Казахская сср и история ее создания
Казахстан в составе СССР. Новый этап в развитии казахской государственности начался в переломном 1917 г. К этому времени в Казахстане уже существовала национальная культурная элита, выдвигавшая идеи независимого развития. Казахская общественность, сгруппировавшаяся в начале ХХ в. вокруг Алихана Букейханова, в 1917 г. попыталась восстановить казахскую государственность в рамках автономии «Алаш». Эволюция взглядов А. Букейханова и его соратников с начала века до 1917 г. привела к тому, что в июле 1917 г. они создали партию « Алаш» и возглавили национально-освободительную борьбу. «Алаш» стал национально-демократической политической организацией, в основном состоявшей из представителей национальной интеллигенции. Основной идеей « Алаш» было достижение экономической и политической независимости Казахстана, стремление внедрить в стране капиталистические отношения. Таким образом, уже в 1917 г. казахская культурная элита четко осознавала коренное различие между своими национальными интересами и интересами и взглядами либералов России. За независимость Казахстана алашевцы боролись легитимными политическими методами. Основное идеологическое расхождение между партией «Алаш» и большевиками касалось вопроса классово-репрессивной природы государства. Последовательностью отличались взгляды алашевцев по вопросам демократизации государственного устройства. В своей программе они выступали за наиболее передовую тогда президентскую форму правления и демократический характер выборов, обеспечивавший участие в выборных процессах всех без различия, независимо от происхождения, а также неприкосновенность личности, свободу слова, печати и союзов. После установления советской власти на всей территории Казахстана руководители партии «Алаш» были вынуждены признать ее в качестве центральной власти всех автономных народов России. И все же, несмотря на это, они выдвинули перед Центральным советским правительством некоторые требования, которые должны были обеспечить, на определенном уровне, независимость Алашской автономии. Самое главное требование – соединение всех земель казахского народа в границах Алашской (Казахской) автономии, или восстановление территориальной целостности, которая была разрушена в период колонизации. Большую роль в деле укрепления связей между казахскими землями, находившимися под управлением Казахского революционного комитета (Казревкома) и других административно-территориальных единиц, и объединения их в будущем в составе Казахской республики сыграло расширенное заседание Казревкома, состоявшееся 27 октября 1919 г. На данном заседании обсуждался вопрос о созыве Всеказахстанского съезда Советов для решения имеющей большое политическое значение проблемы объединения казахского народа в единое Советское автономное государство.
А. Байтурсынов в своем выступлении высказал несколько предложений: 1) о том, что Советское правительство должно дать казахскому народу право на реальное самоуправление; 2) находившиеся ранее в оппозиции советской власти жители ряда областей должны быть амнистированы.
Расширенное совещание Казревкома приняло решение о созыве всеказахстанской конференции Советов для обсуждения проблем объединения казахского народа. Данная конференция прошла 3–11 января 1920 г. в Актюбинске. В ней приняли участие 250 делегатов из Тургайской, Уральской, Акмолинской, Сырдарьинской, Семиреченской, Ферганской и Закаспийской областей, а также представители партии «Алаш».
В принятом в ходе конференции постановлении «Об объединении казахских областей» была подчеркнута необходимость объединения всех казахских областей в Казахскую Автономную Советскую Социалистическую Республику (АССР), которая войдет в состав Союза Советских Социалистических Республик (СССР).
На основе этого проекта 26 августа 1920 г. Председатель Совета Народных Комиссаров (СНК) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) В. Ленин и Председатель Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов (ВЦИК) М. Калинин подписали Декрет «Об образовании Киргизской (Казахской) Автономной Советской Социалистической Республики».
Согласно Декрету в состав Киргизской (Казахской) Автономной Советской Социалистической Республики вошли следующие области и уезды:
– Семипалатинская область, в состав которой входили Павлодарский, Семипалатинский, Усть-Каменогорский, Зайсанский и Каркаралинский уезды;
– Акмолинская область, в состав которой входили Атбасарский, Акмолинский, Кокшетауский, Петропавловский уезды и одна часть Омского уезда;
– Тургайская область, в состав которой входили Кустанайский, Актюбинский, Иргизский и Тургайский уезды;
– Уральская область, в состав которой входили Уральский, Илбишинский, Темирский и Гурьевский уезды;
– Мангистауский уезд Закаспийской области и четвертая и пятая волости, населенные адаями, Красноводского уезда той же области;
– входившие в состав Астраханской губернии Букеевская Орда, Синоморская волость, а также районы, населенные казахами, первого и второго Приморского округов.
