Как провести урок в интерактивной и увлекательной форме? Как провести интересный урок
Анатоль Франс очень точно подметил важность необычной подачи учебного материала, сказав: «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом». Многие опытные и начинающие педагоги задаются вопросом, как провести интересный урок? Такой, чтобы ребята боялись на него опоздать, а после звонка не спешили покидать класс.
Как разбудить «аппетит» учеников к новым познаниям? Как сделать каждый урок интересным и необычным? Как грамотно использовать хорошо знакомые педагогические приемы и методики, чтобы проводить запоминающиеся уроки?
Секреты подготовки и проведения интересного урока
Итак, каждый урок должен вызывать у ребенка заинтересованность. Да-да, именно каждый. Интересным должен быть урок истории и английского языка, открытое занятие и традиционное. В этом случае эффективность школьного преподавания заметно повышается, а новый материал усваивается легко. Мы расскажем, как готовить и проводить продуктивные и нескучные уроки.
Планируйте урок с учетом возрастных особенностей учащихся, их эмоционального настроя, склонности к индивидуальной работе или занятиям в группе. Концепция каждого интересного занятия должна иметь творческое начало.
Поставьте себя на место ребенка, не ограничивайте полет фантазии – и нестандартные решения обязательно найдутся. А безупречное владение материалом и педагогическая импровизация позволят провести подготовленный урок интересно.
Всегда помните, что отличное начало урока – залог успеха! Начните занятие активно (можно - с небольшого сюрприза!), четко сформулируйте его задачи, проверьте домашнее задание, используя нестандартные формы работы.
Интересный урок всегда разбит на четкие фрагменты с логическими мостами между ними. К примеру, не обрушивайте порцию новых знаний на учащихся, а плавно и логически переходите от одного этапа урока к другому. Каждая отдельная часть занятия не должна быть затянута (в среднем - до 12 минут, за исключением объяснения нового материала).
Для проведения увлекательного урока используйте различную технику. С помощью компьютера или электронного проектора можно просто и легко сделать интересным как открытый, так и традиционный урок по любой дисциплине. Так, презентация на большом экране значимого события или просмотр военной кинохроники помогут учителю провести интересный урок истории.
Проявляйте гибкость! Поломка оборудования, усталость учеников или неожиданные вопросы - это ситуации, из которых учитель должен уметь быстро и грамотно находить выход. К примеру, чтобы снять возникшее напряжение в классе, нужно иметь в запасе простые и забавные задания по теме (лучше - в игровой форме).
Как проводить интересные уроки для старшеклассников? Не бойтесь ломать стереотипы! Не бойтесь экспериментов и импровизаций! Избегайте шаблонов! Ведь отсутствие интереса к уроку чаще всего связано с тем, что ученики наперед знают все его этапы. Эту изрядно надоевшую ребятам цепочку можно и нужно разорвать.
Не выполняйте все работу за учеников, чтобы избежать тишины и помочь им! Стимулируйте постоянную активность учащихся. Давайте детям простые и логичные инструкции к выполнению заданий любой сложности. Извлекайте из каждого задания максимальную пользу.
Используйте работу в группах: такие занятия не только интересны, но и учат ребят принимать коллективные решения, развивают чувство партнерства. Эту форму работы нередко используют для проведения интересного открытого урока.
Чтобы проводить интересные уроки, постоянно ищите и находите необычные и удивительные факты по каждой теме, которых нет в учебнике. Удивляйте своих учеников и не переставайте удивляться вместе с ними!
Создайте и постоянно пополняйте собственную методическую копилку наиболее удачных, интересных и увлекательных заданий, и форм работы, используйте занимательный материал на каждом уроке.
Тематические игры сделают урок интересным в любом классе. Игра рождает на уроке непринужденную и раскованную атмосферу, в которой хорошо усваиваются новые знания. К примеру, с помощью передачи небольшого мяча по рядам можно устроить активный блиц-опрос. А ролевые игры помогут провести интересный урок английского языка.
В центре внимания – личность учителя
Не секрет, что нередко интерес к предмету формируется у ребят благодаря яркой личности педагога, который его преподает. Что для этого необходимо?
Усталость, заботы, неприятности оставьте за порогом школы! Откройтесь для общения с учениками! Дети очень ценят уместный и доступный юмор на уроке, диалог на равных.
Ведите себя нестандартно! Выйдите за привычные рамки, ведь личность и поведение учителя на уроке крайне важны. Вы традиционно носите деловой костюм? Наденьте на следующий урок яркий свитер! Энергия всегда бьет ключом? Проведите урок в спокойной манере. Предпочитаете объяснять новый материал, стоя у доски? Попробуйте рассказать новую тему, сидя за столом. Как результат - дети будут с интересом следить за педагогом, подсознательно ожидая от каждого урока чего-то нового и необычного.
Приводите больше интересных примеров из личного опыта, ведь педагог, в первую очередь, - это творческий человек и неординарная личность. Яркие жизненные примеры запоминаются намного лучше, чем выдуманные.
Надеемся, что наши рекомендации помогут педагогам в подготовке и проведении новых нескучных уроков. Помните, что стремление к личностному и профессиональному самосовершенствованию - основа успешной и эффективной педагогической деятельности, залог того, что каждый новый урок будет интересным.
Для открытого занятия может использоваться любой вид учебных занятий по любой форме обучения. Проведение открытого урока рекомендуется ограничить временными рамками (45-90 минут). За это время предоставляется возможность продемонстрировать не только структурные элементы урока, но и педагогические находки преподавателя.
Подготовка открытых мероприятий не отличается коренным образом от подготовки обычных уроков. Однако необходимость достижения методической цели открытого урока накладывает отпечаток на его структуру, состав и сочетание методических приемов и средств обучения.
Преподаватель, показывающий открытый урок, должен обеспечить достижение методической цели через выполнение целей урока – освоения студентами знаний, умений и навыков, изучение которых запланировано.
И самоанализ урока осуществляется в двух аспектах:
- с точки зрения достижения методической цели;
- с точки зрения освоения обучающимися учебного материала.
Открытые уроки проводят педагоги, имеющие высокий уровень научно-методической подготовки и обеспечивающие высокую эффективность учебно-воспитательного процесса. Открытые уроки посвящаются только актуальным проблемам методической науки. Открытый урок обязательно должен иметь новизну. Открытый урок отражает решение методической проблемы, над которой работает преподаватель. Открытый урок должен показать (доказать) преимущества (высокую эффективность) новации.
При проведении открытого урока соблюдаются все требования к учебно-воспитательному процессу. Открытый урок не должен наносить вред системе знаний, умений и навыков обучающихся. Для посещающих обязательно готовится рабочее место. Число посетителей на открытых уроках не может быть безграничным. Открытые уроки и их содержание не должны противоречить учебным программам. Недопустима «репетиция» открытого урока с одной и той же группой. Рекомендуется сообщить студентам о проведении открытого урока (самое меньшее, накануне). Открытые уроки проводятся в соответствии с планом методической работы колледжа. Нельзя проводить с одной группой в один день несколько открытых уроков.Итак, следует понимать, открытое занятие, в отличие от обычного, имеет методическую цель, в которой отражается то, что преподаватель хочет показать посещающим данное занятие.
Основными критериями для оценки эффективности открытого занятия должны быть качество освоения профессиональными и общими компетенциями, знаниями, умениями и опытом, приобретенным обучающимися под руководством преподавателя.
К подготовке и проведению открытых занятий предъявляется ряд требований
Планирование открытого урока
В конце учебного года на заседании ПЦК проводится анализ взаимопосещений занятий преподавателями, на основании которого определяется интересный опыт, который оправдал себя на практике и может быть показан в следующем учебном году. Составляется план проведения открытых уроков.
Планирование открытого занятия осуществляется в соответствии с общепринятыми требованиями.В структурном отношении открытое занятие не отличается от обычных занятий. Открытое занятие имеет методическую цель, достижению которой подчиняется содержание учебного материала и формы организации учебно-познавательной, практико-исследовательской, интерактивной и пр. деятельности обучающихся.
Методическая цель ставится педагогом, когда проводится открытый урок. Она зависит от цели приглашения коллег на открытый урок, а в случае работы по апробации новых методов, средств и форм обучения, такая цель ставится самим собой для совершенствования учебного процесса и повышения уровня педагогического мастерства.
Например:
Методическая цель открытого урока - показать коллегам методику лекции-беседы с использованием технических средств обучения (ТСО).
Умение правильно определить цель урока – один из основных признаков педагогического мастерства преподавателя, которое может и должно совершенствоваться в ходе самообразования, осмысления личного опыта и опыта коллег.
После того, как цель определена, она становится ориентиром в отборе основного содержания, методов, средств обучения и форм организации познавательной самостоятельной деятельности учащихся.
Определить основную дидактическую цель урока - значит установить, чему в основном он будет посвящен - изучению ли нового материала, закреплению, повторению, систематизации учебного материала, или проверке и учету усвоения учебного материала.
Исходя из общей идеи современных научных представлений об учебном занятии, его содержательная цель носит триединый характер и состоит из трех взаимосвязанных аспектов:
Каждый тип уроков в зависимости от характера деятельности преподавателя и обучающихся и используемых источников знаний подразделяется на уроки различного вида. При этом вид урока определяется основным методом организации взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающихся и преобладающим на данном уроке источником знаний.
Виды уроков
Урок изучения нового:
лекция, экскурсия, исследовательская работа, практическое занятие.
Цель: Изучение и первичное закрепление новых знаний.
Урок закрепления знаний:
практическое занятие, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация.
Имеет целью выработку умений по применению знаний.
Урок комплексного применения знаний:
практическое занятие, лабораторная работа, семинар
Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
Урок обобщения и систематизации знаний:
семинар, конференция, круглый стол и т.д.
Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
Урок контроля, оценки и коррекции знаний:
контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний
Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
Основные этапы подготовки и проведения открытого урока
Выбор темы
открытого урока преподаватель делает самостоятельно, с учетом анализа материала, на котором он сможет лучше показать разработанные им усовершенствования, приемы и методы, организацию учебной деятельности обучающихся на разных этапах занятия.
Начинать подготовку необходимо с формулировки методической цели
открытого занятия. Методическая цель
отражает основную методику проведения урока. Это поможет наиболее конструктивно и объективно подойти к самоанализу и анализу урока, оценить правильность подобранных методов и приемов и форм организации.
При подготовке к открытому занятию преподаватель должен использовать современную информацию, подобрать материалы из педагогической, научно-технической и методической литературы,
применить результаты посещения технических или методических выставок, передовых предприятий. Все это поможет сделать занятие интересным и познавательным, позволит обучающимся быть в курсе современных достижений.
Материально-техническое оснащение занятия
необходимо подготовить заранее. Следует испытать в действии приборы и оборудование, вычислительную технику, ТСО. Продумать последовательность их использования на занятии.
Наглядные пособия и аудиовизуальные средства
необходимо отобрать так, чтобы их применения давало оптимальный эффект для достижения поставленных целей. Слишком большое количество наглядных пособий рассеивает внимание студентов, а изобилие незадействованных наглядностей неоправданно на уроке. Будьте скромны и не нагружайте урок наглядностью, как украшением. Все иллюстративные материалы урока должны работать на учебную цель занятия:
- продемонстрировать использование компьютерных технологий на уроке,
- продемонстрировать использование технологий визуализации,
- показать возможности использования диалектического способа обучения и т.д.
Выбор группы
Когда выбрана тема, надо определиться с группой, на которой вы будете показывать свой открытый урок. Понятно, что группа должна быть контактная, мыслящая. При проведении открытого урока, следует учитывать "публику" урока.
Составление плана урока
Классический план урока состоит из 3-х частей:
Вступительная, Основная и Заключительная:
Вступительная
(или вводная)часть необходима, чтобы добиться внимания обучающихся.
С самого начала урока нужно удивить, заинтересовать, восхитить, то есть мотивировать их предстоящую работу.
Во второй Основной
части урока раскрывается и закрепляется тема урока. Здесь сосредотачиваются наиболее сложные виды деятельности. Показываются отобранные преподавателем педагогические технологии, формы и методы работы, позволяющие решить поставленные задачи.
Третья часть Заключительная
.
Служит обобщением предыдущего процесса. Задаётся задание на самостоятельную работу и комментируется процесс его выполнения. Звучат слова благодарности обучающимся. Попутно анализируется работа на уроке и выставляются оценки (с обоснованием).
К открытому занятию необходимо составить план занятия – технологическую карту урока с четким и разумным распределением времени занятия и указанием, что и как делают преподаватель и студенты (рекомендуется составить несколько экземпляров для приглашенных на урок).
План урока должен отразить все основные этапы урока, основные виды деятельности, как студентов, так и преподавателя, виды и формы организации работы, виды упражнений. Впоследствии план урока должен стать опорой для самоанализа и анализа урока.
Примерная форма технологической карты урока
№ п/п Этапы урока Дидактическая цель Метод обучения Методическое обеспечение Деятельность преподавателя Деятельность студентов
Драматургия открытого урока
Открытое занятие – это не обычное учебное занятие, а публичное выступление. А любое публичное выступление должно подчиняться законам драматургии.
Готовя открытый урок, преподавателю надо суметь так всё срежиссировать, чтобы на его уроке было интересно всем. На хорошем открытом уроке должна быть изначальная интрига, железно просчитанный ход урока, маленькие островки для импровизации, момент озарения и эмоционально-интеллектуальная разрядка. И как можно больше «изюминок» - моментов, вызывающих у присутствующих приятное удивление. (Как говорил Александр Васильевич Суворов – «Удивить – значит победить!»)
Оформление материалов открытого урока
На открытое занятие преподаватель готовит полный комплекс документов, определяющих методическое обеспечение занятия, который включает следующие документы (могут дополняться в зависимости от вида и типа учебного занятия):
- календарно-тематический план;
- план учебного занятия;
- конспект лекции;
- комплект материалов по разнообразным видам контроля;
- дидактический, раздаточный материал;
- задания для самостоятельной работы;
- комплект видеоматериалов для ТСО;
- варианты заданий или вопросов для самостоятельной внеурочной работы
Оформляется методическая разработка открытого занятия.
Структура методической разработки открытого занятия должна содержать:
- пояснительную записку,
- структуру урока,
- подробный конспект (сценарий) занятия,
- образцы дидактического материала,
- список используемой литературы и т.д.
В пояснительной записке необходимо изложить значение и роль занятия, педагогические цели, задачи стоящие перед преподавателем, ожидаемый результат. Особое внимание в пояснительной записке следует уделить педагогической технологии или методике, в которой проводится занятие.
Общие требования к оформлению методической разработки
- Общий объем методической разработки урока должен составлять не менее 10 листов компьютерного текста.
- Шрифт методической разработки TimesNewRoman, размер шрифта – 14, интервал 1,5.
- Объем приложений не лимитируется, но они должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте обязательны).
- Список использованных источников должен быть в алфавитном порядке по ФИО авторов и содержать необходимые библиографические данные.
- Количество и объем разделов методической разработки не лимитируется.
Методическая разработка может дополняться и частично перерабатываться после проведения открытого занятия, чтобы все ценное, что получено в процессе проведения занятия, нашло в ней отражение и могло использоваться другими преподавателями.
Содержание и оформление методической разработки должно соответствовать требованиям рекомендаций.
Подготовленная и оформленная методическая разработка открытого занятия после рассмотрения на заседании ПЦК и утверждения зам. директора по УР (УПР, ВР) сдается в методический кабинет.
Анализ открытого урока
«Кто на себя глядит, свой видит лик,
Кто видит лик свой, цену себе знает,
Кто знает цену, строг к себе бывает,
Кто строг к себе - то истинно велик!»
(Пьер Гренгор)
Обсуждение открытого занятия проводится, как правило, в день его проведения.
Организует обсуждение методист колледжа.
Цель обсуждения
– оценка правильности постановки цели занятия, целесообразность выбранных методов и средств, оказание помощи преподавателю в акцентировании внимания на отдельных использованных методических приемах, рассмотрение их эффективности с точки зрения поставленных задач.
При обсуждении занятия вопросы к преподавателю, проведшему занятие, должны носить конкретный характер (об отдельных приемах и методах работы, о конкретных явлениях данного занятия), не уводить обсуждение от поставленной цели.
Выступления присутствующих на обсуждении проведенного занятия рекомендуется проводить в следующей последовательности:
- преподаватель, проводивший открытое занятие;
- приглашенные преподаватели;
- руководитель ПЦК;
- заместитель директора по УР, УПР, ВР, методист.
Первое слово предоставляется преподавателю, который проводил открытое занятие.
Он должен четко дать свою оценку уроку, обосновать выбор методов и средств, качество их применения, сообщить критические замечания по проведению учебного занятия и содержанию подобранного материала.
Выступление преподавателя должно помочь присутствующим понять его педагогический замысел, особенности применяемых им методов и приемов, ведущие цели, которые лежат в основе его работы.
Выступающие преподаватели должны разобрать достоинства и недостатки открытого занятия, обратить особое внимание на достижение поставленных целей обучения, воспитания и развития, на эффективность применяемых методов, целесообразность использования мультимедийной компьютерной техники.
Необходимо тщательно оценить занятие с позиции реализации дидактических принципов. В ходе обсуждений следует отметить недочеты, ошибки, допущенные в организации и содержании занятия, дать советы по совершенствованию дальнейшей работы преподавателя.
В заключении выступают заместитель директора по УР, УПР, ВР и методист. Они подводят итоги обсуждения, отмечают, что было упущено выступающими, дают оценку приемам и методам, использованным на занятии, отмечают глубину раскрытия поставленной методической цели открытого учебного занятия и делают выводы о целесообразности дальнейшего использования представленного опыта. При анализе выступающие должны оценить не только учебную, но и воспитательную роль занятия, его значение для освоения специальности.
Тон обсуждения должен быть деловой и благожелательный. Необходим творческий обмен мнениями, дискуссия, которые вызовут желание не только оценить критически работу коллег, но и творчески использовать его опыт в работе.
После выступления присутствующих, слово вновь предоставляется преподавателю, проводившему занятие. Он отмечает, какие замечания принимает, с чем не согласен и почему, отстаивает свою точку зрения.
Хорошо организованное обсуждение помогает придти к единому мнению по принципиальным методическим вопросам, внедрить результаты открытого занятия в педагогическую практику.
Результаты открытого занятия доводятся до сведения всего педагогического коллектива.
Самоанализ занятия
педагогом оказывает серьезную помощь эксперту. Самоанализ дает уникальную возможность знакомства с системой работы педагога, с его творческой лабораторией, с замыслом и планом урока (без чего невозможен целостный анализ посещенного урока).
Через самоанализ легче усваиваются советы и рекомендации по улучшению работы, которые даются преподавателю; происходит усвоение передового педагогического опыта и внедрение в практику образовательной деятельности достижений педагогической науки, различных новшеств.
Анатоль Франс очень точно подметил важность необычной подачи учебного материала, сказав: «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом». Многие опытные и начинающие педагоги задаются вопросом, как провести интересный урок? Такой, чтобы студенты боялись на него опоздать, а после звонка не спешили покидать аудиторию.
Секреты подготовки и проведения интересного урока
Каждый урок должен вызывать у студента заинтересованность.
Концепция каждого интересного занятия должна иметь творческое начало.
Безупречное владение материалом и педагогическая импровизация позволят провести подготовленный урок интересно.
Отличное начало урока – залог успеха! Начните занятие активно (можно - с небольшого сюрприза!), четко сформулируйте его задачи, проверьте домашнее задание, используя нестандартные формы работы.
Интересный урок всегда разбит на четкие фрагменты с логическими мостами между ними. Каждая отдельная часть занятия не должна быть затянута (в среднем - до 12 минут, за исключением объяснения нового материала).
Для проведения увлекательного урока используйте различную технику.
Проявляйте гибкость! Поломка оборудования, усталость обучающихся или неожиданные вопросы - это ситуации, из которых преподаватель должен уметь быстро и грамотно находить выход.
Не бойтесь ломать стереотипы! Не бойтесь экспериментов и импровизаций! Избегайте шаблонов!
Стимулируйте постоянную активность студентов. Извлекайте из каждого задания максимальную пользу.
Используйте работу в группах: такие занятия не только интересны, но и учат ребят принимать коллективные решения, развивают чувство партнерства. Эту форму работы нередко используют для проведения интересного открытого урока.
Чтобы проводить интересные уроки, постоянно ищите и находите необычные и удивительные факты по каждой теме. Удивляйте своих студентов и не переставайте удивляться вместе с ними!
Создайте и постоянно пополняйте собственную методическую копилку наиболее удачных, интересных и увлекательных заданий и форм работы, используйте занимательный материал на каждом уроке.
Тематические игры сделают урок интересным в любом возрасте. Игра рождает на уроке непринужденную и раскованную атмосферу, в которой хорошо усваиваются новые знания. К примеру, с помощью передачи небольшого мяча по рядам можно устроить активный блиц-опрос. А ролевые игры помогут провести интересный урок английского языка.
Стремление к личностному и профессиональному самосовершенствованию - основа успешной и эффективной педагогической деятельности, залог того, что каждый новый урок будет интересным.
С.А. Карагод, методист
Анатоль Франс очень точно подметил важность необычной подачи учебного материала, сказав: «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом». Многие опытные и начинающие педагоги задаются вопросом, как провести интересный урок? Такой, чтобы ребята боялись на него опоздать, а после звонка не спешили покидать класс.
Как разбудить «аппетит» учеников к новым познаниям? Как сделать каждый урок интересным и необычным? Как грамотно использовать хорошо знакомые педагогические приемы и методики, чтобы проводить запоминающиеся уроки? Этой теме посвящен наш материал.
Секреты подготовки и проведения интересного урока
Итак, каждый урок должен вызывать у ребенка заинтересованность. Да-да, именно каждый. Интересным должен быть урок истории и английского языка, открытое занятие и традиционное. В этом случае эффективность школьного преподавания заметно повышается, а новый материал усваивается легко. Мы расскажем, как готовить и проводить продуктивные и нескучные уроки.
- Планируйте урок с учетом возрастных особенностей учащихся, их эмоционального настроя, склонности к индивидуальной работе или занятиям в группе. Концепция каждого интересного занятия должна иметь творческое начало.
- Поставьте себя на место ребенка, не ограничивайте полет фантазии - и нестандартные решения обязательно найдутся. А безупречное владение материалом и педагогическая импровизация позволят провести подготовленный урок интересно.
- Всегда помните, что отличное начало урока - залог успеха! Начните занятие активно (можно — с небольшого сюрприза!), четко сформулируйте его задачи, проверьте домашнее задание, используя .
- Интересный урок всегда разбит на четкие фрагменты с логическими мостами между ними. К примеру, не обрушивайте порцию новых знаний на учащихся, а плавно и логически переходите от одного этапа урока к другому. Каждая отдельная часть занятия не должна быть затянута (в среднем — до 12 минут, за исключением объяснения нового материала).
- Для проведения увлекательного урока используйте различную технику. С помощью компьютера или электронного проектора можно просто и легко сделать интересным как открытый, так и традиционный урок по любой дисциплине. Так, презентация на большом экране значимого события или просмотр военной кинохроники помогут учителю провести интересный урок истории.
- Проявляйте гибкость! Поломка оборудования, усталость учеников или неожиданные вопросы — это ситуации, из которых учитель должен уметь быстро и грамотно находить выход. К примеру, чтобы снять возникшее напряжение в классе, нужно иметь в запасе простые и забавные задания по теме (лучше — в игровой форме).
- Как проводить интересные уроки для старшеклассников? Не бойтесь ломать стереотипы! Не бойтесь экспериментов и импровизаций! Избегайте шаблонов! Ведь отсутствие интереса к уроку чаще всего связано с тем, что ученики наперед знают все его этапы. Эту изрядно надоевшую ребятам цепочку можно и нужно разорвать.
- Не выполняйте все работу за учеников, чтобы избежать тишины и помочь им! Стимулируйте постоянную активность учащихся. Давайте детям простые и логичные инструкции к выполнению заданий любой сложности. Извлекайте из каждого задания максимальную пользу.
- Используйте работу в группах: такие занятия не только интересны, но и учат ребят принимать коллективные решения, развивают чувство партнерства. Эту форму работы нередко используют для проведения интересного открытого урока.
- Чтобы проводить интересные уроки, постоянно ищите и находите необычные и удивительные факты по каждой теме, которых нет в учебнике. Удивляйте своих учеников и не переставайте удивляться вместе с ними!
- Создайте и постоянно пополняйте собственную методическую копилку наиболее удачных, интересных и увлекательных заданий и форм работы, используйте занимательный материал на каждом уроке.
- Тематические игры сделают урок интересным в любом классе. Игра рождает на уроке непринужденную и раскованную атмосферу, в которой хорошо усваиваются новые знания. К примеру, с помощью передачи небольшого мяча по рядам можно устроить активный блиц-опрос. А ролевые игры помогут провести интересный урок английского языка.
В центре внимания - личность учителя
Не секрет, что нередко интерес к предмету формируется у ребят благодаря яркой личности педагога, который его преподает. Что для этого необходимо?
- Усталость, заботы, неприятности оставьте за порогом школы! Откройтесь для общения с учениками! Дети очень ценят уместный и доступный юмор на уроке, диалог на равных.
- Ведите себя нестандартно! Выйдите за привычные рамки, ведь личность и поведение учителя на уроке крайне важны. Вы традиционно носите деловой костюм? Наденьте на следующий урок яркий свитер! Энергия всегда бьет ключом? Проведите урок в спокойной манере. Предпочитаете объяснять новый материал, стоя у доски? Попробуйте рассказать новую тему, сидя за столом. Как результат — дети будут с интересом следить за педагогом, подсознательно ожидая от каждого урока чего-то нового и необычного.
- Приводите больше интересных примеров из личного опыта, ведь педагог, в первую очередь, — это творческий человек и неординарная личность. Яркие жизненные примеры запоминаются намного лучше, чем выдуманные.
Надеемся, что наши рекомендации помогут педагогам в подготовке и проведении новых нескучных уроков. Помните, что стремление к личностному и профессиональному самосовершенствованию — основа успешной и эффективной педагогической деятельности, залог того, что каждый новый урок будет интересным.
Инструкция
Поставьте триединую задачу (цель) урока. Для этого просмотрите учебную программу, перечитайте объяснительную записку, изучите требования стандарта по данной теме. Сформулируйте цель и запишите в плане таким образом, чтобы она была понятна ученикам.Образовательная составляющая триединой цели должна вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков.
Воспитательная - формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения.Развивающая - при обучении развивать у учащихся интерес, творческие способности, волю, эмоции, речь, память, внимание, воображение, восприятие.
Все элементы урока должны способствовать достижения этой цели.
Разбейте урок на основные компоненты.Организационный - организация в течение всего урока, готовность учащихся к , порядок и дисциплина.Целевой - постановка целей учения как на весь урок, так и на его отдельные этапы.Мотивационный - значимости изучаемого материала как в данном курсе, так и во всем курсе.Коммуникативный - уровень общения учителя с .Содержательный - подбор материала для изучения, закрепления, повторения, проверки знаний.Технологический - выброр форм, методов и приемов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока.Контрольно-оценочный - использование оценки деятельности учеников.Аналитический - подведение итогов урока, анализ результатов.
Напишите поурочный план. При этом учтите его примерное содержание:
- Тема урока, его цели и задачи, тип, структура урока, методы и приемы обучения, средства наглядности.
- Повторение в начале урока понятий, законов, проверка домашнего задания, формы контроля знаний.
- Усвоение нового материала: законов, понятий, решение проблемных вопросов.
- Формирование у учащихся конкретных умений и навыков, подбор видов устных и письменных работ.
- Разбор домашнего задания.При составлении конспекта учтите особенности класса: уровень подготовленности, темп работы, отношение к предмету, общую дисциплину, тип нервной системы, эмоциональность.
Подготовьтесь к уроку непосредственно перед звонком. Для этого мысленно воспроизведите основные этапы урока, оформите необходимый материал на доске, продумайте использование технических средств обучения. Определите, каких учащихся будете опрашивать. Эта работа позволит вам сэкономить время на уроке, сделать его более интенсивным и четким.
Для проведения хорошего урока выполните следующие немаловажные условия. Хорошо выучите материал урока. Если есть трудности, разберитесь с ними до начала урока. До мелочей продумайте , правильно подберите разнообразные методы обучения. Старайтесь материал излагать занимательно. Используйте нетрадиционные уроки: путешествия, расследования. Следите за своей речью: она должна быть эмоциональной, богатой интонациями. Ваша мимика должна быть выразительной, а жестикуляция образной.Темп урока должен быть интенсивным, но посильным для ученика. Если ученики не успевают следить за изложением материала, измените темп. Задания четко, кратко, с обязательным выяснением того, как ученики поняли требования.
Есть условия, которые затрудняют проведение хорошего урока и препятствуют достижению результатов. Неуверенность в своих знаниях и безразличное отношение ко всему происходящему на уроке приведут к потере внимания и ослабят дисциплину. Однообразные методы обучения и неумение с ними работать скажутся на результате урока. Плохо воспринимается материал, если учитель излагает его сухо и монотонно. Никогда не отходите от темы урока, не увлекайтесь посторонними , не связанными с задачами урока.Не оскорбляйте учеников. Не перебивайте, дайте договорить во время ответа. Поддерживайте их инициативу, одобряйте активность.
Шевелева Е. Г.,
Учитель математики
Как провести качественный урок.
- Поставленные цели урока должны быть конкретными и наблюдаемыми во время урока. Поставленная цель должна пронизывать весь ход урока от начала до конца .
- Учитель должен уверенно (профессионально) владеть учебным материалом:
- свободно пользоваться понятийным аппаратом, спокойно, без напряжения излагать учебный материал;
- материал излагать интересно, увлекательно;
- не уходить от ответов на сложные вопросы, стимулировать задание их.
- Учитель должен демонстрировать правильную, выразительную, ясную, точную, краткую, уместную речь.
- Не допустимо на уроке учителю перебивать ученика, проявлять неприятие, раздражения, гнева, навязывать свою точку зрения.
- Устанавливать и использовать связи с другими предметами.
- Уместно использовать социальный опыт (личный, семьи, других людей, стран, народов).
- Использовать раздаточный материал: карточки, учебные пособия, иллюстрации, таблицы, схемы и т.д.
- Использовать динамические дидактические материалы: аудио, видео, компьютерные демонстрации, приборы и т.д.
- При подаче домашнего задания можно использовать задание трех уровней образования:
- государственного стандарта (минимальный уровень);
- школьного;
- индивидуального компонента.
- Поощрять (репликами или отметками):
- если учащиеся используют факты из других областей знаний;
- добровольное высказывание учащимися своего мнения о чем-либо.
- Предлагать задания, развивающие интуицию, творческое воображение, эмоционально-чувственное восприятие.
- Обращать внимание на качество речи обучаемых. Следует отмечать не только речь с ошибками, но и хорошие образцы речи.
- Заканчивать урок необходимо вовремя. После звонка большинство учащихся плохо воспринимают информацию учителя.
План урока
План конкретного урока - это личное дело учителя, у него есть право самостоятельно отработать свою модель плана, удобную и полезную именно ему.
Но пять моментов в плане должны быть отражены обя зательно:
- Цели и задачи урока с конкретными указаниями, что ученики должны запомнить, понять, усвоить, какие навыки выработать.
- Тема урока и план ее изложения. Эта часть плана составляется произвольно, по желанию учителя: в виде пунктов плана, тезисов, текста заданий, решения задач, формул и т. п.
- Вопросы для опроса – это, в сущности, опорные сигналы темы, главное, на что обращается внимание учеников. Нельзя рассчитывать на память. Вопросы (задачи, задания, карточки) готовятся заранее и тут же прилагаются решения, варианты.
- Задания для самостоятельной работы и закрепления (вопросы, параграфы учебника для чтения, упражнения, примеры).
- Задание на дом с указанием, сколько времени нужно, чтобы их выполнить.
План урока - это план на тот или иной раздел темы, по этому считается, что учитель может пользоваться преж ними, но скорректированными планами. Требование состав лять планы на каждый урок в каждом классе (даже на одну тему), тем более в двух экземплярах, по единой (не редко усложненной) схеме ведет лишь к перегрузке учи теля.
В первую очередь учителю необходимо эффективно организовать подготовку к уроку. Если учитель планирует не отдельные уроки, а тему целиком, то в этом случае значительно экономит свое время на подготовку, улучшив ее качество.
Можно предложить следующую технологию подготовки темы (по А.Гину). Необходимо подготовить столько листов бумаги, сколько уроков в теме. Спланировать обзорно все уроки параллельно.
Примерная последовательность действий:
- Базовый лист. Готовится «Базовый лист контроля». В выпускном классе базовые вопросы лучше формулировать в соответствии с программами для поступающих в вузы.
- Реквизит. Планируется реквизит: наглядность, книги, эксперименты и т.д.
- Участие учеников. Как будет организовано активное участие учеников? Например, какие доклады будут ими подготовлены?
- Организация повторения ранее изученных тем. На каких уроках и в какой форме организовано повторение?
- Контроль. На каких уроках и в какой форме организовать контроль?
Тема в целом запланирована. На листах с соответствующими уроками появились надписи. Теперь очередь за планированием отдельных уроков. Этапы урока могут быть реализованы различными приемами или их комбинацией.
Пример таблицы «Конструктора урока»:
Основные функциональные блоки | |||||
Разделы урока | |||||
А. Начало урока | Интеллектуальная разминка или простой опрос (по базовым вопросам) | «Светофор» | Щадящий опрос | Идеальный опрос | Обсуждение выполнения д/з |
Б. Объяснение нового материала | Привлекательная цель | Удивляй! | Пресс-конференция | Вопрос к тексту | Доклад |
В. Закрепление, тренировка, отработка умений | Лови ошибку | Пресс-конференция | УМШ | Деловая игра «НИЛ» | Тренировочная контрольная работа |
Г. Повторение | Своя опора | Свободная опора | Свои примеры | Опрос-итог | Обсуждаем д/з |
Д. Контроль | Опрос по цепочке | «Светофор» | Тихий опрос | Программируемый опрос | Фактологический диктант |
Е. Домашнее задание | Задание массивом | Три уровня домашнего задания | Особое задание | Идеальное задание | Творчество работает на будущее |
Ж. Конец урока | Опрос-итог | Отсроченная догадка | Роль «психолог» | Роль «подводящий итог» | Обсуждаем д/з |
Пользуясь таблицей «Конструктор урока» как универсальной шпаргалкой, учитель в соответствии со своими целями составляет формулу (схему, структуру) конкретного урока. У каждого учителя может быть свой конструктор. Творчество учителя – норма здорового общества. Приемы педтехники – инструмент творчества. Перечисленные выше техники можно разобрать в книге А.Гина «Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность, Обратная связь. Идеальность».
Технологическую карту можно определить как форму планирования педагогом учебного процесса, совмещенного в себе традиционное тематическое планирование с поурочным. Ее существенной характеристикой является представление учебного процесса на уровне технологии – на уровне проектирования и конструирования, включая описание действий учителя и учащихся. Описание учебного процесса на таком уровне позволяет рассмотреть технологическую карту как основу управления учебно-познавательной деятельностью учащихся и учителем и самими учениками.
Планирование контроля с помощью карты, которая составляется на всю тему, и еще до начала изучения темы учитель составляет тексты контрольных работ. Учитель выделяет все учебные единицы (термины, факты, понятия, правила, законы), затем определяет на каком уровне будет изучена каждая из учебных единиц.
Контролю подвергается каждая учебная единица.
При выявлении учащихся, испытывающих затруднения в овладении знаниями на уровне стандарта, учитель организует им помощь здесь же, на уроке.
На основе технологической карты меняется и характер взаимодействия руководителя школы и учителя. Для этого руководитель школы вместе с учителем осуществляют структурирование учебного материала, разрабатывают разнообразные варианты усвоения учащимися учебной темы, определяют контрольные уроки, на которых может присутствовать руководитель школы. В случае необходимости, используя технологическую карту руководитель школы может оказать методическую помощь учителю, выявить причины низкой результативности деятельности учителя.
Технологическая карта предусматривает планирование усвоения знаний учащимися, формирование и развитие у них специальных и общих умений и навыков на определенном уровне.
Можно привести несколько примеров карт.
Пример 1
Технологическая карта № n Класс
По теме: (тема раздела)
Номер урока по теме | ||
| ||
Цели урока | ||
Вид учебных занятий | ||
Актуализация темы | ||
Изучение нового материала | ||
Закрепление и применение знаний | ||
Контроль учителя | ||
Домашнее задание |
Пример 2.
Примерная форма технологической карты
(по Т.И.Шамовой, Т.М.Давыденко)
Номер урока в курсе | |||
Номер урока в теме | |||
Тема урока | |||
Что должен знать учащийся | |||
Что должен уметь учащихся (специальные умения) | |||
Закрепление и развитие общих учебных умений | |||
Виды учебных занятий | |||
Демонстрации | |||
Контроль учителя | |||
Контроль администрации |
Пример 3.
Номер урока | ||
Тема урока | ||
Что должны знать учащиеся | ||
Что должны уметь учащихся | ||
Вид учебных занятий | ||
Актуализация темы урока | Под руководством учителя | |
Самостоятельно | ||
Изучение нового материала | Под руководством учителя | |
Самостоятельно | ||
Закрепление и применение | Под руководством учителя | |
Самостоятельно | ||
Контроль знаний, умений | ||
Обобщение и систематизация | ||
Оборудование | ||
Домашнее задание |
Выбор и использование технологической карты – право каждого учителя по своему усмотрению.
Подводя итог можно выделить следующее:
- Технологическая карта позволяет планировать учебный процесс в системе.
- Позволяет создавать структуру урока общую, а приложения могут учитывать особенности каждого класса, и даже каждого ученика в отдельности.
- Технологическая карта – это мобильное поурочное и тематическое планирование.
- В форме технологической карты можно оформить «Тематическое поурочное планирование»
Группы целей урока.
Рождение любого урока начинается с осознания его целей. Именно они определяют систему действий учителя на предстоящем уроке. Основная логика урока и его ключевые моменты продумываются заранее как способ реализации поставленных целей.
Вообще говоря, под целями урока понимаются те результаты, которых предполагает достичь учитель в процессе совместной деятельности с учащимися при их обучении, воспитании и развитии.
При подготовке урока необходимо определить цели урока:
- предметные цели ставятся к конкретному уроку,
- цели, ориентированные на развитие личности ребёнка ставятся к целой теме или разделу.
Предметные цели могут начинаться с:
- Создать условия для …
- Обеспечить условия для …
- Помочь в усвоении (закреплении) …
- Содействовать в усвоении ….
Цели, ориентированные на развитие
Личности ребенка:
1. Цели, ориентированные на развитие личностно-смыслового отношения к учебному предмету:
- Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы;
- Помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала;
2. Цели, ориентированные на развитие ценностных отношений учащихся к окружающей действительности:
- Содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета;
- Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;
3. Цели, связанные с обеспечением развития у школьников интеллектуальной культуры:
- Создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект (текст, определение понятия, задачу и пр.);
- Обеспечить развитие у школьников умений сравнивать познавательные объекты;
- Содействовать развитию у школьников умений выделять главное в познавательном объекте (определении понятия, правиле, законе и др.);
- Обеспечить развитие у школьников умений классифицировать познавательные объекты и др.
4. Цели, ориентированные на развитие у школьников исследовательской культуры:
- Содействовать развитию у школьников умений использовать научные методы познания (наблюдение, гипотеза, эксперимент);
- Создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения.
5. Цели, связанные с развитием у школьников организационно- деятельностной культуры (культуры самоуправления учением):
- Обеспечить развитие у школьников умения ставить цель и планировать свою деятельность;
- Создать условия для развития у школьников умения работать во времени;
- Содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.
6. Цели, связанные с развитием информационной культуры учащихся:
- Создать условия для развития у школьников умения структурировать информацию;
- Обеспечить у школьников развития умений составлять простой и сложный планы.
7. Цели, связанные с развитием коммуникативной культуры учащихся:
- Содействовать развитию у детей умений общаться;
- Обеспечить развитие у школьников монологической и диалогической речи.
8. Цели, ориентированные на развитие рефлексивной культуры школьников:
- Создать условия для развития у школьников умения «приостановить» свою деятельность;
- Обеспечить развитие у школьников умения выделять узловые моменты своей или чужой деятельности как целого;
- Содействовать развитию у детей умения отстраниться, занять любую из возможных позиций по отношению к своей действительности, ситуации взаимодействия;
- Обеспечить развитие у школьников умения объективировать деятельности, т.е. переводить с языка непосредственных впечатлений и представлений на язык общих положений, принципов, схем и т.п.
Учебное занятие и его связь
С другими формами обучения
Предметная цель учебного занятия | Тип учебного занятия | Другие формы |
| Учебное занятие по изучению и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности. |
|
Организовать деятельность учащихся по закреплению знаний и умений… | Учебное занятие закрепления новых знаний и способов деятельности. | Семинар;
|
Организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний, умений и навыков по теме… | Учебное занятие комплексного применения знаний и способов деятельности. |
|
Обеспечить систематизацию и обобщение знаний по теме… | Учебное занятие обобщения и систематизации знаний и способов деятельности. |
|
Обеспечить проверку, оценку и коррекцию знаний и умений учащихся | Учебное занятие проверки, оценки и коррекции знаний и способов деятельности. |
|
Памятка поддержания дисциплины на уроке
- Приходите в кабинет немного раньше звонка. Убедитесь, все ли готово к уроку, красиво ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли наглядные пособия, ТСО. Входите в класс последним. Добивайтесь, чтобы все ученики приветствовали вас организованно. Осмотрите класс, обязательно переведите взгляд на недисциплинированных ребят. Старайтесь показать ученикам красоту и привлекательность организационного начала урока, но стремитесь к тому, чтобы на это уходило каждый раз все меньше и меньше времени.
- Не тратьте время на поиски страницы вашего предмета в классном журнале. Её можно приготовить на перемене, приучите дежурных оставлять на столе учителя записку с фамилиями отсутствующих учащихся.
- Начинайте урок энергично. Не задавайте ученикам вопрос: кто не выполнил домашнее задание? Это приучает к мысли, будто невыполнение урока – дело неизбежное. Необходимо вести урок так, чтобы каждый ученик с начала и до конца урока был занят делом. Помните: паузы, медлительность, безделье – бич дисциплины.
- Увлекайте учеников интересным содержание материала, умственным напряжением, контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчивое, кто отвлекается. Предотвращайте попытки нарушать рабочий порядок.
- Обращайтесь немного чаще с просьбами, вопросами к тем, кто может заняться на уроке другим делом.
- Мотивируя оценки знаний, придайте своим словам деловой и заинтересованный характер. Дайте указание ученику, над чем ему следует работать, проверьте выполнение данного задания. Это будет приучать к дисциплинированному труду. Ученик будет привыкать к тому, что указания учителя надо выполнять обязательно.
- Объективно оценивайте знания ученика, для оценки поведения пользуйтесь отметками за поведение и прилежание.
- Заканчивайте урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников. Пусть ученики испытают чувство удовлетворенности от результатов труда на уроке. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но не делайте это слишком часто и за небольшие усилия.
- Прекращайте урок со звонком. Напомните об обязанностях дежурного.
- Удерживайтесь от излишних замечаний.
- Обходитесь без помощи других. Помните : налаживание дисциплины, может быть, - единственная область педагогической практики, где помощь на уроке идет не на пользу. Обращайтесь за помощью к самим ученикам. С нарушителем, которого класс не поддерживает, легче справиться.
- Помните: там, где есть сомнения в правоте учителя, не говоря уже о тех случаях, когда вина его бесспорна, конфликт должен развязываться в пользу учеников.
- Помните слова Н.А . Добролюбова :
«Справедливый учитель – это такой учитель, поступки которого оправданы в глазах учеников».
Примерная схема самоанализа урока
- Каково место урока в теме, разделе, курсе? Как этот урок связан с предыдущими, как «работает» на последующие уроки? Каков тип урока?
- Какова характеристика реальных учебных возможностей учащихся данного класса? Какие особенности учащихся были учтены при планировании данного урока?
- Какие задачи решались на уроке: образовательные, воспитательные, развивающие? Была ли обеспечена их взаимосвязь? Какие задачи были главными? Как учтены в задачах особенности класса и отдельных групп учащихся?
- Рационально ли было распределено время на всех этапах урока для опроса, изучения нового материала, закрепления, разбора домашнего задания (если урок комбинированный)? Логическая связь между этапами урока.
- На каком содержании (понятиях, идеях, положениях, фактах) делается главный акцент на уроке и почему? Выделено ли главное, существенное на уроке?
- Какое сочетание методов обучения избрано для раскрытия нового материала? Обоснование выбора методов обучения (обязательно!).
- Какое сочетание форм обучения было избрано для раскрытия нового ма териала и почему? Необходим ли дифференцированный подход к учащимся? Что положено в основу дифференциации? Что дифференцировалось: только объем или только содержание, или степень помощи, оказанной учащимся, или все в совокупности?
- Как был организован контроль усвоения знаний, умений и навыков? В каких формах, и какими методами осуществлялся?
- Как использовался на уроке учебный кабинет, средства обучения?
- За счет чего обеспечивалась в классе высокая работоспособность школьников в течение всего урока?
- За счет чего поддерживалась на уроке хорошая психо логическая атмосфера, в чем конкретно проявилась культура общения учителя с группой учащихся, классом? Как учитель ведет себя в критических ситуациях? Как было реализовано воспитательное влияние личности учителя?
- Как и за счет чего обеспечивалась на уроке (и в домашней работе) рациональное использование времени, предупреждение перегрузки учащихся?
- Были ли предусмотрены иные методические варианты проведения урока? Какие?
- Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи? Если не удалось - почему?
Показатели оценки качества и эффективности учебных
Занятий
(по материалам Т.И. Шамовой и В.П. Симонова)
№ п/п | Блок | Показатели | Оценка в баллах (max 4) |
Личные Качества учителя |
| ||
| |||
| |||
| |||
| |||
Особенности учебной деятельности учащихся |
| ||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
Эффективность преподавания |
| ||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
Цели и результаты проведенного занятия |
| ||
| |||
| |||
| |||
|
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
АНАЛИЗА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
(по материалам С.В. Кульневич, Т.П.Лакоцениной)
Педагогический аспект урока может быть рассмотрен через следующие компоненты:
- Место урока в системе уроков по теме или подтеме.
- Правильность постановки цели урока
- Организация урока:
- Тип урока;
- Структура, последовательность этапов и дозировка по времени;
- Соответствие структуры урока его содержанию и цели;
- Подготовленность класса к уроку;
- Формы организации работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная и др.;
- Содержание урока:
- Научность материала;
- Правильность подбора материала и видов деятельности для различных этапов урока
- Связь изучаемого материала с ранее изученным. Приемы повторения;
- Раскрытие практической значимости изучаемого материала;
- Межпредметные связи;
- Речь учителя: грамотность, эмоциональность, лексическое богатство, научность речи;
- Методика проведения урока :
- Методы и приемы, применяемые учителем на каждом этапе урока;
- Соответствие применяемых методов содержанию и целям урока, возрасту и уровню подготовленности учащихся;
- Постановка перед учащимися цели урока и привлечение к подведению итогов урока;
- Работа с отстающими учащимися и учащимися проявляющими повышенный интерес к предмету;
- Система оценки знаний;
- Общение на уроке : тон, стиль отношений, манера общаться с классом и отдельными детьми.
- Работа и поведение учащихся на уроке:
- Активность класса и отдельных учащихся;
- Заинтересованность учащихся изучаемым материалам;
- Отношение к учителю;
- Дисциплинированность, организованность
- Речь учащихся: грамотность, эмоциональность, лексическое богатство, научность речи, умение высказывать и отстаивать свою точку зрения, умение задавать вопросы.
МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
АНАЛИЗА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Основная учебная цель урока :
Цель сформулирована учителем в общем виде или в действиях учащихся;
Достижение цели на уроке: на различных этапах, на уровне ознакомления и осмысления, на уровне репродукции и т.д. ;
Достижение на уроке предметной цели;
Достижение на уроке развивающей цели.
- Методическая логика урока
Структура урока, ее обоснованность;
Целесообразность распределения времени, хронометрирование урока;
Целесообразность и характер проверки домашнего задания;
Характер представления нового материала учителем;
Характер восприятия нового материала учащимися, степень их самостоятельности;
Развитие у учащихся общеучебных и специальных умений и навыков;
Оценочная деятельность учителя и самооценка учащихся;
Характер домашнего задания, способы информирования о домашнем задании;
Результативность урока.
- Использование различных средств обучения :
Заданий различного характера, инструкций, алгоритмов, опор (схем, моделей, иллюстраций и др.);
Адекватность используемых средств основной цели урока;
Эффективность использования средств в данном классе;
Грамотное использование и сочетание различных средств обучения.
- Использование различных методических приемов :
Адекватность данного приема цели и задачам урока;
Обоснованность использования данного приема;
Эффективность использования данных приемов.
- Использование различных организационных форм обучения :
Индивидуальная,
Групповая,
Парная,
Фронтальная,
Дифференцированные формы работы
Предупреждение неуспеваемости
1. Важным условием предупреждения неуспеваемости по математике является систематическое, последовательное изучение каждым учеником класса программного материала:
- установить связи нового материала с ранее изученным;
- научить выполнять самостоятельные работы по образцу;
- оказывать своевременную помощь ученикам.
2. Следующим условием является овладение каждым учеником необходимыми приемами самостоятельной работы.
Приёмы организации учебной деятельности учащихся
1. Методы работы с учебником математики.
Хорошо организованная и систематически проводимая работа по учебнику является одним из решающих условий усвоения учащимися знаний и навыков по математике.
Чтению учебников математике надо специально обучать.
- Чтение правил, определений, формулировок теорем после объяснения учителя.
- Чтение других текстов после их объяснения учителем.
- Разбор примеров учебника после их объяснения учителем.
- Чтение вслух учебников учителем с выделением главного и существенного.
- Чтение текста учащимися и разбивка его на смысловые абзацы.
- Чтение пункта учебника, самостоятельное составление плана и ответ учащихся по составленному плану.
Необходимо обучать пользоваться не только текстом и иллюстрациями учебника, но и его оглавлением, записями и таблицами, помещенными на форзацах, аннотацией, предметным указателем. Правильное использование этим вспомогательным аппаратом учебника значительно ускоряет поиск нужного материала в учебнике.
2. Общий прием работы с учебником.
1. Найти задание по оглавлению.
2. Обдумать заголовок. Т.е. ответить на вопросы:
- О чём пойдет речь?
- Что мне предстоит узнать?
- Что я уже знаю об этом.
4. Выделить все непонятные слова и выражения, выяснить их значение (в учебнике, справочнике, у учителя, родителей, товарищей).
5. Задать по ходу чтения вопросы. Например такие:
- О чем здесь говориться?
- Что мне уже известно об этом?
- С чем это нужно не перепутать?
- Что из этого должно получиться?
- Для чего это делается?
- К чему это можно применить?
- Когда и как применять?
И ответить на них.
6. Выделить (выписать, подчеркнуть) основные понятия.
7. Выделить основные свойства этих понятий (правила, теоремы, формулы).
8. Изучить определения понятий.
9. Изучить их основные свойства (правила, теоремы, рисунок).
10. Разобрать и понять иллюстрации (чертёж, схему, рисунок).
11. Разобрать примеры в тексте и придумать свои.
12. Провести самостоятельно обоснование свойств понятий (вывод формулы или правила, доказательство теоремы).
13. Составить схемы, чертежи, рисунки, таблицы и т. П., используя свои обозначения.
14. Запомнить материал, используя приемы запоминания (пересказ по плану, чертежу или схеме, пересказ трудных мест, мнемонические правила).
15. Ответить на конкретные вопросы в тексте.
16. Придумать и задать себе такие вопросы.
17. Если не все понятно, отметить неясное и обратиться к учителю (родителям, товарищам).
3. Общая организация домашней работы.
1. Осознать цели домашней работы и их важность.
2. Ознакомиться с заданиями, определить, в какой последовательности их лучше выполнять (чередуя устные и письменные, легкие и трудные).
3. Вспомнить, что изучали на уроке, просмотреть записи в тетрадях.
5. Выполнить письменные задания.
4. Что надо знать о теории.
- Основные положения теории.
- Опытные факты, послужившие основанием для разработки теории.
- Математический аппарат теории (основное уравнение).
- Круг явлений, объясняемых данной теорией.
- Явления и свойства, предсказываемые теорией.
5. Алгоритм решения задачи.
1.Уясни содержание задачи, установи, что неизвестно, и что дано и в чем состоит условие.
2. Изобрази схематически содержание задачи, разбив её на части по смыслу.
3. Установи зависимость между данными величинами и искомыми.
4. Вырази числовые данные всех неизвестных величин через известные, и обозначенную величину на основе установленных между этими величинами закономерностей.
5. На основе сравниваемых величин составь уравнение или систему решений.
6. Проверь решение задачи известным тебе способом (составлением обратной задачи, решением данной задачи другим способом и др.)
6. Как решить задачу по геометрии.
- Прочитай внимательно условие задачи.
- Читая условие второй раз, установи зависимость между числовыми данными.
- Сделай чертёж соответственно числовым данным задачи.
- Запиши справа от чертежа условие задачи.
- Если надо, выполни дополнительные построения.
- Подумай, что надо для того, чтобы ответить на поставленный вопрос.
- Пользуясь условием задачи, чертежом и ранее изученным материалом, найди необходимые элементы.
- Затем определи искомые элементы.
- Когда у тебя есть общий план решения задачи, запиши его.
- Каждое действие сопровождай краткими объяснениями.
- Промежуточных наименований не пиши.
- Посмотри, удовлетворяет ли найденное решение условию задачи.
- запиши ответ задачи.
- Подумай, можно ли решить задачу другим способом.
- Решай геометрические задачи с главного вопроса.
7.Как доказать теорему.
Доказать какое-либо утверждение – значит перейти с помощью логических рассуждений от его условия к заключению.
Для этого:
- Необходимо прежде всего знать, в чём состоит условие и в чём заключение теоремы.
- Приступая к доказательству, выделите все пункты условия и заключения теоремы и в рассуждениях используйте условии теоремы полностью.
- Каждый термин замените его определением.
- Преобразуйте условие и заключение теоремы так, чтобы её легче было доказать.
- Пользуйтесь аналогиями с доказательствами известных теорем.
- Найдите другие методы доказательства.
контрольных работ
- Контрольные работы проводятся с целью выявления уровней сформированности системы качеств знаний учащихся.
- Темы контрольных работ определяются в соответствии с ведущими идеями учебного предмета, курса.
- После выбора темы необходимо определить основные понятия, факты, законы, составляющие суть той или иной теории, качества усвоения которых должны быть проверены.
- При отборе содержания контрольной работы следует учитывать, что для получения объективной информации о конечном результате необходимо проверять знания на завершающем этапе их усвоения.
- При составлении заданий следует исходить из принципа «от простого к сложному». Каждое предыдущее задание должно помогать выполнять последующее, а последующее – готовить к восприятию новых заданий и прикреплять предыдущее.
- Обязательна следующая последовательность заданий:
- Задание на воспроизведение определения понятия или формулировки правила, закона, теоремы с требованием указания всех величин, входящих в определение, закон и т.д.;
- Задание, требующее от учащихся применения знаний по образцу на основе первого задания (задания на решение задач по воспроизведенной в первом задании формуле, закону и т.д.);
- Задание конструктивного характера, при выполнении которого учащемуся приходиться использовать несколько алгоритмов, формул, теорем, если они даны в явном виде. Приступая к выполнению такого задания, ученик должен проанализировать возможные общие пути решения задач, отыскать характерные признаки познавательного объекта, т.е. увидеть в измененной ситуации образец;
- Задание творческого характера, при выполнении которого учащемуся необходимо найти выход из нестандартной ситуации.
Контрольная работа может быть рассчитана на 30-45 минут
Список литературы:
- «Предупреждение и преодоление недисциплинированности как причины отставания школьников в учении», г. Ростов-на-Дону, 1972
- «Организация работы с молодыми специалистами» (Методические рекомендации), сост. Белова В.А., Банина К.С., Москва, 1984
- Шамова Т.И., Давиденко Т.М. Управление процессом формирования системы качеств знаний учащихся. М., 1990
- Ю.А. Конаржевский «Анализ урока», М.: Центр «Педагогический поиск», 2000
- Журнал «Завуч» № 3 - 2004
- Севрук А.И., Юнина Е.А. «Мониторинг качества преподавания в школе: Учебное пособие.- М.: Педагогическое общество России,2004
- М.Л. Портнов. «Уроки начинающего учителя», М.: Просвещение, 1993
- «Инициатива, творчество, поиск» - Информационный вестник, выпуск № 14. составитель Поваляева Л.Ю, Белгород 2002
- Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко Управление образовательным процессом в адаптивной школе./ М.: Центр «Педагогический поиск», 2001
- Завельский Ю.В. Как анализировать свой собственный урок, / журнал № 4 – 2000, стр. 92-93
- Завельский Ю.В. Как подготовить современный урок (в помощь начинающему учителю), / журнал № 4 – 2000, стр. 94-97
- Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. – 4-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2002
- Т.И. Шамова, В.А. Антипов, Т.М. Давыденко, Н.А.Рогачева
«Управление учебным процессом в школе на основе технологических карт учителя», (методические рекомендации руководителям школ и учителям), Москва,1994
- Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. «Управление образовательными системами»: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Т.И.Шамовой.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
- Епишева О.Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода: Кн.для учителя/ О.Б.Епишева. – М.: Просвещение, 2003 (Библиотека учителя)
- Манвелов С.Г. Конструирование современного урока математики. Кн. для учителя/ С.Г. Манвелов. М.: Просвещение, 2002 – (Библиотека учителя)