Вознесенский женский монастырь. Вознесенский монастырь

21.06.2013 8428

Вознесенский собор города Ельца — один из самых крупных православ­ных храмов России, гордость и украшение не только города, но и всей Липецкой и Елецкой епархии. Построен он «по-елецки» — с размахом! В начале XX в. Алексей Константинович Воскресенский — автор книги, посвященной истории и культуре Ельца — писал: «Если посетитель войдёт внутрь храма, то он остановится изумлённым на пороге его: громадность размеров храма и его чудное благолепие скажут ему, что этому храму было бы приличнее занимать одно из самых видных мест среди храмов столиц Российской империи, нежели находиться среди хотя и многолюдного, но все же провинциального уездного города».

Собор построен по проекту знаменитого русского зодчего Константина Андреевича Тона в русско-византийском стиле. Творение К.А. Тона олицетворяло собой в архитектуре главенствующую в то время и объединяющую Россию госу­дарственную идею «Самодержавие. Православие. Народность.» и подчеркивало связь русской культуры и государственности с православной Византией.

Объемно-композиционное построение собора традиционно: с восточной части к огромному кубу пятиглавого летнего храма, перекрытому четырёхскатной кровлей и поставленному на высокий белокаменный подклет, примыкают три полукружия алтарей; с запада - одноэтажная, на высоту первого яруса собора трапезная с двумя приделами. Завершает композицию с запада нижний ярус недостроенной колокольни, служащий притвором. Вертикаль колокольни с крыльцом-сенью сени над северным и южным крыльцами остались незавершёнными (по проекту доминирующая в застройке города колокольня должна была иметь ещё 4 яруса, и высота её составила бы 115 арш., или 82 м). Храм трёхнефный, четырёхстолпный. Четыре крестообразных в плане храмовых столба несут центральную восьмигранную главу, прорезанную по граням высокими окнами с полуциркульными завершениями. В верхней части главы — карниз, украшенный поясом квадратных ширинок. Нижняя часть глав и верхний пояс храмового куба декори­рованы поясом килевидных кокошников. Центральную главу венчает луковичное завершение с золочёным крестом на подкрестном шаре. Малые главки по углам четверика повторяют в уменьшенном виде главную. Куб храма разделяется междуэтажным пояском в виде упрощённого антаблемента, разорванного в центре трёхчастного фасада, разделённого встроенными трехчетвертными и полуколоннами упрощённого тоскано-дорического ордера. Углы храма также закреплены трёхчетвертными колонками. В верхнем ярусе храма каждое из прясел прорезают большие окна, в средней части – сдвоенные, с лучковыми перемычками и украшенные наличниками с колонками по краям и барочными завершениями – очельями в виде картушей. Архитектурное оформление трапезной, перекрытой на два ската, аналогично храмовому.

Все элементы оформления Вознесенского собора – кокошники в основаниях барабанов глав и завершении объема храма, луковицы глав, крыльца-сени, пучки полуколонн, пышные очелья наличников – имеют прямые аналоги в архитектуре Руси. Тем не менее в излишней правильности всех пропорций здания чувствуется классическое воспитание автора, отчего архитектурное убранство храма создает эффект декорации.

Вознесенский собор прекрасно «держит» застройку центральной части Ельца, собирает её вместе с рассыпанными вертикалями храмов города в одно целое. Собор ценен и как важнейший элемент градостроительной структуры Ельца, и как образец высокой строительной культуры России середины XIX в.

В годы советского безвременья собор пострадал меньше других храмов, сохранив свою красоту и величие. Сегодня панораму Ельца и его духовную жизнь невозможно представить без соборного храма Вознесения Господня, который, как и город, имеет интересную историю.

Вознесенский приход, который в начале своей истории не являлся соборным, возник, скорее всего, в 1680-х гг., так как храм во имя Вознесения Христова ещё не значится в переписной книге В. Сухотина 1678 г., а впервые упоминается в писцовой и межевой книге Тихона Камынина 1691-1693 гг. В 1745 г. Вознесенская церковь пострадала от пожара, после чего была «возобновлена и украшена».

Под возобновлением имеется в виду, видимо, построение в следующем 1746 г. новой каменной церкви во имя Вознесения Христова, на что указывает историк Орловской епархии Г.М. Пясецкий, ссылаясь на несохранившиеся ведомости храма за 1783 г. В это время при Вознесенской церкви «имелась» писцовая земля в трёх участках — 90 десятин на реке Дон, 40 десятин общего владения с городской Успенской церковью близ г. Ельца и участок земли в общем владении с елецкими ямщиками, которые не допускали причт до пользования землей, вследствие чего в 1789 г. спорное дело об этом рассматривалось в Верхнем земском суде. В приходе у Вознесенской церкви в указанный период числилось по исповедным ведомостям 126 дворов.

Фрагмент плана города Ельца ок. 1795 г. 1 — Вознесенская соборная церковь, 2 — Успенская церковь, 3 — Воскресенский «старый» собор, 4 — Введенская церковь, 5 — часовня на могиле ельчан, погибших в 1395 г. при нашествии Тамерлана

К 1760 г. церковь Вознесения Христова уже считалась древней, а находившаяся при ней трапезная церковь св. Николая Чудотворца была тогда крайне «ветха и с расщелинами в стенах». Тогда же по ходатайству купца Семёна Епифаньевича Калашникова указом из Воронежской духовной консистории от 13 июня 1760 г. было разрешено на месте обветшавшей трапезной церкви построить новую, большую в размерах, с приделами св. Николая Чудотворца и св. Димитрия Ростовского, а также новую каменную колокольню. Указ из Воронежской духовной консистории по благословению Преосвященного Кирилла на постройку был выдан 13 июня 1760 г., а закладка нового трапезного храма с колокольней совершена елецким протопопом Афанасием Козьминым 11 июня того же года. Вскоре строительство было завершено, а в 1772 г. ввиду «тесноты» Воскресенского собора статус соборной церкви Ельца был передан Вознесенской церкви.

О местонахождении, размерах и планировке Вознесенского храма можно судить по изображению его на плане Ельца 1809 г., где ещё до сооружения нового собора показано место предполагаемого строительства и старая Вознесенская церковь.

В 1804 г. в церкви, кроме главного престола в честь Вознесения Господня, действовали тёплые приделы «св. Чудотворца Николая, Димитрия Ростовского и Смоленския Богородицы» — на втором этаже трапезной.

Существует предание, что в древности на месте Вознесенской церкви было кладбище и храм во имя свв. Кирика и Иулиты. Об этом писали И.И. Уклеин и Е.И. Назаров, ссылавшийся на воспоминания старожила И.И. Исаева. В 1967 г. при настоятельстве архимандрита Исаакия (Виноградова) в память этого храма «ревнителями родной елецкой старины» был даже сооружён киот с иконой святых мучеников, находящийся ныне на правой стороне соборной трапезной. Однако ни в одном из известных сегодня документов XVII или XVIII в. храм свв. Кирика и Иулиты не упоминается.

Реконструкция Красной площади Ельца на нач. XIX в. Силуэтами выделены Вознесенский соборный и Успенский храмы, на месте которых предполагалось строительство нового собора. Рис. А.В. Новосельцева

Будучи в начале XIX в. главным храмом быстро развивающегося Ельца, Вознесенская церковь уже мало соответствовала «цветущему состоянию города» и не удовлетворяла назначению соборного храма. Поэтому вопрос о строительстве новой каменной соборной церкви был поднят в 1800 г., и тогда по инициативе церковного старосты Фёдора Сафроновича Попова начался сбор денег на «обширный по размерам и красивый по архитектуре новый соборный храм». Сразу после принятия решения о строительстве нового собора ктитор Ф.С. Попов стал заготавливать камень для постройки. В 1815 г. старостой Василием Степановичем Петровым у епархиального начальства была испрошена сборная шнуровая книга, которую выдал для сбора пожертвований на постройку собора Преосвященный Досифей, епископ Орловский. До 1821 г. было собрано только 10000 руб.

Первый проект нового соборного храма Ельца был разработан в 1824 г. в стиле «итальянской архитектуры». . В плане храм должен был иметь размеры 104х39 м, но дальше одобрения проекта епископом Орловским Гавриилом дело не пошло. Тем временем сбор денег на постройку хоть и медленно, но продолжался.

В 1841 г. харьковский архитектор Да­илов выполнил новый проект в «византийском и частично итальянском вкусе», который 26 февраля того же года был представлен Орловскому архиерею. 16 марта проект одобрила Орловская губернская строительная комиссия, после чего он был отправлен в Синод. 11 июня 1841 г. Святейший Синод слушал полученное 2 июня 1841 г. «доношение Преосвященного Евлампия, епископа Орловского, коим испрашивалось разрешение строительства в г. Ельце вместо обветшавшего и невместительного нового каменного собора». Одновременно были рассмотрены чертежи, одобренные Орловской губернской строительной комиссией, и переданы в следующую инстанцию — в Комиссию проектов и смет Главного управления путей сообщения и публичных зданий. Там 25 августа 1841 г. новый проект елецкого собора получил следующую оценку: «Размеры онаго по приложенному масштабу в огромном виде, ни мало не сообразным с числом прихожан 814 душ, из числа коих половину только можно почитать постоянными посетителями собора». Размеры собора согласно проекту должны были составить: «длина самой церкви … в 31, ширина в 11 и 16 сажен, а вышина с главою 22 сажени. Длина и ширина колокольни на 10, а вышина в 32 сажени; двери вышиною в 8,5, шириною в 3 аршина. Каковые размеры в сравнении с другими церквами и с пространством, потребным по настоящей надобности, столь огромны, что полагать надобно, что масштаб приложен не следующий к сим чертежам. При том и способы на постройку… не представляют возможность совершить столь огромное предприятие». Таким образом, комиссия усомнилась в правильности приложенного к чертежам масштаба и возможности построить в Ельце такой большой храм, хотя, как показала история, в действительности здание собора было выстроено ещё больших размеров. Комиссия выразила сомнение в возможности собрать необходимые для строительства средства и в качестве примера приводила церковь, построенную в Санкт-Петербурге длиною с колокольней в 25 и шириною в 12 саженей, на которую ушло почти полмиллиона рублей ассигнациями. Смета же на строительство соборного храма Ельца по предложенному проекту составляла 564 256 руб.

Казалось бы, вторая неудача с проектом должна была охладить строительный пыл ельчан. Однако не зря ходят легенды о хватке и напористости елецких купцов. Видно, их желание построить в родном городе новый собор, да не просто какой-нибудь, а так, чтоб и губернским городам завидно стало, подкреплённое, как сейчас говорят, «финансовыми возможностями», было столь велико, что вопрос всё же решился в лучшем для Ельца смысле.

29 сентября 1841 г. обер-прокурор и кавалер граф Николай Александрович Протасов на заседании Синода предложил возвратить неодобренный проект и выполнить новый с приложением к нему сметы. Вследствие этого комиссия отклонила проект харьковского архитектора Данилова и рекомендовала «при переделке проекта … по высочайшему повелению в точности соблюсти древний византийский стиль, приняв в соображение чертежи, изданные на сей конец архитектором Тоном».

Тем временем в 1841 г. ктитором собора был избран купец Иван Герасимович Петров (1798-1862). Новый соборный староста в мае 1842 г. отправился в Москву просить самого К.А. Тона — архитектора Двора Его Императорского Величества — выполнить для Ельца проект соборного храма. История не сохранила подробности их беседы, но, видно, доводы ельчан, решивших отвлечь от дел знаменитого зодчего, обласканного заказами императорского двора и столичной знати, были вескими… Вскоре вопрос о месте постройки соборного храма и архитектурном проекте был решён. К 23 июня 1843 г. К.А. Тон разработал проект собора, а 27 июня т. г. он был представлен в Святейший Синод.

Как и следовало предполагать, проект был одобрен во всех инстанциях и высочайше утвержден 25 ноября 1843 г. При этом император Николай Павлович повелел «объявить архитектору Константину Тону за красоту сего проекта монаршее благоволение».

Согласно проекту К. Тона общая длина здания собора составляла 132 аршина, в том числе колокольни 19 аршин, трапезной и храма соответственно 38 и 48 аршин, главный алтарь — 14 аршин. Высота храма с крестом — 105 аршин (74 м) — более чем в полтора раза превосходила высоту храма по отвергнутому ранее проекту. Высота колокольни с крестом должна была составить 115 аршин. По составленной тогда же смете возведение храма вчерне без отделки составляло 210 521 руб. 44,5 коп. Полная смета предполагала затраты в размере 564 256 руб. ассигнациями, а постройка собора по плану должна была окончиться через 7 лет. Кирпича для строительства было потребно 10 430 000 шт.

Синод, возвращая 31 декабря 1843 г. Орловскому епископу Евлампию смету и высочайше утверждённый проект, рекомендовал «по огромности и важности предположенных работ» создать «строительный комитет из благонадёжных духовных лиц; почётнейших граждан и опытного архитектора», снабдить комитет инструкциями и шнуровыми книгами. В созданный комитет кроме старосты были назначены настоятель Елецкого Троицкого монастыря архимандрит Флавиан и благочинный города, протоиерей собора Пётр Малишевский, а также именитые елецкие купцы.

В 1844 г. последовало прошение ельчан об учреждении вместо созданного комитета должности строителя собора с двумя помощниками, так как это было удобнее для ведения практических работ. А 10 декабря 1844 г. Елецкое градское общество «вследствие полученного от высшего начальства разрешения в строители соборной церкви в г. Ельце» избрало елецкого второй гильдии купца Ивана Герасимовича Петрова. В помощники — третьей гильдии купца Ивана Ларионовича Попова и купеческого сына Ивана Ивановича Уклеина.

К началу строительства в наличии было всего 30 тысяч рублей плюс доход от 50 дес. земли, находившейся к югу от города — за р. Лучок, тогда как общая смета была почти в 20 раз больше. За апрель-июль 1844 г. было собрано ещё 35 тыс. руб.

В марте 1845 г. строитель И.Г. Петров получил в Орле план, фасад и смету на постройку собора, а вместе с тем и 2 шнуровые книги для записи пожертвований. Первым записался в книгу и пожертвовал 2000 руб. ассигнациями сам Иван Герасимович. Его помощник И.Л. Попов также отдал на строительство 2000 руб., другие жертвователи за три дня — 6415 руб., а купец М.И. Лавров — 10 000 руб.

Подрядчиком на каменные работы по строительству собора выступил бывший государственный крестьянин из с. Доброго Богословской волости Владимирской губернии, липецкий купец третьей гильдии Фаддей Маркелович Шилов. Договор был заключён 17 марта 1845 г. при полной гласности. Условия оговаривались в присутствии прихожан, граждан Ельца из 60 лучших домов. Шилов подрядился «выстроить сей соборный храм по проекту плана и фасада Высочайше утверждённому, ныне ему предъявленному, под надзором архитектора, своими рабочими людьми из доставленного ему от строителя и помощников его материала, по всем правилам прочности и чистоты. Начать ему работу сего года, по вскрытии весны таким порядком:

1-е. Выкопать ямы и канавы под бут мерою в глубину и ширину по указанию архитектора ему, Шилову, своими рабочими людьми, за что и по договору получит по 76 и 3/4 коп. серебром за каждую кубическую сажень и отвалит от канав к стороне.

2-е. Набутить оное крупным возовым камнем пятивершковой толщины или более или менее, цена за работу с кубического саженя по 3 руб. 14 коп. серебром.

3-е. На цоколь стесать камни хорошим мастерством и поставить самый цоколь на место как следует вышиной по местоположению и по проекту и назначению архитектора, и если будет потребно, то под алтарями сделать выходы со сводами и выходными дверьми, цена с куб. саженя 10 руб. серебром.

4-е. Кирпичную кладку производить ему, Шилову, от цоколя до верхнего карниза по своды в настоящем храме и той же вышины колокольни равно и трапезы вверх на 15 сажень: за каждую же положенную в дело тысячу кирпича казённой меры или московского формата получить ему, Шилову, 1 руб. 71 коп. серебром.

5-е. От сего верхнего корпуса выше изложенных 15 саженей производить кладку кирпичей, как то: своды настоящего храма с пятью главами и колокольни вверх до окончания и совершения всей кладки, не отступая ни в чём от проекта, со всей предосторожностью к прочности, получить ему, Шилову, также с каждой положенной ему тысячи кирпичей по 3 руб. серебром.

6-е. Где по фасаду должно будет употреблять белый камень, то за обделку оного и положения как следует на место получить ему 28 руб. 1/2 коп. серебром.

7-е. Если что будет сделано им неисправно и потребуется переделка, то производить оную, не полагая за то никакой особой платы.

8-е. Материалы, нужные при построении церкви, как то: по требованию его подмостки, леса, шайки, перелазы, скребушки, лопаты и ломы строитель обязан доставить Шилову.

9-е. Подмостки и леса устраивать подрядчику его рабочими людьми, и если по окончании работ угодно будет строителю разобрать оные, как должно, то всё это сделать ему безденежно.

10-е. На сию постройку обязан он, Шилов, иметь и поставить мастеров-каменщиков не менее сорока человек, а когда потребно будет, то число их без замедления удвоить.

11-е. Деньги за работу получать ему, Шилову, от строителя и его помощников таким порядком: при написании контракта сего в задаток 285 р. 71 коп. серебром, а затем уже по успеху строения и по окончании каждого года постройки из суммы, какая будет им действительно заработана, получить только три части, а четвертую оставлять ежегодно в обеспечение церкви, причисляя эти части от одного года к другому до окончания всей подряженной выстройки церкви и колокольни. По окончании же работы церкви и колокольни в должной исправности мастерства его, когда окажется всё благополучно, то получить и сии четвертые части денег в два года сполна.

12-е. Буде, он, Шилов, не окончив строение церкви, по воле Божией умрёт, в таком случае обязан окончить это строение его родной зять Владимирского уезда, села Добринского, казённый крестьянин Авраам Григорьев сын Петров, который и оставшиеся деньги в обеспечении церкви должен на том же основании получить. Сей контракт одобрен и просмотрен гражданским головою Сергеем Дмитриевичем Русановым, как усердным к сему построению сего храма доброжелателем».

Для обеспечения стройки водой ещё один подрядчик — московский механик Николай Скаткин — предложил устроить водоподъёмную машину с конным приводом. Воду предполагалось брать из ключей на берегу р. Сосны. Производительность машины должна была составить 1000 ведер в час.

