Вознесенский монастырь. Собор вознесения господня в вознесенском монастыре
Оригинал взят у natalia425 в Елец. Вознесенский собор
Вознесенский храм в Ельце - один из самых высоких и больших в России, яркий представитель официального русско-византийского стиля в архитектуре.
Построен по проекту известного архитектора К. А. Тона, автора храма Христа Спасителя в Москве, при этом император повелел объявить архитектору "за красоту сего проекта [Вознесенского храма] монаршее благоволение". Строился храм 44 года, на пожертвование елецких купцов и горожан, открытие и освящение состоялось в 1889 году.
2. При подъезде к городу по трассе М4 храм виден с очень большого расстояния, да и с любого направления тоже.
3. Высота собора вместе с крестом составляет 74 метра, длина 84 метра, ширина 34 метра. Размещается на Красной площади — центральной части г. Ельца.
4. Была также предусмотрена колокольня, запроектированная на 7 метров выше креста главного купола.
5. Колокольня, увы, осталась недостроенной - из пяти ярусов было выстроено лишь два. Колокола временно повесили на деревянной звоннице, установленной перед входом, и эта временная колокольня просуществовала до 1933 года. Всего было 16 колоколов, самый большой весил 16 пудов.
6. Ежегодно на постройку храма расходовалось по миллиону штук кирпича, и заводы с трудом справлялись с заказом. Для производства кирпича был даже устроен специальный кирпичный завод.
Интересный факт, почерпнутый из книги Клокова, Найденова, Новосельцева "Соборный храм Вознесения Господня в городе Ельце":
Подрядчиком на каменные работы первоначально подрядился липецкий купец Фаддей Шилов. Однако в процесс закладки фундамента вмешался архитектор Вальпреди, под наблюдением которого велось строительство. Он усомнился в способности подрядчика вести такую крупную стройку, так как устройство фундамента было организовано по старинке: в траншею забрасывался бутовый камень и заливался известковым раствором. Для такого громадного здания требовалось явно боллее прочное устройство фундаментов. Вальпреди остановил работы, приказал выбросить из траншей весь бут и стены фундаментов возводить из тесаного "возового" камня. Шилов от дальнейших работ был отстранен. Вскоре он заключил новый договор - на этот раз с братией елецкого мужского монастыря на возведение каменного Троицкого собора, и хотя постройка была значительно меньше Вознесенского собора, она рухнула после возведения сводов. После этого Фаддей Шилов коропостижно скончался. А на строительстве Вознесенского собора его место занял Макар Платонов, крестьянин Владимирской губернии, который оказался искусным мастером. Вместе с сыном он вел кладку собора, завершив её устройством куполов в 1873 году
.
7. Собор играет важную роль в силуэте города, подчёркивая его центр, и виден почти из любой точки города.
8. ... с улицы Коммунаров. Ось этой улицы с осевой линией собора увязал известный воронежский архитектор Вальпреди, под наблюдением которого строился храм, он же произвел разметку фундаментов.
9. ... от реки Тихая Сосна.
10. ... с Введенского спуска.
13. ... с улицы Пушкина.
14. ... с улицы Маяковского.
15. Собор на дореволюционной открытке.
16. Вид с высоты, 1970-е.
17. Недостроенная колокольня служит притвором храма.
20. В наружном оформлении - стилизованные формы русского и византийского зодчества, в их числе - аркатурный пояс, килевидные кокошники, наличники. Карниз - из белого веневского камня.
23. Высокие узкие окна в стиле классицизма.
25. Храмовые барельефные иконы.
29. На сегодняшний день собор имеет три зала — летний, зимний и нижний. С 1874 года ведущим архитектором по внутренней отделке Вознесенского собора был назначен московский архитектор Александр Каминский. Ему же принадлежит проект главного иконостаса храма - трехярусного, нижний ярус из позолоченного резного дерева, а два верхних - лепные.
В целом собор является огромной художественной экспозицией; только в храмовой части насчитывается более 220 стенных росписей, живописных полотен, иконописных работ, большинство из которых принадлежит кисти выдающихся русских художников — передвижников К. В. Лебедева и А. И. Корзухина.
Выполненные в соборе росписи (летнего храма) сохранились, в основном, без подновления. Но стены зимнего храма и притвора оставались нерасписными - росписи и покраска в них были выполнены только при восстановлении собора в 1956-1957 гг.
33. На северных и южных дверях сохранился красивый кованый узор, проект дверей также принадлежит Каминскому.
35. Ограда вокруг собора была поставлена в 1957 году, проект архитектора Лоренса.
37. В настоящее время часть стен очищена от слоев старой краски. А вообще, исторически цветовое решение было таким: храмовая часть - белая, трапезная и притвор оставались краснокирпичными; в 1970-х весь собор был выкрашен в привычный современникам зеленый, и стех пор несколько раз возобновлялась в этом же цвете.
38. Вид со ступеней крыльца.
39. На территории собора также расположена часовня, выстроеннная в 1801 году, как считается, на месте холма над братской могилой ельчан, погибших в борьбе с полчищами Тамерлана (1395 г). При устройстве фундаментов Вознесенского собора было вынуто огромное количества грунта, который не вывозился с Красной площади, а был отсыпан здесь же, вокруг нового собора, в результате чего часовня оказалась наполовину засыпанной, поэтому для входа в неё были сделаны ступени вниз и металлический навес-сень.
40. Также на территории захоронения священнослужителей.
47. Собор был закрыт в 1934 году - прямо в храме была организована добыча цветного металла из храмовой утвари, "обработанное" резное дерево отвозилось в елецкую тюрьму на топку. Через это прошли и деревянные иконостасы собора, включая знаменитый позолоченный уникальный резной балдахин. Уничтожено было много всего: мраморные всходы к иконам, балюстрада солеи из черного бельгийского мрамора, огромная бронзовая с позолотой люстра... Колокола со звонницы сняты под лозунгом "Перельем колокола на тракторы". Позже в помещениях храма было устроено зернохранилище, кулинарный цех, бондарная мастерская. У входа даже стоял памятник Сталину.
48. Здание Вознесенского собора было возвращено в 1947 году, после многочисленных обращений ельчан. Храм тогда находился в плачевном состоянии.
49. В 1948 году собор был поставлен под охрану как памятник культуры. В 1950-х проведены ремонтные и восстановительные работы.
51. Сегодня Вознесенский собор продолжает оставаться духовным центром города и одной из главных его достопримечательностей.
52.
Следуя по стрелкам, можно войти внутрь, а также подняться на колокольню.
Город Елец является одним из самых загадочных российских городов России. Этот районный центр входит в состав Липецкой области. Некогда на его месте была крепость, раскинувшаяся на берегу небольшой реки Быстрая Сосна, впадающей в Дон. Город Елец считается одним из немногих населенных пунктов, в которых сохранились практически все памятники зодчества прошлых веков. Именно поэтому он внесен в Золотое кольцо России. Еще с трассы при подъезде к городу виднеются синие купола. Это - Вознесенский собор.
Елец
История города еще до конца не изучена. Специалистам не удается пока определить точную дату его возникновения. В летописях город упоминается еще с 1146 года в качестве бастиона на юго-восточной границе. Он охранял Русь от набегов татаро-монголов, половцев и печенегов. В старинных документах говорится о том, что именно в это время через Елец по направлению к Рязани проезжал князь Святослав. Именно эту дату и принято считать примерным годом его основания. Но есть мнение, что Елец построен намного раньше: согласно неподтвержденным данным - в конце десятого века.
До той поры, как город вошел в московскую вотчину, он в документах значился военной крепостью. Елец на себе пережил не одно крупное нападение. Он страдал сот татаро-монгольского ига, от войск хана Ахмата Темира, хана Узбека, хана Тогая, даже кровопролитная Куликовская битва этот город не обошла.
В 1395-м году Елец разорили войска Тамерлана. Но до сих пор летописцы и историки не знают, почему полководец, так успешно захвативший крепость, так и не пошел дальше на Россию. Так и осталось загадкой, когда завоеватель, повернув свою орду обратно, обосновал свое решение вещим сном, связанным с этим городом. Якобы Тамерлану привиделись святые, которые с великим войском победили его.
Достопримечательности города
Елец издревле считается одним из святейших городов России. Здесь построено множество монастырей, храмов и церквей. Видимо, благодаря этому город считается освященным. Разве не является чудом то событие, которое много столетий назад здесь произошло с Тамерланом? Сам по себе Елец, расположенный в восьмидесяти километрах от Липецка, большим назвать трудно.
Изначально он был устроен на левом берегу небольшой реки Быстрая Сосна, однако впоследствии, за счет окружающих близлежащих сел и поселений, со временем влившихся в черту города, Елец разросся и теперь занимает оба берега.
В целом в этом небольшом населенном пункте насчитывается семнадцать церквей. Большинство из них находится в состоянии руин. Однако для туристов именно в этом и заключается вся загадочность данного города. Реставрировав их, конечно, можно сделать внешний вид города более привлекательным, но так считают далеко не все. Наоборот, по мнению большинства горожан, именно руины и таят в себе дух древних веков. Одной из интересных достопримечательностей, которые туристам показывают, является Владимирская церковь. Конечно, в первую очередь путешественникам показывают Вознесенский собор. Елец, как известно, был крепостью. А кирпичные красные своды Владимирской церкви являются хранителями тайн и воспоминаний о древнем Ельце.
Вознесенский собор: история возникновения
Хотя в городе много старинных архитектурных памятников, тем не менее об этой знают все жители. Назвать адрес Вознесенского собора сможет даже маленький ребенок. Ведь стоит он на Красной площади и считается одним из главных зданий Ельца. Этот выдающийся памятник прошлого был построен в конце девятнадцатого столетия (1845-1889 гг.) по проекту зодчего Константина Тона. Идея строительства большого нового собора зародилась у горожан уже достаточно давно. С 1815-го был начат сбор пожертвований. Учет велся, как тогда было принято, в специальной прошнурованной - "снуровой" - книге. Подлинно народной стройкой называли Вознесенский собор. Елец семьдесят пять лет собирал пожертвования, которые шли не только от местных жителей, но и из Петербурга, Москвы и т. д. Даже на знаменитой Нижегородской ярмарке собирались деньги на то, чтобы был возведен собор.
Проект
Первые чертежи храма в классическом стиле были разработаны в 1824 году харьковским зодчим Даниловым. Но проект был отклонен, а горожане обратились к самому Тону, который является создателем храма Христа Спасителя.
Проект, сделанный в свойственном этому зодчему византийском стиле, ельчанам пришелся по душе. Размеры здания намного превосходили те, которые предложил Данилов. Тон предусмотрел общую длину сооружения в сто тридцать два аршина. Высота храма с крестом составляет семьдесят четыре метра.
Торжественное богослужение в честь закладки первого камня собора состоялось двадцать второго августа, в день, когда был коронован Николай Первый. Над проектом внутреннего убранства храма работал не менее известный архитектор А. Каминский. Так начинал строиться Вознесенский собор.
Елец в последней четверти девятнадцатого столетия сильно изменился. На его облике сильно отразилась активная творческая деятельность А. Каминского. Будучи учеником К. Тона, он оставил свой след на многих постройках города того времени: на табачной фабрике Заусайлова, Царской часовне и т. д.
Описание
Вознесенский собор (Елец) имеет огромную художественную ценность. Только в храмовой части можно насчитать более двухсот двадцати стенных росписей и живописных полотен. А иконописные работы, большинство из которых - работы кисти выдающихся русских передвижников К. Лебедева и А. Корзухина, ежегодно привлекают в храм сотни туристов. Верхний купол, паруса, а также настенные росписи и верхний ряд икон в иконостасе, "Распятие Христа", являющееся центральным образом, - все это представляет собой настоящую экспозицию. Кисти Корзухина принадлежит и знаменитая роспись в соборе - Елецкая Божия Матерь. Заступница Богородица, изображенная на ней с поднятыми руками, своим небесным воинством преградила путь полчищам кровавого Тамерлана, пытавшимся захватить Русь.
ВОЗНЕСЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ
…Минувшее проходит предо мною…
Александр Пушкин. Трагедия «Борис Годунов».
…Каждый камень твой- заветное преданье поколений…
Михаил Лермонтов. Поэма «Сашка»
…Время собирать камни…
Экклезиаст, 3.5
Надеюсь, что навсегда в прошлое ушло время тяжелых испытаний
для Русской Православной Церкви, время поругания, унижения и
оскорбления религиозных чувств, время осквернения святынь.
У народа должны быть святыни! Без них невозможно говорить о
нравственности, о возрождении духовности и культуры.
Без святости, без высокого идеала человек теряется в море зла
и неправды…
Президент Российской Федерации Владимир Путин
Древнейшие Чудов и Вознесенский монастыри, находившиеся около Спасской башни Московского Кремля, значительно пострадали при обстреле артиллерийскими снарядами в ходе революционных боев в 1917 году. А в 1918 году их закрыли после переноса столицы России из Петрограда в Москву и переезда советского правительства из Петрограда в Московский Кремль.
Первое время после закрытия монастырей в помещениях Чудова монастыря разместился кооперативный магазин «Коммунист» и изба-читальня, затем помещения передали кремлевскому Лечсанупру (Лечебно-санитарное управление), отвечавшему за здоровье высокопоставленных лиц из советского правительства. В кельях Вознесенского монастыря разместили кремлевскую обслугу, а в Екатерининской церкви хотели оборудовать спортивный зал.
В 1929 году советское правительство приняло решение о сносе этих монастырей, несмотря на протесты известнейших архитекторов и других деятелей искусства и культуры.
Фотография, сделанная 10 сентября 1930 года с немецкого дирижабля «Граф Цеппелин» (на борту которого были и советские специалисты), позволяет увидеть, как выглядела территория Кремля незадолго до полного сноса Чудова и Вознесенского монастырей.
На территории снесенных в 1929-1930 годы монастырей и находившегося рядом с ними Малого Николаевского дворца возвели в 1932-1934 годах по проекту инженера-архитектора Ивана Рерберга здание Школы красных командиров (корпус № 14). В нем в 1934-1938 годах помещалась 1-я Советская объединенная военная школа РККА (Рабоче-крестьянская Красная армия) имени ВЦИК (Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет), затем Президиум Верховного Совета СССР, а позже- Администрация президента Российской Федерации.
За свою историю Москва лишилась многих своих строений и памятников архитектуры. В период, когда в столице были, в основном, деревянные строения, почти ежегодные пожары уничтожали многие ее строения. Историки подсчитали, что за первые свои 450 лет значительная часть Москвы сгорала более ста раз. Наиболее страшные пожары случились в годы: 1177 (первый отмеченный в летописях пожар), 1238 (нашествие Батыя: «град и церкви святыя огневи предаша и монастыри вси и села пожгоша»), 1293, 1331 («бысть пожар на Москве, погоре город Кремль»), 1335, 1337, 1343, 1354 (пожаром уничтожен Кремль и 13 церквей), 1365 («Всехсвятский» пожар: «погоре посад весь, Кремль и Заречье»; после этого пожара князь Дмитрий Донской «замыслил ставити город Москву камен»), 1382 (Кремль сожжен татарами), 1390, 1408, 1413, 1439, 1445 (в Кремле не осталось ни одного деревянного здания), 1453 («выгоре Москва, Кремль весь»), 1470, 1475, 1480, 1485, 1493, 1501, 1547, 1626 (погибло и много архивных документов), 1634 (сгорело 5 тысяч домов), 1701 (после этого пожара Петр I издал указ: «деревянного строения отнюдь не строить»), 1737 («Троицкий» пожар, сгорел Кремль, во время этого пожара и раскололся Царь-колокол)... Великий пожар 1812 года (продолжался неделю) во время пребывания в Москве армии Наполеона (сгорело 6,5 тысяч домов из 9 тысяч, 7 тысяч лавок из 8,5 тысяч, 122 церкви из 329). Несмотря на страшные последствия этих бедствий и потерь от войн, Москва каждый раз возрождалась…
Но не только из-за войн и стихийных бедствий лишилась Москва многих своих архитектурных памятников, среди которых исчезло и огромное количество храмов…
Жизнь, к сожалению, сопровождается не только приобретениями, но и потерями: человеческими, духовными, материальными … Все вокруг непрерывно изменяется… Стремительно преобразовывается и Москва… Среди столиц государств по динамике развития она сегодня вышла на второе место в мире после Пекина… Не остается неизменным и архитектурный облик нашей столицы. Но можно ли при возведении новых строений не уничтожать ранее созданные, являющиеся памятниками истории и культуры? В значительной мере это зависит от тех взглядов, которыми руководствуются люди, определяющие судьбу этих памятников. А что считать памятниками?
В 1928 году в Советском Союзе Главнаука посчитала главным критерием, определяющим принадлежность «сооружения» к памятникам- время его создания. Те из них, которые были созданы до 1613 года, объявили неприкосновенными, созданные в 1613-1725 годы- «в случае необходимости» могли подвергаться изменениям, в созданных в 1725-1825 годы сохранялись лишь фасады, а все созданные после 1825 года к памятникам не причислялись и государством не охранялись.
А Никита Сергеевич Хрущев, например, говорил: «Перестраивая Москву, мы не должны бояться снести дерево, церквушку или какой-нибудь храм!» Последствия таких взглядов оказались печальными. Огромны потери и в XX веке. На территории Москвы (в границах 1960 года) к 1917 году находилось 848 храмов, а к 1991 году- 191 действующий и 263 закрытых храмов. Было уничтожено 433 (по другим данным- 368) храмов!
В 2010 году в Москве было 837 действующих церквей, а в 2014 году их стало 1056.
Казалось, что Чудов и Вознесенский монастыри исчезли навсегда. Но недавно появилась надежда, и теперь мы ждем их возрождения. Какие есть для этого основания?
31 июля 2014 года Президент Российской Федерации Владимир Путин предложил не реконструировать административный 14-й корпус Кремля (который не является историческим памятником и находится на реконструкции с 2001 года), а снести его, и восстановить исторический облик этого места с Чудовым и Вознесенским монастырями, придав им в сегодняшних условиях характер исключительно культурных ценностей.
Эти монастыри, являвшиеся важными духовными центрами Православия, были не только украшением Кремля: здесь творилась наша отечественная история.
По преданию, Вознесенский женский монастырь создала предположительно в 1386 году княгиня Евдокия Дмитриевна (1353-1407)- дочь великого князя Суздальского Дмитрия Константиновича и супруга великого князя Московского Дмитрия Донского (1350-1389).
После победы Дмитрия Донского в 1380 году над войском хана Мамая на Куликовом поле Москва утвердила свое руководящее положение в русских землях.
До 1817 года монастырь назывался Стародевичьим Вознесенским монастырем.
Вместе с Вознесенским монастырем в 1929 году были уничтожены и расположенные на его территории Собор Вознесения Господня (создан в 1588 году), Церковь Михаила Малеина (создан в 1634 году) с колокольней и Церковь Екатерины Мученицы (создана в 1817 году).
Первая Вознесенская соборная церковь монастыря была построена из дерева. Когда Евдокия удалилась в 1407 году в этот монастырь за несколько недель до своей кончины, приняв монашество под именем Евфросиньи (греч.- «Радость», «Веселье»), она поручила заложить на месте деревянного новый, каменный Вознесенский собор. Инокиня Евфросиния после кончины была погребена в этом строящемся храме. Его строительство продолжила невестка княгини Евдокии, но вскоре при пожаре незавершенный собор выгорел дотла, и лишь через пятьдесят лет, в 1467 году он был восстановлен зодчим Василием Ермолиным, который для прочности «одел» старые стены собора в новые. Полностью выгоревший при следующем пожаре собор разобрали «ветхости ради», и на его фундаменте в 1519 году начали строительство нового Вознесенского собора. Предполагают, что его создал архитектор Алевиз Новый, окончивший к тому времени строительство 11 церквей на московском посаде. Но и этот облик собора оказался не последним. В 1588 году собор строится как архитектурная копия («реплика») Архангельского собора Кремля (созданного Алевизом Новым).
В этом главном монастырском храме находилась почитаемая древняя икона Божьей Матери Одигитрии (греч.- Путеводительница, Указующая Путь)- Богоматерь с младенцем Иисусом. Считается, что эту икону княгиня Евдокия спасла во время нашествия на Москву в 1382 году хана Тохтамыша. Через сто лет икона сгорела, и на ее обгоревшей доске знаменитый иконописец Дионисий в 1482 году написал новый образ Богоматери. К иконе прикладывались цари и патриархи у ворот монастыря, когда по великим праздникам ее выносили им навстречу. Теперь икона находится в Государственной Третьяковской галерее.
Кроме главного Вознесенского собора в монастыре были построены еще два храма: церковь во имя преподобного Михаила Малеина и церковь во имя святой великомученицы Екатерины.
Церковь Михаила Малеина построена по приказу Михаила Романова- первого царя династии Романовых. Он посвятил ее своему святому покровителю, в честь которого и получил свое имя. В конце XVIII века в монастыре рядом с Церковью Михаила Малеина построили колокольню, а в 1823 году- двухэтажную каменную богадельню. Авторами церкви называют подмастерьев каменных дел Бажена Огурцова и Семейку Белого. Храм был богат многочисленными дарами от царствующих особ. Михаил Малеин (около 854-963)- православный святой, учитель Афанасия Афонского, основателя Великой Лавры Афона, находящейся в Греции. Есть предположение, что на месте Церкви Михаила Малеина ранее стоял одноименный храм (построенный, вероятно, между 1613 и 1617 годами). Когда в 1613 году в Вознесенском монастыре поселилась царица-инокиня Марфа- мать новоизбранного царя Михаила Романова, она выстроила здесь храм во имя Михаила Малеина с приделом (пристройкой) во имя мученика Федора, то есть во имя святых, соименных мужу Федору и сыну Михаилу. В честь Михаила Малеина строили церкви во многих местах России.
Третья монастырская церковь была освящена во имя великомученицы Екатерины. Ее построили на месте обветшавшей небольшой Георгиевской церкви. Екатерининскую церковь заложили в 1809 году по проекту молодого талантливого зодчего Карла Росси (1775-1849). Это был изящный холодный летний храм с многочисленными башенками, стрельчатыми окнами, со стенами нежно-персикового цвета и с золотым куполом, украшенный изящной декоративной лепниной и кружевной каменной резьбой. Церковь больше походила на светское кокетливое здание, чем на храм. Над входом в храм были помещены рельефы Спасителя и апостолов.
В этом монастыре, как и в соседнем Чудовом, был свой хороший хор. На Вербное воскресенье здесь устраивались гулянья, на которых москвичи могли приобрести выставленные для продажи изделия монахинь.
Вознесенский монастырь стал свидетелем многих исторических событий. Здесь, например, разыгралась комедия торжественного признания Марией Федоровной Нагой (женой Ивана Грозного и матерью убитого в Угличе малолетнего царевича Дмитрия) явившегося к ней ее мнимого сына Лжедмитрия I. Правда, после убийства Лжедмитрия I.она быстро отреклась от своего признания. Мария Федоровна поселилась в этом монастыре под именем Марфы. Монастырь был местом пребывания царских невест до брака. В нем на несколько дней до свадьбы поселилась и Марина Мнишек, невеста Лжедмитрия I. К ней регулярно и приезжал Лжедмитрий I.
Со времен основательницы монастыря Евдокии соборный Вознесенский храм стал усыпальницей лиц женского пола из царствующей фамилии (великих княгинь, цариц и женщин из царствующего дома). Здесь были похоронены Софья Витовтовна (жена великого князя Василия I- сына Дмитрия Донского), Софья Палеолог (жена великого князя Ивана III), жёны Ивана Грозного, царевна Евдокия Алексеевна (дочь царя Алексея Михайловича), царица Мария Владимировна (Долгорукова, первая жена царя Михаила Фёдоровича)... При разрушении монастыря в 1929 году сотрудникам Оружейной палаты Кремля удалось спасти погребения, которые ныне находятся в южной пристройке к Архангельскому собору.
К 1907 в монастыре находились игуменья, 62 монахини и 45 послушниц. В 1929 году ряд икон из Вознесенского монастыря передан в Государственную Третьяковскую галерею, в Государственные музеи Московского Кремля. Иконостас Вознесенского собора установлен в соборе Двенадцати Апостолов в Кремле.
В 2007 году (к 600-летию кончины княгини Евдокии) Русская Православная Церковь учредила новую награду: Орден преподобной Евфросинии, великой княгини Московской. Это вторая женская награда после Ордена святой равноапостольной Ольги.
В Москве 9 марта 2014 года князю Дмитрию Донскому установлен памятник (князь на коне) на пересечении Николо-Ямской и Яузской улиц (недалеко от высотного здания на Котельнической набережной), на том месте, где собиралось и отправлялось на Куликово поле его войско и ополчение. На памятнике надпись: «Посвящается Святому Благоверному князю Дмитрию Донскому- освободителю земли Русской». Автор- скульптор В.М. Клыков.
А на юго-западе Москвы, на Нахимовском проспекте около открытой в ноябре 2013 года Церкви Преподобной Евфросинии, великой княгини Московской в Котловке (Евфросиния- имя княгини Евдокии в монашестве) 19 ноября 2013 года установлен памятник супругам князю Дмитрию Донскому и княгине Евдокии с детьми. Автор- московский скульптор Дмитрий Кукколос. В композиции памятника даны не все дети Дмитрия Донского и Евдокии Дмитриевны (их было 12: восемь сыновей и четыре дочери), а только Василий, который станет преемником отца- великим князем Василием I (1371-1425) и Юрий (1374-1434). В скульптурной группе Василий стоит около родителей, а Юрий находится на руках у матери, нежно прильнув к ней. Накануне открытия памятника его автор написал стихотворение, в котором есть такие строки:
Как долго шел я к вашим образам,
Взрастив в душе черты ваши святые,
Молился- и вокруг рождался Храм,
Димитрий перед ним и Евдокия.
Василий, княжич, впереди стоит,
Младенец Юрий к матери прижался,
От счастья глина плакала навзрыд,
Когда сей светлый образ создавался…
И так хотелось людям передать
Заученные истины простые-
Отец и сын, и со младенцем мать-
Семья! Семьей у нас сильна Россия!
В мае 2008 года в эту церковь были перенесены мощи Преподобной Евфросинии Московской.
В Москве есть примеры успешного воссоздания утерянных памятников истории и культуры: Храм Христа Спасителя (взорванный 5 декабря 1931 года), Воскресенские ворота Китай-города с Иверской часовней, Красное крыльцо у Грановитой палаты Московского Кремля, Казанский собор на Красной площади, Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском…
Нет никаких сомнений в том, что будет успешно воссоздан и прежний облик Ивановской площади Московского Кремля с находившимися на нем Чудовым и Вознесенским монастырями- важный для нашей памяти исторический уголок России.
Нас ждет еще много археологических открытий на пути к возрождению этих монастырей, ведь на их месте в подземной части сохранилось много артефактов прошлого…
Идут дискуссии о способах возрождения исторического облика Ивановской площади и монастырей…
Увидеть прежнюю Ивановскую площадь Московского Кремля позволяют старые открытки и фотографии, картины художников (например, «Ивановская площадь» А.М. Васнецова), замечательный документальный фильм «Москва в снежном убранстве», который снял в 1908 году французский режиссер Жорж Мейер (фильм есть в Интернете)…
Сегодня, когда существует Интернет, любой человек, у которого нет возможности оказаться на территории Кремля, может совершить увлекательное путешествие не только по современному Кремлю, но и заглянуть в его прошлое, совершить виртуальное путешествие…
В декабре 2014 года в южном (то есть обращенном к Москве-реке) приделе (пристройке) Архангельского собора Московского Кремля открылась выставка, посвященная истории Вознесенского монастыря (в связи с 85-летием уничтожения этой уникальной обители, жемчужины Московского Кремля), на ней представлены сохранившиеся реликвии: иконы, церковные сосуды, книги...
На нашем сайте (Проза.ру Юрий Жданов 2) размещен рассказ: «Рассказы Юрия Жданова о Московском Кремле». В нем указаны и размещенные на этом сайте рассказы о памятниках Московского Кремля.
Находился около Спасской башни слева и почти вплотную примыкал к кремлевской стене. В Средние века служил местом погребения представителей московского великокняжеского рода женского пола.
История
По преданию, монастырь был основан великой княгиней Евдокией, женой Дмитрия Донского. О точной дате основания Вознесенского монастыря нет достоверных сведений, но предполагается, что это было в 1386 г. Первая Вознесенская соборная церковь была построена из дерева.
В 1407 Евдокия удалилась в этот же монастырь под именем Евфросинии и уже через несколько дней повелела заложить новый каменный Вознесенский собор на месте деревянного. Прожив в иночестве всего несколько недель, 7/20 июля 1407 года инокиня Евфросиния скончалась и была погребена в строящемся соборе. Преподобную Евфросинию Московскую стали почитать покровительницей Москвы.
Unknown , Public DomainЕё невестка, великая княгиня Софья Витовтовна, продолжила постройку, но успела лишь возвести стены собора. Восемь лет спустя собор выгорел дотла, 50 лет стоял недостроенным, и лишь в 1467 восстановлен великой княгиней Марией Ярославной, женой Василия II Тёмного. Зодчий Василий Ермолин для прочности «одевает» старые стены собора в новые.
Шестнадцать лет спустя монастырь был снова повреждён огнём. Вознесенский собор полностью выгорел и был разобран «ветхости ради». В 1519 на фундаментах первого храма по указу великого князя Василия III было начато строительство нового Вознесенского собора (существует версия, что архитектором был Алевиз Новый, окончивший к тому времени строительство 11 церквей на московском посаде). В 1588 при царе Фёдоре Иоанновиче Вознесенский собор строится вновь как архитектурная копия («реплика») Архангельского собора.
В последующие века собор сильно страдал во время пожаров и не раз поновлялся: при императоре Петре I, императрицах Анне Иоанновне и Елизавете Петровне. Однако, во время самого большого пожара 1737 г. в Московском Кремле и разорения его французами в 1812 г., Вознесенский Собор пострадал незначительно.
В главном монастырском храме, Вознесенском соборе, находилась почитаемая древняя икона Божьей Матери Одигитрии, то есть Путеводительницы, которая, как говорили, была спасена великой княгиней Евдокией во время нашествия Тохтамыша на Москву в 1382 г. Ровно через сто лет эта икона сгорела, и тогда знаменитый иконописец Дионисий написал на обгоревшей доске новый образ Богоматери. В великие праздники эту икону выносили навстречу царю и патриарху, и они прикладывались к ней у ворот обители. (В наше время образ хранится в Государственной Третьяковской галерее).
Найденов Н. А. Москва. Соборы, монастыри и церкви. , Public Domain
Монастырь использовался как место жительства для царских невест до свадьбы. Именно там вдова Ивана IV, Мария Нагая, в постриге инокиня Марфа приветствовала Марину Мнишек, которая проведёт там несколько дней до её свадьбы с мнимым сыном Нагой, Лжедмитрием.
Кроме главного Вознесенского собора, в монастыре были ещё две церкви.
В 1634, царь Михаил Романов приказал построить новую церковь в монастыре и посвятил её своему святому покровителю, Михаилу Малеину. Колокольня рядом с этой церковью была построена в конце XVII столетия. Она стояла сразу за Спасскими воротами в глубине за красивой решёткой. Построена церковь была всего за пять месяцев Баженом Огурцовым и Семейко Белы́м.
Третью церковь в монастыре освятили во имя св. великомученицы Екатерины. В начале XIX века митрополит Платон выступил инициатором строительства новой церкви. Храм предполагалось разместить с юго-восточной стороны монастырской территории, по северной границе Спасской улицы. На этом месте с 1527 года стояла древняя каменная церковь св. Георгия, построенная при Василии III. В ней хранилась белокаменная конная статуя Георгия Победоносца, выполненная Василием Ермолиным для украшения Спасских ворот. После снятия с башни скульптуру разместили в храме св. Георгия, перешедшем к этому времени в ведение Вознесенского монастыря. В 1808 году обветшавший храм св. Георгия был разобран и на его месте заложена новая церковь. Скульптуру Георгия Победоносца перенесли в качестве киотной иконы в каменную церковь во имя преподобного Михаила Малеина.
неизвестен , Public Domain
Автором проекта новой церкви св. Екатерины был архитектор Карло Росси. Грандиозное сооружение, по размерам не уступающее соборному храму, было выполнено в неоготическом стиле. Сложный силуэт с многочисленными башенками и изящный декор стен придавали зданию легкость и нарядность. Строительство церкви, начатое в 1808 году, было прервано войной 1812 года. Лишь в 1817 году её отделку закончил архитектор А. Н. Бакарев. Это был один из лучших памятников Москвы, построенных в неоготическом стиле. В интерьере представлял интерес иконостас, утраченный при разрушении монастыря.
После упразднения монастыря в 1920 году в церкви предполагалось разместить гимнастический зал, но идея не была реализована.
Разрушение монастыря
Вознесенский монастырь сильно пострадал во время боев за Кремль в ноябре 1917 года: снарядами были разрушены стены и купола его храмов. В марте 1918 года в Москву переехало большевистское правительство, разместившееся в Кремле. С октября 1918 года монастырь был закрыт.
Монахиням велели покинуть обитель: последние его инокини вместе с игуменьей нашли себе временный приют при церкви Лефортовской больницы. Они успели тайно, под мантиями, вынести из обители икону-реликварий «Богоматерь Казанская» одна из самых почитаемых в монастыре икон, утварь и драгоценности и спрятать их на подворье лавры, но большевики учинили там обыск и отправили изъятые ценности в Оружейную палату.
неизвестен , Public Domain
Спустя два месяца (в декабре того же года) решением Комиссии по изъятию церковных ценностей главная чудотворная икона храма Вознесения Господня «Богоматерь Одигитрия» (поновленная в 1482 г. Дионисием) была перенесена в Крестовую (Мироваренную) палату Патриаршего дворца XVII в. (после её передали в Государственный Исторический музей, а в 1930 г. - в Государственную Третьяковскую галерею).
В апреле 1929 года по инициативе Коменданта Кремля Р. А. Петерсона, правительственная комиссия, в которую входили: К. Е. Ворошилов, В. В. Шмидт, А. С. Енукидзе, осмотрели здания Чудова и Вознесенского монастырей и постановили снести их, очистив место для строительства Военной Школы ВЦИК.
Предвидя подобный исход событий, Н. Н. Померанцев, стоявший во главе комиссии в составе Д. Н. Сухова, В. К. Клейна, А. В. Орешникова, В. Н. Иванова и других специалистов добился выделения денежных средств и в кратчайшие сроки организовал архитектурные обмеры, фотофиксацию монастырских построек, обследование захоронений Великих княгинь и цариц и вывоз белокаменных саркофагов с останками в подземную палату южной пристройки Архангельского собора, где они пребывают и ныне (кроме мощей Евфросинии Московской, которые были перенесены 28 мая 2008 года в придел мученика Уара Архангельского собора).
Для сохранении иконостаса и древних икон (они подлежали уничтожению) собора Вознесения Господня Н. Н. Померанцев нашёл место в соборе во имя Двенадцати Апостолов. Собор Двенадцати апостолов был меньшего размера, чем Вознесенский, поэтому иконостас целиком в него не вошёл. Оставшиеся части алтаря - два его ряда с шестью иконами (три - Праздничного ряда и три - Страстного ряда) Померанцев разместил в фондах музея.
В том же 1929 году Вознесенский монастырь взорвали. Специалисты утверждают, что именно тогда впервые для разрушения храмов был применен динамит. Погибли все его церкви, в том числе и Екатерининская, остававшаяся единственным сохранившимся творением Карла Росси в Москве. На месте монастыря в 1932-1934 гг. архитектор И. Рерберг построил здание Военной школы им. ВЦИК, стилизованное под кремлевский классицизм, чтобы оно гармонировало с соседними Сенатом и Арсеналом. В этом здании потом работал Президиум Верховного Совета СССР.
Всего текстов: 2
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 1: Кремль и монастыри. М., 1992, с. 125-126, 128
Собор Вознесения Господня посреди монастырского двора
"Построен в 1519 г. зодчим Алевизом на месте старой церкви, строившейся с 1407 по 1467 г.".
"Последнее здание Вознесенского собора Вознесенского девичьего монастыря было выстроено в 1587-1588 гг. ктиторшей царицей Ириной Годуновой как реплика Архангельскому собору - поскольку в последнем, по обычаю, погребались цари, а в первом царицы".
"Придел Успения Богородицы построен в 1731 г." "с севера".
"Придел Богоматери "Всех Скорбящих радость" устроен в 1732 г." "с юга". "Построен императрицей Анной Иоанновною в память сестры своей Параскевы".
"Придел Успения устроен братом царицы Параскевы Феодоровны - Василием Федоровичем Салтыковым".
"В соборной Вознесенской церкви иконостас украшен живописью старинного греческого письма. Царские врата обложены серебром и вызолочены. Возле царских врат, по левую сторону, Смоленская икона Божией Матери, в серебряной вызолоченной ризе".
Эта икона работы Дионисия ныне находится в Гос. Третьяковской галерее (1990 г.).
"За престолом крест с мощами, устроенный игуменьей Трефиной в 1816 г. По правую сторону царских врат храмовый образ Вознесения. По левую - Благовещения, Николая чуд. и др. Из других святынь замечательны: два золотые напрестольные креста - дар царя Михаила Феодоровича, водосвятная серебряная чаша - дар царя Алексея Михайловича, семь серебряных блюд, золотые - потир, дискос, звезда, лжица, к потиру ковшичек - дар императрицы Анны Иоанновны, два Евангелия на александрийской бумаге, обложенные серебром и украшенные жемчугом и каменьями".
План собора с указанием расположения в нем царских гробниц см. в книге.
"Собор разрушен в 1929 г.".
Сытин. С. 57-58.
Денисов Л. И. Православные монастыри Российской Империи. М., 1908. С. 493-498; библиогр.
Розанов Н. История московского епархиального управления. М., 1871. Ч. 3. Кн. 2 (краткое донесение императору от настоятельницы монастыря о происшествиях при французах).
Кондратьев И. К. Московский Кремль, святыни и достопамятности. М., 1910. С. 77-82.
Проценко. Монастыри в России и соборы в Москве. М., 1863.
Нива. 1917. № 2; 3 (фото разрушений).
Нестор, еп. Камчатский. Расстрел Московского Кремля. М., 1917. С. 15-16.
Александровский, № 20, 54, 325.
Пшеничников Ал., свящ. Краткое историческое описание первоклассного Вознесенского девичьего монастыря в Москве. М., 1894. 140 с.: ил. (планы всего монастыря, а также Вознесенского собора с захоронениями).
Список Бахима, № 340.
Рукопись Александровского, № 36, 301 и 205-а (см. также под № 37 разобранную церковь Афанасия и Кирилла, стоявшую на месте церкви Екатерины; под № 451 Казанский придел церкви Екатерины).
Материалы. С. 285.
Комм. Д. Селиверстова к письмам А. Н. Руднева к В. И. Леоновой // Надежда. Франкфурт-на-Майне, 1981. Вып. 6. С. 358.
Синодальный справочник.
Страхов Б. Вознесенский монастырь: ист. очерк монастыря от основания до нашего времени, описание храмов, достопримечательностей монастырской ризницы, колокольни, наиболее памятные события в истории монастыря // Мирской вестник. 1870. № 10. С. 2-26.
Церковь преп. Михаила Малеина с приделом во имя свщмч. Феодора иже в Пергии в Московском Вознесенском монастыре. М., 1889.
Забелин И. Е. История города Москвы. 2-е изд. М., 1905. Ч. 1. С. 248-269.
Кондратьев И. К. Седая старина Москвы. М., 1893. С. 55.
Баталов А. Л. Собор Вознесенского монастыря в Московском Кремле // Памятники культуры: Новые открытия. 1983. Л., 1985. С. 468-482.
Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи Третьяковской галереи. М., 1963. Т. 1. С. 329; Т. 2. С. 268, 274, 402.
Вагнер Г. К. От символа к реальности. Развитие пластического образа в русском искусстве XIV-XV веков. М., 1980 С. 203-219.
Козлов В. У истоков // Архитектура и строительство Москвы. 1990. № 7. С. 16.
Каталог архивов. Вып. 3. С. 578; Вып. 5. С. 309.
Московский Кремль. Указатель литературы. М., 1989. Ч. 1. С. 115-116.
Александровский = Указатель Московских церквей / Сост. М. Александровский. М., 1915.
Альбом Найденова = Москва. Соборы, монастыри и церкви. Изд. Н. А. Найденова. Часть I. Кремль и Китай-город. М., 1883. Часть II. Белый город. М., 1881. Часть III. Отд. 1. Земляной город. М., 1882. Часть III. Отд. 2. Замоскворечье. М., 1882. Часть IV. Местность за Земляным городом. М., 1883.
Богоявленский = Богоявленский М. Л. Московские церкви. М., 1968-1970. Ч. 1-8. Машинопись (с позднейшими дополнениями).
Каталог архивов = История памятников архитектуры и градостроительства Москвы, Ленинграда и их пригородов: Каталог архивных документов. М., 1988. Вып. 3; М., 1990. Вып. 5.
Материалы = Материалы для истории, археологии и статистики г. Москвы, собранные из книг и дел преждебывших Патриарших приказов свящ. В. И. и Г. И. Холмогоровыми / Под ред. И. Е. Забелина. М., 1884. Т. 1-2.
Путеводитель Машкова = Путеводитель по Москве, изданный Московским Архитектурным обществом для членов V Съезда зодчих в Москве / Под ред. И. П. Машкова. М., 1913.
Рукопись Александровского = Александровский М. И. Исторический указатель московских церквей. М., 1917 (с дополнениями до 1942 г.). Гос. исторический музей, отдел ИЗО, Фонд архитектурной графики.
Синодальный справочник = Москва: Святыни и памятники. М.: Изд. Синодальной типографии, 1903.
Список Бахима = Описание московских монастырей, соборов, храмов, а также молитвенных домов и часовен с указанием местонахождения и года постройки / Сост. сотрудником Комиссии по охране памятников искусства старины Бахимом в 1917 г. (с позднейшими дополнениями). Машинопись.
Сытин = Сытин П. В. Из истории московских улиц. 3-е изд. М., 1958.
Якушева = Якушева Н. И. Сорок сороков. М., 1962-1980 (с позднейшими дополнениями). Машинопись.
Указатель кремлевских церквей. М., 1916, с. 23
Церковь Вознесения Господня. Находится в глубине двора Вознесенского женского монастыря. Была заложена при основании монастыря в 1407 году. Нынешняя построена на старом фундаменте в 1519 году; зодчим был Алевиз. Значительное обновление было в 1721 году и после 1812 года. В церкви погребены Великие Княгини и Царицы, Великие Княжны и Царевны. У южной стены почивают мощи основательницы монастыря Преподобной Евфросинии, в миру В. К. Евдокии Димитриевны. С севера в 1731 году пристроен придел Успения Пресвятой Богородицы генералом В. Ф. Салтыковым, братом Царицы Прасковьи Феодоровны; в этом приделе погребены родственники Царицы из рода Салтыковых. В южном предалтарии главного храма Императрица Анна Иоанновна устроила в 1732 году придел Всех скорбящим Радости, где погребена сестра Императрицы Царевна Прасковья Ивановна.