Игумен серапион

Единственная в системе духовного образования Русской Православной Церкви магистратура по миссиологии открыта в (с миссионерской направленностью). Первый набор объявлен на 2014/2015 учебный год. О перспективах развития магистратуры в интервью порталу Учебного комитета рассказывает заместитель председателя , заведующий магистратурой Белгородской духовной семинарии игумен Серапион (Митько).

— Отец Серапион, в связи с чем было принято решения открыть в Белгородской семинарии магистратуру?

— Создание магистратуры по миссиологии — важнейший элемент формирования общецерковной системы миссионерского образования.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и во исполнение постановлений Архиерейского Собора 2013 года планируется открытие образовательных центров подготовки приходских миссионеров на базе духовных учебных заведений.

Представители Белгородской духовной семинарии и Синодального миссионерского отдела приняли активное участие в разработке Церковного образовательного стандарта по подготовке миссионеров, который был принят принят Высшим Церковным Советом 21 июля 2013 года [и одобрен на заседании Священного Синода 16 июля 2013 года ()]. Стандарт ориентирован, прежде всего, на двухлетнюю подготовку миссионеров из числа мирян и будет реализовываться по программам подготовки, переподготовки и повышению квалификации и ориентирован, прежде всего, на двухлетнюю подготовку миссионеров из числа мирян. Его реализация призвана решить наиболее насущные проблемы подготовки приходских миссионеров.

Сегодня необходимы люди, способные обучать миссионеров в рамках принятого стандарта, именно для таких людей, а также для руководителей епархиальных миссионерских отделов и открывается наша магистратура по миссиологии.

Конечно, это лишь начало формирования системы миссионерского образования. Наряду с двухлетней образовательной программой существует более фундаментальные проекты — Миссионерский факультет , работающий по стандарту 033300 Религиоведение, и Белгородская духовная семинария, работающая по стандарту 033400 Теология. Эти образовательные учреждения готовят миссионеров-священнослужителей и миссионеров-богословов, призванных сформировать полноценную систему миссионерского образования.

Помимо этого мы стремимся активно участвовать в процессе приведения деятельности духовных учебных заведений Русской Православной Церкви в соответствие с требованиями светского законодательства об образовании и государственных образовательных стандартов.

Открытие магистратуры — важнейший фактор статуса духовных учебных заведений в российской системе образования, без наличия магистратуры духовные учебные заведения будут отставать в своем развитии от светских вузов.

— Это очень существенно?

— Конечно! В Белгородской области семинария и университеты обладают высокой степенью интеграции. У нас есть совместные научные проекты, священнослужители преподают в светских вузах, а светские преподаватели — в семинарии. По благословению нашего ректора многие семинаристы получили и продолжают получать высшее профессиональное образование в ведущих университетах региона, некоторые продолжают обучение в теологической магистратуре Белгородского государственного университета. Лицензирование бакалавриата и магистратуры Белгородской духовной семинарии расширит возможности наших выпускников.

— Каким образом и как долго вы готовились к открытию магистратуры?

— К открытию магистратуры наша семинария шла на протяжении почти всей своей истории.

После перехода духовных учебных заведений на пятилетнюю систему обучения Белгородская духовная семинария стала первой семинарией, образовательная программа которой включала в себя полноценную специализацию. В самом общем виде отличие образовательных программ бакалавра и специалиста состоит в том, что в бакалавриате специализация отсутствует. Нам не хотелось терять уникальный опыт миссионерской специализации, и открытие магистратуры как раз позволит эту специализацию сохранить.

— У вас был накоплен особый опыт в формировании учебных программ?

— Да. За последнее время Белгородской духовной семинарией совместно с Синодальным миссионерским отделом было подготовлено Положение о миссионерских практиках, принято активное участие в разработке Церковного образовательного стандарта по подготовке миссионеров, совместная работа с Учебным комитетом и другими синодальными учреждениями позволила приобрести уникальный опыт в сфере проектирования образовательных программ, что и способствовало открытию магистратуры в этом году.

— В магистратуре будет открыто только миссионерское направление?

— Да. Белгородская духовная семинария — центр миссионерского образования Русской Православной Церкви, поэтому мы открыли магистратуру именно по профилю «миссиология». На данный момент это единственная магистерская программа такого профиля в системе духовного образования Русской Православной Церкви. В рамках профиля «миссиология» открываются две аннотированные магистерские программы — миссионерская апологетика и организация миссионерского служения. Первая ориентирована на тех, кто занимается практической миссией, вторая — на руководителей епархиальных миссионерских отделов.

Третья аннотированная магистерская программа — «Внешняя миссия» — получила одобрение Учебного комитета, и мы планируем открыть ее в обозримом будущем.

— Почему не сейчас?

— Для ее реализации необходима более высокая степень интеграции учреждений и лиц, занимающихся внешней миссией. Для подготовки учебно-методического обеспечения также требуется некоторое время.

— Сколько мест предусмотрено для магистрантов?

— Материально-технические условия нашей семинарии позволяют принять не менее 20 абитуриентов-магистрантов. В настоящее время подано 12 заявлений от желающих обучаться на дневном отделении магистратуры и продолжается прием на заочное отделение. К нам обращаются священнослужители и миряне из других епархий, в том числе люди, занимающиеся практической миссией в Москве. Для их обучения будут задействованы системы дистанционного образования.

— Кто имеет право поступить в магистратуру?

— При формировании правил приема мы следовали опыту базовых учебных заведений Русской Православной Церкви, поэтому в магистратуру принимаются не только выпускники семинарий, но и лица, имеющие высшее профессиональное образование уровня бакалавра или специалиста, для таких людей предусмотрено специальное тестирование по богословским дисциплинам, ориентированное на уровень выпускника семинарии. Тестирование по иностранному языку направлено не столько на оценку, сколько на выявление уровня знания языка для последующей корректировки в процессе обучения.

— Что самое трудное для учебного заведения в процессе организации магистратуры? Получение лицензии?

— Самое трудное — не столько процесс лицензирования, сколько стабильное следование лицензионным требованиям на протяжении всего образовательного процесса. Поэтому мы активно перенимаем опыт светских учебных заведений в вопросе организации учебного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ВПО. В содержательном плане ориентиром для нас являются , Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, и духовные академии.

— В чем принципиальная новизна вашей магистратуры по сравнению с прежней пятилетней семинарией?

— Цель магистранта — не только получение образования, но и разработка тех или иных актуальных проблем миссиологии, служащих ее дальнейшему развитию. Наша магистратура не только даст выпускникам возможность преподавать весь спектр миссиологических дисциплин, но и расширит возможности научно-исследовательской работы и прохождение специализированных миссионерских практик.

— Вы будете убеждать выпускников вашего бакалавриата поступать в вашу магистратуру, или желающие вольны будут поехать в магистратуры иных (центральных) академий и семинарий? На ваш взгляд, в чем возможные преимущества того или другого решения?

— На протяжении истории нашей семинарии многие ее выпускники получили академическое образование, однако немалая часть выпускников не смогла поступить в академии в силу трудностей, связанных с переездом в другой город, особенно это относится к людям семейным. К сожалению, поступлению выпускников провинциальных семинарий в академии препятствует некий социальный фильтр материального, логистического и психологического характера. После открытия магистратуры выпускники обретают большую свободу выбора — продолжать образование в Белгороде или поступить в столичные духовные учебные заведения. В этом году из 10 выпускников 8 подали заявления в магистратуру, 1 в рекомендован в Санкт-Петербургскую духовную академию, 1 уже поступил на магистерскую программу Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия.

— Вы планируете отправлять лучших выпускников магистратуры в аспирантуры Русской Православной Церкви?

— Магистратура не является завершающим этапом духовного образования, поэтому мы заинтересованы в дальнейшем образовании наших выпускников, которые смогут продолжить обучение в аспирантурах духовных учебных заведений Русской Православной Церкви. Полагаю, что научно-исследовательская работа в рамках магистерской программы может стать хорошим фундаментом для последующего написания кандидатской диссертации.

— Какими бы вам хотелось видеть выпускников-магистров?

— Прежде всего, наши выпускники должны быть подлинно церковными людьми, видящими свою дальнейшую жизнь как служение Церкви. Они должны быть настоящими учеными-миссиологами, специалистами высокого уровня, способными решать задачи в сфере миссионерского служения, хранить подлинный дух миссионерства, который заключается в преизбыточествующей любви ко Христу и готовности к жертвенному служению во имя спасения ближнего.

Беседовала О. Богданова

– Вы по роду своей деятельности часто бываете на разных фестивалях, поделитесь, пожалуйста, своим впечатлением от фестиваля ?

Игумен Серапион (Митько): Действительно, в прошлом году за полтора месяца мы пересекли 28 тысяч километров, посетив все федеральные округа, и видели разные мероприятия. На вашем фестивале всегда полный зал, и, как я вижу, люди приехали по зову сердца. Также следует отметить высокий уровень организации и ощущение братской любви, которые невозможно не почувствовать.

– У этого фестиваля есть особое название . Скажите, пожалуйста, вы ощущаете необходимость новой соборности или, может быть, это преждевременный вопрос?

Игумен Серапион (Митько): Возможно, это уже и запоздавший вопрос. Нам не довелось до конца насладиться плодами даже старой соборности, если такая и имела место в исторически обозримом прошлом.

Что касается новой соборности, то мое отношение к этому неоднозначное. С одной стороны, соборность как некий экклезиологический концепт не может не вызывать одобрения. Об этом нельзя сказать плохо. И церковь нуждается в этом, в этом тоже трудно сомневаться. Но насколько это реально сейчас воплотить – вот здесь я скорее пессимист.

Нужно понять, кто является субъектом этой соборности. Если вдруг священноначалие придет к решению возрождать соборные принципы церковного управления, перед нами возникнут определённые практические проблемы, например, кто составит список членов церковной общины, обладающих правом голоса? Мы призваны обратить весь мир, но церковь имеет свои границы, и сейчас эти границы чрезвычайно размыты: есть люди, которые считают себя православными, но таковыми не являются. Человек, который говорит, что он православный, особенно если он закрывает томик сонника, гороскопа или ещё чего-то похожего, является православным? Или, например, человек, который говорит, что он «в Бога не верит, но – православный»? Где критерии? Проблема границ церкви в нашем богословии является дискуссионной. Существуют разные подходы, и я бы затруднился назвать какой-то подход, который является, если угодно, мейнстримом или просто правильным подходом. В этом проблема. Чтобы возрождать соборность в церкви, нужно четко понимать многое о церкви. Этого понимания, к сожалению, у многих нет. В этом я вижу проблемы с реализацией соборности.

Конечно, соборное начало церкви необходимо. И я думаю, осознание этого собирает и собрало людей сегодня. Мы видим, что в церкви и сегодня есть институты соборности. Я являюсь членом Межсоборного присутствия Русской православной церкви. Наши обсуждения и в комиссиях, и на пленуме со Святейшим патриархом проходят очень живо. Я вас хочу заверить, что там нет разницы между митрополитом, протоиереем, мирянином, каждый может выразить свою точку зрения. И часто миряне высказывают более пространную точку зрения или более оригинальную, чем другие, и каждый имеет равную возможность высказаться. То есть надежда есть, и эта надежда пусть нас утешит.

О том как позорит православное богословие "Ужгородская Академия"

Увы, все новые монахи из России (!) покупают там фиговые листочки.

"На днях, 26 октября в заседании Специализированного ученого совета, на котором публично защищали докторские диссертации ученые-богословы из Российской Федерации: председатель Миссионерского отдела Ярославской Епархии РПЦ, первый проректор Ярославской духовной семинарии, доктор философских наук, профессор, игумен Серапион (Митько) на соискание научной степени доктора богословських наук; автор, рецензент Синодального отдела Русской Православной Церкви – Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», секретарь редакционного совета научного журнала «Вестник церковной истории», исполняющий обязанности наместника Свято-Успенского Липецкого мужского монастыря РПЦ, кандидат исторических наук, игумен Митрофан (Шкурин) и эконом Тульской епархии РПЦ, наместник Богородичного Пантелеимонова Щегловского епархиального мужского монастиря в г. Туле, кандидат богословия, архимандрит Клавдиан (Ларьков) на соискание научных степеней докторов боголовия".

Бедные игумны. Как это они не понимают, что задокументировав таким образом свою научную, духовную и монашескую несостоятельность, они перекрывают себе архиерейские шансы.

Интересно теперь будет посмотреть реакцию "Русской линии". На мазепинца Бедя РЛ реагирует правильно. Но иг. Серапион один из любимых ее авторов. Будут ли теперь они его презентовать как "доктора богословия"?

Ректора этой лавочки спрашивает Бурлака Констянтин, студент КДС:
"Доброго дня! Які цілі ставить перед собою Ужгородська Академія и як Ви прокоментуєте слова диякона Андрія (Кураева) по відношенню до цього навчального закладу - чи варто випускати стільки богословів?

"Протоієрей Віктор Бедь:
"Щодо протодиякона Андрія Кураєва, то мушу зізнатися в тім, що особисто не відношусь до числа фанатиків і шанувальників його так званої “наукової демагогії в богослов’ї“. Хоча і вдячний йому за ту рекламу, яку за рахунок своїх сайтів він провів безкоштовно в інтересах Ужгородської української богословської академії імені святих Кирила і Мефодія. Завдяки цьому, багато хто з тих, що не знали про нашу академію, змогли відкрити наш сайт, за електронною адресою з’ясувати питання, що їх цікавили і в подальшому вступити до нас на навчання.

"Зокрема завдяки цій діяльності протодиякона, зросла кількість абітурієнтів і докторантів з Росії. З цього роблю висновок, що багатогранна місіонерська діяльність протодиякона Андрія Кураєва може призводити і до позитивних наслідків, навіть і тоді, коли він сам цього не бажає або не очікує.
Відносно питання, чи потрібна випускати велику кількість богословів, зразу зазначу, що слід говорити саме за богословів, а не священнослужителів. Бо не кожний, хто здобув вищу духовну (богословську) світу стане священиком. А від того, що серед наших православних вірних буде більше осіб з богословською освітою (не зважаючи на те, ким вони будуть працювати), Церква Христова не програє, а тільки виграє."

Известен своим высказываниями, связанными с миссионерской деятельностью и касающихся актуальных вопросов общественно-политической жизни, о взаимоотношениях веры с наукой, фантастической литературой.

Биография

Родился 13 сентября 1971 года в городе Туле. В 1978 году поступил в среднюю школу № 36, которую закончил в 1988 году.

После этого поступил на исторический факультет Тульского государственного педагогического института им. Л. Н. Толстого, который закончил с отличием в 1993 году, оставшись в нём на кафедре философии: в 1993-1998 годах - ассистент, в 1999-2000 годах - старший преподаватель, в 2000-2001 - доцент. В 2001-2002 годах доцент кафедры теологии и зав. отделением теологии факультета психологии ТГПУ им. Л. Н. Толстого. В 2002 году - декан факультета искусств и гуманитарных наук ТГПУ им. Л. Н. Толстого.

При этом в 1995-1998 годах обучался в аспирантуре по специальности «этика».

24 декабря 1998 года защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук по специальности «этика» в Институте философии РАН по теме «Место этики в философии всеединства Л. П. Карсавина».

В 1991-1993 годах нёс послушание иподиакона митрополита Тульского и Белевского Серапиона (Фадеева).

В 1992-1994 годах преподавал в Тульской Православной классической гимназии в должности учителя «Истории государства российского и Русской Церкви».

В 2002-2003 годах - секретарь Ярославской епархии.

23 декабря 2002 года епископом Ярославским и Ростовским Кириллом пострижен в монашество, с наречением имени в честь свят. Серапиона, архиепископа Новгородского. 24 декабря 2002 года рукоположён в сан иеродиакона. 25 декабря 2002 года рукоположён в сан иеромонаха с возложением набедренника.

С 2003 года председатель Миссионерского отдела Ярославской епархии.

В 2003-2004 годах - настоятель храма Архангела Михаила города Ярославля.

К Пасхе 2004 года награждён наперсным крестом.

В 2004-2006 годах - заведующий отделением теологии Института педагогики и психологии ЯГПУ им. К. Д. Ушинского.

С 2005 года - настоятель Петропавловского храма с. Петрово Ярославского района.

С 2006 года первый проректор Ярославской духовной семинарии.

С 2007 года консультант Синодальной рабочей группы по составлению «Концепции межрелигиозных отношений».

Широкое освещение в СМИ получил пожар (возможно, поджог, а возможно и пиар-ход для привлечения внимания со стороны данного священнослужителя) 28 ноября 2008 года, в котором дом игумена Серапиона сгорел почти полностью.

26 октября 2009 года защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора богословских наук в Ужгородской украинской богословской академии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. В личном блоге протодиакона Андрея Кураева ученая степень присужденная игумену Серапиону в Ужгоодской Богословской Академии была подвергнута сомнению.

Учёные звания и степени

  • Кандидат философских наук (Институт философии РАН)
  • Habilitatus Doctor of Philosophy (I.C.C.)
  • Ordinary Professor of Philosophy (I.C.C.)
  • Доктор богословских наук (УУБА им. Кирилла и Мефодия)

Награды

  • Золотая медаль Российского фонда мира (2008 год)
  • Патриаршая медаль «1020-летие Крещения Руси» (2008 год)

Научные труды и публикации

  • Место этики в философии всеединства Л. П. Карсавина: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. М.: ИФ РАН, 1998.
  • Проблема веры в религиозной философии Л. Н. Толстого // XIX Международные Толстовские чтения. - Тула, 1998.
  • Место этики в философии всеединства Л. П. Карсавина: Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. М.: ИФ РАН, 1998.
  • Информационные технологии в обеспечении преподавания философских дисциплин // Тезисы Конференции профессорско-преподавательского состава ТГПУ им. Л. Н. Толстого. Тула, 1999.
  • Л. Н. Толстой и Л. П. Карсавин об этическом раскрытии христианства: Доклад на XXII Толстовских чтениях // ХХII Международные Толстовские чтения. - Тула, 2001. - С. 74-77.

Энциклопедические статьи

  • Вера (статья) // Педагогическая энциклопедия. М., 2000.
  • Благодать (статья) // Этика. Энциклопедический словарь. М.: «Гардарики», 2001. - С. 43-44.
  • Вера (статья) // Этика. Энциклопедический словарь. М.: «Гардарики», 2001. - С. 65-67.
  • Добротолюбие (статья) // Этика. Энциклопедический словарь. М.: «Гардарики», 2001. -С. 118-119.
  • Праведность (статья) // Этика. Энциклопедический словарь. М.: «Гардарики», 2001. - С. 377-378.
  • Предопределение (статья) // Этика. Энциклопедический словарь. М.: «Гардарики», 2001. - С. 384-385.
  • Спасение (статья) // Этика. Энциклопедический словарь. М.: «Гардарики», 2001. - С. 454-456.
  • Старчество (статья) // Этика. Энциклопедический словарь. М.: «Гардарики», 2001. - С. 470-472.
  • Страх (статья) // Этика. Энциклопедический словарь. М.: «Гардарики», 2001. - С. 475-476.
  • Стыд (статья) // Этика. Энциклопедический словарь. М.: «Гардарики», 2001. - С. 476-478.