История. Haqqin (Азербайджан): Бакинская епархия разорвет отношения с Константинополем

Азербайджан и Дагестан - многонациональные республики с древней и богатой культурой. На протяжении веков здесь жили представители разных народов и последователи различных религий.

По преданию, семена христианства были впервые посеяны на берегах Каспийского моря еще в І веке одним из 12-ти учеников Иисуса Христа - святым апостолом Варфоломеем, принявшим мученическую кончину в городе Альбанополе (современном г. Баку), у подножия Девичьей башни. Его дело продолжил ученик святого апостола Фаддея святой равноапостольный Елисей, первый епископ Албанский. Известно, что христианство было широко распространено на территории современного Азербайджане в течение всего средневековья.

С появлением русского населения в начале XIX века христианство на территории Азербайджана получило новый импульс для своего развития. В Гяндже, Шемахе, Баку, а также в Дагестане - в Порт-Петровске (Махачкале), Кизляре и Дербенте - были построены русские православные храмы. В первое десятилетие XX века в Баку было 17 православных храмов, а в целом по Азербайджану - более семидесяти.

В 1919 г. постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви в целях нормализации духовной жизни на территории Азербайджана и Дагестана была создана Бакинская и Прикаспийская епархия, просуществовавшая до 1934 г. С кончиной епископа Бакинского и Прикаспийского Митрофана (Поликарпова) Бакинская кафедра не замещалась.

С 1944 г. в Азербайджане и Дагестане стали вновь возрождаться православные приходы, которые вошли в состав Ставропольской и Бакинской епархии Русской Православной Церкви.

28 декабря 1998 года решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви была восстановлена Бакинская и Прикаспийская епархия, ставшая 128-й епархией Русской Православной Церкви. Епископом Бакинским и Прикаспийским определено было быть благочинному православных приходов Азербайджана архимандриту Александру (Ищеину), прослужившему к тому времени на Кавказе, в том числе в Азербайджане, больше 20 лет. В состав возрожденной епархии вошли православные приходы на территориях Азербайджанской Республики и Республики Дагестан.

В настоящее время в Бакинской и Прикаспийской епархии насчитывается 23 прихода, из них городских - 14, сельских - 9. На территории епархии - 22 действующих храма, 1 женский монастырь, 5 часовен, 1 молитвенный дом и 2 молитвенные комнаты на территории исправительно-трудовых учреждений; 5 воскресных школ для взрослых и детей.

По данным на 1 октября 2009 г. в епархии несут пастырское послушание 58 священнослужителей, из них 43 священника и 15 диаконов.

РПЦ, территория включает в себя Азербайджанскую Республику, Республику Дагестан и Чеченскую Республику, кафедральный город - Баку. Епархия разделена на 5 благочиннических округов: Бакинский, районов Азербайджана, Махачкалинский, Кизлярский, Грозненский. Правящий архиерей - еп. Александр (Ищеин) . К 1 янв. 2002 г. в епархии действовали 25 приходов, 18 храмов, 2 часовни, осуществляли служение 30 священников и 10 диаконов.

