Что писать в объекте исследования. Объект и предмет исследования: примеры и определение понятий
Курсовая работа сама по себе достаточно сложный научный проект, который предполагает не только изложение теоретических основ, но и решение практических задач.
Однако, прежде, чем приступить к написанию работы, нужно будет определиться не только с темой, но и иметь четкое представление, что такое объект и предмет. Именно на основе этих положений будет проходить выполнение курсовой работы. Эти понятия указываются в введение курсовой .
Итак, что является предметом и объектом курсовой работы.
Для того, чтобы легче было понять, в чем разница между объектом и предметом исследования, можно провести параллели с особенностями студенческой жизни. Сама студенческая жизнь будет объектом, а вот ее составляющие, например, поход в кафе, содержание лекций, уже предметом. Если теперь вернутся к курсовой работе, то, чтобы понять разницу стоит присмотреться к формулировке темы и проблемы.
Если речь идет о написании курсовой работы по психологической специальности, то объектом часто выступает то, что содержит какое-либо противоречие или проблемную ситуацию, требующую решения. Это могут всевозможные психологические явления, например, отношения, процессы, состояния, свойства. А вот при формулировке предмета уже нужно будет указать, в отношении кого или чего эти процессы и характеристики будут исследоваться. Например, можно будет отметить возрастную группу испытуемых, их профессию или любой другой выделяющих их признак. Предмет обычно конкретизирует и сужают ту сферу, к которой относится объект. Между собой эти два понятия соотносятся, как общее и частное. Объект всегда будет охватывать более широкую область изучения, но формулируется предельно кратко и лаконично. Предмет, наоборот, описывается расширенно, но касается индивидуальных случаев или определенной категории, отличающих ее свойств или характеристик.
Очень часто случается, что студент не может сам справиться не только с обозначением основных моментов курсовой, но и с ее написанием. Причин тому может быть множество, но какими бы они не были, сдать работу нужно будет в положенный срок. Если вам задали курсовую, а вы не знаете даже, с чего начать или, наоборот, она требуется вам срочно, стоит ли и дальше тянуть время? Разумнее воспользоваться помощью опытных специалистов и заказать качественную курсовую . Мы всегда вам поможем!
Пример объекта и предмета курсовой работы по праву.
Предмет исследования – дозволения и запреты в деятельности средств массовой информации при проведении предвыборной агитации.
Цель исследования заключается в изучении законодательных дозволений и запретов в деятельности средств массовой информации при проведении предвыборной агитации.
Пример предмета и объекта курсовой по психологии с практикой.
Объект исследования: дети младшего школьного возраста 9-10 лет.
Предмет исследования: познавательные способности детей младшего школьного возраста, а именно мышление, внимание и память.
Пример объекта и предмета курсовой работы по экономике.
Объектом исследования является персонал предприятия.
Предметом исследования являются механизмы, методы и технологии организации стимулирования персонала предприятий.
Пример по философии.
Предмет исследования – социально-философский анализ содержания и особенностей, тенденций и форм проявления молодежной культуры.
Цель исследования – рассмотреть молодежную культуру на базе ее социально-философского исследования сущности.
Объект науки - определенная область реальности (природной или социальной), на которую направлен процесс научного познания...
Предмет науки - наиболее значимые свойства, стороны, характеристики, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению или познание которых особенно важно для решения той или иной проблемы (теоретической или практической).
Разделение объекта и предмета в науке имеет принципиальное значение. Так, например, население Земли является объектом изучения многих наук – тут и психология, и политология, и география, и демография, и языкознание, однако, например, для демографии предметом является воспроизводство населения – остальное же изучается только опосредованно, в случае, если оно влияет на воспроизводство. Итак, разделение предмет – объект позволяет при помощи разных наук изучать одну и ту же часть реального мира.
Пример: предмет исследования - кожа, объект исследования - человек.
Предмет – это то, что исследуется, а объект – это то, у кого (чего) исследуется.
Объект исследования - это то или что исследуется, а предмет - то, что конкретно исследуется в данном объекте. Например, - тема: "Особенности физического развития детей 5-летнего возраста". Объект исследования - дети 5-летноего возраста, предмет – физическое развитие.
Объект исследования может изучаться под различными углами зрения. Разработка программы исследования как раз и направлена на фиксацию определенного угла зрения, под которым может рассматриваться объект. При выполнении конкретной научной работы выделяют определенные стороны, свойства, характеристики, особенности объекта, которые представляют интерес в плане изучения данной проблемы. Иными словами, выделяется предмет исследования.
Предмет исследования - эта та сторона, тот аспект, та точка зрения, с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом наиболее существенные (с точки зрения исследователя) признаки объекта. Предмет исследования - наиболее значимые с теоретической или практической точки зрения свойства, стороны, особенности, характеристики, проявления объекта, подлежащие изучению. В одном объекте можно выделить несколько предметов исследования, в зависимости от научно-познавательных и практических целей.
Человек - объект. Для психолога предмет - это его поведение, Для врача - физиологическое состояние, а для патологоанатома - предмет уже совершенно другой, хотя человек может быть и тот же самый, просто врач не справился.
Предмет чаще всего совпадает с темой, либо они очень близки по звучанию (при условии, что название темы соответствует содержанию работы).
Предметом исследования могут выступать:
· прогнозирование чего-либо;
· совершенствование или развитие сестринского процесса;
· формы и методы деятельности медсестры;
· диагностика какого-либо процесса (заболевания);
· пути, средства, факторы, условия совершенствования ухода за пациентом;
· характер психологических требований и взаимодействий между медперсоналом и пациентами;
· особенности и тенденции развития науки и практики;
· особенности и тенденции развития взаимоотношений между участниками лечебно-диагностической деятельности или сестринского процесса.
Из всего вышесказанного следует, что объектом выступает то, что исследуется, а предметом - то, что в этом объекте получает научное объяснение. Именно предмет исследования определяет тему исследования.
Например:
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: студенты I курса Ижевского медицинского колледжа.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: рацион питания студентов.
ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ: Изучение рациона питания студентов Ижевского медицинского колледжа.
Гипотеза исследования. Гипотеза исследования – предположительный ответ на возникающий вопрос, разработанный на основе всестороннего изучения теории и практики состояния проблемы. Это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-то процессов или явлений, методами экспериментального исследования. Различают научные и статистические гипотезы. Научные гипотезы формулируются как предполагаемое решение проблемы. Статистическая гипотеза - это утверждение в отношении неизвестного параметра, сформированное на языке математической статистики (гипотеза о различии или гипотеза о сходстве).
Для курсовой работы, как правило, характерно выдвижение статистической гипотезы, а для ВКР - научной.
Например, статистическая гипотеза будет звучать так:
В современном мире увеличилось количество людей с патологией желудочно-кишечного тракта. Приоритетной проблемой гастроэнтерологической патологии является абдоминальная боль.
Длительная работа за компьютером утомляет глаза и снижает остроту зрения в большей степени у студентов с нарушением зрения.
Например, научная гипотеза будет звучать так:
включение в реабилитационный процесс (таких-то) методов и приемов будет способствовать ....
формирование ценностных ориентаций медсестёр возможно при условии ....
Гипотеза – форма теоретического знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве. Она носит вероятностный, а не достоверный характер. В исследовательской работе могут быть несколько гипотез одновременно.
Обычно выделяются следующие типы гипотез:
Сравнительные:
- * и * имеют сходство по следующим признакам***:
И * отличаются по признакам***:
Аналитические:
Имеют следующую структуру*:
Наиболее важными показателями (характеристиками. формами, следствиями, причинами, аспектами, ценностями и т. д.) *являются ***
- *устроено так*.
Дедуктивные:
Характерной особенностью заболеваемости * начала 21 века является*.
Наблюдаемый феномен * является частным случаем
- *не является*
Специфика проявления * в * заключается в* .
- * представляет собой частный случай*.
Классификационные:
- Изучаемые явления имеют следующую типологию: *.
Ряд исследуемых фактов (феноменов) укладывается в следующую схему (родо-видовую классификацию): * .
Основанием для классификации данных явлений служит.
Задачи связи и отношения:
- *связано (связан, связаны, связана) с * .
Влияние * на * опосредовано (происходит через*).
- * влияет на * таким образом: * (вариант: * зависит от*).
- Некоторые * имеют (не имеют) отношение к *.
Причинно-следственные (как частный случай предыдущего):
- Если применить * и *, то получим *.
- * поведение * являетсяследствием влияния *.
Замена * на * приведет к *.
- * влияет на *. - * обусловлено действием *.- Влияние* на * происходит опосредованно, через фактор *.
Оценочные:
- Использование аппарата * вместо аппарата * в диагностике заболевания * позволит повысить эффективность лечения.
Использование аппарата * вместо аппарата * для измерения * в условиях * позволит точнее производить диагностику *,
Данное описание более полное (актуальное, надежное, научное и т.д.), чем *
- * должно (не должно) быть * (или не *).
- * эффективно для * в условиях *.
Преимущество * перед * состоит в том, что *.
Алгоритмические:
- Последовательность манипуляций должна строиться так: *.
Программа обработки данных * должна включать в себя *.
Есть необходимость изменить алгоритм так: *.
Введение в технологию (алгоритм) предлагаемой манипуляции (действия, средства) * позволит изменить результат в требуемую сторону.
Системные:
- Структурными единицами (составными частями) * являются *.
- * будет развиваться (двигаться, строиться) в направлении *.
Системообразующим элементом в изучаемом процессе будет *.
Индуктивные (обобщения):
- Механизм (принцип действия) * устроен так: *.
Выявленные признаки (факторы, элементы, аспекты и т.д.) укладываются в следующую закономерность *.
На основании полученных данных (на основании анализа проблемы) можно утверждать,
- Все * являются *. .
Технологические:
Для получения требуемого результата * использовать лучше, чем *.
Технология * может строиться так: *.
Технология * должна включать в себя * (это м.б. инструмент или средство, этап, действие, операция и т.д.).
Технология * не соответствует условиям (требованиям, представлениям и т.д.).
