Инклюзивное образование – московский опыт. Инклюзивное образование в законе «Об образовании в Российской Федерации». Обучение детей с ограниченными возможностями
Инклюзивное образование – это передовая система обучения, которая нужна детям, имеющим определенные особенности в развитии и здоровье. Согласно ей, ребята здоровые и с инвалидностью обучаются совместно. Описано инклюзивное образование в законе об образовании – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», подписанном президентом РФ 29.12.2012 года. Согласно этому закону, каждый ребенок имеет право обучаться с остальными. Суть инклюзивного образования в том, что все дети имеют равный доступ к образованию, причем это не зависит от их особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Что говорит закон?
Современная система образования рассчитана на детей со стандартными возможностями, то есть на тех, кто может обучаться по общей программе и успевать в соответствии с установленными требованиями. Но на деле оказывается совершенно не так, поскольку многие дети имеют особые образовательные потребности. Еще недавно таких ребят обучали отдельно, и они выпадали из общего образовательного процесса. Сегодня же все чаще встречается такое понятие, как инклюзивное образование. В законе об образовании оно описывается как обучающий процесс детей, к которым требуется индивидуальный подход. В основе данного метода лежит идея о том, что таких ребят нельзя дискриминировать. Как следствие, даже школьники с особыми потребностями в образовании могут обучаться в системе общего образования.
Новые веяния
Инклюзия сегодня – это развитая, гуманная и эффективная система образования, рассчитанная на совокупное обучение и здоровых детей, и тех, кто требует более внимательного отношения. То есть получается, что образование должно быть доступно каждому независимо от состояния его здоровья – физического или умственного.
Несмотря на то что описано инклюзивное образование в законе об образовании, внедрение этого процесса в нашей стране вызывает массу споров, но еще больше – сложностей. В зарубежных странах инклюзия – это образовательный процесс с богатой историей, который законодательно закреплен. В России с этим проблемы, несмотря на то что почти 5% детского населения относится к лицам с ограниченными возможностями здоровья.
Принципы инклюзии
Инклюзивное образование детей охватывает глубокие аспекты современного развития школы. В данном процессе важную роль играет право ребенка на образование, в соответствии с чем создается особенная среда, максимально адаптированная под конкретные особенности лиц. Для детей с определенными отклонения в развитии инклюзив предполагает создание образовательной среды, в которую будет вовлечен каждый. Как следствие, при таком типе образования реализуется несколько принципов:
- Образование имеет равную ценность для всех учеников и педагогов.
- Все учащиеся должны быть одинаково вовлеченными как в учебный процесс, так и в культурную жизнь школы.
- Методика обучения должна быть реструктурирована таким образом, чтобы оно отвечало потребностям каждого ребенка.
- Перед детьми не должно быть никаких барьеров для получения знаний.
- Все различия между учениками должны отражаться в ресурсах педагогического процесса.
Особенности законодательства
Министерство образования и науки призывает к тому, чтобы все дети имели одинаковое право на обучение. Разработка соответствующего закона об инклюзивном образовании велась при участии как профессионального сообщества, так и представителей детей-инвалидов. Основной принцип этого закона таков: каждый человек имеет право на образование без дискриминаций. Положения законопроекта указывают на то, что для реализации данного постулата в каждом субъекте РФ органы государственной власти и местного самоуправления должны создать все условия для получения образования детьми с разным состоянием здоровья.
Инклюзивное образование в законе об образовании понимается как обучение детей с ограниченными возможностями, то есть лиц, у которых есть недостатки в развитии. В обязательном порядке любые отклонения должны быть подтверждены соответствующими справками. Сам образовательный процесс может быть организован как отдельно, так и совместно со здоровыми детьми. Под инклюзивным образованием законодательство закрепляет равный доступ к получению знаний для всех обучающихся независимо от того, есть ли у них определенные потребности или индивидуальные возможности.
Министерство образования и науки акцентирует внимание на том, что в детских садах и школах образовательный процесс должен вестись с учетом индивидуальных особенностей каждого требующего внимания ребенка. Специальные условия – это разработка специальных программ и методов обучения, учебников, дидактических материалов, специальных технических средств, которые позволяли бы проводить коррекционные занятия.
Особенности образовательного процесса
Получение образования лицами с ограниченными возможностями ведется на основе бесплатных специальных учебников, пособий. За данную социальную поддержку отвечает конкретный субъект РФ. Инклюзивное образование в школе должно вестись специалистами, которые будут оказывать всестороннюю помощь детям: психолого-педагогическую, медицинскую, социальную. Инклюзивность образования и его доступность повышается и благодаря особым правам, которые действуют для таких лиц при поступлении в высшие учебные заведения.
Как все организовать на деле?
Инклюзивное образование организовать само по себе невозможно в первую очередь потому, что современная школа – это социальный институт, который направлен на обучение детей, способных усвоить стандартную программу. Чтобы организовать инклюзивное образование в школе, важно подготовить саму сложившуюся систему к этому явлению. А для этого нужно пересмотреть психологические и ценностные установки специалистов, уровень их компетентности. В большинстве школ учителя просто не готовы ни профессионально, ни психологически, ни методически к проведению подобной работы. К тому же всегда превалирует страх перед неизвестным, ведь обучать особенных детей очень и очень трудно. Соответственно, для начала нужно подготовить руководителей образовательных учреждений, где будет внедряться инклюзив, а уже потом открывать коррекционные классы.
