Что делать, если у ребенка слабые мышцы? Мышечная гипотония у детей или почему снижается мышечный тонус

Диагноз гипотонуса у грудничка ставят, если у ребенка отсутствует нормальная реакция на мышечные сокращения. Синдром мышечной слабости, как еще называют такую дисфункцию, проявляется медленным сокращением мышечных волокон в ответ на нервную стимуляцию.

Основные причины гипотонуса

При этом заболевании кроха не может долго удерживать в напряженном состоянии ручки и ножки. Таким малышам сложно учиться ползать, хватать игрушки, . Сидеть прямо для них затруднительно и они поздно начинают ходить. Во сколько месяцев начинают ходить дети, читайте .

Пониженный тонус мышц у грудничка может проявиться сразу после рождения, но можно диагностировать такие проявления и спустя несколько месяцев . Напрямую связанный с центральной нервной системой, синдром мышечной слабости вызывается целым рядом факторов.

Курение во время беременности влечет кислородное голодание ребенка и неврологические проблемы, в том числе гипотонус

Провоцируют развитие заболевания:

  1. Осложнения заболеваниями будущей матери в процессе вынашивания малыша.
  2. Тяжелые или экстренные роды.
  3. или алкоголем, беспорядочный образ жизни.

Среди наиболее распространенных причин слабого мышечного тонуса у малыша можно назвать:

  • нарушения в организации питания грудничка;
  • пониженный при рождении;
  • врожденные заболевания;
  • значительная потеря веса младенцем после перенесенных вирусных, а также инфекционных заболеваний;
  • употребление в больших дозах;
  • разные пороки развития крохи, приводящие к паталогическим изменениям.

Гипотонус у грудничка может развиться на фоне таких заболеваний как полиомиелит, ботулизм, врожденная миопатия или мышечная атрофия.

8 способов как определить синдром

Характерные проявления нарушения нормальной мышечной активности позволяют на раннем этапе определить наличие мышечной слабости:
1
В первую очередь это расслабленное состояние новорожденного, который лежит в спокойной позе, с раскрытыми ладошками.
2
Положение ножек малыша со слабыми мышцами в лежачем состоянии, составляющее 180°, является для крохи вполне комфортным.
3
Во время грудного вскармливания такой младенец может часто засыпать, процесс кормления проходит очень вяло.
4
Слаборазвитые мышцы грудной клетки влияют отрицательно на силу издаваемых звуков. Когда ребенок начинает агукать, читайте .
5
Частые вывихи суставов при таком заболевании – не редкость.

6
Сниженные рефлексы также свидетельствуют о гипотонусе мышц.

7
В тяжелых случаях у грудничка констатируется тяжелое прерывистое дыхание, повисшая нижняя челюсть, выпадение языка.
8
Признаками гипотонуса у грудничка является его внешний вид. Такой малыш постоянно , вперед или в разные стороны, не имея силы держать ее прямо. Для поддержки кроха использует локти и колени, лишь слегка расставленные в разные стороны.

О том, что такое гипотонус, рассказывает заведующая отделением для новорожденных детей Клиники акушерства и гинекологии им. В.Ф.Снегирева О.В.Паршикова в видео:

В чем опасность синдрома мышечной слабости

Гипотонус у грудничка не считается опасным для жизни заболеванием . Вместе с тем последствия болезни, если своевременно не лечить, могут приобрести серьезный характер:

  1. Нарушение нормального развития двигательных навыков приводит к отставанию от своих сверстников в физическом развитии.
  2. Ослабление связочного аппарата приводит к повреждению голеностопных, коленных, бедренных и других суставов.
  3. В трудных случаях кроха не может самостоятельно жевать и глотать пищу. Тогда его кормят через зонд или парентерально.
  4. В будущем у ребенка наблюдается искривление позвоночника, что приводит к нарушению осанки, сколиозу.
  5. Гипотонус мышц у малыша в младенчестве приводит к сильному ослаблению опорно-двигательного аппарата и вероятности развития полной дистрофии мышц.

Диагностирование заболевания

При появлении первых признаков необходимо обратиться к врачу-невропатологу. Вывод врача о состоянии новорожденного делается после проведения некоторых простых манипуляций.

Наименование манипуляции

Нормальная реакция

Реакция при нарушениях

Уложить малыша на спинку и потянуть за ручки При попытке посадить малыша он сопротивляется Сопротивление отсутствует, ребенок повисает на руках врача, а головка запрокидывается
Младенца поддерживают и опускают на твердую опору (возраст до 2-х мес.) Он выпрямляется и пытается встать на полную стопу Ребенок стремится сразу сесть на подогнутые ножки
Проверяются рефлексы на подвешивание по горизонтали и вертикали Ребенок держит голову прямо в вертикальном положении, а в горизонтальном – конечности сгибаются в суставах, спина и головка держатся прямо Голова и ноги свисают, и ребенок выскальзывает из рук врача. Ребенок свешивает конечности и головку, напоминая перевернутую букву U

Для уточнения причины болезни проводятся:

  • магнитно-резонансная томография;
  • электромиография и ;
  • исследование мозгового кровотока;
  • лабораторные анализы крови ( , биохимический);
  • биопсия мышечных тканей пораженных нервных волокон;
  • генетические исследования.

Хадзегова С.Р., педиатр, кандидат медицинских наук, Городская клиническая больница № 33, город Мария

Ослабленные мышцы у младенца могут свидетельствовать о возможности развития серьезных заболеваний, связанных с мозгом, поэтому заниматься самолечением нельзя. При первых признаках заболевания нужно срочно бежать к своему врачу.

Участковый педиатр выписывает направления к невропатологу и другим специалистам, назначает лабораторные исследования для выяснения причин возникновения патологии.

Исследованию подвергаются периферический нерв, мозжечок, периферический мотонейрон. Такие сложные исследования проводятся для того, чтобы исключить наличие более сложной болезни.

Диагностику нужно проводить комплексно: терапевтом, кардиологом, невропатологом, врачом-генетиком и детским физиотерапевтом.

Как помочь грудничку

При исключении других заболеваний, лечение гипотонуса мышц у детей направляется на восстановление нормальной работы мышц.

Массаж при гипотонусе – стимулирующий, заключающийся в сильных нажимах, разминаниях, щипках

Основным в терапии младенцев является массаж, оказывающий стимулирующий эффект . Физиотерапевтические методики, и в первую очередь электрофорез, магнитотерапия безболезненно способствуют нормализации ответной реакции мышечных волокон на нервный импульс.

Воздействие электрического и магнитного полей нормализует обмен веществ, увеличивает приток крови и уменьшает воспалительные процессы. Использование электрофореза совместно с фармакологическими препаратами намного усиливает эффект лечения. Неплохие результаты также достигаются применением иглотерапии, комплекса лечебной физкультуры, ароматерапии.

В зависимости от первопричины при лечении гипотонуса мышц у младенцев назначают медикаментозное лечение. Это могут быть лекарства группы антиоксидантов, нейпропротекторов и миорелаксанты. Высококвалифицированный медицинский персонал, врачи с кандидатскими степенями назначают щадящее лечение, исходя из индивидуальных характеристик развития младенца.

Мельникова И.В., врач ЛФК, тренер-педагог, инструктор ЛФК, массажист, ГБДОУ “Коррекционный детский сад”, г. Санкт-Петербург

Дистонию мышц у грудничка устраняют с помощью хорошего врача-массажиста. Советую обратиться по этому вопросу в клинику народной медицины. Здесь делают отличный массаж, а лечение проводится только природными препаратами.

Комплексное лечение без применения медикаментов позволяет в краткие сроки справиться с проблемой.

Корректировка мышечной слабости у ребенка с помощью массажа

При установлении у грудничка гипотонуса рекомендуется проведение массажа специалистом. Профессиональный массаж даст наилучшие результаты, к тому же детский специалист сможет провести его безопасно. Кожные покровы малыша очень нежные, а движения должны быть достаточно резкими и интенсивными.

Массажист, слегка надавливая на отдельные участки мышц, также проводит точечный массаж биоактивных точек. Для достижения положительного результата необходимо не менее 10 сеансов .

Общеукрепляющий массаж в домашних условиях

Массаж при гипотонусе можно проводить и в домашних условиях. Основными приемами служат общеукрепляющие упражнения и отдельные упражнения для конечностей. К общеукрепляющим упражнениям можно отнести:

  1. “Люлечка”. При этом упражнении плавными движениями, подведенных под голову и туловище, в верхней, а затем в нижней части, рук покачивают малыша во все стороны.
  2. Упражнение “Качелька”, когда ребенка осторожно раскачивают, взяв под мышки, действует общеукрепляюще.
  3. Эффективным приемом являются обжимающие движения ручек и ножек младенца, легкие поглаживания конечностей.

Просмотрев видео массажа при гипотонусе у младенцев, не старайтесь научиться делать упражнения не хуже профессионального детского массажиста. В домашних условиях рекомендуется проводить только общеукрепляющий массаж:

Простые упражнения для укрепления мышц конечностей в домашних условиях

Доктор Комаровский считает, что мышечную дистонию у грудничка нужно устранять с помощью хорошего врача-массажиста . Но некоторые специальные гимнастические упражнения для конечностей также можно выполнять в домашних условиях самой мамочкой.

Профессиональный массаж при гипотонусе заставляет мышцы ребенка работать и стать крепче
  • поочередное разведение и сведение ручек и ножек;
  • имитация ручками младенца движений боксера;
  • движение как при езде на велосипеде обеими ногами;
  • вытягивание ручек вверх над туловищем как можно выше.

Упражнения на фитболе

  1. Положить ребенка спиной на мяч и придерживая за живот делать движения вверх-вниз.
  2. Посадить младенца на мяч, крепко удерживая, совершать подпрыгивающие движения.
  3. Положить животом ребенка на мяч и катать. Упражнение повторяется, пока он не научится подтягивать ножки при касании пола.

Хорошим способом борьбы с болезнью является аквагимнастика. Занятия в бассейне, которые очень нравятся младенцам, проводит врач. Дома, в ванночке можно повторить самые простые упражнения. Полезно также развивать мелкую моторику у грудничка с помощью игрушек .

Предупредительные меры

Основным методом в профилактике мышечной гипотонии у новорожденных является здоровая беременность. Полный отказ от вредных привычек, здоровое сбалансированное питание, постоянное наблюдение у врачей обеспечит нормальное развитие ребенка в утробе . Нельзя игнорировать даже незначительные признаки, свидетельствующие о вялости мышц. При своевременном начале лечения патология легко устранима и не оставляет последствий в развитии ребенка.

Жукова О.В., педиатр, Клиника “Детский доктор”, г. Воронеж

Для любого малыша, особенно в первые месяцы жизни, очень важно правильное питание, тем более во время лечения.

Составленное врачом меню, гарантирующее получение малышом всех необходимых питательных веществ, должно неукоснительно соблюдаться.

Психотерапия также является важной составляющей процесса лечения.

Выводы

Лечение заболевания может занять достаточно продолжительное время, вплоть до нескольких лет . Но вовремя замеченные симптомы, проведенная диагностика и начатое лечение ускорят процесс выздоровления, сократив его до считанных месяцев, и позволят малышу полноценно развиваться в дальнейшем.

Подписка на журнал

Самый простой способ получать наши новости на вашу почту

Тонус мышц есть у всех людей – это напряжение мышц, которое необходимо для поддержания тела и обеспечения его движений. Нарушенный тонус мышц – свидетельство неблагополучия в организме и признак многих заболеваний, причем не только нервной системы.

Как узнать, что у ребенка тонус мышц?

Есть ли у ребенка тонуса мышц, оценивают специалисты – педиатр, невролог, ортопед. Осматривая малыша, врач обращает внимание на активный и пассивный мышечный тонус. Об активном тонусе он судит, наблюдая, как и в какой позе малыш лежит на пеленальном столике или животом на ладони и какие движения он при этом совершает, какие двигательные навыки приобрел к своему возрасту. Пассивный тонус у ребенка врач проверяет, последовательно сгибая и разгибая ручки и ножки младенца, ощупывая их, оценивая и сравнивая сопротивление, которое оказывают мышцы.

На первом году жизни малыша педиатр оценивает тонус у ребенка ежемесячно во время профилактических осмотров, невролог и ортопед делают это в 1, 3, 6 и 12 месяцев, а при наличии нарушений – чаще. Впрочем, наблюдая за движениями и развитием своего крохи, мама сама может судить о состоянии его тонуса мышц.

Как определить нормальный мышечный тонус?

До рождения малыш находится в ограниченном пространстве матки, его ручки и ножки компактно прижаты к телу, головка наклонена вперед (это так называемая «поза эмбриона»), и у крохи почти нет возможности активно двигаться. Все его мышцы находятся в состоянии напряжения. Поэтому большинство мышц новорожденного к рождению пребывают в состоянии физиологического гипертонуса. Это является нормой.

Обычная поза здорового новорожденного малыша – лежа на спине, ножки согнуты в коленях, слегка разведены и прижаты к животику, ручки согнуты в локтях, прижаты к груди, пальцы сжаты в кулачки, головка слегка запрокинута назад, положение правой и левой сторон симметрично.

  • Малыш может активно двигать ножками, сгибать и разгибать их, отталкиваться ими от руки взрослого или перекрещивать их. Объем движений ручек меньше: в основном он двигает ими на уровне груди, сгибая в локтях и запястьях, кулачки кроха разжимает редко.
  • Если взять кроху за запястья и осторожно потянуть на себя, пытаясь посадить, его ручки немного разогнутся в локтевых суставах, а затем он всем телом потянется за ними.
  • При попытке развести в стороны согнутые в коленных и тазобедренных суставах ножки новорожденного угол разведения не превышает 90° (по 45° с каждой стороны), причем ощущается сопротивление этому движению из-за физиологического повышения тонуса в этих мышцах. При повторной попытке их развести в норме сопротивление уменьшается. Сжатые кулачки новорожденного тоже можно разжать.
  • В положении на животе кроха повернет головку в сторону, расположив ручки под грудью и сгибая ножки, как бы совершая ползательные движения. К концу месяца малыш пытается на несколько секунд поднимать и удерживать голову.
  • Если держать ребенка ладонью в области живота лицом вниз, то голова его свисает, временами новорожденный пытается ее поднять; ручки и ножки находятся в согнутом положении. Если взять малыша под мышки вертикально, то его ножки совершают попеременные движения сгибания и разгибания, но чаще согнуты. Поставленный на опору, малыш выпрямляется и стоит на полусогнутых во всех суставах ножках, опираясь на полную стопу. К 1,5 месяцам этот рефлекс опоры в норме исчезает.

Малыш растет – изменяется и тонус мышц: то, что считалось нормой для новорожденного, в более старшем возрасте может быть признаком нарушений. В идеале мышечный тонус у ребенка в возрасте 1,5–2 лет должен быть приблизительно таким же, как у взрослого человека. Но негладкое течение беременности и родов, стрессы, плохая экология довольно часто могут спровоцировать нарушения тонуса у ребенка.

Существует несколько наиболее распространенных нарушений: снижение тонуса мышц у ребенка называется мышечной гипотонией, или гипотонусом; повышение – мышечной гипертонией, или гипертонусом; неправильное распределение напряжения и расслабления групп мышц – мышечной дистонией. О них и поговорим более подробно.

Мышечный гипертонус у ребенка

Малыш, у которого с рождения повышенный тонус, чрезмерно напряжен и зажат. Часто родители отмечают у младенца беспричинное беспокойство и плач, плохой сон, дрожание подбородка. Такой ребенок не расслабляется даже во сне, его ручки согнуты и плотно прижаты к груди, ножки подтянуты к животу, кулачки плотно сжаты, приходится приложить усилие, чтобы разжать их. Отмечается выраженное сопротивление во время сгибания-разгибания ручек и ножек. При исследовании рефлекса опоры малыш встает не на полную стопу, а на цыпочки, поджимает пальчики, рефлекс сохраняется дольше 1,5 месяцев. При потягивании за руки он совершенно не разгибает рук, полностью поднимаясь за ними всем телом. В положении животом на ладони лицом вниз ребенок удерживает голову на одной линии с телом. Такие дети практически с рождения могут удерживать головку в вертикальном положении.

