Храм клементия. Мой личный фотоблог

Церковь Климента папы Римского на Пятницкой "против полицейской части", "что в Ордынцах"

Пятницкая, 27/7, Климентовский пер., 7, Голиковский пер., 1

"Климентовский переулок назван в XVIII в. по стоявшей в нем церкви Климента".

"Ордынцы" упоминаются в княжеских грамотах XIV в. Первое письменное упоминание церкви Климента идет от 1612 г., когда здесь был отражен гетман Хоткевич. В 1657 г. храм был каменным. В 1662 г. думный дьяк Александр Степанович Дуров соорудил новый с приделами Знамения и св. Николая. В 1720 г. кузнец Иван Комленихин его перестроил. Нынешнее здание начало строиться в 1756 г. и в 1758 г. была готова западная половина с приделами Климента папы Римского и Петра папы Александрийского и Неопалимой Купины, а также колокольня. Проект, вероятно, был А. Евлашева; алтари приделов устроены в восточных углах. 17 мая 1762 г. прихожане просили разрешения сломать Знаменский храм с Никольским приделом и выстроить новый пятипрестольный. Средства дал табачный и винный откупщик, коллежский асессор Кузьма Матвеевич Матвеев, живший в этом приходе. Архитектором был, по-видимому, К. И. Бланк. Двусветная, пятикупольная с хорами на всех четырех сторонах церковь имела великолепные барочные иконостасы с прекрасными иконами середины XVIII в.; замечательна по красоте была ограда с решетками. Главный престол Преображения освящен в 1770 г. Внизу приделы Знамения и Николы, вверху на хорах Рождества Богородицы и Вознесения, освященный 28 мая 1774 г. Внутри сохранились некоторые иконы XVII в.".

На "Годуновом чертеже" (считается составленным до 1605 г.) расположение одной из церквей на Пятницкой улице точно совпадает с местом нынешней церкви Климента.

В 1662 г. отмечено в Ружных книгах (где упоминания о Клименте появляются с 1625 г.) окончание строительства "у Климента" церкви Знамения на средства думного дьяка Александра Дурова; с тех пор храм упоминается то под одним, то под другим наименованием, но как одна церковь (вероятно, церковь Знамения была придельной, но не сообщавшейся непосредственно с главной. - П. П.). Думный дьяк Александр Дуров состоял при царе Михаиле Феодоровиче, был оклеветан в 1636 г. и осужден на смертную казнь. Накануне казни видение от взятой с собою в тюрьму иконы Знамения сообщило ему, что он останется жив; то же видение в ту же ночь заставило царя пересмотреть дело и оправдать дьяка. В память о своем спасении Дуров "устрой на том месте, иде же бысть его дом, церковь каменну, украсив ю всяким благолепием, в честь... Знамения".

В "Путеводителе к древностям и достопримечательностям московским" Л. Максимовича (1792 г.) сообщается, что церковь Климента "построена купцом Иваном Комленихиным в 1720 г.".

В декабрьском номере 1862 г. "Московских ведомостей" рассказано о любопытной находке: в г. Верхнеуральске Оренбургской губернии был обнаружен рукописный сборник XVIII в. со "Сказанием о церкви Преображения между Пятницкою и Ордынкою, паки рекомой Климентовской". В нем рассказывалось, что в последние годы царствования Анны Иоанновны в приходе церкви Климента стояли палаты боярские Алексея Петровича Бестужева-Рюмина. Старый храм быстро ветшал, и его настоятель-старик просил "боярина" о помощи, которой тот не давал, покуда не взошла на престол императрица Елизавета Петровна. Она распорядилась в слободе Преображенского полка в Петербурге - полк первым присягнул ей на верность - соорудить церковь Преображения с приделом в честь Климента папы Римского: восшествие на престол императрицы совпало с днем памяти этого святого. Участвовавший в перевороте Бестужев решил последовать примеру императрицы - и тут существование московского Климента оказалось весьма кстати. Бестужев выделил 70 тыс. рублей. К лету 1742 г. старый храм разобрали и состоялась торжественная закладка нового: он должен был быть по примеру петербургского во имя Преображения с приделом Климента. Пятью годами позже церковь Климента в основном была закончена. Рукопись оканчивалась датой: 12 августа 1754 г.

Вероятно, проект был заказан тому же архитектору, что строил одноименную церковь в Петербурге - Пьетро Трезини, крестнику Петра I. С возвышением Бестужев охладел к постройке, и она не была завершена. К ней он вернулся в связи со своей опалой в 1758 г. и высылкой в подмосковную деревню. С воцарением Екатерины II Бестужев вернулся в Петербург и вновь забросил строительство храма, который был окончен в 1774 г. уже после смерти канцлера.

Все справочники говорят, что с 1758 г. церковь строилась "иждивением коллежского асессора Космы Матвеева", владевшего домом в Климентовском приходе. Это произошло потому, что во время опалы Бестужев вынужден был производить строительство через подставное лицо, не имея права действовать сам, - этим лицом и стал служивший по прежнему ведомству Бестужева - "иностранной части" - Козьма Матвеев".

"Церковь построена на средства купца К. М. Матвеева. Проект, заложенный в основу храма, приписывается П. А. Трезини и датируется 1742 г. Строилась церковь в 1762-1774 гг., уже в отсутствие зодчего, в 1751 г. уехавшего из России на родину. Имя строителя церкви неизвестно. На первом этапе им мог быть И. Ф. Мичурин, вернувшийся в Москву из Киева в 1754 г. после семилетнего отсутствия, вызванного строительством Андреевского собора (церковь Климента имеет много общего с возведенным Мичуриным собором Свенского монастыря). По обработке фасадов это типичный памятник барочной эпохи, но в основе его пространственного решения лежит простой кубический объем, увенчанный традиционным пятиглавием, насаждавшимся Елизаветой Петровной. Стены, обрамленные коринфскими колоннами, не имеют алтарных выступов. В общем облике храма, в членении на парадные этажи, в узорных металлических решетках, охватывающих верх здания, в обилии декора ощущается влияние дворцовой архитектуры. Внутренняя отделка церкви плохо сохранилась. Великолепный иконостас XVII (вероятно, опечатка, нужно "XVIII в.". - П. П.) изобилует деревянной скульптурой. Колокольня и трапезная (1756-1758), соединенные с храмом по традиционной схеме "кораблем", плохо с ним согласуются и, очевидно, были выстроены другим зодчим".

Впрочем, вопрос об имени строителя храма так и остается окончательно не разрешенным. Последнюю со времени версию, основанную на архивных разысканиях, предложил С. Романюк.

"Самый известный архитектурный памятник этого переулка, по нему названного, - церковь Климента папы римского.

Его можно назвать самым загадочным и самым впечатляющим архитектурным памятником Замоскворечья. Поставленная с небольшим отступом от Пятницкой улицы, в глубине переулка, церковь сразу же приковывает внимание своим величественным пропорциональным пятиглавием - только оно и выдает культовый характер здания. Здесь нет даже обязательных алтарных абсид. Второй этаж трактован как парадный дворцовый, богато украшенный пучками колонн, наличниками и картушами с лепными волютами. Позади этой великолепной церкви-дворца прячутся странным образом не сочетающиеся с нею низенькая скромная трапезная и колокольня.

Церковь Климента - замечательное произведение талантливого архитектора, имя которого до сих остается неизвестным, а само время появления этого памятника развитого барокко, его принятая датировка находятся в явном противоречии с тогдашней классицистической стилистикой московской архитектуры. Более того, как отмечал академик И. Э. Грабарь, "по своему облику он выпадает из круга московских памятников данного периода, будучи наделен скорее чертами петербургской архитектуры, но архитектуры высокого стиля, притом не имеющей прямой аналогии с творчеством ведущих мастеров Петербурга".

История строительства церкви Климента отнюдь не способствует прояснению этих вопросов. Версия, впервые предложенная газетой "Московские ведомости" в декабре 1862 г., о том, что она была выстроена на деньги канцлера А. П. Бестужева-Рюмина, якобы имевшего свои палаты в ее приходе, не подтверждается документами. Впервые церковь упомянута в начале XVII в., когда после отражения польско-литовской интервенции она была выстроена в дереве, а в 1668 г. - в камне. В 1720 г. купец И. Комленихин ее расширил и перестроил. Очевидно, это он был упомянут в церковной исповедной ведомости в 1740 г. - "первой гильдии купец Иван Федоров сын Комленихин 52 лет".

В более позднее время - в середине 1740-х гг. - другим богатым членом церковного прихода становится К. М. Матвеев, фабрикант и купец 1-й гильдии. Среди мелких чиновников, мастеровых, крестьян он был единственным видным прихожанином, который мог перестроить церковь Климента. В 1756-1758 гг. на средства богатого купца строятся колокольня и трапезная, а 24 июля 1762 г. ему выдается так называемая "храмозданная грамота" на строительство главного здания собственно церкви, законченное в 1769 г. (по другим сведениям - в 1774 г.). В следующем году тем же "коштом Космы Матвеева" для нее отливается большой колокол.

Исследователь архитектуры русского барокко Т. П. Федотова выдвинула предположение, что проект церкви Климента был сделан в 1750-х гг. петербургским архитектором П. Трезини или кем-нибудь из его помощников, но не выполнен тогда в натуре. Строительство церкви по этому несколько измененному проекту было осуществлено значительно позже московскими архитекторами под руководством, возможно, И. Я. Яковлева.

В окрестности церкви Климента в XVII в. произошло событие, решительным образом повлиявшее на историю Москвы и всего Московского государства. Здесь 24 августа 1612 г. русское ополчение Минина и Пожарского штурмом захватило острог-крепость, где засели войска польско-литовских интервентов. Это был поворотный момент борьбы ополчения с интервенцией. После поражения у Климентовского острожка войска Хоткевича отступили к церкви Екатерины на Большой Ордынке, где у них стоял обоз с продовольствием и оружием для осажденных с Кремле интервентов".

"Эффектно поставленное на перекрестке, здание храма при низкой застройке этого района в XVIII в. своим мощным силуэтом создавало красивую перспективу для Пятницкой улицы".

"В 1900 г. храм был богато обновлен на средства Е. С. Ляминой; древний семиярусный иконостас и вся утварь вновь вызолочены, позолочены и главы. Реставрация обошлась около 100 000 руб.".

"Храм обновлялся также в 1902 г.".

"При церкви - приходское попечительство".

"В 1932 г. ограду стали разрушать".

По воспоминаниям старых прихожан, церковь закрыли в 1934-1935 гг. после неоднократных, все возраставших обложений ее налогами со стороны финансовых органов, что привело в конце концов к аресту священников. О судьбе последнего настоятеля, благодаря которому удалось прояснить во многом историю церкви Климента, рассказанную выше, скупо сообщает та же Н. Молева. Ни одной научной публикации о церкви Климента она не нашла, и тогда ей посоветовали обратиться к "Галунову".

