокомандующему. Заметным новшеством стало введение должности дежурного генерала, подчинявшегося начальнику Главного штаба армии. Это должностное лицо, с одной стороны, осуществляло руководство и транспортным обеспечением, и армейским обозом, с другой - на нем лежала ответственность за организацию эвакуации раненых и больных и оказание им медицинской помощи.
Через полвека идею теснейшей консолидации снабженческих органов продолжил выдающийся российский военный реформатор Д.А.Милютин. В 1864 году Комиссариатский и Провиантский департаменты вновь были объединены в одно ведомство - Главное интендантское управление Военного министерства. Двумя годами позже учреждается Комитет по передвижению войск по железным дорогам, которые к тому времени получили достаточное распространение. На смену обозу приходит «интендантский транспорт».
Поистине переворотом в теории и практике военного искусства, можно считать, открытием ДА.Милютина и его соратников стала организация тыла действующей армии в ходе русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Произошли изменения в способах ведения войны и увеличилась численность армии. В этих условиях без «тылового» единоначалия снабжение не могло быть эффективным. Тогда был предпринят неординарный шаг - введена должность «начальника военных сообщений действующей армии и командующего войсками, в тылу ее находящимися». Ему подчинялись штаб начальника управления, интендантское, артиллерийское, военно-медицинское, инженерное и военно-медицинское управления в тылу армии. Права и обязанности нового должностного лица были изложены во Временном положении об управлении военными сообщениями действующей армии и находящимися в ее тылу войсками. Это был первый опыт действительной централизации руководства тылом. Территория, на которой размещались войска, «в тылу находящиеся», получила статус военного округа. Его командующий по сути являлся начальником тыла действующей армии. Согласно положению 1890 года «О полевом управлении войск» каждая действующая армия должна была обеспечиваться «своим военным округом», т.е. своим тылом.
И все же «тыл» как специальный термин пополнил военный лексикон лишь в русско-японскую войну 1904-1905 годов. Стали различать «общий» и «ближайший» тыл. Первый, по существу, не что иное, как тыл фронта, а второй - тыл армии. Общий тыл получил своего рода автономию - независимость от других должностных лиц. Главный начальник тыла маньчжурских армий подчинялся только главнокомандующему. В его ведении находилось тыловое управление, которое, размещаясь в Харбине, имело в распоряжении различные части и учреждения, выполнявшие функции снабжения и эвакуации.
Следует обратить внимание на то, что первоначально тыл (в понимании, близком к нынешнему) сложился в оперативно-стратегическом звене. Возросшее количество служб, частей и учреждений тыла, увеличившийся объем задач по перемещению грузов, личного состава, раненых и больных повлекли качественное изменение системы управления. Штаб оперативно-стратегического объединения не мог обработать всю информацию. Организацией тылового обеспечения войск стал заниматься новый самостоятельный управленческий орган со своим аппаратом, возглавляемым
начальником тыла. Это новое формирование не сразу стало единоличным организатором обеспечения войск объединения. Во фронте данными вопросами занимались и другие органы и должностные лица. Территориальная составляющая во многом еще превалировала над функциональной, Строительство войскового и оперативного тыла, даже в силу многовариантности решений, не могло проходить гладко. Несколько армий, выполнявших общую оперативно-стратегическую задачу, в Первую мировую войну стали именоваться фронтом. Руководство его снабжением осуществлял главный начальник снабжения армий фронта. Подчиняясь непосредственно командующему, он по сути являлся начальником самостоятельного тыла фронта.
Вопреки Положению о полевом управлении войск в военное время от 16 июля 1914 года из Управления главного начальника снабжения фронта были выведены и переподчинены непосредственно главнокомандующему начальник управления ВОСО и начальник санитарной части фронта. Таким образом, преимущества и эффективность объединения служб снабжения, военных сообщений и санитарной в едином самостоятельном тыле в 1914-1918 годах осознаны не были.
Необходимо отметить, что после Октябрьской революции 1917 года органы тыла многократно подвергались реорганизации. Однако в Уставе Тыла Красной Армии разделы, касавшиеся войскового, армейского и фронтового тыла, также существенно расходились с опытом Первой мировой войны. Организация тыла и подвоз возлагались на штаб фронта, в составе которого предполагалось иметь отдел военных сообщений и отдел тыла. Снабженческие службы подчинялись непосредственно командующему фронтом. В Центре координация их действий была еще меньше. Прозрение пришло в первые же недели Великой Отечественной войны.