Повышенный тонус может быть симметричным (во всех группах мышц, только в руках или ногах) или несимметрично – на одной стороне тела. При длительном повышенном тонусе мышц-сгибателей малыш сохраняет сгибательную «позу эмбриона». Крайним выражением повышенного тонуса мышц-разгибателей является патологическая поза опистотонуса при некоторых заболеваниях, когда голова запрокинута назад, спина выгнута дугой, ноги и руки разогнуты и напряжены, пальцы сжаты в кулачки, ноги перекрещены в нижней трети голеней, сгибание и разгибание во всех суставах затруднено.

Чем опасен гипертонус у детей?

Опасность гипертонуса у ребенка заключается в снижении темпов двигательного развития малыша. Если своевременно не начать лечение, то такой ребенок позднее сядет, поползет, пойдет, при движении будет быстро утомляться, а во время ходьбы – с трудом перераспределять центр тяжести. Нарушается и общее состояние: из-за чрезмерного напряжения мышц такие дети излишне возбуждены, плохо спят, часто срыгивают. В более старшем возрасте нарушается мелкая моторика кистей.

Мышечная гипотония у ребенка

Обратная ситуация, когда тонус меньше нормы, называется мышечной гипотонией. При этом ручки и ножки малыша разогнуты, ручки лежат вдоль тела. Это обычное явление для недоношенного ребенка, оно связано с незрелостью нервной системы. Выраженным проявлением мышечной гипотонии является так называемая «поза лягушки», когда в положении на спине ручки малыша вяло лежат вдоль туловища, пальцы не сжаты в кулачок, ножки широко разведены в тазобедренных и немного согнуты в коленных суставах, живот распластан. У таких детей часто снижены рефлексы. При сгибании суставов не ощущается сопротивления, объем движения в них увеличен, суставы как бы «болтаются», поднятая вверх и отпущенная ручка падает. Ножки ребенка можно развести в тазобедренных суставах почти на 180° без всякого усилия.

При гипотонусе ребенок плохо или совсем не опирается на стопы, когда его поддерживают под мышки. При потягивании за ручки на себя они полностью распрямляются, голова откидывается назад. Когда новорожденный лежит животом на ладони взрослого, голова и конечности малыша свисают вниз. При выкладывании на животик он не сгибает рук и утыкается лицом в поверхность, выглядит обмякшим.

Обычно такие младенцы чрезмерно спокойны, редко плачут, плохо сосут, хуже набирают вес, мало двигаются.

Чем опаснен гипотонус у ребенка?

Гипотонус у ребенка опасен тем, что такие детки позже начинают удерживать голову, брать предметы в руки, садиться, ходить, но уже по причине недостаточной мышечной силы. В вертикальном положении они не сохраняют позу, из-за этого работа внутренних органов напряжена. Недостаток движения замедляет рост костей и мышц ребенка, физически малыш выглядит младше своего возраста, в дальнейшем возможно формирование сколиозов, кифозов и других деформаций скелета, нарушений походки.

Мышечная дистония у ребенка

Чаще всего встречается смешанное нарушение тонуса, когда в одних группах мышц он повышен, а в других снижен или во время проверки из состояния гипотонуса переходит в гипертонус. Это называется мышечной дистонией. Признаками мышечной дистонии могут быть, например, неправильные положения кистей – выпрямленные и широко расставленные пальчики, иногда рука повернута внутрь. Еще одной разновидностью мышечной дистонии является асимметрия мышечного тонуса. При этом в одной стороне тела он может быть выше, чем в другой. Иногда при этом тело может быть изогнуто дугой и голова чаще повернута в одну сторону. В таком случае малыш начинает переворачиваться только в одну сторону, явно предпочитая ее другой, ползать, подтягивая одну ногу и т.д.

Чем опасна мышечная дистония?

Опасность мышечной дистонии заключается в том, что в процессе развития у таких детей может отмечаться задержка формирования двигательных навыков: они начинают переворачиваться со спины на живот лишь после 5–6 месяцев, садятся после 7 месяцев, а начинают ходить после 12 месяцев. Выраженная дистония может привести к асимметрии тела и нарушениям походки.

Методы обследования

Выявленные нарушения тонуса наблюдают в динамике и сопоставляют с другими признаками нарушения развития ребенка. На основании этого специалист может определить, патология это или индивидуальная особенность малыша. Если у мамы есть сомнения по поводу тонуса у ребенка, следует обязательно обратиться к врачу-педиатру и неврологу.

Для более точной диагностики причины нарушений могут потребоваться дополнительные методы исследования, например, нейросонография, электроэнцефалография, электронейрография и др.

Изучение хромосомного набора и особого белка крови альфа-фетопротеина позволяет исключить хромосомные заболевания, а исследование крови на внутриутробные инфекции (герпес, цитомегаловирус и др.) – инфекционные заболевания головного мозга.

Приступаем к лечению тонуса мышц

Чем раньше у ребенка выявлены нарушения тонуса и начато лечение, тем лучше, ведь восстановительная способность клеток нервной системы в раннем возрасте очень высока.

Не нужно заниматься самолечением или лечением по советам родителей других детей, так как степень нарушений у каждого конкретного малыша разная, а от этого зависит назначаемая терапия. Комплекс лечения должен прописывать только специалист. При нарушениях тонуса применяют лечение движением – массаж, гимнастику, плавание; физиопроцедуры – ультразвук, электрофорез, магнитотерапию, тепло- и водолечение и др. При необходимости используют лекарственные средства.

Массаж при тонусе путем воздействия на нервные окончания в коже изменяет нервную возбудимость – повышает или понижает ее в зависимости от воздействия, а также оживляет рефлексы, улучшает проводимость нервных импульсов по нервам.

Массаж при тонусе можно делать в поликлинике или дома, после обучения родителей его основным приемам. Малышу процедура должна приносить только положительные эмоции. Ведь если он плачет или испытывает боль, это может еще больше повысить тонус.

На первом месяце жизни лечебный массаж не назначают – малышу будет достаточно легких поглаживающих движений маминых рук. Для профилактики нарушений мышечного тонуса следует чаще менять положение тела ребенка, совершать с ним разнонаправленные движения, чаще брать его на руки: это стимулирует развитие двигательных навыков.

Массаж при тонусе следует проводить в комфортной для крохи обстановке, ласково разговаривая с ним. При гипертонусе делают расслабляющий массаж, который включает поглаживания от периферии к центру, обхватывающие поглаживания конечностей, легкое растирание. Недопустимы рубящие и хлопающие движения: они усилят мышечное напряжение.

После массажа осторожно и нежно делают специальные упражнения, направленные на растяжение напряженных мышц. Эффект будет лучше, если проводить такой массаж перед вечерним купанием: теплая вода дополнительно расслабит напряженные мышцы, усиливая эффект массажа.

Малышам, у которых обнаружен гипотонус, проводится стимулирующий массаж, чтобы активизировать работу мышц. В этом случае оправданы рубящие, хлопающие движения, перекатывание костяшками пальцев – они приводят мышцы в тонус.

При дистонии опытный массажист знает, какие группы мышц необходимо расслабить, а какие, наоборот, стимулировать, поэтому родителям не рекомендуется делать такой массаж самостоятельно: неправильные действия могут нанести вред малышу.

Гимнастика и плавание закрепляют рефлексы, поддерживающие правильную позу, выравнивают тонус мышц (повышают пониженный и наоборот), развивают мышцы, оказывают мощное общеукрепляющее действие. Хорошим действием обладают занятия на гимнастическом мяче (фитболе), а плавать можно либо в большой ванне дома (после обучения у инструктора), либо в бассейне для грудничков, которые часто бывают при детских поликлиниках.

Физиолечение с использованием физических факторов улучшает нервно-мышечную проводимость, в зависимости от вида воздействия тонизирует или успокаивает нервную систему, соответственно повышая или снижая мышечный тонус.

Причины нарушений

Нарушение мышечного тонуса – это не самостоятельная болезнь, а только отдельный признак, симптом неблагополучия. Чаще всего причина нарушений заключается в гипоксии – недостатке кислорода и нарушении кровоснабжения головного мозга ребенка до рождения или после него. Гипоксия нередко возникает при гестозе, нарушениях кровообращения в плаценте, курении, употреблении алкоголя, а также при стрессах, длительном безводном периоде и т.п. Гипоксия мозга – частая, но не единственная причина нарушения тонуса. Он повышается также при инфекциях, травмах, сосудистых заболеваниях головного мозга, детском церебральном параличе и некоторых других проблемах.

Что значит повышенный тонус у ребенка? Эффективен ли массаж? И какие еще существуют методы лечения гипертонуса, поговорим ниже.

Чтобы говорить о повышенном тонусе у ребенка, как о болезни, для начала следует разобраться, что такое гипертонус и в каком возрасте это проблема, а в каком- норма. Повышенное напряжение мышц, выражающееся в их перенапряжении, и есть гипертонус. Если же обратиться к статистике, то у 90% малышей тонус мышц повышен. Такое состояние вполне нормально для ребенка, находящегося в утробе матери. В положении внутри матки ребенок находится в сжатом состоянии, где руки и ноги согнуты и плотно прижаты к телу. Появившись же на свет, малыш получает свободу движений, поэтому мышечный тонус малыша должен прийти в норму.

Возрастные особенности

Такое состояние проходит не сразу, постепенно, и по мере того, как малыш растет и приобретает определенные двигательные навыки, гипертонус исчезает.

Гипертонус у грудничка на первом месяце жизни наиболее ярко выражен, что хорошо проявляется в общем «зажатом состоянии» ребенка. Кулачки сжаты, ножки прижаты к телу, если попытаться развести ножки, то малыш будет сопротивляться. В положении лежа на спине, малыш прижимает к себе ручки и лежит в позе очень похожей на Складки на ножках должны быть симметричны и, если свести ножки вместе, образовывать улыбку. Если в положении малыш ворочает голову влево и вправо, а ножками как будто пытается ползти, это не является патологией и говорит о нормальном развитии и умеренном тонусе мышц крохи. В случае если в возрасте до одного месяца ребенок часто держит голову- скорее это не признак его уникальности и быстрого развития, а перенапряжение шейных мышц. Эффективен для лечения гипертонуса ребенку 1 месяца массаж.

Для трехмесячного ребенка, уверенно удерживающего головку, характерно отсутствие гипертонуса. Малыш в этом возрасте уже реагирует на игрушки, тянет ручки к ним, способен ухватить и удерживать в руке предметы. Однако при сохранении некоторых признаков повышенного мышечного тонуса, не стоит пугаться, каждый ребенок индивидуален и следует немного подождать и наблюдать.

Повышенный у ребенка к 6 месяцам должен исчезнуть, если этого не произошло в этом возрасте, следует показаться специалисту. Шестимесячный малыш уже не тот неумеха, что раньше, его движения более осознанны и целенаправленны. Кулачки разжимаются, малыш пытается ползать, переворачивается на спину и со спины на живот, сидит или делает попытки сидеть.

В девять месяцев малыш особенно активен, он стоит возле опоры, ползает, садиться. При наличии гипертонуса у малыша в этом возрасте особенно эффективен в его устранении массаж, так как основная цель массажа - снять тонус мышц.

Годовалый малыш уже пытается совершать первые шаги. В случае диагностики гипертонуса у ребенка в этом возрасте, лечение в виде массажа и ванн остается прежним, если положительная динамика не наблюдается к полутора годам, назначается дополнительная диагностика и пересматривается методика лечения.

К трем годам гипертонус может выразиться в ходьбе не на стопе, а на цыпочках (в случае повышенного тонуса ног) и нарушении мелкой (в случае повышенного тонуса рук).

К пятилетнему возрасту повышенный мышечный тонус может стать настоящей проблемой. Ребенок дошкольного возраста начинает отставать в развитии от сверстников, в некоторых случаях может стать основанием для установления инвалидности. Обучение в школе со сверстниками становится затруднительным и нередко таким детям приходится обучаться в специальных учебных заведениях.

Таким образом, раннее обнаружение гипертонуса мышц позволяет эффективно подобрать оздоровительные мероприятия и устранить повышенный тонус. Поэтому особенно важно обращать внимание на симптомы гипертонуса своевременно, что значительно увеличивает шансы на выздоровление.

Причины

Причины гипертонуса у ребенка могут быть самыми различными, начиная от генетической предрасположенности и заканчивая родовыми травмами. Однако, несмотря на индивидуальность каждого случая, есть определенный ряд факторов, которые, зачастую, становятся причиной повышенного мышечного тонуса. К ним можно отнести:

  • наличие резус-конфликта;
  • плохая экология;
  • тяжелая беременность (инфекции и перенесенные острые заболевания);
  • гипоксия плода в период беременности либо при родах;
  • гемолитическая болезнь ребенка;
  • тяжелые роды и родовые травмы;
  • наличие вредных привычек у беременной;
  • чрезмерная нервная возбудимость;
  • сильный токсикоз мамы в первом или последнем триместре беременности;
  • хронические заболевания мамы.

Так или иначе повышенный тонус мышц у ребенка не является патологией при рождении, но при наличии любого из вышеперечисленных факторов тонус мышц может не прийти в норму на протяжении длительного периода времени.

Признаки гипертонуса

В зависимости от того, повышено ли напряжение всех мышц у ребенка, либо повышенный тонус у ребенка охватил только конечности, либо только руки или ноги, различают и симптомы гипертонуса. Для него характерны следующие общие симптомы:


При гипертонусе ног характерно замедленное двигательное развитие: ребенок не ползает, не начинает делать попытки ходить. В положении стоя при вашей поддержке, ребенок пытается ходить на цыпочках, не делая упор на всю стопу.

Сжатые кулачки и затруднение в разведении ручек в стороны в положении лежа на спине, говорят о повышенном тонусе мышц рук. Данные симптомы служат основанием для незамедлительного обращения к врачу для постановки диагноза и назначения лечения.

Рефлекторные тесты

Еще одним важным методом диагностики повышенного тонуса у ребенка является оценка рефлексов. Результаты данного тестирования наиболее точно могут быть оценены врачом. При посещении участкового терапевта вы нередко можете заметить тестирование именно по наличию или отсутствию следующих рефлексов в определенном возрасте малыша:

  1. Тонический рефлекс должен угаснуть к трем месяцем, если же этого не произошло, то это может свидетельствовать о наличии гипертонуса. Так ребенок лежа на животе будет подгибать ножки, а на спине- распрямлять их.
  2. По достижении двухмесячного возраста ребенок может пытаться шагать, становясь на пальчики, а не на всю ногу (шаговый рефлекс).
  3. Симметричный и асимметричный рефлексы должны угаснуть к трем месяцам. В положении лежа на спине, если повернуть головку влево, левая рука и нога разогнуться, а правая рука, напротив, согнется. При прижимании подбородка к груди, лежа на спине руки согнуться, а ноги разогнуться.
  4. При попытке посадить малыша он не дает отвести руки от груди.

Лечение

Что делать при повышенном тонусе у ребенка? Если по достижении шестимесячного возраста симптомы повышенного мышечного тонуса сохранились и врачом -невропатологом был поставлен диагноз гипертонус мышц, при назначении правильного лечения гипертонус может исчезнуть полностью.

Массаж при гипертонусе

Основным направлением в борьбе с гипертонусом является массаж. Основная цель массажа - это бережное расслабление напряженных мышц. Значительным его преимуществом является доступность. Так в профилактических целях массаж можно начинать делать уже с 2 недельного возраста. В роли массажиста может выступать мама, а массаж превращен в интересную увлекательную игру с обязательным общением с близким человеком. В случае же назначения массажа детям в лечебных целях проведение процедуры лучше доверить компетентному специалисту. Но не стоит забывать об очень большом преимуществе массажа мамы- это человек близкий и родной, и достичь расслабления и комфорта для малыша маме будет гораздо проще. Лечебный массаж ребенку от 1 месяца и старше, как правило, назначают курсом, после окончания курса оценивается динамика заболевания и в случае необходимости курсы повторяют после небольшого отдыха.

Учитывая маленький возраст пациента перед массажем обязательно необходимо смазать руки маслом, так как кожа малышей очень нежная и повредить ее не составляет труда. Массаж не следует делать сразу после еды или после пробуждения, ребенок должен прийти в себя, быть в хорошем расположении духа. Важно установить контакт с ребенком, так как массаж вопреки воле и с периодичным плачем ребенка теряет свои целебные свойства. Все движения нужно делать плавно, не резко, мягко и нежно. Достаточно минимальных усилий, недопустимы похлопывания и глубокое разминание. В случае негативной реакции на ваши действия массаж детям лучше прекратить и устранить причину недовольства (это могут быть холодные руки массажиста или низкая температура в помещении).

Массажные манипуляции

Их можно разделить на:

  1. Поглаживания и растирания. Начинать лучше с поглаживающих движений рук, ног, переходя на спину. Как правило, малыши охотнее дают массировать ноги чем руки. Поэтому важно определить очередность для эффективного продолжения массажа. С растираниями нужно быть очень аккуратными и не переусердствовать.
  2. Растирающими мягкими движениями потрогать части тела по направлению снизу вверх. Сначала проделать такой массаж, лежа на животике, затем перевернуть на спинку.
  3. Потряхивания и покачивания:
  • Легонько потрясти кисти рук, обязательно придерживая предплечье, потрясти ножки. В случае если какие-то упражнения малыш дает делать неохотно, сопротивляется, можно попробовать слегка потряхивать конечности и проделать данное упражнение, если все же сопротивление не уменьшается, перейти к другому упражнению.
  • Покачать ручки в разные стороны, тоже самое проделать с ножками, покачивая ножки держа их за голень.

Закончить массаж лучше легкими поглаживаниями, чтобы упокоить взбудораженного малыша. Важно поддерживать контакт с ребенком, ласково разговаривать и поощрять каждое успешное упражнение, шаг вам навстречу, и ни в коем случае не повышать голос.

Особое внимание следует уделять массажу ножек при обнаружении повышенного тонуса мышц ног, так как усугубление проблемы весьма негативно влияет на приобретение такого важного навыка как ходьба.

При массаже ножек следует удерживать их за голени и начинать поглаживать снизу вверх, повторяя движения около восьми раз, затем перейти к задней части бедра. Затем следуют мягкие растирания подушечками пальцев в том же направлении-снизу вверх. Легко поглаживают стопы, двигаясь от пальцев к пяточке. У основания большого пальца следует легонько нажать, пальчики сомкнуться, затем провести по внешней части стопы, пальцы расправятся «веером», так повторить несколько раз. Далее большим пальцем руки можно «рисовать восьмерку» на стопе. Можно легонько размять стопу, бережно нажимая большим пальцем. Затем следует погладить область от пальчиков до голеностопного сустава, продолжить мягкое растирание этой области, легонько надавливая, трогая.

Проделав массаж ножек, можно сделать простые упражнения. Беря ножки за колени, поочередно сгибают их, мягко надавливая на животик. Это упражнение также полезно для малышей, которых еще беспокоят газики. Согнув ножки в коленном суставе, коленки разводят в противоположные стороны, а стопы складывают вместе, нежно потирая друг о дружку. Если упражнения делать правильно и мягко вы не только будете продвигаться в решении проблемы гипертонуса, но и подарите малышу такое необходимое общение с близким человеком.

Успокаивающая ванна

Ванна, как и массаж, оказывает расслабляющее действие на мышцы, при добавлении таких трав как эвкалипт, лаванда, пустырник, шалфей, валериана, хвойные растения, расслабляющее действие ванны усиливается. Как правило, ванна назначается врачом с добавлением подходящего для конкретного малыша ингредиента курсом. При необходимости цикл ванн повторяется. В некоторых случаях травы чередуются. Важным аспектом при назначении того или иного лекарственного растения является индивидуальная переносимость ребенком.

Соответствующий уход

Также для лечения гипертонуса мышц у детей могут стать эффективными следующие мероприятия, направленные на расслабление и уменьшение тонуса мышц:


Медикаментозное лечение назначается только в тех случаях, когда более щадящие мероприятия не ведут к положительной динамике. В большинстве случаев своевременно поставленный диагноз и следование предписаниям врача дают положительные результаты без необходимости медикаментозного вмешательства.

Кроме назначенного компетентным специалистом лечения немаловажную роль играет правильно организованный родителями уход и психологический климат. Обеспечение комфорта в моральном и бытовом плане-первоочередная забота и задача родителей.

  • Важно исключить физические нагрузки, создающие дополнительное напряжение мышц, находящихся в повышенном тонусе.
  • благоприятная и доброжелательная обстановка позволяет малышу быть расслабленным, спокойным и не приводит к нервным напряжениям.
  • Важное значение имеет создание благоприятной атмосферы в комнате отдыха ребенка, отсутствие раздражителей в виде громких звуков, яркого света, приемлемая температура воздуха и допустимая влажность воздуха.

В любом случае, какой бы метод лечения гипертонуса не был выбран, важно обеспечить комфортное лечение малышу, так как гипертонус- это повышенное напряжение мышц, следовательно, чтобы его избегать, нужно достичь расслабления.

Чем опасен гипертонус?

Основной проблемой в устранении гипертонуса у грудничка является изначально неверный подход родителей к данной проблеме. Ввиду того, что у новорожденных гипертонус является нормой (ввиду нахождения в тесном положении в утробе матери), многие родители не уделяют должного внимания в случае, если такое состояние затягивается, и считают его вполне нормальным и физиологичным. Напоминаем, что состояние повышенного тонуса мышц в норме должно пройти к трем месяцам, если же это не происходит к шести- это повод для обращения к врачу.

В случае если все-таки у ребенка обнаружен гипертонус, а надлежащие меры были приняты несвоевременно либо не приняты вовсе, это может привести к серьезным отклонениям в развитии:

  1. Отставание в двигательной активности ребенка. Он поздно начинает ползать, ходить. Нарушается координация движений, формируется неправильная походка, осанка.
  2. При гипертонусе рук страдает мелкая моторика, у ребенка плохо получается захватывать руками предметы, он не может полноценно манипулировать ими.
  3. Искривление позвоночника.
  4. Отставание в общем развитии (нарушение речи), умственном развитии.
  5. Нарушение работы внутренних органов ребенка.

Режим ребенка при гипертонусе

В чередовании кормлений, сна и игр малыша не должно быть особых отличий от здорового ребенка. Более того, важная задача родителей - не создавать дополнительных напряжений и стрессов для него. Не стоит малыша принуждать к определенному режиму, неудобному для него. Организм ребенка сам в состоянии определить, когда хочет спать, когда кушать, когда поиграть, поэтому будьте внимательны и он сам подскажет вам, что нужно ему конкретно сейчас. В случае, если вы будете насильно заставлять бодрствовать или укладывать спать сквозь плач, эти действия приведут к усугублению проблемы, так как любое, в том числе и нервное, напряжение в данном случае крайне нежелательно. Так же не следует устанавливать режим кормлений с определенным интервалом, ведь для малыша мамина грудь - это не только питание, но и способ расслабиться, успокоиться и даже заснуть.

Самое важное средство в борьбе с гипертонусом - это внимание родителей. Ни один врач не проводит с вашим ребенком столько времени, сколько проводят мама или папа, которые в состоянии уловить тревожные симптомы практически сразу и принять меры. Ведь чем раньше заняться этим вопросом, тем быстрее и эффективнее будут заметны результаты.

Надеюсь, в данной статье вы нашли всю интересующую вас информацию и узнали, что такое гипертонус.

У ребенка с рождения этот диагноз. Слабые мышцы, то есть. Наблюдались у невролога, пили элькар, массажи неоднократно курсами, бассейн - все, что можно делать делали. Занимались на фитболе и недавно попробовали танцы, думала может хоть интересно будет. Нет, ничего не интересно, ничего не надо. Физическое развитие от силы на 2 года, ребенку уже 3. Поздно села, поздно пошла. Велосипеды, самокаты, всякие лазелки-спорткомплексы дома- ничего не нужно, ничего не интересно. Нам нужно каждый день делать упражнения, хотя бы немного. Но начинается- не хочу. не буду, у меня не получается, я устала. Любые отговорки. Мелкая моторика тоже страдает- рисовать не может, мелкие детали, пазлы, соединять не может, одеваться трудно. Главное не хочет, совсем не хочет хоть чуть-чуть прилагать усилия. Как мотивировать ребенка? Чем завлекать? Может кто сталкивался с подобной проблемой?
Потому что физическое развитие тянет и социальное- ребенка везде отталкивают, залезть ребенок никуда не может да и не хочет, играет один. Меня в данном случае интересует чужой опыт и именно психологические моменты, ведь ребенок знает, что не тянет, в результате и не хочет ничего.

У сына мышечная дистония + астенический синдром. Только ему уже 8 лет. Стало конечно получше, но все равно очень слабенький. Прыгать вот только год как научился. На шведскую стенку поначалу заманивали шоколадкой, подвешивали сверху, чтобы доставал. Ну и просто заставляла, т.к. надо. За любое получающееся движение очень хвалила.

Ну слабые мышцы - это гипотония, в дистония- это разный тонус, он у вас выровнялся наверняка уже давно, дистонию не так сложно массажами исправить, гипотонию сложнее. Вы все правильно делаете, советую еще ванны соленые и хвойные- очень помогает, нам даже одно время говорили соль с ног после ванны не смывать продолжайте в том же духе, попробуйте увлечь ребенка какими- то играми, потому что так, чтобы она имела волю делать скучные упражнения- этого лет до 6 не будет в норме. Дети с нормальным тонусом рожденные будут впереди по физическому развитию лет до 8-9, дальше постепенно выдвигаются те, кто привык к регулярным упражнениям.

Спасибо. А как психологические моменты, как вписывается в коллектив мальчиков, в саду, в школе? Не били, не обижали?
Я тоже хвалю ребенка за любую мелочь, но она сама видит, что не получается, расстраивается, начинает злиться.

Сейчас гипотония, да. Я про начальный диагноз написала. Солевые ванные почему-то очень бодрили ребенка, потом дочка плохо спала. Как-то перестали мы их делать, да и эффекта я не видела. Может зря перестали. Вообще я одно время покупала эти солевые и хвойные ванны в аптеке, они все разные, может какой-то специальный раствор надо? Что использовали вы, можете написать? Какую именно соль?
Не знаю, какие игры придумать. В веселом настроении может разбегаться немного, остальное все не интересно - ни мяч, ни футбол, ни догоняшки те же.
Сейчас вернулись с очередной неудачной велосипедной прогулки, конечно она не стала сама кататься, даже не пробует крутить педали - не хочу, не буду, я устала.
И я опять пришла в расстройстве. Я знаю, что упражнения нужны каждый день, но мне надо заставить двух человек- себя и ребенка. Придумывали календарь и отмечали дни, если не позанимаемся, но и это забросили.

Это вообще больной вопрос, у нас до кучи еще и ЗПР и стертая дизартрия. Сад коррекционный, там не обижают. Играть с детьми в саду начал совсем недавно, со сверстниками обычными не умеет, слишком развитие отстает. В школу идем в этом году в коррекционный класс. Как там будет не знаю...

автор, а в каком возрасте вам поставили такой диагноз? извините, что не в тему, просто у меня закрадываются подозрения на него же. Дочь 1,1 г не ходит и даже попыток не делает. Хотя невролог сказала, что проблем нет.

Мой до 3-х лет у меня на руках передвигался. Хотя пошел рано, но мышцы были слабые и ходить, бегать, кататься на велосипеде не хотел. Как только появилась возможность отдала в бассейн, но это лет в 5. Лет до 8 еще отмечалась мышечная слабость, но занятия спортом принесли свои результаты. И еще периодически массаж. А еще он с 1.4 в саду. Там за компанию приходилось двигать ногами))

Моя тоже бы так передвигалась, но муж уже свернул спину полностью, я тоже физически не могу носить. Передвигаемся на коляске или с плачем(
Массажи делаем и будем делать, это понятно, куда деваться. Занятия спортом - это бассейн или что-то еще?
Дополнительно в спорт отдавали? Не протестовал ребенок в бассейне?

С рождения поставили дистонию, которая после года переросла в гипотонию. В год и месяц у меня ребенок тоже не ходил и попыток не делал. Но может у вас просто пойдет чуть позже?

Ну да, мне все это знакомо прекрасно, но вы не расстраивайтесь, во- первых, настройтесь на долгую работу, это несколько нет минимум- точнее, не знаю, как это будет у девочки, у меня сын, сейчас почти 11 лет. Просто осознайте, что это теперь ваш образ жизни, поэтому из-за одной неудачи не расстраивайтесь, у вас этих попыток десять тысяч еще будет, потому что у вас выбора нет, все равно вам с физкультурой жить. Не требуйте от ребенка заинтересованности, в три года это утопия, воля на нужный для этого уровень выйдет лет в 6-7, в три года нацеленности на результат не ждите, поэтому лучше придумайте какие-то игры. Ну спрячьте там где-нибудь коробку с сюрпризом, и придумайте, что путь к кладу таков- надо потоптаться на массажном коврике, ну и упражнения по списку. Про соленые ванны - у нас эффект был, да, они бодрят, но это того стоит, мы покупали обычную соль морскую в аптеке за 20-30руб, на даче ее в бассейн высыпали килограммами. Про велосипед- там не просто сила нужна, а еще скоординиртванность - это не у всех и с нормальным тонусом выходит, педали крутить. Попробуйте классики, упрошенный для нее вариант, мы играли в съедобное-несъедобное - выпрыгивали из круга или даже обруча по какому-то простому условию. Бассейн поищите, может, кто-то занятия для этого возраста проводит, у нас вот в саду аквааэробика есть для малышей- может, еще где-то есть, они тренера всегда лучше слушают, чем маму. Мой в этом году разряд получил спортивный, и мне чисто психологически стало легче - я поняла, что не даром пропали мои усилия. Для меня честно говоря тяжелее всего этот момент - когда ты работаешь над этим годы, а где-нибудь в саду или в школе на физкультуре легко вперед выходят дети, которые не занимаются, а просто здоровые - вот это самый момент тяжелый. Терпения и удачи вам.

Ох, понятно. Я пока свою опекаю всячески, хожу везде хвостом и поднимаю, снимаю, увожу. Но вижу уже, как отталкивают, опережают, отодвигают. Ходит в обычный сад, точнее пока пробуем только ходить, а что дальше в саду будет даже не знаю.
У вас в коррекционном классе все-же должно быть поспокойнее, но понятно, что неизвестно, что будет.
Пожелаю только, чтоб все хорошо было.

Занимался и занимается плаванием. Не протестовал. Но тяжело ему это все давалось. И координация была плохая. Сейчас он конечно силен и вынослив, но вне занятий спорта предпочитает полежать) Может устает конечно.

Автор, у нас та же ситуация. До года ставили дистонию, после года появилась гипотония. Сейчас год и четыре, ходит только за ручки, и то шатается. Врачи очень советуют бассейн, начали туда ходить. Еще хочу попробовать детскую йогу. потому что упражения мы тоже делать не хотим никакие, ползать на четвереньках не любим, сидя на попе перемещаемся в основном. Еще хотела узнать, когда пошел ваш ребенок?

У меня обе с гипотонией родились. Младшенькая еще слабовата в свои4, а старшая в 7 как обезьянка.были курсы массажа раз в полгода. хвойные ванны. дома моей собсной организации не хватает, чтобы регулярно заниматься. и потому с 3 лет ходим на физически развивающие кружки. старшая перебрала две организации по танцам. но сильная нагрузка не дала "полюбить" сие мероприятия. младшей же несмотря на "непосильность" всегда нравились танцы. но сейчас так сложилось что обе ходят на спорт гимнастику. и ура обеим нравится. думаю вам просто надо искать кружок, который будет ребенку по душе, и который будет ей по силам. но постоянная физ нагрузка необходима. иначе дальше будет тяжелее

В год и 3 сделала первые шаги, но это именно шаги.
Всю зиму потом ребенок в зимнем комбинезоне не ходил толком. Более-менее ходить начали ближе к двум годам.
В бассейн мы ходим до тех пор, пока сильно кто-то не заболеет- или я, или ребенок. И прекращали из-за этого бассейн. У нас массажистка первый год массаж каждые 3 месяца, теперь раз в полгода. Всегда через сильный плач.
Детскую йогу попробуйте, конечно! Может подойдет ребенку

Спасибо, Вы здорово поддержали меня!
Попробуем опять морские ванны, может и правда зря мы от них отказались. За идеи игра спасибо. Пробовали что-то подобное в выпрыгиванием из круга, дак дочка пару раз сделает, а потом просто садилась в этот круг и сидела - устала, говорит. Про бассейн писала- начинаем ходить- начинаем заболевать простудой, несколько раз так уже было, хотя всем в нашей семье бассейн нужен по той или иной причине. В 11 лет получить разряд - это правда здорово, большая победа!
А по какому спорту, если не секрет?
Вы очень приободрили меня, будем стараться и не сдаваться)

Мышечная система включает более 600 мышц, большинство из которых участвует в выполнении различных движений.

Мышечная система у детей

Анатомо-физиологические особенности мышечной системы у детей:

К моменту рождения количество мышц у ребёнка почти такое же, как у взрослого, однако имеются существенные различия в отношении массы, размеров, структуры, биохимии, физиологии мышц и нервномышечных единиц.

Скелетные мышцы у новорождённого анатомически сформированы и сравнительно хорошо развиты, их общая масса составляет 20-22% массы тела. К 2 годам относительная масса мышц несколько уменьшается (до 16,6%), а затем в связи с нарастанием двигательной активности ребёнка вновь увеличивается и к 6 годам достигает 21,7%, к 8 - 2728%, а к 15 - 3233%. У взрослых она составляет в среднем 40-44% массы тела. В общей сложности масса мышц за период детства увеличивается в 37 раз.

Структура скелетной мышечной ткани у детей разного возраста имеет ряд отличий. У новорождённого мышечные волокна расположены рыхло, их толщина 4-22 мкм. В постнатальном периоде рост мышечной массы происходит в основном за счёт утолщения мышечных волокон, и к 18-20 годам их диаметр достигает 20-90 мкм. В целом мышцы у детей раннего возраста более тонкие и слабые, а мышечный рельеф сглажен и становится отчётливым обычно только к 5-7 годам жизни.

Фасции у новорождённого тонкие, рыхлые, легко отделяются от мышц. Так, слабое развитие сухожильного шлема и рыхлое соединение его с надкостницей костей свода черепа предрасполагают к образованию гематом при прохождении ребёнка через родовые пути. Созревание фасций начинается с первых месяцев жизни ребёнка и связано с функциональной активностью мышц. В мышцах новорождённого относительно много интерстициальной ткани. В первые годы жизни происходит абсолютное увеличение рыхлой внутримышечной соединительной ткани, а относительное количество клеточных элементов на единицу площади уменьшается. Наряду с развитием мышечных волокон идёт формирование эндомизия и перимизия. Его дифференцировка заканчивается к 8-10 годам.

Нервный аппарат мышц к моменту рождения сформирован не полностью, что сочетается с незрелостью сократительного аппарата скелетных мышц. По мере роста ребёнка происходит созревание как двигательной иннервации фазных скелетных мышечных волокон (смена полинейронной иннервации на мононейронную, уменьшение площади чувствительности к ацетилхолину, в зрелых нервномышечных синапсах приуроченной только к постсинаптической мембране), так и формирование дефинитивных нервномышечных единиц. Происходит также образование новых проприорецепторов с концентрацией их в участках мышц, испытывающих наибольшее растяжение.

Скелетные мышцы у новорождённых характеризуется меньшим содержанием сократительных белков (у новорождённых их в 2 раза меньше, чем у детей старшего возраста), наличием фетальной формы миозина, обладающего небольшой АТФазной активностью. По мере роста ребёнка фетальный миозин замещается дефинитивными миозинами, увеличивается содержание тропомиозина и саркоплазматических белков, уменьшается количество гликогена, молочной кислоты и воды.

Особенности мышечной системы у детей

Мышцы ребёнка характеризуются рядом функциональных особенностей. Так, у детей отмечают повышенную чувствительность мышц к некоторым гуморальным агентам (в частности, к ацетилхолину). Во внутриутробном периоде скелетные мышцы отличаются низкой возбудимостью. Мышца воспроизводит лишь 3-4 сокращения в секунду. С возрастом число сокращений доходит до 60-80 в секунду. Созревание нервномышечного синапса приводит к значительному ускорению перехода возбуждения с нерва на мышцу. У новорождённых мышцы не расслабляются не только во время бодрствования, но и во сне. Постоянную их активность объясняют участием мышц в теплопродукции (так называемый сократительный термогенез) и метаболических процессах организма, стимуляции развития самой мышечной ткани.

Мышечный тонус может быть ориентиром при определении гестационного возраста новорождённого. Так, у здоровых детей первых 2-3 мес жизни отмечают повышенный тонус мышц сгибателей, так называемый физиологический гипертонус, связанный с особенностями функционирования ЦНС и приводящий к некоторому ограничению подвижности в суставах. Гипертонус в верхних конечностях исчезает в 2-2,5 мес, а в нижних - в 3-4 мес. Глубоко недоношенные дети (срок гестации менее 30 нед) рождаются с общей мышечной гипотонией. У ребёнка, родившегося на 30-34й неделе гестации, нижние конечности согнуты в тазобедренных и коленных суставах. Флексия верхних конечностей появляется только у детей, родившихся после 34й недели гестации. После 36-38й недели отмечают флексорное положение как нижних, так и верхних конечностей.

Рост и развитие мышц у детей

Рост и развитие мышц у детей происходит неравномерно и зависит от их функциональной активности. Так, у новорождённого слабо развиты мимические и жевательные мышцы. Они заметно укрепляются после прорезывания молочных зубов. Отчётливо выражены возрастные особенности диафрагмы. Её купол у новорождённых более выпуклый, сухожильный центр занимает относительно малую площадь. По мере развития лёгких выпуклость диафрагмы уменьшается. У детей до 5 лет диафрагма расположена высоко, что связано с горизонтальным ходом рёбер.

Мышечная система у новорожденных слабо развита, как и апоневрозы и фасции живота, что обусловливает выпуклую форму передней брюшной стенки, сохраняющуюся до 3-5 лет. Пупочное кольцо у новорождённого ещё не сформировано, особенно в верхней его части, в связи с чем возможно образование пупочных грыж. Поверхностное паховое кольцо образует воронкообразное выпячивание, более выраженное у девочек.

У новорождённого преобладает масса мышц туловища. В первые годы жизни ребёнка в связи с нарастанием двигательной активности быстро растут мышцы конечностей, причём развитие мышц верхних конечностей на всех этапах опережает развитие мышц нижних конечностей. В первую очередь развиваются крупные мышцы плеча, предплечья, гораздо позднее - мышцы кисти, что приводит к трудностям в выполнении тонкой ручной работы до 5-6летнего возраста. До 7 лет у детей недостаточно развиты мышцы ног, в связи с чем они плохо переносят длительные нагрузки. В возрасте 2-4 лет усиленно растут большие ягодичные мышцы и длинные мышцы спины. Мышцы, обеспечивающие вертикальное положение тела, наиболее интенсивно растут после 7 лет, особенно у подростков 12-16 лет. Совершенствование точности и координации движений наиболее интенсивно происходит после 10 лет, а способность к быстрым движениям развивается лишь к 14 годам.

Интенсивность прироста мышц и мышечной силы связана с полом. Так, показатели динамометрии у мальчиков выше, чем у девочек. Исключением служит период от 10 до 12 лет, когда становая сила у девочек выше, чем у мальчиков. Относительная сила мышц (на 1 кг массы тела) до 6-7 лет изменяется незначительно, а затем к возрасту 13-14 лет быстро увеличивается. Мышечная выносливость с возрастом также растёт и у 17летних вдвое превышает аналогичные показатели 7-летних детей.

Врождённые аномалии мышц

Наиболее распространённая врождённая аномалия мышц - недоразвитие грудино-ключично-сосцевидной мышцы, приводящее к кривошее.

Часто возникают аномалии строения диафрагмы с образованием грыж.

Недоразвитие или отсутствие большой грудной или дельтовидной мышцы приводит к развитию деформаций плечевого пояса.

Мышечная система ребенка - осмотр, пальпация

Методика исследования мышечной системы у детей

Расспрос . Наиболее частые жалобы у детей при поражении мышечной системы - боли в мышцах (миалгии) и снижение мышечной силы. При сборе анамнеза следует по возможности выяснить время появления этих жалоб, провоцирующие факторы, связь с другими патологическими симптомами, имеющимися у ребёнка, семейно-наследственный анамнез.

При осмотре и пальпации в первую очередь оценивают степень развития мышц. Также необходимо оценить такие важнейшие показатели состояния мышечной системы ребенка, как тонус, сила и двигательная активность мышц.

Степень развития мышц

У здоровых детей мышцы упругие на ощупь, одинаковые на симметричных участках тела и конечностей. Различают 3 степени развития мышц:

Хорошее - контуры мышц туловища и конечностей в покое хорошо видны, живот втянут или незначительно выдаётся вперёд, лопатки подтянуты к грудной клетке, при напряжении усиливается рельеф сокращённых мышц.

Среднее - мышцы туловища развиты умеренно, а конечностей - хорошо, при напряжении отчётливо изменяются их форма и объём.

Слабое - в покое мышцы туловища и конечностей плохо контурируются, при напряжении рельеф мышц изменяется едва заметно, нижняя часть живота отвисает, нижние углы лопаток расходятся и отстают от грудной клетки.

Недостаточное развитие мышц возникает у детей, ведущих малоподвижный образ жизни, при дистрофии, обусловленной нарушением питания, наличием хронических соматических заболеваний, патологии нервной системы, генерализованного поражения суставов и т.д.

Крайняя степень слабого развития мышц - атрофия. При этом состоянии масса мышечной ткани резко уменьшена, а брюшко мышц по своей толщине и консистенции становится похожим на сухожилие. При мышечной атрофии происходит обратимое или необратимое нарушение трофики мышц с развитием истончения и перерождения мышечных волокон, ослаблением или утратой их сократительной способности.

Асимметрия мышц

Асимметрия мышечной массы предполагает неодинаковую степень развития одноимённых групп мышц. Для выявления асимметрии последовательно сравнивают аналогичные мышцы обеих половин лица, туловища, конечностей. Для более точной оценки измеряют сантиметровой лентой и сравнивают окружности левой и правой конечностей на одинаковых уровнях. Мышечная асимметрия может быть следствием недоразвития, травмы, патологии нервной системы, некоторых ревматических заболеваний (гемисклеродермии, ЮРА) и др.

При пальпации выявляют локальную или распространённую болезненность, а также уплотнения по ходу мышц, что может быть связано с воспалительными изменениями, очаговым или диффузным отложением в них кальция.

Мышечный тонус у детей

Мышечный тонус - рефлекторное напряжение мышц, контролируемое ЦНС и зависящее также от происходящих в мышце метаболических процессов. Снижение или отсутствие тонуса называют гипотонией или атонией мышц соответственно, нормальный тонус - нормотонией мышц, высокий тонус - мышечной гипертонией.

Оценка мышечного тонуса

Предварительное представление о состоянии мышечного тонуса можно получить при визуальной оценке позы и положения конечностей ребёнка. Так, например, поза здорового новорождённого (руки согнуты в локтях, колени и бёдра подтянуты к животу) свидетельствует о наличии у него физиологического гипертонуса сгибателей. При снижении мышечного тонуса новорождённый лежит на столе с вытянутыми руками и ногами. У детей более старшего возраста снижение тонуса мышц приводит к нарушениям осанки, крыловидным лопаткам, чрезмерному поясничному лордозу, увеличению живота и др.

Мышечный тонус исследуют, оценивая сопротивление мышц, возникающее при пассивных движениях в соответствующих суставах (конечность при этом должна быть максимально расслаблена).

Повышение мышечного тонуса

Повышение тонуса может быть двух видов:

Мышечная спастичность - сопротивление движению выражено только в начале пассивного сгибания и разгибания, затем препятствие как бы уменьшается (феномен "складного ножа"). Возникает при перерыве центрального влияния на клетки переднего рога спинного мозга и растормаживании сегментарного рефлекторного аппарата.

Мышечная ригидность - гипертонус постоянен или нарастает при повторении движений (феномен "восковой куклы" или "свинцовой трубки"). При исследовании мышечного тонуса может возникнуть прерывистость, ступенчатость сопротивления (феномен "зубчатого колеса"). Конечность может застывать в той позе, которую ей придают - пластический тонус. Возникает при поражении экстрапирамидной системы.

При мышечной гипотонии выявляют отсутствие сопротивления при пассивных движениях, дряблую консистенцию мышц, увеличение объёма движений в суставах (например, переразгибание).

Исследование мышечного тонуса

Существует несколько проб, позволяющих судить о состоянии мышечного тонуса у детей:

Симптом возврата - ножки новорождённого, лежащего на спине, разгибают, выпрямляют и прижимают к столу на 5 с, после чего отпускают. При наличии у новорождённого физиологического гипертонуса ножки сразу же возвращаются в исходное положение, при сниженном тонусе полного возврата не происходит.

Проба на тракцию - лежащего на спине ребёнка берут за запястья и стараются перевести в сидячее положение. Ребёнок сначала разгибает руки (первая фаза), а затем сгибает их, всем телом подтягиваясь к исследующему (вторая фаза). При гипертонусе отсутствует первая фаза, а при гипотонусе - вторая фаза.

Симптом "верёвочки" - исследователь, стоя лицом к ребёнку, берёт его в свои руки и совершает вращательные движения попеременно то в одну, то в другую сторону, оценивая при этом степень активного мышечного сопротивления.

Симптом "дряблых плеч" - плечи ребёнка обхватывают сзади двумя руками и активно поднимают вверх. При мышечной гипотонии это движение даётся легко, при этом плечи касаются мочек ушей.

Объем активных и пассивных движений

Оценивают объём как активных, так и пассивных движений:

Активные движения изучают в процессе наблюдения за ребёнком во время игры, ходьбы, выполнения тех или иных движений (приседаний, наклонов, подниманий рук и ног, перешагиваний через препятствия, подъёма и спуска по лестнице и т.д.). Ограничение или отсутствие движений в отдельных мышечных группах и суставах указывает на поражение нервной системы (парезы или параличи), мышц, костей, суставов.

Пассивные движения исследуют, последовательно производя сгибание и разгибание в суставах: локтевых, тазобедренных, голеностопных и т.д. У новорождённых и детей первых 3-4 мес жизни отмечают ограничение движений в суставах, обусловленное физиологическим гипертонусом. Ограничение пассивных движений у детей более старшего возраста указывает на повышение мышечного тонуса или поражение суставов.

Сила мышц у детей

Силу мышц оценивают по степени усилия, необходимого для преодоления активного сопротивления той или иной мышечной группы. У детей раннего возраста пытаются отнять схваченную ими игрушку. Старших детей просят оказать сопротивление при разгибании согнутой руки (ноги). О состоянии мышечной силы косвенно можно судить по тому, как ребёнок выполняет приседания, подъём и спуск по лестнице, вставание с пола или кровати, одевание и раздевание и т.д. Мышечная сила отчётливо увеличивается с возрастом. Как правило, ведущая рука сильнее, и в целом мышечная сила у мальчиков больше, чем у девочек. Более объективно судить о мышечной силе можно по показаниям динамометра (ручного и станового).

Лабораторные и инструментальные исследования мышечной системы

При заболеваниях мышечной системы исследуют биохимические показатели крови [активность креатинфосфокиназы, мышечной фракции лактатдегидрогеназы (ЛДГ), трансаминаз, концентрацию аминокислот и креатина в крови и моче, содержание миоглобина в крови и моче], определяют аутоантитела. Для уточнения диагноза проводят генетические и морфологические исследования биоптата мышц.

Среди инструментальных методов для выяснения причины снижения мышечной силы в клинической практике наиболее часто применяют электромиографию (ЭМГ) - метод регистрации биоэлектрической активности мышц, позволяющий, например, дифференцировать первичную патологию мышц от их поражений при заболеваниях нервной системы. Мышечную возбудимость оценивают с помощью хронаксиметрии, мышечную работоспособность - эргографом и эргометром.