24 апреля 1845 г. была начата разборка фундаментов стоявшей ранее рядом с Вознесенским храмом Успенской церкви, «давно уже несуществующей древней церкви», разобранной в начале ХIХ в. Новый собор должен был занять часть территории Древне-Успенской церкви. Потом разобрали колокольню старого Вознесенского храма и два придела трапезной. За последующие 9 дней была полностью подготовлена строительная площадка, а со стороны склона подсыпана земля, в результате чего каменная часовня на братской могиле ельчан оказалась засыпана на половину высоты, для спуска к ней были сделаны каменные ступени и кованая сень.

15 мая 1845 г. началась постройка нового елецкого соборного храма под наблюдением известного архитектора Ивана Иосифовича Вальпреди, жившего в Воронеже. Он произвёл разметку фундаментов, увязав осевую линию собора с осью улицы Орловской.

Торжественная закладка первого камня под апсиду главного алтаря состоялась 29 июня 1845 г. При этом присутствовали военный губернатор г. Орла и орловский гражданский губернатор генерал-майор князь П.И. Трубецкой, которому пришлось на месте разбирать протест городского архитектора И.И. Померанцева, не согласившегося с «передвижкой» собора вверх по улице Орловской. Дело в том, что строителем было принято решение заложить собор чуть западнее, так как причт старой Вознесенской церкви попросил сохранить храмовую часть, попадавшую под место строительства, для продолжения в ней церковных служб во время постройки нового собора. Кроме того, на склоне в 37 аршинах от алтарей нового храма открылись «в разном направлении подземные прокопы, существовавшие в древности и служившие, вероятно, тайными ходами жителей города Ельца к реке Сосне в монгольское нашествие, как это известно было здесь и по преданиям». Открывшиеся «подземелья» были, скорее всего, остатками старых погребов на месте древних построек, погибших при пожаре 1769 г. Пясецкий называет их не подземным ходом или тайником, а «кладовыми выходами, в которых издавна положены были казённые разные воинские орудия ветхие», то есть подвалами. Позднее часть из хранившихся в подземельях воинских припасов – «чеснок» и «бомбы» перекочевали в подвалы построенного Вознесенского собора. Подобного рода подвалы строений XVII — первой половины XVIII в. с остатками хранившихся в них сельхозпродуктов были обнаружены в 2005 г. на улице Октябрьской, недалеко от Красной площади.

Тогда же губернатор Трубецкой «лично осматривал место, где предположено устроить соборный храм, и нашел, что по случаю открывшихся близ места построения сего храма существовавших некогда, вероятно, подземных выходов, необходимо начать построение храма в некотором отступлении от образовавшихся там ям … отступление от упомянутых ям приблизило постройку к месту уличному.

В результате Трубецкой не внял доводам Померанцева и взял ответственность за нарушение генплана на себя. Закладка собора на новом месте состоялась западнее ранее предполагавшегося места. В основание его была заложена памятная медная доска, гласившая: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Во основание Елецкого Вознесенского Собора. В царствование Императора Николая Первого. В присутствии Военного Губернатора города Орла, князя Петра Ивановича Трубецкого. Июня 29 дня 1845 года».

Земляные работы провели быстро, за май-июль 1845 г. Всего было вынуто 452 кубических сажени грунта (около четырех тысяч кубометров). Кроме подземелий на Красной площади вокруг места, где стояли две старинных церкви, были вскрыты древние захоронения: «При выемке земли из канав собрано человеческих костей, похороненных в давно минувшее время, 24 воза, которые отвезены на градское кладбище и по совершении над ними заупокойной литургийной службы похоронены в двух больших могилах…»

Однако в начавшийся процесс закладки фундамента вмешался архитектор Вальпреди, который усомнился в способности подрядчика вести такую крупную стройку, так как устройство фундаментов Фаддей Маркелович Шилов организовал по старинке. В траншею забрасывался бутовый камень и заливался известковым раствором. Для такого громадного здания, каким был запроектирован Вознесенский собор, требовалось явно более прочное устройство фундаментов. Вальпреди остановил работы, приказал выбросить из траншей весь бут и стены фундаментов возводить из тёсаного «возового» камня. Шилов от дальнейших работ был отстранен. Вскоре он заключил новый договор — на этот раз с братиею елецкого мужского монастыря на возве­дение каменного Троицкого собора, и хотя постройка была значительно меньше Вознесенского собора, она рухнула после возведения сводов. После этого Фаддей Маркелович Шилов скоропостижно скончался. А на строительстве Вознесенского собора его место занял Макар Андреевич Платонов — крестьянин Владимирской губернии. Он оказался честным человеком, опытным и искусным мастером. Вместе с сыном Григорием Макаровичем они 28 лет вели кладку собора, завершив её устройством куполов в 1873 г.

В основание собора было уложено 25 тысяч штук «крупного возового камня», в том числе из разобранных фундаментов Успенской и трапезной части Вознесенской церквей. Всего же в фундамент собора до уровня земли было заложено 50 тысяч крупных камней.

Торжественная закладка собора по церковному чиноположению Высокопреосвященным Смарагдом, архиепископом Орловским, состоялась 22 августа 1845 г. — в годовщину коронования государя императора Николая Павловича.

В 9 часов утра колокол возвестил начало торжества. В 10 часов торжественным перезвоном в 17 церквах Ельца начался крестный ход духовенства с иконами в Покровскую церковь, где литургию совершал Высокопреосвященный Смарагд, архиепископ Орловский, с архимандритами монастырей: Елецкого — Флавианом и Задонского — Иларием, соборным протоиереем и прочим духовенством. После молебна крестный ход двинулся к месту постройки собора.

Высокопреосвященный Смарагд вложил в большую чугунную доску с позолоченными буквами малый серебряный ковчежец со святыми мощами и закрыл их малою плиткой. Надпись на чугунной доске гласила: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. На сём месте собственноручно водружён Животворящий Крест Господень, во основание Соборнаго храма, созидаемаго христолюбивыми города Ельца гражданами, во имя Вознесения Христа Спасителя, в царствование Благочестивейшаго Государя Императора Николая 1-го, Преосвященнейшим Смарагдом, Архиепископом Орловским и Севским, в управление Орловскою губерниею Губернатора Петра Ивановича Трубецкаго, при Городничем города Ельца Георгии Александрове Холодович, при Елецком градском голове Сергие Димитриеве Русанове, при строителе сего храма Иване Герасимове Петрове, в присутствии многочисленнаго народнаго собрания. В лето 1845 августа в 22 день в память святаго мученика Агафоника и иже с ним и торжественнаго воспоминания Коронования Его Императорского Величества. Зачный же сие дело благое, той и да совершит его ко славе своей и ко спасению всех православных христиан». Доска с надписью была положена на камень с углублением в виде чаши, в которую положено было множество разных монет.

Потом архиепископ Смарагд водрузил кресты на местах пяти имеющих быть престолов. По окончании службы в доме Желудковых состоялся обед для полутораста человек, после которого был сбор пожертвований на постройку собора. Пожертвовали: С.Д. Русанов — 3 500 руб., Я.А. Талдыкин — в десять лет по 175 руб., И.Г. Петров — в один год 1000 руб., И.Л. Попов — в восемь лет по 1000 руб., П.А. Талдыкин — в 10 лет по 105 руб., и др., кто сколько мог, — 1 834 руб. 5 коп. асе. В кружки и тарелки положено было в этот день 623 руб. 13 коп. асс.

К 15 октября 1846 г. по бутовому основанию на 2/3 был выложен цоколь «из дикого камня с надлежащею оного притескою и с укреплением железными скобами. Камни имели длину 1-2 и более аршина и соразмерную с этим ширину и высоту. В подвальном этаже устроены были столбы для свода арок … приготовлено до миллиона кирпича».

Уже в первый год для нужд стройки у разных заводчиков было закуплено девятьсот тысяч штук кирпича. В дело также пошло почти 250 тысяч кирпича и половняка, полученного от разборки колокольни и трапезной старой Вознесенской церкви.

ВОЗНЕСЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

…Минувшее проходит предо мною…
Александр Пушкин. Трагедия «Борис Годунов».

…Каждый камень твой- заветное преданье поколений…
Михаил Лермонтов. Поэма «Сашка»

…Время собирать камни…
Экклезиаст, 3.5

Надеюсь, что навсегда в прошлое ушло время тяжелых испытаний
для Русской Православной Церкви, время поругания, унижения и
оскорбления религиозных чувств, время осквернения святынь.
У народа должны быть святыни! Без них невозможно говорить о
нравственности, о возрождении духовности и культуры.
Без святости, без высокого идеала человек теряется в море зла
и неправды…
Президент Российской Федерации Владимир Путин

Древнейшие Чудов и Вознесенский монастыри, находившиеся около Спасской башни Московского Кремля, значительно пострадали при обстреле артиллерийскими снарядами в ходе революционных боев в 1917 году. А в 1918 году их закрыли после переноса столицы России из Петрограда в Москву и переезда советского правительства из Петрограда в Московский Кремль.
Первое время после закрытия монастырей в помещениях Чудова монастыря разместился кооперативный магазин «Коммунист» и изба-читальня, затем помещения передали кремлевскому Лечсанупру (Лечебно-санитарное управление), отвечавшему за здоровье высокопоставленных лиц из советского правительства. В кельях Вознесенского монастыря разместили кремлевскую обслугу, а в Екатерининской церкви хотели оборудовать спортивный зал.

В 1929 году советское правительство приняло решение о сносе этих монастырей, несмотря на протесты известнейших архитекторов и других деятелей искусства и культуры.