К гипотезе предъявляются следующие основные требования: а) гипотеза не должна содержать, понятий, которые не уточнены; б) должна быть проверяема при помощи имеющихся методик: в) она должна быть сформулирована на четком грамотном языке; г) соответствовать предмету исследования так, чтобы истинность, выдвинутого в ней предположения не была очевидна; д) обоснована предшествующими знаниями, вытекать из них.
Так в исследовательской работе на тему «Донорство: история и современность» можно дать такую формулировку гипотезы»: Дальнейшее развитие донорства в современных условиях на территории Кировской области возможно только в том случае, если законодательство закрепит более широкие конкретные социальные льготы донорам.
Обычно в ходе исследования гипотеза должна проверяться. Что значит проверить гипотезу? Это значит проверить те следствия, которые логически из нее вытекают. В результате проверки гипотезы подтверждают или опровергают. Проверка выдвинутой гипотезы может проходить разными путями. Так для проверки гипотезы о развитии донорства необходимо проведение социологического опроса, в ходе которого большинство опрашиваемых высказались бы за расширение социальных льгот.
В ходе доказательства выдвинутых гипотез одни из них становятся истинной теорией, другие видоизменяются, уточняются и конкретизируются, третьи отбрасываются, превращаются в заблуждения, если проверка даст отрицательный результат. Выдвижение новой гипотезы, как правило, опирается на результаты проверки старой, даже в том случае, если эти результаты были отрицательными.
Для того чтобы проверить, правильно ли определены основные характеристики исследования, постарайтесь ответить на следующие вопросы:
Характеристики исследования | Вопросы для проверки характеристик |
ПРОБЛЕМА | Что надо изучить из того, что ранее не было изучено? |
ТЕМА | Как это назвать? |
АКТУАЛЬНОСТЬ | Почему данную проблему нужно изучать в настоящее время? |
ЦЕЛЬ | Какой результат исследователь намерен получить, каким он его видит? |
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ | Что рассматривается? |
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ | Как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты, функции раскрывает данное исследование? |
ГИПОТЕЗА | Что не очевидно в объекте, что исследователь видит в нем такого, чего не замечают другие? |
ЗАДАЧИ | Что нужно сделать, чтобы цель была достигнута? |
Методы исследования . После выдвижения рабочей гипотезы необходимо определить методы исследования, которые будут способствовать подтверждению или опровержению выдвинутой гипотезы. Методы исследования включают в себя теоретические, эмпирические и методы математической обработки данных.
· Теоретические методы исследования: анализ источников научной информации (монографий, избранных трудов, статей, авторефератов, учебных пособий, учебников и т.д.), обобщение, сравнение, классификация, систематизация, схематизация, проектирование, моделирование и др.
· Эмпирические методы исследования: наблюдение, анкетирование, интервью, экспертные оценки, тестирование, психолого-педагогический эксперимент, опрос, анализ продуктов деятельности и т.д.
· Методы математической обработки данных , при помощи которых проводится количественная обработка полученных результатов исследования.
Методы исследования во введении просто перечисляются.
Например:
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, схематизация, анкетирование.
Метод исследования - это способ достижения цели исследования. Методы исследования делятся на теоретические (сравнение, моделирование, классификация, систематизация) и эмпирические (изучение и анализ литературы, наблюдение, социологический опрос, тестирование, мониторинг, анкетирование, интервью).
Наблюдение - целенаправленное восприятие какого-либо явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. При этом ведутся записи (протоколы) наблюдений. Наблюдение проводится обычно по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения. Можно выделить следующие этапы наблюдения:
Определение задач и цели (для чего, с какой целью ведется наблюдение);
Выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать);
Выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающий сбор необходимой информации (как наблюдать);
Выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи);
Обработка и интерпретация полученной информации (каков результат).
Различают наблюдение включенное, когда исследователь становится членом той группы, в которой ведется наблюдение, и невключенное - "со стороны"; открытое и скрытое (инкогнито); сплошное и выборочное.
Наблюдение - это очень доступный метод, но он имеет свои недостатки, связанные с тем, что на результаты наблюдения оказывают влияние личностные особенности (установки, интересы, психические состояния) исследователя.
Методы опроса - беседа, интервью, анкетирование. Беседа - самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Она ведется в свободной форме без записи ответов собеседника. Разновидностью беседы является интервьюирование. При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто.
Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы. Беседу и интервью называют опросом "лицом к лицу", анкетирование - заочным опросом.
Результативность беседы, интервьюирования и анкетирования во многом зависит от содержания и структуры задаваемых вопросов. План беседы, интервью и анкета - это перечень вопросов (вопросник). Разработка вопросника предполагает определение характера информации, которую необходимо получить; формулирование приблизительного ряда вопросов, которые должны быть заданы; составление первого плана вопросника и его предварительная проверка путем пробного исследования; исправление вопросника и окончательное его редактирование.
Особую роль в исследованиях играет эксперимент - специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его эффективности.
Собственно эксперимент - проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций.
Трудности экспериментального метода состоят в том, что необходимо в совершенстве владеть техникой его проведения.
Перечисленные методы еще называют методами эмпирического познания. Они служат средством сбора научных фактов, которые подвергаются теоретическому анализу. Поэтому и
выделяется специальная группа методов теоретического исследования.
