Виды религии и их краткая характеристика. Самые древние религии в мире
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
Краткая характеристика мировых религий
Введение
1. Мировые религии
1.1 Христианство
1.1.1 Православие
1.2 Католицизм
1.3 Ислам
1.4 Сунизм
1.5 Шиизм
1.6 Буддизм
1.6.1 Ламаизм
1.7 Дзен-буддизм
Заключение
Список использованных источников
Введение
Политеизм сменился монотеизмом (монотеизм - религия, основанная на вере в единого и всемогущего Бога). Древнееврейский монотеизм - единственная для своего политеистического времени, времени ранних форм религиозного сознания, религиозная вера, признающая Бога единым и делающая единство Бога главным религиозным принципом.
Переход к монотеизму происходил постепенно, по мере возникновения и распространения иудаизма, христианства и ислама - трех строго монотеистических религий. Они сменяют ранние формы религиозного сознания многих народов, магические религии, которые теперь объявляются языческими (язычество- религиозные верования, не предполагающие существование единого Бога и включающие в себя самые разнообразные религиозные практики). Древние верования греков и римлян, египтян и арабов умирают с принятием этими народами христианства и ислама. Религии великих цивилизаций Латинской Америки исчезли вместе с народами этих цивилизаций, как и религиозные верования шумеров, вавилонян и прочих. До наших дней дожил только зороастризм и религиозные верования древних индийцев и китайцев, которые вошли составной частью в их более поздние национальные религии.
1. Мировые религии
1.1 Христианство
Мировые религии - термин, который применяется по отношению к буддизму, христианству, исламу, для них характерны наднациональность, космополитизм, идея равенства всех людей, пропагандистская активность. По мере своего развития, в конкретно-исторических условиях различные направления мировых религий приобрели этническую окраску.
Христианство - одна из мировых религий, основанная на вере в Бога Отца, Творца мира и человека, в его Сына Иисуса Христа и Святого Духа, единых в Троице; вере в искупление грехов, воскресение мертвых и жизнь в Царствии Божием. Христианство возникло в Палестине в I веке н.э. первоначально как религия жителей римской провинции Иудеи, ожидавших скорого прихода мессии и конца света. Эсхатологические настроения были распространены не только в иудейской общине ессеев, но и среди прочих иудеев.
Возникновение христианства непосредственно связано с учительской и проповеднической деятельностью Иисуса из Назарета - Иисуса Христа(“Христос” - греч. перевод древнееврейского “машиах”, мессия, помазанник). Его учеников и последователей стали называть христианами.
Священные тексты христиан - книги Ветхого и Нового Заветов (Библия - греч. «книга») - Священное Писание. Священное Предание христиан - труды отцов ранней христианской Церкви, постановления вселенских соборов. Библия - священная книга христиан, состоящая из Ветхого Завета и Нового Завета. Всего с неканоническими книгами Ветхого Завета Библия насчитывает 77 книг. Ветхий Завет - история пути еврейского народа в землю обетованную и история великих деяний Божиих, история заключения человека с Богом завета, союза. Новый Завет был провозглашен Иисусом Христом. Он не отменяет Ветхий, а завершает его, исполняет все ветхозаветные пророчества, чтобы наступила полнота времен, когда Бог сможет осуществить Суд над грешниками и праведниками и прекратить историю. Новый Завет состоит из 27 книг: 4 Евангелий (евангелие - греч. - благая весть), свидетельствующих о миссии Иисуса Христа и написанных, по преданию, его учениками - апостолами, Деяний апостолов, 21 Послания апостолов, Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсис).
Евангелия - раннехристианские тексты, в которых содержится жизнеописание Иисуса Христа и его учение. Из Евангелий следует, что Иисус Христос, Сын Божий, родился от Девы Марии, обрученной с плотником Иосифом. Мария зачала чудесным образом от Духа Святого. Иосиф и Мария бежали в Египет от преследований царя Ирода, а затем вернулись в Галилею. Иисус Христос был крещен Иоанном Крестителем. Согласно Библии после крещения “Иисус был возведен Духом в пустыню для искушения от диавола”. Выдержав все испытания, Иисус начал свое служение. Проповедуя свое учение, Христос призвал первых учеников, творил чудеса. Он собрал вокруг себя 12 учеников - апостолов. Иисус обличал фарисеев (фарисеи - представители общественно-религиозного течения в Иудее во II веке до н.э. - I веке н.э.) в том, что они подменили дух Закона буквой Закона и впали в лицемерие. В Иерусалиме он был выдан одним из своих учеников Иудой за 30 сребренников властям. Иудейский суд, обвинив его в том, что он провозглашал себя царем Иудейским, приговорил его к смертной казни. Римский наместник Понтий Пилат утвердил этот приговор, и Иисус Христос был распят на кресте, а затем похоронен. По свидетельствам очевидцев, на третий день он воскрес и явился своим ученикам, которые с тех пор сами начали проповедническую деятельность, с тем чтобы обратить в христианство как можно больше народов. Христиане верят, что наступит день второго пришествия Иисуса Христа и Страшный суд, на котором праведники - истинные христиане - будут отделены от грешников. Последним суждено вечно гореть в аду.
Сначала последователей Иисуса Христа было сравнительно немного, и они не были организованы. Ранние христианские общины еще не знали догматики и культа позднейшего христианства. Общины не имели специальных мест для проведения богослужения, не знали таинств. Общим для всех общин уже тогда было: вера в миссию Иисуса Христа, в то, что его добровольная искупительная жертва - смерть на кресте - отменила грех первочеловека Адама и, тем самым, открыла перед человечеством и каждым человеком возможность спасения и воскресения после Страшного суда для жизни вечной.
Идея первородного греха и отпадения людей от Бога призывает людей к покаянию, освобождению от первородного греха через крещение и возвращение к Богу через веру и любовь, недаром христианство называют религией любви. Богочеловек-Спаситель, который искупил грехи человечества и спас его, основал учение, следуя которому человек обретает вечную жизнь с Богом в Царствии Небесном. Христианство не делит людей на богатых и бедных, свободных и рабов, эллинов и иудеев, оно универсально по сути, поскольку Христос искупил всех людей. Вера во Христа, следование Его заповедям, главная из которых - заповедь любви, - вот основа христианского вероучения. Христиане считают, что справедливость, достижима и на этом свете и Царствие Божие начинается уже здесь, на Земле, в сердцах людей в их поступках, направленных на покаяние, любовь к ближнему, стремление к миру. Уверовавшие во Христа люди не дорожат сокровищами этого мира, стремятся вести праведную жизнь, реализовывать полученные от господа в дар таланты. совершенствоваться в истинном, а не показном благочестии.
В первые годы христианства существовали разрозненные христианские общины, в которых выделялись проповедники, не имевшие духовного сана. Затем появляются три степени посвящения, существующие в христианстве по сей день: диакон, пресвитер (священник), епископ. Других степеней посвящения в христианстве нет.
Пресвитеры общин (старейшины) становятся их священниками. Появляются митрополиты - руководители церковных областей, патриархи - священники, стоящие во главе крупных региональных церковных объединений. Священники христианской церкви, пройдятаинство рукоположения, на всю жизнь приобретают апостольскую преемственность, идущую от апостола Петра, первого епископа города Рима. Апостол Петр получил ее от самого Иисуса Христа, о чем свидетельствуют Евангелия. Апостольское преемство передается от священника к священнику через рукоположение до наших дней. В христианской церкви апостольским преемством обладают только священники римско-католической церкви и некоторых православных церквей, т.е., тех церквей, которые на протяжении всей истории христианства соблюдали Традицию, идущую со времен новозаветных событий.
До IV в. христианство было гонимой религией. В IV в. при римском императоре Константине христианство стало государственной религией Римской империи, это было узаконено императорским эдиктом от 324 года. Через год в 325 году под председательством Константина собрался в городе Никее первый Вселенский собор христианских церквей, сыгравший важную роль в утверждении христианского вероучения.
В христианских общинах первых веков существовало множество течений, сект, ересей. В борьбе между ними формировалось официально одобренное и принятое церковью вероучение и система обрядов. В те времена были учреждены таинства - обрядовые действия в христианстве, в которых видимым образом верующим сообщается невидимая божественная благодать. Благодать - особая божественная сила, ниспосылаемая человеку Богом для преодоления внутренне присущей человеку греховности достижения спасения. Первыми таинствами были крещение водой, освобождающее человека от первородного греха, и евхаристия, при совершении которой происходит преосуществление: хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христовой, которые христиане вкушают, подтверждая свою верность Христу в память о Тайной Вечере, где Христос сам учредил евхаристическую трапезу и в память о крестной жертве Христа («это совершаете в память обо Мне»), положившей конец жертвоприношениям и победившей сатану и смерть.
В первые века христианства, уже после Никейского собора между различными церквами, общинами и группировками велись острые догматические споры. Борьба сконцентрировалась вокруг толкования трех главных догматов: триединства Бога (Троицы), воплощения и искупления.
Никейский собор осудил учение александрийского пресвитера Ария, утверждавшего, что Бог Сын не единосущен Богу Отцу. Собор установил понимание догмата, в соответствии с которым Бог существует как единство трех лиц (ипостасей), где Сын, предвечно рождаемый от Отца, единосущный Отцу есть истинный Бог и самостоятельная личность. Впоследствии сюда добавилось учение о Святом Духе, третьей ипостаси божественной Троицы. Троица - в христианстве догмат о Боге Отце, Боге Сыне и Боге Святом Духе, едином в трех лицах. Это главный догмат христианства.
На втором - Константинопольском - соборе (381) была осуждена не только арианская ересь, но и другие многочисленные ереси, которые не разделяли Никейского Символа Веры. Символ веры - краткий свод догматов, составляющих основу вероучения какой-либо религии.
В начале V века особенно острый спор разгорелся вокруг догмата боговоплощения. Часть духовенства, возглавляемая константинопольским патриархом Несторием, отвергла сложившееся представление о рождении Христа от Богородицы. Женщина, утверждали несториане, родила человека, а не Бога. И только по наитию Святого Духа в него вселилось божество и он стал орудием спасения. На третьем - Эффесском - вселенском соборе (431) было утверждено 6 правил защиты догмата боговоплощения, согласно которому в Иисусе Христе слились две природы - божественная и человеческая. Четвертый - Халкидонский собор утвердил догмат воплощения, согласно которому Христос должен рассматриваться как истинный Бог и истинный человек. Вечно рождаясь от Отца по божеству, он родился от Марии, девы по человечеству.
Только в середине VI века решился спор о том, как изображать Иисуса Христа. На пятом - Константинопольском - вселенском соборе (553) было решено изображать Сына Божьего в человеческом облике, а не в виде агнца. К VIII-IX векам относятся споры иконоборцев и иконопочитателей, после которых утвердилось почитание икон.
Впоследствии к первым двум таинствам христианства добавились еще пять: миропомазание, священство, покаяние, брак, елеосвящение, которые видимым образом предстают как конфирмация, рукоположение, исповедь, венчание, таинство больных.
Первоначально христианство не представляло собой единого религиозного течения. Распространяясь по многочисленным провинциям Римской империи, оно приспосабливалось к условиям каждой страны, к сложившимся социальным отношениям и местным традициям.
Следствием децентрализации Римского государства было возникновение первых четырех автокефальных (самостоятельных) церквей: Константинопольской, Антиохийской, Александрий-ской, Иерусалимской. Вскоре от Антиохийской церкви отделились Кипрская и Грузинская церкви. Во главе этих самостоятельных христианских церквей стояли патриархи с апостольским преемством. Православными церквами первоначально назывались церкви восточной ветви христианских общин, обособлению которой от западной ветви способствовало разделение Римской империи на Восточную и Западную в 395 г. Между западной (во главе с римским епископом - Римским Папой) единой централизованной церковью и восточными церквами развернулась борьба за влияние, которая завершилась их формальным разрывом в 1054 г. и окончательным разделением христианства на православие и католицизм.
1.1.1 Православие
Православие - одно из основных направлений христианства, не имеющее единого центра и представленное несколькими самостоятельными церквями. В настоящее время православие представлено рядом автокефальных (самостоятельных) церквей: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Польская, Румынская, Чешская, Словацкая, Американская и другие.
Образование православных церквей началось еще в первые века возникновения христианства и господствовало в восточной части Римской империи - Византии. С 1589 г. на Руси избирается свой патриарх и русская церковь становится независимой от Византии. В настоящее время - это одна из православных церквей.
Отличительной особенностью православия является то, что оно со времени первых семи вселенских соборов не добавило ни одного догмата к своему вероучению. Оно также не отказалось ни от одного, как это имело место в протестантизме (протестантизм - совокупность многочисленных христианских церквей, сект и деноминаций значительно отличающихся по вероучению и деятельности от основных христианских церквей). Именно это православная церковь считает главной из своих заслуг.
Центральным в православном мире по традиции считается Вселенский Константинопольский Патриархат, признающий своей задаче сохранение единства восточных Церквей в вероучении и верности решениям Отцов семи Вселенских соборов(IV-VIII века). Православие отрицает примат Папы по отношению к епископам, находящимся вне юрисдикции Рима. Согласно православной традиции, любая поместная Церковь, сохранившая апостольское преемство и чистоту веры, является Церковью в полном и подлинном смысле слова, этим православие ставит под вопрос право протестантов называть свои христианские общины Церквами.
Православие тяготеет к традиционализму и храмовому благочестию. Оно мало внимания уделяет целенаправленной организации своей деятельности, миссионерской работе и социальному служению, раскрытию творческих сил человека и защите социальной справедливости. Гораздо большее значение придается деятельности в рамках уклада Церкви. Монашество считается лучшей частью православного народа Божия.
Православная философская мысль XIX-XX веков развивалась весьма свободно по отношению к догматике и отличается высоким уровнем и своеобразными подходами к вопросам Богопознания, метафизики, антропологии, космологии и т.п.
мировая религия христианство ислам буддизм
1.2 Католицизм
Католицизм - одна из основных христианских церквей наиболее многочисленная и жестко централизованная. Он распространен преимущественно в Западной Европе, Латинской Америке и США, однако немногочисленные католические общины существуют по всему миру.
Католицизм имеет единую церковную организацию во главе с Папой Римским и с центром в Ватикане - теократическом государстве, находящемся на территории города Рима. Католицизм (римско-католическая церковь) охватывает все христианские общины, находящиеся в полном единстве с Римом, имеющие с ним общность вероучения, таинств и обрядовой традиции, нравственности и образа жизни. Католик - тот, кто принадлежит к общине под юрисдикцией Рима, верит, что Рим - центр вселенского христианства, что Папа - викарий Иисуса Христа и наследник кафедры и служения апостола Петра, имеющий полномочия примата по отношению ко всем епископам в мире.
Миссия католической церкви - активно распространять действие спасительный благодати Христовой на все сферы деятельности человека, а для этого - идти на открытый диалог со светской культурой. Для католицизма характерен христианский миссионерский универсализм - никакие земные барьеры не имеют значения для передачи евангельской вести тем, кто в ней нуждается. Католики консервативны по отношению к собственной традиции, они считают свой духовный опыт нарастающим в истории и не склонны революционно преобразовывать свою традицию. Для католиков характерен высокий уровень организованности, дисциплины и личной ответственности, необходимой для осуществления большого числа различных христианских миссий.
Католики убеждены, что долг Церкви - защищать свободу и достоинство человека и социальную справедливость вопреки всем силам мира сего. Религиозно-философская мысль в католицизме каждый век приносила миру немало великих имен и результатов, то же можно сказать и о достижениях в литургической музыке, храмовом строительстве, скульптуре и живописи - все это - творения осененных божественной благодатью великих музыкантов (Моцарт, Бах, Гендель, Шуберт), архитекторов и скульпторов (Микеланджело, Доницетти), живописцев (Леонардо, Эль Греко, Рафаэль).
Протестантизм возник в XVI веке как обширное движение в западном христианстве, распространившееся по всему миру и продолжающееся до сих пор. Выступив против авторитаризма и традиционализма Римско-Католической Церкви, оно поставило вопрос, что считать истинным христианством и как вновь создать в условиях современного мира подлинную святую Церковь, имея образцы первоапостольских общин в Священном Писании.
Лютеранство и кальвинизм континентальной Европе и англиканство в Британии стали первыми достижениями протестантства, но общая неудовлетворенность его результатами постоянно приводила к появлению новых реформационных движений - пуританства, пресвитерианства, методистов, баптистов, пятидесятников и пр.
Главная задача Реформации состояла в том, чтобы сформулировать религиозную концепцию, которая была бы жизненно важной и социально значимой в изменившихся общественных условиях.
Лютеранство - одно из основных течений в протестантизме, основывающееся на учении немецкого священника и монаха Лютера. Суть учения состоит в том, что содержание вероучения целиком дается в Священном Писании, поэтому в Священном Предании нет нужды; один лишь Бог прощает человеку его грехи, поэтому нет нужды в духовенстве, а есть «священство всех верных» в церковной общине; человек потерял в грехопадении изначальную праведность, обречен жить в рабстве греха, не способен творить добро, но спасается по вере в Христа - оправдывается только верой без благочестивых дел; сотрудничества человека в деле спасения нет - все решает и делает только Бог, а не воля человека; человеческий разум в силу своей крайней греховности не способен к открытию Бога, постижению истины, к Богопознанию. Отсюда отрицательное отношение к философским исканиям и творчеству, к свободе человеческого духа. В таинствах лютеране признают реальное присутствие Христа. В лютеранстве существуют различные течения, в частности, многие лютеране считают, что роль личных усилий человека в своем спасении значительна. Со временем лютеране пришли и к тому, что необходима критическая библеистика, выявившая несводимость многогранность библейского содержания к лютеранской доктрине. Лютеранство - церковь северонемецких княжеств - сейчас распространено широко в Европе и США. Признает авторитет Никейского символа веры. Сохраняет епископат, особое посвящение в духовный сан и два таинства: крещение и евхаристию. Кальвинизм - одна из основных протестантских традиций, связанная с деятельностью французского реформатора Кальвина. Восприняв основные положения лютеранства, кальвин видоизменил их следующим образом: Бог абсолютно всемогущ и является первопричиной всего, происходящего в мире его справедливость и милость не так важны, как Его предопределяющая воля. Человек после грехопадения зол по природе и, погрузившись в царство зла, не может иметь ни спасения, ни воли к спасению, ни добрых дел, ни веры в Бога и духовного блаженства. Заслуги Христа, умершего на кресте, открывают человеку возможность обрести веру и благодать, а также оправдание его благочестивым делам. Бог предопределяет к спасению или к погибели, и Его решение непреложно, поэтому спасающая благодать, если она получена, уже никогда не может быть потеряна. Вера в Бога равнозначна вере в непреложность благодати, спасающей вечности. Библия несет в себе все, что необходимо для исполнения нашего долга перед Богом, ее авторитет удостоверен свидетельством Святого Духа. Таинства кальвинисты толкуют символически - как свидетельство благодати. Государство, с точки зрения кальвинистов, должно быть теократически подчинено Церкви. Кальвинизм - в настоящее время швейцарская реформаторская церковь. В кальвинизме нет общеобязательного символа веры, единственный источник вероучения - Библия. Крещение и евхаристия - не таинства, а символические обряды. Англиканство - протестантская церковь Англии. Ее главой был объявлен английский король. Вскоре была утверждена англиканская литургия и свой символ веры (“39 статей”). Англиканство сочетает католический догмат о спасающей силе Церкви с протестантским учением о спасении личной верой. По культу и организационным принципам англиканская церковь ближе к католической церкви. Внешняя обрядовая сторона католицизма в англиканской церкви почти не была реформирована. Король назначает епископов, глава англиканской церкви - архиепископ Кентерберийский. Священнослужители могут состоять в браке, в последнее время к священству допускаются и женщины.
1.3 Ислам
Ислам (в переводе с арабского “покорность”, “предание себя Богу”) - одна из мировых религий, в основе вероучения которой лежит вера в Аллаха и покорность ему. Мусульманские общины имеются более чем в 120 странах. В 28 странах ислам признан государственной религией. Ислам возник в VII в. н.э. на Аравийском полуострове среди арабских племен, исповедовавших политеистические родоплеменные верования. Наиболее влиятельным было племя курейшитов, ему принадлежало наиболее древнее святилище Кааба, ставшее впоследствии обще-мусульманским. Оно находилось в Мекке. Возникновение мусульманства связано с деятельностью пророка Мухаммеда (ок. 570-632). В противоположность политеизму языческих религий Мухаммед провозгласил, что существует лишь один великий Бог - Аллах (аль-Иллах - ранее племенной Бог мекканских курейшитов) и что все должны быть покорны его воле. Это был призыв к сплочению арабов. Все правоверные должны сплотиться вокруг учения святого пророка, на основе культа единого Аллаха. Мухаммед призвал арабов верить в единого Бога и служить ему в ожидании конца мира, судного дня и установления царства Божия - царства справедливости и мира для праведных. Мухаммед был знаком, как и другие просвещенные арабы, с разными народами и религиями, в том числе с иудаизмом и христианством. Не удивительно, что многое в учении Мухаммеда оказалось заимствованным из Ветхого и Нового Заветов.
Коран - священная книга мусульман, по преданию записанная пророком Мухаммедом непосредственно со слов Аллаха. Согласно преданию текст Корана был передан пророку самим Аллахом через посредничество ангела Джебраила (библейского Гавриила). Мусульманские богословы объясняют многочисленные совпадения текстов Библии и Корана тем, что Аллах и раньше передавал свои священные заповеди пророкам, но эти заповеди были искажены иудеями и христианами. Только Мухаммед смог передать их в подлинном и истинном виде. Само слово Коран означает “чтение вслух”. Первые проповеди Мухаммеда были записаны его секретарями-писцами и легли в основу Корана. Он состоит из 114 сур (глав), в которых говорится обо всех сторонах жизни, включая правосудие, мораль, обрядовые предписания.
В исламе монотеизм проведен наиболее последовательно. Аллах - Бог единственный, безликий, высший и всемогущий, мудрый, творец всего сущего и его верховный судья. Над Богом нет никакого нравственного закона, в соответствии с которым он может действовать. Аллах - абсолютная воля. Рядом с ним нет ни других богов, ни каких бы то ни было самостоятельных существ. Аллах в любой момент может изменить мир, как захочет. Содержание того, что Аллах требует от людей, изложено в законе, данном в его откровении. Ислам - религия книги и закона, вся жизнь верующих полностью подчинена закону. Существуют, кроме ангелов, как бы воплощающих идею добра (во главе с Джебраилом, Михаилом, Исрафаилом и Азраилом), демоны и джины, злые духи во главе с дьяволом Иблисом, которого проклял Аллах. В исламе есть учение о рае и аде, о воздаянии человеку в загробном мире за его дела. На Страшном суде сам Аллах будет допрашивать живых и мертвых, и они, с книгой, в которой записаны их дела, в страхе будут ждать его решения. Неверные попадут в ад, праведные - в рай, заступничество Мухаммеда может смягчить участь грешников.
Основными обязанностями мусульманина являются следующие пять столпов веры.
1. Исповедание: “Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед - пророк его”. Чтобы стать мусульманином, достаточно торжественно произнести эту фразу и выполнять остальные обязанности.
2. Молитва. Обязательный каждодневный пятикратный ритуал. Те, кто не молится пять раз в день, - неверные. По пятницам и в праздничные дни совершаются торжественные богослужения, которыми руководят имамы. Перед молитвой правоверный обязан совершить омовение, обряд очищения (малого - мытье рук, ног и лица, и большого, в случае серьезной нечистоты, - полное омовение всего тела). Если нет воды, ее заменяет песок.
3. Пост. Главный - Рамазан (Рамадан), он длится месяц, в течение которого от рассвета до заката правоверные не имеют права ни есть, ни пить, ни курить.
4. Милостыня. Обязательная милостыня - закят (закат) - воспринимается как очистительный ритуал для имущих (несколько процентов годового дохода) и дополнительная - садака - добровольное подаяние.
5. Хадж. Паломничество. Еще один из столпов веры, для многих трудноисполнимый. Считается, что каждый здоровый мусульманин должен раз в жизни посетить святые места в Мекке и поклониться Каабе. Ежегодно несколько десятков тысяч правоверных прибывают в Мекку в дни великого жертвоприношения Аллаху. Совершившие обряд паломники получают почетное наименование - ходжа.
К этим пяти нередко добавляют еще один, шестой, столп веры - священную войну против неверных (джихад или газават). Иногда война против неверных рассматривается как священная заповедь. Участие в ней освобождает от всех грехов и обеспечивает павшему на поле боя место в раю. Место богослужения, проповедей и молитв - мечеть. Это также место собрания правоверных во всех важных случаях жизни, своего рода культурный центр. Здесь решаются текущие дела, проводится сбор милостыни и пожертвований и т.д. Важная функция мечети - организация обучения детей. Образование в исламских странах - религиозное. Ислам характеризует безусловная покорность религиозному закону, который санкционирует все области жизни мусульманина. Система мусульманского права - шариат (араб. шариа - прямой, правильный путь) - единая система законов, регулирующая всю личную жизнь и общественную жизнь последователей ислама. Шариат начал оформляться в VIII в. и включил такие нормы, которые регулируют государственные, имущественные, семейно-брачные, гражданские, бытовые и прочие взаимоотношения мусульман. Сначала все действия мусульман разделились на два вида - запретное и одобренное. К моменту окончательного формирования шариата все действия были разделены на пять категорий:
- фарз - действия, выполнение которых считалось обязательным;
- суннат - выполнение желательно;
- мухоб - добровольные действия;
- макрук - нежелательные действия;
- харом - строго запрещенные виды действия.
По шариату устанавливаются пищевые нормы, запрещается игра на музыкальных инструментах, украшение дома художественными картинами, вступление в брак с иноверцами, если последние не принимают ислам и т.п.
По шариату мусульманскими праздниками являются праздник “ид аль-адха” (курбан-байрам) и “ид аль-фитра” (ураза-байрам): великий праздник жертвоприношения и малый праздник разговения. Отмечаются также мавлюд (маулид) (день рождения Мухаммеда), мирадж (вознесение Мухаммеда на небо) и пятница (день общественной молитвы).
1.4 Сунизм
В результате внутренних противоречий в исламе во 2-й половине VII в. возникли три направления: хариджиты, сунниты и шииты. Два последних - главные направления в исламе и до сего дня.
Суннизм является самым крупным направлением в исламе, почти 90% мусульман относится к суннитам. В отличие от других направлений в суннизме не возникли особые течения или секты. Только в новое время как религиозно-политическое движение появились ваххабиты.
Разделение ислама на суннизм и шиизм произошло в результате политической борьбы за престол арабского халифата. Суннизм, который опирается на Коран и Сунну (Сунна - священное предание ислама, изложенное в рассказах - хадисах - о поступках и изречениях пророка Мухаммеда), был официальной религией халифата. Последователи суннизма признавали законность власти первых четырех халифов, а шииты считали единственным законным главой мусульман четвертого халифа - Али (ум. 661 г.), двоюродного брата и зятя Мухаммеда. Лозунгом шиитов был принцип наследственной духовной власти, т.е. предоставление трона халифов потомкам Али (имамат).
В суннизме существуют 4 школы религиозно-юридического толка (мазхаб) и мистическое течение - суфизм.
1.5 Шиизм
Последователи шиизма имамиты признают 12 имамов из числа прямых потомков Али. Согласно учению имамитов, в конце IX в. двенадцатый по счету имам - Мухаммед бен аль-Хасан - таинственно исчез. Шииты поклоняются этому “скрытому имаму”. Как и сунниты, они признают святость Корана, а в Сунне признают лишь те хадисы, авторами которых являются Али и его последователи. Вместе с тем шииты имеют собственные священные писания - ахбары, куда входят хадисы, связанные с именем Али.
В VII-IX вв. шиизм распался на несколько ответвлений: кайсанитов, зейдитов, имамитов.
1.6 Буддизм
Буддизм - одна из мировых религий, вероучение которой созданное Буддой, считает, что жизнь есть зло и страдание, и призывает преодолеть привязанность к миру и вступить на «путь спасения». Он возник в середине I тысячелетия до н.э. в Индии, но, пережив там расцвет, закрепился в сознании и практике народов некоторых регионов: Азии (Дальнего Востока, других областей). Сейчас во всем мире очень большое число последователей буддизма. Буддизм возник в Индии в противовес кастовому брахманизму. Его основатель - Будда Шакьямуни был сыном князя из племени шакья. После беспечной жизни во дворце молодой царевич Сиддхартха Гаутама остро ощутил бренность и безысходность жизни, ужас перед бесконечной чередой перевоплощений души. Этическое истолкование священных текстов, а также традиционное брахманское мышление не удовлетворяли его, поскольку не давали возможность понять смысл человеческого бытия и примириться с идеей кармы. Пришедшее к Гаутаме озарение позволило ему стать Буддой (Просветленным). Именно Будде удалось доступно и убедительно выразить ожидания общества: жизнь есть страдание, от страдания можно спастись, есть путь спасения. Этот путь нашел и описал Будда. Сам Будда, а затем его ученики и последователи пользовались тщательно разработанными в священных текстах брахманизма понятийным аппаратом и языком - санскритом, а также языком пали. Их размышления в общем вписывались в идейный фон брахманизма с его учением о карме, нирване и т.д. Однако акцент перемещался от коллективного к индивидуальному: человек мог вырваться из круга перерождений индивидуальным усилием, осознав и сформулировав свой, личный праведный путь, и, повлияв на судьбу, изменить карму.
В возможности принять учение Будды и избрать путь к спасению все люди оказались равны. Сословные, этнические, кастовые различия объяснялись как вторичные и соответственно могли быть изменены в процессе нравственного совершенствования. Главная же цель буддиста - вырваться из цепи перерождений и слиться с Абсолютом (в буддизме отсутствует персонифицированный Бог). Идеи первоначального буддизма способствовали его распространению. В III в. до н.э. Ашока, крупнейший правитель Индии, объявил себя покровителем буддийского монашества - сангхи - и защитником этических норм буддизма - дхармы и тем самым укрепил свою власть и буддизм. На проведенном под контролем государства Соборе в Паталипутре начался процесс канонизации учения. Утвердилось представление о “трех драгоценностях” буддизма: учителе - Будде, учении - дхарме, хранителе истины - сангхи. Именно сангха становится тем институтом, который указывает и облегчает путь к нирване, толкует учение. Ключевой становится роль учителя, наставника - бодхисаттвы. Относительное безразличие раннего буддизма к обрядности облегчало приспособление к местным условиям, освоение местных культов.
Учение буддизма изложено в ряде канонических сборников, центральное место среди которых занимает буддистский канон - “Типитака” (на языке пали), или “Трипитака” (санскр., что означает “Три корзины”) - это сборник буддистской религиозной канонической литературы, считающийся откровениями самого Будды в изложении его учеников. По буддизму жизнь во всех ее проявлениях - это выражение различных комбинаций или потоков нематериальных частиц - дхарм. Сочетания дхарм определяют бытие того или иного человека, животного, растения, камня и т.д. После распадения соответствующего сочетания наступает смерть, но дхармы не исчезают бесследно, а образуют новую комбинацию; этим объясняется перерождение индивида в соответствии с законом кармы - воздаяния в зависимости от поведения в предыдущей жизни. Бесконечная цепь перерождений может быть прервана, к этому должен стремиться каждый. Прекращение перерождений означает достижение нирваны. Но достижение нирваны возможно только при очень добродетельной жизни.
Основу учения составляют “четыре благородные истины”, которые открылись Будде в момент просветления:
1. Жизнь есть страдание.
2. Причина всех страданий - невежество, материальные желания.
3. Страдания можно погасить путем избавления от желаний, для чего нужно:
4. вести добродетельную жизнь по законам “правильного поведения” и “правильного знания”.
“Правильное поведение” - это жизнь в соответствии со следующими принципами: не убий и не причиняй никому вреда, не укради, не лги, не прелюбодействуй и т.п. Для монашества необходим аскетизм. “Правильное знание” подразумевает самоуглубление и внутреннее созерцание - медитацию.
Буддийский пантеон объединяет множество богов как индийского происхождения, так и пришедших из верований неиндийских народов, принявших буддизм. Богопочитание не играет в буддизме большой роли.
Основы философии буддизма - хинаяна и махаяна. Две тенденции раннего буддизма, эволюционируя в ходе его распространения, оформились к началу нашей эры в два направления: “узкий” путь спасения -хинаяна и “широкий” путь спасения - махаяна. Хинаяна ближе раннему буддизму. В ней путь к спасению пролегал через членство в сангхе, через монашеское состояние, велика была роль учителей и мала роль обрядности, менее значим и сложен пантеон. Махаяна более похожа на обычную религию: она делает понятие нирваны доступным не узкому кругу монахов, а обыденному религиозному сознанию, отходит от исключительно негативного отношения к миру перерождений. На колеснице спасения могут уместиться теперь многие. Большую роль в махаяне играют божества, им можно молиться, прося помощи и заступничества. Наряду с великим Буддой появились и многие другие будды, ставшие объектами культа, возникли их изображения. Появилось представление о рае и аде. Если в III-I вв. до н.э. буддизм распространялся за пределами Индии только в форме хинаяны в южном и юго-восточном направлении, то с рубежа нашей эры начинается его движение на север, северо-запад и северо-восток в форме махаяны. Буддизм проник и на Дальний Восток, где обрел вторую жизнь.
1.6.1 Ламаизм
Название этого особого направления буддизма произошло от слова “лама” - названия монаха или жреца - основной фигуры в тибетском варианте буддизма. Этот вариант буддизма сложился в VII-XIV вв. н.э. в Тибете на основе махаяны и тантризма - гадательной практики местных племен. Ламаизм является до настоящего времени основной религией тибетцев, разделяясь на ряд сект или школ. К XVII в. распространился среди монголов, бурят, тувинцев и калмыков.
В ламаизме, признающем все основные догматы буддизма, особая роль в спасении приписывается ламам, без помощи которых рядовой верующий не может ни достичь нирваны, ни попасть в рай. Каноническую основу ламаизма составляют сборники святых текстов - Ганджур и Данджур. Для ламаизма характерны пышное богослужение и театрализованные мистерии, множество бытовых обрядов, магических приемов и заклинаний, направленных против злых сил и духов. Главная добродетель - безусловное подчинение ламам. “Десять черных грехов” - убийство, кража, прелюбодеяние, ложь, клевета, злословие, пустословие, жадность, злоба, ложные воззрения.
Центральное духовное управление ламаистами России осуществляет хамбо-лама из своей резиденции на территории Бурятии.
1.7 Дзен-буддизм
Дзен-буддизм - китайская форма махаяны (раннего буддизма), распространившаяся в Китае с I в. н.э. В VI-VII вв. происходит распад дзен или чань - (кит. “чань” от санскритского “дхъяна” - медитация) буддизма на северную и южную ветви. Северная вскоре полностью заглохнет, а южная и составит основу китайского (чань) и японского (дзен) буддизма.
Восприняв в качестве центральных категорий такие понятия буддийской философии как нирвана, карма, перерождения, основной упор последователи дзен делали на внелогические средства (метод внезапного озарения - сатори). Для этого, кроме собственно медитации, активно использовались парадоксальные задачи, диалоги, дыхательные и гимнастические упражнения. Просветления, как считалось, можно было достичь также ненормальным (недостойным) поведением: громким хохотом, резким окликом и т.д. В дзен-буддизме фактически отвергаются канонические буддийские ценности: так, нирваны, озарения можно достичь лишь тогда, когда человек живет без цели и без направления деятельности. Здесь дзен сходится с даосизмом.
В настоящее время дзен-буддизм распространен в Корее, Вьетнаме, Японии, у народов других стран.
Заключение
Все мировые религии объединяет космополитизм, их ведущий принцип. Перед лицом Бога или мирового закона все равны. Главное для верующего - это не его социальный статус или этническая принадлежность, а самоотверженное служение Богу или мировой необходимости. Буддизм, христианство и ислам это служение понимают практически одинаково, как соблюдение заповедей как свидетельство верности Богу. Последние также очень похожи: не убий, не укради, не прелюбодействуй, не лги, не злословь и т.д. Все мировые религии целью соблюдения заповедей и служения Богу (в буддизме - мировой необходимости, Абсолюту) признают бессмертие и вечное блаженство духовной субстанции индивида. Это восстановление утраченного сакрального единства человека и “высшей реальности”, которое предстает смыслом человеческого существования.
Список использованных источников
1.Лобазова О.Ф. Религиеведение: учебник для вузов / Под ред. Жукова В.И. - 3-е изд. - М.: Дашков и К, 2007 (Гриф Учебно-методического объединения Министерства образования РФ).
2.Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. - М.: Центр, 2004 (Гриф Министерства образования и науки РФ).
3. Яблоков И.Н. Основы религиеведения: Учебник для вузов. - М.: Высшая школа, 2005 (Гриф Министерства образования и науки РФ).
Размещено на Allbest
Подобные документы
Буддизм, христианство и ислам как ведущие мировые религии. Основополагающие принципы этих религий. Кардинальное отличие друг от друга, основные черты. Характеристика священных текстов, присущих христианству и исламу. Практические и обрядовые заповеди.
презентация , добавлен 02.05.2014
Исследование религии как исторического феномена. Общая характеристика христианства, ислама и буддизма, особенности их направлений, догматов, священные книги. Специфика направлений: православие, католицизм, протестантизм, монофизитство и несторианство.
контрольная работа , добавлен 23.10.2011
Изучение христианства как самой многочисленной религии в мире. Зарождение католицизма, православия и протестантизма. Основные направления ислама как монотеистической религии. Возникновение буддизма, индуизма, конфуцианства, даосизма, синтоизма и иудаизма.
презентация , добавлен 30.01.2015
Религиозная система представления мира. Основы религиозных представлений мировых религий. Понятия религий христианства и ислама. Представления о Боге и о человеке. Различия христианства и ислама. Общие черты двух религий. Священная книга ислама.
контрольная работа , добавлен 09.09.2015
История возникновения христианства в Европе и Руси. Описание его основных конфессий: католицизма, православия, протестантизма. Особенности их вероисповеданий. Статистические показатели распространения мировой религии по регионам и населению России.
реферат , добавлен 30.01.2016
Возникновение и распространение христианства, его вероисповедальные формы. Ислам - мировая религия, имеющая своих приверженцев в большинстве стран мира. Роль, отведенная Аллаху и Корану. Характеристика буддизма: зарождение, основные положения и постулаты.
контрольная работа , добавлен 18.11.2010
Христианство как собирательный термин для характеристики трех основных направлений религий: православия, католицизма и протестантизма. Возникновение христианства, причины расколов церкви на три главных направления, раскол Римской церкви, его последствия.
реферат , добавлен 14.09.2009
Понятие, сущность и значение религии в жизни общества. Краткая характеристика всех крупнейших религий, основополагающие черты иудаизма, православия, католицизма, ислама. Истоки религий, Библия как основной догмат христианства, современные учения-ереси.
курс лекций , добавлен 20.06.2009
Мифология и ранние формы верований. Религиозно-философские школы Китая. Древневосточные религии: брахманизм, буддизм, джайнизм, индуизм, даосизм, конфуцианство. История иудаизма и ислама. Принятие христианства на Руси. Основы и философия католицизма.
курс лекций , добавлен 27.02.2014
Возникновение и развитие христианства. Основные направления христианства. Католицизм. Протестантизм. Православие и основные положения христианства. Основные черты христианской религии. Священное Писание. Священное Предание. Таинства. Соборность.
В современном мире существуют тысячи верований и религий, одни из которых имеют миллионы адептов, а другие - всего несколько тысяч или даже сотен верующих.
Религия являет собой одну из форм осознания мира, которая обусловлена на вере в высшие силы. Как правило, каждая религия включает в себя ряд морально-этических норм и правил поведения, культовых ритуалов и обрядов, а также объединяет группу верующих в организацию. Все религии опираются на веру человека во сверхъестественные силы, а также на взаимоотношения верующих с их божеством (божествами). Несмотря на кажущуюся разность религий, многие постулаты и догмы различных верований очень схожи, и особенно это заметно в сравнении основных мировых религий.
Христианство
Основателем христианства является Иисус Христос (Иисус из Назарета, 2 до н.э. Вифлеем - 33 н.э. Иерусалим), сын Бога и богочеловек (то есть совмещает в себе природу божественного и человеческого). Второе лицо в структуре Троицы. Бог Сын воплощающий в себе Слово Божье, посредник между Богом и людьми, устами которого Господь возвещает истину Откровения.Он был сыном бедного плотника из г. Галилеи. До 30 лет жил в полной неизвестности, затем выступил с проповедью никем ранее не слыханного учения. Вокруг него образовался небольшой круг учеников. Но и ученики его не понимали, многочисленные враги преследовали его, пока не восторжествовали над ним, предав его позорной смерти на кресте, как преступника и злодея. Иисус Христос принял смерть на кресте «во искупление грехов человеческих», а затем воскрес и вознесся на небо.
Это религия, география которой самая обширная. В её основу легло учение Иисуса Христа, отсюда и название «христианство». Христиане считают, что Иисус - это сын Божий и веруют в Троицу (Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой). В Библии написано, что Иисус вернется на землю, чтобы судить живых и мертвых.
Библия - священная книга христиан, она состоит из двух частей: Ветхий Завет и Новый Завет. В Ветхом Завете описана жизнь до рождения Иисуса Христа. В Новом Завете описаны жизнь и учения уже самого Иисуса. В Новый Завет входят: Евангелие, Деяния апостолов - 21 послание апостолов, Апокалипсис (или Откровение Иоанна Богослова). Существует четыре Евангелия: от Марка (70 год), от Луки (80 год), от Матфея (90 год), от Иоанна (100 год). Тексты, не вошедшие в кодекс Библии, но признанные церковью священными, называются Апокрифами.
Разница между тремя основными направлениями христианства (католицизм, протестантизм и православие) в том, что православные христиане, в отличии от католиков и протестантов, не верят в наличие чистилища, а протестанты считают залогом спасения души внутреннюю веру, а не соблюдение множества таинств и обрядов, поэтому церкви христиан-протестантов более скромны, чем храмы католиков и православных, а также количество церковных таинств у протестантов меньше, чем у христиан, придерживающихся других течений этой религии.
В возникшем в Европе XVI века, во времена Реформации, движении протестанцизма есть 3 основных догмата, включающих признание истинным Священным Писанием только Библии, признание спасения души только через принятие искупительной жертвы Христа и отрицание главенства Папы Римского. Для протестантов любой верующий может называться священником, и нет необходимости в заступничестве святых или Девы Марии.
Персональной главой Русской православной церкви является Патриарх Московский и всея Руси. Патриарх правит церковью вместе со Священным Синодом. РПЦ делится на епархии, во главе которых стоят епархиальные архиереи. Епархии включают благочинные округа, которые делятся на приходы. Во главе Католической церкви - Папа Римский, светский и духовный руководитель Ватикана. Правящий орган Ватикана носит название Святой престол.
Символы христианства - православный и католический крест.
Число приверженцев христианства во всем мире превышает 2 млрд, из них в Европе - по различным оценкам от 400 до 550 млн, в Латинской Америке - около 380 млн, в Северной Америке - 180-250 млн (США - 160-225 млн, Канада - 25 млн), в Азии - около 300 млн, в Африке - 300-400 млн, в Австралии - 14 млн. Приблизительное число приверженцев различных христианских конфессий: католиков - около 1 млрд, протестантов - около 400 млн (в том числе 100 млн. пятидесятников, 70 млн. методистов, 70 млн. баптистов, 64 млн. лютеран, около 75 млн. пресвитериан и близких к ним течений), православных и приверженцев Древневосточных церквей («нехалкидонские» церкви и несториане) - около 240 млн., англикан - около 70 млн., григориан - 10 млн.
Ислам
Основателем ислама стал пророк Мухаммед (ок. 570-632) из рода одного из крупных племен курайшитов. Склонный к одиночеству, Мухаммед предается благочестивым размышлениям. По легенде, в молодости ангелы рассекли грудь Мухаммеда и омыли его сердце, а в 610 г. в возрасте 40 лет он получил Откровение на горе Хира во время 40-дневного поста, и слова небесного посланника Джабраила (Архангел Гавриил) запечатлелись в сердце Пророка как «надпись». Мухаммед с небольшой группой последователей терпит гонения и переселяется в 622 году из родной Мекки в Медину. Борьба Мухаммеда за утверждение новой религии - веры в единого Бога (Аллаха) - закончилась победой над языческой Меккой в 630 году.Пророку Мухаммеду Аллахом была ниспослан Коран (араб. «чтение вслух, наизусть») - главная священная книга мусульман, запись проповедей, произнесенных Мухаммедом в форме «пророческих откровений». Коран состоит из 114 глав (сур), расчлененных на 6204 стихов (аятов). Большая часть этих стихов имеет мифологический характер, и лишь около 500 стихов содержат предписания, относящиеся к правилам поведения мусульман. Другим авторитетным и обязательным для всех мусульман источником права является Сунна («Священное Предание»), состоящая из многочисленных рассказов (хадисов) о суждениях и поступках самого Мухаммеда.
«Ислам» значит «покорность Богу», это религия основана на учении Мухаммеда. Последователи ислама известны как мусульмане. Они веруют в единого Бога Аллаха и его пророка Магомеда, в существование души и в загробную жизнь. Также придерживаются пяти основных принципов ислама, пяти правил, на которых основывается вера настоящего мусульманина: произнесение вслух махады (основного положения символа веры - «Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед - посланник его»); пятикратная ежедневная молитва (намаз); соблюдение поста (ура-за) в месяц Рамазан; благотворительность - закят (обязательная уплата налога, взимание которого предписано в Коране, а размеры обложения разработаны в шариате) и садака (добровольное пожертвование); хадж (паломничество в Мекку).
Шариат (мусульманское право) органически связан с исламом, его учением. Это свод религиозных и правовых норм, составленный на основе Корана и Сунны, содержащий нормы государственного, наследственного, уголовного и брачно-семейного права. Ислам рассматривает правовые установления, как частицу единого закона и порядка. Отсюда велениям и запрещениям, составляющим нормы шариата, также приписывается божественное значение.
На сегодня существует три основных течения ислама - Сунниты, Шииты и Хариджиты. Сунниты считают правопреемниками Магомеда первых четырех халифов, а также, помимо Корана, признают священными книгами сунны, Шииты считают, что приемниками Пророка могут быть только его прямые кровные потомки. Хариджиты - это наиболее радикальное ответвление ислама, верования его сторонников схожи с верованием суннитов, однако хариджиты признают преемниками Пророка только первых двух халифов.
Религиозный центр, место проведения культовых мероприятий в исламе - мечеть. Символ ислама - звезда и полумесяц.
Только 18 % мусульман живёт в арабских странах. Почти половина всех мусульман проживает в Северной Африке, около 30 % - в Пакистане и Бангладеш, более 10% в Индии, первое место среди стран по численности мусульман принадлежит Индонезии. Кроме того, имеется значительное количество мусульман в США, Китае, Европе, республиках бывшего СССР и Южной Америке.
Насчитывается более 1 миллиарда мусульман по всему миру, что делает это религию второй по численности после христианства.
Буддизм
Основатель буддизма - княжеский сын по имени Сиддхартха Гаутама Шакьямуни, который позже стал называться Буддой («Просветленный»). Он родился в пределах нынешней восточной границы Непала и был первым человеком, достигшим просветления (нирваны). Всю жизнь провел в Индии и посвятил её философии бытия. Его притчи были основаны на страданиях Сансары (одно из основных понятий в буддизме, обозначающее рождение и смерть).Буддизм - философия, построенная на учениях Будды. В биографии Будды отражена судьба реального человека в обрамлении мифов и легенд, со временем почти полностью оттеснивших историческую фигуру основателя буддизма. На основании учений Будды его последователями был написан Палийский Канон (Трипитака), который считается священной книгой у последователей большинства течений буддизма. Основные течения буддизма на сегодня: Хинаяма (Тхеравада буддизм - "Узкий путь к освобождению"), Махаяна ("Широкий путь к освобождению") и Ваджраяна ("Алмазный путь").
Несмотря на некоторые различия между ортодоксальными и новыми течениями буддизма, в основе этой религии лежит вера в реинкарнацию, то есть перерождения человека после смерти в новом теле, которое зависит от деяний прошлой жизни (закон кармы). Главное, к чему по версии буддизма должен стремиться человек, - это поиск пути просветления, пройдя который, можно освободиться от бесконечной цепочки перерождений и обрести абсолютный покой и растворение в вечности, то есть к достичь нирваны.
Один из важнейших символов индийской философии - душа. Душа тонет в «водах Сансары», пытается избавиться от своих прошлых ошибок, очиститься.. Отсюда следует важный принцип жизни: нельзя оказывать сопротивление злу.
Отличие буддизма от других религий - вера буддистов в то, что карма человека зависит от его поступков, и каждый сам проходит свой путь просветления и ответствен за собственное спасение, а боги, существование которых буддизм признает, не играют ключевой роли в судьбе человека, так как они также подвержены законам кармы.
В буддизме в отличие от христианства и ислама нет церкви, но есть община верующих - сангха, которая формируется в определенном буддийском храме или монастыре. Это духовное братство, помогающее в продвижении по буддийскому пути. Двумя главными символами Буддизма служат изображения самого Будды, сидящего в позе Лотоса, и Дхарма чакра (колесо закона).
В мире насчитывается около 400 млн. исповедующих буддизм в повседневной жизни и 1 млн. монахов буддистов. Буддизм распространен в странах Азии (Индия, Тайланд, Тибет, Корея, Манголия, Лаос, Индонезия и т.д.).
Кроме указанных трех мировых религий, в каждом уголке мира существуют национальные и традиционные религии, также со своими направлениями. Они возникли или получили особое распространение в определенных странах. По этому признаку различают такие виды религий:
● индуизм (Индия);
● конфуцианство (Китай);
● даосизм (Китай);
● иудаизм (Израиль);
● сикхизм (штат Пенджаб в Индии);
● синтоизм (Япония);
● язычество (индейские племена, народы Севера и Океании).
Остановимся на индуизме и иудаизме подробнее.
Индуизм
Индийская религия, ранее называвшаяся «Sanatana Dharma», что значит «вечный закон». Считается, что индуизм - самая древняя религия мира (сформировался в 1-м тыс. н. э.), в ней не просматривается определенного единства. Индуистские учения хранятся в большом количестве священных писаний, которые тысячелетиями несли в себе философские учения. Эти писания делятся на две части - шрути (основные) и смрити (дополнительные), в них описаны основные догмы, которые являются священными правилами для каждого последователя этой религии.Индуизм - результат развития ведической религии и брахманизма и процесса дальнейшей ассимиляции народных верований. Основа индуизма - учение о перевоплощении душ (сансара), происходящем в соответствии с законом воздаяния (карма) за добродетельное или дурное поведение, определяемое почитанием верховных богов (Вишну или Шивы) или их воплощений, и соблюдением кастовых бытовых правил.
Культовые обряды совершаются в храмах, у местных и домашних алтарей, в священных местах. В качестве священных почитаются животные (корова, змея), реки (Ганг), растения (лотос) и др. Для индуизма характерно представление об универсальности и всеобщности верховного божества, что особенно проявилось в учении бхакти. Современный индуизм существует в виде 2 течений: вишнуизма и шиваизма.
Она из наиболее крупных по числу последователей религий мира (ок. 95% всех индуистов - в Индии). Индуизм исповедуют около 1 миллиарда человек, эта религия - третья по численности.
Иудаизм
Иудаизм заявляет об исторической преемственности, охватывающей более чем 3000 лет. Иудейская религия в процессе становления стала обобщающим названием для еврейского народа. Также самая древняя монотеистическая религия. Главная её особенность - учение об особой роли еврейского народа. "Евреи приятнее Богу, нежели ангелы, " "как человек в мире высоко стоит над животными, так евреи высоко стоят над всеми народами на свете" - учит Талмуд. Избранничество мыслится в иудаизме как право на господство. Отвержение Христа и ожидание вместо Него другого, стало духовной причиной государственно-национальной катастрофы иудеев - в начале II века Иерусалим был разрушен, а иудеи рассеяны по свету.До прихода Христа была одна религия, которую мы сейчас называем иудаизмом. Позже из него вышло христианство и на его основе бы основан ислам. Можно предположить, что если бы евреи 2 000 лет назад приняли Иисуса, признав Его Мессией, то не пришлось бы создавать христианскую религию, всё совершилось бы в рамках существующего тогда иудаизма.
Иудеи различают три основных периода в образовании религии: храмовый (назван в честь периода, когда существовал Иерусалимский храм), раввинистический и талмудический. Иудаизм проповедует веру в единого Бога, который создал вселенную и правит ею, в ценность человека духовного, живущего свою жизнь в соответствии с законами божьими и непрерывно стремящегося к соблюдению установлений, данных в священных книгах.
Танах - это так называемая «Еврейская библия», где повествуется о сотворении мира, человека, о религиозных и философских аспектах иудаизма, и подробно расписаны правила, которые должен соблюдать верующий. (Христианский Ветхий Завет имеет в своей основе тексты Танаха.) Тора - первые пять книг Танаха (Пятикнижие Моисеево), следующие 8 книг - Невиим (Пророки) и Ктувим (Писания) - 11 книг. Талмуд ("Устная Тора") - комментарии к Торе, составленные еврейскими мудрецами.
Один из внешних символов иудаизма с XIX века - шестиконечная Звезда Давида. Более древний символ - семисвечник (Менора), который, согласно Библии и традиции, стоял в Скинии и Иерусалимском храме. Поскольку традиционно считается, что современные евреи, в основном, происходят из колена Иуды и существовавшего на его территории Иудейского царства, лев - символ этого колена - также является одним из символов иудаизма. Иногда лев изображается с царским скипетром - символом царской власти, которой наделил это колено в своём пророчестве праотец Иаков. Также встречаются изображения двух львов, по обе стороны от скрижалей - стоящих «на страже заповедей».
На сегодня насчитывается 13,4 миллионов евреев во всем мир или около 0,2 % от всего населения Земли. Около 42 % всех иудеев проживает в Израиле и около 42 % проживает в США и Канаде, большинство остальных проживает в Европе.
* * * * *
Как видите, самые великие религии мира основываются на разных учениях, и нельзя сказать, что какая-то из них является самой лучшей или главной. Каждый сам вправе выбирать, во что ему верить. Мы знаем, что религиозные учения нередко являются причиной войн и страданий людей, однако необходимо помнить, что любая религия учит, прежде всего, терпимости и миру.
Всем этим верованиям присущи некоторые общие черты, причем особо заметна схожесть ислама и христианства. Вера в единого Бога, в существование души, в загробную жизнь, в судьбу и в возможность помощи высших сил - это те догмы, что присущи и исламу, и христианству. Верование буддистов существенно отличается от религии христиан и мусульман, однако схожесть между всеми мировыми религиями явно просматривается в моральных и поведенческих нормах, которые должны соблюдать верующие.
10 библейских Заповедей, которые обязаны соблюдать христиане, законы, прописанные в Коране, и Благородный Восьмеричный Путь содержат в себе моральные нормы и правила поведения, предписанные для верующих. И эти правила везде одинаковы - все основные религии мира запрещают верующим делать злодеяния, причинять вред другим живым существам, лгать, вести себя распущенно, грубо или неуважительно по отношению к другим людям и призывают относиться к другим людям с уважением, заботой и любовью и развивать в характере положительные качества.
Реферат
Мировые религии (буддизм, христианство, ислам), их краткая характеристика
ВВЕДЕНИЕ
...Есть Бог, есть мир, они живут вовек,
А жизнь людей мгновенно, и убога,
Но всё в себе вмещает человек,
Который любит мир и верит в Бога.
К концу второго тысячелетия современной цивилизации все пять миллиардов живущих на земле людей верят. Одни верят в Бога, другие - в то, что Его нет; третьи верят в прогресс, справедливость, разум. Вера является важнейшей частью мировоззрения человека, его жизненной позицией, убеждением, этическим и нравственным правилом, нормой и обычаем, по которым - точнее, внутри которых - он живёт: действует, мыслит и чувствует.
Вера - универсальное свойство человеческой природы. Наблюдая и осмысливая окружающий мир и себя в нём, человек понял, что его окружает не хаос, а упорядоченное мироздание, подчиняющееся так называемым законам природы. Для общения с незримым миром человек прибегает к помощи “посредника” - предмета, символа, наделённого особым свойством - служить вместилищем незримой силы. Так, древние греки поклонялись грубому, суковатому полену, олицетворявшему одну из богинь. Древние египтяне чтили могущественную богиню Бастет в образе кошки. Современное африканское племя, открытое сравнительно недавно, поклонялось пропеллеру самолёта, упавшего однажды с неба на их земли.
Вера принимает самые различные формы, эти-то формы и называются религией. Религия (от лат. religio - связь) – это мировосприятие и поведение людей, основанное на вере в существование одного или многих богов. Идея существования Бога – центральный момент религиозного мировоззрения. В индуизме, например, тысячи богов, в иудаизме - один, но в основе и той и другой религии лежит вера. Религиозное сознание исходит из веры в то, что наряду с реальным миром есть иной – высший, сверхъестественный, священный мир. И это позволяет предположить, что внешние разнообразие и пестрота культов, обрядов, философий многочисленных религиозных систем опираются на некоторые общие мировоззренческие представления.
Существовало и ныне существует много различных религий. Их разделяют по вере во множество богов – политеизм , и по вере в единого бога – монотеизм . Различаются также племенные религии , национальные (например, конфуцианство в Китае) и мировые религии , распространенные в разных странах и объединяющие огромное количество верующих. К мировым религиям традиционно относят буддизм , христианство и ислам . По последним данным в современном мире христиан около 1 400 млн. человек, приверженцев ислама около 900 млн., буддистов около 300 млн. человек. В сумме это почти половина жителей Земли.
Дать краткую характеристику этим религиям я и постараюсь в своей работе.
Буддизм - древнейшая из мировых религий, получившая название от имени, а точнее от почётного титула, её основателя Будды, что означает “Просветлённый ”. Будда Шакьямуни (мудрец из племени шакьев ) жил в Индии в V-IV вв. до н. э. Другие мировые религии - христианство и ислам - появились позже (соответственно пять и двенадцать веков спустя).
Если попытаться представить эту религию как бы “с высоты птичьего полёта”, перед нами раскинется пёстрое лоскутное одеяло из направлений, школ, сект, подсект, религиозных партий и организаций.
Буддизм вобрал в себя множество разнообразных традиций народов тех стран, которые попали в сферу его влияния, а также определил образ жизни и мысли миллионов людей этих стран. Большинство приверженцев буддизма живут сейчас в Южной, Юго-Восточной, Центральной и Восточной Азии: Шри-Ланке, Индии, Непале, Бутане, Китае, Монголии, Корее, Вьетнаме, Японии, Камбодже, Мьянме (бывшая Бирма), Таиланде и Лаосе. В России буддизм традиционно исповедуют буряты, калмыки и тувинцы.
Буддизм был и остаётся религией, принимающей разные формы в зависимости от того, где она распространяется. Китайский буддизм - это религия, которая говорит с верующими на языке китайской культуры и национальных представлений о самых важных ценностях жизни. Японский буддизм - синтез буддийских идей, мифологии синто, японской культуры и т. п.
Сами буддисты ведут отсчёт времени существования своей религии от кончины Будды, однако среди них нет единого мнения о годах его жизни. Согласно традиции наиболее старой буддийской школы - тхеравады, Будда жил с б24 по 544 г. до н. э. По научной версии время жизни основоположника буддизма - с 566 по 486 г. до н. э. В некоторых направлениях буддизма придерживаются более поздних дат: 488-368 гг. до н. э. Родина буддизма - Индия (точнее, долина Ганги). Общество Древней Индии делилось на варны (сословия): брахманов (высшее сословие духовных наставников и жрецов), кшатриев (воинов), вайшьев (торговцев) и шудр (обслуживавших все остальные сословия). Буддизм впервые обратился к человеку не как к представителю какого-либо сословия, клана, племени или определённого пола, а как к личности (в отличие от последователей брахманизма Будда считал, что женщины наравне с мужчинами способны достичь высшего духовного совершенства). Для буддизма в человеке важны были только личные заслуги. Так, словом “брахман” Будда называет любого благородного и мудрого человека независимо от его происхождения.
В биографии Будды отражена судьба реального человека в обрамлении мифов и легенд, со временем почти полностью оттеснивших историческую фигуру основателя буддизма. Более 25 веков назад в одном из маленьких государств на северо-востоке Индии у царя Шуддходаны и его жены Майи родился сын Сиддхартха. Его родовое имя было Гаутама. Принц жил в роскоши, не ведая забот, со временем завёл семью и, наверное, сменил бы на троне своего отца, если бы судьба не распорядилась иначе.
Узнав о том, что на свете существуют болезни, старость и смерть, принц решил избавить людей от страданий и отправился на поиски рецепта всеобщего счастья. В местности Гая (она и сегодня называется Бодх-Гая) он достиг Просветления, и ему открылся путь спасения человечества. Случилось это, когда Сиддхартхе было 35 лет. В городе Бенаресе он прочёл свою первую проповедь и, как говорят буддисты, “повернул колесо Дхармы” (так иногда называют учение Будды). Он странствовал с проповедями по городам и сёлам, у него появились ученики и последователи, собиравшиеся послушать наставления Учителя, которого они и стали называть Буддой. В возрасте 80 лет Будда скончался. Но ученики и после смерти Учителя продолжали проповедовать его учение по всей Индии. Они создавали монашеские общины, где это учение сохранялось и развивалось. Таковы факты реальной биографии Будды - человека, ставшего основателем новой религии.
Мифологическое жизнеописание гораздо сложнее. Согласно легендам, будущий Будда перерождался в общей сложности 550 раз (83 раза был святым, 58 - царём, 24 - монахом, 18 - обезьяной, 13 - торговцем, 12 - курицей, 8 - гусем, 6 - слоном; кроме того, рыбой, крысой, плотником, кузнецом, лягушкой, зайцем и т. п.). Так было, пока боги не решили, что пришло ему время, родившись в облике человека, спасти мир, погрязший во мраке неведения. Рождение Будды в семье кшатрия было его последним рождением. Именно поэтому его назвали Сиддхартха (Тот, кто достиг цели). Мальчик родился с тридцатью двумя признаками “великого мужа” (золотистая кожа, знак колеса на ступне, широкие пятки, светлый круг волос меж бровей, длинные пальцы рук, длинные мочки ушей и т. п.). Странствующий аскет-астролог предсказал, что его ждёт великое будущее в одной из двух сфер: или он станет могущественным правителем, способным установить праведный порядок на земле, или же будет великим отшельником. Мать Майя не принимала участия в воспитании Сиддхартхи - она скончалась (а по некоторым легендам, удалилась на небеса, чтобы не умереть от восхищения сыном) вскоре после его рождения. Мальчика вырастила тётя. Принц рос в обстановке роскоши и благополучия. Отец сделал всё возможное, чтобы предсказание не сбылось: окружил своего сына чудесными вещами, красивыми и беспечными людьми, создал атмосферу вечного праздника, чтобы он никогда не узнал о горестях этого мира. Сиддхартха вырос, в 16 лет женился, у него родился сын Рахула. Но усилия отца оказались напрасными. С помощью своего слуги принцу удалось три раза тайно выбраться из дворца. В первый раз он повстречал больного и понял, что красота не вечна и в мире есть уродующие человека недуги. Во второй раз он увидел старика и понял, что молодость не вечна. В третий раз он наблюдал похоронную процессию, показавшую ему недолговечность человеческой жизни.
Сиддхартха решил искать выход из ловушки болезни - старость - смерть . По некоторым версиям, он встретил ещё и отшельника, что навело его на мысль о возможности преодолеть страдания этого мира, ведя уединённый и созерцательный образ жизни. Когда принц решился на великое отречение, ему исполнилось 29 лет. После шести лет аскетической практики и очередной неудачной попытки достигнуть высшего прозрения с помощью голодания он убедился, что путь самоистязания не приведёт к истине. Тогда, восстановив силы, он нашёл уединённое место на берегу реки, сел под дерево (которое с этого времени называется деревом Бодхи, т. е. “деревом Просветления”) и погрузился в созерцание. Перед внутренним взором Сиддхартхи прошли его собственные прошлые жизни, прошлая, будущая и настоящая жизнь всех живых существ, а потом открылась высшая истина - Дхарма. С этого момента он и стал Буддой - Просветлённым, или Пробуждённым, - и принял решение учить Дхарме всех людей, взыскующих истины, независимо от их происхождения, сословной принадлежности, языка, пола, возраста, характера, темперамента и умственных способностей.
45 лет Будда провёл, распространяя своё учение в Индии. По буддийским источникам, он завоевал приверженцев среди самых разных слоев общества. Незадолго до смерти Будда сообщил своему любимому ученику Ананде, что мог бы продлить свою жизнь на целый век, и потом Ананда горько сожалел, что не догадался попросить его об этом. Причиной смерти Будды послужила трапеза у бедного кузнеца Чунды, во время которой Будда, зная, что бедняк собирается потчевать своих гостей несвежим мясом, попросил отдать всё мясо ему. Умер Будда в местечке Кушинагара, и его тело было по обычаю кремировано, а прах разделён между восемью последователями, шесть из которых представляли разные общины. Его прах захоронили в восьми разных местах, и впоследствии над этими захоронениями были воздвигнуты мемориальные надгробия - ступы. Согласно легенде, один из учеников вытащил из погребального костра зуб Будды, который стал главной реликвией буддистов. Ныне он находится в храме в городе Канди на острове Шри-Ланка.
Какая мировая религия появилась раньше других?
Прежде чем ответить на этот вопрос, нужно четко обозначить, почему среди множества различных религий статуса мировых удостоились единицы, в чем заключаются их отличия. На сегодняшний день на земном шаре существует более двадцати тысяч различных вероисповеданий, религиозных течений и сект.
Что же касается мировых религий, то их всего три. Наверняка их названия знакомы каждому: буддизм, христианство и ислам. И отличаются они своей масштабностью: их исповедуют по всему миру, причем независимо от политических, национальных и культурных факторов. И действительно, настоящих христиан можно встретить как в развитых европейских странах, так и в заброшенных поселениях Африки. Чего не скажешь о синтоизме или, скажем, об иудаизме, чье влияние очерчено определенной территорией. Вопреки распространенному заблуждению, самая древняя мировая религия - не индуизм, возникший в 15 в. до н.э., и даже не язычество, появившееся еще раньше. Это гордое звание носит буддизм, зародившийся намного позже, но быстро распространившийся по всей планете и повлиявший на развитие многих культур. Каждая мировая религия уникальна и имеет ряд специфических черт, которые мы разберем ниже.
Буддизм
Возник предположительно в 6 столетии до н.э. на территории современной Индии. Его основатель - Сиддхартха Будда Гаутама - индийский принц, предпочетший размеренной роскошной жизни путь отшельника. К 35 годам он достиг просветления и начал проповедовать свое учение. Вся жизнь, по его мнению, от рождения и до смерти,
пронизана духом страдания, а причиной этому - сам человек. Путь к освобождению от страданий, или Благородный Восьмеричный Срединный путь, лежит через отказ от земных страстей и удовольствий. Лишь при помощи медитаций и постоянного самоконтроля, как учит Будда, возможно достижение состояния гармонии - нирваны. На сегодняшний день эта мировая религия широко распространена в юго-восточном, восточном, центральном регионах Азии, а также на Дальнем Востоке. Число последователей-буддистов по всему миру достигает 500 миллионов человек.
Христианство
Зародилась эта мировая религия около 2 тыс. лет назад на территории современной Палестины, в те времена бывшей одной из провинций Священной Римской империи. Христианство проповедовало любовь к ближнему, милосердие и непротивление злу, что делало его непохожим на жестокие языческие обряды. Несмотря на гонения последователей "религии рабов и униженных", учение Христа очень быстро распространилось по всему Евразийскому континенту. Со временем единая Церковь разделилась на множество течений: католичество, православие, протестантизм и различные восточные конфессии.
Ислам
Это не самая ранняя мировая религия, но она в настоящее время занимает первое место по числу приверженцев (более 1 млрд. человек). Известна официальная дата ее возникновения - 610 год н.э., именно тогда пророку Мухаммеду были даны первые аяты Корана. К концу его жизни ислам исповедовал весь Арабский полуостров. Популярность этой молодой религии объясняется традиционно высокой рождаемостью в мусульманских семьях, в которых царят очень строгие порядки и не допускается аморальное поведение.
Сегодня затруднительно дать однозначный ответ на вопрос, какая из религий самая древняя, возникшая первой. Археологические раскопки дают всё новую и новую почву для очередных выводов касательно возникновения религии.
Ислам – молодая религия
Предание себя Богу – так переводится с арабского «ислам». Эта религия, являющаяся одной из мировых, зародилась лишь в седьмом веке. Её последователи – мусульмане, общины которых есть в ста двадцати странах. Двадцать три процента населения планеты – мусульмане. В сорока девяти государствах они составляют большинство.С исторической точки зрения – это очень молодая религия. Обретение личного опыта, не причинение никому вреда, открытость взору Божьему – вот то, что лежит в основе ислама. Верующие считают, что только Бог решает, когда ему сотворить душу, а когда её растворить, соответственно она появляется не с рождением и пропадает не в момент смерти человека. По мнению мусульман, судьбу человека решает только лишь Аллах.
Эту религию можно назвать самой молодой ещё и потому, что среднестатистическому мусульманину всего двадцать три года.
Каким было древнее христианство
Традиционное мировоззрение население претерпело значительные изменения с появлением новой религии – христианства. Она появилась в конце первого века до нашей эры – в первой половине первого века нашей эры в Восточном Средиземноморье.
С появлением христианства мифологическое представление о жизни и миропорядке начало рушиться, появилась вера в бога-спасителя, который сможет спасти каждого человека. Основным атрибутом справедливого и чистого бога стала справедливость.
Культы Восточного Средиземноморья проявлялись в разной форме. В конце концов, для распространения христианства была подготовлена почва, так как именно в нём нашли своё наибольшее воплощение возникшие к тому времени тенденции. В раннем христианстве обожествлялось страдание, так как Божья благодать открывалась исключительно страдающим. Вера призывала к единению в любви, не деля людей на чужих и своих.
Христиане воспринимали себя на земле как временных странников. В центре учения, в то же время, находился именно человек, неся ответственность за свои поступки и имея возможность выбрать свой путь в Царство Божие. Так было положено начало превращения христианства в мировую религию.
Сначала последователи проповедника Иисуса были лишь небольшой группой. Учение о нём возникло в первой половине первого века нашей эры. Иисус, продолжая пророческое движение, первое время выступал в качестве пророка. Он выступал против ритуальной регламентации, формальной обрядности, что повлияло на дальнейшее распространение христианства.
Идея христианского милосердия заключалась в помощи всем страждущим, причём не важны причины этих страданий, не важно, женщина это или мужчина, бедняк, калека или блудница. Милосердие касалось отдельной личности. Христианство говорило, что любой может спастись через веру. Постепенно христианство, завоёвывая души людей, стало превращаться в мировую религию.
Самая старая религия на Земле
Самой старой религией на свете из ныне известных (мы не берем во внимание первобытные культы) является зороастризм. Точная хронологизация зародившегося в Иране учения затруднена давностью лет. Большинство специалистов сходится во мнении, что корни зороастризма уходят в шестое тысячелетие до нашей эры, а значит, возраст зороастризма превышает 7 тысяч лет. Первые письменные памятники этой религии появились на рубеже новой эры, однако на тот момент зороастризм уже был крайне древним. Первые материальные источники учения были записаны на ныне мертвом языке «Авесты» – так называется священная книга зороастрийцев.
Центральное место зороастризма занимает божество Ахура Мазду – безначальный творец всего сущего, отец всех законов мироздания и лидер стороны Добра в борьбе со Злом, которое происходит в мире без его дозволения. Его единственным пророком среди людей был Заратустра, который, согласно учению, донес до людей правду о божьем откровении и открыл глаза на дурные обычаи: кровавые набеги на соседние племена, мародерство, учения жрецов, поощряющие насилие.
Зороастризм оказал огромное влияние на авраамические религии, в том числе на крупнейшие: иудаизм, христианство, ислам.
Какие ещё есть древние религии
Известны несколько наиболее древних религий. Одной из таковых является религия шумеров. У них был довольно сложный пантеон богов. Человек должен был подчинять свою жизнь служению этих богов. Посредниками между людьми и семью главными богами были боги, которых называли ануннаками.
Одна из самых необычных – религия инков. Их пантеон очень разнообразен, так как, завоёвывая новые народы, они добавляли их божества в свой пантеон. Из современных мировых религий наидревнейший – буддизм. Он появился более чем две с половиной тысячи лет назад. Основой стали древние учения Индии – стремление к божественному началу, нирване и просветлению. Достичь этого можно лишь возвысившись над всеми привязанностями, путём медитаций и самосовершенствования. Известно о таких древних религиях, как религия друидов, кельтские верования, шаманизм и др.
Новые религиозные течения появляются едва ли не каждый год. На сайте сайт есть подробная статья, посвященная самой молодой религии .
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен