Клавдий II: биография. Версия о связи святого валентина с гей-браками имеет некоторые основания
Во время своего правления успешно воевал с варварским племенем алеманнов, а также с готами, над которыми одержал убедительную победу в сражении при Нише, за что и получил прозвище «Готский». Однако, несмотря на то, что Клавдий положил начало восстановлению могущества Римской империи, его правление оказалось очень коротким: в 270 году он скончался от чумы.
Клавдий носил следующие победные титулы: «Германский Величайший» - с 269 года, «Готский Величайший» - с 269 года, «Парфянский Величайший» - с 270 года. Власть народного трибуна получал 3 раза: в 268 году (дважды: в марте и 10 декабря) и в 269 году.
Ранняя жизнь и карьера
О коротком периоде правления Клавдия сохранились лишь немногочисленные источники. С достоверностью нельзя сказать о его происхождении, месте рождения или имени отца, а также о его карьере до того момента, как он стал императором. Из его семьи известен лишь его брат Квинтилл, который взошёл на трон после внезапной смерти брата осенью 270 года.
По свидетельству Аврелия Виктора , Клавдий был внебрачным сыном Гордиана II. Но, скорее всего, он был по происхождению варваром, возможно, из романизованного рода.
Вoсхождение на престол
Согласно Аврелию Виктору, в конце августа или начале сентября 268 года Клавдий был назначен трибуном вспомогательного отряда, стоявшего у Тицина. Его задачей было охранять этот город от возможного вторжения галльского императора Постума . Там войска провозгласили Клавдия императором.
У Павла Орозия имеется интересное указание, отсутствующее однако во всех остальных известных нам источниках, что Клавдий взял власть по желанию сената. Но это противоречит сообщениям других античных авторов, которые утверждают, что Клавдий стал императором по почину армии.
Есть предположение, что он участвовал в заговоре против Галлиена и что тот перед смертью послал Клавдию императорские инсигнии. Однако у погибшего императора остались в Риме родственники, имевшие право наследовать престол, а именно сводный брат Лициний Валериан и сын Мариниан, поэтому можно предполагать, что версия о назначении Клавдия и посылке ему знаков императорского достоинства был лишь пропагандистской выдумкой с целью обосновать захват власти Клавдием.
После провозглашения Клавдия императором сенаторы тут же приступили к уничтожению друзей и родственников Галлиена, но Клавдий их не поддержал и даже вынудил их обожествить своего предшественника. По его приказу были также выплачены деньги солдатам, возмущённым смертью Галлиена. Ни сенат, ни народ не выразили свой протест против вступления Клавдия на престол.
Внешность и личные качества
Наиболее полное описание Клавдия оставил автор «Истории Августов»:
Евтропий говорит, что Клавдий - «муж бережливый, кроткий, справедливый, был достоин руководства государством, но умер на втором году своего правления от болезни». Аврелий Виктор характеризует Клавдия как очень справедливого и деятельного человека, трудящегося на благо государства. Единичные скульптурные изображения Клавдия изображают типичного офицера времён Римской империи: щёки грубо выбриты, лоб наморщен, выражая напряжение, а волосы коротко подстрижены.
Правление
После восхождения на престол Клавдий обнаружил, что перед ним стоит множество проблем, которые требовали немедленного решения. Самой неотложной из них было вторжение в Иллирик и Паннонию готов, хотя Галлиен уже причинил некоторый ущерб им в сражении при Несте. В это время ещё продолжалась осада Медиолана, где находился узурпатор Авреол . Узнав о смене правителя, Авреол попытался прийти к мирному соглашению, но когда его приближённые выступили против этого, решил сдаться Клавдию, видимо, с условием, что ему сохранят жизнь. Однако его вскоре убили - солдаты были возмущены тем, что он предал Галлиена.
После убийства Авреола император двинул свою армию навстречу войску готов. В битве при Нише Клавдий и его легионы наголову разбили большую готскую армию. Под началом Клавдия и командующего конницей, будущего императора Аврелиана , римляне взяли в плен тысячи готов и полностью уничтожили вражеский лагерь. В результате этой победы готы были изгнаны из пределов Римской империи, а Клавдий получил прозвище «Готский», под которым и известен по сей день. Этот успех был отмечен выпуском монет (лат. VICTORIAE GOTHICAE - «Готская победа»). Готская война была выиграна. Готы не пересекали границы империи ещё почти сто лет.
птицы; розы; епископ, несущий меч; епископ, держащий солнце
чудесные исцеления, исповедание веры во Христа
Житие и легенды
Первые достоверные свидетельства о почитании Валентина Римлянина относятся к VII веку и зафиксированы в "Мученичестве Мария и Марфы" (BHL 5543). Что касается Валентина из Интерамны, его житие (BHL 8460) написано несколько ранее, в или VII веке . Оба текста крайне типизированы, их с большим трудом можно рассматривать как достоверное свидетельство.
