Концепции власти. Биологическая концепция власти

Феномен власти многомерен и многообразен. Его изучению посвящено огромное количество работ, авторы которых принадлежали к различным научным направлениям и школам. В связи с этим в современной политологии существует множество теорий и концепций власти, каждая из которых по-своему интерпретирует её сущность.

Анализ многочисленных концепций власти позволяет свести всё их множество к двум основополагающим подходам : атрибутивно-субстанциональному и социологическому.

Сторонники первого подхода характеризуют власть как своего рода ʼʼатрибутʼʼ, носителœем которого выступает отдельный индивид. Власть выражается в локализованной энергии, заставляющей других повиноваться.

С позиций второго подхода власть трактуется не как ʼʼатрибутʼʼ, а как социальное взаимодействие. Власть теряет ʼʼвещественныеʼʼ свойства и принято понимать как сами отношения между людьми.

Рассмотрим концепции, составляющие атрибутивно-субстанциональный подход .

Теологическая концепция власти является одним из наиболее ранних объяснений сущности и природы власти. Наиболее рельефно данная концепция представлена в христианстве. Так, во ʼʼВтором послании апостола Павла Римлянамʼʼ (Новый Завет) говорится: ʼʼВсякая душа да будь покорна своим властям, ибо нет власти не от Бога. Существующие же власти Богом установленыʼʼ. В отечественной истории рьяным сторонником теологической трактовки власти был первый российский царь - Иван Грозный, утверждавший, что цари ʼʼвольны награждать своих холопов, вольны и казнитьʼʼ.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, всякая власть трактуется, здесь, как сущность, имеющая божественное происхождение, а правитель, осуществляющий власть воспринимается как носитель и исполнитель божественной воли. Потребность во власти связана с ʼʼестественной греховностьюʼʼ человека. И призвана, следовательно, быть её сдерживающим началом.

Представители биологической концепции власти рассматриваютеё как некий инстинкт, коренящейся в самой природе человека как биологического существа. Так, к примеру, французский политолог М. Марсель указывал, что ʼʼвласть не есть факт специфически человеческий, она имеет предпосылки и корни в биологической структуре, которая обща нам с животнымиʼʼ. Сторонником данной точки зрения был и немецкий философ Ф. Ницше, утверждавший в своём знаменитом произведении ʼʼВоля к властиʼʼ, что ʼʼвсœе живущие стремятся к власти, к увеличению власти…вся движущая сила есть воля к власти…кроме неё, нет никакой физической, динамической или психической силыʼʼ. Впоследствии ницшеанские ʼʼмотивыʼʼ легли в основу рассистской ʼʼтеорииʼʼ А. Гитлера о том, что волей и способностью к власти обладают исключительно представители арийской расы.

Близкой по смыслу к биологической является мифологическая концепция власти . Её автор, французский политолог Л. Дюги рассматривал власть как господство ʼʼсильныхʼʼ людей над ʼʼслабымиʼʼ. В корне власти связано с физическим, моральным, религиозным, интеллектуальным, экономическим превосходством ʼʼсильныхʼʼ над ʼʼслабымиʼʼ. Будучи сильнее своих соплеменников, эти первые навязывали им свою волю и достигали желаемых целœей. ʼʼСильныеʼʼ в конце концов, и сформировали класс правителœей. При этом, для придания законности своей власти ʼʼсильныеʼʼ создали и использовали мифы о божественном харакетере власти (теологическая концепция) и об ʼʼобщественной волеʼʼ (теория общественного договора). Закрепившись в коллективной памяти и передаваясь из поколения в поколение данные мифы стали важнейшим средством поддержания легитимности власти ʼʼсильныхʼʼ.

В рамках психоаналитической концепции власть принято понимать как способ господства бессознательного над человеческим сознанием. Это происходит в результате того, что человеческой психике средствами скрытого и открытого манипулирования задаётся особая установка. Подавляя рациональные мотивы поведения, манипуляция обеспечивает доминирование в политической деятельности иррационального. Так, к примеру, американский психоаналитик К. Хорни считала определяющим мотивом политического поведения страх, порождённый враждебной социальной средой. Стремление избавиться от страха порождает определённые модели поведения людей (ʼʼневрозыʼʼ). Одним из них как раз и является ʼʼневроз властиʼʼ, выражаемый в погоне за престижем и обладанием. Сходной точки зрения придерживался и А. Адлер, ʼʼвыводившийʼʼ стремление к власти из желания избавиться от комплекса неполноценности.

Психоаналитическая концепция власти в 50-60-ые годы заняла прочные позиции, прежде всœего в американской науке, став методологией исследования власти и деятельности различных политических лидеров. Так, к примеру, Р. Таккер и Д. Ракнкур-Лаффериер в своих работах обращались, в частности, к исследованию психоаналитических оснований власти И. В. Сталина.

В рамках социологического подхода можно выделить структурно-функциональную, марксистскую, дуалистическую и статусную концепции власти.

Структурно-функциональный анализ власти предполагает понимание её как важнейшего средства обеспечения жизнеспособности социальной системы. Основатель структурного функционализма Т. Парсонс сравнивал власть с деньгами, считая что подобно им (деньги - это средство обеспечивающее функционирование экономики) она выступает в качестве инструмента поддержания в обществе порядка. Важнейшая функция власти - мобилизация общества на достижение коллективно значимых целœей.

Марксистская концепция рассматривает власть как отношения господства и подчинœения одного класса другим. В корне политической власти, по мнению марксистов, лежит экономическое неравенство классов. К примеру, политическая власть буржуазии над пролетариатом детерминируется её монопольным обладанием экономическими ресурсами. (Примером, иллюстрирующим марксистскую концепцию является характеристика депутатского корпуса Городской Думы Комсомольска-на-Амуре. В данном учреждении из 25 депутатов, 16 являются представителями предпринимательского слоя. Что же касается ʼʼпролетариатаʼʼ, то в Городской Думе Комсомольска-на-Амуре его представители отсутствуют).

Согласно дуалистической концепции крайне важно отделять власть от господства. Так, по мнению французского политолога М. Дюверже власть в отличие от господства основана не на силе и принуждении, а на вере подчиняющихся в её справедливость и законность. По этой причине она может осуществляться и без прямого насилия, опираясь на силу авторитета.

Двойственность (дуализм) власти проявляется в том, что она с одной стороны является инструментом господства одних групп общества над другими, а с другой - выступает эффективным средством интеграции и обеспечения социальной справедливости.

Автор статусной концепции власти - немецкий социолог Р. Дарендорф считал, что власть принадлежит не индивидам, а тем социальным позициям, которые они занимают. В силу этого она не является постоянной, поскольку индивид занимающий (в силу статуса) подчинённое положение в одной групповой иерархии, может обладать властью в другой. Более того, потеря ʼʼвластногоʼʼ социального статуса влечёт за собой утрату власти.

Концепции власти - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Концепции власти" 2017, 2018.

1. Объект политологии. Политика и ее взаимосвязь с другими социальными явлениями (экономикой, моралью, правом, государством).

4. Соотношение политологии с другими социальными науками. Место политической науки в структуре политологического знания.

5. Функции политологии как науки.

7. Структурная организация политической власти.

8. Ресурсы и виды политической власти.

9. Легальность и легитимность политической власти. Типы легитимности власти.

10. Понятие, структура и функции политической системы общества.

11. Понятие и типы политических режимов.

12. Понятие «политическая культура». Структура и функции политической культуры.

13. Типы политической культуры.

14. Генезис и признаки государства.

15. Функции государства.

16. Теории социального и правового государства.

17. Формы правления государства.

18. Формы государственного устройства.

19. Политические партии и непартийные общественно-политические объединения: понятие и функции.

20. Типы партий и основные способы их классификации.

21. Природа и сущность лидерства. Объективные и субъективные факторы его существования.

22. Функции и типология политических лидеров.

23. Понятие, признаки и функции политической элиты. Основные типы систем ее рекрутирования.

24. Личность как субъект и объект политики. Политическая социализация личности, ее этапы и типы.

25. Права человека, их истоки, сущность и современное пони­мание.

26. Выборы как политический процесс и форма участия личности в политике.

27. Мировая политика и международные отношения как объект изучения.

28. Структура и система международных отношений.

29. Основные тенденции развития мирового политического процесса и международных отношений.

30. Глобальные проблемы современности и пути их разрешения.

1. Объект политологии. Политика и ее взаимосвязь с другими социальными явлениями (экономикой, моралью, правом, государством).

Объектом политологии, как и других, социально-гуманитарных дисциплин, является человеческое общество. В таком сложном многомерном и разнообразном объекте, как общество людей, политология занимает свою нишу - политическую сферу, политику.

Cвязь политики с другими сферами общественной жизни неразрывна и многообразна.

Это причинно-следственные связи , которые раскрывают обусловленность происхождения и характера протекания политических процессов неполитическими (экономическими, идеологическими, культурными и др.) факторами, и функциональные связи , которые отражают взаимозависимость политики от других сфер жизни общества как относительно самостоятельных систем регулирования социальных процессов .

Итак, политика и...

- экономика

Поскольку в политике отражаются коренные интересы государств и социальных групп, она нередко считается концентрированным выражением экономики. Политика оказывает сильное прогрессивное или регрессивное влияние на экономическую сферу жизни общества, производства, обмен, распределение и потребление;

- право

Самым тесным образом политика связана с правом: правовые акты законодательно закрепляют основные политические принципы, нормы и процедуры, определяют допустимые границы и возможности политической деятельности правящих структур и оппозиции . Политика, в свою очередь, с одной стороны, стремится закреплять и совершенствовать право, а с другой - даже в демократическом обществе нередко вторгается в правовую сферу, пренебрегает правовыми нормами;

- идеология

Политика неразрывно и диалектично связана с идеологией . Это родственные, но не совпадающие социальные явления. Отождествление политики и идеологии ведет к избыточной идеологизации как духовной стороны политики, так и в особенности политических отношений и государственных структур. В то же время неоправданным является отрицание идеологического основания политики;

- культура

Поступательность общественного развития обеспечивается взаимодействием политики с такой важной сферой жизнедеятельности человека как культура. Интеллект, духовность, характер ценностей во многом определяют уровень развития данного общества, а следовательно и характер политики;

- религия

Выступая мировоззрением и мироощущением, а также соответствующим поведением, основанным на вере в существование Бога (сверхъестественного), религия имеет противоречивое отношение с политикой. Эта противоречивость проявляется, с одной стороны, в их полном слиянии (царь - наместник Бога на земле), с другой стороны, в дистанцировании (отделение церкви от государства);

- мораль

Взаимоотношения политики и морали представляют особый интерес. Являясь сферой социального выбора индивидов, групп, организаций, политика органично связана с моралью . Выбор проектов желаемого будущего, значимость тех или иных целей, определение средств и методов их достижения основывается на моральных представлениях человека, группы о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести и достоинстве.

2. Предмет политологии. Теоретическая и прикладная политология.

Поскольку политика есть специфическая форма деятельности социальных групп и индивидов, направленная на организацию и использование политической власти, непосредственным предметом политологии являются:

    сама политическая власть, ее сущность и структура;

    механизм распределения и осуществления власти;

    легитимация политической власти, т.е. ее способность обеспечить себе поддержку со стороны общества.

Такой подход к содержанию предмета политологии доминирует в отечественных и зарубежных исследованиях.

Теоретическая политология формирует фундаментальные знания о политической деятельности и процессах политического развития, разрабатывает концептуальный аппарат науки, методологию и методы политических исследований.

Прикладная политология изучает проблемы преобразования политической действительности, анализирует пути и средства целенаправленного воздействия на политические процессы, предлагает конкретные рекомендации для достижения практических результатов. Сфера ее внимания - технология и техника организации власти, конкретная деятельность различных политических институтов, избирательные кампании, общественное мнение, особенности политической ориентации и политического поведения различных социальных групп. Выводы прикладной политологии могут служить основанием для формулирования положений теоретической политологии.

3. Методы изучения политических явлений. Категории науки о политике.

Политические явления и процессы познаются с помощью различных методов (греч. methodos - путь исследования). Под методом понимается совокупность логических операций, позволяющих раскрывать содержание

предмета исследования. В табл. 4.1 указаны наиболее распространенные методы политической науки. В ней не показаны используемые методы, однако они описаны далее.

Таблица 4.1. Основные методы политической науки

Метод политологии

На чем акцентирует внимание

Как изучает политику

1. Институциональный

На взаимодействиях политических институтов: права, государства, политических партий и движений и т.д.

Анализ официальных структур и формальных правил принятия решений

2. Исторический

На политических явлениях и процессах во времени и пространстве

Анализ изменений политических норм, отношений, институтов в контексте связи прошлого, настоящего и будущего

3. Социологический

На зависимости политики от социальных факторов: экономики, социальной структуры, идеологии, культуры и т.д.

Анализ политики как сферы целенаправленных взаимодействий социальных групп, преследующих свои интересы. Характер интересов обусловлен социальными факторами

4. Бихевиористский

На личностном измерении политики, поведении отдельного человека

Анализ систематически наблюдаемого поведения индивида, возможность измерения его мотивации

5. Психологический

На субъективных механизмах политического поведения: побуждениях, желаниях, страстях и т.д.

Анализ индивидуальных качеств, черт характера, бессознательных психических процессов, влияющих на политическое поведение

6. Системный

На целостности политики и характере ее взаимоотношений с внешней средой

Анализ характера обмена ресурсами и информацией между политикой и другими сферами и способов распределения ресурсов институтами власти

Одним из первых в политологии использовался ценностно-нормативный подход. Он зародился еще в древности. Согласно этому подходу, политические влияния рассматриваются с точки зрения

вне контекста его моральной оценки, а также акцент на технику исследования.

Бихевиористский метод не позволял представить мир политики целостно, не был способен выявить взаимосвязи различных его элементов. Поэтому уже в 1950-1960-е гг. возникла потребность в системном подходе, который позволяет раскрывать устойчивые внутренние взаимосвязи составных частей политики и тем самым определять возможности приспособления системы к изменяющимся условиям внешней среды. С помощью системного подхода удается четко определить место политики в развитии общества, ее важнейшие функции, возможности при осуществлении преобразований. Однако системный подход малоэффективен при анализе индивидуального поведения в политике (например, роли лидера), при рассмотрении конфликтов и исследовании кризисных ситуаций.

Особое место среди методов политической науки занимает психоанализ. Достоинство психоаналитического метода состоит в учете иррациональных факторов политической деятельности, которые прежде игнорировались. Психоанализ рассматривает психологические механизмы политического поведения. Основатель метода австрийский врач-психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939) полагал, что политическое поведение индивида, как, впрочем, и любое другое, подчинено особым бессознательным установкам человеческой психики, которые являются результатом неудовлетворенности его базовых потребностей. Главной из них 3. Фрейд считал сексуальное влечение. Возникающие вследствие этого острые аффективные переживания индивида не исчезают из психики, а вытесняются в сферу бессознательного и продолжают оставаться мотивами политического поведения. На основе учета бессознательного возможно объяснение различных типов политического поведения: поведения толпы, избирателей, властной личности и т.д.

Для российской политической науки весьма актуален сравнительный метод. Сущность его заключается в сопоставлении однотипных политических явлений, которые развиваются в различных странах, культурных средах. Рассмотрение процесса формирования и развития государства, партий, движений, политической системы У различных народов дает возможность выявлять как общие черты политического процесса, так и его особенности. Это позволяет использовать положительный политический опыт других стран для создания в России правового демократического государства.

Как и любая другая наука, политология имеет свой категориальный аппарат. Категории - это наиболее общие понятия, отражающие сущностные стороны процессов и явлений действительности. Категории политологии можно условно разделить надве группы:

Категории собственно политологические, в основании которых лежат методологические основы политологии, методы ее исследования, определенные концепции (например, "политика", "политическая система", "политическая организация", "политические процессы", "политические явления", "политические режимы", "политический интерес", "политическое действие", «политический лидер», «политическая элита», "политическое сознание", "политическая культура " и т. д.).

Наличие системы категорий - показатель уровня развития науки. Наука о политике не стоит на месте, она развивается, появляются новые категории. В совокупности категориальный аппарат выражает специфику политологии как науки и способствует получению нового знания о происходящих в обществе политических процессах.

5. Функции политологии как науки. Политическая наука выполняет в обществе ряд социально значимых функций (лат.functio - исполнение, осуществление). Эффективная реализация этих функций способствует стабильному развитию общества, Достижению гражданского мира и согласия.

Смысл теоретико-познавательной функции политологии - в выявлении природы властных отношений, государства, накоплении знаний о политических явлениях и процессах, обосновании эффективных форм развития общества. Обобщая мировой и национальный опыт создания политических институтов, политическая наука помогает найти оптимальный политический курс, сформулировать научно обоснованные цели и средства их достижения. Для этого предварительно проводится диагностирование реального состояния общества, выявление существующих групп интересов и согласование их с тенденциями социального прогресса. Тем самым политология выполняет практическую функцию.

Кроме того, политология осуществляет прогностическую функцию. Знание мировых тенденций политического развития и их соотнесение с существующими в обществе группами интересов позволяет заблаговременно определять эффективность предполагаемых политических решений. Наличие предварительной экспертизы помогает застраховать общество от негативных последствий и неэффективных действий.

Наконец, политическая наука выполняет важную культурную функцию. Гражданин должен знать, как формируется власть, каковы принципы взаимоотношений государства и общества; ему необходимо точно представлять свои права и возможности в изменении несправедливого политического порядка или влияния на власть. Передавая индивиду политические знания, политология позволяет понять логику социальных изменений, выработать рациональные и эффективные пути сознательного участия в политической жизни. Тем самым политическая наука вооружает его политическим опытом, политической культурой, формирует как сознательного и самостоятельного субъекта исторического процесса.

6. Понятие, сущность и природа власти. Основные подходы к определению политической власти.

Еще в XVIII в. французский мыслитель Г. дe Мабли (1709-1785) так определил социальное назначение власти: «Цель, которую ставят себе люди, объединенные законами, сводится к образованию общественной власти для предотвращения и пресечения насилия и несправедливости отдельных лиц». Власть в те времена рассматривалась как ограничитель произвола монархов, дворян, класса собственников. Однако с точки зрения его социальной сущности, особой роли в обществе власть выступает в качестве универсального механизма интеграции, согласования, упорядочения взаимодействий людей, реализующих собственные интересы.

По своей природе власть - явление социальное, поскольку возникает в обществе. Общество без власти - это хаос, дезорганизация, саморазрушение социальных связей. Потребность во властных механизмах обусловлена рядом причин, и прежде всего необходимостью придать взаимодействиям между людьми целесообразность, разумность, организованность, создав общие для всех правила поведения. Кроме того, наличие власти вызвано объективной потребностью в регуляции социальных отношений, согласовании и интеграции многообразия несовпадающих интересов и потребностей людей с помощью различных средств, в том числе и принуждения. Дело в том, что общество представляет собой совокупность индивидов, возможности которых заметно различаются. Люди занимают неодинаковое социальное положение в обществе, имеют различный уровень жизни, материального богатства, образования, заняты разными видами труда, общественные оценки которого также различаются. Наконец, одни люди талантливы, другие - не очень, одни активны, другие пассивны и т.д. Все эти проявления естественного и социального неравенства людей в обществе порождают несовместимость, а подчас противоположность их интересов и потребностей. Если бы не власть, то общество погибло бы под грузом бесконечных внутренних противоречий и борьбы. Власть же согласовывает эти несовпадающие интересы, регулирует взаимоотношения между их носителями, обеспечивает взаимодействие социальных субъектов и тем самым предохраняет общество от анархии и распада.

Рис. 5.1. Структура власти

Однако социальная функция власти по обеспечению целостности и упорядочению разнообразных интересов и отношений между

людьми может достигаться различными способами, что определяет социальное содержание власти. Властное начало может быть конструктивным, созидающим, а может иметь разрушительные последствия: Так, властное управление может осуществляться вопреки интересам управляемых путем манипулирования массовым сознанием. Скажем, длительная идеологическая обработка населения, создание атмосферы массового психоза и подозрения с помощью пропагандистских мифов о «военной угрозе» или наличии «внутреннего врага» заметно снижают уровень рациональности в поведении людей, ведут к их социальной и культурной деградации. Функция упорядочения социальных взаимосвязей может быть реализована и путем гармонизации человеческих интересов и потребностей, реализации интересов большинства населения. Но нередко целостность общества достигается прямым подавлением интересов одной группы (управляемых) другой группой (управляющих). Следовательно, социальное содержание власти неоднозначно.

