Социальная сфера. любые изменения в статусе личности. религия и мораль

группа отраслей, обеспечивающих социальное развитие как отдельных трудовых коллективов, так и общества в целом.

Социальная сфера

Социальная сфера — совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние и потребление.

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

это область отношений между группами, занимающими разное социально-экономическое положение в обществе, в первую очередь различающимися ролью в общественной организации труда, отношением к средствам производства, источниками и размерами получаемой доли общественного богатства.

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

отрасли народного хозяйства, не участвующие в материальном производстве, но обеспечивающие организацию обслуживания, обмена, распределения и потребления товара, а также формирование уровня жизни населения, его благосостояния. К социальной сфере относятся: торговля, образование, культура, социальное обеспечение и т.п.

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление. К социальной сфере относят прежде всего сферу услуг (образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, физическую культуру, общественное питание, коммунальное обслуживание, пассажирский транспорт, связь).

Социальная сфера

ряд отраслей экономики и видов деятельности государства, оказывающих непосредственное воздействие на человека и семью. Прежде всего, к ней относятся отрасли социально-культурного комплекса: образование, культура, здравоохранение, а также наука. Большую роль в этой сфере играет жилищно-коммунальное хозяйство, пассажирский транспорт, обслуживающие население связь, торговля, потребительский рынок. Важное место принадлежит таким видам деятельности как решение проблем трудовых отношений, занятости и миграции населения, осуществление социальной защиты и социального обеспечения населения.

Социальная сфера

1) Социальная (непроизводственная) сфера общественного производства - это сфера, где не создаются непосредственно материальные блага. К социальной сфере относятся: искусство, культура, спорт, наука, образование, здравоохранение. 2) Окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности.

Она в широком смысле (макросреда) охватывает общественно-экономическую систему в целом - производительные силы, совокупность общественных отношений и институтов, общественное сознание, культуру данного общества. В узком смысле (микросреда), будучи элементом социальной сферы, в целом, включает непосредственное социальное окружение человека - семью, коллектив (трудовой, учебный и т. д.) и группы людей. Она оказывает решающее воздействие на формирование и развитие личности, в то же время под влиянием творческой активности, деятельности человека изменяется преобразуется самая.

Кафедра «Автоматизированных систем управления»

Курсовая работа

По дисциплине: «Управление в социально-экономических системах»

На тему: «Применение методов и моделей системного анализа и теории управления к задачам управления в социальной и экономической сферах»

Выполнил:

Студент 5 курса

группы МИВТ-16-1-2

Зенин Кирилл Андреевич

Введение. 3

Основная часть. 6

1. Социальная и экономическая сфера.

2. Методы и модели системного анализа. 9

3. Методы и модели теории принятия решений. 13

Глава II 16

1. Краткие сведения о компании «SimpLAN». 16

2. Анализ экономической подсистемы организации. 17

3. Построение математической модели и применение симплекс-метода ТПР для анализа модели. 18

4. Применения метода экспертных оценок на основе ранговой системы оценки с последующей нормализацией, ранжировкой и применением метода медиан рангов для анализа модели экономической подсистемы. 29

5. Анализ социальной подсистемы организации, построение ее модели, улучшение и анализ. 38

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 45

Введение

Экономика изучает производство, проблемы товаров и услуг, спрос и предложение, экономическое поведение человека вообще, использование денег и капитала. Социология, в свою очередь стремится разработать модели экономического поведения различных групп и исследовать экономические силы, влияющие на жизнь людей. Взаимоотношения между экономической и социальной сферами - это влияние экономических отношений на социальную структуру общества и на активность социальных групп, а также влияние системы социальных неравенств на социально-экономические процессы. Связь экономических факторов с социологическими часто упускается из вида в процессе принятия решений. Именно связь этих двух составляющих в целом отражает состояние предприятия в целом.

Объектом организационного поведения являются работники организаций, представленные руководителями, специалистами, работниками вспомогательных служб. В свою очередь, работники организации являются основным ее капиталом, так как именно от них зависит достижение целей организации. Для того чтобы работники стремились к достижению целей организации необходимо, чтобы та, в свою очередь, мотивировала их на это.

Переходной этап к рыночным отношениям в экономике России характеризуется кризисом мотивации и негативным представлением большей части работников предприятий о трудовой деятельности. Суть трудовой мотивации свелась практически к желанию иметь максимально гарантированную заработную плату при равнодушном отношении к результатам труда (качеству, отдаче труда). Бедность мотивации и узкий диапазон потребностей, удовлетворяемых посредством трудовой деятельности, снизили управляемость работников, сделали их слабо подвластными стимулированию.

Сказанное относится не только к работникам, но и к специалистам и управленцам, в частности управленцам среднего звена.

Часть работников, сохранивших нравственные основы трудового сознания, богатую трудовую мотивацию, составляют меньшинство и зачастую находятся в предпенсионном и пенсионном возрасте. Что касается работодателей и руководителей высшего звена, то, согласно социологическим опросам, 90 % из них, в противоположность другим формам воздействия, отдают предпочтение административному нажиму, объясняя такой выбор методов управления падением дисциплины. Поэтому в качестве самого распространенного метода воздействия на людей с целью получения желаемого результата утвердился на сегодня метод «кнута и пряника», реализующийся через систему простейших экономических и административных стимулов и санкций. Такая система достаточно эффективна при низкой содержательности работы, авторитарном стиле руководства и значительной безработице. К методу «кнута и пряника» следует отнести пропорциональные доплаты и удержания, работу на условиях администрации: штрафы, коллективный подряд и другие известные приемы.

В данной работе предлагается рассмотреть применимость методики системного анализа и теории принятия решений в социальной и экономической сфере предприятия и проследить в его рамках влияние изменений в одной сфере на другую.

Целью данной курсовой работы заключается повышение эффективности работы организации за счет управленческого воздействия на ее социальную и экономическую сферу.

Объектом исследования является социально-экономическая система «SimpLAN».

Предметом исследования является модель организации, включающая социальную и экономическую составляющие.

1. Рассмотреть роль и связь социальной и экономической сфер.

3. Произвести обзор моделей и методов СА и ТПР.

4. Произвести анализ предприятия со стороны социальной и экономической сфер и построить его модель.

5. Применить методы ТПР для улучшения производительности предприятия.

Научная новизна работы заключается в исследовании возможности и значимости применения моделей и методов системного анализа и теории принятия решений для повышения показателей экономической и социальной сферы небольшой организации.

Практическая значимость работы заключается в повышении эффективности работы небольшой организации и ее работников.

Основная часть

Глава I

Социальная и экономическая сфера

По мнению Т. И. Заславской и Р. В. Рывкиной экономическая сфера представляет собой целостную подсистему общества, ответственную за производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и услуг, необходимых для жизнедеятельности людей. Она образуется множеством частных по отношению к ней систем большей сложности.

Социальная сфера не образует отдельной подсистемы и не может рассматриваться на равных с экономической, политической и тому подобными сферами, чтобы понять ее природу, определим понятие «социальное отношение» (как главную характеристику социальной сферы). Социальные отношения понимаются в научной литературе в двух смыслах: широком и узком. В широком смысле они означают отношения между любыми общностями (например, коллективами предприятий, населением разных регионов и прочее), в узком — отношения между классами, социальными слоями и группами, занимающими в обществе разное положение. По мнению М.Н. Руткевича, социальные отношения — это «отношения, определяемые положением людей и групп в социальной структуре общества. Стержнем социальных отношений являются отношения равенства и неравенства по положению людей и групп в обществе. Социальные отношения всегда « присутствуют» в экономических, равно как и в политических и других общественных отношениях (хотя и не исчерпывают их).

Какова же связь понимаемой таким образом социальной области с экономической сферой?

Прежде всего, положение, занимаемое разными группами в обществе, в решающей мере определяется системой экономических отношений. Более того, сами группы, о которых идет речь в экономической социологии, — это совокупности индивидов, характеризующихся сходным положением в экономической сфере, то есть находятся внутри структурных подразделений общественной экономики. Они как бы несут на себе ее черты в соответствии с известным афоризмом К. Маркса о сущности общественного человека как совокупности социальных отношений. В этом «отпечатывании» экономических отношений на функционирующих внутри них группах проявляется прямое воздействие экономического на социальное.

Вместе с тем социальная область — это мощный фактор «обратного влияния» на функционирование и развитие экономики, которые реализуется через активность социально-экономических групп, являющихся движущей силой социально-экономических процессов. Под социальными процессами понимают изменения социальных объектов во времени, закономерности, возникающие при смене их состояний.

Итак, взаимоотношения между экономической и социальной областью — это влияние экономических отношений на социальную структуру общества и на активность социальных групп, а также влияние системы социальных неравенств на социально — экономические процессы.

Тесную связь социальной и экономической сферы можно наблюдать на примере небольшой системы, составляющей совокупность этих сфер — предприятия. Любое предприятие можно рассматривать как социально-экономическую систему, имеющую внутреннюю структуру, функционирующую в постоянном взаимодействии с внешней средой.

Социальной системой предприятие является потому, что создается людьми для удовлетворения конкретных потребностей общества и управляется людьми, обладающими определенными личностными особенностями. Экономической системой предприятие является потому, что в результате использования экономических ресурсов и реализации продукции обеспечивается непрерывность воспроизводства общественного продукта.

Рассматривая предприятие как систему, необходимо выделить в ней объект и субъект воздействия. Объектом воздействия в системе предприятия выступает совокупность материальных условий, производственных, организационных процессов, отношений между работниками при выполнении предприятием своих функций.

Субъектом является аппарат управления, который посредством различных форм и методов воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта.

Во всех экономических системах главной производительной силой является человек, персонал организаций. Своим трудом он создает материальные и духовные ценности. Чем выше человеческий капитал и потенциал его развития, тем лучше он работает на благо своего предприятия. Работники предприятия, тесно связанные между собой в процессе трудовой деятельности, не только создают новый продукт, выполняют работы и оказывают услуги, но и формируют новые социально-трудовые отношения. В деловых рыночных отношениях социально-трудовая сфера становится основой жизнедеятельности, как отдельных работников, так и отдельных профессиональных групп, целых производственных коллективов.

Таким образом, можно выделить задачи управления в социальной подсистеме предприятия:

· улучшение социальных условий сотрудников фирмы путем создания лучших условий труда и установления более высокой заработной платы;

· повышение квалификации работников путем обеспечения их соотствующими курсами и мотивацией к данному процессу.

· предотвращение возникновения спорных ситуаций и конфликтов в рамках рабочего коллектива.

Рассмотрим также задачи управления и в экономической подсистеме предприятия:

· постоянный контроль за эффективностью деятельности фирмы, координация работы всех ее подразделений;

· обеспечение автоматизации производства

· постоянный поиск и освоение новых рынков.

· определение конкретных целей развития фирмы;

· выявление приоритетности целей, их очередности и последовательности достижения;

· выработка системы мероприятий для достижения намеченных целей;

· определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;

· установление контроля за выполнением поставленных задач.

Задачи одной области прекрасно дополняют задачи другой области, в общем счете приводя к повышению эффективности работы предприятия.

Однако не так просто сразу решить и те и другие задачи. Проблема состоит в том, что решение задач экономической сферы может усугубить решение задач социальной сферы и наоборот.

Особенности управления социальной сферой на региональном уровне.

При разработке направлений любых, в том числе и социальных, преобразований в рамках определенной территории, безусловно, учитывается специфика конкретного региона.

1. Экономическая самостоятельность региона не может быть абсолютной, поскольку региональная экономика, являясь подсистемой народного хозяйства, не может рассматриваться как ее изолированная часть. Об этом свидетельствует факт, что государственное бюджетное финансирование по-прежнему остается основным источником поступления финансовых ресурсов в экономику любого региона.

2. На уровень развития региона существенное влияние оказывают природно-климатические факторы (наличие полезных ископаемых и других природных ресурсов, благоприятные условия географической среды и т.п.) и экологическая обстановка.

3. Большинство регионов являются «узкоспециализированными», т.е.

ориентированными на те или иные сферы народного хозяйства (в связи с этим, традиционно выделяются промышленные регионы, аграрные, рекреационные и т.д.).

Регионы как низовая сфера жизнедеятельности непосредственно реализуют социально-экономическую политику государства: через регионы осуществляется управление всей страной и в них находит воплощение государственная стратегия. С учетом определенной специфики региональное управление выступает проводником общероссийских интересов. Это не исключает особых аспектов управления. Наоборот, учет особенностей позволяет избежать жесткой централизации и бюрократизации хозяйственной жизни. Эффективность управления тем выше, чем свободнее в рамках единого экономического механизма субъект хозяйствования может распоряжаться своими ресурсами.

Жесткая система управления менее эффективна, т.к. ограничивает свободу низовых органов управления, нарушает закон обратной связи и, в конечном счете, ведет к нарушению саморегуляции. А региональное управление призвано устранить недостатки жесткой централизации.

На современном этапе управление социальной сферой (и по действующему законодательству, и по складывающейся практике) все больше становится предметом внимания и ответственности органов власти и управления регионального уровня. В связи с этим возрастают объемы работ и повышается сложность задач управления социальной сферой региона, что порождает ряд проблем, связанных с необходимостью дальнейшего совершенствования системы территориального управления на уровне региона. Суть кризиса существующего механизма управления в социальной сфере состоит в несогласованности основных групп интересов субъектов такой деятельности, т.е. интересы субъектов Федерации вступают в противоречие с целями и задачами соответствующих федеральных органов управления. Особенно остро это проявляется при определении долгосрочных перспектив развития региона.

На региональном уровне социальная сфера выступает объектом управления для всех государственных органов власти, функционирующих и имеющих социальную направленность (министерств и государственных комитетов, ведающих вопросами социальной защиты, образования, культуры и межнациональных отношений, здравоохранения, физической культуры и спорта, труда и др.), на местном - управления и отделы органов местного самоуправления. На каждом уровне управления социальной сферой выполняются свои функции в соответствии с предоставленными полномочиями.

Управление социальной сферой региона сопряжено с выполнением множества функций, решением конкретных аналитических и организационных задач, обработкой больших по объему и сложных по структуре потоков информации. Поскольку социальная сфера представляет собой специфическую область связей и отношений, складывающихся между субъектами общественной жизнедеятельности, управление ею должно осуществляться с учетом условий и факторов, обеспечивающих воспроизводство, развитие, совершенствование взаимодействующих общественных групп и индивидов.

