Какие бывают искушения в православной вере. Как правильно относится к искушениям и боротся с ними. Упоминания в Библии

Если рассмотреть суть искушения и продажи души, не внедряясь в религиозные мотивы, то происходит все примерно так: герою предлагается нечто вожделенное - деньги, слава или любовь. В общем, то в чем он остро нуждается и пребывает в стремлении получить заветное любым путём. Этот путь часто подразумевает под собой запрещенный или наиболее легкий. Разворачивается всё, как правило, так, что герой получает желанное, понимает, что это на самом деле не то к чему стремился и остаётся глубоко несчастлив. Под удовольствием и искушением обычно понимается такое стечение обстоятельств, в котором есть близкая опасность потерять веру или впасть в тяжкий грех.

Если отбросить краски и аллегорию, то совсем не сложно заметить, как дьявол нашептывает и предлагает за ваше истинное счастье греховные удовольствия. Если перспектива сладких предложений не работает, то он может перейти к более активным действиям, начиная внедрять в наши головы страхи, опасения, под воздействием которых мы соглашаемся на заманчивые сделки снова и снова.

Единственное за что его можно похвалить, так это за то, что склоняя к греху, он делает это очень завуалированно и красиво. Речь идет не о тех людях, которые и без него выбрали идти не по той дороге, а именно о тех, кого он хочет искусить и искушает ежечасно. Кому он предлагает удовольствие вместо удовлетворения, кого соблазняет страстью вместо любви, кого хвалит вместо здоровой критики, кого заваливает миллионом фанатов по всем городам вместо одного ценного и искреннего друга.

Как побороть соблазн?

Но это вовсе не значит, что нужно отказывать себе во всем с мыслями, что все что приятно, и востребовано – от лукавого. Единственное, что нужно сделать – это понять для себя, что же такое счастье, отмерить его по своей шкале ценностей. И поступать так, чтобы в конечном результате то, что ты делаешь, было продиктовано своим личным желанием и во имя счастья, а не временного удовольствия, за которое, как всем нам известно, всегда есть определенная цена, намного более разрушительная, чем материальная.

Примеры из литературы

О дивный новый мир

Эта тема хорошо прослеживается в «идеальном» и «счастливом» мире Олдоса Хаксли. В романе автор показывает нам, каким могло быть общество, если бы в нем люди отказались от индивидуальности и морали: жизнь без забот, проблем, религии, семьи. Все люди там рождаются в пробирках, строго разделенных на касты. Все становятся идеальными, но все-таки копиями друг друга. Живут, на первый взгляд, скучно, но вроде как счастливо и вроде «как надо». Но, несмотря на это, тот «новый мир» не стал менее жестоким, в нем не комфортно многим людям, например, ученым или художникам. Особенно трудно там тем, кто верит в индивидуальность человека, в его право на одиночество и на распоряжение своей собственной жизнью. Но общество, в основе своей, единодушно приняло это искушение за единственно ценную идеологию. За комфорт и покой оно продало душу.

Мастер и Маргарита

Или, например, в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» Воланд и его свита искушают москвичей, которые с радостью поддаются алчности, похоти, гордыне, за что впоследствии им приходится расплачиваться. Один берет взятку, другой нагло жульничает, третий и вовсе по уши в развратных утехах. Увы, советским гражданам, как и многим другим людям, не удалось противостоять соблазнам сатаны, однако и среди них нашлись те, кто не шел на поводу у легковерной толпы и посвятил свою душу творчеству или же спасению любимого человека. В этом самоотречении и кроется рецепт спасения от искушения по Булгакову: необходимо посвятить свою душу высшей цели, а не суетным и низким заботам.

Евгений Онегин

Пушкинский Онегин во время дуэли с Ленским здраво понимает всю бессмыслицу происходящего и рад бы всё это прекратить, обойдясь без жертв и потери друга. Но дьявол то тут как тут. Подожди Онегин, нашептывает он ему, люди то, что скажут? Общественное мнение как же? Тот и искушается себе на радость. А в итоге все мы знаем, чем дело кончилось. Герой пошел на поводу у общества, которое вынуждало своих адептов жить лицемерно и праздно. Истинные нравственные ценности потерялись в яркой мишуре из уступок и условностей.

