Презентация для урока биологии на тему: "Проблемы сохранения биоразнообразия". Проблемы сохранения биологического разнообразия земли

Основные вопросы. Какие факторы влияют на разнообразие природы? В чем заключается проблема сохранения природного разнообразия на Земле?

Проблема сохранения природного разнообразия на Земле. При хозяйственном использовании природных ресурсов Земли, возникает проблема сохранения природного разнообразия . Под природным разнообразием планеты Земля понимается совокупность представителей животного и растительного мира, природных комплексов, которые сформировались в процессе развития жизни на Земле и характерны для каждой природной зоны. Рис.6.8 . Основные факторы изменения биоразнообразия и природных комплексов(определите по схеме, какие основные факторы оказывают на разнообразие природы в умеренном поясе? . Сохранить видовое разнообразие представителей растений и животных невозможно без охраны среды их обитания . Поэтому в 1995 г. была принята специальная программа сохранения природного разнообразия в Европе. Сохранение природного разнообразия позволяет рассматривать любую территорию (своей местности, страны, природной зоны) как сложное природное образование, которое включает животный и растительный мир и среду их обитания. Природное разнообразие – это многообразие природных условий в пределах отдельной территории. Каждый участок Земли выполняет свою функцию на Земле. Для оценки природного разнообразия учитывают типы, площадь и границы земель, различающихся условиями для обитания животных, произрастания растений, жизни человека. Их может быть достаточно или недостаточно для сохранения природного разнообразия на конкретной территории.

Природоохранные территории. В процессе хозяйственной деятельности человек не в состоянии изолировать природные компоненты от воздействия хозяйствования. Для сохранения природы организуются особо охраняемые территории: заповедники, заповедно-рекреационные и ограничено охраняемые . В соответствии с их статусом они предназначены для сохранения природного разнообразия на Земле, проведения научных исследований. По международным нормам общая площадь охраняемых территорий должна быть не менее 8% от площади государства.

Биосферные заповедники образуют мировую сеть, где осуществляется комплексный экологический контроль за состоянием природных комплексов в различных природных зонах Земли. Они являются природным лабораториями, образцами данной территории для оценки изменений освоенных человеком природных комплексов. Общая площадь наиболее крупных заповедников мира около 2% площади суши. Наиболее крупные и известные заповедники Астраханский, Ильменьский (Россия).

Заповедно-рекреационные природные территории включают территории национальных парков, получившие широкое распространение в мире. Целью их организации является охрана типичных и уникальных природных территорий, выполнение рекреационных функций (Йеллоустонский, Мамонтова пещера, Секвойя и др.). При их посещении туристы обязаны выполнять установленные правила поведения.

Первым национальным парком Беларуси стала Беловежская пуща , биосферным – Березинский. К ограниченно охраняемым территориям относятся ландшафтные, биологические, гидрологические заказники – участки природы, предназначенные для охраны и восстановления одного или нескольких видов растений, животных, компонентов природы, водных объектов (озер, болот) с ограниченным использованием других объектов природы.

1.Какие функции выполняют заповедники, национальные парки? *2. Объясните проблему сохранения природного разнообразия. **3. Опишите природные зоны местности своего проживания. **4. Сформулируйте проблему создания охраняемых территорий почв.

Цель: дать представление о полной взаимосвязи человека и природы; об ответственности человека за окружающий мир природы;
Задачи:
Образовательные – создать условия для расширения и углубления знаний детей о формах биологического разнообразия, о необходимости создания Красной книги и ООПТ;
Развивающие – создать условия для организации самостоятельной работы школьников в малых группах; развивать у детей навыки общения, активность и самостоятельность,
воображение и творческие способности учащихся.
- способствовать воспитанию качеств творчески думающей личности, воспитанию коммуникативной культуры;
Воспитательные – воспитывать в детях бережное отношение к природе, познакомить со способами сохранения растений и животных на Земле;
- показать детям, что человек – работник в «царстве природы»; учить детей выполнять законы природы;
показать, что необходимо как для здоровья человека, так и для здоровья природы; воспитывать интерес к окружающему миру, чувство осознания своего единства с
природой
Оборудование: экран, проектор, персональный компьютер, FLASH-накопитель, конспект мероприятия, презентация «Земля только одна», стендовые доклады
учащихся.
Применяемые педагогические технологии: проектные, личностно-ориентированные, ИКТ
Ход урока:
Актуализация знаний.
Учитель: Здравствуйте, дорогие ученики! 22 мая - мы отмечаем прекрасный день -Всемирный день биологического разнообразия. А вот вы, ребята, знаете, что такое биологическое разнообразие? Как вы понимаете эти слова.
Ответы детей.
Учитель: Верно. Биологическое разнообразие - это «все многообразие форм жизни на Земле, миллионов видов растений, животных, микроорганизмов с их наборами генов и сложных экосистем, образующих живую природу». Попробуйте сформулировать тему нашего урока и его цель.
(выполняют просьбу учителя).
А теперь посмотрим в учебник на стр. 118 и попробуем найти формы биологического разнообразия. Кто раньше найдёт, тот и выходит заполнять схему. Давайте разобьёмся на группы и попробуем выполнить совместно это задание.
(дети работают в группах)
Спасибо, ребята, за работу. Мы заполнили схему, зарисовали её в тетрадь совместно.
Теперь День биологического разнообразия отмечается во всём мире: в каждой стране, в каждом населённом пункте.
А как вы думаете, с чем связана актуальность этого дня?
(связана с возникшими проблемами на нашей планете).
Сегодня у нас в гостях два необычных человека. Давайте посмотрим на них и попробуем понять их поведение.
Разыгрывается сценка, где 2 туриста загрязняют природу
Как вы думаете, ребята, всё ли правильно сделали эти 2 туриста?
(ответы детей)
Вы совершенно правильно подметили. Мы не имеем права строить своё благополучие за счёт гибели других биологических видов. Каждый биологический вид неповторим, вредных видов в природе нет.
Изучение нового материала.
А теперь давайте послушаем учеников, подготовивших чтение стихотворений на тему «Охрана природы».
Ученик 1. Всё так изранено в лесу, как после дней войны.
Здесь уцелевшей не найти ни ели, ни сосны.
Берёзу ножиком пырнул какой- то живоглот.
Мне кажется, из-под коры её слеза течёт.
От этой чёрствости людской болит душа моя.
Под искалеченным дубком не ветер стонет - я.
Ученик 2 .Если ты сорвёшь цветок...
Ученик 3 . Если я сорву цветок,
Ученик 2 .Если все и я, и ты
Если мы сорвём цветы...
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
Ученик 3. И не будет красоты,
И не будет доброты.
Если только я и ты,
Ученик 1 .Если мы сорвём цветы...
Ученик 4. Чтоб радость завтрашнего дня
Сумел ты ощутить,
Должна быть чистою Земля
И небо чистым быть.
Ученик 5 .А Землю эту, не щадя.
Терзал за веком век,
И брал все только для себя
«Разумный» человек.
Ученик 4 .Сейчас же кинулись спасать
«Природную среду»,
Но почему ж так поздно мы
Почуяли беду?
Ученик 5 .Сквозь фабрик и заводов дым
Нам трудно разглядеть
Все те страданья, что Земле
Приходится терпеть.
Ученик 4. Надолго ль хватит нам воды,
Коль растворен в ней яд?
Надолго ль хватит тех лесов.
Где топоры стучат?
Ученики вместе . Спасти поля, леса, луга
И чистую гладь рек – всю Землю
Можешь только ты,
Разумный человек!
Ученик 6. Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полете.
Ученик 7 . Давайте сохраним
Ромашку на лугу.
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте.
Ученик 6. О, как природа-мать
Терпима и добра!
Но чтоб ее лихая
Участь не постигла.
Ученик 7 .Давайте сохраним
На стрежнях – осетра.
Касатку в небесах,
В таежных дебрях – тигра.
Ученик 6. Коль суждено дышать
Нам воздухом одним.
Давайте-ка мы все
Навек объединимся.
Ученики вместе. Давайте наши души
Вместе сохраним,
Тогда мы на Земле
И сами сохранимся!
Скажите, ребята, что вы почувствовали, прослушав эти стихотворения? Не стало ли Вам страшно за дальнейшую судьбу обитателей нашей планеты?
(ответы детей)
Учитель. Молодцы, ребята! И да, на самом деле, сегодня биологическое разнообразие стремительно сокращается. Никто до сих пор не знает, сколько видов обитает на нашей планете. А есть виды растений и животных, которые вообще исчезли.
А в чём причина?
(ответы детей)
Верно. Активная деятельность человека. Если не принять мер по защите биологического разнообразия, то в ближайшие десятилетия будут утеряны тысячи видов растений и животных. Конференция ООН, состоявшаяся в Рио-де-Жанейро в 1992 году, выразила беспокойство о дальнейшей судьбе биоразнообразия видов на нашей планете и предложила всей мировой общественности в первую очередь обратить внимание на его сохранение. А сейчас я Вам предлагаю отдохнуть.
Физкультминутка.
Раз, два - встать пора,
Три, четыре - руки шире,
Пять, шесть - тихо сесть,
Семь, восемь - лень отбросим,
Девять, десять – сядем вместе!

Учитель. Спасибо, ребята, за наш совместный отдых. А теперь мы обсудим с вами возможности защиты всего живого на планете и выясним, по каким причинам происходит резкое сокращение видов на нашей планете? Я приглашаю выступить моих помощников с их подготовленными стендовыми докладами по основным проблемам сокращения биологического разнообразия.
Учащиеся защищают стендовые доклады.

Ученик 1. Защита стендового доклада «Загрязнение водоёмов в современном мире»

Ученик 2 Защита стендового доклада «Убийство с азартом»

Ученик 3.Защита стендового доклада «Велика планета, а ступить некуда …»

Учитель: Спасибо, ребята! Было очень интересно посмотреть ваши работы. Посмотрите теперь на доску. У меня здесь 4 слова.
(на доске написано заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы)
Как вы думаете, каким общим словом их можно назвать?
(ответы учащихся)
Какова роль этих территорий?
(ответы учащихся)
Теперь мы должны познакомиться с этими территориями и заполнить сравнительную таблицу, которая находится на доске. Работаем снова в группах и затем обсуждаем, что у нас с вами получилось.
(работают с текстом учебника и дополнительной литературой)
Учитель: Мы неплохо с вами поработали, а теперь я хочу заострить внимание ещё на одном моменте. Основой охраны природы и сохранения биологического разнообразия являются Красные книги. Давайте найдём информацию о Красной книге из дополнительных источников.
Когда была создана Красная книга Российской Федерации?
(Ответы учащихся: Красная книга животных Российской Федерации была создана в 1985 году, в ней – 247 видов. Красная книга растений Российской Федерации была создана в 1988 году, в ней – 533 вида.)
Учитель: Когда была создана первая Красная книга для нашей Московской области?
(Ответы учащихся.)
Учитель: Кто авторы Красной книги Московской области?
(Ответы учащихся.)
Учитель: Приведите примеры растений из Красной книги Московской области?
(Ответы учащихся.)
Учитель: Приведите примеры животных из Красной книги Московской области?
(Ответы учащихся.)
Учитель: Большое спасибо всем.
Рефлексия:
Учитель: Спасибо вам, ребята, за ваши интересные выступления. Я надеюсь, что ваши рассказы тронули сердца слушателей. Давайте покажем с помощью смайликов, как каждое выступление произвело на вас впечатление.
(дети показывают смайлики, идёт обсуждение выступлений.)
А сейчас давайте посмотрим презентацию и закрепим всё то, что мы узнали сегодня.
Закрепление: просмотр презентации «Земля только одна»
Учитель: Настало время подвести итог. Если мы будем проявлять к окружающей среде такое поработительское отношение, то сильно пострадаем от её мщения. Природу нельзя покорять, с ней надо сотрудничать.
Домашнее задание: я предлагаю вам на выбор:
-составить синквейн
-составить ребус
-составить кроссворд

А в заключение нашей встречи давайте послушаем песню «Мы хотим, чтоб птицы пели» и будем своими делами творить добро в том доме, где мы живём. Я призываю вас, ребята, сохранить мир вокруг себя, ведь Земля только одна…
Звучит песня «Мы хотим, чтоб птицы пели» в исполнении Валерии Федоренковой.
Спасибо всем за внимание, надеюсь, что наша встреча не прошла даром.

Cлайд 1

Cлайд 2

Cлайд 3

Согласно этой конвенции, биологическое разнообразие включает 3 взаимосвязанных понятия: 1) генетическое разнообразие особей вида, определяющее его жизнеспособность; 2) количество видов и соотношение количества их особей в природных сообществах, 3) разнообразие экосистем (экологических систем) - участков земель или вод с их живым населением, постоянно обменивающимся веществами и энергией с местом своего обитания. Животные являются важной составляющей природных сообществ живых организмов в экосистемах. В 1992 г в столице Кении, г. Найроби, была подписана международная Конвенция о биологическом разнообразии, принятая многими странами, в том числе и Россией.

Cлайд 4

Каждая экосистема характеризуется особым соотношением организмов, принадлежащих к различным биологическим видам. Состав этих видов и соотношение их особей характеризуют биологическое разнообразие экосистемы. Если из состава сообщества полностью исключить (или, наоборот, добавить) несколько видов (или даже хотя бы один вид), это может привести к значительному, а порой – даже катастрофическому изменению свойств всей экосистемы. Тропические леса и коралловые рифы – классические примеры наземных и водных экосистем с исключительно высоким уровнем биологического разнообразия Состав и соотношение видов живых организмов в сообществе («биологическое разнообразие») во многом определяют качество окружающей природной среды. Поэтому сохранение состава видов животных и количества их особей в экосистемах является важнейшей природоохранной задачей.

Cлайд 5

Cлайд 6

Cлайд 7

Cлайд 8

Cлайд 9

Cлайд 10

Cлайд 11

Разрушительная деятельность человека привела к тому, что биоразнообразие Земли и, в том числе, разнообразие животных стало быстро уменьшаться. Большую роль в этом сыграли уничтожение мест их обитания, хищническая эксплуатация природных ресурсов, загрязнение вод, воздуха и земель, намеренное или нечаянное расселение человеком биологических видов в несвойственные им места. Снижение биологического разнообразия под воздействием человека продолжается. Это может привести к опасным необратимым изменениям свойств всего живого сообщества Земли и, из-за этого, к сильным изменениям условий жизни. Сохранение разнообразия жизни на Земле вообще и разнообразия животных, в частности, является необходимейшим условием нашего выживания. Поступление загрязняющих веществ в воздух называется «выбросом», в воду – «сбросом»

Cлайд 12

Cлайд 13

Cлайд 14

Cлайд 15

Развитие системы биосферных резерватов имеет три основные цели: 1) сохранить естественное биоразнообразие; 2) регулярно наблюдать естественные изменения ненарушенных участков природы, чтобы на этом фоне можно было выявлять изменения, привнесенные в других местах человеком; 3) обучать и готовить здесь специалистов-экологов в полевых условиях. Некоторые заповедники, сохраняющие в первозданном виде типичный участок какой-либо природной зоны, включаются в международную систему биосферных резерватов. Биосферные резерваты – эталоны самых различных природных зон Земли в их естественном состоянии. Они являются достоянием всего человечества. Как известно, заповедник – это участок земель или вод, который полностью и на неограниченное время освобождается от хозяйственного использования и от иных воздействий человека. Заповедная система России

Cлайд 16

Cлайд 17

МЕЖДУНАРОДНЫЕ БИОСФЕРНЫЕ РЕЗЕРВАТЫ В СССР и России статус международных биосферных резерватов приобрели многие уже существовавшие к тому времени заповедники. Ведь многие идеи отечественных учёных, положенные в основу создания наших природных заповедников, также были направлены на создание такой сети ненарушенных эталонов разных природных зон. Сейчас в мире существует уже несколько сотен биосферных заповедников. Из них 28 находятся на территории Российской Федерации, например: Название резервата Субъект РФ Природная зона Площадь, тыс. га Астраханский Астраханская область полупустыни 68 Баргузинский Республика Бурятия горная тайга 374 Воронежский Липецкая, Воронежская обл. лесостепь 31 Кавказский Краснодарский край, Карачаево-Черкесская республика, Адыгея. высокогорье, субтропические леса 280 «Кедровая Падь» Приморский край хвойно-широко-лиственные леса 18 Приокско-Террасный Московская обл. широколиственные, хвойно-широко-лиственные леса 5