Социальная сфера региона представляет собой сложную разветвленную многоаспектную систему, имеющую разнообразные связи, отношения, инфраструктуру, которые в совокупности обеспечивают жизнедеятельность и развитие регионального сообщества.

Под региональной социальной политикой понимается комплекс мер федеральных органов, направленных на социальное развитие регионов. Региональная социальная политика формируется Центром. Однако на стадии разработки концепции она должна представлять собой двухсторонний процесс взаимодействия федеральных и региональных структур. Социальная политика в регионе вырабатывается органами власти региона при участии местных органов самоуправления с учетом сформированной федеральным Центром концепции государственной социальной политики.

В практике управления регионом нет последовательной разработки и планомерного осуществления стратегии социального развития, а социальная политика, с одной стороны, сводится к отдельным мерам по обеспечению гарантированного социального минимума, а с другой, к «латанию дыр» при возникновении чрезвычайных ситуаций в социальной сфере. Региональная социальная политика в большей степени оказалась направленной на выработку стратегии социального развития на макроуровне, формирование единого социального единства, а социальная политика в регионе - на практическую реализацию комплекса мер по развитию социальной сферы в регионе. Тем не менее, региональные органы власти и даже органы местного самоуправления призваны не только реализовывать социальную политику в пределах своих территориальных делений, но и формировать стратегию и тактику проведения социальных реформ на своей территории в пределах установленных полномочий и возможностей использования собственных средств. Это характерно для регионов, в которых формируется и реализуется активная социальная политика. Региональные органы власти и органы местного самоуправления участвуют, кроме того, в процессе формирования социальной политики федерального Центра (хотя ещё и очень ограниченно).

Таким образом, региональная социальная политика может формироваться и складываться в регионах России лишь на базе согласованной социально-экономической политики Российского государства и субъекта Федерации. Конкретные направления социальной политики в регионе (приоритеты, механизмы, меры) в значительной степени зависят от социально-экономического состояния и специфики территории.

Помимо внерегиональных и внутрирегиональных факторов региональную социальную сферу образует и совокупность организаций (как носителей социальной политики) данной территории. Конечный продукт деятельности организации в виде социальных благ и услуг направлен на активное использование во всех элементах внешней среды. Поэтому социальная сфера региона рассматривается, с одной стороны как совокупность организаций, а с другой, как открытая общественно-ориентированная система.

Особенности социальной сферы региона как объекта социальной политики вызваны специфическим разнообразием развития культуры, природно-климатических, географических и экологических условий, так и трансформацией социальных и бытовых потребностей в получении образования, освоении культурных ценностей, организации труда и отдыха, сохранении здоровья в процессе социализации личности в характерных условиях функционирования конкретного региона. Достижение сбалансированности в социальной сфере, устранение возникающих социальных деформаций и, в конечном счёте, достижение социальной стабильности является сутью социальной политики в регионе.

Каждый регион по своей сути уникален, вместе с тем существуют различия в природно-климатических условиях, степени освоенности территорий, ключевых показателях социально-экономического развития и т.д. Другими словами, экономическое пространство России весьма неоднородно как в природно-климатическом, так и в социально-экономическом аспектах. При усилившейся дифференциации российского пространства разделить регионы по типам становится все сложнее. Справедливости ради нужно сказать, что эта задача не была легкой и раньше в условиях плановой экономики.

Могут быть выделены два основных типа социальных показателей. К первому типу относятся показатели, количественная характеристика которых позволяет однозначно обосновать обязательные направления социальной политики. При этом социально-экономические особенности отдельных регионов не являются факторами дифференциации данных направлений. Социальные показатели второго типа характеризуются тем, что заключение о положительном или отрицательном значении для региона их фактического значения не может быть сделано без комплексной оценки ситуации в регионе. В отличие от ситуации с показателями первого типа целеполагание в части выбора направлений социальной политики приобретает в данном случае активный характер.

К числу показателей второго типа относятся, прежде всего, демографические показатели. Не зная реального состояния экономики региона, нельзя утверждать, положительное или отрицательное влияние на регион оказывают, например, имеющийся естественный прирост населения или сальдо миграции. Так, в трудоизбыточных регионах с напряженной ситуацией на рынках труда высокий естественный прирост труда и положительное сальдо миграции приведут к росту нагрузки на их рынки труда и снижению доходов населения и т.п.

Конкретный тип социальной политики может быть определен в том случае, если учесть особенности социально-экономической ситуации, сложившиеся в стране и ее регионах к определенному периоду времени. Особенности этой ситуации в свою очередь, определяет принципиальные требования к общегосударственной социальной политике и направления ее межрегиональной дифференциации.

Сфера социальной жизни общества.

Общество представляет собой множество людей. Но это не простая сумма отдельных индивидов. В этом множестве возникают определенные группы, общности, которые отличаются одна от другой и находятся между собой и обществом в целом в разнообразных соотношениях.

Естественно возникают вопросы: в силу каких причин в обществе на том или ином этапе возникают определенные общности, что они собой представляют, какие между ними устанавливаются связи, как и почему они развиваются, как функционируют, какова их историческая судьба, как складывается в обществе целостная картина связей и зависимостей этих общностей и складывается ли она вообще и т.д.? Социальная философия изучает законы, согласно которым в обществе складываются устойчивые, большие группы людей, отношения между этими группами, их связи и их роль в обществе. Эти законы и составляют содержание особой области общественной жизни - его социальной сферы.

В философско-социологической науке выделяют целый спектр социальных структур общества: социально-классовую, социально-территориальную (поселенческую), в основе которой лежат различия между городом и деревней, социально-демографическую, отражающую положение половых и возрастных групп, структуру профессиональную, по отраслям хозяйства. Существенно обогатились и научные представления об этнических общностях и их дифференциации, микросоциальной структуре общества - первичных коллективах, семье и т.д.

Вместе с тем сложилась никем особо не санкционируемая, но тем не менее довольно прочная традиция излишнего разделения, специализации изучения различных элементов социальной жизни. В рамках этой традиции отдельно изучались, скажем, классы и классовые отношения, этнические общности, коллективы, семья и т.д.

Но развитие общества все с большей настойчивостью требует преодоления раздельного изучения отдельных общностей, требует интегрального анализа социальной жизни.

Под социальной структурой понимается расслоение и иерархическая организация различных слоев общества, а также совокупность институтов и отношении между ними Термин «стратификация» — stratum - слои, пласт. Страты представляют собой большие группы людей, отличающихся по своему положению в социальной структуре общества.

Основой стратификационной структуры общества является естественное и социальное неравенство людей . Однако в вопросе, что именно является критерием этого неравенства, их мнения расходятся. Изучая процесс стратификации в обществе, К. Маркс назвал таким критерием факт обладания человеком собственностью и уровень его доходов. М. Вебер добавил к ним социальный престиж и принадлежность субъекта к политическим партиям, к власти. Питирим Сорокин считал причиной стратификации неравномерность распределения прав и привилегий, ответственности и обязанностей в обществе. Он же утверждал, что социальное пространство имеет и множество иных критериев дифференциации: ее можно осуществлять по гражданству, роду занятий, национальности, религиозной принадлежности и т. д.

Исторически стратификация, т. е. неравенство в доходах, власти, престиже и т. д., возникает с зарождение.м человеческого общества. С появлением первых государств она ужесточается, а затем, в процессе развития общества (прежде всего европейского), постепенно смягчается.

В социологии известны четыре основных типа социальной стратификации - рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества, а последний тип - открытые.

Первой системой социальной стратификации является рабство, возникшее еще в древности и в некоторых отсталых регионах сохраняющееся до сих пор. Различают две формы рабства: патриархальное, при котором раб обладает всеми правами младшего члена семьи, и классическое, при котором раб не имеет никаких прав и считается собственностью хозяина (говорящим орудием труда). Рабство было основано на прямом насилии, а социальные группы в эпоху рабовладения выделялись по наличию или отсутствию у них гражданских прав.

Второй системой социальной стратификации следует признать кастовый строй. Кастой называют такую социальную группу (страту), членство в которой передается человеку только по рождению. Переход человека из одной касты в другую при жизни невозможен - для этого ему необходимо родиться еще раз. Классическим примером кастового общества является Индия.

Следующую форму стратификации составляют сословия. Сословие - это группа людей, которая обладает закрепленными в законе или обычае правами и обязанностями, передаваемыми по наследству. Обыч-но в обществе существуют сословия привилегированные и непривилегированные. Например, в Западной Европе к первой группе относили дворянство и духовенство. ко второй - ремесленни-ков, купцов и крестьян.

Наконец, еще одной стратификационной системой является классовая. В. И. Ленин: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают».

В зависимости от исторического периода в обществе выделяют в качестве основных следующие классы :

а) рабов и рабовладельцев;

б) феодалов и феодально-зависимых крестьян;

в) буржуазии и пролетариата;

г) так называемый средний класс.

Поскольку всякая социальная структура представляет собой совокупность всех функционирующих социальных общностей, взятых в их взаимодействии, в ней могут быть выделены следующие элементы:

а) этническая структура (род, племя, народность, нация);

б) демографическая структура (выделение групп производится по возрасту и полу);

в) поселенческая структура (городские жители, сельские жители и т.

г) классовая структура (буржуазия, пролетариат, крестьяне и т. д.);

д) профессионально-образовательная структура.

Человек, занимающий некоторое место в структуре, имеет возможность переходить с одного уровня на другой, повышая или понижая при этом свой социальный статус, либо из одной группы, расположенной на каком-либо уровне, в другую, расположенную на том же уровне(перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое) Такой переход называется социальной мобильностью. (Вертикальная мобильность - продвижение человека по служебной лестнице вверх или вниз.)

Социальная мобильность иногда приводит к тому, что некоторые люди оказываются как бы на стыке некоторых социальных групп, испытывая при этом серьезные психологические затруднения. Их промежуточное положение во многом определяется неспособностью или нежеланием по каким-либо причинам адаптироваться к одной из взаимодействующих социальных групп. Этот феномен нахождения человека как бы между двумя культурами, связанный с его перемещением в социальном пространстве, называется маргинальностью. Маргинал - это индивид, утративший своп прежний социальный статус, лишенный возможности заниматься привычным делом и, кроме того, оказавшийся неспособным адаптироваться к новой социокультурной среде той страты, в рамках которой он формально существует. Индивидуальная система ценностей таких людей настолько устойчива, что не поддается вытеснению новыми нормами, принципами, правилами. Их поведение отличается крайностями: они либо чрезмерно пассивны, либо очень агрессивны, легко переступают через нравственные нормы и способны на непредсказуемые поступки. Среди маргиналов могут быть этномаргиналы - люди, попавшие в чужую среду в результате миграции; религиозные маргиналы - люди, стоящие вне конфессии или не решающиеся осуществить вы бор между ними, и др.

Качественные изменения, происходящие в экономическом базисе современного российского общества, повлекли за собой серьезные изменения в его социальной структуре. Формирующаяся в настоящее время социальная иерархия отличается противоречивостью, неустойчивостью и склонностью к существенным изменениям. К высшей страте (элите) сегодня могут быть отнесены представители государственного аппарата, а также владельцы крупного капитала, в том числе их верхушка - финансовые олигархи. К среднему классу в современной России относятся представители класса предпринимателей, а также работники умственного труда, высококвалифицированные управленцы (менеджеры). Наконец, низшую страту составляют рабочие различных профессий, занятые трудом средней и низкой квалификации, а также канцелярские служащие и работники бюджетной сферы (учителя и врачи в государственных и муниципальных учреждениях). Следует отметить тот факт, что процесс социальной мобильности между данными уровнями в России носит ограниченный характер, что может стать одной из предпосылок будущих конфликтов в обществе.

В процессе изменения социальной структуры современного российского общества можно выделить следующие тенденции:

1) социальная поляризация, т. е. расслоение на богатых и бедных, углубление социальной и имущественной дифференциации;

2) массовая нисходящая социальная мобильность;

3) массовая смена места жительства работниками умственного труда (так называемая «утечка мозгов»).

В целом можно сказать, что основными критериями, определяющими социальное положение человека в современной России и его принадлежность к тому или иному стратификационному уровню, являются либо размер его богатства, либо принадлежность к властным структурам.

Предыдущая22232425262728293031323334353637Следующая

  • 1. К социальной сфере жизни общества относится институт

  • производства

  • государства

  • религии

  • семьи


  • 2. Сотрудничество нескольких индивидов для penie-ния общей задачи называется

  • поступком

  • конфликтом

  • кооперацией

  • конкуренцией


  • 3. Определение: «Установленные в обществе прави­ла, образцы поведения, регулирующие жизнь людей» от­носится к понятию

  • социальный статус

  • социальные нормы

  • социальные ценности

  • социальный престиж


  • 4. Что из перечисленного подпадает под определение социальной группы?

  • семья

  • социальный слой

  • производственное объединение

  • все перечисленное выше


  • 34. Социальная стратификация представляет

  • социальное различие, неравенство в положении

  • результат взаимодействия внутри общественной группы

  • любые изменения в статусе личности

  • освоение индивидом социальных норм


  • 35. Различный доступ людей к социальным отражен в понятии

  • социальное происхождение

  • социальное неравенство

  • социализация

  • социальная мобильность


  • 36. Перемещение людей из одной социальной, в другую составляет суть понятия

  • социальная мобильность

  • социальная стратификация

  • социальная адаптация

  • социальная стабильность


  • 37. В Древнем Риме рабы не имели права наследовать имущество, участвовать в общественной жизни, вступать в брак. Это пример проявления социального

  • стабильности

  • мобильности

  • неравенства

  • эволюции


  • 38. Восходящую вертикальную социальную мобильность иллюстрирует пример

  • актер перешел из одного областного театра в другой"

  • баскетбольный тренер перешел из одной команды высшего дивизиона в другую

  • начальник цеха получил приглашение занять должность главного конструктора завода

  • лейтенант был разжалован в прапорщики


  • 39. Многие римские императоры являлись выходцами из простых солдат. Данный факт - пример проявления

  • социальной стратификации

  • социального статуса


  • 40. Окончив институт, М. пришел работать в школу учителем. Через 15 лет его назначили на должность директора этого учебного заведения. Данный факт является примером

  • горизонтальной социальной мобильности

  • социальной стратификации

  • социализации

  • вертикальной социальной мобильности


  • 41. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?

  • А. В процессе социальной мобильности происходит пере­мещение людей в рамках социальных страт.

  • Б. В процессе социальной мобильности происходит изме­нение статуса только индивидов и никогда социальных групп.

  • верно только А

  • верно только Б

  • верны оба суждения

  • оба суждения неверны


  • 42. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?

  • А. Под социальной мобильностью понимается переме­щение человека из одной социальной группы в другую.

  • Б. Под социальной мобильностью понимается в первую очередь увеличение уровня дохода человека.

  • верно только А

  • верно только В

  • верны оба суждения

  • оба суждения неверны


  • 43. Социальные нормы

  • неизменны на протяжении всей истории человечества

  • одинаковы для всех обществ

  • неукоснительно выполняются всеми членами общества

  • распространяются на всех членов общества


  • 44. Древнейшей социальной нормой, выработанной человечеством, является

  • мораль

  • традиция

  • вежливость

  • табу


  • 45. Для всех социальных норм характерен следующий признак

  • закрепление в нормативных актах

  • выражение общественного мнения

  • обеспечение принудительной силой государства

  • выполнение роли регулятора поведения людей


  • 46. Мера, принимаемая против строны, которая нарушила правила поведения, называется

  • презумпцией

  • санкцией

  • девиацией

  • фикцией


  • 47. К социальным нормам не относится

  • обязанность заботиться о престарелых родителях

  • обязанность здороваться, когда человек входит в помещение

  • запрещение разбирать электроприбор, если он ключей к электричеству

  • запрещение переходить улицу на красный сигнал светофора


  • 48. Эстетические нормы

  • закреплены в официальных документах

  • обеспечены силой государственного принуждения

  • отражают представления о прекрасном я безобразном

  • представлены религиозными запретами и предписаниями


  • 49. Предписания снимать пальто и шляпу при посещении театра, не шуметь во время спектакля иллюстрируют социальные нормы

  • этикета

  • морали

  • права

  • религии


  • 50. Преступное поведение, нарушающее формальные

  • нормы, называется

  • 1) конформистским

  • 2) девиантным

  • 3) неформальным

  • 4) деликвентным


  • 51. Новаторство является формой

  • негативного отклоняющегося поведения

  • позитивного отклоняющегося поведения

  • неправомерного поведения

  • неотклоняющегося поведения


  • 52. Молодой талантливый актер, стремящийся к по­пулярности, имеет обыкновение носить странные, необычные наряды. Этот пример иллюстрирует поведение

  • соответствующее обычаям

  • нарушающее нормы права

  • негативное отклоняющееся

  • позитивное отклоняющееся


  • 53. Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?

  • А. Отклоняющееся поведение всегда приводит к позитивным последствиям.

  • Б. Отклоняющееся поведение всегда расценивается как негативное явление.

  • верно только А

  • верно только Б

  • верны оба суждения

  • оба суждения неверны


  • 54. Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?

  • А. Отклоняющееся поведение может быть социально одобряемым

  • одобряемым.

  • Б. Проявлением отклоняющегося поведения является

  • участие в предвыборной кампании.

  • верно только А

  • верно только Б

  • верны оба суждения

  • оба суждения неверны


  • 55. Система способов воздействия общества, социальных групп на личность - это

  • 1) социальный статус

  • 2) социальный контроль

  • 3) социальная норма

  • 4) социальная санкция


  • 56. К числу неформальных негативных санкций относится

  • осуждение

  • штраф

  • выговор


  • 57. Верны ли следующие суждения о функциях coциального контроля?

  • А. Социальный контроль служит достижению и поддержанию социальной стабильности в обществе

  • Б. Социальный контроль способствует формированию самоконтроля.

  • верно только А

  • верно только Б

  • верны оба суждения

  • оба суждения неверны


  • 58. Верны ли следующие суждения о самоконтроле?

  • А. Совесть - проявление внутреннего контроля.

  • Б. Чем выше уровень самоконтроля у человека, тем регулятивная функция внешнего контроля проявляется меньше.

  • верно только А

  • верно только Б

  • верны оба суждения

  • оба суждения неверны


  • 59. Официальной формой выражения одобрения со стороны начальства для человека является

  • устная характеристика

  • лестный отзыв на собрании коллектива

  • доброжелательное отношение

  • вручение премии


  • 60. Милиционер получил строгий выговор за превы­шение полномочий во время спецоперации по борьбе с уличной преступностью, в которой пострадали более десяти жителей города. Данное взыскание является проявлением санкций

  • формальных позитивных

  • формальных негативных

  • неформальных позитивных

  • неформальных негативных


  • 61. Известный бизнесмен учредил именную стипендию для студентов-отличников. Это пример социального (-ой)

  • авторитета

  • нормы

  • санкции

  • стратификации


  • 62. Семью как малую группу характеризует

  • общность политических взглядов

  • общность быта

  • получение образования

  • осуществление профессиональной деятельности


  • 63. Семья относится к социологическому понятию:

  • 1) институт

  • 2) престиж

  • 3) статус

  • 4) мобильность


  • 64. Элементом механизма самоконтроля не является

  • общественное мнение

  • индивидуальное сознание

  • совесть

  • коммуникация


  • 65. Верны ли следующие суждения о психологических особенностях молодежи?

  • А. Для подростка важны в первую очередь внешние бытия, поступки, друзья.

  • Б. В юношеском возрасте большее значение приобретает внутренний мир человека

  • верно только А

  • верно только Б

  • верны оба суждения

  • оба суждения неверны


  • 66. Какой признак отличает молодежь как социальную группу?

  • 1) однородность, отсутствие дифференциации

  • 2) общность политических убеждений

  • 3) сходные черты поведения

  • 4) единство уровня доходов


  • 67. Принадлежность к семье А. предоставляет ее членам возможность получить известность в научных кругах. Данный пример отражает функцию семьи

  • эмоционально-психологическую

  • воспитательную

  • защитную

  • социально-статусную


  • 68. Суждения о молодежи:

  • А. Для молодежи характерен публичный отказ от существующей идеологии.

  • Б. Для молодежи характерно наличие собственных

  • убеждений, ценностей.

  • верно только А

  • верно только Б

  • верны оба суждения

  • оба суждения неверны


  • 69. Признак этнической социальной общности

  • сословное деление

  • единое гражданство

  • язык и культура

  • религия и мораль


  • 70. Определение: «Совокупность родов, связанных между собой общностью культры, происхождения, диалекта, религиозных представлений – это…»

  • семья

  • народ

  • племя

  • нация


  • 71. Наименование принадлежности лица к какой-либо этнической группе

  • 1)народ

  • 2)национальность

  • 3)нация

  • 4) племя


  • 72. Верны ли следующие суждения об этническом самосознании народа?

  • А. Этническое самосознание народа фиксирует унаследованные культурные традиции, понимание своего места среди других народов.

  • Б. Этническое самосознание народа ещё не сформировалось на такой стадии развития этноса, как племя.

  • верно только А

  • верно только Б

  • верны оба суждения

  • оба суждения неверны


  • 73. Верны ли следующие суждения о нации?

  • А. Люди, прввадлежащие к одной нации, объеденены общностью исторических и культурных традиций.

  • Б. Люди, принадлежащие к одной нации, всегда говорят на одном языке.

  • верно только А

  • верно только Б

  • верны оба суждения

  • оба суждения неверны


  • 74. Определение: «Идеология в политика, состоящие в проповеди национальной исключительности, национальвого превосходства, направленные на разжигание национальной вражды…» относится к понятию

  • ксенофобия

  • геноцид

  • дискриминация

  • национализм


  • 75. Верны ли следующие суждения о тенденциях развитии наций на современном этапе?

  • А. Процесс сближения, объединения наций на ocнове экономической интеграции.

  • Б. Процесс дифференциации наций, выражающийся их стремлении к самоопределению.

  • верно только А

  • верно только Б

  • верны оба суждения

  • оба суждения неверны


  • 76. Тенденцию к межнациональной интеграции в обществе отражает

  • сепаратизм

  • сближение народов

  • национальная изоляция

  • национальная дифференциация


  • 77. Причиной возникновения конфликтов на этнической почве является (-ются)

  • усиление инфляционных процессов в экономике

  • ущемление прав национальных меньшинств

  • экологические проблемы в регионах

  • имущественная дифференциация населения


  • 78.Гевоцид - это

  • политика насильственного обособления населения на основе расовой дискриминации

  • политика, направленная на уничтожение какой-либо национальной, этнической или религиозной группы

  • ограничение или лишение прав отдельных групп людей по национальным, политическим или другим соци­альным признакам

  • идеология и политика приоритета национального фактора в общественном развитии


  • 79. В демократическом государстве национальная политика реализуется через

  • 1) гарантирование прав малочисленных народов

  • 2) конституционное закрепление национального избирательного ценза

  • 3) предоставление прав гражданам по национальному

  • признаку

  • 4) ограничение использования национального языка


  • В2.2 Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «национальная политика».

  • Ассимиляция; расизм дискриминация; стратификация, этническая чистка.

  • Найдите термин не связанный с понятием

  • «национальная политика».


  • В 2.3 Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «социальной конфликт».

  • Компромисс; переговоры; арбитраж; реабилитация; свидетели.

  • Найдите и укажите термин, не связанный с понятие «социальный конфликт»


  • В 3.1 Установите соответствие между видом статуса и отдельным статусом личности:

  • 1. достигаемый (приобретаемый)

  • 2. предписанный

  • А) русский

  • Б) люмпен

  • В) командир полка

  • Г) мужчина

  • Д) профессор вуза


  • В 3.2 Установите соответствие между позитивными санкциями и примерами, иллюстрирующими их применение

  • 1)формальные

  • 2) неформальные

  • А) гражданину В. присвоили звание Заслуженный артист РФ

  • Б) заметка в стенгазете конструкторского бюро, написанная инженером А., нашла одобрение у коллег

  • В) научный сотрудник В. получил на заводе премию за свое изобретение

  • Г) исследователю Л. присудили ученую степень доктора исторических наук


  • В4.1 Найдите в приведенном ниже списке относящиеся к признакам стратификационного развития общества, и обведите цифры, под которыми они указаны.

  • уровень доходов

  • место в системе общественного производства

  • отношение к средствам производства

  • основные черты образа жизни

  • роль в общественной организации труда

  • социальный престиж

  • Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.


  • В 4. Найдите в приведенном ниже списке причины групповой социальной мобильности и обведите цифры, под которыми они указаны.

  • социальное происхождение

  • социальная революция

  • смена политического режима

  • уровень образования

  • гражданская война

  • социальный статус семьи


  • В 5.2 Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

  • (1) Социальная роль представляет собой поведение человека, обеспечивающее выполнение его статусных прав; обязанностей. (2) Социальная роль - это нормативно одобряемый, социально устойчивый образец поведения. (3) Эту роль человек реализует в рамках того или иного статуса. (4) По нашему мнению, именно социальная роль позволяет человеку легко и безболезненно интегрироваться в любую социальную систему.

  • А) фактический характер


  • В 5.3 Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

  • (1) По оценке, численность постоянного населения Российской Федерации на 1 апреля 2005 г. состав 143,3 млн человек и с начала года уменьшилась на 224,2 тыс. человек. (2) В I квартале 2005 г. в Росс отмечалось снижение числа родившихся и увеличен количества умерших. (3) По мнению социологов, в ближайшие годы тенденция к сокращению численности населения останется неизменной. (4) Тем не менее много специалистов считает, что в результате осуществления продуманной демографической политики неблагоприятная ситуация может быть исправлена в течение четырех лет.

  • Определите, какие положения текста носят:

  • А) фактический характер

  • Б) характер оценочных суждений


  • В 6.1. Прочитайте приведенный ниже текст, в кото­ром пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место про­пусков.

  • «Семья - это основанная на ____ (1)

  • и/или кровном родстве малая _____ (2),

  • члены которой объединен совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью,

  • взаимными ____ (3) по отношению друг к другу. Также семьей называется социальный ______(4), т. е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть их повседневной жизни: сексуальные отношения, деторождение и первичная ______(5), значительная часть бытового ухода,

  • образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к детям и лицам пожилого возраста. Регулируются эти отношения на основе определенных

  • норм и ____ (6)».

  • А) ценность Б) брак В) социализация Г) коллектив

  • Д) обязанность Е) институт Ж) родитель 3) группа И) любовь


  • С 5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «социальная группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содаржащие информацию о «социальной группе».


  • С 5.2. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «квазигруппа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о «квазигруппе».


  • С 5.3. Укажите любые три фактора, влияющих на социальную мобильность.


  • С 6.1. Назовите две тенденции в развитии современных межнациональных отношений и проиллюстрируйте каждую из них примером.


  • С 6.2. Раскройте на двух примерах связь социальных статусов и ролей.


  • С 6.3. Раскройте на трех примерах многообразие критериев выделения социальных групп.


    с 7.1. . В своде законов Киевской Руси «Русской Правде» были предусмотрены различные наказания за убийство. Так, штраф за убийство тиуна (управителя) был огромен: он равнялся стоимости стада в 80 волов или в 400 баранов. Жизнь смерда или холопа ценилась во много раз дешевле. Сделайте возможные выводы о сериальных отношениях общества того времени и способах их регулирования.


  • С 7.3. Возникшая в глубокой древности семья первоначально сосредоточивала в себе все основные функции по обеспечению жизнедеятельности человека. Постепенно она стала разделять свои отдельные функции с другими институтами общества. Укажите три такие функции. Назовите социальные институты, которые стали их выполнять.


    С 7.3. Проанализируйте сятуацию. После окончания института молодой человек Н. устроился менеджером в коммерческий банк. Спустя некоторое время он закончил курсы повышения квалификации, после чего был назначен исполнительным директором банка. Изменения произошли и в личной жизни Н.: он женился на дочери владельца банка. Какой социальный процесс здесь происходит? Какие факторы сыграли здесь решающую роль? Как они называются в социологии?


