Порядок уровней организации жизни. Тканевый уровень
Организм человека находится в постоянном взаимодействии с абиотическими и биотическими факторами окружающей среды, которая влияет на него и изменяет его. Происхождение человека интересует науку уже давно, и теории его происхождения различны. Это и то, что человек произошел из маленькой клетки, которая постепенно, образуя колонии клеток себе подобных, стала многоклеточной и в процессе длительного хода эволюции превратилась в человекоподобную обезьяну, и которая благодаря труду стала человеком.
Понятие уровней организации организма человека
В процессе обучения в общеобразовательной средней школе на уроках биологии изучение живого организма начинается с изучения растительной клетки и ее компонентов. Уже в старших классах на уроках школьникам задают вопрос: «Назовите уровни организации организма человека». Что это такое?
Под понятием "уровни организации организма человека" принято понимать его иерархическое строение от маленькой клетки до организменного уровня. Но этот уровень - не предел, и его завершает уже надорганизменный порядок, который включает в себя популяционно-видовой и биосферный уровни.
Выделяя уровни организации организма человека, следует подчеркнуть их иерархию:
- Молекулярно-генетический уровень.
- Клеточный уровень.
- Тканевый уровень.
- Органный уровень
- Организменный уровень.
Молекулярно-генетический уровень
Изучение молекулярных механизмов позволяет охарактеризовать его такими компонентами, как:
- носители генетической информации - ДНК, РНК.
- биополимеры, это белки, жиры и углеводы.
На этом уровне выделяют структурным элементом гены и их мутации, которые определяют изменчивость на организменном и клеточном уровне.
Молекулярно-генетический уровень организации организма человека представлен генетическим материалом, который закодирован в цепочке ДНК и РНК. Генетическая информация отражает такие важные составляющие организации жизни человека, как заболеваемость, обменные процессы, тип конституции, гендерную составляющую и индивидуальные признаки человека.
Молекулярный уровень организации организма человека представлен обменными процессами, которые состоят из ассимиляции и диссимиляции, регуляции обмена веществ, гликолиза, кроссинговера и митоза, мейоза.
Свойство и строение молекулы ДНК
Основными свойствами генов являются:
- конвариантная редупликация;
- способность к локальным структурным изменениям;
- передача наследственной информации на внутриклеточном уровне.
Молекула ДНК состоит из пуриновых и пиримидиновых оснований, которые соединены по принципу водородных связей между собой и для их соединения и разрыва требуется ферментная ДНК-полимераза. Конвариантная редупликация происходит по матричному принципу, который обеспечивает их соединение по остатку азотистых оснований гуанина, аденина, цитозина и тимина. Этот процесс происходит за 100 секунд, и за это время успевает собраться 40 тыс. пар нуклеотидов.
Клеточный уровень организации
Изучение клеточного строения организма человека поможет понять и охарактеризовать клеточный уровень организации организма человека. Клетка является структурным компонентом и состоит из элементов периодической системы Д. И. Менделеева, из которых наиболее преобладающими являются водород, кислород, азот и углерод. Остальные элементы представлены группой макроэлементов и микроэлементов.
Структура клетки
Клетка открыта была Р. Гуком в XVII веке. Основными структурными элементами клетки являются цитоплазматическая мембрана, цитоплазма, органоиды клетки и ядро. Цитоплазматическая мембрана состоит из фосфолипидов и белков как структурных компонентов для обеспечения клетки порами и каналами для осуществления обмена веществ между клетками и поступления, выведения веществ из них.
Клеточное ядро
Ядро клетки состоит из ядерной оболочки, ядерного сока, хроматина и ядрышек. Ядерная оболочка выполняет формообразующую и транспортную функцию. Ядерный сок содержит белки, которые участвуют в синтезе нуклеиновых кислот.
- хранение генетической информации;
- воспроизведение и передача ;
- регуляция деятельности клетки в ее жизнеобеспечивающих процессах.
Цитоплазма клетки
Цитоплазма состоит из органелл общего назначения и специализированных. Органеллы общего назначения разделяются на мембранные и немембранные.
Основной функцией цитоплазмы является постоянство внутренней среды.
Мембранные органеллы:
- Эндоплазматическая сеть. Основными ее задачами является синтез биополимеров, внутриклеточный транспорт веществ, является депо ионов Ca+.
- Аппарат Гольджи. Синтезирует полисахариды, гликопротеиды, участвуют в синтезе белка после выхода его из эндоплазматической сети, осуществляет транспорт и ферментацию секрета в клетке.
- Пероксисомы и лизосомы. Переваривают поглощенные вещества и расщепляют макромолекулы, нейтрализуют токсические вещества.
- Вакуоли. Хранение веществ, продуктов обмена.
- Митохондрии. Энергетические и дыхательные процессы внутри клетки.
Немембранные органеллы:
- Рибосомы. Синтезируют белки при участии РНК, которая переносит из ядра генетическую информацию о строении и синтезе белка.
- Клеточный центр. Участвует в делении клеток.
- Микротрубочки и микрофиламенты. Осуществляют поддерживающую функцию и сократительную.
- Реснички.
Специализированные органеллы - это акросома сперматозоида, микроворсинки тонкой кишки, микротрубочки и микрореснички.
Теперь на вопрос: «Охарактеризуйте клеточный уровень организации организма человека», можно смело перечислить компоненты и их роль в организации строения клетки.
Тканевый уровень
В организме человека нельзя выделить уровень организации, в котором не присутствовала бы какая-либо ткань, состоящая из специализированных клеток. Ткани складываются из клеток и межклеточного вещества и по своей специализации их подразделяют на:
- Нервная. Осуществляет интеграцию внешней и внутренней среды, регулирует процессы обмена веществ и высшую нервную деятельность.
Уровни организации организма человека переходят плавно друг в друга и образуют целостный орган или систему органов, которые выстилают множество тканей. Например, желудочно-кишечный тракт, который имеет трубчатое строение и состоит из серозного, мышечного и слизистого слоя. Кроме этого, он имеет питающие его кровеносные сосуды и нервно-мышечный аппарат, которым управляет нервная система, также множество ферментных и гуморальных систем управления.
Органный уровень
Все уровни организации организма человека, перечисленные ранее, являются компонентами органов. Органы выполняют специфические функции по обеспечению в организме постоянства внутренней среды, обмена веществ и образуют системы соподчиненных ей подсистем, которые выполняют определенную функцию организме. Например, дыхательная система состоит из легких, дыхательных путей, дыхательного центра.
Уровни организации организма человека как единое целое представляют собой интегрированную и полностью самообеспечивающуюся систему органов, образующую организм.
Организм как единое целое
Объединение систем и органов образуют организм, в котором осуществляется интеграция работы систем, обмен веществ, рост и размножение, пластичность, раздражимость.
Интеграция существует четырех видов: механическая, гуморальная, нервная и химическая.
Механическая интеграция осуществляется межклеточным веществом, соединительной тканью, вспомогательными органами. Гуморальная - кровь и лимфа. Нервная - это высший уровень интеграции. Химическая - гормонами эндокринных желез.
Уровни организации организма человека - это иерархическое усложнение в строении его организма. Организм как единое целое обладает телосложением - внешней интегрированной формой. Телосложение - это внешняя человека, которая имеет различные половые и возрастные особенности, строение и положение внутренних органов.
Различают астенические, нормостенические и гиперстенические типы строения телосложения, которые дифференцируются по росту, скелету, мускулатуре, наличию или отсутствию подкожного жира. Также в соответствии с типом телосложения системы органов имеют различное строение и положение, размеры и форму.
Понятие об онтогенезе
Индивидуальное развитие организма обусловлено не только генетическим материалом, но и внешними факторами окружающей среды. Уровни организации организма человека понятие об онтогенезе, или индивидуальном развитии организма в процессе своего развития, использует разные генетические материалы, участвующие в функционировании клетки в процессе развития ее. На работу генов влияет внешняя среда: через факторы окружающей среды происходит обновление, появление новых генетических программ, мутаций.
Например, гемоглобин изменяется трижды за все развитие человеческого организма. Белки, синтезирующие гемоглобин, проходят несколько стадий от эмбрионального гемоглобина, которые переходит в гемоглобин плода. В процессе созревания организма гемоглобин переходит в форму взрослого. Эти онтогенетические характеристики уровня развития организма человека кратко и понятно подчеркивают, что генетическая регуляция организма выполняет важную роль в процессе развития организма от клетки до систем и организма в целом.
Изучение организации позволяет ответить на вопрос: «Назовите уровни организации организма человека?». Организм человека регулируется не только нервно-гуморальными механизмами, но и генетическими, которые расположены в каждой клетке организма человека.
Уровни организации организма человека кратко можно описать как сложную соподчиненную систему, имеющую строение такое же по построению и усложнению, как и вся система живых организмов. Эта закономерность - эволюционно закрепленная особенность живых организмов.
Биология. Общая биология. 10 класс. Базовый уровень Сивоглазов Владислав Иванович
3. Уровни организации живой материи. Методы биологии
Вспомните!
Какие уровни организации живой материи вам известны?
Какие вы знаете методы научных исследований?
Уровни организации живой материи. Окружающий нас мир живых существ – это совокупность биологических систем разной степени сложности, образующих единую иерархическую структуру. Причём следует отчётливо представлять, что взаимосвязь отдельных биологических систем, принадлежащих к одному уровню организации, формирует качественно новую систему. Одна клетка и множество клеток, один организм и группа организмов – разница не только в количестве. Совокупность клеток, обладающих общим строением и функцией, – это качественно новое образование – ткань. Группа организмов – это семья, стая, популяция, т. е. система, обладающая совершенно иными свойствами, нежели простое механическое суммирование свойств нескольких особей.
В процессе эволюции происходило постепенное усложнение организации живой материи. При образовании более сложного уровня предыдущий уровень, возникший ранее, входил в него как составная часть. Именно поэтому уровневая организация и эволюция являются отличительными признаками живой природы. В настоящее время жизнь как особая форма существования материи представлена на нашей планете несколькими уровнями организации (рис. 4).
Молекулярно-генетический уровень. Как бы сложно ни была организована любая живая система, в её основе лежит взаимодействие биологических макромолекул: нуклеиновых кислот, белков, углеводов, а также других органических и неорганических веществ. С этого уровня начинаются важнейшие процессы жизнедеятельности организма: кодирование и передача наследственной информации, обмен веществ, превращение энергии.
Клеточный уровень. Клетка – это структурно-функциональная единица всего живого. Существование клетки лежит в основе размножения, роста и развития живых организмов. Вне клетки жизни нет, а существование вирусов только подтверждает это правило, потому что они могут реализовывать свою наследственную информацию только в клетке.
Рис. 4. Уровни организации живой материи
Тканевый уровень. Ткань – это совокупность клеток и межклеточного вещества, объединённых общностью происхождения, строения и выполняемой функции. В животных организмах выделяют четыре основных типа ткани: эпителиальную, соединительную, мышечную и нервную. В растениях различают образовательные, покровные, проводящие, механические, основные и выделительные (секреторные) ткани.
Органный уровень. Орган – это обособленная часть организма, имеющая определённую форму, строение, расположение и выполняющая конкретную функцию. Орган, как правило, образован несколькими тканями, среди которых одна (две) преобладает.
Организменный (онтогенетический ) уровень. Организм – это целостная одноклеточная или многоклеточная живая система, способная к самостоятельному существованию. Многоклеточный организм образован, как правило, совокупностью тканей и органов. Существование организма обеспечивается путём поддержания гомеостаза (постоянства структуры, химического состава и физиологических параметров) в процессе взаимодействия с окружающей средой.
Популяционно-видовой уровень. Популяция – совокупность особей одного вида, в течение длительного времени проживающих на определённой территории, внутри которой осуществляется в той или иной степени случайное скрещивание и нет существенных внутренних изоляционных барьеров; она частично или полностью изолирована от других популяций данного вида.
Вид – совокупность особей, сходных по строению, имеющих общее происхождение, свободно скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство. Все особи одного вида имеют одинаковый кариотип, сходное поведение и занимают определённый ареал.
На этом уровне осуществляется процесс видообразования, который происходит под действием эволюционных факторов.
Биогеоценотический (экосистемный ) уровень. Биогеоценоз – исторически сложившаяся совокупность организмов разных видов, взаимодействующая со всеми факторами их среды обитания. В биогеоценозах осуществляется круговорот веществ и энергии.
