Организационная структура управления финансами. Структура системы управления финансами фирмы
С позиции практического управления финансами субъекта хозяйствования ключевым является умение более или менее обоснованно отвечать на следующие вопросы:
удовлетворены ли стратегические инвесторы деятельностью предприятия, направлением и динамикой ее развития, положением в конкурентной среде?
каковы должны быть величина и оптимальный состав активов предприятия, позволяющие достичь поставленные перед предприятием цели и задачи?
где найти источники финансирования и каков должен быть их оптимальный состав?
как организовать текущее и перспективное управление финансовой деятельностью, обеспечивающее (а) платежеспособность, (б) финансовую устойчивость предприятия, (в) экономически эффективную, рентабельную работу и (г) ритмичность платежно-расчетных операций?
Решаются эти вопросы в рамках финансового менеджмента как системы эффективного управления финансовой деятельностью предприятия. Одна из наиболее распространенных интерпретаций финансового менеджмента такова: он представляет собой систему отношений, возникающих на предприятии по поводу привлечения и использования финансовых ресурсов, Возможна и более широкая его трактовка, расширяющая предмет этого научного и практического направления, начиная с финансовых ресурсов и кончая всей совокупностью отношений, обязательств и результатов деятельности предприятия, поддающихся стоимостной оценке. Учитывая, что любые действия по реализации финансовых отношений, в частности, в приложении к коммерческой организации, немедленно сказываются на ее имущественном и финансовом положении, финансовый менеджмент можно также трактовать как систему действий по оптимизации ее баланса.
Логика функционирования системы управления финансами предприятия представлена на рис. 12.3. Приведем краткую характеристику основных элементов данной системы (некоторые из них в последующих разделах книги будут описаны более подробно).
Как известно из теории систем, любая система управления состоит из двух ключевых элементов - субъекта управления и объекта управления; субъект воздействует на объект с помощью так называемых общих функций управления (анализ, планирование, организация, учет, контроль, регулирование), руководствуясь при этом системой целей, стоящих перед хозяйствующим субъектом.
В приложении к управлению финансами предприятия субъект управления, или управляющая подсистема, может быть представлена как совокупность шести базовых элементов: оргструктуры управления финансами, кадров финансовой службы, финансовых методов, финансовых инструментов, информации финансового характера и технических средств управления финансами.
Организационная структура системы управления финансами хозяйствующего субъекта, а также се кадровый состав могут быть построены различными способами в зависимости от размеров предприятия и вида его деятельности. Как отмечалось выше, для крупной компании наиболее характерно обособление специальной службы, руководимой вице-президентом по финансам (финансовым директором) и, как правило, включающей бухгалтерию и финансовый отдел.
Финансовые методы, приемы, модели представляют собой основу инструментария, практически используемого в управлении финансами. Все приемы и методы, находящиеся в арсенале финансового менеджера, с определенной долей условности можно разделить на три большие группы: общеэкономические, прогнозно-аналитические и специальные.
К первой группе относятся кредитование, ссудозаемные операции, система кассовых и расчетных операций, система страхования, система расчетов, система финансовых санкций, трастовые операции, залоговые операции, трансфертные операции, система производства амортизационных отчислений, система налогообложения и др. Общая логика подобных методов, их основные параметры, возможность или обязательность исполнения задаются централизованно в рамках системы государственного управления экономикой, а вариабельность в их применении достаточно ограниченна.
Во вторую группу входят финансовое и налоговое планирование, методы прогнозирования, факторный анализ, моделирование и др. Большинство из этих методов уже импровизационны по своей природе.
Промежуточное положение между этими двумя группами по степени централизованной регулируемости и обязательности применения занимают специальные методы управления финансами, многие из которых еще только начинают получать распространение в Рос.сии; это дивидендная политика, финансовая аренда, факторинговые операции, франчайзинг, фьючерсы и т. п. В основе многих из этих методов лежат производные финансовые инструменты.
В финансовом менеджменте широко используются различные виды моделей. В широком смысле модель представляет собой любой образ, мысленный или условный аналог какого-либо объекта, процесса или явления, используемый в качестве его «заместителя» или «представителя». Известны различные классификации моделей в экономике; в частности, весьма распространены дескриптивные, нормативные и предикативные модели, жестко детерминированные и стохастические модели, балансовые модели и др. Модели применяются для описания имущественного и финансового положения предприятия, характеристики стратегии финансирования деятельности предприятия в целом или отдельных ее видов, управления конкретными видами активов и обязательств, прогнозирования основных финансовых показателей, факторного анализа и др. Достаточно подробную характеристику аналитических методов и моделей можно найти в специальной литературе.
