Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности. Литературно-исторические заметки юного техника
«Всякая истинно демократическая власть в области просвещения в стране, где царит безграмотность и невежество, должна поставить своей целью борьбу против этого мрака. Она должна добиться в кратчайший срок всеобщей грамотности…».
А. В. Луначарский (Петроград, 1917)
26 декабря 1919 года Советом Народных Комиссаров РСФСР был принят исторический Декрет «О ликвидации безграмотности в РСФСР». Согласно ему, все население Советской России в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, было обязано учиться грамоте на родном или на русском языке (по желанию). Декрет предусматривал полную ликвидацию неграмотности.
К началу ХХ века уровень грамотности в России был очень низким для страны, вступившей на путь индустриального развития. Разные источники приводят цифры от 30 % до 38 % грамотного населения от общего числа жителей России.
После революционных событий 1917 г. борьба за всеобщую грамотность стала одной из решающих предпосылок коренных преобразований в сферах общественных отношений, народного хозяйства и культуры. В декабре 1917 г. в Наркомпросе РСФСР был создан внешкольный отдел под руководством Н. К. Крупской, одной из основных задач которого стала организация ликвидации неграмотности в стране. В мае 1919 г. состоялся 1-й Всероссийский съезд по внешкольному образованию. По инициативе участников съезда в Наркомпросе был подготовлен проект декрета «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР».
Декрет Совета Народных Комиссаров «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». 26 декабря 1919 г.
В целях предоставления всему населению Республики возможности сознательного участия в политической жизни страны СНК постановил:
1.Всё население Республики в возрасте от 8-50 лет, не умеющее читать и писать, обязано обучаться грамоте на родном или русском языке по желанию. Обучение это ведется в государственных школах, как существующих, так и учреждаемых для неграмотного населения по планам НКП.
2. Срок ликвидации безграмотности устанавливается губернскими и городскими Советами депутатов.
3. Народному комиссариату просвещения предоставляется право привлекать к обучению неграмотных в порядке трудовой повинности всё грамотное население страны, не призванное в войска, с оплатой их труда по нормам работников просвещения.
4.К ближайшему участию в работах по ликвидации безграмотности НКП и местными органами привлекаются все организации трудового населения…
5. Обучающимся грамоте, работающим по найму, за исключением занятых в милитаризованных предприятиях, рабочий день сокращается на два часа на всё время обучения с сохранением заработной платы.
6. Для ликвидации безграмотности органами НКП предоставляется использовать народные дома, церкви, клубы, частные дома, подходящие помещения на фабриках, заводах и в советских учреждениях.
7. Снабжающим органам вменяется в обязанность удовлетворять запросы учреждений, имеющих целью ликвидацию безграмотности, преимущественно перед другими учреждениями.
8. Уклоняющиеся от установленных настоящим декретом повинностей и препятствующие неграмотным посещать школы привлекаются к уголовной ответственности.
9. Народному Комиссариату Просвещения поручается в двухнедельный срок издать инструкцию по применению настоящего декрета.
Председатель СНК В. Ульянов
Управляющий делами СНК Вл. Бонч-Бруевич
Ликвидация неграмотности рассматривалась как непременное условие обеспечения сознательного участия всего населения в политической и хозяйственной жизни России. Как говорил В.И. Ленин — «нам нужно громадное повышение культуры. Надо добиться, чтобы уменье читать и писать служило к повышению культуры, чтобы крестьянин получил возможность применять это уменье читать и писать к улучшению своего хозяйства и своего государства».
Ликвидация неграмотности разворачивалась в тяжелейших условиях Гражданской войны и иностранной военной интервенции. Советское правительство выделяло на борьбу с неграмотностью огромные средства. Все снабжающие организации были обязаны удовлетворять нужды ликбеза в первую очередь.
В июле 1920 г. СНК создал Всероссийскую чрезвычайную комиссию по ликвидации безграмотности (ликбез), подчинённую Наркомпросу. Комиссия взяла под свой контроль организацию курсов ликбеза, подготовку учителей, издание учебной литературы. Ведал делами этой комиссии нарком просвещения Анатолий Луначарский.
1-й Всероссийский съезд по ликвидации неграмотности (1922) признал необходимым первоочередное обучение грамоте рабочих промышленных предприятий и совхозов, членов профсоюзов и других трудящихся в возрасте 18—30 лет. Срок обучения на ликпункте устанавливался в 7 месяцев (6-8 часов еженедельно). Тем, кто обучался грамоте, рабочий день на всё время обучения сокращался на два часа с сохранением заработной платы. Органам народного просвещения для организации занятий по обучению неграмотных позволялось использовать народные дома, церкви, клубы, частные дома, подходящие помещения на фабриках и заводах и в других учреждениях. Наркомпросу и его местным органам предоставлялось право привлекать к обучению неграмотных все общественные организации, а также всё грамотное население страны в порядке трудовой повинности.
14 августа 1923 вышел декрет Совнаркома РСФСР «О ликвидации безграмотности», дополнивший декрет от 26 декабря и установивший количество инструктивных школ 1072 (574 ликвидационных пункта и 498 школ для малограмотных).
В 1925 г. энтузиасты борьбы с неграмотностью объединились в добровольное общество «Долой неграмотность», местные отделения которого создавались по всей стране. Общество ставило своей задачей всемерное содействие проведению мероприятий по ликвидации неграмотности и малограмотности среди взрослого населения СССР: создавались школы, группы, члены которых вели индивидуальную работу по обучению неграмотных, а также проводили широкую политико-просветительную работу.
В годы НЭПа темпы снижения неграмотности были далеки от желаемых. Взрослое население, занятое в частном секторе, не имело социальных гарантий, позволявших сочетать учёбу с трудом. В целом СССР к 1926 году занимал по уровню грамотности лишь 19-е место среди стран Европы, уступая таким странам, как Турция и Португалия. Сохранились значительные различия в уровне грамотности городского и сельского населения (в 1926 г. — соответственно 80,9 и 50,6 %), мужчин и женщин (в городе — 88,6 и 73,9 %, в селе — 67,3 и 35,4 %).
В 1928 году по инициативе ВЛКСМ был начат так называемый культпоход. Его опорными центрами стали Москва, Саратов, Самара и Воронеж, где основная часть неграмотных были обучены силами общественности. К середине 1930 года число культ-армейцев достигло 1 млн, а число учащихся только в учтённых школах грамоты — 10 млн.
Введение всеобщего начального обучения в 1930 г. создавало известные гарантии распространения грамотности. Ликвидация неграмотности возлагалась теперь на соответствующие секции при местных Советах. Одновременно пересматривались программы школ ликбеза, рассчитанные на 330 учебных занятий (10 месяцев в городе и 7 месяцев на селе). Актуальной задачей считалась теперь борьба с малограмотностью.
К 1936 году было обучено около 40 млн неграмотных. В 1933—1937 годах только в учтённых школах ликбеза занимались свыше 20 млн неграмотных и около 20 млн малограмотных.
К концу 30-х годов массовая безграмотность была преодолена. По данным переписи 1939 г., процент грамотных в возрасте 9-49 лет составил по РСФСР 89,7%. Различия между городом и деревней, между мужчинами и женщинами по уровню грамотности сохранились незначительные. Так, грамотность мужчин составляла — 96 %, женщин — 83,9 %, городского населения — 94,9 %, сельского — 86,7 %.
Эти было огромное достижение Советского государства, стоявшего на пороге тяжелейших испытаний.
Ликбез (ликвидация безграмотности) - массовое обучение неграмотных взрослых чтению и письму в Советской России и СССР. В переносном смысле - обучение неподготовленной аудитории базовым понятиям какой-либо науки, процесса или явления.
Исторически понятие «ликбез» возникло как сокращение от «ликвидация безграмотности» - государственной программы Советской России, начало которой положил декрет Совнаркома «О ликвидации безграмотности в РСФСР» от 26 декабря 1919 года. Согласно ему, всё население Советской России в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, было обязано учиться грамоте на родном или на русском языке (по желанию). Народному комиссариату просвещения предоставлялось право привлекать всех грамотных лиц к обучению неграмотных на основе трудовой повинности. Декрет предусматривал также создание школ для переростков, школ при детских домах, колониях и прочих учреждениях, входивших в систему Главсоцвоса.
Первая попытка распространения грамотности на Руси относится к концу X и началу XI века. При Владимире Святославовиче и Ярославе «отбирали детей» у «нарочитых людей» и учили их грамоте и догматам веры. Интересно, что сам Владимир был неграмотный, Ярослав же «сам книги читал». Около 1030 года Ярослав велел в Новгороде собрать у старост и священников 300 детей и учить их грамоте. Училище имело целью подготавливать достойных служителей церкви. По сути, это было первое просветительское учреждение. К 1080 году относится известие об училище для женщин, учреждённом царевной Анной. В XII веке смоленский князь Роман Ростиславович на создание училищ израсходовал все свои средства.
Таким образом, можно утверждать, что к XII веку грамотность была распространена не только среди служителей церкви, но и среди людей светских, в основном князей. Однако не стоит переоценивать границы распространения грамотности в то время, тот же Дмитрий Донской был неграмотен.
Положение образования было так плохо, что в конце XV в. приходилось ставить в священники безграмотных.
Неграмотные верхи и низы
На Стоглавом соборе (1551) решено было заводить у священников, диаконов и дьяков в домах училища для обучения «грамоте, книжному письму и церковному пению и чтению налойному»; но решение собора не было приведено в исполнение. Духовенство было для этого слишком бедно и невежественно. Школы существовали только в крупных центрах. Так, в 1553 г. упоминается об открытии училищ при новых епархиях в Казани и Каргополе.
При Борисе Годунове предполагалось завести в России светские школы, но последовавшая смута помешала этому. В конце XVI в. из 22 бояр, подписавших грамоту об избрании Годунова на царство, не знали грамоты четверо; из 22 стольников, 8 было неграмотных. Ещё меньше знали грамоту дворяне и дети боярские. В одном акте XVI в. из 115 князей и детей боярских могли подписать своё имя только 47 человек. Стоит ли говорить, что среди «простого люда» грамотность в допетровское время была нулевой.
Пётр I
Первым серьёзно обратил внимание на распространение грамотности Пётр I. В 1714 году он учредил цифирные, или арифметические школы, в которых преподавались грамота, счисление и основания геометрии. Ученики обучались бесплатно и платили только за выход из школы. В арифметические школы дворяне и чиновники должны были посылать детей своих 10-15-летнего возраста; впоследствии это распоряжение было распространено и на лиц других сословий. С 1714 по 1722 г. во всех цифирных школах перебывало 1389 учеников, из которых окончило курс только 93.
К концу царствования Петра I в России насчитывалось около 110 низших училищ. Основной целью Петра I была подготовка просвещённых кадров для государственной службы. По смерти императора деятельность открытых им образовательных учреждений практически не развивалась. При Екатерине I и Петре II было открыто лишь несколько школ для обучения детей священников. Анна Иоанновна учредила несколько гарнизонных школа, тогда как деятельность цифирных школ полностью прекратилась. Императрица Елизваета пробовала активно внедрять образовательные учреждения и даже грозила штрафами за неисполнение постановлений, однако многие её приказы оставались только на бумаге. Тем не менее, стремление к образованию росло в народе. Домашнее образование уже в то время было развито у поморов, на берегах Волги, в Новороссии.
Реформы Екатерины Великой
Значительный вклад в дело просвещения внесла Екатерина II. В годы её правления стали открываться школы, в программы которых входили такие предметы как чтение, письмо, арифметика, рисование и катехизис для «детей греко-российского исповедания». Большой проблемой, однако, был недостаток учителей, нехватка средств и хороших учебников. В 1782 году была учреждена комиссия, которой было поручено заниматься разработкой учебных программ, планов учреждения учебных учреждений, открытием школ и подготовкой способных учителей.
Согласно разработанному учебному плану, все народные училища разделялись на 3 разряда: малые (2 класса), средние (3 класса) и главные (4 класса и 5 лет обучения). В малых училищах предполагалось обучать Закону Божию, чтению, письму, основам грамматики, рисованию, арифметике и читать книгу «О должностях человека и гражданина». В третьем классе средних училищ преподавались катехизис, священная история, христианское нравоучение, объяснение Евангелия, арифметика, грамматика, всеобщая и русская история и краткая география. В главных училищах к перечисленным предметам присоединялись геометрия, архитектура, механика, физика, натуральная история и немецкий язык. Екатерина повелела также завести преподавание различных языков по местностям (например, греческого языка в Новороссийской, Киевской и Азовской губерниях, китайского - в Иркутской), но по факту эти языки в народных училищах никогда не преподавались.
Свободу крестьянам, грамоту - им же.
В XIX веке развитие просвещения вышло на кардинально новый уровень. Несмотря на значительные препоны, открывались училища и внедрялись новые программы образования. Большой проблемой для изучения статистики распространения грамотности по-прежнему оставался бюрократический характер подсчета, далёкий от истинного положения вещей. Многие школы существовали только на бумаге, контроль за исполнением указов министерства народного просвещения осуществлялся из рук вон плохо. Распространение грамотности начинает делать успехи только после освобождения крестьян, с развитием участия земства в деле народного образования. Император Александр II, освободивший крестьянство от крепостного рабства, дал народной школе необходимую почву для развития и создал в России совершенно новую организацию всего дела народного образования. Серьёзным оставался дефицит учебных материалов. Все учебники подвергались строгой цензуре, нехватка пособий стояла очень остро, что тормозило процесс внедрения грамотности среди населения.
Несмотря на крайне медленные темпы рост грамотности в царской России происходил по мере появления в стране новых школ. В значительной степени этому способствовали революционные события в стране. В своей статье «К вопросу о политике народного просвещения» В.И. Ленин писал: «Пятый год, год великого пробуждения народных масс в России, год великой борьбы за свободу под руководством пролетариата заставил даже наше казенное ведомство сдвинуться с мертвой полосы». Если в 1900 году в системе Министерства народного просвещения России имелось 36 820 школ, в которых обучалось 2592 тысячи школьников, то в 1914 году таких школ было уже 80 801 с 5942 тысячами учащимися. Кроме того, в 1905–1914 годах около 2 миллионов детей училось в церковно-приходских школах.
Большинство детей поступало в школу после достижения девяти лет. Лишь 2% школьников были моложе восьми лет и 11% приходилось на восьмилетних. Филипка из рассказа Л.Н. Толстого мать не пускала в школу, сказав, что он «еще мал». Большинство учеников были в возрасте от 9 до 12 лет, они составляли 75,8% всех учащихся в школах России. После же 12 лет дети обычно в школу уже не ходили. Продолжали учиться среди мальчиков лишь 10,9% в городах и 12,5% в селах. Среди девочек – 9,8% в городах и 8,7% в селах.
То обстоятельство, что до половины детей в возрасте от 9 до 12 лет занимались в школах, способствовало повышению грамотности подрастающего поколения православного населения страны. Кроме того, немало детей обучалось грамоте вне школы. Н.С. Хрущёв вспоминал, что его научил читать и писать сельский священник «за мешок картошки». К тому времени, когда Филипок пришел впервые в школу, он уже мог прочесть свое имя: «Хве-и-хви, ле-и, пе-ок – пок».
По этим причинам наблюдалось медленное, но постоянное сокращение числа неграмотных среди призывников, представлявших молодых мужчин России. В 1913 г. 68,8% принятых на военную службу считались грамотными. Впрочем, зачастую их уровень грамотности был не выше того, которым обладал Филипок, и они могли лишь с трудом подписаться в солдатской ведомости печатными буквами. Однако, ссылаясь лишь на сомнительные данные о грамотности призывников и нагло игнорируя многочисленные документы и исследования о подлинном состоянии образованности российского населения за различные годы и по разным областям страны, шарлатаны-антисоветчики уверяют, будто накануне революции около 80% населения России было грамотным. При этом жулики игнорируют сохранившуюся вопиющую неграмотность среди более старших возрастов, особенно среди женщин, а также среди нехристианских народов России, представителей которых в царскую армию не брали.
Следует учесть, что многие школьники не завершали свое обучение. Дореволюционный педагог П.Ф. Каптеров писал: «Более половины мальчиков и более двух третей девочек оставляют школы». Низкой была и посещаемость школьных уроков. Для этого существовали веские причины, связанные с особенностями тогдашней жизни. Перечисляя их, Каптеров назвал: «бедность, труднодоступность школ и необходимость использования детского труда в крестьянском хозяйстве… экономическая несостоятельность, болезни, холода, распутица, домашние обязанности, работы по хозяйству».
Между тем в тяжелом положении находились и многие преподаватели народных школ. В.И. Ленин писал: «Россия бедна, когда речь идет о жалованье народным учителям. Им платят жалкие гроши. Народные учителя голодают и мерзнут в нетопленных и почти нежилых избах. Народные учителя живут вместе со скотом, которые крестьяне зимой берут в избу… Россия бедна, чтобы платить честным работникам народного просвещения, но Россия весьма богата, чтобы кидать миллионы и десятки миллионов на дворян-тунеядцев, на военные авантюры, на подачки сахарозаводчикам и нефтяным королям и тому подобное». (Ленинские слова, написанные сто лет назад, звучат и ныне актуально.)
При всем старании народных учителей и священников они не могли дать подавляющему большинству учеников минимума культуры даже в ограниченных рамках начальной школы. Кое-как освоенная грамота, не подкрепленная приобщением к культуре, зачастую имела обратный эффект. В ту пору в городах и селах появилось немалое количество малограмотных людей, которые, едва научившись складывать буквы в слова, стали читать запоем бульварную литературу подобно Денису из бунинской повести «Деревня».
Появление самоуверенных, но малограмотных «читателей» стало знамением времени и стало предметом насмешек со стороны великих писателей России. В том же 1910 году, когда была написана повесть И.А. Бунина, Л.Н. Толстой вывел в своей пьесе «От ней все качества» Прохожего, который увлеченно рассказывал про своего первого «пердагога» кузнеца и туманно рассуждал об «аграмарном вопросе».
Ликбезу - быть!
К концу XIX века грамотность населения Российской империи была очень низкой для страны, уже давно вставшей на путь индустриального развития. К 1917 году заметная часть населения страны оставалась неграмотной (особенно в Средней Азии).
После Октябрьской революции в России борьба за всеобщую грамотность стала одной из решающих предпосылок коренных преобразований в сферах общественных отношений, народного хозяйства и культуры.