По официальным данным за 1920 г., территория Казахской АССР имела площадь 1,871,239 кв. км, а численность населения составляла 5 млн. 46 тыс. человек. Более 46% населения республики были казахами.
Провозглашение Казахской АССР явилось крупным событием в деле обеспечения территориальной целостности казахской советской государственности.
В то же время южные области, населенные казахами, все еще относились к Туркестанской Республике. Наряду с этим значительные группы казахов были разбросаны по территориям Хорезмской и Бухарской Народных Республик. Казахи составляли 19,3% населения Туркестанской АССР, 1,5% – Бухарской Республики, 3,5% – Хорезмской Республики. В 1924 г. было проведено национально-государственное раз-межевание многонациональной Средней Азии, коснувшееся Тур-кестанской АССР, а также Хорезмской и Бухарской Республик. В результате этого были образованы Уз б е к с к а я и Туркменская ССР; в составе Уз б е к с ко й ССР – Таджикская АССР; в составе РСФСР – Киргизская АССР, а бывшие под ведомством Туркестанской АССР казахские уезды Семиреченской и Сырдарьинс-кой областей были присоединены к Казахской АССР. Площадь Казахской АССР увеличилась до 700 тыс. кв. км, а население возросло до 1 млн. 468 тыс. человек.
К началу 1925 г. перестройка административного деления республики закончилась; в связи с перенесением столицы Казахской АССР из Оренбурга в г. Акмечеть (Кызылорда) г. Оренбург и прилегающие к нему районы вошли в состав РСФСР.
Итак, к 1925 г. почти все казахские земли были объединены в одну республику и задача установления ее территориальной целостности завершилась. В 1936 г. Казахская АССР была преобразована в союзную республику, что нашло закрепление в Конституции СССР 1936 г. На основе и в соответствии с Конституцией СССР был разработан проект Конституции Казахской ССР. Десятый чрезвычайный Всеказахский съезд Советов, проходивший в конце марта 1937 г., принял Конституцию Казахской ССР, состоящую из 11 глав. Согласно этому закону Казахская ССР характеризовалась как социалистическое государство рабочих и крестьян. Провозглашалось, что вся власть принадлежит трудящимся в лице Советов депутатов трудящихся. Экономической основой Казахской ССР признавалась социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства. Социалистическая собственность имела две формы: государственную и колхозно-кооперативную. Допускалось мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей, «…основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого труда». Утверждалось, что хозяйственная жизнь Казахской ССР определяется и направляется государственным народнохозяйственным планом. Также в одной из глав Конституции 1936 г. декларировалось, что Казахская ССР добровольно объединилась с другими союзными республиками в СССР – союзное государство и имеет право свободного выхода из СССР. Конституцией было определено административно-территориальное устройство и указывалось, что территория Казахской ССР не может изменяться без ее согласия. Признавалось единое союзное гражданство и гражданство Казахской ССР. Были точно определены предметы ведения Казахской ССР в лице ее высших органов власти и управления.
Высшим органом государственной власти Казахской ССР являлся Верховный Совет, который признавался единственным законодательным органом. Депутаты Верховного Совета избирались гражданами на четыре года. Верховный Совет избирал Президиум Верховного Совета в составе председателя, двух заместителей, секретаря и 15 членов. Президиум Верховного Совета наделялся правом издания нормативного указа и другими полномочиями. Депутаты Верховного Совета пользовались депутатским иммунитетом. Также Конституцией определялась структура центральных органов государственного управления. Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти Казахской ССР являлся Совет Народных Комиссаров, который был ответственным и подотчетным Верховному Совету, его Президиуму. В составе СНК КазССР создавались народные комиссариаты: союзно-республиканские и республиканские. Местными органами государственной власти являлись Советы депутатов трудящихся, которые избирались гражданами на два года. Советы избирали исполнительные комитеты, которые являлись исполнительными и распорядительными органами. Определялись формы работы Советов, периодичность их созыва, структура исполнительных комитетов, предметы ведения этих органов. Структура местных исполнительных органов постоянно менялась, из-за чего в Конституцию вносились изменения. В конце 1936 г. территория Казахской ССР делилась на 8 областей. Затем, в январе 1938 г., появились три новых области: Кызыл-Ординская, Павлодарская и Гурьевская, а через полтора года, в октябре 1939 г., еще три – Семипалатинская, Джамбулская и Акмолинская. В марте 1944 г. из Северо-Казахстанской области была выделена Кокчетавская, а из Алма-Атинской — Талды-Курганская. Таким образом, к 1945 г. число областей в Казахской ССР достигло 16. В 1959 г. была упразднена Талды-Курганская область, в 1960 г. – Акмолинская. В окраинных частях Казахской ССР в 1962 г. были образованы три края: Западно-Казахстанский (включал Актюбинскую, Уральскую и Гурьевскую области; центр – г. Актюбинск); Южно-Казахстанский (включал Кзыл-Ординскую, Чимкентскую и Джамбулскую области; центр – г. Чимкент); Целинный (включал Кустанайскую, Северо-Казахстанскую, Кокчетавскую, Павлодарскую и Целиноградскую области – так стала называться восстановленная в 1961 г. Акмолинская область; центр – г. Целиноград). Западно-Казахстанская область была переименована в Ур а л ь -скую, а Южно-Казахстанская – в Чимкентскую. Это было сделано для того, чтобы их не путали с вновь созданными одноименными краями. 20 апреля 1978 г. Верховный Совет КазССР принял новую Конституцию. В преамбуле Конституции говорилось о том, что построено общество подлинной свободы людей труда, где неуклонно повышаются благосостояние и культура народа. Утверждалось, что Казахская ССР – равноправная республика в составе Союза ССР, который сплачивает все нации и народности. Приведенные положения Конституции не отражали подлинного состояния казахского общества, где подспудно зрело недовольство ухудшающимся материальным положением, диктатом Коммунистической партии, отсутствием каких-либо проблесков суверенитета республики. Открыто и явно это недовольство проявилось в декабре 1986 г. в Алма-Ате. Конституция Казахской ССР 1978 г. состояла из 10 разделов и была разработана по образцу Конституции СССР 1977 г. Один из ее разделов был посвящен национально-государственному и административно-территориальному устройству Казахской ССР. В отличие от Конституции 1937 г., в новом Основном законе содержалось новое положение, свидетельствовавшее о некотором расширении суверенных прав республики. Так, одна из ее статей указывала, что Казахская ССР участвует в решении вопросов, отнесенных к ведению Союза ССР, в Верховном Совете СССР, Президиуме Верховного Совета СССР, Правительстве СССР и других органах Союза ССР. Казахская ССР имела право вступать в отношения с иностранными государствами, заключать с ними договоры и обмениваться дипломатическими и консульскими представителями, участвовать в деятельности международных организаций. Надо отметить, что указанными юридическими возможностями Казахская ССР пользовалась под контролем союзных органов. Система государственного устройства была описана в пятом разделе Конституции, где содержались положения о Верховном Совете, его структуре, законотворческой деятельности, Президиуме Верховного Совета и его полномочиях. Утверждалось, что Верховный Совет Казахской ССР правомочен решать все вопросы, отнесенные Конституцией СССР к ведению союзной республики. Этим самым, как и в прежних конституциях, закреплялась неприемлемость принципа разделения государственной власти на ветви. Юридически Верховный Совет мог решать все вопросы, отнесенные к ведению Казахской ССР. Но это было фиктивное положение, поскольку все подобные вопросы предварительно решались Центральным Комитетом Коммунистической партии Советского Союза (ЦК КПСС) и лишь затем они получали юридическое оформление.
Конституция подробно регламентировала статус Совета Министров – правительства – как высшего исполнительного и распорядительного органа государственной власти. Совет Министров объединял и направлял работу союзно-республиканских и республиканских министерств и государственных комитетов. В 1986 г. произошло событие, ставшее предвестником независимости Казахстана. 16 декабря 1986 г. состоялся V пленум ЦК Компартии Казахстана. На повестке дня стоял только один организационный вопрос – смена политического деятеля, который возглавлял республику без малого четверть века, первого секретаря ЦК КПСС Д. Кунаева.
Новым руководителем Казахстана стал Г. Колбин, бывший до этого Первым секретарем Ульяновского обкома партии и заслуживший доверие М. Горбачева активным проведением в своем регионе антиалкогольной кампании. При этом ни кто-либо из кремлевских советников вождя, ни он сам не проанализировали ситуацию и не смогли спрогнозировать реакцию граждан на появление у штурвала власти неизвестного человека. Кремлевские функционеры продолжали считать Казахстан своей вотчиной. Не был поставлен в известность о новом назначении даже ЦК Компартии Казахстана.
16 декабря с протестом против решения ЦК выступила вначале небольшая группа рабочей и учащейся молодежи г. Алма-Аты. Демонстрация был мирной, имела политический характер, но не содержала призывов к свержению государственного строя и выпадов против других народов. На второй день, когда число демонстрантов достигло уже нескольких тысяч, в основном учащейся молодежи, по указанию Москвы было принято решение о проведении операции «Метель-86», которая предусматривала разгон митингующих с помощью армейских подразделений, спецвойск, милиции и Комитета государственной безопасности (КГБ).
Потрясшие весь мир декабрьские события 1986 г. доказали, что на казахстанской земле появилось новое поколение, для которого национальное самосознание прежде всего определяется честью его народа. На все невзгоды, пережитые Казахстаном в течение 70 лет по вине административно-командной, а порой и просто насильственной политики Центра, впервые в лице молодого поколения был дан достойный отпор. Это стало началом демократического движения в русле перестроечного времени во всем Советском Союзе. Перестройка обусловливала определенную демократизацию общества. Так, в 1989 г. в избирательную систему были внесены изменения. С целью обеспечения представительства общественных организаций было установлено, что 1/4 часть депутатов Верховного Совета должна избираться от общественных организаций. При этом выборы депутатов от общественных организаций проводились на съездах, конференциях их республиканских органов. Новым было и то, что депутаты Верховного Совета освобождались от выполнения служебных или производственных обязанностей на определенный срок, необходимый для осуществления депутатской деятельности. Это был первый, маленький шаг на пути к парламентаризму. С начала 1987 г. в СССР и соответственно в Казахстане начался спад производства. Одновременно с этим нарастал паралич партийно-государственного управления. В 1989 г. решением XV съезда Компартии Казахстана Г. Колбин был освобожден от обязанностей Первого секретаря ЦК Коммунистической партии Казахстана. На этом же съезде Первым секретарем ЦК Компартии Казахстана был избран Н. Назарбаев.
Н. Назарбаев начал реализовывать свою собственную программу. Приоритетными задачами для нового Главы Казахстана стали: во-первых, упрочение общественной стабильности, гражданского и межнационального согласия; во-вторых, разработка и осуществление программы экономических реформ; в-третьих, точное определение и разграничение полномочий республиканских и центральных органов управления. В соответствии с Законом Казахской ССР «Об учреждении поста Президента Казахской ССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию Казахской ССР» от 24 апреля 1990 г., в Конституции образца 1978 г. появилась новая глава — «Президент Казахской ССР», где содержались нормы о его статусе и полномочиях. В этот же день решением Верховного Совета Казахстана Н. Назарбаев был избран первым в истории республики Президентом. В связи с распадом Союза ССР и образованием независимого, суверенного государства Конституция Казахской ССР перестала соответствовать новым политическим, экономическим, социальным и идеологическим реалиям. В октябре 1990 г. была принята Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР. Конституционный Закон «О государственной независимости Республики Казахстан», принятый 16 декабря 1991 г., юридически не отменяя, блокировал действие Конституции Казахской ССР 1978 г., поскольку основные положения о новом независимом государстве и соответствующие новые концептуальные идеи, принципы и положения говорили о необходимости разработки новой Конституции.
2. Образование КазАССР
26 августа 1920 года Советское правительство - ВЦИК и СНК РСФСР - издало декрет «Об образовании Киргизской (Казахской) Автономной Советской Социалистической Республики» в составе РСФСР, которая явилась тогда первым федеративным социалистическим государством, построенным на началах советской автономии. Декрет об образовании КазАССР определил территорию Казахстана, установил, что органами управления КазАССР являются местные Советы депутатов, ЦИК и Совнарком. Для управления военным аппаратом был учрежден Казахский военный комиссариат.
С 4 по 12 октября 1920 года в Оренбурге состоялся Учредительный съезд Советов Киргизской (Казахской) АССР. Этот день -4 октября 1920 года - является днем рождения казахской советской национальной государственности. Это событие стало одним из самых значительных в истории казахского народа. Съезд избрал верховные органы власти - Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров республики. Председателем ЦИК КазАССР был избран Сейткали Мендешев, председателем СНК КазАССР - В.А. Радус-Зенькович. На съезде была принята «Декларация прав трудящихся КазАССР», конституционно определившая основные принципы образования казахской советской государственности. Декларация определила комплекс мер, направленных на социалистическое преобразование всей жизни республики. Она закрепляла за трудящимися Казахстана широкие политические права. Устанавливались права и обязанности граждан. Декларация служила в качестве конституции, утвердившей права трудящихся республики до 1937 года, когда была принята первая Конституция Казахской Советской Социалистической Республики.
Провозглашение казахской советской национальной государственности имело большое историческое значение. Казахский народ воспринял этот акт как результат многовековой борьбы с колониализмом, первый шаг на пути национального возрождения.
В 1925 году столица республики была перенесена из Оренбурга в Кзыл-Орду. 15-19 апреля 1925 года в г. Кзыл-Орде состоялся V съезд Советов Казахской АССР, на котором впервые присутствовали представители всего Казахстана. На съезде было восстановлено исторически точное название народа - казахи, вследствие чего произошло переименование Киргизской АССР (КАССР) в Казахскую Автономную Советскую Социалистическую Республику (КазАССР). Как известно, со времени присоединения Казахстана к России в первой половине XVIII века и вплоть до 1925 года казахи назывались киргизами или киргиз-кайсаками. Кроме этого, было изменено название новой столицы республики: г. Ак-Мечеть был переименован в Кзыл-Орду. Столица находилась в Кзыл-Орде (ныне Кызылорда) до 1929 года, затем новой столицей стал город Алма-Ата (ныне Алматы). Согласно историческим данным, этот шаг был предпринят властями того времени под влиянием решений X съезда РКП(б) по национальному вопросу. В Казахстане произошли важные политические и социальные перемены, направленные на развитие казахской советской автономии.
Территориальное объединение казахского народа имело огромное значение для дальнейшего объединения казахской нации, развития культуры и экономики Казахстана. Объединение всех казахских земель в составе одной республики стало серьезной вехой в истории казахского народа, и, несмотря на трудности того периода, сыграло очень важную роль в создании казахской государственности. В итоге территория КазАССР увеличилась почти на одну треть, население возросло почти на полтора миллиона, общая его численность достигла 5230 тысяч человек. По переписи населения 1926 года казахи составляли 61,3% всего населения Казахстана.
Орган, федерация
Обратите внимание!
От этого зависит ваша эрудиция!
Орган - учреждение, организация.
Федерация - форма государственного устройства, при которой входящие в состав государства члены федерации (напр. республики) имеют собственные конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы; наряду с ними существуют федеральные органы государственной власти.
ДОКУМЕНТЫ ЭПОХИ
Декрет ВЦИК и СНК об образовании Автономной
Киргизской Социалистической Советской Республики
Декрет об Автономной Киргизской Социалистической Советской Республике
Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров в развитие декрета Совнаркома от 10 июля 1919 г., за №354, постановляют:
1. Образовать Автономную Киргизскую Социалистическую Советскую Республику как часть Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, в состав коей включить в прежних административных границах области:
а) Семипалатинскую, в составе уездов: Павлодарского, Семипалатинского, Усть-Каменогорского, Зайсанского и Каркаралинского;
б) Акмолинскую, в составе уездов: Атбасарского, Акмолинского, Кокчетавского, Петропавловского и части Омского уезда.
Примечание: Точное разграничение Киргизской и Сибирской части Омского уезда производится по соглашению Кирревкома с Сибревкомом.
в) Тургайскую, в составе уездов: Кустанайского, Актюбинского, Иргизского и Тургайского;
г) Уральскую, в составе уездов: Уральского, Лбищенского, Темир-ского и Гурьевского;
д) Мангышлакский уезд Закаспийской области; 4-я и 5-я Адаев-ские волости Красноводского уезда той же области.
е) из Астраханской губернии: волости Синеморскую, Букеевскую орду и территории бывших казенных оброчных земель, прилегающих к 1-му и 2-му Приморским округам. Что же касается береговой полосы и волостей Сафроновской, Ганюшкинской и Николаевской, то они во всех отношениях, кроме хозяйственной стороны, остаются в подчинении Кирревкома. При Астраханском исполкоме создать комиссию из представителей Астраханского исполкома и Кирревкома для детального регулирования взаимоотношений областей со смешанным населением.
2. Включение в состав Киргизской Республики киргизской территории, входящей ныне в состав Туркестанской Республики, происходит по волеизъявлению населения этих областей.
3. Органами управления Автономной Киргизской Социалистической Советской Республики являются местные Совдепы, Центральный Исполнительный Комитет и Совнарком Киргизской Социалистической Советской Республики.
4. Для управления делами Киргизской Социалистической Советской Республики учреждаются народные комиссариаты: 1) внутренних дел с Управлением почт и телеграфов: 2) юстиции; 3) просвещения; 4) здравоохранения; 5) социального обеспечения; 6) земледелия; 7) продовольствия; 8) финансов; 9) Совет народного хозяйства; 10) Рабоче-Крестьянской инспекции; 11) Народный комиссариат труда и 12) Народный комиссариат путей сообщения.
5. Для управления военным аппаратом создается Военный киргизский комиссариат, подчиненный Заволжскому военокругу.
6. В целях сохранения единства финансовой и хозяйственной политики Российской Социалистической Федеративной Советской Республики по всей территории Республики, народные комиссариаты Киргизской Социалистической Советской Республики: продовольствия, финансов, Рабоче-Крестьянской инспекции, а также Совет народного хозяйства и Управление почт и телеграфов и Киргизское статистическое бюро, Кирчека, Народный комиссариат труда и Народный комиссариат путей сообщения остаются в непосредственном подчинении соответствующих народных комиссариатов Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.
Примечание I. Народные комиссары поименованных в пункте 6 комиссариатов и киргизский краевой военный комиссар назначаются по соглашению Совнаркома Киргизской Республики с соответствующими народными комиссариатами Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.
Примечание II. Коллегии при народных комиссариатах назначаются Совнаркомом Киргизской Республики.
1. Народные комиссариаты Киргизской Социалистической Советской Республики: внутренних дел (без Управления почт и телеграфов), юстиции, просвещения, здравоохранения, социального обеспечения и земледелия автономны в своих действиях и ответственны непосредственно перед Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом.
2. Всеми необходимыми финансами и техническими средствами Автономная Киргизская Социалистическая Советская Республика снабжается из средств Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.
3. Иностранные дела и внешняя торговля остаются целиком в ведении центральных органов Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.
4. До созыва съезда Советов Киргизской Социалистической Советской Республики вся полнота власти Автономной Киргизской Социалистической Советской Республики в границах, указанных в настоящем положении, принадлежит Ревкому Киргизской Социалистической Советской Республики.
5. Временно, впредь до окончательной организации центральных органов Киргизской Республики, могущих воспринять руководство Акмолинской и Семипалатинской губерниями, последние продолжают оставаться в ведении Сибревкома. Для проведения единой политики в киргизских областях, временно остающихся в составе Сибири и Туркестана, вводятся в состав Сибревкома и Президиума Турцика уполномоченные члены Кирревкома; в своей работе означенные члены Кирревкома подотчетны последнему и руководятся его директивами.
Примечание. В случае разногласий, возникающих между Киррев-комом, с одной стороны, и Турциком и Сибревкомом, с другой стороны, относительно мероприятий на территориях областей, имеющих отойти впоследствии к Кирреспублике, разрешение вопроса переносится на усмотрение центральных учреждений Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.
Председатель Всероссийского Центрального
Исполнительного Комитета М. Калинин
Председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин)
Секретарь Всероссийского Центрального
Исполнительного Комитета А. Енукидзе
Декреты Советской власти. М., 1979. Т. 10. С. 97-100.
После победы над объединенными силами внутренней опозиции и иностранной интервенции в стране создались условия перехода к мирному хозяйственному строительству. Государство вступало в новую полосу развития – в период восстановления народного хозяйства. Опыт советского строительства показал большевикам, что необходимо считаться с идеей национальной государственности народов окраин. Советское правительство начало подготовительную работу по образованию Казахской автономной республики.
10 июля 1919 г. В.И. Ленин подписал декрет «О революционном Комитете по управлению Киргизским (Казахским) краем». В нем говорилось, что Казревком учреждается как высшее военно-гражданское управление краем. Декрет определял его цели и задачи: борьба против контрреволюции и интервенции, создание условий для государственного, хозяйственного и культурного строительства в крае, подготовка учредительного съезда Советов в Казахстане. В ведении ревкома находились казахские территории Астраханской губернии и области: Уральская, Торгайская, Акмолинская, Семипалатинская.
Во главе Казревкома был поставлен первый советский комиссар С.Пестковский, поляк по национальности. В составе ревкома были В.Лукашев, А. Жангильдин, А. Байтурсынов, М. Тунганчин, С. Мендешев, Б.Каралдин, Б. Каратаев, Т.Седельников. Затем в его состав вошли также А.Авдеев, А.Айтиев, А. Алибеков, С. Арганчеев, С.Сейфуллин, X.Габбасов, В.А.Радус-Зенькович и др.
Казревком и его органы на местах проводили работу по объединению казахских земель, организации Советов в Казахской степи, привлечению лояльно настроенных к советскому строительству представителей национальной интеллигенции. Начала издаваться газета «Ушкын» («Искра») - орган Казревкома. 9 марта 1920 г. было принято решение о ликвидации Алаш-Орды, именовавшейся правительством Киргизии (Казахстана).
26 августа 1920 года Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) и Совет Народных Комиссаров (СНК) РСФСР издали Декрет «Об образовании Киргизской (Казахской) Автономной Советской Социалистической Республики» в составе РСФСР, которая явилась тогда первым федеративным социалистическим государством, построенным на началах советской автономии. Декрет об образовании КазАССР определил территорию Казахстана, установил, что органами управления КазАССР являются местные Советы депутатов, ЦИК и Совнарком. Для управления военным аппаратом был учрежден Казахский военный комиссариат.
С 4 по 12 октября 1920 года в Оренбурге состоялся Учредительный съезд Советов Киргизской (Казахской) АССР. Этот день – 4 октября 1920 года – является днем рождения казахской советской национальной государственности. Это событие стало одним из самых значительных в истории казахского народа. Съезд избрал верховные органы власти – Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров республики. Председателем ЦИК КазАССР был избран Сейткали Мендешев, председателем СНК КазАССР – В.А.Радус-Зенькович.
На съезде была принята «Декларация прав трудящихся КазАССР», конституционно определившая основные принципы образования казахской советской государственности. Декларация определила комплекс мер, направленных на социалистическое преобразование всей жизни республики. Она закрепляла за трудящимися Казахстана широкие политические права. Устанавливались права и обязанности граждан. Декларация служила в качестве конституции, утвердившей права трудящихся республики до 1937 года, когда была принята первая Конституция Казахской Советской Социалистической Республики.
Однако по завершению национального государственного строительства в Средней Азии и Казахстане, народы их населявшие оказались «разорванными» в государственных границах. Две области, Сырдарьинская и Семиреченская, заселенные в основном казахами, оставались в составе Туркестанской АССР.
В связи с этим в октябре 1924 года руководством СССР производится национально-территориальное размежевание республик Средней Азии. Туркестанская АССР была упразднена и разделена на Узбекскую и Туркменскую республики. Немногим позже образовались Киргизская и Таджикская республики. Южные районы (Семиреченская и Сырдарьинская области) были присоединены к Казахстану.
В результате размежевания территория Казахстана увеличилась до 2,8 млн. км и заняла по размерам второе место в СССР. Население Казахстана выросло до 6,5 млн. человек, удельный вес казахов составил 59,9%. Город Оренбург и часть Оренбургской губернии были переданы России, а столица республики в 1925 году из Оренбурга была перенесена в Кзыл-Орду.
15-19 апреля 1925 года в г. Кзыл-Орде состоялся V съезд Советов Казахской АССР, на котором впервые присутствовали представители всего Казахстана. На съезде было восстановлено исторически точное название народа – казахи, вследствие чего произошло переименование Киргизской АССР (КАССР) в Казахскую Автономную Советскую Социалистическую Республику (КазАССР). Как известно, со времени присоединения Казахстана к России в первой половине XVIII века и вплоть до 1925 года казахи назывались киргизами или киргиз-кайсаками. Кроме этого, было изменено название новой столицы республики: г. Ак-Мечеть был переименован в Кзыл-Орду. Столица находилась в Кзыл-Орде (ныне Кызылорда) до 1929 года, затем новой столицей стал город Алма-Ата (ныне Алматы). Согласно историческим данным, этот шаг был предпринят властями того времени под влиянием решений X съезда РКП(б) по национальному вопросу. В Казахстане произошли важные политические и социальные перемены, направленные на развитие казахской советской автономии.
Провозглашение казахской советской национальной государственности имело большое историческое значение. Казахский народ воспринял этот акт как результат многовековой борьбы с колониализмом, первый шаг на пути национального возрождения.
Образование Казахской АССР, первые социально-экономические преобразования советской власти активизировали общественно-политическую жизнь в крае. Особенно наглядно это проявилось в ходе осуществления земельно-водной реформы, проводившейся с весны 1921 г.