Финансовые инструменты - относительно новое понятие в теории финансов, однако значимость его стремительно возрастает. Финансовый инструмент есть любой договор между двумя контрагентами, в результате которого одновременно возникают финансовый актив у одного контрагента и финансовое обязательствово долгового или долевого характера -у другого. Финансовые инструменты подразделяются на первичные и вторичные. К первичным относятся кредиты, займы, облигации, другие долговые ценные бумаги, кредиторская и дебиторская задолженность по текущим операциям, долевые ценные бумаги. Вторичные финансовые инструменты (синоним: производные инструменты, деривативы) - это финансовые опционы, фьючерсы, форвардные контракты, процентные свопы, валютные свопы. Финансовые инструменты являются основой любых операций компании на финансовых рынках, идет ли речь о привлечении капитала (в этом случае осуществляется эмиссия акций или облигаций), операциях спекулятивного характера (приобретение ценных бумаг с целью получения текущего дохода, операции с опционами), финансовых инвестициях (вложения я акции), операциях хеджирования (эмиссия или приобретение фьючерсов или форвардов), формировании страхового запаса эквивалентов денежных средств (приобретение высоколиквидных ценных бумаг) и др.
Информация финансового характера, или информационная база, является основой информационного обеспечения системы управления финансами на любом уровне, поскольку всякое обоснованное, неспонтанное решение базируется на некоторых данных. Информационная база весьма обширна и включает обычно любые сведения финансового характера; в частности, сюда относятся бухгалтерская отчетность, сообщения финансовых органов, информация учреждений банковской системы, данные товарных, фондовых и валютных бирж, несистемные сведения.
Техническое средства управления финансами являются самостоятельным и весьма важным элементом финансового менеджмента. Многие современные системы, основанные на безбумажной технологии (межбанковские расчеты, взаимозачеты, расчеты с помощью кредитных карточек, клиринговые расчеты и др.), невозможны без применения сетей ЭВМ, персональных компьютеров, функциональных пакетов прикладных программ. Все крупные предприятия ведут свою бухгалтерию с использованием специализированных пакетов (например, 1С-бухгалтерия). Для выполнения текущих аналитических расчетов финансовый менеджер может воспользоваться также и стандартным программным обеспечением, в частности пакетами типа Excel, Lotus и др.
Как показано на рис. 12.3, объект системы управления финансами предприятия представляет собой совокупность трех взаимосвязанных элементов: финансовые отношения, финансовые ресурсы, обязательства - именно этими элементами и пытаются управлять менеджеры.
Под финансовыми отношениями мы будем понимать отношения между различными субъектами (физическими и юридическими лицами), которые влекут за собой изменение в составе активов и (или) обязательств этих субъектов. Эти отношения должны иметь документальное подтверждение (договор, накладная, акт, ведомость и др.) и, как правило, сопровождаться изменением имущественного и (или) финансового положения контрагентов. Слова «как правило» означают, что в принципе возможны финансовые отношения, которые при их возникновении не отражаются немедленно на финансовом положении в силу принятой системы их реализации (например, заключение договора купли-продажи). Финансовые отношения многообразны; к ним относятся отношения с бюджетом, контрагентами, поставщиками, покупателями, финансовыми рынками и институтами, собственниками, работниками и др. Управление финансовыми отношениями основывается, как правило, на принципе экономической эффективности.
Вторым элементом объекта финансового менеджмента являются финансовые ресурсы, точнее, ресурсы, выражаемые в терминах финансов. По сути, эти ресурсы представлены в активе баланса; иными словами, они весьма разнообразны и могут быть классифицированы по различным признакам. В частности, это долгосрочные материальные, нематериальные и финансовые активы, производственные запасы, дебиторская задолженность и денежные средства и их эквиваленты. Естественно, речь идет не о материально-вещественном их представлении, а о целесообразности вложения денежных средств в те или иные активы и их соотношении. Задача финансового менеджмента - обосновать и поддерживать оптимальный состав активов, т. е. ресурсного потенциала предприятия, и по возможности не допускать неоправданного омертвления денежных средств в тех или иных активах.
Управление источниками финансовых ресурсов - одна из важнейших задач финансового менеджера. Источники представлены в балансе предприятия. Проблема заключается в том, что, как правило, не бывает бесплатных источников - поставщику финансовых ресурсов нужно платить. Поскольку каждый источник имеет свою стоимость, возникает задача оптимизации структуры источников финансирования как в долгосрочном, так и в краткосрочном аспекте.
Функционирование любой системы управления финансами осуществляется в рамках действующего правового и нормативного обеспечения. Сюда относятся: законы, указы президента, постановления правительства, приказы и распоряжения министерств и ведомств, лицензии, уставные документы, нормы, инструкции, методические указания и др.
Сущность финансового менеджмента в условиях рыночной экономики.
Финансовый менеджмент – это система управления движением финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами. Это наука движения денежных потоков.
Денежные потоки – это отражение поступления и выбытия денежных средств на счетах бухучета.
Финансовый менеджмент состоит из 2-х взаимосвязанных подсистем:
1. Управляющая подсистема или субъект управления, который включает в себя финансовую администрацию.
2. Управляемая подсистема или объект финансового менеджмента, который включает в себя денежный оборот, источники финансовых ресурсов и сами финансовые ресурсы, а также финансовые взаимоотношения.
Функции финансового менеджмента
Функции финансового менеджмента определяют формирование структуры управляющей системы. Они делятся на 2 направления:
1. Функции субъекта - это общий вид деятельности, выражающий направление осуществления воздействия на отношения работников в процессе хозяйствования. Они складываются из сбора, передачи и хранения информации, систематизации, выработки и принятия решения:
Планирование;
Прогнозирование;
Организация;
Регулирование;
Координирование;
Стимулирование;
Контроль.
2. Функции объекта – организация денежного оборота, снабжение финансовыми средствами и инвестиционными инструментами, снабжение основными и оборотными фондами (здания, сооружения), организация финансовой работы.
Характеристика управляющей подсистемы
1. Организационная структура системы управления финансами. Она различна на каждом предприятии, в зависимости от размеров предприятия и видов его деятельности и форм собственности.
Общие черты, характерные для системы управления финансами:
Выделяется заместитель директора по финансам, в ведении которого находятся 2 подразделения:
1) финансовый отдел во главе с финансовым менеджером, в ведении которого находятся:
Финансовый анализ и планирование;
Финансирование инвестиций;
Управление денежной наличностью;
Кредитная политика;
Управление налогами.
2) бухгалтерия во главе с главным бухгалтером, в его ведении находятся:
Финансовый учет;
Управленческий учет;
Составление отчетности;
Информационное обеспечение деятельности;
Организация внутреннего аудита.
2. Кадровое обеспечение формируется на основе организационной структуры системы управления, а должностные обязанности определяются в зависимости от объемов и видов деятельности предприятия.
ДП- денежные потоки
3. Финансовые инструменты. Он представляют собой контракты, по которым происходит одновременное увеличение финансовых активов одного предприятия и финансовых обязательств другого предприятия. Финансовые активы включают: Денежные средства; Ценные бумаги; Контрактное право получить от другого предприятия денежные средства или любой другой вид активов, контрактное право обмена финансовыми инструментами на потенциально выгодных условиях. Финансовые обязательства включают: Контрактные обязательства выплатить денежные средства или предоставить какой-либо другой вид финансовых активов; Обмен финансовыми инструментами на потенциально невыгодных условиях (вынужденная продажа дебиторской задолженности); Все финансовые инструменты делятся на первичные и вторичные: Первичные: Денежные средства; Ценные бумаги; Кредиторская и дебиторская задолженность. Вторичные (производные): Финансовые опционы (срочные сделки, которая заключается по текущие цене с поставкой продукты через определенные промежутки времени). Фьючерсы; Форвардные контракты; Процентные и валютные свопы (ценные бумаги с правом на покупку партии ценных бумаг). 4. Методы финансового управления: Прогнозирование; Планирование; Налогообложение; Страхование; Самофинансирование; Кредитование; Системы расчетов; Система финансово помощи и санкций; Система амортизационных отчислений; Система стимулирования. 5. Информационное обеспечение: Бухгалтерская отчетность (как своя, так и контрагентов); Сообщения финансовых органов (носят нормативный характер); Информация товарных фондовых валютных бирж; Любая прочая информация. 6. Техническое обеспечение системы управления финансами (самостоятельный элемент), оно является косвенным показателем уровня принятия финансового решения: Компьютерная сеть или обеспечение отдельными компьютерами; Программное обеспечение. |
Успешная деятельность предприятия не возможна без разумного управления финансовыми ресурсами. Нетрудно сформулировать цели, для достижения которых необходимо рациональное управление финансовыми ресурсами: выживание фирмы в условиях конкурентной борьбы; избежание банкротства и крупных финансовых неудач; лидерство в борьбе с конкурентами; максимизация рыночной стоимости фирмы; приемлемые темпы роста экономического потенциала фирмы; рост объемов производства и реализации; максимизация прибыли; минимизация расходов; - обеспечение рентабельной деятельности и т.д.
Организационная структура системы управления финансами хозяйствующего субъекта, а также ее кадровый состав могут быть построены различными способами в зависимости от размеров предприятия и вида его деятельности. Для крупной компании наиболее характерно обособление специальной службы, руководимой вице-президентом по финансам (финансовым директором) и, как правило, включающей бухгалтерию и финансовый отдел. На небольших предприятиях роль финансового менеджера обычно выполняет главный бухгалтер.
Главное в работе бухгалтера - способность внимательно разобраться в первичных документах и в соответствии с инструкциями и циркулярами точно отразить их в бухгалтерских регистрах.
Совсем другое требуется от финансового менеджера. Работа этой профессии связана с принятием решений в условиях неопределенности, что вытекает из многовариантности исполнения одной и той же финансовой транзакции. Работа финансиста требует гибкости ума, это должна быть натура творческая, способная рисковать и оценивать степень риска, воспринимать новое в быстро меняющейся внешней среде.
Рис. 2
В условиях рыночной экономики финансовый менеджер становится одной из ключевых фигур на предприятии. Он ответственен за постановку проблем финансового характера, анализ целесообразности использования того или иного способа их решения и иногда за принятие окончательного решения по выбору наиболее приемлемого варианта действий.
Финансовый менеджер осуществляет оперативную финансовую деятельность. В общем случае деятельность финансового менеджера может быть структурирована следующим образом:
1. Общий финансовый анализ и планирование.
2. Обеспечение предприятия финансовыми ресурсами (управление источниками средств).
3. Распределение финансовых ресурсов (инвестиционная политика и управление активами).
Управление финансовыми ресурсами является одной из ключевых подсистем общей системы управления предприятием. В ее рамках решаются следующие вопросы:
Каковы должны быль величина и оптимальный состав активов предприятия, позволяющие достичь поставленные перед предприятием цели и задачи?
Где найти источники финансирования и каков должен быть их оптимальный состав?
Как организовать текущее и перспективное управление финансовой деятельностью, обеспечивающее платежеспособность и финансовую устойчивость предприятия?
Функционирование любой системы финансового управления осуществляется в рамках действующего правового и нормативного обеспечения. Сюда относятся: законы, указы Президента, постановления правительства, приказы и распоряжения министерств и ведомств, лицензии, уставные документы, нормы, инструкции, методические указания и др.
Можно выделить группу ключевых проблем в области управления финансами. Большинство из этих проблем являются типовыми для российских предприятий. В первую очередь к этим проблемам относятся:
Дефицит денежных средств, планирование и управление финансовыми потоками;
Разработка финансово-экономической стратегии предприятия;
Формирование комплексного бизнес-плана развития;
Составление комплексного финансового плана, контроль его выполнения;
Эффективное управление оборотным капиталом предприятия;
Решение задач управления финансами в комплексе, т.е. формирование системы управления финансами, в рамках которой решаются задачи анализа и управления ассортиментом, разработки ценовой политики, анализа и планирования эффективных бартерных цепочек и т.д.
Наиболее крупные потери в долгосрочной перспективе предприятия несут из-за отсутствия четкой финансово-экономической стратегии (целей, критериев и путей достижения поставленных целей) и механизма ее реализации, осуществляемую с участием систем бизнес-планирования, финансового планирования и контроля, управленческого учета.
Чтобы избежать этих финансовых потерь и стратегических просчетов предприятию необходима хорошо проработанная стратегия реорганизации и развития, необходимо научиться вырабатывать и принимать стратегические решения, используя при этом проверенные технологии (методики) их подготовки. Для реализации стратегии необходим тщательно проработанный бизнес-план.