30 июня 1941 года генерал-лейтенант А.В.Хрулев письменно доложил начальнику Генерального штаба генералу армии Г.К. Жукову: «Дело организации служб тыла действующей армии находится в исключительно тяжелом положении. Ни я, как главный интендант, ни Управление тыла и снабжения Генерального штаба на сегодняшний день не имеем никаких данных по обеспечению продовольствием и интендантским имуществом фронтов... Подвоза также нет, так как Главное интендантское управление не имеет данных, куда и сколько нужно и можно завозить». При этом он нисколько не преувеличивал драматизм ситуации. Управление обеспечением войск в начале войны действительно было потеряно, как, впрочем, и руководство собственно войсками.
Возникла транспортная коллизия: оперативные и снабженческие перевозки - на запад, эвакуационные - с запада. Зачастую в войска направлялось то, что они же и эвакуировали. Встречные грузопотоки держали в огромном напряжении железные и автомобильные дороги. К середине июля бесплановость и бессистемность отправки снабженческих транспортов, несвоевременность их разгрузки парализовали многие коммуникации. На промежуточных железнодорожных станциях насчитывалось более 450 фактически брошенных без локомотивов поездов. Требовались срочные радикальные меры.
Лучшие умы интендантства во главе с А.В.Хрулевым, изучив и проанализировав опыт организации снабжения русской армии в Первой мировой войне, Красной Армии в годы Гражданской войны и в последующих боевых действиях, подготовили предложения по реорганизации Тыла Красной Армии. Они стали основой проекта постановления Государственного Комитета Обороны по его организации. Проект был незамедлительно утвержден И.В.Сталиным. 1 августа 1941 года он же подписал приказ № 0257 «Об организации Главного управления Тыла Красной Армии...», объединившего в своем составе штаб начальника Тыла КА, управление ВОСО, автодорожное управление и инспекцию начальника Тыла КА.
Была учреждена должность начальника Тыла Красной Армии, которому помимо Главного управления Тыла КА «во всех отношениях» были подчинены Главное интендантское управление, Управление снабжения горючим, Санитарное и Ветеринарное управления. Должность начальника тыла вводилась также во фронтах и армиях. Сведение под одно начало всей совокупности снабженческих, медицинских и транспортных структур позволило наладить сложный процесс тылового обеспечения действующей армии.
Именно данный исторический факт, а конкретно «заслуги личного состава Тыла Вооруженных Сил в годы Великой Отечественной войны» и дальнейшая «эффективная деятельность по тыловому обеспечению боевой учебы войск и сил флота в мирное время» легли в основу Приказа министра обороны РФ № 225, которым учрежден День Тыла Вооруженных Сил, ежегодно отмечаемый 1 августа. В тот день в 1941 году произошло фактическое самоопределение Тыла Вооруженных Сил.
Май 1942 года стал новым шагом в развитии Тыла Вооруженных Сил. Организационно-плановые отделы фронтов и армий были реорганизованы в штабы управления тыла. Должность заместителей командира по тылу была введена в корпусах и дивизиях. По вопросам общей организации тыла, планирования снабжения, подвоза и эвакуации начальнику тыла стали подчиняться службы снабжения: артиллерийского, автобронетанкового, инженерного, связи, химического и другие.
Изменения происходили и в дальнейшем. В ведении начальника тыла то были, то исключались различные органы, например Финансовое управление КА, Реорганизовывались подчиненные довольствующие структуры. Варьировалась численность. За целостность тыла приходилось бороться. Так, в ноябре 1944 года в подчинение заместителю наркома обороны было передано Управление снабжения горючим, возвращенное в структуру тыла лишь в 1946 году. Еще в январе 1943-го были переподчинены Генеральному штабу и органы ВОСО. Снабжение стало «пробуксовывать», и опрометчивое решение срочно отменили.
Окончание Великой Отечественной войны не прекратило поиска оптимальных форм организации тыла. В конце 40-х - начале 50-х годов начальник Тыла Вооруженных Сил утратил статус заместителя министра обороны. Из его подчинения вышли службы военных сообщений и квартирно-эксплуатационная. Штаб тыла был расформирован. На его базе возникло Управление служб тыла, вернувшее свое штабное качество только в 1953 году.
С другой стороны, в 1947 году был создан тыл Воздушно-десантных войск. Он занял подобающее место в одном строю с тылом ВВС и ВМФ, которые были образованы еще в первом периоде войны. Впоследствии к ним присоединились тыл Войск ПВО и РВСН.
В 1956 году по решению правительства в Министерство обороны из Министерства торговли передается Главвоенторг, который вливается в Тыл ВС как Главное управление торговли МО.
С конца 50-х годов широко развернулись исследования в области теории тылового обеспечения. В 64-м издается Наставление по оперативному, а через год - по войсковому тылу. Начальник тыла вновь становится заместителем командира (командующего). Свершается долгожданное, обусловленное логикой всех предшествовавших преобразований, событие - понятие тыла распространяется на полковое (бригадное) и батальонное звенья. В полках (бригадах) и батальонах вводится должность заместителя командира полка (бригады), батальона по тылу.
В мирное время те или иные новации, к сожалению, часто происходят не в силу необходимости, не на основе научных выводов, а по наитию или под давлением субъективных факторов, порою вследствие межличностных отношений. Именно этим, пожалуй, можно объяснить вывод из состава Тыла Вооруженных Сил в 1992 году служб военных сообщений и медицинской.
Органы военного управления, подчиненные начальнику Тыла Вооруженных Сил, как, впрочем, и любому другому заместителю министра обороны, в мирное время могут функционировать самостоятельно. В военный же период необходимо их воссоединение, на что, безусловно, уйдет время. Кто может поручиться, что оно будет отпущено? Вооруженные Силы должны гарантировать немедленный отпор любому агрессору. Вот почему органы управления, за которыми закрепилось название органов тыла, требуют в числе прочего единого руководства уже в мирное время,
Стремление воссоздать прежнюю структуру, способную выполнять комплекс задач по тыловому обеспечению войск (сил) с приемлемым качеством, подвигло руководство Министерства обороны в 1997 году к решению возвратить военно-медицинскую службу и службу ВОСО в систему Тыла Вооруженных Сил.
Сегодня Тыл Вооруженных Сил Российской Федерации - это слаженный организм. В его составе штаб Тыла ВС РФ, десять главных и центральных управлений, три службы, направление кадров. Ежегодно в войска поставляется около 8 млн тонн горючего, продовольствия, вещевого имущества и других материальных средств, из них около 500 тыс. в гарнизоны Арктики и Крайнего Севера. Различные виды транспорта перевозят почти 2 млн человек. По линии Министерства обороны медицинское обслуживание получают свыше 6 млн военнослужащих, членов га семей и военных пенсионеров. Одновременно осуществляются мероприятия по реформированию Тыла Вооруженных Сил. Совершенствуется и оптимизируется его структура, завершается адаптация системы тылового обеспечения войск к условиям рыночной экономики, осваивается конкурсный механизм закупок материальных средств и оказания услуг.
В заключение хотелось бы остановиться на перспективах строительства Тыла ВС и его структуры. В соответствии с утвержденными Президентом РФ Основами государственной политики РФ по военному строительству на период до 2005 года на повестке дня поэтапный переход е единой или сопряженной системе тылового обеспечения Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации. Нынешняя автономность снабженческого процесса силовых структур оборачивается нерациональным делением расходов на оборонные нужды и правоохранительную деятельность даже при выполнении однотипных функций, стратегическими издержками в боевой и мобилизационной готовности подчиненных войск и др. Разве не абсурд, например, деление больных и раненных военнослужащих разных ведомств и требование оплаты за лечение «чужих»? Другой пример - подготовка военных специалистов служб тыла, медиков и т.д. Программы подготовки вузов однотипны, а обучаются они в своих академиях и училищах, хотя учебно-материальная база Министерства обороны вполне позволяет готовить специалистов из различных ведомств.
В августе 1999 года работа по созданию единой системы тылового обеспечения перешла в плоскость принятия конкретных решений на основе детальной совместной научной проработки, определения конечной цели и оценки результатов интеграции, поэтапного сопряжения функций и отдельных направлений деятельности служб тылового обеспечения различных силовых министерств и ведомств. Свое 300-летие Тыл Вооруженных Сил встречает функционально подготовленным, способным всесторонне обеспечить постоянную и мобилизационную готовность войск (сил) и выполнение ими задач по предназначению.
Архив ПИ, ф. 10, оп. 295, д. 001, л. 241.
Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте