Виды эпох в истории. Основные периоды развития мирового искусства
3. ЭПОХИ И ПЕРИОДЫ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
История человечества насчитывает многие сотни тысяч лет. Если в середине XX в. считалось, что человек начал выделяться из животного мира 600 тыс. – 1 млн. лет назад, то современная антропология, наука о происхождении и эволюции человека, пришла к выводу, что человек появился около 2 миллионов лет назад. Это общепринятая точка зрения, хотя есть и другие. Согласно одной из гипотез, предки человека появились в Юго-Восточной Африке 6 млн. лет назад. Эти двуногие существа более 3 млн. лет не знали орудий труда. Первое орудие труда у них появилось 2,5 млн. лет назад. Около 1 млн. лет назад эти люди стали расселяться по всей Африке, а затем и за её пределами.
Двухмиллионную историю человечества принято разделять на две крайне неравномерные эпохи – первобытную и цивилизационную (рис. 2).
цивилизационная эпоха
Первобытная эпоха
около 2 млн.
лет до н. э.
до н. э. рубеж
Рис. 2. Эпохи в истории человечества
Эпоха первобытного общества составляет более 99 % истории человечества. Первобытную эпоху обычно разделяют на шесть неравных периодов: палеолит, мезолит, неолит, энеолит, бронзовый век, железный век.
Палеолит , древний каменный век, разделяют на ранний (нижний) палеолит (2 млн. лет до н. э. – 35 тыс. лет до н. э.) и поздний (верхний) палеолит (35 тыс. лет до н. э. – 10 тыс. лет до н. э.). В период раннего палеолита человек проник на территорию Восточной Европы и Урала. Борьба за существование в ледниковый период научила человека добывать огонь, делать каменные ножи; зародились праязык и первые религиозные представления. В период позднего палеолита человек умелый превратился в человека разумного; сформировались расы – европеоидная, негроидная, монголоидная. На смену первобытному стаду пришла более высокая форма организации общества – родовая община. До времени распространения металла господствовал матриархат.
Мезолит , средний каменный век, продолжался около 5 тыс. лет (X тыс. лет до н. э. – V тыс. лет до н. э.). В это время люди стали использовать каменный топор, лук и стрелы, началось одомашнивание животных (собаки, свиньи). Это время массового заселения Восточной Европы и Урала.
Неолит , новый каменный век (VI тыс. лет до н. э. – IV тыс. лет до н. э.), характеризуется значительными изменениями в технике и формах производства. Появились шлифованные и сверлёные каменные топоры, глиняная посуда, прядение и ткачество. Сложились различные типы хозяйственной деятельности – земледелие и скотоводство. Начался переход от собирательства, от присваивающего хозяйства к производящему. Учёные называют это время неолитической революцией.
Во время энеолита , медно-каменного века (IV тыс. лет до н. э. – III тыс. лет до н. э.), бронзового века (III тыс. лет до н. э. – I тыс. лет до н. э.), железного века (II тыс. лет до н. э. – конец I тыс. лет до н. э.) в наиболее благоприятном климатическом поясе Земли начался переход от первобытности к древним цивилизациям.
Появление металлических орудий и оружия в разных районах Земли происходило не одновременно, поэтому хронологические рамки трёх последних периодов первобытной эпохи варьируются в зависимости от конкретного региона. На Урале хронологические рамки энеолита определяются III тыс. лет до н. э.- начало II тыс. лет до н. э., бронзового века - начало II тыс. лет до н. э. – середина I тыс. лет до н. э., железного века – с середины I тыс. до н. э.
Во время распространения металла начали складываться большие культурные общности. Учёные полагают, что эти общности соответствовали языковым семьям, из которых вышли народы, населяющие в настоящее время нашу страну. Наиболее крупная языковая семья – индоевропейская, из которой выделились 3 группы языков: восточная (нынешние иранцы, индийцы, армяне, таджики), европейская (германцы, французы, англичане, итальянцы, греки), славянская (русские, белорусы, украинцы, поляки, чехи, словаки, болгары, сербы, хорваты). Другая большая языковая семья – угро-финская (нынешние финны, эстонцы, карелы, ханты, мордва).
В период бронзового века из индоевропейских племён выделились предки славян (праславяне); принадлежащие им памятники археологи находят в регионе, расположенном от реки Одер на западе до Карпат на востоке Европы.
Цивилизационная эпоха составляет около шести тысяч лет. В эту эпоху создаётся качественно иной мир, хотя долгое время он ещё имел много связей с первобытностью, да и сам переход к цивилизациям осуществлялся постепенно, начиная с IV тыс. до н. э. В то время, как часть человечества совершала прорыв - переходила от первобытности к цивилизованности, в других районах люди продолжали находиться на стадии первобытно-общинного строя.
Цивилизационную эпоху обычно называют всемирной историей и разделяют на четыре периода (рис. 3 на стр. 19).
Древний мир начался с возникновения цивилизации в Месопотамии или Двуречье (в долинах рек Тигр и Евфрат). В III тыс. до н. э. возникла цивилизация в долине реки Нил – древнеегипетская. Во II тыс. до н. э. зародились древнеиндийская, древнекитайская, древнееврейская, финикийская, древнегреческая, хеттская цивилизации. В I тыс. до н. э. список древнейших цивилизаций пополнился: на территории Закавказья сформировалась цивилизация Урарту, на территории Ирана – цивилизация персов, на Апеннинском полуострове – римская цивилизация. Зона цивилизаций охватила не только Старый Свет, но и Америку, где сложились цивилизации майя, ацтеков и инков.
Основные критерии перехода из мира первобытного к цивилизациям:
Появление государства, особого института, который организует, контролирует и направляет совместную деятельность и отношения людей, общественных групп;
появление частной собственности, расслоение общества, возникновение рабства;
общественное разделение труда (сельское хозяйство, ремесло, торговля) и производящая экономика;
появление городов, особого типа поселений, центров
Новейшее
Древний мир Средние века Новое время
IV тыс. 476 г. рубеж начало
до н. э. до н. э. XV-XVI 1920-х
Рис. 3. Основные периоды всемирной истории
ремесла и торговли, в которых жители, по крайней мере частично, не занимались сельским трудом (Ур, Вавилон, Мемфис, Фивы, Мохенджо-Даро, Хараппа, Паталипутра, Наньян, Саньян, Афины, Спарта, Рим, Неаполь и др.);
создание письменности (основные этапы - идеографическое или иероглифическое письмо, слоговое письмо, буквенно-звуковое или алфавитное письмо) , благодаря которой люди смогли закрепить законы, научные и религиозные идеи и передать их потомству;
создание монументальных сооружений (пирамиды, храмы, амфитеатры), не имеющих хозяйственного назначения.
Завершение Древнего мира связывают с 476 г н. э., годом падения Западной Римской империи. Еще в 330 г. император Константин перенес столицу Римской империи в ее восточную часть, на берега Босфора, на место греческой колонии Византий. Новая столица была названа Константинополем (древнерусское название Царьград). В 395 г. Римская империя распалась на Восточную и Западную. После падения Западной Римской империи Восточная Римская империя, получившая официальное название «Империя ромеев», а в литературе – Византия, стала преемницей античного мира. Византийская империя просуществовала около тысячи лет, до 1453 г. и оказала огромное влияние на Древнюю Русь (см. гл. 7).
Хронологические рамки средневековья , 476 г. – конец XV в., определяются, прежде всего, событиями и процессами, протекавшими в Западной Европе. Средние века - важная ступень в развитии европейской цивилизации. В этот период сложились и стали развиваться многие особые черты, которые выделили Западную Европу среди других цивилизаций и оказали громадное влияние на все человечество.
Восточные цивилизации в этот период не приостанавливались в своем развитии. На Востоке были богатые города. Восток преподнес миру знаменитые изобретения: компас, порох, бумага, стекло и др. Однако темпы развития Востока, особенно после нашествия кочевников на рубеже I –II тысячелетий (бедуинов, турок-сельджуков, монголов), были более медленными по сравнению с Западом. Но главным было то, что восточные цивилизации были ориентированы на повторяемость, на постоянное воспроизводство старых, в древности сложившихся форм государственности, социальных отношений, идей. Традиция ставила прочные преграды, сдерживая изменения; восточные культуры сопротивлялись нововведениям.
Окончание средневековья и наступление третьего периода всемирной истории связано с началом трех всемирно- исторических процессов – духовного переворота в жизни европейцев, Великих географических открытий, мануфактурного производства.
Духовный переворот включал два явления, своего рода две революции в духовной жизни Европы – Возрождение (Ренессанс) и Реформацию.
Современная наука истоки духовного переворота видит в крестовых походах, организованных в конце ХI – ХIII в.в. европейским рыцарством и католической церковью под знаменем борьбы против « неверных» (мусульман), освобождения Гроба Господня в Иерусалиме и Святой земли (Палестины). Последствия этих походов для тогда бедной Европы были важными. Европейцы соприкоснулись с более высокой культурой Ближнего Востока, переняли более совершенные способы обработки земли и приёмы ремесла, принесли с Востока много полезных растений (рис, гречиха, цитрусовые, тростниковый сахар, абрикосы), шёлк, стекло, бумагу, ксилографию (оттиск гравюры на дереве).
Центрами духовного переворота были средневековые города (Париж, Марсель, Венеция, Генуя, Флоренция, Милан, Любек, Франкфурт-на-Майне). Города добивались самоуправления, становились центрами не только ремесла и торговли, но и просвещения. В Европе горожане добились признания своих прав на общегосударственном уровне, образовали третье сословие.
Возрождение зародилось в Италии во второй половине XIV в., в XV-XVI вв. распространилось во всех странах Западной Европы. Отличительные черты культуры Возрождения: светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к культурному наследию античности, как бы «возрождение» его (отсюда название явления). Творчество деятелей Возрождения было проникнуто верой в безграничные возможности человека, его воли и разума. Среди блестящей плеяды поэтов, писателей, драматургов, художников и скульпторов, именами которых гордится человечество – Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Джованни Боккаччо, Франсуа Рабле, Ульрих фон Гуттен, Эразм Роттердамский, Мигель Сервантес, Вильям Шекспир, Джеффри Чосер, Томас Мор, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело, Тициан, Веласкес, Рембрандт.
Реформация - общественное движение в Европе в XVI в., направленное против католической церкви. Её началом считают 1517 год, когда доктор богословия Мартин Лютер выступил с 95 тезисами против продажи индульгенций (свидетельств об отпущении грехов). Идеологи Реформации выдвинули тезисы, которыми фактически отрицалась необходимость католической церкви с её иерархией и духовенства вообще, отрицались права церкви на земельные и другие богатства. Под идейным знаменем Реформации проходили Крестьянская война в Германии (1524-1526 гг.), Нидерландская и Английская революции.
Реформация положила начало протестантизму, третьему течению в христианстве. Это отколовшееся от католичества направление объединило множество самостоятельных церквей, сект (лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, баптисты и др.). Для протестантизма характерны отсутствие принципиального противоставления духовенства мирянам, отказ от сложной церковной иерархии, упрощенный культ, отсутствие монашества, целибата; в протестантизме нет культа богородицы, святых, ангелов, икон, число таинств сведено к двум (крещение и причастие). Основной источник вероучения у протестантов – Священное Писание (то есть Ветхий Завет и Новый Завет).
Возрождение и Реформация поставили в центр человеческую личность, энергичную, устремленную на преобразование мира, с ярко выраженным волевым началом. Однако Реформация имела более дисциплинирующее воздействие; она поощряла индивидуализм, но вводила его в строгие рамки морали, основанной на религиозных ценностях.
Великие географические открытия – комплекс наиболее значимых открытий на суше и на море с середины XV до середины XVII вв. Важное значение имели открытия Центральной и Южной Америки (Х. Колумб, А. Веспуччи, А. Велес де Мендоса, 1492-1502 гг.), морского пути из Европы в Индию (Васко да Гама, 1497-1499гг.). Первое кругосветное путешествие Ф. Магеллана в 1519-1522 гг. доказало существование Мирового океана и шарообразность Земли. Великие географические открытия стали возможны благодаря техническим открытиям и изобретениям, в том числе созданию новых судов - каравелл. В то же время дальние морские путешествия стимулировали развитие науки, техники, мануфактурного производства. Началась эпоха колониальных захватов, которая сопровождалась насилием, грабежами и даже гибелью цивилизаций (майя, инков, ацтеков). Европейские страны захватывали земли в Америке (с начала XVI в. туда стали ввозить негров), Африке, Индии. Богатство порабощенных стран, как правило, менее развитых в социально- экономическом отношении, дали мощный импульс развитию промышленности и торговли, а в конечном итоге – индустриальной модернизации Европы.
В конце XV в. в Европе зародились мануфактуры (от лат. – делаю руками), крупные предприятия, основанные на разделении труда и ручной ремесленной технике. Часто период европейской истории от появления мануфактур до начала промышленного переворота называют « мануфактурным ». Существовали две формы мануфактуры: централизованная (предприниматель сам создавал крупную мастерскую, в которой все операции по изготовлению того или иного продукта производились под его руководством) и гораздо более распространенная - рассеянная (предприниматель раздавал сырьё надомникам-ремесленникам и получал от них готовый товар или полуфабрикат). Мануфактуры способствовали углублению общественного разделения труда, усовершенствованию орудий производства, росту производительности труда, формированию новых социальных слоев – промышленной буржуазии и наемных рабочих (этот социальный процесс завершится во время промышленного переворота). Мануфактуры подготовили переход к машинному производству.
Всемирно-исторические процессы, свидетельствующие об окончании средневековья, требовали новых способов передачи информации. Этим новым способом стало книгопечатание. Прорыв в технике производства книг совершил Иоганн Гутенберг. Изобретение Гутенберга было назревшим и подготовленным развитием книжного дела в предшествующие столетия: появление в Европе бумаги, техники ксилографии, создание в скрипториях (монастырских мастерских) и в университетах сотен и тысяч рукописных книг преимущественно религиозного содержания. Гутенберг в 1453 –1454 гг. в Майнце впервые напечатал книгу, так называемую 42-строчную Библию. Книгопечатание стало материальной базой для распространения знаний, информации, грамотности, наук.
Хронологические рамки третьего периода всемирной истории, нового времени (начало XVI в. – начало 1920-х годов) определяются так же, как средневековый период, прежде всего событиями и процессами, протекавшими в Западной Европе. Поскольку в других странах, в том числе в России, развитие было более медленным по сравнению с Западом, постольку здесь процессы, характерные для нового времени, начались позднее.
С наступлением нового времени началось разрушение средневековых устоев (то есть политических и социальных институтов, норм, обычаев) и формирование индустриального общества. Процесс перехода средневекового (традиционного, аграрного) общества к индустриальному обществу называется модернизацией (от франц. - новейший, современный). Этот процесс занял в Европе около трехсот лет.
Модернизационные процессы происходили разновременно: раньше они начались и быстрее протекали в Голландии и Англии; медленнее эти процессы шли во Франции; еще медленнее - в Германии, Италии, России; особый путь модернизации был в Северной Америке (США, Канада); начавшиеся на Востоке в XХ в. модернизационные процессы получили название вестернизация (от англ. – западный).
Модернизация охватывала все сферы жизни общества, она включала:
Индустриализацию, процесс создания крупного машинного производства; начало процессу постоянно нарастающего использования машин в производстве положил промышленный переворот (впервые он начался в Англии в 1760-е годы, в России он начался на рубеже 1830-1840-х годов);
Урбанизацию (от лат.- городской), процесс повышения роли городов в развитии общества; город впервые получает экономическое преобладание,
оттесняя на второй план деревню (уже в конце XVIII в. удельный вес городского населения в Голландии составил 50 %; в Англии этот показатель равнялся 30 %; во Франции – 15 % , а в России - около 5 %);
демократизацию политической жизни, создание предпосылок для формирования правового государства и гражданского общества;
Секуляризацию, ограничение влияния церкви в жизни общества, в том числе обращение государством церковной собственности (преимущественно земли) в светскую; процесс распространения светских элементов в культуре получил название « обмирщение» культуры (от слова «мирской » - светский);
Быстрый, по сравнению с прошлым периодом, рост знаний о природе и обществе.
Большую роль в процессе модернизации, в духовном перевороте сыграли идеи Просвещения. Просвещение , как идейное течение, основанное на убеждении решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека и общества, возникло в Англии в XVII в. (Дж. Локк, А. Коллинз). В XVIII в. Просвещение распространилось по всей Европе, наивысшего расцвета достигло во Франции – Ф. Вольтер, Д. Дидро, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо. Французские просветители участвовали во главе с Д. Дидро в создании уникального издания – «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел», поэтому их называют энциклопедистами. Просветители XVIII в. в Германии – Г. Лессинг, И. Гете; в США – Т. Джефферсон, Б. Франклин; в России – Н. Новиков, А. Радищев. Просветители считали причинами всех человеческих бедствий невежество, мракобесие, религиозный фанатизм. Они выступали против феодально - абсолютистского режима, за политическую свободу, гражданское равенство. Просветители не призывали к революции, но их идеи сыграли в общественном сознании революционизирующую роль. XVIII век чаще всего именуют «веком Просвещения» .
Огромную роль в процессе модернизации сыграли революции, кардинальные изменения социально-политического строя, характеризующиеся резким разрывом с предшествующей традицией, насильственным преобразованием общественных и государственных институтов. На Западе в XVI-XVIII вв. революции охватили четыре страны: Голландию (1566-1609 гг.), Англию (1640-1660 гг.), США (Война за независимость североамериканских колоний, 1775-1783 гг.), Францию (1789-1799 гг.). В XIX в. революции охватили другие европейские страны: Австрию, Бельгию, Венгрию, Германию, Италию, Испанию. В XIX в. Запад «переболел» революциями, пройдя своеобразную вакцинацию.
XIX век именуют «веком капитализма» т. к. в этом столетии в Европе утвердилось индустриальное общество. Два фактора были определяющими в победе индустриального общества: промышленный переворот, переход от мануфактуры к машинному производству; изменение политической и социальной структуры общества, почти полное освобождение от государственных, политических, правовых институтов традиционного общества. Об основных различиях индустриального и традиционного обществ см. табл. 1. (стр. 27).
Окончание нового времени обычно связывают с первой мировой войной (1914 -1918гг.) и революционными потрясениями в Европе и Азии в 1918 -1923 гг.
Четвертый период всемирной истории, начавшийся в 1920-е годы, в советской историографии получил название новейшее время. Долгое время в название последнего периода всемирной истории вкладывали пропагандистский смысл как начало новой эры в истории человечества, открытой Октябрьской революцией 1917 года.
На Западе последний период всемирной истории называют современностью, современной историей. Причем начало современности подвижно: когда - то она начиналась с 1789 г., затем - с 1871 г., сейчас - с начала 1920-х гг.
Вопрос о завершении четвёртого периода всемирной истории и наступлении пятого периода, так же, как вся проблема периодизации, является дискуссионной. Вполне очевидно, что в мире на рубеже XX - XXI в. в. произошли кардинальные перемены. Осмысление их сущности, значения и последствий для человечества, вступившего в III тысячелетие от Рождества Христова - важнейшая задача экономистов, социологов, историков.
Таблица 1.
Основные признаки традиционного и индустриального обществ
Признаки | Общество |
|
традиционное | индустриальное |
|
Сектор, доминирующий в экономике | Промышленность |
|
Основные средства производства | Ручная техника | Машинная техника |
Основные источники энергии | Физическая сила человека и животных | Природные источники (вода, уголь, нефть, газ) |
Характер экономики (преимущественно) | Натуральный | Товарно-денежный |
Место проживания основной массы поселения | ||
Структура общества | Сословная | Социально-классовая |
Традиционный тип власти | Наследственная монархия | Демократическая республика |
Мировоззрение | Полностью религиозное | Светское |
Грамотность |
Число стилей и направлений огромно, если не бесконечно. Они не имеют четких границ, плавно переходят один в другой и находятся в непрерывном развитии, смешении и противодействии. Именно по этому часто так сложно отличить один от другого. Многие из стилей в искусстве сосуществуют одновременно и поэтому «чистых» произведений (живописи, архитектуры и пр.) вообще не бывает.
Тем не менее, понимание и умение различать стили во многом зависит от знания истории. Когда мы разберемся в истории формирования и трансформации западноевропейского искусства, станет более понятны черты и исторические особенности каждого стиля.
1. Искусство Древнего мира: до V века нашей эры
Древний Египет
Искусство Древнего Египта, равно как и предшествующее ему искусство Месопотамии де факто не являются западноевропейским. Но оно оказало значительное влияние на минойскую и, опосредованно, на древнегреческую цивилизацию. Характерными чертами египетского искусства является огромное значение погребального культа, ради которого создавалось множество художественных произведений, имевших для современников более утилитарную функцию.
Древняя Греция
Античное древнегреческое искусство заложило основы для развития всего европейского искусства в дальнейшем, создав ряд эталонных образцов (например, Парфенон и Венера Милосская). Греки создали идеальные образцы классической скульптуры. Значительным (но оказавшим гораздо меньшее влияние на последующие поколения) был жанр вазописи. Образцы живописи Древней Греции не сохранились.
ПарфенонХарактеристика изобразительного языка - идеальность облика, просчитанный анатомический канон, гармония и уравновешенность, золотое сечение, учитывание оптических искажений. На протяжении следующих веков искусство несколько раз будет обращаться к наследию Древней Греции и черпать из него идеи.
Древний Рим
Древнеримское искусство испытало влияние как древнегреческого, так и местного италийского искусства этруссков. Наиболее значительными памятниками этого периода являются мощные архитектурные сооружения (например, Пантеон), а также тщательно разработанный скульптурный портрет. До нас также дошло большое количество живописных фресок.
ПантеонРаннехристианское искусство воспримет из римского иконографию и типы архитектурных сооружений, значительно переработав их под воздействием новой идеологии.
2. Средневековье: V - XV (XVI) вв.
Искусство Средневековья характеризуется упадком изобразительных средств по сравнению с предшествующей эпохой античности. Наступление Тёмных веков, когда было утрачено большое количество как навыков, так и памятников, привело к бо́льшей примитивизации произведений искусства.
Дополнительный аспект - приоритет духовного, а не телесного, что вело к ослаблению интереса к материальным предметам и к более заметной обобщенности, огрублению произведений искусства.
Византия
Византийская мозаика (V век)
Византийское искусство сначала было наследником позднеримского, обогащенного богатой христианской идеологией. Характерными чертами искусства этой эпохи является сакрализация, а также возвеличивание императора. Из новых жанров: превосходные достижения в жанре мозаики и иконописи, из старых - в храмовой архитектуре.
Раннее Средневековье
Искусство раннего Средневековья (примерно до XI вв.) создается в Тёмные века, когда ситуация осложняется миграциями варварских народов по территориям бывшей Римской империи.
Практически все сохранившиеся памятники этого периода - иллюминированные рукописи, хотя можно также найти архитектурные объекты и небольшие декоративно-прикладные изделия.
Романика
Романское искусство (XI-XII вв.) продолжалось, пока на смену ему не пришла готика. Это был период повышения благосостояния европейцев, и впервые можно увидеть общеевропейский стиль, последовательно встречающийся от Скандинавии до Испании.
Роспись крипты базилики Святого Исидора
Характерные черты: энергичные и прямые формы, яркие цвета. Основной жанр - архитектура (толстостенная, с использованием арок и сводов), но витражи, работа по эмали также становятся важным жанром. Развивается скульптура.
Готика
Фрагмент витражного окна
Готика (XIII- XVI гг.) - следующий интернациональный стиль, охвативший Европу. Возник во Франции, как следующая ступень развития приемов архитектуры. Самой узнаваемой деталью готики является стрельчатая арка, витраж. Активно развивается сакральная живопись.
Проторенессанс
В итальянской культуре XIII-XIV вв. на фоне ещё сильных византийских и готических традиций стали появляться черты нового искусства - будущего искусства Возрождения. Потому этот период его истории и назвали Проторенессансом.
Фреска «Поцелуй Иуды», Джотто
Аналогичного переходного периода не было ни в одной из европейских стран. В самой Италии проторенессансное искусство существовало только в Тоскане и Риме. В итальянской культуре переплетались черты старого и нового. «Последний поэт Средневековья» и первый поэт новой эпохи Данте Алигьери (1265-1321) создал итальянский литературный язык.
3. Возрождение: начало XV - 90-е годы XVI вв.
Наступление эпохи Ренессанса кардинально меняет идеологию. Сакральное отходит на второй план, активно проявляется интерес к человеческой личности, индивидуальности (благодаря этому расцветает жанр портрета). Художники и скульпторы оглядываются на искусство античности, пытаются следовать его эталонам и задачам.
Происходит открытие перспективного построения, а также светотени. Живописцы одновременно сочетают высокую техничность и навыки в изображении натуры с гуманистическими идеалами, верой в красоту и попытками создать идеальные сбалансированные гармоничные произведения.
«Рождение Венеры», Сандро Боттичелли
Благодаря обращению к античности, в искусстве появляются не только забытые жанры, но и персонажи - античные боги, которые становятся также популярными, как изображение христианских персонажей.
Позднее Возрождение (маньеризм)
Маньеризм является финальной стадией Возрождения (середина XVI - 90-е годы XVI века) , переходной к эпохе барокко. Для маньеризма характерна потеря гармоничности Ренессанса, кризис личности, обращение к более мрачным, искривленным или динамичным трактовкам.
«Снятие с креста», Якопо Понтормо.
4. Новое время: XVII - начало XIX вв.
Барокко
Барокко (XVII-XVIII вв.) , тяготевшее к торжественному «большому стилю», в то же время отразило представления о сложности, многообразии, изменчивости мира.
«Юноша с корзиной фруктов», Караваджо
Самые характерные черты барокко - броская цветистость и динамичность. Основные направления, русла барокко: веризм (натуралистическая достоверность и сниженная, бытовая тематика, интерпретация мотива), классицизм, «экспрессивное барокко». Для архитектуры барокко характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм.
Рококо
Рококо - направление в искусстве XVIII века , в основном придворное «жеманное» искусство.
«Танцующая Камарго» , Никола Ланкре
Характерно стремление к легкости, грациозности, изысканности и прихотливому орнаментальному ритму, фантастические орнаменты, прелестные натуралистические детали.
Классицизм
Классицизм возникает в XVII веке и развивается параллельно с барокко.
Затем заново он появляется в период Французской Революции (в западной историографии этот период принято иногда называть неоклассицизмом , так как еще один классицизм был во Франции перед наступлением эпохи барокко. В России подобного не было, и поэтому принято называть исключительно «классицизмом»). Популярен был до начала XIX века.
«Амур и Психея», Антонио Канова
Для стиля характерно следование принципам античного (греческого и римского искусства): рационализм, симметрия, целенаправленность и сдержанность, строгое соответствие произведения его форме.
Романтизм
Идейное и художественное направление конца XVIII 18 - 1-й половины XIX вв. Как стиль творчества и мышления остается одной из основных эстетических и мировоззренческих моделей 20 века. Романтизм возник сначала в Германии, а затем распространился по всему западноевропейскому культурному региону.
«Странник над морем тумана», Каспар Давид Фридрих,
Романтизм - это эстетическая революция. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности.
Сентиментализм
Умонастроение в западноевропейской и русской культуре и соответствующее литературное направление. Произведения, написанные в рамках данного художественного направления, делают упор на читательское восприятие, то есть на чувственность, возникающую при их прочтении. В Европе существовал с 20-х по 80-е годы XVIII века , в России - с конца XVIII до начала XIX века.
Прерафаэлитизм
Направление в английской поэзии и живописи во второй половине XIX века , образовавшееся в начале 1850-х годов с целью борьбы против условностей викторианской эпохи , академических традиций и слепого подражания классическим образцам.
Название «прерафаэлиты» должно было обозначать духовное родство с флорентийскими художниками эпохи раннего Возрождения, то есть художниками «до Рафаэля» и Микеланджело.
Историзм (эклектика)
Направление в архитектуре, доминировавшее в Европе и России в 1830-е-1890-е гг. Для него характерно использование элементов так называемых «исторических» архитектурных стилей (неоренессанс, необарокко, неорококо, неоготика,неорусский стиль, неовизантийский стиль, индо-сарацинский стиль, неомавританский стиль).
5. Новейшее время: вторая половина XIX век а - сегодняшний день
Реализм
Эстетическая позиция, согласно которой задача искусства состоит в как можно более точной и объективной фиксации действительности. Возник во второй половине XIX века и был распространен вплоть до XX .
«СмертьМадзини», С. Лега
В сфере художественной деятельности значение реализма очень сложно и противоречиво. Его границы изменчивы и неопределённы; стилистически он многолик и многовариантен.
Импрессионизм
Направление в искусстве последней трети XIX - начала XX веков , зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились разрабатывать методы и приемы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления.
«Впечатление. Восходящее солнце», Клод Моне
Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи (но это, прежде всего, группа методов), хотя его идеи также нашли своё воплощение в литературе и музыке, где импрессионизм также выступал в определенном наборе методов и приемов создания литературных и музыкальных произведений, в которых авторы стремились передать жизнь в чувственной, непосредственной форме, как отражение своих впечатлений.
Модернизм и авангард
Эти направления в искусстве XX века стремились найти что-то совершенно новое, утвердить нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля.
Из-за того, что до сих пор не существует теорий и типологии модернизма и авангарда (авангардизма) как литературно-художественных явлений, разброс мнений о соотношении двух этих понятий варьируется от их полного противопоставления до полной взаимозаменяемости.
«Икона» мирового авангарда - «Чёрный квадрат», Казимир Малевич
В целом новейшее время в искусстве можно охарактеризовать как стремление ко всему новому и нетрадициональному. Присутствует сильное смешение школ и стилей.
Также к эпохе Новейшого времени принадлежать следующие стили:
- Модерн
- Ар деко
- Постимпрессионизм
- Фовизм
- Кубизм
- Экспрессионизм
- Сюрреализм
- Примитивизм
- Поп-арт
История человечества делится на следующие периоды:
- – Первобытная эпоха (Каменный век) – с момента появления человека (ок. 3 млн. Р.) До 5-4 тысячелетия до н. е. (Изобретение железа)
- – Древний мир -IV-III тыс. До н. е. -V вв. н. е. (до 476 г. – падение Западной Римской империи)
- – Средневековье – кон. V в. – XV вв. (До 1492 гг. – Открытие Америки)
- – Новые времена – XVI в. – 1914 гг. (До начала Первой мировой войны)
- – Новые времена (от 1914 до современности)
Важным моментом для изучения истории первобытной эпохи и древнего мира есть четкое понимание исчисление этого периода.
Во-первых, деление истории на период до нашей эры и на НАШУ эру, или К Рождества Христова и ПОСЛЕ Рождества Христова. Очевидно, что ключевым моментом в этом летоисчислении стала событие, связанное с рождением Иисуса Христа. В исторической науке, как правило, фразу К НАШЕЙ ЭРЫ или до Рождества Христова применяют к периоду, который начинается от 10 тыс. Лет до Рождества Христова. То есть от эпохи мезолита. К другим периодам времени, предшествующих этой эпохе (Эпохе мезолита) говорят просто “Лет назад” (например, не говорят “250 тыс. Лет или 15 тыс. Лет до нашей эры”, а говорят просто “250 тыс. Лет назад, или 15 тыс. лет назад “. Это связано со сложностью четкого определения времени в те далекие периоды истории. Начиная же с 10 тыс. лет (мезолита) используют” К Рождества Христова, или К нашей эры “.
Во-вторых, используя периодизацию К Рождества Христова, или К нашей эры, нужно принимать во внимание, что с Рождества Христова, то есть с начала нашей эры прошло более 2 тыс лет. То есть, если мы говорим, что то или иное событие произошло 6 тыс. Лет назад, то это значит, что она состоялась в 4 тысячелетии до нашей эры. Если мы говорим, что событие произошло 7 – 8 тыс. Лет назад, то это значит, что она состоялась в 6-5 тысячелетии до нашей эры.
В-третьих, исчисление, которое происходит в период до нашей эры идет в обратном направлении. Например, если в наше время, то есть в нашу эру мы считаем года так “2010, 2011, 2012, 2013”, то период “К НАШЕЙ ЭРЫ” мы считаем так: “2013, 2012, 2011, 2010 …”. Точно так же и с тысячелетиями и веками: “7-6 тысячелетия до нашей эры, или 3-2 века до нашей эры”.
Четкое понимание этого позволит избежать удивления при решении теста на ВНО, когда попадутся задания типа “Определите, когда была эпоха энеолита” и в вариантах ответа будет: 4-2,5 тысячи лет назад или 4-2,5 тысячи лет до нашей эры.
Основные понятия и термины:
Исторические источники – любые средства информации, непосредственно отражают исторический процесс и дают возможность изучать прошлое человеческого общества, то есть все созданное человеком, дошло до наших дней в виде предметов материальной культуры, письменных памятников, устного народного творчества и др.
Группы исторических источников:
- – Устные (мифы, легенды, сказки и т.д.)
- – Письменные (летописи, документы, дневники, мемуары и т.д.)
- – Вещественные (остатки жилищ, орудия труда, утварь, одежда и т.д.)
- – Языковые (названия рек, гор, городов, сел и т.д.)
- – Этнографические (те, что возникают на основе изучения быта и нравов современных традиционных обществ (на сегодня – преимущественно австралийские или африканские племена)
- – Фоно-, фото-, кинодокументы.
Археологическая культура – совокупность археологических памятников определенной территории и времени, имеют своеобразные местные особенности. А. К. получает название по месту первой находки или по определенным отличительными особенностями (погребением, формой керамики и т.д.).
Материальная культура- совокупность всех материальных ценностей созданных определенной культурой, ее овеществленный составляющая. Поскольку для различных обществ характерны различные культуры, то в соответствии с уровнем обобщения рассматривают материальную культуру человечества, отдельного народа и тому подобное.
Духовная культура – система нравственных ценностей, а также совокупность умственных достижений и опыта как отдельного человека, так и всего человечества, что отражается в форме общественных ценностей (каждого общества каждой эпохи), фольклора, произведений искусства, литературы, достижений философии и тому подобное.
Цивилизация – человеческое сообщество, в течение определенного периода времени (процесс зарождения, развитие, гибель или преобразования цивилизации) имеет устойчивые особые черты в социально-политической организации, экономике и культуре (науке, технологиях, искусстве и т.д.), общие духовные ценности и идеалы, ментальность (свдомисть).
Искусство – одна из форм общественного сознания; вид человеческой деятельности, видображаедийснистьу конкретно чувственных образах, в соответствии с определенными эстетических идеалов. В широком смысле искусством называют совершенное умение в каком-то деле, отрасли; мастерство. Развитие искусства как элемента духовной культуры обуславливается как общими закономерностями бытия человека и человечества, так и эстетически-художественными закономерностями, эстетически-художественными взглядами, идеаламийтрадициямы.
Религия – вера в существование сверхъестественных сил, сопровождающееся убеждением в способности этих сил или силы (Бога, богов, Абсолюта, Космоса и т.д.) влиять на Вселенную и на судьбу людей.
ПОДІЛИТИСЯ:
(составлена в соответствии с курсом лекций)
«Мы раздавлены наследием. Современный человек изнурен обилием своих технических средств, но и столь же обеднен переизбытком своих богатств... Мы становимся поверхностными. Или же делаемся эрудитами. Но в делах искусства эрудиция есть род немощи... Она подменяет ощущения гипотезами и встречу с шедевром-бесчисленными воспоминаниями... Венера становится документом»
П. Валери
«Как бы не была совершенна теория, она только приближение к истине.»
А. М. Бутлеров
«Искусство – это не способ мышления, а способ восстановления ощутимости мира. Формы искусства меняются для того, чтобы сохранить ощутимость жизни.»
В. Шкловский
ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО | |
Ок.40 тыс.лет до н.э. | Палеолит (древнекаменный век). Возникновение искусства |
Ок.25 тыс.лет до н.э. | Палеолит. Первые изображения на стенах пещер. Палеолитические "венеры". |
Ок.12 тыс.лет | Палеолит. Росписи и петроглифы в Ла Мадлен, Алтамире, Фон де Гом. |
Ок.5-4 тыс.лет до н.э. | Неолит (новый каменный век). Изображения и петроглифы на скалах Онежского озера и Белого моря. |
ДРЕВНИЙ ВОСТОК | |
5-4 тыс.лет до н. э. | Искусство Раннего царства в Египте. Искусство Двуречья до образования государств |
28-26 век до н.э. | Искусство Древнего Царства в Египте. Пирамиды в Саккара и Гизе: Хеопса, Хефрена Миккерина. Раннединастический период в Двуречьи.Шумерское искусство. |
24 век до н.э. | Искусство Аккада |
22 век до н.э. | Искусство позднешумерского периода. Статуя Гудеа. |
21 век до н.э. | Искусство Среднего Царства Египта. Гробницы номархов, изображения царей, бюст Сенусерта, Сфинкс. |
19 век до н.э. | Искусство Старовавилонского периода. Стелла Хаммурапи. Искусство Хеттов. |
16-14 век до н.э. | Искусство Нового царства в Египте. Амарнское искусство. Храмовые комплексы Карнака и Луксора. Изображения Эхнатона и Нефертити. Гробница Тутанхамона. |
13-11 век до н.э. | Искусство раннего Ирана. Искусство позднего времени в Египте. Династия Рамессидов. Храм Сети в Абидосе,храм в Абу-Симбеле. |
9-7 век до н.э. | Искусство новоассирийского царства. Дворцы Саргона II, Ашшурнацерпала, висячие сады, зиккурат Мардука-Этеменанки |
6-5 век до н.э. | . Искусство Урарту. Нововавилонское царство. Ворота Иштар. |
АНТИЧНОСТЬ | |
30-13 век до н.э. | Эгейское искусство. Крито-микенское искусство. Дворец в Кноссе, Львиные ворота в Микенах, гробница Атрея. |
11 век до н.э. | Гомеровская Греция |
8-7 век до н.э. | Этрусское искусство. Гробницы в Тарквиниях |
7-6 век до н.э. | Греческая Архаика. Храм Апполона в Коринфе, статуи Клеобиса и Битона, куросы и коры. |
5-4 век до н.э. | Греческая классика. Афинский Акрополь, статуи Фидия, Мирона, Поликлета. Галикарнасский мавзолей. |
3-2 век до н.э. | Эллинистическая Греция. Статуи Праксителя, Ника Самофракийская, алтарь Зевса в Пергаме. Искусство Римской республики. Пантеон. |
1-4 век до н.э | Искусство Римской империи. Помпейские росписи. Статуи Августа, Цезаря, Колизей, римские термы, базилика Максенция. |
СРЕДНЕВЕКОВЬЕ И ВОЗРОЖДЕНИЕ | |
1-5 век н.э. | Раннехристианское искусство. Живопись катакомб.- Мозаики мавзолея Санта Констанца, базилика Санта Мария Маджоре в Риме, баптистерий в Ровенне. |
313 г. | Официальное признание христианства |
.6-7 век н.э. | Эпоха Юстиниана в Византии. Храм Св.Софии в Константинополе,Сан-Витале в Ровенне. Эпоха варварских королевств в Европе.Мавзолей Теодориха, Эхтернахское евангелие |
8-9 век н.э. | Эпоха иконоборчества в Византии. Усиление роли светского искусства, прикладное искусство. Империя Карла Великого в Европе. Каролингское возрождение. Капелла в Ахене, Утрехтская псалтырь. |
сер. 9-10 век | Македонское возрождение в Византии. Античные традиции. Мозаики Св.Софии Константинопольской. Миниатюры. Оттоновская эпоха в Европе. Евангелие Оттона, распятие Геро,вестверк церкви в Кельне. |
10-12 век | Средневизантийская культура. Крестовокупольная архитектура. Упрочение иконографического канона. Мозаики в Фокиде, на Хиосе и Дафни, фрески Нерези, Парижская псалтырь, Владимирская Богоматерь. Романское искусство в Европе. Церковь Сент-Этьен в Новере, рельефы церкви в Тулузе, Нотр Дам в Пуатье, соборы в Майнце и Вормсе. Домонгольская архитектура Др.Руси. Соборы Св.Софии в Киеве и Новгороде, Мирожский монастырь во Пскове, Дмитровский и Успенский соборы во Владимире, церковь Покрова на Нерли, Гиоргиевский собор Юрьева монастыря под Новгородом, Церковь Спаса на Нередице. |
13-15 век | Поздневизантийское искусство. Палеологовское возрождение. Исихазм. Фрески Студенице, Сапочан, мозаики Кахрие-Джами, фрески Феофана Грека. Готическое искусство вЕвропе. Нотр Дам в Париже, соборы в Шартре, Реймсе, Амьене, Солсбери, Кельне, скульптура в Наумбурге, ратуши европейских столиц и городов (Брюгге и др.). Послемонгольская архитектура Др.Руси. Кремли древнерусских городов, церковь в Изборске, Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, фрески Снетогорского монастыря, церковь Спаса на Ильине улице в Новгороде с фресками Феофана Грека, церковь Успения на Волотовом поле под Новгородом. Расцвет иконописи Новгорода и Пскова. |
1453 г. | Падение Византии |
13 век | Проторенессанс в Италии. Джотто (1266-1337), Дуччо (1250-1319), Симоне Мартини (1284-1344). |
14 век-15 век | Раннее Возрождение в Италии. Архитектура Брунеллески (1377-1446), скульптура Донателло(1386-1466), Вероккио (1436-1488), живопись Мазаччо (1401-1428), Филиппо Липпи (1406-1469), Доменико Гирландайо (1449-1494). Пьерро делла Франческа (1420-1492), Андреа Мантенья (1431- 1506). Сандро Ботичелли (1445-1510), Джорджоне (1477-1510) |
15 век | Начало Возрождения в северной Европе. |
16-17 века | Упрочение Московского государства. Московский кремль и соборы, колокольня Ивана Великого, Соловецкий монастырь, церковь Вознесения в Коломенском. Андрей Рублев, Дионисий (Ферапонтово). Поганкины палаты во Пскове, московские палаты Кириллова. Нарышкинское барокко. Церковь Покрова в Филях, Сухарева башня, Кижский погост. Симон Ушаков (1626-1686), Прокопий Чирин Годуновский и Строгановский стили в иконописи. |
нач.16 века | Высокое Возрождение в Италии. Леонардо да Винчи (1452-1519), Рафаэль (1483-1520), Микеланджело (1475-1564), Тициан (1477-1576) |
2-я пол.16в. | Позднее Возрождение и Маньеризм в Италии. Тинторетто (1518-1594), Веронезе (1528-1568) |
15-нач.17 века | Возрождение в Северной Европе. Нидерланды: братья Ван Эйк (к.14-сер.15в). Рогир ван дер Вейден (1400-1464), Гуго ван дер Гус(1435-1482), Иероним Босх (1450-1516), Питер Брейгель Старший (1532-1569). Германия: Ганс Голбейн Младший (1477-1543), Албрехт Дюрер (1471-1528), Матиас Грюневальд (1475-1530). Франция: Жан Фуке (1420-1481), Жан Клуэ (1488-1541). Испания: Эль Греко (1541-1614) |
НОВОЕ И НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ. ЕВРОПА | |
17 век | |
БАРОККО | |
Италия. Римское Барокко:М. Фонтана, Л. Барромини, Лоренцо Бернини (1596-1680). Фландрия: П-П. Рубенс (1577-1640), А. ван Дейк (1599-1641), Я. Йорданс (1593-1678), Ф.Снейдерс (1579-1657). Франция: Версальский дворец. Ленотр, Лебрен | |
АКАДЕМИЗМ И КЛАССИЦИЗМ | |
Италия, Болонский академизм:братья Караччи (сер.16-н.17в.), Гвидо Рени. Франция: Н. Пуссен (1594-1665), К. Лоррен (1600-1652) | |
РЕАЛИЗМ | |
Италия: Караваджо (1573-1610). Испания: Х. Рибера (1551-1628), Д. Веласкес (1599-1660), Э. Мурильо (1618-1682), Ф. Сурбаран (1598-1664). Франция: братья Ленен (к,16-сер.17в.в.) Жорж де Латур (1593-1652), Голландия: Ф. Хальс (1680-1666), Рейсдаль (1603-1670), Ян Стен (1620-1679), Г.Метсю (1629-1667), Г.Терборх (1617-1681), Ян Вермер Дельфтский (1632-1675), Рембрандт (1606-1669) | |
18 век. | |
БАРОККО | |
Италия: Ж.Тьеполо (1696-1770). Россия. Петровское барокко: Д. Трезини (1670-1734), А.Шлютер, И.Коробов. Русское барокко: Ф.- Б. Растрелли(1700-1771) | |
РОКОКО | |
Франция: А. Ватто (1684-1721), Ф. Буше (1703-1770), Ж. Фрагонар (1732-1806). Россия: И. Вишняков (н.18-сер.18в.) | |
АКАДЕМИЗМ И КЛССИЦИЗМ | |
Англия: Д.Райнольдс (1723-1792), Т. Гейнсборо (1727-1788).Франция: революционный классицизм Ж.-Л. Давид (1748-1825), Россия: Д. Левицкий (1735-1822). Архитектура строгий классицизм: А. Кокоринов (1726-1772), М. Казаков (1738-1812), И. Старов (1745-1808), Д. Кваренги (1744-1817), Ж.-Б. Валлен-Деламот (1729-1800). Скульптура: М. Козловский (1753-1802) | |
РЕАЛИЗМ | |
Италия: А.Каналетто (1697-1768), Ф.Гварди (1712-1793). Англия: У.Хогарт (1697-1764). Франция: Шарден (1699-1779), Ж.-Б. Грез (1725-1805). Россия: И. Никитин (1680-1742), А. Матвеев (1702-1739), А. Зубов. (к.17-сер.18в), М. Махаев (1718-1770), А. Антропов (1716-1795), И. Аргунов (.1729-1802), Ф. Шубин.(1740-1805) | |
РОМАНТИЗМ | |
Италия: С. Роза(сер.17-к.17в), А.Маньяско (1667-1749). Россия: В. Баженов (1738-1799), Ч. Камерон (1740-1812), Ф. Рокотов(1730-1808), В. Боровиковский (1757-1825), С. Щедрин (1745-1804) | |
19 век | |
РОМАНТИЗМ | |
Франция: Т. Жерико (1791-1824), Э. Делакруа (1798-1863). Англия: Д.Констебл (1776-1837). Германия: назарейцы: К-Д. Фридрих(1774-1840), Ф. Овербек (1789-1869), П,Корнелиус (1783-1867). Россия: О.Кипренский (1782-1836) | |
КЛАССИЦИЗМ И АКАДЕМИЗМ | |
Франция: Ж.-Д. Энгр (1780-1807). Россия. Архитектура высокий классицизм: А. Воронихин (1759-1814), А.Захаров (1761-1811), Тома де Томон (1760-1813), К. Росси (1778-1849), В. Стасов (1769-1848). Скульптура. И. Мартос (1752-1835) Академизм. Живопись: П. Клодт (1805-1867), К. Брюллов (1799-1852), Ф. Бруни (1799-1875), А. Иванов (1806-1858) | |
РЕАЛИЗМ | |
Франция: О.Домье (1808-1879), Ж. Милле.(1814-1875), Г.Курбе (1819-1877), К. Коро (1796-1875), барбизонцы - Т. Руссо (1812-1867), Ж. Дюпре (1811-1889), К. Тройон (1810-1865), Ш.-Ф. Добиньи (1817-1878). Германия: А. Менцель (1815-1905), бидермаейер - М. Швиндт (1804-1871), К. Шпицвет (1808-1885). Россия: В.Тропинин (1776-1857), А. Венецианов (1780-1847), П. Федотов (1815-1852), В.Перов (1834-1882). Передвижники: И.Крамской.(1837-1887), Н. Ге (1831-1894), Н. Ярошенко (1846-1898), В.Верещагин (1842-1904), А. Саврасов (1830-1897), И. Шишкин (1832-1898), А.Куинджи (1842-1910), И. Репин (1844-1930), В.Суриков (1848-1916), И. Левитан (1860-1900), В. Серов (1865-1911) | |
СИМВОЛИЗМ | |
Англия. Прерафаэлиты (Братство прерафаэлитов-1848-53) Д.-Г. Росетти (1828-1898), Дж.-Э. Миллес (1829-1896),У. Моррис (1834-1896). Франция: Пюви де Шаван(1824-1898), Г. Моро (1826-1898), О. Редон(1810-1916). Группа"Наби": П. Боннар (1867-1947), Э. Вюйяр (1868-1940), М. Дени(1870-1943). Россия: М. Врубель (1856-1910), М. Нестеров (1862-1942), Мир искусства": М. Сомов (1869-1939), А. Бенуа (1870-1960), М. Добужинский (1875-1942), Н. Рерих (1874-1947), А. Остроумова-Лебедева (1871-1955). "Голубая роза": В. Борисов-Мусатов (1870-1905), П. Кузнецов (1878-1968), скульптура А. Матвеев (1878-1960), С. Коненков (1874-1971). Германия: М. Клингер.(1857-1920) | |
2-я пол.19в. | |
ИМПРЕССИОНИЗМ | |
Франция (1 выставка-1874, последняя 1884): Э. Мане (1832-1883), К. Моне (1840-1926), О. Ренуар (1841-1919), Э. Дега (1834-1917), О. Роден (1840-1907). Россия: К.Коровин (1861-1939), И. Грабарь (1871-1960), А. Голубкина (1864-1927) | |
к.19-н. 20в. | |
МОДЕРН. СЕЦЕССИЯ | |
Архитектура. Россия: Ф. Шехтель (1859-1926). Испания: А. Гауди-и-Корнет (1852-1926) | |
ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ | |
А. Тулуз-Лотрек (1864-1901), А. Модильяни (1884-1920), П. Сезани (1839-1906). В.Ван Гог (1853-1890), П. Гоген (1848-1903) | |
НЕОИМПРЕССИОНИЗМ | |
Ж.Сера (1859-1891), П. Синьяк (1863-1953) | |
20 век | |
ФУНКЦИОНАЛИЗМ. | |
В. Гропиус (1883-1969), Ле Корбюзье (1887-1965), Мис Ван Дер Рое (1886-1969), Ф.-Л. Райт (1869-1959). | |
КОНСТРУКТИВИЗМ | |
Россия:. Архитектура: братья Веснины (Леонид 1880-1933, Виктор 1882-1950, Александр 1883-1959), К. Мельников (1890-1974), И. Леонидов (1902-1959)., А. Щусев (1878-1949) Живопись. Группа ОСТ: А. Дейнека (1899-1969), Ю. Пименов (1903-1977), Д. Штернберг (1881-1948), А. Лабас (1900-1983) | |
ФОВИЗМ | |
Франция: А. Матисс (1869-1954), А. Марке (1875-1947) | |
ЭКСПРЕССИОНИЗМ | |
Германия: "Синий всадник" Ф. Маркс (1880-1916). Г. Грос(1893-1954), О. Дикс (1891-1969), Э. Барлах (1870-1938), Грундиг Х. (1901-1958) и Л. (1901-1977), О. Нагель(1894-1967). Скульптура: В. Лембрук (1881-1919), К. Кольвиц (1867-1945). | |
КУБИЗМ, | |
Франция: П. Пикассо (1881-1973), Ж. Брак (1882-1963), Ф. Леже (1881-1955). | |
КУБОФУТУРИЗМ | |
Россия: "Бубновый валет" (1910-1916): И. Машков (1881-1944), А. Лентулов (1882-1943), П. Кончаловский (1876-1956), М. Ларионов (1881-1964), Н. Гончарова (1881-1962),-Н. Фальк (1886-1958) | |
ФУТУРИЗМ | |
Италия: У. Боччони (1882-1916), К. Карра (1881-1966), Д. Балла (1871-1958), Ф.-Т. Маринетти (1876-1944) | |
ПРИМИТИВИЗМ | |
Франция: А. Руссо (1844-1910). Россия: М. Шагал (1887-1985), Н. Пиросмани (1862-1918) | |
АБСТРАКЦИОНИЗМ | |
Россия: В. Кандинский (1866-1944), К. Малевич (1878-1935), П. Филонов (1883-1941), В. Татлин (1885-1953), О. Розанова (1885-1918). Америка: П. Мондриан (1872-1944), Д. Поллок. (1912-1956) | |
СЮРРЕАЛИЗМ | |
С. Дали (1904-1989), А. Бретон (1896-1966), Д. ДеКирико (1888-1978), Р. Магритт (1898-1967) | |
ПОП-АРТ 60-г.20в | |
Америка: Р. Раушенберг (1925-к. 90-х), Д. Розенквист, Э. Уорхол Р. Лихтенстайн (р.1923), | |
РЕАЛИЗМ 20 в. | |
Италия. Неореализм: Р. Гуттузо (1912-1987), А. Пиццинато (1910- 80-е г.), К. Леви (1902-1975), Д. Манцу (р.1908- к.90-х). Франция. Неореализм: А. Фужерон (р. 1913) , Б. Таслицкий (р. 1911). Мексика: Д.-А. Сикейрос (1896-1974),Х.-К. Ороско (1883-1942), Д. Ривера (1886-1957). США: Р.Кент (1882-1971). Советский Союз. Социалистический реализм. Живопись: К. Петров-Водкин (1878-1939), И. Бродский (1883-1939), Б. Греков (1882-1934), А. Пластов (1893-1983), В. Фаворский (1886-1964), С. Герасимов(1885-1964), П. Корин (1892-1967), Кукрыниксы (М. Куприянов 1903-1993, П. Крылов 1902-1990, Н. Соколов р. 1903), М. Сарьян (1880-1972). Скульптура: Андреев Н. (1873-1932), И. Шадр (1887--1941), В. Мухина (1889-1953). Суровый стиль 60-х г. (аналог неореализма). Живопись: Г. Коржев (р.1925), Т. Салахов (р.1928), братья Смолины, В. Попков (1932-1974), Н. Андронов (1929-1998), Дм. Жилинский (р.1928), М.Савицкий (р.1922), П. Оссовский (р. 1925), Т. Яблонская (р.1917), Д. Бисти (р.1925). Ленинградская школа: Е. Моисеенко (1916-1988), В. Орешников (1904-1987), А. Русаков (1898-1952), А. Пахомов (1900-1973), В. Пакулин (1900-1951) , В. Звонцов (р. 1917), Я. Крестовский (р. 1925), В. Мыльников, М. Аникушин (1917-1997) и др. Прибалтийская школа: Заринь И. (р. 1929), Скульме Д., Красаускас С. (1929-1977). Архитектура: В.Кубасов Посохин М., братья Насвитасы Гротескный реализм 70-х г.: Назаренко Т. (р1944), Н Нестерова (р.1944,), Овчинников В..Салонный реализм (кич, натурализм): И. Глазунов И. (р. 1930), Шилов А., Васильеев В. | |
ПОСТМОДЕРНИЗМ | 80-90 г.г. 20 в. |
Схема общей цикличности истории искусства
(по Ф. И. Шмиту и В. Н. Прокофьеву)
Общая спираль эволюции искусства во времени показывает как чередуются в реальной художественной практике этапы господства ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО и ПОДРАЖАТЕЛЬНОГО начал. Таким образом, вся левая часть I) представляет творческие методы, основанные на выразительности (символическое и абстрактное искусство, нетяготеющее к формам реального мира), правая же часть II) - на подражательности (натуралистическое реалистическое, классическое искусство, стремящееся к воплощению своих идей в формах близких реальности). Но это не означает, что в "выразительные" эпохи полностью отсутствуют "подражательные" направления и наоборот. Речь идет именно о ведущей тенденции. Для более точной характеристики того или иного этапа необходимо ввести еще такие понятия как канонические и неканонические стили в искусстве (по другой терминалогии норматиивные и ненормативные стили). Эти параметры могут соединятся как с "подражательностью", так и с выразительностью", что создает дополнительное многообразие вариантов и лишает данную схему монотоности. Так, например, в Новое время существуют несколько стилей. Их разнобразие складывается в том числе и благодаря тому, что в одном случае это каноническая подражательноость, а в другом - неканоническая. Необходимо отметить и особое положение такого направления как реализм. В виде определенной тенденции он существует с самого момента возникновения искусства и до сего дня (с 17 в. как метод и с 19 как полнооценный художественный стиль). По своей сути он является неким синтезом подражательности и выразительности, каноничности и неканоничности, чем, вероятно, и можно объяснить его универсальность и постоянное присутствие в любых эпохах.
Примечания:
1.Понятие каноничности – от термина канон (греч. норма, правило), то есть система правил, закрепляющая основные структурные закономерности конкретных видов искусства. 2.Основные работы, в которых рассмотрена и прокоментирована предложенная схема циклов развития искусства: Шмит Ф. И. Искусство - его психология, его стилистика, его эволюция. Харьков. 1919, его же: Искусство. Основные понятия теории и истории. Л. 1925, Прокофьев В. Об искусстве и искусствознании. М. 1985, Климов Р. Б. Заметки о Фаворском. Советское искусствознание – 74, – 75. М. 1975 и М. 1976.
Число стилей и направлений огромно, если не бесконечно. Ключевым признаком, по которому произведения можно группировать по стилям, являются единые принципы художественного мышления. Смена одних способов художественного мышления другими (чередование типов композиций, приемов пространственных построений, особенностей колорита) не случайна. Исторически изменчиво и наше восприятие искусства.
Выстраивая систему стилей в иерархическом порядке, будем придерживаться европоцентристской традиции. Наиболее крупным в истории искусства является понятие эпохи. Для каждой эпохи характерна определенная «картина мира», которая складывается из философских, религиозных, политических идей, научных представлений, психологических особенностей мировосприятия, этических и моральных норм, эстетических критериев жизни, по которой и отличают одну эпоху от другой. Таковы Первобытная эпоха, эпоха Древнего мира, Античность, Средние века, Возрождение, Новое время.
Стили в искусстве не имеют четких границ, они плавно переходят один в другой и находятся в непрерывном развитии, смешении и противодействии. В рамках одного исторического художественного стиля всегда зарождается новый, а тот, в свою очередь, переходит в следующий. Многие стили сосуществуют одновременно и поэтому «чистых стилей» вообще не бывает.
В одну и ту же историческую эпоху могут сосуществовать несколько стилей. Например, Классицизм, Академизм и Барокко в XVII столетии, Рококо и Неоклассицизм - в XVIII, Романтизм и Академизм - в XIX. Такие стили как, например, классицизм и барокко называют большими стилями, поскольку они распространяются на все виды искусства: архитектуру, живопись, декоративно-прикладное искусство, литературу, музыку.
Следует различать: художественные стили, направления, течения, школы и особенности индивидуальных стилей отдельных мастеров. В рамках одного стиля может существовать несколько художественных направлений. Художественное направление складывается как из типичных для данной эпохи признаков, так и из своеобразных способов художественного мышления. Стиль модерн, например, включает ряд направлений рубежа веков: и постимпрессионизм, и символизм, и фовизм и т.д. С другой стороны, понятие символизма, как художественного направления, хорошо разработано в литературе, в то время как в живописи оно очень размыто и объединяет художников, настолько разных стилистически, что часто трактуется лишь как объединяющее их мировоззрение.
Ниже будут приведены определения эпох, стилей и направлений, которые так или иначе отразились в современном изобразительном и декоративно-прикладном искусстве.
- художественный стиль, сформировавшийся в странах Западной и Центральной Европы в XII-XV вв. Он явился результатом многовековой эволюции средневекового искусства, его высшей стадией и одновременно первым в истории общеевропейским, интернациональным художественным стилем. Он охватил все виды искусства - архитектуру, скульптуру, живопись, витраж, книжное оформление, декоративно-прикладное искусство. Основой готического стиля была архитектура, которая характеризуется устремленными ввысь стрельчатыми арками, многоцветными витражами, визуальной дематериализацией формы. Элементы готического искусства часто можно встретить в современном оформлении интерьеров, в частности, в настенной росписи, реже в станковой живописи. С конца прошлого века существует готическая субкультура, ярко проявившаяся в музыке, поэзии, дизайне одежды. |
|
(Ренессанс) - (франц. Renaissance, итал. Rinascimento) Эпоха в культурном и идейном развитии ряда стран Западной и Центральной Европы, а также некоторых стран Восточной Европы. Основные отличительные черты культуры Возрождения: светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к античному культурному наследию, своего рода "возрождение" его (отсюда и название). Культура Возрождения обладает специфическими особенностями переходной эпохи от средневековья к новому времени, в которой старое и новое, переплетаясь, образуют своеобразный, качественно новый сплав. Сложным является вопрос о хронологических границах Возрождения (в Италии - 14-16 вв., в других странах - 15-16 вв.), его территориальном распространении и национальных особенностях. Элементы этого стиля в современном искусстве довольно часто используются в настенных росписях, реже в станковой живописи. | |
- (от итальянского maniera - приём, манера) течение в европейском искусстве XVI века. Представители маньеризма отошли от ренессансного гармонического восприятия мира, гуманистической концепции человека как совершенного творения природы. Острое восприятие жизни сочеталось с программным стремлением не следовать природе, а выражать субъективную "внутреннюю идею" художественного образа, рождающегося в душе художника. Ярче всего проявился в Италии. Для итальянского маньеризма 1520-х гг. (Понтормо, Пармиджанино, Джулио Романо) характерны драматическая острота образов, трагизм мировосприятия, усложненность и преувеличенная экспрессия поз и мотивов движения, удлиненность пропорций фигур, колористические и светотеневые диссонансы. В последнее время стал использоваться искусствоведами для обозначения явлений в современном искусстве, связанных с трансформацией исторических стилей. | |
- исторический художественный стиль, получивший распространение первоначально в Италии в сер. XVI-XVII столетия, а затем во Франции, Испании, Фландрии и Германии XVII-XVIII вв. Шире этот термин используется для определения вечно обновляющихся тенденций беспокойного, романтического мироощущения, мышления в экспрессивных, динамичных формах. Наконец, в каждом времени, почти в каждом историческом художественном стиле можно обнаружить свой «период барокко» как этап наивысшего творческого подъема, напряжения эмоций, взрывоопасности форм. | |
- художественный стиль в западноевропейском искусстве XVII - нач. XIX века и в русском XVIII - нач. XIX, обращавшийся к античному наследию как к идеалу для подражания. Он проявился в архитектуре, скульптуре, живописи, декоративно-прикладном искусстве. Художники-классицисты считали античность высшим достижением и сделали ее своим эталоном в искусстве, которому стремились подражать. Со временем переродился в академизм. | |
- направление в европейском и русском искусстве 1820-1830-х гг., сменившее классицизм. Романтики выдвигали на первый план индивидуальность, противопоставляя идеальной красоте классицистов «несовершенную» действительность. Художников привлекали яркие, редкие, необычайные явления, а также образы фантастического характера. В искусстве романтизма большую роль играет острое индивидуальное восприятие и переживание. Романтизм освободил искусство от отвлеченных классицистических догм и повернул его к национальной истории и образам народного фольклора. | |
- (от лат. sentiment - чувство) - направление западного искусства второй половины XVIII., выражающее разочарование в “цивилизации”, основанной на идеалах “разума” (идеологии Просвещения). С. провозглашает чувство, уединенное размышление, простоту сельской жизни “маленького человека”. Идеологом С. считается Ж.Ж.Руссо. | |
- направление в искусстве, стремящееся с наибольшей правдой и достоверностью отобразить как внешнюю форму, так и сущность явлений и вещей. Как творческий метод соединяет в себе индивидуальные и типические черты при создании образа. Самое длительное по времени существования направление, развивающееся от первобытной эпохи до наших дней. | |
- направление в европейской художественной культуре конца XIX-начала XX вв. Возникший как реакция на господство в гуманитарной сфере норм буржуазного "здравомыслия" (в философии, эстетике - позитивизма, в искусстве - натурализма), символизм прежде всего оформился во французской литературе конца 1860-70-е гг., позднее получил распространение в Бельгии, Германии, Австрии, Норвегии, России. Эстетические принципы символизма во многом восходили к идеям романтизма, а также к некоторым доктринам идеалистической философии А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, отчасти Ф. Ницше, к творчеству и теоретизированию немецкого композитора Р. Вагнера. Живой реальности символизм противополагал мир видений и грёз. Универсальным инструментом постижения тайн бытия и индивидуального сознания считался символ, порождённый поэтическим прозрением и выражающий потусторонний, скрытый от обыденного сознания смысл явлений. Художник-творец рассматривался как посредник между реальным и сверхчувственным, везде находящий "знаки" мировой гармонии, пророчески угадывающий признаки будущего как в современных явлениях, так и в событиях прошлого. | |
- (от фр. impression - впечатление) направление в искусстве последней трети XIX - начала XX в., возникшее во Франции. Название было введено художественным критиком Л. Леруа, пренебрежительно отозвавшемся о выставке художников 1874 года, где среди прочих была представлена картина К. Моне «Восход солнца. Впечатление». Импрессионизм утверждал красоту реального мира, акцентируя свежесть первого впечатления, изменчивость окружающего. Преимущественное внимание к решению чисто живописных задач уменьшало традиционное представление о рисунке как о главной составной части произведения искусства. Импрессионизм оказал мощное воздействие на искусство европейских стран и США, пробудил интерес к сюжетам из реальной жизни. (Э. Мане, Э. Дега, О. Ренуар, К. Моне, А. Сислей и др.) | |
- течение в живописи (синоним - дивизионизм), развивавшееся в рамках неоимпрессионизма. Неоимпрессионизм возник во Франции в 1885 году и получил распространение также в Бельгии и Италии. Неоимпрессионисты пытались применить в искусстве новейшие достижения в области оптики, согласно которым выполненная раздельными точками основных цветов живопись в зрительном восприятии дает слияние цветов и всю гамму живописи. (Ж. Сера, П. Синьяк, К. Писсарро). | |
Постимпрессионизм - условное собирательное название основных направлений французской живописи к. XIX - 1-ой четв. XX в. Искусство постимпрессионизма возникло как реакция на импрессионизм, который фиксировал внимание на передаче мгновения, на ощущении живописности и утратил интерес к форме предметов. Среди постимпрессионистов - П. Сезанн, П. Гоген, В. Гог и др. | |
- cтиль в eвpoпeйcкoм и aмepикaнcкoм иcкyccтвe нa pyбeжe XIX-XX вeкoв. Мoдepн пepeocмыcливaл и cтилизoвaл чepты иcкyccтвa paзныx эпox, и выpaбoтaл coбcтвeнныe xyдoжecтвeнныe пpиeмы, ocнoвaнныe нa пpинципax acиммeтpии, opнaмeнтaльнocти и дeкopaтивнocти. Объeктoм cтилизaции мoдepнa также cтaнoвятcя и пpиpoдныe фopмы. Этим oбъяcняeтcя нe тoлькo интepec к pacтитeльным opнaмeнтaм в пpoизвeдeнияx мoдepнa, нo и caмa иx кoмпoзициoннaя и плacтичecкaя cтpyктypa - oбилиe кpивoлинeйныx oчepтaний, oплывaющиx, нepoвныx кoнтypoв, нaпoминaющиx pacтитeльныe фopмы. Тecнo cвязaн c мoдepнoм - cимвoлизм, пocлyживший эcтeтикo-филocoфcкoй основой для мoдepнa, опиpaясь нa мoдepн кaк нa плacтичecкyю peaлизaцию cвoиx идeй. Модерн имел в разных странах разные названия, которые в сущности являются синонимами: Ар Нуво - во Франции, Сецессион - в Австрии, Югендстиль - в Германии, Либерти - в Италии. |
|
- (от фр. modern - современный) общее название ряда направлений искусства первой половины XX в., для которых характерны отрицание традиционных форм и эстетики прошлого. Модернизм близок авангардизму и противоположен академизму. | |
- название, объединяющее круг художественных направлений, распространенных в 1905-1930-х гг. (фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм). Все эти направления объединяет стремление обновить язык искусства, переосмыслить его задачи, обрести свободу художественного выражения. | |
- направление в искусстве к. XIX - н. XX в., основанное на творческих уроках французского художника Поля Сезанна, который сводил все формы в изображении к простейшим геометрическим фигурам, а колорит - к контрастным построениям теплых и холодных тонов. Сезаннизм послужил одной из отправных точек для кубизма. В большой мере сезаннизм повлиял также на отечественную реалистическую школу живописи. | |
- (от fauve - дикий) авангардистское течение во французском искусстве н. XX в. Название «дикие» было дано современными критиками группе художников, выступивших в 1905 г. В парижском Салоне независимых, и носило иронический характер. В группу входили А. Матисс, А. Марке, Ж. Руо, М. де Вламинк, А. Дерен, Р. Дюфи, Ж. Брак, К. ван Донген и др. Фовистов сближали тяготение к лаконичной выразительности форм и интенсивным колористическим решениям, поиск импульсов в примитивном творчестве, искусстве средних веков и Востока. | |
- намеренное упрощение изобразительных средств, подражание примитивным стадиям развития искусства. Этим термином обозначают т.н. наивное искусство художников, не получивших специального образования, однако вовлеченных в общий художественный процесс к. XIX - нач. XX века. Произведениям этих художников - Н. Пиросмани, А. Руссо, В. Селиванова и др. присуща своеобразная детскость в интерпретации натуры, сочетание обобщенной формы и мелкой буквальности в деталях. Примитивизм формы отнюдь не предопределяет примитивность содержания. Он часто служит источником для профессионалов, заимствовавшим из народного, по сути примитивного искусства формы, образы, методы. Из примитивизма черпали вдохновение Н. Гончарова, М. Ларионов, П. Пикассо, А. Матисс. | |
- направление в искусстве, сложившееся на основе следования канонам античности и эпохи Возрождения. Бытовало во многих европейских школах искусства с XVI по XIX век. Академизм превращал классические традиции в систему «вечных» правил и предписаний, сковывавших творческие поиски, пытался противопоставить несовершенной живой природе «высокие» улучшенные, доведенные до совершенства вненациональные и вневременные формы красоты. Для Академизма характерно предпочтение сюжетов из античной мифологии, библейских или исторических тем сюжетам из современной художнику жизни. | |
- (фpaнц. cubisme, oт cube - кyб) нaпpaвлeниe в иcкyccтвe пepвoй чeтвepти XX вeкa. Плacтичecкий язык кyбизмa ocнoвывaлcя нa дeфopмaции и paзлoжeнии пpeдмeтoв нa гeoмeтpичecкиe плocкocти, плacтичecкoм cдвигe фopмы. Рождение кубизма приходится на 1907-1908 года - канун первой мировой войны. Бесспорным лидером этого направления стал поэт и публицист Г.Аполлинер. Это течение одним из первых воплотило ведущие тенденции дальнейшего развития искусства ХХ века. Одной из этих тенденций стало доминирование концепции над художественной самоценностью картины. Отцами кубизма считают Ж.Брака и П.Пикассо. К возникшему течению примкнули Фернан Леже, Робер Делоне, Хуан Грис и др. | |
- течение в литературе, живописи и кинематографе, возникшее в 1924 году во Франции. Оно в значительной мере способствовало формированию сознания современного человека. Главные деятели движения - Андре Бретон, Луи Арагон, Сальвадор Дали, Луис Бунюэль, Хуан Миро и многие другие художники всего мира. Сюрреализм выражал идею существования за пределами реального, особенно важную роль здесь приобретают абсурд, бессознательное, сны, грезы. Одним из характерных методов художника-сюрреалиста является отстранение от осознанного творчества, что делает его инструментом, различными способами извлекающим причудливые образы подсознания, родственные галлюцинациям. Сюрреализм пережил несколько кризисов, пережил вторую мировую войну и постепенно, сливаясь с массовой культурой, пересекаясь с трансавангардом, вошел в качестве составной части в постмодернизм. | |
- (oт лaт. futurum - бyдyщee) литepaтypнo-xyдoжecтвeннoe тeчeниe в иcкyccтвe 1910-x гoдoв. Oтвoдя ceбe poль пpooбpaзa иcкyccтвa бyдyщeгo, фyтypизм в кaчecтвe ocнoвнoй пpoгpaммы выдвигaл идeю paзpyшeния кyльтypныx cтepeoтипoв и пpeдлaгaл взaмeн aпoлoгию тexники и ypбaнизмa кaк глaвныx пpизнaкoв нacтoящeгo и гpядyщeгo. Baжнoй xyдoжecтвeннoй идeeй фyтypизмa cтaл пoиcк плacтичecкoгo выpaжeния cтpeмитeльнocти движeния кaк ocнoвнoгo пpизнaкa тeмпa coвpeмeннoй жизни. Pyccкaя вepcия фyтypизмa нocилa нaзвaниe кyбoфyтypизм и былa ocнoвaнa нa coeдинeнии плacтичecкиx пpинципoв фpaнцyзcкoгo кyбизмa и eвpoпeйcкиx oбщeэcтeтичecкиx ycтaнoвoк фyтypизмa. |