Теоретический анализ - это выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств явлений. Анализируя отдельные факты, группируя, систематизируя их, мы выявляем в них общее и особенное, устанавливаем общий принцип или правило. Анализ сопровождается синтезом , он помогает проникнуть в сущность изучаемых явлений.
Индуктивные и дедуктивные методы - это логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный - от общего суждения к частному выводу.
Теоретические методы необходимы для определения проблем, формулирования гипотез и для оценки собранных фактов. Теоретические методы связаны с изучением литературы: трудов классиков; общих и специальных работ; исторических документов; периодической печати и др.
Изучение литературы дает возможность узнать, какие стороны и проблемы уже достаточно хорошо изучены, по каким ведутся научные дискуссии, что устарело, а какие вопросы еще не решены. Работа с литературой предполагает использование таких методов, как составление библиографии - перечня источников, отобранных для работы в связи с исследуемой проблемой; реферирование - сжатое переложение основного содержания одной или нескольких работ по общей тематике; конспектирование - ведение более детальных записей, основу которых составляет выделение главных идей и положений работы; аннотирование - краткая запись общего содержания книги или статьи; цитирование - дословная запись выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в литературном источнике.
Математические и статистические методы применяются для обработки полученных данных методами опроса и эксперимента, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений. Наиболее распространенными из математических методов являются регистрация, ранжирование, шкалирование . С помощью статистических методов определяются средние величины полученных показателей: среднее арифметическое ; медиана - показатель середины; степень рассеивания - дисперсия, или среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации и др. Для проведения этих подсчетов имеются соответствующие формулы, применяются справочные таблицы. Результаты, обработанные с помощью этих методов, позволяют показать количественную зависимость в виде графиков, диаграмм, таблиц.
Итак, К эмпирическим методам можно отнести:
метод наблюдения, базирующийся на фиксации и регистрации параметров и показателей свойств изучаемого объекта исследования;
метод измерения, позволяющий дать определенными единицами измерения численную оценку исследуемого свойства объекта;
метод сравнения, позволяющий определить различия или общность исследуемого объекта с аналогом (эталоном, образцом и т.п. - в зависимости от цели исследования);
метод эксперимента, основанный на исследовании изучаемого объекта в искусственно созданных для него условиях. Условия могут натурные или моделированные. Данный метод предполагает, как правило, использование ряда других методов исследования, в том числе методов наблюдения, измерения и сравнения.
Теоретико-эмпирические методы исследования могут включать:
метод абстрагирования, основанный на мысленном отвлечении от несущественных свойств исследуемого объекта и изучение в дальнейшем наиболее важных его сторон на модели (замещающей реальный объект исследования);
метод анализа и синтеза, основанный на использовании при исследовании различных способов расчленения изучаемого объекта на элементы, отношения (анализ) и соединения в единое целое отдельных его элементов (синтез). Например, применительно к исследованию процессов в СУ анализ позволяет подразделить его на операции, выявить в нем связи и отношения, а синтез дает возможность соединить все операции, связи и отношения и составить технологическую схему;
метод индукции и дедукции, основанный на получении результатов исследования на базе процесса познания от частного к общему (индукция) и от общего к частному (дедукция);
метод моделирования, использующий при исследовании объекта его модели, отражающие структуру, связи, отношения и т.п. Результаты исследования моделей интерпретируются на реальный объект.
Практическая значимость курсовой работы. Оценка результатов исследования по этому параметру указывает на изменения, которые произошли или могут быть достигнуты в результате внедрения полученных результатов в практику, в лечебно-диагностический процесс, сестринский процесс и т.д.
В данной части введения необходимо отметить, где была использована ваша работа и (или) где может быть использована, для какого контингента читателей будет интересна.
Примеры научного аппарата курсовой работы:
1. Тема: «Особенности восстановительного процесса в послеоперационный период у пациентов с различными типами восприятия своей болезни».
Цель : выявить особенности процесса выздоровления в послеоперационный период хирургических больных с различными типами восприятия своей болезни.
Объект : больные хирургического отделения Северной городской клинической больницы г. Кирова с различными типами восприятия своей болезни в количестве 90 чел.
Предмет : Процесс выздоровления хирургических больных в послеоперационный период.
Задачи :
1. Изучить типы восприятия своей болезни у послеоперационных больных.
2. Провести анализ информации по проблеме особенностей процесса выздоровления послеоперационных больных с различным восприятием своей болезни.
3. Провести мониторинг выздоровления пациентов с различными типами восприятия своей болезни Северной городской клинической больницы г. Кирова.
Методы: анализ литературных источников, наблюдение, беседа, тестирование, анализ амбулаторных карт, математическая обработка результатов.
Гипотеза : при адаптивных вариантах восприятия болезни восстановление организма в послеоперационный период будет проходить легче и быстрее, а при дезадаптивных и интерпсихических вариантах более длительное время сохраняются болезненные симптомы и психическое напряжение.
Общее понятие объекта и предмета исследования и разницы между ними
Особо важными компонентами исследовательской работы можно считать объект и предмет исследования. Сегодня можно обнаружить большое количество самых различных аспектов для описания данных понятий.
