Закомара - это что такое? История. Дополнительные сведения по архитектуре

Процесс продолжения рода – важная часть жизни любого живого существа, и насекомые не являются исключением. Как размножаются комары? Наверное, мало кто задумывался об этом вопросе, и его тонкости известны только любителям биологии. Хотя это достаточно интересный с точки зрения знаний о живом мире процесс, имеющий свои особенности и любопытные факты.

Краткое знакомство с насекомым

Комары (другие «официальные» названия – настоящие или кровососущие комары) – с точки зрения биологической классификации представляют собой семейство Culicidae, определяемое к группе Длинноусых и отряду Двукрылых насекомых, для которых характерно половое размножение и полное превращение (метаморфозы от яйца до взрослой особи: о них будет подробно рассказано далее).

Взрослые самки комаров пьют человеческую кровь и являются частью гнуса – совокупности кровососущих насекомых, за что и заслужили сильную нелюбовь людей

Комары – это небольшие летающие насекомые. Длина их тонкого и мягкого туловища у составляет от 4 мм до 15 мм. Для всех представителей семейства Culicidae характерно наличие длинных лапок, которые заканчиваются 2 коготками для лучшего сцепления с поверхностями и устойчивости, и узкими прозрачными крылышками, состоящими из множества чешек. Их размах составляет от 5 мм у самых миниатюрных видов до 30 мм.

В тропических регионах встречаются настоящие гиганты: например, комары-долгоножки, или караморы, в благоприятных условиях вырастают до 10 см в длину, что является рекордным показателем.

Большинство видов семейства Комары имеют невзрачную окраску: серую, коричневую, желтую. Намного реже (и преимущественно в южных странах) встречаются экземпляры черного или зеленого цвета. Грудной отдел у насекомых шире, чем брюшко. Длинные антенны, необходимые для ориентации насекомого в пространстве, образованы 15 члениками.

Ротовой аппарат у комара – колюще-сосущего вида. Он спрятан в нижней губе насекомого, имеющей форму трубочки. Внутри нее расположены острые стилеты челюстей, похожие на лезвия. Они нужны, чтобы прорезать микроскопические отверстие на коже, через которое потом до слоя капилляров проникает сосущий хоботок. При этом у самок он состоит из колющих щетинок, которые отсутствуют у особей мужского пола.

Под словом «комар» люди чаще всего подразумевают комара-пискуна. Именно он досаждает человеку своим навязчивым жужжанием и болезненными укусами.

Всего в семейство Комаров насчитывает 3000 видов, разделенные на 38 родов. Большинство их них обитает в южных странах с тропическим климатом. На территории России расселены только 100 видов, представляющих 3 рода: комаров настоящих, кусак и малярийных.

Процесс размножения комаров

Это двуполые существа, поэтому в размножении комаров участвует самец и самка. Будущее потомство проходит 4 стадии развития, которые свойственны для насекомых с полным превращением:

  • яйцо;
  • куколка;
  • имаго (половозрелая особь).

При этом насекомые являются «сухопутными» существами только в самой последней стадии развития комара: все остальные обитают в водоемах или в непосредственной близости от них. Ведь для развития им необходима вода.

Половая система у комаров

У представителей семейства внутреннее оплодотворение: семя самца после спаривания попадает в половые пути самки, после чего начинается образование яиц. Половые органы комаров находятся внутри их брюшка: яичники у женских и семенники у мужских особей. Микроскопические наружные половые органы самца имеют весьма сложное строение, особенности которого являются ключевым моментом для отличия видов, внешне похожих друг на друга. У самок же имеется небольшой яйцеклад в виде короткой трубки: через него яйца появляются на свет.

«Брачные игры»

Вид спаривания комаров на языке биологии называется «эвригамия». Его особенность заключается в образовании роя – плотного облака из насекомых мужского пола, держащихся поблизости друг к другу. Наверняка, каждый видел такие стайки летними вечерами.

Самки комаров привлекают внимание противоположного пола тонким жужжанием, похожим на писк. Этот звук создается при помощи движения крыльев. Его частота зависит от возраста особи, и самцы при помощи своих чувствительных усиков улавливают малейшие различия в звучании, отдавая предпочтение более зрелым «подругам».


При сближении с облаком самцов самка влетает в него и оказывается оплодотворенной тем, кто успел это сделать первым. Чтобы довести дело до конца, у мужских особей рядом с половыми органами находятся специальные придатки, при помощи которых он удерживает самку в совместном полете.

Примечательно, что популяциям комаров, обитающим в городах, характерна стеногамия – размножение без роения, осуществление которого затруднено из-за отсутствия большого и свободного пространства.

После непродолжительного спаривания самец отлетает от самки и возвращается к остальным. Самка же отправляется на поиски крови, необходимой для продолжения потомства.

Активность размножения напрямую зависит от степени насыщения самки кровью: при достаточном питании она откладывает яйца каждые 2–3 дня, после чего снова возвращается к рою самцов

Яйца

Самки каждый раз делают большие кладки, в которых находится 30–150 яиц комара. Наиболее плодовиты малярийные виды, производя на свет около 280 штук. Точная численность прямо пропорционально зависит от количества крови, выпитого самкой, чем и объясняется агрессия насекомых по отношению к человеку.

Обычно самка делает кладку непосредственно на поверхность воды. Для этого она выбирает пресноводные, спокойные и стоячие водоемы с минимальной скоростью течения. Идеально подходят пруды и тихие заводи озер, заросшие камышом. Реже комар делает кладку на хорошо увлажненной почве по берегам или у временных водоемов, высыхающих летом и вновь наполняемых весной после таяния снега. Иногда самка выбирает плавающие объекты и растения (это в большей мере характерно для рода Настоящих комаров, к которому причислят известного комара-пискуна).

Личинка

При благоприятных условиях спустя всего несколько дней с нижнего конца яиц в воду попадают личинки. Они похожи на небольших червяков, покрытых волосками. Цвет тела комариной личинки зависит от вида. Например, у пискуна они грязно-серые, а у дергуна – зеленые или красные. Последних используют в рыболовстве и аквариумистике, где они известны под названием «мотыль».

Личинка и куколка, появляющаяся впоследствии из нее, обязательно нуждаются в достаточном количестве воздуха. Личинки одних видов обитают на самом дне водоемов, зарывшись в иле или тине, но каждые 15 минут должны всплывать на поверхность для получения кислорода. Другие могут подолгу плавать, изгибаясь всем телом, на самой поверхности вверх «хвостиком туловища», ведь именно там расположены органы дыхания червячка – специальные трубки, через которые он дышит.

За все время своего развития, длящегося в среднем 20 дней, личинку ждет 4 линьки, после которых она превратиться в куколку. Во время них она сбрасывает свой старый экзоскелет, что позволяет с каждым разом все больше увеличиваться в размерах. Например, сразу после появления из яйца длина личинки не превышает 1 мм, а после последней линьки она может достигнуть 1 см. При этом объем тела личинки увеличивается еще больше: почти в 500 раз.

Куколка

Куколка комара – предпоследняя стадия развития насекомого имеет более сложное устройство систем внутренних органов. Она также обитает в воде и периодически всплывает на поверхность, готовясь превратиться в летающую особь. Время ожидания занимает примерно 5 дней. Постепенно она становится темного цвета.

Ответ на вопрос, есть ли куколка у комара, положительный, так как это насекомое с полным циклом превращения.

Поведение и питание личинки и куколки практически идентично, но у последней есть одна интересная особенность: благодаря форме и хорошо развитому хвосту могут стремительно передвигаться в толще воды скачкообразными движениями.

Имаго

Имаго – это взрослое насекомое, обитающее на суше и участвующее в размножении. Самцы живут всего 3 недели, тогда как самки – 3 месяца, если температура воздуха держится в районе отметки 10–15 °C. При неблагоприятных условиях продолжительность жизни сокращается.

Размножение невозможно без насыщения самок кровью человека. Поэтому комары расселены практически по всем участкам суши, где обитает человек. Они держаться неподалеку от поселений, чтобы в любой момент иметь возможность выпить кровь людей.

Каждый вид имеет свои предпочтения в температуре и режиме освещения. Одни любят тенистые водоемы, другие – хорошо освещенные. Биологи подсчитали, что личинки способны развиваться, когда температура воды составляют 10–35 °C, но наиболее комфортной считается от 25 °C до 30 °C.

Комары редко откладывают яйца в крупные водоемы, в которых обитает много рыб, потому что те охотно питаются кладками.

Личинка погибнет, если вода загрязнена нефтепродуктами: они образуют на поверхности пленку, через которую червячки не смогут дышать. Но некоторые виды показывают завидную адаптацию, приспособившись использовать для дыхания растворенный в воде кислород.

Процесс, как появляются комары, в достаточной степени изучен наукой. Этим насекомым свойственны высокая плодовитость и питание человеческой кровью. Обе эти черты напрямую зависят друг от друга.

Арка (от лат. Arcus – дуга, изгиб) – криволинейное перекрытие проема в стене или пространства между двумя опорами. Аркой - это сводчатая конструкция в стенном проеме, воспринимающая нагрузку или передающая ее на опоры. Арка работает в основном на сжатие и передает на опоры не только вес (вертикальную нагрузку), но и распор (горизонтальное давление). Сооружается из клиновидных или прямоугольных камней с клинообразными швами строительного раствора.

На опорах (W) располагаются пяты, импосты (К), первый камень называется подпятным камнем (А), последний (вверху в центре) - замковым (S). Расстояние между опорами арки называется пролетом (Sp).

Арка обладает большой художественной выразительностью. Формы арки в арочных композиций весьма разнообразны.

Наиболее часто используются полукруглые (полуциркульные) арки.

Вот еще типы арок:

Также формы 1)- килевидной; 2) - трёхлопастной; 3) - многолопастной арок.

Арка с висячей гирькой - была широко распространена в памятниках ярославской школы зодчества XVII века.

В зависимости от количества столбов-опор, крестово-купольные храмы бывают четырехстолпными, шестистолпными, восьмистолпными и т.д. В древних русских храмах столбы имели крестчатый план (в сечении – крест).

Конструкцию древнерусского крестово-купольного храма можно легко прочитать и снаружи.

Те места стены, куда с внутреннего столба была перекинута арка, снаружи усиливались дополнительным утолщением - лопаткой. Вертикальная часть стены, ограниченная лопатками, называется пряслом. Таким образом, по количеству лопаток на фасадах храма можно судить, сколько столбов внутри.

Если покрытие храма укладывали по сводам, то у фасадов вверху появлялось криволинейное завершение в виде полуцилиндрических очертаний торцов сводов.

Полукруглая линия между лопатками, завершающая часть фасада храма, и обычно служащая основанием кровли, называется закомарой , а покрытие называется позакомарным .

Верхняя часть прясла, ограниченная закомарой, называется тимпаном. Выразительное позакомарное покрытие – русская традиция. В крестово-купольных храмах чисто декоративные элементы уходят на втрой план. Зодчий стремится создать прекрасный, выразительный образ за счет самой конструкции, выбора наилучших пропорций отдельных частей храма.

Это классическая схема. Различные времена, различные местности внесли свою трактовку в эту крестово-купольную композицию.

Большинство храмов ярославской школы зодчества крестовокупольные, четырехстолпные.

Над пересечением средних нефов обычно возвышается световой барабан, увенчанный главой. Это одноглавый храм. Над пересечением средних нефов тоже может быть установлен барабан с главой. Тогда получается трехглавый или пятиглавый храм. В XVII веке покрытие большинства таких храмов было позакомарным. Позднее, почти везде его заменили на четырехскатное. Позакомарным осталось покрытие только у самого древнего сохранившегося храма Ярославля - Спасо-Преображенского собора XVI века. У него как раз три главы над восточным поперечным нефом.

Купол

Купол – вид свода, близкий по форме к полусфере. Формы купола образуются различными кривыми, выпуклыми наружу. Купол может опираться на цилиндрический постамент - барабан . Если купол возводится над прямоугольным в плане объемом здания, то переход от квадрата к круглому основанию купола достигается с помощью специальных сводов - парусов или тромпов.

Рис. 12.
Собор Спасо-Андроникова монастыря. Восточный фасад.
Реконструкция арх. П. Н. Максимова.

Обмеры памятников архитектуры являются не только средством их фиксации путем выполнения по ним чертежей, но и первым и неизбежным этапом в деле их исследования и раскрытия.
И здесь обмеры собора сразу же показали: 1) несоответствие между положением внутренних его пилястр и внешних, украшающих стены со стороны пристройки, 2) совпадение уровней его пола и цоколя алтарных абсид, 3) большую высоту чердака над самим зданием, 4) положение чердака пристройки на одном уровне со сводами угловых частей церкви и 5) различие внешней и внутренней высоты боковых абсид.
Все это заставило усомниться в древности наружных пилястр нижней части собора; позволило сразу, без предварительных поисков, открыть следы срубленной профилировки цоколя на его стенах непосредственно над полом пристройки и безошибочно определить те места (на чердаках пристройки и боковых абсид), где могут быть найдены остатки древних пилястр и боковых закомар.
Действительно, наружные пилястры нижней части собора оказались штукатурными и не имеющими каменной основы, а остатки древних

пилястр - их верхние части с капителями - были найдены на чердаке пристройки почти против внутренних пилястр, причем капители тех и других находились на одинаковой высоте. Капители наружных пилястр, найденные на северной и южной стенах между средними и восточными третями фасадов, были сильно повреждены: северная, разрушенная с лицевой стороны, сохранила лишь свои боковые контуры, а от южной уцелел только один угол. Но сопоставление этих фрагментов дало возможность полностью реконструировать капитель, имевшую, вместе с абакой, высоту, равную двум рядам белокаменной кладки. Составлявшая половину этой высоты собственно капитель походила на колокол коринфской капители, правда, низкий и широкий, увенчанный массивной полочкой и отделенный от пилястры широким плоским поясом. Отвечавшая следующему ряду кладки абака имела тот же самый профиль утрированного, вытянутого вверх гуська, что и капители внутренних пилястр и полуколонны алтарных абсид.
На этих же стенах, на восточных третях фасадов, были обнаружены и остатки закомар, не сохранивших лишь своих завершений и

профилировки, а над капителями, с внутренней стороны их, были найдены узкие (почти втрое уже нижних) пилястры, уходящие вверх, тогда как пространство между ними и нижними частями закомар было заполнено мелкими кусками камня, уложенными на тощем известковом растворе, кое-как связывающем их. Выше этих мест и закомар была видна лишь новая кирпичная кладка.
Поиски закомар над средними третями были начаты на западном фасаде, так как здесь штукатурка держалась хуже, чем на северном и южном, и отбивка ее не представляла затруднений. Она была отбита на всей поверхности закомары в пределах ее внешних контуров, легко читавшихся благодаря различию строительных материалов - тесаного белого камня закомары и кирпича надложенной над ней стены. Эта отбивка показала, что закомара хорошо сохранила свои контуры, но утратила профилировку и завершение, а также и то, что оконный проем посреди нее выполнен в новой кирпичной кладке. Кроме того, на этой закомаре были обнаружены очень слабые, еле заметные следы наружной росписи: по обе стороны окна были видны две фигуры святителей (в белых клобуках), из которых северная была изображена стоящей и обращенной лицом внутрь, к окну, а южная - коленопреклоненной и протягивающей в том же направлении руки (донатор?). Над окном были видны незначительные следы позолоты, возможно, позолоты нимба.

Произведенная здесь на значительной площади стены отбивка штукатурки дата.возможность ознакомиться с характером древней кладки лучше, чем это можно было сделать на частях древних стен, видимых со стороны чердака пристройки. Стены (точнее - их лицевые поверхности) сложены из плотного, чуть желтоватого, известняка, отесанного в виде правильных прямоугольных блоков и гладко отшлифованного с лицевой поверхности. Высота рядов каменной кладки колебалась в пределах 32-33 см, но наиболее часто встречались ряды высотою в 35-36 см, в то время как длина камней не обладала даже и таким относительным единообразием. Степень сохранности камня различна. В то время как в одних местах (на средней закомаре западного фасада или северной - восточного фасада) он сохранился хорошо, в других (как хотя бы на средней и южной закомарах восточного фасада) его лицевая поверхность покрыта рядом трещин и от него местами отваливаются (отслаиваются) целые куски. Это явление проще всего объяснить тем, что в этих местах стены сильно пострадали когда-то от пожара: характер разрушения камня говорит скорее об этом, чем о действии влаги и мороза. Толщина камней видна лишь в немногих местах и колеблется в пределах 0,4-0,6 м, так что на долю внутренней забутки, при толщине стен около 1,5 м, приходится, в среднем, треть этой величины. Стены выведены на известковом растворе, довольно жирном, причем толщина швов здесь невелика и не превышает 0,5-0,6 см, но часто бывает и меньше этой величины.
После этого на средних третях северного и южного фасадов были произведены лишь очень небольшие раскрытия, имевшие целью обнаружить то, что не сохранилось на западном, - завершение закомары и место ее примыкания к пилястрам. На южном фасаде было найдено завершение, имевшее килевидное очертание, а на северном -

узкие пилястры (нижние части которых были обнаружены еще на чердаке пристройки) с примыкающими к ним с внутренней стороны полупилястрами. Также обнаружена и граница между стенами четверика церкви и более тонкими стенами под закомарой. Но верхние части этих узких пилястр второго яруса, нa которые, очевидно, опирались профили закомар, не сохранились и здесь, почему пришлось предпринять их поиски на восточном фасаде, где, судя по обмерным данным, эти детали, так же как и боковые закомары, должны были скрываться под крышами абсид.
И на восточном фасаде было обнаружено все то, чего недоставало для полной реконструкции закомар - капители пилястр второго яруса, места примыкания к ним средней закомары, профилировка закомар и водостоки.

Капитель была найдена над северной пилястрой второго яруса. Она была сильно разрушена, как и вся закомара, но все же можно было убедиться в том, что ее профилировка такова же, как и у нижних пилястр. Здесь же сохранились и остатки профилировки закомары, состоявшей из двух рядов кладки из камня, имевшего около 18 см к высоту, что составляет половину высоты нормального ряда кладки. Профиль, отвечающий верхнему ряду кладки, здесь не сохранился, но внизу был довольно ясно виден валик, лишь своей внешней половиной опиравшийся на капитель пилястры, тогда как внутренняя половина его приходилась уже над стеной.
Полное представление о профилировке закомар дали боковые закомары восточного фасада, полностью сохранившиеся под крышами боковых алтарных абсид, которые первоначально были значительно ниже средней, но затем были надложены кирпичной кладкой вровень с нею. Верхний ряд кладки, которого не хватало на средней закомаре этого фасада, имел вид нависающей над нижним валиком выкружки, увенчанной двумя полочками - нижней маленькой и верхней большой.
Между северной закомарой и северной пилястрой второго яруса уцелел и белокаменный водосток обычной формы в виде сужающегося к наружному, не сохранившемуся, концу лотка, причем он своей боковой поверхностью примыкает к внутреннему профилю (валику) закомары, а внешний профиль ее (выкружка) опускается на борт водостока.
Упоминавшиеся выше места между боковыми закомарами и пилястрами второго яруса на северном и южном фасадах, заложенные мелкими обломками камня, были гнездами от таких же водостоков. Наконец, на северном фасаде, в восточной трети его, непосредственно над сводом пристройки, проходящим несколько ниже капителей нижних пилястр, была обнаружена деформация кладки (слегка опустившийся камень), заставившая предполагать, что под этим местом может быть древнее окно. Поиски его пришлось вести внутри церкви, так как снаружи это место было целиком закрыто новым сводом. Там, действительно, удалюсь найти заложенное окно, утратившее свою нижнюю часть, уничтоженную при устройстве новых арок, перекрывающих проемы, связывающие церковь с пристройкой. Окно сохранило свои откосы и сужающуюся конически внутрь покрывающую его арку. Такие же окна были затем обнаружены и на противоположной, восточной трети южной стены, и в западных третях обеих боковых стен, и в боковых третях западной.
Расположенные на оси закомар окна западных угловых частей внутри церкви, благодаря большой толщине стен, казались почти соприкасающимися своими откосами и образующими подобие одного углового окна.
Расположение этих окон на небольшой высоте служит достаточно убедительным доводом в пользу предположения о том, что этот храм никогда не имел хор. Другим доводом в пользу этого же предположения является отсутствие на западной стороне северо-западного столба каких-либо следов примыкания к. нему в этом месте арки. Поверхность столба здесь совершенно гладкая и на ней сохранились

на всю эту высоту явные следы покрывавших его некогда фресок , насеченных под новую штукатурку и стертых при нанесении последней настолько, что невозможно судить даже о сюжетах изображений.
Обмеры средних закомар и сопоставление их чертежей с чертежами разрезов показали, что они должны были сильно возвышаться над примыкающими к ним сводами, наподобие парапетов, но еще больше возвышались над ними подпружные арки под куполом, так что даже их пяты и капители столбов, на которые они опирались, были выше, чем шелыги сводов.
Щековые стены подпружных арок должны были, в силу этого, образовывать второй ярус закомар, создающий переход от основного четверика церкви к барабану купола. Этот второй ярус и предстояло найти на чердаке над древней частью здания.
При осмотре этого чердака было прежде всего обнаружено, что надстроенные над закомарами стены четверика церкви, казавшиеся снаружи сложенными целиком из нового полуторавершкового кирпича, включают в себя и значительное количество белого камня из разрушенных древних частей здания, в частности профилированного камня из закомар. Среди последних было несколько обрамлений завершений закомар, имевших вид двух валиков, сходящихся под прямым углом, высеченных из одного куска камня. В кладке западной стены был

найден камень, имевший вид валика с примыкающей к нему маленькой полочкой, покрытый резьбой в виде ряда маленьких усеченных пирамид (на полочке) и стилизованного растительного орнамента (на валике). Но сказать, откуда мог взяться такой камень, гладко срезанный с одного конца под углом, близким к 45°, невозможно. Нельзя даже утверждать, что это - фрагмент какой-либо разрушенной части собора, а не камень, взятый откуда-либо извне (от старого надгробия, например).
Боковые стенки средних, образующих в плане крест, сводов сохранились хорошо на всю свою высоту, отвечающую высоте пилястр второго яруса с их капителями. Частичной разборкой кладки, надложенной над южной закомарой восточного фасада новой стены в месте ее примыкания к одной из боковых стенок средних сводов, было установлено, насколько пилястры второго яруса заходят на эти стенки. Было обнаружено, что пилястры под средней закомарой северного фасада не имеют дополнительных полупилястр.
Значительно хуже сохранился второй ярус храма - возвышающиеся над сводами подпружные арки и закрывающие их стенки, видимо, сильно пострадали при падении купола в 1812 году.
Углы этого квадратного в плане яруса были украшены пилястрами, которые сохранились на три ряда каменной кладки выше, чем боковые стенки средних сводов, но утратили свои капители. На северо-западном углу не сохранились даже и пилястры, так как он целиком сложен вновь из кирпича.
Самые же закомары, т. е. щековые стенки подпружных арок, не только не сохранили нигде своего внешнего контура, но даже не достигают высоты подпружных арок, будучи на большей части своей высоты сложены вновь из кирпича. Непосредственно над сводами, примыкая к остаткам южной и восточной щековых стенок подпружных арок, находятся подобия арок, сложенных в один камень и не сохранивших своих нижних частей 1) . На юго-западном углу из-под кладки щековых стенок, имеющих один камень (около 0,6-0,7 м) в толщину, был виден, на высоту лишь одного ряда кладки, угол, к обеим сторонам которого они примыкали. Возможно, что этот угол, сложенный из гладко отесанного камня, является остатком квадратного в плане постамента, непосредственно на котором стоял уже барабан купола и стены которого в плане совпадали с подпружными арками. Но выше этот угол тоже сложен из кирпича, так как и самые подпружные арки переложены, если не целиком, то в большей части. Во всяком случае, разборка кирпичной верхней части щековой стенки южной подпружной арки показала, что верхняя часть последней сложена из нового кирпича. Невозможность разборки этих стенок на большем протяжении лишает возможности судить о том, много ли сохранилось от древних арок. Снаружи через окна барабана можно видеть, что нижние части подпружных арок над юго-восточным столбом отличаются от верхних тем, что образуют входящий угол, подобный
_____________
1) Возможно, что эти подобия арок вместе с сильно возвышающимися над сводами средними закомарами служили опорами для крыш, имевших вид или настила или второго свода, по которым была уложена кровля.

такому же углу столба и видимый на высоту 30-40 см над капителью, тогда как выше они сливаются с парусом непосредственно. Это говорит о том, что не только столбы с их капителями, но и нижние части по крайней мере двух подпружных арок - древние.
Стоящий на подпружных арках восьмигранный барабан, перекрытый таким же сомкнутым сводом, сверх которого устроена высокая шатровая крыша, - новый и никаких остатков старого барабана в себя не включает.
Своды церкви сложены из того же тесаного белого камня, что и ее стены, и имеют снаружи обмуровку из большемерного кирпича, который но своим размерам может быть отнесен к XVI или XVII векам, причем над угловыми коробовыми сводами этой обмуровке придан вид крестовых сводов, щековыми стенами которых и являются боковые закомары двух смежных фасадов.
Дополнительные арочки-ступеньки, усиливающие коробовые своды над восточными угловыми частями церкви, позволяли предполагать, что они были сделаны для восприятия дополнительной нагрузки от боковых глав, стоявших здесь. Такое трехглавие соответствовало бы и изображениям рассматриваемого здания в упоминавшейся уже рукописи XVI века, но каких-либо остатков барабанов боковых глав на этих сводах не было видно. Быть может, при более тщательном изучении и удастся найти какие-либо их следы. Но если эти главы и существовали, то вряд ли они были световыми, открытыми внутрь здания.
И без того небольшое пространство, нa котором могли быть расположены эти главы, еще уменьшено стоящими частично там же углами стен с пилястрами второго яруса здания. Это не только должно было уменьшить диаметры боковых глав, но и отодвинуть их ближе к углам, благодаря чему они стояли бы частично на стенах четверика церкви, a оси их оказывались бы не совпадающими с осями закомар, в особенности восточных закомар боковых фасадов.
Таким образом, легче предположить здесь существование глухих, декоративных глав на шеях небольшого диаметра, тем более, что и коробовая форма сводов над восточными углами церкви говорит в пользу этого предположения: если бы здесь были отверстия световых глав, заделанные позднее, то свод приобрел бы форму парусного, но никак не коробового. В этом случае боковые главы могли бы, пожалуй, рассматриваться как едва ли не наиболее ранний из известных нам примеров декоративных глав, но не исключена возможность и того,

что они, как это бывало и в некоторых других древних храмах 1) , появились не с самого начала, но позднее, при одном из ремонтов здания во второй половине XV или в начале XVI века.
Дальнейшие работы, ведшиеся в нижней части церкви, не дали никаких дополнительных данных для суждения о ее первоначальном облике. Поиски остатков порталов были неудачны и показали только, что последние были полностью уничтожены при устройстве больших проемов в средних третях западного, северного и южного фасадов, связавших церковь с пристройкой. Эти проемы были перекрыты новыми кирпичными арками высотой в два кирпича, чем были уничтожены и те части древних стен, где могли быть килевидные завершения арок порталов (если такие были). Искать следы порталов ниже уровня теперешнего пола было очень трудно, так как этот пол - мозаичный, по бетонной подготовке. К тому же, как об этом упоминалось ранее, уровень его если и выше уровня первоначального, то лишь на очень небольшую величину, порядка 10-12 см, что делает еще более сомнительной возможность нахождения под ним остатков портала.
Точно так же никаких данных для реконструкции здания не дали и окна алтарных абсид, положение которых по отношению к полуколоннам по обе стороны их говорило о том, что если они и не были пробиты вновь, а являются результатом расширения более узких древних окон, то это расширение было произведено симметрично в обе стороны с уничтожением древних оконных откосов.
Напоследок были осмотрены и подвалы, образовавшиеся под зданием после того, как в 1865 году под его полы были подведены своды, часть которых, под пристройкой, доступна для осмотра. Но и здесь, ниже уровня пят сводов, опирающихся на стены самой церкви, виден был лишь ее фундамент, сложенный из такого же камня, как и стены, но грубо отесанного. Стены пристройки здесь были такими же новыми, как и выше уровня земли, и никаких следов стен или фундаментов более древних пристроек, примыкавших некогда к церкви, обнаружено не было.

* * *


Таким образом, обследование храма показало, что некоторые древние части его: купол, барабан, верхние части закомар второго яруса и порталы утрачены полностью или почти полностью, но, несмотря на это, и уцелевшие части древнего здания достаточно убедительно говорят о его своеобразии и позволяют дать хотя и неполную, но достоверную графическую реконструкцию этого здания (рис. 12 ).
На довольно высоком цоколе, верхняя часть которого была профилирована наподобие аттической базы, возвышался четверик храма, расчлененный с каждой стороны пилястрами на три части, увенчанные закомарами с килевидным завершением. Боковые части каждого фа-
_____________
1) Например, в соборе московского Чудова монастыря 1501 года, который считали пятиглавым, но со снесенными по второй половине XVIII века боковыми главами. На самом деле, как показало ею обследование, произведенное в 1929 году, боковые главы были добавлены позднее (судя по их строительному материалу - около второй половины XVI в.) и были не световыми, но декоративными .

сада значительно уже и ниже средних, а средние, поднимаясь почти и полтора раза выше боковых, образуют, имеете с венчающими их закомарами, крестообразный в плане объем, завершающий четверик храма. На пересечении ветвей этого креста возвышался, в свое время, второй ярус с барабаном и куполом.
Углы этого креста обработаны узкими пилястрами, опирающимися на внутренние края капителей средних пилястр четверика и, в свою очередь, служащими опорами для средних закомар каждого фасада. Лицевые стены этого креста несколько тоньше стен нижних частей храма, и обрез между ними проходит чуть выше верха капителей нижних пилястр, образуя единственное (если не считать профилировки цоколя), и то мало заметное, горизонтальное членение на фасаде.

Православный храм представляет сбой сложный, неисчерпаемый в своей обозримости символ. Расположение храма, его архитектура, убранство, система росписи символически выражают то, что непосредственно изобразить невозможно.

Храм как целостный символ - это и образ Вселенной, и существующей в ее пределах Церкви, распространенной по всему миру и созерцаемой в перспективе.

Ярусы храма – символически отражают связь Земной Церкви с иерархией Церкви Небесной, с ярусами Небес, восходящих к престолу Божию. Уменьшение ярусов к верху является образом уменьшения числа восходящих в «вышние Небеса», то есть ступеней духовного восхождения, раскрытых в «Лествице» преп. Иоанна Лествичника.

Св. Иоанн Златоуст учит, что каждый из верующих и все вместе есть храм, и все народы суть четыре стены, из которых Христос создал единый Храм. Так же стены, по словам Св. Дмитрия Ростовского, толкуются как Закон Божий. И в этом смысле интересно сопоставить росписи стен внутри Храма с символикой архитектурных деталей снаружи. Содержание стеновых росписей обычно составляют евангельские события земной жизни Христа, Пресвятой Богородицы, Св. Апостолов – зримый образ Закона Божия, данного христианам в Новом Завете. На стенах так же пишутся и образы Святых – князей, святителей, мучеников, преподобных – жизнью исполнивших и проповедовавших закон христианской веры. Таким образом, стены храма – это и образ служения Церкви небесной нам, Церкви земной: защита чистоты Православия и соборное молитвенное предстательство о живущих перед Богом.

Белый цвет стен храма означает возрождение к иной, преображенной жизни. Бурый цвет стен храма символизирует кровь Христа, жертвенность во имя спасения и преображения мира.

Вход в храм всегда устраивается с запада - потому что вход в храм есть удаление от тьмы, появляющейся на западе, и приближение к свету, идущему с востока.

Храмы обращены алтарем к востоку: восток есть образ светлого царства Иисуса Христа, в Которого верует и к Которому в царство стремится Церковь, т.е. общество верующих; с востока происходит и сама Церковь: там была первая Церковь безгрешных прародителей (Адама и Евы); там родился, страдал и устроил Свою новозаветную Церковь Спаситель Иисус Христос; с востока придет судить весь род человеческий и всех верующих Спаситель.

Схема храма

Архитектурная схема храма

Схема храма

Красные стены церкви Воскресения Словущего на Успенском Вражке

Преображенская церковь в с. Красное

Архитектурная схема храма

Ярусная церковь свт Николая 1757 года из д. Высокий Остров.


Верх Храма - состоит из основания , которое иногда называют «трибун», а также «шеи» или «барабана » и главы , состоящей из «маковицы» (купола) и Креста .

Основание глав храма – раскрывается через смысл внутренней конструкции этого основания и системы внутренних росписей. Внешне это иногда плоский прямоугольник (в плане квадрат), иногда сужающийся к шее конус с округленными концами. Часто эти основания украшают «закомарами» или «кокошниками», что подчеркивает связь Евангелия и Евангельской проповеди с Небесными силами.

Внутри основания размещался сводчатый переход от крестовых сводов основного объема храма к цилиндру шеи, называемый «парусами» (в древнерусском языке встречается название этой конструкции «пазуха»). «Главу бо церковную держит Христос, шею – Апостолы, пазухи – Евангелисты»

Основание главы есть символ Евангелия, распространения всего христианского учения на четыре стороны света, просвещение ими всего мира. Часто основание главы было восьмигранным, что позволяло выделить в плане и на фасаде Крест, ориентированный, как и весь храм, по сторонам света. С появлением в русской архитектуре бесстолпных храмов, где нет внутри пазух, евангелисты изображаются вверху сомкнутого свода, основанием главы можно считать верхний ряд кокошников, обрамляющий храмовый верх.

Шея (барабан) главы храма – изображение Небесной Церкви через образы Апостолов, Пророков, Праотцев, Архангелов, Херувимов и Серафимов. Внутри шеи главы обычно находится изображение апостолов, либо поярусное изображение всех чинов Небесной Церкви – Пророков, Апостолов, Архангелов и высших чинов небесных сил – Херувимов и Серафимов.

В древних храмах снаружи, в простенках между окнами шеи помещались изображения Апостолов, иногда Праотцев и Пророков (но таких изображений на Руси не сохранилось). Сохранились наружные изображения Небесных сил на венчающих частях шеи непосредственно под маковицей главы. То есть снаружи храма в прикровенных символах обозначается то, что скрыто в иконописных образах внутри.

Окна шеи – символично обозначает свет учения Церкви, простенки – чины святых, а венчающий шею карниз - небесные силы.

Верхняя часть храма

Световой барабан

Верх Исаакиевского собора

Верхняя часть храма

"Шея". Николо-Волосовский монастырь. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Световой барабан

Барабан храма Воскресения Христова («Спас на крови»)

Барабан церкви Тихона Задонского. Задонский монастырь

Восьмерик храма. Всехсвятская церковь в Гороховце

Верхняя часть храма Сошествия Святаго Духа в Саратове

Коломна. Успенский собор. Верх с закомарами

Верх Исаакиевского собора

Глава - купол с барабаном и крестом увенчивающий храм.


Крест – главный христианский символ. Поклоняясь образу Креста, мы видим в нем прежде всего символ Самого Христа и символ того крестного пути, который Он заповедовал нам: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». Вид Креста указывает и на таинство Троицы: прямым своим положением указует нам на Высочайшего Отца, поперечною перекладиною – на Сына и Св. Духа.

Православный крест, воздвигаемый над храмом, имеет, в основном, восьмиконечную форму, иногда в его основании находится полумесяц, имеющий очень много присваиваемых ему символических значений, одно из которых – якорь христианской надежды на спасение по вере в крестные заслуги Христа.

Восемь концов Креста означают восемь основных периодов в истории человечества, где восьмой – это жизнь Будущего Века.

Надглавные кресты имеют множество форм и символических значения:

Мерило праведное. Шестиконечный православный крест с косой нижней перекладиной - один из древнейших русских крестов. Всякий, видевший православный крест, обращал внимание на его косое подножие. Но не многие знают, что это подножие символически представляет собой перекладину «весов» Страшного суда. В народе подножие креста получило название «стояло». Шестиконечный русский православный крест с древних пор ставился на куполах храмов. Правый конец его нижней косой перекладины всегда поднят вверх, показывая, словно Божий компас, направление пути. В отличие от обычного компаса «стрелка» его закреплена неподвижно: верхний конец указывает на север, а нижний обращен на юг. Это еще одно значение косой перекладины, указывающее, что с пришествием Спасителя начался процесс духовного возрождения и изведения человечества из области тьмы в область света.

Солнце, вознесшееся на Крест. Иногда на надглавных крестах можно увидеть исходящие из центра прямые или волнистые линии. Эти линии передают сияние солнца. Всем известно, что солнце - это источник света и тепла, без него невозможна жизнь. Но точно так же невозможна жизнь без Христа. Не случайно Спасителя нередко называют Солнцем Истины. Известное выражение «Свет Христов просвещает всех» содержит глубокий смысл, означает не чувственный свет, исходящий из материальных источников, а нетварный, фаворский. «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Евангелие от Иоанна, 8:12). Русские мастера изображали свет-сияние прямыми и волнистыми линиями, исходящими из центра креста.

Звезда утренняя. Звезда - это символ духовной мудрости и чистоты, вестник нового дня. Крест Господень тоже «сияет яко звезда на небеси». Создатели накупольных крестов на свой лад славили «сверкающий звездами образ». Самым излюбленным у кузнецов был такой прием: исходящее из центра креста лучевое сияние украшалось звездочками на концах.

Трилистник - символ Живоначальной Троицы. Трилистная форма креста на куполах храмов и колоколен - излюбленная у русских мастеров. Правда, крестные «ветви» нередко украшают не только листьями. Здесь также можно найти диковинные цветы, а листья по форме напоминают сердца. Трилистные завершения концов могут быть как круглой, так и заостренной, треугольной формы (треугольник как символ Святой Троицы в раннем христианстве присутствует в надписях на надгробных плитах и встречается в храмовых росписях). Бывают надглавники с маленькими крестиками на трех концах.

«Аз есмь виноградная лоза». Это слова самого Спасителя Иисуса Христа. И уже много лет обвивающая крест виноградная лоза с гроздями ягод является символом Живого Христа. Полумесяц внизу представляет собой символическую чашу. Объединенные вместе виноградная лоза и чаша напоминают о том, что при совершении Таинства Евхаристии (Причастия) - хлеб и вино преосуществляются в Тело и Кровь Христовы. Причастившись Святых Тайн, человек соединяется с Христом и делается участником вечной жизни.

Дух в кресте. Третье Лицо Святой Троицы - Святой Дух - с незапамятных времен изображается в виде голубя. В Ветхом Завете голубь, выпущенный из Ноева ковчега и возвратившийся с масличной ветвью, возвестил людям мир. В виде голубя древние христиане изображали человеческую душу, упокоенную в мире. Сохранившись в своем самом главном значении - Святого Духа - голубь долетел и до русской земли, опустившись на золотые кресты наших церквей.

Растение Воскресения. Если вы увидите, что из-под основания креста как бы произрастают побеги- такой крест называют «Процветший». Побеги символизируют возрождение жизни - воскресение Христа из мертвых.

Древо вечной жизни. По словам преподобного Иоанна Дамаскина «Древо жизни, выращенное в раю, предызображало драгоценный Крест». Побеги могут произрастать как из сердцевины, так и из нижней перекладины, напоминая готовые распуститься листья дерева.

Венец славы. Надглавный крест с терновым венцом на Руси встретить практически невозможно. В православной русской традиции принято «надевать» на крест царский или цветочный венец. Терновый венец Христа таким образом превращается в «венец правды» и «венец славы».

Царь царствующих. Корона на вершине надглавного креста встречается не очень часто. Архимандрит Макарий в своем труде «О форме крестов на главах храмов и колоколен» писал: «...на некоторых храмах поверх крестов имеются короны. Но короны эти, как думают, приделаны только к тем храмам, которые находились в особенных отношениях к коронованным лицам». Корона помещалась на вершину надглавного креста в знак того, что эта церковь либо воздвигнута по царскому указу, либо на пожертвования из царской казны. Священное Писание называет Иисуса Христа Царем царей и Господином господствующих. И царская власть - тоже от Бога. В знак признания этого сами короны христианских царей украшены крестом. Очень часто корона на вершине накупольного креста указывает, что перед нами Царский Крест, или Крест Небесного Царя - Иисуса Христа.

Оружие невидимой брани. «Божественное оружие верных», «триобоюдный меч» и «щит христиан» - так называют Крест Господень в церковных канонах. Основными видами оружия в древности были копье, меч, лук и стрелы. Чтобы крест стал копьевидным, его окончания должны иметь форму наконечника копья (пики). Однако наделенный воинской атрибутикой крест не имеет ничего общего с «холодным оружием». Крест Спасителя - орудие духовной брани. Это «триобоюдный меч, начала тьмы сечеша», закаленный в горниле страстей Христовых. Признаком «меча» (клинка) на надглавном кресте может быть лезвие (нередко изогнутое) или его рукоять. Наличие таких деталей перекликается с пониманием монаха как воина Христова. И монашеское облачение считается одеянием христова воина. Клобук - шлем, хоругвь - военное знамя, крест - «оружие непостыдное». Но надо помнить, что Крест Господень - это «оружие мира», это «оружие спасения», «меч духовный», которым «побеждаются враги видимыя и невидимыя». Вооружась им, человек становится неуязвимым. Не случайно в надглавных крестах часто встречается образ креста-щита. Ведь щит - это, прежде всего, защита, а что охраняет человека лучше, чем вера? Как говорили наши предки в старину: «Кресте живоносный, ты ми буди крепость и победа, и щит, и стена нератуема»

Крест - "Солнце, вознесшееся на Крест"

Крест - "Звезда утренняя"

Крест - "Трилистник"

Крест - "Трилистник"

Крест - "Трилистник"

Крест - "Аз есмь виноградная лоза"

Крест - "Дух в кресте"

"Крест Процветший"

Крест - "Древо вечной жизни"

Крест - "Венец славы"

Крест - "Царь царствующих"

Крест - "Царь царствующих"

Крест центрального купола Мироносицкой церкви

Крест - "Мерило праведное". Храм архангела Гавриила

Крест - "Солнце, вознесшееся на Крест"

Крест - "Солнце, вознесшееся на Крест"

Крест - "Звезда утренняя"

Крест - "Трилистник"

Крест - "Трилистник"

Крест - "Трилистник"

Крест - "Аз есмь виноградная лоза"

Крест - "Аз есмь виноградная лоза"

Крест - "Дух в кресте"

Крест - "Растение Воскресения"

"Крест Процветший"

Крест - "Древо вечной жизни"

Крест - "Венец славы"

Крест - "Царь царствующих"

Крест - "Царь царствующих"

Крест - "Оружие невидимой брани"


По количеству куполов храмы делятся на:

Одноглавый храм: купол знаменует собой единство Бога, совершенство творения.
Двуглавый храм: два купола символизируют два естества Богочеловека Иисуса Христа, две области творения (ангельскую и человеческую).
Трехглавый храм: три купола символизируют Пресвятую Троицу.
Четырехглавый храм: четыре купола символизируют Четвероевангелие, четыре стороны света.
Пятиглавый храм: пять куполов, один из которых возвышается над другими, символизируют Иисуса Христа и четырех евангелистов.
Семиглавый храм: семь куполов символизируют семь Таинств Церкви, семь Вселенских Соборов, семь добродетелей.
Девятиглавый храм: девять куполов символизируют девять чинов ангельских.
Тринадцатиглавый храм: тринадцать куполов символизируют Иисуса Христа и двенадцать апостолов.
Двадцать пять глав могут быть знамением апокалиптического видения престола Святой Троицы и двадцати четырех старцев (Откр. 11, 15-18) или обозначать похвалу Пресвятой Богородице, в зависимости от посвящения храма.
Тридцать три главы - число земных лет Спасителя.

Количество глав храмов связано с посвящением главного престола храма, а также часто и с количеством престолов, соединенных в одном объеме.

Форма куполов:

Сферическая форма византийских куполов символизирует вечность.

Шлемовидная форма символизирует духовную брань (борьбу), которую Церковь ведет с силами зла.

Форма луковицы символизирует пламя свечи."Наша отечественная луковица воплощает в себе идею глубокого молитвенного горения к небесам, через которое наш земной мир становится причастным к потустороннему богатству. Это завершение русского храма – как бы огненный язык, увенчанный крестом и к кресту заостряющийся». Е.Н. Трубецкой.

Купола-зонтики разделены на сегменты ребрами, расходящимися от центра к основанию купола.

Шатер. Шатром в архитектуре называется завершение башен, храмов в виде четырехгранной или восьмигранной пирамиды. Геометрическая форма восьмигранного шатра, в плане образующая подобие восьмиконечной Вифлеемской звезды, позволяет истолковывать такие храмы как образ Богоматери. Шатровые купола были запрещены церковными властями еще в начале 17 века.

Цвет купола также важен в символике храма.

Золото - символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам. Золочение куполов - чисто православная традиция, которая не встречается у других конфессий. В этой кажущейся расточительности есть своя нерушимая логика. Для православного человека золото в первую очередь является символом вечности, нетления, царственности и небесной славы. Недаром одним из даров, принесенных волхвами младенцу Иисусу, было именно золото.

Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.

Зеленые купола венчают храмы, посвященные Святой Троице, потому что зеленый - цвет Святого Духа. Или же храмы, посвященные святым (эти купола могут быть и серыми/серебряными)

Черные купол встречается в монастырях – это цвет монашества.

Необычная форма и яркая раскраска куполов, как, например, у храма Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, говорит о красоте Небесного Иерусалима.

Двуглавый храм в Торопце

Сферический купол

Луковичная форма куполов

Шлемовидная форма куполов

Купол-зонтик

Шатровый купол

Черные купола в Суздале

Одноглавый храм во имя Ильи Муромца во Власихе. Подмосковье

Одноглавая церковь святого пророка Ильи. Выбуты.

Двуглавый храм в Торопце

Трехглавый Ризположенский собор в Суздале

Трехглавый храм Воскресения Христова в Рощино

Четырехглавый Никольский храм. Село Усолье.

Пятиглавый храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Тайнинском

Семиглавый храм в селе Кукобой на севере Ярославской области

Девятиглавый Благовещенский собор в Московском Кремле.

Двадцатипятиглавая церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы в деревне Анхимово

Деревянный храм Николая Чудотворца на Троицкой горе. Тридцать три главы

Сферический купол

Луковичная форма куполов

Шлемовидная форма куполов

Купол-зонтик

Шатровый купол

Золотой купол Новоиерусалимского монастыря

Переславль-Залесский. Зеленые купола церкви Александра Невского

Синие с золотом купола собора Рождества Богородицы в Суздале

Черные купола в Суздале

Разноцветные купола храма Василия Блаженного в Москве


Архитектурные формы – окна, аркатура, карнизы, даже без изображений на них несут в себе символ отсутствующего образа, так как они не отделимы от всего храма – образа земной и небесной Церкви. Например, ромбы изразцов в аркатурах шей храмов XVI-XVII веков (напоминающие форму священнической палицы – «меча духовного») - суть знамения чинов святых Небесной Церкви, а им подобные или иные изразцы и орнаментальные пояса карнизов шеи – знаки чинов Сил бесплотных. Это относится и к различным поребрикам, бегунцам и другим элементам декора архитектурных форм. Разнообразные спирали, волнообразные и зигзагообразные линии и другие знаки обозначают Небесные силы и проявления их действия.

Закомара - полукруглое или килевидное завершение прясел церковного здания, примерно соответствующее кривизне закрываемого свода. Ложная (не повторяющая внутренней формы свода) закомара называется кокошником . Кокошники имеют только декоративное значение. Они имеют полуциркульную, трехцентровую, килевидную либо треугольную форму. Закомары и ярусы «кокошников», окружающих главу (или несколько глав) – образ Небесной Церкви (Ангелов и Праведников), предстоящей престолу Божию и его славящей. Разнообразие в очертаниях форм закомар и кокошников может означать различные виды служения и исповедания веры многочисленной Небесной Иерархии Небесной Церкви.

Аркатурные пояса - это поэтический рассказ о жизни святых в райском саду.

Столбцы и арочки – символ идеальных деревьев. Между ними растут еще деревца, на которых сидят птицы.

Основания столбцов аркатуры – «корни» деревьев, возле них ходят диковинные животные. И все это служит обрамлением как бы парящих над некоей райской землей спокойных фигур Святых. Это собирательный образ Святых, прославивших все страны света, все концы земли, и отсюда – прямое сходство арктурного пояса храмовых стен с аркатурой шеи церковного верха.

Птицы – символ праведных душ, ими часто изображались апостолы. Общеизвестные символы евангелистов: Матфей (ангел), Марк (лев), Лука (телец), Иоанн (орел). Человек, лев, вол и орел – это четыре символических образа, которые видели пророк Иезекииль и Евангелист Иоанн видениях – как стоят они под престолом Всевышнего (Иез. 1, 5; Откр. 4, 6). Согласно священным писателям, это изображает четыре основных добродетели: мудрость, храбрость, правду и чистоту. Человек означает мудрость, Лев – храбрость, Вол означает правду, так как это было жертвенное животное, которое приносилось в оправдание за грех, Орел в полете означает чистоту, потому, что он поднимается на большие высоты, а в высотах – чистота.

Еще эти четыре символических образа означают различные духовные силы возле престола Божия, которые день и ночь поют: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!»

Обозначением Ангельских сил часто были такие зооморфные символы как лев, конь, орел, вол. Конь – символ послушного и верного слуги.

Из такого соотношения наружных и внутренних изображений в общем строе символики храмовой архитектуры становится понятным, какие истины веры могли быть открыты всем, в том числе и язычникам, а какие должны быть только тайным знанием посвященных по мнению древних христиан.

Строгие, без изображений аркатурные пояса, где нет изображений райских деревьев, а только столбики, перехваченные «дыньками» – это тоже символ райского сада.

Орнаментальные пояса , поднятые наверх прясел стен под закомары, таким образом образуя карниз, имеют керамические балясины, напоминающие столбики аркатурных поясов, подчеркивают единство символики с аркатурой. Смысл раннемосковского орнаментального пояса – жизнь святых в Раю, как плод земного подвига исповедания вер и жизни в Законе Божием.

Часто содержание одной архитектурной формы сочетает в себе не один символ, а несколько. Это относится и к храмовым стеновым столпам , на которых снаружи вместо символов ангельских Сил и Святых часто помещается изображение виноградной лозы , как знака Древа Жизни. Значение винограда в христианской символике очень многогранно, но два из них – образ Рая и Причастия, которое тоже «Огонь» - совершенно органично сочетаются с образом Сил Небесных, ибо они населяют Рай и образуют небесный Огонь.

Валики – небольшая, но очень распространенная архитектурная деталь, которая присутствует почти во всех профилях закомар, кокошников, наличников, порталов, карнизов, цоколей, которые часто раскрашиваются косыми полосками красного, белого, синего, зеленого цвета и имитирующих плетеную веревку («вервь»). Прямой аналог этой формы – «верви», скреплявшие конструкцию Скинии, где они встречаются и четырехцветными, и позолоченными в разных случаях.

Являясь знаком соединения столпов, стен, закомар, верхов храма, валики – «верви» несут в себе образ единства всей конструкции храма, то есть символ единства, соборности Земной и небесной Церкви, все иерархические ступени которой обозначены архитектурными формами русского православного храма.

Аркатурно-колончатый пояс

Дмитровский собор во Владимире. Аркатурно-колончаиый пояс

Аркатурно-колончатый пояс

Аттиковый ярус Всехсвятской церкви в Гороховце

Аркатурно-колончатый пояс. Георгиевский собор Юрьев-Польский

Аркатурный пояс на фасаде собора Рождества Пресвятой Богородицы в Суздале Владимирской области. Алтарные апсиды Успенского собора

Дмитровский собор во Владимире. Аркатурно-колончаиый пояс

Дмитровский собор во Владимире. Аркатурно-колончаиый пояс

Дмитровский собор во Владимире. Фрагмент декора

Дмитровский собор во Владимире. Общий вид

Закомара и световой барабан Дмитриевского собора во Владимире

Орнаментальная белокаменная резьба в верхней части прясел дмитровский собор

Спасский собор Андроникова монастыря, типичное для московского стиля сочетание закомар и кокошников.

Успенский собор Московского Кремля. Аркатурно-колончатый пояс

Орнаментальный пояс на фасаде Успенского собора на Городке

Фриз карниза нижнего яруса колокольни Преображенского собора в Рыбинске

Дыньки - фрагмент портала церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Медведевой Пустыни


Окно – «око» Храма. «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло» (Мф. 6, 22). Евангельское слово, обращенное к человеку, как одушевленному Храму, относится и ко всей Церкви, как Телу Христову. Поэтому в Храме – символе Церкви, солнечный свет – символ света Божественного. Окна храма получили архитектурную и изобразительную символику Ангельских сил, сообщающих нам Свет Божественных озарений и охраняющих Храм от проникновения в него «духов тьмы» - падших ангелов

Поэтому, внутри храма на окнах, на откосах окон сверху очень часто пишутся образы Архангелов, Ангелов или Херувимов, а по бокам образы Святых, так как понятия святости и света тесно связаны между собой: «Тако да просветится свет вам пред человеки, да узрят дела ваша добрая» (Мф. 5, 16).

С внешней стороны наличники окон несут тот же символический смысл, поэтому они имеют завершения, сходные по очертанию с кокошниками – треугольные, пламеневидные, часто с символами или изображениями Ангельских сил. При отсутствии наличников ту же охранительную символику несут деревянные оконницы и металлические решетки окон, традиционный рисунок которых включает формы креста, пламени, дерева, круга.

Крыльцо – «всход», в большинстве древних храмов, стоявших на высоких подклетах и имеющих сень на столпах, происходит от слова «крыло», это и символ восхождения духовного ко храму и знамение покрывающего, осеняющего благословения Божия.

Столпы , поддерживающие сень крыльца – первый архитектурный знак, встречающий входящего. Их массивные, обычно квадратные в плане основания – символ твердости веры, разнообразные фигурные «дыньки» («плоды добрые») и квадратные «ширинки» («обители») – как бы говорят о том, каков должен быть человек, входящий в храм, чтобы получить благословение Божие.

Формы покрытия сени крыльца (чаще всего шатровые или бочечные) – знамение того, чем духовно осеняется (благословляется) входящий в храм.

Четырехскатный шатер (в плане квадрат) – символ твердости веры и небесного града;

шестигранный , с венчающим его крестом – символ «семи даров Святого Духа» и семи церковных Таинств;

восьмигранный – Покрова Пресвятой Богородицы.

Килевидная бочка – знамение молитвенного горения к Богу.

Ступени – символ духовного восхождения, лествицы Иаковлевой. Гирька , свешивающаяся между столпов крыльца – знак благословения и обетования духовных плодов, получаемых в доме Божием.

Входной перспективный портал , широко раскрытый навстречу идущим в храм и призывающий всех войти, резко сужается к двери, как бы напоминая своим устройством евангельские слова Господа: «Входите тесными вратами, потому, что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их (Мф. 7, 13-14).

Уступы сужающегося портала – знак тех ступеней очищения и уготовления души, которые проходит каждый человек, приходящий к вере и Церкви. Это часть Домостроительной символики Храма – домостроительство «одушевленного Храма» в лице каждого христианина.

Церковь Иоанна Кронштадского в поселке Колтуши

Камень – символ прежде всего Самого Христа. Об этом сказано еще у пророков. Четвертое царство, которое видел во сне царь Навуходоносор в образе истукана из глины и железа, представляло римское царство. Камень, оторвавшийся от горы и ударивший этого идола и рассыпавший его в прах – прообраз Христа, основателя нового царства над царствами, «которое вовеки не разрушится» по пророчеству пророка Даниила (Дан. 2, 44).

Великий Исаия называет Христа «камнем преткновения и скалою соблазна...», о который споткнутся многие – «и упадут и разобьются... Камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный, верующий в него не постыдится» (Ис. 8, 14; 28, 16; Рим. 9, 33).

Символизируя Христа, камень символизирует одновременно и твердую веру во Христа. Так выражая свою веру, апостол Петр сказал Господу: «Ты Христос, Сын Бога Живого», Господь ему ответил: «Ты Петр (значит камень), и на сем камне Я созижду Церковь Свою». Апостол Петр в своем послании называет верных «живыми камнями» говоря: «приступая к Нему (Иисусу), камню живому... и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный» (1 Пет. 2, 45). Ибо все, кто во Христа крестились, во Христа облеклись и сделались подобными Христу. Поэтому апостол Петр называет христиан живыми камнями. Множество камней в мире символизирует множество верных – от начала, до скончания времени – согласно обетованию Божию Аврааму, что потомков его по правой вере будет «как песок на берегу морском» (Быт. 22, 17).

Если стены храма – все народы, из которых Христос создал Свою Церковь, по мнению св. Иоанна Златоустого, а камень – символ верного Господу христианина (по ап. Петру), то каждый камень в стене храма символизирует души праведных людей, составляющих Церковь Христову.

Дерево – символ Древа Жизни райского сада, в котором пребывают праведные души и некоторые другие значения, о которых говорилось выше. Таким образом, даже сама материальная основа Храма несет в себе глубокие христианские символы.


Абсида - алтарный выступ, как бы пристроенный к храму, чаще всего полукруглый, но встречается и многоугольный в плане, в нем размещается алтарь.

Аркатурный пояс - украшение стены в виде ряда декоративных арочек.

Барабан - цилиндрическая или многогранная верхняя часть храма, над которой надстраивается купол, завершающийся крестом.

Барабан световой - барабан, грани или цилиндрическая поверхность которого прорезана оконными проемами

Глава - купол с барабаном и крестом, увенчивающий храмовое здание.

Закомара - в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение части наружной стены здания; как правило, повторяет очертания расположенного за ней свода.

Куб - основной объем храма.

Лемех - деревянная черепица, употреблявшаяся для покрытия глав, бочек и других верхов храма.

Луковица - церковная глава, напоминающая по форме луковицу.

Неф - (франц. nef, от лат. navis - корабль), вытянутое помещение, часть интерьера церковного здания, ограниченная с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов.

Подклет - нижний этаж здания.

Паперть - открытое или закрытое крыльцо перед входом в храм, возвышенное по отношению к уровню земли.

Поребрик - декоративная полоса из кирпичей, поставленных на ребро под углом к поверхности фасада. Имеет форму пилы.

Портик - галерея на колоннах или столбах, обычно перед входом в здание.

Придел - небольшой храм, пристроенный к основному зданию церкви, имеющий свой престол в алтаре и посвященный какому-либо святому или празднику.

Пилястра (лопатка) - конструктивный или декоративный плоский вертикальный выступ на поверхности стены, имеющий базу и капитель.

Портал - архитектурно оформленный вход в здание.

Рустовка - декоративная обработка штукатурной поверхности стены, имитирующая кладку из крупных камней.

Трапезная - часть храма, невысокая пристройка с западной стороны церкви, служившая местом проповеди, общественных собраний.

Шатер - высокое четырех-, шести- или восьмигранное пирамидальное покрытие башни, храма либо колокольни, широко распространенное в храмовой архитектуре Руси до XVII века.

Ширинка - прямоугольная впадина в стене.

Фронтон - завершение фасада здания, портика, колоннады, огражденное скатами крыши и карнизом у основания.

Яблоко - шар на завершении купола под крестом.

Ярус - убывающее по высоте горизонтальное членение объема здания

Исторические храмы зачастую являются визитной карточкой государства. По их внешнему виду судят о духовной составляющей страны, о развитии духовного искусства.

Архитекторы, художники, строители, скульпторы на протяжении веков старались украшать церкви так, чтобы они вызывали восхищение, чтобы показывали величие веры, величие страны.

Особые традиции храмового строительства, символизм различных вероисповеданий играли и играют немаловажную роль в создании храмов.

В архитектуре храмов существуют особые детали и особая терминология. У русских православных храмов тоже существуют такие особые элементы, которые не встречаются в других строениях или встречаются крайне редко.

Одним из таких элементов является закомара - это присущий именно церковному строительству.

Архитектурные традиции православия

История строительства храмов на Руси начинается с 988 года, с года принятия христианства. Вера пришла на русские земли из Византии, поэтому и первые церкви строились в византийском стиле. Постепенно архитектурные традиции менялись, добавлялись особые, присущие только православной церкви элементы, украшения.

Из Византии пришла к нам традиция сводчатых потолков. Отсюда появилась особая, точно повторяющая форму свода кровля.

Полукруглая закомара

В древнерусском языке комара - свод, а закомара - это полукруглое завершение стены, которое закрывает кровля такой же формы.

Такая форма православного храма характерна для древнерусской церковной архитектуры и была распространена в 12-17-м веках.

Закомара требовала мощной опоры, иначе свод просто рухнул бы. Мощные стены позволяли выстоять храмам в веках и дожить до настоящего времени, преодолев время, капризы погоды, набеги врагов.

Килевидная закомара

Кроме полукруглой формы, встречается и килевидная закомара. Это элемент, который не полностью повторяет форму свода, и поэтому по-другому его называют ложной закомарой.

Если вы объясните понятия и термины "килевидные закомары" иностранному туристу, не показав фотографии, он вряд ли поймет, о чем идет речь. Ведь это исконно русский элемент.

В строительстве часто использовали сочетание этих элементов. Килевидные имели декоративное назначение. Часто с этой же целью закомары располагались нескольким ярусами.

Символизм

Известно, что формы храмовых построек имеют определенный символизм. Храмы строились в форме корабля, креста, круга. Все эти формы объясняются особыми христианскими традициями.

В зависимости от внутренней формы храмы очень часто имеют несколько сводов, соответственно, и несколько закомар.

Синонимы

Закомары храма часто называли кокошниками за их схожесть с женским головным убором. Зачастую они и украшены были настолько искусно, что могли составить конкуренцию этому женскому украшению. Именно это слово приведено в словаре синонимов русского языка В. Н. Тришина, изданном в 2013 году.

Возрождение традиций

В 17-м веке в строительстве все чаще используют кирпич, и в связи с этим закомары заменяет покатая двускатная кровля, которая более легкая, не требует мощной опоры для сооружения, легче противостоит суровым погодным условиям. Появляются бесстолпные храмы с четвериком, перекрытым сомкнутым ступенчатым сводом.

В конце 20-го века в строительстве храмов наблюдается возрождение древних традиций. Эта возможность появилась с разработкой новых технологий строительства. Поэтому стало возможным строить или восстанавливать храмы, точно повторяющие форму древнерусских.

Церковный наряд

Бесспорно, украшением православных храмов являются купола. Настоящим произведением искусства древнего храма часто становится и закомара в архитектуре, встречающаяся только здесь.

Этот элемент архитектуры сравнивают с женским головным убором, который украшали вышивкой, расшивали драгоценными и полудрагоценными камнями. Такие кокошники являются настоящими произведениями искусства, хранятся в музеях как предмет национального костюма, особой гордости русской культуры. Так и древние православные церкви, как русские красавицы, отличаются своей статностью и убранством головного убора. Закомара - это гордость древнего храма, его украшение.

Скульпторы, художники, мастера мозаики, архитекторы старались оформить закомары храма как можно наряднее.