В ранних списках римских мучеников Валентин не упомянут, бесспорно их почитание фиксируется не ранее начала VII в. Память отсутствует в наиболее полном зап. Мартирологе блаж. Иеронима и появляется только в сакраментарии папы Григория I Великого (590-604), откуда она перешла в Мартиролог Беды Достопочтенного . Есть косвенные свидетельства существования культа святого Валентина в Риме уже в IV веке , что показывает факт возведения двух базилик. По сведениям из римского Хронографа (354 г.), одна - «которая называлась Валентина » - была построена в понтификат Юлия I (337-352) на Фламиниевой дороге («на втором милиарии Фламиниевой дороги, quae appellatur Valentini" »). В то же время, это название может указывать на то, что некий Валентин был ктитором строительства. Вторая построена в городе Терни над предполагаемой могилой Валентина, епископа Интерамского, но о ней упоминается лишь в середине VIII века (LP 1, 427).
Мощи
На обладание мощами св. Валентина претендует множество храмов и монастырей. Несмотря на то, что украшенный венком череп святого давно находится в римской базилике Санта-Мария-ин-Космедин , Ватикан признал мощами останки, извлечённые в 1836 году из катакомб Ипполита на Тибуртинской дороге . Папа Григорий XVI передал эту реликвию кармелитской церкви на Уайтуфраир-стрит в Дублине .
Также на обладание мощами претендуют собор Рокмора во Франции, собор св. Стефана в Вене, базилика в Бальцане на Мальте, церковь св. Петра и Павла в чешском Вышеграде, грекокатолический храм Рождества Пресвятой Богородицы в Самборе и храм в польском Хелмно . Об осквернении мощей св. Валентина в Троицком костёле города Берестечко повествует И. Бабель в рассказе «У святого Валента» из сборника «Конармия ».
Почитание
На Западе память Валентина Римлянина и Валентина - епископа Интерамны с VII века праздновалась в один день - 14 февраля (см. день святого Валентина).
В католической церкви в 1969 году при пересмотре общего литургического календаря св. Валентин был исключён из списка святых, чья память обязательна к литургическому почитанию. В настоящее время память святого отмечается на местном уровне в ряде епархий . В России 14 февраля католическая церковь отмечает праздник святых Кирилла и Мефодия , просветителей славян.
В православии память обоих мучеников празднуется в разные дни: 6 июля (19 н. ст.) - память Валентина Римлянина, священномученика , пресвитера, а 30 июля (12 августа н. ст.) - память Валентина Интерамского, священномученика, епископа.
В белорусском городе Смолевичи есть католическая церковь, посвящённая святому Валентину. Также возле неё находится памятник святому.
Напишите отзыв о статье "Святой Валентин"
Примечания
Ссылки
- (англ.)
- Католическая энциклопедия. Изд. францисканцев, М.: 2002.
- (рус.) - Святые и блаженные Католической Церкви
- (биографический радиоспектакль)
Отрывок, характеризующий Святой Валентин
[Смерть спасительна и смерть спокойна;О! против страданий нет другого убежища.]
Жюли сказала, что это прелестно.
– II y a quelque chose de si ravissant dans le sourire de la melancolie, [Есть что то бесконечно обворожительное в улыбке меланхолии,] – сказала она Борису слово в слово выписанное это место из книги.
– C"est un rayon de lumiere dans l"ombre, une nuance entre la douleur et le desespoir, qui montre la consolation possible. [Это луч света в тени, оттенок между печалью и отчаянием, который указывает на возможность утешения.] – На это Борис написал ей стихи:
«Aliment de poison d"une ame trop sensible,
«Toi, sans qui le bonheur me serait impossible,
«Tendre melancolie, ah, viens me consoler,
«Viens calmer les tourments de ma sombre retraite
«Et mele une douceur secrete
«A ces pleurs, que je sens couler».
[Ядовитая пища слишком чувствительной души,
Ты, без которой счастье было бы для меня невозможно,
Нежная меланхолия, о, приди, меня утешить,
Приди, утиши муки моего мрачного уединения
И присоедини тайную сладость
К этим слезам, которых я чувствую течение.]
Жюли играла Борису нa арфе самые печальные ноктюрны. Борис читал ей вслух Бедную Лизу и не раз прерывал чтение от волнения, захватывающего его дыханье. Встречаясь в большом обществе, Жюли и Борис смотрели друг на друга как на единственных людей в мире равнодушных, понимавших один другого.
Анна Михайловна, часто ездившая к Карагиным, составляя партию матери, между тем наводила верные справки о том, что отдавалось за Жюли (отдавались оба пензенские именья и нижегородские леса). Анна Михайловна, с преданностью воле провидения и умилением, смотрела на утонченную печаль, которая связывала ее сына с богатой Жюли.
– Toujours charmante et melancolique, cette chere Julieie, [Она все так же прелестна и меланхолична, эта милая Жюли.] – говорила она дочери. – Борис говорит, что он отдыхает душой в вашем доме. Он так много понес разочарований и так чувствителен, – говорила она матери.
– Ах, мой друг, как я привязалась к Жюли последнее время, – говорила она сыну, – не могу тебе описать! Да и кто может не любить ее? Это такое неземное существо! Ах, Борис, Борис! – Она замолкала на минуту. – И как мне жалко ее maman, – продолжала она, – нынче она показывала мне отчеты и письма из Пензы (у них огромное имение) и она бедная всё сама одна: ее так обманывают!
Борис чуть заметно улыбался, слушая мать. Он кротко смеялся над ее простодушной хитростью, но выслушивал и иногда выспрашивал ее внимательно о пензенских и нижегородских имениях.
Жюли уже давно ожидала предложенья от своего меланхолического обожателя и готова была принять его; но какое то тайное чувство отвращения к ней, к ее страстному желанию выйти замуж, к ее ненатуральности, и чувство ужаса перед отречением от возможности настоящей любви еще останавливало Бориса. Срок его отпуска уже кончался. Целые дни и каждый божий день он проводил у Карагиных, и каждый день, рассуждая сам с собою, Борис говорил себе, что он завтра сделает предложение. Но в присутствии Жюли, глядя на ее красное лицо и подбородок, почти всегда осыпанный пудрой, на ее влажные глаза и на выражение лица, изъявлявшего всегдашнюю готовность из меланхолии тотчас же перейти к неестественному восторгу супружеского счастия, Борис не мог произнести решительного слова: несмотря на то, что он уже давно в воображении своем считал себя обладателем пензенских и нижегородских имений и распределял употребление с них доходов. Жюли видела нерешительность Бориса и иногда ей приходила мысль, что она противна ему; но тотчас же женское самообольщение представляло ей утешение, и она говорила себе, что он застенчив только от любви. Меланхолия ее однако начинала переходить в раздражительность, и не задолго перед отъездом Бориса, она предприняла решительный план. В то самое время как кончался срок отпуска Бориса, в Москве и, само собой разумеется, в гостиной Карагиных, появился Анатоль Курагин, и Жюли, неожиданно оставив меланхолию, стала очень весела и внимательна к Курагину.
– Mon cher, – сказала Анна Михайловна сыну, – je sais de bonne source que le Prince Basile envoie son fils a Moscou pour lui faire epouser Julieie. [Мой милый, я знаю из верных источников, что князь Василий присылает своего сына в Москву, для того чтобы женить его на Жюли.] Я так люблю Жюли, что мне жалко бы было ее. Как ты думаешь, мой друг? – сказала Анна Михайловна.
Мысль остаться в дураках и даром потерять весь этот месяц тяжелой меланхолической службы при Жюли и видеть все расписанные уже и употребленные как следует в его воображении доходы с пензенских имений в руках другого – в особенности в руках глупого Анатоля, оскорбляла Бориса. Он поехал к Карагиным с твердым намерением сделать предложение. Жюли встретила его с веселым и беззаботным видом, небрежно рассказывала о том, как ей весело было на вчерашнем бале, и спрашивала, когда он едет. Несмотря на то, что Борис приехал с намерением говорить о своей любви и потому намеревался быть нежным, он раздражительно начал говорить о женском непостоянстве: о том, как женщины легко могут переходить от грусти к радости и что у них расположение духа зависит только от того, кто за ними ухаживает. Жюли оскорбилась и сказала, что это правда, что для женщины нужно разнообразие, что всё одно и то же надоест каждому.
– Для этого я бы советовал вам… – начал было Борис, желая сказать ей колкость; но в ту же минуту ему пришла оскорбительная мысль, что он может уехать из Москвы, не достигнув своей цели и даром потеряв свои труды (чего с ним никогда ни в чем не бывало). Он остановился в середине речи, опустил глаза, чтоб не видать ее неприятно раздраженного и нерешительного лица и сказал: – Я совсем не с тем, чтобы ссориться с вами приехал сюда. Напротив… – Он взглянул на нее, чтобы увериться, можно ли продолжать. Всё раздражение ее вдруг исчезло, и беспокойные, просящие глаза были с жадным ожиданием устремлены на него. «Я всегда могу устроиться так, чтобы редко видеть ее», подумал Борис. «А дело начато и должно быть сделано!» Он вспыхнул румянцем, поднял на нее глаза и сказал ей: – «Вы знаете мои чувства к вам!» Говорить больше не нужно было: лицо Жюли сияло торжеством и самодовольством; но она заставила Бориса сказать ей всё, что говорится в таких случаях, сказать, что он любит ее, и никогда ни одну женщину не любил более ее. Она знала, что за пензенские имения и нижегородские леса она могла требовать этого и она получила то, что требовала.
Жених с невестой, не поминая более о деревьях, обсыпающих их мраком и меланхолией, делали планы о будущем устройстве блестящего дома в Петербурге, делали визиты и приготавливали всё для блестящей свадьбы.
Граф Илья Андреич в конце января с Наташей и Соней приехал в Москву. Графиня всё была нездорова, и не могла ехать, – а нельзя было ждать ее выздоровления: князя Андрея ждали в Москву каждый день; кроме того нужно было закупать приданое, нужно было продавать подмосковную и нужно было воспользоваться присутствием старого князя в Москве, чтобы представить ему его будущую невестку. Дом Ростовых в Москве был не топлен; кроме того они приехали на короткое время, графини не было с ними, а потому Илья Андреич решился остановиться в Москве у Марьи Дмитриевны Ахросимовой, давно предлагавшей графу свое гостеприимство.
КЛАВДИЙ II ГОТСКИЙ (268 - 270)Клавдий II Готский (Марк Аврелий Валерий Клавдий) (268- 270 гг.) родился около 214 г., вероятно, в Дардании (Верхняя Мезия). В Historia Augusta приводятся письма, свидетельствующие, что он служил военным трибуном при Траяне Деции и Валериане, назначившим его главнокомандующим в Иллирике. Эти документы вымышлены, но, возможно, придуманные сообщения содержат какую-то долю истины. Во время убийства в 268 г. Галлиена в окрестностях Медиолана, в котором Клавдий, судя по всему, принимал участие, он занимал в этой области пост заместителя командующего. Выбрали нового императора из двух претендентов: Клавдия и другого крупного военачальника Аврелиана, также замешанного в заговоре. Неизвестно, почему армия избрала именно Клавдия, хотя, возможно, сыграла роль репутация Аврелиана как поборника строгой дисциплины. Так или иначе, но была пущена в ход история, о том, что будто бы умирающий Галлиен формально назначил Клавдия своим преемником.
Однако убийство Галлиена возмутило солдат, и в войсках началось брожение, которое удалось приглушить лишь традиционным обещанием выплатить дополнительное вознаграждение в размере двадцати золотых монет на человека. Со своей стороны, сенаторы в Риме, возмущенные тем, что Галлиен отстранил их от управления, приветствовали его смерть. Они тут же приступили к уничтожению его друзей и родственников, в том числе его брата и сына Мариана. Клавдий призвал сенаторов к милосердию, настаивая даже на том, чтобы обожествить покойного императора и успокоить этим армию.
После восхождения Клавдия на престол осада Медиолана с мятежным военачальником Авреолом, которую вели и Галлиен, и его убийцы, продолжалась без перерыва. Узнав о смене правителя, Авреол попытался прийти к соглашению, но когда его приближенные выступили против этого, решил сдаться Клавдию, видимо, на условии, что ему сохранят жизнь. Но его вскоре убили - солдаты были возмущены тем, что он предал Галлиена. Несмотря на устранение этой опасности, Клавдий по-прежнему был вынужден оставаться на севере Италии, поскольку возникла серьезная угроза со стороны алеманнов. То ли по наущению Авреола, то ли потому, что гарнизон в Реции был ослаблен, его части стянули к Медиолану, но алеманны прорвались через Бреннеров перевал и дошли вплоть до озера Бенак. Здесь их встретил Клавдий и нанес алеманнам столь тяжелое поражение, что на север вернулась едва ли половина их первоначального количества. Клавдий же присвоил себе титул “Германский”.
Отколовшаяся Империя, основанная Постумом на западе, переживала трудные времена, и Клавдий, чтобы еще больше ослабить ее, послал в Южную Галлию разведывательный отряд под командованием Юлия Плацидиана. Тот, расположившись у Куларона, установил связь с Испанией и тем самым вернул ее под власть центрального правительства. Сам Клавдий не возглавлял этот поход, так как считал, что в первую очередь необходимо организовать сопротивление сотам на Балканах. В 268 г. Галлиену не удалось одержать окончательную победу при Найссе, но его полководец Марциан продолжал тревожить захватчиков, а потом прибыл и сам Клавдий, чтобы довершить разгром. Когда готам, испытывавшим недостаток продовольствия, пришлось в поисках пропитания спуститься из лагеря на горе Гессакс в Македонию, Клавдий яростно атаковал их, по-видимому, неподалеку от города Марцианополя. Этот успех был отмечен выпуском монет (VICTORIAE GOTHICae ) и принес императору звание “Готского”, под которым его с тех пор и знали. Новые отряды готов перешли через Данувий, чтобы оказать помощь своим соплеменникам, но они не добились особых успехов, другая их часть попыталась на кораблях герулов пробиться к городам Эгейского моря, но также встретила отпор и потерпела поражение от римского флота во главе с Тенагиноном Пробом, наместником Египта. Многие германцы, попавшие в плен во время различных войн, были зачислены в римскую армию либо расселены на севере Балкан. Об интенсивном строительстве дорог в этой области свидетельствуют сохранившиеся мильные камни.
Клавдий еще был занят осадой готов на горе Гем, когда поступили сообщения о том, что племя ютунгов, которое до тех пор довольствовалось выплачиваемыми Римом деньгами, перешло Данувий в поисках новых земель и угрожает Реции, а другое племя, вандалы, готовится вторгнуться в Паннонию. Поэтому Клавдий, поручив борьбу с готами Аврелиану, поспешил с войсками в Сирмий, чтобы осмотреть новый театр военных действий. Но его армию поразила чума, и в январе 270 г. ее жертвой пал и сам Клавдий.
Хотя он правил менее двух лет, его кончину искренне оплакивали как солдаты, так и сенат, и его обожествление последовало незамедлительно. Более того, впоследствии память о нем вновь была воскрешена, когда Константин Великий заявил, что его бабка приходилась Клавдию дочерью или племянницей. Это утверждение было вымышленным, но из-за него жизнеописания Клавдия превратились в восторженные панегирики. Но тем не менее несомненным остается тот факт, что он был выдающимся полководцем, показавшим прекрасный пример военного искусства и доблести, которому Империя обязана своим сохранением. Но он не имел ни времени, ни возможности заняться тяжелыми экономическими проблемами; например, качество посеребренной бронзовой монеты стало еще хуже, что неблагоприятно сказалось на и без того стремительном росте цен. На его монетах изображен типичный представитель данувийских военачальников того времени: коротко стриженный, бородатый и неумолимый.
(текст по изданию: М. Грант. Римские императоры / пер. с англ. М. Гитт - М.; ТЕРРА - Книжный клуб, 1998)
14 февраля весь мир отпраздновал День Святого Валентина, более известный как День всех влюбленных. Праздник носит исключительно светский характер и широко отмечается во всем мире, но католической церковью осуждается, хотя и имеет церковные корни.
Немного из истории
Эта история началась 18 веков назад, в 269 году н.э. В то время Римской Империей правил император Клавдий II. Шла очередная военная кампания, и римская армия испытывала острый недостаток в новобранцах. Император был убежден, что главный враг армии – браки, ибо женатый легионер о боевой славе думает гораздо меньше, а любовь к жене ставит выше, чем любовь к Родине.
Недолго думая, император издал указ, запрещающий браки для солдат римской империи. Клавдий II наивно полагал, что запрет подымет боевой дух армии и мобилизует солдат на ратные подвиги, но не тут-то было.
В дело вмешался священник из римского города Терни по имени Валентин. По легенде, бытующей среди влюбленных, священник под покровом ночи венчал влюбленных, вопреки императорским запретам. А днем мирил поссорившихся, помогал писать стихи и оды для влюбленных, а также доставлял девушкам букеты.
Вскоре «проделки» священника Валентина дошли до Клавдия II, и он отдал приказ заключить того в тюрьму. В тюрьме Валентин познакомился с дочкой надзирателя - Джулией. Накануне казни священник написал ей любовное письмо и подписал его «Твой Валентин». А 14 февраля 269 года нашей эры Валентина казнили.
Сведения о жизни Валентина противоречивы и недостоверны. Существует мнение, что священник Валентин никогда никого не венчал, не было в его жизни и тайной возлюбленной, а был обычным рядовым священником, хранившим обед безбрачия. Но в 496 году римский папа Геласиус объявил 14 февраля Днем святого Валентина, а сам Валентин был канонизирован католической церковью, объявлен христианским мучеником, пострадавшим за веру.
"Басурманский праздник"
С 1969 года святой Валентин был изъят из литургического календаря католической церкви в результате реформы богослужения. С тех пор в католических храмах, прежде всего на территории России, 14 февраля вместо «Дня влюбленных», отмечается день памяти святых Кирилла и Мефодия, просветителей славян. Православная церковь чтит память Валентина 19 июля. Но в православии есть свои покровители благополучия в супружеских отношениях – Пётр и Феврония Муромские. С 2008 года 8 июля в их честь в России отмечается «День супружеской любви и семейного счастья».
Кроме того, среди молодых россиян есть ярые идеологические противники «Дня влюбленных». Православное молодежное объединение “Георгиевцы!“ провело интернет-акцию в знак протеста против празднования Дня святого Валентина, призвав блоггеров 14 февраля поместить на свои юзерпики перечеркнутое сердце. По мнению «георгиевцев», праздник имеет языческую и коммерческую подоплеку и является датой чуждой как православным, так и католикам.
В настоящее время нет запретов на браки между мужчинами и женщинами. Поэтому иногда священники весьма вольно трактуют заповеди божьи и венчают между собой… геев.
Так 1 сентября 2003 года в Нижнем Новгороде священник Владимир Энерт за взятку в 15 тысяч рублей обвенчал в часовне двух мужчин нетрадиционной сексуальной ориентации. Синод русской православной церкви спустя месяц лишил священника церковного сана. Поступок священника Синод определил как кощунство над таинством и попрание основ Священного Писания и призвал православных священнослужителей строго соблюдать церковные каноны, а паству – святость и нерасторжимость брака.
Спорный вопрос
Сложные отношения между людьми нетрадиционной ориентации и священниками характерны и для западного христианства. В мае прошлого года англиканская церковь обвенчала двух гомосексуалистов: пикантность ситуации придавал факт, что оба гея являются священниками. Питер Кауэлл из Вестминстерского аббатства и доктор Дэвид Лорд из Новой Зеландии были обвенчаны Мартином Дадли, ректором одного из приходов Лондона, который назвал этот союз «богоугодным».
Но иерархи англиканской церкви были далеки от одобрения этого поступка, пресс-секретарь англиканской церкви Лу Хендерсон осудил обвенчавшихся священников-геев, заявив, что подобная церемония нарушает все руководящие принципы церкви. Епископ Лондона предупредил приходского священника о недопустимости проведения церемонии венчания геев.
В США нет единого мнения по поводу гомосексуалов в сутане. В 2003 году в США епископом Нью-Гемпшира впервые стал гомосексуалист, не скрывающий своей ориентации. Генеральная конвенция Епископальной Церкви – высший орган этой деноминации – одобрила эту хиротонию, но рукоположение Джина Робинсона привело к расколу в Англиканской церкви. С протестами против рукоположения выступило руководство канадской и нигерийской общин.
Мнения священников США по «делу Джина Робинсона» разделились: либеральные представители церкви призывали уважать права и свободы гомосексуалистов, как священников, так и прихожан. В своих доводах иерархи апеллировали к библейскому учению о равенстве и справедливости всех перед Богом. Консервативная часть англиканской церкви США считала нахождение гея на посту епископа противоречием здравому смыслу и библейским учениям. Сам Робинсон так отреагировал на нападки: "Я не являюсь мерзостью перед лицом Господа ".
Пикантный кризис в англиканской церкви
В самой Великобритании кризис в англиканской церкви, связанный со священниками гомесексуалистами, еще более глубок из-за принятого в стране закона о гражданских партнерствах. Он разрешает англичанам официальную регистрацию однополых союзов.
Первой официально женатой гомосексуальной парой в Великобритании стала женщина-священник и ее партнерша. Ее преподобие Дэбби Гастон и ее партнерша Элейн Кук поженились в гей-столице Великобритании городе Брайтоне 21 декабря 2005 года. К тому времени они были вместе уже 16 лет и воспитывали 2-х детей. "Как священник я всем сердцем верю в святость брака, я сама обвенчала более 30 пар. Я не чувствовала себя полностью удовлетворенной до тех пор, пока не обвенчалась перед Господом ", - заявила Дэбби Гастон после свадьбы.
Заключение гражданских партнерств разрешено архиепископом Кентерберийским Роаном Уильямсом. Глава Англиканской Церкви объявил, что по закону священники-геи имеют право заключать гражданские партнерства, а партнеры геев-священников будут наделены теми же правами в сфере социального обеспечения, что и супруги гетеросексуальных священнослужителей. Но союзы эти должны носить только платонический характер, т.к. перед вступлением в брак геи-священники должны предоставить своему епископу письменное обещание, что никаких сексуальных отношений между ними не будет.
Ответ священников-гомосексуалов не заставил себя долго ждать. В сети Интернет появилась петиция, подписанная 20 духовенствами Англии, в которой предлагается благословлять пары, вступившие в гражданские товарищества. В петиции священники говорят, что "Иисус нигде не учит, что люди, имеющие однополые отношения, теряют Бога. Отказывать в признании и благословлении однополых союзов не по-христиански, незаконно и нечестно. Мы будем благословлять тех, кто к нам обратится ".
"Нелюбимые и нежеланные дети" Ватикана
Не все спокойно и в Ватикане. В Римско-католической церкви полным ходом идет подготовка к тому, чтобы запретить гомосексуалистам рукополагаться в сан священника, даже если они приняли целибат.
Официальные власти Ватикана намерены жестко подавить волну симпатии к гомосексуальной субкультуре среди католических священников. Руководство Ватикана сообщило: отныне претендент на пост священника католической церкви должен будет перед принятием сана пройти психиатрическую проверку, которая подтвердит, что он не имеет гомосексуальных наклонностей, но если человек будет «публично проявлять свою гомосексуальность » или «демонстрировать симпатию к гей-культуре хотя бы на интеллектуальном уровне », разрешение на сан он не получит. В другой части документа сказано, что те, у кого был "беглый опыт гомосексуализма ", могут стать священниками, однако гомосексуальные наклонности должны быть преодолены за три года до ординации.
В ответ на инструкцию, разработанную конгрегацией по вопросам католического образования Ватикана, группа итальянских священников-геев, имена которых не называются, опубликовала коллективное заявление, в котором, священники выразили сожаление, что политика Святого Престола делает из них "нелюбимых и нежеланных детей" церкви.