Например, В. Даль в своем Толковом словаре объясняет понятие объекта и предмета следующим образом:
Несколько отличное определение указанных научных понятий предлагает С. И. Ожегов:
Объект. 1. То, что существует вне нас и независимо от нашего сознания, внешний мир, материальная действительность. 2. Явление, предмет, на который направлена какая-нибудь деятельность. Объект изучения».
Предмет. 1. Всякое материальное явление, вещь. 2. То, на что направлена мысль, что составляет его содержание или на что направлено какое-то действие».
Подводя итог, можно составить рабочее описание понятий «объект» и «предмет исследования».
Определение 1
Объект - это процесс или действия, вызывающие проблематичные условия и взятые исследователем для анализа. Объект - это та часть научного познания, которую исследователь изучает.
Объекты изучения могут быть:
- материальными;
- нематериальными.
Их самостоятельность выражается не в том, что они предстают как обязательно вещественные или энергетические образования (они могут быть и изображением психической жизни, духовной культуры), а в том, что они абсолютно не зависят от того, знают ли о них люди. Необходимо разделять действующие (или реальные) и допустимые объекты исследования.
Реальными объектами исследования можно назвать все вещи, предметы, свойства и отношения, которые включены в человеческую деятельность, в культуру того или иного народа.
Потенциальные объекты исследования, наоборот, события, еще не включенные в культуру, познания о которых неопределенны и неточные, показывают не природу существующей реальности как таковой, но такие очертания её вероятного существования, вероятность которых предполагается уже скопленными знаниями и культурой. Вследствие этого, вместе с реальными объектами появляется мир виртуальных объектов. Ему принадлежат все те объекты, которые в итоге составляют духовную культуру человека.
Предмет исследования - это та часть вопроса, анализируя которую, мы узнаем целостность объекта, отделяя его основные, наиболее значимые особенности.
Это очень четко раскрывается при изучении существующих в конкретной сфере систематизации наук. Можно отметить, что некоторые научные дисциплины (а также отдельные учебные предметы среднего и высшего образования) занимаются исследованием отдельных «срезов» анализируемых объектов.
Предмет исследования должен всегда соответствовать определению темы или быть максимально приближенным к нему.
Объект и предмет исследования как научные категории можно сравнивать как нечто общее и частное.
Желательно обратить внимание, что объект и предмет исследования, так же, как и его цели и задачи, находятся в зависимости от темы, но и от плана исследователя.
Разница между объектом и предметом исследования
Изучение предмета и объекта исследования, а также в чем разница между ними является гносеологической проблемой. Появляется эта проблема всегда там, где по каким-то причинам прекращает свою работу методологический запрос на использование строго достоверных понятий, и всегда там, где объект науки, к с которой связанна данная работа, еще не отделен и не доказан.
Разница между объектом и предметом исследования появилась в связи с изучениями в такой сфере как гносеология. Постигая объективный мир, те или иные его аспекты, человек разрабатывает объективные познания об окружающей действительности. Каждый следующий исследователь, перед тем, как начать анализировать некоторые практические объекта, должен проработать уже существующие в обществе совокупность познаний, изображающих этот объект. В таком случае совместность знаний является предметом исследования.
Определяя соответствие и несоответствие между отдельно взятыми объектами существующего мира, человек практически отделяет различные объекты, обозначает их как предметы, как вероятные предметы для своей работы, для анализа. В данном случае предметы также являются объективной действительностью, так как их наличие не связано с деятельность человека.
В зависимости от человека находится только само действие отделение объект. Но, обозначив объект, человек делает из него предмет исследования. Это – характерная черта человека изменять объект - в предмет своей работы. Выделенные из объективной действительности, отдельно взятые объекты преобразуются в предметы деятельности человека, и каждый из этих объектов при подходящих обстоятельствах может обратиться в предмет какой-либо специфической науки.
Основным является объект исследования (более широкое понятие), второстепенным - предмет исследования, в котором выделяется отчетливое качество объекта исследования. Есть исследователи, которые не различают эти понятия и уравнивают предмет и объект исследования.
Определившись с предметом и объектом исследования, ученому следует выдать им общую оценку и в течение всей научной работы постоянно обращаться к ним, вырабатывая цели, задачи, методы, а самое главное конечные выводы по итогам исследовательской работы.
Чем отличается предмет исследования от объекта исследования?
- Я так понимаю - для наименования диссера (или уже автореферат подоспел?) требуется.
Для технарей так объясняю.
Правилом хорошего тона считается, когда в наименовании темы присутствует направленность работы (цель) , объект исследования (область научных изысканий) и предмет исследования (способ достижения цели) .Направленность: возможны варианты начала: Повышение (эффектив-ности, производительности, качества...) Решение (задачи, пробле-мы...) , Разработка Обеспечение, ..Оптимизация Обоснова-ние Интенсификация Управление...Для направленности работы плохо подходят такие слова как: "вопросы", "проблемы", "исследование", "изучение" и т. п. , поскольку непонятна цель работы, не определен ее конечный результат. Непонятно для чего проводилось изучение или чем закончилось исследование.
Объект исследования: возможные варианты начала: ...технологии...теории...проектирования...способа...процесса...методологии...качества...
Предмет исследования: возможные варианты начала: ...на основе...за счет...посредством...с использованием...путем.. .
P.S. Ни в коем случае не умаляю ценный ответ Александра Луковенкова. Просто подход другой. - Точно не знаю, но думаю что под предметом можно подразумевать что то неодушевлнное.А под обьектом наоборот одушевлнное.
- Элементарно Вань.
Пример: предмет исследования кожа
обьект исследования человек
Предмет- это то что исследуеться. а обьект -это то, у кого(чего) исследуется - Вы в универе никогда не учились что ли?)
- Василий Потлов,
kulay,
ваши представления не связаны с темой вопроса, абстрактные, "философские" размышления вне контекста здесь неуместны, а контекст был чтко определн - исследования.
Разница между понятиями "объект исследования" и "предмет исследования" есть, и она огромна.
Александр Луковенков выше дал исчерпывающий ответ на поставленный вопрос -
https://otvet.mail.ru/answer/36890107 - Предмет и объект - это слова синонимы. Нельзя представить предметом свойства объекта действительности, они принадлежат объекту, являются его признаком. И отделить предмет от объекта не возможно. Эти два термина обозначают одно и то же. Объект можно разделить на части, скажем, изучается ухо осла - ухо и предмет и объект. Можно писать и так и эдак. Дело другое понятие "явление". Это когда объект имеет разновидности. Скажем, объект вода. Чтобы е описать и отличать от других объектов действительности, нужно познать основной признак воды, е сущность. Когда сущность познана, тогда все е явления воды легко определяются и воду уже не перепутаешь с перекисью водорода. Вот задача: определить сущность воды и наверняка по названию сущности придтся называть воду, Это может быть со всем другое слово.
- Согласен с Василием. Объект (от лат. objectum предмет). Поэтому объект и предмет семантически одно и то же.
- образно говоря, объект - это подопытный кролик, а предмет - это те опыты, которые над ним собираются ставить.
- Классно и популярно все объяснили! Всем спасибо, мне тоже это пригодилось!
- Вс, что сказал Александр Луковенков, фактически можно засунуть в одну очень краткую формулировку:
"Предмет - это одна из сторон объекта."
А вот если задеть тему происхождения этих терминов, то тут я, скорее всего, соглашусь с критикующими. Семантически оба эти термина, вероятнее всего, имели идентичное значение (для многих даже до сих пор имеют, и не надо их за это попрекать, ибо я сам вхожу в их число), но наши научные работники и университетские преподаватели усердно пытаются эти термины оторвать друг от друга, зная же ведь при этом, что большинство с ними не согласно.
Почему я так заинтересовался - потому что я помню как в нашем универе преподы нас "душили" за незнание точных определений этих слов. Вернее не за "незнание", а за "несоответствие" знаний. Это очень важный момент, подумайте об этом! В любом случае, сколько бы они ни бились с якобы "незнающими" нами, а кофе вс равно средним родом стало!) - Субъект- этот тот кто совершает само действие
Объект- это на кого направлено действие
- Объект науки - определенная область реальности (природной или социальной) , на которую направлен процесс научного познания.. .
Предмет науки - наиболее значимые свойства, стороны, характеристики, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению или познание которых особенно важно для решения той или иной проблемы (теоретической или практической) .
В качестве примера разберем то, что предлагает уважаемый Rustem Zhetpisov. В его исследовании песок - это некоторая часть материального мира, на которую направлено наше исследование. Потому песок является не ПРЕДМЕТОМ, а ОБЪЕКТОМ исследования. Фильтрационные же характеристики - это как раз то свойство песка, которое представляется наиболее важным именно для данного исследования. Все остальные свойства песка должны рассматриваться в данном исследовании только в связи с влиянием их на фильтрационные свойства, те же свойства, которые не влияют на это, могут в исследовании опускаться. Стало быть, уважаемый Rustem Zhetpisov перепутал - песок - ОБЪЕКТ, а фильтрационные свойства - ПРЕДМЕТ исследования.
Разделение объекта и предмета в науке имеет принципиальное значение. Так, например, население Земли является объектом изучения многих наук - тут и психология, и политология, и география, и демография, и языкознание, однако, например, для демографии предметом является воспроизводство населения - остальное же изучается только опосредованно, в случае, если оно влияет на воспроизводство. Итак, разделение ПРЕДМЕТ-ОБЪЕКТ позволяет при помощи разных наук изучать одну и ту же часть реального мира. - В науке приняты следующие определения:
Объект это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и взятое исследователем для изучения. Предмет это то, что находится в рамках, в границах объекта. Объект это та часть научного знания, с которой исследователь имеет дело. Предмет исследования это тот аспект проблемы, исследуя который, мы познаем целостный объект, выделяя его главные, наиболее существенные признаки. Предмет диссертационного исследования чаще всего совпадает с определением его темы или очень близок к нему. Объект и предмет исследования как научные категории соотносятся как общее и частное.
Необходимо подчеркнуть, что объект и предмет исследования, так же как и его цели и задачи, зависят не только от выбранной темы, но и от замысла исследователя.