Функции управления деятельностью предпряитяи реализуются подразделениями аппарата управления и отдельными работниками, которые при этом вступают в экономические, организационные, социальные, психологические и другие отношения друг с другом. Организационные отношения, складывающиеся между подразделениями и работниками аппарата управления предприятия, определяют его организационную структуру.
обеспечение финансовыми ресурсами хозяйственной деятельности организации и эффективном использовании их для реализации поставленных целей;
организации взаимоотношений с финансово-кредитной системой и другими хозяйствующими субъектами;
сохранение и рациональном использование основного и оборотного
капитала;
Обеспечение своевременности платежей по обязательствам организации в бюджет, банки, поставщикам и работникам.
Финансовое планирование на предприятии осуществляется генеральным директором и бухгалтерией. Поскольку финансовое планирование является завершающей стадией производственного планирования, при составлении финансового плана следует решить такие главные задачи, как:
выявление резервов увеличения доходов предприятия и способов их мобилизации;
эффективное использование финансовых ресурсов, определение наиболее рациональных направлений инвестиций предприятия, обеспечивающих в планируемом периоде наибольшую прибыль;
увязка показателей производственного плана предприятия с финансовыми ресурсами;
обоснование оптимальных финансовых взаимоотношений с бюджетом и банками, а также другими кредиторами.
2. Структура и содержание системы управления финансами.
Понятие системы управления финансами и ее элементы. Субъекты и объекты управления финансами. Методы управления. Особенности управления финансами на централизованном и децентрализованном уровнях. Органы управления финансами.
Сущность и виды финансовой политики. Особенности финансовой политики России на современном этапе. Финансовый механизм и его структура.
Система управления финансами - это комплекс мер, инструментов, финансовых институтов, обеспечивающих стабильное и эффективное функционирование финансовой системы в целом и ее отдельных звеньев, способствующих развитию социально-экономических процессов в обществе.
Элементы системы управления финансами:
1) финансовое планирование;
2) стратегическое и оперативное управление;
3) финансовым контроль
Субъектами централизованных и децентрализованных финансов выступают специальные службы, объединение которых получило название финансовый аппарат, а для сферы личных финансов – само домохозяйство, либо сам индивид
Объект управления финансами – различные виды финансовых отношений. Специфика финансовых отношений определяется особенностями построения финансовой системы (соотношения между её различными элементами).
Методы управления финансами:
1) прямые методы. Реализуются с помощью административного регулирования
2) косвенные методы – предполагают опосредованное воздействие (налоговые ставки, ставки денежного рынка, ставка рефинансирования, поддержка свободной конкуренции, её развитие, величина специальных выплат)
Какой метод применять зависит от этапа жизненного цикла, наличия кризиса, от типа экономики, сферы финансов (централиз или децентрализ)
Особенности управления финансами на централизованном и децентрализованном уровне:
Критерий |
Финансы предприятий |
Финансы домохозяйств |
|
Финансовое планирование |
Обязательно |
Может быть желательно, может обязательно |
Желательно, но не обязательно |
Характер регулирования |
Императивный |
Диспозитивный и императивный |
Диспозитивный |
Иерархичность |
Иерархичность построения (строго по уровням: фед, рег и местный) |
Иерархичность существует не всегда |
Не имеет иерархичный характер |
Характер решения |
Коллегиальный |
Как коллегиальный, так и единоличный |
|
Характер распределения решений |
Всеобщий (необходимо для исполнения на территории всей страны) |
Индивидуальный характер распространения |
Органы управления.
Финансовый аппарат управления ГМФ представлен органами представительной и законодательной власти
Федеральное Собрание и его палаты: Государственная Дума и Совет Федерации;
Президент РФ;
Правительство РФ;
Министерство финансов;
Федеральное казначейство;
Федеральная налоговая служба
Государственный таможенный комитет;
На законодательном уровне органом управления финансами является Федеральное Собрание (Государственная Дума и Совет Федерации.
Финансовое управления в организации осуществляет финансовая служба, представленная совокупностью отделов, функционирование которых направлено на достижение основных задач организации.
Структура финансовой службы предприятия зависит от специфики деятельности предприятия и его организационно-правовой формы.
Типовая служба – бухгалтерия, налоговый отдел, инвестиционный, по работе с акционерами, по работе с поставщиками и др.
Финансовый контроль - особая сфера деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и финансовых служб организаций по сбору и анализу информации о действительном финансовом состоянии управляемого объекта и эффективности принятых управленческих решений. В ходе финансового контроля осуществляются сопоставление текущих и плановых финансовых показателей, проверка адресного и целевого использования финансовых ресурсов, оценивается правомерность действий финансовых работников и руководителей организаций, министерств и ведомств, непосредственно участвующих в распределении финансовых средств на соответствующем уровне управления.
Финансовый контроль – это форма реализации на практике контрольной функции финансов . При этом не следует отождествлять контрольную функцию финансов и финансовый контроль, поскольку осуществление финансового контроля - это функции соответствующих органов (институтов), а не абстрактного понятия.
Основными принципами финансового контроля являются следующие:
Законность - наличие правовой базы, обеспечивающей проведение контроля;
Независимость - Независимость органов финансового контроля (организационная, функциональная, финансовая) гарантируется действующим законодательством
Объективность - отсутствие предвзятости и невмешательство в оперативную деятельность субъекта хозяйствования (контроля)
Гласность - общедоступность результатов финансового контроля при соблюдении установленных норм и
правил, касающихся государственной и коммерческой тайны.
Ответственность - добросовестное отношение сотрудников органов финансового контроля к своим
должностным обязанностям
Разграничение функций и полномочий - в отсутствии дублирования в деятельности органов финансового контроля
Системность - единство правовой базы, установление периодичности в проведении тех или иных финансовых контрольных мероприятий.
В качестве объекта финансового контроля выступают: процессы образования, распределения и использования финансовых ресурсов субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления, характеризующиеся системой различных стоимостных показателей (например, выручка от реализации, себестоимость, налоги и др.).
Наиболее важным элементом в системе финансового контроля является субъект контроля.
В качестве субъекта финансового контроля выступают специально уполномоченные органы (государственные контрольные органы; структурные подразделения, созданные в субъектах хозяйствования и органах государственной власти и местного самоуправления; негосударственные специализированные организации), а также квалифицированные специалисты, осуществляющие свою контрольную деятельность в соответствии с законодательством.
Функции, полномочия |
||
Счётная палата |
– осуществление внешнего контроля за исполнением федерального бюджета; контроль целевого использования средств федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов; – определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств; – регулярное представление Совету Федерации и Государственной думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий |
ФЗ о счётной палате Гл.3 , ст.13,14 |
Министерство финансов Российской Федерации |
– непосредстенно не является органом, осуществляющим государственный финансовый контроль. Оно осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб: Федеральной налоговой "службы", Федеральной "службы" финансово-бюджетного надзора и Федерального "казначейства" |
ПОЛОЖЕНИЕ О МИНИСТЕРСТВЕ ФИНАНСОВ |
Федеральное казначейство |
осуществляет предварительный и текущий контроль за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств; находится в ведении Минфина |
Положение о федеральном казначействе |
Федеральная налоговая служба |
Осуществляет функции по контролю и надзору за соблюдением "законодательства" о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов и иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, а также функции "агента" валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов. |
ПОЛОЖЕНИЕ О ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЕ |
Центральный банк |
– Банк России контролирует деятельность кредитных организаций, выдаёт и отзывает у них лицензии на осуществление банковских операций, а также осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций; – Организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль – Осуществляет контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах – Осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком Осуществляет контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах; – Осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах |
ФЗ о ЦБ Глава X.1., Глава 1 |
– совокупность мероприятий по управлению финансами различных сфер экономики.
Цель финансовой политики заключается в наиболее эффективном удовлетворении экономических потребностей субъектов экономики за счёт имеющихся ограниченных ресурсов.
Задачи финансовой политики:
1. оптимизация структуры доходов и расходов гос бюджета
2. повышение объема финансовых ресурсов
3. сокращение темпа инфляции
4. снижение систематического риска
5. финансовое оздоровление экономики
6. сглаживание экономических циклов
Виды финансовой политики:
1) в зависимости от научной концепции
Классическая финансовая политика (Смит) – расходы бюджета минимальны; гос доходы образуются для поддержки национального правопорядка и рынка конкуренции. Финансовая политика государства является дестабилизирующим фактором
Регулирующая (Кейнс) – активная роль государства в экономике, необходимость финансирования гос предприятий. Гос расходы должна повышать совокупный спрос. Предусматриваются мероприятия по оживлению предпринимательской активности
Концепция стабилизационной финансовой политики – достижение максимально возможного уровня ВВП при максимальной загрузке имеющихся ресурсов
Плановая финансовая политики (Ленин)
2) в зависимости от круга решаемых задач
Финансовая стратегия (долг. характер)
Финансовая тактика (кратк. характер)
Отличие стратегии от долгосрочной политики:
* чёткая количественная формулировка цели
* точное деление мероприятия на этапы и подэтапы
* все мероприятия количественно обоснованы и определены
* объектом стратегии выступают глобальные кропномасштабные проекты.
3) по объектам функционирования:
Бюджетная
Налоговая
Денежно-кредитная
Социальна
Инвестиционно-инновационная
Финансовая политика предприятия
Финансовый механизм - совокупность видов, форм организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения.
Структура финансового механизма:
– финансовое планирование и прогнозирование;
– финансовые показатели, нормативы и лимиты;
– управление финансами;
– финансовые рычаги и стимулы (цена, процент, прибыль, амортизационные отчисления, дивиденды, пени и др.);
– финансовый контроль.
Особенности финансовой политики России на современном этапе:
1. Бюджетная политика
Цель – повышение устойчивости бюджетной системы
1) совершенствование нормативно-правовой базы в области бюджетной системы (привести к единому алгоритму, убрать дублирование полномочий)
2) развитие гос программ (программно-целевой метод – под расходные обязательства создаем гос программы)
3) повышение финансовой автономии в небюджетных фондах
4) повышение эффективности межбюджетных отношений (сейчас меняется методика исчисления межбюджетных трансфертов)
5) повышение эффективности предоставления гос услуг
6) оптимизация расходов на оплату труда (связано с механизмом эффективного контракта; сокращение гос аппарата; отстутствие индексации зарплаты высших гос чиновников)
7) повышение эффективности гос капитальных расходов
8) повышение эффективности управления гос долгом (15-20% от ВВП)
2. Налоговая политика
Поддержка инвестиций
Развитие человеческого капитала
Поддержка предпринимательской активности
1) налоговое стимулирование развития отдельных территорий (дальний восток, сибирь)
2) совершенствование системы акцизов (следует повышать. Должен стать одним из основных)
3) развитие спец режимов н/о (патентная система должна заменить ЕНВД; в рамках патентной системы и УСН для новых предприятий освобождать их от уплаты налогов в течении 3 лет)
4) борьба с уклонением от уплаты налогов
5)пересмотр существующих налоговых льгот (некоторые льготы считаются устаревшими, негибкими)
3. Денежно-кредитная политика 15 вопрос подробнее
Цель – обеспечение ценовой стабильности и, что означает достижение и поддержание устойчивой низкой инфляции.
ДКП проводится в рамках таргетирования инфляции, переход к режиму плавающего валютного курса
Операционная задача ДКП – сближение ставок сегмента овернайт денежного рынка в ключевой ставкой
Бивалютная корзина - Выраженный в национальной валюте операционный ориентир курсовой политики Банка
России, состоящий из доллара США и евро (действует с февраля 2005 года). Рублевая стоимость бивалютной корзины рассчитывается как сумма 55 центов доллара США и 45 евро центов в рублях (действует с 8 февраля 2007 года).
Ключевая ставка – появилась 1 сентября 2013 года, введена в рамках перехода к таргетированию инфляции, встраевамая во все остальные ставки, краткосрочная
Операция РЕПО - сделка, состоящая из двух частей: изначально одна сторона сделки продает ценные бумаги другой стороне, получая за них денежные средства, а затем, по истечении определенного срока, выкупает их обратно по заранее установленной цене. Операции РЕПО Банка России используются для предоставления кредитным организациям ликвидности в рублях в обмен на обеспечение в виде ценных бумаг
Любой бизнес начинается с постановки и ответа на следующие три ключевые вопроса:
каковы должны быть величина и оптимальный состав активов предприятия, позволяющие достичь поставленные перед предприятием цели и задачи?
где найти источники финансирования и каков должен быть их оптимальный состав?
как организовать текущее и перспективное управление финансовой деятельностью, обеспечивающее платежеспособность и финансовую устойчивость предприятия?
Решаются эти вопросы в рамках финансового менеджмента, являющегося одной из ключевых подсистем общей системы управления предприятием. Логика ее функционирования представлена на рис. 1.