Большой популярностью среди населения пользовались декреты и другие акты государства об отмене куна и патриархально-родовых пережитков – аменгерства, калыма и т. д. Все более активно вовлекались в общественную жизнь женщины.
Значительное место в жизни общества занимали комсомол и профсоюзы, через которые в общественно-политическую жизнь вовлекались тысячи людей из отдаленных районов республики. Создание широкой сети народного образования и культурно-просветительных учреждений явились хорошей предпосылкой для будущего социально-экономического развития республики.
План
Введение
1 Границы
2 Площадь и население
3 Экономика и транспорт
4 История
6 Источники
Список литературы
Введение
Казакская АССР (Казакская Автономная Социалистическая Советская Республика, Казакстан) (каз. Qazaq Aptonom Sotsijalistik Sovettik Respublikasь, Qazaƣьstan) казахская национальная автономия в составе РСФСР.
Существовала с апреля 1925 по декабрь 1936. Получила своё название в результате переименования в апреле 1925 года Киргизской АССР в Казакскую АССР. С декабря 1936 года получила статус союзной республики и была выведена из состава РСФСР. Впоследствии в советской популярной историографии было принято считать, что Казакская АССР носила название Казахская АССР, данный подход сохранился и в современных казахстанских источниках. Административный центр КазАССР (1927) - Алма-Ата.
1. Границы
В 1932 году на западе граничила с Нижневолжским краем, на северо-западе - со Средневолжским, на севере - с Уральской областью, на северо-востоке - с Западно-Сибирским краем, на юге - с советскими среднеазиатскими республиками, на юго-востоке - с Китаем.
2. Площадь и население
Площадь (на 1 января 1933) составляла 2 853 тыс. кв. км. Население - расчётное на 1 января 1931 - 7 260,5 тыс. чел., в том числе городское - 911,2 тыс. чел. (по результатам переписи 1926 года - 6170,2 тыс. чел. и 519,2 тыс. чел. соответственно).
3. Экономика и транспорт
Доля промышленного производства в валовом продукте в 1931 году составляла 36,8 % (18,4 % в 1927/28 хозяйственном году). На 1931 год насчитывалось более 40 млн. га пригодных к пахоте земель (из которых использовалась незначительная часть - 5,6 млн. га в 1932 году), 10 млн. га сенокосов, 95 млн га выгона и 40 млн. га пастбища. В начале первой пятилетки Казахстан давал до 10 % заготовок зерновых (преимущественно пшеницы) по СССР. В 1932 году было коллективизировано 66 % хозяйств и 85,6 % посевных площадей в 5120 колхозах (в 1928 году коллективизация охватывала 4 % хозяйств), а также организовано около 300 совхозов, из которых большинство скотоводческие. К началу 1933 года было создано 75 МТС и 160 МСС (машинно-сенокосных станций на гужевом ходу) и 5 МСС с тракторами.
Протяжённость железных дорог в 1932 году составляла 5474 км (3241 в 1927 году).
4. История
Казакская АССР появилась в апреле 1925 в результате переименования Киргизской АССР. До революции казахов в России называли киргизами или киргиз-кайсаками, киргизов - кара-киргизами; эта традиция существовала и в первые годы советской власти, поэтому республика первоначально называлась Киргизской. Одновременно с переименованием республики её столица была перенесена из Оренбурга на Сырдарью, в город Ак-Мечеть, переименованный в Кзыл-Орду. Оренбургская губерния была возвращена в непосредственное подчинение РСФСР.
Пятый Всекиргизский съезд Советов в апреле 1925 года переименовал Киргизскую АССР в Казакскую АССР (или Казакстан).
В мае 1927 столица республики перенесена в Алма-Ату.
В августе 1928 ликвидированы все губернии Казакской АССР, а её территория разделена на 13 округов и районы.
В марте 1930 Кара-Калпакская АО выведена из состава Казакской АССР и подчинена непосредственно РСФСР.
В марте 1932 территория республики была разделена на шесть больших областей.
В декабре 1934 небольшой участок на северо-западе республики был передан вновь образованной Оренбургской области.
С принятием новой конституции СССР 5 декабря 1936 года статус Казакской АССР был повышен до союзной республики, и она была выведена из состава РСФСР под именем Казахской ССР.
6. Источники
· Переработанные материалы 2-го издания БСЭ, (1949-1960).
· Сельскохозяйственная энциклопедия, 1 изд.
Список литературы:
1. Школьный Курс Истории Казахстана стр25