Обычно, первичным является объект исследования (более широкое понятие), вторичным предмет исследования, в котором выделяется определенное свойство объекта исследования. Некоторые исследователи не видят разницы в этих понятиях и отождествляют предмет и объект исследования. - Обьект исследования это то, что непосредственно подвергаается исследованию, например объектом исследования будет член, если вы его линейкой измеряете. А предмет исследования это формулировка того что вы пытаетесь изучить, например: "Вариативность коэффициента удлинения муржского полового члена при просмотре гетеро и гомо порнографических фильмов".
- Могу совершенно точно сказать, что объект исследования -это то или что исследуется, а предмет - то, что конкретно исследуется в данном объекте. Например. - тема: "особенности воображения детей 5 летнего возраста".
Объект исследования- дети 5-летноего возраста, предмет - воображение. - Пример
Предмет - песок
Объект - его фильтрационные характеристики.Хотя, я мог и перепутать их 🙂
_____________________________
Как уважаемый Александр Луковенков пояснил, я все таки перепутал. Спс.
Пожалуй, наиболее важными элементами исследовательс-кой деятельности можно считать объект и предмет исследова-ния. В настоящее время существует множество самых разнооб-разных подходов к определению данных понятий. Для того что-бы рассмотреть основные из них, обратимся к справочной лите-ратуре.
«Объект. 1. То, что существует вне нас и независимо от нашего сознания, внешний мир, мате-риальная действительность.
2. Явление, предмет, на который направлена какая-нибудь деятельность. Объект изучения».
«Предмет. 1. Всякое материальное явление, вещь.
2. То, на что направлена мысль, что составляет его содержание или на что направлено какое-то действие».
Н. Е. Яценко полагает , что «Объект - 1. В философии - всякое явление, существующее независимо от человеческого сознания. 2. В широком смысле - предмет, явление, которые человек стремится познать и на которые направлена его дея-тельность». «Предмет - 1. Всякое материальное явление, вещь. 2. То, на что направлена мысль, действие или чувство».
Обобщая вышеизложенное, можно сформулировать рабочие определения понятий «объект » и «предмет исследования ».
Объект - это процесс или явление, порождающие проблем-ную ситуацию и взятые исследователем для изучения. Объект - это та часть научного знания, с которой исследователь имеет дело.
Объекты исследования могут быть как материальными, так и нематериальными по своей природе. Их независимость от со-знания заключается не в том, что они являются обязательно вещественными или энергетическими образованиями (они мо-гут быть и явлениями психической жизни, духовной культуры), а в том, что они существуют вне зависимости от того, известно или неизвестно о них что-либо людям. Следует различать акту-альные (или реальные) и потенциальные объекты исследования.
Актуальными объектами исследования являются все вещи, предметы, свойства и отношения, включенные в человеческую практику, в культуру того или иного народа.
Потенциальные объекты исследования, напротив, явления еще не вошедшие в культуру, знания о которых весьма расплывчаты и предполо-жительны, отражают не природу существующей действитель-ности как таковой, но такие формы её вероятного бытия, воз-можность которых допускается уже накопленным опытом и культурой. В связи с этим наряду с действительными объекта-ми возникает мир виртуальных объектов. К нему относятся все те объекты, которые в своей совокупности образуют духовную культуру общества.
В отличие от объектов предметом исследования отдельных наук являются не целостные природные и социальные явления, а отдельные их стороны и свойства, отдельные их «проекции» в человеческое сознание.
Предмет - это то, что находится в рам-ках, в границах объекта.
Предмет исследования - это тот аспект проблемы, исследуя который, мы познаем целостный объект, выделяя его главные, наиболее существенные признаки.
Это отчетливо обнаруживается при рассмотрении суще-ствующих в той или иной области классификаций наук. Можно сказать, что отдельные научные дисциплины (и, соответствен-но, отдельные учебные предметы среднего и высшего образова-ния) заняты изучением отдельных «срезов» исследуемых объектов.
В биологии - морфология и физиология , систематика и эво-люционная теория и др.
В изучении общественной жизни - эко-номика, политика, социология.
В изучении языка - лингвисти-ка , фонетика, синтаксис и др.
Многообразие возможных «сре-зов» исследования объектов порождает многопредметность на-учного знания. Каждый из предметов создает свой понятийный аппарат, свои специфические методы исследования, свой язык.
Предмет исследования чаще всего совпадает с определе-нием его темы или очень близок к нему.
Объект и предмет ис-следования как научные категории соотносятся как общее и ча-стное.
Необходимо подчеркнуть , что объект и предмет исследо-вания, так же как и его цели и задачи, зависят не только от выб-ранной темы, но и от замысла исследователя.
Различение объекта и предмета - это чисто гносеологичес-кая проблема . Возникает она всегда там, где по каким-то при-чинам перестает работать методологическое требование об ис-пользовании строго определенных понятий, и всегда там, где предмет науки, к которой относится данная деятельность, еще не выделен и не обоснован.
Различие между объектом и предметом возникло в связи с исследованиями в области гносеологии. Изучая объективный мир, те или иные стороны его, человек вырабатывает объектив-ные знания об окружающей реальности. Каждый последующий исследователь, прежде чем приступить к изучению некоторого реального объекта, обязан изучать имеющуюся в обществе со-вокупность знаний, представляющих этот объект. В этом слу-чае совокупность знаний становится предметом изучения.