Епархия с центром в Баку была учреждена в 1919 г. с названием «Прикаспийская и Бакинская» (преобразована из Бакинского вик-ства Карталинской и Кахетинской епархии). В 1919-1923 гг. правящим архиереем в Баку был еп. Павел (Вильковский), в янв.-авг. 1924 г.- еп. Митрофан (Огиенко). 27 авг. 1924 г. во епископа Прикаспийского был хиротонисан Арсений (Соколовский), к-рый управлял епархией до 1928 г. С 6 дек. 1928 г. Прикаспийскую кафедру занимал еп. Серафим (Протопопов) , с 16 апр. 1930 г.- еп. Никон (Пурлевский) , с 11 нояб. 1930 г.- еп. Валериан (Рудич) . Церковно-адм. деятельность в Прикаспийской епархии затруднялась включением Азербайджана в обновленческий Закавказский митрополитанский округ (1923) и преследованиями правосл. духовенства, активно проводившимися на всей территории СССР (были репрессированы священники Бакинской епархии Андрей Ерёмин († 1929), Евфимий Савельев († 1932), Иоанн Ганчев († 1937) и др.). В 1931 г. в Баку поселился вернувшийся из ссылки еп. Бутурлиновский, вик. Воронежской епархии Митрофан (Поликарпов), к-рый окормлял бакинскую правосл. общину до своего ареста в мае 1933 г. (в янв. 1934 выслан из Азербайджанской ССР). С 16 февр. по 11 авг. 1933 г. временно управляющим Прикаспийской епархией был еп. Александр (Раевский) , после чего кафедра не замещалась. С 1934 г. Азербайджан входил в каноническую территорию Ставропольской епархии. В 1936 г. власти закрыли последний правосл. храм в Азербайджане - ц. во имя арх. Михаила (Флотскую) в Баку.

Церковная жизнь на территории Азербайджана стала восстанавливаться после 1943 г., когда нормализовались отношения между РПЦ и гос. властью. В 1944 г. возобновились богослужения в кафедральном соборе в честь Рождества Богородицы в Баку, затем в неск. др. храмах.

В 1991 г. была провозглашена независимость Азербайджана. Политическая нестабильность и межнациональные конфликты вызвали отток рус. населения из региона в 1991-1993 гг. Г. Алиев, ставший президентом республики в 1993 г., взял курс на стабилизацию внутренней обстановки в республике и обеспечение мирного сосуществования исторических религий - Православия и ислама. По ходатайству Ставропольского митр. Гедеона (Докукина) , поддержанному Правительством Азербайджана, Свящ. Синод РПЦ принял решение об учреждении Бакинской епархии. 28 дек. 1998 г. епископом Бакинским и Прикаспийским определено было быть клирику Ставропольской епархии, благочинному правосл. приходов Азербайджана архим. Александру (Ищеину). 13 янв. 1999 г. совершено наречение архим. Александра во епископа Бакинского и Прикаспийского, 14 янв.- хиротония в Богоявленском кафедральном соборе в Москве.

Кафедральным собором Б. и П. е. является бакинский собор во имя св. жен-мироносиц, в Баку также действуют собор в честь Рождества Богородицы (бывш. кафедральный), храм во имя арх. Михаила, 2 часовни. 2 др. храма на территории Азербайджана расположены в Гяндже и Хачмасе, 1 приход (во имя прп. Серафима Саровского) существует в Сумгаите. В Азербайджане осуществляют служение 14 священников и 6 диаконов, для окормления верующих они выезжают в районы, где нет храмов и приходов. К РПЦ принадлежат проживающие в Азербайджане русские, украинцы, белорусы, греки, грузины, молдаване. В Дагестане служат 15 священников и 2 диакона, действуют 11 храмов: в Махачкале, Дербенте, Хасавюрте, Каспийске, Избербаше, Буйнакске, Кизляре (2), селах Тарумовка и Крайновка, пос. Кочубей; в с. Коктюбей существует община во имя святых апостолов Петра и Павла. В Чеченской Республике служат 1 священник и 2 диакона, действуют храмы в Грозном и станице Наурская, также существуют общины в станицах Ищерской, Мекенской, Шелковской, Калиновской и Ханкале.

При епархиальном управлении в Баку организованы миссионерский и издательский отделы, отдел по благотворительности. В приходах епархии работают воскресные школы и катехизаторские курсы. Священнослужители Махачкалинского, Кизлярского и Грозненского благочиннических округов епархии окормляют воинские подразделения, расположенные в Дагестане и Чечне.

25-28 мая 2001 г. по приглашению Президента Азербайджана Алиева и председателя Высшего религиозного совета народов Кавказа А. Пашизаде в Баку с визитом находился Патриарх Московский и всея Руси Алексий II . Впервые в истории Предстоятель РПЦ посетил Азербайджан. Во время визита Патриарх совершил всенощное богослужение в соборе в честь Рождества Богородицы, освятил собор во имя св. жен-мироносиц и 27 мая совершил в нем первую после открытия Божественную литургию.

К святыням епархии относится место у подножия Девичьей башни в Баку, где, согласно преданию, в 71 г. претерпел мученическую кончину через распятие вниз головой св. ап. Варфоломей . Каждый год в день памяти апостола, 24 июня, на этом месте при большом стечении духовенства и молящихся правящий архиерей совершает торжественный молебен.

Постановлением Свящ. Синода от 22 марта 2011 г. приходы на территории Республики Дагестан, ранее входившие в состав Бакинской и Прикаспийской епархии, включены в состав новосозданной Владикавказской и Махачкалинской епархии .

В настоящее время Бакинская епархия объединяет приходы Русской Православной Церкви на территории Республики Азербайджан. Решением Свящ. Синод от 22 марта 2011 г. титул архиерея изменен на «Бакинский и Азербайджанский».

Архиереи: еп. Павел (Вильковский; 1919-1923), Митрофан (Огиенко; янв.-авг. 1924), Арсений (Соколовский; 27.08.1924-1928), еп. Серафим (Протопопов; 6.12.1928-16.04.1930), еп. Никон (Пурлевский; 16.04.-24.10.1930), еп. Валериан (Рудич; 11.11.1930-29.09. 1931), в 1931-1933 гг. бакинскую правосл. общину окормлял еп. Бутурлиновский, вик. Воронежской епархии Митрофан (Поликарпов), еп. Каменск-Шахтинский, вик. Донской епархии Александр (Раевский; 16.02.-11.08.1933, временно управлял епархией), в 1934-1943 гг. кафедра не замещалась, в 1943-1998 гг. территория Б. и П. е. находилась в составе Ставропольской епархии; с 14.01.1999 Бакинским и Прикаспийским епископом является Александр (Ищеин; с 18 июля 2012 г. архиепископ).

Лит.: Мануил . Русские иерархи, 1893-1965 ; Акты свт. Тихона. С. 912-913; Наречение и хиротония архим. Александра (Ищеина) во еп. Бакинского и Прикаспийского // ЖМП. 1999. № 2. С. 38-44; Колесников Л . Ф . Государственная политика в отношении религии и верующих в Азербайджанской Республике // Независимый Азербайджан: Новые ориентиры. М., 2000. С. 203-237. (Сб. РИСИ; Т. 1); Полищук Е . На гостеприимной Азербайджанской земле // ЖМП. 2001. № 7. С. 18-43.

На официальном сайте Бакинского епархиального управления Московского патриархата Русской Православной Церкви http://baku.eparhia.ru/history/articles/genesis/ висит текст под названием «Генезис архитектуры Кавказской Албании и критика фальсификаторов». Автор текста - «Ахундов Давуд Ага оглы, доктор архитектуры, профессор АзАСУ».

Огромное количество материалов, фальсифицирующих историю армянского и соседних народов, материалов откровенно шовинистической и человеконенавистнической направленности нашло место на азербайджанских сайтах. На большинство из них мы либо попросту не обращаем внимания, либо, в лучшем случае, воспринимаем их, как некие экспонаты для раздела юмора или рубрики «Нарочно не придумаешь». Но об этом тексте поговорить стоит. Хотя бы по причине нахождения оного на официальном православном сайте .

Не знаем, какое отношение Давуд Ага оглы имеет (и имеет ли вообще) к Русской Православной Церкви, не ведаем также, по какому критерию православные отцы отбирают работы в раздел «История» своего сайта. Вполне допускаем, что, придерживаясь доброй русской пословицы: «Кто платит деньги, тот и заказывает музыку». Ну, заказчик, положим, ясен: «Мы твердо знаем, что земли албанского правобережья не могли быть включены в состав Армянского государства» (И.Алиев. «Нагорный Карабах: история, факты, события». АН АзССР, Ин-т истории, Баку, «Элм» , 1989). А вот исполнение, мягко говоря, подкачало.

Итак, какой же генезис (генезис - в переводе с английского - происхождение, возникновение, начало ) открывает Ахундов и каких фальсификаторов критикует?

Любой человек, мало-мальски интересующийся исторической наукой, знакомясь с новым историческим исследованием, в первую очередь обращает свое внимание, на какие исторические труды опирается автор данного исследования. Мы не будем исключением в этом вопросе и заглянем в столбец «Библиография» в конце рассматриваемого нами «труда». Вот он:

1. Ахундов Д. А. Архитектура древнего и раннесредневекового Азербайджана. Баку. 1986.
2. Историческая география Азербайджана. Баку. 1987 г.
3. Моисей Каланкатуйский. Исторя Агван. СПб. 1861.
4. Под руководством профессоров Мамедовой Г. Г. и Ахундова Д. А.
5. Арсак. Ар-муж, мужественный; Сак-саки, одно из 26 албанских племен. Земля мужественных саков.
6. Орбели И. А. Избранные труды. Ереван. 1963.
7. Ахундов Д. А. Остановить фальсификаторов. Газ. Бак. Рабочий. 7.X.1990.
8. Кавказ и Византия № 6. Карапетян С. Г. Памятники средневековой архитектуры в гаварах Шаки и Капалак собственно албании. Ереван. 1988.

Да, для установления генезиса явно не густо. Причем из восьми приведенных бакинским профессором исторических источников, три - армянские, №5 - не слишком убедительная попытка автора установить происхождение топонима Арцах (непонятно только, почему в разделе «Библиография»?), и, наконец, еще три принадлежат перу - кого бы вы думали? Правильно, самого Давуда Ахундова.

Чем же занимается архитектор Ахундов? Ученик незабвенного отца азербайджанской советской историографической мысли Зии Буниятова, он не строит храмов. Он их экспроприирует… Не в буквальном смысле слова, конечно. Покойник и сам особо не утруждал себя лазанием по горам, экспедициями, обмерами. И это понятно - зачем портить себе настроение, когда на каждом шагу натыкаешься на так бессовестно вопиющие бесчисленные храмы и хачкары с ненавистными армянскими эпитафиями на них. Стиль старика был до смешного прост. В переводе текста армянского первоисточника (а литературных источников на албанском языке просто не существует в природе) все слова «армяне» и «Армения» заменялись «албанами» и «Албанией» и - ап! - азербайджанская историография пополнялась очередным средневековым автором и очередным произведением. О нем и таких, как он, метко высказался доктор исторических наук В. А. Шнирельман в своей книге «Войны памяти. Мифы, идентичность и политика в Закавказье» (Москва, ИКЦ «Академкнига», 2003): « Самым излюбленным занятием азербайджанских авторов стало переименование средневековых армянских политических деятелей, историков и писателей, живших и творивших в Карабахе, в албан».

Давуд Ага оглы от своего шефа не отставал. Более того, он его переплюнул. И не просто переплюнул, а прямо-таки забрызгал слюной все вокруг. Шутка ли сказать, в своей бессмертной «работе» под фантастическим названием «Архитектура древнего и раннесредневекового Азербайджана» , на свои собственные «труды» он ссылается аж 28 (!) раз! Не верите? Прошу (нажать для увеличения ):

При такой удивительной плодовитости, какие уж там экспедиции, успеть бы отшлифовать очередной свой перл. А таких и в рассматриваемой нами «работе» набралось немало: тут тебе и «Азербайджан - …земли, где на протяжении многих тысячелетий зарождались и распространялись по всей земле жизнь, культура, архитектура и искусство» , и «Иланлы-тепе, можно сказать, первая процитадель…», «первый протохрам …» и «церковь в Гише - праматерь всех христианских храмов Закавказья » , ну и, конечно, шедевральные: «Албанополь, Албанус, Албакус , Ал-Баку » , а также « огнепоклоннические религии - Маздаизм, Азерастризм , а позже Зороастризм » .

Фантазия и жажда кочевника к присвоению чужого просто не ведает границ: « Многоступенчатое познание мира вынудило их (предков Ахундова - П .) создать хачдаши, башдаши, нишандаши » .

Из многочисленных ахундовских исследований вы можете узнать, например, о том, что «левый хачдаш по силуэту решен похожим на своего правого соседа . Аналогично решена композиция и на четвертом хачдаше из Норованкa (орфография автора - П .) (?) ». Вам, читатель, также нелишне будет знать, что «крупный хачдаш, установленный на могиле албанского князя Григора Нерина в 881 г. весь покрыт сплошным кружевом азербайджанского (?) орнамента». И вы будете приятно удивлены тем, что «интересную аналогию можно провести с азербайджанским башдашем близ гор. Ленинакана (!) . Если учесть перевернутый полумесяц, полученное изображение походит на крест, но крест не христианский, так как надгробие исламское ».

Что называется, Остапа понесло. Прихватив кресты и обозвав армянские хачкары «хачдашами, башдашами и нишандашами», воришка вынужден подстраховаться: « Исследуемую территорию могут захватить агрессоры, народ может быть порабощен, но неизменными останутся наши христианские хачдаши, мусульманские башдаши » .

Как известно, в настоящее время армянскими учеными проводятся исследовательско-реставрационные работы в знаменитом на весь мир армянском монастырском комплексе Дадиванк. Ахундов по этому поводу скорбит: « Исходя из прошлого горького опыта можно с уверенностью предполагать, что многое в этом бесценном албанском памятнике истории архитектуры будет фальсифицировано и арменизировано, они постараются стереть с памятников все следы, свидетельствующие о его албанском происхождении».

В своем маниакальном стремлении к присвоению армянского культурно-исторического наследия, Ахундов постоянно беззастенчиво врет, путается в собственной лжи. Вот он пишет: « Армянская церковь во главе со своим католикосом в связи с наступлением сельджуков эмигрировала в Киликию, где она находилась с 901 по 1441 г., т. е. ее не было в Закавказье 540 лет». А здесь убеждает, что «…они опускают неопровержимые факты того, что до XIX в. Армения располагалась в Передней Азии и никакого отношения не имела к Закавказью».

Нет, неопровержимые факты свидетельствуют как раз об обратном: именно кочевые племена, одним из потомков которых сам доктор Ахундов и является, стерли с лица земли Кавказскую Албанию, втоптали в пыль богатейшее культурно-историческое наследие коренных народов региона. А все, что каким-то чудом уцелело, теперь без зазрения совести присваивается современными вандалами. И цель их - вовсе не сохранение исторических памятников. Джугинские хачкары - этот бесценный кладезь средневекового армянского искусства, обозванные в свое время Ахундовым «хачдашами знатных албанцев», теперь раздавлены бульдозерами, распяты и уничтожены потомками тюркских скотоводов. И ведь пасли они свои тучные стада, и глубоко плевать им было на национальную принадлежность храмов и хачкаров. Но приснопамятная советская власть, помимо подаренной государственности, еще и научила их читать-писать. И полезли из всех щелей на свет божий буниятовы и мамедовы, ахундовы и геюшевы - доктора и профессора...

В свете всего вышесказанного, начинаешь буквально воспринимать смысл слова «фальсификаторы», вынесенного в заголовок статьи, висящей на православном сайте. И слова о « так называемом (!) 1700-летии христианизации Армении» (празднование которой счел своим долгом посетить и глава РПЦ Алексий II-ой) никак не могут красить епархию, пусть Бакинскую, но все же, пока еще - Русской Православной Церкви. Светлой памяти патриарх Тихон и в более страшные времена не сгубил свою душу.

А святым епархиальным отцам нелишне будет напомнить русскую загадку: «Кто громче всех кричит: «Держи вора!»? Можно сколь угодно расстилаться в порыве верноподданнического лакейства, кланяться мраморной Статуе и воспевать Ложь. Однако История - бесстрастна. Из нее не выбросишь пять тысяч убиенных кавказскими татарами в Шамхоре в январе 1918-го возвращавшихся с фронта русских солдат. И нет над ними ни молебна, ни памятника…

Азербайджа́н (азерб. Azərbaycan ), официальное название - Азербайджа́нская Респу́блика (азерб. Azərbaycan Respublikası ) - государство, расположенное в восточной части Закавказья, в Передней Азии и на Ближнем Востоке, а также, по мнению некоторых источников, частично и в Восточной Европе (0-10 %). Население, по оценочным данным на январь 2013 года, составляет более 9 миллионов человек, территория - 86 600 км², по обоим этим показателям является крупнейшей страной Закавказья.

Крупнейшие города

  • Гянджа
  • Сумгаит
  • Мингечаур
  • Хырдалан
  • Ленкорань
  • Нахичевань

Православие в Азербайджане

Православие в Азербайджане - вторая по численности религиозная группа в Республике Азербайджан (после ислама). По статистике, православных византийской традиции в Азербайджане 2,3 % (209,7 тыс. человек). Территория Азербайджана находится в юрисдикции Бакинско-Азербайджанской Епархии Русской православной церкви.

История

Кавказская Албания на момент её христианизации занимала территорию современного Азербайджана севернее реки Куры до Дербентских ворот. По преданию, первыми проповедниками там были святой апостол Варфоломей (здесь же и принявший мученическую смерть) и ученик апостола Фаддея - Елисей, который, как считается, был рукоположён­ первым Иерусалимс­ким Патриархом апостолом Иаковом и которого местная традиция именует апостолом Албании. Апостолу Елисею приписывается постройка церкви в Гисе.

Однако официально, как государственную религию, Кавказская Албания приняла христианство от Армении в IV веке, когда святой Григорий Просветитель крестил албанского царя Урнайра и рукоположил предстоятелем Албанской Церкви своего внука Григориса.

В 313 году усилиями святого Григория Просветителя христианство стало государственной религией Кавказской Албании. Образуется церковь Кавказской Албании, состоящей в каноническом единстве с Армянской апостольской церковью. Вместе с Армянской церковью, церковь Албании Кавказской отвергает Халкидонский собор, и таким образом оказывается в сообществе Ориентальных (древневосточных) церквей, не находящихся в евхаристическом единстве в Православными церквями византийской традиции. По другой версии, к середине IV века Албанская Церковь получила автокефалию и, за исключением краткого периода отпадения в монофизитство в середине VI века, в дальнейшем придерживалась византийского православия.

Приверженность Албанской Церкви Халкидонским догматам сохранялась, видимо, до Партавского Собора (706), когда армянский католикос Елия I Арчишеци при поддержке арабских властей добился низложения албанского последнего католикоса-халкидонита Нерсеса Бакура (688-706), после чего началось вытеснение албанского духовенства армянским. Во 2-й половине Х века население левобережной Албании (Эрети) воссоединилось с православием в лоне Грузинской Церкви.

В VIII веке албанцы завоевываются Арабским Халифатом и в основной своей массе исламизируются, а сохранившие христианство, за небольшими исключениями, постепенно ассимилируются с армянами. Уже к началу II тысячелетия, Албанская церковь воспринимается как автономный католикосат Армянской церкви. При вхождении территорий Закавказья в состав Российской империи, Албанский католикосат ААЦ в 1813 году указом царя Николая I переходит в статус митрополии ААЦ.

Новое время

В 1815 году в Баку появляется первый русский православный храм, позднее были построены церкви в Гяндже и Шемахе.

В 1905 году образована Бакинская епархия Русской Православной церкви. В советское время власти репрессировали священнослужителей Бакинской епархии, но уже в 1944 году были открыты 2 храма.

Современное состояние

В 1998 году была образована Бакинско-Прикаспийская епархия Русской православной церкви. 22 марта 2011 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви Бакинско-Прикаспийская епархия переименована в Бакинско-Азербайджанскую. На 2011 год в стране действует 6 христианских православных храмов. Из них 5 относятся к РПЦ: 3 находятся в Баку, 1 в Гяндже и 1 в Хачмасе. Ещё один храм относится к юрисдикции Грузинской Православной Церкви - церковь святого Георгия в селе Гах-Ингилой Кахского pайона, где компактно проживают грузины-ингилойцы (около 7500 человек).

Албано-удинская христианская община

В Азербайджане в селении Нидж (Габалинский район) и в Огузском районе проживают удины, потомки кавказских албанов. Многие удины крещены в храмах Бакинской епархии Русской Православной Церкви. В 2001 году, во время визита в Азербайджан Патриарха Алексия II, с ним встретились представители удинской общины, которые высказали желание своего народа войти в состав Православной Церкви.

28 мая 2003 года в Азербайджане была создана албано-удинская христианская община, председателем которой стал Роберт Мобили. Это было связано с восстановления древнего Кишского храма в Шеки (по некоторым данным, фундамент его был заложен ещё апостолом Елисеем). В 2006 году завершилась реставрация второго удинского храма - церкви в селении Нидж Габалинского района. Также ведутся работы по реставрации албанской базилики V века в селе Гум Гахского района и базилики в селе Гюмрюк.

В 2006 году епископ Бакинского и Прикаспийский Александр (Ищеин) сообщил, что в удинских храмах будет совершаться православное богослужение, а священники для них готовятся в российских духовных учебных заведениях. В 2010 году была зарегистрирована удинская христианская община Огуза.

«Бакинская и Азербайджанская епархия – епархия Русской Православной Церкви, объединяющая приходы на территории Азербайджана».

По преданию, христианство в Азербайджане зародилось благодаря апостолу Варфоломею – одному из 12 учеников Христа. После воскресения Иисуса апостол оправился в Сирию и Азию проповедовать Евангелие.

Святой апостол Варфоломей — покровитель города Баку.

В Индии Варфоломей перевел с еврейского на местный язык Евангелие от Матфея. Там святой обратил в христианскую веру многих язычников.

В Великой Армении, где Варфоломей также побывал, апостол сотворил немало чудес и исцелил одержимую дочь царя. Уверовав во Христа, правитель с семьей и приближенными приняли крещение.

Их примеру последовали и другие жители Великой Армении. Но языческие жрецы схватили Варфоломея и казнили.По легенде апостол принял мученическую смерть в 71 году в городе Альбанополе (нынешний Баку).

Апостол Варфоломей сотворил немало чудес и исцелил одержимую дочь царя Армении.

До 1936 года это место у подножья Девичьей башни было обозначено часовней, на которой размещалась памятная доска с повествованием о казни святого, в дальнейшем часовню снесли.

день памяти апостола Варфоломея

В день памяти апостола Варфоломея (24 июня) ежегодно на этом месте совершается торжественный молебен с чтением акафиста святому Варфоломею, которого считают покровителем Баку.


Девичья башня и у ее подножия место мученической смерти святого апостола Варфоломея, который, как считается, принес в Азербайджан христианство. Башня построена предположительно в XII веке в юго-восточной части «старого города» (Ичери Шехер) и считается символом Баку

Бакинская и Прикаспийская епархия создана в 1919 году

В I тысячелетии христианство широко распространилось на территории Кавказской Албании и образовалась самостоятельная Албанская Церковь. Но после утверждения на территории современного Азербайджана ислама, церковь пришла в упадок. Лишь в XIX столетии христианство вновь стало развиваться с появлением русских.

В Гяндже, Шемахе, Баку и городах Дагестана построили православные церкви. В первое десятилетие ХХ века только в Баку возвели 17 храмов, а во всем Азербайджане – более 70.


Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

В связи с ростом численности православных в 1905 году учредили Бакинскую архиерейскую епархию. В 1919 году из Бакинского викариатства создали отдельную епархию с центром в Баку. В состав епархии входили приходы по западному побережью Каспийского моря и епархия получила название «Бакинская и Прикаспийская». Первым взвели собор Святого Николая Чудотворца, именуемый в просторечье Николаевский.

В годы революции все храмы были закрыты или разрушены

После Октябрьской революции, когда начались гонения на церковь, многих священников Прикаспийской епархии репрессировали, а храмы либо разрушили, либо отдали под госучреждения новой власти. Одним из первых в 1920 году в Баку закрыли Кафедральный собор Жен-Мироносиц. В храме располагался склад, потом спортивный зал.

Как казарму использовали в годы революции Собор Рождества Пресвятой Богородицы, а Александро-Невский кафедральный собор уничтожили полностью. В 1936 году в Азербайджане закрыли последний православный храм.

Возрождение православия началось в 1944 году с открытием Собора в честь Рождества Богородицы

Возрождение православия началось в годы Великой Отечественной войны, когда в 1944 году вновь открыли Собор в честь Рождества Богородицы. Потом возобновилось богослужение и в других приходах Азербайджана, которые вошли в состав Ставропольско-Бакинской епархии Русской Православной Церкви.

В декабре 1998 года Патриарх Московский и всея Руси и Священный Синод приняли решение о создании Бакинской епархии.

23 прихода

насчитывается в Бакинской епархии, из них 14-городских, 9 —

Сейчас Бакинская епархия насчитывает 23 прихода, из них городских - 14, сельских - 9. На территории епархии 22 действующих храма, 1 женский монастырь, 5 часовен, 1 молитвенный дом и 2 молитвенные комнаты на территории исправительно-трудовых учреждений; 5 воскресных школ для взрослых и детей.

В 2006 году в Баку возвели храм в честь небесного покровителя города апостола Варфоломея. Он является приделом храма Архангела Михаила.

Церкви в Баку и Храмы Бакинской епархии:

Храм Местоположение

Кафедральный собор Святых Жен-Мироносиц

г. Баку, военный городок Красный Восток, 126
г. Баку, улица академика Шамиля Азизбекова, 205

храм Архангела Михаила

г. Баку, угол улиц Видади (бывшая Церковная) и Заргярпалан (бывшая Спасская), 38

Александро-Невский храм

г. Гянджа, ул. Гаджи Али Гусейн-заде, 2

Свято-Никольский храм в г. Хачмас

г. Хачмас, ул. Ханлара, 21

Молитвенный дом в честь преподобного Серафима Саровского

г. Сумгаит, 19 квартал, д. 24/5, кв. 18

Решением Священного Синода от 22 марта 2011 года приходы на территории Дагестана, входившие в Бакинскую епархию, были отнесены к новообразованной Владикавказской и Махачкалинской епархии. После отделения территория Бакинской епархии делится на два благочиния:

  • Бакинское
  • Районов Азербайджана

Главный храм в Баку – кафедральный собор Святых Жен-Мироносиц


Кафедральный собор Святых Жен-Мироносиц

Главная церковь в Баку – кафедральный собор Святых Жен-Мироносиц. Возведен в 1909 году и освящен во имя женщин, которые пришли к гробу воскресшего Христа, чтобы благовониями умастить его тело.

В январе 1990 года во время подавления в Баку политической оппозиции колокольня храма была частично разрушена попавшими в нее снарядами. В 1991 году, когда здание храма пришло в негодность, собор передали Русской Православной Церкви. Восстановление и ремонт длились несколько лет.

В кафедральном соборе Бакинской епархии хранятся частицы мощей святого апостола Варфоломея и иконы Божьей Матери «Тихвинская» и «Каспийская».

В 2001 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил великое освящение храма Святых Жен-Мироносиц и присвоил ему статус кафедрального собора епархии а 24 марта 2003 года состоялось открытие храма.


Ковчег с мощами апостола Варфоломея

Земля апостола Варфоломея. Азербайджан: