Значение святой земли для христиан. По святой земле за христом

История Святой Земли, благодаря её очень удобному географическому положению, соединяющему Египет, Финикию, Сирию, Ирак, Иран (древняя Месопотамия) и Персидский Залив, интересна и богата политическими, религиозными и культурными событиями. С запада её омывает Средиземное море, тогда как на востоке находится пустыня. Таким образом, расположенная в центре региона и являющаяся мостом, соединяющим Египет и Месопотамию, то есть Африку и Азию, Святая Земля, заняла важное место в истории древнего мира. Её пересекали торговые пути, например, такие известные, как Морской Путь (Via Maris), по которому непременно проходили все, идущие с севера на юг, с востока на запад и наоборот. Из-за своего центрального географического положения Святая Земля была популярна также у всех захватчиков с севера, юга, востока и запада.

Римская карта Палестины, известная под названием Pointigeria, 4 век

Галилейский древнейший человек

В различных частях Святой Земли были найдены древнейшие останки людей и животных, датирующиеся периодом Палеолита (1.500.000 -15.000 до н. э.). Однако, самые древние человеческие останки были найдены в пещерах Галилеи и относятся к 70.000 г. до н. э. Они принадлежали к одной из тупиковых ветвей развития человеческого рода, находящейся между неадертальцем и сапиенсом. Археологи назвали галилейского человека палестинским древнейшим человеком.Кроме того, был найден ещё один новый вид древнего человека, жившего в период Мезолита (15.000-7.000 до н. э.) — натуфский человек (по названию скалы Эль-Натуфа на горе Кармель). Натуфский человек возделывал землю, приручал животных, строил небольшие поселения, создал общество и свою культуру. В последующие эпохи — неолита и хальколита (7.000-3.000 до н. э.) — палестинский древнейший человек расселился почти по всей стране, построил такие укреплённые поселения, как Иерихон, совершенствовал изделия из камня, впервые применил бронзу и из собирателя пищи превратился в её производителя. Кроме того, он установил связь с соседними народами и создал свою собственную культуру. Дорога для особой палестинской культуры была открыта.


Доисторические пещеры горы Кармелъ

Горный хребет Верхней Галилеи с библейской горой Мейрон

Первые семиты, ханаанцы, индоевропейцы и индоиранцы

Первые 750 лет второго тысячелетия до н. э., с 2000 по 1230 г., Святую Землю заселили народы, пришедшие из многих других мест. Среди них были индоевропейцы, индоиранцы и семиты с севера, запада и востока. Среди переселенцев был и Авраам с его племенем и стадом животных. Многие из волн переселенцев продолжали кочевой образ жизни пастухов, другие, как, например, ханаанцы, объединялись в оседлые общины, строили укреплённые поселения-государства, развивали искусство и создавали собственные культуры.


Библейский город Мегиддо, Армагеддон апокалипсиса

Евреи и филистимляне

В конце тринадцатого века до н.э. новые волны переселенцев заселили Палестину и изменили тем самым её демографическую карту. Среди них были 12 колен Израиля и группа народов моря, пришедших из района Анатолии, с запада и района Эгейского моря. Последние включали в себя филистимлян (плиштим, согласно Ветхому Завету или пелласги, согласно греческим источникам), ахейцев, данайцев, сицилианцев и многих других.


Холм Офла на юго-востоке современного Иерусалима, на котором был построен библейский Иерусалим


Схематическое изображение Иерусалима в годы правления библейских царей Давида и Соломона (9 век до н. э.)

Керамический саркофаг с изображением филистимлянина (10 век до н. э.)

Первые евреи, объединились в родовые колена с местными племенами, руководимыми, главами-судьями, как изложено в Ветхом Завете (1230-1050 до н. э.) Позднее все колена соединились, создав Объединённое Царство под властью библейских царей Саула, Давида и Соломона (1050-922 до н.э.).

После смерти Соломона, приблизительно в 930 году до н. э., объединённое израильское царство разделилось на два: Иудейское Царство, просуществовавшее до 586 г. до н. э. и Израильское Царство, уничтоженное ассирийцами в 721 г. до н. э. Другая группа, которую составили народы моря во главе с наиболее влиятельными из них — филистимлянами — основала на палестинском побережье союз пяти независимых городов (пентаполис) (Газа, Ашкелон, Ашдод, Гат и Екрон) под предводительством князей, согласно Ветхому Завету (тираны в греческих источниках). Пентаполис, как влиятельное и независимое объединение, просуществовал приблизительно двести лет, до 1000 г. до н. э. Царь Давид, после неоднократных военных столкновений, разогнал филистимлянский пентаполис и присоединил все города к его объединённому царству. Со временем, народы моря слились с местным населением и прекратили своё независимое существование. Спустя восемьсот лет греки и римляне назвали эту страну именем филистимлян -Палестиной.


Библейский город Хацор в северной Галилее

Ассирийцы, вавилоняне, самаритяне и персы

В 721 г. до н. э. ассирийцы уничтожили Израильское Царство на севере, и в 586 г. до н. э. вавилоняне подчинили себе Иудейское Царство на юге. Иерусалим был разрушен и вместе с ним — его знаменитый Храм, являвшийся религиозным центром иудаизма. Ассирийские и вавилонские захватчики насильно переселили большое количество евреев в другие части их империи, поселив на место изгнанных новые народы. Большинство новых переселенцев заселили Центральную Палестину и, в особенности, Самарию, после чего их назвали самаритянами. Небольшое количество самаритян продолжает жить и сегодня в Неаполисе (Шхеме), в Самарии, сконцентрировавшись вокруг их святой горы Гризим.

В 549 г. до н. э. новые захватчики — теперь персы — завладели Палестиной и присоединили её к большой Сатрапии — Эвер Нахара (заречная страна), т.е. западнее реки Евфрат. В годы персидской оккупации, 549-532 до н. э., евреи, жители Палестины, равно как и многие другие народы Персидской Империи, могли вести гораздо более свободный образ жизни, чем при прежних властителях — ассирийцах и вавилонянах. Умеренная политика персов позволила многим высланным евреям возвратиться к их оставленным очагам, восстановить разрушенные города и поселения, а также заново отстроить Иерусалимский Храм. Кроме того, приблизительно за двести лет персидского правления, которые соответствуют по времени золотому веку классической Греции, жители Палестины установили тесные связи с Грецией и греческим миром. Одновременно в Палестину начали прибывать первые греческие поселенцы — как купцы, так и простые переселенцы, и селиться в больших торговых городах палестинского побережья. Так началась эллинизация Газы, Ашкелона, Яффо и Акко (Птолемаис) — городов, которые в последующие эпохи превратились в большие центры греческой культуры.

Греки, римляне и византийцы

Оккупация Палестины, начиная с Александра Великого в 332 г. до н. э. и её последующее присоединение к греческим царствам, сперва — Птолемеев и позднее — Селевкидов, ещё более укрепили связь евреев с греками и греческим миром. Такая тесная связь привела к коренным изменениям в религиозной, политической и просто повседневной жизни евреев. Поэтому последовал неизбежный конфликт между двумя народами и культурами, результатом чего стало восстание Маккавеев и создание полуавтономного государства Хасмонеев (167-63 гг. до н. э.). Однако, несмотря на религиозные и культурные различия двух народов, иудаизма и эллинизма, греческая культура имела сильнейшее влияние как во всех областях иудаизма, так и в повседневной жизни. Кроме того, многочисленные передвижения греков по Палестине и основание греческих городов и культурных центров в наиболее важных точках страны, коренным образом изменили её этнографическую карту. Отныне греки составят большой процент населения Святой Земли и будут оказывать влияние на политическую и общественную...

Графическая реставрация дворца Ирода на Масаде (1 в. до н. э.)

Начало почти двухтысячелетнего периода еврейской диаспоры, создание Первой христианской общины Иерусалима, заложение римской Элии Капитолины на руинах Иерусалима, основание первых христианских церквей и признание христианства официальной религией Римской Империи.

В начале четвёртого века, с переносом римской столицы из Рима в Константинополь, в Палестине начинается новый период религиозного подъёма и экономического процветания.

Событиями, повлиявшими на ход истории Палестины в период Византийского правления (324-630 гг.), были: признание святых мест, строительство великолепных христианских базилик и церквей римскими императорами, принявшими христианство, и в особенности, Константином Великим и его матерью — Св. Еленой, многочисленные стечения паломников, провозглашение Иерусалимской патриархии и распространение христианского монашества.

Напряжённые и часто кончающиеся насилием религиозные диспуты христианских жителей Палестины, разрушительные землетрясения и кровавые бунты самаритян в конце пятого - начале шестого веков, хотя и оставили свой след, но не смогли прервать эпоху процветания и благополучия жителей Святой Земли. Лишь к концу Византийского периода, с разрушительным вторжением персов в 614 г., Палестина >была сильно ослаблена, став лёгкой добычей для арабских завоевателей в 630 г.

Арабы-мусульмане и крестоносцы

Сдачей Иерусалима патриархом Софронием Оману II Завоевателю, начался исламский период Палестины (639-1099 гг.), и арабы-мусульмане стали властителями Святой Земли. Новые завоеватели изначально продемонстрировали свою религиозную терпимость, не мешая существованию христианской религии и, в особенности, монашества. Положение ухудшилось только к концу восьмого века, когда к власти пришла династия абасских халифов, начавших массовые гонения на христиан и принудивших большую часть эллинизированного населения изменить религию и арабизироваться. В десятом и одиннадцатом веках, с учреждением ордена крестоносцев, положение ухудшилось ещё более. 15 июня 1099 г. крестоносцы захватили Святой Город и основали Иерусалимское Царство с границами, которые протянулись почти вдоль всей Палестины. Государство крестоносцев не продержалось долгое время. С победой Саладдина, султана Аюбской династии, над войсками крестоносцев в 1187 г., перестало существовать и их Царство. Небольшое количество крестоносцев, оставшихся на Святой Земле (как, например, в Акко -Птолемаисе), были изгнаны окончательно в 1291 г.


Дворец Умайских халифов в Иерихоне

Мамелюки, оттоманцы и англичане

После изгнания крестоносцев Палестина снова попадает в руки мусульман, однако, сейчас — под тираническую власть Аюбской (1190-1250 гг.) и Мамелюкской (1250-1517 гг.) династий. В 1517 г. турки Оттоманской Империи во главе с Сулейманом Великолепным триумфально вошли в Палестину, после чего она стала частью Оттоманской Империи, вплоть до 1918 г., когда к власти пришли получившие мандат от Лиги Наций англичане, которые правили в Палестине до 1948 г.

Израильтяне и палестинцы

По окончании Второй Мировой войны и с уходом английских войск, сопровождающимся кровавыми конфликтами между арабами и евреями, было создано государство Израиль. Итак, после двухтысячелетней диаспоры, евреи снова смогли вернуться на свою землю и построить своё национальное государство.

Войны 1967 и 1973 гг. расширили государственные границы Израиля до реки Иордан и Голланских Высот в Сирии, углубив, тем самым, ещё больше пропасть между арабами и израильтянами.

Сегодня два народа пытаются найти решение взаимосуществования в создании раздельных границ и правительств.

Ежегодно Израиль посещают тысячи Россиян. Что они делают здесь, зачем едут? Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Давайте перенесёмся в Иерусалим и посмотрим.

Храм Гроба Господня . В центре храма — большая группа туристов. Наши или нет? Лица вроде бы русские. Подойдем ближе. Шорты мужчин неуклюже обмотаны платками, на модно остриженных лбах тёмные очки, голые плечи женщин небрежно прикрыты прозрачными шарфиками, распущенные волосы всех оттенков, яркий макияж, на ногах у большинства шлепанцы.

Такое ощущение, что этих людей прямо с пляжа перенесла сюда какая-то волшебная сила. Перед ними – часовня, внутри которой — Гроб Господень, — место, где произошло Воскресение Христово . Спиной к часовне стоит гид, немолодая женщина с короткой стрижкой и большим цветком в руке. «Друзья! – обращается она к туристам, — перед Вами так называемая могила Иисуса, — это исторический памятник 10 века. Археологи производили здесь раскопки, но костей Иисуса не обнаружили».

Группа демонстрирует полное отсутствие каких бы то ни было эмоций. Сыны и дочери страны, называемой Третьим Римом и призванной спасти мир, смотрят по сторонам равнодушно-рассеянным взглядом туриста, которого привели в незнакомое место и сообщают ему какие-то неизвестные ему доселе исторические факты, кто-то фотографирует на телефон, несколько человек вежливо слушают гида.

В самом деле, не будете же Вы спорить с гидом на экскурсии где-нибудь в Европе, если он вдруг переврет биографию какого-нибудь короля или неуважительно отзовется о нем? Где-то рядом, возле Голгофы, раздается дружный громкий смех – это пришла группа европейцев, они рассматривают мозаику снятия со Креста, и состривший по какому-то поводу гид (вот только по какому!?) довольно наблюдает за бурным одобрением своих туристов. Между Россиянами и европейцами, тесно прижавшись друг к другу, боясь отстать от своих, к часовне протискивается человек сорок смуглых мужчин в просторных народных рубахах, с ними нарядно одетые женщины: разноцветные парчовые сари отделаны золотыми нитями и блестками, головы прикрыты пестрыми тканями. Россияне оживленно фотографируют индусов, а те, к великой радости туристов, начинают благоговейно снимать обувь перед входом в Гроб Господень.

Следом за ними быстрым шагом ко Гробу Господню подходит группа паломников из России. Они размашисто крестятся, кто-то делает земной поклон, у многих на глазах слезы, что-то кратко объясняет гид, и вот мощное «Христос Воскресе из мертвых…» заполняет храм. Удивленно оглядываются российские туристы, как-будто им не очень ловко за своих соотечественников, снисходительно качают головами европейцы, широко улыбаются индусы…

Такую картину можно наблюдать в храме Гроба Господня ежедневно. Контраст между верой и безбожием, так ярко видимый в Иерусалиме, стар как мир, и незачем было бы о нем писать, если бы не одно «но». Обе группы, и туристов и паломников — русские, и пришли они не в музей, а ко Гробу Господню, к истокам веры, за которую их прадеды когда-то проливали кровь, веры, которой стояла когда-то Русская земля. Сегодня же для одних Россиян Иерусалим и Святая Земля – это драгоценное место встречи со Христом , для других – ещё одна «заграница». Верующие и неверующие Россияне здесь в Иерусалиме кажутся двумя разными нациями, не похожими ни внешним видом, ни поведением, ни восприятием. Одни едут, чтобы припасть со слезами ко Гробу Господню, другие — просто выбирая из сотен туристических направлений останавливаются на Израиле. Почему? В этом ответе на этот вопрос и кроется надежда, на то, что всё не так плохо (пока ещё).

Давайте поднимемся на Голгофу и понаблюдаем за группой российских туристов ещё немного.

Уже хорошо знакомая нам гид с цветком заканчивает свои объяснения (слава Богу, что мы не слышали их сначала): «Сейчас вы подходите, касаетесь рукой отверстия, в котором стоял крест. Затем ставите свечи. Внимание! Это — место смерти, и здесь вы ставите свечи только за упокой. За здравие здесь свечи ставить нельзя. Их надо ставить слева, снаружи».

Лишив людей таким образом возможности поставить свечи о здравии и спасении своих близких на месте, где произошло искупление рода человеческого, и проинструктировав русских людей, как надо прикладываться, гид удаляется в сторону подождать пока группа «закончит», а туристы старательно, как дисциплинированные школьники, выполняют ее указания. Такое ощущение, что эти люди приехали из страны, где просто нет храмов, и они в первый раз видят свечи, святыни, иконы. и потому нуждаются в пояснениях неверующего человека как себя здесь вести… Но всё же. Они ставят свечи, а кто-то даже неловко крестится. Значит, не всё потерянно, значит где-то глубоко (в генетическом коде?) теплиться искорка веры!

Пусть в Израиль их пока привело любопытство, желание увидеть страну передовых технологий, лучшей в мире медицины, самых вкусных фруктов и самых больших бриллиантовых бирж. А может быть они слышали о разнообразии наших климатических зон, красивой природе, или привлёк наш восточный колорит и исторические древности… Так или иначе, но здесь они столкнулись с другой страной, которая находится внутри Израиля. Имя этой стране — Святая Земля .

Да-да, это другая страна. Вход в неё лежит через двери сердца, и что бы увидеть её, нужно включить другое зрение, внутреннее, духовное. И тогда человеку открываются богатства, о которых он и не подозревал раньше. Богатства, обрести которые на Родине он смог бы, быть может, годами напряженного духовного труда и поиска, или через тяжелые испытания и потрясения. Это богатства веры и Богообщения, изобильной благодати и духовных прозрений. На Святой Земле эти сокровища разбросаны повсюду – берите даром. Святые места как живые иконы, как свидетели евангельских событий несут в мир самую действенную проповедь о Христе вот уже полторы тысячи лет . Это ли не богатство?

Почему же одни видят это, а другие проходят мимо, видя только фотокадры на экране своего телефона? Как говорил Клайв Льюис: «То что человек видит, зависит от того, с какой точки он смотрит, и что он за человек «. Если второе подвластно только Богу, то первое во многом зависит от гида, программы поездки и окружения, в котором человек приехал на Святую Землю. Нередко неверующий человек, попав в паломническую поездку и проведя неделю на святых местах в обществе православных церковных людей и священника, слушая рассказы верующего гида, уезжает другим человеком. Однако, неверующие люди редко попадают в паломнические группы, а приехав туристом получают очень мало. Господь, конечно, может коснуться сердца человека в любой ситуации, и мы не будем даже пытаться проникнуть в эту тайну. Однако, неоспоримо то, что влияние святых мест на человека связанно с движением его сердца, его молитвой к Богу . А к молитве личной подвигает нас живая проповедь, сердечный рассказ о Христе и молитва соборная . Вот поэтому почти бессмысленными с духовной точки зрения являются «светские» посещения Святой Земли.

«Ну и что? — скажете вы. Каков же вывод? Это дело личное – кто-то верит, молится и чего-там получить, а кто-то просто хочет ознакомиться с памятниками архитектуры и ему от этого хорошо. Свободу выбора никто не отменял». Это было бы верно, если бы не положение современного мира, которое скоро, кажется, будет диктовать нам абсолютно иные правила игры. Совсем ещё недавно, мирно наслаждающийся своим безбожием христианский запад, которому так подражают современные россияне, был потрясен новой силой, правит которой не свобода выбора, а бесовская сила религиозного фанатизма. Недавно, казалось бы, это была горстка бандитов с автоматами. Но вот со скоростью летящего с горы снежного кома она превратилась в стотысячную армию с танками и ракетами. Вот уже благополучные европейские и православные российские дети оказываются в их рядах, где жгут живьем людей и убивают женщин и младенцев. Мнимая свобода и толерантность поставили сегодня под угрозу само существования христианского мира, потерявшего Христа. И тем самым поставили под угрозу и существование Святой Земли. Сегодня, как и неоднократно в истории, Россия — единственная страна в мире, способная серьезно противостоять этой вражьей силе , но не танками и политическими решениями. Разве танками можно победить дьявола? Сила любого народа — в его вере . Когда Россия была православной страной, она была непобедима. Как никогда сегодня России нужен подъем веры, укрепление православия. И это уже дело не только самой России, это нужно миру, который Россия, похоже, действительно призвана спасти. Для этого ей нужно очень много сил. А где черпать нам силы, как не в Иерусалиме, у Живоносного Гроба?

Не на Запад, а на опыт предков нужно обратить сегодня свой взор русским, и вспомнить их отношение к Богу, к своей вере. Наши предки, создавшие великую Российскую Державу, были набожны и благочестивы. Высшим проявлением этого благочестия были паломничества , или как тогда говорили «хождения» во Святую Землю. С 11-го века простой народ тысячами шёл молиться ко Гробу Господню. Тогда эта Святая Земля была куда менее доступна чем теперь, а путешествие было крайне трудным и опасным. Только к середине 19 века Святой Землей занялась Царская семья . Начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме о. Антонин Капустин , покупал здесь земли, строил монастыри и храмы, школы и паломнические дома на личные средства дома Романовых и русских людей – от дворян до простых крестьян. Благодаря им паломничество стало доступнее, безопаснее, и еще многолюднее, однако оставалось делом очень трудным, решиться на которое человек мог только с верой.

Паломничество — это приобщение к тысячелетней традиции духовной жизни Церкви

Тогдашним россиянам и в голову не могло прийти путешествие на Святую Землю с иными целями, кроме молитвы и покаяния, а значит, верили они, Бог не оставит. Часто шли босиком, в кровь стирая ноги, не решаясь надеть обувь на земле, по которой ходил сам Господь. К Иерусалиму нередко походили на коленях, целовали землю, плакали. Путешествие длилось тогда 9 месяцев, за которые паломник не знал почти покоя и отдыха, постоянно находясь в пути от одной святыни к другой, питаясь часто только сухарями и водой, участвуя в Богослужениях на святых местах. Не редко и умирали здесь из-за недостаточного питания, инфекционных болезней и разбойников. К святыням везли пожертвования: иконы, паникадила, колокола. Не от избытка, а собранные всем миром от горящего любовью к Богу сердца, для укрепления святынь и православия на мусульманском востоке. Поддерживать монастыри и храмы на Святой Земле всегда было трудно. После падения Константинополя помогала Царская Россия, после падения Царской России помогает каждая копеечка приносимая паломниками.

Паломники, однако, делают дело куда более важное, они усиливают собой православное присутствие на Святой Земле , а это способно противостоять многим силам враждебно настроенным к Православию и на востоке, и в мире. Не будет паломников – отберут у православных святые места. Желающие есть. Отберут места – ослабнет христианское присутствие в мире. Местное православное население Святой Земли так же нуждается в поддержке, нас здесь меньшинство, государственная религия Израиля не способствует распространению и укреплению Христианства, а рост иноверного населения год от года все больше.

Вот и выходит что Святая Земля и России как никогда нуждаются сегодня друг в друге . Святая Русь и Святая Земля – много ли еще стран носящих имя «святой»? Без Христа, без православия, что противопоставит Россия своим врагам сегодня? Без русских паломников, как выстоят храмы и монастыри Святой Земли, кто поддержит местное православное население? А без Православия, как будет Святая Земля нести в мир благую весть о Христе?

Вконтакте

Что такое Святая Земля? Разумеется, это Ханаан, он же Палестина, он же Земля Израиля. Но на нынешнем глобусе нет никакого Ханаана - есть только государство Израиль и палестинские территории с неясным статусом. Но вот паломники раскрывают текст Писания и читают о пророках и о Самом Спасителе: «…перешел Иордан». То есть отправляются… в Иорданию.

Остатки византийской базилики на предполагаемом месте Крещения Христа

Иордан сегодня - узенькая река с мутной водой, большую часть которой разбирают на орошение полей. Но все равно это главная река этого края, и такие реки не разделяют, а объединяют людей. Можно ли провести границу по Волге или Днепру и не рассечь надвое единую страну? Вот по Иордану провели - да и то, меньше ста лет назад, когда британские колонизаторы делили вместе с французами наследство Османской империи. Всё, что к западу от Иордана, назвали Палестиной, все, что к востоку - Трансиорданией. Так и возникла эта граница, и сегодняшние паломники и туристы обычно не задумываются, что к востоку от Иордана лежит та же библейская Святая Земля, а границей ее служила вовсе не главная река, а великая пустыня на Востоке, которая тянется до самого Междуречья.

Паломнические туры иногда включают краткий заезд в Иорданию: гора Нево, с которой Моисей увидел Землю Обетованную и где закончилась его земная жизнь, место, на котором крестился Спаситель, где проповедовал Иоанн Предтеча и где до него вознесся пророк Илия, дворец Ирода, где Предтеча был обезглавлен. Сразу надо уточнить, что точная локализация всегда немного условна, она опирается отчасти на библейский текст, отчасти на традицию, а отчасти все-таки на догадку. Где, к примеру, Ирод Антипа любовался танцем Саломеи? У него было несколько дворцов, Евангелие не дает ссылки ни на один из них.


На горе Нево

Но только в Махероне, к востоку от Мертвого моря, обнаружили при раскопах большой обеденный зал - а пещеры у подножья холма, на котором стоял этот дворец, могли использоваться как темницы. Стало быть, самое вероятное место для этого события - именно здесь, но точно мы ничего утверждать не можем.

В этом вообще важный секрет паломничества: мы не попадаем в библейскую историю, а лишь приближаемся к ней. Точно так же на Виа Долороза в Иерусалиме мы проходим вовсе не по крестному пути Спасителя, а по улице, построенной на тысячелетие позднее и ныне совершенно туристической, со всеми этими торговцами и зеваками - просто расположена она примерно в том же месте, где проходил и Он. А зачастую мы вообще приходим не столько к месту, где состоялось такое-то событие, а скорее к месту, где принято о нем вспоминать.

Ведь в любом случае каменистая земля под ногами и ярко-синее небо над головой - те же самые, что и в библейские времена, и побывав там, можешь не просто вспоминать библейские события - ты начинаешь видеть, как всё это произошло.

Когда мой друг о. Илья Готлинский позвал меня присоединиться к организованной им паломническо-туристической поездке по Иордании, я сначала колебался. Но когда оказался в этой стране - не пожалел ни разу. О некоторых особых местах и открытиях я расскажу отдельно, иншалла (если будет воля Божья), а пока что приведу только одно наблюдение.

В Израиле, конечно, намного больше всего интересного и яркого - но в этой уединенности, провинциальности Иордании есть и свой огромный плюс. Когда ты бываешь в святых местах на израильской территории, на тебя обрушиваются, волна за волной, пафос и нарратив: три основных религии и множество конфессий и группировок внутри каждой из них, политические партии и национальные меньшинства, профессиональные гиды и доморощенные пророки ведут меж собой непрестанную войну за твое сознание. Каждый настаивает на своей версии Священной Истории, каждый приводит ее в качестве основного аргумента на тему: почему эта земля должна принадлежать именно нам, почему правы именно мы, почему именно нас обижают и унижают все остальные. И никуда ты от этого пафоса не денешься.

И это уж не говоря о том, что все святые места многократно перестраивались и переходили из рук в руки. Достаточно вспомнить о Храме Гроба Господня: он стоит в самом центре Старого Города, но ведь когда-то Голгофа располагалась за пределами городских стен. Сам Иерусалим как бы «подвинулся в сторону», чтобы вобрать в себя эту святыню - он украсил ее, воздвиг на ней храм со множеством алтарей и пристроек (у каждой конфессии свои), и теперь, приходя к месту Распятия, ты видишь множество святынь. Но в них уже очень трудно разглядеть тот жуткий лысый холм у городской стены, ту новую гробницу неподалеку, где и случилось всё самое Главное. Парадокс?

В Заироданье (Трансиордании, Иордании) все проще: когда-то, в древние времена, здесь был перекресток торговых путей, здесь шли караваны из Индии и Аравии в Дамаск и дальше на Запад, но вскоре после арабских завоеваний новые торговые пути были проложены через Багдад, города пришли в запустение, и в их развалинах селились лишь немногие бедуины. А значит, ничего не перестраивалось.


Пустыня Марии Египетской

И еще тут жили монахи. Сюда, по следам пророка Илии и Иоанна Крестителя, отправилась когда-то Мария Египетская, именно в этой пустыне, вдали от святынь, беседовала она один ни один с Богом.

Турпоездка или даже паломничество - это, конечно, не аскетическое упражнение, а скорее удовлетворение любопытства. Мы совсем не подражали Марии Египетской в нашем комфортабельном автобусе с кондиционером, в нашем отеле с оплаченным завтраком и ужином. Но мы вдруг увидели, почему это было так важно для нее и для многих других монахов, пророков, искателей: перейти Иордан, уйти хотя бы на время от пафоса и величия туда, где от века все те же камни и звезды, все те же родники и пальмы, где всё такой такой же нагой и доверчивой предстает человеческая душа перед Вечным - если, конечно, сумеет совлечь с себя лишнее.


В туристическом автобусе на дороге через пустыню


Долина Иордана


Современный храм в долине Иордана




В сувенирной лавке


Вывеска на одном из храмов


Заброшенная деревня


В кафе

Израиль - страна, в которую вот уже на протяжении многих десятилетий приезжают миллионы людей, чтобы собственными глазами увидеть города и места, связанные жизненными испытаниями Иисуса и его матери, прикоснуться к святыням и прочувствовать душой, стоя у Стены Плача, свою сопричастность истории, вне зависимости от того, какой ты национальности. Поэтому поездка в Израиль по святым местам - очень популярное туристическое направление.

Иерусалим

Город, который пережил времена подъема и упадка, видел различные культуры и цивилизации и является святыней для многих тысяч людей, исповедующих разные религии, - это Иерусалим. Здесь был совершен искупительный подвиг Христа. Любой тур по святым местам Израиля начинается именно отсюда, с одного из древних городов, колыбели трех религий - христианства, иудаизма и мусульманства.

Стены города в XVI веке построили турки, а камни, из которых они сложены, помнят времена Ирода и крестоносцев. На месте древних городских ворот стоят привлекающие внимание туристов Золотые ворота.

По верованиям евреев, Мессия должен был войти в город через эти ворота. Иисус через них совершил свой вход. Сейчас ворота замурованы мусульманами, чтобы следующий Мессия не смог в них войти. Много преданий связано с этими воротами. Туристам и паломникам экскурсоводы всегда рассказывают интересный факт, что находится на глубине 5 метров. То есть улицы Иерусалима - в подвалах.

Святыни Иерусалима

К святыням иудаизма относится Храмовая гора - Мория, почитаемое иудеями святое место - Стена Плача и пещера в Хевроне. К мусульманским святыням относят мечеть аль-Акса, куда перед вознесением на небо Аллахом был перенесен пророк Муххамад. Для мусульман это третий по духовной значимости город после Мекки и Медины. Христианские святыни, в первую очередь, - это места, связанные с рождением и жизнью Иисуса Христа. В Иерусалиме Христос вел проповеди, в Гефсиманском саду обращался к Отцу, здесь его предали и распяли, сюда на Виа Долороз приезжают со всего мира паломники. Поездка интересна и туристам, которые любят путешествия по историческим местам. Однако, поездка в Израиль по святым местам, по ценам не всегда доступна в период Пасхи и Рождества. Обычно, в этот период стоимость билета на самолет и сервисное обслуживание паломников и туристов становится выше.

Храмовая гора

В Ветхом Завете Библии Храмовая гора упоминается как место, на котором был выстроен Первый Храм. Именно здесь по пророчеству должен свершиться Страшный суд в Судный день. Интересен тот факт, что на эту святыню в равной степени претендуют евреи, христиане и мусульмане. Что только не происходило за 2000 лет на этой вершине Иерусалима! Иудеи и христиане, приезжающие на святые места в Израиль, считают себя причастными к упоминающейся в Библии Храмовой горе.

История происшедших событий за многие сотни лет внесла свои поправки. Сейчас гора обнесена высокими стенами с длиной по периметру порядка 1.5 км, а на площади над старым городом находятся мусульманские святыни - Купол над Скалой и мечеть аль-Акса. Христиане и евреи могут находиться на Храмовой горе, а вот молиться строго запрещено, как и проносить книги и культовые вещи, не относящиеся к мусульманской вере.

Стена Плача

Кто приезжает на экскурсии по святым местам Израиля, непременно приходят к уцелевшей чудом древней стене Второго Храма. Существуют правила, как вести себя у Стены Плача. Так, если стать к Стене лицом, мужчины молятся слева, женщины - справа. Мужчина должен быть обязательно в кипе. По неизвестно кем установленной традиции люди помещают записки между камнями в Стене с различными просьбами к Всевышнему. Пишут их в основном туристы. Когда таких записок собирается довольно много, их собирают и хоронят в отведенном месте у Масленичной горы.

Стена Плача для народа Израиля - не только символ скорби по разрушенным храмам. Где-то в подсознании евреев это скорее молитва, пронесенная через века, молитва изгнанного народа о возвращении из вечной ссылки и просьба к Господу Богу о мире и единстве израильского народа.

Как нашли место распятия Христа

Римляне, разрушившие Иерусалим, поставили свои языческие капища в новом городе. И только во времена святого Константина, когда прекратились гонения на христиан, в IV веке, встал вопрос поиска места захоронения Иисуса. Теперь начали уничтожать языческие капища и храмы, введенные Адрианом в 135 году, - такова история. Через множество военных экспедиций, называемых крестовыми походами, проходило освобождение святыни от неверных. И спустя некоторое время царицей Еленой было найдено место, где был распят Спаситель. По велению царицы было начато на этом месте возведение храма. В 335 году храм был освящен. Историки говорят о его красоте и величии. Но не прошло и 300 лет, как он пострадал от персов. В 1009 году его до основания разрушили мусульмане, и только в 1042 году он был восстановлен, но не в прежней красе.

Храм Вознесения Христова

Самым главным и посещаемым среди святых мест христианства Израиля всегда был храм Вознесения Христова, или храм Гроба Господня. Паломники, прибывающие в Иерусалим, в первую очередь приходят на поклон камню, на котором был помазан Иисус, в храм Гроба Господня. Место, где построен и действует сейчас храм, в начале первого века было вне стен Иерусалима, вдалеке от жилищ. Возле холма, где была совершена казнь Иисуса, находилась пещера, в ней и был захоронен Иисус. По своим обычаям иудеи хоронили умерших в пещерах, в которых было несколько залов с нишами для покойных и камень для помазания, на котором подготавливалось тело к погребению. Его умащали маслами и заворачивали в плащаницу. Вход в пещеру прикрывал камень.

Храм со множеством залов и переходов, включающий в себя Гроб Господень и Голгофу, находится в конце той дороги, по которой Иисус шел на Голгофу. Традиционно в Страстную Пятницу, перед православной Пасхой, по этому пути шествует Крестный ход. Процессия движется по Старому городу, по улице Via Dolorosa, что означает по-латыни «Путь Скорби», и завершается в храме Гроба Господня. Туристы, приехавшие совершить паломничество по святым местам в Израиле, принимают участие в этом ходе и богослужении.

Шесть христианских конфессий, армянская, греко-православная, католическая, коптская, эфиопская и сирийская, имеют право проводить в храме богослужения. Каждая конфессия имеет свою часть комплекса и время, отведенное для молитв.

Гефсиманский сад

Уникальная достопримечательность Иерусалима, которую нужно обязательно увидеть, посещая святые места Израиля - это сад, находящийся у подножья Масличной горы. По утверждению Евангелие, здесь перед распятием молился Иисус Христос. В этом саду растут восемь вековых олив, которые, как предполагают, могли быть свидетелями этой молитвы. Современные методы исследования позволили на основании выяснить реальный возраст растущих в саду олив.

Оказалось, что возраст их очень почтенный - девять столетий. Исследователи сделали вывод, что все эти деревья родственны между собой, так как имеют одно родительское дерево, рядом с которым, возможно, проходил сам Иисус. История сохранила факт, что при захвате Иерусалима римлянами были полностью вырублены все деревья сада. Но оливы имеют стойкую живучесть и из сильных корней могли дать хорошие побеги. Что дает тоже уверенность в том, что нынешние деревья сада - это прямые наследники тех самых, которые видел Иисус.

Место рождения Богородицы

В посещение святых мест в Израиле входит поход к месту рождения матери Иисуса Христа. Недалеко от Овечьих ворот, почти на выезде из города, было жилище родителей Марии, Иоакима и Анны. В настоящее время на этом месте находится греческий храм. Над входными дверями храма надпись: «The Birth Place of Virgin Mary», что в переводе - «Место Рождества Божией Матери». Чтобы попасть в помещение дома, нужно спуститься в подвал, так как нынешний Иерусалим, как говорил экскурсовод, выше прежнего примерно на 5 метров.

Вифлием и Назарет

Паломники, посещающие христианские святые места Израиля, приезжают в Вифлеем, чтобы сходить в церковь Рождества Христова, возведенную на месте, где предположительно родился Иисус.

Храму более 16 веков. Верующие приходят в храм, чтобы прикоснуться к звезде, установленной в месте, где стояли ясли; посещают пещеру Иосифа и пещеру с захоронением младенцев, убитых по приказу Ирода.

Следующее место паломничества - город, где Иисус провел детство и юность. Это Назарет. Здесь, в Назарете, Ангел принес Благую Весть будущей матери Христа Марии. Паломники и туристы, посещая святые места, всегда заходят в него и еще в 2 церкви: Святого Иосифа и За последнее десятилетие Старая часть Назарета была обновлена и восстановлена архитектурная красота узких улочек.

Другие святые места Израиля

Обычная программа для туристов, посещающих святые места Израиля, очень насыщенная. Только в одном Иерусалиме можно находиться неделями и каждый день открывать для себя что-то новое. Чтобы как-то сжать сроки и уложиться в отведенное время на тур, агентства организуют входящие в тур не имеющие цены поездки по святым местам Израиля в автобусах в сопровождении гида-переводчика. Конечно, делаются остановки, есть возможность сделать снимки на память. Из окна автобуса можно увидеть Гору Блаженства, где Иисус Христос произнес известную Нагорную проповедь; проехать через Кану Галилейскую, где Христос превратил воду в вино. Можно сделать остановку в городе Иерихоне, которому, по оценкам экспертов, более 6 тысяч лет.

Недалеко от города - Гора искушений и Сорокодневный монастырь, где постился 40 дней после крещения Иисус. Следующая остановка - у у места крещения Иисуса Иоаном Крестителем. И табличка, что купаться здесь запрещено, не останавливает группу туристов.

Время, отведенное на туристическую поездку, проходит быстро. Впечатления, фотографии и какие-то сувениры будут долго напоминать о днях, проведенных в святых местах. И, конечно же, рекомендации своим друзьям и близким: «Обязательно поедьте в Израиль». Мест, которые хотелось бы увидеть на Земле Обетованной, много, поэтому и едут сюда постоянно паломники и туристы, чтобы еще раз прикоснуться к святым местам.

На территории Храма Гроба Господня находятся шестнадцать мест поклонения и часовен, в большинстве своём связанных с Распятием, Погребением и Воскресением, и с другими святынями:

1. Камень Помазания - место, где Иосиф подготавливал тело Христа к погребению.

2. Место женщин, с которого святые женщины и Иоанн наблюдали Распятие.

3. Голгофа - место Распятия и нахождения Креста

4. Гробница Иисуса в центре ротонды. Гробница Иисуса включает две отдельные комнаты: вестибюль и погребальную камеру. Современный Балдахин позволяет сохранить этот план. Гробница же, изначально вытесанная в скале, затем была облицована мрамором архитектором Комниносом.

5. Могила Иосифа Аримафейского , вытесанная в скале, находится в задней части Балдахина.

6. Место "Не прикасайся ко Мне" - место явления Христа после Его Воскресения и явления перед Марией Магдалиной, где Он сказал ей: "Не прикасайся ко Мне " (Иоанн. 20: 17).

7. Столб Бичевания, Католическая часовня, в центре которой сохранилась большая часть колонны, к которой, как считается, был привязан и претерпел муки Христос.

Совместная литургия православных архиереев в Храме Гроба Господня во время Православного конгресса, состоявшегося в Иерусалиме в июне 2000 года

8. Тюрьма Иисуса и часовня Плача находится в глубине аркады Храма Гроба Господня, где, как считается, Христос был временно задержан и Его мучители сжали Ему ноги доской с двумя отверстиями.

9. Часовня центуриона (сотника) Лонгиноса, расположена в левой части коридора, окружающего католическую часть храма. По традиции, центурион Лонгинос, римский офицер, видевший Распятие, уверовал в Христа и мученически погиб.

10. Часовня Жребия. Здесь, согласно традиции, солдаты после Распятия, "... об одежде Моей бросали жребий "(Иоанн. 19: 24).

11. Часовня Св. Елены и грот находки Животворящего Креста расположены в натуральной скале - крипте, в которую ведут 42 вырубленные ступени, где Св. Елена обнаружила Крест Христа, гвозди и кресты двух грабителей.

12. Часовня Бичевания и Тернового Венка. Под святым столом часовни сохранилась часть колонны, на которой, согласно традиции, надели на Христа багряницу и возложили на Его голову терновый венок (Матф. 27:27-29).

13. Часовня Адама. Находится под возвышением Голгофы. По древнейшей традиции, Христос крестился над могилой черепа первочеловека Адама и тем самым смыл первородный грех. Место крещения Христа получило название Черепное место, или Голгофа на иврите.

14.-16. Часовня 40 Мучеников и Брата Божьего Яакова , хотя и не связана со Страстями Иисуса, относится архитектурно к Храму Гроба Господня. Она находится на западе Святого двора и была присоединена к местам поклонения в годы правления императора Константина Мономаха (11 в.).


Надгробная Церемония в молитвенном зале Храма Гроба Господня


Греческий служитель Храма Гроба Господня с ключом от Храма

Кроме шестнадцати часовен, описанных выше, существует в Храме и множество других, относящихся к различным христианским общинам, как, например, Коптская, Сирийская и Армянская часовни, посвященные истории Страстей Христовых и другим святым. В общем, Храм и места паломничества, находящиеся в нём, относятся к различным христианским общинам и патриархиям Иерусалима. Годы борьбы за владение Храмом и его местами паломничества, начавшиеся после ухода крестоносцев в 1187 г., являются тёмной и тяжелейшей главой в христианской истории Святых мест Палестины. Ненависть, соперничество, фанатизм и частые кровавые стычки между христианскими общинами использовали мамелюки и позднее оттоманцы, превратив святые места паломничества в выгодный торг, продавая их тому, кто давал больший выкуп. Такое положение продолжалась вплоть до середины девятнадцатого века, и лишь после вмешательства Сообщества европейских государств в 1857 г., соперничающие христианские общины пришли к соглашению, подписав знаменитый Договор режима мест паломничества, известный также, как "status quo".


Иудейские могилы, высеченные в скале позади священного Балдахина


Вход в Храм Гроба Господня и Святой двор перед ним

Согласно старохристианской традиции, первомученик Стефан был побит камнями за восточной стеной Иерусалима, вблизи местечка Гефсимания в долине Кедрон.

Современный монастырь Св. Стефана был построен кипрским монахом Храма Гроба Господня, архиепископом Аркадием.


Место паломничества в монастырь первомученика Стефана в долине Кедрон

Гефсимания

Гефсимания находится на востоке Иерусалима, в русле ручья Кедрон, известного также под библейским названием долина Иосафат . Начинаясь в Иерусалиме, он протекает через Иудейскую пустыню, огибает Лавру Св. Саввы и впадает в Мёртвое море. Согласно христианской традиции, в ручье Кедрон, именно в районе Гефсимании, произойдёт страшный суд. Эта традиция имеет отношение к имени Иосафат, происходящего от ивритского Яхве-Шафот, означающее бог судит (Иоил. 3, 2).

Гефсимания, согласно создателям Евангелия (Матф. 26, 36. Марк. 14,32. Лук. 22, 39. Иоан. 18) связывается с молитвой Христа перед крестом, предательством Иуды и арестом Иисуса. Другими словами, отсюда начались Страсти и Крестный путь Богочеловека.

В четвёртом веке события Страстей и Предсмертной молитвы Иисуса были зафиксированы топографически и признаны местами паломничества и культовыми центрами.


Местечко Гефсимания и его места паломничества

На месте предсмертной молитвы Иисуса в годы правления императора Феодосия Великого (378-395 гг.) была возведена христианская базилика, развалины которой можно видеть и сегодня внутри современной католической церкви Всех Наций (или Церкви Страстей Иисусовых).

Масличные деревья, окружающие район сегодня, существовали и в древности, откуда и произошло название Гефсимании, означающее на иврите перетирание маслин.

Существует поверье, что многие из сегодняшних масличных деревьев - ровесники времён Христа.

Могила Богородицы

Гефсимания связывается не только с предсмертной молитвой и Страстями Христа, но и с могилой Его Матери Богородицы.


Интерьер церкви Могилы Богородицы в Гефсимании

После того, как Пятый Вселенский синод признал и узаконил догму божественности Богородицы, с середины 5 века её могила стала местом паломничества.


Фасад церкви Могилы Богородицы в Гефсимании

Современная огромная крипта, покрывающая могилу, - лишь остатки двухэтажной церкви, построенной императором Марцианом (450-457 гг.) и первым патриархом Иерусалима, Ювеналом.


Могила Богородицы в Гефсимании

Бассейны Силоам (Шилоах)

Бассейны Силоам, находящиеся на западной стороне ручья Кедрон, на территории современной одноимённой арабской деревни, начиная с библейской эпохи являлись для жителей Иерусалима, одним из важнейших резервуаров питьевой воды.

Вода из источника Гихон поступала в резервуары по подземному водопроводу, вытесанному в годы правления царя Хизкияху (Езекии). (2 Парал., 32:2-4).

Царь Ирод (37-4 гг до.н. э.) преобразовал район бассейнов, добавив общественные здания и мраморные колоннады. Воды бассейнов Силоам считаются целебными, и Христос послал к ним слепого, чтобы он обмылся и вылечился (Иоан. 9).

В 450 г. императрица Евдокия построила здесь трёхнефную христианскую базилику, развалины которой сохранились и сегодня. Хотя базилика была разрушена персами в 614 г., бассейны продолжали считаться местом паломничества на протяжении всех последующих веков и по сегодняшний день.

Овечий источник

Овечий источник расположен в мусульманском квартале Иерусалима, возле Львиных ворот и северного крыла разрушенного Иудейского Храма. Он был построен в период Маккавеев (2 в. до н. э.) в виде пятикамерного резервуара, воды которого использовались для нужд Храма. Поверье гласило, что воды источника являются целебными, благодаря чему его посещало большое число больных в надежде на излечение (Иоан. 5,13).


Овечий Источник Вефесды


Овечий источник с церковью крестоносцев Св. Анны.

После основания Адрианом Элии Капитолины в 136 г., место резервуара превратилось в идолопоклоннический культовый центр, посвященный богам Серапию и Асклепию. Построенные в честь этих богов храмы соединялись между собой сотнями лечебных ванн.

В византийскую эпоху, в середине пятого века, резервуар был признан местом паломничества, и над ним была построена трёхнефная базилика, посвященная Богородице, поскольку согласно традиции, здесь находился дом Её родителей, Иоакима и Анны.

В одиннадцатом веке над византийской базиликой крестоносцы построили новую церковь и посвятили её Св. Анне. Эта церковь сохранилась и поныне.


Вефесда с храмом Св. Анны эпохи крестоносцев

Преторий

Преторием, официальной резиденцией римского прокуратора в Иерусалиме эпохи Христа, являлась крепость Антония, находившаяся в северо-западном углу двора, относящегося к архитектурному комплексу Иудейского Храма. Здесь Пилат принял решение о казни Христа через распятие. В этом же дворе римские солдаты издевались над Ним, надели на Него терновый венок и дали Ему крест, - так начался Крестный Путь Страстей Господних.


Тюремные камеры Римского Преториума


Графическая реставрация Претория эпохи Христа

Развалины римского Претория рассеяны в сегодняшнем Иерусалиме по трём различным христианским монастырям.

Часть плиточного пола двора претория, известного как лисостротус (мостовая) (Иоан. 19: 13), хранится во францисканском монастыре Ессе Homo. Ещё одна часть литостратуса, подземные цистерны, построенные для нужд Иудейского Храма и трёхдверная апсида, известная под названием "Се Человек" (Ekke Homo ), находятся в женском монастыре Сестёр Сиона. Согласно традиции, отсюда Пилат представил Христа Фарисеям, требовавшим Его осуждения. В третьем монастыре - Греческом Претории - сохранились различные гроты, высеченные в скале. Считается, что один из них использовался для временного задержания Христа в Претории, а другой, более низкий, служил тюрьмой грабителю Варраве.


Католическая церковь Претория с апсидой Се Человек.

Крестный путь

Кроме теологического значения Страстей и предсмертной молитвы Христа во время Распятия, Крестный Путь имеет хронологическое и топографическое значение. Он включает в себя все Страсти Иисуса в Иерусалиме, начиная с Его ареста и заканчивая погребением. Другими словами, Крестный путь должен был начаться с Гефсиманского сада и окончиться Голгофой и Гробницей.


Крестный путь в Великую Пятницу

Однако, начиная с одиннадцатого века, иерусалимские христиане определили этот путь как начинающийся Его осуждением в Претории и кончающийся Святой Гробницей в Храме Гроба Господня. В современном Иерусалиме маршрут и продолжительность Пути, который не превышает и километра, не обязательно должен совпадать с тем, который проделал Христос две тысячи лет назад, поскольку планировка города претерпела коренные изменения во втором и пятом веках. Однако, общее направление Пути осталось почти без изменений. Крестный Путь (Via Dolorosa) на своём протяжении включает 14 остановок, которые связаны с событиями Мук и Страстей Господних. Первые две из них находятся на территории Претория, следующие семь - в городе, и остальные - на территории Храма Гроба Господня. 14 остановок включают:

1. Лисостротос и осуждение Пилатом Иисуса

2. Получение Креста

3. Первое падение Иисуса (согласно традиции)

4. Иисус, встречающий свою Мать (согласно традиции)

5. Крест, отданный Симону из Киринайки (согласно Евангельским свидетельствам: Матф. 27: 32. Марк. 15: 21, Лук. 23: 26)

6. Вероника, вытирающая покрытое потом лицо Иисуса (древняя христианская традиция)

7. Второе падение Иисуса (средневековая традиция)

8. Иисус, утешающий иерусалимских дев (Лук. 23,18-27)

9. Третье падение Иисуса (средневековая традиция)

10. Иисус, раздеваемый для распятия (Иоан. 19: 30)

11. Пригвождение Иисуса к Кресту

12. Иисус, отдающий Душу Свою (Иоан. 19: 40)

13. Снятие с Креста и подготовка к погребению (Иоан. 19: 40)

14. Погребение Иисуса (Иоан. 19: 41-42).


Православная церемония с участием архиереев всего мира

Сион

Слово Сион (Цион на иврите) используется Ветхим Заветом для названия различных районов Святой Земли, как то: Иудейские горы (Псалм. 132.3), гора Хермон (Второзак. 4, 49), Иерусалим (Псалм. 76,2) и т.д.

В более поздней еврейской традиции то же название означает Иудейское Царство, всю землю Израиля, народ Израиля и, главное, Иерусалим и духовную связь с ним еврейского народа, где, как говорит пророк Михей," ... Он научит нас путям Своим, и будем ходить по стезям Его, ... "(Мих. 4, 2). Вместе с тем, существовала и древняя еврейская традиция, отождествляющая название Сион с западным холмом Иерусалима. Отцы церкви с первых христианских лет признали эту традицию и связали её со многими религиозными деятелями и событиями. Согласно христианской традиции, на холме Сион произошли следующие события:

Тайная вечеря и таинство Святого причастия, нисхождение Святого Духа на апостолов и создание первой христианской церкви (Деян. 2.). Другими словами, Отцы церкви видели, как сбываются на горе Сион слова пророка Михея об Учении Господнем.

Позднее, в 5-ом и 6-ом веках, Сион связывался с другими событиями, как то: Отречение Петра, Успение Богородицы, Погребение Яакова, брата Божьего, Погребение библейского царя Давида и т. д.


Гора Сион с христианскими местами паломничества


Патриархальная школа Сиона


Часовня Тайной Вечери и Нисхождения Святого Духа.

Важнейшим и древнейшим (2 в. н. э.) на Святой Земле христианским местом поклонения является горница Тайной вечери, двухэтажное здание, в котором состоялась Тайная вечеря и нисхождение Святого Духа на апостолов.

В четвёртом веке на вершине Сиона, на месте горницы Тайной вечери, была построена большая базилика, названная Церковью Св. Сиона. Сионская базилика была разрушена персами в 614 г., отстроена патриархом Модестом и снова разрушена мусульманами в 966 г. После ухода крестоносцев горница Тайной вечери была превращена мамелюками в мечеть и долгое время использовалась как мусульманский храм.

Хотя сегодня горница Тайной вечери принадлежит мусульманам, она доступна всем христианам как место паломничества и молитвы.


Панорама холма Сион и его христианские места паломничества

Масличная гора

Масличной горой (Хар-ха-Зейтим на иврите или Тжабаль-э-Тур на арабском) называется горная гряда высотой 730 метров над уровнем Средиземного моря, расположенная на востоке Иерусалима. Она упоминается как в Ветхом (Зах. 14,4), так и в Новом (Матф. 24. Марк. 13. Лук. 26. Деян. 1, 4 -12) Заветах. Её три вершины: северная - гора Скопус (Хар-Хацофим на иврите) с построенным на ней еврейским Университетом, средняя, на которой расположена больница Августа Виктория и южная э-Тур или вершина Вознесения, где сконцентрированы все христианские места паломничества, церкви и монастыри, связаны для христиан с двумя важными событиями в жизнедеятельности Христа: Нагорной проповедью (Матф. 24, Лук. 21) и Вознесением. В четвёртом веке на месте Нагорной проповеди Св. Елена построила большую базилику, которую назвали Элеонской Церковью. Развалины этой базилики находятся сегодня внутри католической церкви Отче Наш (Pater Noster).

В 387 г. на месте Вознесения была построена большая восьмиугольная церковь - часовня Вознесения, как называли её византийцы, светящийся крест которой был виден всему Иерусалиму. Церковь Вознесения была разрушена персами и восстановлена крестоносцами практически по тому же плану.

В 1187 г. она была превращена в мечеть Саладдином, а места паломничества, находящиеся вокруг неё, розданы мусульманским семьям Иерусалима. Кроме этих двух важнейших паломнических мест в 5-6 веках на Масличной Горе были построены 24 других христианских учреждения, и среди них церкви, монастыри и гостиницы для паломников. Одними из важнейших паломнических мест, находящихся сегодня на северной вершине Масличной Горы, являются Греческая церковь Галилейских Паломников (Viri Galilei, место встречи Христа с Апостолами после воскресения (Матф. 28,10)), русский монастырь с церковью Св. Иоанна Крестителя, новопостроенная греческая церковь Вознесения , паломническое место Вознесения, находящееся и сегодня во владении мусульман, католические церкви Отче Наш (Pater Noster) и Плач Господа (Dominus Flevit), а также русский монастырь Кающейся Магдалины, расположенный на западе вершины.


Величественный православный храм в Малой Галилее на Масличной горе

Вифагия

Место паломничества Вифагия упоминается в Евагелии, как исходная точка триумфального входа Христа в Иерусалим (Матф. 21,12. Марк. 11,12) и находится в восточной части Масличной Горы. Со 2-го века до н. э. и на протяжении римской и византийской эпох на этом месте располагалась маленькая деревня, жители которой занимались земледелием и скотоводством.


Местечко Вифагия и её места поломничества

С 4-го века оно было освящено как христианское место паломничества. Первая церковь была построена в эпоху крестоносцев. Современная Греческая церковь Вифагии была построена недавно архиепископом Тверии Григорием.


Место паломничества Вифагия и построенная архиепископом Тивериады Григорием церковь.

Место паломничества к базилике побитого камнями первомученика Стефана

Св. Стефан, дьякон первой христианской общины Иерусалима, был первым христианином, наказанным побитием камнями за веру в Христа и христианство (Деян. 7). По этой причине он был причислен церковью к лику святых и назван Первомучеником. Место побития его камнями и его страдания (Бейт-Хаскела на иврите) находилось, согласно еврейской традиции, в северной части Иерусалима, за пределами городских стен, около скалы пророка Иеремии. Тело побитого камнями святого было погребено христианами, согласно традиции, в его родном городе Гамла. В начале пятого века, когда обнаружили могилу первомученика, его останки были перезахоронены на горе Сион в Иерусалиме. Пару лет спустя, епископ Ювеналий, будущий патриарх Иерусалима, перенёс кости святого в Гефсиманский сад и захоронил их в церкви, построенной в его честь. В 460 г. империатрица Евдокия, жена Теодора Второго, построила на традиционном месте побития камнями большую Базилику - Мартириум, в которой в третий раз были перезахоронены останки святого. Отцы доминиканцы, обнаружившие развалины этой базилики, в 1881 г. построили на них новую базилику, расположенную несколькими метрами севернее Дамасских ворот. Православное место паломничества к первомученику Стефану в Гефсимании - это место, на котором архиепископом Ювеналием, была построена церковь, где были вторично захоронены останки Святого.


Древнехристианская базилика Св. Стефана в Иерусалиме (5 век)

Места паломничества: базилика, посвященная посещению Елизаветы Девой Марией; церковь Св. Иоанна Крестителя

Два этих места паломничества принадлежат Католической Церкви и находятся в западной части Иерусалима в маленькой деревне Эйн -Карем (Виноградный Источник). Этот холм, расположенный сегодня в черте города, в эпоху Христа назывался нагорная страна (Лук. 1:39). В пятом веке над этими двумя местами паломничества Иерусалимская Патриархия построила две величественные трёхнефные базилики с полом из цветной мозаики, одна из которых была посвящена Иоанну Крестителю, а другая - посещению Елизаветы Девой Марией. Позднее на развалинах этих двух базилик были построены новые католические церкви.

В Эйн-Кареме находятся также Русский православный монастырь Св. Иоанна Крестителя и греческая церковь, посвящённая тому же

Монастырь Симеона праведника (Катамоны)

Монастырь Симеона праведника расположен на холме, называющемся Катамон (или Катамоны) (название, происходящее от греческого ката-монас (в стороне), так как холм этот находился далеко от центра города). Средневековая христианская традиция определяет нахождение могилы Симеона Праведника на холме Катамон. Его могилу, вытесанную в скале и находящуюся в здании монастырской церкви, показывают и сегодня.


Монастырь и церковь Симеона праведника в Катамонах

Согласно той же традиции, Симеон праведник участвовал в переводе Ветхого Завета с иврита на греческий (перевод известный как Septuaginta) и, зная о приходе Мессии, попросил Бога дать ему возможность увидеть Мессию прежде, чем умереть. Его просьба была исполнена, и это был именно он, который указал на Богородицу с младенцем Иисусом в Храме, говоря «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, Ибо видели очи мои спасение Твоё, Которое Ты уготовал перед лицом всех народов, ...» (Лук. 2: 25-32). Первые монастырь и церковь в Катамонах были построены грузинскими монахами Святого Креста в двенадцатом веке. После их ухода из Иерусалима, монастырь был заброшен и опустел. В 1879 г. монах Авраамий восстановил его, присоединив могилу Симеона праведника к северному крылу церкви.

Иудейский Храм и Стена Плача

Знаменитый Иудейский Храм был построен на холме Мория, который расположен на востоке Иерусалима. История холма Мория как иудейского культового центра начинается с десятого века до н. э., когда царь Давид купил его у Орнана Евосейского для того, чтобы на этом месте построить алтарь-жертвенник Яхве (24:18-25). В 960 г. до н. э. царь Соломон на месте алтаря построил знаменитый Иудейский Храм, являющийся единственным культовым центром иудаизма. Этот первый Храм был разрушен вавилонянами в 586 г. до н. э. и спустя несколько лет, в 520 г. до н. э., отстроен заново Зоровавелем (Езд. 3:8-9).

Царь Ирод (37- 4 гг. до н. э.) перестроил Храм и воздвиг новый, гораздо более внушительный. Новый Храм был построен на высоком и просторном ограждённом месте. Внешние стены Храмового комплекса - это то, что осталось сегодня от Храма Ирода. Стена Плача -священнейшее для евреев всего мира место паломничества - не что иное, как внешняя западная стена этого комплекса. Здание Храма в эпоху Христа состояло из собственно Храма, Святая Святых, большого алтаря для жертвоприношений, просторных крытых галерей и дворов, сооружений для очищения и многих вспомогательных помещений.


Стена Плача во время молитвы


Подземный переход вдоль Стены плача эпохи Христа

В восточном углу ограды Ирод построил большое здание в форме базилики, которое использовалось как центральный рынок и служило местом встречи паломников. Из галереи этой базилики изгнал разгневанный Христос менял и торговцев (Иоан. 2:13). В 70 г. н. э. Храм был разрушен и сожжён легионерами римского императора Тита. С тех пор место, где стоял Храм, оставалось заброшенным и не использовалось вплоть до арабского завоевания Иерусалима.

Мечети Омара и Эль-Акса

Через шестьдесят лет после арабского завоевания Иерусалима, приблизительно в 643 г. н. э., халиф Маруан построил над развалинами ограды Иудейского Храма знаменитую мечеть, получившую название Мечеть Омара. В центре здания находится огромная скала, с которой, согласно мусульманской традиции, Магомет вознёсся на небо. Эта скала на самом деле была гумном Орнана Евосейского, которое купил царь Давид, чтобы построить алтарь Яхве.


Мечеть Омара во время молитвы

Христианская и иудейская традиции отождествляют эту скалу также и с жертвоприношением Авраама и с большим Алтарём-жертвенником Иудейского Храма.

Семьдесят лет спустя, приблизительно в 710 г. н. э., другой халиф, Абед эль-Малик, построил над северной частью ограды Иудейского Храма большую мечеть Эль - Акса. Позднее считалось, что Эль-Акса была построена на христианской базилике, известной под названием Неа ("Новая" по-гречески), построенная императором Юстинианом.

Сегодня, после того как были обнаружены развалины этой огромной христианской базилики в восточной части Еврейского Квартала, это предположение стало неактуальным.

Крестоносцы превратили мечеть Омара в церковь, посвящённую Господу (Templum Domini), а мечеть Эль-Акса переделали во дворец иерусалимских царей (Templum Solomonis или Palatium).

В 1118 г. в этом дворце крестоносцев был основан Орден тамплиеров (храмовников).

В 1187 г. Саладдин возвратил этим зданиям их начальное предназначение - мусульманских мечетей, которые после Мекки являются наиболее священными мусульманскими местами паломничества.


Интерьер мечети Эль-Акса