Устанавливая сходства и различия между отдельными объектами реального мира, человек фактически выделяет от-дельные объекты, определяет их как предметы, как потенци-альные предметы для своей деятельности, для изучения. В этом случае предметы также являются объективной реальностью, ибо их существование не зависит от человека.
От человека за-висит лишь сам момент выделения объекта. Но, выделив объект, человек превращает его в предмет деятельности. Это - особен-ность человека превращать объект - в предмет своей деятельно-сти. Выделенные из объективной реальности отдельные объек-ты становятся предметами деятельности человека, и каждый из этих предметов при соответствующих условиях может стать предметом, специальным предметом специфической науки.
Первичным является объект исследования (более широкое понятие), вторичным - предмет исследования, в котором вы-деляется определенное свойство объекта исследования. Неко-торые исследователи не видят разницы в этих понятиях и отож-дествляют предмет и объект исследования.
Иногда объект и предмет исследования определяются прак-тически одинаково, однако такой подход представляется не вполне корректным.
Определив предмет и объект исследования, ученый должен дать им всестороннюю характеристику и в процессе научной работы постоянно иметь их в виду, формулируя цели, задачи, методы, а главное окончательные выводы по результатам ис-следования.
Итак, объект исследования в нашем случае - это:
Какие-либо организации, либо их объединения (трест , корпорация , холдинг , отрасль и др.), имеющие систему управления (СУ),
- отдельные системы и подсистемы , которые образуются в данной организации в процессе её функционирования (со-циальные, экономические, технические, организационные, произ-водственные, научные, политические, культурные, кадровые и др.),
- совокупность элементов , из которых состоят эти системы и подсистемы, т.е. это то, что требует наличия систе-мы управления (СУ).
- структуры организаций (порядок взаимосвязей элементов);
- внутренняя и внешняя среда , в которой функционирует данная организация;
Например, при исследовании ОАО «Молот» объектом являет-ся непосредственно само ОАО, а при исследовании СУ жилищно-коммунальным хозяйством города объектом становится рассмат-риваемый город.
Внутренняя среда может характеризоваться составом элементов объекта исследования :
- ресурсных (материально-техническая база, включающая предметы и средства труда, трудовые ресурсы, инфор-мация, финансовые ресурсы),
- организационных (технология, мето-ды и системы управления, организационная структура),
- результатов функционирования объекта, например, в виде продуктов и услуг.
Состояние внутренней среды объекта может оцениваться также ее потенциалом. Информация о внутренней среде необходима иссле-дователям для уточнения целей организации (в том числе социаль-ных), определения внутренних возможностей и потенциала, на ко-торые организация может рассчитывать в конкурентной борьбе.
Внешняя среда включает окружение исследуемого объекта, т.е. все то, что не входит непосредственно в него, но с ним взаимодействует и на него влияет.
Выделяют как минимум два уровня внеш-ней среды :
- микросреда - ближайшее окружение, непосредственно влияющие на объект (среда прямого воздействия, т.е. поставщики, акционеры, трудовые ресурсы, законы, структуры государственно-го регулирования, профсоюзы, потребители, конкуренты) и
- макро-среда - дальнее окружение, косвенно влияющее на объект (среда косвенного воздействия, т.е. факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия, но опосредованно влияют на функционирование объекта исследования - состояние экономики, НТП, социальные, культурные, политические изменения, группо-вые интересы внешних структур, изменения в других странах, влияющих на предприятие, и т.п.).
Внешнюю среду могут характеризовать:
- взаимосвязанность фак-торов внешней среды,
- уровень взаимосвязи , с которой изменение одного фактора воздействует на другие;
- сложность , определяемая числом внешних факторов, на которые объект исследования может реагировать;
- подвижность - относительная быстрота изменения внешней среды объекта;
- неопределенность - функция количества и относительной точности информации по конкретному фактору внешней среды; нестабильность - частота изменений.
Очевидно, что исследователям необходимо объективно выявлять воздействие на организацию факторов как внутренней, так и внеш-ней среды и адекватно их учитывать.
Итак , предмет исследования в нашем случае - это то, на что направ-ленно внимание исследователя и что является содержанием научного изучения, рассмотре-ния, познания и разрешения .
Предметами исследования могут быть проблемы, задачи и вопросы, возникающие при построении, функ-ционировании и совершенствовании СУ , при использовании в них соответствующих методов, принципов, процессов, отношений, эле-ментов, подсистем и прочих составляющих системы.
В частности, могут исследоваться вопросы, связанные с реализацией общих функций управленческого цикла : прогнозирования, планирова-ния, организовывания, координирования, регулирования, мотивирования, контроля, вопросы, связанные с процессом разработки, принятия и реализации управленческих решений и т.п.
Например, при изучении СУ ОАО «Молот» предметом иссле-дования являются процессы и отношения в СУ ОАО.
В рамках нашего учебного курса объектом исследования является система управления , а предметомиссле-дования - про-блемы , возникающие в этой системе.