Введение европейского летоисчисления. Когда началась новая эра
Летоисчисление: что это? Летоисчисление – это система отсчета времени (в днях, неделях, месяцах, годах), начатая с определенного события. Летоисчисление могло отличаться у разных народов, конфессий. Это можно объяснить тем, что за начальную точку принимались различные события. Однако на сегодняшний день во всем мире официально установлена одна система летоисчисления, которой пользуются во всех странах и на всех континентах.
Летоисчисление на Руси
Летоисчисление на Руси велось по календарю, принятому у Византии. Как известно, после принятия христианства в десятом веке нашей эры точкой отсчета был выбран год сотворения мира. Если быть точнее, то этот день – день, когда был сотворен первый человек – Адам. Произошло это первого марта 5508 года да нашей эры. И на Руси долго считали начало весны началом года.
Реформа Петра Первого
Старое летоисчисление «от сотворения мира» было изменено императором Петром Первым на летоисчисление от Рождества Христова. это было сделано с первого января 1700 года (или в 7208 году «от сотворения мира»). Почему поменяли летоисчисление? Считается, что Петр Первый сделал это для удобства, для синхронизации времени с Европой. Европейские страны уже давно жили по системе «от Рождества Христова». А так как император вел много дел с европейцами, то этот шаг был вполне целесообразен. Ведь разница в годах в Европе и в Российской Империи в то время составляла 5508 лет!
Древнерусское летоисчисление, таким образом, отличалось от современного точкой отсчета времени. А летоисчисление до Рождества Христова называлось летоисчислением «от сотворения мира».
Как все начиналось
А когда началось летоисчисление? Есть данные, что в 325 году нашей эры произошел первый собор христианских епископов. Именно они решили, что летоисчисление должно вестись от сотворения мира. Причиной такого отсчета была необходимость знать, когда отмечать Пасху. Дата сотворения мира была предложена исходя из соображений и рассуждений о жизни Иисуса Христа.
После собора епископов Римская империя приняла это летоисчисление. А через пару сотен лет было предложено перейти на летоисчисление от Рождества Христова. Эту идею высказал Дионисий Малый – римский монах, в 532 году. Когда родился Иисус точно неизвестно, но произошло это примерно во втором-четвертом году нашей эры. Именно с этого года и начали отсчет времени, который теперь называется от Рождества Христова. Эта точка разделяет новую эру (нашу) от прошлой (соответственно обозначения н.э. и до н.э.).
Но мир долго переходил на новый вариант отсчета времени. Для этого потребовалось около половины тысячелетия, а для России – более тысячи лет. Переход был постепенным, поэтому часто в скобках даты указывали еще и год «от сотворения мира».
Арийское летоисчисление и славянское летоисчисление
Летоисчисление ариев велось от сотворения мира, то есть отлично от существовавшего в мире. Но арии не считали, что мир был сотворен именно в 5508 году до нашей эры. По их мнению, точкой начала стал год, когда был заключен мир между Славяно-Ариями и Аримами (древнекитайскими племенами). Другое название этого летоисчисления – Сотворение Мира в Звездном Храме. После победы над китайцами появился символ – всадник на белом коне, убивающий дракона. Последний в данном случае символизировал Китай, который был побежден.
Старославянское летоисчисление велось согласно Даарийскому Круголету Числобога. Подробнее об этом календаре Вы можете прочесть в соответствующей статье. После реформы Петра Первого стали говорить, что «он украл у славян 5508 лет». Вообще нововведение императора не нашло положительных отзывов от славян, они противились ему долгое время. Но летоисчисление древних славян и их календарь были запрещены. На сегодняшний день ими пользуются лишь староверы, инглинги.
Летоисчисление по славянскому календарю имело свои интересные особенности:
- У славян было лишь три времени года: весна, осень, зима. Кстати, весь год у древних славян носил название «лето».
- Месяцев было девять.
- Дней в месяце было сорок или сорок один.
Таким образом, летоисчисление у древних славян, которые были язычниками, шло вразрез с общепринятым, христианским. Ведь многие славяне, даже приняв христианскую веру, продолжали оставаться язычниками. Они были верны свои мировоззрениям и не принимали летоисчисления «от Рождества Христова».
Летоисчисление стало отражением религии, которая занимала и продолжает занимать главенствующее положение в государстве, в обществе, в мире. Христианство на сегодняшний день исповедует более тридцати процентов населения мира. Неудивительно, что именно Рождение Христа было выбрано в качестве его начала. Также стало удобным разграничивать прошлую эры от новой. Петр, изменив систему летоисчисления на Руси, сделал возможным координировать всю деятельность страны с остальным миром. Трудно представить, что сегодня была бы пропасть между странами в более чем пять с половиной тысяч лет! Также положительным моментом общего для всех летоисчисления является удобство в изучении истории и других наук.
Ошибки летоисчисления. История - фальшивка.
Одним из главных изобретений человеческой цивилизации является календарь. Все современные календари берут свое начало в Древнем Египте. Человек давно начал задумываться над тем, как зафиксировать явления, происходящие в окружающем мире. Это в первую очередь касалось самых важных событий в повседневной жизни, например, определения времени разлива Нила, который был главным источником урожая. За ориентир древние египтяне принимали восход на вечернем небе ярчайшей звезды северного полушария Сириус.
История возникновения календаря
В основу современных календарей положен римский солнечный календарь с делением года на месяцы, недели и дни. Понятно, что основой для дневного промежутка времени служит чередование светлого и темного времени суток, что отображает поворот Земли вокруг своей оси. Основой деления года на месяцы и недели послужила Луна, которая обращается вокруг Земли за синодический месяц, равный 29 с небольшим дням, меняя при этом свои фазы. У разных народов и цивилизаций был свой календарь с различными начальными датами для отсчета. Как в свое время в Египте, так и в Древнем Риме большое значение для разработки календаря сыграли египетские жрецы. Год во всех солнечных календарях считался по времени обращения Земли вокруг Солнца. Это длительность тропического года, она составляет 365,2522 дней. Принципиальные проблемы всех календарей заключались в том, что в продолжительность года не укладывалось целое число дней. Это вносило ошибки во все календари и приводило к необходимости постоянных их пересмотров.Введение юлианского календаря
Первый глобальный реформаторский шаг в усовершенствовании календаря был предпринят в древнем Риме во время правления римского императора Юлия Цезаря в 46 г. до н. э. Он бывал в Египте и изучал существовавший там календарь, в котором была установлена продолжительность тропического года в 365,25 дней. Но так как в календарном году может быть только целое число дней, было предложено чередование трех лет с 365 днями, а четвертого – с 366 – в феврале у него было 29 дней и его назвали високосным. В среднем получилась продолжительность года 365 дней и 6 часов. Год в новом календаре начинался 1 января. Названия месяцев были введены и до Юлия Цезаря. Однако, в знак его больших заслуг, один из месяцев Квинтилис переименовали в Юлиус. Сейчас мы знаем его как Июль. Еще один месяц назван в честь выдающегося римского императора и общественного деятеля Октавиана Августа, в римской аббревиатуре Августус. Он так и дошел до наших дней как Август. Начало эпохи стали считать от основания Рима. С тех пор неоднократно предпринимались попытки изменить название месяцев в честь разных императоров, но они не прижились, и названия месяцев дошли до наших дней без изменений.Введение нового летоисчисления на Руси
С развитием цивилизации стало очень неудобно иметь разные календари в разных странах. Торговля, мореплавание, путешествия расширяли контакты между народами, которым никак не благоприятствовало наличие разного летоисчисления. В эпоху Петра на Руси был византийский календарь. Структура его была такая же, как у римского юлианского с делением на месяцы, недели и дни, новый год приходился на 1 сентября, а начало летоисчисления считалось от сотворения мира. Петр I внес изменения: начало нового года переместилось на 1 января, а летоисчисление стало вестись от Рождества Христова. Это событие произошло в 1700 году, хотя по византийскому календарю это был 7208 год от сотворения мира. Тем самым Петр приблизил Россию к европейской цивилизации.Предпосылки и введение григорианского календаря
Большое влияние на реформирование календаря оказала католическая церковь в связи с тем, что основные церковные праздники приходились на определенные календарные даты. Так как продолжительность юлианского календаря составляла 365,25 дня, а тропический год составлял 365,2422 дня, разница при этом была 11 минут и 14 секунд. Принятый на тот период юлианский календарь опаздывал на эту величину каждый год. Опоздание на один день накапливалось за 128 лет. На Никейском соборе в 325 году были приняты основные символы веры, и установлены церковные праздники такие, как Пасха. Проблема, возникающая из-за неточности календаря, влияла на правильное определение даты праздника Пасхи. Эта дата тесно связана с такими небесными событиями как весеннее равноденствие и полнолуние. Пасху было принято праздновать в первое воскресенье после весеннего равноденствия и следующего за ним первого полнолуния. В год проведения собора день весеннего равноденствия наступал 21 марта. Но, в связи с разницей в длительности юлианского и тропического годов, к шестнадцатому столетию накопилась ошибка в 10 дней. День равенства дня и ночи плавно переместился на 11 марта. Это послужило толчком к тому, что папа римский Григорий XIII с помощью ученого Луиджи Луио осуществил реформу юлианского календаря. Основные постулаты введения нового летоисчисления заключались в следующем:День весеннего равноденствия переносился опять на 21 марта, т.е. убрались 10 дней.
Из промежутка в 400 лет из 100 високосных годов убираются 3, и их остается 97.
Введение нового летоисчисления произошло в 1582 году, и многие католические державы перешли на новое летоисчисление. Остальные страны переходили в течение нескольких десятков лет, а некоторые и в течение сотен лет. Не во всех странах введение нового летоисчисления проходило гладко. Принятие григорианского календаря в Риге привело к возникновению народного бунта, который продолжался не один год, пока зачинщики не были осуждены и казнены. В России переход на григорианский календарь произошел после октябрьской революции. Указом правительства после 31 января 1918 года стали считать приход 14 февраля. Этим была убрана накопившаяся разница в 13 дней. До прихода к власти большевиков введению нового летоисчисления в России препятствовала православная церковь. А в монархической России степень влияния церкви на власть была очень высока. На сегодняшний день почти все страны мира перешли на новое летоисчисление. Исключение составляют такие страны как Таиланд и Эфиопия. Православная церковь также использует старый юлианский календарь. Насколько важно использование одинакового летоисчисления в соседних странах можно понять на следующем примере. Существует научное исследование, касающееся сражения при Аустерлице, когда Наполеон одержал победу. Некоторые ученые утверждают, что именно использование различных календарей в русской и австрийской армии послужило причиной несогласованных действий на поле боя, что привело к поражению. На сегодняшний день точность Григорианского календаря довольно высока. В последние несколько лет выдвигались проекты пересмотра действующего календаря. Это касалось, в основном, изменения количества дней в месяцах, но эти предложения так и остаются только проектами.
(сегодня 319-я годовщина)
Подробное описание:
История календаря довольно длинная и запутанная. Современное летоисчисление берет начало от древнеримского юлианского календаря, введенного с 1 января 45 года до Нашей эры Юлием Цезарем.
В 7 веке от Рождества Христова в качестве точки отсчета было принято 1 марта 5508 до Рождества Христова (сотворение Адама Господом Богом). Так появился календарь православной византийской эры "от Сотворения мира". В итоге, с 988 года, с момента Крещения Руси Великим князем Киевским Владимиром Святым и почти на протяжении 500 лет началом года считали 1 марта.
В 1492 году по указу Великого князя Московского Ивана III, начало года официально перенесли на 1 сентября. Такое положение вещей сохранялось на протяжение 200 лет. Последний раз по этому летоисчислению Россия отпраздновала новый год 1 сентября 2208 года. После чего 19 декабря 7208 года Петр I подписал именной указ, в соответствии с которым новый год отсчитывался с 1 января, а летоисчисление вместо "от Сотворения мира" считать "от Рождества Христова". Начался 1700 год "от Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа".
В истории России 1699 год оказался самым коротким – от состоял всего из четырех месяцев.
Но Юлианский календарь имеет свои недостатки - каждые 128 лет накапливается один дополнительный день, поэтому в середине 20 века уже почти все страны пользовались Григорианским календарем. В России Григорианский календарь вошел в обиход в 1918 году. В соответствии с ним была введена поправка на 13 суток. Для простоты период исчисления по Юлианскому календарю стали называть "старым стилем", а по Григорианскому – "новым стилем". Разница между старым и новым стилями составляет для 18 века 11 суток, для 19 века – 12 суток и для 20 века – 13 суток. Дни недели в календарях совпадают
В России Юлианского календаря придерживается русская Православная церковь.
Так как к этому времени разница между старым и новым стилями составляла 13 дней, то декрет предписывал после 31 января 1918 г. считать не 1 февраля, а 14 февраля. Этим же декретом предписывалось до 1 июля 1918 г. после числа каждого дня по новому стилю в скобках писать число по старому стилю: 14 (1) февраля, 15 (2) февраля и т. д.
Из истории летоисчисления в России.
Древние славяне, как и многие другие народы, в основу своего календаря первоначально положили период изменения лунных фаз. Но уже ко времени принятия христианства, т. е. к концу Х в. н. э., Древняя Русь пользовалась лунно-солнечным календарем.
Календарь древних славян. Установить, что представлял собой календарь древних славян, окончательно не удалось. Известно только, что первоначально счет времени велся по сезонам. Вероятно, тогда же применялся и 12-месячный лунный календарь. В более поздние времена славяне перешли к лунно-солнечному календарю, в котором семь раз в каждые 19 лет вставлялся добавочный, 13-й месяц.
Древнейшие памятники русской письменности показывают, что месяцы имели чисто славянские названия, происхождение которых было тесно связано с явлениями природы. При этом одни и те же месяцы в зависимости от климата тех мест, в которых обитали различные племена, получали разные названия. Так, январь назывался где сечень (время вырубки леса), где просинец (после зимней облачности появлялось синее небо), где студень (так как становилось студено, холодно) и т. п.; февраль — сечень, снежень или лютый (лютые морозы); март — березозол (здесь существует несколько толкований: начинает цвести береза; брали сок из берез; жгли березу на уголь), сухий (самый бедный осадками в древней Киевской Руси, в некоторых местах уже высыхала земля, соковик (напоминание о соке березы); апрель — цветень (цветение садов), березень (начало цветения березы), дубен, квитень и т. д.; май —травень (зеленеет трава), летень, цветень; июнь — червень (краснеют вишни), изок (стрекочут кузнечики — «изоки»), млечень; июль — липец (цветение липы), червень (на севере, где фенологические явления запаздывают), серпень (от слова «серп», указывающего на время жатвы); август — серпень, жнивень, зарев (от глагола «зареветь» — рев оленей, либо от слова «зарево» — холодные зори, а возможно, от «пазорей» — полярных сияний); сентябрь — вересень (цветение вереска); руень (от славянского корня слова, означающего дерево, дающего желтую краску); октябрь — листопад, «паздерник» или «кастрычник» (паздеры — кострики конопли, название для юга России); ноябрь — грудень (от слова «груда» — мерзлая колея на дороге), листопад (на юге России); декабрь — студень, грудень, просинец.
Год начинался с 1 марта, и примерно с этого времени приступали к сельскохозяйственным работам.
Многие древние названия месяцев позже перешли в ряд славянских языков и в значительной степени удержались в некоторых современных языках, в частности в украинском, белорусском и польском.
В конце Х в. Древняя Русь приняла христианство. Одновременно с этим к нам перешло летосчисление, применявшееся римлянами, — юлианский календарь (основанный на солнечном годе), с римскими наименованиями месяцев и семидневной неделей. Счет годов в нем велся от «сотворения мира», которое якобы произошло за 5508 лет до нашего летосчисления. Эта дата — один из многочисленных вариантов эр от «сотворения мира» — была принята в VII в. в Греции и. долгое время применялась православной церковью.
В течение многих веков началом года считалось 1 марта, но в 1492 г., в соответствии с церковной традицией, начало года было официально перенесено на 1 сентября и отмечалось так более двухсот лет. Однако через несколько месяцев после того, как 1 сентября 7208 г. москвичи отпраздновали свой очередной Новый год, им пришлось празднование повторить. Это произошло потому, что 19 декабря 7208 г. был подписан и обнародован именной указ Петра I о реформе календаря в России, по которому вводилось новое начало года — от 1 января и новая эра — христианское летосчисление (от «рождества Христова»).
Петровский указ назывался: «О писании впредь Генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от сотворения мира». Поэтому в указе предписывалось день после 31 декабря 7208 г. от «сотворения мира» считать 1 января 1700 г от «рождества Христова». Чтобы реформа была принята без осложнений, указ заканчивался благоразумной оговоркой: «А буде кто захочет писать оба те лета, от сотворения мира и от Рождества Христова, сряду свободно».
Встреча первого гражданского Нового года в Москве. На следующий день после оглашения на Красной площади в Москве указа Петра I о реформе календаря, т. е. 20 декабря 7208 г., был оглашен новый указ царя — «О праздновании Нового года». Считая, что 1 января 1700 г. является не только началом нового года, но и началом нового века (Здесь в указе допущена существенная ошибка: 1700 год является последним годом XVII в., а не первым годом XVIII в. Новый век наступил с 1 января 1701 г. Ошибка, которую иногда повторяют и в наши дни.), указ предписывал отметить это событие особенно торжественно. В нем были даны подробные предписания, как организовать праздник в Москве. В канун Нового года Петр I сам зажег на Красной площади первую ракету, дав этим сигнал к открытию праздника. Улицы осветились иллюминацией. Начались колокольный звон и пушечная пальба, раздались звуки труб и литавр. Царь поздравлял население столицы с Новым годом, гуляния продолжались всю ночь. Из дворов в темное зимнее небо взлетали разноцветные ракеты, а «по улицам большим, где пространство есть», горели огни — костры и пристроенные па столбах смоляные бочки.
Дома жителей деревянной столицы принарядились в хвою «из древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых». Целую неделю дома стояли украшенными, а с наступлением ночи зажигались огни. Стрельба «из небольших пушечек и из мушкетов или иного мелкого оружья», а также пуск «ракетов» были возложены на людей, «которые золота не считают». А «людям скудным» предлагалось «каждому хотя по древцу или ветве на вороты или над храминою своей поставить». С этого времени в нашей стране установился обычай ежегодно 1 января праздновать день Нового года.
После 1918 года в СССР были ещё календарные реформы.В период с 1929 но 1940 г. в нашей стране трижды проводились календарные реформы, вызванные производственными нуждами. Так, 26 августа 1929 г. СНК СССР принял постановление «О переходе на непрерывное производство в предприятиях и учреждениях СССР», в котором было признано необходимым уже с 1929-1930 хозяйственного года приступить к планомерному и последовательному переводу предприятий и учреждений на непрерывное производство. Осенью 1929 г. начался постепенный переход на «непрерывку», который завершился весной 1930 г. после опубликования постановления специальной правительственной комиссии при Совете Труда и Обороны. Этим постановлением был введен единый производственный табель-календарь. В календарном году предусматривалось 360 дней, т. е. 72 пятидневки. Остальные 5 дней было решено считать праздничными. В отличие от древнеегипетского календаря, они не были расположены все вместе в конце года, а были приурочены к советским памятным дням и революционным праздникам: 22 января, 1 и 2 мая, а также 7 и 8 ноября.
Работники каждого предприятия и учреждения были разбиты на 5 групп, и каждой группе был установлен день отдыха в каждую пятидневку на весь год. Это означало, что после четырех рабочих дней наступал день отдыха. После введения «непрерывки» отпала необходимость в семидневной неделе, так как выходные дни могли приходиться не только на различные числа месяца, но и на различные дни недели.
Однако этот календарь просуществовал недолго. Уже 21 ноября 1931 г. СНК СССР принял постановление «О прерывной производственной неделе в учреждениях», в котором разрешал наркоматам и другим учреждениям переходить на шестидневную прерывную производственную неделю. Для них были установлены постоянные выходные дни в следующие числа месяца: 6, 12, 18, 24 и 30. В конце февраля выходной день приходился на последний день месяца или переносился на 1 марта. В тех месяцах, которые содержали но 31 дню, последний день месяца считался сворхмесячным и оплачивался особо. Постановление о переходе на прерывную шестидневную неделю вступило в силу с 1 декабря 1931 г.
Как пятидневка, так и шестидневка полностью нарушили традиционную семидневную неделю с общим выходным днем в воскресенье. Шестидневная неделя применялась около девяти лет. Только 26 июня 1940 г. Президиум Верховного Совета СССР издал указ «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений», В развитие этого указа 27 июня 1940 г. СНК СССР принял постановление, в котором установил, что «сверх воскресных дней нерабочими днями также являются:
22 января, 1 и 2 мая, 7 и 8 ноября, 5 декабря. Этим же постановлением были отменены существовавшие в сельских местностях шесть особых дней отдыха и нерабочие дни 12 марта (День низвержения самодержавия) и 18 марта (День Парижской коммуны).
7 марта 1967 г. ЦК КПСС, Совет Министров СССР и ВЦСПС приняли постановление «О переводе рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций на пятидневную рабочую педелю с двумя выходными днями», однако эта реформа никак не касалась структуры современного календаря."
Но самое интересное то, что страсти не утихают. Очередной виток случается уже в наше, новое время. Сергей Бабурин, Виктор Алкснис, Ирина Савельева и Александр Фоменко внесли в 2007 году в Государственную Думу законопроект — о переходе России с 1 января 2008 года на летоисчисление по юлианскому календарю. В пояснительной записке депутаты отмечали, что «мирового календаря не существует» и предлагали установить переходный период с 31 декабря 2007 года, когда в течение 13 дней летоисчисление будет осуществляться одновременно по двум календарям сразу. Участие в голосовании приняли только четыре депутата. Трое — против, один — за. Воздержавшихся не было. Остальные избранники голосование проигнорировали.
В большинстве стран мира, включая Россию, церковь отделена от государства, но религиозные традиции оказывают огромное влияние на повседневную светскую жизнь. Одно из проявлений этого — использование христианского календаря, ведущего отсчёт от дня рождения Иисуса Христа.
Хронология монаха Дионисия
Начало христианского летоисчисления связано с именем монаха, богослова и хрониста Дионисия Малого. О его жизни известно немного. В Риме он появился около 500 года н.э. и вскоре был назначен настоятелем одного из итальянских монастырей. Ему принадлежат несколько богословских сочинений. Главным же трудом была христианская хронология, которую приняли в 525 году, хотя далеко не сразу и не повсеместно. После долгих и сложных расчётов, предположив, что 248 год Эры Диоклетиана соответствует 525 году после Р.Х., Дионисий пришёл к выводу, что Иисус родился в 754 году от основания Рима.
По мнению ряда западных богословов, Дионисий Малый ошибся в расчётах на 4 года. Согласно обычной хронологии, Рождество свершилось в 750 году от основания Рима. Если они правы, то на нашем календаре сейчас не 2014, а 2018 год. Даже Ватикан не сразу принял новую христианскую эру. В папских актах современный отсчёт встречается со времён Папы Иоанна XIII, то есть с X века. И лишь документы Папы Евгения IV с 1431 года ведут отсчёт лет строго от Р.Х.
Исходя из расчётов Дионисия, богословы вычислили, что Иисус Христос родился в 5508 году после того, как, согласно библейской легенде, бог Саваоф сотворил мир.
По царскому хотению
В русских письменных источниках конца XVII — начала XVIII вв. писцы иногда ставили двойную дату - от сотворения мира и от Рождества Христова. Перевод одной системы в другую осложняется ещё и тем, что у нас дважды сдвигалось начало нового года. В Древней Руси его отмечали 1 марта, что было началом нового цикла сельхозработ. Великий князь Иван III Васильевич в 1492 году от Р.Х. (в 7000 г. от сотворения мира) перенёс начало нового года на 1 сентября, что было логично.
К этому времени завершался очередной цикл сельхозработ, подводились итоги трудового года. Кроме того, эта дата совпадала с принятой в восточной церкви. Византийский император Константин Великий, одержав 1 сентября 312 года победу над римским консулом Максентием, даровал христианам полную свободу исповедовать свою веру. Отцы первого Вселенского Собора 325 года определили начинать новый год с 1 сентября - дня «памяти начала свободы христианской».
Вторую подвижку осуществил Пётр I в 1700 году (7208 г. от сотворения мира). Вместе с переходом на новую эру он, по аналогии с Западом, приказал отмечать начало нового года 1 января.
Послушаем апостолов и поспорим
В текстах четырёх канонических Евангелий нет ни одного прямого указания на год, когда родился Христос (текст Нового Завета цитируется по каноническому синодальному переводу «Господа нашего Иисуса Христа святое Евангелие от Матфея, Марка, Луки, Иоанна». Изд. тринадцатое. СПб., 1885). Единственное косвенное указание сохранилось в Евангелии от Луки: когда Иисус начал своё служение, ему было «около 30 лет» (3.23). Точный возраст Иисуса ему, видимо, был неизвестен.
В этой же главе Лука сообщает, что Иоанн Креститель, двоюродный брат Иисуса, начал свою проповедь в 15-й год правления императора Тиберия (3.1). Хорошо разработанное античное летоисчисление за начальную точку отсчёта принимало год основания Рима. К этой условной дате были привязаны все события истории Римской империи. Христианские хронисты встроили в эту систему летоисчисления дату рождения Христа, начав с неё отсчёт новой эры.
Император Тиберий Клавдий Нерон родился в 42 году до н.э., а умер в 37 году н.э. Императорский трон он занял в 14 году н.э. Христианский хронист рассуждал примерно так. Если Иисусу было около 30 лет в 15-й год правления Тиберия, то это соответствовало 29 году н.э. То есть Христос родился в первом году н.э. Однако такая система рассуждений вызывает возражения, основанные на других временных ориентирах, отмеченных в Евангелиях. Осторожность апостола Луки в определении возраста Иисуса допускает отклонения и в одну, и в другую сторону. А вместе с этим может быть сдвинуто начало новой эры.
Попробуем применить для решения этой сложной проблемы методы теории свидетельских показаний, широко применяемые в современной криминалистике. Одно из положений теории состоит в ограниченности человеческой фантазии. Человек может что-то преувеличить, что-то преуменьшить, что-то исказить, собрать реальные факты в нереальные сочетания. Но придумать обстоятельства, которых нет в природе, он не может (закономерности искажения реальности описаны психологией и прикладной математикой).
В Евангелии сохранилось несколько упоминаний о событиях, которые во времени были косвенно связаны с датой Рождества Христова. Если удастся привязать их к абсолютной хронологической шкале, то можно будет ввести определённые коррективы к традиционной дате Р.Х.
1. В Евангелии от Иоанна иудеи говорили, что во время допроса перед казнью Иисусу «ещё нет пятидесяти лет» (8.57). Традиционно считается, что Иисус был казнён в возрасте 33 лет. Странно, что видевшие Иисуса иудеи могли говорить про молодого 33-летнего человека, что ему нет пятидесяти. Возможно, Иисус выглядел старше своего предполагаемого возраста, а возможно, он на самом деле был старше.
2. В Евангелии от Матфея прямо говорится, что Иисус родился во время правления царя Ирода (2.1).
Биография Ирода Великого известна достаточно хорошо. Он родился в 73 году и умер в апреле 4 года до н.э. (750 г. римского счёта). Царём Иудеи стал в 37 году, хотя номинально исполнял функции главы государства с 40 года. Троном завладел при помощи римских войск. Мстительный и честолюбивый, беспредельно жестокий и коварный, Ирод уничтожал всех, в ком видел соперников. Традиция приписывает ему избиение младенцев двухлетнего возраста в Вифлееме и округе при получении известия о рождении в этом городе Иисуса, царя Иудеи.
Насколько достоверно это сообщение евангелиста? Некоторые историки церкви склонны считать его легендой на том основании, что об избиении младенцев сообщил только Матфей. Три других евангелиста не упоминают об этом чудовищном преступлении. Иосиф Флавий, хорошо знавший историю Иудеи, ни словом не упомянул об этом событии. С другой стороны, на совести Ирода столько кровавых злодеяний, что и данное вполне могло иметь место.
Не останавливаясь на оценке моральных качеств Ирода, сопоставим дату его смерти с принятой в христианской традиции датой рождения Иисуса. Если Спаситель родился в первом году н.э., как мог Ирод, умерший за 4 года до Р.Х., организовать массовое убийство детей в Вифлееме?
3. Евангелист Матфей пишет о бегстве Святого Семейства в Египет из-за угрозы со стороны Ирода (2.1). Этот сюжет многократно обыгрывали в христианском искусстве. На окраине Каира стоит древнейший христианский храм, возведённый якобы на том месте, где находился дом, в котором проживало Святое Семейство во время пребывания в Египте. (О бегстве Святого Семейства в Египет сообщает и римский писатель Цельс.) Далее Матфей пишет, что ангел передал Иосифу известие о том, что Ирод умер и можно возвращаться в Палестину (2.20).
Опять нестыковка дат. Ирод Великий умер в 4 году до н.э. Если в это время Святое Семейство проживало в Египте, то к первому году н.э. Иисусу должно было быть чуть более четырёх лет.
4. Евангелист Лука утверждает (2.1), что Иосиф и Мария накануне рождения Спасителя совершили путешествие в Вифлеем. Оно было вызвано необходимостью участвовать в переписи, которая проводилась в Иудее по распоряжению кесаря Августа и была организована прокуратором Сирии Квиринием. В настоящее время факт переписи (но не по всей земле, как писал Лука, а в Иудее) не вызывает сомнений.
Согласно римским традициям, переписи населения всегда проводились во вновь завоёванных областях. Они носили чисто фискальный характер. После окончательного присоединения к империи этой области Палестины в 6 году н.э. такая перепись была проведена. Если следовать точному тексту Евангелия от Луки, то придётся признать, что Иисус родился в 6 или 7 году н.э.
И взошла звезда на востоке
Евангелист Матфей сообщает о звезде, которая указала восточным мудрецам время рождения Иисуса (2.2-10.11). Эта звезда под названием Вифлеемской прочно вошла в религиозную традицию, в литературу, искусство,-в оформление религиозных праздников во имя Рождества Христова. Об этом небесном явлении не сообщают ни Марк, ни Лука, ни Иоанн. Но возможно, что тогда жители Иудеи действительно видели необычное небесное явление. Историки науки убеждены в том, что астрономы Древнего Востока прекрасно знали звёздное небо и появление нового объекта не могло не привлечь их внимания.
Загадка Вифлеемской звезды давно интересует учёных. Поиски астрономов и других представителей материалистических наук велись в двух направлениях: какова физическая сущность Вифлеемской звезды и когда она появилась в небесных сферах? Теоретически эффект яркой звезды мог быть порождён либо видимым сближением на небосводе двух крупных планет, либо появлением кометы, либо вспышкой новой звезды.
Версия кометы изначально вызывала сомнение, ибо кометы не стоят длительное время на одном месте.
В последнее время возникла гипотеза, что волхвы наблюдали НЛО. Этот вариант не выдерживает критики. Небесные объекты, вне зависимости от того, считать их естественными образованиями или созданием Высшего Разума, всегда перемещаются в пространстве, лишь на короткое время зависая в одном пункте. А евангелист Матфей сообщает, что Вифлеемская звезда несколько дней наблюдалась в одной точке небосвода.
Николай Коперник рассчитал, что около первого года н.э. в течение двух дней наблюдалось видимое сближение Юпитера и Сатурна. В начале XVII века Иоганн Кеплер наблюдал редкое явление: пути трёх планет — Сатурна, Юпитера и Марса — пересекались так, что на небе была видна одна звезда необычной яркости. Такое видимое сближение трёх планет случается раз в 800 лет. Исходя из этого, Кеплер предположил, что 1600 лет назад сближение имело место и на небосводе вспыхнула Вифлеемская звезда. По его расчёту, Иисус родился в 748 году Римской эры (25 декабря 6 года до н.э.).
Опираясь на современную теорию движения планет, астрономы рассчитали видимое с Земли положение планет-гигантов Юпитера и Сатурна 2000 лет назад. Оказалось, что в 7 году до н.э. Юпитер и Сатурн трижды сближались в зодиакальном созвездии Рыб. Угловое расстояние между ними сократилось до одного градуса. Но они не слились в одну яркую точку. Недавно американские астрономы установили, что во 2 году до н.э. Венера и Юпитер так близко сошлись, что могло показаться, будто на небе вспыхнул пламенеющий факел. Но это событие произошло в июне, а Рождество традиционно отмечается зимой.
Также недавно установили, что в 4 году до н.э., в первый день нового года, который тогда отмечался весной, в созвездии Орла вспыхнула новая звезда. Сейчас в этой точке небосвода фиксируется пульсар. Расчёты показали, что этот ярчайший объект был виден из Иерусалима в сторону Вифлеема. Как и всё звёздное небо, объект двигался с востока на запад, что совпадает с показаниями волхвов. Вполне вероятно, что эта звезда привлекла внимание жителей Иудеи как уникальное и грандиозное космическое явление.
Версия кометы вызывает некоторые возражения, но современная астрономия полностью её не отвергает. В китайских и корейских хрониках упоминаются две кометы, которые наблюдались на Дальнем Востоке с 10 марта по 7 апреля 5 года до н.э. и в феврале 4 года до н.э. В труде французского астронома Пингре «Космография» (Париж, 1783) сообщается, что одну из этих комет (или обе, если два сообщения относятся к одной и той же комете) ещё в 1736 году отождествляли с Вифлеемской звездой. Астрономы считают, что комету, видимую на Дальнем Востоке, могли наблюдать и в Палестине.
Если исходить из этого, то Христос родился в 5 или 4 году до н.э. между февралём и мартом. Учитывая, что проповедовал он, будучи зрелым человеком, логично допустить, что ему в это время было не 33 года по канону церкви, а ближе к сорока.
Сопоставляя всю доступную информацию, можно сделать достаточно обоснованное предположение, что Иисус Христос родился в 4 году до н.э. и сегодня на дворе 2018 год. Но, разумеется, пересмотр современного календаря нереален.
Борис Сапунов, Валентин Сапунов