Указ президента об объединении фскн и фмс: какие последствия будут у исторического слияния. Новые заботы полиции: к чему приведет переход фмс и фскн под начало мвд
Спустя 13 лет МВД вернуло себе антинаркотическое и паспортно-визовое подразделения: в структуру ведомства влились ФСКН и ФМС. Сами службы в результате слияния получают дополнительные полномочия, о которых давно просили.
Президент России Владимир Путин во вторник, 5 апреля, объявил о подчинении Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) и Федеральной миграционной службы (ФМС) Министерству внутренних дел России (МВД). Оба ликвидируемых ведомства после присоединения к МВД реализуют свои давние планы — увеличение полномочий.
ФСКН
Вопрос о слиянии ФСКН и МВД обсуждался больше года. Как сообщал РБК источник, близкий к администрации президента, против ликвидации ФСКН был глава ведомства Виктор Иванов. На должность руководителя ФСКН Иванов был назначен в мае 2008 года, до этого он долгое время работал в администрации президента Владимира Путина, в частности с 2004 по 2008 год занимал должность помощника президента по кадровым вопросам.
Последние несколько лет ФСКН старалась расширить круг своих интересов, в частности ведомство хотело монополизировать сферу реабилитации и социализации наркозависимых. ФСКН даже разработала государственную программу, которая предполагает объединение под эгидой ФСКН около 500 существующих в России реабилитационных центров. Они, как планировалось, должны были иметь возможность получать гранты от государства для помощи наркозависимым. Первоначально на эти цели ФСКН запрашивала у государства более 150 млрд руб. Впоследствии предполагаемые расходы на программу сократились до 1,5 млрд.
Полномочия оказывать финансовую и организационную поддержку реабилитационных НКО ведомство получило в августе 2014 года указом Путина. Но реализовать программу у Иванова так и не получилось, поскольку Минфин отказывался выделять под нее деньги. Не удалось ФСКН и утвердить профильный закон о службе, который был разработан еще в 2013 году. Этот закон существенно расширял полномочия службы: ведомство хотело проводить медосвидетельствование, выносить предписания компаниям и индивидуальным предпринимателям, чтобы те «принимали меры по недопущению незаконного оборота наркотиков», и даже через суд приостанавливать работы компаний, если те не исполнили предписание службы.
Но за свою основную работу — по противодействию обороту наркотиков — ФСКН подвергалась критике со стороны экспертов, которые сравнивали показатели службы с показателями МВД. Полицейские занимаются раскрытием нетяжких преступлений, связанных с наркотиками, или преступлений средней тяжести. Эксперты Санкт-Петербургского института проблем правоприменения в докладе, посвященном эффективности работы двух ведомств , констатировали, что МВД опережает ФСКН в количестве раскрытых преступлений, а ФСКН опережает МВД в объемах изъятых наркотиков.
Весной 2015 года Иванов, комментируя слухи о возможной реорганизации своего ведомства, говорил, что у МВД выше показатели по задержаниям рядовых наркопотребителей, но в поле зрения ФСКН — крупные поставщики и дистрибьюторы наркотиков. «90% всех оптовых партий наркотиков изымает именно ФСКН», — подчеркивал Иванов.
Что будет с более чем 30 тыс. сотрудников ФСКН, которые числятся в штате ведомства, пока неясно. Об увольнениях в ФСКН Путин на встрече с представителями ведомств не сообщал, он лишь заявил, что «вся эта структура будет работать самодостаточно, самостоятельно, но в рамках Министерства внутренних дел». В самой ФСКН в середине января объявили о том, что проводят оптимизацию структуры и штата.
Какое структурное подразделение будет создано в МВД в связи с присоединением к ФСКН, пока не объявлялось. До создания ФСКН борьбой с наркотиками в МВД занималось Главное управление по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (ГУБНОН). После расформирования были созданы антинаркотическое управление в структуре Главного управления уголовного розыска и спецотделы в регионах. Как писал «Коммерсантъ», после ликвидации ФСКН предполагается передать наркополицейских именно в подразделения угрозыска. Кроме того, по данным газеты, обсуждается и возможность воссоздания ГУБНОН.
ФМС стала самостоятельным подразделением в 2004 году, когда ведомство вышло из состава МВД. В последние годы в ФМС жаловались, что служба не входит в число правоохранительных органов и не обладает функциями, необходимыми для работы с мигрантами, объясняет собеседник РБК в ФМС. На прошлой неделе о недостатке полномочий на круглом столе в Общественной палате говорила замначальника отдела мониторинга департамента по организации работы с иностранными гражданами ФМС Надежда Воронина.
Весной 2014 года ФМС разработала законопроект «Об иммиграционном контроле», существенно расширяющий полномочия ведомства и превращающий его в полноценную силовую структуру. Если бы этот закон был одобрен Госдумой и подписан президентом, сотрудники службы могли бы проводить проверки юридических лиц, аннулировать лицензии и изымать разрешения у работодателей. Кроме того, сотрудники ведомства были бы вправе возбуждать и расследовать уголовные дела по факту организации незаконной миграции, проверять документы у граждан и применять оружие.
В компетенцию ФМС до ее ликвидации входили вопросы предоставления гражданства, выдача виз на въезд в Россию, оформление и выдача паспортов гражданам Российской Федерации, депортация и запрет на въезд для нарушителей миграционного законодательства. Руководство ведомства состоит из представителей силовых органов. Трое из восьми замов руководителя ФМС Константина Ромодановского — выходцы из органов госбезопасности, как и он сам, еще трое — выходцы из МВД.
В ФМС после сокращения штатной численности летом 2015 года работало 36 тыс. человек. Уже известно, что ФМС сократит еще 30%: об этом говорится в указе Путина о слиянии структур. Сам факт возвращения ФМС в состав МВД не означает, что «самостоятельное состояние было признано неудачным», рассказал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков журналистам. «Просто в результате межведомственной проработки пришли к мнению, что на данном этапе более целесообразна такая структура», — пояснил Песков.
Судьбу нынешнего главы ФМС Ромодановского будет решать Путин, сказала во вторник РБК замруководителя ФМС Екатерина Егорова.
Президент фонда «Миграция XXI век», бывший замдиректора ФМС Вячеслав Поставнин в разговоре с РБК заметил, что решение о слиянии ведомств напрашивалось давно, поскольку в последнее время часть функций миграционной службы получило Министерство внутренних дел. По его словам, есть два варианта подчинения ФМС МВД. Первый вариант предполагает, что ФМС остается службой, но в рамках МВД, а руководитель миграционного ведомства становится заместителем министра внутренних дел.
«Второй вариант заключается в том, что ФМС превратится, по сути, в паспортно-визовый центр при МВД, которым она и была раньше. Функции контроля за мигрантами и регулирования миграции тогда нужно будет кому-то отдать, поскольку этим МВД не занималось», — добавляет Поставнин. По его словам, функции выдачи трудовых патентов мигрантам можно отдать либо регионам, как это происходит в Москве, либо Минтруду.
После присоединения к МВД ФМС в какой-то степени реализовала свое желание расширить полномочия, уточняет Поставнин. Но эти полномочия — дознание, допрос, оперативная работа — сотрудникам службы, скорее всего, не понадобятся, уверен Поставнин. Непосредственной работой с мигрантами, по его мнению, будут заниматься полицейские — участковые, постовые и т.д., поскольку ФМС сконцентрируют на паспортно-визовой работе.
То, о чем всерьез начали говорить еще более года назад, наконец свершилось. Две самостоятельные службы - Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков и Федеральная миграционная служба - вернулись в структуру МВД. О соответствующем решении сегодня, собрав руководителей перечисленных ведомств, сообщил президент РФ Владимир Путин.
Следует отметить, что до создания в 2003 году Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН), основная тяжесть борьбы с наркотиками лежала именно на МВД. В структуре милицейского ведомства было Главное управление по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и его территориальные подразделения. После расформирования этого главка были созданы антинаркотическое управление в структуре Главного управления уголовного розыска и спецотделы в регионах. Сейчас, по некоторым данным, предполагается передать наркополицейских именно в подразделения угрозыска. Не исключается также воссоздание антинаркотического главка в структуре МВД.
Что касается ФМС, то еще до появления этой службы, функции по противодействию нелегальной миграции также были возложены на МВД. Позднее ФМС выделили, но подчинили руководству МВД. И только в 2012 году миграционная служба отправилась в "свободное плавание" - подчиняться руководитель службы стал напрямую правительству РФ.
Впервые о том, что ФСКН и ФМС вернутся в МВД, заговорили еще в конце 2014 года. Называлась даже конкретная дата ликвидации ведомств - 1 марта 2015 года. Однако руководству этих служб удалось продлить срок жизни своих ведомств. Для этого они даже пошли на небывалые ранее сокращения сотрудников в своих рядах.
О том, что наркополицейским и миграционщикам следует вернуться под "крышу" МВД заговорили опять в конце прошлого месяца - сразу после заседания Совета Безопасности РФ. Секретарь Совбеза Николай Патрушев после заседания признался журналистам, что предложения о передаче МВД функций ФМС и ФСКН на заседании звучали.
Он отметил, что ФМС не обладает правом ведения оперативно-розыскной деятельности. "Они просят, чтобы это право у них было, им это право не предоставляют, потому что и так достаточно ведомств, которые этим занимаются", - пояснил секретарь Совета безопасности.
"Говорили о том, что вот эта работа, которую проводит Федеральная миграционная служба и ее сотрудники, не совсем эффективна. Такие мнения звучали, и, в общем, не только про ФМС, но и про эффективность деятельности ФСКН, потому что на основе нелегальной миграции, в том числе, незаконное распространение наркотиков. Говорилось и о том, что все-таки большую часть преступлений раскрывает МВД, и они во многом дублируют эту работу, поэтому были предложения о том, чтобы миграционную службу и ФСКН занести в МВД", - рассказал Патрушев, в завершение подчеркнув, что "пока никаких решений принято не было".
Теперь, как мы видим, решение все-таки приняли.
Бывший следователь центрального аппарата ФСБ, а ныне адвокат Антон Соничев отмечает, что данное решение целесообразно в первую очередь с точки зрения экономии бюджетных средств. "По предварительным оценкам, это позволит сократить расходы бюджета примерно на 30 млрд рублей, что в непростых экономических условиях весьма актуально. Также высока вероятность, что сотрудники ФСКН и ФМС в составе МВД будут работать более оперативно и эффективно, чтобы доказать свою профпригодность новому начальству", - отметил эксперт.
Кроме того, по словам Соничева, на эффективности работы должны сказаться новые связки между коллегами внутри МВД. "Так, в частности, участковые обладают гораздо большим объемом информации о нелегальных мигрантах и местных наркоманах, нежели сидящие в кабинетах сотрудники. Оперативники полиции также знают многое о местных наркоманах и их группировках, и теперь станут более охотно делиться этой информацией со своими новыми коллегами", - пояснил "Российской газете" адвокат.
"Эта идея однозначно положительная, поскольку до революции МВД объединяло множество функций - жандармерию, таможенную службу, тайную канцелярию и многие другие, и это не мешало единому органу выполнять свою работу", - прокомментировал "Российской газете" изменения в структуре МВД профессор Академии МВД России Иван Соловьев.
Несомненными плюсами такой структуры, по его словам, было то, что функционирование в единой системе сплачивало всех служащих. "Был единый уровень заработных плат, единые выплаты по выслуге лет, это также не создавало конкуренции в системе. В итоге МВД было мощнейшим министерством XIX - начала XX веков, которое последним пало под ударами революции", - отметил эксперт.
Приветствует изменения и глава Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров. По его словам, переподчинение ФСКН и ФМС - концептуальное решение, которое позволит избежать дублирования функций в этих ведомствах и выстроить более четкую координацию работы. По мнению сенатора, консолидация охраны общественного порядка, борьбы с незаконным оборотом наркотиков в одном министерстве будет способствовать "более строго выстроенной вертикали и координации деятельности в этих направлениях".
Вполне оправданным ранее называл упразднение наркоконтроля и Александр Михайлов, являвшийся в свое время поочередно генералом МВД, ФСБ и ФСКН. По его мнению, функции борьбы с наркотиками внутри страны надо вернуть МВД, где создать отдельный департамент или главк, а борьбу c международным наркотрафиком поручить ФСБ.
Кроме того, Михайлов считает, что многие контрольные функции - например, контроль за оборотом наркосодержащих лекарств и промышленных прекурсоров - вполне могут быть отданы Минздраву и Минпрому, которые могли бы тесно взаимодействовать с правоохранителями при выявлении нарушений.
Источник РБК, близкий к руководству ФМС, ранее подчеркивал, что возражать будет и глава ФМС Константин Ромодановский. Собеседник РБК в Кремле отмечал, что никаких решений не принято.
Позднее в Кремле . Один из собеседников РБК в силовых структурах уточнял, что Путин поручил Совету безопасности дополнительно проработать предложение по упразднению ФМС. При этом, говорил источник, в СовбезеРомодановский может рассчитывать на поддержку своего сослуживца по управлению собственной безопасности ФСБ — нынешнего директора ФСКН Виктора Иванова, а также постоянного члена Совбеза Бориса Грызлова.
31 марта 2016 года о том, что Путин с Совбезом обсудит вопрос упразднения ФМС, . Собеседники издания рассказывали, что вопрос ликвидации ведомства был передан на доработку в Совбез в феврале 2016 года и на заседании может быть объявлено о его решении. Близкий к руководству ФМС источник сообщал, что основные функции ведомства могут передать ФСБ или МВД. Также он говорил, что предлагается установить для этих преобразований трехлетний переходный период. Собеседник отмечал, что главной причиной затеваемой реформы является необходимость экономии бюджетных средств.
ФМС стала самостоятельным подразделением в 2004 году, когда ведомство вышло из состава МВД. В последние годы в ФМС жаловались, что служба не входит в число правоохранительных органов и не обладает функциями, необходимыми для работы с мигрантами, объясняет собеседник РБК в ФМС. На прошлой неделе о недостатке полномочий на круглом столе в Общественной палате говорила замначальника отдела мониторинга департамента по организации работы с иностранными гражданами ФМС Надежда Воронина.
В компетенцию ФМС входили вопросы предоставления гражданства, выдача виз на въезд в Россию, оформление и выдача паспортов гражданам Российской Федерации, депортация и запрет на въезд для нарушителей миграционного законодательства. Руководство ведомства состоит из представителей силовых органов. Трое из восьми замов Ромодановского — выходцы из органов госбезопасности, как и он сам, еще трое — выходцы из МВД.
Президент фонда «Миграция XXI век», бывший замдиректора ФМС Вячеслав Поставнин в разговоре с РБК заметил, что решение о слиянии ведомств напрашивалось давно, поскольку в последнее время часть функций миграционной службы получило Министерство внутренних дел. «ФМС исчерпала себя и упала, как созревшее яблоко, в объятия МВД», — рассказал Поставнин.
Статс-секретарь, первый заместитель руководителя ФМС Екатерина Егорова в разговоре с РБК уточнила, что решение о слиянии ведомств было предсказуемо, поскольку вопрос обсуждался в течение некоторого времени. Егорова заметила, что обсуждать технические детали слияния можно будет после публикации указа президента, который станет «отправной точкой для организации работы».
Тогда же можно будет говорить о том, произойдут ли сокращения сотрудников ФМС, подчеркнула Егорова. Основное направление слияния, по ее словам, задаст министр внутренних дел Владимир Колокольцев, а детали будут решаться на рабочем уровне. Судьбу нынешнего главы ФМС Константина Ромодановского будет решать Владимир Путин, уверена Егорова.
Судьба ФСКН
Вопрос о слиянии ФСКН и МВД также обсуждался больше года. Как РБК со ссылкой на источник, близкий к администрации президента, против ликвидации ФСКН был глава ведомства Виктор Иванов. Бывший заместитель руководителя администрации президента, Иванов долгое время старался отстоять право на существование службы, пытаясь расширить сферу влияния ведомства и расширить специфику работы.
В частности, последние годы ФСКН хотела монополизировать сферу реабилитации и ресоциализации наркозависимых. Ведомство настаивало на выделении средств для реализации программы по реабилитации и ресоциализации наркозависимых. Программа предполагает объединение под эгидой ФСКН около 500 существующих в России реабилитационных центров, которые, как планировалось, будут иметь возможность получать гранты от государства для помощи наркозависимым. Полномочия оказывать финансовую и организационную поддержку реабилитационных НКО ведомство получило в августе 2014 года указом Владимира Путина.
До создания в 2003 году ФСКН борьба с наркотиками находилась в ведении МВД. Этим занималось Главное управление по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (ГУБНОН). После расформирования были созданы антинаркотическое управление в структуре Главного управления уголовного розыска и спецотделы в регионах. Как писал «Коммерсантъ», после ликвидации ФСКН предполагается передать наркополицейских именно в подразделения угрозыска. Кроме того, обсуждается и возможность воссоздания ГУБНОН.
КТО СТОИТ ЗА ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ ЛИКВИДАЦИИ ФМС И ФСКН
Разговоры о скорой ликвидации самостоятельных силовых структур Федеральной миграционной службы (ФМС) и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) ходят в высших политических кругах уже несколько месяцев, но так близко к реальной реорганизации они не были еще никогда. В орбиту вынужденных реформ попадает и Министерство внутренних дел. На фоне повсеместного урезания бюджетов, повального сокращения сотрудников, в рядах спецслужб на первое место вышли обсуждения предполагаемой отставки главы МВД и последующее за этим слияние трех и более силовых структур в единую.
Такой массовой зачистки действительно не было давно. И по одним данным - это действительно связано со сложной экономической ситуацией в стране. Иначе власть не стала бы покушаться на силовиков, считая их своей верной опорой. По другим данным - финансовые проблемы в стране стали хорошим поводом для перемен в самом могущественном клане силовиков, сопровождаемых очередной «войной компроматов». В любом случае, массовые сокращения приведут к тому, что на улице могут оказаться около 100 тыс. человек, обученных обращаться с оружием. Корреспонденты «Совершенно секретно» решили разобраться в истинной подоплеке грядущих перемен.
Высокопоставленный источник в ФСКН на условиях анонимности рассказал «Совершенно секретно», что еще в конце декабря 2014 года на стол президента Владимира Путина легли два письма с предложением ликвидации ФСКН и ФМС и передачи их полномочий структурам МВД.
«Автором первого письма стал глава Министерства финансов РФ Антон Силуанов, второе подписал Владимир Колокольцев, министр внутренних дел, рассказывает наш собеседник. - Обоснованием таких предложений стало сокращение, так называемая оптимизация бюджетных средств. В промежутке между 20 и 25 января этого года прошло оперативное часовое совещание с президентом, но решения принято не было. На мой взгляд, эти оба письма могли быть и кем-то инициированы, оба персонажа - «люди подневольные», Колокольцеву могли что-то пообещать, какую-то новую должность, может быть, даже место в Совете безопасности РФ.
С другой стороны, Минфин мог руководствоваться указом самого президента от 10 июля 2014 года по «оптимизации финансового обеспечения, повышения эффективности расходования бюджетных средств», но ведь бюджет на этот год уже утвержден. Экономические выгоды могут наступить только в 2017 году. А МВД могло руководствоваться тем, что если сократят наркоконтроль и ФМС, то их министерство не тронут, сэкономленные деньги помогут им избежать сокращения. Вообще в этой истории много неясного.
Взять, хотя бы, недавние публикации в СМИ о том, что в свободной продаже появились базы данных наркоманов от ФСКН - оперативники потом прошли по точкам продаж и ничего не нашли, да и если такие базы собираются, то только МВД, ФСКН занято сбором данных по обороту наркотиков, крупными наркокартелями, ОПГ и наркопритонами, единичными уличными наркоманами и торговцами занимается МВД. Потом пошли публикации о самоубийствах онкобольных и тоже с отсылкой к ФСКН, хотя наркосодержащие препараты не их дело - стало понятно, что публикации тоже кем-то инициированы… Все было подстроено так, чтобы негативные отзывы на ФСКН прошли до совещания».
Утверждение нашего источника о «подневольности» министра МВД подтверждается и другими фактами. По некоторым данным, рапорт Колокольцева с прошением об отставке написан вскоре после ареста его подчиненного, руководителя Управления по борьбе с экономическими преступлениями и противодействию коррупции генерала Дениса Сугробова и лежит в недрах Администрации президента, ожидая своего часа.
По информации наших источников, не дождавшись реальной помощи от своего руководителя, Сугробов раскрыл представителям ФСБ весь механизм теневой деятельности своего подразделения и отношение к этому министра. Речь идет о масштабных банковских оферах, связанных с легализацией и отмыванием крупных денежных средств. Ответ на вопрос, почему глава МВД выступил за ликвидацию именно ФМС, может лежать в давней и широко известной нелюбви Управления собственной безопасности МВД к своим бывшим коллегам, перешедшим на работу в Миграционную службу. Впрочем, обо всем по порядку.
ФСКН VS ФСБ
Деятельность ФСКН, надо заметить, для многих - «тайна за семью печатями». Образованная в 2003 году на базе расформированной Налоговой полиции, официально служба должна была дать бой наркопреступности. Основной задачей Госнаркоконтроля, как еще называют ФСКН, было перекрытие крупных каналов поставки наркотиков в Россию и борьба с легализацией преступных доходов.
По негласному же распоряжению, предназначение ФСКН - дублировать некоторые функции ФСБ, а в определенных случаях - являться сдерживающим фактором для получивших широкие полномочия «чекистов».
Идеологом создания службы стал ближайший в то время соратник Владимира Путина, кадровый чекист, заместитель директора ФСБ и доверенное лицо на президентских выборах 2000 года, Виктор Черкесов. Знающий Владимира Путина еще по Ленинградскому управлению КГБ, Черкесов пользовался его серьезным доверием. Однако спустя четыре года с момента создания ФСКН, как говорят близкие к спецслужбам наблюдатели, руководитель Госнарконтроля не заметил, как его профессиональные задачи сместились исключительно в сторону борьбы со своими бывшими коллегами, высокопоставленными сотрудниками с Лубянки.
Роковую роль в судьбе Черкесова сыграло не столько оперативное сопровождение громкого уголовного дела по фактам контрабанды в Россию мебели из Европы, больше известного под названием «Три кита». И даже не тот факт, что в деле были замешаны генералы ФСБ, а то, что Виктор Черкесов нарушил главную заповедь «конторы» - ни при каких условиях «не выносить сор из избы».
После ареста своего подчиненного генерала Александра Бульбова, руководившего оперативным сопровождением дела «Трех китов», Виктор Черкесов выступил на страницах федеральных СМИ с критикой ФСБ и впервые во всеуслышание заявил о войне кланов российских силовиков. В этом водовороте событий пострадали обе конфликтующие стороны. Вместе с Черкесовым своих постов лишились тогдашний директор ФСБ Николай Патрушев и генеральный прокурор России Владимир Устинов.
Пришедшие им на замену Александр Бортников в ФСБ, Виктор Иванов в ФСКН и Юрий Чайка в Генеральную прокуратуру должны были смягчить межклановые разногласия. Новому директору Госнаркоконтроля это почти удалось сделать.
ХУ ИЗ МИСТЕР ИВАНОВ?
Выходец из КГБ СССР, прошедший войну в Афганистане и дослужившийся до заместителя руководителя ФСБ России по экономической безопасности, Виктор Иванов долгое время оставался главным кадровиком Кремля (занимал должность помощника президента по кадровой политике).
На фото: ВИКТОР ИВАНОВ, ДИРЕКТОР ФСКН
В начале «нулевых» все были твердо уверены, что Иванов - человек Путина, он часто выступал от его имени на разных публичных мероприятиях. Ходила неподтвержденная, но и неопровегнутая легенда, что именно Виктор Петрович завербовал юного Владимира Владимировича в КГБ. Человек аналитического склада ума, цепкий, умеющий собирать информацию, причем зачастую даже слишком дотошно, и подбирать нужные кадры.
После назначения Путина главой ФСБ возглавил там сперва Управление собственной безопасности в должности заместителя директора. С 2000 года замглавы президентской администрации, ответственный за кадры. В 2002 году возглавил совет директоров только что созданного «Концерна ПВО «Алмаз-Антей», выпускающего зенитные ракетные комплексы С-300, а также курирует Главное управление по делам СНГ президентской администрации.
Именно по инициативе Иванова ликвидирована активно действующая Комиссия по помилованию при Президенте РФ, после чего количество помилованных президентом осужденных значительно сократилось. Некоторые политологи считают, что «по взглядам Виктор Иванов - государственник латиноамериканского типа». Виктор Иванов считается фактическим автором закона «О гражданстве РФ».
По мнению директора Института политических исследований Сергея Маркова, закон недостаточно либерален и содержит многочисленные возможности для злоупотреблений чиновниками и силовыми структурами. Говорят, что противостоял в бизнесе группе Суркова - Волошина и победителем не вышел.
Его появление в здании на Маросейке, 12 (центральное здание ФСКН России. - Прим. ред.) многие наблюдатели поначалу расценили как понижение статуса. Его возможности стали несопоставимы с теми, которыми он обладал, работая в Кремле. А зона ответственности куда более скромная и специализированная. Однако за прошедшие годы структура ФСКН при Иванове претерпела серьезные качественные и количественные изменения.
Сейчас уже не все вспомнят, как на заре своей деятельности ФСКН за короткий срок успела нажить достаточно врагов, причем не только в других «силовых» и гражданских госорганах, но и среди правозащитников. Уже в первый год своей работы наркоконтроль оказался в центре скандала из-за попыток уголовного преследования ветеринаров, которых обвиняли в торговле наркотиками (под этим наркополицейские понимали уколы анестетиков кошкам и собакам).
Потом ФСКН попала под огонь критики из-за попыток «разоблачения» врачей (хирургов, гинекологов), представителей химической промышленности. С приходом Виктора Иванова подобных историй стало значительно меньше. Численность сотрудников службы достигла 34,5 тысячи человек. Сюда вошли боевые антитеррористические подразделения и аналитическая служба, работающая в том числе и в сети Интернет, по поиску наркоторговцев, использующих электронное перечисление денежных средств. Так называемые электронные кошельки. А средний срок разработки преступных групп для возбуждения уголовного дела составил три-пять месяцев.
Да, на местах, то в Москве, то в регионах, сотрудники Госнаркоконтроля с подозрительным постоянством продолжают попадать в скандальные ситуации. Чего стоит хотя бы история, когда летом 2009 года в служебном кабинете в отделе ФСКН по Западному округу Москвы были обнаружены два тела сотрудников, скончавшихся, по некоторым данным, от передозировки наркотиками. А осенью 2013-го, снова в Москве, на севере столицы в машине обнаружили еще двух сотрудников Госнаркоконтроля в бессознательном состоянии со 100-килограммовым мешком гидропоники, таким же мешком афганского гашиша и мешком с амфетаминами.
Это серьезно ударило по репутации и имиджу всей службы, но сильная аппаратная позиция Иванова позволила на время сохранить равновесие.
Все изменилось с назначением в Министерство внутренних дел бывшего начальника Службы безопасности президента Виктора Золотова, ныне первого замминистра - командующего Внутренними войсками. Как отметил наш анонимный собеседник, подача в СМИ фактов, что к закрытию Госнаркоконтроля прикладывает руку Золотов - «активка» (на языке спецслужб - специальные мероприятия, имеющие своей целью оказание выгодного влияния на политику органов исполнительной и законодательной власти для решения стоящих перед хозяйствующим субъектом задач) и призвана сформировать общественное мнение.
Напомним, что эта версия была озвучена одним из ведущих российских информационных агентств - «передача МВД полномочий ФСКН и ФМС обсуждается в Кремле по инициативе Виктора Золотова». В 1990-х годах Виктор Золотов был телохранителем мэра Петербурга Анатолия Собчака. Владимир Путин в это время занимал должность заместителя мэра города. С 2000 по 2013 год он возглавлял Службу охраны президента, а также являлся заместителем начальника ФСО. В 2013 году Золотов был переведен в МВД.
Как считается, Золотов входит в узкий доверенный круг Владимира Путина и претендует на пост главы МВД. Он хочет возглавить усиленное министерство, которому бы перешли функции двух федеральных служб.
Главный врач одной из столичных антинаркотических клиник Дмитрий Вашкин считает, что за последние годы ФСКН подтвердила свое право на существование: «ФСКН - структура, которая работает уже 12 лет и выполняет очень важную функцию. Это 30 тыс. человек, которые каждый день борются с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Причем делает это как на местном, так и на международном уровнях. Именно для этого ФСКН и создавалась. Даже если будет сформировано новое под-разделение на базе любой другой силовой структуры, на это уйдет время. И пока будут решаться бюрократические проволочки, люди начнут вступать в должности, механизм заработает, на рынок попадет огромное число наркотиков, что приведет к росту заболеваемости. Зачем ломать то, что и так работает достаточно хорошо?
Не так давно ФСКН расширила свои полномочия и взяла под контроль вопросы реабилитации наркозависимых. Когда в ФСКН начали разрабатывать нормы и правила, они попросили помощи у практиков - наркологов и реабилитологов. Например, наша клиника была приглашена в экспертный совет при Управлении ФСКН по Московской области. Туда выходим не только мы, а ряд руководителей реабилитационных центров и врачи нескольких клиник. Это правильный подход - спрашивать мнение специалистов!»
Депутат Государственной думы, коммунист Валерий Рашкин в интервью «Совершенно секретно», наоборот, выступает за ликвидацию ФСКН: «Когда еще в 2003 году рассматривался вопрос о новой структуре, которая возьмется за действенные меры против наркомании и наркоторговли, я был только «за». Но с каждым годом статистика наркопреступлений не уменьшалась, а увеличивалась. За прошедшие годы примерно в 2,3 раза возрос оборот наркотиков, произошел рост наркопотребителей. При этом возникли параллельные обязанности МВД и ФСКН, Прокуратуры и ФСКН, СК и ФСКН - получается, ФСКН не справляется?
Пошли межструктурные разборки. И тогда я в сентябре написал письмо президенту с просьбой рассмотреть ситуацию, при которой ФСКН не оправдала свои обязанности, а чиновников в ней много, это те кадры, которые не смогли обеспечить должную работу структуры, а мы им регулярно выплачиваем зарплаты, выделяем бюджет. Сотрудники ФСКН дискредитируют государство и спецслужбы бесконечными скандалами, связанными с коррупцией, употреблением наркотиков и рэкетом».
НА ТЕ ЖЕ ГРАБЛИ?
Виктор Иванов не согласен с такой постановкой вопроса но, сам того не замечая, может повторить судьбу своего предшественника Виктора Черкесова. Идею вероятного присоединения Госнаркоконтроля к МВД он открыто называет «неправильной», деятельность своей структуры - «недооцененной», методики работы - «эксклюзивными», дела - «сложными», фактами и цифрами подтверждая, что его ведомство с момента создания «добилось немалых успехов в борьбе с крупными наркогруппировками, в том числе транснациональными». Иванов считает, что его ведомство структурно изменяется, успешно апробируя новые методы работы вместе с нарастающим «синтетическим цунами», грозившим еще больше увеличить количество наркоманов, увеличить преступность и терроризм в стране.
Поставщики вышли в Интернет, и его сотрудники стали ловить их там. Возникают постоянно новые химические формулы наркотиков - его спецы отслеживают их, а 30 января 2015 года верхняя палата Федерального собрания Российской Федерации приняла федеральный закон, который предоставляет ФСКН России право запрещать новые психоактивные вещества. Набралось уже 700 новых наименований синтетики. Закон вступил в силу 14 февраля.
А в феврале проведены три крупные совместные операции Госнаркоконтроля с зарубежными коллегами - «Шанхайская паутина», «Карпаты» и «Черный банкир». В ходе последней был уничтожен интернет-магазин и склад готовых к продаже спайсов, курируемый гражданами Украины, которые, по их собственным словам, были завербованы в ходе Майдана, а вырученные от преступной деятельности деньги они хранили в банке украинского бизнесмена и чиновника Игоря Коломойского. И это уже не просто наркотические, но и политические дела.
Помимо Приватбанка Коломойского, в оперативных материалах фигурируют американский банк «Ваковия» (Wachovia), American Express Bank и банк HSBC. Любопытная деталь, как только эти финансовые структуры появились в информационном пространстве в контексте отмывания денег от торговли наркотиками, по нашим данным, в адрес ФСКН посыпались депутатские запросы от примерно 30 российских народных избранников с просьбой прекратить расследование. Как говорится - выводы делайте сами.
ЗОЛОТОЙ ГАСТАРБАЙТЕР
Весной 2011 года в Федеральной миграционной службе России разгорелся серьезный скандал. Пресс-секретарь ФМС Константин Полторанин в интервью английской BBC сделал революционное заявление: «Будущее белой расы под угрозой. На кону стоит ее выживание, и в России этот вопрос ощутим». Спустя всего несколько минут после этих слов, многолетний начальник Полторанина Константин Ромодановский подписал приказ об увольнении неаккуратного на высказывания подчиненного.
А еще через год многолетний пресс-секретарь Ромодановского раскрыл «Совершенно секретно» множество тайных нитей, которыми управляются миграционные потоки в России. Скажем сразу: спустя четыре года после этих откровений ситуация изменилась только в деталях, но не в сути. Вот несколько наиболее ярких моментов из рассказа Константина Полторанина.
На фото: КОНСТАНТИН РОМОДАНОВСКИЙ, ГЛАВА ФМС
«На мой взгляд, главная и потаенная задача ФМС заключалась в том, чтобы создать определенные условия сбора теневых средств. Миграционным контролем в России непосредственно занимаются всего около 5 тысяч сотрудников. А в Москве и Московской области, через которые проходит треть общего миграционного потока, несут службу меньше тысячи человек!
Естественно, они не могут контролировать этот поток мигрантов и не контролируют. Зато такого количества сотрудников ФМС вполне достаточно для сбора теневых средств, с чем эта структура хорошо справляется. По оценке некоторых экспертов, ежегодно осваивается как минимум порядка 10 млрд долларов. Теневые средства миграционного рынка состоят из платы за получение визы, за оформление загранпаспортов и гражданства, за разрешение на работу и на временное проживание, вид на жительство и, конечно, штрафы за незаконно работающих мигрантов - все это большие деньги, которые извлекаются за счет «горловин» в бумагообороте ФМС.
Коллапс этой бюрократической машины был бы неизбежным при таком количестве сотрудников и нулевом развитии инфраструктуры. Система выйдет из строя, если попытаться должным порядком «оформить» даже миллион мигрантов. Поэтому существует лишь некая видимость деятельности, а на самом деле ФМС обслуживает крупные синдикаты в газовом секторе, нефтянке, торговле и так далее. Работники этих синдикатов трудятся на более или менее законных основаниях, а вот средний бизнес не имеет возможности легализовывать своих работников.
Думаю, только с Москвы они имели порядка 15-20 миллионов долларов налом каждый месяц. Так построена иерархия поборов. Понятно, чиновники из Миграционной службы не могут создать систему, по масштабам подобную «Почте России» или Сбербанку, и установить на каждом углу пункт приема документов. На крупного оператора, непосредственно связанного с ФМС, выходят мелкие фирмы-посредники. Они исполняют всю черновую работу, получая меньше десятой части от стоимости «услуги». Без посредников ФМС может работать с крупными строительными фирмами, на которых работают десятки тысяч гастарбайтеров. Диаспоры также являются основными операторами-посредниками.
Руководство ФМС создало систему, которая позволяет напрямую вывести на себя представителей таджикских, узбекских и киргизских гастарбайтеров. Твердых правил на рынке миграционных услуг не существует. Вышло очередное распоряжение директора об «ужесточении» - цена на паспорт или разрешение на работу выросла вдвое. Очередной генерал дачу строит - надо еще скинуться».
Между тем, по мнению наших источников, ФМС во главе с Константином Ромодановским, в отличие от ФСКН Виктора Иванова, расформирование грозит с малой долей вероятности. Но даже если это и произойдет, потери будут малоболезненными.
Пришедший в КГБ из 1-го Медицинского института, окончив высшие чекистские курсы в Минске, Ромодановский сначала работал в 5-м управлении КГБ СССР, а с 1992 года - в Управлении собственной безопасности ФСБ. По некоторым данным, в конце 1990-х над Ромодановским нависла опасность увольнения, но выручила пришедшая в ФСБ питерская команда. Интересный факт, в это самое время ставку на Ромодановского сделал именно Виктор Иванов, назначив Константина Олеговича первым замом начальника УСБ ФСБ. Его реальный карьерный взлет произойдет после знакомства с начальником Службы безопасности президента, с уже знакомым нам Виктором Золотовым.
Именно тогда, в мае 2001 года, Ромодановскому поручают возглавить Службу собственной безопасности МВД. По оперативным данным, плохую службу Ромодановскому сослужили его деловые связи, в частности со скандально известным владельцем Черкизовского рынка Тельманом Исмаиловым. Создание в 2005 году ФМС и назначение Ромодановского ее руководителем явилось фактически спасательным кругом для генерала. Наши источники, утверждают, что хорошие отношения с Золотовым Ромодановский сохранил, и даже если его службу вольют обратно в МВД, у него есть все шансы остаться у руля миграционных потоков.
Бывший заместитель Ромодановского в ФМС Вячеслав Поставнин в разговоре с «Совершенно секретно» поддержал идею ликвидации службы и передачу ее полномочий обратно в МВД: «По статистике нелегальная миграция только увеличивается. Коррупция среди чиновников ФМС цветет буйным цветом. ФМС не справилась с возложенными на нее функциями. Не создана нормальная система управления процессами миграции, ради чего и создавалась эта служба. Новый закон «О патентах для иностранных рабочих» Москва сейчас забрала себе, поскольку на региональном уровне раздача патентов была бы исключительно исходя из финансовых соображений, а не из расчета необходимости и нужности. Вместо специалистов теперь милиционеры, гаишники, сотрудники служб безопасности. А они не умеют и не хотят заниматься социальными проблемами.
Паспортами и визами вместо них может спокойно заниматься МВД. Люди в ФМС перестали понимать предмет своей службы. Жаль, что миграция как явление, как процесс останется бесхозным при ликвидации ФМС, но он и сейчас бесхозный. А миграция - это явление массовое, социально опасное и непредсказуемое, если его не контролировать».
поделиться:
МОСКВА, 5 апр — РИА Новости. Во вторник стало известно о существенном расширении сферы ответственности российского министерства внутренних дел. Президент Владимир Путин сообщил, что сразу два ведомства — Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков и Федеральная миграционная служба — перейдут в ведение МВД. Кроме того, Путин объявил о создании в России на базе Внутренних войск МВД , которая будет бороться с терроризмом и организованной преступностью.
Расширение полномочий МВД
О переводе ФСКН и ФМС в систему министерства внутренних дел глава государства сообщил на встрече с главой МВД Владимиром Колокольцевым, руководителем ФСКН Виктором Ивановым, командующим Внутренними войсками МВД Виктором Золотовым и замглавы ФМС Екатериной Егоровой.
"Что касается борьбы с организованной преступностью в сфере незаконного оборота наркотиков, то, как мы и говорили, одно из предложений мы реализуем: мы ФСКН переводим в систему МВД", — сказал Путин.
Президент отметил, что наркоконтроль "будет работать самодостаточно, самостоятельно, но в рамках Министерства внутренних дел", добавив, что "то же самое касается миграционной службы".
Повышение эффективности и сокращение штата
Эксперты считают такое решение оправданным и говорят, что перевод ФСКН и ФМС в систему МВД повысит эффективность работы этих ведомств.
"Учитывая, что все три организации постоянно должны друг с другом взаимодействовать, при переходе в одну структуру снизятся расходы на финансирование центрального аппарата. Также будет возможность более эффективно организовывать взаимодействие между службами", — сказал РИА Новости член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Илья Костунов ("Единая Россия").
Эксперт: создание Нацгвардии приведет к усилению конкретных фигур МВД О создании в России Национальной гвардии объявил Владимир Путин. Данное решение ориентированно на усиление позиций конкретных лиц, в том числе командующего Внутренними войсками МВД Виктора Золотова, считает Николай Миронов.При этом, по его мнению, высвобожденные средства могут быть перераспределены на работу на местах, на обеспечение тех сотрудников, которые непосредственно раскрывают преступления, осуществляют миграционный контроль и борются с наркоторговлей.
В Общественной палате также поддержали решение президента.
"Я всегда открыто к этому призывал и поддерживаю решение президента. Мы в настоящее время проигрываем в борьбе с наркоугрозами. Президент услышал экспертов, услышал общество, услышал профессионалов и принял крайне верное решение. И я уверен, что эффективность в борьбе с наркотиками возрастет", — сказал РИА Новости председатель Комиссии по безопасности Общественной палаты Антон Цветков.
Пока неизвестно, как эти решения будут реализованы с организационной точки зрения, но эксперты уже заявили о возможном сокращении штата ведомств, которые перешли в систему МВД.
"Для сотрудников это будут оргштатные мероприятия, будут резать структурное штатное расписание, каких-то людей будут увольнять, — в первую очередь это коснется не рядовых сотрудников, которые как занимались своей работой, так и будут дальше ее делать, а в первую очередь коснется руководства", — сказал РИА Новости адвокат Александр Глушенков.
Создание Национальной гвардии
Еще одна важная новость для МВД — создание в России Национальной гвардии.
По словам Путина, новый федеральный орган исполнительной власти создается на базе Внутренних войск МВД. Он будет заниматься борьбой с терроризмом и организованной преступностью, в тесном контакте с МВД продолжит исполнять функции ОМОН и СОБРа.
"Мы зафиксируем это, как мы это и обсуждали с министром внутренних дел, не только в указе, но и в будущем федеральном законе с тем, чтобы не было никакого разнобоя, с тем, чтобы все работало четко и слажено", — сказал Путин.
"Очень рассчитываю, что войска Национальной гвардии будут также эффективно выполнять свои задачи, как это было до сих пор, и усилят свою работу на тех направлениях, которые считаются приоритетными", — добавил он.
Виктор Золотов возглавил Национальную гвардию России О создании Национальной гвардии на базе Внутренних войск МВД объявил президент России. Новый федеральный орган исполнительной власти будет бороться с терроризмом, преступностью, а также исполнять функции ОМОН и СОБРа.Российские эксперты и парламентарии считают, что создание Национальной гвардии позволит объединить профессионалов в борьбе с терроризмом и оргпреступностью, а также создать эффективный инструмент в борьбе с этими проблемами.
По мнению депутата Госдумы от фракции "Единая Россия", бывшего сотрудника управления по борьбе с организованной преступностью МВД Кабардино-Балкарской Республики Адальби Шхагошева, гвардия может стать некой базой для быстрой реакции на любые проявления терроризма и организованной преступности.
"Это адекватная реакция на состояние дел в борьбе с терроризмом, в частности, с международным терроризмом и организованной преступностью. Категорически никогда нельзя разделять организованные преступные группы с действиями террористов. Именно террористические сети сегодня лучше всех организованы, и нет таких направлений в преступном мире, которые действуют более слаженно", — заявил парламентарий.
С этой точкой зрения солидарен первый зампред комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич. По его словам, решение о создании Национальной гвардии продиктовано необходимостью более эффективной координации усилий по борьбе с терроризмом.
"Для эффективной борьбы с ним необходима более четкая и слаженная координация усилий", — сказал он РИА Новости.
Клинцевич полагает, что к работе в Национальной гвардии будет привлечена "элита, лучшие из тех, кто готов сделать все для борьбы с терроризмом и преступностью".
"Полностью поддерживаю решение о создании нового органа, который эффективно займётся борьбой с терроризмом, оргпреступностью, распространением наркотиков, получив для этого новые полномочия", — заявил сенатор.
Подробнее о слиянии, разделении и переподчинении ведомств в России