Праздник Святой Троицы. Где находится Голгофа и Гроб Господень
В Иерусалиме их, по меньшей мере, две. И вообще, в этом городе всего «по паре», а то и более: две Голгофы, два дома первосвященника Каиафы, куда Иисуса привели на допрос, две или более Претории, три тюрьмы Иисуса…
У христиан она считается местом Нового Завета между Богом и людьми, потому что великое таинство Евхаристии было провозглашено именно здесь, во время последней пасхальной трапезы Иисуса с учениками.
Где же могла происходить эта последняя трапеза Иисуса с учениками?
Евангелист Лука пишет (Лк.22:10):
«Он сказал им: «Вот, при входе вашем в город встретится с вами человек, несущий кувшин воды. Последуйте за ним в дом, в который войдет он».
Кувшин воды – это условный знак, известный лишь Иисусу да тому человеку, которого должны встретить ученики. Скорее всего, это был слуга, посланный за водой. Значит, дом, в котором должна произойти трапеза, находился неподалеку от городских ворот. А иначе зачем же слуге нести кувшин через весь город, ведя за собой по пятами подозрительную группу учеников-галилеян? Галилеяне в городе чужаки, их могли заметить, и тогда вся затея была бы обречена на провал.
Ворота, через которые ученики вошли в город, находились, скорее всего там, где расположены кварталы ремесленников и торговцев, а не дома знати, царские дворцы и и покои храмовых священников. В местах, где жили богачи, за водой ходить было не нужно: в каждом доме имелись свои водные цистерны. Значит, эти ворота вели в Нижний город, и назывались они в то время «воротами ессеев». Известный исследователь Евангелий, бенедиктинский монах Баргил Пикснер считает, что во времена Иисуса в этом районе жили ессеи - представители религиозного течения, во многом отличного от традиционного иудаизма.
О размерах комнаты можно судить по количеству людей, которых она вмещала (Деян.1:13-16):
«И, придя, взошли в Горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова.
Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его.
И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал
(было же собрание человек около ста двадцати
): мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса».
Еще один факт косвенно указывает на место Горницы Тайной Вечери. Это обращение апостола Петра к братьям по вере в день Пятидесятницы, когда Святой Дух сошел на апостолов (Деян.2:29):
«Мужи, братия! Да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня ».
Но причем здесь царь Давид, который умер давным-давно, и про какой гроб говорит апостол Петр?
Слово «гроб» не должно смущать вас. Более понятным было бы употребление слова «могила» или «гробница». И могила (гробница, склеп, мавзолей) царя Давида действительно существовал в древнем Иерусалиме. И место последней трапезы Иисуса с апостолами могло находиться рядом с ним.
Вот что повествует нам Библия: «И почил Давид с отцами своими, и погребен был в городе Давидовом»
((3 Цар. 2:10)
Историк Иосиф Флавий пишет, что эта могила действительно находилась в Иерусалиме до его разрушения римлянами в 70 году н.э..
А богатый испанский еврей из города Туделы по имени Беньямин рассказывает, что видел эту могилу на Сионской горе. И было это уже в 12 веке, когда в Иерусалиме вовсю хозяйничали крестоносцы.
Крестоносцы, как известно, отличались отменной изобретательностью! Не найдя настоящей могилы, которая вот уже почти 11 столетий лежала в руинах разрушенного города, они построили каменный саркофаг и поместили его на первом этаже церкви, а на втором выстроили большую залу и во всеуслышание заявили, что в ней-то и происходила Тайная Вечеря Иисуса. Поговаривают, что и орден "Приората Сиона" (тот самый, что у Дэна Брауна в "Коде Да Винчи") был основан именно здесь. И паломники, посещавшие Святой Город, истово молились как на могиле великого библейского царя и пророка, так и на месте, где Иисус омыл ноги Своим ученикам.
Но иерусалимский век крестоносцев бесславно окончился в 1187 году неподалеку от города Тверии. Проиграв битву у "Рогов Хиттина", они вскоре сдали Иерусалим великому Саллах ад-Дину, или попросту, Саладину. Этот монарх, в отличие от сегодняшних арабских правителей, отличался великодушием, а также неплохим отношением к изгнанным евреям, коренным жителям этих мест. И позволил некоторым из них поселиться в Иерусалиме.
Евреи же, прибыв в Иерусалим, решили заняться излюбленным своим промыслом - устройством синагоги. А поскольку к Храмовой горе, главной своей святыне, мусульмане их не подпускали, то выбор пал на другую святыню, пусть "пониже рангом", но тоже неплохую. С той поры на Сионской горе на этом самом месте стали возноситься молитвы Предвечному.
Все складывалось не так уж плохо для евреев, если бы завистливые мусульмане не "вспомнили" вдруг, что Давид - это не иудейский, а мусульманский пророк по имени Дауд, и пора вернуть его могилу в лоно ислама! И на долгие годы лишили бедных евреев права поклоняться праху великого царя. А богатым это право, естественно, предоставлялось, но за солидный "бакшиш". Вот и читали они Тору над древним саркофагом, установленным здесь их заклятыми врагами-крестоносцами. Затем место было продано ордену францисканцев.
Кенотаф на могиле царя Давида в Иерусалиме .
Но правда в конце концов восторжествовала, и овладев Иерусалимом, израильское правительство навечно отдало евреям право молиться у гроба, который вопреки обещаниям святого Петра, "до сего дня" уже не принадлежит его законным владельцам - францисканским монахам. Они все продолжают судиться с израильским истеблишментом, который объявил территорию гробницы Давида и Горницы Тайной Вечери собственностью государства Израиль.
А что же евреи, спросит меня догадливый читатель, они что, не знают, где молятся? Отвечу, что наиболее сообразительные из них пытались задать этот каверзный вопрос своим раввинам. Но беспредельная еврейская мудрость гласит, что хоть Давид реально не похоронен в этой комнате, но уже столько поколений евреев молились здесь, что дух его давно переселился в эти места. Вот и мы, следую советам раввинов и нашего Минтуризма, заводим туристов в синагогу, где стоит кенотаф, покрытый бархатным покрывалом с надписью «Царь Давид жив и существует». И говорим нашим наивным гостям, что находимся на могиле великого израильского царя. Кстати сказать, израильский историк Михаэль Ави-Йона, автор замечательного макета иродианского Иерусалима, что находится сейчас в государственном музее Израиля, не поверил ни раввинам, ни экскурсоводам. Он поместил мавзолей Давида в южную часть аристократического квартала в Верхнем городе. Макет мавзолея выглядит весьма внушительно и напоминает один из сохранившихмя древних некрополей Кидронской долины - так называемую «могилу Захарии».
Мавзолей царя Давида на макете иродианского Иерусалима (государственный музей Израиля)
Короче, все сводится к тому, что саму могилу никто не видел. А если и видел, то не факт, что в ней покоились останки великого царя. Поэтому верить «очевидцам» мы с вами не будем, примем как факт устоявшуюся многовековую традицию и поднимемся по лестнице на второй этаж в саму Горницу Тайной Вечери!
Перед нами просторная комната, выстроенная в стиле ранней готики. Никаких икон и распятий здесь нет. Зато колонны в центре Горницы явно свидетельствуют о своем византийском происхождении: когда-то на этом месте стояла церковь, построенная в пятом веке нашей эры.
Как и любой христианский храм на Свтой земле, церковь была разрушена, и ее руины дожидались прихода крестоносцев. Ну а что было потом - вы уже знаете.
Горница Тайной Вечери на Сионской горе
Обратите внимание на небольшую арку и мраморную колонну справа от выхода. На капители вы увидите барельеф – два пеликана терзают грудь третьего. Искупление через самопожертвование - типичный сюжет христианской символики того времени, характерный для крестоносцев, один из лучших образцов, найденных на территории Иерусалима.
О том, что тут когда-то была мечеть, свидетельствуют надписи, посвященные пророку Дауду и турецкому султану Сулейману Великолепному, правителю, возродившему к новой жизни древний, многострадальный Иерусалим.
Проходя мимо святых мест на Сионской горе, можно прочесть название Тайной Горницы на латинском – Coenaculum
. Это слово означает в переводе «верхнюю комнату в римских домах». Его ввел в христианский обиход святой Иероним, который перевел на латинский язык Ветхий и Новый заветы. А жил он, как вы помните, еще в 4-м веке, во времена византийского присутствия на Святой Земле. И знал кое-то такое, о чем сейчас только догадываются. Например то, что дом Тайной Вечери был, оказывается, двухэтажным! Поэтому благодарное человечество не забыло блаженного старца и установило в его честь Всемирный день переводчика.
Кстати, будете в Вифлееме - не забудьте поклониться его келье, которая находится на территории Храма Рождества.
(5) пребывали в беспокойстве. Они помнили, что еще при жизни Иисус обещал воскреснуть на третий день после Своей смерти. Старейшины предполагали, что может произойти скандал, если последователи Назарянина похитят тело и объявят о Его воскресении. Чтобы это предотвратить, они предприняли меры предосторожности: у гробницы, вырубленной в скале, поставили стражу, а камень, закрывающий вход, опечатали. Но - кто бы мог подумать? - именно на третий день утром к ним прибежали охранники и сообщили, что при появлении неких женщин у гроба явился ангел, который отвалил камень от входа и возвестил о воскресении Назарянина. И действительно, из гробницы исчезло!
Это известие привело членов синедриона в сильное замешательство. Чтобы выйти из создавшегося положения, они распустили слух о том, что ночью, когда стража спала, злоумышленники украли останки казненного. Однако и после этого чувство тревоги у них не прошло: старейшины опасались, что сторонники Иисуса воспользуются случаем и попытаются поднять народное возмущение против синедриона. Но проходил день за днём, а в народе никакого ропота не было. В синедрионе задавались вопросом: если всё спокойно, то зачем и кто похитил тело Иисуса? Впрочем, через несколько недель, старейшины успокоились. Им хотелось быстрее забыть о плотнике из Назарета. Правда, в синедрион поступали сведения, что в среде друзей Назарянина говорят о Его воскресении, но эти люди были незначительны и никакой опасности устоям общества не представляли.
Между тем сами испытывали тревогу. Они ожидали преследования со стороны первосвященников и старейшин. Даже сейчас, придя в Иерусалим с Елеонской горы, где ещё раз убедились в божественности Иисуса Христа, они ничего не предпринимали для распространения Его учения среди народа. Да и кто откликнется на их проповедь, если большинство жителей Иерусалима совсем недавно восстали на Господа и отдали Его на казнь римлянам? Однако апостолы не впали в малодушие, не стали скрываться от соглядатаев синедриона и не разошлись по собственным домам, которые у большинства находились вне Иерусалима, в Галилее. Господь велел им не отлучаться из города и ожидать крещения Духом Святым, поэтому апостолы решили готовиться к этому великому событию. Они собирались вместе для молитвы и духовных бесед. В определенное время апостолы посещали Иерусалимский храм, где участвовали в общественном иудейском богослужении.
Местом своих собраний ученики Христа избрали горницу одного из иерусалимских домов, расположенных на холме Сион. В Священном Писании не упоминается, кому из жителей города принадлежал этот дом, но многие исследователи Нового Завета полагают, что его хозяин был близок к апостолам и, вероятно, сам был последователем Господа(6).
Горница представляла собой верхнюю комнату, которая находилась непосредственно под плоской крышей дома. Она имела большую площадь и была удалена от шума улицы, что делало её очень удобной для собраний учеников Христа. Считается, что именно в этой горнице Господь совершил тайную вечерю и после Своего воскресения дважды явился апостолам.
Духовная подготовка к принятию продолжалась в горнице десять дней. И хотя апостолы много времени проводили в Иерусалимском храме, горница имела для них особое значение: именно здесь они осознавали своё единство во Христе и чувствовали скорое рождение Церкви Христовой. Кто же участвовал в молитвенных собраниях в горнице? Там собирались ближайшие ученики Господа: апостолы Петр, Иаков Заведеев, Иоанн, Андрей, Филипп, Фома, Варфоломей, Матфей, Иаков Алфеев, Симон Кананит, прозванный Зилотом, и Иуда Иаковлев, известный ещё под именем Леввей или Фаддей. Прибежище апостолов посещали и другие ученики Христа. В числе собиравшихся в горнице была также и Пречистая Дева Мария с названными братьями Господа, детьми Иосифа 06-ручника.
На одном из собраний, когда присутствовало сто двадцать человек, апостол Петр предложил восполнить лик апостольский. Он сказал, что, как и предрекали древние пророки, один из ближайших учеников Христа, Иуда Искариот, предал Его и, совершив самоубийство, сам наказал себя за это. На его место нужно избрать достойного. Собравшиеся в Сионской горнице согласились с предложением апостола Петра.
Может возникнуть вопрос: апостолов избирал Сам Господь, почему же на этот раз ученики дерзнули сделать выбор сами? Была ли у них на это власть? Безусловно, была. Если бы Христос пожелал Сам избрать нового апостола, Он сделал бы это во время одного из Своих явлений ученикам после воскресения. Но Христос этого не совершил, предоставив такую возможность апостолам. Этим Господь показал, что, возносясь на Небо к Богу Отцу, Он оставил на земле не горстку уверовавших в Него людей, но Церковь, которую наделил Божественной властью и благодатной силой.
Да, в сионской горнице присутствовал начаток великой христианской Церкви! Первое место в ней занимал апостол Петр. Особое положение в Церкви ему определил Сам Христос. Все это хорошо знали. Однако при выборе нового апостола Петр не стал решать этот вопрос единолично. Предстояло совершить первое деяние, касающееся всей Церкви. Поэтому Петр предложил всем собравшимся найти кандидата на звание апостола.
Каким требованиям должен был отвечать кандидат? От него не требовались всестороннее образование, высокие интеллектуальные способности или значительное общественное положение. Всё необходимое для апостольского служения ему дарует Дух Святой. Но кандидат должен быть очевидцем жизни Христа с момента Его крещения до вознесения. И особенно важно было то, чтобы он вместе с апостолами видел воскресшего Христа и общался с Ним. Ведь вся его дальнейшая деятельность должна стать живым свидетельством о Христе. Немаловажным условием избрания была и ранее доказанная верность кандидата Сыну Божию.
Кандидатов, отвечающих всем требованиям, оказалось двое: Иосиф, сын Варсавы, прозванный Иус-том, и Матфий. Кто же из них более достойный? Апостолы рассудили, что это знает только Господь. Пусть Он Сам изберет угодного Себе. Ведь Он обещал всегда пребывать в Своей Церкви. От лица всего собрания апостол Петр сказал:
Ты, Господи, сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место(7).
Все помолились и бросили жребий. Он указал на Матфия, который и был причислен к одиннадцати апостолам.
В горнице между уверовавшими во Христа царили любовь, единодушие и… ожидание.
Апостолы - в переводе с греческого языка означает «посланники». Посланниками у древних евреев называли людей, осуществлявших связь между иудейскими общинами. В Ветхом Завете это имя иногда присваивалось пророкам, получавшим от Бога повеления сообщать израильскому народу Его волю. В Новом Завете обычно апостолами называют двенадцать избранных последователей Христа, которые постоянно сопровождали Его во всех путешествиях. В Евангелиях, однако, они чаще называются учениками, но в последующих книгах Нового Завета, начиная с Деяний святых апостолов, после рассказа о сошествии Святого Духа, эти двенадцать человек именуются только апостолами. Учениками же в Деяниях называются или вообще все последователи Христа, или те, кто учился у апостолов.
Наименование апостолов также получили другие семьдесят учеников Христа, которых Он избрал, как и двенадцать, для проповеднической деятельности. Обычно их называют апостолами от 70-ти. Позднее к апостолам был причислен Павел, именуемый, как и Петр, первоверховным апостолом.
Во время земной жизни Христа некоторые апостолы из числа 70-ти перестали быть Его учениками. После крестной смерти Господа число отпадших увеличилось ещё более. По вознесении Спасителя лик семидесяти апостолов восполнялся постепенно. К нему были причислены наиболее ревностные сподвижники двенадцати апостолов и ученики апостола Павла.
Толкователи Священного Писания обращают внимание на символику чисел. По их мнению, число 12-ти апостолов соответствует количеству колен Израилевых, а число 70-ти апостолов - количеству древних старейшин избранного народа. Таким образом, апостолы стали родоначальниками нового Израиля - Христовой Церкви.
В книгах Нового Завета апостолом иногда именуется человек, ревностно служивший благовестию Христа. Это в дальнейшем дало повод называть равноапостольными святых, деятельность которых явилась продолжением служения апостольского (равноапостольные Мария Магдалина, Нина, князь Владимир и др.).
Горница Тайной Вечери она же Сионская горница – место, где совершили Тайную Вечерю. Согласно традициям христианства, которые опираются на книгу Деяний Святых апостолов, эта комната является ко всему и обычным помещением, где находились иерусалимские апостолы, а еще это первая христианская церковь. За приданием на этом месте произошло много значимых событий для верующих христиан. Все они описаны в Новом Завете: некоторые явления Христовы, омовение ног, послания последователям после Воскресения, зачисление Матфея к 12-ти апостолам и другие.