Фотография, сделанная 10 сентября 1930 года с немецкого дирижабля «Граф Цеппелин» (на борту которого были и советские специалисты), позволяет увидеть, как выглядела территория Кремля незадолго до полного сноса Чудова и Вознесенского монастырей.

На территории снесенных в 1929-1930 годы монастырей и находившегося рядом с ними Малого Николаевского дворца возвели в 1932-1934 годах по проекту инженера-архитектора Ивана Рерберга здание Школы красных командиров (корпус № 14). В нем в 1934-1938 годах помещалась 1-я Советская объединенная военная школа РККА (Рабоче-крестьянская Красная армия) имени ВЦИК (Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет), затем Президиум Верховного Совета СССР, а позже- Администрация президента Российской Федерации.

За свою историю Москва лишилась многих своих строений и памятников архитектуры. В период, когда в столице были, в основном, деревянные строения, почти ежегодные пожары уничтожали многие ее строения. Историки подсчитали, что за первые свои 450 лет значительная часть Москвы сгорала более ста раз. Наиболее страшные пожары случились в годы: 1177 (первый отмеченный в летописях пожар), 1238 (нашествие Батыя: «град и церкви святыя огневи предаша и монастыри вси и села пожгоша»), 1293, 1331 («бысть пожар на Москве, погоре город Кремль»), 1335, 1337, 1343, 1354 (пожаром уничтожен Кремль и 13 церквей), 1365 («Всехсвятский» пожар: «погоре посад весь, Кремль и Заречье»; после этого пожара князь Дмитрий Донской «замыслил ставити город Москву камен»), 1382 (Кремль сожжен татарами), 1390, 1408, 1413, 1439, 1445 (в Кремле не осталось ни одного деревянного здания), 1453 («выгоре Москва, Кремль весь»), 1470, 1475, 1480, 1485, 1493, 1501, 1547, 1626 (погибло и много архивных документов), 1634 (сгорело 5 тысяч домов), 1701 (после этого пожара Петр I издал указ: «деревянного строения отнюдь не строить»), 1737 («Троицкий» пожар, сгорел Кремль, во время этого пожара и раскололся Царь-колокол)... Великий пожар 1812 года (продолжался неделю) во время пребывания в Москве армии Наполеона (сгорело 6,5 тысяч домов из 9 тысяч, 7 тысяч лавок из 8,5 тысяч, 122 церкви из 329). Несмотря на страшные последствия этих бедствий и потерь от войн, Москва каждый раз возрождалась…

Но не только из-за войн и стихийных бедствий лишилась Москва многих своих архитектурных памятников, среди которых исчезло и огромное количество храмов…
Жизнь, к сожалению, сопровождается не только приобретениями, но и потерями: человеческими, духовными, материальными … Все вокруг непрерывно изменяется… Стремительно преобразовывается и Москва… Среди столиц государств по динамике развития она сегодня вышла на второе место в мире после Пекина… Не остается неизменным и архитектурный облик нашей столицы. Но можно ли при возведении новых строений не уничтожать ранее созданные, являющиеся памятниками истории и культуры? В значительной мере это зависит от тех взглядов, которыми руководствуются люди, определяющие судьбу этих памятников. А что считать памятниками?
В 1928 году в Советском Союзе Главнаука посчитала главным критерием, определяющим принадлежность «сооружения» к памятникам- время его создания. Те из них, которые были созданы до 1613 года, объявили неприкосновенными, созданные в 1613-1725 годы- «в случае необходимости» могли подвергаться изменениям, в созданных в 1725-1825 годы сохранялись лишь фасады, а все созданные после 1825 года к памятникам не причислялись и государством не охранялись.
А Никита Сергеевич Хрущев, например, говорил: «Перестраивая Москву, мы не должны бояться снести дерево, церквушку или какой-нибудь храм!» Последствия таких взглядов оказались печальными. Огромны потери и в XX веке. На территории Москвы (в границах 1960 года) к 1917 году находилось 848 храмов, а к 1991 году- 191 действующий и 263 закрытых храмов. Было уничтожено 433 (по другим данным- 368) храмов!
В 2010 году в Москве было 837 действующих церквей, а в 2014 году их стало 1056.

Казалось, что Чудов и Вознесенский монастыри исчезли навсегда. Но недавно появилась надежда, и теперь мы ждем их возрождения. Какие есть для этого основания?
31 июля 2014 года Президент Российской Федерации Владимир Путин предложил не реконструировать административный 14-й корпус Кремля (который не является историческим памятником и находится на реконструкции с 2001 года), а снести его, и восстановить исторический облик этого места с Чудовым и Вознесенским монастырями, придав им в сегодняшних условиях характер исключительно культурных ценностей.

Эти монастыри, являвшиеся важными духовными центрами Православия, были не только украшением Кремля: здесь творилась наша отечественная история.

По преданию, Вознесенский женский монастырь создала предположительно в 1386 году княгиня Евдокия Дмитриевна (1353-1407)- дочь великого князя Суздальского Дмитрия Константиновича и супруга великого князя Московского Дмитрия Донского (1350-1389).
После победы Дмитрия Донского в 1380 году над войском хана Мамая на Куликовом поле Москва утвердила свое руководящее положение в русских землях.
До 1817 года монастырь назывался Стародевичьим Вознесенским монастырем.

Вместе с Вознесенским монастырем в 1929 году были уничтожены и расположенные на его территории Собор Вознесения Господня (создан в 1588 году), Церковь Михаила Малеина (создан в 1634 году) с колокольней и Церковь Екатерины Мученицы (создана в 1817 году).
Первая Вознесенская соборная церковь монастыря была построена из дерева. Когда Евдокия удалилась в 1407 году в этот монастырь за несколько недель до своей кончины, приняв монашество под именем Евфросиньи (греч.- «Радость», «Веселье»), она поручила заложить на месте деревянного новый, каменный Вознесенский собор. Инокиня Евфросиния после кончины была погребена в этом строящемся храме. Его строительство продолжила невестка княгини Евдокии, но вскоре при пожаре незавершенный собор выгорел дотла, и лишь через пятьдесят лет, в 1467 году он был восстановлен зодчим Василием Ермолиным, который для прочности «одел» старые стены собора в новые. Полностью выгоревший при следующем пожаре собор разобрали «ветхости ради», и на его фундаменте в 1519 году начали строительство нового Вознесенского собора. Предполагают, что его создал архитектор Алевиз Новый, окончивший к тому времени строительство 11 церквей на московском посаде. Но и этот облик собора оказался не последним. В 1588 году собор строится как архитектурная копия («реплика») Архангельского собора Кремля (созданного Алевизом Новым).
В этом главном монастырском храме находилась почитаемая древняя икона Божьей Матери Одигитрии (греч.- Путеводительница, Указующая Путь)- Богоматерь с младенцем Иисусом. Считается, что эту икону княгиня Евдокия спасла во время нашествия на Москву в 1382 году хана Тохтамыша. Через сто лет икона сгорела, и на ее обгоревшей доске знаменитый иконописец Дионисий в 1482 году написал новый образ Богоматери. К иконе прикладывались цари и патриархи у ворот монастыря, когда по великим праздникам ее выносили им навстречу. Теперь икона находится в Государственной Третьяковской галерее.
Кроме главного Вознесенского собора в монастыре были построены еще два храма: церковь во имя преподобного Михаила Малеина и церковь во имя святой великомученицы Екатерины.

Церковь Михаила Малеина построена по приказу Михаила Романова- первого царя династии Романовых. Он посвятил ее своему святому покровителю, в честь которого и получил свое имя. В конце XVIII века в монастыре рядом с Церковью Михаила Малеина построили колокольню, а в 1823 году- двухэтажную каменную богадельню. Авторами церкви называют подмастерьев каменных дел Бажена Огурцова и Семейку Белого. Храм был богат многочисленными дарами от царствующих особ. Михаил Малеин (около 854-963)- православный святой, учитель Афанасия Афонского, основателя Великой Лавры Афона, находящейся в Греции. Есть предположение, что на месте Церкви Михаила Малеина ранее стоял одноименный храм (построенный, вероятно, между 1613 и 1617 годами). Когда в 1613 году в Вознесенском монастыре поселилась царица-инокиня Марфа- мать новоизбранного царя Михаила Романова, она выстроила здесь храм во имя Михаила Малеина с приделом (пристройкой) во имя мученика Федора, то есть во имя святых, соименных мужу Федору и сыну Михаилу. В честь Михаила Малеина строили церкви во многих местах России.
Третья монастырская церковь была освящена во имя великомученицы Екатерины. Ее построили на месте обветшавшей небольшой Георгиевской церкви. Екатерининскую церковь заложили в 1809 году по проекту молодого талантливого зодчего Карла Росси (1775-1849). Это был изящный холодный летний храм с многочисленными башенками, стрельчатыми окнами, со стенами нежно-персикового цвета и с золотым куполом, украшенный изящной декоративной лепниной и кружевной каменной резьбой. Церковь больше походила на светское кокетливое здание, чем на храм. Над входом в храм были помещены рельефы Спасителя и апостолов.

В этом монастыре, как и в соседнем Чудовом, был свой хороший хор. На Вербное воскресенье здесь устраивались гулянья, на которых москвичи могли приобрести выставленные для продажи изделия монахинь.

Вознесенский монастырь стал свидетелем многих исторических событий. Здесь, например, разыгралась комедия торжественного признания Марией Федоровной Нагой (женой Ивана Грозного и матерью убитого в Угличе малолетнего царевича Дмитрия) явившегося к ней ее мнимого сына Лжедмитрия I. Правда, после убийства Лжедмитрия I.она быстро отреклась от своего признания. Мария Федоровна поселилась в этом монастыре под именем Марфы. Монастырь был местом пребывания царских невест до брака. В нем на несколько дней до свадьбы поселилась и Марина Мнишек, невеста Лжедмитрия I. К ней регулярно и приезжал Лжедмитрий I.

Со времен основательницы монастыря Евдокии соборный Вознесенский храм стал усыпальницей лиц женского пола из царствующей фамилии (великих княгинь, цариц и женщин из царствующего дома). Здесь были похоронены Софья Витовтовна (жена великого князя Василия I- сына Дмитрия Донского), Софья Палеолог (жена великого князя Ивана III), жёны Ивана Грозного, царевна Евдокия Алексеевна (дочь царя Алексея Михайловича), царица Мария Владимировна (Долгорукова, первая жена царя Михаила Фёдоровича)... При разрушении монастыря в 1929 году сотрудникам Оружейной палаты Кремля удалось спасти погребения, которые ныне находятся в южной пристройке к Архангельскому собору.

К 1907 в монастыре находились игуменья, 62 монахини и 45 послушниц. В 1929 году ряд икон из Вознесенского монастыря передан в Государственную Третьяковскую галерею, в Государственные музеи Московского Кремля. Иконостас Вознесенского собора установлен в соборе Двенадцати Апостолов в Кремле.

В 2007 году (к 600-летию кончины княгини Евдокии) Русская Православная Церковь учредила новую награду: Орден преподобной Евфросинии, великой княгини Московской. Это вторая женская награда после Ордена святой равноапостольной Ольги.
В Москве 9 марта 2014 года князю Дмитрию Донскому установлен памятник (князь на коне) на пересечении Николо-Ямской и Яузской улиц (недалеко от высотного здания на Котельнической набережной), на том месте, где собиралось и отправлялось на Куликово поле его войско и ополчение. На памятнике надпись: «Посвящается Святому Благоверному князю Дмитрию Донскому- освободителю земли Русской». Автор- скульптор В.М. Клыков.

А на юго-западе Москвы, на Нахимовском проспекте около открытой в ноябре 2013 года Церкви Преподобной Евфросинии, великой княгини Московской в Котловке (Евфросиния- имя княгини Евдокии в монашестве) 19 ноября 2013 года установлен памятник супругам князю Дмитрию Донскому и княгине Евдокии с детьми. Автор- московский скульптор Дмитрий Кукколос. В композиции памятника даны не все дети Дмитрия Донского и Евдокии Дмитриевны (их было 12: восемь сыновей и четыре дочери), а только Василий, который станет преемником отца- великим князем Василием I (1371-1425) и Юрий (1374-1434). В скульптурной группе Василий стоит около родителей, а Юрий находится на руках у матери, нежно прильнув к ней. Накануне открытия памятника его автор написал стихотворение, в котором есть такие строки:

Как долго шел я к вашим образам,
Взрастив в душе черты ваши святые,
Молился- и вокруг рождался Храм,
Димитрий перед ним и Евдокия.

Василий, княжич, впереди стоит,
Младенец Юрий к матери прижался,
От счастья глина плакала навзрыд,
Когда сей светлый образ создавался…

И так хотелось людям передать
Заученные истины простые-
Отец и сын, и со младенцем мать-
Семья! Семьей у нас сильна Россия!

В мае 2008 года в эту церковь были перенесены мощи Преподобной Евфросинии Московской.
В Москве есть примеры успешного воссоздания утерянных памятников истории и культуры: Храм Христа Спасителя (взорванный 5 декабря 1931 года), Воскресенские ворота Китай-города с Иверской часовней, Красное крыльцо у Грановитой палаты Московского Кремля, Казанский собор на Красной площади, Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском…

Нет никаких сомнений в том, что будет успешно воссоздан и прежний облик Ивановской площади Московского Кремля с находившимися на нем Чудовым и Вознесенским монастырями- важный для нашей памяти исторический уголок России.

Нас ждет еще много археологических открытий на пути к возрождению этих монастырей, ведь на их месте в подземной части сохранилось много артефактов прошлого…

Идут дискуссии о способах возрождения исторического облика Ивановской площади и монастырей…

Увидеть прежнюю Ивановскую площадь Московского Кремля позволяют старые открытки и фотографии, картины художников (например, «Ивановская площадь» А.М. Васнецова), замечательный документальный фильм «Москва в снежном убранстве», который снял в 1908 году французский режиссер Жорж Мейер (фильм есть в Интернете)…

Сегодня, когда существует Интернет, любой человек, у которого нет возможности оказаться на территории Кремля, может совершить увлекательное путешествие не только по современному Кремлю, но и заглянуть в его прошлое, совершить виртуальное путешествие…

В декабре 2014 года в южном (то есть обращенном к Москве-реке) приделе (пристройке) Архангельского собора Московского Кремля открылась выставка, посвященная истории Вознесенского монастыря (в связи с 85-летием уничтожения этой уникальной обители, жемчужины Московского Кремля), на ней представлены сохранившиеся реликвии: иконы, церковные сосуды, книги...

На нашем сайте (Проза.ру Юрий Жданов 2) размещен рассказ: «Рассказы Юрия Жданова о Московском Кремле». В нем указаны и размещенные на этом сайте рассказы о памятниках Московского Кремля.

Оригинал взят у natalia425 в Елец. Вознесенский собор

Вознесенский храм в Ельце - один из самых высоких и больших в России, яркий представитель официального русско-византийского стиля в архитектуре.
Построен по проекту известного архитектора К. А. Тона, автора храма Христа Спасителя в Москве, при этом император повелел объявить архитектору "за красоту сего проекта [Вознесенского храма] монаршее благоволение". Строился храм 44 года, на пожертвование елецких купцов и горожан, открытие и освящение состоялось в 1889 году.

2. При подъезде к городу по трассе М4 храм виден с очень большого расстояния, да и с любого направления тоже.

3. Высота собора вместе с крестом составляет 74 метра, длина 84 метра, ширина 34 метра. Размещается на Красной площади — центральной части г. Ельца.

4. Была также предусмотрена колокольня, запроектированная на 7 метров выше креста главного купола.

5. Колокольня, увы, осталась недостроенной - из пяти ярусов было выстроено лишь два. Колокола временно повесили на деревянной звоннице, установленной перед входом, и эта временная колокольня просуществовала до 1933 года. Всего было 16 колоколов, самый большой весил 16 пудов.

6. Ежегодно на постройку храма расходовалось по миллиону штук кирпича, и заводы с трудом справлялись с заказом. Для производства кирпича был даже устроен специальный кирпичный завод.
Интересный факт, почерпнутый из книги Клокова, Найденова, Новосельцева "Соборный храм Вознесения Господня в городе Ельце":
Подрядчиком на каменные работы первоначально подрядился липецкий купец Фаддей Шилов. Однако в процесс закладки фундамента вмешался архитектор Вальпреди, под наблюдением которого велось строительство. Он усомнился в способности подрядчика вести такую крупную стройку, так как устройство фундамента было организовано по старинке: в траншею забрасывался бутовый камень и заливался известковым раствором. Для такого громадного здания требовалось явно боллее прочное устройство фундаментов. Вальпреди остановил работы, приказал выбросить из траншей весь бут и стены фундаментов возводить из тесаного "возового" камня. Шилов от дальнейших работ был отстранен. Вскоре он заключил новый договор - на этот раз с братией елецкого мужского монастыря на возведение каменного Троицкого собора, и хотя постройка была значительно меньше Вознесенского собора, она рухнула после возведения сводов. После этого Фаддей Шилов коропостижно скончался. А на строительстве Вознесенского собора его место занял Макар Платонов, крестьянин Владимирской губернии, который оказался искусным мастером. Вместе с сыном он вел кладку собора, завершив её устройством куполов в 1873 году .

7. Собор играет важную роль в силуэте города, подчёркивая его центр, и виден почти из любой точки города.

8. ... с улицы Коммунаров. Ось этой улицы с осевой линией собора увязал известный воронежский архитектор Вальпреди, под наблюдением которого строился храм, он же произвел разметку фундаментов.

9. ... от реки Тихая Сосна.

10. ... с Введенского спуска.

13. ... с улицы Пушкина.

14. ... с улицы Маяковского.

15. Собор на дореволюционной открытке.

16. Вид с высоты, 1970-е.

17. Недостроенная колокольня служит притвором храма.

20. В наружном оформлении - стилизованные формы русского и византийского зодчества, в их числе - аркатурный пояс, килевидные кокошники, наличники. Карниз - из белого веневского камня.

23. Высокие узкие окна в стиле классицизма.

25. Храмовые барельефные иконы.

29. На сегодняшний день собор имеет три зала — летний, зимний и нижний. С 1874 года ведущим архитектором по внутренней отделке Вознесенского собора был назначен московский архитектор Александр Каминский. Ему же принадлежит проект главного иконостаса храма - трехярусного, нижний ярус из позолоченного резного дерева, а два верхних - лепные.
В целом собор является огромной художественной экспозицией; только в храмовой части насчитывается более 220 стенных росписей, живописных полотен, иконописных работ, большинство из которых принадлежит кисти выдающихся русских художников — передвижников К. В. Лебедева и А. И. Корзухина.
Выполненные в соборе росписи (летнего храма) сохранились, в основном, без подновления. Но стены зимнего храма и притвора оставались нерасписными - росписи и покраска в них были выполнены только при восстановлении собора в 1956-1957 гг.

33. На северных и южных дверях сохранился красивый кованый узор, проект дверей также принадлежит Каминскому.

35. Ограда вокруг собора была поставлена в 1957 году, проект архитектора Лоренса.

37. В настоящее время часть стен очищена от слоев старой краски. А вообще, исторически цветовое решение было таким: храмовая часть - белая, трапезная и притвор оставались краснокирпичными; в 1970-х весь собор был выкрашен в привычный современникам зеленый, и стех пор несколько раз возобновлялась в этом же цвете.

38. Вид со ступеней крыльца.

39. На территории собора также расположена часовня, выстроеннная в 1801 году, как считается, на месте холма над братской могилой ельчан, погибших в борьбе с полчищами Тамерлана (1395 г). При устройстве фундаментов Вознесенского собора было вынуто огромное количества грунта, который не вывозился с Красной площади, а был отсыпан здесь же, вокруг нового собора, в результате чего часовня оказалась наполовину засыпанной, поэтому для входа в неё были сделаны ступени вниз и металлический навес-сень.

40. Также на территории захоронения священнослужителей.

47. Собор был закрыт в 1934 году - прямо в храме была организована добыча цветного металла из храмовой утвари, "обработанное" резное дерево отвозилось в елецкую тюрьму на топку. Через это прошли и деревянные иконостасы собора, включая знаменитый позолоченный уникальный резной балдахин. Уничтожено было много всего: мраморные всходы к иконам, балюстрада солеи из черного бельгийского мрамора, огромная бронзовая с позолотой люстра... Колокола со звонницы сняты под лозунгом "Перельем колокола на тракторы". Позже в помещениях храма было устроено зернохранилище, кулинарный цех, бондарная мастерская. У входа даже стоял памятник Сталину.

48. Здание Вознесенского собора было возвращено в 1947 году, после многочисленных обращений ельчан. Храм тогда находился в плачевном состоянии.

49. В 1948 году собор был поставлен под охрану как памятник культуры. В 1950-х проведены ремонтные и восстановительные работы.

51. Сегодня Вознесенский собор продолжает оставаться духовным центром города и одной из главных его достопримечательностей.

52.

Следуя по стрелкам, можно войти внутрь, а также подняться на колокольню.

Всего текстов: 2

Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 1: Кремль и монастыри. М., 1992, с. 125-126, 128

Собор Вознесения Господня посреди монастырского двора

"Построен в 1519 г. зодчим Алевизом на месте старой церкви, строившейся с 1407 по 1467 г.".

"Последнее здание Вознесенского собора Вознесенского девичьего монастыря было выстроено в 1587-1588 гг. ктиторшей царицей Ириной Годуновой как реплика Архангельскому собору - поскольку в последнем, по обычаю, погребались цари, а в первом царицы".

"Придел Успения Богородицы построен в 1731 г." "с севера".

"Придел Богоматери "Всех Скорбящих радость" устроен в 1732 г." "с юга". "Построен императрицей Анной Иоанновною в память сестры своей Параскевы".

"Придел Успения устроен братом царицы Параскевы Феодоровны - Василием Федоровичем Салтыковым".

"В соборной Вознесенской церкви иконостас украшен живописью старинного греческого письма. Царские врата обложены серебром и вызолочены. Возле царских врат, по левую сторону, Смоленская икона Божией Матери, в серебряной вызолоченной ризе".

Эта икона работы Дионисия ныне находится в Гос. Третьяковской галерее (1990 г.).

"За престолом крест с мощами, устроенный игуменьей Трефиной в 1816 г. По правую сторону царских врат храмовый образ Вознесения. По левую - Благовещения, Николая чуд. и др. Из других святынь замечательны: два золотые напрестольные креста - дар царя Михаила Феодоровича, водосвятная серебряная чаша - дар царя Алексея Михайловича, семь серебряных блюд, золотые - потир, дискос, звезда, лжица, к потиру ковшичек - дар императрицы Анны Иоанновны, два Евангелия на александрийской бумаге, обложенные серебром и украшенные жемчугом и каменьями".

План собора с указанием расположения в нем царских гробниц см. в книге.

"Собор разрушен в 1929 г.".

Сытин. С. 57-58.

Денисов Л. И. Православные монастыри Российской Империи. М., 1908. С. 493-498; библиогр.

Розанов Н. История московского епархиального управления. М., 1871. Ч. 3. Кн. 2 (краткое донесение императору от настоятельницы монастыря о происшествиях при французах).

Кондратьев И. К. Московский Кремль, святыни и достопамятности. М., 1910. С. 77-82.

Проценко. Монастыри в России и соборы в Москве. М., 1863.

Нива. 1917. № 2; 3 (фото разрушений).

Нестор, еп. Камчатский. Расстрел Московского Кремля. М., 1917. С. 15-16.

Александровский, № 20, 54, 325.

Пшеничников Ал., свящ. Краткое историческое описание первоклассного Вознесенского девичьего монастыря в Москве. М., 1894. 140 с.: ил. (планы всего монастыря, а также Вознесенского собора с захоронениями).

Список Бахима, № 340.

Рукопись Александровского, № 36, 301 и 205-а (см. также под № 37 разобранную церковь Афанасия и Кирилла, стоявшую на месте церкви Екатерины; под № 451 Казанский придел церкви Екатерины).

Материалы. С. 285.

Комм. Д. Селиверстова к письмам А. Н. Руднева к В. И. Леоновой // Надежда. Франкфурт-на-Майне, 1981. Вып. 6. С. 358.

Синодальный справочник.

Страхов Б. Вознесенский монастырь: ист. очерк монастыря от основания до нашего времени, описание храмов, достопримечательностей монастырской ризницы, колокольни, наиболее памятные события в истории монастыря // Мирской вестник. 1870. № 10. С. 2-26.

Церковь преп. Михаила Малеина с приделом во имя свщмч. Феодора иже в Пергии в Московском Вознесенском монастыре. М., 1889.

Забелин И. Е. История города Москвы. 2-е изд. М., 1905. Ч. 1. С. 248-269.

Кондратьев И. К. Седая старина Москвы. М., 1893. С. 55.

Баталов А. Л. Собор Вознесенского монастыря в Московском Кремле // Памятники культуры: Новые открытия. 1983. Л., 1985. С. 468-482.

Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи Третьяковской галереи. М., 1963. Т. 1. С. 329; Т. 2. С. 268, 274, 402.

Вагнер Г. К. От символа к реальности. Развитие пластического образа в русском искусстве XIV-XV веков. М., 1980 С. 203-219.

Козлов В. У истоков // Архитектура и строительство Москвы. 1990. № 7. С. 16.

Каталог архивов. Вып. 3. С. 578; Вып. 5. С. 309.

Московский Кремль. Указатель литературы. М., 1989. Ч. 1. С. 115-116.

Александровский = Указатель Московских церквей / Сост. М. Александровский. М., 1915.

Альбом Найденова = Москва. Соборы, монастыри и церкви. Изд. Н. А. Найденова. Часть I. Кремль и Китай-город. М., 1883. Часть II. Белый город. М., 1881. Часть III. Отд. 1. Земляной город. М., 1882. Часть III. Отд. 2. Замоскворечье. М., 1882. Часть IV. Местность за Земляным городом. М., 1883.

Богоявленский = Богоявленский М. Л. Московские церкви. М., 1968-1970. Ч. 1-8. Машинопись (с позднейшими дополнениями).

Каталог архивов = История памятников архитектуры и градостроительства Москвы, Ленинграда и их пригородов: Каталог архивных документов. М., 1988. Вып. 3; М., 1990. Вып. 5.

Материалы = Материалы для истории, археологии и статистики г. Москвы, собранные из книг и дел преждебывших Патриарших приказов свящ. В. И. и Г. И. Холмогоровыми / Под ред. И. Е. Забелина. М., 1884. Т. 1-2.

Путеводитель Машкова = Путеводитель по Москве, изданный Московским Архитектурным обществом для членов V Съезда зодчих в Москве / Под ред. И. П. Машкова. М., 1913.

Рукопись Александровского = Александровский М. И. Исторический указатель московских церквей. М., 1917 (с дополнениями до 1942 г.). Гос. исторический музей, отдел ИЗО, Фонд архитектурной графики.

Синодальный справочник = Москва: Святыни и памятники. М.: Изд. Синодальной типографии, 1903.

Список Бахима = Описание московских монастырей, соборов, храмов, а также молитвенных домов и часовен с указанием местонахождения и года постройки / Сост. сотрудником Комиссии по охране памятников искусства старины Бахимом в 1917 г. (с позднейшими дополнениями). Машинопись.

Сытин = Сытин П. В. Из истории московских улиц. 3-е изд. М., 1958.

Якушева = Якушева Н. И. Сорок сороков. М., 1962-1980 (с позднейшими дополнениями). Машинопись.

Указатель кремлевских церквей. М., 1916, с. 23

Церковь Вознесения Господня. Находится в глубине двора Вознесенского женского монастыря. Была заложена при основании монастыря в 1407 году. Нынешняя построена на старом фундаменте в 1519 году; зодчим был Алевиз. Значительное обновление было в 1721 году и после 1812 года. В церкви погребены Великие Княгини и Царицы, Великие Княжны и Царевны. У южной стены почивают мощи основательницы монастыря Преподобной Евфросинии, в миру В. К. Евдокии Димитриевны. С севера в 1731 году пристроен придел Успения Пресвятой Богородицы генералом В. Ф. Салтыковым, братом Царицы Прасковьи Феодоровны; в этом приделе погребены родственники Царицы из рода Салтыковых. В южном предалтарии главного храма Императрица Анна Иоанновна устроила в 1732 году придел Всех скорбящим Радости, где погребена сестра Императрицы Царевна Прасковья Ивановна.

Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 1: Кремль и монастыри. М., 1992, с. 121-125, 128

Вознесенский 1-го класса необщежительный женский монастырь в Кремле на Вознесенской площади у Спасских ворот

Спасская ул.

"Основан в 1387 г. вел. княгиней Евдокией, женой Димитрия Донского. Монастырь тянулся по Спасской улице на 80 с лишним метров. В центре его стоял каменный собор, служивший усыпальницей великих княгинь, а потом цариц до XVIII столетия".

"Монастырь основан в 1407 г. инокиней Евфросиньей (в миру кн. Евдокия Дмитриевна, супруга вел. кн. Дмитрия Донского). Монастырь частию сгорел в 1415 г.; возобновлен в 1467 г. вел. кн. Марией Ярославной, супругою сына Евфросинии Василия Темного; через 16 лет монастырь снова пострадал от пожара; в 1518-1519 гг. он был опять возобновлен вел. кн. Василием Иоанновичем. С этого времени соборный монастырский храм неоднократно подвергался бедствиям от пожаров: в 1547, 1571 и 1626 гг. По повелению императора Петра I он был возобновлен в 1721 г.

По уходе французов Вознесенский храм был освящен в 1814 г"..

"В 1812 г. перед нашествием неприятеля игуменья Вознесенского монастыря Трифена выехала с ризницей в Вологду. Оставшиеся приготовились к смерти: молились Богу, исповедались, причастились. 3-го сентября неприятель разломал в церквах двери, с алчностью все грабил. 6-го сент. выгнали монахинь из монастыря. Ограбленные, они разошлись по разным местам".

"В 1870 г. Вознесенский храм был внутри поправлен и украшен. В 1889 г. 7 июля в день кончины местночтимой княгини инокини Евфросинии монастырь отпраздновал 500-летний юбилей своего существования, разрешенный на основании того соображения, что в летописях сохранилось лишь известие, глухо говорящее об основании монастыря "по отшествии к Богу" кн. Димитрия Донского (ум. 19 мая 1389 г.), а в 1407 г. 20 мая начал строиться каменный соборный храм.

Мощи св. княгини Евдокии, в иночестве Евфросинии, почивают под спудом, за правым столбом, при южной стене соборного храма Вознесения. В день отдания Пасхи после поздней литургии совершается обнесение плащаницы кругом соборного храма. В первое воскресенье после недели Всех святых на память о пожаре в монастыре 1737 г. совершается празднество в честь иконы Божией Матери "Неопалимая купина". Пред позднею литургиею в это воскресенье крестный ход внутри монастыря.

В ризнице, находящейся над придельным Успенским храмом Вознесенского собора, сохраняется много утвари и драгоценных вкладов царей и цариц и других замечательных в том или другом отношении личностей. Все эти вклады относятся к XVII в. и первой четверти XVIII в. и состоят большей частью из вещей, употребляемых при богослужении. Из них замечательны: два Евангелия (1681 и 1698 гг.) на александрийской бумаге, украшенные серебром, жемчугом и драгоценными камнями; два напрестольных восьмиконечных креста, золотые, с частицами св. мощей, богато украшенные жемчугом и драгоценными камнями, - оба креста пожертвованы царем Михаилом Феодоровичем; потир и дискос, звездица, лжица золотые, пожертвованные царем Алексеем Михайловичем в 1659 г.; Смоленская икона Божией Матери, шитая по шелковой материи золотом и серебром (по краям иконы вышиты золотом два тропаря Богородице); плащаница, шитая серебром и шелками (по краям ее серебром вышит тропарь "Во гробе плотски"); 13 покровов на надгробия цариц, княгинь, царевен и княжен, погребенных в Вознесенском соборном храме; грамоты на владение имуществами, пожалованные царями в разное время.

Монастырь (в 1907 г. - П. П.) владеет 195 десятинами земли; в нем находятся игумения, монахинь 62, послушниц 45".

"Монастырь находится внутри Кремля, у Спасских ворот, по правую их сторону. До 1817 г. назывался Стародевичьим" - для отличия от Новодевичьего монастыря в Москве, в Лужниках.

"В то время, как княгиня Евдокия задумала основать сию обитель, в Москве было только два женских монастыря: Алексеевский, первая игумения которого Иулиания (ум. в 1393 г.) была основательницей в Москве общежития в женских монастырях, и Рождественский, устроенный по образцу первого Мариею, матерью Владимира Андреевича Храброго (ум. в 1390 г.). До того, по древнему обычаю, черницы жили в мужских монастырях - напр., в Спасопреображенском на Бору. После основания Вознесенского монастыря собор сделался усыпальницею для великих княгинь, которые до того времени погребались в Спасопреображенском на Бору монастыре.

Избрание для монастыря места у Фроловских ворот Евдокиею определилось, по-видимому, тем, что отселе она провожала мужа своего Димитрия Ивановича Донского на доблестный подвиг и здесь же она встречала его после победоносной Куликовской битвы. На этом месте был дворец Димитрия Иоанновича и терем Евдокии, откуда, по сохранившимся известиям, она смотрела вслед своему супругу. После, перед смертию, в своем монастыре она и постриглась. При пострижении, как о том повествует Пролог в Сказании о блаженной Евдокии под 7 июля, св. Евдокия, шествуя в обитель, исцелила слепого, коснувшись глаз его длинным рукавом своей рубашки; в то же время Евдокия исцелила до тридцати человек недужных, страдавших различными болезнями.

При поступлении в иночество Евдокия приняла имя Евфросиния, а через три дня после пострижения заложила новую каменную церковь Вознесения.

После многократных пожаров церковь Вознесения была возобновлена вместе с монастырем еще несколько раз, а именно - в царствование Василия Иоанновича, Иоанна Грозного, Михаила Феодоровича, Петра I (1721 г.). При Петре I и церковь и монастырь подверглись весьма капитальной перестройке под наблюдением гвардии капитана Баскакова. После пожара 1737 г. по повелению императрицы Анны Иоанновны начато последнее возобновление монастыря и окончено в царствование императрицы Елизаветы Петровны. После 1812 г., уцелев от пожара, монастырь был очищен и приведен в настоящий его вид.

В этом же монастыре скончалась мать царя Михаила Феодоровича инокиня Марфа, в нем же Мария Феодоровна (супруга Иоанна Грозного и мать Димитрия царевича) встречала Марину Мнишек как обрученную невесту первого Лжедимитрия, которая провела в монастыре несколько дней до брака. Мать св. Димитрия царевича признала Лжедимитрия за истинного своего сына перед народом.

Монахини монастыря издревле занимаются разными рукоделиями: они вышивают шелком и золотом, обнизывают образа дорогими каменьями и т. п. В старину обитель была местом пребывания государевых невест до брака. Ворота монастырские во всю первую неделю Великого поста, по древнему обычаю, запираются.

В начале XVIII в. на Красной площади на Вербной неделе началась продажа "изукрашенной вербы", и до 1830-х гг. уборкой вербы, деланием из нее цветов и дутых восковых плодов и фигур занимались преимущественно монахини и белицы Вознесенского монастыря. Внутри этой обители было второе гулянье: по двору монастыря и по террасам его, около келий, прохаживался народ, смотрел на выставку искусственных цветов, опушенных зеленью, красиво собранных букетами и гирляндами, и покупал их у монахинь. До 1810 г. почти у самых ворот монастыря, под особенным шатром, устроенным императрицей Екатериною II, стояли 4 большие пушки. Они сданы потом в Арсенал".

"В 1824 г. при монастыре устроена больница игуменьею Афанасией Черкасовой".

