Государство которое является абсолютной монархией. Абсолютная монархия: что это такое? Примеры стран
ТЕРРИТОРИЯ ГОСУДАРСТВА
Территория государства - часть земного шара, находящаяся под суверенитетом определенного государства. Составными частями территории государства являются сухопутные, водные, подземные и воздушные пространства.
Сухопутная территория государства включает материковую часть государства, острова, анклавы.
Анклав - часть территории данного государства, со всех сторон окруженная территорией других государств и не имеющая выхода к морю.
К водной территории государства относятся воды рек, озер, искусственных водохранилищ и водных путей, расположенных в пределах территории государства, а также морских внутренних и территориальных вод, омывающих побережье данного государства.
В подземную территорию государства входят недра, расположенные под сухопутной и водной территорией государства.
Воздушная территория государства - воздушное пространство над сухопутной и водной территорией государства.
Объектами, прировненными к территории государства, являются морские и воздушные суда, космические корабли и станции, носящие флаг или отличительные знаки данного государства, подводные телеграфные кабели, трубопроводы, принадлежащие государству и находящиеся вне пределов его территории (в открытом море, космосе).
НЕ ОТНОСЯТСЯ к территории государства открытые моря, Антарктида, Арктика, воздушные пространства над ними и космическое пространство, Луна и другие небесные тела.
Территориальные воды - территориальное море, морские воды, примыкающие к сухопутной территории или внутренним водам государства, входящие в состав его территории и находящиеся под его суверенитетом. Ширина территориальных вод - 12 морских миль (1 морская миля = 1,852 км). Регион регулируется внутренним законодательством и Конвенцией ООН по морскому праву от 1982 г.
Особый статус установлен для континентального шельфа и экономической зоны . Страны мира имеют исключительное право на разведку и эксплуатацию "своего шельфа", но не имеют суверенных прав на соответствующую акваторию. На долю подводных месторождений (шельфовая добыча) приходится около 40% всей добычи нефти. Шельф и дно океана богаты также железом, медью, марганцем, никелем, кобальтом и другими элементами.
СУВЕРЕННЫЕ ГОСУДАРСТВА И НЕСАМОУПРАВЛЯЮЩИЕСЯ ТЕРРИТОРИИ
237 стран и территорий с оформленным и неоформленным государственным статусом, зафиксированно на 1 июля 1993 г.
К 2002 году в мире насчитывалось 192 независимых государств. Суверенное государство - политически независимое государство, обладающее самостоятельностью во внутренних и внешних делах. Оно может заключать равноправные договоры с другими государствами, быть членами ООН, входить в международные экономические и политические организации
Таблица 1. Несамоуправляющиеся (зависимые) территории
№ п/п | Материк | Страна | Метрополия |
Европа | |||
1. | Гибралтар | Великобритания | |
2. | Фарерские о-ва | Дания | |
Азия | |||
1. | Макао (Аомынь) | владения Португалии с правами внутреннего самоуправления | |
Африка | |||
1. | Реюньон | заморский департамент Франции | |
2. | о-ва Святой Елены | колония Великобритании | |
3. | Сеута и Мелилья | владения Испании | |
Америка | |||
1. | Антильские о-ва | владения Нидерландов | |
2. | Бермудские о-ва | Великобритания | |
3. | Вергинские о-ва | Великобритания | |
4. | Гренландия | Дания | |
5. | Каймановы о-ва | Великобритания | |
6. | Монтсеррат | Великобритания | |
7. | Ангилья | Великобритания | |
8. | Теркс и Кайкос | Великобритания | |
9. | Фолклендские (Мальвинские) | спорная территория между Великобританией и Аргентиной | |
10. | Виргинские о-ва | США | |
11. | Пуэрто-Рико | государство, свободно ассоциированное с США | |
12. | Гваделупа | Франция | |
13. | Гвиана (Французская) | Франция (космодром) | |
14. | Мартиника | Франция | |
15. | Сен-Пьер и Микелон | Франция | |
Австралия и Океания | |||
1. | Восточное Самоа * | США | |
2. | Гуам ** | стратегическая база США | |
3. | Содружество Северных Марианских Островов ** | свободно присоединившаяся к США территория | |
4. | Мидуэй * | военно-морская база | |
5. | Уэйк * | США | |
6. | Токелау * | Новая Зеландия | |
7. | о-ва Кука * | Новая Зеландия | |
8. | Ниуэ * | Новая Зеландия | |
9. | Питкерн * | Великобритания | |
10. | Кокосовые о-ва (Килинг) (Индийский океан) | Австралия (формально присоединены) | |
11. | о-ва Рождества (Индийские океан) | Австралия | |
12. | Норфолк *** | Австралия | |
13. | о-ва Уоллис и Футуна * | Франция | |
14. | Французская Полинезия * | Франция (в том числе о. Муруроа) | |
15. | Новая Каледония *** | территория Франции, обладающая внутренней автономией | |
* - Полинезия. ** - Микронезия. *** - Меланезия. |
34 несамоуправляющихся (зависимых) территорий. Больше всего в Америке (15). 10 владений имеет Великобритания.
Территория - термин, употребляющийся в географии по отношению к землям, не обладающим суверенным статусом, с ограниченными правами местного управления или к землям с неопределенным статусом (Западная Сахара).
Колонии - страны, находящиеся под властью иностранного государства и лишенные политической и экономической самостоятельности.
КЛАССИФИКАЦИЯ СТРАН ПО ГЕОГРАФИЧЕСКОМУ ПРИЗНАКУ
Таблица 2. Классификация стран по географическому признаку.
Таблица 3. Внутриконтинентальные страны (не имеющие выхода к Океану)
Зарубежная Европа | Зарубежная Азия | Африка |
1. Андорра | 1. Афганистан | 1. Ботсвана |
2. Австрия | 2. Бутан | 2. Буркина-Фасо |
3. Венгрия | 3. Лаос | 3. Бурунди |
4. Люксембург | 4. Монголия | 4. Замбия |
5. Лихтенштейн | 5. Непал | 5. Зимбабве |
6. Македония | 6. Лесото | |
7. Словения | СНГ | 7. Малави |
8. Чехия | 8. Мали | |
9. Словакия | 1. Молдова * | 9. Нигер |
10. Швейцария | 2. Армения | 10. Руанда |
3. Казахстан | 11. Свазиленд | |
Америка | 4. Узбекистан | 12. Уганда |
5. Кыргызстан | 13. ЦАР | |
1. Боливия | 6. Таджикистан | 14. Чад |
2. Парагвай | 7. Туркменистан | 15. Эфиопия |
* Молдова имеет маленький участок берега (менее 500 м) в устье Дуная, у селения Джурджулешты. В конце 1996 г. она приступила к строительству там торгового порта. Но для этого необходимо как минимум еще 4,5 - 5 км береговой линии на Дунае. Молдавия несколько лет безуспешно просит Украину уступить ей такой участок. |
Географическое положение страны оказывает существенное влияние на уровень ее экономического развития. Большинство внутриконтинентальных внеевропейских стран, отстают в своем экономическом развитии, т.к. отсутствие выхода к морю затрудняет осуществление их внешнеэкономической деятельности.
Классификацию стран можно также осуществлять и по площади территории, численности населения и другим показателям.
Таблица 4. Семерка крупнейших стран мира (площадь более 3 млн. км 2)
ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ
Таблица 5. Две основные формы правления
Таблица 6. Страны с монархической формой правления.
Материк | Страна | Тип монархии |
Европа | Андорра | княжество (КМ) |
Бельгия | королевство (КМ) | |
Ватикан | папство (АТМ) | |
Великобритания | королевство (ПМ) | |
Дания | королевство (КМ) | |
Испания | королевство (КМ) | |
Лихтенштейн | княжество (КМ) | |
Люксембург | великое герцогство (КМ) | |
Монако | княжество (КМ) | |
Нидерланды | королевство (КМ) | |
Норвегия | королевство (КМ) | |
Швеция | королевство (КМ) | |
Азия | Бахрейн | эмират (КМ) |
Таиланд | королевство (КМ) | |
Непал | королевство (КМ) | |
Кувейт | наследственный эмират (КМ) | |
Малайзия | султанат (ОМ) | |
Япония | империя (КМ) | |
Бутан | королевство (ОМ) | |
Иордания | королевство (КМ) | |
Катар | эмират (АМ) | |
Оаэ | эмират (ОМ) | |
Оман | султанат (АМ) | |
Бруней | султанат (АТМ) | |
Саудовская Аравия | королевство (АТМ) | |
Камбоджа | королевство (КМ) | |
Африка | Лесото | королевство (КМ) |
Марокко | королевство (КМ) | |
Свазиленд | королевство (АМ) | |
Океания | Тонга | королевство |
КМ - конституционная монархия; ПМ - парламентская монархия; ОМ - ограниченная монархия; АМ - абсолютная монархия; АТМ - абсолютная теократическая монархия. |
На современной политической карте 30 стран мира имеют монархическую форму правления.
Монархия - это форма государственного управления, при которой власть сосредоточена в руках одного человека и передается по наследству.
В абсолютной монархии власть монарха практически безгранична (Бутан, Оман, ОАЭ, Катар, Бахрейн, Кувейт и др.)
Главой теократической монархии является религиозный лидер (в мире их три - Ватикан, Саудовская Аравия, где король является одновременно главой религиозной общины мусульман-суннитов, и султан Бахрейна).
В конституционных монархиях власть монарха ограничена конституцией, а в парламентских - парламентом.
Республика - форма государственного устройства, при которой осуществляется разделение властей, все высшие органы государственной власти избираются прямым голосованием народа или представительным выбранным органом власти (парламентом). В президентских республиках, в отличие от парламентских (ФРГ, Финляндия, Италия, Турция), в руках президента сосредоточены полномочия главы государства и главы правительства (напр. США, Франция, Румыния, Мексика, Аргентина, Бразилия).
Великобритания - самая старая в мире конституционная монархия. Король (ныне королева Елизавета II) считается главой государства, судебной системы, главнокомандующим вооруженными силами, светским главой государственной англиканской церкви, а также возглавляемого Великобританией Содружества, членами которого являются более 50 стран, ранее входивших в состав Британской империи (Индия, Канада, Шри-Ланка, ЮАР, Кения, Уганда и др.); а в 15 из стран Содружества он, правда, формально считается главой государства (Канада, Австралия, Н. Зеландия и др.).
ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА (АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ)
Таблица 7. Основные формы государственного устройства
Унитарное | Федерация | Конфедерация | Прочие |
- единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые не обладают признаками государственного суверенитета. | Административно-территориальные единицы в составе федерации имеют определенную политическую и экономическую самостоятельность. | Члены конфедерации, сохраняя свою формальную независимость, имеют собственные органы государственной власти, но и создают объединенные органы для координации военных и внешнеполитических действий конфедерации. | Содружество
- более аморфное, чем конфедерация, объединение государств. Члены Содружества полностью суверенные государства. Сообщество государств - создается на основе межгосударственного договора, усиливает межгосударственные связи стран. |
Большинство государств мира: Китай, Чехия, Швеция, Египет и др. | cм. табл. "Страны с федеративным административно- территориальным устройством" | Швейцария | СНГ |
Таблица 8. Страны мира с федеративным административно-территориальным устройством
Российская Федерация | Африка: | Австралия и Океания: |
Зарубежная Европа: | Федеративная Исламская Республика Коморские острова | Австралийский Союз |
Молдова | Федеративная Республика Нигерия | Федеративные Штаты Микронезии |
Австрийская Республика | ЮАР | Америка: |
Королевство Бельгия | Зарубежная Азия: | Федеративная Республика Бразилия |
ФРГ | Грузия | Республика Венесуэла |
Швейцарская Конфедерация | Республика Индия | Канада |
Союзная Республика Югославия | Малайзия | Мексиканские Соединенные Штаты |
Испания | Союз Мьянма | США |
ОАЭ | ||
Союзная Республика Пакистан | ||
Федеративные государства, которых в мире насчитывается около 20, создавались, главным образом, на основе этнических или национальных различий (РФ, Швейцария, Индия, Пакистан, Мьянма, Нигерия) или с учетом исторических особенностей становления государственности (США, Канада, Мексика, Бразилия, Венесуэла, ФРГ, Австралия, Федерация Микронезии).
Бельгия до недавнего времени относилась к числу унитарных государств. Однако обострение национальных противоречий между населяющими ее валлонами и фламандцами привело к тому, что в 1993 году парламент специальным законом ввел в этой стране федеративное административно-территориальное устройство.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СТРАН МИРА
ВВП - Валовой внутренний продукт - стоимость всех конечных благ (товаров и услуг), произведенных на территории страны за год. ВВП или ВВП на душу населения - основные, но не единственные, показатели, служащие критериями при выделении тех или иных групп стран.
КЛАССИФИКАЦИЯ СТРАН ПО МАСШТАБУ ЭКОНОМИКИ
В основу классификации стран по масштабам экономики положен их размер ВВП, рассчитанный в долларах США.
Таблица 9. Валовой внутренний продукт, 2001 г.
Страна, группа стран | ВВП (млрд. долл.) |
1. США | 10171,4 |
2. Япония | 4245,2 |
3. Германия | 1873,8 |
4. Великобритания | 1406,3 |
5. Франция | 1302,8 |
6. Китай | 1159,0 |
7. Италия | 1090,0 |
8. Канада | 677,2 |
9. Мексика | 617,8 |
16. Россия | 310,0 |
Мир в целом | 31500,0 |
Страны с низким уровнем дохода | 1069,1 |
Страны со среднем уровнем дохода | 4922,0 |
Страны с высоким уровнем дохода | 25506,4 |
КЛАССИФИКАЦИЯ СТРАН ПО УРОВНЮ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В основу классификация стран по уровню экономического развития положен показатель ВВП на душу населения.
Таблица 10. ВВП на душу населения (в ценах по паритету покупательной способности валют 2000 г.), тыс. $ США
Другими важнейшими показателями уровня развития экономики является производительность труда, годовая выработка электроэнергии на душу населения, доля наукоемкой продукции в промышленном производстве и экспорте, конкурентоспособность товаров и услуг на мировом рынке, состояние экономики (темп прироста ВВП), структура ВВП и структура занятости населения и др.
СОЦИАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ.
В последнее время ООН и другие международные организации начали применять новый синтетический показатель уровня социально-экономического развития - так называемый Индекс Человеческого Развития (ИЧР) - интегральный показатель, соединяющий три основных компонента: долголетие, образованность и уровень жизни. Долголетие измеряется средней ожидаемой продолжительностью жизни, образованность - комбинацией грамотности взрослых и среднего количества лет обучения, а уровень жизни - реальным ВВП на душу населения с поправкой на местную стоимость жизни (используется паритет покупательной способности (ППС) национальной валюты). Самые высокие показатели ИЧР имеют Канада, США, Япония, а самые низкие - африканские страны Сомали, Сьерра-Леоне и Нигер. Россия в этом перечне замыкает группу стран с высоким уровнем ИЧР.
Ранг по ИЧР | Года | ||
1980 | 1990 | 2000 | 1 | Швейцария | Канада | Норвегия |
2 | Исландия | США | Швеция |
3 | США | Исландия | Канада |
4 | Канада | Япония | Бельгия |
5 | Япония | Швейцария | Австралия |
6 | Норвегия | Нидерланды | США |
7 | Дания | Норвегия | Исландия |
8 | Нидерланды | Франция | Нидерланды |
9 | Швеция | Бельгия | Япония |
10 | Финляндия | Великобритания | Финляндия |
... | Россия (24) | Россия (29) | Россия (не вошла в первые 50) |
ТИПОЛОГИЯ СТРАН ПО УРОВНЮ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В отличие от классификации (группировки) стран, основанной преимущественно на количественных показателях, в основу типологии обычно берутся также и более важные качественные признаки той или иной страны на политической и экономической карте мира.
В свою очередь, они также могут быть различными и учитывать уровень социально-экономического развития стран, их политическую ориентацию, степень демократизации власти, включенности в мировую экономику и др.
До начала 90-х гг. все страны мира было принято подразделять на три типа:
- социалистические;
- развитые капиталистические;
- развивающиеся.
После фактического распада мировой социалистической системы на смену этой типологии пришли другие. Одна из них, также трехчленная, подразделяет все страны мира на экономически развитые, развивающиеся и страны с переходной экономикой, т. е. осуществляющие переход от планово-централизованной к рыночной экономике (это, прежде всего, так называемые постсоциалистические страны Восточной Европы и СНГ, а также Китай).
Основным критерием при такой типологии служит уровень социально-экономического развития того или иного государства, выраженный, прежде всего, через показатель валового внутреннего продукта из расчета на душу населения. Учитываются при этом и другие показатели.
ЭКОНОМИЧЕСКИ РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ
К числу экономически развитых стран в настоящее время ООН относит примерно 60 стран Европы, Азии, Африки, Северной Америки, Австралии и Океании. Все они отличаются более высоким уровнем экономического и социального развития и соответственно валового внутреннего продукта из расчета на душу населения (свыше 5000 $ США). Однако эта группа стран отличается довольно значительной внутренней неоднородностью и в ее составе можно выделить четыре подгруппы.
Первую из них образует "большая семерка стран Запада" , в которую входят США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия и Канада. Это страны-лидеры западного мира, отличающиеся наибольшими масштабами экономической и политической деятельности.
На долю стран "семерки" приходится около 50% мирового валового национального продукта и промышленного производства, свыше 25% сельскохозяйственной продукции. ВВП из расчета на душу населения составляет в них от 20 до 30 тыс. долларов.
Ко второй подгруппе можно отнести менее крупные страны Западной Европы. Хотя политическая и экономическая мощь каждой из них не столь велика, в целом они играют большую, все возрастающую, роль в мировых делах. ВВП из расчета на душу населения в большинстве из них такой же, как в странах "большой семерки".