Рисунок 1. Структура и процесс функционирования системы финансового управления на предприятии
Организационная структура системы управления финансами хозяйствующего субъекта, а также ее кадровый состав могут быть построены различными способами в зависимости от размеров предприятия и вида его деятельности.. Для крупной компании наиболее характерно обособление специальной службы, руководимой вице-президентом по финансам (финансовым директором) и, как правило, включающей бухгалтерию и финансовый отдел (рис. 2).
Рисунок 2. Организационная структура управления предприятием
На небольших предприятиях роль финансового директора обычно выполняет главный бухгалтер. Главное, что следует отметить в работе финансового менеджера, это то, что она либо составляет часть работы высшего звена управления фирмы, либо связана с предоставлением ему аналитической информации, необходимой и полезной для принятия управленческих решений финансового характера. Вне зависимости организационной структуры фирмы финансовый менеджер отвечает за анализ финансовых проблем, принятие в некоторых случаях решений или выработку рекомендаций высшему руководству.
Приведенная на рис. 1.2 схема нетиповая, а состав ее элементов может варьировать в зависимости от национальных особенностей организации бизнеса в той или иной стране, вида компании, ее размера и прочих факторов. Так, в ФРГ высшим органом управления крупной компанией является наблюдательный совет, включающий владельцев компании, а также представителей ее работников и независимых экспертов. Наблюдательный совет назначает совет директоров, осуществляющих коллективное руководство оперативной деятельностью компании; один из директоров при этом выполняет функции спикера.
Существуют различные подходы к трактовке понятия “финансовый инструмент”. В наиболее общем виде под финансовым инструментом понимается любой контракт, по которому происходит одновременное увеличение финансовых активов одного предприятия и финансовых обязательств другого предприятия.
Финансовые активы включают:
- - денежные средства;
- - контрактное право получить от другого предприятия денежные средства или любой другой вид финансовых активов;
- - контрактное право обмена финансовыми инструментами с другим предприятием на потенциально выгодных условиях;
- - акции другого предприятия.
К финансовым обязательствам относятся контрактные обязательства:
- - выплатить денежные средства или предоставить какой-то иной вид финансовых активов другому предприятию;
- - обменяться финансовыми инструментами с другим предприятием на потенциально невыгодных условиях (в частности, такая ситуация может возникнуть при вынужденной продаже дебиторской задолженности).
Финансовые инструменты подразделяются на первичные (денежные средства, ценные бумаги, кредиторская и дебиторская задолженность по текущим операциям) и вторичные, или производные (финансовые опционы, фьючерсы, форвардные контракты, процентные свопы, валютные свопы).
Существует и более упрощенное понимание сущности понятия “финансовый инструмент”. В соответствии с ним выделяют три основные категории финансовых инструментов: денежные средства (средства в кассе и на расчетном счете, валюта), кредитные инструменты (облигации, форвардные контракты, фьючерсы, опционы, свопы и др.) и способы участия в уставном капитале (акции и паи).
Методы финансового управления многообразны. Основными из них являются: прогнозирование, планирование, налогообложение, страхование, самофинансирование, кредитование, система расчетов, система финансовой помощи, система финансовых санкций, система амортизационных отчислений, система стимулирования, принципы ценообразования, трастовые операции, залоговые операции, трансфертные операции, факторинг, аренда, лизинг. Составным элементом приведенных методов являются специальные приемы финансового управления: кредиты, займы, процентные ставки, дивиденды, котировка валютных курсов, акциз, дисконт и др. Основу информационного обеспечения системы финансового управления составляет любая информация финансового характера:
- - бухгалтерская отчетность;
- - сообщения финансовых органов;
- - информация учреждений банковской системы;
- - информация товарных, фондовых и валютных бирж;
- - прочая информация.
Техническое обеспечение системы финансового управления является самостоятельным и весьма важным ее элементом. Многие современные системы, основанные на безбумажной технологии (межбанковские расчеты, взаимозачеты, расчеты с помощью кредитных карточек и др.), невозможны без применения сетей ЭВМ, персональных компьютеров, функциональных пакетов прикладных программ.
Функционирование любой системы финансового управления осуществляется в рамках действующего правового и нормативного обеспечения. Сюда относятся: законы, указы Президента, постановления правительства, приказы и распоряжения министерств и ведомств, лицензии, уставные документы, нормы, инструкции, методические указания и др.