Актуальность Сохранение разнообразия видов животных и растений, ландшафтов и экосистем – актуальная задача современности. Сохранение биоразнообразия не является просто новым направлением охраны природы, это – неотъемлемая составная часть концепции перехода человечества на принципы устойчивого развития. охрана живого на Земле является задачей всего человечества. в сохранении биоразнообразия должны принимать участие все люди и все институты общества. К сожалению, понимание новой тенденции еще не охватило широких масс принимающих решения. Сохранение разнообразия видов животных и растений, ландшафтов и экосистем – актуальная задача современности. Сохранение биоразнообразия не является просто новым направлением охраны природы, это – неотъемлемая составная часть концепции перехода человечества на принципы устойчивого развития. охрана живого на Земле является задачей всего человечества. в сохранении биоразнообразия должны принимать участие все люди и все институты общества. К сожалению, понимание новой тенденции еще не охватило широких масс принимающих решения.


Цели и задачи Разработать программы по сохранению биологического разнообразия Разработать программы по сохранению биологического разнообразия Создать системы заповедников, заказников, национальных парков Создать системы заповедников, заказников, национальных парков Принять законы для сохранения видов Принять законы для сохранения видов Контролировать численность видов Контролировать численность видов





Главные причины утраты биологического разнообразия, сокращения численности и вымирания животных нарушение среды обитания; чрезмерное добывание, промысел в запрещенных зонах; интродукция (акклиматизация) чуждых видов; прямое уничтожение с целью защиты продукции; случайное (непреднамеренное) уничтожение; загрязнение среды нарушение среды обитания; чрезмерное добывание, промысел в запрещенных зонах; интродукция (акклиматизация) чуждых видов; прямое уничтожение с целью защиты продукции; случайное (непреднамеренное) уничтожение; загрязнение среды браконьерство браконьерство












Меры защиты животных Создание заповедников, заказников, национальных парков Создание заповедников, заказников, национальных парков Создание крупнейших зоозащитных организаций (Green Peace, PETA) Создание крупнейших зоозащитных организаций (Green Peace, PETA) Запрет на браконьерство Запрет на браконьерство Занесение исчезающих видов животных в Красную книгу Занесение исчезающих видов животных в Красную книгу



Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Пути сохранения биологического разнообразия.

Общее понятие биологического разнообразия. Биоразнообразие– это разнообразие жизни на нашей планете – растений, животных и экосистем. Это понятие также включает взаимосвязи между живыми существами в экосистемах. Этот термин впервые применил Г.Бейтс(1892) в работе «Натуралист на Амазонке», когда описывал свои впечатления от встреч =700 видов разных бабочек за время часовой экскурсии. Однако в широкий оборот он вошел только с 1972г. – со Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде. Сейчас это одно из самых распространенных понятий в научной литературе, природоохранном движении и международных связях, поскольку рассматривается как основной параметр, характеризующий состояние и функционирование любой экосистемы и биосферы нашей планеты в целом.

Наиболее авторитетная оценка видового разнообразия выполнена в ЮНЕП в1995г. Согласно этой оценке, наиболее вероятное количество видов –13–14 млн, из которых описаны лишь1,75 млн, или менее13 %. Наивысший иерархический уровень биологического разнообразия– экосистемный, или ландшафтный. На этом уровне закономерности биологического разнообразия определяются в первую очередь зональными ландшафтными условиями, затем местными особенностями природных условий (рельефа, почв, климата), а также историей развития этих территорий. Наибольшим видовым разнообразием отличаются (в убывающем порядке): влажные экваториальные леса, коралловые рифы, сухие тропические леса, влажные леса умеренного пояса, океанические острова, ландшафты средиземноморского климата, безлесные (саванновые, степные) ландшафты.

Высокое видовое разнообразие обеспечивает следующие свойства экосистем: 1) взаимодо-полнителыюсть и взаимозаменяемость видов в биоценозах; 2) обеспечение регуляции численности видов и способности системы к саморегуляции; 3) надежность обеспечения главных функций биоценоза -создание органического вещества, его разрушение и регуляция численности видов. Говорят, что на Земле видов жизни гораздо больше, чем звезд на небе. На сегодняшний день определены и получили свои имена около 1,7 миллионов видов растений, животных и микроорганизмов. Мы тоже являемся одним из таких видов. Точное количество видов проживающих на Земле до сих пор не известно. Их число колеблется от 5 до 100 миллионов! Биологическое разнообразие является бесценным мировым достоянием нынешнего и будущих поколений. Но сегодня число факторов угрозы генному фонду, видам и экосистемам велико как никогда прежде. В результате деятельности человека экосистемы деградируют, виды умирают или их численность тревожными темпами сокращается до уровней нежизнеспособности. Такая утрата биоразнообразия подрывают саму основу Жизни на Земле и представляет собой по истине глобальную трагедию.

Конвенция ООН о биологическом разнообразии На защиту и сохранение разнообразных видов животных и растений и их среды обитания направлена Конвенция Организации Объединенных Наций о биологическом разнообразии (1992 год), к которой присоединились 190 стран. Конвенция обязывает государства сохранять биоразнообразие, обеспечивать его устойчивое развитие и предусматривает добросовестное и справедливое распределение выгод от использования генетических ресурсов. Ее Картахенский протокол, который вступил в силу в 2003 году, направленный на обеспечение безопасного использования генетически модифицированных организмов, подписали в настоящее время 143 страны.

Строение экосистемы (биогеоценоза) по Реймерсу Н. Ф.

В последние два десятилетия биологическое разнообразие стало привлекать внимание не только специалистов-биологов, но и экономистов, политиков, а также общественность в связи с очевидной угрозой антропогенной деградации биоразнообразия, намного превышающей нормальную, естественную деградацию. Согласно «Глобальной оценке биологического разнообразия» ЮНЕП(1995), перед угрозой уничтожения стоят более чем30000 видов животных и растений. За последние400 лет исчезли484 вида животных и654 вида растений.

Причины современного ускоренного снижения биологического разнообразия

Быстрый рост населения и экономического развития, вносящие огромные изменения в увеличение миграции людей, рост международной торговли и туризма; Усиливающееся загрязнение природных вод, почвы и воздуха; Недостаточное внимание к долговременным последствиям действий, разрушающих условия существования живых организмов, эксплуатирующих природные ресурсы и интродуцирующих неместные виды; Невозможность в условиях рыночной экономики оценить истинную стоимость биологического разнообразия и его потерь. За последние400 лет основными непосредственными причинами исчезновения видов животных были: интродукция новых видов, сопровождавшаяся вытеснением или истреблением местных видов(39 % всех потерянных видов животных); разрушение условий существования, прямое изъятие территорий, заселенных животными, и их деградация, фрагментация, усиление краевого эффекта(36 % от всех потерянных видов); неконтролируемая охота(23 %); Прочие причины(2 %).

Основные причины необходимости сохранения генетического разнообразия.

Все виды (какими бы вредными или неприятными они ни были) имеют право на существование. Это положение записано во «Всемирной хартии природы», принятой Генеральной Ассамблеей ООН. Наслаждение природой, ее красотой и разнообразием имеет высочайшую ценность, не выражающуюся в количественных показателях. Разнообразие– это основа эволюции жизненных форм. Снижение видового и генетического разнообразия подрывает дальнейшее совершенствование форм жизни на Земле. Экономическая целесообразность сохранения биоразнообразия обусловлена использованием дикой биоты для удовлетворения различных потребностей общества в сфере промышленности, сельского хозяйства, рекреации, науки и образования: для селекции домашних растений и животных, генетического резервуара, необходимого для обновления и поддержания устойчивости сортов, изготовления лекарств, а также для обеспечения населения продовольствием, топливом, энергией, древесиной и т. д. Имеется много способов защиты биологического разнообразия. На уровне видов выделяются два основных стратегических направления: в месте и вне места обитания. Охрана биоразнообразия на уровне видов– дорогой и трудоемкий путь, возможный только для избранных видов, но недостижимый для охраны всего богатства жизни на Земле. Главное направление стратегии должно быть на уровне экосистем, чтобы планомерное управление экосистемами обеспечивало охрану биологического разнообразия на всех трех иерархических уровнях. Наиболее эффективный и относительно экономичный способ охраны биологического разнообразия на экосистемном уровне– охраняемые территории.

В соответствии с классификацией Всемирного союза охраны природы, выделяются 8 видов охраняемых территорий:

1.Заповедник. Цель– сохранение природы и природных процессов в ненарушенном состоянии. 2.Национальный парк. Цель– сохранение природных областей национального и международного значения для научных исследований, образования и отдыха. Обычно это значительные территории, в которых использование природных ресурсов и другие материальные воздействия человека не допускаются. 3.Памятник природы. Это обычно небольшие территории. 4.Управляемые природные резерваты. Сбор некоторых природных ресурсов разрешается под контролем администрации. 5.Охраняемые ландшафты и приморские виды. Это живописные смешанные природные и окультуренные территории с сохранением традиционного использования земель. В статистику по охраняемым территориям обычно включают земли категорий1–5.

6.Ресурсный резерват, создаваемый чтобы предотвратить прежде­временное использование территории. 7.Антропологический резерват, создаваемый для сохранения традиционного образа жизни коренного населения. 8.Территория многоцелевого использования природных ресурсов, ориентированная на устойчивое использование вод, леса, животного и растительного мира, пастбищ и для туризма. Имеются еще две дополнительные категории, накладывающиеся на вышеперечисленные восемь. 9.Биосферные заповедники. Создаются с целью сохранения биологического разнообразия. Включают несколько концентрических зон различной степени использования: от зоны полной недоступности (обычно в центральной части заповедника) до зоны разумной, но достаточно интенсивной эксплуатации. 10.Места всемирного наследия. Создаются для охраны уникальных природных особенностей мирового значения. Управление осуществляется в соответствии с Конвенцией по всемирному наследию.

Всего в мире насчитываетсяоколо 10000 охраняемых территорий (категорий 1–5) общей площадью 9,6 млн км, или 7,1 % от общей площади суши (без ледников). Цель, которую ставит перед мировой общественностью Всемирный Союз охраны природы, –добиться расширения охраняемых территорий до размеров, составляющих 10 % площади каждой крупной растительной формации (биома) и, следовательно, мира в целом. Это способствовало бы не только охране биоразнообразия, но и повышению устойчивости географической среды в целом. Стратегия расширения числа и площади охраняемых территорий находится в противоречии с использованием земли для других целей, в особенности имея в виду растущее население мира. Поэтому для охраны биологического разнообразия необходимо, наряду с охраняемыми территориями, в возрастающей степени совершенствовать использование «обычных», заселенных, земель и управление популяциями диких видов, причем не только исчезающих, и местами их обитания на таких землях. Необходимо применять такие приемы, как зонирование территорий по степени использования, создание коридоров, соединяющих массивы земель с меньшим антропогенным давлением, сокращение степени фрагментации очагов биоразнообразия, управление экотонами, сохранение природных переувлажненных земель, управление популяциями диких видов и местами их обитания.

К эффективным способам защиты биологического разнообразия относятся биорегиональное управление значительными территориями и акваториями, а также международные соглашения по этой проблеме. Конференция ООН по окружающей среде и развитию (1992) приняла Международную конвенцию по охране биологического разнообразия. Важным соглашением является Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой уничтожения. Существует также ряд других конвенций, охраняющих различные аспекты биологических ресурсов и биоразнообразия: Конвенция по охране мигрирующих видов диких животных, Конвенция по охране водно-болотных угодий, Конвенция по защите китов и др. Наряду с глобальными конвенциями существуют и многочисленные региональные и двухсторонние соглашения, регулирующие конкретные вопросы биоразнообразия. К сожалению, пока можно констатировать, что, несмотря на многочисленные меры, ускоренная эрозия биологического разнообразия мира продолжается. Однако без этих мер защиты степень потери биоразнообразия была бы еще выше.

Ссылки: http://ecodelo.org/9158-problemy_sokhraneniya_biologicheskogo_raznoobraziya_zemli-geoekologiya http://referatyk.com/biologiya/16148-statya:_globalnyie_izmeneniya_biologicheskogo_raznoobraziya.html http://ru-ecology.info/term/48695 / http://www.un.org/ru/development/progareas/global/biodiversity.shtml http:// nature.air.ru/biodiversity/book3_1.html)