Чтобы не допускать подобных казусов, достаточно прислушиваться к своим истинным желаниям и четко понимать, чего ты хочешь сам. А если уж и готов продать душу лукавому в обмен на сомнительные однодневные удовольствия, то не вини его потом, ведь на войне, как говорится, все средства хороши.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Ну вот я и рассказала про Исповедь все, что было в моих скромных силах. :)
Скажу пару слов и об искушениях.

Как одеться в храм?

Вот часто спрашивают - а почему грех в храм приходить в брюках и без платка? Отвечаю - нет греха не в одежде, но есть в причине, почему вы так оделись. Если человек мимо шел и очень душа попросила зайти - это не грех. Ели же мысли: «Одеваюсь, как хочу, плевала я на вас» - это уже другое. В Русской Православной Церкви есть веками устоявшиеся традиции, и культурный человек будет оказывать им уважение.

Есть еще один немаловажный момент - окружающие нас в храме люди. Например, я на пришедшую в брюках женщину и внимания не обращу - а вот бабулька, у которой вся духовная работа на длинне юбки заканчивается, будет шипеть и плеваться ядом. Получается, и ее искусили - и себя лишили душевного покоя. Плюс еще не надо забывать о находящихся рядом мужинах - человек пришел в блудных мыслях каяться, а вы тут с глубоким декольте и в лопающихся на попе джинсах. А в мини-юбке кланяться не пробовали?... И не надо.

Еще такой момент - косметика. Христос косметикой пользовался - в то время это были масла. И говорил - не выставляйте на показ свое благочестие неприглядной внешностью - приводите себя в порядок. Но в храм все же бы лучше боевую раскраску не наносить, хотя бы по двум практическим причинам: на Исповеди очень часто человек начинает плакать и текущая тушь красоты не добавит, и второе - целовать иконы, крест и Евангелие в помаде вы тоже не будете.

Искушения в храме и не только...

Если вы думаете, что лукавый, который на вашу душу уже глаз положил, совершенно безразлично отнесется к вашему первому серьезному шагу ко спасению - вы здорово ошибаетесь. Мало того, что вам буду посылаться разные мысли по типу «Все равно меня не простят», «Как стыдно все это сказать будет», «Отложу еще на месяц исповедь (и еще, и еще..)», «Я чувствую, что я еще не готова» и тд и тп. Так еще и ваши близкие могут мешать вам, создавая проблемы, на которых вы будете отвлекаться от задуманного.

У меня много случаев, когда вот так на первую Исповедь и Причастие люди собирались - вплоть до вырубания сразу двух будильников одновременно, а одна подружка пришла в храм и ходила по нему, найдя место Исповеди сразу после того, как все исповедались и батюшка ушел.

Но вот - вы в храме. Если вас в больнице встретит сумасшедший - вы же не сделаете вывод, что тут все врачи с приветом? Просто это больной из психиатрического отделения. Так же и в храме, не все люди там - прихожане. Есть просто захожане - приходящие очень редко и считающие, что им тут все должны, они могут шипеть «Я тут стояла!», например.

Есть бабульки про которых я уже писала - вера у них проста: свечку правильно поставить, и платочек с юбкой по уставу, причем считают себя в храме ревнителями традиций и церберами, могут грубо сделать резкое замечание, например не той рукой свечку ставишь. Девочки, не сердитесь на них - надо же лукавому через кого то и в церкви людей от Бога отталкивать, отнеситесь с пониманием.

Есть еще интересный тип людей, их мало, но ко встрече с ними надо быть готовой - это колдуны, экстрасенсы, бабки-ворожеи и тд. Не удивляйтесь, если к вам подойдут со словами «Ваш ребенок болен - приходите ко мне сегодня вот по этому адресу» или «На вас венец безбрачия - приходите ко мне, я над вами молитовку прочту». Сразу отшивайте - скажите, сейчас батюшку позову, ни в какие сказки про лечение с благословения не верьте, обычный прием. Есть еще разные оккультисты - приходят на исповедь «чакры почистить», под куполом «энергией подпитаться», постоять, помедитировать - они, как правило, безобидны. Есть просто сумасшедшие - ну, как в любом месте можно встретить и просто людей с большим приветом.

