Русская диаспора в парагвае
Русская диаспора в Парагвае
Только по официальным данным в Парагвае проживает 10 тысяч русских
"...Я мечтал об одном: в море продажного разврата и растления я надеялся найти горсть героев, способных сохранить и взрастить те качества, которыми создавалась и стояла Россия. Я верил, что эта закваска, когда свершится полнота времен, когда успокоится взбаламученное море революции, сохранит в себе здоровые начала для будущего. Если нельзя было спасти Россию, можно было спасти ее честь". Русский генерал Иван Тимофеевич Беляев (1875-1957) – главный военный советник парагвайской армии.
Русская Диаспора в Парагвае Когда вы, сойдя в Буэнос-Айресе с трапа рейсового самолета "Аэрофлота" и пройдя все формальности, входите в зал прилета, вам бросается в глаза, что многие встречающие говорят по-русски и держат над головой плакатики с текстами на нашем языке. Так происходит первое знакомство с русскими в Латинской Америке. Под ними здесь понимаются либо "чисто" русские люди, или же те, кто себя ими считает. Только по официальным данным, на начало 90-х гг. в Аргентине проживали 50 тыс., в Бразилии - 60 тыс., в Парагвае - 10 тыс. русских.
Откуда же появилась эта достаточно крупная национальная прослойка в Южной Америке? Для этого надо заглянуть в далекое прошлое. Начиная с последней четверти XIX века в Латинскую Америку из России, сначала из царской, потом из советской страны, ехали в поисках лучшей жизни, спасения или из-за несогласия с властями. То были поляки и немцы, украинцы и армяне, русские и евреи. В Аргентине, близкой по природным условиям к Южной России, задавала тон трудовая иммиграция россиян, связанная с крестьянами-переселенцами. А в Парагвае основу составляла российская политическая эмиграция. Дипломатических отношений между СССР и Парагваем не было, и до распада СССР въезд в эту страну свыше 30 лет вообще был закрыт для любого "совьетико". Все, что можно было прочитать о Парагвае в прессе, – это о репрессиях фашистского режима Альфредо Стресснера против местных коммунистов и расправах над индейцами. Полный спектр жизни страны был скрыт и мало кому ведом.
В 1989 году мрачная эпоха Стресснера завершилась падением его режима, и в Парагвае началась демократизация общества. Парагвай доныне ощущает последствия войны 1864-1870 гг. с Бразилией, Аргентиной и Уругваем, поддержанных Англией и Францией. В ней погибло свыше 4/5 населения страны, почти все мужчины (включая стариков, детей и инвалидов), страна потеряла тогда свыше 150 тысяч квадратных метров территории. Еще в те годы тяжкая судьба парагвайцев взволновала многих русских. Бывший адъютант А.В.Суворова Л.Ф.Трефурт первым стал собирать в России материалы о Парагвае, а его правнук Иван Беляев, роясь в бумагах прадедовского архива, был поражен героической историей парагвайского народа. И именно ему, врангелевскому генералу Ивану Беляеву судьба предназначила потом проложить дорогу в Парагвай многим российским изгнанникам. Это произошло после того, как летом 1932 г. между Парагваем и Боливией вспыхнула война за спорную смежную территорию Чако, богатую нефтью. Как раз в те горячие дни начали прибывать в Парагвай русские, которые стали основой качественно иной, чем в других странах, русской колонии мигрантов, хотя русские, украинские, молдавские и белорусские крестьяне и немцы Поволжья обживали местную землю еще с XIX века. Обращение Беляева к русским белым офицерам, оказавшимся вдали от родины, с призывом перебраться в Парагвай нашло отклик. Парагвай предстал перед ними незаслуженно гонимым, ведшим справедливую войну. Вести военные действия эти русские еще не разучились. Боливийская армия формировалась по прусскому образцу, парагвайские же вооруженные силы ориентировались на Англию, союзную прежней России. Наконец, российским монархистам импонировал тот факт, что в Парагвае очень ценилась во внутренней политике "твердая рука". И рядом с Беляевым на защиту новой родины встали многие другие выходцы с России. Среди них – капитан Степан Высоколян, награжденный орденами св. Станислава, св. Анны и св. Владимира за заслуги в Первой мировой войне. В ходе боевых действий в Чако он проявил себя так ярко, что к концу войны был уже начальником штаба одной из парагвайских дивизий, быстро прошедшим звания майора, подполковника, полковника, бригадного генерала, затем стал командующим всей парагвайской артиллерией. Ему первому из иностранцев в истории страны был присвоен высокий чин генерала армии. Полковники Николай и Сергей Эрн строили фортификации, причем первый тоже стал парагвайским генералом. Майор Николай Корсаков, обучая военному делу свой кавалерийский полк, перевел для него на испанский язык песни русских конников. Юрий Бутлеров (потомок выдающегося химика, академика Ю.М. Бутлерова), майор Николай Чирков, капитан 1-го ранга Всеволод Канонников и многие другие тоже стали героями войны в Чако. Шестеро русских офицеров сложили там головы на поле брани. Окончание в 1935 г. войны, не принесшей победы боливийцам, явилось началом новой жизни русской колонии. Теперь слово "русский" звучало в Парагвае по-иному. Отблеск славы отважных воинов осветил жизнь всех их сограждан, тоже иммигрантов.
Многие русские привнесли в Парагвай элементы образованности, высокой культуры, науки. Их усилиями в Университете Асунсьона, например, был создан инженерный факультет, велась подготовка технических кадров. Русские основали в Парагвае и математическую школу. Дорожное хозяйство республики, система электроснабжения, школы хореографии и вокала организованы в Парагвае были тоже усилиями россиян.
В Асунсьоне ряд улиц носит русские имена: Команданте Саласкин, Команданте Беляев, Команданте Канонников, Офисьеро Серебряков. На карте Асунсьона значится улица России. А на западе страны есть Фортин-Серебряков. Там же стоит памятник русскому генералу Ивану Беляеву. В годы Великой Отечественной войны русская диаспора в Парагвае участвовала в движении солидарности с СССР.
После захвата власти коммунистами в Китае в 1949 г. в Парагвай прибыла новая миграционная волна русских переселенцев. Члены этой миграционной волны становились фабричными рабочими, конторскими служащими, преподавателями.
Сегодня же русские мигранты в Парагвае объединяются в Ассоциацию АРИДЕП. Ее основатель – потомок казаков Николай Ермаков. В настоящее время ассоциация объединяет свыше 40 русских общин страны. Информационная связь между ними осуществляется главным образом, через "Нашу страну", газету русскоязычной диаспоры в Аргентине. К сожалению, среди соотечественников, укоренившихся в Парагвае, так и не нашлось энтузиаста, который взялся бы за написание объективной, тщательно документированной истории русской колонии. Уходят в небытие старики, теряются или ветшают материальные свидетельства о прошлом, ослабевает связь поколений, а молодежь и вовсе не владеет языком своих предков. Интерес к жизни в современной России тем не менее сохраняется у представителей всех "волн" эмиграции. Информация поступает обильная: через спутниковое телевидение, Интернет, российские подписные издания и, наконец, живьем – от гостей из России, которые прибывают в загадочный, прежде недоступный для "совьетикос" Парагвай все чаще.
Игорь Анатольевич Флейшер-Шевелев - единственный в Латинской Америке этнический русский, занимающий пост почетного консула России. Родился 20 июня 1939 года в столице Парагвая Асунсьоне. Его родители поселились в этой стране в середине 1930-х годов. В раннем возрасте принял крещение в Покровском храме Русской Зарубежной Церкви в Асунсьоне. В 1956 году окончил гуманитарный лицей Сан-Карлос в Асунсьоне, в 1963 году - инженерный факультет Национального университета Асунсьона, в 1968 году - Технологический институт Джорджии (штат Атланта, США).
Более четверти века состоял на государственной службе Парагвая. В 1963-1973 годах он - начальник отдела промышленности и энергетики секретариата планирования Администрации Президента. С 1971 по 1973 год входил в совет управляющих Национальной службы профессионального развития. В 1973-1989 годах - заместитель министра промышленности и торговли. В те же годы - координатор экономических исследований в Парагвае Латиноамериканской ассоциации свободной торговли .
В конце 1980-х годов выступил одним из учредителей Ассоциации русских и их потомков в Парагвае (АРИДЕП). Стал первым председателем этой организации. Участвовал во всемирных и региональных конгрессах российских соотечественников в Санкт-Петербурге (1991 и 1995), Буэнос-Айресе (2008), Нью-Йорке (2010).
С 1992 года - почетный консул России в Парагвае. До 2009 года, когда в Асунсьоне открылось Российское Посольство, был единственным официальным представителем своей исторической родины. В 1998 году принимал участие в первой встрече почетных консулов России, проходившей в Москве.
Игорь Анатольевич, полагаю, ваших родителей, как и других российских эмигрантов их поколения, привели в Парагвай революционные события на родине?
Да, мои родители оказались в Латинской Америке вследствие революции 1917 года и утверждения в России советского строя. Мой отец, Анатолий Николаевич, происходил из города Армавира, учился в кадетском корпусе во Владикавказе. После поражения Белой армии на юге России его вывезли в Сербию. Тогда моему отцу было 14 лет. Повзрослев, он переехал в Люксембург. Моя мама, Любовь Ивановна Шевелева, в годы гражданской войны находилась в Литве. Когда там возникла опасность прихода к власти большевиков, она перебралась в Люксембург, где познакомилась с моим отцом.
Один белоэмигрант, генерал Иван Тимофеевич Беляев, в середине 1920-х годов осел в Парагвае. Он призывал русских беженцев эмигрировать в эту страну. Беляев обладал хорошими связями, был личным другом президента Эусебио Айалы. Они общались по-французски. С подачи Ивана Тимофеевича в Парагвае обосновались сотни офицеров и представителей интеллигенции - в основном инженеры и врачи. Мама и папа прибыли в Парагвай в 1935 году. Отец дослужился до полковника парагвайских вооруженных сил.
Хотел бы упомянуть любопытный факт. Мой прадед, Сергей Николаевич Флейшер, был кубанским казаком. В 1901 году он получил звание генерал-майора императорской армии, в 1905 году стал генерал-губернатором Елизаветпольской губернии. Достиг чина генерал-лейтенанта. В 1912 году Сергей Николаевич был назначен генерал-губернатором Терской губернии и наказным атаманом Терского казачьего войска. У меня хранится много фотографий прадеда, на некоторых из них он рядом с императором Николаем II.
Упомянутый вами генерал Беляев - один из самых известных русских эмигрантов в Латинской Америке. Он стремился возжечь в Парагвае «русский очаг», в котором бы сохранились традиции дореволюционной России, участвовал на стороне парагвайцев в Чакской войне с Боливией 1932-1935 годов, внес большой вклад в изучение культуры индейцев, составил географические карты Парагвая… Поделитесь, пожалуйста, своими воспоминаниями об Иване Тимофеевиче Беляеве.
Действительно, Беляев - очень интересная фигура. Моя семья жила у него какое-то время: генерал сдавал комнату в своем большом доме в Асунсьоне, располагавшемся недалеко от Покровского храма Русской Зарубежной Церкви. Дом этот не сохранился. Главное, что я помню, - это индейцы, днем и ночью гостившие у Беляева. Он разговаривал с ними на их языке, которым владел свободно. Это язык народности мака, живущей в окрестностях Асунсьона.
Незадолго до своей смерти Беляев попросил индейцев похоронить себя на их землях. На отпевание Ивана Тимофеевича в Покровском храме пришло много аборигенов. Как только гроб поместили на катафалк, касик - вождь мака, испугавшись, что Беляева отвезут на русское кладбище, сел за спиной возницы и заставил его ехать на пристань на реке Парагвай. Оттуда пароход доставил тело Беляева на индейскую территорию, где он был захоронен.
Правда ли, что эмигранты из России работали в правительстве диктатора Альфредо Стресснера, правившего Парагваем с 1954 по 1989 год?
Русские работали во всех парагвайских правительствах с 1935 и до 1960-х годов. Этот период включает часть президентства генерала Стресснера. Он - последний глава республики, видевший в русских народ, близкий парагвайцам. Стресснер сражался в Чакской войне под командованием русских офицеров, дружил с ними. А на войне дружба куда более крепкая, чем на гражданке, ведь на кону стоит жизнь. Чакская война проходила в ужасных условиях: пустынный лес, ядовитые змеи, пчелы, сорокоградусная жара летом и до пяти градусов мороза зимой. Огромной проблемой была нехватка воды. Боливийцы сдались парагвайцам после того, как те отрезали их от колодцев, и три тысячи человек умерли от жажды. В таких обстоятельствах дружба особенно ценилась.
Я до сих пор не понимаю, как парагвайцы, в том числе Стресснер, объяснялись с русскими, ведь те не знали ни испанского, ни языка индейцев гуарани (80% парагвайских воинов говорили на гуарани, 20% - по-испански). Очевидно, жестами, эмоциями русские офицеры находили понимание с подчиненными.
- Сохраняется ли в парагвайском обществе память о подвигах русских эмигрантов?
В течение десяти лет после Чакской войны русских почитали так же, как в наши дни космонавтов. Но потом память постепенно утрачивалась. В Асунсьоне 17 улиц носят имена русских офицеров. Из местных жителей мало кто способен сказать, что за человек скрывается за труднопроизносимым именованием, стоящим на уличном указателе. Замечу, что в Парагвае плохо помнят даже своих граждан, отличившихся на полях боев с боливийской армией. Тем не менее, у парагвайцев есть понимание того, что русские - великие люди. Оно передается в семье: от дедов отцам, от них внукам.
- Расскажите, пожалуйста, об Ассоциации русских и их потомков в Парагвае.
Русские в Парагвае всегда жили дружно. Нас сплачивал Покровский приход. В 1940-х годах сложилась Ассоциация белых русских. Почти одновременно появился дамский комитет. Действовали русская библиотека, русский хор, русский театр. Устраивались собрания, вечера.
Шли годы, первое поколение эмигрантов вымирало. Их дети и внуки практически не занимались поддержанием объединений соотечественников, в результате чего они угасали. Но однажды возникла идея воскресить организацию русских. Это было несложно, ведь все мы знали друг друга. В 1989 году оформилась Ассоциация русских и их потомков в Парагвае (АРИДЕП), обладающая юридическим статусом. Ее руководство состоит из председателя, правления и казначея. Выборы председателя проходят ежегодно. Устав предусматривает, что одно и то же лицо не может возглавлять АРИДЕП дольше двух лет. Так мы избежали проблемы, присущей организациям соотечественников во многих странах Латинской Америки: человек в течение десятилетий не покидает кресла руководителя, некоторые члены выражают недовольство, происходят конфликты. Отсутствие ротации ведет к тому, что председатель представляет не страну, а самого себя.
Первостепенная задача АРИДЕП - сбережение в русской диаспоре памяти о культуре и традициях предков. Мы проводим литературные, музыкальные и прочие мероприятия. В уставе ассоциации указано, что одна из ее миссий - помощь Церкви в поддержании русских кладбищ. Так счастливо совпало, что через три года после создания АРИДЕП Россия и Парагвай восстановили прерванные в 1917 году дипломатические отношения. Мы приветствуем приезжающих из России политиков, дипломатов, деятелей культуры, Церкви, приглашаем их на обед или фуршет. Гостям, как правило, приятно в незнакомой стране встретить земляков. АРИДЕП способствовала тому, что концерт хора Сретенского монастыря в Асунсьоне в ноябре 2008 года посетили 1200 зрителей. Ассоциация внесла вклад в подготовку состоявшегося в июле 2011 года визита в Парагвай председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева).
По моему мнению, АРИДЕП неплохо дополняет работу Посольства России в Асунсьоне, развивающего политические и экономические связи с Парагваем, и представительства Россотрудничества в Аргентине, Парагвае и Уругвае, которое знакомит парагвайцев с российской культурой.
- Вы с детства член Покровского прихода Асунсьона. Как менялась его жизнь за прошедшие десятилетия?
Я помню храм с конца 1940-х годов, со времен учебы в приходской школе. Со слов более старшего поколения знаю, что русские, эмигрировавшие в Парагвай в середине 1920-х годов, сразу же задались целью воздвигнуть храм. Хотя наши соотечественники жили бедно, они сумели приобрести участок земли. Средства на строительство собирали всем миром. Значительную сумму ссудил управляющий приходами Русской Зарубежной Церкви в Южной Америке протопресвитер Константин Изразцов, резиденция которого находилась в Буэнос-Айресе. Возведение храма закончилось к 1928 году. Покровская церковь не очень большая; думаю, в ней помещаются человек 80.
До 1960-х годов приход был многочисленным и сильным. Прихожане содержали храм и батюшку. Но из-за ассимиляции русских ситуация изменилась. Сыновья первых переселенцев женились на парагвайках. В итоге терялся русский язык, ибо дети усваивают язык от матери. В русско-парагвайских семьях предпочитали крестить своих отпрысков в католицизм (Парагвай - преимущественно католическое государство). Приход стремительно уменьшался. Люди не хотели посещать храм, где они не понимали ни богослужения, ни проповеди.
На положении прихода негативно сказалось то, что на протяжении долгого периода он был лишен пастыря. Во второй половине 1990-х годов стал приезжать из Буэнос-Айреса протоиерей Владимир Шленев - клирик Русской Зарубежной Церкви. Последние несколько лет нас окормляет настоятель приходов Московского Патриархата в аргентинской провинции Мисьонес игумен Варфоломей (Овьедо), этнический парагваец. То, что священник Московской Патриархии служит в храме Зарубежной Церкви в Асунсьоне, - один из зримых плодов воссоединения двух ветвей русского Православия.
- Какова численность русского прихода в Асунсьоне?
По моим подсчетам, не более 50 верующих. Цифра эта приблизительная. Отец Варфоломей бывает в Асунсьоне не чаще одного раза в три месяца. Кто-то узнает, что состоится богослужение, кто-то нет. Есть человек 50-60 из новой волны эмиграции. Многие из них и не подозревают о существовании Покровского храма, а те, кто знают о церкви, не ходят туда по причине отсутствия священника. Будь у нас настоятель, полагаю, в приходе было бы не менее 100 человек.
- Какие еще есть нужды у храма?
Церковь в неплохом состоянии, правда, в каких-то местах нужно подкрасить, подштукатурить. Ремонт не помешает дому священника, расположенному за храмом. Но самые большие трудности - у нового русского кладбища. В Асунсьоне два русских кладбища. Первое открылось в начале 1930-х годов: мэрия подарила русской колонии участок на центральном погосте столицы. Как только там закончилось место, власти выделили на юге Асунсьона землю для организации второго русского кладбища. По сей день на нем хоронят наших соотечественников.
В Парагвае тропический климат, растительность разрастается быстро, много насекомых, из-за чего нелегко ухаживать за территорией. С падением военного режима в начале 1990-х годов в стране возросла преступность. Воры крадут с нового кладбища бронзовые и мраморные памятники, хулиганы ломают захоронения. Необходимо построить высокий забор, но на это требуются деньги.
- Что дало вам обучение в церковно-приходской школе?
Благодаря полученному при храме образованию я 20 лет назад был назначен почетным консулом России в Парагвае. Мои родители - русские, говорить по-русски я научился дома. Но в приходской школе я воспринял грамоту и настоящую русскую речь. Расскажу такой анекдот. Когда я учился во втором классе, преподавательница вызвала мою маму и сказала ей: «Мадам, я не понимаю то, что пишет ваш сын». Выяснилось, что я использовал кириллицу. Этот алфавит был неведом учительнице, и она сочла, что у меня не все в порядке с головой. В начале 1990-х годов, после взаимного признания двух стран, подыскивался почетный консул России в Парагвае. Естественно, он должен был свободно владеть русским языком. Таких в русской колонии мало, и выбор пал на меня.
Православная Церковь всегда являлась силой, оказывающей наибольшее влияние на русскую нацию, включая ту ее часть, которая живет в диаспоре. Церковь закладывает в человека качества, делающие его русским. Преданность Отечеству и укорененность в Православии, на мой взгляд, главные свойства русского характера.
- Кто из русских священнослужителей, несших послушание в Парагвае, вам запомнился больше всего?
Мне особо дорог протоиерей Порфирий Бирюков, который настоятельствовал в Покровском храме с конца 1930-х до конца 1950-х годов. Он преподавал в приходской школе, когда я ее посещал. Отец Порфирий был культурным, образованным священником, отличался строгостью в соблюдении порядка богослужения.
После протоиерея Бирюкова приходу, честно сказать, не везло с настоятелями. Их выбирали «экспромтом», не думая, насколько они пригодны к парагвайским условиям. Отцу Порфирию наследовал его диакон отец Василий, посвященный в священника. Затем у нас служил отец Алексий. Кажется, в России до революции он носил чин лейтенанта. Отец Алексий был странным человеком с тяжелым характером. Прихожане попросили его уехать.
Как я уже упоминал, один из последних наших пастырей - протоиерей Владимир Шленев из Буэнос-Айреса. Он наведывался в Парагвай раз в три-четыре месяца. В 2007 году, с подписанием Акта о каноническом общении, ряд клириков Русской Зарубежной Церкви, включая отца Владимира, ушли в раскол. Я поначалу ничего об этом не знал. Накануне Дней России в Парагвае, прошедших в ноябре 2008 года с участием архиереев, российских политиков, хора Сретенского монастыря, сюда прибыл секретарь митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона (Капрала) протоиерей Михаил Бойков. Он сообщил мне, что взял с собой походный алтарь для богослужений. Я удивился и напомнил, что в Асунсьоне действует русский храм. В ответ отец Михаил заявил: «Вы отошли от Зарубежной Церкви, поэтому мы не можем служить на вашем приходе». Для меня эта новость была как гром среди ясного неба. Я пообещал уладить проблему. Парагвайские русские прекрасно помнят, каких трудов их отцам и дедам стоило построить церковь. Они никогда бы не позволили отдать ее неканонической группировке. По моей просьбе русская община направила старосте прихода письмо, в котором просила его не допускать протоиерея Шленева к служению в Покровском храме. Таким образом мы вернули наш храм Русской Зарубежной Церкви. Русские кладбища нам тоже удалось отстоять.
Какое событие в жизни русской православной общины Парагвая последнего времени вам запомнилось больше всего?
Безусловно, визит в рамках празднования 200-летия независимости Парагвая делегации Московского Патриархата во главе с митрополитом Волоколамским Иларионом. Владыка пробыл здесь всего три дня - с 1 по 3 июля текущего года, но успел встретиться с президентом Фернандо Луго, вице-президентом Федерико Франко, выступить в Католическом университете Асунсьона, посетить католическую архиепископию столицы. Сильное впечатление на нашу общину произвела лития по русским эмигрантам, которую митрополит Иларион отслужил в Покровском храме. А парагвайцам в первую очередь запомнилась православная литургия в кафедральном католическом соборе Асунсьона. Журналисты писали буквально следующее: в Парагвае никогда не видели столь красивого, величественного богослужения и вряд ли еще увидят.
Республика Парагвай — "Сердце Южной Америки", именно так страну называют за то, что она находится в самом центре континента Южная Америка, действительно страна не имеет выхода к морю, но лежит на обоих берегах реки Парагвай и граничит с Аргентиной, Боливией и Бразилией.
Как живут люди в Парагвай
Сегодня в Парагвае проживает 6,5 миллионов человек, большинство из них сосредоточены в сосредоточены в юго-восточном регионе страны. Столица и крупнейший город Асунсьон, где проживет треть всего населения страны. Парагвай - страна индейцев, культура коренных жителей доминирует сегодня в отличие от многих других латиноамериканских стран, это кстати касается не только языка, этноса, но и языка. подавляющее большинство людей, живущих в восточном регионе недалеко от столицы и крупнейшего города Асунсьон, на долю которого приходится 10% населения страны. 60% территории является домом для менее чем 2% населения. Около 56% парагвайцев проживает в городских районах, что делает Парагвай одной из наименее урбанизированных стран в Южной Америке. В стране можно обнаружить небольшие группы этнических итальянцев, немцев, русских, японцев, корейцев, китайцев, арабов, украинцев, поляков, евреев, бразильцев, аргентинцев. Многие из этих общин сохранили свой язык и культуру, в особенности бразильцы, которые представляют самую большую и самую важную группу иммигрантов, около 400 тысяч бразильских парагвайцев имеют немецкие, итальянские и польские корни. Официальных данных об этническом составе парагвайского населения нет, по данным переписи 2002 года, коренные жители составляют 1,7% от общей численности населения Парагвая. 95% населения Парагвая - это метисы, потомки браков между европейцами и индейцами. 89,9% населения Парагвая - католики. Язык гуарани понимают 95% населения Парагвая, тогда как испанский 90%, оба языка являются официальными, роль испанского языка в последние десятилетия увеличивается, так в 1980 годах испанским владели только 70% населения. 88% молодежи Парагвая когда-либо училась в школе. Средняя продолжительность жизни в Парагвае довольно высока 75 лет.
Природные и климатические условия, погода в Парагвае
В Парагвае субтропический климат, наблюдаются сухой и влажный сезон с большим валянием ветров, так с октября по март в Парагвае теплые ветра из бассейна Амазонки, а с мая по август дуют холодные ветра из гор Анд. В Парагвае отсутствуют высокие горы, которые могли бы преградить путь сильному ветру, который может достигать значений в 161 километр в час. Январь - самый жаркий летний месяц, со средней суточной температурой 28,9 градусов. Количество осадков колеблется очень резко по всей стране, самая влажная часть Парагвая - это восток, более засушливый запад.
Зарплаты, доходы и работа в Парагвае. Средняя и минимальная заплата в Парагвае
Экономика Парагвая на протяжении всего времени отличалась относительной стабильностью, в Парагвае необычайно низкая инфляция, как для стран Латинской Америки или вообще третьего мира. ВВП в два раза больше внешнего госдолга, кроме того Парагвай нацелен на развитие возобновляемых источников энергии, так как не может похвастаться такими запасами нефти как, например, Венесуэла. Начиная с 1970 годов Парагвай отличается самыми высокими темпами роста экономики во всем регионе Латинской Америки с показателями в 14% роста ВВП в год. Горнодобывающая промышленность Парагвая производит около 25% валового внутреннего продукта, в этом секторе работает треть населения страны, это также касается производства цемента, железной руды и стали. Особенно хорошо развиты фармацевтическая и пищевая промышленность. В сельском хозяйстве можно отметить высокие урожаи стевии, сои, тунгового масла, кукурузы, пшеницы и производство говядины.
Парагвай отличается серьёзными социальными проблемами, не смотря на относительно благополучное состояние экономики, так 10% населения контролирует 66% земель, в то время как 30% сельских жителей не имеют земли, такое неравенство вызвало много напряженных отношений между безземельным и земельными собственниками. Сельские богачи и владельцы земли могут оставлять свои земли неиспользуемыми, тогда как большинство селян, которые вообще не имеют своей земли не могут найти себе работу.
Высокий разрыв в социальных показателях между жителями села и города, на селе более половины населения живут ниже уровня бедности, в городах аналогичный показатель не превышает 27%.
10% самых богатых жителей Парагвая зарабатывают половину общенационального дохода. Половина индейского населения Парагвая не умеет читать и писать, тогда как в целом по Парагваю этот показатель 7,1%. Только 2,5% коренного населения Парагвая имеет доступ к чистой питьевой воде и только 9,5% имеют электричество.
Преступность и безопасность в Парагвай
Коэффициент убийств в Парагвае 11,5 на 100000 населения, это один уровень с Коста-Рикой и Никарагуа, даже такой относительно высокой цифре еще далеко до Гондураса с 95,2.
О белом генерале И. Беляеве – лучшем полководце Латинской Америки XX века
О том, что в Испании республиканская армия с участием советников из СССР потерпела поражение от войск генерала Франко, которому помогали гитлеровцы, хорошо известно всем. А вот о том, что примерно в эти же годы в Южной Америке армия Парагвая, которой тоже руководили русские офицеры, наголову разгромила намного превосходившую их по численности и лучше вооруженную армию Боливии под командованием кайзеровских генералов, до сих пор знают немногие. Это были бывшие белые офицеры, которым пришлось покинуть Россию после окончания Гражданской войны, и во времена СССР упоминать о них было запрещено, а потом про их подвиги попросту забыли...
В этом году исполнилось 85 лет с начала этой войны – самой кровопролитной в Южной Америке – между Боливией и Парагваем, которую называли Чакской. Среди командования боливийской армии было 120 германских офицеров-эмигрантов, в том числе командующий боливийской армией кайзеровский генерал Ганс Кундт, воевавший в Первую мировую войну на нашем фронте. А в парагвайской армии служило 80 бывших белогвардейских офицеров, в том числе два бывших генерала - начальник Генерального штаба армии Парагвая Иван Беляев и Николай Эрн.
Одним из первых серьёзных сражений с участием русских и германских офицеров стала битва за крепость Бокерон, которую удерживали боливийцы. Осенью 1932 года после долгой осады крепость пала.
Кундт бросил силы на штурм города Нанава, но русские военачальники Беляев и Эрн разгадали его тактику и наголову разгромили наступающие силы боливийцев, после чего немецкий генерал был с позором отправлен в отставку.
В 1934 году в битве при Эль-Кармене немецкие советники и вовсе бросили на произвол судьбы подчинённых, сбежав с поля боя.
…Будущий герой Южной Америки Иван Тимофеевич Беляев родился в Петербурге в 1875 году, в семье потомственного военного. Окончив Петербургский кадетский корпус, он поступил в Михайловское артиллерийское училище. Начав службу в армии, быстро рос в чинах, проявляя большие таланты к армейской науке. В 1906 году он пережил личную драму – умерла его горячо любимая молодая жена. В 1913 году Беляев составил Устав горной артиллерии, горных батарей и горно-артиллерийских групп, ставший серьёзным вкладом в развитие военного дела в России.
В Первую мировую войну воевал храбро, награжден орденом Святого Георгия. В начале 1916 г. был тяжело ранен, и находился на лечении в лазарете Её Величества в Царском Селе. Будучи командиром 13-го отдельного полевого тяжелого артиллерийского дивизиона, участвовал в Брусиловском прорыве. В 1916-м стал генерал-майором и командиром артиллерийской бригады на Кавказском фронте. Революцию не принял. В марте 1917 года на псковском вокзале в ответ на требование унтера со взводом солдат снять погоны Беляев ответил: «Дорогой мой! Я не только погоны и лампасы, я и штаны поснимаю, если вы повернёте со мною на врага. А на „внутреннего врага“, против своих не ходил и не пойду, так вы уж меня увольте!». Вступил в ряды Белой армии, а потом вместе с ней был вынужден покинуть Россию.
Сначала оказался в лагере в Галлиполи, а потом в Болгарии. Но вдруг оставил Европу и очутился в нищем тогда Парагвае. Сделал он это не случайно.
Еще в детстве Беляев нашел на чердаке прадедовского дома карту Асунсьона – столицы этой страны, и с тех пор муза дальних странствий страстно влекла его за океан. В кадетском корпусе он начал учить испанский язык, нравы и обычаи населения этой страны, зачитывался романами Майна Рида и Фенимора Купера.
Беляев решил создать в этой стране русскую колонию, но на его призыв откликнулись немногие. Сам же он, оказавшись в Парагвае, сразу нашел применение своим силам и знаниям. Его взяли на службу в Военную школу, где он стал преподавать фортификацию и французский язык. В 1924 году власти отправили его в джунгли, в малоизученный район Чако-Бореаль, чтобы найти удобные места для стоянки войск. В этой поездке Беляев повел себя как настоящий ученый-этнограф. Составил подробное описание района, изучил быт и культуру местных индейцев, составил словари их языков и даже перевел на русский их поэму «Великий потоп».
Под знаменем Парагвая
Начало войны между Боливией и Парагваем часто связывают с «филателистическими» причинами. В начале 30-х гг. правительство Парагвая выпустило почтовую марку с картой страны и «сопредельных территорий», на которой спорная область Чако была отмечена как парагвайская территория. После ряда дипломатических демаршей Боливия начала боевые действия. Выпуск такой почтовой марки – исторический факт. Однако истинная причина войны, конечно, другая: нефть, которую обнаружили в этом регионе. Военные действия между двумя странами – самая кровопролитная война в Южной Америке в XX веке – длились с 1932 по 1935 год. Боливийская армия, как уже говорилось, обучалась немцами – бывшими кайзеровскими офицерами, которые эмигрировали в Боливию, когда Германией была проиграна Первая мировая война. В свое время в качестве советника там побывал и главный гитлеровский штурмовик Эрнст Рем. На солдатах боливийской армии была кайзеровская форма, обучение они проходили в соответствии с прусскими военными стандартами. Армия была оснащена самым современным оружием, в том числе бронетехникой, танками, и по численности она намного превосходила армию Парагвая. Кундт после объявления войны хвастливо пообещал «молниеносно сожрать русских» – немцы знали против кого им придется воевать.
Почти ни у кого не было сомнений в быстром поражении плохо вооруженной и еще хуже обученной парагвайской армии. Правительство Парагвая могло надеяться только на помощь русских офицеров-эмигрантов.
Беляев стал генерал-инспектором артиллерии, и вскоре его назначили начальником Генерального штаба армии. Он обратился к русским офицерам, оказавшимся вдали от родины, с призывом приезжать в Парагвай, и этот призыв нашел отклик. В основном это были бывшие белогвардейцы. Полковники Николай и Сергей Эрн строили фортификационные сооружения, да так, что первый из них очень скоро стал парагвайским генералом. Майор Николай Корсаков, обучая военному делу свой конный полк, перевел для него на испанский язык песни русских кавалеристов. Капитан Юрий Бутлеров (потомок выдающегося химика, академика А.М. Бутлерова), майоры Николай Чирков и Николай Зимовский, капитан 1 ранга Всеволод Канонников, капитаны Сергей Салазкин, Георгий Ширкин, барон Константин Унгерн фон Штернберг, Николай Гольдшмит и Леонид Леш, лейтенанты Василий Малютин, Борис Эрн, братья Оранжереевы и многие другие стали героями войны в Чако.
Русскими офицерами была создана, буквально с нуля, мощная регулярная армия в полном смысле этого слова. В ней были и артиллерийские специалисты, и картографы, и ветеринары, и инструкторы по всем видам вооружения.
К тому же, в отличие от немецких и чешских военных советников, а также наемников-чилийцев в боливийской армии, русские сражались не за деньги, а за независимость страны, которую хотели видеть и видели своей второй родиной.
Великолепная подготовка русских офицеров плюс боевой опыт Первой мировой и Гражданской войн дали блестящие результаты.
Бои шли в Северном Чако – выжженной солнцем пустыне. После обильных зимних дождей она превращалась в непроходимое болото, где царили малярия и тропическая лихорадка, кишели ядовитые пауки и змеи. Команданте Беляев умело руководил войсками, а русские офицеры и прибывшие из других стран русские добровольцы, составившие костяк парагвайской армии, воевали отважно. Боливийцы, руководимые немцами, несли колоссальные потери в лобовых атаках (только за первую неделю боев они потеряли 2 тысячи человек, а парагвайская армия – 249). Русские фронтовики братья Оранжереевы обучили парагвайских солдат успешно жечь вражеские танки из укрытий. В декабре 1933 года в сражении у Кампо-Виа парагвайцы окружили две дивизии боливийцев, взяв в плен или уничтожив 10 тысяч человек. В следующем году так же успешно закончилась битва у Эль-Кармена. Это был полный разгром.
Босоногие парагвайские солдаты стремительно двигались на запад, распевая русские солдатские песни, переведенные Беляевым на испанский язык и язык гуарани. Парагвайское наступление прекратилось лишь в 1935 году. Подойдя вплотную к боливийскому нагорью, армия из-за растянутости коммуникаций вынуждена была остановиться. Истощенная же до предела Боливия уже не могла продолжать войну. 12 июня 1935 года между Боливией и Парагваем было подписано соглашение о прекращении огня, которое завершило Чакскую войну, в плену оказалась почти вся боливийская армия - 300 000 человек.
В Парагвае восторженные толпы носили победителей на руках, а американский военный историк Д. Зук назвал русского генерала Ивана Беляева наиболее выдающимся полководцем Латинской Америки ХХ века.
Он отмечал, что парагвайскому командованию удалось использовать уроки Первой мировой войны и предвосхитить опыт Второй, применяя тактику массированного сосредоточения артиллерийского огня и широкое использование маневра. Подчеркивая смелость и выносливость парагвайских солдат, американский специалист, тем не менее, сделал вывод, что именно командование войсками, которыми руководили русские офицеры, решило исход войны.
Русские герои Парагвая
В Чакской войне погибло шесть российских офицеров-белоэмигрантов. В Асунсьоне именами каждого из них – есаула Орефьева-Серебрякова, капитана Бориса Касьянова, капитана Николая Гольдшмидта, гусара Виктора Корниловича, ротмистра Сергея Салазкина и казачьего хорунжего Василия Малютина названы улицы. Героем Парагвая стал Степан Леонтьевич Высоколян. В ходе боевых действий в Чако он проявил себя так ярко, что к концу войны был уже начальником штаба одной из парагвайских дивизий, а затем возглавил всю парагвайскую артиллерию, став в итоге первым иностранцем в истории страны, которому был присвоен чин генерала армии.
Степан Леонтьевич родился в простой крестьянской семье, в селе Наливайко под Каменец-Подольском. Он окончил ускоренный курс Виленского военного училища и в девятнадцать лет ушел добровольцем на фронты Первой мировой войны. Был пять раз ранен, а в 1916 году его произвели в офицеры. В Гражданскую войну он сражался в рядах Белой армии. В ноябре 1920 года вместе с остатками армии генерала Врангеля прибыл в Галлиполи. В 1921 году из Галлиполи он пешком пришел в Ригу, пройдя почти три тысячи километров. Затем переехал в Прагу, где в 1928 году окончил физико-математический факультет местного университета со званием доктора наук по высшей математике и экспериментальной физике. В 1933 году он окончил чешскую Военную академию. В декабре 1933 года прибыл в Парагвай, и был принят в парагвайскую армию в чине капитана.
Отличившись на военном поприще, Высоколян на протяжении всей своей жизни в Парагвае занимал в местном университете кафедры физико-математических и экономических наук. Кроме того, он был профессором в Высшей военной академии, Высшей морской академии и в Кадетском корпусе. В 1936 году он был удостоен звания «почетного гражданина» Парагвайской Республики и награжден золотой медалью Военной академии.
А кроме того, Высоколян стал мировой известностью в связи с решением им теоремы Ферма, над которой безуспешно более трех столетий бились многие светила математического мира. Скончался русский герой в Асунсьоне в 1986 году на 91-м году жизни, и был с воинскими почестями похоронен на Южном Русском кладбище.
По этому поводу в стране был объявлен национальный траур.
Другой русский генерал, воевавший в армии Парагвая, – Николай Францевич Эрн окончил престижную Николаевскую академию Генштаба в Петербурге. В годы Первой мировой войны он был начальником штаба 66-й пехотной дивизии, а затем – начальником штаба 1-й Кавказской казачьей дивизии. В октябре 1915 года был сформирован экспедиционный корпус для отправки в Персию. Начальником его штаба был полковник Эрн. Потом он стал участником Гражданской войны на стороне белых. В России оставался до последнего момента, и покинул ее с последним пароходом, где находился штаб генерала Врангеля.
После долгих мытарств Николай Францевич оказался в Бразилии, куда его пригласила к себе группа белых офицеров, которые работали на земле, сажая кукурузу. На их несчастье, налетела саранча и поела все посевы. Но Эрну повезло, он получил приглашение из Парагвая преподавать в военной школе тактику и фортификацию. С 1924 года Эрн жил в Парагвае, занимая должность профессора в Военной академии. А когда началась война Парагвая с Боливией, он отправился на фронт. Прошел всю войну, строил военные укрепления. После войны остался на военной службе и работал в Генеральном штабе до конца своей жизни, получая генеральское жалование. Его усилиями была построена русская церковь, основана русская библиотека и образовано русское общество «Union Rusa».
«Белый отец»
Но главным из русских национальным героем Парагвая стал генерал Беляев, который отличился не только на полях сражений. После войны он сделал еще одну попытку создать в Парагвае успешную русскую колонию. «Самодержавие, православие, народность» – так генерал Беляев понимал существо «русского духа», который желал сохранить в возводимом им ковчеге в джунглях Южной Америки. Однако не все оказались с этим согласны. Вокруг его проекта начались политические и коммерческие интриги, с чем, в свою очередь, не мог согласиться Беляев. Кроме, того истощённый войной Парагвай оказался не в состоянии выполнить свои обещания по финансовой и экономической поддержке русской эмиграции и созданию колонии.
Из материалов Википедии следует, что, оставив военную службу, уроженец Петербурга посвятил остаток жизни парагвайским индейцам. Беляев возглавил Национальный патронат по делам индейцев, организовал первую индейскую театральную труппу.
Отставной генерал жил вместе с индейцами в простой хижине, ел с ними за одним столом и даже научил их русским молитвам. Аборигены платили ему горячей любовью и признательностью и относились как к «белому отцу».
Как лингвист он составил словари испанский-мака и испанский-чамакоко, а также подготовил доклад о языке племени мака, где Беляев выделяет санскритские корни обоих индейских языков и прослеживает их восхождение к общей индоевропейской основе. Ему принадлежит теория об азиатской прародине коренных жителей Американского континента, которая подкреплена записями фольклора индейцев мака и чамакоко, собранными исследователем во время путешествий в Чако.
Ряд трудов Беляев посвятил религии индейцев области Чако. В них он рассуждает о схожести верований индейцев с ветхозаветными сюжетами, о глубине их религиозного чувства и об универсальном характере основ христианской морали. Беляев разработал новаторский подход к вопросу о приобщении индейцев к современной цивилизации, отстаивая принцип взаимообогащения культур Старого и Нового Света – задолго до того, как эта концепция получила широкое признание в Латинской Америке.
В апреле 1938 года в Национальном театре Асунсьона с аншлагом прошла премьера спектакля первого в истории Америки индейского театра об участии индейцев в Чакской войне. Через некоторое время труппа в 40 человек под руководством Беляева выехала на гастроли в Буэнос-Айрес, где ее ждал громкий успех. В октябре 1943 года Беляев, наконец, получил «добро» на создание первой индейской колонии. А ее создателю в 1941 году было присвоено звание Генерального администратора индейских колоний. Взгляды Беляева были изложены им в «Декларации прав индейцев». Изучив жизнь коренных обитателей Чако, Беляев считал необходимым закрепить за ними в законодательном порядке землю их предков. По его мнению, индейцы от природы «свободны как ветер», не делают ничего по принуждению и должны сами быть двигателем собственного прогресса. В этих целях он предлагал предоставить индейцам полную автономию и одновременно с ликвидацией неграмотности постепенно внедрять в сознание их обитателей основы культурной жизни, демократических ценностей и т.д. При этом русский генерал предостерегал от искушения разрушать складывавшийся веками образ жизни индейцев – их культуру, быт, язык, религию, поскольку это, учитывая свойственный индейцам консерватизм и уважение к памяти предков, лишь оттолкнуло бы их от «культуры белого человека».
Во время Второй мировой войны Беляев, как русский патриот, поддержал СССР в борьбе с фашизмом. Он активно выступал против тех эмигрантов, которые видели в Германии «спасительницу России от большевизма». В своих мемуарах отставной генерал называл их «идиотами и обманщиками».
Умер Беляев 19 января 1957 года в Асунсьоне. Подробности похорон приведены, в частности, в книге С.Ю. Нечаева «Русские в Латинской Америке». В Парагвае на три дня был объявлен траур. Тело покойного отпевали в Колонном зале Генерального штаба с отданием воинских почестей как национальному герою. У гроба, сменяя друг друга, несли дежурство первые лица государства. Во время похоронной процессии за катафалком следовали толпы индейцев, буквально запрудившие улицы Асунсьона. В почетном карауле у гроба стоял сам президент А. Стресснер, парагвайский оркестр играл «Прощание славянки», а индейцы хором пели «Отче наш» в переводе покойного... Такого столица Парагвая не видела ни до, ни после этого печального события. А когда гроб с телом Беляева на военном корабле был вывезен на остров посреди реки Парагвай, избранный им в своем завещании местом последнего упокоения, индейцы отстранили белых. В хижине, где их вождь учил детей, они долго пели над ним свои надгробные песни. После похорон сплели над могилой шалаш, посадили вокруг кусты роз. На простом четырехугольнике земли выложили простую надпись: «Здесь лежит Беляев».
Специально для «Столетия»
Речь сейчас пойдет не о политике, не о санкциях, не о футболе, и даже не о загадочных пирамидах, коими богат тот край. Речь пойдет о русских и военном конфликте Парагвая и Боливии.
Что из себя представлял Парагвай в начале 20-го века? Образованный в 1810-ом году уже к середине 19-го века он был передовым государством. Парагвай намного раньше США отменил рабство и предоставил равные права индейцев с белыми.
Соседи: Бразилия, Аргентина и Уругвай не смогли стерпеть такой наглости и объединились в Тройственный союз. И в течении 6-летней войны довели Парагвай до демографической катастрофы: мужское население сократилось на 80%. Вот в таком удручающем состоянии и пребывало это государство в начале 20-го века. Казалось, что ни кто и ни что сможет ему помочь. Но помощь неожиданно пришла из... России!
Нужно сказать, что эта страница белой эмиграции у нас не заслужено забыта, и о ней мало кто знает. Я сейчас назову имя: генерал-майор русской армии Иван Тимофеевич Беляев. У нас оно практически не известно, а в Парагвае память о нем до сих пор бережно хранят.
В годы далекой юности Беляев увлекся таинственной и далекой Латинской Америкой, и даже выучил испанский язык в Кадетском корпусе. А после смерти молодой жены хотел уехать туда...
Но началась Первая мировая и Беляев, тогда еще офицер-артеллерист, остался в России. Был удостоен ордена Святого Георгия и к 1917-ому году дослужился до генерал-майора.
О храбрости и принципиальности Ивана Тимофеевича говорит такой факт: после февральской революции, а по своей сути обыкновенного государственного переворота, Беляев отказался снять погоны, а в то время за их ношение могли просто убить. Не принял Беляев и большевиков. В годы гражданской войны служил в Добровольческой армии А.И.Деникина, с которым, будучи монархистом, с трудом находил общий язык.
В 1923-ом году наш герой покинул Россию и осуществил свою давнюю мечту - уехал в Буэнос-Айрес. Его целью стало создание русской общины для сохранения национальных традиций. Но Аргентина холодно встретила приезжих, и в 1924-ом году Беляев переехал в Парагвай, где и создал колонию «Русский Очаг». С ним приехали в основном военные и инженеры. Парагвай был рад таким специалистам, принимал русских офицеров в свою армию как минимум с сохранением звания, в отличие, к примеру, от Франции, где увешанных орденами полковников, загоняли в сержантские учебки. А нередко русских офицеров ставили на более высокие должности. Таким образом Иван Тимофеевич в конечном итоге стал начальником Генерального Штаба ВС Парагвая.
Но это впереди, а в октябре 1924-го года по заданию министерства обороны Парагвая отправился с группой русских офицеров исследовать полупустынную местность под названием Чако, которая располагалась на границе с Боливией. Его экспедиция сняла топографическую съемку местности. Иван Тимофеевич изучил язык, быт, религию. Культуру местных индейских племен, чем заслужил их симпатию. В знак уважения индейцы дали Беляеву имя Алебук, т.е.Сильная рука и выбрали главой клана Тигров. Всего было совершено в Чако 13 научных экспедиций...
В конце 20-х годов возникло предположение, что в Чако находятся богатые залежи нефти. Это то и стало причиной конфликта между Парагваем и Боливией. США с Великобританией так же приняли активное участие. Американская корпорация Standart Oil поддерживала Боливию, а британская Shell Oil - Парагвай.
И 15 июня 1932-го года Боливия начала самый кровавый конфликт в Южной Америке 20-го века, который вошел в историю как Чакская война.
Казалось бы у Боливии было безоговорочное преимущество. У нее было в трое больше населения, неплохая регулярная армия и достаточное количество свободных денег, полученных от экспорта олова, и направленных на закупку новейшей военной техники. Парагваю же такое переоснащение армии было не под силу. К 30-м годам 20-го века страна не смогла восстановиться после войны с Бразилией, Аргентиной и Уругваем. Единственное, что смогли сделать парагвайцы, закупить несколько самолетов. И имели в своей армии около 80-ти русских офицеров, из них 2 генерала, 8 полковников, 4 подполковников, 13 майоров и 23 капитанов.
Боливия же сделала ставку на немцев...
Русские офицеры все оказались на командных должностях. Трое возглавляли штабы, один командовал дивизией, 12 - полками, а остальные - батальонами, ротами и батареями. А самое главное, русские сделали из толпы индейцев и горных крестьян боеспособную армию.
Позже генерал Стогов вспоминал: «Парагвайские солдаты умоляли своё высшее начальство назначить их в одном из тех полков, коими командовали русские,выказавшие на этой войне не только особо присущую русскому доблесть, но и большие знания, умение и полученную в родной армии хорошую закваску в смысле заботы о подчиненных. О русской доблести и презрении к опасности рассказывали мне такой случай: дело было в глубоком сравнительно тылу - госпиталь, налет неприятельских аэропланов с бомбометанием, все и вся в рассыпную, только русский доктор с неизменной трубкой во рту преспокойно продолжает работу, и вот один из зарывающихся в землю санитаров говорит другому: «Гляди, видно, сумасшедший», - а другой отвечает: «Да что ты, не знаешь? Ведь это русский». Этим было всё сказано».
У боливийской армии блицкрига не получилось. Ей удалось захватить только 2 из 4-х укреплений. У парагвайцев обороной руководили Беляев и Эрн. Генерал-майор Николай Францевич Эрн - последний в русской армии, произведённый в этот чин Николаем II. В Парагвае Эрн преподавал в Военной академии.
Были созданы ложные огневые точки - стволы пальм, замаскированные под артиллерийские орудия, которые бомбили боливийские самолеты. А настоящие позиции были отлично оборудованы в инженерном отношении того времени: подходы к ним прикрывали колючая проволока и минные поля. Кроме того, превосходство в технике не давало преимущество в джунглях - в то время как паргвайцы легко переносили свои минометы, тяжелые орудия и танки боливийцев вязли в грязи. А когда пришла летняя жара, выяснилось, что в танках температура во время движения поднимается до 60 градусов. В результате парагвайцам доставались брошенные экипажем танки. Авиация также не имела успеха, т.к.пилоты просто не могли обнаружить укрытые густым лесом цели...
Беляев успешно применял тактику диверсионных отрядов, составленных главным образом из местных индейцев, которые хорошо знали и уважали Ивана Тимофеевича еще со времен его научных экспедиций в Чако.
Эти отряды действовали на коммуникациях противника, затрудняя снабжение его войск. В результате всего этого, существенное численное и техническое преимущество боливийцев сводилось на нет.
За 10 дней боев потери парагвайцев составили 248 человек, боливийцы же потеряли 2 тысячи. Кроме того к 1935ому году боевые действия были перенесены на территорию Боливии... В конце мая 1935-го года Боливия, армия которой за время войны только убитыми потеряла около 90 тысяч человек, обратилась в Лигу наций с просьбой о помощи в заключении перемирия. Потери Парагвая были примерно вдвое меньше, но для маленькой страны довольно ощутимые.
Из 70-ти русских добровольцев, воевавших в парагвайской армии, погибли в бою шестеро. Около 30-ти человек были тяжело ранены. Или перенесли сложные инфекционные заболевания. Среди погибших, был бывший российский ротмистр Борис Касьянов, задолго до Александра Матросова закрывший во время атаки на боливийский форт своим телом амбразуру вражеского дзота...
В православном храме в Асунсьоне и сейчас можно увидеть мемориальные доски с русскими именами и фамилиями и надписями: « Убит в Каньяда-Строгест», «Убит под Бокероном», «Убит под Нанавой»...
По условиям мирного договора, подписанного в июле 1938-го года в Буэнос-Айресе, три четверти Гран-Чако отошли к Парагваю. К слову сказать, нефть там всё-таки нашли в 80-х годах 20-го столетия...
Иван Тимофеевич Беляев в 1937-ом году оставил военную службу, занявшись научной и просветительской деятельностью. Он разработал целую философию по подходу к индейской культуре. Будучи директором колониальной школы «Бартоломе де Лас Касас», Беляев создал систему по урегулированию отношений европейцев и индейцев, которую южноамериканские правительства используют до сих пор, сделав основой местной этнической политики. Иван Тимофеевич также создал первый в Америке индейский театр. И до конца своих дней оставался консультантом Министерства обороны Парагвая. Генерал умер в 1957-ом году, похоронен со всеми воинскими почестями на острове посреди реки Парагвай. На надгробии надпись: « Здесь лежит Беляев».
Николай Францевич Эрн получил чин генерал-лейтенанта парагвайской армии, после войны служил в генеральном штабе. Прожил более долгую жизнь, умер он в возрасте 92-х лет в 1972-ом году. На его похоронах присутствовали все высшие чины армии. Офицеры Асунсьонского гарнизона несли гроб до могилы на руках.
Без приувеличения можно сказать, что ни в одном государстве мира не относились к русским эмигрантам так тепло и с искренним уважением, как в Парагвае, где и по сей день можно встретить улицы полковника Бутлерова, капитана Блинова, инженера Кривошеина, профессора Сиспанова...