Началом этой борьбы стало создание в декабре 1917 года в Наркомпросе РСФСР внешкольного отдела под руководством Н.К.Крупской (с 1920 г. - Главполитпросвет), одной из главных задач которого была организация ликвидации неграмотности в стране.
Ликвидация безграмотности разворачивалась в условиях Гражданской войны и иностранной военной интервенции. По декрету Совета народных комиссаров «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» (дек. 1919, проект был подготовлен в Наркомпросе по инициативе участников 1-го съезда по внешкольному образованию) все население республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, обязывалось учиться грамоте на родном или русском языке (по желанию).
Ликвидация безграмотности рассматривалась как непременное условие обеспечения сознательного участия всего населения в политической и хозяйственной жизни страны. Наркомпросу предоставлялось право привлекать всех грамотных лиц к обучению неграмотных на основе трудовой повинности. Декрет предусматривал также организацию обучения детей школьного возраста, не охваченных школами. Эта задача решалась посредством создания школ для переростков, а также - в условиях борьбы с беспризорностью - путем школ при детских домах, колониях и прочих учреждениях, входивших в систему Главсоцвоса.
В ликвидацию безграмотности включались массовые общественные организации. 19 июля 1920 года СНК создал Всероссийскую чрезвычайную комиссию по ликвидации Ликбезбезграмотности (ВЧК л/б), которая была подчинена Наркомпросу. Комиссия взяла под свой контроль организацию курсов ликбеза, подготовку учителей, издание учебной литературы. Материальную поддержку, помощь комиссии в создании учебников оказывали М.Горький, Л.Н.Сейфуллина, В.Я.Брюсов, В.В.Маяковский, Демьян Бедный, а также видные ученые Н.Я.Марр, В.М.Бехтерев и др.
Каждый населенный пункт с числом неграмотных свыше 15-ти должен был иметь школу грамоты - ликпункт. В программу обучения включались чтение, письмо и счет. В начале 1920-х годов программа была уточнена: занятия на ликпункте имели своей целью научить читать ясный печатный и письменный шрифты; делать краткие записи, необходимые в жизни и служебных делах; читать и записывать целые и дробные числа, проценты, разбираться в диаграммах и схемах; учащимся объяснялись основные вопросы строительства советского государства. Срок обучения составлял 3-4 месяца.
Учебная программа потребовала широкой организованной подготовки учителей и других педагогических работников. К осени 1920 году только органами ВЧК л/б в 26 губерниях были созданы курсы учителей - ликвидаторов неграмотности. Для содействия обучению неграмотных для взрослых учащихся сокращался рабочий день с сохранением заработной платы, предусматривалось первоочередное снабжение ликпунктов учебными пособиями, письменными принадлежностями.
В 1918 году также была осуществлена реформа русского правописания, существенно упростившая обучение грамоте. Велась работа по созданию письменности для народов, плакатпрежде ее не имевших. С 1922 года была проведена как временная мера латинизация алфавитов тюркских и монгольских языков народов СССР, облегчившая овладение чтением и письмом взрослыми учащимися. В конце 1930-х годов письменность некоторых народов была переведена на русскую графику. Эти меры преследовали задачу расширения масштабов ликвидации безграмотности. В тоже время оцениваются они однозначно, поскольку перемена графической основы письменности в определенной степени затрудняла для многих народов освоение их культурного наследия. Кроме того, перемена графики делала неэффективной грамотность, освоенную взрослыми в предшествующие годы.
В Наркомпросе были разработаны методики обучения грамоте с применением политически актуальных и понятных взрослым учащимся лозунгов и простых текстов. Методы обучения ориентировались на развитие навыков учебного труда и самостоятельного мышления. Развернулось издание специальных букварей. В 1920 - 1924 годах вышли два издания первого советского массового букваря для взрослых Д.Элькиной, Н.Бугославской, А.Курской (2-е издание - под названием «Долой неграмотность» - включало такие лозунги, как, например, «Мы - не рабы, рабы - не мы», а также стихотворения В.Я.Брюсова и Н.А.Некрасова). В те же годы появились «Рабоче-крестьянский букварь для взрослых» В.В.Смушкова, «Букварь для рабочих» Е.Я.Голанта. Часть пособий была напечатана за рубежом с оплатой из валютных фондов республики. Массовые газеты («Беднота» и др.) публиковали на своих страницах или в специальных приложениях материалы тематических уроков обучения грамоте. В работе по ликвидации неграмотности приняли участие поэты В.В.Маяковский (стихотворная «Советская азбука», 1919), Демьян Бедный и другие. Было налажено издание массовых букварей и других начальных пособий для взрослых на украинском, белорусском, киргизском, татарском, чувашском, узбекском и других языках.
С переходом страны к НЭПу и переводом учреждений внешкольного образования на местный бюджет сеть ликпунктов значительно сократилась. В этих условиях 1-й Всероссийский съезд по ликвидации неграмотности (1922) признал необходимым Крупская в окружении пионеровпервоочередное обучение грамоте рабочих промышленных предприятий и совхозов, членов профсоюзов и других трудящихся в возрасте 18 - 30 лет. Срок обучения на ликпункте устанавливался в 7 месяцев (6-8 часов еженедельно).
Осенью 1923 года было создано Всероссийское добровольное общество «Долой неграмотность. После 1-го Всероссийского съезда ОДН (1926) в составе Центрального совета были созданы комиссии: по работе среди национальных меньшинств, агитационная - по руководству низовыми ячейками и другие. К ликвидации неграмотности шире привлекалась общественность, в том числе учителя, студенты, грамотные трудящиеся. В 1925 -1926 учебном году в программы ликбеза в качестве обязательного был введен курс политграмоты. Массовые общества, подобные ОДН, возникли на Украине, в Белоруссии, Грузии, Казахстане, Армении, Киргизии. В 1926 году уровень грамотности лиц в возрасте 9 - 49 лет составил 56,6% (в 1920 - 44,1%). Всего в 1917 - 1927 годах было обучено грамоте до 10 млн взрослых, в том числе в РСФСР 5,5 млн. Однако в целом СССР занимал по уровню грамотности сравнительно с другими странами Европы лишь 19-е место, уступая таким странам, как Турция и Португалия. Оставалась низкой грамотность населения автономных национальных территориальных образований: в Якутии - 13,3%, в Дагестане - 12,2%, в Кабардино-Балкарии - 23,6% , в Ингушетии - 23,8% , в Калмыкии - 12,1%. Сохранились значительные различия в уровне грамотности городского и сельского населения (в 1926 г. - соответственно 80,9 и 50,6%), мужчин и женщин (в городе - 88,6 и 73,9%, в селе - 67,3 и 35,4%).
Существенную роль в расширении движения за ликвидацию неграмотности сыграл также всесоюзный культпоход, начатый в 1928 году по инициативе ВЛКСМ. Опорными центрами культпохода стали Москва, Саратов, Самара и Воронеж, где основная часть неграмотных были обучены силами общественности. В ликвидации неграмотности в процессе плакаткультпохода включались тысячи добровольцев.
Дело ликвидации неграмотности шло не просто. К 1926 году СССР занимал 19-е место среди стран Европы по уровню грамотности, уступая таким странам, как Португалия и Турция. Тем не менее, при помощи тех же культпоходов, когда значительные массы населения обучались при помощи общественности, борьба с безграмотностью достигла значительных успехов.
Для подготовки педагогических кадров в губернских городах были открыты институты народного образования. Создавались также постоянно действующие педагогические курсы. К концу года в стране работало 55 педагогических вузов – в два с половиной раза больше, чем до революции. В них обучалось свыше 10 тысяч студентов. В 1920 году закончили высшие учебные заведения и приступили к преподавательской деятельности около 5 тысяч учителей.
Посетив Россию во второй половине 1920 года, Герберт Уэллс писал: «Я пришел к убеждению, что в условиях колоссальных трудностей в Советской России непрерывно идет работа по народному просвещению и что, несмотря на тяжесть положения в стране, количество школ в городах и качество преподавания неизмеримо выросли со времен царского времени».
Строительство школьных учреждений и создание педагогических кадров позволило приступить к введению в РСФСР всеобщего начального обучения в соответствии с декретом ВЦИК и Совнаркома от 31 августа 1925 года. Предельный срок для осуществления этого декрета был назначен – 1933/34 учебный год. Успехи в развитии образования привели к тому, что к 1926 году уровень грамотности в СССР поднялся до 56,6%.
К середине 1930 года число культармейцев достигло 1 млн, а число учащихся только в учтенных школах грамоты - 10 млн.
В этот период азбучная грамотность перестала удовлетворять потребности хозяйственного и культурного переустройства страны. В программы школ ликбеза стали вводиться занятия по техминимуму и агроминимуму.
Введение в 1930 году всеобщего начального обучения создавало известные гарантии распространения грамотности. В ходе ликвидации неграмотности имели место неизбежные издержки, связанные с материальными трудностями, нехваткой учителей, слабой методической подготовкой многих групп ликвидаторов неграмотности, а также с преобладанием в ряде мест командных методов и административно-ориентированных подходов к организации и оценке результатов работы. Однако в целом опора на общественность в ликвидации неграмотности себя оправдала.
В середине 1930-х годов было признано, что ОДН свою задачу выполнило. Ликвидация неграмотности возлагалась теперь на соответствующие секции при местных Советах. Одновременно пересматривались программы школ ликбеза, рассчитанные на 330 учебных занятий (10 месяцев в городе и 7 месяцев на селе). Актуальной задачей считалась теперь борьба с малограмотностью, ставшей ощутимым тормозом в нормальной организации индустриального производства.
К 1936 году было обучено около 40 млн. неграмотных. В 1933 - 1937 годах только в учтенных школах ликбеза занимались свыше 20 млн. неграмотных и около 20 млн. малограмотных. К концу 1930-х годов неграмотность утратила характер острой социальной проблемы. По данным переписи 1939 года, грамотность лиц в возрасте от 16 до 50 лет приближалась к 90%. К началу 40-х годов задача ликвидации неграмотности была в основном решена. К началу 1950-х годов безграмотность в СССР практически была искоренена.
массовое обязательное обучение грамоте неграмотных взрослых, а также подростков школьного возраста, не охваченных школой. После Октябрьской революции в России борьба за всеобщую грамотность стала одной из решающих предпосылок коренных преобразований общественных отношений, народного хозяйства, культуры. Л.н. стала гл. задачей внешкольного отдела Наркомпроса РСФСР (создан в 1917; с 1920 - Главполитпросвет), которым руководила Н.К. Крупская. По декрету СНК "О ликвидации неграмотности" (декабрь 1919) все население республики в возрасте от 8 до 50, не умевшее читать или писать, обязывалось учиться грамоте на родном или русском языке (по желанию). Предусматривалась также организация обучения детей школьного возраста, не охваченных школами. Были созданы школы для переростков, школы при детских домах, колониях и т.п., входившие в систему Главсоцвоса. В 1920 СНК создал Всероссийскую чрезвычайную комиссию по ликвидации безграмотности, подчинявшуюся Наркомпросу. Материальную помощь комиссии в подготовке учебной литературы оказывали М. Горький, Л.Н. Сейфуллина, В.Я. Брюсов, В.В. Маяковский, Демьян Бедный, а также ученые В.М. Бехтерев, Н.Я. Марр и др. Программа обучения грамоте потребовала широкой организации курсов учителей - ликвидаторов неграмотности (к осени 1920 - в 26 губерниях). В 1918 осуществлена реформа русского правописания, существенно упростившая обучение грамоте. Велась работа по созданию письменности для народов, прежде ее не имевших. С 1922 проводилась как временная мера латинизация алфавитов тюркских и монгольских языков народов СССР. В конце 30-х гг. письменность некоторых народов переведена на русскую графику. Эти меры с одной стороны расширяли масштабы Л.н., с другой - затрудняли мн. народам освоение их культурного наследия. В 1920-24 изданы специальные буквари для взрослых (Д.Ю. Элькиной, Н. Бугославской, А. Курской; В.В. Смушкова; Е.Я. Голанта). Было налажено издание массовых букварей и других учебных пособий для взрослых на украинском, белорусском, киргизском, татарском, чувашском и других языках (всего ок. 40). С переходом страны к НЭПу и переводом учреждений внешкольного образования на местный бюджет сеть ликпунктов значительно сократилась. 1-й Всесоюзный съезд по Л.н. (1922) признал необходимым первоочередное обучение грамоте рабочих промышленных предприятий и совхозов, членов профсоюзов и других трудящихся в возрасте 18-30 лет. Срок обучения на ликпункте устанавливался в 7 мес. В 1923 было создано Всероссийское добровольное общество "Долой неграмотность!" (ОДН), которое возглавил М.И. Калинин. Общество выпускало газеты и журналы по Л.н., буквари, методическую литературу (в 1927 вошло в состав Госиздата РСФСР). В РСФСР ОДН содержало (1924) св. 11 тыс. ликпунктов (св. 500 тыс. учащихся), во 2-й половине 20-х гг. общество перенесло осн. работу в деревню. Всего в 1917-27 было обучено грамоте до 10 млн. взрослых, в т.ч. в РСФСР 5,5 млн. Однако в целом СССР занимал по уровню грамотности 19-е место в Европе. Известные гарантии распространению грамотности создавало введение всеобщего начального обучения (1930). К 1936 было обучено грамоте ок. 40 млн. неграмотных. В конце 30-х гг. неграмотность утратила характер острой социальной проблемы. К началу 40-х гг. задача Л.н. была в основном решена. С начала 50-х гг. СССР стал страной практически сплошной грамотности.
Отличное определение
Неполное определение ↓
ЛИКВИДАЦИЯ НЕГРАМОТНОСТИ
массовое обязат. обучение грамоте неграмотных взрослых, а также подростков шк. возраста, не охваченных школой.
После Окт. революции в России борьба за всеобщую грамотность стала одной из решающих предпосылок коренных преобразований обществ. отношений, нар. х-ва, культуры. В дек. 1917 в Нар-компросе РСФСР был создан внешк. отдел под руководством Н. К. Крупской (с 1920 Главполитпросвет), одной из гл. задач к-рого стала организация Л. н. в стране.
Л. н. разворачивалась в условиях Гражд. войны и иностр. воен. интервенции. По декрету СНК «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» (дек. 1919, проект подготовлен в Нар-компросе по инициативе участников 1-го съезда по внешк. образованию) все население республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, обязывалось учиться грамоте на родном или рус. языке (по желанию). Л. н. рассматривалась как непременное условие обеспечения всему населению сознат. участия в полит. и хоз. жизни страны. Наркомпросу предоставлялось право привлекать всех грамотных лиц к обучению неграмотных на основе трудовой повинности. Декрет предусматривал также организацию обучения детей шк. возраста, не охваченных школами (эта задача решалась созданием школ для переростков, а также - в условиях борьбы с беспризорностью - школ при дет. домах, колониях и т. п., входивших в систему Главсоцвоса).
В Л. н. включались массовые обществ. орг-ции. 19 июля 1920 СНК создал Все-рос. чрезвычайную комиссию по ликвидацип безграмотности (ВЧК л/б), к-рая была подчинена Наркомпросу. Комиссия взяла под контроль организацию курсов ликбеза, подготовку учителей, издание уч. лит-ры. Материальную поддержку, помощь комиссии в создании учебников оказывали М. Горький, Л. Н. Сей-фуллина, В. Я. Брюсов, В. В. Маяковский, Демьян Бедный, а также ученые Н. Я. Марр, В. М. Бехтерев и др.
Каждый населенный пункт с числом неграмотных св. 15 должен был иметь школу грамоты (ликпункт). В программу обучения включались чтение, письмо, счет. В нач. 20-х гг. программа была уточнена: занятия на ликпункте имели целью научить читать ясный печатный и письменный шрифты; делать краткие записи, необходимые в жизни и служебных делах; читать и записывать целые и дробные числа, проценты, разбираться в диаграммах и схемах; учащимся объяснялись осн. вопросы строительства сов. гос-ва. Срок обучения 3-4 мес. Уч. программа потребовала широкой организации подготовки учителей и др. пед. работников. К осени 1920 только органами ВЧК л/б были созданы курсы учителей - ликвидаторов неграмотности в 26 губерниях.
Для содействия обучению неграмотных для взрослых учащихся сокращался рабочий день с сохранением заработной платы, предусматривалось первоочередное снабжение ликпунктов уч. пособиями, письм. принадлежностями.
В 1918 осуществлена реформа рус. правописания, существенно упростившая обучение грамоте. Велась работа по созданию письменности для народов, прежде ее не имевших. С 1922 проведена как временная мера латинизация алфавитов тюрк, и монг. языков народов СССР, облегчившая овладение взрослыми учащимися чтением и письмом. В кон. 30-х гг. письменность нек-рых народов переведена на рус. графику. Эти меры преследовали задачу расширения масштабов Л. н. В то же время их нельзя оценивать однозначно, поскольку перемены графич. основы письменности в определенной степени затрудняли мн. народам освоение их культурного наследия. Перемена графики делала неэффективной и грамотность, освоенную взрослыми в предшествующие годы.
В Наркомпросе были разработаны методики обучения грамоте с применением политически актуальных и понятных взрослым учащимся лозунгов, простых текстов. Методы обучения ориентировались на развитие навыков уч. труда и самостоятельности мышления. Развернулось издание спец. букварей. В 1920-24 вышли 2 изд. первого сов. массового букваря для взрослых Д. Элькиной, Н. Бу-гославской, А. Курской (2-е изд. - под назв. «Долой неграмотность» - включало лозунги, в т. ч. «Мы - не рабы, рабы - не мы», стихотворения В. Я. Брюсова, Н. А. Некрасова и др.), «Рабоче-крестьянский букварь для взрослых» В. В. Смуш-кова, «Букварь для рабочих» Е. Я. Го-ланта. Часть пособий была напечатана за рубежом с оплатой из валютных фондов республики. Массовые газеты («Беднота» и др.) публиковали на страницах или в спец. приложениях материалы те-матич. уроков обучения грамоте. В работе по Л. н. приняли участие поэты В. В. Маяковский (стихотворная «Советская азбука», 1919), Демьян Бедный и др. Было налажено издание массовых букварей и др. нач. пособий для взрослых на укр., белорус., кирг., тат., чуваш., узб. и др. языках (всего ок. 40).
С переходом страны к нэпу и переводо. м учреждений внешк. образования на местный бюджет сеть ликпунктов значительно сократилась. В этих условиях 1-й Все-рос. съезд по Л. н. (1922) признал необходимым первоочередное обучение грамоте рабочих пром. предприятий и совхозов, членов профсоюзов и др. трудящихся в возрасте 18-30 лет. Срок обучения на ликпункте устанавливался в 7 мес (6-8 ч еженедельно).
Осенью 1923 было создано Всерос. добровольное об-во «Долой неграмотность!» (ОДН), к-рое возглавил М. И. Калинин. К кон. 1923 оно объединяло ок. 100 тыс. чл. Об-во через одноименное изд-во выпускало газеты и журналы по Л. н., в т. ч. «Культпоход» (1930-32), «Повысим грамотность» (1933-36), буквари, пропагандистскую и метод. лит-ру (в 1927 изд-во вошло в состав Госиздата РСФСР). В РСФСР ОДН содержало (1924) св. 11 тыс. ликпунктов (св. 500 тыс. уч-ся). Во 2-й пол. 20-х гг. об-во перенесло осн. работу в деревню, где концентрировалась масса неграмотных, направило усилия на шефскую помощь города селу в Л. н. После 1-го Всерос. съезда ОДН (1926) в составе Центр. совета были созданы комиссии по работе среди нац. меньшинств, агитационная, по руководству низовыми ячейками и др. К Л. н. шире привлекалась общественность, в т. ч. учителя, студенты, грамотные трудящиеся. В 1925/26 уч. г. в программы ликбеза в качестве обязательного введен курс политграмоты. Массовые об-ва, подобные ОДН, возникли на Украине (Г. И. Петровский), в Белоруссии (А. Г. Червяков), Грузии (М. Цхакая), Казахстане (С. Сейфуллин), Армении (Р. Даштоян), Киргизии (С. Мендешев).
В 1926 грамотность лиц в возрасте 9-49 лет составила 56,6% (в 1920 - 44,1%). Всего в 1917-27 было обучено грамоте до 10 млн. взрослых, в т. ч. в РСФСР 5,5 млн. Однако в целом СССР занимал по уровню грамотности 19-е место в Европе, уступая таким странам, как Турция и Португалия. Оставалась низкой грамотность населения автономных нац.-терр. образований: Якутии - 13,3%, Дагестана - 12,2%, Кабардино-Балкарии - 23,6%, Ингушетии - 23,8%, Калмыкии - 12,1%. Сохранились Значит. различия в грамотности гор. и сел. населения (в 1926 соответственно 80,9 и 50,6%), мужчин и женщин (в городе - 88,6 и 73,9%, в селе 67,3 и 35,4%).
Значит. роль в расширении движения за Л. н. сыграл всесоюзный культпоход, начатый в 1928 по инициативе ВЛКСМ. Опорными центрами культпохода стали Москва, Саратов, Самара, Воронеж, где осн. часть неграмотных была обучена силами общественности. В Л. н. в процессе культпохода включались тысячи добровольцев. К сер. 1930 число культ-армейцев достигло 1 млн., а число учащихся только в учтенных школах грамоты - 10 млн.
В этот период азбучная грамотность перестала удовлетворять потребности хоз. и культурного переустройства страны. В программы школ ликбеза стали вводиться занятия по техминимуму и агро-минимуму.
Введение всеобщего нач. обучения (1930) создавало известные гарантии распространения грамотности. В ходе Л. н. имели место неизбежные издержки, связанные с материальными трудностями, нехваткой учителей, слабой метод. подготовкой мн. групп ликвидаторов неграмотности, а также командными методами и адм. подходами в ряде мест к организации и оценке результатов работы. Однако в целом опора на общественность в Л. н. себя оправдала. В сер. 30-х гг. было признано, что ОДН свою задачу выполнило. Л. н. возлагалась на соответствующие секции при местных Советах. Одновременно пересматривались программы школ ликбеза, рассчитанные на 330 уч. занятий (10 мес в городе и 7 мес на селе). Актуальной задачей считалась борьба с малограмотностью, ставшей ощутимым тормозом в нормальной организации ин-дустр. произ-ва.
К 1936 было обучено грамоте ок. 40 млн. неграмотных. В 1933-37 только в учтенных школах ликбеза занимались св. 20 млн. неграмотных и ок. 20 млн. малограмотных. К кон. 30-х гг. неграмотность утратила характер острой социальной проблемы. По данным переписи 1939, грамотность лиц в возрасте от 16 до 50 лет приближалась к 90%. К нач. 40-х гг. задача Л. н. была в основном решена. К нач. 50-х гг. СССР стал страной практически сплошной грамотности. Ист. уроки Л. н. в СССР свидетельствуют, что повышение общеобразоват. и культурного уровня народа в сочетании с расширением полит. кругозора является одним из существенных принципов социального переустройства, перехода к новому качеству общества. Этот опыт приобрел между нар. значение.
Лит.: Фрид Л. С., Очерки по истории развития политико-просветит. работы в РСФСР (1917-1929), Л., 1941; Богданов И. МГрамотность и образование в до-рев. России и в СССР, М., 1964; К у м а-нев В. А., Революция и просвещение масс, М., 1973; Штамм С. И., Управление нар. образованием в СССР. (1917 - 1936), М. 1985, гл. 3. S. А. Куманев.
Отличное определение
Неполное определение ↓
1919 года . Согласно ему, всё население Советской России в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, было обязано учиться грамоте на родном или на русском языке (по желанию). Народному комиссариату просвещения предоставлялось право привлекать всех грамотных лиц к обучению неграмотных на основе трудовой повинности . Декрет предусматривал также создание школ для переростков, школ при детских домах, колониях и прочих учреждениях, входивших в систему Главсоцвоса .Энциклопедичный YouTube
-
1 / 5
Учебная программа потребовала широкой организованной подготовки учителей и других педагогических работников. К осени 1920 года только органами ВЧК ликбез в 26 губерниях были созданы курсы учителей - ликвидаторов неграмотности.
1-й Всероссийский съезд по ликвидации неграмотности (1922) признал необходимым первоочередное обучение грамоте рабочих промышленных предприятий и совхозов, членов профсоюзов и других трудящихся в возрасте 18-30 лет. Срок обучения на ликпункте устанавливался в 7 месяцев (6-8 часов еженедельно).