Так что в храм не по пропускам заходят - всяких хватает, а потом люди выходят оттуда с квадратными глазами и ругают - какие православные там ненормальные. А на самом деле неизвестно еще, на кого попали…

«Порой мы проигрываем в схватке, но другого пути нет » (Иеромонах Дорофей (Баранов))

Каждый практикующий христианин сталкивается в своей духовной жизни с трудностями, которые на языке святых отцов принято называть искушениями. Для многих, даже духовно опытных, людей подобные ситуации зачастую становятся настоящим испытанием на прочность. Люди недоумевают, а порой и всерьез унывают от многочисленных напастей, происхождение которых они не могут рационально объяснить. О том, для чего нужны искушения и как не поддаться на «провокацию», мы беседуем с насельником Иргизского Воскресенского мужского монастыря иеромонахом Дорофеем (Барановым).

Закалка боем

- Отец Дорофей, искушение, насколько я понимаю, – это некое испытание, что-то вроде трудного экзамена. Верно?

Словом «искушение» обозначаются два понятия. Во-первых, в обычном житейском смысле это тяжелые и неприятные жизненные ситуации, случающиеся с человеком по Промыслу Божию. Сюда относятся болезни, материальная нужда, обиды и несправедливости от людей. Их еще называют «скорби». Во-вторых, в самом главном, духовном, смысле искушением называется состояние души, когда близка опасность впасть в грех, нарушив Божественные заповеди. В христианстве слово «искушение» не носит негативного оттенка. Хотя в духовной жизни грех - самый главный наш враг (есть дажетакая присказка, что христианин ничего не должен бояться, кроме Бога и греха), но без искушений был бы невозможен духовный рост человека, то есть искушение - это испытание, пройдя которое христианин становится более опытным, сильным, закаленным.

Вы сказали, что искушения попускаются Богом. А у верующих бытует мнение, что их устраивают совсем другие силы…

Господь посылает нам все: и радости, и горести. Но не в том смысле, что Он играет с нами, экспериментирует, а в том, что Господь попускает злу действовать относительно свободно, чтобы проявилась свободная же воля человека к добру. Зло - это то, от чего человек должен оттолкнуться, чтобы прилепиться к добру. Мы говорим, что христианин должен бегать от греха. В этом смысле искушения - это инструмент в руках Бога, посредством которого Господь делает души более совершенными и пригодными для спасения.

- Избежать искушений невозможно?

Они неизбежны для каждого человека, пока он жив, причем их сила возрастает по мере духовного роста человека. Чем выше поднимается человек по пути духовной жизни, тем более сильным подвергается искушениям. Наивысшим искушением в истории было, когда Сам Господь в пустыне был искушаем от диавола (Мф. 4, 7–11).

Первое искушение произошло с Адамом и Евой, когда Бог дал им заповедь не есть плод от древа добра и зла. Создатель установил правила, потому что без них духовный рост невозможен. Запрет - это начальная точка, из которой начинает расти прекрасный кристалл нравственной личности. Человек создан со свободной волей, но, если не научится ее сдерживать, превратится в животное. Если провести аналогию с компьютерными играми, перенося искушения, мы проходим пошаговую стратегию, от легкого уровня к более сложному, преодолевая препятствия, иногда неся потери, порой проигрывая в схватке, но обретая опыт, который позволит выиграть в следующей битве. Другого пути нет, если мы хотим быть нравственными людьми.

Конечно, можно вообще не думать о нравственности, духовном росте. Тогда не будет искушений, все будет дозволено, и «личность раскроется во всей своей полноте», как сегодня модно говорить. Но когда это произойдет, окружающие поймут, что имеют дело со зверем.

Испытание на верность

Как человеку, который не связан с Церковью, не знаком с тонкостями христианской жизни, понять, что является искушением, а что таковым не является?

Не будем делить людей на церковных и нецерковных. Искушение - не сугубо христианский термин для какой-то касты посвященных. Раз уж мы договорились, что борьба с искушением - источник нравственного роста человека, неважно, к какой религии он принадлежит и религиозен ли в принципе. Если человек оказывается в ситуации нравственного выбора в пользу добра или зла - это искушение. И человек будет проходить через данное испытание в любом случае, осознавая его духовный смысл или не осознавая. В совести Творцом изначально заложены критерии добра и зла. Когда человек сталкивается с искушением и не знает, что это такое, он посылает информационный запрос к своей совести, и она ему говорит, как поступить. В этом смысле любое событие, даже самое незначительное, если оно сопряжено с нравственным выбором, является искушением.

В искушениях человек испытывается: как поведет себя, что скажет, останется ли верен евангельскому образу жизни или ожесточится, перевесит ли в нем любовь к ближним или верх возьмет самолюбие. Каждый из нас в искушениях имеет возможность убедиться, чего он стоит на самом деле.

- А на практике это в чем может выражаться? Давайте приведем примеры.

Самое распространенное мысленное искушение - беспокойство за свое существование и за обеспечение себя и своих ближних всем необходимым для жизни, сожаления о каких-либо упущенных возможностях или ошибках при достижении материальных благ, зависти к чужому преуспеянию, недовольство своим материальным положением. Пораженная этим искушением душа часто впадает в бестолковую суету.

Другой вид мысленных искушений - боязнь воображаемых опасностей и предвидение возможности различных несчастий. Душа полна беспокойства и тревоги. Кажется, что все опасения сбываются, человек уже переживает в мыслях несчастья и мучается понапрасну.

Сожаления тоже могут быть искушением. «Как жаль, что так получилось», - думаем мы, расстраивая себя бесплодными сожалениями, и грешим против надежды на Промысел Божий о нас.

Самоукорение имеет смысл только тогда, когда мы укоряем себя в грехе. В житейских же делах оно вредно, так как рождает уныние и поэтому на руку нашему врагу. Даже если мы ошиблись, это случилось не без Промысла Божия. Чаще всего жизненные неудачи обличают нас в том, что мы в делах надеемся на себя, а не на помощь Божию.

Часто искушения нападают, когда человек совершает какое-то доброе дело. Враг в этих случаях более, чем обычно, злобится на нас и старается свести на нет результаты нашего усилия, испортив его каким-нибудь проступком. Например, оказав милость ближнему, мы можем пожалеть об отданных деньгах. Или, тщеславясь, расскажем кому-то о совершенном благодеянии. В другом случае испортим хорошее дело одновременным осуждением ближнего.

Одним из наиболее тяжелых искушений является искушение против любви - вражда или неприязнь к близким людям. На сердце искушаемого словно камень лежит, в голове непрестанно крутятся мысли о неприятном человеке, вспоминаются ссоры, укоры, обидные слова, несправедливые обвинения. Человек накручивает себя все больше и больше, душа полна горечи, раздражения, досады, обиды, и это признак, что лукавый властно господствует над нею, то есть во всех случаях, когда на сердце нет любви, радости, мира, значит, человек либо совершил грех, либо находится в искушении против любви.

Избегая самонадеянности

В молитве «Отче наш» есть прошение: «И не введи нас во искушение». Почему Сам Господь учил просить не вводить нас в искушения, если без них все равно не обойтись? О чем конкретно мы просим в этой молитве?

Нужно понимать, что искушение – это экзамен, который мы можем и не сдать. По сути, мы просим Творца минимизировать количество бед, которое на нас находит, потому что не уверены, что справимся с ними. С одной стороны, христиане - воины на духовном поле, но с другой - мы в своих силах не уверены, поэтому просим Бога, чтобы война зла против нас была менее интенсивна. Христианин не должен думать о себе, что он в духовной борьбе этакий крутой спецназовец, ему ничего не страшно, он может вступить в любую схватку со злом. Победить зло сам человек не в состоянии, он может лишь присоединиться к Христовой победе.

То есть для христианина вера в свои силы, даже когда речь идет о противостоянии греху, - это самонадеянность?

– Для любого человека самонадеянность - самое опасное заблуждение. Нужно различать рассудительность, способность трезво оценивать свои силы, взвешивать свои слова и поступки и самонадеянность, то есть нежелание просить помощи у Бога. Когда человек живет без Бога, надеясь только на себя, искушения наваливаются на него одно за другим и побеждают его. Даже если по мирским представлениям человек кажется победителем, достиг всего, чего только можно, наступит час, и за ним придет смерть, которой он уже ничего не сможет противопоставить.

Когда человек приходит в Церковь, Господь словно авансом осыпает его духовными радостями. Но пора церковного детства проходит быстро, и начинаются искушения. Почему так?

Это говорит о том, что человек окреп и готов приступить к духовному учению. Нужно поблагодарить Господа за «оказанное доверие» и мужественно принимать все, что нам посылается. Не нужно относиться к искушениям, как к шишкам, которые валятся с утра до ночи на нашу голову. Это признак особого попечения Господа о нас. А если искушения приходятся на большие церковные праздники, можно сказать, что нам оказывается честь. Значит, угодили мы Господу и одновременно сильно разозлили врага. Но нужно помнить: если бы Господь не знал, что это искушение пойдет нам на пользу, Он бы его не попустил.

Газета «Саратовская панорама» № 20 (948)
Беседовала Оксана Лаврова
Иеромонах Дорофей (Баранов)
Православие и современность

Просмотрено (4156) раз

  • ответ свящ. К. Пархоменко
  • прот.
  • cвящ. Валерий Духанин
  • архиеп.
  • свящ. Сергий Дергалев
  • прот.
  • Екатерина Прогнимак
  • Сборник историй
  • Искуше́ние церковнославянского языка переводится как «испытание»):
    1) ;
    2) действие Божье, направленное на испытание человеческого произволения, духовно-нравственного расположения ();
    3) внешний повод, провокация или людей, имеющее целью расположить человека ко греху;
    4) действие , направленное против другого человека с целью выказать его в невыгодном свете ();
    5) внутренний помысл, мысль или желание, подталкивающие человека ко греху;
    6) испытание долготерпения Божия со стороны человека ().

    Если человек согрешает по искушении его Богом, то не следует ли из этого, что Бог является Причиной греха?

    Напротив, используя искушение для того, чтобы поставить людей перед возможностью или даже необходимостью нравственного выбора, это делает исключительно из соображений добра, в частности для того, чтобы выявить, будут ли они держаться Его путей (), любят ли они Его от всей души, от всего сердца (). При этом Бог никогда не накладывает на человека бремени большего, чем тот сможет вынести.

    Так, искушение Авраама обнаружило искренность его веры, жертвенность, ревность о Господе. Вера патриарха была вменена ему в праведность (). Должное, богоугодное отношение Аврааму к искушению способствовало низведению благословений не только на него самого, но и на его потомков, на его род ().

    Однако часто бывает и по-другому. Нередко случается, что люди, искушаемые Богом, не желают следовать Его требованиям, действуют вопреки голосу совести, используя предоставленную им свыше возможность для нравственного выбора не во благо, а на зло.

    Так, искушая Израильский народ (), Господь попустил, чтобы на территории вместе с сынами жили и языческие народы. Такое Божественное определение дало народу Завета дополнительную возможность проявить верность Единому Богу, утвердиться в истинной вере, возрасти в святости, добродетели. Кроме того, пример их послушания Богу мог бы благотворно сказаться и на язычниках.

    Вместо этого Израильтяне уклонились от веры и сами стали перенимать языческие культы, обряды, традиции, строить идольские капища, жертвенники. В силу непослушания они всё больше и больше отдалялись от Бога, переполняя чашу Его священного гнева.

    Для того, чтобы вразумить Свой народ, Господь посылал к ним судей, пророков. Но по упрямству и жестокосердию этот народ, в основной своей массе, неохотно прислушивался к Божьим посланникам. В результате, со временем он был разделен, пленен и рассеян.

    Большим искушением для многих, как это ни странно, стало Благовестие Христа. Ведь и оно требовало от человека выбора: последовать за Спасителем или отвергнуть Его (). В этом отношении Господь ещё во времена Ветхого Завета был назван, камнем преткновения, скалою соблазна и даже петлею и сетью для жителей Иерусалима ().

    Что означает в молитве Господней «Отче наш» прошение «и не введи нас во искушение»?

    Кто совершит дело, угодное Богу, того непременно постигнет искушение; ибо всякому доброму делу или предшествует, или последует искушение, да и то, что делается ради Бога, не может быть твёрдым, если не будет испытано искушением.
    Как за телами следуют тени, так и за исполнением заповедей – искушения, ибо никто, сказал Великий Антоний, не войдет в Царство Небесное без искушений. Итак, не удивляйся, сын мой, что, заботясь о спасении своём, ты встречаешь искушения и скорби. Но терпи без смущения и молись, благодаря, что ты, за исполнение заповеди, сподобляешься быть в искушении, для обучения и испытания души твоей. Благий Бог да подаст тебе во время искушения внимание и терпение.

    Плод искушения — самопознание: «А вот здесь, оказывается, я слаб; вот здесь у меня нет сил, здесь я ничего не понимаю». И всё это узнаётся для того, чтобы деятельно исправляться.
    прот. Андрей Ткачев

    По мере воцерковления кажется, что избавление от внешних обстоятельств сможет коренным образом изменить жизнь. Увы, на месте одних внешних причин незамедлительно появляются другие. По мере духовного роста приходит осознание, что главные наши враги – внутри нас, это тщеславие, раздражительность, суетливость, осуждение и т.п., а внешние трудности лишь выявляют их.

    Человек - существо слабое и уязвимое, поэтому каждый из нас сталкивался с таким чувством, как искушение. В нашей жизни очень много запретов, но иногда именно запретного и хочется больше всего.

    Что такое искушение

    Это слово всем давно знакомо, но задумывались ли вы, что оно значит на самом деле? А ведь у него очень интересная история.

    Происхождение слова

    Этимологический корень этой словоформы - искус. Он заимствован из старославянского глагола «искусити», что значило «испытать». Глагол этот происходит от глагола «кусити», имеющего такое же значение и заимствованного из германских языков. Затем в результате исторических процессов произошло чередование звуков, «с» перешел в «ш», и сейчас перед нами - корень «искуш».

    Как мы видим, история этого понятия уходит глубоко в древность.

    Значение понятия

    По толковому словарю Д. Н. Ушакова оно означает соблазн, желание чего-либо недозволенного, запретного.

    Также одной из тем этого определения по толкованию Д. Н. Ушакова является «действие от глагола искусить», значит, оно сохраняет за собой семантику испытания. Несомненно, так мы тоже выражаемся в своей повседневной жизни.

    Но есть такие понятия, как искушенный зритель и искушенный человек. Обозначают они опытного человека, который многое повидал в жизни, и которого сложно чем-либо удивить. Значение этого слова претерпело некоторые изменения, но все же изначально употребление этого понятия было связано с библейскими сюжетами.


    Упоминания в Библии

    Как известно, Библия - это самая важная книга для христиан. Ее догматы указывают человечеству, как нужно жить, и как жить нельзя. И естественно, что понятия из этой книги часто фигурируют и в нашем современном языке. Одно из таких понятий - искус. В библии оно трактуется как испытание, которое дается человеку, дабы проверить крепость его веры. Если человек пройдет испытание, то обретет вечную жизнь в Царствии Небесном, если не пройдет, то душа его попадет в ад.

    Искушению, по учению Библии, подвержен каждый человек. Даже Господь был подвержен испытаниям во время своего уединения в пустыне.

    Также испытанию своей веры и любви к Богу подвергся Люцифер, и, как мы знаем, он его не прошел, предал своего создателя, в результате чего пал.

    Еще одной известной Библейской фигурой, поддавшейся соблазну, был Адам, который вслед за своей женой Евой вкусил запретный плод. Судьба обоих также незавидна, ведь они были изгнаны из Райского сада.

    Как видим, со временем библейская семантика утратилась, и это слово перестало указывать на испытание конкретно в православии, теперь оно обозначает просто испытание человека в чем-либо.


    Виды искушений

    У каждого - свои желания и стремления, свои запреты, поэтому соблазн у каждого будет разным. Кто-то не может устоять перед покупкой пирожного, а кому-то невмоготу пересилить себя и пойти на учебу/ в зал/ на работу. Ведь это все - своего рода испытания.

    Материальные блага

    Конечно, в первую очередь - это деньги. Кто в этом мире не мечтал о богатстве? Испокон веков люди стремятся получить как можно большую прибыль, и часто - не всегда законными способами. Воровство и грабежи, махинации, занятие постыдными вещами - на что только не толкает людей жажда денег.