В качестве частей выделяют не только социальные субъекты, но и другие образования — сферы жизни общества.Общество является сложной системой специально организованной человеческой жизнедеятельности. Как и любая другая сложная система, общество состоит из подсистем, важнейшие из которых называют сферами общественной жизни.

Сфера жизни общества — определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами.

Сферы общественной жизни представляют собой крупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности.

Каждая сфера включает в себя:

  • определенные виды деятельности человека (например, образовательные, политические, религиозные);
  • социальные институты (такие, как семья, школа, партии, церковь);
  • сложившиеся отношения между людьми (т.е. связи, возникшие в процессе деятельности людей, например отношения обмена и распределения в экономической сфере).

Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:

  • социальную (народы, нации, классы, половозрастные группы и т.д.)
  • экономическую (производительные силы, производственные отношения)
  • политическую (государство, партии, общественно-политические движения)
  • духовную (религия, мораль, наука, искусство, образование).

Конечно, человек способен прожить без удовлетворения этих потребностей, но его жизнь тогда будет мало отличаться от жизни животных. Духовные потребности удовлетворяются в процессе духовной деятельности - познавательной, ценностной, прогностической и т.д. Такая деятельность направлена прежде всего на изменение индивидуального и общественного сознания. Она проявляется в , научном творчестве, самообразовании, и т.п. При этом духовная деятельность может быть как производящей, так и потребляющей.

Духовным производством называется процесс формирования и развития сознания, мировоззрения, духовных качеств. Продуктом этого производства являются идеи, теории, художественные образы, ценности, духовный мир индивида и духовные отношения между индивидами. Основные механизмы духовного производства — наука, искусство и религия.

Духовным потреблением называется удовлетворение духовных потребностей, потребление продуктов науки, религии, искусства, например посещение театра или музея, получение новых знаний. Духовная сфера жизни общества обеспечивает производство, хранение и распространение нравственных, эстетических, научных, правовых и иных ценностей. Она охватывает различные сознания — нравственное, научное, эстетическое, .

Социальный институты в сферах общества

В каждой из сфер общества формируются соответствующие социальные институты.

В социальной сфере важнейшим социальным институтом, в рамках которого осуществляется воспроизводство новых поколений людей, является . Общественное производство человека как социального существа, помимо семьи, осуществляется такими институтами, как дошкольные и медицинские учреждения, школа и другие учебные заведения, спортивные и иные организации.

Для многих людей производство и наличие духовных условий существования не менее важны, а для некоторых людей и более важны, чем условия материальные. Духовное производство отличает людей от других существ в этом мире. Состояние и характер развития определяю цивилизованность человечества. Основными в духовной сфере выступают институты , . Сюда же относятся культурно-просветительские учреждения, творческие союзы (писателей, художников и т. п.), средства массовой информации и иные организации.

В основе политической сферы лежат отношения между людьми, которые позволяют им участвовать в управлении общественными процессами, занимать относительно безопасную позицию в структуре социальных связей. Политические отношения — это формы коллективной жизни, которые предписываются законами и другими правовыми актами страны, уставами и инструкциями относительно самостоятельных сообществ, как вне страны, так и внутри ее, писаными и неписаными правилами различных . Осуществляются эти отношения посредством ресурсов соответствующего политического института.

В масштабе всей страны основным политическим институтом выступает . Оно состоит из множества следующих институтов: президент и его администрация, правительство, парламент, суд, прокуратура и другие организации, обеспечивающие общий порядок в стране. Помимо государства, существуют многие организации , в которых люди реализуют свои политические права, т. е. права на управление общественными процессами. Политическими институтами, которые стремятся участвовать в управлении всей страной, выступают и общественные движения. Кроме них, могут существовать организации регионального и местного уровня.

Взаимосвязь сфер общественной жизни

Сферы общественной жизни тесно взаимосвязаны. В истории наук об были попытки выделить какую-либо сферу жизни как определяющую по отношению к другим. Так, в Средние века господствовало представление об особой значимости религиозности как части духовной сферы жизни общества. В Новое время и эпоху Просвещения акцентировалась роль нравственности и научного знания. Ряд концепций ведущую роль отводят государству и праву. Марксизм утверждает определяющую роль экономических отношений.

В рамках реальных общественных явлений сочетаются элементы всех сфер. Например, характер экономических отношений может влиять на строение социальной структуры. Место в социальной иерархии формирует определенные политические взгляды, открывает соответствующий доступ к образованию и другим духовным ценностям. Сами экономические отношения определяются правовой системой страны, которая очень часто формируется на основе народа, его традиций в области религии и морали. Таким образом, на различных этапах исторического развития влияние какой-либо сферы может усиливаться.

Сложный характер социальных систем сочетается с их динамичностью, т. е. подвижным, характером.

В1. Установите соответствие между фактами и сферами жизни общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго

СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

А) производство товаров и услуг

1) экономическая

Б) отношения «отцов» и «детей»

2) социальная

В) межнациональный конфликт

Г) оказание банковских услуг

В2. Ниже приведён перечень социальных групп. Все из них за исключением одной образованы по конфессиональному признаку. Найдите и укажите социальную группу, «выпадающую» из их ряда, образованному по другому признаку:

Православные, мусульмане, протестанты, консерваторы, католики.

В3. Найдите в приведённом ниже списке пути общественного развития и выпишите цифры, под которыми они указаны в порядке возрастания:

1) дифференциация

2) эволюция

3) мобильность

4) стратификация

5) революция

В4. Запишите слово, пропущенной в приведенной ниже схеме:

В5. Установите соответствие основных сфер жизни общества и характерных для них явлений.

СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

ХАРАКТЕРНОЕ ЯВЛЕНИЕ

1) политическая

А) Повышение налогов на бензин.

2) экономическая

Б) Выражение недоверия правительству.

3) социальная

В) Премьера оперы М.П.Мусоргского «Борис Годунов».

4) духовная

Г) Повышение пенсий по старости на 200 рублей.

Запишите в таблицу выбранные цифры.

Прочтите текст и выполните задания С1-С4

Под социальной группой понимают объединение людей, имеющих общие признаки, общие интересы, ценности, тради­ции. Социальные группы классифицируют по различным осно­ваниям. Приведем некоторые из них: в зависимости от наличия или отсутствия официального статуса группы делятся на фор­мальные и неформальные. В зависимости от количества членов социальные группы делятся на малые, средние и большие.

К формальным относятся группы, построенные на основе официальных нормативных документов, на положениях, инст­рукциях. Члены таких групп нацелены на выполнение каких-либо видов деятельности и имеют упорядоченную определен­ным образом структуру. К неформальным группам относят сти­хийно складывающиеся объединения людей, которые не имеют документов, регламентирующих их деятельность. В формальных группах могут складываться отношения, которые характерны для неформальных групп.

В малых группах все члены находятся в непосредственном контакте. Размеры ее колеблются от двух до нескольких десят­ков человек (хотя некоторые ученые считают, что малой груп­пой можно называть объединение не более 5-7 человек). К ос­новным характеристикам малой группы относят: прямой кон­такт между индивидами, межличностное взаимовлияние, наличие общей цели и деятельности, внутригрупповое распреде­ление функций и социальных ролей, общность интересов, соци­альных норм, традиции, определенную локализацию в про­странстве и устойчивость во времени. Главное же в малой груп­пе - это сила, с которой группа действует на своего члена.

(Адаптировано по материалам энциклопедии для школьников

С1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

СЗ. Что отличает формальную группу от неформальной? Ис­пользуя содержание текста, укажите два отличия.

С4. Семья В. состоит из 7 человек: родителей, троих детей, дедушки и бабушки. Они проживают вместе в собственном до­ме. Родители работают и отводят детей в школу, дедушка заби­рает детей из школы и помогает им делать уроки, бабушка ведет домашнее хозяйство.

Какие указанные в тексте признаки малой группы проявля­ются в данном примере?

1. Верны ли следующие суждения об основных сферах жизни общества? А. Основные сферы жизни общества достаточно автономны и вместе с тем неразрывно

связаны. Б. Изменения в одной сфере жизни общества не влияют на другие сферы и общество в целом. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны

1. Общества стран Африки и индустриальное общество объединяет: а) взаимосвязью всех сфер жизни общества

б) применением мобильных телефонов

в) высоким уровнем образования

г) урбанизацией

2. Процесс объединения наций и народностей, стирающий границы в культуре и экономике, проявляется в:

а) доминировании массовой культуры в мире

б) снижении роли ООН

в) образовании международных корпораций

г) ультиматумах странам третьего мира

3. В государстве А. директивная экономическая система. Это означает, что там:

а) существуют все формы собственности

б) есть частная собственность на квартиры

в) преобладает государственная собственность

г) есть частная собственность на землю

4. Какое из действий гражданин не должен совершать при защите своих прав потребителя?

а) обращаться в суд

б) обращаться к адвокату

в) встретиться с нарушителем прав

г) разбивать товар

5. Политическая партия - это организованная группа людей, стремящаяся......... .:

а) получить льготы

б) получить ордена

в) получить власть или возможность на нее влиять

г) получить премию

6. Политические партии бывают:

а) правые, левые и центристские

б) либеральные и коммунистические

в) главные и второстепенные

г) парламентские и оппозиционные

7. Что из нижеперечисленного относится к проявлениям духовной культуры?

а) жилой дом

в) телевизор

г) правила поведения

8. Что из перечисленного ниже является лишним?

а) членораздельная речь

б) прямохождение

в) наличие разума

г) умение общаться

9. Николай внес деньги на счет в банке. В данном случае деньги являются:

а) средством обмена

б) средством платежа

в) средством накопления

г) мерой стоимости

10. Один из перечисленных источников семейного бюджета относится к социальным выплатам.

а) заработная плата отца

б) прибыль от семейного бизнеса

в) стипендия сына - студента

г) пенсия бабушки

11. Некоторые понятия из приведенных ниже являются лишними. Исключите их.

а) заработная плата

б) банковский процент

в) коммунальные платежи

г) пенсия

12. Что объединяет приведенные понятия? Фермерское хозяйство, коммерческий банк, туристическое агенство, ателье.

а) они относятся к экономической сфере

б) они относятся к сфере услуг

в) они относятся к сфере производства

г) они приносят прибыль владельцам

13. Что объединяет приведенные понятия?

Торговля, цена, продавцы, покупатели.

а) они относятся к политической сфере

б) это проявления социальной мобильности

в) это элементы отношений купли-продажи

г) они относятся к сфере управления экономикой

14. Запрет на какие-то действия, древнейшая форма обычая, называемая:

а) ограничение

б) дозволение

г) предостережение

15. Исключите лишнее понятие среди приведенных:

б) молодежь

г) пожилые

16. Ученые установили, что на выборы Президента РФ пришло больше молодежи, чем на выборы в Государственную Думу. С помощью каких методов исследования это могло быть установлено?

а) наблюдение

в) измерение

г) эксперимент

1. К потребностям человека, порожденным обществом, отно­сится потребность в: 1) трудовой деятельности; 2) нормальном

теплообмене 3) сохранении здоровья; 4) физической активности.

2. К потребностям человека, обусловленным его биологической

организацией, относится потребность в:

1) самореализации; 2) самосохранении; 3) самопознании; 4) самообразовании

3. Личность - это:

1) любой представитель человеческого общества; 2) социально значимые черты, характеризующие человека как члена об­щества; 3) всякий человеческий индивид; 4) совокупность биологических и социальных характеристик человека.

4. Индивидуальность - это:

1) специфические черты, присущие человеку как биологическому организму; 2) темперамент человека, его характер; 3) неповторимое своеобразие как природного, так и общественного в чело­веке; 4) совокупность человеческих потребностей и способностей.

5. Социализация личности - это:

1) общение с окружающими; 2) изменение социального статуса; 3) усвоение социального опыта, накопленного человечеством; 4) переход из одной социальной группы в другую.

6. Признаком человеческой деятельности, отличающей ее от по­ведения животных, является:

1) проявление активности; 2) целеполагание; 3) приспособление к окружающему миру; 4) взаимодействие с природой.

7. Что такое «нарушение экологического равновесия»?:

а) резкое ухудшение состояния природной среды;

б) изменения в экосистеме, ведущие, в конечном счете, к ее замене другой экосистемой на длительный или бесконечный срок.

8. К какой сфере относится понятие «нравственность»:

а) социальной;

б) духовной;

в) политической;

г) экономической.

9. Выберите правильные утверждения:

а) Свобода человека состоит в его способности жить вне об­щества.

б) Нет человека - нет общества.

в) Каждое новое поколение включается в уже сложившиеся общественные отношения.

г) Жизнь общества не подвержена изменениям.

д) Знания, трудовые умения, нормы морали являются про­дуктами общественного развития.

10. Выберите правильные утверждения:

а) Труд создает все необходимое для жизни людей.

б) На протяжении всей истории общество рассматривало труд как величайшее благо.

в) Труд связан с природой и воздействует - прямо или кос­венно - на природные объекты.

г) Появление автоматической техники освобождает челове­ка от необходимости трудиться.

д) Внедрение в производство машин позволило заменить на многих операциях руку человека.

11. Выберите правильные утверждения:

а) Политические отношения всегда касаются власти, госу­дарства.

б) Политика и политические отношения возникли вместе с появлением человеческого общества.

в) Только государство издает законы, обязательные для всех его граждан.

г) Интересы больших социальных общностей формулируют и выражают политические партии.

д) Членство в одной из политических партий является обя­занностью каждого гражданина.

12. Что является факторами производства?:

3) капитал;

4) предпринимательские способности;

5) информация.

13. Какой вид экономики встречается чаще всего?:

а) традиционная;

б) централизованная;

в) рыночная;

г) смешанная.

14. Выберите верное утверждение:

а) главный принцип рынка – сделка должна быть выгодной или только для продавца, либо только для покупателя;

б) основная проблема экономики – распределение безграничных ресурсов;

в) три главных вопроса экономики – что, как и для кого производить.

15. Приведите в соответствие:

1) власть, государство, выборы прези­дента, избирательное право

2) производство материальных благ, финансы, банки, торговля

3) классы, нации, первичные коллек­тивы, неравенство

4) театр, религия, наука, нравствен­ные нормы, ценности

А) духовная сфера жизни общества

Б) социальная сфера жизни общества

В) экономическая сфе­ра жизни общества

Г) политическая сфера жизни общества