Церковные праздники: даты, объяснения и традиции. Праздник воцерковления

24 мая отмечается 5 православных церковных праздников. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Церковные православные праздники 24 мая

Равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских

День чествования братьев Мефодия (815-885) и Константина (827-869; монашеское имя — Кирилл). Создатели славянской азбуки и авторы перевода священно-богослужебных книг. Мефодий был архиепископом Моравии и Паннонии.

Родные братья Кирилл и Мефодий происходили из благочестивой семьи, жившей в греческом городе Солуни (в Македонии). Они были дети одного воеводы, родом болгарского славянина. Святой Мефодий был старшим из семи братьев, святой Константин (Кирилл - его монашеское имя) - самым младшим.

Святой Мефодий сначала служил, как и отец его, в военном звании. Царь, узнав о нем, как о хорошем воине, поставил его воеводой в одно славянское княжество Славинию, бывшею под греческой державой. Это случилось по особому усмотрению Божию и для того, чтобы Мефодий мог лучше научиться славянскому языку, как будущий впоследствии духовный учитель и пастырь славян. Пробыв в чине воеводы около 10 лет и познав суету житейскую, Мефодий стал располагав свою волю к отречению от всего земного и устремлять свои мысли к небесному. Оставив воеводство и все утехи мира, он ушел в монахи на гору Олимп.

Затем Кирилл удалился к брату Мефодию и несколько лет разделял с ним иноческие подвиги в монастыре на Олимпе, где впервые стал заниматься изучением славянского языка. В обителях, бывших на горе, было много иноков-славян из разных соседних стран, почему Константин мог иметь здесь для себя постоянную практику, что для него было особенно важно, так как он, почти с детства, все время проводил в греческой среде. Вскоре император вызвал обоих святых братьев из монастыря и отправил их к хазарам для евангельской проповеди. На пути они остановились на некоторое время в городе Корсуни, готовясь к проповеди.

Здесь же святые братья узнали, что мощи священномученика Климента, папы Римского, находятся в море, и чудесным образом обрели их.

Там же в Корсуни святой Константин нашел Евангелие и Псалтирь, написанные «русскими буквами», и человека, говорящего по-русски, и стал учиться у этого человека читать и говорить на его языке. После этого святые братья отправились к хазарам, где одержали победу в прениях с иудеями и мусульманами, проповедуя Евангельское учение.

Мокей Мокрый

Священномученика Мокия

Чествование памяти пресвитера в г. Амфипии (Македония). Казнен в Византии в 295 году.

Народно-христианский праздник Мокей Мокрый отмечается 24 мая (11 мая по старому стилю) каждого года. В православном церковном календаре это день почтения памяти священномученика Мокия Амфипольского. Другие названия праздника: День обновления Царь-града, Мокий Мокрый, Мокрый день, День Мокия Мокрого, Мокеев день. Мокрым день прозвали за то, что, во-первых, он созвучен с именем святого, а во-вторых, что в его праздник часто бывают дожди. На Мокея Мокрого люди выполняют повседневную работу по дому. На земле в этот день не принято работать.

Обряды восточных славян

Утром наблюдают восход солнца и погоду. Исходя из наблюдений делают прогнозы на лето: «Мокро на Мокéя - жди лета ещё мокрее». По народным приметам, в этот день шли мелкие дожди. Крестьяне говорили: «Мокей с дождем пришёл, работы в поле приостановил». По Мокею и погоду на дальнейшее время определяли: как туманы расстилаются, как заря занимается.

Православная церковь отмечает в этот день обновление Царьграда (Константинополя). Народ это событие переосмыслил по-своему. Крестьяне считали, что в этот день происходит празднование Царя-Града, насылающего грозовые тучи и град. Земледельцы считали за грех на «христианский день обновления Царь-града» сеять хлеб, иначе градом побъёт. Считалось, что град - это камни, бросаемые богом-громовником.

У крестьян существовало поверье, что с приходом Мокия пробуждаются русалки.

Считалось, что в этот день зацветает незабудка. По народному преданию, назван этот цветок так для того, чтобы у людей память сохранялась, чтобы не забывали они своих предков, защитников Отечества, учителей. Незабудку дарили в память о ком-либо из близких. В этот день вспоминали тех, кто оставил по себе добрую память.

Священномученика Иосифа, митрополита Астраханского

День памяти митрополита Астраханского. Погиб мученической смертью в 1672 году во время восстания горожан. К лику святых причислен в 1918 году.

Священномученик Иосиф, первый митрополит Астраханский, родился в 1579 году в Астрахани в семье родителей Климента и Варвары. Скорби и страдания сопровождали его с юных лет до мученической кончины. Мальчику было семь лет, когда в их городе разразилась смута, произведенная сторонниками самозванца Лжедмитрия I. В дом его родителей ворвались казаки, один из которых ударил мальчика камнем по голове, отчего он страдал потом всю жизнь.

Ища спасения своей души, Иосиф поступил в астраханский Свято-Троицкий монастырь. Здесь он подвизался в молитве, посте и трудах сначала в звании простого монаха, а позже - в сане игумена и (с 1630 года) архимандрита. 3 мая 1656 года он был посвящен патриархом Никоном в Архиепископа Астраханского.

Был он достойнейшим архипастырем. О его добродетельной жизни и мудрой рассудительности знали не только в астраханском крае, но и далеко за пределами его. Благочестивый царь Алексей Михайлович питал к нему особенное благоволение и вызывал его в 1663 – 1664 годах в Москву на церковный совет. Привлек он любовью к себе и святейших Патриархов восточных - Александрийского Паисия и Антиохийского Макария, которых он принимал у себя в доме, когда они по царскому зову направлялись в Москву через Астрахань. Патриархам он показался тогда «аки светлейшая звезда, всякое служение человеколюбия и странноприимства являя: в скорбях утешение, в бедствиях помощь, в местах малопроходимых наставление словом и делом; явствуяся доброслужен, рачитель теплый, и во всяких нужных делах творя велие попечение и прилежность». Вот почему патриархи взяли Иосифа с собой в Москву на церковный Собор. Здесь они просили Царя возвести Иосифа в сан митрополита за его великие труды и добродетели, чтобы и прочие архипастыри, смотря на него, подражали ему.

Царь охотно согласился на просьбу патриархов. 17 марта 1667 года Иосифа поставили в митрополиты, причем патриархи, в знак своего уважения, подарили ему дорогой архиерейский саккос, вытканный из сученого шелка с золотом, и испросили для святого Патриаршую привелегию - право совершать в Неделю ваий шествие на осляти, что для XVII века было явлением совершенно исключительным.

Святителя Никодима, архиепископа Сербского

Церковь чествует игумена Хилендарского монастыря, архиепископа Сербского. Жил до 1325 года. Прославился переводом на славянский язык и вводом в Сербии в употребление Типикона (Устава) святого Саввы Освященного Иерусалимского.

Святитель Никодим, одаренный церковный писатель и ученый богослов, подобно многим сербским архиереям первоначально подвизался на Святой горе и был пострижеником, а затем и игуменом (1312-1316 гг.) афонского монастыря Хиландар. Хиландарский иеромонах Гервасий сообщает о святом, что он был родом «из западной страны, земли Рашской, зовущейся сербской».

По смерти архиепископа Саввы III святитель Никодим был избран архиепископом «всея Сербския и Поморския земли» и в 1317 году взошел на престол предстоятеля Сербской Церкви.

Свт.Никодиму принадлежит перевод с греческого на сербский язык устава св. Саввы Освященного. Им же были внесены в синаксарий даты упокоения сербских королей и архиепископов для совершения заупокойных поминовений или праздничных богослужений, если они прославлены в лике святых. В своем переводе Иерусалимского типика Никодим напоминает, что еще свт. Савва Сербский хотел, чтобы его церкви устраивались по подобию иерусалимских храмов и лавры Саввы Освященного. В предисловии к этому труду он говорит: «Всемогущий Бог, знающий немощь нашу, подает силу духовную, если мы первыми сами покажем труд». В одном примечании, относящемся к 1319 году, святой пишет, что берется за перевод типика, исполняя завещание свт. Саввы, и заключает свое восклицание следующими словами: «Молю тех, кто придет после меня, завершить то, что осталось незавершенным ради моей кратковременной жизни».

Преподобного Софрония Печерского, затворника

День памяти святого Софрония. Жил в XIII веке, подвизался в Дальних (Феодосиевых) пещерах.

Набег руссов

В июне 860 года, когда царствовавший в то время в Византии император Михаил III с войском и флотом отправился в поход против сарацин, у стен Константинополя внезапно появились корабли «свирепого варварского народа рос , пришедшего от берегов северного Тавра» (то есть с северного побережья Черного моря). Их насчитывалось около двухсот. Не встречая сопротивления, россы (руссы) высадились на берег залива Золотой Рог и стали опустошать окрестности, а затем начали осадные работы под стенами города. Положение византийской столицы было критическим. «Жизнь наша догорала с последними лучами солнца, а заря бытия нашего поглощалась глубоким мраком смерти… вся надежда человеческая убыла из человеков и единственная надежда оставалась только на Бога», - рассказывал об этом дне очевидец событий Константинопольский патриарх Фотий.

Византийский император Михаил был извещен о происходящем, но, по-видимому, недооценил размеры грозящей городу опасности, и хотя сам он возвратился в столицу, но войска с собой не привел, тем более, что оно было занято боевыми действиями. «Тогда мы, - говорил патриарх Фотий, - оставшись без всякой защиты и не имея помощи от людей, воодушевлялись надеждами на Матерь Слова и Бога нашего, Ее просили умолить Сына и умилостивить за грехи наши, Ее дерзновение призывали во спасение, Ее умоляли покрыть нас покровом Своим, как стеною нерушимою, и сдержать дерзость варваров, смирить их гордость, защитить отчаявшийся город и побороть врага и уберечь собственную паству Ее, когда Ее ризу носили все до одного со мною для отражения осаждающих и защиты осажденных, усердно совершали прилежные моления и литии. Тогда по неизреченному человеколюбию, при Материнском дерзновенном ходатайстве, Бог приклонился и гнев Его утих, и помиловал Господь достояние Свое. Поистине эта пречестная риза есть одежда Матери Божией. Носилась она вокруг этих стен - и неприятели, непостижимо как, обращали к ней тыл свой. Покрывала она город - и осадная насыпь их осыпалась, как по данному знаку. Приосеняла она осажденных - и осада неприятелей не удалась, сверх чаяния, которым они окрылялись. Ибо, как только девственная риза эта обнесена была по одной стене, варвары сняли осаду города, и мы избавились от ожидаемого плена и сподобились неожиданного спасения. Нечаянно было нашествие врагов, неожиданно совершилось и удаление их. Чрезмерно негодование Божие, но неизреченна и милость. Невыразим был страх от них, но презренно было и бегство их».

Повествования греческих хроник дополняют рассказ святителя Фотия о чуде Божией Матери. По свидетельству Георгия Амартола, 18 июня 860 года, когда патриарх Фотий во главе крестного хода обошел стены осажденного города и, приблизившись к морю, на глазах у неприятеля опустил в волны залива Золотой Рог край ризы Божией Матери, взятой из Влахернской церкви, внезапно поднялась сильная буря. Флот россов стал терпеть бедствие, многие их ладьи были разбиты о скалы или, опрокинувшись, потонули. Это страшное чудо заставило россов не только немедленно снять осаду и отступить, но побудило их вскоре прислать в Константинополь посольство с предложением заключить с империей мир и союз и с «просьбой сделать их участниками в святом крещении, что и было исполнено».

О походе русских дружин на Константинополь сообщает и наша русская начальная летопись «Повесть временных лет». Ее рассказ дословно повторяет известие «Хроники» Георгия Амартола, но уточняется, что поход возглавляли Аскольд и Дир.

Уже вскоре после похода, в октябре-ноябре 860 года, в Константинополь прибыло русское посольство для заключения договора «любви и мира». В условия мирного договора входили положения о выплате Византией русским ежегодной дани (обычно это были подарки князю и его ближайшему окружению), о разрешении руссам вступать в византийскую армию (обоюдовыгодная договоренность), вести торговлю на территории империи, прежде всего в столице, а также обмениваться дипломатическими миссиями. Важнейшим в договоре был пункт о крещении.

Упоминание о принятии россами крещения содержится в знаменитом Окружном послании Константинопольского патриарха Фотия 867 года. Вслед за рассказом о крещении Болгарии (865) патриарх сообщает: «И не только этот народ [болгары] променял прежнее нечестие на веру во Христа, но даже многими многократно прославленные и в жестокости и скверноубийстве всех оставляющие за собой так называемые россы, которые… возомнив о себе высоко, подняли руку против Ромейской державы [Византии]. А в настоящее время даже и они променяли языческое нечестивое учение, которое содержали прежде, на чистую и неподдельную христианскую веру, с любовью поставив себя в чине подданных и друзей наших, вместо ограбления нас и великой против нас дерзости, которую имели незадолго перед тем. И до такой степени разгорелось в них желание и ревность веры, что приняли епископа [!] и пастыря и лобызают святыни христиан с великим усердием и ревностью».

Сохранилось любопытное послание Римского папы Николая I византийскому императору, посланное осенью 865 года. Он, с беспокойством наблюдая за растущим могуществом неведомого раньше государства и пытаясь посеять вражду между ним и Византией, напоминал василевсу о набеге Аскольдовой дружины, которая умертвила «множество людей, сожгла церкви святых в окрестностях Константинополя почти до самых стен его». Россы, писал папа, остались безнаказанными до сих пор, а ведь они - язычники, люди иной веры, враги Христовы. На это письмо Константинопольский патриарх Фотий, непримиримый противник папы Николая, косвенно ответил два года спустя в цитировавшемся выше Окружном послании главам Восточных Поместных Церквей, посвященном разбору своевольных папских искажений Символа веры.

Важным свидетельством совершившегося во второй половине IX столетия крещения россов является упоминание в списке епархий Константинопольского патриархата, являющемся приложением к Церковному уставу (899) императора Льва VI Мудрого, Росской митрополии. Она стоит в этом списке на одном из последних мест - на 61-м, что говорит о недавнем времени ее возникновения. О дальнейшей судьбе этой митрополии прямых указаний в источниках не сохранилось, однако анализ некоторых исторических свидетельств, позволяет предполагать, что иерархия, основанная у россов еще патриархом Фотием, просуществовала до конца X в.

Риза Пречистой

Приход россов под стены Константинополя послужил поводом к установлению одного из Богородичных праздников, вдохновенно воспринятого впоследствии на Руси.

Не раз при нашествии врагов Пресвятая Богородица спасала столицу, которая была посвящена Ее заступничеству еще равноапостольным императором Константином Великим, тот город, которому Она даровала Свою священную ризу. Так было во время осады Константинополя аварами в 626-м, персами в 677-м, арабами в 717 году.

Ризу Божией Матери привезли в Константинополь из Палестины еще в V веке. Во Влахернах, близ берега залива Золотой Рог, недалеко от царской резиденции, был воздвигнут храм в честь Богородицы. 2 июля 458 года Константинопольский патриарх Геннадий торжественно перенес священную реликвию во Влахернский храм. Впоследствии в тот же ковчег были положены Ее святой омофор и часть Ее пояса. Влахернский храм стал своеобразным мавзолеем или реликварием - центром православного почитания Пресвятой Богородицы, источающим множество чудес. Когда в 860 году перед угрозой штурма было принято решение спасать церковные святыни, ризу Богородицы, взяв из Влахернского храма, с крестным ходом обнесли вокруг городских стен, погрузили с молитвой край ее в воды залива, а затем перенесли в центр Царьграда - собор Святой Софии. Божия Матерь Своей благодатью покрыла столицу и усмирила воинственных россов. Через неделю после ухода Аскольда, 2 июля, чудотворную ризу торжественно возвратили на ее место - в ковчег Влахернского храма.

В воспоминание событий, случившихся в V и IX веках, святитель Фотий установил ежегодное празднование Положения ризы Богоматери 2 июля. Таким образом, этот праздник стал не только благодарным напоминанием о чудесном спасении Царьграда от грозной осады, но и предвозвещал грядущее спасение Руси, ее выход из языческого суеверия к вечной жизни.

Неведомая ране Русь

Походом 860 года Древняя Русь впервые громогласно заявила о себе как о государстве. Всего за неделю, проведенную под стенами Царьграда, руссы сумели не только получить огромную контрибуцию и заключить почетный для них мир с Византией, но и завоевать официальное признание со стороны великой империи и сопредельных с ней стран.

Да, формально руссы потерпели поражение, но это поражение было воспринято как начало русской славы: Русь вышла на арену всемирной истории. Не случайно Нестор Летописец впоследствии отмечал, что именно с этого момента «стала прозываться Русская земля», и именно с царствования императора Михаила III он начал хронографический отсчет в своей «Повести временных лет»: «С этой поры начнем и числа положим».

День последних переговоров с ромеями (как называли себя византийцы) и последующего отплытия руссов - 25 июня можно считать днем начала русской государственности.

Но еще более важной победой была не очень заметная на первых порах, но уже неостановимая христианизация Руси. Через некоторое время, согласно достигнутой в Царьграде договоренности, греческие священнослужители появились в земле руссов и крестили их вождя Аскольда и его дружину. Это было за два года до так называемого призвания варягов.

Патриарх Фотий

Для Вселенской Церкви VIII-IX века были временем тяжелых испытаний. Никогда - ни прежде, ни впоследствии - мусульманская экспансия не представляла столь серьезной угрозы самому существованию христианского мира, как в тот период. Наиболее разрушительный удар исламских завоевателей испытал на себе православный Восток. Захвати арабы Византию - история человечества пошла бы по другому пути. Но Господь не допустил этого.

Трагизм положения усугубился возникновением иконоборческой ереси, целое столетие раздиравшей империю. В результате, к середине IX века и само государство, и духовная жизнь его граждан находились в упадке.

Воспользовавшись ослаблением Византии, франкский король Карл Великий присвоил себе императорские полномочия и в 800 году вынудил папу Льва III короновать его. Таким образом возродилось некое подобие упраздненной в 476 году Западной Римской империи. Римский епископат, связавший свои интересы с возникшей в империей Каролингов, стал определять себя как власть духовно-государственную, претендуя на главенство во Вселенской Церкви и тем разрушая равенство прав между Поместными Церквами, установленное святыми апостолами.

Когда над Церковью нависла смертельная угроза, в церковной среде появились люди с обостренным духовным зрением и широким кругозором, влияние которых придало истории не только Византии, но и обширного региона окружающих ее народов совершенно особый характер. Они сумели понять, что православный Восток может выдержать неравную борьбу с мусульманским миром только в том случае, если он сумеет привлечь к себе пробуждающееся к исторической жизни славянство, если Константинополь станет центром новой общности народов, объединенных православием и высокодуховной православной культурой.

Во главе этих людей встал Константинопольский патриарх Фотий, в котором святость жизни соединялась с огромной научной одаренностью и прекрасными организаторскими способностями.

Как в светской, так и в церковной истории святитель Фотий имеет множество защитников и множество порицателей. И это неудивительно: он пять раз подвергался церковному отлучению, выступал противником поспешного, неосторожного анафематствования церковной властью своих политических противников, наконец, своей деятельностью он, как никто другой, сильно поколебал позиции Римского престола. Константинопольская Церковь долго не вносила его имя в церковные диптихи, канонизация святителя Фотия последовала только в 1860 году, через тысячу лет после его патриаршества.

Православная Церковь почитает святителя Фотия как ревностного защитника православного Востока от владычества пап и как ученого богослова, оставившего многочисленные и разнообразные труды, посвященные обличению заблуждений латинян, опровержению различных ересей, разъяснению Священного Писания, раскрытию различных предметов веры.

Большое значение для развития церковно-государственных отношений имела теория святителя Фотия о власти патриарха. Вопрос этот, о взаимоотношениях светской и духовной власти, жестко поставленный в иконоборческую эпоху, был разработан Фотием научным образом и представлен в Номоканоне и Эпанагоге.

Одну из главных задач своей многосторонней и необычайно плодотворной деятельности святитель Фотий видел в том, чтобы возвысить церковное самосознание православного Востока, укрепить его авторитет, сильно пошатнувшийся в эпоху иконоборческой смуты, сделав торжество православия воистину вселенским. Особое значение при этом он придавал делу православной миссии среди язычников и среди христианских народов, отпавших от вселенского церковного единства.

Огромная заслуга принадлежит святителю Фотию и в разрешении вопроса о применении славянского языка в богослужении и в переводах Священного Писания. Он решительно отказался от определенной национальной узости греков, гордых своей многотысячелетней культурой и таким образом дал толчок к развитию национальных языков славян, благодаря чему они стали несокрушимы. Действительно, до тех пор, пока народ обладает своим собственным языком и жизнеутверждающей христианской религией, он будет жить, несмотря ни на какие катаклизмы и угнетение. Римская курия в этом вопросе придерживалась совершенно противоположной политики.

В первый период патриаршества Фотия (858-867) началась великая миссия святых Кирилла и Мефодия, совершилось крещение Болгарии и возвратилась в лоно православия значительная часть армян.

Проповедь Кирилла и Мефодия

Знаменитый поход Аскольда и Дира если и не послужил непосредственным поводом то, во всяком случае, стимулировал начало проповеди равноапостольных Кирилла и Мефодия среди славянских народов. Ученые давно уже обратили внимание на так называемую хазарскую миссию святых братьев. Многие источники и, в первую очередь, Паннонское житие святого Кирилла, позволяют считать, что в действительности это была русская миссия. А некоторые топографические указания, содержащиеся в повествовании о религиозном диспуте с местным населением, как и сами реалии этого диспута, указывают на берега «великой реки» (Волги, Дона или Днепра?) и славян-язычников.

Примерно за пять лет до прихода руссов под стены Царьграда Константином (Кириллом) Философом была изобретена славянская азбука. Поэтому естественно было направить с миссией к просившему о крещении славянскому князю именно братьев Кирилла и Мефодия, с детства хорошо владевших славянским языком, с уже переведенными на славянский язык Евангелием и некоторыми богослужебными книгами. Возможно, именно так и поступил святитель Фотий, учеником которого был Кирилл.

Любопытно, что первая попытка крещения Руси происходила примерно в одно время с крещением болгар. И в обоих случаях инициатором был святитель Фотий. Одно из преданий даже утверждает, что таинство крещения болгарского царя, тогда еще хана, совершил сам патриарх. В житии же царя говорится, что по указанию патриарха Фотия в Болгарию был послан Мефодий вместе со своим братом Константином (Кириллом), чтобы совершить крещение Бориса, его семейства и бояр.

Болгарский царь Борис (в крещении Михаил) принял христианство в 865 году, но его приближенные восстали против крещения. Однако царю удалось подавить заговор, и болгарский народ, лишенный мятежных вождей, добровольно принял крещение. Между Византией и Болгарией был заключен мир, основанный на единстве веры, который не нарушался до конца правления благоверного царя. Так, несмотря на религиозные смуты, христианство укоренилось в Болгарии на 100 лет ранее, чем на Руси.

Дело, начатое Аскольдом

Перед Аскольдом, как впоследствии перед святым князем Владимиром, да и перед любым правителем, стояла сложнейшая задача государственного строительства. А существование крепкого и единого в своей основе разноплеменного государства было немыслимо при опоре на языческие, по существу демонологические и потому разрушительные верования. Аскольда прельщали то иудейской, то мусульманской верой. Иудаизм исповедовала правящая верхушка могущественной еще Хазарии, из вассальной зависимости которой пыталась вырваться Русь, а исламский мир активно наступал на границы Византии и европейских стран. Но Аскольд сделал благодатный выбор в пользу православия и принял святое крещение с именем Николай. Крестились и многие его дружинники.

Много споров возникает о происхождении предводителей русских дружин Аскольде и Дире. Довольно часто их называют дружинниками, боярами или воеводами Рюрика, которые, дескать, получили у него разрешение отправиться в поход, точнее военный набег, на Константинополь. Они двинулись из Новгорода на юг, достигли Днепра и обосновались у полян в Киеве, собрав там много варягов. Поляне платили дань хазарам, но Аскольд и Дир овладели «польской землей», сделали Киев своей столицей и начали самостоятельно там править. Эти сведения основываются на довольно поздних источниках, составленных уже с учетом интересов династии Рюриковичей.

Более взвешенным представляется мнение, что Аскольд и Дир (народная память объединила их имена, но ряд историков предполагает, что Дир княжил ранее Аскольда) были правящими князьями полян, стремившимися, подобно всем другим правителям, распространить свое влияние на сопредельные территории. Известно, что как раз в описываемое время славянский юг противостоял славянскому северу и на первых порах довольно успешно. Но позднее северные славянские племена, предводимые новыми вождями, усилились и подчинили себе всю поднепровскую Русь, о чем речь ниже.

Попытка Аскольда возродить на берегах Днепра христианское благовестие апостола Андрея Первозванного, задуманная им религиозная и государственная реформа, окончилась неудачно. Время утверждения христианства в Русской земле еще не настало - слишком сильны были сторонники языческой старины, слишком слаба княжеская власть. При столкновении Аскольда с язычником Олегом в 882 году киевляне предали своего вождя и он принял мученическую кончину.

Но дело, начатое блаженным Аскольдом, а именно так называет его Иоакимовская летопись, не погибло. Вещий Олег, который, убив Аскольда, занял после него киевское княжение, называл Киев «матерью градам русским» - это дословный перевод греческого выражения «митрополия Русская». Благодарную память о первом киевском князе-христианине сохранили не только летописи, но и древнейшие храмы православного Киева: церковь пророка Божия Илии, построенная Аскольдом и позже упомянутая в договоре князя Игоря с греками (944), на месте которой и сейчас стоит храм того же имени, и церковь святителя Николая Чудотворца, воздвигнутая в 950-х годах над могилой Аскольда равноапостольной Ольгой. Важнейшее завоевание Аскольда, навсегда вошедшее в церковное наследие не только Руси, но и всего православного славянства, - славянское Евангелие и славянское богослужение, созданные трудами святых Кирилла и Мефодия, чья апостольская деятельность началась в 861 году на территории будущей Святой Руси, в Тавриде (Крыму) и продолжилась позже в Болгарии и Моравии. «И летит ко крещению славянское племя, - говорится в древней «Азбучной молитве», составленной учеником святого Мефодия, епископом болгарского города Великого Преслава Константином, - ко крещению обратились мы все».

Церковные православные праздники делят на великие, средние и малые. К великим относятся Пасха, двунадесятые и недвунадесятые. В эти дни богослужения в церквях проходят с особой торжественностью.

Пасха

Пасха (полное церковное название - Светлое Христово Воскресение) - важнейшее и самое светлое событие в церковном календаре христиан. Дата праздника уникальна для каждого года, определяется по солнечно-лунному календарю и попадает в период с 4 апреля по 8 мая. Пасха посвящена воскресению Иисуса Христа после распятия. В этот день принято посещать богослужения, освящать в церквях куличи и крашеные яйца, накрывать праздничный стол, устраивать гуляния. Люди приветствуют друг друга словами: «Христос воскрес!», на которые полагается отвечать: «Воистину воскрес!».

Двунадесятые праздники

Двунадесятые праздники - 12 важнейших праздников православного календаря, посвященных событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы. Их разделяют на две категории: непереходящие и переходящие.

Двунадесятые непереходящие праздники

Двунадесятые непереходящие праздники имеют фиксированную дату, каждый год приходятся на одно и то же число.

Рождество Христово - 7 января
Праздник установлен в честь появления на свет Иисуса Христа. В этот день принято посещать богослужения, накрывать праздничный стол, ходить по домам и петь колядки. Люди приветствуют друг друга словами: «Христос родился!», на которые полагается отвечать: «Славим Его!». Празднику предшествует 40-дневный Рождественский пост.

Крещение Господне (Святое Богоявление) - 19 января
Праздник установлен в честь крещения Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. В этот день принято освящать воду в церквях, купаться в проруби.

Сретение Господне - 15 февраля
Праздник установлен в память о встрече в Иерусалимском храме Симеона Богоприимца с маленьким Иисусом при совершении обряда посвящения Богу. Встреча произошла на 40-й день после рождения Иисуса. В этот день принято молиться, ходить в церковь, освящать свечи.

Благовещение Пресвятой Богородицы - 7 апреля
Праздник посвящен возвещению Архангелом Гавриилом Деве Марии о зачатии и будущем рождении Сына Божьего. В этот день принято посещать богослужения, освящать просвиры в храмах, подавать милостыню, заниматься благотворительностью.

Преображение Господне - 19 августа
Праздник посвящен воспоминаниям о Божественном преображении Иисуса перед учениками во время молитвы на горе Фавор. В этот день принято освящать в церкви яблоки, груши, виноград, чтить память умерших родственников.

Успение Пресвятой Богородицы - 28 августа
Праздник посвящен воспоминанию об успении (смерти) Божией Матери. В этот день верующие люди ходят в церковь, молятся Пресвятой Богородице, освящают хлеб, подают милостыню. Празднику предшествует Успенский пост.

Рождество Пресвятой Богородицы - 21 сентября
Праздник установлен в честь появления на свет Девы Марии - матери Иисуса Христа. В этот день принято посещать церковь, молиться Пресвятой Богородице, заниматься благотворительностью.

Воздвижение Креста Господня - 27 сентября
Полное название праздника - Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Он установлен в честь обретения в Иерусалиме около горы Голгофы Креста, на котором распяли Иисуса. В этот день принято соблюдать строгий пост, молиться за свое здоровье и здоровье близких людей.

Введение во храм Пресвятой Богородицы - 4 декабря
Праздник посвящен введению маленькой Марии - матери Иисуса Христа - в Иерусалимский храм для посвящения Богу. В этот день в храмах проводят торжественную службу, прихожане молятся Деве Марии.

Двунадесятые переходящие праздники

Двунадесятые переходящие праздники имеют уникальную для каждого года дату, которая зависит от даты празднования Пасхи и перемещается вместе с ней.

Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим)
Праздник отмечается за неделю до Пасхи. Посвящен торжественному появлению Иисуса Христа в Иерусалиме накануне Его мученических страданий и смерти. В этот день принято освящать в церкви вербу, хлестать веточками членов семьи, приговаривая при этом: «Не я бью, верба бьет!» или «Верба хлест, бей до слез!».

Вознесение Господне
Полное название праздника - Вознесение Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Отмечается на 40-й день после Пасхи. Праздник посвящен вознесению Иисуса Христа на небеса. В этот день принято посещать богослужения в церквях, молиться, подавать милостыню.

День Святой Троицы (Пятидесятница)
Празднуется на 50-й день после Пасхи. Праздник установлен в честь сошествия Святого Духа на апостолов и Деву Марию. На Троицу принято посещать торжественную службу в церкви, украшать храмы и дома ветками деревьев, устилать пол свежей травой, устраивать праздничный обед, устраивать гуляния и ярмарки.

Недвунадесятые праздники

Недвунадесятые праздники - 5 великих праздников Православной Церкви, посвященных рождению и смерти Иоанна Предтечи - крестителя Иисуса Христа, апостолам Петру и Павлу, явлению Богородицы, обрезанию Господню.

Обрезание Господне - 14 января
Праздник установлен в воспоминание о совершении над младенцем Иисусом иудейского обряда обрезания. В этот день в храмах проходят праздничные богослужения, люди ходят по домам, поют засевальные песни и желают хозяевам добра, благополучия.

Рождество Иоанна Предтечи - 7 июля
Полное название праздника - Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Посвящен рождению Иоанна Предтечи - крестителя Иисуса Христа. В этот день люди посещают богослужения, освящают в церкви воду, травы и цветы.

Святых апостолов Петра и Павла - 12 июля
Праздник посвящен воспоминанию о перенесении мощей святых апостолов Петра и Павла. В этот день рыбаки молятся об успешной рыбалке, устраиваются ярмарки и гуляния.

Усекновение главы Иоанна Предтечи - 11 сентября
Праздник посвящен воспоминанию о мученической смерти Иоанна Предтечи - крестителя Иисуса Христа. В этот день принято посещать богослужения, соблюдать строгий пост.

Покров Пресвятой Богородицы - 14 октября
Праздник установлен в честь явления Девы Марии святому Андрею Юродивому. В этот день принято посещать храмы, обращаться с молитвой к Пресвятой Богородице о здоровье, заступничестве, счастливой семейной жизни.

Средние и малые православные праздники отличаются меньшей торжественностью богослужения.

Вседневные по своей сути не являются праздниками. Это дни памяти святых.

Православные посты - периоды воздержания от пищи животного происхождения.
По длительности посты делятся на многодневные и однодневные. В году 4 многодневных и 3 однодневных поста. Также постными днями являются каждая среда и пятница (в сплошные седмицы в эти дни нет поста). Посты разнятся по степени строгости, вплоть до полного воздержания от пищи.

Сплошные седмицы - недели, в которые нет поста в среду и пятницу. В году 5 таких седмиц.

Дни поминовения усопших - дни всеобщего поминовения умерших христиан. В году 8 таких дней.

Церковные праздники – это важные для христиан датой, к которым принято готовиться молитвенно, соблюдать пост, а потом приходить на торжественную литургию с причастием в храм. Некоторые православные праздники, такие как Успение, кажутся людям, далеким от церковной жизни, странными. Зачем христиане празднуют смерть? О сути церковных праздников мы постараемся рассказать вам в этой статье.

Календарь не переходящих церковных праздников известен:

Церковный праздник Дата церковного праздника Значение церковного праздника
Рождество Христово 7 января
Крещение Господне 19 января Двунадесятый церковный праздник
Сретение Господне 15 февраля Двунадесятый церковный праздник
Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля Двунадесятый церковный праздник
Рождество Иоанна Предтечи 7 июля Великий церковный праздник
День святых первоверховных апостолов Петра и Павла 12 июля Великий церковный праздник
Преображение Господне 19 августа Двунадесятый церковный праздник
Успение Пресвятой Богородицы 28 августа Двунадесятый церковный праздник
Усекновение главы Иоанна Предтечи 11 сентября Великий церковный праздник
21 сентября Двунадесятый церковный праздник
Воздвижение Креста Господня 27 сентября Двунадесятый церковный праздник
Покров Пресвятой Богородицы 14 октября Великий церковный праздник
4 декабря Двунадесятый церковный праздник

Переходящие церковные праздники , в свою очередь, постоянно празднуются в разные дни. Мы составили таблицу по ближайшим датам:

Праздники 2019 2020 2021
Начало триоди 17 февраля 9 февраля 21 февраля
Прощеное воскресенье 10 марта 1 марта 14 марта
Вход в Иерусалим 21 апреля 12 апреля 25 апреля
Пасха 28 апреля 19 апреля 2 мая
Вознесение Господне 6 июня 28 мая 10 июня
Троица 16 июня 7 июня 20 июня
Петров пост 18 дней 27 дней 14 дней

Что такое церковный праздник?

Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь (Фил.4:4–7 . )

Что такое православный праздник? Светские люди часто задают этот вопрос, вступая на путь церковной жизни. Многие мирские праздники сопровождаются шумными застольями, танцами и песнями. Чем же отличаются от них праздники церковные?

Господь призвал нас не для страдания, но для спасения и вечной жизни, что, само по себе, уже является поводом для радости. Поэтому, даже, когда мы плачем, раскаиваясь в своих грехах, это – великая радость. Ведь у нас есть Тот, кто готов принять наше раскаяние. Православные праздники заключены в тихой радости единения с Богом. Эти важные даты призваны напомнить нам о Евангельских событиях, они связаны с древними христианскими традициями и позволяют нам на время отвлечься от мирской суеты, чтобы посвятить еще один день в году общению с Богом. Во время церковного праздника в храме служится литургия, а мы восхваляем историю нашего Спасения Иисусом Христом, вспоминая те или иные события Священного Писания или жития православных святых.

Церковные праздники делятся на переходящие и непереходящие. Дата непереходящих праздников никогда не меняется и ежегодно отмечается в один и тот же день. Переходящие православные праздники не имеют постоянной даты и зависят от даты празднования Пасхи. Именно из-за даты празднования Пасхи обычно двигается Церковный календарь. Дата празднования Воскресения Христова высчитывается по солнечно-лунному календарю. Ее обычно отмечают в ближайшее воскресенье после первого полнолуния, следующего за днем весеннего равноденствия (21 марта). Отцы Первого Вселенского собора постановили такой порядок еще в 325 году.

Существует двенадцать самых важных церковных праздников. Их именуют “двунадесятыми” или иногда “дванадесятыми”. Пасха не входит в этот список, как наиглавнейший православный праздник, стоящий отдельно, вне каких-либо категорий.

  • Рождество Христово
  • Богоявление
  • Сретение
  • Благовещение
  • Вербное воскресенье
  • Вознесение
  • Троица
  • Преображение
  • Успение Пресвятой
  • Воздвижение Креста Господня
  • Рождество Богородицы
  • Введение во храм Богоматери
  • Покров Пресвятой Богородицы
  • Обрезание Господне и память св. Василия Великого
  • Рождество Иоанна Крестителя
  • Память первоверховных апостолов Петра и Павла
  • Усекновение главы Иоанна Крестителя
  • Память свят. Николая
  • Перенесение мощей свят. Николая в итальянский г. Бари.

С появлением новых святых пополняется и список православных праздников.

Праздники в православном календаре

Двунадесятые Богородичные праздники

Рождество Пресвятой Богородицы

Недалеко от Иерусалима располагается город Назарет. Именно в этом городе жили праведные и уже немолодые супруги Иоаким и Анна. Долгое время Господь не давал им детей. Во времена их жизни это считалось позором, ведь дети считались благословением Божьим. Однажды Первосвященник даже не принял жертву от Иоакима, обвиняя его в том, что он, очевидно, в чем-то провинился перед Богом, раз Господь не дает ему детей. Иоаким взмолился Господу, чтобы Он даровал им с супругой ребенка. Анна считала себя повинной в бездетности брака. Она тоже обратилась к Богу с просьбой подарить им с Иоакимом потомство и пообещала принести дитя в дар Богу, служить Ему. Тогда пред ней предстал Ангел Небесный и сказал: “Твоя молитва услышана. Ты родишь дочь благословенную. Ради нее благословятся все роды земные. Через нее дастся спасение всему миру и наречется она Марией”.

В те времена благословением от Бога считалось только рождение младенца мужского полы. Даже в Священном Писании люди исчисляются только мужскими единицами. Но девочкой, которую родит Анна станет Пресвятая Богородица, мать Христа.

Иоаким, тем временем, спешил к Золотым воротам Иерусалима после сорокадневного поста в горах. Он должен был увидеть свою жену Анну, потому что в горах ангел явился и ему. Обняв его у ворот, Анна сказала “знаю теперь, что Господь благословил меня”.

Рождество Пресвятой Богородицы – первый двунадесятый православный праздник в церковном году, который начинается 14 сентября по новому стилю. Божья Матерь послужила делу Спасению, родив Сына Человеческого, от которого началась новая эпоха и новое летоисчисление. Со Спасителем Господь открыл нам, что главным законом в нашей жизни должен быть закон любви, способность к жертве во имя любви. Земной путь Богородицы был наполнен скорбями, она стояла у Креста Господня и вместе со Спасителем переживала крестные муки.

Но мир радовался ее рождению, в день Рождества Богородицы родилась наша заступница перед Богам, по молитвам к которой свершаются великие чудеса.

Введение во храм Пресвятой Богородицы

Введение во храм Пресвятой Богородицы – один из главных церковных праздников, посвященных земной жизни Богородицы. Кроме Введения празднуются также Рождество Богородицы и Успение Богородицы. Эти праздники основаны на Священном Предании. На Евангельских событиях основан праздник Благовещения, когда Ангел Господень явился сообщить о зачатии Христа.

Кроме этих главных праздников, празднуются и другие православные праздники – праздники чудотворных икон Богородицы, Покров (этот день особо любим в народе) и много других дней, отражающих нашу любовь к Пресвятой Богородице. Введение во храм Девы Марии – это особая дата, не имеющая аналогов среди других церковных праздников. Священное Предание рассказывает о том, что, как только Деве Марии исполнилось три года, родители – Иоаким и Анна отвели ее в храм, чтобы, согласно обету, данному Господу, воспитать ее в Божественной благодати. Этот обет был исполнен в благодарность за дарованное дитя. Он не означал принятие ребенком обета монашества или особой аскетической жизни, но его воспитанием занимались уже не родители, а служители храма. Это – знак высшего доверия Богу.

В Иерусалиме в те времена существовал один храм, в алтаре которого некогда хранился ковчег Завета. В этом же храме существовала особая духовная школа, где воспитывались отроки и отроковицы, посвященные Богу. Деву Марию встретил первосвященник Захария. Он играл важную роль в Ветхозаветной Церкви и был непререкаемым моральным авторитетом для верующих. Без посторонней помощи Дева Мария взошла по всем пятнадцати ступеням, ведущим в святилище, едва переступив порог храма. Увидевшие это восприняли восхождение как чудо. Несмотря на тело младенца, Богородица уже тогда была совершенна душой. Она вошла в храм радостной и торжествующей, как в родной дом.

Первосвященник Захария вел девочку в святая святых храма, куда он сам мог входить только раз в году. Он сразу увидел, что перед ним – не обычный ребенок. Пребывая во храме Дева Мария восхищала всех полнотой своей добродетели, будучи при этом смиренной и кроткой. Это была еще одна ступень на пути к явлению в мир Спасителя, поэтому верующие так чтят эту знаменательную дату и выделяют ее среди многих православных праздников.

Благовещение Пресвятой Богородицы (25 марта/7 апреля)

Благовещение Пресвятой Богородицы – двунадесятый православный праздник.

Он по-разному назывался у первых христиан: Зачатие Христа, Благовещение о Христе, Начало искупления, Благовещение Ангела Марии, но в VII веке на Востоке и Западе его стали звать одинаково – Благовещение Пресвятой Богородицы.

Этот день явил радость всему миру и стал началом нашего Спасения, благословением для всех людей. В этот день Бог соединился с человечеством и в лице Девы Марии исполнились все пророчестве Ветхого Завета о Сыне Человеческом. Во всем мире тогда не было святее и достойнее Девы Марии. Она проживала в храме уже двенадцать лет, когда первосвященник сказал, что, достигнув совершеннолетия, она должна оставить храм, выйти замуж и переселиться в дом своего мужа. Дева Мария смиренно отвечала, что она дала обет посвятить свою жизнь Господу и не желает нарушить обет целомудрия. Первосвященник не могу заставить Деву нарушить обет, данный Богу, поэтому он собрал духовенство храма, чтобы молиться и просить Богу явить Его волю. Первосвященнику Зарахрию явился Ангел с указанием забрать неженатых мужей из дома Давидова и просить их принести жезлы свои, кому из них Господь покажет знамение, тот и станет мужем для Девы Марии.

Когда Первосвященник собрал жезлы, он стал молиться, чтобы Господь явил свою волю. На ночь жезлы оставили в храме, а на следующий день жезл Иосифа расцвел. Иосиф был родственником Девы Марии, вел праведную жизнь, ему было уже больше 80 лет, он жил во вдовстве и имел взрослых детей. Дева Мария переселилась из храма в Назарет, но осталась жить в уединении и безмолвии, сохраняя девство. Пречистая Дева продолжала жить для Бога, заниматься домашними делами. Пока Бог послал к Деве Марии архангела Гавриила.

Дева Мария знала пророчества о пришествии Мессии и о Пресвятой Деве, которая станет Его матерью. Она молилась о том, чтобы послужить этой женщине, но этой женщиной оказалась она сама.

“Радуйся, благодатная, Господь с тобою; Благословенна Ты в женах”, – эти слова Дева Мария услышала от архангела, явившегося к ней. Эти слова привели ее в смятение, и она безмолвствовала. Но архангел Гавриил утешил ее словами о том, что Господь даст Сыну престол Давида. Дева Мария не знала мужа, но сила Вышнего осенила ее, и она зачала, когда свет Духа Божьего осенил ее. Свершилось таинство воплощения Сына Божьего. Избранная из всех родов, Дева Мария вместила в себе сокровище благодати и дала человеку возможность надеяться на спасение.

Сретение Господне (2/15 февраля)

В основу церковного праздника Сретение Господне положено удивительное чудесное событие, которое произошло в Иерусалиме в I веке н.э.. Согласно традиции, на сороковой день после рождения все иудеи должны были принести в храм своих первых сыновей для посвящения Богу. В благодарность принято было приносить Богу жертву – барана, вола, голубей. Важную роль играло то, что семья могла себе позволить.

Этот закон был установлен в память об освобождении еврейского народа из египетского рабства. Тогда Господь спас от гибели израильских первенцев.

Родители принесли Иисуса Христа в иерусалимский храм, как того требовал закон, как только Ему исполнилось сорок дней, чтобы представить перед Богом. Иосиф и Мария не могли позволить себе принести дорогостоящую жертву, так как жили небогато. Они принесли в жертву лишь двух птенцов голубей. В это время в Иерусалиме жил благочестивый старец – Симеон Богоприимец. По внушению Духа Божия и пророчицы Анны, он пришел в храм, так как Святой Дух обещал Праведному Симеону, что тот не умрет, пока не увидит Мессию. Ему было уже 360 лет. По Преданию Церкви, он был одним из тех, кто переводил Ветхий Завет с древнееврейского на древнегреческий. Он хорошо знал Писание и с верой ожидал Христа Спасителя. Хотя, сначала он усомнился в возможности исполнения пророчества, о том, что Спаситель родится в мир от земной женщины. Он даже хотел изгладить эти пророчества в Писании, но к нему явился Ангел Господень и удержал его, подтвердив истинность этих слов – “Веруй тому, что написано!”.

Увидев младенца Иисуса у дверей храма, он в великой радости воскликнул: «Это - Бог, Соприсносущный Отцу, это - Предвечный Свет и Спаситель Господь!». Как и было обещано Господом, ему явился Божественный Младенец с Пречистой Девой и праведным Иосифом. Сердце Симеона трепетало, он славил Господа в молитве. Старец узрел Того, Кто был обещан Господом людям, наступила полнота времен. Он мог уйти из этого мира, ибо исполнилось пророчество.

Успение Пресвятой Богородицы (15/28 августа)

Этот праздник кажется парадоксальным тем, кто не знаком с церковными православными праздниками. Почему мы празднуем смерть? Но мы знаем слова “Живем ли, для Господа живем; Умираем ли, для Господа умираем”. Еще Апостол Павел говорил: “Для меня жизнь – Христос и смерть – приобретение”.

Последнее, что мы знает о земном пути Девы Марии из Евангелия, это – слова, которые Господь обращает к Матери со креста. Слова о Его любимом ученике, Иоанне Богослове: “ Жено! се, сын Твой “. Эти слова, конечно же, касались всего человечества.

Любимый ученик Христа взял Деву Марию к себе. Священное Писание не доносит до нас сведений об Успении Богородицы, но Церковное Предание хранит для нас сведения о жизни Богородицы после Воскресения Христова.

Итак, Богородица жила в доме Иоанна Богослова. Она часто уединялась для молитвы своему Божественному Сыну. В один из таких дней к ней вновь явился архангел Гавриил, чтобы возвестить – через три дня Пресвятая Дева отойдет ко Господу. Богородица приняла эти слова с великой радостью в ожидании встречи с Богом. Единственное, о чем она попросила – дать ей возможность проститься с апостолами, учениками Христа, которые понесли в мир весть о Спасении. Чудесным образом апостолы, которые были далеко от Иерусалима, были перенесены туда, чтобы проститься со своей Небесной Матерью. Богоматерь утешила апостолов в их скорби и попрощалась с каждым из них.

Но Успение Богородицы не было обычным расставанием души с телом. В час ее смерти Небеса разверзлись и присутствовавшие узрели Христа с Ангелами и почившими праведниками. Пресвятая Дева была словно погружена в сон, поэтому ее преставление называется Успением, то есть сном. И за этим сном ожидались слава и пробуждение в Царстве Небесном. Душа Девы Марии, сопровождаемая ангельским пением, вознеслась на Небеса.

Во время погребения тела Богородицы один иудейский священник преисполнился гнева к Матери Иисуса Христа и решил опрокинуть тело Девы Марии на землю. Но стоило ему только дотронуться до одра Пречистой Девы, как Ангел Господень явился с мечом и отсек ему руки. Священник взмолился апостолам о помощи. Апостол Петр ответил, что Господь по молитвам к Его Матери может даровать ему исцеление. Священник Афоний приложил свои руки к месту отсечения, вознося молитвы Богородице. Его молитва была услышана, и он последовал за одром Девы Марии, прославляя Господа и Богородицу.

Апостол Фома не успел увидеть погребение Божьей Матери и очень скорбел, желая проститься с ней. Когда на третий день апостолы открыли ему гробницу, тела Богородицы в ней не оказалось, но она явилась им сама в Небесной Славе в окружении множества ангелов со словами: “Радуйтесь, ибо я с вами во всем дни”.

1 (14) марта 1564 года в Московском печатном дворе русским первопечатником диаконом Иваном Фёдоровым была издана первая русская печатная книга «Апостол». Именно к этому событию приурочен ежегодный православный праздник - День православной книги.

В 2018 году в Русской Православной Церкви в девятый раз празднуется День православной книги, за прошедшие годы превратившийся в целую серию церковно-общественных мероприятий, проходящих не только 14 марта, но в течение первых весенних месяцев. О просветительском значении этого праздника, а также о том, какое значение православная книга имеет для России и всего Русского мира «Царьграду» рассказал глава Издательского совета Русской Православной Церкви, член Высшего Церковного совета митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин ).

Митрополит Климент об истории Дня православной книги

«Царьград» : Владыка, в сравнении с абсолютным большинством других церковных праздничных и памятных дат День православной книги - относительно новый праздник. Расскажите, пожалуйста, о его предыстории, как и когда он был придуман, к чему приурочен?

Митрополит Климент : Дату праздника определила наша отечественная история. Как известно, именно 1 марта по старому стилю, а значит, 14 марта по стилю новому в 1564 году был зафиксирован выход из печати первой книги. Это произошло в Москве на печатном дворе. Диакон Иван Фёдоров сделал первый оттиск книги «Апостол». С этого момента началось официальное книгопечатание в нашей стране. Подчеркну особо, что «Апостол» - это и богослужебная книга, которая поныне используется в любом православном храме, и вместе с тем она предназначена для домашнего христианского чтения. Как в те времена, так и сегодня благочестивые люди читают её дома.

В разговоре со Святейшим Патриархом Кириллом мы не раз обсуждали, как поднять авторитет чтения в нашем обществе, привлечь внимание современных людей к хорошей, содержательной книге, почтить труды тех, кто веками создавал наше подлинное национальное богатство. Ответом стало решение установить празднование Дня православной книги, о чём было принято решение Патриарха и Священного Синода.

Причём замечу, что речь идёт не только о православной книге в её узком понимании: о Священном Писании, святоотеческих творениях, богословской и церковно-исторической литературе, но и о литературе художественной, которая учит человека, как жить, помогая ему сохранить традиции и развиваться как личности.

Сегодня этот праздник уже не ограничен одним днём: в течение всего марта и апреля проходят многочисленные семинары, конференции, творческие встречи, вечера и другие культурные события. Их главная задача - дать людям, в особенности молодёжи, возможность почувствовать значимость книги для каждого человека. Современный человек всё больше и больше занят внешними хлопотами, а когда приходит домой, у него дома зачастую нет даже полки с книгами. Есть разные гаджеты, мобильные приспособления, телевизор, компьютер и так далее.

Мобильные телефоны отнимают много времени, отвлекают от заботы о своей бессмертной душе и от чтения, которое на это настраивает. Человеку необходимо напоминать, что, забывая о книгах, он внутренне обкрадывает, обессиливает себя.

«Царьград» : Наверное, это происходит ещё и потому, что в последние годы в этой повседневной суете мы вообще забыли о том, что даёт нам чтение?

Митрополит Климент : Да, это бесспорно. Я говорю о чтении любой хорошей литературы. Ведь книги как люди: есть человек хороший, а есть такой, встреч с которым мы стараемся избегать. Как и люди, есть разные книги. Хороший человек всегда подаст руку, поможет, поддержит. И добрая, хорошая книга тоже способна поддержать человека. Она не учит греху, а показывает, как научиться терпеть скорби, преодолевать свои прихоти, как обрести веру, любовь к ближнему.

Наша задача заключается в том, чтобы вызвать живой интерес к литературе, актуализировать чтение, как досуг. Обращаясь к молодёжи, я всегда объясняю следующее. Во-первых, чтение развивает человека, расширяет его кругозор, позволяет вникнуть в сущность вещей. Чтение помогает человеку анализировать события, делает его интересным собеседником. Ведь у каждого читающего человека в памяти найдётся немало историй, рассказов, впечатлений, переживаний. Он мыслит.

День православной книги направлен на популяризацию не самой по себе книги, а именно её чтения. Книги издают и приобретают не для того, чтобы ставить их на полку для красоты, но для обогащения внутреннего мира читателя.

«Царьград» : Владыка, в 2018 году День православной книги празднуется уже в девятый раз, за это время у праздника появилось немало традиций. Какие среди них самые главные?

Митрополит Климент: По традиции, 14 марта мы организуем встречу Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и мэра Москвы Сергея Собянина со школьниками в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя. В ней принимают участие почти 1400 детей из столицы и ближнего Подмосковья. Это и представители кадетских корпусов, и члены многодетных семей, и дети с ограниченными возможностями. Святейший Патриарх и Сергей Семёнович пообщаются с детьми, подарят им подарки. Самым главным подарком в День книги может быть, конечно же, книга.

Помню, в детстве я ждал, когда наступит мой день рождения или праздник Рождества Христова, когда нам дарили новые книжки. В те послевоенные годы купить их было очень сложно, не было такого богатого выбора книг, как сейчас. Да и наш семейный бюджет был весьма скромным. Тем не менее книги дарили обязательно. Например, мне нередко доставались книги от старшего брата. И это было для меня таким счастьем: получить свою книгу!

Воспоминания митрополита Климента о православных книгах его детства

Позднее, когда я учился в пятом или шестом классе, мы ездили в Троице-Сергиеву Лавру. В монастырь приезжали люди, у которых можно было приобрести церковные книги. Такого рода литература в то время не издавалась, и в магазинах её невозможно было купить. Но у этих людей в сумочках эти книги были, они продавали их за рубль, за два. Мы знали их и бегали за ними, интересуясь, какие есть новые книжечки. Это для нас они были новыми, но на самом деле изданы почти сто лет назад.

В те годы я начал собирать свою духовную библиотеку. К окончанию школы купил лично примерно полтора десятка книг духовной литературы. Дома у нас была общая библиотека: Евангелие, Библейская история, Закон Божий, История Русской Православной Церкви, Жития святых на все 12 месяцев. Но семейная библиотека - это одно, а вот своя полочка… Меня в крещении звали Герман, нарекли так в честь преподобного Германа Соловецкого. Помню, как-то одна женщина мне говорит: «Посмотри, есть интересная книжка про Соловки». Этот монастырь тогда был закрыт. Я ей отвечаю: «Про Соловки обязательно куплю!» А денег у меня не хватало, пришлось у мамы попросить в долг 50 копеек, чтобы купить книгу о Соловецком монастыре, где подвизался преподобный Герман.

Я вспоминаю себя, когда наблюдаю, как современные дети получают свои книжки из рук Святейшего Патриарха и мэра города в День православной книги. Это центральное праздничное событие, которое проходит в Храме Христа Спасителя. Кроме того, только в Москве пройдут несколько десятков встреч с юными читателями в библиотеках, школах, вузах. Для студентов пройдёт брейн-ринг, будут показаны несколько выставок, организованы экскурсии, беседы с писателями.

«Царьград» : А будет ли что-то новое, отличное от предыдущих лет?

Митрополит Климент: Мы откроем интерактивную карту библиотек православной литературы. Она составлена на основании сведений о более чем 1500 библиотеках. Это приходские, монастырские, епархиальные книгохранилища. Кроме того, в ней указан ряд светских библиотек, которые имеют в своих фондах специальную секцию «Православная литература». Теперь в распоряжении у читателей будет их интерактивная карта.

В последнее время мы проводим с библиотеками большую работу. Во-первых, библиотеки - это уже не только хранилища книг, они становятся центрами интеллектуальной работы. Сейчас в библиотеки приглашаются интересные люди, которые умеют работать с книгой, которые пишут прозу, стихи. В библиотеках проходят их встречи с читателями. Это очень важное явление в современной жизни России, оно возрождает роль и значимость библиотек, особенно для тех, которые находятся вдали от крупных городов. Ведь очень много мест, где нет книжных магазинов, а библиотеки сохранились. И Издательский совет проводит специальную программу, постоянно направляя в библиотеки сёл и малых городов комплекты литературы, причём не только духовной, но и художественной, которую по содержанию можно отнести к православной книге.

«Царьград» : Вообще, как Вы уже сказали в начале нашей беседы, понятие «православная книга» намного шире, чем можно подумать?

Митрополит Климент : Да, это не только Евангелие, жития святых или творения святых отцов. Это и художественные произведения, которые несут добро, евангельское мировосприятие, помогают людям понять смысл человеческой жизни, научиться великодушию, христианской любви. Это и есть православная книга, которая «дышит» заповедями. И многие писатели «золотого века» нашей литературы прекрасно знали Священное Писание. Возьмите «Капитанскую дочку» Пушкина: она насыщена нравственными идеями, или такое его стихотворение, как «Отцы-пустынники и жёны непорочны…», в котором поэт обнажает своё сердце, излагая молитву Ефрема Сирина. Здесь же и замечательные произведения Ивана Шмелёва. А из более поздних, наших современников, можно назвать книги Владимира Крупина, других номинантов и лауреатов Патриаршей литературной премии.

Особо надо упомянуть, что в рамках Дня православной книги традиционно пройдёт вручение детской литературной премии «Лето Господне» имени Ивана Шмелёва. В Москву приедут десятки детей - участников этого конкурса. Он начался в сентябре, а теперь в дни весенних каникул мы подводим итоги. В этом году в Москву приедут 37 финалистов из разных уголков не только России, но и Белоруссии, Украины, Казахстана и дальнего зарубежья. Эти дети написали очень хорошие и интересные повести, рассказы, дневниковые записи.

Митрополит Климент о недостатках современной художественной литературы

«Царьград» : Насколько современная русская художественная литература отличается от литературы прошлых лет?

Митрополит Климент: Собственно, светская художественная литература появилась в России XVIII-XIX вв. Этому способствовало и развитие книгопечатания, облегчавшее её распространение. Издававшаяся в советское время литература носила свой отпечаток: тогда запрещено было упоминать о Боге, но говорили о добре. Многие советские писатели не боялись приводить слова заповедей «не укради», «не убей». Современные издания, особенно ориентированные на подростковую и молодёжную среду, очень сильно отличаются и далеко не в лучшую сторону.

В советское время для подростков было написано много замечательных, добрых и светлых произведений, в которых практически отсутствовала идеология. Например, «Тимур и его команда». Сейчас, к сожалению, таких книг появляется очень мало. Многие хорошие писатели в погоне за тиражами не уделяют внимания развитию в юных читателях положительных качеств, созиданию в них добрых чувств. Очень мало художественных произведений о жизни семьи в современных условиях. Сегодня особенно нужны книги о семьях, о путях решения их проблем.

Литература советского периода оставила немало произведений о том, как строили советское общество, о подвиге на фронте. Но до сих мало книг, повествующих, как люди сохраняли веру в то время, о том, как семьи воспитывали детей в вере, когда кругом все говорили: «Бога нет». И сейчас явно недостаточно литературы, где был бы показан подвиг христианина в наши дни.

«Царьград» : В прошлом году наш телеканал освещал круглый стол Издательского совета, на котором возникла идея конкурса художественных произведений о новомучениках и исповедниках Церкви Русской. Это ведь как раз то, о чём Вы говорите?

Митрополит Климент : Для того чтобы пробудить интерес у современных писателей обращаться к теме новомучеников в формате не житийной, а именно художественной литературы, мы совместно с издательством «Никея» учредили такой конкурс. Победителя ожидает не только призовой фонд, но и издание его книги тиражом не менее пяти тысяч экземпляров. Для писателя это очень важно. Скажу больше: с Ассоциацией книгоиздателей (АСКИ) достигнута договорённость, что следующий конкурс будет на лучшую книгу о семье. Думаю, этот конкурс мы объявим ближайшей осенью. Обе эти темы - пример новомучеников и исповедников XX века и пример хорошей семейной жизни - очень важны для современного читателя.

«Царьград» : И тем не менее большинство современных людей очень мало знают о православной книге. Существуют ли православные «бестселлеры» в светском понимании этого слова. Книги, которые можно порекомендовать не только воцерковлённым людям, но и тем, кто делает первые шаги к Церкви?

Митрополит Климент : Главный православный «бестселлер» - это Евангелие. Оно уже издано не миллионами, а миллиардами экземпляров и продолжает издаваться. Каждый год к нам в Издательский совет обращаются более десятка издательств, которые хотят издать Евангелие. И мы не должны забывать эту книгу. А если говорить о художественной православной литературе, то и здесь есть прекрасные примеры. Например, книги Виктора Николаева, особенно «Живый в помощи». Эта книга выдержала уже более десяти изданий, в общей сложности почти миллионным тиражом. Разве это не бестселлер? Или книга епископа Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые», которая разошлась миллионными тиражами и переведена на целый ряд языков?

Книги есть, важно, чтобы их замечали. Писателей очень много. Ежегодно мы даём гриф Издательского совета примерно двум тысячам книг. Среди них не только Священное Писание, богослужебная и святоотеческая литература, но и интересные художественные произведения. Все они поступают в церковную книжную сеть. Главное - иметь желание читать.

Митрополит Климент о том, как привить детям любовь к чтению

Обращаюсь ко всем читателям: интересуйтесь книгой, выбирайте не ту, где только красивые картинки, а полезную книгу, которая послужит вам на пользу, поможет вашим детям стать хорошими людьми, когда вырастут. И если вы, родители, привьёте детям любовь к чтению, то дети приобретут через книгу положительный опыт в жизни. К сожалению, экран сейчас в основном засоряет нашу жизнь, а книгу можем выбрать. И мы должны выбрать хорошую книгу, чтобы и у ребёнка сложилось правильное, доброе понимание жизни, наполненное любовью. Если им привить такое понимание жизни, то эту любовь они, прежде всего, когда вырастут, подарят вам, своим родителям.

Но для того, чтобы привить, одно из главных правил - научить детей читать. А для этого нужно читать самому. Посидеть с книгой у детской кроватки, чтобы ребёнок заснул с мыслью: папа читает, мама читает, что в свободное время они не со смартфоном в интернете зависают или с другими гаджетами что-то делают, а листают книгу. Родителям обязательно надо покупать книги и для себя, и для ребёнка. Это один из важных педагогических моментов воспитания: ребёнок должен видеть пример в своих родителях.

«Царьград» : Наверное, так и только так можно вернуть нашей стране статус самой читающей страны, самого читающего народа?

Митрополит Климент : Что ещё очень важно - это убрать с экрана телевизора насилие, убийства и показывать нормальную созидательную жизнь человека. И, конечно, надо, чтобы было больше фильмов по литературным произведениям. Человек, посмотрев фильм любого современного писателя, заинтересуется и прочтёт его книгу.

«Царьград» : И в заключение хотелось бы попросить поздравить читателей и зрителей «Царьграда» с предстоящим праздником.

Митрополит Климент : Дорогие читатели, сердечно поздравляю вас с Днём православной книги! Помните, что книга нас научила, как жить. Она дала нам знания о Боге, понимание своего предназначения и устройства окружающего мира. Мы изучили его законы. Но самое главное, мы должны изучить законы духовной жизни и научить наших детей жить по любви к Богу, с верой, в стремлении больше обращаться к книге, потому что хорошая книга научит только добру. Храни вас всех Господь!