Варианты образовательного процесса
Существует несколько возможностей организации учебного процесса для детей с особенностями развития:
- В первом варианте ребенок участвует в образовательном процессе наряду с остальными сверстниками в те же самые календарные сроки. Чтобы дети с ограниченными возможностями могли усвоить программу, важно предусмотреть для них поддержку педагогов, психологов.
- При втором варианте развития событий ребенок может обучаться в классе со сверстниками, но индивидуально, по определенной продуманной программе.
- Обучение детей с проблемами с теми, у которых есть сходные особенности в развитии.
- В четвертом варианте предполагается разработка специального стандарта, согласно которому ребенок будет обучаться индивидуально.
Начинать нужно с детского сада
Федеральный закон модернизирует в первую очередь дошкольное образование. Именно поэтому продумывается инклюзивное образование в ДОУ, где дети могут получать качественные знания без каких-либо барьеров. Сегодня в России дети с ограниченными возможностями - не редкость. Но определенные недостатки физического или психического развития - не повод лишать их возможности обучаться вместе с остальными. Конечно, не все дети, да и не все взрослые готовы к такому совместному обучению, но и воспитатели, и учителя отмечают, что инклюзивное образование направлено на развитие у дошкольников толерантности, терпимости, милосердия, понимания того, что ребята с ограниченными возможностями – обычные, но со своими особенностями.
Специально для реализации такой возможности требуется создание определенных методик обучения. А для этого нужно грамотно оценивать возможности и образовательные потребности детей. Специально для этого проводится психолого-педагогическая диагностика, направленная на:
- своевременное определение числа ребят, которые имеют ограниченные возможности;
- выявление особых образовательных потребностей у детей, у которых есть проблемы со здоровьем;
- определение оптимального педагогического маршрута;
- оказание индивидуально-ориентированной помощи;
- планирование коррекционных мероприятий, разработку программ;
- оценку динамики развития детей и степень эффективности проводимой коррекционной работы;
- консультативную помощь родителям.
Этапы диагностики ребенка
Дети-инвалиды требуют особенного подхода к обучению. В связи с этим уже в садах проводится специальная диагностика. Она осуществляется в три ступени:
- На первом этапе педагог получает представление о состоянии и развитии ребенка.
- На втором этапе проводятся различные мероприятия – беседы, тесты, опросы, анкетирование, которые необходимы для конкретизации и уточнения первого представления.
- На последнем этапе обобщаются полученные данные, анализируются, после чего продумывается определенная методика обучения.
В рамках мониторинга подвергается оценке психическое развитие ребенка, состояние его здоровья, степень развития общих способностей. После получения комплекса сведений педагоги оценивают возможность инклюзивного образования.
Какие имеются цели?
Коррекционно-развивающая работа проводится в первую очередь для того, чтобы оценить всестороннее развитие ребенка, который требует индивидуального подхода. Это нужно для обогащения его социального опыта, чтобы включение в коллектив было более гармоничным. Все мероприятия проводятся с учетом решения некоторых задач. Так, в плане здоровья важно сохранить и укрепить психическое здоровье ребенка, развить ручную моторику, зрительно-пространственную координацию.
В рамках социализации важную роль играет обеспечение гармоничного вхождения ребенка с особенными потребностями в коллектив, формирование у него представлений о себе и окружающих, правилах поведения в обществе. Немаловажно и обучение детей-инвалидов с точки зрения коммуникации, художественного творчества, музыки – все это в комплексе позволяет аккуратно вовлекать их в общий образовательный процесс уже с ДОУ.
Особенность системы включенного образования в том, что она затрагивает все уровни образования – от детских садов до школ и университетов. Самое главное в этом процессе – создать безбарьерную среду для обучения людей с ограниченными возможностями.
Инклюзив в мире и в России
Развитие инклюзивного образования в мире началось еще в 70-е годы XX века, когда впервые были разработаны и внедрены нормативные акты, которые расширяли образовательные возможности инвалидов. В современной образовательной системе США и Европы одновременно развивается несколько подходов в рамках инклюзива. Постоянно проводятся различные исследования, которые оценивают экономическую эффективность инклюзивного образования. В большинстве западных стран финансирование государственных и муниципальных школ ведется из бюджета, поэтому и проблем с принятием детей-инвалидов в такие учреждения попросту не существует.
В нашей стране подобные учреждения появились в 90-е годы. Первая инклюзивная школа была открыта в Москве в 1991 г. - она называлась «Ковчег». Спустя еще год начал реализовываться проект «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья», в рамках которого в одиннадцати регионах России были созданы экспериментальные площадки для обучения детей с особенными потребностями.
Уже в 2008 году модель инклюзивного образования внедрялась в таких областях, как Архангельская, Владимирская, Ленинградская, Московская, Нижегородская и Самарская. В Москве на сегодняшний день уже открыто больше полутора тысяч общеобразовательных школ, где ведутся занятия в рамках инклюзивного образования.
Особенности развития инклюзива в нашей стране
Инклюзивное образование детей чаще всего ведется по разноуровневому принципу. То есть ребенок в зависимости от своих знаний может по одному предмету обучаться в базовой группе, а по другому – в углубленной. Но образование лиц с инвалидностью начинается еще в детском саду – в Москве и других городах России создаются специальные образовательные учреждения-интернаты, где есть коррекционные классы.