"В храме Вознесения погребены русские княгини, царицы и царевны:

1. Царица Евдокия Лукиановна, вторая супруга царя Михаила Феодоровича, ум. 18 авг. 1645 г. 2. Царица Мария Ильинична, первая супруга царя Алексея Михайловича, ум. 3 марта 1669 г. 3. Царица Наталия Кирилловна, вторая супруга Алексея Михайловича, ум. 25 января 1694 г. 4. Царица Мария Петровна, в инокинях Елена, супруга царя Василия Иоанновича Шуйского, ум. в июле 1626 г. 5. Царица Агафия Симеоновна, первая супруга царя Феодора Алексеевича, ум. 14 июля 1681 г. 6. Царевна Феодора Алексеевна, дочь царя Алексея Михайловича, младенец 3 лет, ум. 28 ноября 1667 г. 7. Царица Мария Феодоровна, седьмая супруга царя Иоанна Васильевича Грозного, в инокинях Марфа, ум. в 1608 г. 8. Царица Марфа Васильевна, третья супруга царя Иоанна Васильевича Грозного, ум. 13 нояб. 1571 г. 9. Царица Мария Темрюковна, вторая супруга царя Иоанна Васильевича Грозного, родом черкешенка, ум. 1 сент. 1569 г. 10. Царица Анастасия Романовна, первая супруга Иоанна Грозного, ум. 7 авг. 1560 г. 11. Вел. кн. София Фоминична Палеолог, супруга великого князя Иоанна III Васильевича, ум. 17 апр. 1503 г. (дочь деспота Морейского, племянница последнего греческого императора Константина XII Палеолога). 12. Великая княгиня Елена Васильевна Глинская, вторая супруга великого князя Василия III Иоанновича, ум. 3 апр. 1538 г. 13. Великая княгиня Мария Борисовна, первая супруга вел. кн. Иоанна III Васильевича, ум. 22 апр. 1467 г. 14. Великая княгиня Мария Ярославна, супруга вел. кн. Василия Васильевича Темного, в инокинях Марфа, ум. 14 июля 1484 г. 15. Вел. княгиня София Витовтовна, супруга вел. кн. Василия I Дмитриевича, сына Донского, дочь князя Литовского, ум. 15 июня 1453 г. 16. Ирина Феодоровна Годунова, супруга царя Феодора Иоанновича, первая самодержавная царица - отказалась от престола и приняла пострижение в Новодевичьем монастыре под именем Александры. 6 лет прожила она в монастыре и мирно скончалась в 1604 г. 17. Царевна Мария Иоанновна, дочь царя Иоанна Грозного от первой супруги царицы Анастасии Романовны (младенец), ум. в 1551 г. 18. Царевна Феодосия Феодоровна, дочь царя Феодора Иоанновича (младенец), ум. в 1593 г. 19. Царевна Анна Васильевна, дочь царя Василия Шуйского (младенец). 20. Царевна Пелагия Михайловна, дочь царя Михаила Феодоровича (младенец), ум. 25 янв. 1628 г. 21. Царевна Мария Михайловна, дочь царя Михаила Феодоровича (младенец), ум. 21 сент. 1632 г. 22. Царевна София Михайловна, дочь царя Михаила Федоровича (младенец), ум. 23 июня 1636 г. 23. Царевна Евдокия Михайловна, дочь царя Михаила Феодоровича (младенец), ум. 10 февр. 1637 г. 24. Царевна Мария Иоанновна, дочь царя Иоанна Алексеевича (младенец), ум. 14 февр. 1692 г. 25. Царевна Феодосия Иоанновна, дочь царя Иоанна Алексеевича (младенец), ум. 12 мая 1691 г. 26. Царица Мария Владимировна (Долгорукова), первая супруга царя Михаила Феодоровича, ум. 6 янв. 1625 г. 27. Царевна Анна Алексеевна, дочь царя Алексея Михайловича и первой супруги его царицы Марии Ильиничны (младенец), ум. 3 марта 1659 г. 28. Царевна Евдокия Алексеевна, дочь царя Алексея Михайловича (19-ти лет от роду), ум. 18 февр. 1669 г. 29. Великая старица Иулиания Феодоровна, мать царицы Анастасии Романовны. 30. Вторая супруга царевича Иоанна Иоанновича, сына царя Иоанна Грозного, Параскева Михайловна (Соловых). 31. Царевна Наталия Алексеевна, дочь царевича Алексея Петровича, ум. 22 нояб. 1728 г. 32. Царевна Татиана Михайловна, дочь царя Михаила Феодоровича, ум. 71-го году от роду 24 авг. 1707 г. 33. Царевна Анна Михайловна, третья дочь царя Михаила Феодоровича, перед смертью приняла схиму с именем Анфусы, ум. 27 окт. 1693 г.

В монастыре погребены также (точное место погребения неизвестно):

1. Супруга кн. Юрия Дмитриевича, сына Донского, княгиня Анастасия Георгиевна, ум. в 1422 г. 2. Супруга князя Петра Дмитриевича, сына Донского, княгиня Евфросиния Полиевктовна, приняла схиму и ум. в 1466 г. 3. Супруга сына вел. кн. Иоанна III, кн. Иоанна, названного Младым, княгиня Елена Степановна, дочь молдавского господаря, ум. в 1505 г. 4. Дочь царя Иоанна Васильевича Грозного и супруги его царицы Анастасии Романовны царевна Евдокия Иоанновна, ум. в 1558 г. 5. Первая супруга царевича Иоанна Иоанновича, сына царя Иоанна Грозного, вел. княгиня Евдокия Богдановна, пострижена по воле царевича в монашество под именем Александры и ум. в 1620 г.

Против Царских врат придельного храма во имя Божией Матери всех Скорбящих Радости погребена дочь царя Иоанна V Алексеевича царевна Параскева Иоанновна, ум. 8 окт. 1731 г.".

"Древнейшая и богатейшая гробница - самой основательницы монастыря преп. Евфросинии. Она помещается у правой стены церкви, недалеко от боковой южной двери. На верхней доске раки написан образ преподобной, который при устроении раки обложен серебряной ризой. На раке вырезана следующая надпись: "Сия рака великой княгини Евдокии, во инокинях Евфросинии, супруги Димитрия Иоанновича Донского, бывшей основательницы сея обители, преставившейся в 1407 г. июля седьмого дня; 1821 г. мая тридесятого благословением высокопреосвященнейшего московского митрополита Серафима начата делатися усердием доброхотных дателей, тщанием игумении Афанасии, и окончена 1822 г. февраля 10 дня при высокопреосвященном московском архиепископе Филарете".

Царица Ирина Феодоровна - единственная из рода Годуновых, покоящаяся внутри стен Кремля".

В 1917 г. монастырь пострадал при артобстреле.

"В комиссариате митрополиту Платону было обещано сохранить в целости Кремль и объявлено, что стрельба в этот же день будет прекращена и что переговоры об этом уже ведутся. Несмотря на обещание, именно в ночь с 2 на 3 ноября Священный Кремль подвергся жестокому обстрелу и разгрому со стороны большевиков. Узнав об этом 3-го же ноября, я (еп. Нестор Камчатский, впоследствии митрополит. - П. П.) со священником Чернявским отправился в Кремль.

Нас пропустили в Спасские ворота. Прежде всего мы по пути зашли в женский Вознесенский монастырь. Здесь уже было полное разрушение. В храме св. великомученицы Екатерины насквозь пробита артиллерийским снарядом стена верхнего карниза и верхний свод храма. Отверстия по одному квадратному аршину. Другим снарядом разрушена часть крыши на главном куполе. От ружейных пуль и снарядных осколков разбиты купола храмов монастыря и крыши всех построек обители. Стекол выбито до 300 мест. В храме св. Екатерины на носилках среди церкви на полу лежал убитый ружейной пулей в висок юнкер Иоанн Сизов. У тела убиенного я отслужил литию. Когда солдаты уносили из Кремля тело этого юнкера, в ответ на соболезнование из толпы о мученической смерти, они выбросили тело с носилок на мостовую и грубо надругались над ним"(; см. также ).

"Известно, что Вознесенская церковь и церковь св. Екатерины Вознесенского монастыря разобраны в 1929 г.".

"Здания монастыря разобраны. При этом останки погребенных княгинь и цариц – Евдокии (Евфросинии), Софьи Витовтовны, Софьи Палеолог, Натальи Кирилловны Нарышкиной и др. - перенесены в подвал палатки, пристроенной в 1801 г. к Архангельскому собору.

В 1928-1932 гг. на месте, где стояли ранее Чудов и Вознесенский монастыри, архитектор И. И. Рерберг построил большое здание с колоннами, где теперь работает Президиум Верховного Совета СССР".

Здание это до Президиума ВС занимали также Военная школа им. ВЦИК, а после нее - Кремлевский театр.

Монастырь примыкал вплотную к Спасской башне и стене к северу от нее; на его месте стоит ныне восточная часть нового здания Президиума.

"В Гос. Третьяковской галерее в настоящее время сохранились четыре иконы, происходящие из Вознесенского монастыря в Кремле:

1. "Богоматерь Одигитрия" 1482 г. Дионисия, еще до революции переданная в Синодальную библиотеку.

2. "Богоматерь со свечой" (из акафиста) пер. пол. XVII в., моск. школа, до революции перешедшая в Церк.-археологический музей, с надписью на обороте "Из женского Вознесенского монастыря в Москве".

3. "Никита Новгородский", перв. пол. XVII в., моск. школа, поступившая из Гос. Исторического музея в 1930 г., с надписью на обороте сажей "Из Возн. монастыря № 253".

4. "Феодосия преподобная", 1690 г., мастер Кирилл Уланов, с надписью на обороте о происхождении из Вознесенского монастыря, находившаяся до революции в Церковно-археологическом музее и поступившая в ГТГ в 1930 г. из Гос. Исторического музея".

Иконостас Вознесенского собора установлен ныне в церкви Двенадцати апостолов в Кремле; ряд монастырских икон находится в фондах Государственных музеев Московского Кремля.

К 1917 г. в Вознесенском монастыре было 3 храма с 8 престолами. В настоящее время не осталось ничего.

Сытин. С. 57-58.

Денисов Л. И. Православные монастыри Российской Империи. М., 1908. С. 493-498; библиогр.

Розанов Н. История московского епархиального управления. М., 1871. Ч. 3. Кн. 2 (краткое донесение императору от настоятельницы монастыря о происшествиях при французах).

Кондратьев И. К. Московский Кремль, святыни и достопамятности. М., 1910. С. 77-82.

Проценко. Монастыри в России и соборы в Москве. М., 1863.

Нива. 1917. № 2; 3 (фото разрушений).

Нестор, еп. Камчатский. Расстрел Московского Кремля. М., 1917. С. 15-16.

Александровский, № 20, 54, 325.