Именно в ходе борьбы с беспризорностью, сочетавшейся с одновременным обучением детей грамоте, а затем и другим дисциплинам, проявился талант крупнейшего советского педагога А. С. Макаренко , автора «Педагогической поэмы ».
Ликпункты и школы грамоты
Каждый населённый пункт с числом неграмотных свыше 15-ти должен был иметь школу грамоты (ликпункт). Срок обучения в такой школе составлял 3-4 месяца. Программа обучения включала чтение, письмо, счёт. В начале 1920-х годов было уточнено, что занятия на ликпункте имеют своей целью научить читать ясный печатный и письменный шрифты; делать краткие записи, необходимые в жизни и служебных делах; читать и записывать целые и дробные числа, проценты, разбираться в диаграммах и схемах; учащимся объяснялись основные вопросы строительства советского государства. Для взрослых учащихся сокращался рабочий день с сохранением заработной платы, предусматривалось первоочередное снабжение ликпунктов учебными пособиями, письменными принадлежностями.
Учебно-методическая база
В 1920-1924 годах вышли два издания первого советского массового букваря для взрослых Д. Элькиной, Н. Бугославской, А. Курской (2-е издание - под названием «Долой неграмотность» - включало ставшую широко известной фразу для обучения чтению - «Мы - не рабы, рабы - не мы », а также стихотворения В. Я. Брюсова и Н. А. Некрасова). В те же годы появились «Рабоче-крестьянский букварь для взрослых» В. В. Смушкова, «Букварь для рабочих» Е. Я. Голанта . Часть пособий была напечатана за рубежом с оплатой из валютных фондов республики. Было налажено издание массовых букварей и других начальных пособий для взрослых на украинском, белорусском, киргизском, татарском, чувашском, узбекском и других (всего около 40) языках.
Во все времена обучение грамоте сопровождалось пропагандой тех идейных ценностей, доступ к которым открывало умение читать. В годы царствования Екатерины II , когда многие считали, что «черни не нужно давать образования», наиболее проницательные деятели (например, депутат от клинского дворянства Пётр Орлов) настаивали, что если и обучать грамоте,
то на следующем основании: пусть крестьяне путём грамоты сами собой находят, чем они обязаны Богу, государю, отечеству и по закону помещику своему .
Поэтому нет ничего удивительного в том, что в 1925/26 учебном году в программы ликбеза в качестве обязательного был введён курс политграмоты : идеологическая борьба, в том числе, внутри партии, была в самом разгаре.
Трудности ликбеза и его итоги
Всего в 1917-1927 годах было обучено грамоте до 10 млн взрослых, в том числе в РСФСР 5,5 млн. Стартовый уровень был достаточно низок. Так, по данным переписи 1 ноября 1920 года (Народное образование по основному обследованию 1920 г.) , в школах учились всего около 7,3 миллионов учеников (в школах первой ступени - 6 860 328 детей, и в школах второй ступени - 399 825), причём школы в европейской части советской России посещали менее 59 % детей в возрасте 8-12 лет (старше 12 лет - ещё и много меньше).
См. также
Примечания
- Kahan, Arcadius. Russian economic history: the nineteenth century // University of Chicago Press. - 1989. - С. 244 .
И другие, которые не всем бывают до конца понятны. Зачастую мы , что это может быть такое, но не всегда точно знаем значение слова. Вот именно на этот случай я и пишу эти маленькие заметки на тему: «а что такое...»
А знаете как все это можно назвать одним словом? Ликбез! Именно так и есть. Ну, еще можно использовать , но все же ликбез будет ближе по смыслу, хотя и не слишком лестно для читателей. Но тут нечего стесняться, что мы чего-то можем не знать. Это нормально, ибо знать всего не то что не возможно, но и не нужно. Однако, вернемся к теме сегодняшней статьи.
Ликбез — это...
Ликбез — это сокращение, но только не по первым буквам входящих в него слов, а трем первым буквам. Впервые его начали употреблять примерно сто лет назад, когда на территории Российской империи началось строительство того, что впоследствии стало называться СССР. Образовано оно от фразы ликвидация безграмотности , т.е. лик-без , если взять по три буквы от каждого слова.
Изначально это слово использовалось по своему прямому смыслу. В то время (начало прошлого века) большая часть населения страны была банально безграмотна, т.е. не умела ни читать, ни писать. Сейчас это, конечно же, трудно себе представить, но в то время это являлось огромной проблемой для молодой республики, перед которой остро стояла задача индустриализации, а ее трудно было проводить при таком высоком уровне «темных» людей.
Ликбезы проводились по всей стране (читались лекции, популяризировалась грамотность и высмеивалось невежество). Эта программа проводилась на протяжении более двух десятков лет прежде, чем положение дел с умением читать и писать в молодом государстве удалось более-менее исправить.
Сегодня же ликбез означает немного другое . Как вы понимаете, людей не умеющих читать или писать сегодня довольно трудно встретить, но безграмотность по сути дела никуда не ушла. И ликбезы сейчас проводят уже «на тему», которая является новой для тех, кто решил в нее погрузиться.
Например, вы хотите понять принципы SEO? До этого вы об этом даже не слышали, поэтому как ни крути, но в этом вопросе вы безграмотны. Без обид. Ну, а моя задача эту безграмотность изничтожить путем проведения на страницах этого блога самого настоящего ликбеза по СЕО, сайтостроению и заработку в сети , т.е. путем публикации рассчитанных на неподготовленного пользователя материалов.
Я ликвидирую вашу безграмотность в этих вопросах, а вы мне платите своим вниманием и отзывами в комментариях. 🙂
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт
посмотреть еще ролики можно перейдя на
");">Вам может быть интересно
Трабл - что это такое и когда упоминание слова траблы будет уместно Что такое орфограмма в правилах русского языка
Контекст - что это такое?
Априори - значение этого слова по Википедии и что это значит в повседневной жизни Что такое дислексия - это заболевание или небольшое нарушение Перфекционист - кто это (значение слова - человек, который подвержен перфекционизму) и насколько легко ему живется Аннотация - что это такое Презумпция невиновности - что это такое на бумаге и в жизни