Признаки и структурные компоненты социальных институтов. Типология, типы и примеры социальных институтов

Г. Спенсер был одним из первых, кто обратил внима­ние на проблему институционализации общества и стиму­лировал интерес к институтам в социологической мысли. В рамках своей «организмической теории» человеческого общества, основанной на структурной аналогии между обществом и организмом, он различает три основных типа институтов:

1) продолжающие род (брак и семья) (Kinship);

2) распределительные (или экономические);

3) регулирующие (религиозные институты и политические системы).

Данная классификация основана на выделении глав­ных функций, присущих всем институтам.

В современной социологии предпринимаются попытки определить более точные и разносторонние типологии социальных институтов. По мнению многих социологов в современном обществе насчитываются шесть институциональных порядков, под которыми подразумеваются главные институты:

Семейный – институты, регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей;

Политический – институты власти;

Экономический - институты, организующие хозяйственную деятельность;

Военный – институты, осуществляющие защиту членов общества от физической опасности;

Образовательный - институты, направленные на накопление и передачу знаний следующим поколениям;

Религиозный – институты, организующие коллективное почитание богов.

Все перечисленные институты направлены на удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества как единого целого: потребности в воспроизводстве рода, в распределении власти и управлении людьми, в добывании и производстве средств существования, в безопасности, в передаче знаний, в решении духовных проблем. При этом функционирование всех социальных институтов направлено на обеспечение социального порядка, регуляцию и воспроизводство общественной жизни.

Институты возникли в глубокой древности. Самым древним (порядка 500 тыс. лет) является институт семьи. Религия в своих первобытных формах (фетишизм, тотемизм) появляется приблизительно 30 – 40 тыс. лет назад. Государству, как и образованию примерно по 5 – 6 тыс. лет.

Все социальные институты, образующие своеобразный «скелет» общества, можно подразделить на главные (фундаментальные) и частные (неосновные). Вторые складываются внутри первых, являясь частью их как более мелкие образования.

К частным политическим институтам относятся институт президентства, королевской власти, судопроизводства, присяжных и т.д. Внутри института семьи и брака находятся институты отцовства и материнства.

Если главные институты обусловлены только лишь общественными потребностями то неглавные институты часто учреждаются государством и могут обретать форму учреждения или организации.

К примеру, институт представителей президента России, а также институт наставничества в бывшем СССР – отчетливо выраженные образцы частных (неглавных) институтов.

Неглавные институты называют еще общественными практиками или обычаями.

Например, дуэли, которые были институционализированным методом выяснения отношений между дворянами в период с XVI до XVIII вв. Этот институт возник в силу потребности в охране чести дворянина и упорядочении отношений между представителями данного социального слоя.

Если институциональная потребность становится незначительной или совсем исчезает, то существование института оказывается бессмысленным, тормозящим общественную жизнь.

С развитием капиталистических отношений изменялись этические нормы в обществе, что выразилось, в частности, в ненужности защиты дворянской чести с оружием в руках. Примером упадка института дуэлей может служить абсурдный выбор оружия дуэли Авраамом Линкольном: бросание картошин с расстояния 20 м. Так этот институт постепенно прекратил свое существование.

Американский социолог Роберт Мертон, много сделавший для становления структурно-функционального подхода, первым предлагает различать «явные» и «скрытые (ла­тентные)» функции (от лат. functio – исполнение, осуществление) социальных институтов.

Явные функции социальных институтов носят предна­меренный характер и осознаются людьми. Обычно они формально заявлены, записаны в уставах или деклариро­ваны, закреплены в системе статусов и ролей, поэтому более подконтрольны обществу.

Явные функции могут выражаться в принятии специальных законов или сводов правил, например законов об образовании, здравоохранении, социальном обеспечении и т.д.

Если институт помимо пользы приносит обществу вред, то такое действие называют дисфункцией.

Латентные (скрытые) функции и дисфункции, в отличие от явных, не запланированы заранее, носят непреднамеренный харак­тер и их последствия осознаются не сразу и не всегда.

Латентными функциями школы будут: приобретение определенного социального статуса «грамотного человека» по сравнению с неграмотными сверстниками, завязывание прочных дружеских школьных связей.



Пример латентной дисфункции: институты парламента, правительства и президента в начале 90-х годов стремились улучшить жизнь народа, создать более цивилизованные отношения и внушить гражданам интерес к закону. Реально же в стране выросла преступность, а уровень жизни упал.

Многообразие социальных институтов можно структурировать на основные (главные) и неосновные (неглавные). Вторые являются составными частями первых, как более мелкие образования. Например, политический социальный институт (основной) складывается из более мелких (неосновных) социальных институтов: президентства, парламентаризма, политических партий, армии, суда и пр.

Помимо данной типологии, социальные институты можно классифицировать и по иным основаниям:

Времени возникновения и продолжительности существования (постоянно действующие; кратковременные институты);

Жесткости применяемых санкций за нарушение правил;

Условиям существования;

Наличию или отсутствию бюрократической системы управления;

Наличию или отсутствию формальных правил и процедур. Формальные выстраивают свою деятельность (государство, армия, образование) на четко установленных предписаниях (правовые нормы, устав, должностные инструкции); управленческие и контрольные функции реализуются на базе четко обозначенных санкций. Неформальные институты (политические организации, фонды социального и культурного назначения, движения по интересам) не имеют строгой нормативной базы, хотя руководствуются определенными документами.

Социальные институты по сферам и функциональному содержанию можно представить следующим образом:

Потребность в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);

Потребность в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство);

Потребность в средствах существования (экономические институты, производство);

Потребность в получении знаний, в социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институты образования в широком смысле, т.е. включая науку и культуру);

Потребность решения духовных проблем, смысла жизни (институт религии).

Итак, мы выяснили, что существует немало классификаций социальных институтов. Социальные институты представляют собой ведущий компонент социальной структуры, который интегрирует множество разнонаправленных индивидуальных действий, упорядочивает социальные отношения в важнейших сферах общественной жизни.

Резюме

Общество как целостная система является результатом органического единства четырех сфер общественной жизни - экономической, социальной, политической и идеологической.

Марксистская традиция в основу типологизации общества закладывает способ производства, т.е. кто используют, контролируют, владеет экономическими ресурсами.

Г. Ленски и Дж. Ленски выделяли типы обществ на основании основного способа добывания средств к существованию.

Г. Спенсер предложил органическую теорию общества, сравнивая его с биологическим организмом, а отдельные части общества - с органами, влияющими на функционирование целого.

Аграрное, индустриальное и постиндустриальное общества рассматривали: Д. Белл, Р. Арон, Ж. Фурастье, А. Турэн, Дж. Гэлбрейт, О. Тоффлер и др.

Социальный институт - это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, призванные обеспечить воспроизводство общественных отношений, надежность и регулярность удовлетворения основных потребностей общества.

Процесс образования социального института, включающий закрепление социальных норм, статусов, ролей для удовлетворения социально значимых потребностей, получил название «институционализация».

Вопросы для самопроверки

1. Что такое социальная система? Почему общество – это целостная социальная система?

2. Назовите специфические черты общества.

3. Выделите основные сферы общественной жизни и объясните, чем они обусловлены.

4. Расскажите о наиболее известных типологиях обществ в социологической науке.

5. Почему социальные институты выступают инструментами социального контроля?

6. Как происходит институционализация социального института и ее роль в развитии общества?

7. Классифицируйте социальные институты.

8. Кто разработал концепцию явных и латентных функций социальных институтов? В чем ее суть?

9. Опишите функцию и дисфункцию социального института. Приведите примеры.

10. Каковы структурные элементы социального института?


Социология: Учебник / Ю.Г. Волков. - 5-e изд., перераб. и доп. - М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 512 с. С. 160.

Цит. по Смелзер Н. Социология: пер. с англ. - М.: Феникс, 1994. С. 96.

Цит. по Смелзер Н. Социология: пер. с англ. - М.: Феникс, 1994. С.98-99.

Социология: Учебное пособие / Ф.А. Игебаева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 236 с. С. 127.

Социология: Учебное пособие / Ф.А. Игебаева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 236 с. С. 128.

Социология: Учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 624 с. С. 516.

Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969. С. 98.

Социология: Учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 624 с. С. 518.

Мертон P. Явные и латентные функции / Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1994. С. 379–447.

Социология: Учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 624 с. С. 521.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12

Количество социальных институтов весьма значительно, в силу этого возникает необходимость сгруппировать их по определённым типам. Вопрос этот неоднозначный; имеется множество вариантов его решения. Студентам видимо будет интересна позиция всё того же Г. Спенсера, который выделяет шесть типов институтов: семейные (домашние), обрядовые, политические, церковные, профессиональные, промышленные. Поразмышляйте над правомерностью подобной типологии.

Дж. Масионис в качестве важнейших выделяет институты экономики, политики, семьи, религии, образования. В учебнике российских авторов Радугиных говорится о шести видах институтов:

1. Экономическо-социальных (собственность, хозяйственные объединения).

2. Политических (государство, партии).

3. Социокультурных (образование, воспитание).

4. Нормативно-ориентирующих (мораль).

5. Нормативно-санкционирующих (право).

6. Церемониально-символических (собрания, заседания, деятельность некоторых организаций).

Возможны также типологии, в основе которых лежат главные человеческие потребности или основные сферы общественной жизни.

Подумайте какая из типологий, с вашей точки зрения наиболее приемлема. Какую могли бы предложить Вы.

Что касается второй части второго вопроса , т. е. проблемы функций социальных институтов, то главные соображения здесь таковы.

Каждый социальный институт, выполняет свою основную функцию, например, хозяйственно-экономический обеспечивает удовлетворение материальными благами. Политико-правовой (государство) прежде всего, выполняет регулятивную функцию.

Вместе с тем, одни институты выполняют определённые функции явно, а другие – скрыто (так называемая латентная функция по Р. Мертону). Скажем ВУЗ выполняет функцию подготовки специалистов, но скрыто он ещё выполняет функцию освобождения парней от службы в армии. Все институты выполняют положительную, созидательную функцию (эвфункцию по Р. Мертону), но могут выполнять и негативную функцию (дисфункцию по Р. Мертону).

В целом все социальные институты выполняют следующиефункции удовлетворения тех или иных потребностей индивидов, целевую, регулятивную, статусно-ролевую, стабилизации социальных отношений, интеграции индивидов и социальных групп.



Третий вопрос «Институт семьи» предполагает конкретное рассмотрение одного из базовых социальных институтов общества.

Этот вопрос имеет для студентов не только теоретический, но и практический интерес. Семья – это тот институт общества, где нормальный человек проводит большую часть своей жизни.

Студентам вначале необходимо разобраться в том, что такое семья и брак . Семью можно определить, как социальный институт, члены которого связаны браком, родством, родительством, общностью быта и хозяйствования, взаимной моральной и юридической ответственностью.

У студентов имеется возможность поразмышлять над признаками семьи. Главное, что здесь необходимо чётко понять, так это то, что в основе семейных отношений лежит институт брака.

В свою очередь подбраком обычно понимают исторически обусловленный, юридически узаконенный, или получивший признание и одобрение со стороны общества союз мужчины и женщины современных условиях можно сделать оговорку – как правило), устанавливающий их права и обязанности . В результате чего вступившие в брак становятся родственниками друг другу. Объясните шутку физика Л. Ландау «Хорошее дело браком не назовут» .

История человечества знала множество различных форм семьи и брака. Студентам желательно разобраться в них . Чтобы определить каковы же исторические формы семьи и брака имели место, надо разобраться в том, какими были формы брака.

При всём многообразии просматриваются три основных формы брака групповой, полигамный, моногамный. Групповой представлял собой союз определённой группы мужчин и женщин. Форму семьи, которая проистекала из этого брака можно назвать семейной группой. Студентам надо охарактеризовать особенности этой формы семьи.

Вторая историческая форма семьи – полигамная, в основе которой лежит многобрачие, объединяющее трёх и большее количество супругов.

Полигамия имеет два вида – полигинию и полиандрию. В первом случае имеется ввиду многожёнство, во втором – многомужество. Студентам необходимо уяснить особенности этих видов семьи и брака.

Третьей исторической формой семьи является моногамная, в основе которой лежит единобрачие – союз двух субъектов (мужчины и женщины). Моногамия имеет очевидное преимущество над другими формами семьи. А вот какие именно подумайте сами.

В последние годы в социологической литературе активно ведут речь о самых разных видах и разновидностях семьи нуклеарной, расширенной, матрилокальной, патрилокальной, молодёжной, пожилой, бездетной, многодетной и т. д . Попробуйте детально разобраться, что это за семьи, чем они характеризуются. Подумайте правомерно ли называть семьёй так называемое гомосексуальное сожительство?

В завершение этого вопроса необходимо рассмотреть функции семьи . В качестве основных предстают следующие функции:

- урегулирования сексуальных отношений между мужчинами и женщинами;

- продолжения рода;

- хозяйственно-экономическая;

- социализации подрастающего поколения;

- социального контроля:

- защитно-эмоциональная:

- статусно-ролевая...

Рассмотрите детально каждую из названных функций. Подумайте какие ещё функции выполняет семья.

Одной из важных проблем на которую следует изучающим эту тему обратить внимание – это кризис современной семьи.

Выясните причины по которым современная семья оказалась в такой ситуации. Подумайте какую роль в этом кризисе сыграли упадок религиозности, переход к светским формам заключения брака, урбанизация, феминизация, утрата высокой ценности семейных отношений, негативный образ семьи в СМИ и др. Поразмышляйте над тем, опасен ли гомосексуализм для нормальной семьи.

Кризис семейных отношений привёл к огромному росту числа разводов. Проанализируйте последствия разводов. Все перечисленные вопросы необходимо внимательно проработать и сделать для себя надлежащие выводы.

Типология социальных институтов может строиться по различным основаниям.

В зависимости от сферы действия и их функций институты подразделяются на:

Реляционные, определяющие ролевую структуру общества по самым разным критериям от пола и возраста до индивидуальных занятий и способностей;

Регулятивные, определяющие допустимые рамки действий и санкций, карающие за выход из них (сюда относятся все механизмы социального контроля);

Культурные, связанные с идеологией, религией, искусством и т.п.;

Интегративные, связанные с социальными ролями, ответственными за обеспечение интересов социальной общности как целого.

На основе содержательных задач можно провести деление институтов:

Экономические, к которым причисляют все те институты, которые занимаются производством благ и услуг, регулированием денежного обращения, организацией и разделением труда и проч.;

Политические, или институты, связанные с установлением, выполнением и поддержанием власти (правительства, парламент, политические партии, милиция – полиция и др.);

Культурные, или все те институты, которые созданы для развития культуры, для социализации молодого поколения, передачи ему культурных ценностей общества как целого (семья как воспитательный институт, школа, вуз, учреждения культуры и др.);

Институты социальные или общественные в узком значении этого слова;

Политические институты (государства, партии, армия);

Экономические институты (разделение труда, собственность, налоги);

Институты родства, брака и семьи;

Институты, действующие в духовной сфере (образование, культура, массовые коммуникации и т.п.).

Социологи еще подразделяют социальные институты на формальные (создаются официально, обычно в рамках государства, имеют строго очерченные границы) и неформальные (не имеют жесткой регламентации). Пример первых – социальный институт здравоохранения, вторых – религия как социальный институт.

Развития социальной системы по сути сводимо к эволюции общественных институтов. В разные эпохи и в разных обществах могут доминировать разные институты. В первобытном обществе, конечно, это была семья, ныне в число приоритетных выходит наука и образование.

4.4. Функции социальных институтов

Главная функция любого социального института, как и социальных институтов в целом – это удовлетворение основных общественных потребностей. Так, например, институт брака и семьи, санкционируя форму половых отношений, удовлетворяет общественную потребность в воспроизводстве населения, социализации подрастающего поколения. Институт религии позволяет людям удовлетворять потребность в осознании смысла жизни, понимании моральных ценностей (добро, зло и др.).

В том случае, если изменившиеся социальные потребности не находят адекватного отражения в структуре и функциях соответствующих институтов, возникает дисфункция.

Такое несоответствие ведет либо к снижению роли такого института, а значит и вырождению функций (бюрократия), либо использование его для корыстного злоупотребления (коррупция).

Когда возникает расхождение между провозглашенными (официально признанными) целями и объективными последствиями, начинает действовать латентная, скрытая функция. Следует заметить, если признанная функция социального института носит произвольный («управляемый») характер, то латентная функция является непреднамеренной, неосознаваемой. Например, если явной функцией запрета на алкоголь или азартные игры является их прекращение, пресечение, то латентной функцией соответствующих действий становится создание подпольной сети (самогоноварение, действие игровых автоматов под видом тренировочных аппаратов и т.д.).

Вопросы для самоконтроля и обсуждения

      Что означает в социологии понятие «общество»?

      Общность и общество: одно и то же?

      Какие сферы охватывает общественная жизнь?

      Какое понятие является в социологиинаиболее емким и важным: общественное или социальное?

      Что такое социальные институты?

      Какова типология социальных институтов?

      Какие функции выполняют социальные институты?

      Приведите примеры основных социальных институтов в современном обществе. Дайте им краткую характеристику.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербургский государственный институт
сервиса и экономики
Новгородский филиал

Тема: «Социальные институты и их типы »

по курсу: ______________________________

Студент:2-го курса, з. о.
специальности 2305

Проверил:
_____________________________

Великий Новгород
2001

1 Введение 4

2 Социальные институты 5

2.1. Определение понятия социального института. 5

2.2. Типология социальных институтов 8

2.3. Функции и дисфункции социальных институтов 10

2.4. Институт как нормативная система 13

2.5. Динамика социальных институтов 15

Заключение 17

Список литературы 18

1 Введение

Термин «социология» ввел в 30-е годы 19 века Огюст Конт, которого и считают отцом – основателем новой научной дисциплины. По его представлениям, социология должна была объединить все знания об обществе как едином организме и дать им подлинно научную основу.

Как наука, социология была введена в 1989 году в связи с повышением интереса к социальным процессам. Например, процесс становления гражданского общества связан с утверждением прав и свобод человека, его духовной и экономической независимости гражданина. Расширение пределов свобод и прав человека, существенное увеличение возможности выбора пробуждали интерес человека к знанию основ жизни социальной общности людей, социальных процессов и явлений с целью рационального, эффективного использования приобретенных прав и свобод.

Свободная конкуренция в экономике, политике, духовной сфере поставили в прямую зависимость результативность деятельности предпринимателей от умения и использования знаний о конкретных социальных механизмах, настроений и ожиданий людей. Отраслью знаний, помогающей глубже и конкретнее познать общество, основу социального взаимодействия людей с целью рационального использования свободы, самоорганизации человека становится социология. Социология изучает общество, социальные отношения, и социальные общности, их деятельность. Философия также изучает личность и социальные общности как объекты и субъекты деятельности, но делает это на высоком уровне обобщения. Социология осмысливает общество, общественную жизнь не как предельную общую абстрактность, а как реальность.

Социология, как определенный тип знаний об обществе выходит из недр социальной философии, перенимает философскую культуру. Одновременно социология стремится к преодолению ограниченности, которую обнаруживает философия при анализе социальных явлений. Социология ставит целью помочь людям разобраться в сложных проблемах жизни. Люди, создающие общество, несомненно, имеют возможность изменить его, преобразовать на основе полученных знаний. В этом случае им на помощь приходит социология.

2 Социальные институты

2.1. Определение понятия социального института.

Социология уделяет большое внимание изучению социальных институтов общества. В социологии имеется множество определений социального института. Одним из первых дал развернутое представление о социальных институтах американский социолог и экономист Торстейн Веблен (1857 – 1929). Хотя его книга «Теория праздного класса» появилась в 1899 году, многие ее положения не устарели до сих пор.

Понятию «социальный институт» в отечественной социологии отводится значительное место. Социальный институт определяется как единый компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни 1 .

Под институтом, кроме того, подразумевают относительно стабильную совокупность символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов, которая управляет конкретной сферой социальной жизни: это семья, религия, образование, экономика, управление.

Если суммировать всё множество подходов разных учёных к пониманию социальный институт, то их можно разделить на следующие. Социальный институт представляет собой:

    ролевую систему, в которую включены также нормы и статусы;

    совокупность обычаев, традиций и правил поведения;

    формальную и неформальную организацию;

    совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений;

    обособленный комплекс социальных действий.

Понимая социальные институты как совокупность норм и механизмов, регулирующих определенную сферу общественных отношений (семья, производство, государство, образование, религия), социологи углубили представление о них как о базовых элементах, на которых покоится общество.

Приспосабливаясь к среде, общество в течение истории вырабатывает инструменты, пригодные для решения множества задач и удовлетворения важнейших потребностей. Эти инструменты и называются социальными институтами. Типичные для данного общества институты отражают культурный облик этого общества. Институты разных обществ отличаются друг от друга. Например, институт брака у разных народов содержит своеобразные обряды и церемонии, опирается на принятые в каждом обществе нормы и правила поведения. В одних странах институт брака допускает, например, многоженство, что в других странах категорически запрещено согласно их институту брака.

Внутри совокупности социальных институтов можно выделить подгруппу культурных институтов как вид частных социальных институтов. К примеру, когда говорят, что пресса, радио и телевидение представляют собой «четвертую власть», по существу их понимают как культурный институт. Коммуникационные институты являются теми органами, через которые общество посредством социальных структур производит и распространяет информацию, выраженную в символах. Они являются главным источником знаний о накопленном опыте. Подвидом коммуникационных институтов являются библиотеки, музеи, школы и университеты, телевидение, газеты, книгопечатание, радио, кино. Совокупность всех технических устройств, включая здания, работников и фонды библиотек, музеев и школ, составляет инфраструктуру институциональной системы культуры.

Социальные институты помогают решать жизненно важные проблемы большому количеству людей. Например, миллионы людей, влюбившись, прибегают к помощи института брака и семьи, а заболев – к институтам здравоохранения и т.д. Законный порядок в обществе обеспечивают такие институты, как государство, правительство, суды, полиция, адвокатура и т.д.

Институты одновременно выступают и инструментами социального контроля, т.к. благодаря своему нормативному характеру заставляют людей подчиняться принятым нормам и соблюдать соответствующую дисциплину. Поэтому институт понимается как совокупность норм и образцов поведения.

Поскольку зарубежные, а вслед за ними и отечественные социологи придерживаются различных определений социального института, то они по-разному понимают его внутреннее строение, т.е. функционально взаимосвязанную систему опорных элементов. Несмотря на многообразие точек зрения, все они по существу верны, поскольку представляют разное видение одного и того же. По мнению С.С. Фролова, правильнее говорить не об элементах, входящих в структуру института, а об институциональных признаках, т.е. общих для всех институтов чертах и свойствах. Таковых пять:

    установки и образцы поведения (привязанность, лояльность, ответственность и уважение в семье, послушание, лояльность и субординация в государстве);

    символические культурные признаки (обручальное кольцо, флаг, герб, крест, иконы и др.);

    унитарные культурные черты (дом для семьи, общественные здания для государства, магазины и фабрики для производства, учебные классы и библиотеки для образования, храмы для религии);

    устный и письменный кодексы (запреты, правовые гарантии, законы, правила);

    идеология (романтическая любовь в семье, демократизм в государстве, свобода торговли в экономике, академические свободы в образовании, православие или католицизм в религии).

2.2. Типология социальных институтов

Все социальные институты обычно подразделяют на главные и неглавные. Вторые скрываются внутри первых, представляя собой более мелкие образования. Помимо деления институтов на главные и неглавные, их классифицируют и по иным критериям. К примеру, институты различаются временем своего взаимодействия и продолжительностью существования (постоянно действующие и кратковременные институты), жесткостью применяемых санкций за нарушение правил, условиями существования, наличием или отсутствием формальных правил и процедур.

Р. Миллс насчитывал в современном обществе пять институциональных подходов, подразумевая главные институты:

    экономический – институт, организующий хозяйственную деятельность;

    политический - институт власти;

    семейный – институт, регулирующий половые отношения, рождение и социализацию детей;

    военный – институт, организующий законное наследие;

    религиозный – институт, организующий коллективное почитание богов.

Большинство социологов согласны с Миллсом в том, что главных институтов в человеческом обществе всего пять. Их предназначение - удовлетворять важнейшие жизненные потребности коллектива или общества в целом.

Пять основных потребностей и институтов:

    потребность в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);

    потребность в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство);

    потребность в средствах существования (экономические институты, производство);

    потребность в получении знаний, в социализации подрастающего поколения, подготовка кадров (институты образования в широком смысле, т.е. включая науку и культуру);

    потребность решения духовных проблем, смысла жизни (институт религии).

Институты возникли в глубокой древности. Социологи определяют производству не менее 2 млн. лет, если отправной точкой считать первое орудие труда, созданное человеком, Семье антропологи отводят второе место и полагают, что нижняя граница проходит по отметке 500 тыс. лет. С тех пор семья постоянно эволюционировала, принимая множество форм и разновидностей: полигамия, полиандрия, моногамия, сожительство, нуклеарная, расширенная, неполная семья и т.д. Государство существует примерно столько же, сколько и образование, а именно 5-6 тыс. лет. Религия в своих первобытных формах (фетишизм, тотемизм, анимизм) появилось примерно 30-40 тыс. лет назад, хотя некоторые археологи, учитывая возраст древнейших настенных рисунков (15 тыс. лет) и миниатюрных скульптур, отображающих зарождение культа Матери-Земли (25 тыс. лет), считают её возраст несколько меньшим.

Как уже говорилось, внутри главных институтов находятся неглавные, которые называются также социальными практиками или обычаями . У каждого главного института существуют свои системы наработанных практик, методов, процедур. Например, экономические институты не могут обойтись без таких механизмов, как конвертация валюты, защита частной собственности, профессиональный подбор, расстановка и оценка труда работников, маркетинг, рынок и т.д. Также внутри института семьи и брака, находятся и институты материнства и отцовства, родовой мести, побратимства, наследования социального статуса родителей и т.д. Скажем, обычай назначать свидание является элементом социальной практики ухаживания. В отличие от основного института неосновной институт выполняет специализированную задачу, обслуживая конкретный обычай или удовлетворяя нефундаментальную потребность.