    Соблазны и греховные удовольствия

    Легко человеческая душа поддается всяческим соблазнам, стоит только поманить. Мы хорошо знаем из истории, сколько войн было развязано из-за стремления к власти, из-за гордыни и даже из-за любви к женщине (ведь Троянская война началась именно из-за Елены Прекрасной).

    И все это - соблазнения дьявола, которым люди поддались. Зависть ближнему, измена и предательство, плотские удовольствия, нарушения Божьих заповедей - большие соблазны, которые всегда противоречили христианской морали, да и этическим нормам в принципе.


    Испытания Господа

    Как уже говорилось, наш Бог также был подвержен испытаниям дьявола. Но, конечно, он с достоинством их прошел.

    Вот эти испытания:

    1. Голод. Сатана предложил Христу превратить камни в хлебы, на что Христос ответил: «написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих».
    2. Гордыня, когда нечистый сказал, чтобы Христос прыгнул со скалы, и Ангелы поймали его. Вот каков был ответ: «написано также: не искушай Господа Бога твоего».
    3. Вера. Сатана предложил Христу власть над всем земным, если тот поклонится ему, но Христос был также непоколебим.


    Влияние на человека

    Всем известно, что потакание своим слабостям к добру не приводит. Опять же, посмотрим на правителей, послушавших свою гордыню и вступивших в войну за власть: Калигула, который погиб от рук своих же людей, Гитлер, который возжелал захватить мир, но, не добившись ничего, застрелился и т. д.

    Наша психика - вещь очень тонкая, на нее влияет множество факторов, один из которых - соблазн. Люди, которые поддаются ему, зачастую становятся зависимыми от своих желаний, у них подавляется воля, внутренняя сила исчезает. И напротив, у тех, кто борется с искушениями, вырабатывается огромная сила воли, они способны контролировать себя практически в любой ситуации, и, конечно, уровень их жизни существенно выше.

    Почему люди соблазняются

    Безусловно, этому греху подвержены все без исключения, но почему же так происходит? Почему страсть к запретному так сильна в каждом из нас?

    Историческая справка

    Изначально, как уже было сказано выше, искушением считали «тест на веру в Бога», поэтому все люди православной веры проходили через это. А если кто-то не выдерживал испытания, это значило, что его сманил дьявол. Считалось также, что у сатаны есть цель - обольстить как можно больше людей, чтобы они отвернулись от Господа. И он неустанно занимался этим, впрочем, небезрезультатно.

    Особенности психики и характера

    Чаще всего поддаются соблазну именно те люди, у которых слабая сила воли, и они просто не могут противостоять запретному удовольствию. Их «хочу» перевешивает «нельзя».

    То же самое с детьми, у них еще не сформированная психика, и родители стараются внушить им, что хорошо, а что плохо. Но дети, даже понимая, что есть много конфет - это плохо, все равно тянутся к заветному мешочку со сладостями.

    И наоборот, люди, у которых твердый характер и большая сила воли, легче борются с желанием запретного. Они понимают, что сиюминутные радость и наслаждения могут обернуться несчастьем.


    Как бороться с искушениями

    Вопрос о том, как же избавиться от тяги к запретным удовольствиям, мучает многих.

    Вот несколько пунктов, которые, как объясняют священники, помогут людям не поддаться искушению:

    • нужно иметь твердую веру и принципы;
    • если вы верующий, то в трудную минуту искренне помолитесь, и тогда Бог поможет перебороть в себе это чувство;
    • будьте занятым и целеустремленным, тогда работа и любимое дело будут отвлекать вас от греховных мыслей;
    • в момент, когда готовы сорваться, представьте, что будет после того, как это сделаете, визуализируйте момент раскаяния, тогда будет легче отказаться от соблазна;
    • старайтесь чаще помогать ближним и защищайте слабых - это разовьет чувство милосердия и добра;
    • и самое главное - никогда не сомневайтесь в себе и своих силах.

    Видео о том, как бороться с соблазном

    Как бороться с соблазном, если заедает рутина, и жизнь становится однообразной, узнайте из этого видео.