" - Галунов?

Последний настоятель "Климента". - Оказывается, он не только существовал, недавно вернулся в Москву, но и к тому же поселился... в климентовской колокольне. Прошло всего несколько лет после Отечественной войны, и два пролета колокольни, забранные тесом с прорезанными в нем окошками - подзоры занавесок, серая вата между рамами, сизая герань - смотрелись каким-то старым замоскворецким особняком. Последний настоятель, по счастью, интересовался архивом. Там, оказывается, находилась обстоятельная - "знаете ли, настоящая повесть" - рукописная история церкви Климента". Однако из архива храма в Государственный архив Московской области перешли только регистрационные книги рождений, браков, смертей - остальное исчезло. Но примерное указание последнего настоятеля на публикацию в "Московских ведомостях", цитированную выше, и привело исследовательницу к ее гипотезе, почерпнутой в изложенной в этой публикации рукописи "Сказания... о церкви Климента".

В некрологе последнего настоятеля церкви Климента прот. Михаила Фокиевича Галунова сказано, в частности, что настоятельствовал он в Климентовском храме с 1925 по 1933 г. - последняя дата и является, по-видимому, годом закрытия церкви. Скончался прот. Михаил настоятелем церкви Всех Святых на Соколе, "где создал великолепный хор".

Благодаря хлопотам В. А. Мамуровского здание было передано Библиотеке им. Ленина для фондового хранения (т.н. "седьмые экземпляры"), и иконостас и частично внутреннее убранство не были окончательно уничтожены. В 1957 г. ограда, ранее стоявшая с отступом кругом храма, так что внутри нее проходил крестный ход, была по Климентовскому переулку при его расширении перенесена почти вплотную к церкви. С востока, где ограда полностью уничтожена, долго находился безобразивший окрестность грязный домик отхожего места. После неоднократных жалоб населения с просьбой убрать его отсюда, в конце концов его действительно снесли... и на его месте создали куда больший по размерам подземный каменный сортир, прямо под алтарями храма (впрочем, он уже с десяток лет стоит заколочен).

Внутри для хранения книг настроены этажами стеллажи, иконостас постепенно пришел в худое состояние. Внешне церковь ремонтировалась в 1970-е гг., но при этом оставался почему-то нетронутым нижний этаж.

Храм вместе с оградой конца XVIII в., частично реконструированной, стоит на государственной охране под № 28.

Когда мы делали фотографию - это было в Вербное воскресенье 1979 г., - то заметили, что чья-то добрая рука в наглухо заделанные двери паперти под колокольней по Голутвинскому переулку прямо в замок вставила ветку освященной вербы.

"В 1986-1987 гг. 30 тысяч томов церковной литературы, хранившейся в церкви Климента, и в том числе из библиотеки Оптиной пустыни, были переданы Московской духовной академии. В 1988 г. около 400 книг и примерно столько же брошюр возвращено в саму пустынь". Наконец, согласно письму Патриарха Алексия II от 31.8.1990 г. исполком Моссовета решил вернуть храм верующим.

(Basilica di S. Clemente al Laterano; Via Labicana, 95)

Церковь устроена на месте дома, принадлежавшее священномученику Клименту, папе римскому (91-100), вскоре после кончины сего святителя, последовавшей в Херсонесе Таврическом, куда он был сослан, по повелению Траяна, за имя Христово. В начале V в. церковь была перестроена и получила форму базилики; в ней св. Григорий Двоеслов произнес две из своих бесед на Евангелия. В 1084 г. при вторжении в Рим норманнов была разрушена и эта базилика. Над развалинами ее в самом начале XII в. была сооружена новая церковь во имя того же священномученика Климента, существующая и доныне.

Развалины древней базилики оставались долгое время в безызвестности и открыты лишь в 1858 г.
Главный вход в церковь устроен с востока. За входом, представляющим собой небольшой портик (крыльцо), поддерживаемый четырьмя колоннами, открывается четырехугольный атриум (внутренний двор); он служил в древней Церкви местом стояния при богослужении кающихся первого разряда, называвшихся «плачущими», или «зимующими», ибо они стояли под открытым небом. Двор обнесен со всех четырех сторон также портиками, или галереями, поддерживаемыми колоннами. Один из четырех портиков, составляющий фасад церкви, служит ей притвором (папертью, или нарфиксом), где в древности стояли оглашенные «второго разряда», называвшиеся «слушающими».

Внутренность церкви представляет собой базилику, т.е. продолговатый прямоугольник, который двумя рядами колонн разделяется на три нефа (корабля). Правый от главного входа корабль предназначался в древней Церкви для мужчин, а левый - для женщин. В среднем же (или главном) корабле устроено особое место, именуемое «хором». Оно обнесено древней мраморной стенкой, взятой сюда из нижней церкви, и в древности предназначалось для диаконов, иподиаконов, чтецов и певцов.

Внутри хора устроен помост, на одной стороне которого (налево от главного входа) стоят: древний мраморный аналой для чтения Евангелия и возле него древняя же мраморная витая колонна с подсвечником для пасхальной свечи, а на другой (направо от главного входа) - древние же мраморные аналои: один для чтения Апостола и другой, несколько меньший, для чтения других богослужебных книг. В настоящем размещении аналоев для чтения Евангелия и Апостола, перенесенных сюда из нижней древней базилики, допущено отступление от обычая древней Церкви ставить первый из аналоев в северной части храма, а последний в южной; произошло же это, полагают, от невнимательности тех лиц, которым поручено было сооружение нынешней церкви.

За хором возвышается главная часть храма, алтарь. Эта часть поднимается на три ступени выше церковного помоста, занимает всю среднюю апсиду (полукруглый выступ) церкви и отделяется от остальной церкви небольшой мраморной перегородкой. В алтаре на особом возвышении стоит главный престол, обращенный лицом к молящемуся народу и, следовательно, к востоку. Над престолом устроена богатая древней формы сень (киворий), поддерживаемая четырьмя мраморными колоннами. За престолом на горнем месте стоит епископское седалище, или кафедра, по обеим сторонам ее вдоль стены алтаря находятся скамьи для пресвитеров.

Внутри возвышения, на котором стоит главный престол, как видно сквозь имеющуюся в передней стороне его решетку, находится гробница. В ней почивают мощи священномученика Климента, папы римского (память 25 ноября), и священномученика Игнатия Богоносца, кровь которого впервые обагрила песок Колизея.
Священномученик Климент происходил из рода древних римских царей и был учеником апостола Петра, от которого получил и святое крещение. От него же и от апостола Павла, который в послании к Филиппийцам именует Климента своим «сотрудником» (Филип. 4, 3), св. Климент восприял хиротонию во епископа римского. Вместе с другими верными он с честью похоронил в 67 г. страдальческое тело апостола Петра в Ватиканских катакомбах. Будучи в заточении за имя Христово в городе Херсонесе Таврическом, он обращал ко Христу проповедью и чудесами тамошних язычников, за что и был утоплен, по повелению Траяна, в Черном море с якорем на шее. Херсонес находится близ теперешнего Севастополя: известен тем, что в нем в 988 г. принял христианскую веру св. равноапостольный Великий князь российский Владимир.

Честные мощи его обретены в IX в. усердием свв. равноапостольных Кирилла и Мефодия и часть мощей ими же перенесена в Рим при папе Адриане (867) и тогда же положена в настоящей церкви. Честная же глава его с другой частью мощей из Херсонеса была перенесена св. равноапостольным князем Владимиром в Киев и положена в сооруженной им Десятинной церкви, в которой и хранилась до XIII в. Во время нашествия Батыя на Киев в 1240 г. Десятинная церковь была разрушена, а вместе с сим утратились и мощи священномученика Климента. Достойны внимания богатые мозаики в полукуполе главного алтаря, хотя и существующие с начала XII в., но запечатленные характером глубокой христианской древности. На лицевой арке алтаря изображен благословляющий Спаситель с Евангелием в левой руке, по сторонам Его — символы четырех евангелистов, под ними,- два первоверховных апостола с папой Климентом и архидиаконом Лаврентием; еще ниже — пророки Исайя и Иеремия, стоящие с хартиями своих пророчеств над двумя священными городами — Иерусалимом и Вифлеемом.

В самом полукуполе изображен распятый Господь с Божественной Своей Матерью и возлюбленным учеником по сторонам, и с ликами святых меж зеленых венков; на концах креста двенадцать голубей - символ 12 апостолов. Пониже - Агнец с златым нимбом, или сиянием, вокруг главы; по сторонам его - по шести других агнцев, идущих из Вифлеема и Иерусалима: это символическое изображение Христа и Его Церкви. Из горы, на которой, как бы в середине куста, водружен крест, вытекают четыре райские реки; два оленя (иудеи и язычники) утоляют из них жажду.

Из церковной ризницы (Sacrestia), ход в которую устроен на правой стороне от главного входа, широкая лестница ведет в подземную первоначальную базилику св. Климента (Chiesa inferiore). Расположение ее соответствует расположению частей верхнего храма, но в больших размерах. Уцелевшие здесь части стен, именно северной и западной, носят на себе следы украшений древнего дохристианского мира. Кроме того, подземная церковь богата стенной живописью, относящейся к IV-XI векам.

Помимо своей древности, нижняя базилика Климентова священна для нас, русских, потому, что она некогда служила местом упокоения св. равноапостольного Кирилла, первоучителя славянского (память 14 февр. и 11 мая, вместе с памятью равноапостольного брата его св. Мефодия).

Святые братья Кирилл и Мефодий, просветители славян, были дети знатного и богатого греческого вельможи, по имени Лев, и супруги его Марии, живших в византийском городе Солуни. Они составили славянскую азбуку, перевели с греческого на славянский язык священные и богослужебные книги и ввели у славян богослужение на их родном языке, за что претерпели немало неприятностей от латинского духовенства. С целью, чтобы получить священников для новообращенных ими моравских христиан, а также найти управу на латинское духовенство, возбранявшее им совершать службу Божию на славянском языке, святые братья Кирилл и Мефодий прибыли в 867 г. в Рим к папе Адриану и принесли с собой часть мощей священномученика Климента, открытых в Херсонесе. Посвящение иереев для моравских христиан в первый день было совершено в Ватиканском соборе, где литургию пели на славянском языке; на другой день - в церкви преподобной Петрониллы и на третий день - в церкви св. апостола Андрея. Затем пели всенощное бдение на славянском языке в церкви св. апостола Павла (Basilica di San Paolo fuori le mura), а утром совершали литургию над святым гробом. В Риме св. Кирилл заболел и умер 14 февраля 869 г. Честное тело его по повелению папы Адриана было погребено с величайшими почестями в Ватиканском соборе, но затем по просьбе св. Мефодия оно было перенесено в церковь во имя св. Климента и положено по правую сторону алтаря, и прославилось здесь чудесами и исцелениями. К прискорбию, впоследствии честные мощи св. Кирилла были сокрыты в неизвестном месте, а с течением времени и самое имя славянских первоучителей было забыто в Риме: утратилась даже память о месте, где именно были погребены мощи св. Кирилла. Св. Мефодий скончался 6 апреля 885 г. в сане архиепископа Моравского и погребен в соборной церкви в Велеграде (Сербия).
При раскопках в нижней церкви найдены были явные следы пребывания здесь мощей св. Кирилла. Вправо от того места, где в древней церкви должен был находиться престол, оказалось кирпичное сооружение четырехугольной формы, имеющее пустую внутренность. Это сооружение, как видно, раньше было обложено мрамором и служило погребальным монументом. Здесь, судя по всему, и почивали мощи св. Кирилла.

В самом монументе была открыта ниша, рядом с которой обнаружены две потускневшие от времени картины, относящиеся к истории свв. Мефодия и Кирилла. Одна изображает крещение св. Мефодием язычника, причем св. Мефодий нарисован с бородой, в греческом богослужебном облачении и омофоре, с нимбом вокруг главы. Другая изображает послание св. Кирилла греческим императором Михайлом на проповедь к славянам. Гробница, в которой был погребен св. равнопрестольный Кирилл, стоит в настоящее время подле южной стены подземной церкви. В этой подземной церкви - множество памятных досок, посвященных св. Кириллу, от разных славянских народов, в т.ч. и от русского.

Кроме двух упомянутых картин, относящихся к истории свв. Мефодия и Кирилла, надобно отметить еще некоторые памятники древней живописи, сохранившиеся на стенах и подземной базилике св. Климента.
Наиболее древние фрески, с IV и до IX в., следующие: Распятие Господне с предстоящими Богоматери и Иоанном Богословом, причем Спаситель пригвожден ко кресту четырьмя гвоздями, а не тремя, как обычно пишут позднейшие латинские живописцы; Сошествие Спасителя в ад и Изведение оттуда за руку древнею Адама; Три Марии у гроба Господня; Христос на браке в Кане Галилейской; Отшествие Богоматери на неба внизу, на земле, изображены апостолы, которые стоят у погребальной пещеры Богоматери, подняв взоры свои к небу; изображение Божией Матери с Предвечным Младенцем на руках; круглое поясное изображение Господа Иисуса Христа (без бороды); едва заметное изображение усечения главы святой великомученицы Екатерины Александрийской; изображены также многие святые и ангелы.

Фрески IX-XI веков следующие: Христос, с Архангелами Михаилом и Гавриилом по сторонам, держит Евангелие в левой руке, а десницей с греческим перстосложением благословляет свв. Кирилла и Мефодия, как бы представляемых Ему св. апостолом Андреем Первозванным и священномучеником Климентом; перенесение мощей св. Кирилла из Ватиканского собора в Климентову базилику; эта фреска, как видно из надписи внизу ее, сооружена по обету некоей «мясничихой Марией по страху Божию и во спасение души». Сзади гроба видна громадная толпа народа с хоругвями в предшествии епископа (вероятно, папы Адриана) в омофоре и с тиарой на главе; по бокам его два греческих священника с бородами в черных мантиях и епитрахилях: один из них (вероятно, св. Мефодий) имеет нимб вокруг главы; изображение некоей матери, нашедшей у гробницы св. Кирилла целым и невредимым своего ребенка, которого она уже год считала погибшим на дне моря. Это тоже - обетная фреска: под ней видно изображение семьи жертвователя (Beno di Rapiza), стоящей пред иконой св. Климента, в благодарность которому и сооружена настоящая картина.

На другой фреске, сооруженной тем же жертвователем и его женой Марией, изображено совершение литургии св. Климентом. Есть и фреска, относящаяся к истории преподобного Алексия, человека Божия: возвращение Алексия из Эдессы в Рим; Алексий на смертном одре, окруженный папой Вонифатием и его клиром; плач родителей и жены над бездыханном телом Алексия. Выше этой фрески имеется изображение Христа на троне, окруженного Архангелами Михаилом и Гавриилом и святителями: священномучеником Климентом и Николаем Чудотворцем; изображение пророка Даниила во рву львином и некоторые другие изображения.

Архимандрит Дионисий «Спутник православного богомольца в Риме» 1908 г.

После Октябрьской революции в 1917 г. многие древние храмы Москвы были, к сожалению, уничтожены. Однако некоторые религиозные сооружения практически чудом, но все же были сохранены. Относится к их числу и церковь Климента, Папы Римского, в Замоскворечье, на ул. Пятницкой. Особенностями этого старинного храма являются достаточно необычные для православной церкви архитектура и убранство. По-другому церковь называют также храмом Спаса Преображения.

Минин и Пожарский

О точном времени строительства храма Климента историкам, к сожалению, ничего не известно. Впервые упоминание об этой церкви встречается в летописи, повествующей о битве войск Минина и Пожарского с поляками, происходившей 24 августа 1612 г. Тогда русские казачьи войска отбили у Ходкевича этот храм и находящийся поблизости острог, тем самым нарушив планы гетмана по подготовке ко взятию Московского кремля.

Храм до революции

Согласно летописи, в те времена это сооружение имело совсем другой вид. Построено оно было, как и большинство других храмов Москвы, из дерева. Однако уже через 40 лет после битвы церковь Климента, Папы Римского, совершенно преобразилась. На месте старого деревянного сооружения построили каменное. Первое упоминание о новом храме относится к 1657 году. В начале XVIII века церковь была полностью перестроена. Рядом с ней также были возведены трапезная и колокольня с двумя приделами. Архитекторами нового храма стали предположительно А. Евлашов или К. Бланк.

В середине XVII I в. церковь вновь была подвергнута глобальной реконструкции. Основной объем старого здания снесли, а к 1769 году строители завершили возведение пятиглавого барочного храма. Финансировал реконструкцию московский Матвеев. Архитектором предположительно был итальянец Пьетро-Антонио Трезини. Именно в таком виде эта церковь дошла и до наших дней.

Храм после революции

Решение о закрытии церкви Климента, Папы Римского, на Пятницкой властями Москвы было принято в 1929 году. Как рассказывают священники, разгонять верующих пришли прямо на Великую пятницу. Прихожанам даже не дали отпраздновать Пасху. Протоиерея Михаила Галунова, определенного на эту должность в 1925 году и много сделавшего для реставрации храма, увезли в НКВД. В лагерях в дальнейшем он находился 10 лет.

В 1934 г. пустующую церковь Климента на Пятницкой было решено разрушить. Жильцы близлежащего дома написали об этом петицию властям. В ней они просили на месте храма обустроить детскую площадку. Однако за церковь вступились реставраторы Игорь Грабарь и Петр Барановский, спасшие в те времена тысячи древних религиозных сооружений. Сегодня РПЦ называет их подвижниками и всячески почитает, даже несмотря на то, что они были неверующими.

История церкви Климента, Папы Римского: интересные факты

Как было на самом деле, никто достоверно не знает. Но о спасении церкви Климента на Пятницкой существует довольно-таки Считается, что Барановский и Грабарь отправились прямо к Ведь именно этого советского военачальника и политика в детстве крестили в честь святителя Папы Римского. По слухам, по указу Ворошилова в 1934 г. в церковь на Пятницкой привезли первое полное издание сочинений Ленина, как раз вышедшее в то время. В храме быстро соорудили огромные стеллажи и заставили их книгами, в том числе и произведениями вождя революции. То есть здесь экстренно была создана библиотека.

Пришедшим разрушить храм взрывникам работники книгохранилища пригрозили звонком в НКВД о диверсии. Увидев на стеллажах книги Ленина, те, согласно легенде, ретировались.

Таким образом, благодаря заступничеству двух реставраторов, церковь Климента, Папы Римского, в советские годы почти не пострадала. До наших дней она сохранилась практически в первозданном виде.

Связан с церковью Климента и еще один довольно-таки интересный факт. Священники рассказывают, что отбывший десятилетнее наказание протоиерей Михаил Галунов после освобождения долгое время вместе с женой тайно проживал в колокольне храма. Считается, что возможным это стало благодаря тому, что в книгохранилище, организованном в церкви, работали верующие библиотекари.

Состояние храма в начале нового тысячелетия

Разрушена церковь Климента, Папы Римского (Спаса Преображения), в Москве в 30-е годы, как многие другие, не была. Однако и особого внимания ей в последующем, конечно же, никто не уделял. К 2002 году библиотека в храме еще работала, но находился он в ужасном состоянии. Большинство окон в здании отсутствовало, а крыша протекала.

Реставрация храма

Первыми о задумались, конечно же, верующие. На их деньги была проведена небольшая реконструкция. Для сохранения здания первым делом перекрыли кровлю. Течи прекратились. Также верующие позаботились и о большинстве окон. В проемы были вставлены стекла. Через некоторое время священнослужителям удалось привлечь внимание к состоянию храма властей. В 2008 году по инициативе Лужкова здание было передано РПЦ. Книги из него вывезли. В 2014 г. реставрация храма святого Климента была практически закончена. Финансировали реконструкцию этого важного для духовной жизни страны сооружения московские власти.

Отзывы о церкви Климента, Папы Римского

Конечно же, за несколько лет после открытия и реставрации храм посетили многие верующие и любители истории. Отзывы о проведенных в нем работах существуют только хорошие. Выглядит церковь, по мнению многих прихожан, просто великолепно. Интерьеры ее необычны, но настраивают на нужный лад верующего очень хорошо. Отличные отзывы эта церковь заслужила и за то, что рядом с ней имеется чистый скверик. Здесь можно посидеть в тени, отдохнуть и подышать воздухом старой Москвы.

Кто такой святой Климент

Собственно сам покровитель этой церкви жил в Риме во времена Христа и апостола Петра. Родителей святого Климента звали Фавстом и Матфидией. Оба были царского происхождения и приходились родственниками римскому императору. Помимо Климента, у них было еще двое детей — близнецы Фавстин и Фавстиниан. Веры родители святого придерживались языческой.

Случилось так, что из-за поступка неблагочестивого человека вся эта большая семья растерялась. Долгое время ее члены считали друг друга погибшими. Воссоединились они только через 24 года после разлуки благодаря апостолу Петру. Братья-близнецы и Климент, независимо друг от друга, поверили в Христа и последовали за этим святым.

Печальные истории своей жизни рассказывали почитаемому апостолу многие люди. Сделали это и Климент и Матфидия. Петр совершенно случайно встретил ее просящей милостыню у входа в один из городов, через который проходил. Поняв, что женщина и его ученик приходятся друг другу сыном и матерью, апостол организовал их встречу. Об этой счастливой истории в подробностях узнали и другие последователи Петра, в том числе и близнецы Фавстин и Фавстиниан. Конечно же, они тут же поняли, кем являются Климент и Матфидия, и поспешили встретиться с ними.

Но чудеса на этом не закончились. Счастливая Матфидия поверила в то, что найти детей ей помог сам Христос, и попросила Петра окрестить ее. Но о предстоящем в его городе обряде прослышал один старый астролог. Ученый начал уговаривать Петра не крестить женщину, так как никакого Бога на небе нет. Да если бы он и был, то, по словам старца, не допустил бы гибели его жены и детей много лет назад. Выслушав историю астролога, Петр понял, что перед ним стоит муж Матфидии и отец трех его учеников. Так семья воссоединилась окончательно.

Почему святого называют Папой Римским

Храм священномученика Климента, Папы Римского, был построен в честь этого святого, конечно же, не из-за чудесного воссоединения его с семьей, а в память о его делах. Встретившись, родители Климента вернулись в Рим и были осыпаны подарками и всякими благами их обрадовавшимся родственником — римским императором. Конечно же, Матфидия и Фавст начали активно проповедовать новую религию. После их смерти это дело продолжил Климент. За свою жизнь этот проповедник часто подвергался гонениям и в конечном итоге был утоплен язычниками в море.

Сегодня церковь очень почитает святого Климента, считая, что именно он первым распространил христианство среди римской знати. До него эта религия была верой бедняков. Как знатный человек, Климент крестил очень много богатых римлян. В результате христианство стало религией в том числе и военных, и самых почитаемых граждан. Именно поэтому священники, включая православных, считают его человеком, достойным носить звание первого дораскольного Папы Римского.

Особенности архитектуры

Внешне церковь Климента, Папы Римского, выглядит очень необычно. Похоже это здание скорее не на православный храм, а на католический. Архитектура этого сооружения по стилю очень приближена к западноевропейской. Однако внутренняя православная суть храма, по мнению его священнослужителей, сохранилась полностью.

Внутреннее убранство

Интерьеры храма Папы Римского выполнены в также необычном для православного религиозного сооружения стиле рококо. Внутреннее убранство его немного напоминает католическое. Однако, в отличие от западных храмов, в церкви святого Климента нет изображений химер и чудовищ. Православные священники считают их наличие в оформлении признаком отхода католической церкви от истинной веры.

Конечно же, основой внутреннего убранства храма являются иконы. Старых образов в церкви Климента сохранилось пять. Самой почитаемой при этом является икона Державной Божьей Матери. Этот образ считается даже более старым, чем обретенный в Коломенском, использовавшийся когда-то при отречении Николая II.

Создана эта икона, как и четыре остальных, итальянскими мастерами. В сравнении с традиционными православными, все эти изображения выглядят довольно-таки необычно. В церкви имеется даже образ святой Екатерины, на котором представлена не она сама, а императрица Екатерина II. Такие вольности иногда позволяли себе иконописцы XVIII века. Современная Церковь этого не одобряет. И тем не менее икона украшает стены храма, и посмотреть на нее может любой желающий.

Как найти храм

Добраться до церкви Климента, Папы Римского, в Москве труда не составит. Находится она прямо в центре города, на месте бывшей казачьей слободы. Доехать до нее можно на метро. Расположена эта церковь прямо между двумя большими станциями — "Третьяковской" и "Кузнецкой" — и занимает почти весь Климентовский переулок. Точный адрес храма выглядит так: Москва, ул. Пятницкая, д. 26, стр. 1.

Церковь Климента в Пскове и других городах

Конечно же, в честь этого почитаемого святого в России построен не один только храм на Пятницкой. Есть такие церкви и в других городах России. Посетить храм святого можно, к примеру, в Пскове. Церковь Климента, Папы Римского, в этом городе находится на Ольгинской набережной, д. 16.

Построен такой храм и в Великом Новгороде. Найти его можно по адресу: ул. Большая Московская, 36. Еще одна церковь святого действует в д. Костюрино Ярославской области.

Храм Климента, папы Римского, на Пятницкой July 12th, 2012

Храм Климента, папы Римского, - православный храм в честь Священномученика Климента, расположенный в Москве на пересечении Климентовского переулка и улицы Пятницкой. Является крупнейшим в Замоскворечье храмом. Его главный престол освящён в честь Преображения Господня и вторым названием церкви является храм Спаса Преображения. Нынешнее здание храма было построено в 1770 году.

Храм был впервые упомянут в письменных источниках под своим именем в 1612 году, в связи с событиями Московской битвы между русскими ополченцами и польским-литовским войском гетмана Ходкевича. 24 августа 1612 года у "острожка (Климентьевский острог), что был у Климента Папы Римского" развернулись тяжелые бои между казаками, оборонявшими острог, и пехотой гетмана Ходкевича. Во время этих боев, когда войска гетмана захватили острог и церковь св. Климента, св. Авраамий (Палицын) совершил один из своих подвигов, остановив отступление казаков из острога.

Первый каменный храм на этом месте датирован 1657 годом; в 1662 году у него было уже три придела.


Храм был перестроен в 1720 году, затем в 1756-1758 годах к нему добавили трапезную и колокольню.

В 1762 году прихожане получили разрешение на слом главного объёма старого храма, и к 1770 году на средства купца К.М.Матвеева был завершён пятиглавый барочный храм, дошедший до наших дней. Авторство постройки не установлено: предположительно, его выстроил И.Я.Яковлев по проекту Пьетро-Антонио Трезини.

Первой найденное фото храма сделано в 1882 году из Климентовского переулка:

1905 год:

1906 год:

Павильон, который находился в ограде храма, - 1920-е годы. К сожалению, его снесли в 1932 году из-за расширения улицы.

Конец 1920-х годов - сам павильон был построен ещё в XVIII веке. В настоящее время он уже восстановлен и находится на стороне Пятницкой улицы.

В 1929 году храм был закрыт.

Вид с Пятницкой улицы на храм в 1931 году:

Павильон в 1932 году - видно, как он сильно обветшал - в этом же году его снесут:

А следующие 2 снимка для сравнения были сделаны с Пятницкой улицы. Первый сделан в 1932 году - павильон еще на месте:

А это уже снимок после 1932 года с видом на храм и уже отсутствующий павильон:

В 1934 году храм был отдан под хранение книг Ленинской библиотеке.

1940 год - перед храмом со стороны Пятницкой улицы небольшой сквер со скамейками:

Первая половина 1960-х годов - сам храм сильно обветшал и это чудо, что его также не разрушили. Здесь видны трамвайные пути, которые раньше проходили по Пятницкой улице.

Первый найденный цветной снимок датируется 1972 годом - трамвайных путей уже нет и в сквере перед храмом очень сильно подросли деревья.

1975 год - вид с Пятницкой улицы:

Вид на храм из Климентовского переулка в 1976 году:

Вид на храм с другой стороны (не такой популярной у фотографов тех времён, если судить по архивным фотографиям) от станции метро "Третьяковкая" в 1980-х годах:

1986 год:

1989 год:

1989 год - на храме видны строительные леса - видимо, чтобы окончательно не разрушился:

Вид на храм в 1992 году из Климентовского переулка:

Ограда храма в середине 1990-х годов:

Вид на храм в середине 1990-х годов от станции метро "Третьяковская":

И напоследок ещё несколько архивных фотографий храма в 1997 году, когда он явно уже нуждался в реставрации:




В 2008 году храм был возвращён Русской Православной Церкви, книги были вывезены, и по инициативе Ю.М.Лужкова была начата масштабная реставрация по воссозданию исторического облика, которая отчасти продолжается и в настоящий момент. Хотя основные строительные леса уже убраны. Также был восстановлен павильон, который до 1932 года был в ограде со стороны Пятницкой улицы.


Вход в храм Климента, папы Римского, на Пятницкой находится со стороны Климентовского переулка недалеко от выхода со станции метро "Третьяковская".

Расположен храм Климента, папы Римского, на Пятницкой по адресу: улица Пятницкая, д.26, стр.1. Ближайшие станции метро - "Новокузнецкая" или "Третьяковская".
Официальный сайт храма -

На пересечении Пятницкой улицы и Климентовского переулка стоит большая пятикупольная церковь святого Климента, не похожая на другие московские храмы. Она словно явилась из Петербурга. Храм и сегодня считается крупнейшим в Замоскворечье. Но его главное сокровище находится внутри – полностью сохранившаяся отделка интерьера XVIII века.

Первое упоминание церкви святого Климента в источниках относится к эпохе Смутного времени в России. 24 августа 1612 года во время освобождения Москвы от поляков рядом с деревянным храмом существовал Климентьевский острожек, у стен которого развернулось сражение между казаками (сторонниками Второго ополчения) и отрядом гетмана Ходкевича. Битва, окончившаяся победой казаков, сыграла немаловажную роль в освобождении Москвы. В середине XVII века храм святого Климента упомянут уже как каменный, в 1720 году его перестроил купец Иван Комленихин. Наконец, в 1756 году началась масштабная перестройка храма, затронувшая в первую очередь его западную часть – колокольню и трапезную. Деньги на строительство храма давал купец Кузьма Матвеев. Есть много версий относительно непосредственного автора проекта: фигурируют имена архитекторов Евлашева, Трезини, Мичурина, Яковлева, Бланка, Растрелли.

В 1762 году началось строительство восточной части храма, его главного престола во имя Спаса Преображения. Полностью работы были завершены лишь к 1774 году. После окончания строительства храм включал семь престолов с семью иконостасами – огромное число для приходской церкви. Помимо приделов в храме и его трапезной, ещё два придела были освящены на хорах. По богатству своих фасадов Климентовский храм принадлежит к выдающимся образцам барокко в Москве. Основной объем увенчан пятью мощными куполами на высоких световых барабанах и обильно украшен лепниной, изображающей херувимов, раковины и рокайли. Узорные решётки использованы как в церковной ограде, так и непосредственно на здании храма, над его карнизами. В том же духе барокко выдержан семиярусный иконостас главного храма, украшенный деревянными скульптурами, и иконостасы боковых приделов.

В 1934 году храм был закрыт для богослужений. К счастью, планы сноса и строительства на его месте детского сада не были реализованы (по замоскворецкой легенде, за церковь своего святого покровителя заступился нарком обороны Климент Ворошилов), здание превратили в книгохранилище Государственной Библиотеки имени Ленина, сотрудники которой смогли сохранить пять из семи церковных иконостасов, существенную часть лепного декора и другие элементы интерьера. В 2008 году библиотека окончательно покинула здание, после чего в нём начались широкомасштабные работы. Возрождение уникального храма завершено: воссоздан утраченный в ХХ веке павильон со стороны Пятницкой улицы, прошла реставрация иконостасов. Укреплен фундамент, воссозданы кирпичная кладка и штукатурный слой, окна и лепнина на фасаде, кровля, отреставрированы главки, которые украсили новые кресты, восстановлены паперть и утраченная часть церковной ограды.