Национальный статистический комитет. Национальный статистический комитет республики беларусь расширяет масштабы применения сэд
Межгосударственный статистический комитет Содружества Независимых Государств
Межгосударственный статистический комитет СНГ образован в 1992 году во исполнение решения глав правительств государств – участников СНГ от 30 декабря 1991 года.
Он подотчетен Совету глав правительств СНГ и Совету руководителей статистических служб государств-участников Содружества, в состав которого входит также Председатель Статкомитета СНГ (по должности). Комитет работает в тесном взаимодействии с национальными статистическими службами, Экономическим советом, Исполнительным комитетом и другими органами Содружества.
Координация деятельности национальных статистических служб, в том числе в рамках международных проектов по развитию статистики в регионе СНГ, содействие странам в реформировании государственной статистики на основе международных стандартов, организация широкого обмена статистической информацией и поддержание тем самым общего информационного пространства на территории Содружества – таковы основные задачи Межгосударственного статистического комитета СНГ.
За прошедшие годы на пространстве Содружества сложилась четко функционирующая система, которая обеспечивает формирование как статистической информации, гармонизированной между странами, так и применение единой методологии, базирующейся на международных рекомендациях, и учитывающей региональную специфику отдельных стран. Поддерживается необходимое технологическое единство в работе, в том числе и в форме постоянных рабочих контактов на уровне руководителей подразделений и специалистов Статкомитета СНГ и национальных статистических служб. В Статкомитете СНГ создана общая статистическая база (включающая динамические ряды данных с 1992 года), к которой обеспечен круглосуточный доступ для широкого круга пользователей.
В организации всей этой работы важную роль сыграло своевременное принятие модельного законодательного акта «О государственной статистике», который был подготовлен Статкомитетом СНГ, обсужден на Межпарламентской ассамблее СНГ и рекомендован ею парламентам стран Содружества для разработки на его основе национальных законов. Данный документ определяет основные принципы, порядок организации государственной статистики и регулирования правовых отношений, связанных со сбором, обобщением, распространением и хранением статистической информации.
Получаемая от национальных статистических служб информация, результаты ее обобщения и анализа используются Статкомитетом СНГ для экономического анализа и подготовки публикаций: ежемесячных, ежеквартальных и ежегодных докладов, аналитических обзоров и записок о социально-экономическом положении стран СНГ, статистических сборников и ежегодников и других изданий, направляемых руководителям государств Содружества, их экономическим службам, межгосударственным структурам СНГ, международным организациям (ООН, ОЭСР и др.), национальным статистическим службам.
Большое внимание Статкомитет СНГ уделяет выполнению функций рабочего органа Совета руководителей статистических служб, руководствуясь при этом необходимостью решения насущных в профессиональном и международном плане перспективных и текущих задач. В результате только в 2013-2015 годах были подготовлены материалы по более чем 50-и вопросам, которые рассмотрены на проведенных в этот период шести заседаниях Совета.
Основываясь на резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, предоставившей Содружеству Независимых Государств статус наблюдателя при ней (A/RES/48/237, 30.03.1994), Статкомитет СНГ участвует в работе Статистической комиссии ООН, Конференции европейских статистиков ЕЭК ООН и ее Бюро, Комитета по статистике ЭСКАТО, является членом Комитета по координации статистической деятельности, в состав которого входят свыше сорока международных статистических организаций.
Обладая статусом международной статистической организации и соответствующими полномочиями от Совета руководителей статистических служб стран Содружества, Статкомитет СНГ имеет широкие возможности поддерживать интересы национальных статистических служб региона в различных международных проектах.
54 заседание Совета руководителей статистических служб государств-участников СНГ, октябрь 2015г., г.Душанбе
47 заседание Совета руководителей статистических служб государств-участников СНГ, апрель 2012г., г.Москва
«Внедрение Системы национальных счетов (СНС) 2008», совещание специалистов национальных статистических служб стран СНГ, апрель 2016г., г.Минск
Международный экономический форум государств-участников СНГ «25 лет вместе новые форматы взаимодействия», март 2016г., г.Москва
«Семинар по вопросам организации и проведения международных сопоставлений валового внутреннего продукта», август 2010г., г.Минск
«Проблемы измерения основных показателей рынка труда при переписях населения и обследованиях рабочей силы», совещание руководителей и специалистов национальных статслужб стран СНГ, август 2015г., г.Бишкек
Российская агропромышленная выставка «Золотая осень», Статкомитет СНГ награжден Дипломом участника, октябрь 2014г., г.Москва
«Развитие сельскохозяйственной и сельской статистики в регионе СНГ» региональный проект в рамках Глобальной стратегии совершенствования этого раздела статистики, совещание специалистов национальных статистических служб стран СНГ, февраль 2015г., г.Будапешт
«Развитие статистики труда в регионе СНГ: проблемы и перспективы информационного обмена», совещание руководителей и специалистов национальных статслужб стран СНГ, декабрь 2014г., Республика Беларусь, г.Минск
Выставка «20 лет СНГ: к новым горизонтам партнерства», Статкомитет СНГ награжден Дипломом участника, июль 2011г., г.Москва
Награждение Председателя Статкомитета СНГ В.Л.Соколина Орденом Почета, орден вручает Председатель Исполнительного комитета - Исполнительный секретарь СНГ С.Н. Лебедев, март 2010г., г.Москва
Проект автоматизации делопроизводства стартовал в 2007 году. В 2010 году было принято решение о расширении области применения СЭД и запуске двух проектов по автоматизации документооборота. Целью первого проекта является создание Автоматизированной системы электронного документооборота (АСЭД) как самого Белстата, так и территориальных органов статистики: главных статистических управлений Брестской, Витебской, Гомельской, Гродненской, Минской и Могилевской областей, а также города Минска.
В рамках реализации проекта планируется создание единого информационного пространства, в котором пользователям предоставляется возможность совместной работы со всеми документами. При этом АСЭД Белстата автоматизирует не только традиционные делопроизводственные функции, но и предметную деятельность комитета, а также выполнение аналитической и справочно-информационной работы.
В новой системе обеспечена интеграция с системой защищенной электронной почты органов государственного управления Mailgov и Единой информационной системой контроля выполнения поручений Президента Республики Беларусь.
Второй проект нацелен на создание Базы готовых документов (БГД) Белстата. Это позволит стандартизировать и унифицировать процессы внутриведомственного ведения сводной статистической информации, а также соблюсти принцип «однократный ввод информации и многократное ее использование».
В ноябре 2010 г. в Национальном статистическом комитете Республики Беларусь была принята в опытную эксплуатацию корпоративная автоматизированная система электронного документооборота (АСЭД Белстата), построенная на платформе системы «ДЕЛО» компании «Электронные Офисные Системы».Предполагается, что АСЭД Белстата объединит единой технологией работы все подключенные к системе органы статистики на республиканском, областном и районном уровнях и обеспечить соблюдение принципа «однократный ввод информации и многократное ее использование».
Основными целями создания АСЭД Белстата являются:
- рост эффективности деятельности структурных подразделений за счет за счет оптимизации технологических процессов обработки и движения документов;
- повышение качественного уровня работы сотрудников с электронными и бумажными документами;
- уменьшение времени, необходимого на выполнение различных операций с документами (регистрации, поиска, передачи и др.);
- ведение сквозного контроля исполнения документов;
- сокращение сроков исполнения документов;
- повышение исполнительской дисциплины сотрудников;
- постепенное снижение доли бумажных и увеличение доли электронных документов в общем документопотоке.
В июне – октябре 2010г. были выполнены следующие пусконаладочные работы по вводу в действие АСЭД Белстата:
- установка и настройка на рабочих местах пользователей клиентской части АСЭД;
- адаптация программного обеспечения АСЭД (шаблоны и отчетные формы для получения статистических данных по заданным критериям)
- обучение персонала Национального статистического комитета Республики Беларусь.
Пользователями АСЭД Белстата являются более 350 человек.
Использование АСЭД Белстата уже на данном этапе обеспечило:
- создание и ведение технологической базы типовых процессов обработки документов (структура базы отражает информационную модель системы управления организацией);
- автоматизированную регистрацию, размещение документов и информации в единой базе данных;
- единые инструменты создания, редактирования и обработки документов;
- контроль за исполнением документов и управленческих решений;
- стандартизацию форматов электронных документов внутри системы;
- интеграцию с системой защищенной электронной почты органов государственного управления «Mailgov», Единой информационной системой контроля выполнения поручений Президента Республики Беларусь;
- типизацию рабочих мест пользователей;
- формирование выходных документов и отчетов;
- защиту документов и информации от несанкционированного доступа на основе системы паролей и иерархии пользователей;
- контролируемое перемещение документов и карточек средствами электронной почты;
- доступ к информации и многопользовательскую работу с документами по локальной сети.
17.01.2020
Статистика в Республике Беларусь стала развиваться как часть системы статистики Российской Империи. С начала 20 века в губернских города действовали отделы статистики, основной задачей которых было проведение переписей.
В 1918 году губернские статистические отделы были переименованы в губернские статистические бюро.
Нужно отметить, что в период перехода к социализму роль органов статистики заметно возросла, в связи построением централизованной системы хозяйствования. Если статистические данные частных предприятий имели для государства, в первую очередь, информационный характер, то для советской власти та информация была одной из основ централизованного планирования.
23 августа 1920 года в БССР было принято решение о формировании органов статистики. В 1920 году образовано Центральное статистическое бюро, наделенное реввоенсоветами широкими полномочиями для сбора необходимой информации.
На заседании Совнаркома 23 января 1921 года было утверждено штатное расписание и смета расходов Центрального статистического бюро. Оно имело в своем составе следующие секции:
- демографическая - 17 сотрудников;
- статистики народного образования - 14;
- статистики народного здравоохранения - 8;
- статистики труда и социального обеспечения - 12;
- статистики земледельческого хозяйства - 16;
- текущей сельскохозяйственной статистики - 16;
- статистики промышленного производства - 27;
- экономической статистики - 17;
- лесной статистики - 8;
- военной статистики - 8;
- статистики коммунального хозяйства и управления - 13;
- отдел общего управления - 28.
Итого: 184 сотрудника.
По мере развития народного хозяйства БССР, в 1924 году Центральное статистическое бюро было преобразовано в Центральное статистическое управление. Оно получило полномочия объединенного наркомата, а глава управления - право совещательного голоса в Совнаркоме.
С 1925 года начал издаваться «Статистический ежегодник БССР». К десятилетию образования БССР в 1929 году была издана масштабное статистическое исследование «Белорусская ССР в цифрах».
С проведение коллективизации, развитием промышленности, объем работ и роль государственной статистики продолжала возрастать.
В 1930 функции Центрального статистического управления БССР были переданыГосударственной плановой комиссии при СНК БССР.
Тот же процесс произошел с окружными статистическими органами.
Председатель Государственной плановой комиссии получил право решающего голоса в Совете народных комиссаров.
В послевоенный период работа государственных органов статистики была возобновлена. Их развитие шло параллельно с восстановлением хозяйства республики.
Задачи, стоящие перед статистикой чрезвычайно усложнились, требовались новые формы организации. В 1948 годубыло сформировано Центральное статистическое управление на основе существовавшего Центрального статистического управления Госплана.
С 1957 года в ЦСУ начаты работы по механизации и автоматизации учета. В 1967 году появились первые ЭВМ «Минск-22».
В послевоенный период наиболее значимыми статистическими мероприятиями были переписи населения. Они проходили в рамках всесоюзных переписей в 1959; 1979; 1989гг.
Следующая перепись населения произошла уже Республике Беларусь как в самостоятельном государстве в 1999 году.
В 1994 году на основе Государственного комитета по статистике и анализу было создано Министерство статистики и анализа республики Беларусь.
В 2008 году оно было переименовано в Национальный статистический комитет .
Со становлением Беларуси как независимого государства связано преобразование системы статистики в соответствии с международными стандартами. Эта работа началась в 1992 году и продолжается по сей день. Меняются цели и принципы статистического учета. Происходит переход от баланса народного хозяйства к системе национальных счетов, главным показателем экономического развития становится (ВВП).
Кроме проведения переписей, сбора и обработки статистических данных предприятий, проводится постоянный текущий сбор информации .
В настоящий момент период Национальным статистическим комитетом стоят следующие задачи :
- разработка в соответствии с международными стандартами официальной статистической методологии;
- проведение статистической деятельности в соответствии с принципами государственной статистки;
- обеспечение официальной статистической информацией общества, государства и международного сообщества.
Для реализации поставленных задач Белстат осуществляет следующие функции :
- для организации государственных статистических наблюдений, формирования системы национальных счетов, сбора и обработки статистической информации разрабатывает и утверждает официальную методологию статистической деятельности;
- вместе с другими государственными организациями ведущими государственную статистику разрабатывает и утверждает стратегию ее развития;
- представляет программу статистических работ на утверждение Совмина;
- осуществляет подготовку и проведение централизованных государственных статистических наблюдений;
- разрабатывает, утверждает и дает указания по заполнению форм государственных статистических наблюдений;
- безвозмездно предоставляет пользователям доступ к программному обеспечению для составления электронных статистических документов, обеспечивает бланками форм централизованной государственной статистики на бумажных носителях, дает разъяснения по их заполнению;
- организовывает централизованные государственные статистические наблюдения и руководит проведением;
- принимает меры по обеспечению конфиденциальности статистических данных и их использование в соответствии с целями госстатистики;
- предоставляет собранную и обработанную статистическую информацию руководящим органам Республики Беларусь, распространяет статистическую информацию в установленном законом порядке;
- предоставляет пользователям равный доступ к статистической информации и системе ее формирования;
- в соответствии с международными соглашениями, обменивается статистической информацией с соответствующими организациями других государств и международными органами;
- осуществляет ведение баз данных официальной статистики;
- участвует в разработке и поддерживает функционирование специализированных систем обработки информации государственной статистики;
- проводит мобилизационную подготовку Национального статистического комитета, контролирует соответствующую работу его территориальных органов и подчиненных организаций;
- выполняет иные функции определенные законодательством.
Конкретизация функций Белстата сформулирована в «Стратегии развития государственной статистики Республики Беларусь на период до 2017 года».
Правовыми основаниями деятельности Национального статистического комитета Республики Беларусь являются: Закон «О государственной статистике» № 345-З от 28 ноября 2004 года, Положение о Белстате утвержденное Указом Президента Республики Беларусь №445 от 26 августа 2008 года.
В Приказе Национального статистического комитета «О ведении государственной статистики в 2015 году» указаны конкретные формы статистической отчетности, определены лица их составляющие и принимающие, сроки исполнения.
Структуру руководства и распределения обязанностей Национального статистического комитета можно изучить на официальном сайте http://belstat.gov.by .
Функции разных подразделений отличаются спецификой области исследования, однако, принципиально совпадают в методологии и конечной цели работы.
Территориальные подразделения Белстата представлены главными статистическими управлениями в городе Минске и каждой области. Областные управления имеют в своем составе отделы статистики в каждом из районов.
У каждого из подразделений есть свои специфические задачи и функции, однако их можно представить как структурные элементы общих задач и функций статистической системы государства.
Деятельность всех отделов и служб статистической системы определяется общей методологией.
Методология Национального статистического комитеты Республики Беларусь излагается в «Методике по формированию и расчету статистических показателей» и «Инструкциях по организации и проведению государственных статистических наблюдений».
Существуют методики учета :
- системы национальных счетов, состоящей из двенадцати разделов охватывающих, в том числе, и ненаблюдаемую часть экономики;
- статистики:
- промышленности;
- инноваций;
- топливно-энергетического комплекса;
- инвестиций и строительства;
- труда;
- финансов;
- сельского хозяйства;
- окружающей среды;
- внешней торговли;
- внутренней торговли;
- транспорта;
- связи;
- услуг;
- обследования домашних хозяйств;
- малого предпринимательства;
- населения.
Исследования в этих областях регулируются соответствующими инструкциями.
Как видно из вышеизложенного, система государственной статистики в Республике Беларусь - это детально проработанная структура по сбору, обработке и распространению данных касающихся практически всех поддающихся количественному учету сторон жизни общества.
Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter