Ника национальное исследование качества образования. Национальное исследование качества образования: проблемы и особенности
Вопросы проведения в школах больших проверочных работ, скрывающихся за загадочными аббревиатурами ВПР и НИКО, пожалуй, волнуют уже подавляющее большинство учителей и родителей. В прошлом учебном году, весной 2018 года, через эту внешнюю проверку прошли 4,7 миллионов школьников из 4,5 тысяч школ страны. В общей сложности в течение трёх весенних месяцев дети написали более 16 миллионов проверочных работ по разным предметам. В прошлом году такие срезы знаний коснулись учеников 4, 5, 6, 10 и 11 классов. В текущем году количество участников одних только ВПР будет 7 миллионов.
Справка:
ВПР (Всероссийская проверочная работа) – итоговая контрольная работа, которая проводится с целью проверки уровня подготовки учеников по тому или иному предмету с учётом требований ФГОС (Федеральных государственных образовательных стандартов. Проводятся они для самодиагностики школы, чтобы устранить «пробелы» и ликвидировать педагогическую запущенность учащихся, которая часто формируется ближе к 9 классу. Задания разрабатываются на федеральном уровне, но проводятся ВПР в школах. ВПР обычно проводятся на 2-3 уроке в своей школе, проверяются силами своих учителей в день написания проверочной работы. С 2018-2019 года в ВПР будут участвовать ученики 4, 5, 6, 7, 8, 10 и 11 классов. До этого года 7 и 8 классы в проверках не участвовали.
НИКО (Национальное исследование качества образования) – проверочная работа, организованная для того, чтобы увидеть реальное состояние системы образования по всем без исключения предметам. Анализ этой статистики необходим для совершенствования преподавания и выстраивания новых программ повышения квалификации учителей. В НИКО участвуют школьники с 1 по 11 классы.
Кто и когда будет писать ВПР в 2019 году
Как мы уже сообщили, с этого учебного года в ВПР будут участвовать 7 и 8 классы, то есть список классов, которые пройдут через внешнюю проверку, расширился. Ученики 7 и 8 классов в этом году пройдут через апробацию новых форм ВПР, школа может самостоятельно решать, участвовать ли в проверке или нет. Для учащихся 4 классов в этом учебном году в порядке эксперимента сроки проведения ВПР будут плавающими, то есть школа сама будет иметь возможность выбрать даты в рамках предложенного срока (недели).
Всероссийские проверочные работы во всех классах будут проводиться в марте-апреле 2019 года. Точный график пока не опубликован.
4 класс – ВПР по русскому языку , математике и окружающему миру .
5 класс – ВПР по русскому языку , математике , истории и биологии .
6 класс – ВПР по русскому языку , математике , географии , обществознанию , истории и биологии .
7 класс (по желанию школы) – ВПР по иностранному языку , обществознанию , русскому языку , биологии , математике , географии , физике и истории .
8 класс (по желанию школы) – ВПР по обществознанию, биологии, физике, географии, математике, русскому языку, истории и химии .
10 класс (по желанию школы) – ВПР по географии .
11 класс (по желанию школы) – ВПР по иностранному языку, географии (может проводиться в 10 классе), химии, физике, истории и биологии . В 11 классе ВПР по предложенным предметам будут писать выпускники, которые не сдают по этому предмету ЕГЭ. Результаты ВПР на итоговую аттестацию не влияют. Демоверсии ВПР для 11 классов можно посмотреть на сайте ФИПИ .
Нельзя не сказать ещё об одном новшестве на ВПР-2019. В этом учебном году результаты ВПР будут возвращаться в школу в виде статистики, занесенной в индивидуальную карту ученика, в которой будут перечислены проблемы, выявленные в ходе проверки знаний.
Кто и когда в будет писать НИКО в 2018-2019 уч. г.
16 и 18 октября 2018 года пройдёт НИКО по географии в 7 и 10 классах .
В апреле 2019 года - НИКО по физической культуре в 6 и 10 классах .
Рособрнадзор анонсировал планы провести в октябре 2019 года НИКО по математике в 5, 7 и 10 классах, но это будет уже в следующем учебном году.
Обычно проект НИКО предусматривает выбор 15 образовательных учреждений в разных регионах страны. Результаты НИКО не должны влиять на четвертные, триместровые или итоговые оценки детей.
В 2014 году в целях развития единого образовательного пространства в Российской Федерации и совершенствования общероссийской системы оценки качества образования Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) приступила к реализации серии школьных исследований качества образования в РФ — НИКО (национальные исследования качества образования).
Особенностями реализации НИКО является следующее:
- Проведение исследований не реже 2 раз в год, каждое из которых представляет собой отдельный проект в рамках общей программы
- Каждый проект НИКО реализуется на основе единой организационно-технологической схемы, могут применяться бланковые технологии, технологии компьютерного тестирования.
- Проведение исследований освещается на сайте eduniko.ru.
- По результатам исследований проводятся межрегиональные конференции по оценке качества общего образования.
- Во время проведения НИКО в пунктах проведения исследования обязательно присутствие организаторов и независимых наблюдателей. В процедурах могут принимать участие общественные наблюдатели ЕГЭ или ОГЭ.
- Не допускается использование результатов НИКО для оценки деятельности образовательных организаций, учителей, муниципальных и региональных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования.
С подробной информацией о НИКО можно познакомиться на официальном сайте .
Перечень проектов, реализуемых в рамках программы НИКО в 2018-2019 годах
Исследование качества образования | Цели исследования |
Национальное исследование оценки качества образования по литературе и МХК в 6-х и 8-х классах (апрель 2018) | Анализ качества подготовки школьников в области литературы и МХК |
Национальное исследование оценки качества образования по географии в 7-х, 10-х классах (октябрь-ноябрь 2018 года) | Анализ качества подготовки школьников в области географии |
Национальное исследование оценки качества образования по физической культуре в 6-х, 10-х классах (апрель 2019 года) | Анализ качества подготовки школьников в области физической культуры |
Национальное исследование оценки качества образования по технологии в 5-х, 8-х классах (октябрь 2019 года) | Анализ качества подготовки школьников по технологии |
Результаты исследований
Результаты национального исследования качества образования по литератур е
Результаты национального исследования качества образования по географии
Перечень проектов, реализуемых в рамках программы НИКО в 2017 году
Результаты исследований
Результаты национального исследования качества образования по ОБЖ
Результаты национального исследования качества образования по химии и биологии
Перечень проектов, реализуемых в рамках программы НИКО в 2016 году
Результаты исследований
Результаты национального исследования качества образования по истории и обществознанию
Результаты национального исследования качества образования по иностранным языкам
Направлено на анализ преподавания в российских школах различных учебных дисциплин. Были приняты программные документы, которые определяют направления и задачи отечественного образования, по которым проводится периодический мониторинг.
Актуальность исследования
Национальное исследование качества образования осуществляется в тех регионах, которые определяются в качестве экспериментальных территорий. Результаты подобных мониторингов дают возможность представителям системы образования рассматривать основные проблемы, а также выявлять предметные области, в которых школьники демонстрируют невысокие показатели обученности.
Проблемы
Именно из-за недостаточной целостности и сбалансированности механизмов оценки качества обучения, а также отсутствия дееспособного механизма учета индивидуальных достижений школьников нет возможности реализовывать единое образовательное пространство. Национальное исследование направлено на поиск оптимальных инструментов для повышения качества российского обучения. Только при построении сбалансированной единой системы процедур оценки качества общего образования можно рассчитывать на выявление состояния отдельных компонентов.
Например, национальное исследование качества образования способствует анализу уровня обученности в отдельных районах, регионах, позволяет проводить сравнительный анализ, выявлять отстающие и преуспевающие регионы.
Значимость исследований
Материалы национальных исследований качества образования систематизируются, анализируются, используются для обобщения информации не только о состоянии образования в регионах, но и составления общей картины.
Среди тех целей, которые преследуют подобные программы, выделим:
- формирование единой образовательной среды в стране;
- помощь в реализации программных документов РФ, касающихся оценки отечественного обучения;
- модернизация механизмов получения содержательной и правдивой информации о состоянии разных частей и подвидов образовательной системы;
- оценка внедрения новых федеральных государственных стандартов в российские школы.
Национальное исследование качества начального образования способствует развитию аналитической, информационной, методологической базы для принятия конкретных решений по дальнейшему развитию отечественного образования. Для каких целей еще организуется НИКО? помогают в процессах стандартизации оценочных технологий. После получения информации по конкретным учебным дисциплинам в российской образовательной системе принимают единые требования к выставлению отметок.
Периодичность исследований
Как часто проводятся предполагают периодическое изучение конкретных учебных дисциплин на определенных уровнях общего обучения. Такие мониторинги организуют не меньше двух раз в год. Каждое исследование является отдельным проектом, реализуемым в рамках единой программы.
Подходы к реализации учебных проектов в рамках НИКО
Любой проект, который реализуется в ходе НИКО, обладает своим предметом исследования, задачами, целями, которые соответствуют актуальным направлениям развития общей системы российского образования. НИКО считается отдельным, независимым исследованием, проводимым в сфере оценки качества отечественного обучения. Диагностические работы, которые предлагаются школьникам в рамках национального исследования, направлены на выявление уровня подготовки учеников образовательных учреждений в разных предметных областях.
Отметим, что в рамках подобной диагностики не предусмотрено анализа экономического статуса семьи. Для выполнения диагностических работ в каждом регионе выбираются школы-участники. Для осуществления процесса привлекаются организаторы, в роли которых выступают независимые люди. Например, в качестве экспертов могут выступать представители школьной администрации, сотрудники государственных органов, а также педагоги, которые не являются преподавателями проверяемой учебной дисциплины.
Заключение
В каждом независимом исследовании анализируется какая-то одна определенная единица. Например, при продумывании контрольной работы по биологии в качестве основной задачи исследования ставится анализ практических навыков обучающихся. После того как будет обработана информация, ее предоставляют в Министерство образования РФ, принимается решение о целесообразности внесения изменений в содержание учебной дисциплины. Систематические национальные исследования являются прекрасным способом для выявления проблем, существующих в отечественном образовании.