Таким образом, политическая власть внутренне присуща всякому обществу, поскольку а) заставляет уважать существующий политический порядок и основывающие его правила; б) защищает общество от его собственных несовершенств и слабостей; в) ограничивает внутри него результаты соперничества между группами и индивидами, предохраняя общество от энтропии и хаоса и обеспечивая внутреннюю кооперацию и равновесие.

Политическая власть - это особое общественное отношение, которое проявляется в способности эффективно воздействовать на людей и вещи, прибегая к различным средствам - от убеждения до принуждения. По своей сущности власть есть принуждение. Однако возможность принуждать других не исключает наличия согласия, присоединения, участия лиц внутри определенного социального отношения. В зависимости от средств, на которые опирается способность эффективно воздействовать на людей и вещи, власть предстает в различных формах.

Формой осуществления власти является авторитет - способность субъекта власти оказывать влияние на объект , других людей в нужном направлении без принуждения, угрозы санкций. Авторитет предполагает неформальность влияния и добровольность подчинения. Он основан на уважении к носителю авторитета, согласии выполнять его указания, признании руководимыми права субъекта авторитета на управление вследствие обладания им какими-либо выдающимися качествами: умом, знаниями, опытом, святостью, нравственными добродетелями и т.д.

5.2. Концепции власти в политической науке

Существуют различные трактовки и подходы к определению природы власти.

Сторонники первого подхода (поведенческого) характеризуют ее как особенную сущность, носителем которой выступает отдельная личность и которая выражается в локализованной энергии, заставляющей других людей повиноваться. В этом случае власть отождествляется с вещью (силой), обладание которой дает право на повелевание. Для придания власти большей величественности (могущества) ее рассматривают как божественный дар и наделяют такими

ценностными качествами, как справедливость, ответственность, добропорядочность. С точки зрения данного подхода природа власти объясняется биологическими и психическими особенностями человека - ее носителя.

С позиций второго подхода (социологического) власть трактуется в терминах социального взаимодействия, как отношения чего-нибудь или кого-нибудь. Взаимодействие предполагает наличие, по крайней мере двух сторон. Наиболее распространенным в рамках этого подхода является позитивистско-социологическое определение власти немецким социологом М. Вебером. Он понимал власть как способность и возможность одного индивида в определенных социальных условиях проводить собственную волю вопреки сопротивлению другого. В основе властных отношений лежат отношения господства и подчинения, складывающиеся между субъектом властной воли (тем, кто обладает способностью влиять на другого и добиваться поставленных целей) иобъектом властного воздействия (тем, кто выстраивает свое поведение в соответствии с содержанием властного воздействия).

Расширяя границы социального субъекта (в том числе и субъекта политики) до группы, организации, общества, американский социолог Т. Парсонс обратил внимание на две характерные черты власти: во-первых, на ее способность принимать решения и добиваться их обязательного выполнения, и во-вторых, на ее возможности мобилизовать ресурсы общества для достижения общих целей.

В рамках двух обозначенных подходов стали формироваться различные концепции (лат. conceptio - понимание, система) власти. Каждая из концепций представляла собой определенный способ понимания и трактовки власти с акцентом на тех или иных ее свойствах.

Рассмотрим концепции, представляющие поведенческий подход.

Теологическая концепция власти

Одно из наиболее ранних определений власти исходило из теологического объяснения ее природы и строилось с помощью теории божественного права. Согласно данной концепции всякая государственная власть происходит от Бога, а все монархи, осуществляющие власть, - лишь исполнители божественной воли. Потребность во власти выводилась из тезиса о «естественной греховности» человека. По утверждению Аврелия Августина, «граждан земного града рождает испорченная грехом природа, а граждан небесного града рождает благодать, освобождающая природу от греха». По своей сущности власть является божественным установлением, которое основано на христианских заповедях. Подчинение людей воле Божьей, принципам божественного разума обеспечивает порядок в обществе, самосохранение и продолжение человеческого рода.

Рис. 5.2. Определения и концепции власти


Разрешение конфликта означает его завершение посредством достижения соглашения через процесс переговоров. Устанавливаются новые отношения равновесия между конфликтующими сторонами.

Варианты разрешения конфликта:

    победа одной стороны над другой (решение с позиции силы);

    взаимное поражение (компромисс, подкуп, обращение к третьей стороне, применение правил или закона);

    взаимный выигрыш

(достижение консенсуса или интегративное взаимодействие).

Методы разрешения политических конфликтов: «избегание» конфликта; отрицание или подмена конфликта; метод конфронтации; метод откладывания; примирение сторон на основе сближения их позиций и интересов через посредника, третейское разбирательство; переговоры.

В последнее время конфликтологи концентрируют внимание именно на методах предупреждения конфликтов. Формируется концепция управления ими. Эффективная политика - это использование власти в целях предотвращения, смягчения и разрешения конфликтов.

Указанная тема неплохо отражена в большинстве изданных к настоящему времени в нашей стране учебников по политологии, в частности, в «Основах политологии» Д.П. Зеркина, в «Политологии» под ред. Д.С. Клементьева, «Политология» Р. Т. Мухаева, и некоторых других. Содержание концепций «политическая культура», «политический процесс» и «политический конфликт» в значительной мере зависит от мировоззренческих позиций и идеологических ориентаций, поэтому для более глубокого проникновения в суть проблемы необходимо обратиться к специальным публикациям по некоторым вопросам сравнительной и прикладной политологии. Изучение данной темы предполагает уяснение таких ключевых категорий, как «гомогенный» и фрагментированный» типы культуры (по форме), а также традиционный, «парокиальный», либерально-индивидуалистический и др. (по содержанию), вертикальный и горизонтальный, западный и незападный типы политического процесса, политический конфликт, политический кризис, компромисс, консенсус, этнополитический конфликт, национальное самосознание, национализм, шовинизм.

Контрольные вопросы

    Как связана политическая культура общества с его общей культурой? Какова роль здесь традиции, в частности, религиозной традиции? Не являются ли проекты, направленные на перестройку политической культуры социума разрушительными с точки зрения уникальной духовной культуры этноса?

    Составляет ли главное содержание современного политико-культурного процесса переход от традиционных к модернистским типам политической культуры? Известны ли вам обратные процессы? Какова роль религиозного и, культурного фундаментализма в современной истории?

    Сопоставьте роль материальных и моральных факторов (поощрения либо наказания) в процессе политической социализации молодежи. Насколько конструктивна идея Эрнесто Че Гевары о пагубности системы материальных поощрений в идеократическом государстве? Обоснуйте свою точку зрения.

    Является ли, с Вашей точки зрения, теория политической модернизации проявлением этноцентризма (или, более точно, евроцентризма)? Почему? Каковы, с Вашей точки зрения, издержки процесса политической и культурной модернизации?

    Охарактеризуйте опыт социализма в СССР и других странах в сфере культурного строительства. В чем успехи и провалы этой «культурной революции»?

    Можете ли вы вычленить основные субкультуры, на которые распадается политическая культура российского общества? Какими признаками они характеризуются?

    Какова сущность конфликта? Какие типы и виды конфликтов Вы знаете? В чем специфика политического конфликта?

    Можно ли избежать конфликт? Каковы его источники, объекты? Какие силы общества могут входить в состав участников политического конфликта?

    Назовите известные Вам ступени вызревания конфликта (стадии его развития).

    Подумайте над характеристикой политических конфликтов в России: их причины, способы разрешения в современных условиях.

    Есть ли способы ослабления конфликта? Если «да», то какие? Что такое компромисс и консенсус? Приведите примеры из практики политической жизни нашей страны.

    В чем причины, специфика и сложность межнациональных, межэтнических конфликтов? Назовите конфликтогенные факторы в межнациональных отношениях.

Лекция № 13. ВЛАСТЬ И ЕЕ НОСИТЕЛИ

ТЕОРИЯ ВЛАСТИ

Основой политики является власть, она представлена государством, его учреждениями и ресурсами. Власть способствует эффективному удовлетворению общенациональных, групповых и частных интересов. По своей природе власть – явление социальное, поскольку возникает в обществе. Общество без власти - это хаос, дезорганизация, саморазрушение общественных связей. Социальная функция власти – обеспечение целостности общества и упорядочение разнообразных интересов и отношений между людьми.

    Поведенческий подход

Власть есть особенная сущность, носителем которой выступает отдельная личность и которая выражается в локализованной энергии, заставляющей других людей повиноваться. Природа власти объясняется биологическими и психическими особенностями человека – ее носителя.

1.1. Теологическая концепция власти:

Всякая государственная власть – от Бога, монархи – исполнители божественной воли. Потребность во власти проистекает из естественной греховности человека.

1.2. Биологическая концепция власти:

Власть есть механизм обуздания человеческой агрессивности, заложенной в наиболее фундаментальных инстинктах человека как биологического существа.

1.3. Бихевиористская концепция власти

Стремление к власти – естественное свойство человека, в основе его поступков – стремление (часто неосознанное) к власти, к подавлению и подчинению других индивидов.

1.4. Психоаналитическая концепция власти

Власть как способ господства бессознательного над человеческим сознанием. Человеческой психике силами скрытого и открытого манипулирования придается особая установка, подавляя рациональные мотивы поведения, манипуляция обеспечивает доминирование иррационального в политической деятельности.

1.5. Мифологическая концепция власти

Для придания легитимности своим властным притязаниям, «сильные» использовали миф о божественном характере власти и об общественной воле, воплощенной в институтах власти. Величие власти поддерживалось за счет преобладания в коллективной памяти этих двух мифов.

    Социологический подход к теории власти

В рамках этого подхода власть трактуется в терминах социального взаимодействия.

М. Вебер дает позитивистско-социологическое определение власти: власть есть способность и возможность одного индивида в определенных социальных условиях проводить собственную волю вопреки сопротивлению другого. В основе властных отношений лежат отношения господства и подчинения, складывающиеся между субъектом властной воли и объектом властного воздействия.

      Структурно-функциональная концепция власти

Власть рассматривается как отношение неравноправных субъектов, чье поведение обусловлено выполняемыми ими ролями. Социальная роль определяет стиль ожидаемого от человека поведения.

      Конфликтологическая теория власти

Власть рассматривается как отношения господства и

подчинения одного класса другим.

      Дуалистическая концепция власти

Власть следует отличать от господства. Господство есть исключительно материальное принуждение, тогда как власть – это еще и убеждение – со стороны подчиненных – в законности и справедливости такого господства.

Власть может быть анонимной , индивидуализированной или институционализированной . Типичная для современного мира, институционализированная власть имеет ряд специфических «измерений»:

    она выражается в функционировании определенных институтов;

    она проявляется в действиях;

    она опирается на систему средств и методов властного воздействия;

    ей свойственны изменения;

    результаты ее реализации могут быть зафиксированы.

Совокупность средств и методов, применение которых обеспечивает возможность субъекту власти осуществлять влияние на объект, называется ресурсами власти. Это – авторитет правителя, богатство и сила, организация и, наконец, информация.

Функционирование политической власти осуществляется на базе общепризнанных принципов суверенитета и легитимности . Эти принципы характеризуют политическую власть с разных сторон: с точки зрения, во-первых, выделения внутри нее главного звена – государства и, во-вторых, определения правомерности использования тех или иных средств при достижении политических целей.

Принцип суверенитета означает верховенство и независимость государственной власти.

Принцип легитимности связан с обоснованием правомерности тех решений, которые принимает власть, и добровольности их выполнения населением.

Типы легитимности (по М.Веберу):

    традиционная легитимность (основана на божественном «праве на власть» у вождей, монархов);

    харизматическая легитимность (основана на вере населения в исключительные качества лидера);

Представители биологической концепции власти рассматривают ее как механизм обуздания человеческой агрессивности, заложенной в наиболее фундаментальных инстинктах человека как биологического существа. Так, французский политолог М. Марсель (1889-1973) считал, что «власть не есть факт специфически человеческий, она имеет предпосылки и корни в биологической структуре, которая обща нам с животными». В структуре биологических свойств, присущих и людям, и животным, агрессия выступает как инстинкт борьбы, направленной против представителей той же особи. Следуя этому положению, Ф. Ницше (1844-1900) утверждал, что власть есть воля и способность к самоутверждению. Впоследствии биологические трактовки власти послужили обоснованием права одних

народов повелевать другими. Так, А. Гитлер (1889-1945) выдвинул идею, согласно которой волей и способностью к самоутверждению обладают исключительно представители арийской расы - в этом их богоизбранность и призвание управлять всем миром.

Бихевиористская концепция власти

Поведенческое понимание власти более активно стало разрабатываться в 30-х годах XIX в. благодаря введению в политическую науку бихевиоризма. Это событие оказало заметное влияние на политическую мысль и было связано с именами американских ученых Ч. Мерриама (1874-1953), Г. Лассуэла (1902-1978) и английского исследователя Дж. Кетлина (1896-1975). Они выводили властные отношения из природы человека, его естественных свойств, отказываясь от моральных оценок политики. Человек рассматривался как «властолюбивое животное», в основе поступков и действий которого лежит стремление (чаще всего неосознанное) к власти. Именно стремление подчинить своей воле других индивидов выступает в качестве доминирующего мотива политической активности конкретной личности. Сам же политический процесс бихевиористы рассматривали как столкновение индивидуальных стремлений к власти, в котором побеждает самый сильный. Баланс стремлений к власти политических сил обеспечивается системой политических институтов. Нарушение равновесия политических сил приводит к кризисам и конфликтам в обществе.

Концентрируя внимание на «наблюдаемом поведении», бихевиористы пытались вскрыть одинаковые и регулярно повторяющиеся реакции в поведении индивида. Они отметили недостаточность легальных форм регулирования поведения со стороны власти (например, правовых) и стремились проникнуть глубже в механизм мотивации. В ходе исследований было обнаружено, что большинство обывателей воспринимает политическую реальность в терминах иррационального начала: традиций, обычаев, религии, чувств.

Психоаналитическая концепция власти

Внимание к бессознательным мотивам политического поведения обусловило доминирование в 1950-1960-х гг. в рамках поведенческого подхода психоаналитической концепции власти. Власть рассматривалась как способ господства бессознательного над человеческим сознанием. Индивид подчиняется силам, находящимся вне его сознания. Это происходит в результате того, что человеческой психике средствами скрытого и открытого манипулирования задается особая установка. Подавляя рациональные мотивы поведения, манипуляция обеспечивает доминирование иррационального в политической деятельности (страха, агрессивности, стремления к разрушению). Так, американский психоаналитик Г. Лассуэл опре-

делял власть как средство компенсации человеческой неполноценности. Он замечал: «Власть помогает преодолеть низкое самоуважение». Истоки низкой самооценки кроются в опыте детства - детских страхах, конфликтах, зависти, ревности. Исследуя биографии многих политических деятелей (М. Лютера, М. Ганди, В. Вильсона, Ф.Д. Рузвельта), он приходит к выводу о том, что они страдали от комплекса неполноценности, который преодолели благодаря своему стремлению властвовать над умами людей. Именно Г. Лассуэл ввел в оборот понятие «властная личность».

