Какие бывают эпохи в искусстве. Какие есть эпохи
Первобытное общество – от появления первых предков человека до возникновения городов, государств и письменности. Этот период еще называют доисторическим, но я с этим не согласна: раз появился человек, значит, началась и история человечества, пусть даже мы узнаем о ней не через письменные источники, а посредством различных археологических находок. В это время человек освоил земледелие и скотоводство, начал строить дома и города, зародилась религия и искусство. А это уже история, пусть и первобытная.
Древний мир – от первых древних государств, до падения Западной Римской империи (5,5 тыс. лет назад – V век нашей эры) . Цивилизации Древнего Востока, Античная Греция и Древний Рим, Древняя Америка. Удивительное время, в которое появилась письменность, зародилась наука, новые религии, поэзия, архитектура, театр, первые представления о демократии и правах человека, да разве всё перечислишь!
Средневековье (V –XV вв) – от падения Западной Римской империи в конце античной эпохи, до Великих географических открытий, изобретения книгопечатания. Феодальные отношения, инквизиция, рыцари, готика – первое что всплывает в памяти при упоминании средних веков.
Новое время (XV в – 1914 г) – от Великих географических открытий до начала I мировой войны. Период Ренессанса в науке и культуре, открытие испанцами Нового Света, падение Константинополя, Английская и Французские революции, Наполеоновские войны и многое другое.
Новейшее время - период в истории человечества (с 1914 года и по настоящее время).
Другие подходы разделения истории человечества на периоды:
– формационный , в зависимости от общественно-экономического строя: первобытнообщинный строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический (то, что нам вбивали в школе);
– по способам производства: аграрное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество;
- по уровню развития материальной культуры: первобытный период, архаический период, тёмные века, античность, средневековье, возрождение, новое время, современность;
– по периодам правления выдающихся правителей;
– по периодам исторически-значимых войн;
С хронологической точки зрения история делится на первобытную, древнюю, средневековую, новую, новейшую. Эта периодизация, в основных чертах принятая в 19 в., подходит только для Западной Европы.
История первобытного общества охватывает период с момента возникновения человека 2,5-1 млн. лет назад (см. ст. Антропосоциогенез) до образования первых государств в Азии и Африке (рубеж 4-3 тыс. до н. э.). При этом в других частях света эпоха первобытности продолжалась значительно дольше. По археологической периодизации, опирающейся на различия в материале и внешнем виде орудий труда, история первобытного общества разделяется на ряд эпох: ранний (окончился ок. 100 тыс. лет назад), средний (ок. 40 тыс. лет назад) и поздний (ок. 10 тыс. лет назад) палеолит, мезолит (8 тыс. лет назад) и неолит (5 тыс. лет назад; в его рамках выделяют также энеолит). Затем следуют бронзовый век (до 1 тыс. до н. э.) и железный век, когда первобытные общества соседствуют с первыми цивилизациями. Для каждого региона временные рамки эпох существенно меняются. В первобытном обществе не было чётко выраженных социальных и имущественных различий, господствовал родоплеменной строй (см. ст. Род, Племя).
История Древнего мира изучает существование древнейших цивилизаций (Древний Восток, Греция Древняя, Рим Древний) с момента возникновения до 5 в. н. э. Концом эпохи Древнего мира традиционно считается год падения Западной Римской империи (476 г.). Однако эта хронологическая грань не имеет значения для других цивилизаций (см. ст. Китайская цивилизация, Мезоамерики цивилизации). При существенных различиях в типах государственного устройства (от восточной деспотии до полисного строя) в большинстве древних обществ господствовало рабовладение (см. ст. Рабство).
История Средних веков затрагивает 5-15 вв., концом европейского Средневековья считается открытие Америки X. Колумбом (1492 г.). Средневековое европейское общество существовало в условиях феодализма. Сам термин «Средние века» впервые использовал итальянский гуманист Ф. Бьондо (1392-1463) для обозначения периода между Античностью и Ренессансом. Европейское Средневековье делится на Раннее (5-10 вв., т. н. Тёмные века), Высокое (11-13 вв.) и Позднее (14-15 вв.).
Новой историей называют период 16 - кон. 18 в. Хронологическим рубежом, отделяющим Новое время от последующей эпохи, одни учёные считают начало Великой французской революции 1789-1799 гг, другие - окончание Первой мировой войны 1914-1918 гг. Европейское Новое время ознаменовалось эпохами Великих географических открытий и Ренессанса, распространением книгопечатания, Реформацией, Контрреформацией и первой общеевропейской войной (см. ст. Тридцатилетняя война). Важнейшим процессом Нового времени стало формирование национальных государств. Характерной для этой эпохи формой правления был абсолютизм. Новейшая история, по мнению одних, охватывает период с 1789 г. до окончания Второй мировой войны 1939-1945 гг., а по мнению других - с 1918 г. по настоящее время. Европейская цивилизация вступила в индустриальную эпоху, характеризующуюся господством капитализма, мировыми войнами, началом колониализма к колониальной системы падением. Господствовавшей формой государственного устройства стала республика или конституционная монархия.
Современная история ведёт свой отсчёт с окончания Второй мировой войны. Некоторые учёные считают эту эпоху составной частью Новейшей истории, другие исследователи выделяют в самостоятельный период развития человечества - постиндустриальную цивилизацию. Для неё характерны процессы информационной революции и глобализации, появление постиндустриального общества (см. ст. Постиндустриального (информационного) общества теория), «холодная война» и крах социалистического лагеря, масштабное загрязнение окружающей среды, борьба с международным терроризмом.
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Департамент по культуре и туризму Томской области ОГОАУ СПО «Губернаторский колледж социально-культурных технологий и инноваций» Презентация по предмету «История хореографического искусства» специальность НХТ; вид: «Хореографическое творчество». Тема: хронология исторических эпох в искусстве Выполнила Масловская Н.А. преподаватель хореографических дисциплин Томск 2015
2 слайд
Описание слайда:
Цель: знакомство с хронологией исторических эпох в искусстве Задачи: рассмотреть эпохи в хронологическом порядке; дать характеристику каждой эпохе; опосредованное знакомство с историческими личностями; расширение познавательного потенциала студентов
3 слайд
Описание слайда:
Существуют определенные эпохи, которые охватывают конкретные временные промежутки. Их названия были придуманы совсем недавно, после того как человек смог посмотреть в ретроспективу, оценить и разделить на этапы прошедшие события. Екатерина I Петр II Анна Иоановна Иван VI Елизавета Петровна Петр III Елизавета Петровна
4 слайд
Описание слайда:
Почему существует историческая хронология? Данный прием был разработан исследователями неспроста. Во-первых, каждый отдельный период характеризуется особыми культурными направлениями. Для каждой эпохи свойственно свое мировоззрение, мода, структура общества и многое другое. Рассматривая эпохи человечества по порядку, можно также обратить внимание на то, что для каждой из них характерны отдельные виды искусства. Это и музыка, и живопись, и литература.
5 слайд
Описание слайда:
Античный период. Историю первобытного общества мы опустим, так как единой идеологии в то время, религии или хотя бы системы письменности попросту не существовало. Поэтому, когда рассматриваются эпохи человечества по порядку, начинают именно с античного периода, ведь в это время появились первые государства, первые законы и мораль, а также искусство, которое мы изучаем до сих пор. Период начался примерно в конце 8-го века до н. э. и продлился до 456 года – даты падения Римской империи. В это время появилась не только политеистическая религия с четкой фиксацией всех божеств, но и система письменности – греческая и латинская. Также в этот период в Европе зародилось такое понятие, как рабство.
6 слайд
Описание слайда:
Средние века. Изучению средневековья всегда уделяют особое внимание. Период начался в конце 5-го века, а вот даты его окончания, хотя бы примерной, не существует. Некоторые полагают, что он закончился в середине 15-го века, другие уверены, что средние века длились до 17-го столетия. Эпоха характеризуется огромным подъемом христианства. Именно в эти годы произошли великие крестовые походы. Наряду с ними зародилась инквизиция, которая истребляла всех противников церкви. В средневековье возникла такая форма рабства, как феодализм, которая существовала в мире еще много столетий спустя.
7 слайд
Описание слайда:
Ренессанс. Эту эпоху принято выделять как отдельную, но многие историки полагают, что Возрождение – это, так сказать, светская сторона средневековья. Суть заключается в том, что в конце 14-го века люди стали взывать к гуманности. Вернулись некоторые античные правила и мораль, инквизиция постепенно сдала свои позиции. Это проявлялось и в искусстве, и в поведении общества. Люди стали посещать театры, возникло такое понятие, как светский бал. Ренессанс, как и Античность, зародился в Италии, и сегодня тому подтверждением являются многочисленные памятники архитектуры и искусства.
8 слайд
Описание слайда:
Барокко. Когда мы рассматриваем непосредственно эпохи истории человечества по порядку, барокко, хоть и недолго продлилось, заняло важную ветвь в становлении искусства. Эта эпоха стала логическим завершением Ренессанса. Можно сказать, что тяга к светским развлечениям и прекрасному разрослась до невероятных масштабов. Появился архитектурный одноименный стиль, которому свойственна помпезность и вычурность. Подобная тенденция проявилась и в музыке, и в рисунке, и даже в поведении людей. Эпоха барокко продлилась с 16-го по 17-й века.
9 слайд
Описание слайда:
Классицизм. Во второй половине 17-го века человечество решило отойти от столь пышной праздности. Общество, как и искусство, которое оно творило, стало канонизированным и подогнанным под четкие правила. Театр и музыка, которые были на пике своего культурного развития, также были подвержены новым реформам. Появились определенные стили, которые направляли авторов в то или иное русло. Классицизм стал проявляться в оформлении зданий и интерьера. В моду вошли прямые углы, ровные линии, строгость и аскетичность.
10 слайд
Описание слайда:
Романтический период. 18-й век – это красота неземных фантазий. Этот период считается самым загадочным в истории человечества, эфемерным и оригинальным. В обществе появилась тенденция, в соответствии с которой каждый человек – это отдельная духовно-творческая личность, со своим внутренним миром, переживаниями и радостями. Как правило, когда историки представляют культурные эпохи в хронологическом порядке, одно из самых важных мест отводится именно романтизму. В этот период, который продлился до 19-го века, появились уникальные шедевры музыки - Шопен, Шуман, Шуберт литературы – Гофман, братья Гримм, знаменитые французские романы живописи – Гойя, Тёрнер.
11 слайд
Описание слайда:
Просвещение. Параллельно с романтизмом в искусстве совершенствовалось и само общество. Когда перечисляют все эпохи по порядку, как правило, за классицизмом ставят именно Просвещение. Наряду с развитием науки и искусства в конце 17-го века в обществе с огромной скоростью начал повышаться уровень интеллекта. Произошел ряд астрономических открытий, которые опровергли многие религиозные догмы. Эпоха Просвещения коснулась не только Европы, но и России, а также Дальнего Востока, и даже Америки. В этот период во многих державах отменили крепостное право. Также стоит отметить, что в 18-19-м веках впервые в научных и государственных заседаниях стали принимать участие женщины. Эпоха Просвещения стала точкой зарождения новой философии, основанной на математике и физике.
12 слайд
Описание слайда:
Эпоха Просвещения - одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие. Учёные нового типа стремились распространять знание, популяризировать его. Знание не должно быть больше исключительным владением некоторых посвящённых и привилегированных, а должно быть доступно всем и иметь практическую пользу. Оно становится предметом общественной коммуникации, общественных дискуссий.
13 слайд
Описание слайда:
Новейшее время. Кратко перечислив все исторические эпохи по порядку, мы подошли к 20-му столетию. Этот период знаменит расцветом различных направлений в искусстве, многочисленными государственными переворотами и сменами режимов власти. Потому с исторической точки зрения данная эпоха называется Новейшим временем. С начала 20-го века, можно сказать, общество стало полностью равноправным. Искоренилось рабство во всем мире, установились четкие границы государств. Такие условия стали оптимальной средой для развития не только искусства, но и науки. Мы ныне живем в эту эпоху, поэтому, для того чтобы ее детально рассмотреть, достаточно лишь оглянуться.
14 слайд
Описание слайда:
Параллельно со становлениями законов и границ государств формировалось искусство. Но музыкальные периоды не всегда совпадают по временным рамкам с одноименными периодами в литературе или, скажем, в живописи. Ниже мы представим эпохи в искусстве по порядку, охарактеризуем их и сможем сопоставить четкую картину того, как формировалось наше общество с самого начала времен. Для начала мы обобщенно перечислим основные «эры», а после разделим их на отдельные отрасли.
15 слайд
Описание слайда:
Искусство: эпохи в хронологическом порядке Древний период. С момента возникновения первых наскальных рисунков заканчивая 8-м веком до н. э. Античность – с 8-го века до н. э. до 6-го века н. э. Средневековье: романский стиль - датируется 6-10-м веками, и готика – 10-14-м веками Возрождение – знаменитые 14-16-й века Барокко – 16-18-й века Рококо – 18-й век Классицизм - формировался на фоне прочих направлений с 16-го по 19-й век Романтизм – первая половина 19-го века Эклектизм – вторая половина 19-го столетия Модернизм – начало 20-го века Стоит отметить, что модерн – это общее название для данной творческой эпохи. В разных странах и в различных направлениях искусства формировались свои течения, о которых речь пойдет ниже.
16 слайд
Описание слайда:
17 слайд
Описание слайда:
18 слайд
Описание слайда:
Средневековье Романский стиль - от лат. romanus - римский - художественный стиль, господствовавший в Западной Европе 6 – 10 веках - один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Наиболее полно выразился в архитектуре. Главная роль в романском стиле отводилась суровой крепостной архитектуре: монастырским комплексам, церквям, замкам. Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость, располагающиеся на возвышенных местах, господствующие над местностью.
19 слайд
Описание слайда:
Готический стиль - период развития западной и центрально-европейской архитектуры, соответствующий зрелому и позднему Средневековью - 10 – 14 века. Готическая архитектура сменила архитектуру романской эпохи и в свою очередь уступила место архитектуре периода Возрождения. Сам термин «готика» возник в Новое время как презрительное обозначение всего привнесённого в европейское искусство варварами-готами. Средневековье Термин подчёркивал радикальное отличие средневекового зодчества от стилистики Древнего Рима. Собор Св.Витта в Праге Нотр-Дам де Пари
20 слайд
Описание слайда:
Возрождение или Ренессаанс - фр. Renaissance, ит. Rinascimento; от «re/ri» - «снова» или «заново» и «nasci» - «рождённый» 14 – 17 века. Эпоха, имеющая мировое значение в истории культуры Европы, пришедшая на смену Средним векам и предшествующая Просвещению Отличительная черта эпохи Возрождения - светский характер культуры и её гуманизм, интерес к человеку и его деятельности. «Дама с горностаем» «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи «Пьета» «Моисей» «Давид» Микеланджело Буонаротти «Рождение Венеры» Боттичелли «Афинская школа» Рафаэль Расцветает интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» - так и появился термин. Церковь Святого Духа во Флоренции Ф.Брунеллески
21 слайд
Описание слайда:
Барокко от итал. barocco - «причудливый», «странный», «склонный к излишествам», порт. perola barroca - «жемчужина неправильной формы», дословно «жемчужина с пороком» - эпоха Позднего Возрождения - 17-18 век, появился в Италии. Эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации». Барокко противостояло классицизму и рационализму. портрет Джеймса Стюарта Ван Дейк «Коронация Марии Медичи» «Сад любви» Рубенс Петербург. Эрмитаж Петергоф «Самсон»
22 слайд
Описание слайда:
Рококо от фр. rocaille - дробленый камень, декоративная раковина, ракушка, рокайль - стиль в искусстве, в основном, в дизайне интерьеров, возникший во Франции в 18 веке, как развитие стиля барокко. Интерьеры Гатчинского замка «Танцующая Комарго» Н. Ланкре «Завтрак» Ф.Буше «Амур» Фальконе Церковь Франциска в Португалии Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, личному комфорту.
23 слайд
Описание слайда:
Классицизм от фр. classicisme, от лат. classicus - образцовый - художественный стиль и эстетическое направление в европейской культуре 17 -19 веков. В основе классицизма лежат идеи рационализма. Художественное произведение строится по строгим канонам. Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие - ода, трагедия, эпопея и низкие - комедия, сатира, басня. Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное - в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Большой театр в Варшаве
Основные членения истории человечества. Теперь, когда введена целая система новых понятий, можно попытаться, пользуясь ими, нарисовать целостную картину всемирной истории, разумеется, предельно краткую.
История человечества, прежде всего, подразделяется на два основных периода: (I) эру становления человека и общества, время праобщества и праистории (1,6-0,04 млн. лет тому назад) и (II) эру развития сформировавшегося, готового человеческого общества (от 40-35 тыс. лет тому назад до современности). Внутри последней эры отчетливо выделяются две основные эпохи: (1) доклассового (первобытного, примитивного, эгалитарного и т.п.) общества и (2) классового (цивилизованного) общества (от 5 тыс. лет тому назад до наших дней). В свою очередь в истории человечества с момента возникновения первых цивилизаций сменились эпоха Древнего Востока (Ш-П тысячелетия до н.э.), Античная эпоха (VIII в. дон.э. - V в. н.э.), Средних веков (VI-XV вв.), Новая (XVI в. -1917 г.) и Новейшая (с 1917 г.) эпохи.
Период прабщества и праистории (1,6-0,04 млн. лет). Человек выделился из животного мира. Как сейчас твердо установлено, между животными предшественниками человека, с одной стороны, и людьми, какими они являются сейчас (Homo sapiens), с другой, лежит необычайно длительный период становления человека и общества (антропосоциогенеза). Люди, жившие в то время, были людьми еще только формирующимися (пралюдъми). Только еще формирующимся было и их общество. Оно может быть охарактеризовано только праобщество.
Одни ученые принимают за первых людей (пралюдей) хабилисов, пришедших на смену австралопитекам, примерно, 2,5 млн. лет назад, другие считают первыми людьми архантропов (питекантропов, синантропов, атлантропов и т.п.), сменивших хабилисов, примерно, 1,6 млн. назад. Ближе к истине вторая точка зрения, ибо только с архантропами начали формироваться язык, мышление и социальные отношения. Что же касается хабилисов, то они, как и австралопитеки, были не пралюдьми, а предлюдъми, но только не ранними, а поздними.
В основе становления человека и человеческого общества лежал процесс возникновения и развития производственной деятельности, материального производства. Возникновение и развитие производства с необходимостью потребовало не только изменения организма производящих существ, но и возникновения между ними совершенно новых отношений, качественно отличных от тех, что существовали у животных, отношений не биологических, а социальных, то есть появления человеческого общества. Социальных отношений и общества в животном мире нет. Они присущи только человеку. Возникновение качественно новых отношений, и тем самым совершенно новых, присущих только человеку стимулов поведения, было абсолютно невозможно без ограничения и подавления, без введения в социальные рамки старых, безраздельно господствующих в животном мире движущих сил поведения - биологических инстинктов. Насущной объективной необходимостью было обуздание и введение в социальные рамки двух эгоистических животных инстинктов - пищевого и полового.
Обуздание пищевого инстинкта началось с возникновением самых ранних пралюдей - архантропов и завершилось на следующей фазе антропосоциогенеза, когда на смену им 0,3-0,2 млн. лет назад пришли пралюди более совершенного вида - палеоантропы, точнее, с появлением 75-70 тыс. лет назад поздних палеоантропов. Именно тогда завершилось формирование первой формы социально-экономических отношений - разборно-коммуналистических отношений. С обузданием, постановкой под социальный контроль полового инстинкта, что выразилось в появлении рода и первой формы брачных отношений - дуально-родовой организации, что произошло 35-40 тыс. лет назад, на смену формирующимся людям и формирующемуся обществу пришли готовые сформировавшиеся люди и готовое сформировавшееся общество, первой формой которого было первобытное общество.
Эпоха первобытного (доклассового) общества (40-6 тыс. лет тому назад). В развитии доклассового общества последовательно сменились стадии раннего первобытного (первобытно-коммунистического) и позднего первобытного (первобытно-престижного) обществ. Затем наступила эпоха общества переходного от первобытному к классовому, или предклассового.
На стадии предклассового общества существовали формирующийся крестьянско-общинный (пракрестьянско-общинный), формирующийся политарный (протополитарный), нобиларный, доминарный и магнарный способы производства, причем последние два нередко образовывали один единый гибридный способ производства доминомагнарный. (См. лекцию VI "Основные и неосновные способы производства".) Они по отдельности или в разных сочетаниях определяли социально-экономический тип предклассовых социоисторических организмов.
Были общества, в которых господствовал пракрестьянско-общинный уклад, - пракрестьянские (1). В значительном числе предклассовых обществ господствующим был протополитарный уклад. Это - протополитарные общества (2). Наблюдались общества с доминированием нобиларных отношений - протоно-биларные общества (3). Были социоисторические организмы, в которых господствовал доминомагнарный способ производства, - протодоминомагнарные общества (4). В некоторых обществах сосуществовали и играли примерно одинаковую роль нобиларная и доминомагнарная формы эксплуатации. Это - протонобило-магнарные общества (5). Еще один тип - общества, в которых доминомагнарные отношения сочетались с эксплуатацией рядовых его членов со стороны особой военной корпорации, которую на Руси называли дружиной. Научным термином для обозначения такой корпорации могло бы стать слово "милития" (лат. militia - войско), а ее предводителя - слово "милитарх". Соответственно такие социоисторические организмы могут быть названы протомилито-магнарными обществами (6).
Ни один из этих шести основных типов предклассового общества не может быть охарактеризован как общественно-экономическая формация, ибо он не был стадией всемирно-исторического развития. Такой стадией было предклассовое общество, но оно тоже не может быть названо общественно-экономической формацией, ибо оно не представляло собой единого социально-экономического типа.
К разным социально-экономические типам предклассового общества вряд ли применимо и понятие параформации. Они не дополняли какую-либо общественно-экономическую формацию, существовавшую в качестве стадии мировой истории, а все вместе взятые заменяли общественно-экономическую формацию. Поэтому их лучше всего было бы именовать общественно-экономическими проформациями (от греч. про - вместо).
Из всех названных типов предклассового общества только про-тополитарная проформация была способна без влияния обществ более высокого типа превратиться в классовое общество, причем, разумеется, древнеполитарно. Остальные проформации составляли своеобразный исторический резерв.
Эпоха Древнего Востока (III-II тысячелетия до н.э.). Первое в истории человечества классовое общество было политарным. Оно появилось впервые в конце IV тысячелетия до н.э. в виде двух исторических гнезд: крупного политарного социоисторического организма в долине Нила (Египет) и системы небольших политарных социо-ров в южной Месопотамии (Шумер). Так человеческое общество раскололось на два исторических мира: доклассовый, который превратился в инфериорный, и политарный, ставший супериорным. Дальнейшее развитие пошло по пути, с одной стороны, возникновения новых изолированных исторических гнезд (цивилизации Ха-раппы в бассейне Инда и Шанской (Иньской) цивилизации в долине Хуанхе), с другой - появления все новых и новых исторических гнезд по соседству с Двуречьем и Египтом и образования огромной системы политарных социоисторических организмов, охватывавшей весь Ближний Восток. Такого рода совокупность социоисторических организмов можно назвать исторической ареной. Ближневосточная историческая арена была в то время единственной. Она являлась центром мирового исторического развития и в этом смысле мировой системой. Мир разделился на политарный центр и периферию, которая была частично первобытной (включая предклассовую), частично классовой, политарной.
Древневосточным обществам был свойствен циклический характер развития. Они возникали, расцветали, а затем приходили в упадок. В ряде случаев происходила гибель цивилизации и возвращение на стадию предклассового общества (Индская и Микенская цивилизации). Это, прежде всего, было связано с присущим политарному обществу способом повышения уровня развития производительных сил - ростом продуктивности общественного производства за счет увеличения продолжительности рабочего времени. Но этот темпоральный (от лат. tempus - время), способ повышения продуктивности общественного производства в отличие от технического способа является тупиковым. Рано или поздно дальнейшее увеличение рабочего времени становилось невозможным. Оно приводило к физической деградации и даже гибели основной производительной силы - работников, следствием чего был упадок и даже гибель общества.
Античная эпоха (VIII в. до н.э. - V в. н.э.). В силу тупиковости темпорального способа развития производительных сил политарное общество было неспособно превратиться в общество более высокого типа. Новая, более прогрессивная общественно-экономическая формация - античная, рабовладельческая, сер-варная - возникла в результате процесса, который был выше назван ультрасупериоризацией. Возникновение античного общества было следствием всестороннего воздействия ближневосточной мировой системы на бывшие до этого предклассовыми греческие социоисторические организмы. Это влияние давно уже подмечено историками, назвавшими этот процесс ориентализацией. В результате предклассовые греческие социоры, которые принадлежали к проформации, отличной от протополитарной, а именно протонобило-магнарной, вначале (в VIII в. до н.э.) стали доминомагнарными обществами (Архаическая Греция), а затем превратились в собственно античные, серверные. Так, наряду с двумя прежними историческими мирами (первобытным и политарным) возник новый - античный, который и стал супериорным.
Вслед за греческим историческим гнездом возникли новые исторические гнезда, в которых шло становление серварного (античного) способа производства: этрусское, карфагенское, латинское. Античные социоисторические организмы вместе взятые образовали новую историческую арену - средиземноморскую, к которой и перешла роль центра мирового исторического развития. С возникновением новой мировой системы человечество в целом поднялось на новую стадию исторического развития. Произошла смена мировых эпох: эпоха Древнего Востока сменилась Античной.
В последующем развитии, в IV в. до н.э. ближневосточная и средиземноморская исторические арены вместе взятые образовали социорную суперсистему - центральное историческое пространство (центропространство), и как следствие, стали его двумя историческими зонами. Средиземноморская зона была историческим центром, ближневосточная - внутренней периферией.
За пределами центрального исторического пространства находилась внешняя периферия, которая делилась на первобытную (включая предклассовую) и политарную. Но в отличие от эпохи Древнего Востока политарная периферия существовала в античное время в виде не изолированных исторических гнезд, а значительного числа исторических арен, между которыми возникали различного рода связи. В Старом Свете образовались восточноазиатская, индонезийская, индийская, центральноазиатская арены и, наконец, велико-степная, на просторах которой то возникали, то исчезали кочевые империи. В Новом Свете в I тысячелетии до н.э. сформировались андская и мезоамериканская исторические арены.
Переход к античному обществу был ознаменован существенным прогрессом производительных сил. Но почти весь рост продуктивности общественного производства был достигнут за счет не столько совершенствования техники, сколько увеличения доли работников в составе населения общества. Это - демографический способ повышения уровня производительных сил. В доиндустриальную эпоху возрастание числа производителей материальных благ внутри социоисторического организма без увеличения в той же пропорции всего его населения могло происходить только одним способом - путем притока извне готовых работников, причем не имеющих право иметь семьи и обзаводиться потомством.
Постоянный приток извне работников в состав того или иного социоисторического организма с необходимостью предполагал столь же систематические вырывания их из состава других социоров. Все это было невозможно без применения прямого насилия. Привлекаемые извне работники могли быть только рабами. Рассматриваемый способ увеличения продуктивности общественного производства состоял в утверждении экзогенного (от греч. экзо - снаружи, вне) рабства. Только постоянный приток рабов извне мог сделать возможным появление самостоятельного способа производства, основанного на труде такого рода зависимых работников. Впервые этот способ производства утвердился только в эпоху расцвета античного общества, в связи с чем его и принято называть античным. В главе VI "Основные и неосновные способы производства" он был назван серварным.
Таким образом, необходимым условием существования античного общества было непрерывное выкачивание человеческих ресурсов из иных социоисторических организмов. И эти иные социоры должны были относиться к типам, отличным от данного, причем предпочтительнее к обществу предклассовому. Бытие системы обществ античного типа было невозможно без существования обширной периферии, состоявшей преимущественно из варварских социоисторических организмов.
Непрерывная экспансия, которая была необходимым условием существования серверных обществ, не могла продолжаться бесконечно. Рано или поздно она становилась невозможной. Демографический способ повышения продуктивности общественного производства, также как и темпоральный, был тупиковым. Античное общество, также как и политарное, было неспособно превратиться в общество более высокого типа. Но если политарный исторический мир продолжал существовать чуть ли не до наших дней и после схода с исторической магистрали в качестве инфериорного, то античный исторический мир исчез навсегда. Но, погибая, античное общество передало эстафету иным обществам. Переход человечества на более высокую стадию общественного развития снова произошел путем, который выше был назван формационным сверхвозвышением, или ультрасупериоризацией.
Эпоха Средних веков (VI-XV вв.). Подточенная внутренними противоречиями Западная Римская империи рухнула под натиском германцев. Произошло наложение германских предклассовых демо-социальных организмов, которые принадлежали к проформации, отличной от протополитарной, а именно протомилитомагнарной, на обломки западно-римского геосоциального организма. В результате на одной и той же территории часть людей жила в составе демосоциальных предклассовых организмов, а другая - в составе наполовину разрушенного классового геосоциального организма. Такое сосуществование двух качественно отличных социально-экономических и других общественных структур не могло продолжаться слишком долго. Должно было произойти либо разрушение демосоциальных структур и победа геосоциальных, либо распад геосоциальных и торжество демосоциальных, либо, наконец, синтез тех и других. На территории погибшей Западной Римской империи произошло то, что историки называют романо-германским синтезом. В результате его родился новый, более прогрессивный способ производства - феодальный и соответственно новая общественно-экономическая формация.
Возникла западноевропейская феодальная система, которая стала центром всемирно-исторического развития. На смену Античной эпохе пришла новая - эпоха Средних веков. Западноевропейская мировая система существовала как одна из зон сохранившегося, но при этом перестроившегося центрального исторического пространства. В это пространство в качестве внутренней периферии входили византийская и ближневосточная зоны. Последняя в результате арабских завоеваний VII-VIII вв. значительно увеличилась, включив часть византийской зоны, и превратилась в исламскую зону. Затем началось расширение центрального исторического пространства за счет территории Северной, Центральной и Восточной Европы, заполненной предклассовыми социоисторическими организмами, которые тоже относились к той же проформации, что и германские предклассовые общества, - протомилитомагнарной.
Эти общества, одни под воздействием Византии, другие - Западной Европы, стали превращаться и превратились в классовые социоисторические организмы. Но если на территории Западной Европы произошла ультрасупериоризация и появилась новая формация - феодальная, то здесь имел место процесс, который выше был назван литерализацией. В результате его возникли две близкие общественно-экономические параформации, которые, не вдаваясь в подробности, можно условно охарактеризовать как парафеодальные (от греч. пара - возле, около): к одной относились социоры Северной Европы, к другой - Центральной и Восточной. Возникли две новые периферийные зоны центрального исторического пространства: североевропейская и центрально-восточноевропейская, в состав которой вошла и Русь. Во внешней периферии продолжали существовать первобытные общества и те же самые политарные исторические арены, что и в античную эпоху.
В результате монгольского завоевания (XIII в.) Северо-Западная Русь и Северо-Восточная Русь, вместе взятые, оказались вырванными из центрального исторического пространства. Центрально-восточноевропейская зона сузилась до центрально-европейской. После избавления от татаро-монгольского ига (XV в.) Северная Русь, получившая в последующем название России, вернулась в центральное историческое пространство, но уже в качестве особой ее периферийной зоны - российской, которая в последующем превратилась в евразийскую.
Новое время (1600-1917 гг.). На грани XV и XVI вв. на территории Западной Европы начал формироваться капитализм. Западноевропейская феодальная мировая система сменилась западноевропейской же капиталистической системой, которая стала центром всемирно-исторического развития. За Средними веками последовало Новое время. Капитализм развивался в эту эпоху как вовнутрь, так и вширь.
Первое выразилось в вызревании и утверждении капиталистического уклада, в победе буржуазных социально-политических революций (Нидерландской XVI в., Английской XVII в., Великой Французской XVIII в.). Уже с возникновением городов (Х-ХII вв.) западноевропейское общество вступило на единственный путь, который был способен обеспечить в принципе беспредельное развитие производительных сил - роста производительности труда за счет совершенствования техники производства. Технический способ обеспечения роста продуктивности общественного производства окончательно возобладал после промышленной революции, начавшейся в последней трети XVIII в.
Капитализм возник в результате закономерного развития предшествовавшего ему общества только в одном месте земного шара - в Западной Европе. В результате человечество разделилось на два основных исторических мира: мир капиталистический и мир некапиталистический, включавший в себя первобытные (в том числе предклассовые), политарные и парафеодальные общества.
Наряду с развитием капитализма вглубь шло его развитие вширь. Капиталистическая мировая система постепенно втянула в орбиту своего влияния все народы и страны. Центральное историческое пространство превратилось во всемирное историческое пространство (миропространство). Вместе с формированием всемирного исторического пространства шло распространение капитализма по всему миру, становление всемирного капиталистического рынка. Весь мир стал превращаться в капиталистический. Для всех социо-исторических организмов, отставших в своем развитии, независимо от того, на какой стадии эволюции они задержались: первобытной, политарной или парафеодальной, стал возможным только один путь развития - к капитализму.
Эти социоры не просто получили возможность миновать, как любили у нас говорить, все стадии, которые лежали между теми, на которых они находились, и капиталистической. Для них, и в этом вся суть дела, стало невозможным не миновать все эти ступени. Таким образом, когда человечество в лице группы передовых социоисторических организмов достигло капитализма, то все остальные магистральные стадии стали пройденными не только для этих, но в принципе и для всех прочих обществ, не исключая и первобытных.
Уже давно модным стало критиковать европоцентризм. В этой критике есть определенная доля истины. Но в целом европоцентристский подход к всемирной истории последних трех тысячелетий существования человечества совершенно оправдан. Если в Ш-II тысячелетиях до н.э. центр мирового исторического развития находился на Ближнем Востоке, где образовалась первая в истории человечества мировая система - политарная, то, начиная с VIII в. до н.э., магистральная линия развития человечества идет через Европу. Именно там все это время находился и перемещался центр мирового исторического развития, там последовательно сменились остальные три мировые системы - античная, феодальная и капиталистическая.
То обстоятельство, что смена античной системы феодальной, а феодальной - капиталистической имела место только в Европе, и легло в основу взгляда на эту линию развития как на одну из множества региональных, как на чисто западную, чисто европейскую. В действительности же это магистральная линия развития человечества.
Неоспоримо мировое значение образовавшейся в Западной Европе буржуазной системы, которая к началу XX в. втянула в сферу своего воздействия весь мир. Сложнее обстоит дело с ближневосточной политарной, средиземноморской античной и западноевропейской феодальной системами. Ни одна из них не охватывала своим влиянием весь мир. И степень их воздействия на отстававшие в своем развитии социоисторические организмы была значительно меньшей. Однако без ближневосточной политарной системы социоисторичес-ких организмов не было бы античной, без античной не было бы феодальной, без феодальной не возникла бы капиталистическая. Только последовательное развитие и смена этих систем смогли подготовить появление в Западной Европе буржуазного общества и тем сделать не только возможным, но и неизбежным движение всех отставших социоисторических организмов к капитализму. Тем самым, в конечном счете, существование и развитие этих трех систем сказалось на судьбе всего человечества.
Таким образом, историю человечества ни в коем случае нельзя рассматривать как простую сумму историй социоисторических организмов, а общественно-экономические формации - как одинаковые стадии эволюции социоисторических организмов, обязательные для каждого из них. История человечества есть единое целое, а общественно-экономические формации, прежде всего, являются стадиями развития этого единого целого, а не отдельных социоисторических организмов. Формации могут быть стадиями в развитии отдельных социоисторических организмов, а могут не быть ими. Но последнее ни в малейшей степени не мешает им быть стадиями эволюции человечества.
Начиная с перехода к классовому обществу, общественно-экономические формации как стадии всемирного развития существовали в качестве мировых систем социоисторических организмов того или иного типа, систем, являвшихся центрами всемирно-исторического развития. Соответственно и смена общественно-экономических формаций как стадий мирового развития происходила в виде смены мировых систем, которая могла сопровождаться, а могла и не сопровождаться территориальным перемещением центра мирового исторического развития. Смена мировых систем влекла за собой смену эпох всемирной истории.
В результате воздействия западноевропейской мировой капиталистической системы на все остальные общества мир в целом к началу XX в. превратился в суперсистему, состоящую из капиталистических, формирующихся капиталистических и только что вступивших на путь капиталистического развития социоисторических организмов, которую (суперсистему) можно назвать международной капиталистической системой. Общей тенденцией эволюции было превращение всех социоисторических в капиталистические.
Но было бы ошибочным полагать, что это развитие вело к прекращению деления человеческого общества в целом на исторический центр и историческую периферию. Центр сохранился, хотя и несколько расширился. В него вошли в результате "пересаживания" капитализма США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, в результате формационного возвышения (супериоризации) страны Северной Европы и Япония. Как следствие мировая капиталистическая система перестала быть только западноевропейской. Поэтому ее теперь предпочитают называть просто западной.
Все остальные социоисторические организмы образовали историческую периферию. Эта новая периферия существенно отличалась от периферии всех предшествующих эпох развития классового общества. Во-первых, она вся была внутренней, ибо входила во всемирное историческое пространство. Во-вторых, она вся была зависимой от центра. Одни периферийные социоры стали колониями центральных держав, другие оказались в иных формах зависимости от центра.
В результате воздействия западного мирового центра в страны, лежащие за его пределами, стали проникать буржуазные отношения, вследствие зависимости этих стран от центра капитализм в них приобрел особую форму, отличную от капитализма, существовавшего в странах центра. Этот капитализм был зависимым, периферийным, не способным к прогрессивному развитию, тупиковым. Подразделение капитализма на две качественно отличные формы было открыто Р. Пребишем, Т. Дус-Сантусом и другими сторонниками теорий зависимого развития. Р. Пребишем была создана первая концепция периферийного капитализма.
Имеются все основания полагать, что капитализм центра и капитализм периферии представляют собой два родственных, но тем не менее различных способа производства, первый из которых можно назвать ортокапитализмом (от греч. ортос - прямой, подлинный), а второй паракапитализмом (от греч. пара - возле, около). Соответственно страны центра и страны периферии относятся к двум разным социально-экономическим типам общества: первые к ортокапиталистической общественно-экономической формации, вторые - к паракапиталистической общественно-экономической параформации. Тем самым они принадлежат к двум разным историческим мирам. Таким образом, воздействие системы супериор-ных капиталистических организмов на инфериорные за редким исключением имела результатом не супериоризацию, а латерализацию.
Суть отношения между двумя составляющими международной капиталистической системы: ортокапиталистическим центром и паракапиталистической периферией заключается в эксплуатации государствами, входящими в центр, стран, образующих периферию. На это обратили внимание еще создатели теорий империализма: Дж. Гобсон (1858-1940), Р. Гильфердинг (1877-1941), Н.И. Бухарин (1888-1938), В.И. Ленин (1870-1924), Р. Люксембург (1871-1919). В последующем все основные формы эксплуатации периферии со стороны центра были детально рассмотрены в концепциях зависимого развития.
К началу XX в. в состав зависимых от центра, а тем самым и эксплуатируемых им стран окончательно вошла Россия. Так как к началу XX в. капитализм в Западной Европе окончательно утвердился, то эра буржуазных революций для большинства ее стран ушла в прошлое. Зато для остального мира и, в частности, для России, наступила эпоха революций, но иных, чем на Западе. Это были революции, имевшие своей объективной целью уничтожение зависимости от ортокапиталистического центра, направленные одновременно против и паракапитализма, и ортокапитализма и в этом смысле антикапиталистические. Первая их волна пришлась на первые два десятилетия XX в.: революции 1905-1907 гг. в России, 1905-1911 гг. в Иране, 1908-1909 гг. в Турции, 1911-1912 гг. в Китае, 1911-1917 гг. в Мексике, 1917 г. в России.
Новейшее время (1917-1991 гг.). В октябре 1917 г. в России победила антикапиталистическая рабоче-крестьянская революция. В результате зависимость этой страны от Запада была уничтожена и она вырвалась из периферии. В стране был ликвидирован периферийный капитализм, а тем самым и капитализм вообще. Но вопреки чаяниям и надеждам и руководителей, и участников революции социализм в России не возник: слишком был низок уровень развития производительных сил. В стране сформировалось классовое общество по ряду черт сходное с древним политарным, но отличное от него по своей технической базе. Старое политарное общество было аграрным, новое - индустриальным. Древний политаризм был общественно-экономической формацией, новый - общественно-экономической параформацией.
На первых порах индустрополитаризм, или неополитаризм, обеспечил быстрое развитие производительных сил в сбросившей путы зависимости от Запада России. Последняя из отсталого аграрного государства превратилась в одну из самых мощных индустриальных стран мира, что в последующем обеспечило СССР положение одной из двух сверхдержав.
В результате второй волны антикапиталистических революций, имевшей место в странах периферии в 40-х годах XX в., неополитаризм распространился за пределы СССР. Периферия международной капиталистической системы резко сузилась. Оформилась огромная система неополитарных социоисторических организмов, которая приобрела статус мировой. Но не перестала быть мировой и западная капиталистическая система. В результате на земном шаре стали существовать две мировые системы: неополитарная и ортокапиталистическая. Вторая была центром для стран парака-питалистических, периферийных, которые вместе с ней образовывали международную капиталистическую систему. Такая структура нашла выражение в ставшем в 40-50-х гг. в. столь привычным делением человечества на три мира: первый (ортокапиталистический), второй ("социалистический", неополитарный) и третий (периферийный, паракапиталистический).
Современность (с 1991 г.). В результате контрреволюции конца 80-х - начала 90-х гг. Россия, а вместе с ней большая часть неополитарных стран, вступила на путь реставрации капитализма. Неополитарная мировая система исчезла. Тем самым исчезло и характерное для предшествующей эпохи сосуществование двух мировых центров. На земном шаре снова оказался лишь один центр - ортокапиталистический, причем теперь он не расколот, как это было до 1917 г. и даже до 1945 г., на враждующие лагеря. Ортокапита-листические страны сейчас объединены под главенством одного гегемона - США, что резко повышает значение центра и возможность его влияния на весь мир. Все неополитарные страны, вступившие на путь капиталистического развития, снова оказались в зависимости от ортокапиталистического центра, снова вошли в состав его периферии. В результате капитализм, который стал в них формироваться, с неизбежностью приобрел периферийный характер. Как следствие они тем самым оказались в историческом тупике. Сравнительно небольшая часть неополитарных стран выбрала иной путь развития и сохранила независимость от центра. Наряду с зависимой периферией в мире существует независимая периферия (Китай, Вьетнам, КНДР, Куба, Белоруссия). В нее входят также Иран и Ирак.
Кроме объединения центра вокруг США, что означало возникновение ультраимпериализма, произошли и другие изменения. Сейчас в мире развернулся процесс, который получил название глобализации. Он означает возникновение на Земле глобального классового общества, в котором положение господствующего эксплуататорского класса занимают страны ортокапиталистического центра, а положение эксплуатируемого класса - страны периферии. Становление глобального классового общества с неизбежностью предполагает создание глобальным господствующим классом глобального же аппарата принуждения, насилия. Возникла знаменитая "семерка" как мировое правительство, Международный валютный фонд, Всемирный банк как инструменты экономического закабаления, а НАТО стало особым отрядом вооруженных людей, имеющим целью держать периферию в повиновении, подавлять всякое сопротивление центру. Одна из главных задач, стоящих перед центром, заключается в ликвидации независимой периферии. Первый удар, который был нанесен по Ираку, не привел к достижению поставленной цели, второй, нанесенный по Югославии, не сразу, но увенчался успехом.
Ни Россия, ни другие зависимые периферийные страны никогда не смогут добиться подлинного прогресса, не смогут покончить с той нищетой, в которой сейчас находится подавляющее большинство их населения, без освобождения от зависимости, без уничтожения паракапитализма, что невозможно без борьбы против центра, против ортокапитализма. В глобальном классовом обществе с неизбежностью началась и будет обостряться глобальная классовая борьба, от исхода которой зависит будущее человечества.
Эта борьба приобретает самые различные формы и ведется далеко не под одинаковыми идейными знаменами. Объединяет всех борцов против центра неприятие глобализма и соответственно капитализма. Антиглобалистские движения являются одновременно и антикапиталистическими. Но антиглобализм проявляется в разных видах. Одно, из течений, которое принято именовать просто антиглобалистским, идет под светскими знаменами. Антиглобалисты протестуют против эксплуатации центром стран периферии и в той или иной форме ставят вопрос о переходе от капитализма к более высокой стадии общественного развития, которая бы сохранила и усвоила все достижения, которые были достигнуты при буржуазной форме организации общества. Их идеал лежит в будущем.
Другие течения осознают борьбу против глобализации и капитализма как борьбу против западной цивилизации, как борьбу за сохранение традиционных форм жизни народов периферии. Наиболее мощным из них является движение, идущее под знаменем исламского фундаментализма. Для его сторонников борьба против глобализации, против зависимости от Запада становится и борьбой против всех его достижений, включая экономические, политические и культурные: демократию, свободу совести, равенство мужчин и женщин, всеобщую грамотность и т.п. Их идеал - возвращение к Средневековью, если не к варварству.
3. ЭПОХИ И ПЕРИОДЫ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
История человечества насчитывает многие сотни тысяч лет. Если в середине XX в. считалось, что человек начал выделяться из животного мира 600 тыс. – 1 млн. лет назад, то современная антропология, наука о происхождении и эволюции человека, пришла к выводу, что человек появился около 2 миллионов лет назад. Это общепринятая точка зрения, хотя есть и другие. Согласно одной из гипотез, предки человека появились в Юго-Восточной Африке 6 млн. лет назад. Эти двуногие существа более 3 млн. лет не знали орудий труда. Первое орудие труда у них появилось 2,5 млн. лет назад. Около 1 млн. лет назад эти люди стали расселяться по всей Африке, а затем и за её пределами.
Двухмиллионную историю человечества принято разделять на две крайне неравномерные эпохи – первобытную и цивилизационную (рис. 2).
цивилизационная эпоха
Первобытная эпоха
около 2 млн.
лет до н. э.
до н. э. рубеж
Рис. 2. Эпохи в истории человечества
Эпоха первобытного общества составляет более 99 % истории человечества. Первобытную эпоху обычно разделяют на шесть неравных периодов: палеолит, мезолит, неолит, энеолит, бронзовый век, железный век.
Палеолит , древний каменный век, разделяют на ранний (нижний) палеолит (2 млн. лет до н. э. – 35 тыс. лет до н. э.) и поздний (верхний) палеолит (35 тыс. лет до н. э. – 10 тыс. лет до н. э.). В период раннего палеолита человек проник на территорию Восточной Европы и Урала. Борьба за существование в ледниковый период научила человека добывать огонь, делать каменные ножи; зародились праязык и первые религиозные представления. В период позднего палеолита человек умелый превратился в человека разумного; сформировались расы – европеоидная, негроидная, монголоидная. На смену первобытному стаду пришла более высокая форма организации общества – родовая община. До времени распространения металла господствовал матриархат.
Мезолит , средний каменный век, продолжался около 5 тыс. лет (X тыс. лет до н. э. – V тыс. лет до н. э.). В это время люди стали использовать каменный топор, лук и стрелы, началось одомашнивание животных (собаки, свиньи). Это время массового заселения Восточной Европы и Урала.
Неолит , новый каменный век (VI тыс. лет до н. э. – IV тыс. лет до н. э.), характеризуется значительными изменениями в технике и формах производства. Появились шлифованные и сверлёные каменные топоры, глиняная посуда, прядение и ткачество. Сложились различные типы хозяйственной деятельности – земледелие и скотоводство. Начался переход от собирательства, от присваивающего хозяйства к производящему. Учёные называют это время неолитической революцией.
Во время энеолита , медно-каменного века (IV тыс. лет до н. э. – III тыс. лет до н. э.), бронзового века (III тыс. лет до н. э. – I тыс. лет до н. э.), железного века (II тыс. лет до н. э. – конец I тыс. лет до н. э.) в наиболее благоприятном климатическом поясе Земли начался переход от первобытности к древним цивилизациям.
Появление металлических орудий и оружия в разных районах Земли происходило не одновременно, поэтому хронологические рамки трёх последних периодов первобытной эпохи варьируются в зависимости от конкретного региона. На Урале хронологические рамки энеолита определяются III тыс. лет до н. э.- начало II тыс. лет до н. э., бронзового века - начало II тыс. лет до н. э. – середина I тыс. лет до н. э., железного века – с середины I тыс. до н. э.
Во время распространения металла начали складываться большие культурные общности. Учёные полагают, что эти общности соответствовали языковым семьям, из которых вышли народы, населяющие в настоящее время нашу страну. Наиболее крупная языковая семья – индоевропейская, из которой выделились 3 группы языков: восточная (нынешние иранцы, индийцы, армяне, таджики), европейская (германцы, французы, англичане, итальянцы, греки), славянская (русские, белорусы, украинцы, поляки, чехи, словаки, болгары, сербы, хорваты). Другая большая языковая семья – угро-финская (нынешние финны, эстонцы, карелы, ханты, мордва).
В период бронзового века из индоевропейских племён выделились предки славян (праславяне); принадлежащие им памятники археологи находят в регионе, расположенном от реки Одер на западе до Карпат на востоке Европы.
Цивилизационная эпоха составляет около шести тысяч лет. В эту эпоху создаётся качественно иной мир, хотя долгое время он ещё имел много связей с первобытностью, да и сам переход к цивилизациям осуществлялся постепенно, начиная с IV тыс. до н. э. В то время, как часть человечества совершала прорыв - переходила от первобытности к цивилизованности, в других районах люди продолжали находиться на стадии первобытно-общинного строя.
Цивилизационную эпоху обычно называют всемирной историей и разделяют на четыре периода (рис. 3 на стр. 19).
Древний мир начался с возникновения цивилизации в Месопотамии или Двуречье (в долинах рек Тигр и Евфрат). В III тыс. до н. э. возникла цивилизация в долине реки Нил – древнеегипетская. Во II тыс. до н. э. зародились древнеиндийская, древнекитайская, древнееврейская, финикийская, древнегреческая, хеттская цивилизации. В I тыс. до н. э. список древнейших цивилизаций пополнился: на территории Закавказья сформировалась цивилизация Урарту, на территории Ирана – цивилизация персов, на Апеннинском полуострове – римская цивилизация. Зона цивилизаций охватила не только Старый Свет, но и Америку, где сложились цивилизации майя, ацтеков и инков.
Основные критерии перехода из мира первобытного к цивилизациям:
Появление государства, особого института, который организует, контролирует и направляет совместную деятельность и отношения людей, общественных групп;
появление частной собственности, расслоение общества, возникновение рабства;
общественное разделение труда (сельское хозяйство, ремесло, торговля) и производящая экономика;
появление городов, особого типа поселений, центров
Новейшее
Древний мир Средние века Новое время
IV тыс. 476 г. рубеж начало
до н. э. до н. э. XV-XVI 1920-х
Рис. 3. Основные периоды всемирной истории
ремесла и торговли, в которых жители, по крайней мере частично, не занимались сельским трудом (Ур, Вавилон, Мемфис, Фивы, Мохенджо-Даро, Хараппа, Паталипутра, Наньян, Саньян, Афины, Спарта, Рим, Неаполь и др.);
создание письменности (основные этапы - идеографическое или иероглифическое письмо, слоговое письмо, буквенно-звуковое или алфавитное письмо) , благодаря которой люди смогли закрепить законы, научные и религиозные идеи и передать их потомству;
создание монументальных сооружений (пирамиды, храмы, амфитеатры), не имеющих хозяйственного назначения.
Завершение Древнего мира связывают с 476 г н. э., годом падения Западной Римской империи. Еще в 330 г. император Константин перенес столицу Римской империи в ее восточную часть, на берега Босфора, на место греческой колонии Византий. Новая столица была названа Константинополем (древнерусское название Царьград). В 395 г. Римская империя распалась на Восточную и Западную. После падения Западной Римской империи Восточная Римская империя, получившая официальное название «Империя ромеев», а в литературе – Византия, стала преемницей античного мира. Византийская империя просуществовала около тысячи лет, до 1453 г. и оказала огромное влияние на Древнюю Русь (см. гл. 7).
Хронологические рамки средневековья , 476 г. – конец XV в., определяются, прежде всего, событиями и процессами, протекавшими в Западной Европе. Средние века - важная ступень в развитии европейской цивилизации. В этот период сложились и стали развиваться многие особые черты, которые выделили Западную Европу среди других цивилизаций и оказали громадное влияние на все человечество.
Восточные цивилизации в этот период не приостанавливались в своем развитии. На Востоке были богатые города. Восток преподнес миру знаменитые изобретения: компас, порох, бумага, стекло и др. Однако темпы развития Востока, особенно после нашествия кочевников на рубеже I –II тысячелетий (бедуинов, турок-сельджуков, монголов), были более медленными по сравнению с Западом. Но главным было то, что восточные цивилизации были ориентированы на повторяемость, на постоянное воспроизводство старых, в древности сложившихся форм государственности, социальных отношений, идей. Традиция ставила прочные преграды, сдерживая изменения; восточные культуры сопротивлялись нововведениям.
Окончание средневековья и наступление третьего периода всемирной истории связано с началом трех всемирно- исторических процессов – духовного переворота в жизни европейцев, Великих географических открытий, мануфактурного производства.
Духовный переворот включал два явления, своего рода две революции в духовной жизни Европы – Возрождение (Ренессанс) и Реформацию.
Современная наука истоки духовного переворота видит в крестовых походах, организованных в конце ХI – ХIII в.в. европейским рыцарством и католической церковью под знаменем борьбы против « неверных» (мусульман), освобождения Гроба Господня в Иерусалиме и Святой земли (Палестины). Последствия этих походов для тогда бедной Европы были важными. Европейцы соприкоснулись с более высокой культурой Ближнего Востока, переняли более совершенные способы обработки земли и приёмы ремесла, принесли с Востока много полезных растений (рис, гречиха, цитрусовые, тростниковый сахар, абрикосы), шёлк, стекло, бумагу, ксилографию (оттиск гравюры на дереве).
Центрами духовного переворота были средневековые города (Париж, Марсель, Венеция, Генуя, Флоренция, Милан, Любек, Франкфурт-на-Майне). Города добивались самоуправления, становились центрами не только ремесла и торговли, но и просвещения. В Европе горожане добились признания своих прав на общегосударственном уровне, образовали третье сословие.
Возрождение зародилось в Италии во второй половине XIV в., в XV-XVI вв. распространилось во всех странах Западной Европы. Отличительные черты культуры Возрождения: светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к культурному наследию античности, как бы «возрождение» его (отсюда название явления). Творчество деятелей Возрождения было проникнуто верой в безграничные возможности человека, его воли и разума. Среди блестящей плеяды поэтов, писателей, драматургов, художников и скульпторов, именами которых гордится человечество – Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Джованни Боккаччо, Франсуа Рабле, Ульрих фон Гуттен, Эразм Роттердамский, Мигель Сервантес, Вильям Шекспир, Джеффри Чосер, Томас Мор, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело, Тициан, Веласкес, Рембрандт.
Реформация - общественное движение в Европе в XVI в., направленное против католической церкви. Её началом считают 1517 год, когда доктор богословия Мартин Лютер выступил с 95 тезисами против продажи индульгенций (свидетельств об отпущении грехов). Идеологи Реформации выдвинули тезисы, которыми фактически отрицалась необходимость католической церкви с её иерархией и духовенства вообще, отрицались права церкви на земельные и другие богатства. Под идейным знаменем Реформации проходили Крестьянская война в Германии (1524-1526 гг.), Нидерландская и Английская революции.
Реформация положила начало протестантизму, третьему течению в христианстве. Это отколовшееся от католичества направление объединило множество самостоятельных церквей, сект (лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, баптисты и др.). Для протестантизма характерны отсутствие принципиального противоставления духовенства мирянам, отказ от сложной церковной иерархии, упрощенный культ, отсутствие монашества, целибата; в протестантизме нет культа богородицы, святых, ангелов, икон, число таинств сведено к двум (крещение и причастие). Основной источник вероучения у протестантов – Священное Писание (то есть Ветхий Завет и Новый Завет).
Возрождение и Реформация поставили в центр человеческую личность, энергичную, устремленную на преобразование мира, с ярко выраженным волевым началом. Однако Реформация имела более дисциплинирующее воздействие; она поощряла индивидуализм, но вводила его в строгие рамки морали, основанной на религиозных ценностях.
Великие географические открытия – комплекс наиболее значимых открытий на суше и на море с середины XV до середины XVII вв. Важное значение имели открытия Центральной и Южной Америки (Х. Колумб, А. Веспуччи, А. Велес де Мендоса, 1492-1502 гг.), морского пути из Европы в Индию (Васко да Гама, 1497-1499гг.). Первое кругосветное путешествие Ф. Магеллана в 1519-1522 гг. доказало существование Мирового океана и шарообразность Земли. Великие географические открытия стали возможны благодаря техническим открытиям и изобретениям, в том числе созданию новых судов - каравелл. В то же время дальние морские путешествия стимулировали развитие науки, техники, мануфактурного производства. Началась эпоха колониальных захватов, которая сопровождалась насилием, грабежами и даже гибелью цивилизаций (майя, инков, ацтеков). Европейские страны захватывали земли в Америке (с начала XVI в. туда стали ввозить негров), Африке, Индии. Богатство порабощенных стран, как правило, менее развитых в социально- экономическом отношении, дали мощный импульс развитию промышленности и торговли, а в конечном итоге – индустриальной модернизации Европы.
В конце XV в. в Европе зародились мануфактуры (от лат. – делаю руками), крупные предприятия, основанные на разделении труда и ручной ремесленной технике. Часто период европейской истории от появления мануфактур до начала промышленного переворота называют « мануфактурным ». Существовали две формы мануфактуры: централизованная (предприниматель сам создавал крупную мастерскую, в которой все операции по изготовлению того или иного продукта производились под его руководством) и гораздо более распространенная - рассеянная (предприниматель раздавал сырьё надомникам-ремесленникам и получал от них готовый товар или полуфабрикат). Мануфактуры способствовали углублению общественного разделения труда, усовершенствованию орудий производства, росту производительности труда, формированию новых социальных слоев – промышленной буржуазии и наемных рабочих (этот социальный процесс завершится во время промышленного переворота). Мануфактуры подготовили переход к машинному производству.
Всемирно-исторические процессы, свидетельствующие об окончании средневековья, требовали новых способов передачи информации. Этим новым способом стало книгопечатание. Прорыв в технике производства книг совершил Иоганн Гутенберг. Изобретение Гутенберга было назревшим и подготовленным развитием книжного дела в предшествующие столетия: появление в Европе бумаги, техники ксилографии, создание в скрипториях (монастырских мастерских) и в университетах сотен и тысяч рукописных книг преимущественно религиозного содержания. Гутенберг в 1453 –1454 гг. в Майнце впервые напечатал книгу, так называемую 42-строчную Библию. Книгопечатание стало материальной базой для распространения знаний, информации, грамотности, наук.
Хронологические рамки третьего периода всемирной истории, нового времени (начало XVI в. – начало 1920-х годов) определяются так же, как средневековый период, прежде всего событиями и процессами, протекавшими в Западной Европе. Поскольку в других странах, в том числе в России, развитие было более медленным по сравнению с Западом, постольку здесь процессы, характерные для нового времени, начались позднее.
С наступлением нового времени началось разрушение средневековых устоев (то есть политических и социальных институтов, норм, обычаев) и формирование индустриального общества. Процесс перехода средневекового (традиционного, аграрного) общества к индустриальному обществу называется модернизацией (от франц. - новейший, современный). Этот процесс занял в Европе около трехсот лет.
Модернизационные процессы происходили разновременно: раньше они начались и быстрее протекали в Голландии и Англии; медленнее эти процессы шли во Франции; еще медленнее - в Германии, Италии, России; особый путь модернизации был в Северной Америке (США, Канада); начавшиеся на Востоке в XХ в. модернизационные процессы получили название вестернизация (от англ. – западный).
Модернизация охватывала все сферы жизни общества, она включала:
Индустриализацию, процесс создания крупного машинного производства; начало процессу постоянно нарастающего использования машин в производстве положил промышленный переворот (впервые он начался в Англии в 1760-е годы, в России он начался на рубеже 1830-1840-х годов);
Урбанизацию (от лат.- городской), процесс повышения роли городов в развитии общества; город впервые получает экономическое преобладание,
оттесняя на второй план деревню (уже в конце XVIII в. удельный вес городского населения в Голландии составил 50 %; в Англии этот показатель равнялся 30 %; во Франции – 15 % , а в России - около 5 %);
демократизацию политической жизни, создание предпосылок для формирования правового государства и гражданского общества;
Секуляризацию, ограничение влияния церкви в жизни общества, в том числе обращение государством церковной собственности (преимущественно земли) в светскую; процесс распространения светских элементов в культуре получил название « обмирщение» культуры (от слова «мирской » - светский);
Быстрый, по сравнению с прошлым периодом, рост знаний о природе и обществе.
Большую роль в процессе модернизации, в духовном перевороте сыграли идеи Просвещения. Просвещение , как идейное течение, основанное на убеждении решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека и общества, возникло в Англии в XVII в. (Дж. Локк, А. Коллинз). В XVIII в. Просвещение распространилось по всей Европе, наивысшего расцвета достигло во Франции – Ф. Вольтер, Д. Дидро, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо. Французские просветители участвовали во главе с Д. Дидро в создании уникального издания – «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел», поэтому их называют энциклопедистами. Просветители XVIII в. в Германии – Г. Лессинг, И. Гете; в США – Т. Джефферсон, Б. Франклин; в России – Н. Новиков, А. Радищев. Просветители считали причинами всех человеческих бедствий невежество, мракобесие, религиозный фанатизм. Они выступали против феодально - абсолютистского режима, за политическую свободу, гражданское равенство. Просветители не призывали к революции, но их идеи сыграли в общественном сознании революционизирующую роль. XVIII век чаще всего именуют «веком Просвещения» .
Огромную роль в процессе модернизации сыграли революции, кардинальные изменения социально-политического строя, характеризующиеся резким разрывом с предшествующей традицией, насильственным преобразованием общественных и государственных институтов. На Западе в XVI-XVIII вв. революции охватили четыре страны: Голландию (1566-1609 гг.), Англию (1640-1660 гг.), США (Война за независимость североамериканских колоний, 1775-1783 гг.), Францию (1789-1799 гг.). В XIX в. революции охватили другие европейские страны: Австрию, Бельгию, Венгрию, Германию, Италию, Испанию. В XIX в. Запад «переболел» революциями, пройдя своеобразную вакцинацию.
XIX век именуют «веком капитализма» т. к. в этом столетии в Европе утвердилось индустриальное общество. Два фактора были определяющими в победе индустриального общества: промышленный переворот, переход от мануфактуры к машинному производству; изменение политической и социальной структуры общества, почти полное освобождение от государственных, политических, правовых институтов традиционного общества. Об основных различиях индустриального и традиционного обществ см. табл. 1. (стр. 27).
Окончание нового времени обычно связывают с первой мировой войной (1914 -1918гг.) и революционными потрясениями в Европе и Азии в 1918 -1923 гг.
Четвертый период всемирной истории, начавшийся в 1920-е годы, в советской историографии получил название новейшее время. Долгое время в название последнего периода всемирной истории вкладывали пропагандистский смысл как начало новой эры в истории человечества, открытой Октябрьской революцией 1917 года.
На Западе последний период всемирной истории называют современностью, современной историей. Причем начало современности подвижно: когда - то она начиналась с 1789 г., затем - с 1871 г., сейчас - с начала 1920-х гг.
Вопрос о завершении четвёртого периода всемирной истории и наступлении пятого периода, так же, как вся проблема периодизации, является дискуссионной. Вполне очевидно, что в мире на рубеже XX - XXI в. в. произошли кардинальные перемены. Осмысление их сущности, значения и последствий для человечества, вступившего в III тысячелетие от Рождества Христова - важнейшая задача экономистов, социологов, историков.
Таблица 1.
Основные признаки традиционного и индустриального обществ
Признаки | Общество |
|
традиционное | индустриальное |
|
Сектор, доминирующий в экономике | Промышленность |
|
Основные средства производства | Ручная техника | Машинная техника |
Основные источники энергии | Физическая сила человека и животных | Природные источники (вода, уголь, нефть, газ) |
Характер экономики (преимущественно) | Натуральный | Товарно-денежный |
Место проживания основной массы поселения | ||
Структура общества | Сословная | Социально-классовая |
Социальная мобильность | ||
Традиционный тип власти | Наследственная монархия | Демократическая республика |
Мировоззрение | Полностью религиозное | Светское |
Грамотность |