Меры, принимаемые Ватиканом, связаны со скандалом в бостонской епархии, о котором стало известно в январе 2002 года. В эпицентре скандала Бостоне было подано более 400 исков к католическим священникам, занимавшимся растлением малолетних. Всего 176 американских священников, обвиненных в сексуальных домогательствах над детьми, были отстранены от службы в 28 штатах США. Из 11000 пострадавших от рук католических священников, 80% - мальчики. В США к католикам себя относят до 25% верующих.
Вместе с тем в стане католиков есть служители церкви, симпатизирующие гомосексуалистам, как священникам, так и прихожанам. 30 католических священников американского города Рочестера написали открытое письмо, осуждающее позицию Ватикана, выступающего за запрет однополых браков. «Эти люди важны для нашей церкви. Каждый человек имеет достоинства, дарованные Богом ».
В Германии, на родине его святейшества папы Бенедикта XVI, не нашли поддержки действия папы по недопущению принятия сана католической церкви лицами гомосексуальной ориентации. Эта мера вызвала неприятие у 67% немецких католиков и 74% протестантов, увидевших в ней проявление обскурантизма и ущемление прав человека.
Трудно предсказать, на какие реформы готова пойти церковь, чтобы удержать прихожан. Возможно, вслед за рукоположением лиц нетрадиционной сексуальной ориентации и женщин отменят обед безбрачия у священников. Ведь в Библии нет прямого указания, на необходимость соблюдать священниками целибат, это правило было позднее введено Римско-католической церковью. В католицизме первым папой Римским традиционно считается Апо́стол Пётр, у которого была жена и трое детей. Возможно, чтобы избежать дальнейших скандалов в среде священников, нынешним служителям Христа стоит брать с него пример?
В западном мире 14 февраля отмечается как День святого Валентина или День всех влюбленных. Перенимание этой традиции в России резко критикуется консерваторами, а особенно резко – теперь, когда пошли разговоры о том, что «настоящий» святой Валентин венчал даже однополые пары. Удивительно, но у версии «христианских гей-браков» есть основа, причем взятая как раз из православной истории.
День святого Валентина – праздник интересный в том плане, что каждый год обрастает новыми коннотациями, подчас весьма странными. При этом в России в последние годы праздником его можно назвать с изрядной долей условности. Появился он как калька с западных традиций, закрепился благодаря маркетологам, а рассчитан был в первую очередь на молодежь. Однако в последние годы особо шумных отмечаний Дня святого Валентина попросту нет. Максимум – это скидки в магазинах и «валентинки» в киосках канцтоваров. Молодежь же предпочитает печь блины на масленичной неделе.
Тем не менее, баталии по поводу того, нужен ли этот праздник и насколько аутентично для России его отмечать, не утихают до сих пор, хотя и по остаточному принципу. Особенность этого года – волна рассказов том, что святой Валентин тайно венчал геев – римских легионеров, а потому это «чужая нам дата и чуждый святой», хотя святым Валентина признали задолго до раскола христианской церкви на западную (католики) и восточную (православные) ветви.
Доподлинно, кстати, не известно, кого венчал святой Валентин и какой именно Валентин имеется в виду. Возможно, речь идет о Валентине Интерамнском – епископе, жившем в итальянском городе Терми в третьем веке. Он известен как проповедник и целитель, по молитвам которого излечился сын римского аристократа Кратона. После этого в христианство обратилось множество людей, в том числе и сын градоначальника. По факту этой известности Валентин был взят под стражу, а после предан мучениям и обезглавлен. Память этого мученика в РПЦ отмечается 30 июля по старому стилю.
Есть еще Валентин Римский, также мученик, живший примерно в то же время и также казненный. Специалисты по агиографиям, впрочем, говорят, что в лице Валентина Римского могло быть «соединено» несколько страстотерпцев, носивших это имя.
Что же касается романтической составляющей, ею персона святого Валентина обросла уже в позднем Средневековье, если точнее, после «Золотой легенды» Иакова Ворагинского – сборника апокрифов и «занимательных житий святых», который появился примерно в 1260 году. Грамотных в ту пору было не так уж много, но среди них это чтиво приобрело популярность, а потому образ святого Валентина как покровителя «молодых и влюбленных» быстро закрепился.
Другое дело, что история с тайными венчаниями не выдерживает исторической критики. Тот вариант, который распространен в наибольшей степени, повествует о некоем священнике и полевом враче Валентине, который жил во времена императора Клавдия II. Дабы мужчины лучше сражались и охотнее несли воинскую службу, кесарь якобы запретил им жениться, как и девушкам – выходить замуж.
Нюансов тут сразу несколько. Во-первых, в третьем веке еще не было отдельного чина или обряда, которые фиксировали бы таинство брака. Во-вторых, Римская империя в те времена была вполне себе языческой, а христиане являли собой маргинальную и гонимую общину. И крайне маловероятно, чтобы «продвинутая римская молодежь» сочеталась браком в пику воле императора, присягая «непонятному богу», а не «родным языческим богам».
Куда более правдоподобной видится версия, согласно которой День святого Валентина пришел на смену традиционным и не менее языческим луперкалиям , в случае которых речь также шла о любви и чадородии. Началось все еще до рождества Христова – в 276 году до нашей эры, когда в Риме случилась внезапная «эпидемия» мертворождений и выкидышей. Поскольку медицина была, что называется, бессильна, на помощь пришли оракулы, которые оповестили, что женщин необходимо подвергать ритуальной порке. А само действо посвятить Фавну, одно из прозвищ которого – Луперк.
С другой стороны, празднование «дня волка» (Лупус – это именно волк) для Рима с его легендой о Ромуле и Реме, выкормленными волчицей, было весьма символичным. В итоге новый праздник стал одним из наиболее популярных. Жрецы-луперки бегали с ремнями из козьей кожи (коза – наиболее вкусная, как считалось, жертва для волка) и стегали женщин, а женщины охотно под эти удары подставлялись, дабы заручиться поддержкой высших сил ради легких родов и здоровья новорожденных.
Заканчивалось все это, как и многие другие праздники Рима, оргией.
В 494 году, когда христианство уже стало господствующей в империи религией, папа Геласий I решил луперкалии прекратить, и на смену празднику «языческой любви» пришел праздник любви христианской. Впрочем, ряд исследователей находят и эту версию не слишком достоверной. Хотя бы потому, что замена одного праздника другим – весьма длительный в исторической перспективе процесс, и на уровне бытового язычества луперкалии могли продолжаться еще долго.
Что же касается вбросов о Валентине и гей-браках, у них есть некоторая историческая первооснова. Дело в том, что уже в восточной, Византийской, церкви существовал такой обряд, как адельфопоэзис, или «побратимство», которое корректнее называть «братотворение». Речь идет о благословленном церковью дружественном союзе двух людей одного пола, как правило – мужчин. Имел он место и в Русской церкви. К примеру, весьма вероятно, что именно через адельфопоэзис скрепляли свое союзничество Александр Невский и Сартак, сын Батыя. Известны и другие политические случаи такого братотворения.
Со временем этот обряд полностью вышел из церковной практики, и одна из версий того, почему именно, упирается как раз в тему нетрадиционных отношений. Историк из Йельского университета Джон Босуэлл вообще трактовал адельфопоэзис как нечто близкое к гей-браку, но его подход оспаривается другими исследователями. И тут надо понимать, что самого Босуэлла (умершего, кстати, от СПИДа) можно относить к такой категории лиц, как гей-активисты, то есть он был по-своему пристрастен.
Скорее всего, от адельфопоэзиса отказались по причине крайней политизации этого «братотворения». Кроме того, были не до конца прояснены родственные связи таких побратимов. Церковь приравнивала духовное родство к кровному. Раз так, возникает вопрос – могли ли жениться дети прошедших адельфопоэзис «братьев»? В народе считали, что нет, не могли.
По мнению специалиста по истории Церкви игумена Афанасия (Селичева), этот поздний византийский чин не прижился из-за своей искусственности и ненужности. «Побрататься можно и без обетов. Еще думаю, что это запутывало и без того запутанную систему вычисления родства. Мешало детям побратимов жениться друг на друге. Ведь они становились фактически кузенами», – заявил он газете ВЗГЛЯД.
Был ли аналог адельфопоэзиса у католиков – вопрос не самый простой. Упомянутый выше историк Босуэлл считал, что нет, не было. Его британский коллега Алан Брэй ему оппонировал и даже привел в своей книге текст католического обряда из Словении под названием «Последование к творению братьев», хотя и признавал, что на Западе о данном явлении известно гораздо меньше, следовательно, оно было менее распространено.
Так или иначе, но до середины XX века в Римской церкви День святого Валентина был значимым событием и одним из обязательных праздников. Так продолжалось до Второго Ватиканского собора 1962–1965 годов, который изменил массу фундаментальных вещей в устройстве Римской церкви, вплоть до появления нового чина литургии, что спровоцировало несколько расколов и появление так называемых старокатоликов, или лефевритов (по имени лидера движения – кардинала Марселя Лефевра).
Тогда же была проведена глобальная ревизия святых и праздников, связанных с этими святыми. В результате в 1969 году День святого Валентина как общекатолический праздник был отменен, став «факультативным». Формальная причина этому – малоизвестность всех этих святых Валентинов. Слишком краткими и туманными были их канонические жития, слишком много в них было внесено позднейших изменений.
При этом у Бога, что называется, отменное чувство юмора: сейчас в католической церкви 14 февраля празднуется как день Кирилла и Мефодия, просветителей народов славянских.
Таким образом, вот уже почти полвека День святого Валентина – это сугубо светский праздник, который с церковной традицией (что западной, что восточной) имеет крайне мало общего. Соответствующее место он занял и в России – как повод для скидок на косметику и прочих рекламных акций. А вера и церковь тут совсем ни при чем.