О предании
Тайная вечеря
Молодой человек по имени Ирод, которого после прозвали Великий, встретил человека Менахема. Тот предсказал юноше, что в будущем он сядет на трон Иудеи. Ирод не воспринял всерьез его слова, но после того, как предсказанное сбылось, отдал приказ отыскать ведуна.
Менахем состоял в религиозной общине ессеев, они преследовались властями на протяжении многих лет. И причины на то были достаточно веские. Ессеи несли свой Новый Завет, отрекались от большинства традиций Иудеи и не ходили на жертвоприношения в Храме. Большая часть общины ессеев скрывалась в Кумране, на берегу Мертвого моря.
Ирод не просто одарил Менахема, но и позволил его секте обосноваться под горой Сион в Иерусалиме.
В некоторых записях упоминается о вратах Иерусалима, или же ворота Ессеев, они вероятнее всего и вели именно к поселению членов ессейской общины. После многочисленных раскопок, некоторые ученые стали утверждать, что в этом квартале и проводили Тайную Вечерю.
В Евангелие от Луки написаны строчки, в них указано: чтобы попасть в секретный зал, где Христос со своими апостолами будет проводить пасхальную трапезу, следует проследовать за мужчиной. Тот будет идти с кувшином, наполненным водой, и укажет правильный путь. Раньше не принимали во внимание такую деталь, как мужчина несущий наполненный кувшин. Хотя это очень важно. В то время воду приносили только женщины, представители сильного пола этим не занимались, поскольку это не входило в их обязанности. Следует сделать вывод, что в здании, которое было назначено местом пасхальной трапезы, совсем не было женщин. В Иудеи каждый здоровый мужчина обязан был иметь семью. Только ессеи давали обед безбрачия. Отсюда и теория: собрание состоялось в домике одного из ессеев, он почитал Новый Завет Иисуса. Так, поэтому Сионская гора и считается точкой Тайной Вечери.
Еще одна святыня, что подтверждает подлинность тайной горницы – Давидова царская могила. За верованиями иудеев ее почитают с XIII века.
Сегодня горница представляет собой комнату на втором этаже здания, которое сохранилось еще со времен крестоносцев.
Важно! Многие паломники, послушав недалеких гидов, считают, что эта комната и есть тем самым местом, где Иисус встречался со своими учениками. Но сегодняшний представлений зал не является древней комнатой. Город был разрушен римлянами, так и таинственный зал похоронен под развалинами.
Для соблюдения традиций чтится сама Сионская гора, здесь и произошло это значимое действие около 2000 лет назад, перевернувшее человеческую историю.
Здание горницы
Горница тайной вечери
Постройка располагается на вершине горы Сион, за стенами Старого города. За многие годы она неоднократно разрушалась и перестраивалась.
Св. Елена в IV века здесь расстроила небольшую церквушку. По записям она состояла из 80 колон, которые держали потолок из дерева. С потолка свисал терновый венец Спасителя. Эта базилика была построена рядом с горницей, примыкала к ней. Здесь располагался древний алтарь. Позже церковь разрушили персы, но ее восстанавливали не один раз. Также при базилике обустроили монастырь сионистов. В начале XII века церковь вновь разрушили, на этот раз мусульмане. После этого ее не восстанавливали, целым осталось только здание горницы в два этажа.
Сицилийский король Роберт Анжуйский взялся за восстановление горницы, после того как перекупил всю территорию вместе с руинами у Дамасского султана. Он и отдал всю постройку францисканским монахам.
Будучи имуществом ордена католиков, церковь была перестроена в мечеть. Все связанно с захороненным здесь царем Давидом. Сверху установили михраб, который, до сих пор уцелел.
Сегодняшнее здание построили францисканцы в XIV веке. Помещение имеет два этажа. Верхний был реставрирован в готическом стиле, чтобы отразить близость к первичному виду комнаты. На нижнем этаже расположена синагога, где собственно и находится гробница Давидова. Сионская горница сегодня не является ничьим владением. Ею опекается израильское правительство. Каждый желающий может посетить ее абсолютно бесплатно.
С 2014 года власти Израиля позволили молиться в горнице, но только шепотом.
По лестнице в горницу
На втором этаже просторная комната, в стилистике ранней готики. Здесь вы не найдете распятий или икон и изображениями святых. На византийское происхождение указывают колонны, которые расположены в самом центре. Возле выхода расположена маленькая арка и колонна из мрамора. Особенно впечатляюще смотрится барельеф на капители. На нем изображены пеликаны, два из них раздирают грудью третьего. Это замечательный образец символики времен крестоносцев – искупление возможно лишь через жертву.
Здесь также сохранились настенные надписи, подтверждающие, что когда-то это место было мечетью.
Горница Тайной Вечери в Иерусалиме на латыни пишется как Coenaculum, что переводится — «верхняя комната в римском доме». Это название можно увидеть, посещая священные места на горе Сион.
Св. Иероним ввел это название, он же и перевел на латинский язык два завета. Жил он еще во времена византийцев на Святой Земле. И считается, что он был достаточно осведомлен о месте Тайной Вечери. Так, например, именно он обозначил, что дом, где Иисус собирался с апостолами, состоял из двух этажей. Именно в его честь в наше время и существует день переводчика. Также в Вифлееме находится его келья, которой можно поклониться, будучи в Храме Рождества.
Израиль. Иерусалим. Дормиицон. Горница Тайной Вечери....
Место это находится на вершине горы Сион, уже за стенами Старого Города, около Сионских ворот. Сейчас там аббатства Дормицион. Архитектура церкви сочетает элементы византийского и современного мусульманского стиля. (Эта фотография, простите, не моя, но дает общее представление. Извините.)
Считается, что именно в этой Горнице на горе Сион апостолы устроили Иисусу Христу праздничную трапезу - Пасхальную вечерю, которая известна под названием Тайной вечери.
Евангелия от Луки (22:10-12):
«Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального [агнца], и послал [Иисус] Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху. Они же сказали Ему: где велишь нам приготовить? Он сказал им: вот, при входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдет он, и скажите хозяину дома: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? И он покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте. Они пошли, и нашли, как сказал им, и приготовили пасху». (Лк.22:7-13)
Где могли находиться ворота, через которые ученики вошли в город? Скорее всего там, где расположены кварталы ремесленников и торговцев, а не дома знати, царские дворцы и и покои храмовых священников. В местах, где жили богачи, за водой ходить было не нужно: в каждом доме имелись свои водные цистерны.
Значит, эти ворота вели в Нижний город, и назывались они в то время «воротами ессеев». Из города через эти ворота можно было спуститься в мусорный овраг, называемый Бен Гей-Енном. Там в древности стояли капища языческих богов и приносились человеческие жертвы. Народ прозвал это место адом, присподней. «Гей-Енном» по-русски звучит как «Геена огненная».
Через те же ворота, по дну этого оврага поздней ночью Иисус с учениками направится на восток, и, обогнув городские стены в самой нижней части Иерусалима, там, где находился превращенный царем Иродом в городскую купальню Силоамский бассейн, по ущелью Кидрона поднимется вверх, к подножию Елионской горы...
В те времена кувшины с водой носили не мужчины, а женщины. Мужчина с кувшином – это нечто из ряда вон выходящее. Значит, в доме, где Иисус наметил провести пасхальную трапезу, не было женщин! Такого не могло быть в древней Иудеи, где закон обязывал всех здоровых мужчин обзаводиться семьей. Единственными, кто давал обет безбрачия, были в те времена только ессеи. А рядом с воротами, которые вели в их квартал, проходил акведук, подводящий воду к городским бассейнам.
Там, по преданию, находился дом апостола Иоанна Богослова, где провела свои последние дни в этом мире Богородица. Сейчас там находится Монастырь Успения Богородицы. Дормицион – современное название храма – означает Успение.
Исторически сложилось, что здание это принадлежит трем религиям. Первый этаж иудаизму, второй христианству, третий исламу.
Во дворе храма скульптура царя Давида, подаренная Россией.
Поскольку иудеи не приемлют изображений, то местные иудейские "гопники" периодически памятник, что называется, оскверняют. То яйцами забросают, то краской. И надписи на иврите рисуют. Струны из псалтыри повыдирали.
Нам повезло, мы застали памятник в «почти» полном здравии. Немного был поврежден нос, но на этой фотографии не видно, поскольку надо зайти слева, чтобы увидеть.
Памятник поставлен недалеко от гробницы царя Давида прямо у стен, Храма Успения Пресвятой Богородицы.
По традиции считается, как уже сказано, что могила Давида находится здесь. Хотя аутентичность могилы не доказана, возможно, Давид был похоронен в долине Кедрона, там же, где и все владыки Израиля. Споры о местонахождении могилы ведутся до сих пор.
В храме над алтарем – Богоматерь Царица Небесная, на руках которой Иисус во всём Своём величии и славе.
Под основным залом церкви находится крипта со статуей, лежащей на смертном ложе Марии.
В крипте церкви – уснувшая Богородица, работа из вишневого дерева начала 20 века.
Горница Тайной Вечери
Здание Горницы Тайной Вечери сооружено над гробницей царя Давида в XII веке крестоносцами в качестве церкви, называемой «Наша Госпожа». Позже в 1335 г. церковь была перекуплена францисканским орденом.
Сегодняшняя "Горница Тайной Вечери" – это зала на втором этаже в здании, сохранившемся со времен крестоносцев. Наивные паломники с подачи недобросовестных гидов порой принимают ее за комнату, где Иисус "возлег с двенадцатью учениками". Только зала эта не имеет ничего общего с той древней комнатой в ессейском доме, которая давно погребена под руинами разрушенного римлянами города.
Для традиции важно само место – Сионская гора, где две тысячи лет назад произошло событие, изменившее всю историю человечества...
Это просторная комната, выстроенная в стиле ранней готики.
Никаких икон и распятий здесь нет. Зато колонны в центре Горницы явно свидетельствуют о своем византийском происхождении: когда-то на этом месте стояла церковь, построенная в пятом веке нашей эры.
Сионскую горницу нередко именуют «Матерью всех церквей», поскольку здесь самим Иисусом было утверждено Таинство Евхаристии, и была утверждена сама Церковь. Здесь апостолы и их первые ученики, и преемники совершали Божественную литургию.
«И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего». (Мф. 26:20–29).
По сути своей, это и есть часть Нового Завета: вместо тела животного человек должен съесть хлеб, символ последней искупительной жертвы Иисуса.
Иными словами, Иисус приносит себя в жертву за грехи всего человечества, и тем самым как-бы отменяет прошлый храмовый ритуал жертвоприношения. Отныне верующие в Него не проливают кровь, а пьют вино, символизирующее эту жертвенную кровь.
Здесь, на Тайной Вечери господь заповедал ученикам: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк 22:19). В этот день всякий православный человек, кроме катастрофической невозможности, старается причаститься с благодарностью Богу за все совершенное Им ради нашего спасения и в твердом намерении не уподобляться предателю Иуде. Нельзя не причащаться, ведь именно сегодня Христос говорит о Своей Крови: «Пийте от нея вси» (Мф 26:27).
На Тайной Вечере Господь предсказал также предательство Иуды
«Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками; и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня; впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться. При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал». (Мф. 26:20–29)
и отречение Петра.
Он [Пётр] отвечал Ему: Господи! с Тобой я готов и в тюрьму и на смерть идти. Но Он сказал: говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня. (Мф.26,34; Мк.14,30; Ин.13,38).
В последнюю ночь перед Своей крестной смертью на праздничной трапезе Он разломил хлеб, дал чашу и сказал: «Это Мое тело и Моя кровь». На древнееврейском языке, на котором Он говорил, эти слова означают: «Это Я». Когда говорится «плоть и кровь», это означает личность человека. Таков был способ выражения. И вот Он показывает, как проливается красное вино и разламывается хлеб, и говорит: «Так проливается Моя кровь за вас и так раздробляется Моя плоть».
И дальше Он прибавил: «Это творите в Мое воспоминание». В древности считалось, что, когда человек приглашает друзей и с молитвой они совершают трапезу, Божество невидимо присутствует здесь. Жертва и трапеза всегда сливались. И вот Христос установил трапезу Нового Завета, Он заключил Новый союз Неба и земли через Свою смерть, которая обозначена была вот этой трапезой. И Он сказал: «Сие творите в Мое воспоминание». Это не просто воспоминание и память, а это вечно повторяющаяся Тайная Вечеря. Она всегда с нами.
Когда мы поднимаем чашу и хлеб на престоле в Церкви, это значит, что Христос приходит вновь и снова наступает ночь Тайной Вечери. Он соединяет нас между собой и соединяет с Самим Собой. Таинство трапезы - это таинство единства с Богом и людей между собой. Вот что значит «плоть и кровь».
В Горнице Тайной Вечери Иисус Христос совершил с апостолами первую евхаристию (таинство причащения) - претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христову.
Обратите внимание на небольшую арку и мраморную колонну справа от выхода. На капители вы увидите барельеф – два пеликана терзают грудь третьего.
Искупление через самопожертвование - типичный сюжет христианской символики того времени, характерный для крестоносцев, один из лучших образцов, найденных на территории Иерусалима.
В это же Горнице Тайной Вечери семью неделями спустя на Пятидесятницу произошло сошествие Святого Духа на апостолов и Богородицу, и с этого момента апостолы заговорили на разных языках и отправились проповедовать Новый Завет.
Турки в 16 веке превращают это место в мечеть, о чем свидетельствуют надписи, посвященные мусульманскому пророку Дауду (библейскому Давиду) и Сулейману Великолепному, правителю, возродившему к новой жизни древний, многострадальный Иерусалим. От мечети остались - михраб - ниша, указывающая направление Мекки.
Напротив арки внутри такая же на улице.
Шли по узкой улочке, ориентируясь на купол церкви
Как позже выяснилось - это купол Успенской церкви (Дормициона) или монастыря Успения Богородицы
Мы шли прямо, не сворачивая на эту улочку
Перед Горницей - небольшая площадь, на которой установлен памятник царю Давиду (это спорный вопрос)
Напротив и правее входа в Горницу хорошо видна католическая церковь Дормицион (переводится на русский как "успение", от латинского слова "дорм" - спальня, усыпальница)
Здание Горницы сооружено над гробницей царя Давида в XII в. крестоносцами в качестве церкви, называемой "Наша Госпожа". На месте Горницы множество раз возводились различные сооружения (церковь крестоносцев, церковь монахов-францисканцев, мечеть османского периода), но от них почти ничего не осталось.
Сегодня на этом месте осталась только сильно измененная и реконструированная Горница Тайной Вечери
Считается, что именно в этой Горнице, накануне крестных страданий и смерти, Иисус Христос совершил с учениками Свою последнюю (праздничную) трапезу — Пасхальную вечерю, которая известна под названием Тайной вечери
Помещение Горницы небольшое, над местом, где предположительно (?), сидел Иисус, находится терновое деревце символизирующее, по словам экскурсовода, дары плодоносной земли (это чей-то дар, простите - не запомнила)
Напротив расположен центральный михраб , который остался от времен мусульманского владычества. Михраб (араб. — святилище) - это молитвенная ниша, которая помещается в обращенной к Мекке стене мечети.
От мусульман в Горнице - также витражи. Слева от михраба - лесенки в другие (пустые) помещения
Эта колонна (за людьми на верхнем снимке) чудом сохранилась
Фрагмент колонны с изображением пеликанов - раннехристианские писатели сравнивали пеликана, питающего своей кровью потомство, с Иисусом Христом, пожертвовавшим свою плоть и кровь во имя спасения человечества (легенда о пеликане)
На окнах реставрированные витражи с надписями: одна из них посвящена царю Давиду, а вторая - турецкому султану Сулейману Великолепному
В этом помещении напротив двери, в которую мы вошли, есть дверь (под витражным окном на снимке выше), которая выводит к жилым помещениям
Горницу Тайной Вечери (Сионскую) нередко именуют "Матерью всех церквей", поскольку здесь самим Иисусом было утверждено Таинство Евхаристии, и была утверждена сама Церковь. Здесь апостолы и их первые ученики и преемники совершали Божественную литургию.
В Горнице Иисус Христос совершил с апостолами первую евхаристию (таинство причащения) — претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христову.
В этой же Горнице семью неделями спустя на Пятидесятницу произошло сошествие Святого Духа на апостолов и Богородицу, и с этого момента апостолы заговорили на разных языках и отправились проповедовать Новый Завет.
Наконец, согласно преданию, в этом же доме провела свои последние годы Пресвятая Богородица
И еще предлагаю вашему вниманию познавательный десятиминутный видеофильм "Тайная Вечеря"