Третью подгруппу образуют внеевропейские страны - Австралия, Новая Зеландия и Южно-Африканская Республика (ЮАР). Это бывшие переселенческие колонии (доминионы) Великобритании, которые фактически не знали феодализма, да и в наши дни отличаются некоторым своеобразием политического и экономического развития. Обычно к этой группе причисляют и Израиль.
Четвертая подгруппа находится еще в стадии формирования. Она образовалась в 1997 г., после того как в разряд экономически развитых были переведены такие страны и территории Азии, как Республика Корея, Сингапур и Тайвань. Эти государства вплотную приблизились к другим экономически развитым странам по показателю ВВП на душу населения. Они обладают широкой и разнообразной структурой экономики, включая быстро растущий сектор обслуживания, активно участвуют в мировой торговле.
РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ
К развивающимся странам относятся около 150 стран и территорий, которые вместе, занимают более половины площади земной суши и концентрируют около 3/5 мирового населения. На политической карте мира эти страны охватывают обширный пояс, простирающийся в Азии, Африке, Латинской Америке и Океании к северу и особенно к югу от экватора. Некоторые из них (Иран, Таиланд, Эфиопия, Египет, страны Латинской Америки и другие) обладали независимостью еще задолго до второй мировой войны. Но большинство завоевало ее в послевоенный период.
Мир развивающихся стран (когда существовало деление на мировую социалистическую и капиталистическую системы, его обычно называли "третьим миром") внутренне очень неоднороден, и это затрудняет типологию входящих в него стран. Тем не менее, хотя бы в первом приближении развивающиеся страны можно подразделить на шесть следующих подгрупп.
Первую из них образуют так называемые ключевые страны - Индия, Бразилия, Китай и Мексика, которые обладают очень большим природным, людским и экономическим потенциалом и во многих отношениях являются лидерами развивающегося мира.
Три эти страны производят почти столько же промышленной продукции, сколько все остальные развивающиеся страны вместе взятые. Но ВВП из расчета на душу населения в них значительно ниже, чем в экономически развитых странах, а в Индии, например, составляет 350 долларов.
Во вторую группу входят некоторые развивающиеся страны, также достигшие относительно высокого уровня социально-экономического развития и имеющие душевой показатель ВВП, превышающий 1 тыс. долларов. Больше всего таких стран в Латинской Америке (Аргентина, Уругвай, Чили, Венесуэла и др.), но они есть также в Азии и в Северной Африке.
К третьей подгруппе можно отнести так называемые новые индустриальные страны. В 80-х и 90-х гг. они добились такого скачка в своем развитии, что получили прозвище "азиатских тигров" или "азиатских драконов". В "первый эшелон" или "первую волну" таких стран и вошли уже упоминавшиеся Республика Корея, Сингапур, Тайвань, а также Гонконг. А ко "второму эшелону" обычно относят Малайзию, Таиланд, Индонезию.
Четвертую подгруппу образуют нефтеэкспортирующие страны, в которых благодаря притоку "нефтедолларов" душевой ВВП достигает 10, а то и 20 тыс. долларов. Это, прежде всего страны Персидского залива (Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, Объединенные Арабские Эмираты, Иран), также Ливия, Бруней и некоторые другие страны.
В пятую , самую большую подгруппу входит большинство "классических" развивающихся стран. Это страны, отстающие в своем развитии, с душевым ВВП менее 1 тыс. долларов в год. В них преобладает довольно отсталая многоукладная экономика с сильными феодальными пережитками. Больше всего таких стран в Африке, но они есть также в Азии и Латинской Америке.
Шестую подгруппу образуют примерно 40 стран (с общим населением более 600 млн. человек), которые по классификации ООН относятся к наименее развитым странам (иногда их называют "четвертым миром"). В них преобладает потребительское сельское хозяйство, почти нет обрабатывающей промышленности, 2/3 взрослого населения неграмотно, а среднедушевой ВВП составляет всего 100-300 долларов в год. Последнее место даже среди них занимает Мозамбик с душевым ВВП 80 долларов в год (или немногим более 20 центов в день!).
Таблица 12. Наименее развитые страны мира
Азия | Океания | Латинская Америка | Африка | Афганистан | Вануату | Гаити | Бенин | Лесото | Танзания |
Бангладеш | Кирибати | Ботсвана | Мавритания | Того | |
Бутан | Зап. Самоа | Буркина-Фасо | Малави | Уганда | |
Йемен | Тувалу | Бурунди | Мали | ЦАР | |
Лаос | Гамбия | Мозамбик | Чад | ||
Мальдивы | Гвинея | Нигер | Экв. Гвинея | ||
Мьянма | Гвинея-Бисау | Руанда | Эфиопия | ||
Непал | Джибути | Сан-Томе и Принсипи | Сьерра - Леоне | ||
Кабо-Верде | Сомали | Судан | |||
Коморы |
Страны с переходной экономикой. Включение в данную двучленную типологию постсоциалистических стран с переходной экономикой представляет определенные трудности. По своим социально-экономическим показателям большинство стран Восточной Европы (Польша, Чехия, Венгрия и др.), а также страны Балтии, безусловно, относятся к экономически развитым. Среди стран СНГ есть и экономически развитые (Россия, вместе с ведущими странами Запада образующая "большую восьмерку" стран мира, Украина и др.), и страны, занимающие как бы промежуточное положение между развитыми и развивающимися.
Такое же противоречивое положение занимает в этой типологии и Китай, который имеет свои особенности как в политическом строе (социалистическая страна), так и в социально-экономическом развитии. В последнее время Китай, развивающийся очень высокими темпами, стал поистине великой державой не только в мировой политике, но и в мировом хозяйстве. Но душевой ВВП в этой стране с огромным населением составляет всего 500 долларов.
Таблица 13. Доля отдельных групп стран в населении мира, мировом ВВП и мировом экспорте товаров и услуг в 2000 г.
Население мира | Мировой ВВП * | Мировой экспорт | |
Промышленно развитые страны | 15,4 | 57,1 | 75,7 |
Страны большой семерки | 11,5 | 45,4 | 47,7 |
ЕС | 6,2 | 20 | 36 |
Развивающиеся страны | 77,9 | 37 | 20 |
Африка | 12,3 | 3,2 | 2,1 |
Азия | 57,1 | 25,5 | 13,4 |
Латинская Америка | 8,5 | 8,3 | 4,5 |
Страны с переходной экономикой | 6,7 | 5,9 | 4,3 |
СНГ | 4,8 | 3,6 | 2,2 |
ЦВЕ | 1,9 | 2,3 | 2,1 |
Справочно: | 6100 млн. чел. | 44550 млрд. долл.
Основные понятия: Территория и граница государства, экономическая зона, суверенное государство, зависимые территории, республика (президентская и парламентская), монархия (абсолютная, в том числе и теократическая, конституционная), федеративное и унитарное государство, конфедерация, валовой внутренний продукт (ВВП), индекс человеческого развития (ИЧР), развитые страны, страны большой семерки Запада, развивающиеся страны, страны НИС, ключевые страны, нефтеэкспортирующие страны, наименее развитые страны; политическая география, геополитика, ПГП страны (региона), ООН, НАТО, ЕС, НАФТА, МЕРКОСУР, АТР, ОПЕК. Навыки и умения: Уметь проводить классификацию стран по различным признакам, давать краткую характеристику групп и подгрупп стран современного мира, оценивать политико-географическое положение стран по плану, выявлять положительные и отрицательные черты, отмечать изменение ПГП во времени, использовать важнейшие экономические и социальные показатели для характеристики (ВВП, ВВП на душу населения, индекс человеческого развития и т.д.) страны. Выявлять важнейшие изменения на политической карте мира, объяснять причины и прогнозировать последствия таких изменений. |
В современном мире существует чуть более 230-ти государств и самоуправляемых территорий, обладающих международным статусом. Из них только 41 государство имеет монархическую форму правления, не считая несколько десятков территорий, находящихся под властью Британской короны. Казалось бы, в современном мире явный перевес на стороне республиканских государств. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что эти страны в большинстве своем принадлежат к третьему миру и образовались в результате распада колониальной системы. Зачастую созданные по колониальным административным границам, эти государства являются очень неустойчивыми образованиями. Они могут дробиться и видоизменяться, что видно, например, в Ираке. Они охвачены непрекращающимися конфликтами, как значительное число стран Африки. И уж совершенно очевидно не входят в разряд передовых государств.
Сегодня монархия - это чрезвычайно гибкая и многоликая система в диапазоне от родоплеменной формы, успешно действующей в арабских государствах Ближнего Востока, до монархического варианта демократического государства во многих европейских странах.
Вот список государств с монархическим строем и территорий под их короной:
Европа
* Андорра — со-князья Николя Саркози (с 2007) и Жоан Энрик Вивес-и-Сисилья (c 2003)
* Бельгия — король Альберт II (с 1993)
* Ватикан — папа римский Бенедикт XVI (с 2005)
* Великобритания — королева Елизавета II (с 1952)
* Дания — королева Маргрете II (с 1972)
* Испания — король Хуан Карлос I (с 1975)
* Лихтенштейн — князь Ханс-Адам II (с 1989)
* Люксембург — великий герцог Анри (с 2000)
* Монако — князь Альберт II (с 2005)
* Нидерланды — королева Беатрикс (с 1980)
* Норвегия — король Харальд V (с 1991)
* Швеция — король Карл XVI Густав (с 1973)
Азия.