Практическая ориентация бихевиоризма и психоанализа на решение конкретных проблем, возникающих в политической жизни, таких, как, например, причины деструктивного поведения личности, обеспечение поддержки власти со стороны личности, возможности влиять и контролировать поведение индивида и групп, расширили представления о власти и стали значительным вкладом в политическую науку. Однако при всем многообразии эмпирических данных о конкретных формах проявления властной воли содержание властных отношений оказывалось неясным, социально и ценностно нейтральным. Даже с введением в анализ власти моральной, интеллектуальной и религиозной составляющих, при сохранении доминирующей роли антропологического принципа, «покрывало таинственности» с власти не было снято.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ

Природа политической власти и ее структура

Власть – основа политики. Она выступает главным объектом борьбы и взаимодействия различных субъектов политики: индивидов, групп, партий, государства. Это объясняется тем, что именно власть способствует эффективному удовлетворению интересов, как групповых, так и частных. Стоит заметить, что власть не обязательно связана с насилием (например, власть красоты).

По своей природе власть – явление социальное, поскольку возникает в обществе. Потребность людей во власти обусловлена рядом причин, прежде всего необходимостью придать социальным взаимодействиям организованность. Существует объективная потребность в регуляции социальных отношений, согласовании и интеграции различных интересов. Таким образом, власть предохраняет общество от анархии и распада.

По своей сущности власть это принуждение. Господство – возможность добиваться повиновения, опираясь на силу. Но формой осуществления власти зачастую выступает и авторитет – способность субъекта власти оказывать влияние на объект в нужном направлении без принуждения и угрозы санкций. Авторитет предполагает добровольность подчинения. Он основан на уважении и согласии выполнять указания.

Схема 1

Структура политической власти

Концепции власти в политической науке

Схема 2


Существуют различные трактовки и подходы к определению власти. Сторонники поведенческого подхода характеризуют ее как особую сущность, носителем которой выступает отдельная личность и которая выражается в энергии, заставляющей других людей повиноваться. Власть отождествляется с силой, обладание которой дает право повелевать. С точки зрения данного подхода природа власти объясняется биологическими и психологическими особенностями ее носителя, которым выступает человек.

С точки зрения социологического подхода власть трактуется в терминах социального взаимодействия, которое предполагает наличие как минимум двух сторон. Власть как способность и возможность одного индивида в определенных социальных условиях проводить собственную волю вопреки сопротивлению другого.

В рамках этих двух подходов стали формироваться различные концепции, каждая из которых трактовала власть по-своему.

Теологическая концепция. Одно из наиболее ранних определений власти исходило из теологического объяснения ее природы и строилось с помощью теории божественного права. Всякая государственная власть происходить от Бога, а монархи – исполнители божественной воли. Подчинение людей Божьей воле обеспечивает порядок в обществе.

Биологическая концепция. Власть рассматривается как механизм обуздания человеческой агрессивности, заложенной в инстинктах человека как биологического существа. Ф. Ницше рассматривал власть как волю к самоутверждению. Впоследствии биологические трактовки власти послужили обоснованием права одних народов повелевать другими.

Бихевиористская концепция. Поведенческое понимание власти связано с именами американских ученых Ч. Мерриама, Г. Лассуэла. Они выводили властные отношения из природы человека, который рассматривался как «властолюбивое животное». В основе поступков и действий – стремление к власти, подчинить своей воли других.

Психоаналитическая концепция. Внимание к бессознательным мотивам политического поведения. Власть рассматривается как способ господства бессознательного над человеческим сознанием. Индивид подчиняется силам, находящимся вне его сознания. Власть помогает преодолеть неполноценность.

Мифологическая концепция . Обладание властью обосновывается физическим, моральным, религиозным, интеллектуальным превосходством одних людей над другими. Персона правителя обожествлялась для усиления власти. Впоследствии использовался миф об общественной воле, которая должна подчиняться индивидуальной воле самых сильных.

Социологический подход к определению власти акцентирует внимание на социальных условиях ее возникновения и функционирование с учетом доминирующих в обществе ценностей и традиций.

Структурно-функциональная концепция рассматривает власть как отношение неравноправных субъектов, чье поведение обусловлено выполняемыми ими ролями (роль управляющих и управляемых). При этом предполагается, что социальная роль определяет стиль ожидаемого от человека поведения, соответствующего занимаемому им положению в обществе, т.е. статусу. По мнению Т. Парсонса, власть обеспечивает ряд жизнеобеспечивающих функций: предписывает субъектам выполнять обязанности, налагаемых на них целями общества, и мобилизует его ресурсы для достижения общих целей.

Конфликтологическая концепция. По мнению К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина и их последователей, власть рассматривается как отношение господства и подчинения одного класса другим. Природа данного господства обусловлена экономическим неравенством, местом и ролью класса в экономической системе общества. Обладание собственностью обеспечивает экономически господствующему классу возможность подчинять своей воле экономически зависимые классы. Поэтому власть оказывается везде, где есть неравенство.

Дуалистическая концепция. Французский политолог М. Дюверже выделил два элемента в структуре власти: материальное принуждение и убеждение, веру подчиняющихся в то, что такое подчинение справедливо. При отсутствии второго элемента, это не власть, а господство. Власть же может осуществляться и без прямого насилия, опираясь на силу авторитета (вероятность добровольного подчинения).