Биосферный (глобальный ) уровень. Биосфера – биологическая система высшего ранга, охватывающая все явления жизни в атмосфере, гидросфере и литосфере. Биосфера объединяет все биогеоценозы (экосистемы) в единый комплекс. В ней происходят все вещественно – энергетические круговороты, связанные с жизнедеятельностью всех живых организмов, обитающих на Земле.
Таким образом, жизнь на нашей планете представлена саморегулирующимися и самовоспроизводящимися системами различного ранга, открытыми для вещества, энергии и информации. Происходящие в них процессы жизнедеятельности и развития обеспечивают существование и взаимодействие этих систем.
На каждом уровне организации живой материи существуют свои специфические особенности, поэтому в любых биологических исследованиях, как правило, какой-то определённый уровень является ведущим. Так, например, механизмы деления клетки изучают на клеточном уровне, а основные успехи в области генной инженерии достигнуты на молекулярно-генетическом. Но такое разделение проблем по уровням организации является весьма условным, потому что большинство задач биологии так или иначе касаются одновременно нескольких уровней, а порой и всех сразу. Например, проблемы эволюции затрагивают все уровни организации, а методы генной инженерии, реализуемые на молекулярно-генетическом уровне, направлены на изменение свойств всего организма.
Методы познания живой природы. Исследуя системы разной степени сложности, биология использует разнообразные методы и приёмы. Одним из наиболее древних является метод наблюдения , на котором основывается описательный метод . Сбор фактического материала и его описание были основными приёмами исследования на раннем этапе развития биологии. Но и в настоящее время они не утратили своего значения. Эти методы широко используют зоологи, ботаники, микологи, экологи и представители многих других биологических специальностей.
В XVIII в. в биологии стал широко применяться сравнительный метод , который позволял в процессе сопоставления объектов выявлять сходства и различия организмов и их частей. Благодаря этому методу были заложены основы систематики растений и животных, создана клеточная теория. Применение этого метода в анатомии, эмбриологии, палеонтологии способствовало утверждению в биологии эволюционной теории развития.
Исторический метод позволяет сравнить существующие факты с данными, известными ранее, выявить закономерности появления и развития организмов, усложнения их структуры и функций.
Огромное значение для развития биологии имел экспериментальный метод , его первое применение связывают с именем римского врача Галена (II в. н. э.). Гален впервые продемонстрировал участие нервной системы в организации поведения и в работе органов чувств. Однако широко использоваться этот метод начал лишь с XIX в. Классическим образцом применения экспериментального метода являются работы И. М. Сеченова по физиологии нервной деятельности и Г. Менделя по изучению наследования признаков.
В настоящее время биологи всё чаще используют метод моделирования , позволяющий воспроизвести такие экспериментальные условия, которые в реальности воссоздать порой не представляется возможным. С помощью компьютерного моделирования, например, можно рассчитать последствия постройки плотины для определённой экосистемы или воссоздать эволюцию определённого вида живых организмов. Меняя параметры, можно выбрать оптимальный путь развития агроценоза или подобрать наиболее безопасное сочетание лекарственных препаратов при лечении конкретного заболевания.
Любое научное исследование, использующее разные методы, состоит из нескольких этапов. Сначала в результате наблюдений собирают данные – факты , на основе которых выдвигают гипотезу . Для того чтобы оценить верность этой гипотезы, осуществляют серии экспериментов с целью получения новых результатов. Если гипотеза подтверждается, она может стать теорией , включающей в себя определённые правила и законы .
При решении биологических задач используют самую разнообразную технику: световые и электронные микроскопы, центрифуги, химические анализаторы, термостаты, компьютеры и множество других современных приборов и инструментов.
Настоящую революцию в биологических исследованиях произвело появление электронного микроскопа, в котором вместо светового пучка используют пучок электронов. Разрешающая способность такого микроскопа в 100 раз выше, чем светового.
Одним из видов электронного микроскопа является сканирующий. В нём электронный луч не проходит через образец, а отражается от него и преобразуется в изображение на телеэкране. Это позволяет получать трёхмерное изображение исследуемого объекта.
Вопросы для повторения и задания
1. Как вы считаете, почему необходимо выделять различные уровни организации живой материи?
2. Перечислите и охарактеризуйте уровни организации живой материи.
3. Назовите биологические макромолекулы, входящие в состав живых систем.
4. Как проявляются свойства живого на различных уровнях организации?
5. Какие методы исследования живой материи вы знаете?
6. Может ли многоклеточный организм не иметь тканей и органов? Если вы считаете, что может, приведите примеры таких организмов.
Рис. 5. Амёба под микроскопом
Подумайте! Выполните!
1. Выделите основные признаки понятия «биологическая система».
2. Согласны ли вы с тем, что описательный период в биологии продолжается и в XXI в.? Ответ обоснуйте.
3. Рассмотрите рис. 5. Определите, какое изображение было получено при помощи световой микроскопии, какое – при помощи электронной, а какое – результат использования сканирующего микроскопа. Объясните свой выбор.
4. Из предыдущих курсов биологии, физики, химии или других предметов вспомните какую-нибудь хорошо известную вам теорию (закон или правило). Попробуйте описать основные этапы её (его) формирования.
5. Используя дополнительную литературу и ресурсы Интернета, подготовьте презентацию или красочный стенд на тему «Современное научное оборудование и его роль в решении биологических задач». С каким оборудованием вы уже познакомились при изучении курса «Человек и его здоровье»? Для каких целей его используют? Можно ли медицинское оборудование считать биологическим? Объясните свою точку зрения.
Работа с компьютером
Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал и выполните задания.
Повторите и вспомните!
Растения
Появление тканей и органов растений. Появление тканей и органов в эволюции растений было связано с выходом на сушу. У водорослей отсутствуют органы и специализированные ткани, так как все их клетки находятся в одинаковых условиях (температурный режим, освещённость, минеральное питание, газообмен). Каждая клетка водоросли обычно содержит хлоропласты и способна к фотосинтезу.
Однако, выйдя на сушу, предки современных высших растений попали в совершенно иные условия: кислород, необходимый для дыхания, и углекислый газ, используемый для фотосинтеза, растения должны были получать из воздуха, а воду – из почвы. Новая среда обитания не была однородной. Возникли проблемы, которые надо было решать: защита от высыхания, поглощение воды из почвы, создание механической опоры, сохранение спор. Существование растений на границе двух сред – почвы и воздуха – привело к возникновению полярности: нижняя часть растения, погружаясь в почву, поглощала воду с растворёнными в ней минеральными веществами, верхняя часть, оставаясь на поверхности, активно фотосинтезировала и обеспечивала всё растение органическими веществами. Так появились два основных вегетативных органа современных высших растений – корень и побег.
Такое расчленение тела растений на отдельные органы, усложнение их структуры и функций происходило постепенно в процессе длительной эволюции растительного мира и сопровождалось усложнением тканевой организации.
Первой появилась покровная ткань, обеспечившая защиту растения от высыхания и повреждений. Подземная и наземная части растения должны были иметь возможность обмениваться различными веществами. Вода с растворёнными в ней минеральными солями поднималась вверх из почвы, а органические вещества перемещались вниз, к подземным частям растения, не способным к фотосинтезу. Это требовало развития проводящих тканей – ксилемы и флоэмы. В воздушной среде надо было противостоять силам гравитации, выдерживать порывы ветра – это потребовало развития механической ткани.
У высших растений различают вегетативные и генеративные (репродуктивные) органы. Вегетативными органами высших растений являются корень и побег, состоящий из стебля, листьев и почек. Вегетативные органы обеспечивают фотосинтез и дыхание, рост и развитие, поглощение и проведение в теле растения воды и растворённых в ней минеральных солей, транспорт органических веществ, а также участвуют в вегетативном размножении.
Генеративные органы – это спорангии, спороносные колоски, шишки и цветки, образующие плоды и семена. Они появляются в определённые периоды жизни и выполняют функции, связанные с размножением растений.
Человек
Методы изучения человека. Одним из первых анатомических методов, начиная с эпохи Возрождения, был метод аутопсии (вскрытия трупов). Однако в настоящее время существует множество методов, которые позволяют изучать организм прижизненно: рентгеноскопия, ультразвуковое исследование, магнитно-резонансная томография и многие другие.
Основу всех физиологических методов составляют наблюдения и эксперименты . Современные физиологи успешно применяют разнообразные инструментальные методы. Электрокардиограмма сердца, электроэнцефалограмма головного мозга, термография (получение теплофотографий), радиография (введение в организм радиометки), разнообразные эндоскопии (осмотры внутренних органов при помощи специальных приборов – эндоскопов) помогают специалистам не только изучать работу организма, но и на ранних стадиях выявлять заболевания и нарушения в работе органов. Многое о состоянии здоровья человека может сказать его артериальное давление, анализ крови и мочи.
Основными методами психологии являются наблюдения, анкетирование, эксперимент .
Гигиена, наряду с методами, используемыми в других науках, имеет свои специфические методы исследования: эпидемиологический, санитарного обследования, санитарной экспертизы, санитарного просвещения и некоторые другие.
Ваша будущая профессия
1. Оцените роль науки в жизни каждого человека и общества в целом. Напишите эссе по данной теме. Обсудите в классе, существует ли в настоящее время профессиональная деятельность, на которую не влияет развитие науки.
2. Оцените значение информации в современном обществе. Какова роль информации в успешном профессиональном росте? Раскройте смысл высказывания премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля (1874–1965) «Кто владеет информацией – тот владеет миром».
3. Попробуйте смоделировать ситуации, в которых вам могут пригодиться знания, полученные при изучении этой главы.
4. Специальность – комплекс приобретённых путём специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определённого вида деятельности в рамках той или иной профессии. Профессия – социально значимый род занятий человека, вид его деятельности. Определите, что из ниже приведённого списка относится к специальности, а что – к профессии: биология, инженер-эколог, биотехнолог, экология, генный инженер, молекулярный биолог. Аргументируйте свой выбор.
5. Какую специальность вы планируете приобрести в ходе дальнейшего обучения? Определились ли вы уже с выбором профессии?
Из книги Занимательная ботаника [С прозрачными иллюстрациями] автораЖивой якорь
Из книги Биология [Полный справочник для подготовки к ЕГЭ] автора Лернер Георгий Исаакович Из книги Тайны мира насекомых автора Гребенников Виктор Степанович Из книги Путешествие в страну микробов автора Бетина ВладимирЖивой мешок Но, как обычно, из всех правил бывают исключения. На моем лабораторном столе произошло нечто противоестественное, не укладывающееся, по моим понятиям, ни в какие биологические рамки. Из желтоватого шелкового кокона, сплетенного гусеницей, которую я нашел в
Из книги Муравей-путешественник автора Мариковский Павел ИустиновичЖивой дым Пожалуй, я не припомню ни одной энтомологической экскурсии, во время которой не увидел бы чего-нибудь интересного. А иногда выдаются особенно счастливые дни. В такой день природа будто специально для тебя приподнимает занавес, поверяя свои сокровенные тайны и
Из книги Мир животных. Том 2 [Рассказы о зверях крылатых, бронированных, ластоногих, трубкозубых, зайцеобразных, китообразных и человекообразных] автора Акимушкин Игорь ИвановичЖивой свет Еще Аристотель в IV веке до н. э. писал, что «некоторые тела способны светиться во тьме, например грибы, мясо, головы и глаза рыб».Светящиеся бактерии излучают зеленый или голубоватый свет, хорошо заметный в темноте. Свечение это возможно лишь в присутствии
Из книги Мир животных. Том 3 [Рассказы о птицах] автора Акимушкин Игорь ИвановичМуравейник в живой ели Когда-то очень давно - может быть, более полувека назад - на здоровой елке сделали топором большую затеску. Возможно, это был какой-то условный знак жителей гор или обозначение границы между различными владениями. Дерево залечило рану смолой, и
Из книги Занимательная ботаника автора Цингер Александр ВасильевичЖивой предок «Мы думаем, однако, что можно согласиться с тем, что загадочные тупайи действительно представляют живую модель того раннего предка, который когда-то сделал первые шаги от насекомоядных к приматам и, значит, принадлежит к ряду наших предков» (доктор Курт
Из книги Дарвинизм в XX веке автора Медников Борис МихайловичЖивой невод Нужно ли представлять пеликана? Его странную фигуру все хорошо знают. Кто не видел, может полюбоваться в зоопарке. Давно поразил пеликан воображение впечатлительных людей. В легендах, в мифологии и религии оставил он свой след. У магометан пеликан – священная
Из книги Энергия жизни [От искры до фотосинтеза] автора Азимов АйзекЖивой якорь Чилим Однажды в студенческие годы зашел я к своему товарищу, впоследствии близкому моему приятелю. Разговор зашел о гимназических воспоминаниях.- Вы в какой гимназии учились? - спросил я Р.- Я - в Астраханской, - отвечал он. - Я чистокровный
Из книги Антропология и концепции биологии автора Курчанов Николай Анатольевич Из книги Биологическая химия автора Лелевич Владимир ВалерьяновичГлава 13. И СНОВА О ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙ МАТЕРИИ Все открытия и выводы о сохранении энергии и возрастании энтропии, о свободной энергии и катализе были получены на основе изучения неодушевленного мира. Всю первую половину книги я описывал и объяснял эти механизмы лишь для того,
Жизнь является многоуровневой системой (от греч. система - объединение, совокупность). Выделяют такие основные уровни организации живого: молекулярный, клеточный, органно-тканевой, организменный, популяционно-видовой, экосистемный, биосферный. Все уровни тесно связаны между собой и возникают один из другого, что свидетельствует о целостности живой природы.
Молекулярный уровень организации живого
Это единство химического состава (биополимеры: белки, углеводы, жиры, нуклеиновые кислоты), химических реакций. С этого уровня начинаются процессы жизнедеятельности организма: энергетический, пластический и прочие обмены, изменение и реализация генетической информации.
Клеточный уровень организации живого
Клеточный уровень организации живого. Животная клетка
Клетка является элементарной структурной единицей живого. Это единица развития всех живых организмов, живущих на Земле. В каждой клетке происходят процессы обмена веществ, преобразования энергии, обеспечивается сохранение, преобразование и передача генетической информации.
Каждая клетка состоит из клеточных структур, органелл, которые выполняют определенные функции, поэтому возможно выделить субклеточный уровень .
Органно-тканевой уровень организации живого
Органно-тканевой уровень организации живого. Эпителиальные ткани, соединительные ткани, мышечные ткани и нервные клетки
Клетки многоклеточных организмов, которые выполняют подобные функции, имеют одинаковое строение, происхождение, объединяются в ткани. Различают несколько типов тканей, которые имеют отличия в строении и выполняют разные функции (тканевой уровень).
Ткани в разном соединении образуют разные органы, которые имеют определенное строение и выполняют определенные функции (органный уровень).
Органы объединяются в системы органов (системный уровень).
Организменный уровень организации живого
Организменный уровень организации живого
Ткани объединяются в органы, системы органов и функционируют как единое целое - организм. Элементарной единицей этого уровня является особь, которая рассматривается в развитии от момента зарождения до конца существования как единая живая система.
Популяционно-видовой уровень организации живого
Популяционно-видовой уровень организации живого
Совокупность организмов (особей) одного вида, имеющего общее место обитания, образует популяции. Популяция является элементарной единицей вида и эволюции, так как в ней происходят элементарные эволюционные процессы, этот и следующие уровни - надорганизменные.
Экосистемный уровень организации живого
Экосистемный уровень организации живого
Совокупность организмов разных видов и уровней организации образует этот уровень. Здесь можно выделить биоценотический и биогеоценотический уровни.
Популяции разных видов взаимодействуют между собой, образуют многовидовые группировки (биоценотический уровень).
Взаимодействие биоценозов с климатическими и другими небиологическими факторами (рельефом, почвой, соленостью и т. п.) приводит к образованию биогеоценозов (биогеоценотический). В биогеоценозах происходит поток энергии между популяциями разных видов и круговорот веществ между его неживой и живой частями.
Биосферный уровень организации живого
Биосферный уровень организации живого. 1 – молекулярный; 2 – клеточный; 3 – организменный; 4 – популяционно-видовой; 5 – биогеоценотический; 6 – биосферный
Представлен частью оболочек Земли, где существует жизнь, - биосферой. Биосфера состоит из совокупности биогеоценозов, функционирует как единая целостная система.
Не всегда можно выделить весь перечисленный набор уровней. Например, у одноклеточных клеточный и организменный уровни совпадают, а органно-тканевой уровень отсутствует. Иногда можно выделить дополнительные уровни, например, субклеточный, тканевой, органный, системный.
Биология как наука. Методы научного познания. Уровни организации живого.
Требования к уровню подготовки выпускников:
Знать и понимать методы научного познания, признаки живых систем, уровни организации живой природы;
Уметь объяснять роль биологических теорий, законов, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Обмен веществ - одно из основных свойств живых систем, он характеризуется тем, что происходит
1. Избирательное реагирование на внешние воздействия окружающей среды
2. Изменение интенсивности физиологических процессов и функций с различными периодами колебаний
3. Передача из поколения в поколение признаков и свойств
4. Поглощение необходимых веществ и выделение продуктов жизнедеятельности
5. Поддержание относительно постоянного физико-химического состава внутренней среды
В цитологии НЕ используют следующие методы:
1. Генетическое клонирование
2. Культуры клеток и тканей
3. Микроскопия
4. Нанобиотехнологии
5. Центрифугирование
Процессы деления клеток изучают с помощью методов
1. Дифференциального центрифугирования
2. Культуры клеток
3. Микроскопии
4. Микрохирургии
5. Фото- и киносъемки
Онтогенез, метаболизм, гомеостаз, размножение происходят на... уровнях организации жизни.
1. Клеточном
2. Молекулярном
3. Организменном
4. Органном
5. Тканевом
Клеточную теорию сформулировали
2. А. Левенгук
3. Дж. Уотсон
4. Т. Шванн
5. М. Шлейден
Изучение биологических объектов, процессов в различных специально созданных условиях осуществляют с помощью методов
1. Абстрагирования
2. Клонирования
3. Моделирования
4. Обобщения
5. Эксперимента
Разделами ботаники являются
1. Альгология
2. Бриология
3. Ихтиология
4. Экология
5. Этология
1. Биохимия
2. Гистология
3. Морфология
4. Физиология
5. Цитология
Модель структуры ДНК в виде двойной спирали создали
2. А. Левенгук
3. Ф. Мюллер
4. Дж. Пристли
5. Д. Уотсон
Разделами зоологии являются
1. Альгология
2. Вирусология
3. Лихенология
4. Териология
5. Этология
Развитие - всеобщее свойство материи - представлено
1. Гомеостазом
2. Метаболизмом
3. Онтогенезом
4. Тропизмами
5. Филогенезом
В синтезе АТФ участвуют
1. Вакуоли
2. Митохондрии
3. Лизосомы
4. Хлоропласты
5. Хромопласты
1. Изготовил первый микроскоп
2. Открыл клеточное ядро
3. Ввел термин "клетка"
4. Описал пластиды и хроматофоры
5. Усовершенствовал микроскоп
Электронный микроскоп сконструировали
1. Р. Вирхов
2. М. Кнолль
3. Н. И. Лунин
4. И. И. Мечников
5. Е. Руска
Метод центрифугирования позволяет
1. Определять качественный и количественный состав веществ клетки
2. Определять пространственную конфигурацию и некоторые физические свойства макромолекул
5. Разделить органоиды клетки
Кириленко А. А. Биология. ЕГЭ. Раздел «Молекулярная биология». Теория, тренировочные задания. 2017.
Задания №2.
1. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Какие уровни организации живой природы представлены биокосными системами, включающими не только живое вещество, но и неживое?
1. Организменный
2. Популяционно-видовой
3. Биоценотический
4. Биогеоценотический
5. Биосферный
2. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Цитогенетический метод позволяет
1. Обнаружить генные мутации
2. Обнаружить хромосомные мутации
3. Обнаружить геномные мутации
4. Оценить роль внешней среды в формировании фенотипа
5. Прогнозировать вероятность передачи потомкам наследственных заболеваний
3. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Какие биологические науки изучают сообщества живых организмов?
1. Экология
2. Морфология
3. Генетика
4. Ветеринария
5. Биогеография
4. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Какие биологические науки изучают развитие жизни?
1. Анатомия
2. Палеонтология
3. Биохимия
4. Эволюционное учение
5. Биотехнология
5. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Выберите самый простой и самый сложный уровни организации живой природы из ниже перечисленных.
1. Органно-тканевый
2. Популяционно-видовой
3. Молекулярно-генетический
4. Биоценотический
5. Субклеточный
6. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Какие из свойств живого вещества связаны с развитием?
1. Онтогенез
2. Филогенез
3. Наследственность
4. Изменчивость
5. Раздражимость
7. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Какие из свойств живого не присущи вирусам?
1. Клеточное строение
2. Обмен веществ
3. Способность к размножению
4. Наследственность
5. Изменчивость
8. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Какие биологические науки не изучают эукариот?
1. Вирусология
2. Микология
3. Ботаника
4. Бактериология
5. Протистология
9. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Какие биологические науки изучают молекулярный уровень развития жизни?
1. Молекулярная биология
2. Экология
3. Биохимия
4. Цитология
5. Гистология
10. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Какие биологические науки изучают отдельные уровни организации всего живого?
1. Ботаника
2. Гистология
3. Генетика
4. Цитология
5. Эволюционное учение
11. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Какие классификационные единицы организмов являются специфическим объектом изучения селекции?
3. Семейство
12. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Укажите уровни организации жизни, являющиеся сферой изучения экологии.
1. Молекулярно-генетический
2. Клеточный
3. Органный
4. Организменный
5. Популяционно-видовой
13. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Какие ученые внесли значительный вклад в развитие эволюционного учения, предложив свои варианты теории эволюции живого мира?
1. Фрэнсис Крик
2. Маттиас Якоб Шлейден
3. Томас Морган
4. Жан-Батист Ламарк
5. Чарльз Дарвин
14. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Какие российские ученые внесли значительный вклад в развитие физиологии?
1. Иван Сеченов
2. Николай Вавилов
3. Николай Миклухо-Маклай
4. Иван Павлов
5. Владимир Вернадский
15. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Методы селекции позволили создать культурыне разновидности дикой капусты. Какие из них представлены в списке?
3. Кольраби
5. Брокколи
16. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
С помощью светового микроскопа в клетке арбуза невозможно увидеть
1. Оболочку
2. Включения
4. Вакуоли
5. Рибосомы
17. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Собственную ДНК содержат
1. Вакуоли
2. Рибосомы
3. Хлоропласты
5. Митохондрии
18. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
На молекулярном уровне организации живой природы происходят процессы
1. Деление
2. Метаболизм
3. Транскрипция
4. Онтогенез
5. Трансляция
19. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Круговорот веществ и превращение энергии происходят на... уровнях организации жизни.
1. Биогеоценотическом
2. Биосферном
3. Клеточном
4. Организменном
5. Популяционно-видовом
20. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Модель структуры ДНК в виде двойной спирали создали:
2. А. Левенгук
3. Д. Уотсон
4. Т. Шванн
5. М. Шлейден
21. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Биогенетический закон сформулировали
1. Вавилов Н. И.
2. Вайнберг В.
3. Геккель Э.
4. Либих Ю.
5. Мюллер Ф.
22. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
В селекции растений применяют следующие методы
1. Искусственное осеменение
2. Искусственный мутагенез
3. Испытание производителей по потомству
4. Массовый отбор
5. Полиэмбрионию
23. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Организменный уровень организации живого изучают
1. Анатомия
2. Биохимия
3. Генетика
4. Гистология
5. Цитология
24. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
На популяционно-видовой уровне организации живой природы происходят:
1. Гомеостаз
2. Изменение генофонда
3. Круговорот веществ и превращение энергии
4. Размножение
5. Элементарные эволюционные изменения
25. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Разделами зоологии являются
1. Альгология
2. Бриология
3. Ихтиология
4. Лихенология
5. Энтомология
26. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
И. В. Мичурин в селекционной работе использовал следующие методы:
1. Искусственного мутагенеза
2. Клонирования
3. Ментора
4. Полиэмбрионии
5. Посредника
27. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
С помощью цитогенетического метода изучают:
1. Генетический состав популяций
2. Количество хромосом
3. Роль среды и наследственности в формировании признаков
4. Структуру хромосом
5. Характер и тип наследования признаков
28. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Методы физиологии человека позволяют изучить
1. Биотоки головного мозга
2. Биотоки сердца
3. Патологические изменения в строении органов
4. Строение органов и тканей
5. Тонкую структуру органов и тканей
29. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
В биотехнологии используют следующие методы:
2. Микробиологический синтез
3. Пасынкование
4. Пикировка
5. Соматическая гибридизация клеток
30. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Методы электрофореза и хроматографии позволяют
1. Определить качественный и количественный состав веществ клетки
2. Определить пространственную конфигурацию и некоторые физические свойства макромолекул
3. Очистить макромолекулы, выделенные из клетки
4. Разделить смеси веществ, выделенные из клетки
5. Разделить органоиды клетки
31. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Укажите формулировки положений клеточной теории.
1. Оболочка грибной клетки состоит из углеводов.
2. В клетках животных отсутствует клеточная стенка.
3. Клетки всех организмов содержат ядро.
4. Клетки организмов сходны по химическому составу.
5. Новые клетки образуются путем деления исходной материнской клетки.
32. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Генеалогический метод исследования используют для установления
1. Доминантного характера наследования признака
2. Последовательности этапов индивидуального развития
3. Наследственного характера заболеваний
4. Типа высшей нервной деятельности
5. Сцепленности признака с полом
33. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Какие методы исследования используют в цитологии?
1. Центрифугирование
2. Культура ткани
3. Хроматография
4. Генеалогический
5. Гибридологический
34. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
На каких уровнях организации живого изучают особенности реакций фотосинтеза у высших растений?
1. Биосферном
2. Клеточном
3. Популяционно-видовом
4. Молекулярном
5. Экосистемном
35. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
На каких уровнях организации живого изучают особенности реакций фотосинтеза?
1. Биосферном
2. Клеточном
3. Биогеоценотическом
4. Молекулярном
5. Тканево-органном
36. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Какие признаки служат исходными для живых и неживых объектов природы?
1. Клеточное строение
2. Изменение температуры тела
3. Наследственность
4. Раздражимость
5. Перемещение в пространстве
37. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Гибридологический метод исследования используют
1. Эмбриологи
2. Селекционеры
3. Генетики
4. Экологи
5. Биохимики
38. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Исторический метод исследования используют для изучения
1. Внутреннего строения организмов
2. Эволюции органического мира
3. Химического состава живого
4. Происхождения групп организмов на Земле
5. Онтогенеза организма
39. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Близнецовый метод исследования используют
1. Цитологи
2. Зоологи
3. Генетики
4. Селекционеры
5. Биохимики
40. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Генетики, используя генеалогический метод исследования, составляют
1. Генетическую карту хромосом
2. Схему скрещивания
3. Родословное дерево
4. Схему предковых родителей и их родственные связи в ряде поколений
5. Вариационную кривую
41. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Вклад биотехнологии в медицину состоит в
1. Использовании химического синтеза для получения лекарственных препаратов
2. Создании лечебных сывороток на основе плазмы крови иммунизированных животных
3. Синтезе гормонов человека в бактериальных клетках
4. Изучении родословных человека для выявления наследственных заболеваний
5. Культивировании штаммов бактерий и грибов для производства антибиотиков в промышленных масштабах
42. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Какие из перечисленных объектов существуют на субклеточном уровне?
1. Спирогира
2. Бактериофаг
3. Стрептококк
4. Митохондрии
5. Лейкопласты
43. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Какие признаки характерны только для живых систем?
1. Способность к передвижению
2. Обмен веществ и энергии
3. Зависимость от температурных колебаний
4. Рост, развитие и способность к самовоспроизведению
5. Устойчивость и относительно слабая изменчивость
44. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
По каким принципам организованы биологические системы?
1. Закрытость системы
2. Высокая энтропия системы
3. Низкая упорядоченность
4. Иерархичность - соподчинение элементов и частей
5. Оптимальность конструкции
45. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
К эмпирическим методам биологических исследований относят
1. Сравнение
2. Абстрагирование
3. Обобщение
4. Экспериментальный метод
5. Наблюдение
46. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Что из нижеперечисленного можно установить экспериментальным методом?
1. Сроки весенней линьки у белки
2. Влияние удобрений на рост комнатного растения
3. Сроки прилета и отлета перелетных птиц
4. Высоту комнатного растения
5. Условия прорастания семян
47. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
К теоретическим методам биологических исследований относят
1. Сравнение
2. Экспериментальный метод
3. Обобщение
4. Измерение
5. Наблюдение
48. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Какие методы исследования позволили установить пространственную структуру молекулы ДНК?
1. Цитогенетический метод
2. Рентгеноструктурный анализ
3. Метод культуры клеток
4. Метод моделирования
5. Центрифугирование
49. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Какие методы исследования помогают изучить процесс фотосинтеза в клетке?
1. Экспериментальный метод
2. Метод микроскопирования
3. Метод меченых атомов
4. Метод клеточных культур
5. Метод центрифугирования
50. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
На каком уровне организации происходят такие процессы, как раздражимость и обмен веществ?
1. Популяционно-видовой
2. Организменный
3. Молекулярно-генетический
4. Биогеоценотический
5. Клеточный
51. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
К генетическим относят термины
2. Филогенез
3. Фенотип
4. Консумент
5. Дивергенция
52. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Клеточному уровню организации жизни соответствуют
1. Амеба обыкновенная
2. Кишечная палочка
3. Бактериофаг
4. Гидра пресноводная
5. Вирус гриппа
53. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
К методам цитологии относят
1. Микроскопирование
2. Мониторинг
3. Центрифугирование
4. Инбридинг
5. Гетерозис
54. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Уровни организации органического мира – дискретные состояния биологических систем, характеризующиеся соподчиненностью, взаимосвязанностью, специфическими закономерностями.
Структурные уровни организации жизни чрезвычайно многообразны, но основными являются молекулярный, клеточный, онтогенетический, популяционно-видовой, бигиоценотический и биосферный.
1. Молекулярно-генетический уровень жизни. Важнейшими задачами биологии на этом этапе является изучение механизмов передачи генной информации, наследственности и изменчивости.
Существует несколько механизмов изменчивости на молекулярном уровне. Важнейшим из них является механизм мутации генов – непосредственное преобразование самих генов под воздействием внешних факторов. Факторами, вызывающими мутацию, являются: радиация, токсические химические соединения, вирусы.
Еще один механизм изменчивости – рекомбинация генов. Такой процесс имеет место при половом размножении у высших организмов. При этом не происходит изменения общего объема генетической информации.
Еще один механизм изменчивости был открыт лишь в 1950 –е гг. Это – неклассическая рекомбинация генов, при котором происходит общее увеличение объема генетической информации за счет включения в геном клетки новых генетических элементов. Чаще всего эти элементы привносятся в клетку вирусами.
2. Клеточный уровень. Сегодня наукой достоверно установлено, что наименьшей самостоятельной единицей строения, функционирования и развития живого организма является клетка, которая представляет собой элементарную биологическую систему, способную к самообновлению, самовоспроизведению и развитию. Цитология – наука, изучающая живую клетку, ее строение, функционирование как элементарной живой системы, исследует функции отдельных клеточных компонентов, процесс воспроизводства клеток, приспособление к условиям среды и др. Также цитология исследует особенности специализированных клеток, становление их особых функций и развитие специфических клеточных структур. Таким образом, современная цитология была названа физиологией клетки.
Значительным продвижением в изучении клеток произошло в начале 19 века, было открыто и описано клеточное ядро. На основании этих исследований и была создана клеточная теория, ставшая величайшим событием в биологии 19 в. Именно эта теория послужила фундаментом для развития эмбриологии, физиологии, теории эволюции.
Важнейшая часть всех клеток – ядро, которое хранит и воспроизводит генетическую информацию, регулирует процессы обмена веществ в клетке.
Все клетки делятся на две группы:
· Прокариоты – клетки, лишенные ядра
· Эукариоты – клетки содержащие ядра
Изучая живую клетку, ученые обратили внимание на существование двух основных типов ее питания, что позволило все организмы разделить на два типа:
· Автотрофные – сами производят необходимые им питательные вещества
· Гетеротрофные – не могут обходиться без органической пищи.
Позднее были уточнены такие важные факторы, как способность организмов синтезировать необходимые вещества (витамины, гормоны), обеспечивать себя энергией, зависимость от экологической среды и др. Таким образом, сложный и дифференцированный характер связей свидетельствует о необходимости системного подхода к изучению жизни и на онтогенетическом уровне.
3. Онтогенетический уровень. Многоклеточные организмы. Этот уровень возник в результате формирования живых организмов. Основной единицей жизни выступает отдельная особь, а элементарным явлением – онтогенез. Изучением функционирования и развития многоклеточных живых организмов занимается физиология. Эта наука рассматривает механизмы действия различных функций живого организма, их связь между собой, регуляцию и приспособление к внешней среде, происхождение и становление в процессе эволюции и индивидуального развития особи. По сути дела это и есть процесс онтогенеза – развитие организма от рождения до смерти. При этом происходит рост, перемещение отдельных структур, дифференциация и усложнение организма.
Все многоклеточные организмы состоят из органов и тканей. Ткани – это группа физически объединенных клеток и межклеточных веществ для выполнения определенных функций. Их изучение является предметом гистологии.
Органы – это относительно крупные функциональные единицы, которые объединяют различные ткани в те или иные физиологические комплексы. В свою очередь органы входят в состав более крупных единиц – систем организма. Среди них выделяют нервную, пищеварительную, сердечнососудистую, дыхательную и другие системы. Внутренние органы есть только у животных.
4. Популяционно-биоценотический уровень. Это надорганизменный уровень жизни, основной единицей которого является популяция. В отличии от популяции видом называется совокупность особей, сходных по строению и физиологическим свойствам, имеющих общее происхождение, могущих свободно скрещиваться и давать плодовитое потомство. Вид существует только через популяции, представляющие генетически открытые системы. Изучением популяций занимается популяционная биология.
Термин "популяция" был введен одним из основоположником генетики В. Иогансеном, который назвал так генетически неоднородную совокупность организмов. Позднее популяция стала считаться целостной системой, непрерывно взаимодействующей с окружающей средой. Именно популяции являются теми реальными системами, через которые существуют виды живых организмов.
Популяции – генетически открытые системы, так как изоляция популяций не абсолютна и периодически не бывает возможным обмен генетической информацией. Именно популяции выступают в качестве элементарных единиц эволюции, изменения их генофонда ведут к появлению новых видов.
Популяции, способны к самостоятельному существованию и трансформации, объединяются в совокупности следующего надорганизменного уровня – биоценозы. Биоценоз – совокупность популяций, проживающих на определенной территории.
Биоценоз представляет собой закрытую для чужих популяций систему, для составляющих его популяций – это открытая система.
5. Биогеоцетонический уровень. Биогеоценоз – устойчивая система, которая может существовать на протяжении длительного времени. Равновесие в живой системе динамично, т.е. представляет собой постоянное движение вокруг определенной точки устойчивости. Для ее стабильного функционирования необходимо наличие обратных связей между ее управляющей и исполняющей подсистемами. Такой способ поддержания динамического равновесия между различными элементами биогеоценоза, вызвано массовым размножением одних видов и сокращением или исчезновением других, приводящее к изменению качества окружающей среды, называют экологической катастрофой.
Биогеоценоз – это целостная саморегулирующаяся система, в которой выделяется несколько типов подсистем. Первичные системы – продуценты, непосредственно перерабатывающие неживую материю; консументы – вторичный уровень, на котором вещество и энергия получаются за счет использования продуцентов; затем идут консументы второго порядка. Также существуют падальщики и редуценты.
Через эти уровни в биогеоценозе проходит круговорот веществ: жизнь участвует в использовании, переработки и восстановлении различных структур. В биогеоценозе – однонаправленный энергетический поток. Это делает его незамкнутой системой, непрерывно связанной с соседними биогеоценозами.
Саморегуляция биогеоценлзов протекает тем успешнее, чем разнообразнее количество составляющих его элементов. От многообразия его компонентов зависит и устойчивость биогеоценозов. Выпадение одного или нескольких компонентов может привести к необратимому нарушению равновесия и гибели его как целостной системы.
6. Биосферный уровень. Это наивысший уровень организации жизни, охватывающий все явления жизни на нашей планете. Биосфера – это живое вещество планеты и преобразованная им окружающая среда. Биологический обмен веществ – это фактор, который объединяет все другие уровни организации жизни в одну биосферу. На этом уровне происходит круговорот веществ и превращение энергии, связанные с жизнедеятельностью всех живых организмов, обитающих на Земле. Таким образом, биосфера является единой экологической системой. Изучение функционирования этой системы, ее строения и функций – важнейшая задача биологии на этом уровне жизни. Занимаются изучением этих проблем экология, биоценология и биогеохимия.
Разработка учения о биосфере неразрывно связана с именем выдающегося российского ученого В.И. Вернадского. Именно ему удалось доказать связь органического мира нашей планеты, выступающего в виде единого нераздельного целого, с геологическими процессами на Земле. Вернадский открыл и изучил биогеохимические функции живого вещества.