В столице принят закон, согласно которому лица с ограниченными возможностями могут обучаться и в общеобразовательной школе, и в специальном учреждении, и на дому – все зависит от индивидуальных потребностей и особенностей конкретного ребенка. Условия инклюзивного образования требуют принятия детей-инвалидов в школу на основе медико-психолого-педагогической комиссии.
В чем преимущества?
Инклюзивное обучение для детей-инвалидов – зачастую единственно возможный способ получать знания, несмотря на состояние своего здоровья. Вовлеченность в общий образовательный процесс, по мнению и психологов, и педагогов, хороша благодаря нескольким факторам:
- детям с особенностями развития проще взаимодействовать со здоровыми сверстниками, нежели с теми школьниками, которые находятся в спецшколах;
- в инклюзивной среде ребенку проще найти способы коммуникации с остальными детьми;
- организация учебного процесса в малых группах позволяет здоровым сверстникам лучше относиться к лицам с инвалидностью.
Не менее полезен инклюзивный процесс обучения и для обычных школьников. Они учатся в первую очередь принимать других детей как себе подобных, помогать им, вовлекать их в общий образовательный процесс.
Быть или не быть?
Инклюзивное образование сегодня – это один из приоритетов образовательной политики, которая активно проводится в России. Переход к ней нужен, и он уже постепенно продумывается и поддерживается принятием соответствующих законодательных актов. Но чтобы такое явление прижилось в нашей стране, важно еще создать правильное общественное мнение. Специалисты отмечают, что включающее образование – это возможность создать гармоничное общество, в котором будет уютно чувствовать себя даже ребенок с серьезными проблемами. Но создать такое общество можно только в том случае, если и педагоги, и воспитатели, и родители, и сами дети будут заинтересованы в причастности к такому явлению в образовании.
Долгое время в отечественной системе образования детей делили на обычных и с ограниченными возможностями. Поэтому вторая группа не могла до конца интегрироваться в общество. Не потому, что сами дети не были готовы к социуму, напротив, это он не был подготовлен к ним. Сейчас, когда все стремятся максимально включить людей с ограниченными возможностями в жизнь общества, все больше разговоров о новой системе. Это инклюзивное образование, о котором речь пойдет в статье.
Что это значит?
Чаще всего непривычный пока для нас термин используется в педагогике. Инклюзивная - это стратегия образования, которая включает как детей с особыми потребностями, так и обычных. Такой подход позволяет каждому, независимо от его социального статуса, умственных способностей и физических возможностей, обучаться вместе со всеми. Что же все-таки подразумевается под инклюзией?
Во-первых, введение в образовательный процесс всех детей с помощью программы, которая создается индивидуально для каждого ребенка.
Во-вторых, создание условий для обучения и удовлетворения индивидуальных потребностей личности.
Инклюзия в дошкольном учреждении
Новый подход в образовании начинается с самой первой его ступени: детского сада. Для того чтобы обеспечить детям равные возможности, помещение и оборудование дошкольного учреждения должно отвечать определенным требованиям. И не нужно забывать о том, что педагогические кадры должны иметь соответствующую квалификацию для работы с детьми. Также обязательно наличие в штате следующих сотрудников:
Инклюзивный - это возможность с самого раннего возраста воспитывать в детях уважительное отношение ко всем сверстникам, независимо от их возможностей. В данный период времени существуют следующие виды инклюзии в дошкольном образовании:
- ДОУ компенсирующего вида. Его посещают дети с определенными формами дизонтогенеза. Обучение организовано с учетом их потребностей.
- ДОУ комбинированного вида, где вместе с детьми, не имеющими ограничений, воспитываются также дети с другими потребностями. В таком учреждении создается предметно-развивающая среда, которая учитывает индивидуальные возможности всех детей.
- ДОУ, на базе которых создаются дополнительные службы. Например, службы ранней помощи или консультативные центры.
- Массовые ДОУ, имеющие группу кратковременного пребывания "Особый ребенок".
Но не только в детских садах вводят инклюзию, она затрагивает все уровни образования.
Школьная инклюзия
Теперь речь пойдет о среднем образовании. Инклюзивная школа предполагает следование таким же принципам, что и ДОУ. Это создание подходящих условий и построение процесса обучения с учетом индивидуальных возможностей школьника. Очень важно, чтобы особые ученики участвовали во всех аспектах школьной жизни, как и остальные учащиеся.
Учителя должны быть компетентны в инклюзивных вопросах, должны понимать потребности всех детей, обеспечивая доступность образовательного процесса. В школьный процесс должны вовлекаться и другие специалисты (логопед, дефектолог, психолог).
Также педагог должен активно взаимодействовать с семьей особого ученика. Одной из первостепенных задач учителя является воспитание у всего класса толерантного отношения к детям, чьи возможности могут отличаться от общепринятых.
В театре
Оказывается, область инклюзивная - не только педагогов, но и людей других профессий. Например, театральных. Так бы создан инклюзивный театр.
В нем играют не простые актеры, а люди с различными формами дизонтогенеза (проблемами со слухом, зрением, ДЦП и т.д.). Работают с ними профессиональные театральные педагоги. Зрители могут наблюдать, как актеры выступают в известных пьесах, как стараются им понравиться. Примечательно, что их эмоции отличаются настоящей искренностью, которая свойственна детям.
Основатели подобных театров не просто помогают таким людям найти себя в обществе, но и доказывают, что они обладают большими возможностями. Конечно, ставить "особые" спектакли - это непросто, но те эмоции и чувства, которые получают все участники театрального действа, прибавляют им уверенности.
Проблемы инклюзии
Несмотря на то что принципы инклюзивные - это правильные и необходимые в современном обществе, внедрение в жизнь подобной программы дело непростое. И тому есть несколько причин:
- непригодная инфраструктура детских садов и школ, построенных в то время, когда такой подход не практиковался;
- детей с особыми возможностями могут считать необучаемыми;
- недостаточная квалификация педагогических кадров для работы с такими детьми;
- не все родители готовы ввести ребенка в обычный социум.
Инклюзивный подход - это возможность создать нужные условия для всех членов общества, независимо от их умственных и физических особенностей. Но для того, чтобы полностью реализовать все возможности инновационного подхода, нужно создать необходимые условия для его успешной реализации. Россия сейчас находится только в начале инклюзивного пути, поэтому требуется подготовить не только материальную, но и учебную базу для осуществления данного образовательного процесса.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №70 комбинированного вида Кировского района
Санкт-Петербурга
Статья
Тема: «Инклюзивное образование:
реальная проблема современного образования в России».
Выполнила: Васильева Наталья Валерьевна
старший воспитатель
ГБДОУ детский сад № 70
Кировского района
Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург
2016 г.
Теперь, когда мы научились летать
по воздуху, как птицы, плавать под водой,
как рыбы, нам не хватает только одного:
научиться жить на земле, как люди.
Б.Шоу
“Мы живем, как мы можем, а ОНИ живут, как мы поможем”.
За этой рифмовкой – весь смысл инклюзии.
Инклюзивное образование – это, если можно так сказать, целая философия взглядов и уместить её в одно выступление невозможно. Но мы, современные педагоги, должны об этом знать, иметь об этом представление и своё мнение.
Инклюзия в переводе – включение. Инклюзивное образование – это специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий ребенку с ограниченными возможностями здоровья обучение в среде сверстников в общеобразовательном учреждении по стандартным программам с учетом его особых образовательных потребностей. Главное в инклюзивном образовании ребенка с ограниченными возможностями – получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками. Основной критерий эффективности инклюзивного образования – успешность социализации, введение в культуру, развитие социального опыта особенного ребенка наряду с освоением им академических знаний. Прежде чем говорить о проблеме, обязательного решения которой требует сама жизнь, прочитаю небольшую историю.
В одном городе жила маленькая девочка, подвижная, как все дети, непосредственная и любознательная. Но грянула беда: ребенок заболел, врачи поставили тяжелый диагноз - смертельное заболевание позвоночника. Спасти жизнь малышки могла только удачная операция. Доктора постарались, опасность миновала, но на смену одной беде пришла другая: после операции у девочки полностью отказали ноги и она оказалась навсегда прикованной к инвалидной коляске. Пришло время идти в школу, сверстники услышали первый для них школьный звонок, а эта девочка вынуждена была сидеть в квартире. Учителя, правда, приходили к ней и уроки проводили, училась она отлично, но детская душа тосковала по общению со сверстниками. Мама научила дочку вязать и вышивать. Девочка была очень трудолюбивой и умела фантазировать. Она стала выплетать целые картины. Самое яркое свое изделие – картину, изображающую поле пшеницы, буйно колосящейся на фоне восходящего солнца, малышка подарила мэру города, в котором жила. Растроганный градоначальник сказал ей, что выполнит любое ее желание и исполнит самую сокровенную мечту. Семья девочки считалась бедной, и мэр думал, что у него попросят компьютер или мобильник, а может, дорогостоящую импортную инвалидную коляску, он все готов был подарить. Но желание не касалось никаких материальных благ. Девочка призналась, что больше всего на свете хотела бы учиться в школе вместе со здоровыми детьми. Градоначальник должен держать свое слово. Девочка заканчивала 4-й класс. К началу учебного года в наружной стене 5-го класса школы прорубили дверь и построили пандус, чтобы новая ученица могла сама подниматься и спускаться по нему на инвалидной коляске. На праздновании своего настоящего первого звонка пятиклассница восторженно сказала, что она самая счастливая в мире, что у нее будет много друзей и она такая же, как все. На следующий год город профинансировал строительство лифта на 2-й этаж школы, где расположены кабинеты физики, химии, биологии. Девочка получила возможность наглядно и полноценно усваивать программу средней школы. Поначалу сверстники сторонились одноклассницы на коляске, кто-то откровенно насмехался над ней. Классный руководитель проводила постоянные беседы о доброте, чуткости и человеколюбии. Добраться до детских душ сложно, они все разные, но настоящему мудрому учителю все по плечу. Постепенно девочка стала полноправным членом класса, дети полюбили ее, а она их уже давно любила. Этот рассказ отнюдь не выдумка, а реальная история, произошедшая в одной из школ. И было бы чудесно,если бы все истории об особенных детях заканчивались так оптимистически. К сожалению,существуют и другие: «Мой ребенок – идиот. Он не пишет и не говорит, никогда не сможет учиться в школе. Да, мы пробовали инклюзию, и учитель, и ученики не были против нас, но с явной умственной отсталостью и очень проблемным поведением, при чудесных детях и воспитателях, не потянули. И главное, что в такой инклюзии больше всего страдал САМ мой особый ребенок…»
Идея инклюзии подразумевает подстройку всей образовательной среды под конкретного (и каждого) ребёнка-инвалида. Главный принцип инклюзивного образования – «не ребенок подгоняется под существующие в образовательном учреждении условия и нормы, а, наоборот, вся система образования подстраивается под потребности и возможности конкретного ребенка»… Одним словом, утопия. Прекрасная идея, несущая разочарование всем участникам образовательного процесса. И вопрос не в том, насколько внедрение инклюзивного образования реально, а в том, насколько реально сделать это качественно… Об инклюзивном образовании у нас в стране всерьёз заговорили в конце первого десятилетия нынешнего века. В 2009 году был создан Институт проблем инклюзивного образования при Московском городском психолого-педагогическом университете. В 2010-м концепция инклюзивного образования нашла отражение в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» Дмитрия Медведева; в 2012-м – в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Владимиром Путиным, и, наконец, в новом законе «Об образовании». Первые шаги инклюзивного образования в России оказались сразу семимильными – без глубокого общественного и профессионального обсуждения, без обеспечения образовательных учреждений тьюторами (сопровождающими), без сокращения наполняемости классов до 6-8 обучающихся и т.д. и т.п. Так высокая идея на практике начала превращаться в профанацию… Главная проблема введения инклюзивного образования – не в “стереотипах и предрассудках”, не в “низкой культуре педагогов” и не в “неготовности” учителей “принять” детей-инвалидов. И даже не в том, что учителей не снабдили конкретными методическими разработками и технологиями обучения разных категорий детей-инвалидов, предложив лишь общие философские постулаты. Проблема в том, что очень затруднен сам процесс включения ребенка с тяжелыми нарушениями в развитии в программу обучения массовой школы, крайне затруднена сама возможность организации образовательного процесса и аттестации, особенно на второй ступени обучения, когда добавляются сложности, связанные с предметным образованием. Тем не менее, чиновникам, реагирующим на обращение родителей ребёнка-инвалида с просьбой (или требованием) устроить ребенка в определенную школу, надо “решить вопрос”, ибо есть вышеперечисленные (федерального уровня) документы. Чиновников не интересует, как. Решите и точка. А учителей интересует именно это «как»: как в рамках инклюзива учитывать специфику обучения детей с различными ограниченными возможностями. К примеру, в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида (для детей с умственной отсталостью) математику преподают только в предметно-практической направленности, то есть для использования в повседневной жизни. Нет ни химии, ни физики, как таковых – они изучаются в рамках естествознания. Ученикам не преподают алгебру – они просто не могут её усвоить. При этом в коррекционных учреждениях VIII вида обязательны специальные занятия по ритмике, развитию речи, социально-бытовая ориентировка и т.п. И что прикажете делать учителю массовой школы? Ему сегодня идти на урок. Да будь он семь пядей во лбу, не обеспечит он качественной инклюзии. Чиновник надавит, ребенка поместят в класс, и случится инклюзия фиктивная. …Внедрение инклюзии начали с обеспечения “физической” доступности образовательных учреждений – установки пандусов, поручней и пр. Пандусы, лифты, подъёмники – это всё прекрасно, да только инвалиды-колясочники – лишь малая часть детей с ограниченными возможностями здоровья. Инвалид-колясочник – это как раз самый легкий случай в плане включения в образовательный процесс в “обычной” школе. Совсем другое дело - дети с выраженными психическими отклонениями, неспособные усваивать типовую образовательную программу. Представьте, у вас в классе ребёнок с аутизмом, который сидит под партой, поскольку ему там комфортнее, и мычит весь урок. Другой ребёнок – с умственной отсталостью: он не понимает объяснения учителя, да и по индивидуальной карточке самостоятельно заниматься не в силах, вот и хохочет, кривляется, выкрикивает непристойные слова, срывая весь учебный процесс… И пока Институт проблем инклюзивного образования рассуждает о возможности введения тьюторов, такая “инклюзия” УЖЕ практикуется в школах. Страдают все участники образовательного процесса. А чиновники от образования, запрашивая многочисленные отчеты и мониторинги, требуют, чтобы процент образовательных учреждений, внедряющих инклюзивное образование, неуклонно увеличивался. Так по всей стране расцветает формальная инклюзия. А это страшнее, чем отсутствие инклюзии вообще. Между тем, в России создана великолепная система коррекционной педагогики. Она включает в себя подготовку узких специалистов – учителей-логопедов, дефектологов, в том числе сурдо-, тифло-, олигофренопедагогов. Сеть учебных заведений, в которых дети-инвалиды получают образование, адекватное их возможностям, навыки самостоятельной жизни в обществе, а главное - профессию. Разработаны уникальные методики обучения, специальные программы и оборудование для школ, обучающих слепых и слабовидящих, глухих и слабослышащих, с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, с умственной отсталостью и т.д. И неужели тьютор – помощник учителя общеобразовательной школы – равноценная замена квалифицированным специалистам-дефектологам, а создание особых, специальных условий для получения детьми-инвалидами образования, адекватного их возможностям, и профессии – это нарушение их прав? (Ведь именно так ставится теперь вопрос – как проблема защиты прав инвалидов, когда каждое критическое выступление воспринимается как персональный выпад в адрес больных детей: “против инклюзивного образования – значит, против инвалидов”). Сейчас во многих есть психолог, но только некоторые школы могут похвастаться наличием в штате дефектолога, а тем более тьютера. Да можно громко и пафосно говорить о нравственности общества и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе, но прежде необходимо создать соответствующие условия в образовательных учреждениях для воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Так что вот Вам "непродуманное" инклюзивное образование. А где выход? Сколько лет ещё понадобится и на переоборудование помещений детских садов и школ и на переоборудование нашего сознания?
Отношение к инклюзии у всех разное, в том числе и у родителей, чьи дети находятся весь день рядом с людьми с ограниченными возможностями. Учит ли это толерантности, умению находить общий язык с теми, кто отличается от тебя? Как показывает практика – не очень. И ярким доказательством тому служит недовольство большинства родителей, о котором мы сегодня и поговорим.
Слово "инклюзия " используется в России для того, чтобы охарактеризовать особенность процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В переводе с французского inclusif означает "включающий в себя". То есть, инклюзивное образование предполагает включение детей с ОВЗ в единое образовательное пространство наравне с обычными детьми.
Отношение к этому у всех разное, в том числе и у родителей, чьи дети находятся весь день рядом с людьми с ограниченными возможностями. Учит ли это толерантности, умению находить общий язык с теми, кто отличается от тебя? Как показывает практика - не очень. И ярким доказательством тому служит недовольство большинства родителей, о котором мы сегодня и поговорим.
Основные принципы инклюзивного образования
Основные принципы инклюзивного образования заключены в довольно интересных фразах, над которыми можно долго думать и спорить. Например:
Ценность человека зависит не от достижений и способностей.
А от чего тогда? Просто от того, что он появился на свет?
Способность думать и чувствовать есть у каждого.
В некотором роде достаточно сомнительное утверждение, поскольку иногда кажется, что некоторые люди не умеют думать в принципе.
Люди имеют право на общение, и каждый должен быть услышан.
Хорошее утверждение, но довольно утопическое. Услышать каждого практически нереально, особенно сейчас, когда каждый погружен сам в себя.
Образование осуществляется только при реальных взаимоотношениях.
Сегодня прекрасное образование можно получить и дистанционным путем. Было бы желание.
Человек нуждается в дружбе с ровесниками.
Странный принцип, ведь находясь рядом вовсе не обязательно при этом дружить. Дети тоже могут ненавидеть друг друга, если вынуждены находиться с теми, кто им неприятен.
Подчеркнем, мы не пытаемся никого убедить, что принципы инклюзии не соответствуют действительности. Тот факт, что инклюзивное образование необходимо внедрять в российские школы не вызывает сомнения. Просто сами принципы инклюзивного образования звучат несколько категорично, вызывая желание подискутировать и поспорить.
Кроме того, мы пытаемся донести мысль, что:
- во-первых, нельзя внедрять инклюзию насильно - необходимо рассказывать обществу о ней и пытаться побороть естественные опасения и предубеждения;
- во-вторых, инклюзия должна быть удобна и комфортна для всех участников образовательного процесса.
К большому сожалению, подавляющее большинство нашего общества пока еще негативно относится к появлению детей с ОВЗ в классах, где учатся их дети. И это существенная недоработка со стороны государства, которая может надолго "застопорить" полноценное внедрение инклюзии в российские образовательные организации.
На сегодняшний день родители обычных детей на различных интернет-площадках все чаще высказывают свое неудовольствие и возмущение от внедрения инклюзии в неподготовленные классы, к неподготовленным детям и учителям. Что же волнует родителей обычных детей, и чего они опасаются?
Почему общество настороженно относится к внедрению инклюзивного образования?
Закон об инвалидах, принятый на территории Российской Федерации обеспечивает защиту прав людей с ограниченными возможностями. И это очень хорошо. Однако у многих родителей тут же возникает вопрос: как защитить обычных детей, которые вынуждены обучаться в классах с детьми, имеющими отклонения в развитии. Как бы жестоко и цинично это не звучало, но ребенок-инвалид не всегда вызывает положительные эмоции.
У окружающих людей не всегда получает победить в себе чувство брезгливости, граничащее с отвращением, при виде особенных детей . При этом умом они понимают, что им пришлось столкнуться с тем, что может быть бедой для семьи, бедой для всего общества. Однако стремление оградить своего ребенка от всего негативного заставляет их задавать вопрос: почему обычные дети с ранних лет должны окунуться в эту, по сути, чужую беду? Получается что, заботясь о комфорте детей с отклонениями в развитии, государство и образовательные структуры напрочь лишают этого комфорта нормальных детей, без патологий.
Некоторые мамы и папы недоумевают: почему бы родителям ребенка с явно выраженными проблемами не проявить мудрость, и не определить его в специальные учреждения? Ведь ему самому будет комфортнее там, где окружение будет подобным, где малыш не станет выделяться, где не будут на него показывать пальцем и смеяться за спиной.
Ярые противники инклюзивного образования уверены, что необходимость в дальнейшей социализации детей с отклонениями в физическом и умственном развитии вызывает серьезные сомнения. Ведь даже отсидев положенное время в общеобразовательной школе, всячески тормозя своим присутствием обучение других детей, тот же ребенок-аутист дальше никуда не пойдет. Он будет находиться в семье, либо будет сдан в интернат.
Не проще ли в таком случае, если есть показания к обучению, желание и возможность заниматься развитием, приглашать частных педагогов. Сейчас нет проблем с обучением на дому. Приглашать педагога к своему ребенку, обеспечивая ему комфортное обучение значительно гуманнее, нежели пытаться внедрить в общеобразовательную школу.
Было время, когда почти в каждой школе были классы коррекции . Нахождение в подобных классах детей с отклонениями в развитии было бы понятным. Но не в классе, где обучаются обычные дети.
Недовольные присутствием детей с ОВЗ в обычных классах убеждены, говорить о том, что различия между детьми быть не может, независимо от того с отклонениями они или без, можно до тех пор, пока лично не столкнешься с подобной ситуацией. Отличия есть, и именно они становятся непреодолимым препятствием на пути к общению в коллективе учащихся. Дети, не понимая своей жестокости, могут нанести непоправимый урон психике особенного малыша.
Еще раз подчеркнем, автор статьи не высказывает собственного суждения, а всего лишь ретранслирует собирательное мнение большей части заинтересованного интернет-сообщества. Основной же упор на негативное отношение к инклюзивному образованию был сделан потому что, это мнение большинства и его нужно менять. Ведь важно не столько место обучения ребенка с ОВЗ , сколько понимание его образовательных потребностей и всестороння поддержка как со стороны сверстников и других участников образовательного процесса, так и всего общества.
Все люди разные, у каждого есть право отличаться от других, быть не таким, как все. Современное общество должно быть готово к этому. Одним из самых ярких социальных нововведений является инклюзивное образование, позволяющее детям-инвалидам учиться в обычных классах наравне со всеми. Сегодня образование не только приобрело вид свободного блага, но и стало подстраиваться под определённые категории людей.
Юридическая сторона
Школы инклюзивного типа в какой-то степени деформируют роль учителя, раскрывая её с другой стороны. Педагог вынужден вступать в более близкие взаимодействия с ребёнком-инвалидом в классе, чтобы найти к нему особый подход и помочь освоиться в коллективе.
Учителя, уже имеющие опыт работы с детьми-инвалидами в классе, выработали некоторые правила, позволяющие грамотно организовать процесс обучения:
1) принимать учеников с инвалидностью «как любых других детей в классе»,
2) включать их в одинаковые виды деятельности, хотя ставить разные задачи,
3) вовлекать учеников в коллективные формы обучения и групповое решение задач,
4) использовать и другие стратегии коллективного участия (игры, совместные проекты, лабораторные, полевые исследования и т.д.)
Совместность – главный принцип инклюзии. В замкнутом пространстве взаимодействуют абсолютно разные дети, из разной социальной среды, с разными возможностями и потребностями. Хотя в массовых школах уже довольно часто можно встретить детей с ограниченными возможностями и инвалидов, это явление всё ещё остаётся тем, в ответ на что может возникнуть агрессия. Негативные эмоции могут исходить как от членов класса и учителей, так и от родителей остальных учеников. Проблема совместности и терпимости требует особого внимания, так как она не решается дополнительными вложениями средств правительства – это что-то другое, человеческое. Процесс становления взаимоотношений между членами образовательного коллектива требует от них внимательности и вежливости. Люди должны уметь толерантно воспринимать других для комфортного сосуществования с ними в одной группе.
«Совместность – главный принцип инклюзии»
Исследователи выделяют восемь принципов инклюзивного образования , которые детально характеризуют особенности этого феномена:
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
- Каждый человек способен чувствовать и думать.
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
- Все люди нуждаются друг в друге.
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Кажется, что эти пункты вполне очевидны и просты, они будут импонировать любому педагогу. Однако на практике сложно обеспечить их совместную реализацию. Стоит сделать акцент на роли учителя в организации учебного процесса таким образом, чтобы каждый ребёнок в классе чувствовал себя комфортно и успешно усваивал учебный материал независимо от его личностных особенностей. Очень важно уметь создать внутри класса тёплую доверительную обстановку, чтобы никто не чувствовал себя ущемлённо. Класс – то место, где дети могут раскрыться, попробовать себя в разных ролях, проявить свои таланты.
Адаптированные образовательные программы
Сегодня в сфере образования активно употребляются термины «ИУП» (индивидуальный учебный план), «адаптированная программа». Согласно статье 79 Федерального Закона РФ об образовании, условия организации обучения детей с ограниченными возможностями должны определяться специально разработанной адаптивной программой, подстроенной под особенности каждого ребёнка. Особенность такой программы в том, что она не вынуждает ребенка следовать упрощённому варианту обучения или же частично проходить учебный материал, она лишь предполагает индивидуализацию методов усваивания информации. Таким образом, ученик получает такое же образование, как и его одноклассники, но при этом овладеть необходимыми навыками ему помогают специальными методами. Адаптированные образовательные программы – явление пока ещё новое в России, тем не менее, в российских образовательных учреждениях уже можно наблюдать тенденцию индивидуализации подходов к обучающимся.
Инклюзивное образование – новая тенденция, только развивающаяся и распространяющаяся в обществе. Как любое социальное явление, инклюзия имеет ряд положительных и отрицательных последствий, некоторые из которых будут рассмотрены ниже.
«Очень важно уметь создать внутри класса тёплую доверительную обстановку, чтобы никто не чувствовал себя ущемлённо»
Преимущества инклюзивного образования
1. Ребёнок в коллективе получает важный социальный опыт, взаимодействуя с одноклассниками. Чувствуя такое же отношение к себе, как и ко всем остальным, он не ощущает своих недостатков и не воспринимает себя исключённым, аутсайдером. К нему предъявляют такие же требования, как и ко всем, вследствие чего развитие ребёнка с особенностями мало чем отличается от развития ребёнка без особенностей.
«Первая цель внедрения такого образования - ребёнок с особенностями развития должен иметь возможность получить образование », - говорит член международной ассоциации «Autism. Europe», руководитель Центра реабилитации инвалидов «Наш солнечный мир» и Советник Ректора МГППУ по вопросам помощи детям с расстройствами аутистического спектра Игорь Шпицберг .
2. Непростые, на первый взгляд, задачи, вынуждающие ученика приспосабливаться к базовой программе, позволяют актуализировать его внутренние комплексы и проблемы. Появляющиеся у ребенка трудности в процессе обучения заставляют его как-то с ними справляться, внутренние ресурсы ребёнка включаются и помогают ему подстраиваться под окружающую его среду.
3. Воспитательный потенциал инклюзивного образования проявляется и в отношении «обычных» детей. В классе появляется ребёнок с ограниченными возможностями, он отличается от остальных, он не такой, особенный. Остальные члены коллектива должны так или иначе определить свое отношение к этому ребенку. Происходит самоопределение, в голове возникает множество вопросов: Как относиться к инвалиду? Можно ли считать его таким же человеком? Заслуживает ли он уважения?
Успешное самоопределение очень важно для формирующейся личности: в процессе она осознаёт, что человека нужно воспринимать таким, какой он есть, что все люди разные. Ребёнок начинает понимать, что внешние физические недостатки не определяют сути человека.
«.. здорово, когда в классе учится «особый» ребёнок. Это невероятно полезно и важно для обычных детей, они учатся милосердию, вниманию к каждому человеку. Общество, в котором инвалиды не отделены с детства, растет гораздо более гуманным и благородным », - утверждает Игорь Шпицберг .
«Ребёнок начинает понимать, что внешние физические недостатки не определяют сути человека»
Отрицательные черты инклюзивного образования
1.Первые два плюса могут обернуться психологической травмой, если ребёнок не будет способен адекватно существовать в создавшихся обстоятельствах.
Ученик с ограниченными возможностями может выступать в роли «посмешища» в коллективе. Другие дети – ещё не совсем сформировавшиеся и созревшие личности, они могут неадекватно воспринимать инвалида, обзывать его, выражать признаки агрессии. Избежать этого можно. Пример правильного отношения к «особенным» детям может продемонстрировать учитель, важно, чтобы он помогал остальным детям контактировать с инвалидами.
«Дети в силу своей юности и отсутствия опыта могут быть жестокими, но это все во власти учителей, которые их воспитывают. Если педагоги ведут себя правильно, дети привыкают к тому, что для инвалидов тоже есть место в мире », - говорит психотерапевт Ирина Логинова .
2. Третий плюс также может быть обращен в минус. «Обычные» дети могут страдать от присутствия в классе инвалидов. У педагога появляется вдвое больше бумажной работы, за которую он не получает вознаграждение, вследствие чего его мотивация к работе не увеличивается. Учителя необходимо дополнительно подготавливать к работе с инклюзивными классами для того, чтобы он мог качественно работать в новых условиях.
«Особые» дети будут сильно тормозить остальной класс, расхолаживать его, нарушать учебный процесс. Будет снижаться качество образования для обычных детей », - убеждена педагог, вице-президент Фонда социальной и психологической помощи семье и ребёнку Татьяна Шишова .
Аргумент вполне весомый, однако негативные последствия обратимы.
«Я знаю школы, которые много лет используют инклюзивные подходы, и никаких проблем с качеством обучения детей нет. Специально разработаны федеральные государственные образовательные стандарты для обучающихся с ограниченными физическими возможностями. Каждому ребёнку должны быть обеспечены те условия, которые ему требуются для реализации своих возможностей. Для этого мы проводим масштабные обучающие мероприятия для педагогов, заранее апробируем стандарты. Это позволяет выявить наряду с положительными моментами и те трудности, которые возникают у педагогов, детей, родителей », - утверждает замминистра образования Каганов В.Ш.
3. Не все школы имеют возможность финансово создать необходимые условия для инвалидов. Государство выделяет недостаточно средств для создания безбарьерной среды, то есть школы, в которой ребёнок с ограниченными возможностями будет чувствовать себя комфортно.
«Мы обеспокоены тем, что только 20% школ имеют фрагменты безбарьерной среды », — говорит заведующая сектором специального образования Министерства образования Ставропольского края Наталья Тимошенко .
«Пример правильного отношения к «особенным» детям может продемонстрировать учитель: важно, чтобы он помогал остальным детям контактировать с инвалидами»
Инклюзия на практике
Мотивация сторонников и противников обучения детей-инвалидов в общеобразовательных школах понятна. Интерес представляет, какое отражение она находит в реальности и как в российских школах реализуется концепция инклюзивного образования.