Цели и перспективы религиозного образования. Официальный сервер отдела религиозного образования и катехизации русской православной церкви

Что такое "государство"? Есть несколько значений этого слова, во-первых страны, т. е. политико-географического образования, во-вторых, организации политической власти, системы институтов власти, но основное понятие "государство" связано с двумя более широкими понятиями - "общество и власть".

Власть - это отношение господства и подчинения, при которых воля и действия одних лиц (властвующих) доминируют над волей и действием других лиц (подвластных).

Общество - это общность людей на определенной территории, характеризующаяся экономическим и духовным единством и целостностью организации жизни. Выделяются две разновидности общества: неразвитые общества и развитые общества, с уже сложившимися, сформировавшимися отношениями, и институтами, в том числе и религиозными. Ведь с начала своего существования человек создал 50 тысяч больших и малых религий. Одно только христианство породило 3 тысячи сект, то есть групп верующих, отделившихся от господствующей церкви. В 1985 году из 4,5 миллиардов населения нашей планеты было свыше 3 миллиардов верующих различных исповеданий.

В истории были целые эпохи, когда многие религиозные нормы носили юридический характер, регулировали некоторые политические, государственные, гражданско-правовые, процессуальные, брачно-семейные и иные отношения. В некоторых современных исламских странах книги Коран ("арабский судебник") и Сунна - основа религиозных, правовых, моральных норм, регулирующих все стороны жизни мусульманина, определяющих "правильный путь к цели" (шариат).

Мировые религии сегодня - буддизм , ислам, христианство. Они распространены во многих странах и у многих народов. Ниже будет рассмотрено, каким образом эти религии повлияли на становление государств в различных краях света.

Христианство

Христианство (от греческого слова christos «помазанник», «Мессия») зародилось как одна из сект иудаизма в I в. н. э. в Палестине. Это изначальное родство с иудаизмом чрезвычайно важное для понимания корней христианской религии проявляется и в том, что первая часть Библии, Ветхий завет, священная книга как иудеев, так и христиан (вторая часть Библии, Новый завет, признается только христианами и является для них главнейшей). Распространяясь в среде евреев Палестины и Средиземноморья, христианство уже в первые десятилетия своего существования завоевывало приверженцев и среди других народов. Возникновение и распространение христианства пришлось на период глубокого кризиса античной цивилизации упадка ее основных ценностей. Христианское учение привлекало многих, разочаровавшихся в римском общественном устройстве.

Католицизм

Слово "католицизм" означает всеобщий, вселенский. Его истоки от небольшой римской христианской общины, первым епископом которой, по преданию, был апостол Петр. Процесс обособления католицизма в христианстве начался еще в III-V веках, когда нарастали и углублялись экономические, политические, культурные различия между западной и восточной частями Римской империи, и в конце-концов в Европе главной руководящей силой стала церковь. К VI веку церковь осталась наедине со всеми проблемами, которые раньше за нее решало государство. Епископы часто были единственными защитниками населения и носителями порядка перед лицом вторгшихся варварских орд. Поневоле церкви пришлось заняться политикой в масштабе всей ойкумены, что раньше делала империя. В «темные века» власть церкви была суровой необходимостью. Но с укреплением феодальных сеньоров эта власть стала оспариваться: сначала у местных епископов, а затем - короли у папы. Н этой почве произошли самые острые конфликты Средних веков. Например, трехдневное стояние германского императора Генриха на коленях перед папским замком в Каноссе, и наоборот, семидесятилетнее «пленение пап» в Авиньоне под властью французского короля. Стандартная проблема выбора средневекового человека - кому подчиняться - в этих случаях стояла особенно остро. Короли иногда просто убивали своих видных подданных, сделавших выбор в пользу Рима. Папы отвечали анафемой , что в те времена серьезно подрывало акции отлученного (даже не столько в глазах собственных подданных, лишенных привычных треб, сколько перед всегда готовыми к нападению соперниками).

Претензии пап на первенство над государем базировались на так называемом «даре Константина» - документе, которым этот знаменитый римский император даровал церкви эту власть. Документ оказался поддельным, но в те времена этого никто не знал.

Несмотря на постоянную борьбу, духовная и светская власть, как и все остальные пары полюсов в Средневековье, были нужны друг другу. Германские императоры своими войсками некоторое время поддерживали папский домен в Италии. Светская власть обеспечивала авторитет и безопасность церкви на местах, князья вносили богатые вклады в монастыри. Со своей стороны церковь давала королям духовную санкцию «богопомазанности», так необходимую им в борьбе со своими могучими вассалами. В целом, взаимодействие этих сил давало эффективную систему управления - аналог современного разделения властей. Это поддерживало и политическую целостность Европы.

Оборотная сторона "сплошной церковности" средневековой цивилизации - то, что церковь была вынуждена внедрять единомыслие более, чем полезно было для нее самой. В результате внутри самой церкви постоянно накапливался потенциал протеста. Пока он прорывался в виде отдельных всплесков, подобных описанным выше, церковь его успешно нейтрализовала. С отдельными еретиками без труда разбиралась инквизиция. Но с освобождением умов, действительным или мнимым, с приходом Возрождения пришлось иметь дело не с отдельной ересью, а с порывом на волю всей цивилизации. В 1519 году Мартин Лютер положил начало новой ветви христианской религии - протестантизму. Это течение решительно отстранило церковную иерархию, в особенности папу, как посредника между человеком и Богом. Соответственно, все претензии церкви устанавливать нормы жизни были отметены. Человек стал считать, что он звучит достаточно гордо, чтобы стоять с Богом лицом к лицу. За полвека пол-Европы стало протестантской.

Принятие Русью православия

Тысячелетие назад, в 988 году на Руси было принято христианство, как государственная религия. Церковь сыграла важную роль в развитии и укреплении государственности. Она была носителем национально-православной централизованной идеологии, которая сыграла важную роль в образовании могущественной Руси.

Политическая обстановка того времени требовала для выживания государства принятия того или иного вероисповедания , причем вероисповедания соседей, которые и становились союзниками. Предложений было много, но всерьез пришлось выбирать между двумя: принятие православия, и дальнейшая ориентация на Византию или принятие католической веры и ориентация на Запад-ную Европу. Как известно, князь Владимир выбрал православие, наверное, в силу того, что греки Руси никак не угрожали, скорее наоборот, а вот в западноевропейской политике занимал видную роль "поход на Восток", с крестом и мечом. Если бы тогда была принята латинская вера (т. е. католичество), то Русь как самостоятельное государство перестала бы существовать. Православная церковь не дала распасться Русской державе в период феодальной раздробленности и монголо-татарского ига. Ведь тогда Русь представляла собой скопление мелких княжеств, постоянно враждовавшихмежду собой. Но церковь была одна, подчиняющаяся одному митрополиту Всея Руси. Именно поддержка церкви позволила начать процесс объединения русских земель вокруг Москвы в 14 веке.

Страны ислама

Странам Азии и Африки входят в семью так называемого религиозно-традиционного права. Мусульманское право - это система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии - исламе. Ислам исходит из того, что существующее право произошло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. Оно охватывает все сферы социальной жизни, а не только те, которые подлежат правовому регулированию. Мусульманское право - сложное социальное явление, имеющее долгую историю развития. Оно возникло в период разложения родо-племенного строя и становления ранне феодального государства на западе Аравийского полуострова. Мусульманское право оказывает глубокое влияние на историю развития государства и права целого ряда стран Востока. Сфера его действия как юридического и идеологического фактора в наше время остается весьма широкой, что определяется тесными связями мусульманского права с исламом, как религиозной системой, которая до сих пор имеет едва ли не определяющее значение для мировозрения самых широких слоев населения в этих странах. Из всех мировых религий ислам, пожалуй, наиболее тесно соприкасается с государством и правом. На основе тезиса о неразрывном единстве в исламе "веры и государства", религия и право, многие исследователи приходят к выводу, что исламу свойственна лишь религиозная догматика (теология), мораль и правовая культура, а юридические нормы как таковые, если и имеются, то по существу совпадают с указанными правилами, и не играют самостоятельной роли. Основными источниками мусульманского права - как и неюридических норм ислама - признаются Коран и сунна, в основе которых лежит "Божественное откровение", которые закрепляют прежде всего основы веры, правила религиозного культа и морали, определяющие в целом содержание мусульманского права вюридическом смысле.

Правда, в 19 веке в положении мусульманского права произошлисущественные изменения. В наиболее развитых странах оно уступилоглавенствующие позиции законодательству, основанному назаимствовании буржуазных правовых моделей. К началу 20 века лишь в странах Аравийского полуострова и Персидского залива мусульманское право сохранило свои позиции и действовало универсально в своем традиционном виде. Правовые системы наиболее развитых арабских стран, с некоторыми отступлениями стали строится по двум основным образцам: романо-германскому (французскому) - Египет, Сирия, Ливан; и англо-саксонскому - Ирак, Судан.

Буддизм

Буддизм-самая древняя из трех мировых религий. Он «старше» христианства на пять веков, а ислам «моложе» его на целых двенадцать столетий. В общественной жизни, культуре, искусстве многих азиатских стран буддизм сыграл роль не меньшую, чем христианство в странах Европы и Америки.

Задолго до возникновения буддизма Индия имела оригинальные религиозные учения, культуры и традиции. Ведизм, или ведийская религия, уже содержал черты, характерные для более поздних индийских религий, в том числе и буддизма.

В ведийской религии уже отражалось классовое расслоение общества. Она освящала неравенство людей, объявляя, что деление людей на Варны (касты в древней Индии) установлено высшим божеством Брахмой. Социальная несправедливость оправдывалась учением о карме тем, что во всех несчастиях человека виноваты грехи, совершенные им в прежних перерождениях. Она объявляла государство институтом, созданным богами, и приравнивала поаорность властителям к выполнению религиозного долга. Даже обильные жертвоприношения, доступные лишь богатым и знатным, свидетельствовали якобы о большей близости последних к мору богов, а для низших варн многие обряды были вообще запрещены.

Появление буддизма на исторической арене совпадает по времени со значительными изменениями в социально политической и экономической жизни древнеиндийского общества. Весьма активно ачинают о себе заявлять периферийные районы брахманской культуры, в которых все более выдвигаются на первое место кшатрии, притязающие на руководящую роль в жизни общества. Именно в этих районах на базе четырех царств (Кошала, Маганда, Ватса и Аванта) намечаются и происходят существенные сдвиги в области экономики, политики, вылившиеся в конечном итоге в образование одной из могущественных империй в древней Индии империи Магадхи, основателями и руководителями которой явились представители династии Маурьев. Таким образом на территории современного южного Бихара (Северная Индия) примерно в середине первого тысячелетия до н. э. концентрируются значительные социальные силы, нуждающиеся в новых принципах социального взаимодействия и в новой идеологии.

Неисчерпаемые бедствия, обрушившиеся на трудящихся при переходе от ранних неразвитых форм рабовладения к крупному, охватывающему и пронизывающему воздействием все более широкие сферы бытия , явились реальной жизненной основой, мистифицированным отражением которой была так называемая «первая благородная истина» буддизма утверждение тождества бытия и страдания. Всеобщность зла, порождаемая все более глубоким порабощением трудящихся, негверенностью в завтрашнем дне у средних слоев, жестокая борьба за власть у классовой верхушки общества воспринимались как основной закон бытия.

Когда рабовладельческий способ производства стал тормозить дальнейшее развитие производительных сил, когда перед обществом начала вставать задача создания личной заинтересованности работающего в результате его труда, одной из религиозных форм критики старого строя стало утверждения наличия души как некоей единой для всех людей внутренней основы бытия. Соответственно появляется идея человека не члена определенной Варны, а человека вообще, абстрактного человека. Взамен множества обрядов и запретов для определенной варны выдвигается идея единого морального начала как фактора спасения для любого человека независимо от его националоной или социальной принадлежности. Последовательное выражение этой идее дал буддизм, что и явилось одной из причин превращения его в мировую религию.

19-21 октября 2010 года в Дохе (Катар) , посвященная теме «Воспитание нового поколения на основе ценностей и традиции: религиозные перспективы». 20 октября заместитель председателя выступил на межрелигиозном форуме c сообщением «Роль религиозного образования в модернизации общества».

Экономический кризис продемонстрировал слабость современной модели общественного развития. Будущее все более становится неопределенным. Растет недоверие людей к различным общественным институтам. Многие утрачивают смысл своей жизни. Некоторые аналитики полагают, что для преодоления таких тенденций необходимо провести серьезную перестройку общественных отношений — как в отдельных странах, так и на международной арене. В свою очередь это невозможно без переосмысления мировоззренческих оснований современной модели развития. Как известно, ее основные идеи сформировались в век Просвещения.

Конечно, модерн обладает рядом бесспорных достижений. Однако одной из его догматических характеристик стало доминирование материального фактора в жизни общества. Поэтому основные усилия ведущих стран мира последнего столетия были сосредоточены на обеспечении материальных условий человеческого существования, тогда как духовная жизнь человека была отнесена в разряд второстепенных вопросов. Более того, сама просвещенческая модель общества рассматривает религию как антипод развития, а потому предписывает желательно ее полное исключение из жизни общества.

Однако успешных общественных проектов, основанных на религиозной мотивации, существует гораздо больше, чем всевозможных экстремистских проявлений на той же основе. Например, религиозная мотивация сегодня успешно обеспечивает многим странам стабильный демографический прирост, прочный институт семьи, социальные связи, основанные на доверии, борьбу с бедностью, умеренное потребление материальных благ, трудолюбие граждан. Такие этические ориентиры жизненно необходимы для выхода из кризиса и обновления модели общественного развития.

Тем не менее, экстремизм на основе религиозной мотивации существует. Что же с ним делать? Безусловно, всем, религиозным и нерелигиозным, экстремистским силам нужно ставить заслоны. Но это не означает, что нужно отказать религии в праве играть активную роль в публичной сфере, как предлагают некоторые агрессивные секуляристы. Активное присутствие религии в общественной сфере ничуть не более рискованно, чем воплощение нерелигиозных идей. В XX веке безрелигиозное и антирелигиозное мышление породило страшные примеры массового насилия. И сегодня под флагом безрелигиозных идей совершается не меньше, а может быть и больше актов насилия, чем под религиозным флагом.

По моему мнению, сегодня главная проблема заключается не в потенциальных конфликтах между различными религиями, но в дискриминации верующих людей со стороны представителей секулярного мировоззрения. Чтобы достичь стабильного мира, необходимо предложить альтернативу секуляристской модели развития общества. Эта альтернатива должна не исключать, а интегрировать в себя религиозное мировоззрение. Нам нужна такая модель общественного развития, которая возьмет все положительное у проекта модерна, а с другой стороны восстановит искусственно прерванную связь между религией и общественной жизнью. Поэтому, на мой взгляд, важно не только заниматься борьбой с религиозным экстремизмом, но, прежде всего, выстраивать механизмы поддержки созидательного присутствия религии в обществе. Незаменимым инструментом в этом случае является система образования.

Представители секуляристской модели развития сегодня настаивают на нейтральном преподавании знаний о разных религиях в национальной системе образования и на знакомстве с различными религиозными традициями без особого выделения родной религиозной традиции ребенка. К сожалению, нередко современные подходы к образованию предполагают передачу знаний и навыков, но не учат детей пользоваться этими знаниями. Это самая большая ошибка, особенно в эпоху активного развития технологий.

С точки зрения религиозного подхода, образование подрастающего поколения должно быть неразрывно связано с воспитанием. Религиозная мотивация созидательного поведения личности в обществе может сформироваться только тогда, когда происходит не просто нейтральная передача знаний о религии, а когда ребенку передается система нравственных ценностей через его собственную религиозную традицию. При этом такой процесс преподавания не является чем-то отстраненным для ученика, а задает ценностные рамки его жизни. Только будучи укоренена в своей традиции, личность сможет познакомиться с другими религиозными традициями мира и научиться уважать их.

В отношении развития системы религиозного образования Россия и другие страны бывшего Советского Союза представляют собой особый случай. Наш народ пережил время преследований религии и тотального запрета религиозного образования. Поэтому после развала СССР мы стали выстраивать эту систему с нулевого уровня. С одной стороны, каждая религиозная организация начала развивать свою, независимую от государства, систему образования от детских садиков до высшей школы. Но любая система образования — это очень затратное дело, поэтому вскоре стало ясно, что невозможно ответить на духовные запросы населения только силами религиозных организаций. Это общая задача религиозных общин, общества и государства. Лидеры основных религий России — Православия, ислама, иудаизма и буддизма — предложили следующую модель религиозного образования в государственных школах. Эта модель предполагает появление в учебном расписании обязательного предмета по направлению «Духовно-нравственная культура». Но внутри этой дисциплины есть опции по выбору. Родителям предлагается выбрать для своих детей религиозную культуру, основанную на их вере (Православие, ислам, иудаизм и буддизм), или историю религий или светскую этику. Должен сказать, что в нашей стране разразилась целая битва с секуляристами, которые настаивали только на нейтральном обучении детей разным религиям и были против мировоззренчески дифференцированного подхода.

К счастью, позиция традиционных религий России Президентом России в 2009 году, а также нашла положительный отклик и у большинства населения страны. Теперь в нашей стране проходит эксперимент в 19-ти регионах, где в школах преподается эта дисциплина детям 11-12 лет. После эксперимента она станет обязательной во всех российских школах. Уже сейчас исследование результатов показывает, что данный предмет способствует воспитанию в детях нравственности, предотвращению межнациональных конфликтов и росту образовательного уровня учащихся.

Изучение основ религиозных культур в средних школах приносит безусловную пользу. Но есть чиновники различных уровней, которые стремятся различными способами сделать так, чтобы родители выбрали светскую этику. Это происходит потому, что представители секулярного подхода к образованию все еще не могут смириться с присутствием религии в публичной сфере. Такая реакция — это не просто особая проблема в постсоветских странах с недавним антирелигиозным прошлым. Во многих странах, где существует и на протяжении долгого времени поддерживается государством система религиозного образования, на национальные власти оказывается постоянное давление секуляристскими местными и международными силами с целью поменять систему религиозного образования и сделать ее нейтральной по отношению к различным религиям.

Уверен, что одних усилий по укреплению религиозного образования в каждой отдельной стране недостаточно. В глобальном масштабе на уровне международных организаций необходимо добиться твердого признания не только ценности религиозного образования и воспитания, но и обеспечить гарантии присутствия религиозного мировоззрения в других предметах школьного курса. Мы можем вместе для этого работать, например, в рамках ЮНЕСКО, в компетенцию которой входят вопросы образования. Мне известно, что недавно Организация исламской конференции пыталась провести через Исполнительный совет ЮНЕСКО проект резолюции по религиозному образованию, но он был заблокирован под предлогом того, что это не вопрос этой организации. Думаю, что, если провести хорошую подготовительную работу и сформировать широкий круг поддержки, то некоторые из тех стран, которые голосовали против проекта, могли бы его поддержать, особенно если его текст касался бы не только исламского образования, но и религиозного образования в целом.

Свобода обучения религии и религиозного воспитания, право религиозных организаций организовывать профессиональное образование будущих священнослужителей и религиозного персонала гарантированы рядом норм международного права.

Статья 6 Декларации о ликвидации всех форм дискриминации на основе религии или убеждений включает в содержание свободы мысли, совести и религии, среди прочего, свободу «вести преподавание по вопросам религии или убеждений в местах, подходящих для этих целей».

Статья 2 Протокола № 1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод установила, что «Государство при осуществлении любых функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать такое образование и такое обучение, которые соответствуют их религиозным и философским убеждениям».

В Итоговом документе Венской встречи 1989 г. представителей государств — участников СБСЕ, государства-участники обязались в Принципе 16, среди прочего, «разрешать подготовку религиозного персонала в соответствующих заведениях».

В соответствии с пунктом 1 ст. 5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», каждый имеет право на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими». Следует обратить внимание на то, что российское законодательство не дает определения понятия «религиозное образование». Однако путем системного толкования положений ФЗ «О свободе совести…» можно прийти к выводу о том, что это понятие отличается по содержанию от понятия «образование», используемого в Законе Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1.

Религиозное образование включает:

1) обучение религии и религиозное воспитание детей родителями или лицами, заменяющими их (ст. 5, п. 2 ФЗ «О свободе совести…»);

2) обучение религии и религиозное воспитание последователей религиозного объединения (взрослых или детей; членов, участников религиозного объединения или собирающихся вступить в него);

3) обучение религии и религиозное воспитание в учрежденных религиозными организациями образовательных учреждениях;

4) профессиональное религиозное образование будущих священнослужителей и религиозного персонала в духовных образовательных учреждениях.

Закон «Об образовании», в свою очередь, определяет в преамбуле, что

«под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом».

Таким образом, религиозное образование может быть процессом обучения и воспитания, не сопровождающимся выпускным контролем (экзаменами и т.п) и выдачей документа об образовании. А законодательство, регулирующее образовательную деятельность, называет эти признаки в качестве необходимых составляющих образования. Поэтому не всякая деятельность, подпадающая под понятие религиозного образования в терминах ФЗ «О свободе совести…», относится к образованию в терминах, используемых Законом «Об образовании». Это различие имеет важный практический смысл, поскольку образовательная деятельность, подпадающая под критерии, установленные Законом «Об образовании», подлежит обязательному государственному лицензированию.

Согласно ст. 6 ФЗ «О свободе совести…», «обучение религии и религиозное воспитание своих последователей» является необходимым признаком религиозного объединения. Осуществлять его имеет право каждое религиозное объединение, включая незарегистрированные религиозные группы. Поэтому организация при религиозных объединениях изучения детьми или взрослыми Закона Божия, церковной истории и других подобных предметов не требует получения государственной лицензии на образовательную деятельность. Закон предусматривает лишь, что запрещается обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих (ст. 3, ч. 5). Поэтому при организации занятий с малолетними детьми целесообразно попросить их родителей оформить письменное согласие на обучение.

В некоторых случаях в религиозных организациях фактически осуществляется деятельность, подпадающая под все признаки, установленные законодательством об образовании для образовательной деятельности, но без обязательного в таких случаях лицензирования. Например, действует «школа», «колледж», «училище» с расписанием занятий, учебными программами, текущими и итоговыми оценками успеваемости, выпускными экзаменами, выдачей дипломов об окончании учебного курса. Это вызывает претензии контролирующих органов, иногда вплоть до наложения штрафа за административное правонарушение, или обращения в суд с иском о ликвидации религиозной организации за осуществление деятельности без лицензии (ч. 2 ст. 61 ГК РФ). С другой стороны, иногда необоснованные требования о получении государственной лицензии на образовательную деятельность предъявляются ко всяким занятиям по изучению Закона Божия в религиозной организации.

Согласно Положению о лицензировании образовательной деятельности , образовательная деятельность, осуществляемая путем проведения разовых занятий различных видов (в том числе лекций, стажировок, семинаров) и не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании, деятельность по содержанию и воспитанию обучающихся и воспитанников, осуществляемая без реализации образовательных программ, а также индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не подлежат лицензированию.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что изучение религии в религиозных объединениях (если оно не сопровождается итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании) либо вовсе не подпадает под понятие образовательной деятельности, либо относится к образовательной деятельности, не подлежащей лицензированию.

В соответствии со ст. 5 ч. 4 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», по просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы. Таким образом, с одной стороны, сохраняется принцип светскости образования, с другой стороны, есть возможность использовать специально оборудованные для занятий с детьми школьные помещения. Эта норма актуальна, если религиозная организация не имеет доступных помещений для проведения занятий. Обратим внимание, что иногда такие занятия по изучению Закона Божия неправильно называют «факультативными». Факультативные предметы входят в государственные образовательные программы и относятся к числу предметов, изучаемых по выбору учащихся. Обучение религии не входит в образовательную программу.

Порядок применения данной нормы Закона определен Приказом Министерства образования РФ от 01.07.2003 г. № 2833 «О предоставлении государственными и муниципальными образовательными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ».

Российское законодательство прямо не предусматривает возможности осуществления религиозными организациями лицензируемой образовательной деятельности. ФЗ «О свободе совести…» в статье 18 говорит только о праве религиозных учреждений создавать образовательные учреждения , являющиеся самостоятельными юридическими лицами. В судебной практике по делам, связанным с привлечением религиозных организаций к ответственности за осуществление образовательной деятельности без лицензии, суды не приходят к однозначной позиции — могут ли религиозные организации получить соответствующую лицензию или они в принципе не имеют права вести образовательную деятельность, регулируемую Законом РФ «Об образовании». Типовой устав прихода — местной религиозной организации РПЦ не включает образовательную деятельность в перечень основных форм деятельности организации.

Как местная, так и централизованная религиозная организация может выступить в качестве учредителя негосударственного образовательного учреждения, в соответствии со ст. 11 Закона Российской Федерации «Об образовании» и с пунктом 2 статьи 18 ФЗ «О свободе совести…».

Конституция РФ установила в статье 43, часть 4, что «основное общее образование обязательно». Закон «Об образовании» также подтверждает, что общее образование является обязательным (статья 19). Поэтому для образовательного учреждения, создаваемого религиозной организацией, возможны два варианта:

1) общеобразовательное учреждение, в котором преподаются все предусмотренные государственные образовательные программы, которое проходит государственную аккредитацию и получает право выдавать диплом государственного образца. Религиозное образование в таком образовательном учреждении осуществляется одновременно с общим образованием;

2) учреждение дополнительного образования (воскресные школы, курсы и т. п.). Ввиду обязательности общего образования учащиеся в таких учреждениях должны также получить и основное общее образование в другом образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию.

Государственные образовательные программы, которые могут реализовываться в образовательных учреждениях, подразделяются на:

1) общеобразовательные (основные и дополнительные);

2) профессиональные (основные и дополнительные).

Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

К общеобразовательным относятся программы:

1) дошкольного образования;

2) начального общего образования;

3) основного общего образования;

4) среднего (полного) общего образования.

Общеобразовательные программы реализуются в дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, в том числе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей).

В соответствии с нормами статьи 33.1 Закона «Об образовании», образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам подлежит лицензированию.

Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается уполномоченным органом исполнительной власти. Лицензия на осуществление образовательной деятельности действует бессрочно.

При лицензировании проверяется соответствие условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением, государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов. В ходе лицензирования образовательных учреждений, создаваемых религиозными организациями, не производится проверка, какому вероучению и в каком объеме обучают учащихся.

В соответствии с Положением о лицензировании образовательной деятельности, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении образовательной деятельности являются:

«а) наличие у соискателя лицензии на осуществление образовательной деятельности (далее — лицензия) или лицензиата в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта, условия обеспечения обучающихся, воспитанников и работников питанием и медицинским обслуживанием), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию и реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам и соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования;

б) наличие у лицензиата учебно-методической документации по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующей требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования;

в) наличие у лицензиата учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования;

г) наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, численность и образовательный ценз которых обеспечивают осуществление образовательной деятельности по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам и соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования;

д) соблюдение лицензиатом установленных законодательством Российской Федерации в области образования требований к организации образовательного процесса».

Итак, государственное лицензирование обязательно для любой организации, осуществляющей образовательную деятельность, вне зависимости от объема и содержания образования, его религиозного или светского характера. Поэтому лицензирование должна проходить и создаваемая религиозной организацией негосударственная православная общеобразовательная гимназия, школа или вуз и духовное образовательное учреждение (см. далее).

Условием признания того, что государственное или негосударственное образовательное учреждение дает образование, соответствующее государственным стандартам (требованиям) и что выпускники действительно получают полноценное общее или высшее образование, является прохождение государственной аккредитации . Таким образом, аккредитация, в отличие от лицензирования, является добровольной, ее прохождение обусловлено потребностью придать общепризнанный, юридически значимый статус образованию, которое дает данное образовательное учреждение.

Согласно ст. 33.2 Закона РФ «Об образовании», целями государственной аккредитации образовательного учреждения являются подтверждение соответствия качества образования по образовательным программам, реализуемым образовательным учреждением, федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям и, если иное не предусмотрено законом, установление его государственного статуса . Свидетельство о государственной аккредитации подтверждает право образовательного учреждения или научной организации на выдачу в установленном порядке документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации по аккредитованным образовательным программам.

Права образовательного учреждения на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования и на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации возникают с момента его государственной аккредитации, подтвержденной свидетельством о государственной аккредитации.

Как установила ст. 27 Закона РФ «Об образовании», образовательное учреждение или научная организация, имеющие государственную аккредитацию, выдают по реализуемым ими аккредитованным образовательным программам лицам, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации.

Образовательные учреждения и научные организации, за исключением учреждений профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждений), заверяют выдаваемые ими документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации.

Если государственную аккредитацию проходит православное образовательное учреждение (школа, гимназия, университет), преподаваемые в нем религиозные образовательные программы, на которые не существует государственных образовательных стандартов, не являются объектом контроля и аккредитации.

Централизованные религиозные организации в соответствии со своими уставами имеют исключительное право создавать учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) для подготовки служителей и религиозного персонала. (Статья 19 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», посвященная учреждениям профессионального религиозного образования, не ограничивает круг возможных учредителей централизованными религиозными организациями. Но ст. 8, часть 6 данного Закона говорит о том, что такие учреждения могут быть созданы только централизованной религиозной организацией. Таким образом, местная религиозная организация может учредить негосударственное образовательное учреждение (о чем речь шла выше), но не может создать учреждение профессионального религиозного образования (семинарию, духовную академию и т. д.).

В соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», учреждения профессионального религиозного образования подлежат регистрации в качестве религиозных организаций и получают государственную лицензию на право осуществления образовательной деятельности. Порядок и особенности лицензирования определены вышеназванным Положением о лицензировании образовательной деятельности, а также в Письме Министерства образования РФ от 28.11.2000 г. № 24-51-188/10. Существует некоторое противоречие, поскольку Положение, определяющее общий порядок лицензирования, утверждено в 2011 г., а специальные разъяснения Минобразования об особенностях лицензирования духовных образовательных учреждений составлены с учетом ранее действовавшего Положения о лицензировании, утвержденного в 2000 г. и ныне не действующего.

Таким образом, учреждения профессионального религиозного образования обладают всеми правами и обязанностями, установленными для религиозных организаций, и, одновременно, правами и обязанностями образовательных учреждений. В то же время, поскольку не существует и не может существовать государственных образовательных стандартов для подготовки профессионального священнослужителя, государственная аккредитация таких учреждений не производилась до 2008 г.

28 февраля 2008 г. Федеральным законом № 14-ФЗ были внесены изменения в ряд законодательных актов, в том числе в ст.ст. 12 и 33 (ныне 33.2) Закона Российской Федерации «Об образовании» и в ст. 19 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». После принятия этих поправок учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения ) получили право реализовывать на основе лицензий образовательные программы в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и в случае получения государственной аккредитации выдавать в установленном порядке документы государственного образца о соответствующем уровне образования.

Свидетельство о государственной аккредитации, выданное учреждению профессионального религиозного образования (духовному образовательному учреждению), подтверждает уровень реализуемых им образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, дает право на выдачу выпускникам, успешно завершившим обучение по аккредитованным образовательным программам, документов государственного образца о соответствующем уровне образования.

Обратим внимание, что законодатель не изменил статус собственно религиозного профессионального образования — успешное завершение обучения будущего священнослужителя по программам духовного образования не дает права выпускнику духовного образовательного учреждения считаться человеком с высшим образованием. Но если в дополнение к этому духовному образованию в семинарии он получил высшее образование по теологии, юриспруденции, истории, философии или любой иной образовательной программе, по которой установлен государственный образовательный стандарт, и если семинария имеет соответствующую государственную аккредитацию, он вправе получить диплом государственного образца.

Фактически это нововведение означает, что учащиеся духовных учебных заведений должны освоить двойную учебную нагрузку — для подготовки священнослужителя и в соответствии со светской образовательной программой. Однако значительная часть учебной нагрузки в духовных образовательных учреждениях часто приходится на долю общеобразовательных предметов (история, иностранные языки, философия и т. д.), что делает возможность получения двух дипломов вполне реальной. Можно найти варианты организации учебного процесса, не требующие повторного изучения предметов, входящих как в светские, так и в духовные образовательные программы.

Введенные в 2008 г. изменения в законодательство учли необходимость соблюдения конституционной нормы об отделении религиозных объединений от государства. Поэтому учреждение профессионального религиозного образования (духовное образовательное учреждение) заверяет такие документы своей печатью, не содержащей изображения Государственного герба Российской Федерации (ст. 27 Закона РФ «Об образовании»). В этом отличие от дипломов, выдаваемых другими аккредитованными негосударственными образовательными учреждениями. Напомним, что учреждения профессионального религиозного образования являются религиозными организациями и использование ими печати с изображением Государственного герба РФ не допускается законодательством о Государственном гербе.

Также, согласно пункту 2 статьи 19 ФЗ «О свободе совести…», при государственной аккредитации учреждения профессионального религиозного образования не устанавливается его государственный статус (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ). Соответственно, они могут использовать наименования «академия», «университет» и т. п. по своему усмотрению, а не в соответствии с аккредитационными требованиями для присвоения статуса академии или университета

В соответствии с пунктом 3 ст. 19 ФЗ «О свободе совести…», «граждане, обучающиеся на очных отделениях учреждений профессионального религиозного образования, которые имеют государственную лицензию, пользуются льготами, предусмотренными законодательством Российской Федерации».

С учетом данной нормы и статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» студенты учреждений профессионального образования, обучающиеся по образовательным программам, получившим государственную аккредитацию, имеют право на отсрочку от призыва на военную службу на тех же основаниях, что и обучающиеся в других имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях. Студенты, обучающиеся только по религиозным образовательным программам или в духовных образовательных учреждениях, совсем не имеющих государственной аккредитации, права на отсрочку не имеют .

Роль религии в образовании государства

Что такое "государство"? Есть несколько значений этого слова, во- первых страны, т.е. политико-географического образования, во-вторых, организации политической власти, системы институтов власти, но основное понятие "государство" связано с двумя более широкими понятиями - "общество и власть".

Власть - это отношение господства и подчинения, при которых воля и действия одних лиц (властвующих) доминируют над волей и действием других лиц (подвластных).

Общество - это общность людей на определенной территории, характеризующаяся экономическим и духовным единством и целостностью организации жизни. Выделяются две разновидности общества: неразвитые общества и развитые общества, с уже сложившимися, сформировавшимися отношениями, и институтами, в том числе и религиозными. Ведь с начала своего существования человек создал 50 тысяч больших и малых религий. Одно только христианство породило 3 тысячи сект, то есть групп верующих, отделившихся от господствующей церкви. В 1985 году из 4,5 миллиардов населения нашей планеты было свыше 3 миллиардов верующих различных исповеданий.

В истории были целые эпохи, когда многие религиозные нормы носили юридический характер, регулировали некоторые политические, государственные, гражданско-правовые, процессуальные, брачно-семейные и иные отношения. В некоторых современных исламских странах книги Коран ("арабский судебник") и
Сунна - основа религиозных, правовых, моральных норм, регулирующих все стороны жизни мусульманина, определяющих "правильный путь к цели" (шариат).

Мировые религии сегодня - буддизм, ислам, христианство. Они распространены во многих странах и у многих народов. Ниже будет рассмотрено, каким образом эти религии повлияли на становление государств в различных краях света.

Христианство

Христианство (от греческого слова christos «помазанник», «Мессия») зародилось как одна из сект иудаизма в I в. н.э. в Палестине. Это изначальное родство с иудаизмом чрезвычайно важное для понимания корней христианской религии проявляется и в том, что первая часть Библии, Ветхий завет, священная книга как иудеев, так и христиан (вторая часть Библии,
Новый завет, признается только христианами и является для них главнейшей).
Распространяясь в среде евреев Палестины и Средиземноморья, христианство уже в первые десятилетия своего существования завоевывало приверженцев и среди других народов. Возникновение и распространение христианства пришлось на период глубокого кризиса античной цивилизации упадка ее основных ценностей. Христианское учение привлекало многих, разочаровавшихся в римском общественном устройстве.

Католицизм

Слово "католицизм" означает всеобщий, вселенский. Его истоки от небольшой римской христианской общины, первым епископом которой, по преданию, был апостол Петр. Процесс обособления католицизма в христианстве начался еще в III-V веках, когда нарастали и углублялись экономические, политические, культурные различия между западной и восточной частями
Римской империи, и в конце-концов в Европе главной руководящей силой стала церковь. К VI веку церковь осталась наедине со всеми проблемами, которые раньше за нее решало государство. Епископы часто были единственными защитниками населения и носителями порядка перед лицом вторгшихся варварских орд. Поневоле церкви пришлось заняться политикой в масштабе всей ойкумены, что раньше делала империя. В «темные века» власть церкви была суровой необходимостью. Но с укреплением феодальных сеньоров эта власть стала оспариваться: сначала у местных епископов, а затем - короли у папы. Н этой почве произошли самые острые конфликты Средних веков. Например, трехдневное стояние германского императора Генриха на коленях перед папским замком в Каноссе, и наоборот, семидесятилетнее «пленение пап» в Авиньоне под властью французского короля. Стандартная проблема выбора средневекового человека - кому подчиняться - в этих случаях стояла особенно остро. Короли иногда просто убивали своих видных подданных, сделавших выбор в пользу
Рима. Папы отвечали анафемой, что в те времена серьезно подрывало акции отлученного (даже не столько в глазах собственных подданных, лишенных привычных треб, сколько перед всегда готовыми к нападению соперниками).

Претензии пап на первенство над государем базировались на так называемом «даре Константина» - документе, которым этот знаменитый римский император даровал церкви эту власть. Документ оказался поддельным, но в те времена этого никто не знал.

Несмотря на постоянную борьбу, духовная и светская власть, как и все остальные пары полюсов в Средневековье, были нужны друг другу.
Германские императоры своими войсками некоторое время поддерживали папский домен в Италии. Светская власть обеспечивала авторитет и безопасность церкви на местах, князья вносили богатые вклады в монастыри. Со своей стороны церковь давала королям духовную санкцию «богопомазанности», так необходимую им в борьбе со своими могучими вассалами. В целом, взаимодействие этих сил давало эффективную систему управления - аналог современного разделения властей. Это поддерживало и политическую целостность Европы.

Оборотная сторона "сплошной церковности" средневековой цивилизации - то, что церковь была вынуждена внедрять единомыслие более, чем полезно было для нее самой. В результате внутри самой церкви постоянно накапливался потенциал протеста. Пока он прорывался в виде отдельных всплесков, подобных описанным выше, церковь его успешно нейтрализовала. С отдельными еретиками без труда разбиралась инквизиция. Но с освобождением умов, действительным или мнимым, с приходом Возрождения пришлось иметь дело не с отдельной ересью, а с порывом на волю всей цивилизации. В 1519 году Мартин Лютер положил начало новой ветви христианской религии - протестантизму. Это течение решительно отстранило церковную иерархию, в особенности папу, как посредника между человеком и Богом. Соответственно, все претензии церкви устанавливать нормы жизни были отметены. Человек стал считать, что он звучит достаточно гордо, чтобы стоять с Богом лицом к лицу. За полвека пол-
Европы стало протестантской.

Принятие Русью православия

Тысячелетие назад, в 988 году на Руси было принято христианство, как государственная религия. Церковь сыграла важную роль в развитии и укреплении государственности. Она была носителем национально-православной централизованной идеологии, которая сыграла важную роль в образовании могущественной Руси.

Политическая обстановка того времени требовала для выживания государства принятия того или иного вероисповедания, причем вероисповедания соседей, которые и становились союзниками. Предложений было много, но всерьез пришлось выбирать между двумя: принятие православия, и дальнейшая ориентация на Византию или принятие католической веры и ориентация на Запад- ную Европу. Как известно, князь Владимир выбрал православие, наверное, в силу того, что греки Руси никак не угрожали, скорее наоборот, а вот в западноевропейской политике занимал видную роль "поход на Восток", с крестом и мечом. Если бы тогда была принята латинская вера (т.е. католичество), то Русь как самостоятельное государство перестала бы существовать. Православная церковь не дала распасться Русской державе в период феодальной раздробленности и монголо-татарского ига. Ведь тогда Русь представляла собой скопление мелких княжеств, постоянно враждовавшихмежду собой. Но церковь была одна, подчиняющаяся одному митрополиту Всея Руси.
Именно поддержка церкви позволила начать процесс объединения русских земель вокруг Москвы в 14 веке.

Страны ислама

Странам Азии и Африки входят в семью так называемого религиозно- традиционного права. Мусульманское право - это система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии - исламе. Ислам исходит из того, что существующее право произошло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через своего пророка
Мухаммеда. Оно охватывает все сферы социальной жизни, а не только те, которые подлежат правовому регулированию. Мусульманское право - сложное социальное явление, имеющее долгую историю развития. Оно возникло в период разложения родо-племенного строя и становления ранне феодального государства на западе Аравийского полуострова. Мусульманское право оказывает глубокое влияние на историю развития государства и права целого ряда стран Востока. Сфера его действия как юридического и идеологического фактора в наше время остается весьма широкой, что определяется тесными связями мусульманского права с исламом, как религиозной системой, которая до сих пор имеет едва ли не определяющее значение для мировозрения самых широких слоев населения в этих странах. Из всех мировых религий ислам, пожалуй, наиболее тесно соприкасается с государством и правом. На основе тезиса о неразрывном единстве в исламе "веры и государства", религия и право, многие исследователи приходят к выводу, что исламу свойственна лишь религиозная догматика (теология), мораль и правовая культура, а юридические нормы как таковые, если и имеются, то по существу совпадают с указанными правилами, и не играют самостоятельной роли. Основными источниками мусульманского права - как и неюридических норм ислама - признаются Коран и сунна, в основе которых лежит "Божественное откровение", которые закрепляют прежде всего основы веры, правила религиозного культа и морали,определяющие в целом содержание мусульманского права вюридическом смысле.

Правда, в 19 веке в положении мусульманского права произошлисущественные изменения. В наиболее развитых странах оно уступилоглавенствующие позиции законодательству, основанному назаимствовании буржуазных правовых моделей. К началу 20 века лишь в странах Аравийского полуострова и Персидского залива мусульманское право сохранило свои позиции и действовало универсально в своем традиционном виде. Правовые системы наиболее развитых арабских стран, с некоторыми отступлениями стали строится по двум основным образцам: романо-германскому
(французскому) - Египет, Сирия, Ливан; и англо-саксонскому - Ирак, Судан.

Буддизм-самая древняя из трех мировых религий. Он «старше» христианства на пять веков, а ислам «моложе» его на целых двенадцать столетий. В общественной жизни, культуре, искусстве многих азиатских стран буддизм сыграл роль не меньшую, чем христианство в странах Европы и
Америки.

Задолго до возникновения буддизма Индия имела оригинальные религиозные учения, культуры и традиции. Ведизм, или ведийская религия, уже содержал черты, характерные для более поздних индийских религий, в том числе и буддизма.

В ведийской религии уже отражалось классовое расслоение общества. Она освящала неравенство людей, объявляя, что деление людей на Варны (касты в древней Индии) установлено высшим божеством Брахмой. Социальная несправедливость оправдывалась учением о карме тем, что во всех несчастиях человека виноваты грехи, совершенные им в прежних перерождениях. Она объявляла государство институтом, созданным богами, и приравнивала поаорность властителям к выполнению религиозного долга. Даже обильные жертвоприношения, доступные лишь богатым и знатным, свидетельствовали якобы о большей близости последних к мору богов, а для низших варн многие обряды были вообще запрещены.

Появление буддизма на исторической арене совпадает по времени со значительными изменениями в социально политической и экономической жизни древнеиндийского общества. Весьма активно ачинают о себе заявлять периферийные районы брахманской культуры, в которых все более выдвигаются на первое место кшатрии, притязающие на руководящую роль в жизни общества.
Именно в этих районах на базе четырех царств (Кошала, Маганда, Ватса и
Аванта) намечаются и происходят существенные сдвиги в области экономики, политики, вылившиеся в конечном итоге в образование одной из могущественных империй в древней Индии империи Магадхи, основателями и руководителями которой явились представители династии Маурьев. Таким образом на территории современного южного Бихара (Северная Индия) примерно в середине первого тысячелетия до н.э. концентрируются значительные социальные силы, нуждающиеся в новых принципах социального взаимодействия и в новой идеологии.

Неисчерпаемые бедствия, обрушившиеся на трудящихся при переходе от ранних неразвитых форм рабовладения к крупному, охватывающему и пронизывающему воздействием все более широкие сферы бытия, явились реальной жизненной основой, мистифицированным отражением которой была так называемая
«первая благородная истина» буддизма утверждение тождества бытия и страдания. Всеобщность зла, порождаемая все более глубоким порабощением трудящихся, негверенностью в завтрашнем дне у средних слоев, жестокая борьба за власть у классовой верхушки общества воспринимались как основной закон бытия.

Когда рабовладельческий способ производства стал тормозить дальнейшее развитие производительных сил, когда перед обществом начала вставать задача создания личной заинтересованности работающего в результате его труда, одной из религиозных форм критики старого строя стало утверждения наличия души как некоей единой для всех людей внутренней основы бытия.
Соответственно появляется идея человека не члена определенной Варны, а человека вообще, абстрактного человека. Взамен множества обрядов и запретов для определенной варны выдвигается идея единого морального начала как фактора спасения для любого человека независимо от его националоной или социальной принадлежности. Последовательное выражение этой идее дал буддизм, что и явилось одной из причин превращения его в мировую религию. с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Для обозначения образовательной деятельности, связанной с изучением религии, чаще всего употребляются два понятия: «религиозное образование» и «религиоведческое образование». Их объединяет предмет изучения – религия как тип мировоззрения личности, особая сфера культуры и социальной жизни. Но в чем их отличия? Представляют ли они два взаимодополняющих вида изучения религии в обществе или это две принципиально разные образовательные практики, не имеющие точек соприкосновения?

Религиоведческое образование стало активно развиваться в нашей стране только в последнее десятилетие, отталкиваясь от своей основы в прошлом – системы атеистического воспитания. Это обусловило наличие ряда подходов к изучению религии разной мировоззренческой направленности. В педагогической вузовской и школьной практике ныне активно развивается направление культурологического представления религий в рамках цивилизационного подхода, в то же время сохраняются атеистические образовательные стереотипы и встречается религиозно-сектантская апологетика под лозунгом абсолютного равенства всех религий.

С религиозным образованием все еще сложнее. В советский период изучение религии осуществлялось лишь в духовных семинариях и академиях. Для советского человека учащиеся и преподаватели духовных школ, как правило, представляли собой феномен безжизненной архаики, который мог разве что только удивлять, но никак не интересовать. Тем более на что-то влиять в общественной жизни, в национальной системе образования.

Ликвидация идеологических запретов привела к развитию сферы негосударственного образования: появились частные учебные заведения, школы религиозных организаций. Ныне открыты и религиозные вузы, т.е. учреждения высшего профессионального образования. Несмотря на то, что их учредителями выступают религиозные организации, в них ведется подготовка по ряду вполне светских специальностей (пока, главным образом, гуманитарных).

Возникают вопросы: в данном случае это религиозное или светское образование? Если религиозное, то почему при этом изучаются еще и литература, история, языки и даже экономика или естествознание? Если светское, то почему преподавание ведется на религиозной мировоззренческой основе и с участием представителей или организаций религиозных конфессий? Здесь обнажается суть проблемы: налицо кризис прежнего идеологического понимания светскости государства, государственной системы образования и самой школы. Актуализировалась проблема научного осмысления изучения религии в обществе во всей ее полноте, системного анализа содержания, особенностей и взаимосвязей всех видов и форм религиозного и религиоведческого образования. Такое осмысление, по нашему мнению, позволит проводить государственную политику в области образования более эффективно.

Светскость государства и государственной школы, согласно российскому законодательству, предполагает, что «никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (ст. 14 Конституции РФ) и что, соответственно, образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях имеет светский характер (п. 4 ст. 2 Закона РФ «Об образовании» и п. 2 ст. 4 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»). Но каким образом требование светского характера должно реализовываться на региональном или местном уровне, в образовательном учреждении, в конкретной образовательной программе? Например, в содержании и структуре образовательной деятельности средней школы?

Принцип светскости раскрыт в отрицательной формулировке: «не может устанавливаться в качестве... обязательной». В буквальном смысле это означает только то, что в российской государственной системе образования не может быть обязательного для всех учащихся изучения какой-то определенной религии (скажем, православного христианства). Тем не менее, иногда это требование толкуется как запрет на изучение в государственной школе любой религии даже по свободному выбору учащихся, а также как запрет на любое взаимодействие государства и Церкви, на участие религиозных организаций в деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Жизнь нашего общества в прошедшее десятилетие кардинально изменилась, но существенной частью граждан светскость до сих пор продолжает восприниматься как синоним если не антирелигиозности, то уж, во всяком случае, полной безрелигиозности, внерелигиозности не только государства, но и светской школы. Однако можно насильственно отделять социальные институты один от другого и тем самым разрушать целостность общественной жизни, а можно разграничивать их функции в целях обеспечения оптимальной деятельности каждого социального института в интересах всего общества.

Большинство государств в современном мире - светские, и при этом практически везде государственная система образования предусматривает возможность изучения той или иной религии по выбору. Что касается различий в содержании и формах религиозного образования, то соответствующие проблемы решаются нормативно-правовыми средствами (договоры, соглашения и т.п.), устанавливающими сферу взаимодействия, разделения функций и полномочий в государственной системе образования органов власти (на центральном, региональном и местном уровнях) с органами управления религиозных организаций. В сфере совместной компетенции государства и религиозных организаций в практике изучения религии соблюдаются все частные интересы участников образовательного процесса, но приоритет отдается общегосударственным, общенациональным.

Не отвлекаясь на подробное раскрытие исторических, научно-философских и религиозно-богословских аспектов светскости государства и государственной системы образования, предложим определение светского образования, позволяющее, по нашему мнению, достаточно корректно обозначить содержание всех основных видов и форм изучения религии.

Итак, светским является любое образование, направленное на решение различных общесоциальных задач, организуемое и поддерживаемое обществом через органы государственной власти и местного самоуправления. Светское образование организуется и проводится в соответствии с нормами и требованиями государственных образовательных стандартов, с учетом разнообразия мировоззренческих подходов (п. 4 статьи 14 «Общие требования к содержанию образования» Закона РФ «Об образовании»), и сопровождается констатацией достижения обучаемым установленных образовательных уровней (образовательных цензов), что удостоверяется соответствующим документом.

Основные типы современного светского образования - дошкольное образование, общее образование, профессиональное образование по различным направлениям и специальностям, востребованным в обществе. Учредителями образовательных учреждений, реализующих одну или несколько светских образовательных про грамм и (или) обеспечивающих обучение, воспитание учащихся, выступают органы государственной власти и местного самоуправления (государственное и муниципальное образование), организации всех форм собственности и их объединения, частные лица, общественные и религиозные организации - Русской Православной Церкви, мусульманских, буддийских, иудаистских и других зарегистрированных в официальном порядке религиозных объединений.

Организации религиозных конфессий в учрежденных или созданных с их участием образовательных учреждениях реализуют светские образовательные программы различного типа, уровня и направленности в соответствии с государственными образовательными стандартами, а также программы религиозного образования в соответствии с принятыми в этих учреждениях образовательными программами в той их части, которая относится к компетенции образовательного учреждения. Реализация в таких образовательных учреждениях светского содержания образования в соответствии с государственными образовательными стандартами обеспечивается государством и соответствующим образом проверяется, контролируется (лицензирование, аккредитация).

Наряду с такими образовательными учреждениями существуют особые образовательные учреждения религиозных конфессий – духовные школы в Русской Православной Церкви (духовные академии, семинарии, училища), училища служителей культа в других религиозных конфессиях, где осуществляется профессиональная подготовка лиц, необходимых для отправления данного религиозного культа. Профессиональное религиозное (духовное) образование включает специальную подготовку, которая, будучи значимой для членов данной религиозной организации, последователей данной религии, не имеет общесоциальной значимости. Эта подготовка ориентирована на внутреннюю духовную жизнь религиозной общины, связанную с получением, как считают, например, православные верующие, особой поддержкой от Бога, особых духовных даров в Таинствах и обрядах, принятых в Церкви. В исламе или иудаизме эта специфика профессионального религиозного образования выражена в меньшей степени, но и там имеется некоторая область внутреннего религиозного опыта, культовой практики, наставничества, особых взаимоотношений религиозного руководителя и рядовых последователей и т.п., которая осваивается учащимися в иных условиях, нежели светские образовательные программы, и не регулируется государственными образовательными стандартами по ряду пара метров. Прежде всего - в отношении содержания образования и условий его получения (порядок зачисления учащихся, выбор форм обучения, права участников образовательного процесса и т.д.). В тоже время образование в духовных школах не исчерпывается подготовкой, необходимой исключительно для отправления религиозного культа, о чем будет специально сказано ниже.

Таким образом, очевидно, что религиозное образование в целом шире собственно профессионального религиозного (духовного) образования. Но как оно соотносится со светским образованием? Выделим три качественных признака образовательной деятельности в обществе в связи с изучением религии, которые помогут нам уяснить содержание понятия «религиозное образование»:

1) организационно-правовая принадлежность образовательной деятельности - образовательного учреждения, образовательной практики в любой другой форме к той или иной религиозной организации (конфессии);

3) мировоззренческая религиозная основа образовательной деятельности, учебного или воспитательного процесса.

Религиозное образование по организационной принадлежности осуществляется в организациях и учреждениях Русской Православной Церкви (церковное образование), в исламских, буддийских, иудаистских и др. религиозных организациях и учреждениях, т.е. тех, которые учреждены религиозными организациями самостоятельно либо совместно с другими учредителями, признаны или контролируются ими каким-либо образом. Религиозное образование по содержанию осуществляется с целью повышения объема, уровня и качества знаний человека о той или иной религии, религиозной культуре. Оно реализуется в обществе в организациях и учреждениях системы образования религиозных конфессий, в семье, в средствах массовой информации, учреждениях культуры, в образовательной деятельности других социальных институтов, учреждений и частных лиц, в том числе и в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в соответствии с их образовательными программами, учебными планами, программами учебных курсов и дисциплин.

Религиозное образование по мировоззренческому основанию осуществляется на мировоззренческой, духовно-нравственной основе той или иной религии, опирается на сложившееся в данной религиозной традиции мировоззрение и уклад жизни. Оно реалиизуется в организациях и учреждениях системы Образования религиозных конфессий при изучении всех учебных дисциплин, в семье, в средствах массовой информации, учреждениях культуры, в образовательной деятельности других социальных институтов, учреждений и частных лиц, в том числе и в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Определяющий фактор - право свободного выбора, предоставляемое учащимся и (или) их родителям (законным представителям) при условии выполнения основной образовательной программы учреждения и соблюдения законных прав и интересов всех участников образовательного процесса. Право на получение светского образования в соответствии с убеждениями, принятыми в семье, в том числе и религиозными, зафиксировано как в признанном нашим государством международном законодательстве, так и в российском. Например, в Законе РФ «Об образовании» оно оговаривается необходимостью учитывать в содержании образования разнообразие мировоззренческих подходов и способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений в обучении (п. 4 ст. 14).

Важно отметить, что любое религиозное образование, в том числе и духовное (профессиональное религиозное образование), по существу не является частью религиозного культа, не предусматривает обязательного проведения религиозных ритуалов, обрядов в образовательных учреждениях или в процессе обучения. Даже так называемое «обучение религии» (неудачный термин, использованный в Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях»), т.е. обучение участию в культовой деятельности, церковной жизни, остается именно обучением, а не собственно религиозной жизнью личности.

Систематизация всех этих разновидностей религиозного образования с учетом реальной практики позволяет выделить две основные области религиозного образования

1. Связанная с изучением религии, не имеющим общесоциальной значимости и поэтому не требующим государственной стандартизации.

Сюда относятся:

а) специальная подготовка в учреждениях профессионального религиозного образования {духовных школах и т.п.) служителей религиозного культа - священнослужителей, церковнослужителей, мулл, раввинов и др., в части знаний, необходимых для отправления религиозного культа;

б) образовательная подготовка в области знаний о религии любых лиц по их свободному желанию для:

приобщения к религиозной организации (в православии - катехизация лиц, ищущих воцерковления, стремящихся приобщиться к Церкви);

расширения и углубления человеком своих знаний о религии в связи с религиозными целями в жизни личности (достижение спасения души, «чистоты», приобретение божественных свойств и качеств и т.п.).

2. Связанная с изучением религии, имеющим общесоциальную значимость и потому требующим государственной стандартизации, регламентации и контроля. В соответствии с выделенными выше тремя качественными признаками образовательной деятельности в обществе в связи с изучением религии, это:

а) изучение религии в образовательных учреждениях разных типов и организационно-правовых форм (ст. 12 «Образовательные учреждения» Закона РФ «Об образовании»), в том числе в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, в соответствии с государственными образовательными стандартами, образовательными программами, учебными планами, программами учебных курсов и дисциплин; например - изучение религии в курсах по выбору учащихся и (или) их родителей в дошкольных учреждениях, средней школе, учреждениях дополнительного образования, а также в учреждениях профессионального образования (специальность «Теология»);

б) реализация в образовательных учреждениях разных типов и организационно правовых форм образовательных программ разного типа, уровня и направленности (ст. 9 «Образовательные программы» Закона РФ «Об образовании») в соответствии с государственными образовательными стандартами на религиозно-мировоззренческой основе по свободному выбору учащихся и (или) их родителей с учетом законных прав и интересов всех участников образовательного процесса;

в) реализация в образовательных учреждениях разных типов и организационно правовых форм образовательных программ разного типа, уровня и направленности в соответствии с государственными образовательными стандартами при участии религиозной организации в любой форме: учредительство образовательного учреждения, совместное учредительство (ст. 1 «Учредитель (учредители) образовательного учреждения» Закона РФ «Об образовании») контроль над содержанием и методикой преподавания, участие в подготовке и аттестации педагогических кадров, конфессиональная экспертиза содержания образования и др.

Все это образование, являясь религиозным по тому или иному из выделенных выше трех признаков (содержание образования, мировоззренческая основа, организационная принадлежность), одновременно является светским образованием, регламентируется (полностью или совместно с религиозными организациями) государственными и муниципальными органами управления образованием, обеспечивается (полностью или частично) из государственных источников, бюджетов разного уровня - федерального, регионального, местного, К этой же области религиозного образования можно отнести и большую часть содержания образования в духовных школах (учреждениях профессионального религиозного образования), за исключением образовательной подготовки учащихся части знаний, необходимых собственно для отправления религиозного культа. Все остальное - изучение истории, этики, материальной культуры, религиозных традиций, языков, религиозной, исторической и научной литературы и т.п., представляет ценность для всего общества и может регулироваться государственными стандартами общего иди профессионального образования.

Очевидно, что любое религиозное образование должно осуществляться при участии (непосредственном или опосредованном) соответствующей религиозной организации. Это необходимо для обеспечения идентичности как в части собственно содержания знаний о конкретной религии, соответствии их первоисточнику, неискаженного и полного представления всех сторон истории, культуры, образа жизни в данной религиозной традиции, так и для обеспечения преподавания любых знании на определенной религиозной мировоззренческой основе. Такое участие может заключаться в прямом контроле религиозных организаций за содержанием образования в школах, вузах и т.д., учрежденных ими непосредственно или совместно с другими учредителями или в форме конфессиональной экспертизы квалификации педагогических кадров, учебных программ, учебников, пособий и др., используемых в любых других образовательных учреждениях. Например, в Русской Православной Церкви такая конфессиональная экспертиза проводится в уполномоченных на то организациях (Учебный комитет, синодальный Отдел религиозного образования и катехизации, епархиальные Отделы религиозного о6разования и др.).

Таким образом, ведущим критерием принадлежности образовательной деятельности по изучению религии к области религиозного образования является взаимодействие с соответствующей религиозной организацией . Если такое взаимодействие установлено и зафиксировано в нормативно-правовых документах, то изучение религии в любом образовательном учреждении, в том числе в государственном и муниципальном, можно считать формой религиозного образования. Это соответствует и мировой практике.

Религиоведением можно было бы назвать любое изучение религии, с любых позиций, но в настоящее время дело обстоит так, что у нас религиоведческое образование составляет изучение религии с позиций науки и различных направлений в философии, проводимое без связи и взаимодействия с религиозными организациями. Именно такое религиоведческое образование является у нас на сегодняшний день основным, наиболее развитым светским образованием в области изучения религии, религиозной культуры, ориентированным на все общество.

Его основные формы составляют:

1) изучение религии в высших учебных заведениях всех организационно-правовых форм в соответствии с государственными образовательными стандартами профессионального образования (специальность «Религиоведение»);

2) изучение религии в общеобразовательной школе в соответствии с государственными стандартами общего среднего образования, образовательными программами, учебными планами, программами учебных курсов и дисциплин, в том числе преподавание религиоведческих учебных курсов по выбору учащихся и (или) родителей типа «Религиоведение», «История религии», «Религии мира» и т.п.

Современное российское религиоведение и соответствующее религиоведческое образование отличает мировоззренческое разнообразие. Но важно уточнить: все религиозные организации, в том числе Русская Православная Церковь, в настоящее время не имеют какой-либо реальной возможности влиять на его содержание и практику преподавания. В результате это содержание формируется, в основном, неверующими людьми, придерживающимися того или иного мировоззрения нерелигиозного типа и даже атеистами, что зачастую превращает современное религиоведческое образование в форму пропаганды религиозного индифферентизма или атеизма. Атеистическое также можно считать вполне законным, если не допускаются оскорбления религиозных чувств верующих и пропаганда неполноценности граждан по признаку их отношения к религии.

Общей методологической основой религиоведческого образования и, соответственно, главным отличием от религиозного образования и, соответственно, главным отличием от религиозного образования, как правило, декларируются: научность (объективность) и мировоззренческая беспристрастность. Говорится о том, что в изложении сведений о религии и религиозных объединениях религиоведческое образование опирается исключительно на принципы научности и не преследует цели выработки у учащихся определенного отношения к религии (в целом к любой конкретной конфессии).

В реальной действительности эти условия соблюдаются далеко не всегда, нуждаются в уточнении, а то и не могут быть соблюдены в принципе. Так, научность, понимаемая как учет научных данных о религии, не может служить критерием отличия религиоведческого образования от религиозного образования, поскольку не является исключительной прерогативой философского религиоведения. В религиозном образовании тоже учитываются научно доказанные факты, бесспорные выводы научных исследований религии. Конечно, в той мере, в какой научные методы вообще применимы к изучению религиозной стороны в жизни личности и общества и не противоречат мировоззренческим принципам той или иной религии. Точно так рассмотрение религий с позиций того или иного направления в философии не исчерпывается изложением научных фактов, но включает их теоретические интерпретации и обобщения с позиций данного философского направления.

Таким образом, вторая часть в слове «религиоведение» - «ведение» - указывает не только на изучение, знакомство с фактическими данными о религии в целом и конкретных религиозных традициях, организациях, но и на разные мировоззренческие установки, различное аксиологическое происхождение того или иного взгляда на религию. В современной российской практике это преимущественно философские «объяснения» религии, оценка истории и культуры религий с позиций разных направлений и школ в философии, социологии, исторической науке. Но если вспомнить и о религиозном образовании, то можно утверждать, что в целом практику изучения религии в обществе, прежде всего в системе образования, составляют:

1) изучение религии методами науки и соответствующее образование - собственно научное религиоведение как совокупность фактов, наблюдений, научных обобщений, относимых к религии в целом, отдельным религиям, религиозным объединениям в прошлом и современности в социологии, истории, археологии, этнографии, социальной географии и т.д. (часть образования в области соответствующих научных дисциплин);

2) философское религиоведение , философская критика религии (философии религии) - объяснение происхождения, раз вития и особенностей религии в целом и разных религиозных традиций с позиций философских мировоззрений, концепций, теорий с целью обоснования этих мировоззрений, концепций, теорий и распространения их в обществе (часть философского образования);

3) «религиозное религиоведение» , религиозное образование разной конфессиональной принадлежности - изучение религии, религиозной культуры с целью повышения уровня знаний о религиозном мировоззрении и культуре данного типа или приобщения к данной религиозной традиции в той или иной форме, включая апологетические объяснения всех других религий с позиций мировоззрения и культуры данной религиозной конфессии, проводимое с участием организаций религиозных конфессий.

Очевидно, что все эти виды изучения религии и соответствующей образовательной деятельности преследуют особенные цели, каждая из которых значима для общества в целом или какой-то его части и потому все они имеют право на существование. Но, по понятным причинам, в начале 1990-х гг. в нашей стране не было и не могло быть достаточного числа кадров специалистов в области религиозного образования (богословия, теологии). Объективные, идеологически не обусловленные научные исследования религии в советское время также практически не велись. Поэтому именно философское религиоведение стало претендовать на то, чтобы давать знания о религии не только от имени науки, но и от имени религиозных конфессий, зачастую препятствуя при этом выходу религиозного образования в общество из установленной ему некогда атеистическим государством жесткой социальной «резервации».

В прошедшие годы эта ситуация постепенно менялась, с трудом преодолевая не только вполне понятную социально-историческую инерцию, но и прямое сопротивление конкурентов на мировоззренческом поле. В государственных вузах появилась специальность «Теология», религиоведческие учебные пособия для массовой школы постепенно все более освобождались от философской критики религии и наполнялись научным содержанием, материалами культурологического характера. Но процесс восстановления необходимой полноты в мировоззренческом разнообразии подходов к изучению религии в системе образования еще не завершен.