* Бахрейн — король Хамад ибн Иса аль-Халифа (с 2002, эмир в 1999—2002)
* Бруней — султан Хассанал Болкиах (с 1967)
* Бутан — король Джигме Кхесар Намгьял Вангчук (с 2006)
* Иордания — король Абдалла II (с 1999)
* Камбоджа — король Нородом Сиамони (с 2004)
* Катар — эмир Хамад бин Халифа аль-Тани (с 1995)
* Кувейт — эмир Сабах аль-Ахмед аль-Джабер ас-Сабах (с 2006)
* Малайзия — король Мизан Зайнал Абидин (с 2006)
* Объединённые Арабские Эмираты ОАЭ — президент Халифа бен Зайд ан-Нахайян (с 2004)
* Оман — султан Кабус бен Саид (с 1970)
* Саудовская Аравия — король Абдалла ибн Абдель Азиз ас-Сауд (с 2005)
* Таиланд — король Пумипон Адульядет (с 1946)
* Япония — император Акихито (с 1989)
Африка
* Лесото — король Летсие III (с 1996, первый раз в 1990—1995)
* Марокко — король Мухаммед VI (с 1999)
* Свазиленд — король Мсвати III (с 1986)
Океания
* Тонга — король Джордж Тупоу V (с 2006)
Доминионы
В доминионах, или королевствах Содружества, главой является монарх Великобритании, представленный генерал-губернатором.
Америка
* Антигуа и Барбуда Антигуа и Барбуда
* Багамские Острова Багамы
* Барбадос
* Белиз
* Гренада
* Канада
* Сент-Винсент и Гренадины
* Сент-Китс и Невис
* Сент-Люсия
* Ямайка
Океания
* Австралия
* Новая Зеландия
* Ниуэ
* Папуа — Новая Гвинея
* Соломоновы Острова
* Тувалу
Первое место по числу стран с монархической государственностью держит Азия. Это прогрессивная и демократичная Япония. Лидеры мусульманского мира - Саудовская Аравия, Бруней, Кувейт, Катар, Иордания, Бахрейн, Оман. Две монархические конфедерации - Малайзия и Объединённые Арабские Эмираты. А еще - Таиланд, Камбоджа, Бутан.
Второе место принадлежит Европе. Монархия здесь представлена не только ограниченной формой - в странах занимающих лидирующее положение в ЕЭС (Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Люксембург и др.). Но и абсолютной формой правления - в государствах-"карликах": Монако, Лихтенштейне, Ватикане.
Третье место - за странами Полинезии, и четвёртое за Африкой, где в настоящее время сохранилось всего три полноценных монархии: Марокко, Лесото, Свазиленд плюс несколько сотен "туристических".
Тем не менее, ряд республиканских стран вынуждены мириться с наличием на своей территории традиционных местных монархических или родоплеменных образований, и даже закреплять их права в конституции. К ним нужно отнести: Уганду, Нигерию, Индонезию, Чад и другие. Даже такие страны как Индия и Пакистан, упразднившие суверенные права местных монархов (ханов, султанов, раджей, магараджей) в начале 70-х годов XX-го века, зачастую вынуждены принимать существование этих прав, что называется de facto. Правительства обращаются к авторитету обладателей монархических прав при разрешении региональных религиозных, этнических, культурных споров и прочих конфликтных ситуаций.
Стабильность и благосостояние
Конечно, монархия не решает автоматически все социальные, экономические и политические проблемы. Но, тем не менее, она может предоставить известную долю стабильности и равновесия в политической, социальной и национальной структуре общества. Вот почему от монархии не спешат избавляться даже те страны, где она существует исключительно номинально, скажем, Канада или Австралия. Политическая элита этих стран в большинстве своём понимает, насколько важно для равновесия в обществе, чтобы верховная власть была a priori закреплена в одних руках и политические круги не вели за неё противостояние, а работали во имя интересов всей нации.
Более того, исторический опыт показывает, что лучшие в мире системы социального обеспечения построены именно в монархических государствах. И речь идет не только о монархиях Скандинавии, где даже советский агитпроп в монархической Швеции сумел отыскать вариант "социализма с человеческим лицом". Такая система выстроена в современных странах Персидского залива, где нефти зачастую намного меньше, чем на некоторых месторождениях РФ. Несмотря на это, за 40-60 лет со времени обретения независимости странами Персидского залива, без революций и гражданских войн, проведения либерализации всего и вся, без утопических социальных экспериментов, в условиях жесткой, порой абсолютистской, политической системы, при отсутствии парламентаризма и конституции, когда все недра страны принадлежат одной правящей семье, из бедных бедуинов, пасущих верблюдов, большинство подданных ОАЭ, Саудовской Аравии, Кувейта и других сопредельных государств, превратились в вполне состоятельных граждан.
Не углубляясь в бесконечные перечисления преимуществ арабской социальной системы, можно привести всего несколько штрихов. Любой гражданин страны имеет право на бесплатную медицинскую помощь, в том числе и ту, которая оказывается в любой, даже самой дорогой, клинике, расположенной в какой угодно стране мира. Также любой гражданин страны имеет право на бесплатное обучение, вкупе с бесплатным содержанием, в любом высшем учебном заведении мира (Кембридж, Оксфорд, Йель, Сорбонна). Молодым семьям за счёт государства предоставляется жилье. Монархии Персидского залива являют собой подлинно социальные государства, в которых созданы все условия для поступательного роста благосостояния населения.
Обратившись из цветущего Кувейта, Бахрейна и Катара на их соседей по Персидскому заливу и Аравийскому полуострову, отказавшихся в силу целого ряда причин от монархии (Йемен, Ирак, Иран), мы увидим разительное отличие во внутреннем климате этих государств.
Кто скрепляет единство народа?
Как показывает исторический опыт, в многонациональных государствах целостность страны прежде всего связана с монархией. Это мы видим в прошлом, на примере Российской империи, Австро-Венгрии, Югославии, Ирака. Приходящий на смену монархическому режим, как это было, к примеру, в Югославии и Ираке, уже не обладает тем авторитетом и вынужден прибегать к жестокостям, которые были не свойственны монархической системе управления. При малейшем ослаблении этого режима, государство, как правило, обречено на распад. Так было с Россией (СССР), это мы наблюдаем в Югославии и Ираке. Упразднение монархии в ряде современных стран неминуемо привело бы к прекращению их существования как многонациональных, единых государств. Это в первую очередь относится к Соединенному Королевству Великобритания и Северная Ирландия, Малайзии, Саудовской Аравии. Так 2007-й год ясно показал, что в условиях парламентского кризиса, возникшего из-за национальных противоречий фламандских и валлонских политиков, только авторитет Короля Бельгийцев Альберта II удержал Бельгию от распада на два или даже больше самостоятельных государственных образований. В многоязыкой Бельгии даже родилась шутка, что единство ее народа скрепляют всего три вещи - пиво, шоколад и король. Тогда как отмена монархического строя в 2008 г. в Непале ввергло это государство в цепь политических кризисов и перманентного гражданского противостояния.
Вторая половина XX-го столетия даёт нам несколько успешных примеров возвращения народов, переживших эру нестабильности, гражданских войн и иных конфликтов, к монархической форме правления. Самый известный и, несомненно, во многом удачный пример - это Испания. Прошедшая через гражданскую войну, экономический кризис и правую диктатуру, она вернулась к монархической форме правления, заняв достойное место среди семьи европейских народов. Других примером явилась Камбоджа. Также монархические режимы на местном уровне были восстановлены в Уганде, после падения диктатуры маршала Иди Амина (1928-2003), и в Индонезии, которая после ухода генерала Мохаммеда-Ходжа Сукарто (1921-2008) переживает настоявший монархический ренессанс. Один из местных султанатов был восстановлен в этой стране спустя два столетия, после того как он был уничтожен голландцами.
Реставраторские идеи довольно сильны и Европе, прежде всего это относится к балканским странам (Сербии, Черногории, Албании и Болгарии), где многим политикам, общественным и духовным деятелям постоянно приходиться высказываться по данному поводу, а в ряде случаев и оказывать поддержку главам Королевских Домов, бывшим в изгнании. Это доказывает опыт короля Албании Леки, чуть было не свершившего в свой стране вооруженный переворот, и потрясающие успехи царя Болгарии Симеона Второго, создавшего собственное национальное движение, названное его именем, сумевшего стать премьер-министром страны и являющегося в настоящий момент лидером самой крупной оппозиционной партии в парламенте Болгарии, вошедшей в коалиционное правительство.
Среди ныне существующих монархий немало откровенно абсолютистских по своей сути, хотя и вынужденных, принося дань времени, рядиться в одежды народного представительства и демократии. Европейские монархи в большинстве случаев не используют даже данные им конституцией права.
И здесь особое место на карте Европы занимает княжество Лихтенштейн. Еще шестьдесят лет назад оно представляло собой большую деревню, по нелепой случайности получившую независимость. Однако сейчас, благодаря деятельности князя Франца Иосифа II и его сына и преемника князя Ханса Адама II, это один из крупнейших деловых и финансовых центров, сумевший не поддаться на посулы о создании "единого европейского дома", отстоять свой суверенитет и самостоятельный взгляд на собственное государственное устройство.
Стабильность политической и экономической систем большинства монархических стран делает их не только не устаревшими, но прогрессивными и привлекательными, заставляет равняться на них по ряду параметров.
Так что монархия - это не приложение к стабильности и достатку, а дополнительный ресурс, позволяющий легче переносить болезнь, быстрее выздоравливать от политических и экономических невзгод.
Без царя во главе
В мире довольно распространена ситуация, когда монархии в стране нет, а монархи есть (иногда они находятся за пределами страны). Наследники царственных родов или претендуют (пусть даже формально) на престол, утерянный их предками, или, потеряв официальную власть, сохраняют реальное влияние на жизнь страны. Вот список таких государств.
Австрия
Монархия прекратила существование в 1918 году после распада Австро-Венгерской империи. Претендент на престол — эрцгерцог Отто фон Габсбург, сын свергнутого императора Карла.
Албания
Монархия прекратила существование в 1944 году после прихода к власти коммунистов. Претендент на престол — Лека, сын свергнутого короля Зога I.
Андорра Княжество
, номинальными соправителями которого считаются президент Франции и епископ Урхельский (Испания); некоторые обозреватели считают необходимым причислять Андорру к монархиям.
Афганистан
Монархия прекратила существование в 1973 году после свержения короля Мухаммеда Захир Шаха, который в 2002 году вернулся в страну после многолетнего пребывания в Италии, но не стал активно участвовать в политической жизни.
Бенин Республика
,
важную роль в жизни которой играют традиционные короли (ахосу) и вожди племен. Наиболее известен ныне правящий король (ахосу) Абомея — Аголи Агбо III, 17-й по счету представитель своей династии.
Болгария
Монархия прекратила существование после свержения в 1946 году царя Симеона II. Декрет о национализации земель, принадлежащих царской семье, был отменен в 1997 году. С 2001 года бывший царь занимает пост премьер-министра Болгарии под именем Симеона Сакскобургготского.
Ботсвана
Республика с момента провозглашения независимости в 1966 году. В число депутатов одной из палат парламента страны — палаты вождей — входят вожди (кгоси) восьми крупнейших племен страны.
Бразилия
Республика с момента отречения императора Дона Педро II в 1889 году. Претендент на престол — праправнук отрекшегося императора принц Луис Гастао.
Буркина-Фасо
Республика с момента провозглашения независимости в 1960 году. На территории страны находится большое количество традиционных государств, наиболее значительным из которых является Вогодого (на территории столицы страны Уагудугу), где в настоящее время на престоле правитель (моого-нааба) Баонго II.
Ватикан
Теократия (некоторые аналитики считают ее одной из форм монархии — абсолютной теократической монархией,— однако следует учитывать, что она не является и не может являться наследственной).
Венгрия
Республика с 1946 года, до этого с 1918 года была номинальной монархией — регент правил в отсутствие короля. До 1918 года входила в состав Австро-Венгерской империи (императоры Австрии были также королями Венгрии), поэтому потенциальный претендент на венгерский королевский престол тот же, что и в Австрии.
Восточный Тимор
Республика с момента провозглашения независимости в 2002 году. На территории страны находится ряд традиционных государств, правители которых имеют титулы раджей.
Вьетнам
Монархия на территории страны окончательно прекратила существование в 1955 году, когда по результатам референдума в Южном Вьетнаме была провозглашена республика. Ранее, в 1945 году, последний император Бао Дай уже отрекался от престола, но французские власти вернули его в страну в 1949 году и предоставили ему пост главы государства. Претендент на престол — сын императора принц Бао Лонг.
Гамбия
Республика с 1970 года (с момента независимости в 1965 году до провозглашения республики главой государства была королева Великобритании). В 1995 году Ивонна Приор, голландка из Суринама, была признана реинкарнацией одного из королей древности и провозглашена королевой народа мандинго.
Гана
Республика с 1960 года (с момента независимости в 1957 году до провозглашения республики главой государства была королева Великобритании). Конституция Ганы гарантирует право традиционных правителей (иногда их называют королями, иногда вождями) на участие в управлении делами государства.
Германия
Республика с момента свержения монархии в 1918 году. Претендент на престол — принц Георг Фридрих Прусский, праправнук кайзера Вильгельма II.
Греция
Монархия официально прекратила существование в результате референдума 1974 года. Бежавший из страны после военного переворота 1967 года король Греции Константин в настоящее время проживает в Великобритании. В 1994 году правительство Греции лишило короля гражданства и конфисковало принадлежавшую ему собственность в Греции. В настоящее время королевская семья оспаривает это решение в Международном суде по правам человека.
Грузия
Республика с момента провозглашения независимости в 1991 году. Претендент на престол грузинского царства, потерявшего независимость в результате присоединения к России в 1801 году,— Георгий Ираклиевич Багратион-Мухранский, князь Грузинский.
Египет
Монархия существовала до свержения короля Египта и Судана Ахмада Фуада II в 1953 году. В настоящее время бывший король, которому в момент потери трона было чуть более года от роду, проживает во Франции.
Ирак
Монархия прекратила существование в 1958 году в результате революции, в ходе которой был убит король Фейсал II. Претензии на иракский престол высказывают принц Раад бен Зейд, брат короля Ирака Фейсала I, и принц Шариф Али бен Али Хусейн, внучатый племянник этого же короля.
Иран Монархия прекратила существование в 1979 году после революции, в результате которой был свергнут шах Мохаммед Реза Пахлави. Претендент на престол — сын свергнутого шаха наследный принц Реза Пахлави.
Италия
Монархия прекратила существование в 1946 году в результате референдума, король Умберто II вынужден был покинуть страну. Претендент на престол — сын последнего короля наследный принц Виктор Эммануил, герцог Савойский.
Йемен
Республика возникла в результате объединения Северного и Южного Йемена в 1990 году. На территории Северного Йемена монархия прекратила существование в 1962 году. Султанаты и княжества на территории Южного Йемена были ликвидированы после провозглашения его независимости в 1967 году. Претендент на престол — принц Ахмат аль-Гани бен Мухаммед аль-Мутаваккиль.
Камерун
Республика с момента провозглашения независимости в 1960 году. На территории страны находится большое количество традиционных султанатов, главы которых нередко занимают высокие государственные должности. Среди наиболее известных традиционных правителей — султан Бамуна Ибрагим Мбомбо Нджойя, султан (баба) королевства Рей Буба Буба Абдулайе.
Конго
(Демократическая Республика Конго, бывший Заир)
Республика с момента провозглашения независимости в 1960 году. На территории страны существует ряд традиционных королевств. Наиболее известны: королевство Куба (на престоле король Квете Мбоке); королевство Луба (король, иногда также называемый императором, Кабонго Жак); государство Руунд (Луунда), во главе которого стоит правитель (мваант яав) Мбумб II Мутеб.
Конго
(Республика Конго)
Республика с момента провозглашения независимости в 1960 году. В 1991 году власти страны восстановили институт традиционных вождей (пересмотрев свое решение 20-летней давности). Наибольшей известностью из числа вождей пользуется глава традиционного королевства Теке — король (оонко) Макоко XI.
Корея
(КНДР и Республика Корея) Монархия прекратила существование в 1945 году в связи с капитуляцией Японии, в 1945-1948 годах страна находилась под управлением союзных держав, победивших во второй мировой войне, в 1948 году были провозглашены две республики на территории Корейского полуострова. В связи с тем что с 1910 по 1945 год правители Кореи были вассалами Японии, их принято причислять к японской императорской фамилии. Претендент на корейский престол — представитель этой фамилии принц Кью Ри (иногда его фамилия пишется как Ли). На территории КНДР де-факто существует наследственная форма правления, однако де-юре она не оговорена в законодательстве страны.
Кот-д`Ивуар
Республика с момента провозглашения независимости в 1960 году. На территории страны (и частично на территории соседней Ганы) находится традиционное королевство Абронс (правит король Нанан Аджумани Куасси Адингра).
Лаос
Монархия прекратила существование в 1975 году в результате коммунистической революции. В 1977 году все члены королевской семьи были направлены в концлагерь ("лагерь перевоспитания"). Двое сыновей короля — принц Суливонг Саванг и принц Даньявонг Саванг — смогли в 1981-1982 годах бежать из Лаоса. О судьбе короля, королевы, наследного принца и других членов семьи никаких официальных сведений нет. По неофициальным, все они скончались от голода в концлагере. Принц Суливонг Саванг, как старший из оставшихся в живых мужчин рода, является формальным претендентом на престол.
Ливия
Монархия прекратила существование в 1969 году. После переворота, организованного полковником Муамаром Каддафи, король Идрис I, находившийся во время переворота за границей, вынужден был отречься. Претендент на престол — официальный наследник короля (приемный сын его двоюродного брата) принц Мухаммед аль-Хасан аль-Рида.
Малави
Республика с 1966 года (с момента провозглашения независимости в 1964 году до провозглашения республики главой государства была королева Великобритании). Важную роль в политической жизни страны играет верховный вождь (инкоси я макоси) Ммбелва IV из династии Нгони.
Мальдивские острова
Монархия прекратила свое существование после референдума в 1968 году (в период британского владычества, то есть до провозглашения независимости в 1965 году, страна однажды уже становилась республикой на непродолжительное время). Формальный претендент на престол, впрочем никогда не заявлявший о своих претензиях,— принц Мухаммед Нуреддин, сын султана Мальдивских островов Хасана Нуреддина II (правил в 1935-1943 годах).
Мексика
Монархия прекратила существование в 1867 году после расстрела революционерами правителя провозглашенной в 1864 году империи эрцгерцога Максимилиана Австрийского. Ранее, в 1821-1823 годах, страна уже однажды была независимым государством с монархической формой устройства. Представители династии Итурбиде, чей предок был мексиканским императором в этот период, являются претендентами на мексиканский престол. Глава семейства Итурбиде — баронесса Мария (II) Анна Танкл Итурбиде.
Мозамбик
Республика с момента провозглашения независимости в 1975 году. На территории страны находится традиционное государство Маньика, чьим правителем (мамбо) является Мутаса Пафива.
Мьянма
(до 1989 года Бирма) Республика с момента провозглашения независимости в 1948 году. Монархия прекратила существование в 1885 году после присоединения Бирмы к британской Индии. Претендент на престол — принц Хтейктин Тау Пайя, внук последнего короля Тхибау Мина.
Намибия
Республика с момента провозглашения независимости в 1990 году. Рядом племен управляют традиционные правители. О роли традиционных вождей говорит хотя бы тот факт, что Хендрик Витбуи несколько лет занимал должность заместителя главы правительства.
Нигер
Республика с момента провозглашения независимости в 1960 году. На территории страны находится ряд традиционных государств. Их правители и старейшины племен выбирают своего политического и религиозного лидера, который носит титул султана Зиндера (титул не передается по наследству). В настоящее время титул 20-го султана Зиндера носит хаджи Мамаду Мустафа.
Нигерия
Республика с 1963 года (с момента независимости в 1960 году до провозглашения республики главой государства была королева Великобритании). На территории страны находится около 100 традиционных государств, правители которых носят как привычно звучащие титулы султан или эмир, так и более экзотические: аку ука, олу, игве, аманьянабо, тор тив, алафин, оба, оби, атаоджа, ородже, олубака, охимеге (чаще всего это означает в переводе "вождь" или "верховный вождь").
Палау
(Белау)
Республика с момента провозглашения независимости в 1994 году. Законодательную власть осуществляет палата делегатов (совет вождей), в состав которой входят традиционные правители 16 провинций Палау. Наибольшим авторитетом пользуется Ютака Гиббонс, верховный вождь (ибедул) Корора, главного города страны.
Португалия
Монархия прекратила существование в 1910 году в результате побега из страны короля Мануэла II, опасавшегося за свою жизнь в связи с вооруженным восстанием. Претендент на престол — дом Дуарте III Пио, герцог Брагансский.
Россия
Монархия прекратила свое существование после Февральской революции 1917 года. Хотя существует несколько претендентов на российский престол, большинство монархистов признает законной наследницей великую княгиню Марию Владимировну, праправнучку императора Александра II.
Румыния
Монархия прекратила существование после отречения короля Михая I в 1947 году. После краха коммунизма бывший король несколько раз посещал родную страну. В 2001 году румынский парламент предоставил ему права бывшего главы государства — резиденцию, личный автомобиль с шофером и зарплату в размере 50% зарплаты президента страны.
Сербия
Наряду с Черногорией входила в состав Югославии до 2002 года (остальные республики вышли из состава Югославии в 1991 году). В Югославии монархия окончательно прекратила существование в 1945 году (с 1941 года король Петр II находился за пределами страны). После его смерти главой королевского дома стал его сын — престолонаследник принц Александр (Карагеоргиевич).
Соединенные Штаты Америки
Республика с момента провозглашения независимости в 1776 году. На Гавайских островах (присоединены к США в 1898 году, обрели статус штата в 1959 года) до 1893 года существовала монархия. Претендент на гавайский престол — принц Квентин Кухио Кавананакоа, прямой потомок последней гавайской королевы Лилиуокалани.
Танзания
Республика образовалась в 1964 году в результате объединения Танганьики и Занзибара. На острове Занзибаре незадолго до объединения была свергнута монархия. 10-й султан Занзибара Джамшид бен Абдулла вынужден был покинуть страну. В 2000 году власти Танзании объявили о реабилитации монарха и о том, что он имеет право вернуться на родину в качестве обычного гражданина.
Тунис
Монархия прекратила существование в 1957 году, на следующий год после объявления независимости. Претендент на престол — наследный принц Сиди Али Ибрагим.
Турция Провозглашена республикой в 1923 году (султанат упразднен годом ранее, а халифат годом позже этой даты). Претендент на престол — принц Осман VI.
Уганда
Республика с 1963 года (с момента независимости в 1962 году до провозглашения республики главой государства была королева Великобритании). Некоторые традиционные королевства на территории страны были ликвидированы в 1966-1967 годах и почти все восстановлены в 1993-1994 годах. Другим удалось избежать ликвидации.
Филиппины
Республика с момента провозглашения независимости в 1946 году. На территории страны находится много традиционных султанатов. 28 из них сосредоточены в районе озера Ланао (остров Минданао). Филиппинское правительство официально признает конфедерацию султанов Ланао (Ранао) как политическую силу, представляющую интересы определенных слоев населения острова. На престол султаната Сулу (расположенного на одноименном архипелаге) претендуют как минимум шесть человек, представляющих два рода, что объясняется различными политическими и финансовыми выгодами.
Франция
Монархия упразднена в 1871 году. На французский престол претендуют наследники различных родов: принц Генрих Орлеанский, граф Парижский и герцог Франции (орлеанистский претендент); Луис Альфонс де Бурбон, герцог Анжуйский (легитимистский претендент) и принц Карл Бонапарт, принц Наполеон (бонапартистский претендент).
Центральноафриканская Республика
После обретения независимости от Франции в 1960 году была провозглашена республика. Пришедший к власти в 1966 году в результате военного переворота полковник Жан-Бедель Бокасса в 1976 году провозгласил страну империей, а себя императором. В 1979 году Бокасса был свергнут, и Центральноафриканская империя вновь стала Центральноафриканской Республикой. Претендент на престол — сын Бокассы наследный принц Жан-Бедель Жорж Бокасса.
Чад Республика с момента провозглашения независимости в 1960 году. Среди многочисленных традиционных государств на территории Чада следует выделить два: султанаты Багирми и Вадари (оба были формально ликвидированы после провозглашения независимости и восстановлены в 1970 году). Султан (мбанг) Багирми — Мухаммад Юсуф, султан (колак) Вадари — Ибрагим ибн-Мухаммад Урада.
Черногория
См. Сербия
Эфиопия
Монархия прекратила существование в 1975 году после упразднения поста императора. Последним из правящих императоров был Хайле Селассие I, принадлежащий к династии, основателями которой принято считать Менелика I, сына Соломона, царя Израиля, от царицы Савской. В 1988 году в рамках частной церемонии в Лондоне новым императором Эфиопии (в изгнании) был провозглашен сын Хайле Селассие — Амха Селассие I.
Южно-Африканская Республика Республика
С 1961 года (с момента независимости в 1910 году до провозглашения республики главой государства была королева Великобритании). В жизни страны важную роль играют вожди племен (амакоси), а также правитель традиционного королевства Квазулу Гудвил Звелитини КаБекузулу. Отдельно стоит выделить верховного вождя племени тембу Баелекхая Далиндьебо а Сабата, который в соответствии с обычаями племени считается племянником экс-президента ЮАР Нельсона Манделы. Вождем племени является также известный политик, лидер Партии свободы "Инката" Мангосуту Гатши Бутелези из племени бутелези. В период апартеида власти ЮАР создали десять "автономных" образований по племенному признаку, которые назывались бантустаны (хоумленды). В 1994
А теперь немного о особенностях монархии по-африкански.
Африканские самодержцы.
Бенин. Жозеф Ланганфен, представитель династии Абоми, является президентом КАФРА, совета королевских семей абоми.
Отпрыски династий, которые вошли в историю Африки до начала ХХ века, являются носителями тайной власти, с которой должны сосуществовать «современные правительства».
В отличие от индийских махарджей, они пережили потрясения истории и существуют как бы в параллельном мире, который остается весьма реальным. Тем не менее, для некоторых африканцев они являются воплощением отсталой, архаичной системы, которая не устояла под напором западной колонизации. Их обвиняют в племенном консерватизме, который мешает традиционным африканским обществам двигаться в направлении становления государств современного типа.
По мнению других, эти короли являются гарантами старой культуры перед лицом неопределенного будущего. Как бы то ни было, они по-прежнему присутствуют в разных странах, и с этой реальностью необходимо считаться.
Нигерия. Игве Кеннет Ннаджи Онимеке Оризу III. Оби (король) племени нневи. Когда в 1963 году его провозгласили королем, Игве был фермером, а его 10 жен родили ему 30 детей. Расположенный на востоке реки Нигер, главный город племени насчитывает несколько миллионеров.
Бенин. Агболи-Агбо Деджлани. Король абоми. Бывший полицейский, ему пришлось шесть лет ждать пенсии, чтобы, наконец, быть провозглашенным на тайной церемонии главой одного из кланов абоми. По природе моногамному королю пришлось взять еще две жены, как это полагается по рангу.
Нигерия. В 1980 году Сиджуваде стал 50-м они (королем) Илфа, одной из старейших африканских династий. Сегодня это богатейший бизнесмен, владеющий обширной собственностью в Нигерии и Англии.
Камерун. Фон (король) Банджуна - брат смелых и мощных животные. Ночью он может превращаться в пантеру и охотиться в саване. Ранее главный администратор и глава кабинета министра финансов Камеруна, сейчас Камга Джозеф является 13-м фоном своего племени.
Гана. Оседийо адо Данква III. Выпускник Лондонского университета и экономический советник администрации ганы, Король Акропонга последние шестнадцать лет обитает в «святых местах» акуарем-асона, одного из семи основных кланов племени акан.
Конго. Ньими Кок Мабинтш III, король Куба. Сейчас ему 50, на трон взошел в 20 лет от роду. Он считается потомком бога-создателя и обладателем сверхъестественной силы. Он не имеет права сидеть на земле и пересекать возделываемые поля. А еще никто ни разу не видел, как он ест.
Южная Африка. Гудвилл Звелетини, король зулусов. Он - прямой потомок легендарного Чака Зулу, основателя королевства, чей военный гений иногда сравнивают с Наполеоном.
Нигерия. Оба Жозеф Адекола Огуной. Олово (король) племени ово. 600 лет назад первый монарх династии влюбился в прекрасную девушку, которая оказалась богиней. Она стала его женой, но потребовала, чтобы каждый год народ устраивал празднества в ее честь с жертвоприношением. Это происходит и до сих пор, но человеческие жертвы - обязательно мужчину и женщину - заменили на овцу и козу.
Камерун. Хапи IV, король Бана. Эта королевская династия связана с настоящей трагедией. В середине XII века несколько кланов бамилеке поселились в небольших деревнях вокруг Бана. Легенда гласит, что одного из сельских старост, Мфенге, обвинили в колдовстве. Для того, чтобы оправдать себя, он отрезал голову своей матери, а труп изучили местные шаманы. Заявления о том, что колдовство передается через «материнскую утробу», не были доказаны, а самого Мфенге сделали королем.
Вот такие Их Африканские Величества. 21-й век.
Но в то же время существует сорок одна страна, где сохранилась монархия, причем имеющая различные формы. с монархией - это Ватикан, Монако и Лихтенштейн. Есть эта форма правления и в Африке. Можно назвать Лесото, Марокко и Свазиленд. Современная монархия обладает множеством лиц, и закрепилась как на Ближнем Востоке, так и в демократической Европе. Например, когда король имеет минимальную власть либо монарх полностью лишен её, и сохраняет свой трон как дань Япония. Но, в то же время, существуют страны с абсолютной монархией, при которой вся полнота власти концентрируется в руках одного правителя. Об этом идёт речь в статье.
Абсолютная монархия - её характеристика
Форма управления государством, называемая характеризуется тем, что страной правит один человек. Законодательная власть, а также исполнительная и судебная сконцентрирована в руках монарха. Можно упомянуть такие страны сабсолютной монархией, как Саудовская Аравия, Оман, княжества ОАЭ, Катар.
Правит страной монарх, при котором действует совещательный орган или парламент (в него входят наиболее уважаемые лица). Однако все решения последнего, тем не менее, требуют согласия коронованной особы. Роль конституции играет священная книга мусульман - Коран. Совет семьи в арабских формах абсолютной монархии - это неформальное учреждение, куда кроме родственников монарха входят пользующиеся особым почетом знатоки Корана. Были случаи, когда семейный совет (например, в Саудовской Аравии) низлагал короля, а на его место избирался новый из членов семьи. Монарх не только правит страной, но и объединяет светскую и духовную власть, занимая высший духовный сан. Он считается имамом в стране, где мусульманская религия признана государственной. Поэтому современную абсолютную монархию, существующую на Ближнем Востоке, называют абсолютистско-теократической.
Несмотря на то, что страны с абсолютной монархией сформировались на основе феодальной аристократии, они ныне процветают благодаря нефтяным богатствам. Большая часть власти сосредоточена у крупной финансовой буржуазии. Страны Персидского залива, где сохраняется монархия и нет парламента и конституции, превратили своих граждан во вполне состоятельных людей. Например, там существует общедоступная бесплатная медицина, бесплатное обучение и содержание в самых престижных учебных заведениях мира. Государство предоставляет молодым семьям жильё. Арабские страны с абсолютной монархией являются социальными государствами, нацеленными на рост благосостояния народа.
Султанат Оман
Рассматривая страны с абсолютной монархией, можно остановиться в качестве примера на Это государство, расположенное в Юго-Западной Азии, не имеет конституции, её роль выполняет Коран. Правительство выбирается самим монархом. Оно называется Совет государства. Первое его заседание прошло в 1998 году. Кроме него существует ещё Совет Шуры, руководитель которого назначается королем. В ведении Совета Шуры находятся обсуждения пятилетних планов развития, заботы об экологии, обращения к султану с выражением своего мнения. Только султан может решать международные дела. Посты крупных государственных чиновников, премьер-министра, губернаторов обычно принадлежат родственникам короля.
Чем же монархия превосходит прочие формы правления? Прежде всего - это возможность обеспечить стране целостность и дать ей равновесие. Конечно, эта форма правления не сможет автоматически решить все экономические, социальные и политические вопросы. Но в то же время государства с абсолютной монархией представляют собой стабильные образования на политическом и социальном уровне.
Давайте попробуем разобраться, что такое абсолютная монархия.
Определение: абсолютная монархия – это строй, при котором вся полнота государственной, а в некоторых случаях и религиозной власти сосредоточена в руках одного человека (король, император, султан, эмир). Глава концентрирует в себе функции законодательной, исполнительной, судебной власти, является главнокомандующим армии.
Отличительные черты и особенности абсолютной монархии
Отличительными чертами абсолютной монархии являются:
- централизация всех властных полномочий;
- жесткая иерархическая структура государственного управления;
- наследный характер передачи власти;
- власть монарха не может быть ограничена.
В Европе расцвет абсолютизма пришелся на XIV – XVI века. В современном мире также сохранились несколько государств с неограниченной властью.
Как форма правления абсолютная монархия появилась во времена Древнего Египта, Древнего Китая. Там вся полнота власти была сосредоточена в руках императора и фараона. Они были верховными судьями, главнокомандующими армий. Некоторые историки считают, что форму правления в древних государствах можно отнести к деспотии, а не к абсолютизму в современном его понимании.
Основы абсолютизма были заложены еще в Древнем Риме. Известна формула римского юриста Ульпиана – Государь не связан законами (источник: Википедия). В Европе большой вклад в формирование абсолютной монархии внес Никколо Макиавелли. В своих трудах он описал теоретические основы и особенности неограниченной власти монарха.
Особенностью абсолютизма в Средние века и в настоящее время, например, в Ватикане, являлось обожествление власти монарха. Это было выражено в церемонии одобрения (коронации) короля или царя в церкви. Связано это с тем, что в то время влияние церкви было огромно. Она доминировала во всех областях общественной жизни.
Абсолютная монархия в Европе
Появление абсолютизма в Европе было обусловлено изменением общественных отношений. К примеру, во Франции власть фактически принадлежала крупным землевладельцам (королю принадлежало только около 30% земель). Сословно-представительные органы имели неограниченное влияние на короля. Землевладельцы могли заставить короля принять любой закон, который им был выгоден. С развитием городов появляется новый класс буржуазии. Непрекращающиеся войны приводят к увеличению расходов. Появилась необходимость объединения, установления сильной власти.
Централизацию власти поддержали представители церкви. В тот период произошло слияние государства и церкви. Практически все посты в органах власти занимали священнослужители.
Земли переходят в собственность государства, сословно-представительные органы теряют свое влияние, развивается новая иерархия власти. Появляется регулярная армия, органы правопорядка. Законы, издаваемые королем, обязательны для исполнения по всей территории страны. Города утрачивают право на самоуправление, градоначальники назначаются королем.
По мере развития экономических отношений неограниченная монархия утратила свое значение, стала препятствовать дальнейшему росту благосостояния буржуазии. Возникшие противоречия привели к смене абсолютной монархии на конституционную, например, в Великобритании, и насильственному свержению государя, например, во Франции.
Отличительными чертами неограниченной монархии в Великобритании было сохранение функций парламента, отсутствие регулярной армии, разветвленного аппарата управления на местах.
В Германии и Италии (так как централизованные государства формировались позже) неограниченная монархия выражалась во власти местного князя.
В России абсолютная монархия (самодержавие) просуществовала до начала XX века.
Современные государства с абсолютной монархией
В настоящее время сохранились несколько государств с такой формой правления. Это:
- Ватикан – теократическое государство, вся власть в котором принадлежит главе католической церкви - Римскому Папе.
- Королевство Саудовская Аравия , согласно основному закону государства, является теократической абсолютной монархией, хотя номинально власть короля может быть ограничена нормами и правилами шариата.
- Королевство Свазиленд – в руках короля сосредоточена исполнительная власть. Номинально высшим законодательным органом является парламент страны, однако, фактически он исполняет только консультативную функцию.
- ОАЭ – государство, объединяющее в форме федерации, несколько эмиратов с абсолютной властью монарха. Президентом федерации является эмир Абу-Даби, а премьер-министром – эмир Дубая. Высший совет, в который входят все эмиры стран ОАЭ, является верховным органом в стране.
- Султанат Бруней – тоже является теократическим государством с неограниченными полномочиями султана. В стране номинально существует парламент, однако, состоит он только из родственников султана.
- Султанат Оман можно охарактеризовать как классическую абсолютную монархию. В руках султана Омана сосредоточена вся полнота власти. Он является премьер-министром, министром иностранных дел, финансов, обороны и исполняет обязанности директора Центрального банка страны.
- Эмират Катар – в государстве действует Конституция, согласно которой страна является абсолютной монархией. Эмир единолично назначает всех членов правительства и консультационного совета.
За всю историю монархической власти существовало несколько ее типов и вариаций. Все зависело от того, насколько сильной была власть правителя в каждой из них. Особняком в этом списке стоит монархия абсолютная, зародившаяся в XVI веке и имевшая как положительные стороны (например, объединение земель в централизованное государство), так и отрицательные – это безграничная власть самодержца.
Понятие и сущность монархии
Первые зачатки монархии относятся к периоду возникновения государств Древнего Востока – в Междуречье, Египте, Индии и Китае. Владычество правителя было неограниченным, в его руках была сконцентрирована вся полнота власти. Главным судьей в государстве был правитель, он же был главнокомандующим войсками и, что самое главное, объявлялся сыном какого-либо бога, чаще всего Солнца. Такая форма правления называется деспотией. Монархия абсолютная имеет ряд совпадающих с ней характеристик.
В средневековье, с зарождением и развитием феодальных отношений, власть землевладельцев усилилась, а власть правителя, наоборот, была в какой-то мере ущемлена. Такое положение в Европе сохранялось вплоть до XVII века. Абсолютно представительная монархия ограничивала действия правителя.
Предпосылки появления самодержавия
Монархия абсолютная появилась не на пустом месте, и этому были свои причины. В развитом средневековье в Европе не было государств с сильной властью единого правителя. В то время – в XIV-XV вв., существовало господство феодалов и церкви. В колыбели абсолютизма Франции во власти короля находилось меньше половины земель государства, и назывались они одним словом - домен. В отдельных случаях феодалы даже могли принудить монарха подписать тот или иной закон. Что касается власти церкви – она была безграничной, и король не осмелился бы с ней идти на конфликт.
Однако нужно сказать, что развитое средневековье является временем возникновения буржуазии, для успешной деятельности которой просто необходим был порядок и сильная власть центра.
В результате установился порядок вещей, при котором старая аристократия хотела оставить все как прежде, не теряя своей власти и не давая господства королю. Новые же слои буржуазии чувствовали бы себя намного увереннее при абсолютной власти монарха. Церковь тоже была на стороне последних, так как предполагала, что она и государственный аппарат сплетутся в единое целое, что еще более усилит положение в обществе первого лица. Абсолютная монархия во Франции представляла именно такой симбиоз.
Возникновение абсолютной монархии
До эпохи абсолютизма существовала сословно-представительная монархия. Государственные органы при таком виде власти: во Франции – Генеральные Штаты, в Англии – Парламент, в Испании – Кортесы и т. д.
Колыбелью абсолютной монархии являлось Французское королевство. Именно там в XVI веке король стал безграничным правителем. Все земли стали государственными, а власть Парижа - непререкаемой. Короли на престол стали короноваться именно Папой Римским, что означало богоизбранность монарха. А в средневековье религия была неотъемлемой частью жизни любого гражданина. Таким образом, подданные считали короля помазанником Бога.
В период абсолютной монархии во Франции произошло сращивание церкви с государством. Отныне высокие государственные посты могли получить только представители духовенства. А крупные феодалы и другие зажиточные слои населения отдавали своих детей обучаться преимущественно в духовные учебные заведения, т. к. понимали, что именно через церковь те смогут построить себе карьеру. Самым знаменитым церковником и при этом государственным деятелем эпохи абсолютизма был Ришелье, занимавший во Французском королевстве более 30 постов одновременно, и по влиянию не уступавший королю.
Отличительные особенности абсолютной монархии
Раньше всего абсолютизм возник во Франции. Произошло это во время смены эпох: новая промышленная буржуазия наращивала свои позиции в обществе и государстве, оттесняя, таким образом, старую землевладельческую аристократию. Король в это время не растерялся и на волне противостояния двух преобладающих классов увеличил свое влияние. С этого момента законодательная, фискальная и судебная ветви власти находились в руках одного человека – монарха. Для поддержания своего статуса королю необходима была сила - создается регулярная армия, целиком подчиняющаяся напрямую королю.
Если раньше монархия была дворянской, т. е. опорой была землевладельческая аристократия, то с возникновением абсолютизма король «становится на две ноги»: к феодалам присоединяется класс буржуазии, который включает в себя деятелей торговли и промышленности. Сложившийся статус-кво взяла на вооружение абсолютная монархия, век которой наступил в XVII столетии и был назван эпохой «классического абсолютизма».
По принципу Левиафана, абсолютизм характеризовался следующими словами: власть в интересах какого-либо сословия делегируется в руки государства (в лице монарха), и всем подданным остается подчиняться.
Аппарат управления государством
Монархия абсолютная стала точкой, с которой началось разрастание аппарата управления – бюрократизация государства. До эпохи абсолютизма большинство земель были розданы феодалам, и управление ими осуществлялось самими землевладельцами. Королю же оставалось только собирать налоги.
Когда вся власть сосредоточилась в руках монарха, возникла необходимость четкой организации управления на всей территории страны. Именно поэтому стали появляться бюро с огромным количеством новых должностей. Большую роль при этом стали играть секретари всех рангов. Города лишились самоуправления. Должности мэров, бывшие ранее выборными, стали назначаемыми. Король по своему усмотрению жаловал титул правителя города какому-либо богатому человеку, т. к. чаще всего выбор монарха зависел от солидной суммы, которую ему предлагал претендент на должность мэра. Только деревне было даровано самоуправление, которое тоже существовало недолго.
Возникновение самодержавия в России
Россия шла немного иным путем развития политической системы, но это не помешало ей примерно в то же время, что и в Европе, перейти к абсолютизму. В XVI веке у власти в Москве был Иван IV, которому дали прозвище «Грозный». Именно он стал основателем на Руси абсолютной монархии и первым русским царем. Власть Ивана IV была безграничной. В своей деятельности он опирался только на себя и преданных ему людей. При нем произошло усиление государства, расширение границ, началось развитие экономики и финансовой системы.
Продолжателем дела укрепления единоличной власти царя стал Петр I. Абсолютная монархия в России в годы правления Петра приобрела окончательный, сформировавшийся вид, и ей было суждено существовать практически без изменений в течение 200 лет, до момента падения самодержавия в 1917 году.
Особенности абсолютизма в России
При правлении царя Ивана IV создается избранная Рада. Она включала в себя представителей всех сословий, приближенных к царю. После этого создается Земский Собор. Целью этих действий было ослабление роли старой аристократии, являвшейся преградой на пути становления абсолютизма. Были созданы новые законы, стрелецкое войско, введена система налогообложения.
Если на Западе абсолютизм возник в результате противоречий старых и новых порядков, то в России причиной стала необходимость объединения для защиты от внешних угроз. Поэтому власть была деспотической, ставившей царей на один уровень с правителями первых цивилизаций Египта и Месопотамии.
Абсолютные монархии в современном мире
На начало 2016 года в мире абсолютными монархиями являются: Ватикан в Европе; Свазиленд – в Африке; Катар, Оман, Бруней, Саудовская Аравия – в Азии. Во главе этих стран стоят правители с разными титулами, но всех их объединяет неограниченность власти.
Таким образом, абсолютная монархия, зародившаяся еще в XVI веке как необходимость для обеспечения экономического прогресса или защиты от внешних факторов, прошла длительный путь развития и сегодня имеет место в 6 государствах мира.