Епископ Воскресенский Савва: Есть у христиан самый надежный способ защиты

Страна:
Россия

Биография:

В 1983-1988 гг. обучался в Новосибирском электротехническом институте (НЭТИ, с 1990 г. — НГТУ). По окончании института остался работать в научно исследовательской лаборатории, учился в аспирантуре (заочно). В 1994 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата физико-математических наук по специальности «Радиофизика, включая квантовую радиофизику». До марта 1998 г. работал преподавателем на кафедрах Прикладной и теоретической физики и Антенных систем НГТУ, последние два года в должности доцента.

В 1996 г. проходил послушание в храмах и мужских обителях Новосибирской епархии , в 1997 г. посетил в качестве трудника Николо-Шартомский мужской монастырь в Ивановской обл. С сентября 1997 г. учился в Новосибирском православном богословском институте, закончил первый семестр. 6 февраля 1998 г. вновь прибыл в Николо-Шартомский монастырь на постоянное пребывание.

17 апреля 1998 г. в Казанском храме Николо-Шартомского монастыря архимандритом Никоном (Фоминым) пострижен в монашество с именем Иоанн в честь Иоанна Предтечи.

24 мая 1998 г. в храме Архангела Михаила в с. Архангел Комсомольского р-на Ивановской обл. архиепископом Амвросием (Щуровым) рукоположен в сан диакона, 4 октября в Преображенском кафедральном соборе г. Иваново архиепископом Амвросием рукоположен в сан пресвитера.

В 1998-2001 гг. заочно обучался в Московской духовной семинарии , в 2001-2005 гг. — в Московской духовной академии. В 2006 г. в Московской духовной академии защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата богословия на тему «Опыт построения догматической системы по творениям святого Василия Великого».

В 1998-1999 гг. — преподаватель в Ивановском православном богословском институте апостола Иоанна Богослова. С 1999 г. — первый проректор института. В 2001-2005 и 2007-2009 гг. — директор школы-интерната для мальчиков при Николо-Шартомском монастыре. В 2000-2005 гг. преподавал в Ивановском государственном университете и Шуйском государственном педагогическом университете, в 2005-2014 гг. — в Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии.

В июне 1999 г. назначен и.о. настоятеля строящегося храма в честь Всех святых при Ивановском государственном университете. В 2005-2006 гг. — настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в г. Иваново. С 2009 г. — благочинный Воскресенского собора г. Шуя.

С 2011 г. — благочинный Николо-Шартомского монастыря.

Решением Священного Синода от 16 апреля 2016 г. (журнал № 6) избран епископом Воркутинским и Усинским.

20 апреля 2016 г. за Литургией в храме свт. Николая Чудотворца с. Алферьево Тейковского р-на Ивановской обл. епископом Шуйским и Тейковским Никоном возведен в сан архимандрита.

Патриаршим указом от 20 июля 2018 г. освобожден от должности настоятеля храма Живоначальной Троицы в Свиблове г. Москвы. Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 27 июля освобожден от управления Северо-Восточным викариатством и назначен управляющим Юго-Восточным викариатством, викариатством Новых территорий г. Москвы, а также благочинием ставропигиальных приходов и Патриарших подворий в Московской области.

Образование:

1988 г. — Новосибирский электротехнический институт.

2001 г. — Московская духовная семинария (заочно).

2005 г. — Московская духовная академия (заочно).

Епископ Воскресенский Савва – один из ближайших помощников Святейшего Патриарха Кирилла по городу Москве с ответственностью за приходы её Юго-восточного церковного округа и за Новые территории, недавно присоединенные к столице, первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии. Епископ Савва является также наместником московского Новоспасского ставропигиального монастыря.

С владыкой беседует главный редактор газеты «Православная Москва» протоиерей Михаил Дудко .

– Ваше Преосвященство! Самый простой и очевидный вопрос: что такое быть московским викарием?
– Моя задача обрисована моим титутлом: викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Есть много послушаний и благословений Его Святейшества, которые необходимо выполнять. Одной из главных обязанностей я считаю послушание наместника Новоспасского монастыря.
Это большой труд. Вы знаете, какая огромная нагрузка лежит на нашем Святейшем отце. Взяв на себя только ее часть, мы понимаем тяжесть креста, которую он несет на своих плечах.
– Вы ответственны за новые московские территории. Про них не многое известно рядовому жителю столицы. Даже светские люди иногда затрудняются сказать, какова цель их присоединения. Тем не менее, Церковь должна принимать решения светской власти. В чем специфика новых территорий по сравнению с тем, что делалось в старой Москве? Как с этой спецификой Вы работаете?
– Мы не обязаны следовать за светской властью во всем, но изменение административных границ – это ее право. Меня радует, что там много молодых священников. Мне нравится работать с моими благочинными. Они все очень энергичные. Все делается быстро.
А территория, наверное, больше всей старой Москвы. Многое нужно сделать. Я не видел генерального плана застройки, но Святейший Патриарх уже благословил зарезервировать около 150 участков для строительства новых храмов. Сейчас там действует 60, но надо быть готовым, что на эти земли придут новые жители.
Частично строительство происходит благодаря программе «200 храмов». Например, храм в городе Щербинка был включен в программу, и за несколько месяцев было сделано больше, чем за предшествующие 8 лет.
Продвигается строительство остро необходимых храмов в Троицке и Московском.
– Теперь программа будет переименована, наверное? Ведь с учетом новых территорий храмов будет не 200, а больше?
– Думаю, что программа изначально названа не совсем верно. Не надо ограничивать себя цифрами. Я думаю, надо было назвать программу, к примеру, «Путь к храму». Знаете пословицу: как корабль назовешь, так он и поплывет.
Задача не в том, чтобы построить как можно больше. Нас и так обвиняют, что мы везде ставим храмы. Но ведь в отмеченных мной городах и других населенных пунктах у людей большая жажда церковной жизни. Они мечтают о месте, где можно было бы спокойно собираться для молитвы. Существующих храмов явно недостаточно. Организуем звуковую трансляцию на улицу, по праздникам служим две-три Литургии. Все равно это не обеспечивает нужд верующих.
– Как Вы все успеваете? Это же огромные территории!
– Как я уже сказал, у меня есть хорошие помощники – благочинные, есть секретариат викариатства.

Кто будет платить?

– Вернемся в старую Москву, в Новоспасский монастырь, где мы сейчас находимся. Я ехал сюда на метро, доехал до станции «Пролетарская», она ближайшая к монастырю. Ее название, очевидно, рудимент богоборческой эпохи, и таких много. Есть горячие головы, которые говорят, что наши современные беды от того, что мы не изжили прошлое, в том числе и в названиях. Да и Вы сами вспоминали пословицу: как корабль назовете, так он и поплывет. Как Вы относитесь к переименованиям? Стоит нам тут копья ломать или просто нужно делать свое дело, не обращая на них внимания?
– Для тех, кто не хочет выходить на «Пролетарской», чтобы добраться до монастыря, есть станция «Крестьянская застава» (улыбается).
Если серьезно, я проблемой переименований занимался, когда в городе Ростове был наместником Спасо-Яковлевского монастыря. Адрес монастыря – улица Энгельса, 44. Поначалу казалось просто: поменяй вывеску и все. Выяснилось, что на самом деле это очень большая работа. И дорогостоящая. Всем предприятиям необходимо поменять документы с юридическим адресом, гражданам изменить прописку в паспорте и т.д. Даже переименовать небольшую улицу Энгельса оказалось не по карману. Просто не было средств в скромном бюджете провинциального города Ростов Великий.
Чтобы не тревожить налогоплательщиков, решили под официальным названием, почтовым, писать историческое. В нашем случае – «Бывшая Яковлевская».
У нас есть благое намерение все переименовать, очень хочется это сделать. А общество, люди относятся к переименованиям по-разному, но даже те, кто поддерживает, платить за это не хотят.

В столичной глуши

– Вы являетесь наместником столичного монастыря. Но ведь откроешь «Добротолюбие», и первое, что придет в голову: монашество в городе – это вещь вряд ли возможная. Тем не менее, есть хорошие добрые примеры людей, которые спасались в столицах и даже святыми становились. По Вашему опыту, что такое монастырь в городе? Как Вы выживаете?
– Есть пословица народная: не место красит человека, а человек место. В городе та же пустыня. Только еще более дремучая и глубокая, чем настоящая. Крикнешь: «Ау!» – а в ответ чаще всего тишина… Соседи по лестничной площадке рядом живут, не зная даже имени людей, которые находятся через двадцать сантиметров за стеной от них. Чем не глушь?
Я общаюсь с коренными москвичами, и многие не догадываются, что есть в Москве наш Новоспасский монастырь. Возможно, для нас это даже хорошо. Мы тоже почти как в пустыне.
Можно бы совсем закрыться внутри своих стен, никого не пускать, если решить, что нам открытость вредит. Стали бы отшельниками. Но можно и по-другому. Мешают тебе люди? Затвори двери своей кельи, сиди себе и занимайся богомыслием. Я братии своей это разрешаю. Закройся и молись – пожалуйста.
А люди стремятся в монастырь за духовной поддержкой. Придите вечером на службу: толпы стоят на исповедь. Наши священники, иеромонахи имеют множество духовных чад. Это свидетельство того, что мы нужны.
– Помнится, в одной из духовных книг говорилось, что монахами становятся по трем причинам: желая загладить грехи, стремясь к награде на Небесах или – это самое правильное – из любви к Богу. Какие цели у нынешних постриженников? Кто и зачем сейчас идет в монастырь?
– Я могу ответить за себя. Монашеское призвание было, во-первых, благословением. Во-вторых, я хотел служить Церкви всецело, без остатка. Хотел посвятить Богу всего себя, начиная с молодых лет. Наверное, через служение Церкви проявляется и любовь к Богу. Наверное. Для меня просто нет другой жизни, чем служить Церкви и в Церкви.
Наблюдая за приходящими в монастыри, могу сказать, что сегодня чаще ищут монашеской жизни, чтобы принести плоды покаяния. Я помню, что раньше приходили люди среднего возраста и моложе. Сегодня это пятидесятилетние и старше. Люди с жизненным опытом осознанно идут в монастырскую ограду чтобы очистить свою душу, исправить свои пути. У нас есть насельники под 80 лет. И пожилые ничуть не хуже молодых.
– Вы говорили в одном из интервью, что любите пробки. Едешь в машине – читаешь, размышляешь, молишься. Мирный дух – вопрос правильного отношения к жизненным обстоятельствам. Одного пробки выводят из себя, другой даже их использует во благо.
И все же монаху проще. Он вернулся в монастырские стены – и снова под защитой. А как сохранить дух мирен светскому человеку, который вынужден вариться в котле различных обстоятельств чуть ли не круглосуточно?
– Стяжание мирного духа – это вопрос всей жизни. Мне нравится молитва Оптинских старцев, которая помещена среди утренних молитв. «Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день». Порой даже в монастыре себя трудно удержать в равновесии, не раздражаться. Себе в помощь я выработал такое правило: прежде чем принять решение, нужно сделать паузу. Тогда решение оказывается более трезвым.
– Утро вечера мудренее?
– Да. Получаешь информацию, должно пройти некоторое время, чтобы она улеглась. Потом решаешь окончательно. Это один из моих жизненных принципов, помогающих сохранить внутренний мир. Недаром сказано: «Поспешишь – людей насмешишь».
В Москве, кстати, этот принцип легче реализовать. Здесь люди не спешат. В провинции люди более энергичные. Здесь много начальства, инстанций. Пока дело дойдет наверх, пока спустится… Иногда оказывается, что и не нужно торопиться было.
– Сейчас обсуждается второй вариант положения о монастырях и монашестве. Дискуссия оживленная, есть критика. Связано ли это с кризисом монашества?
– Все говорят о кризисах: финансовый, внешнеполитический и так далее. Я не вижу серьезного кризиса с монашеством в современной Русской Православной Церкви. То есть, такого кризиса, например, чтобы закрывались и расформировывались монастыри в связи с отсутствием монахов.
Конечно, вопросы есть. Сейчас в жизни монастырей новый этап. Раньше молодежь шла туда, прочитав пару книжек, а сегодня монашеские призвания более осознанные. Да, был некоторый отток из монастырей тех, кто принял не вполне продуманное решение. И понял, что это не его путь. Сейчас идет меньше людей, но верных.
Думаю, положение будет полезно, в основном, наместникам монастырей, которые должны правильно строить жизнь обители.

Протоиерей Михаил Дудко

  • В раннем возрасте переехал вместе с родителями в г. Касимов Рязанской области.
  • В 1997 г. по окончании средней школы поступил в Московскую духовную семинарию.
  • В 2001 г. по окончании МДС был направлен в распоряжение митрополита Рязанского и Касимовского Симона. Назначен преподавателем Литургики и Гомилетики в Рязанское духовное училище и одновременно секретарем-референтом митрополита Рязанского и Касимовского.
  • 27 ноября 2001 г. в Иоанно-Богословском храме при Рязанском духовном училище митрополитом Рязанским Симоном пострижен в мантию с именем Савва в честь преподобного Саввы Освященного.
  • 2 декабря 2001 г. митрополитом Симоном рукоположен во иеродиакона, 4 декабря ― во иеромонаха и назначен старшим помощником проректора по воспитательной работе.
  • В 2002 г. поступил на заочное отделение Московской духовной академии.
  • 17 октября 2002 г. назначен проректором по учебной работе Рязанского духовного училища. 9 декабря 2003 г. зачислен на 2-й курс теологического отделения Рязанского государственного педагогического университета имени С.А. Есенина и назначен преподавателем Догматического богословия на теологическом отделении.
  • 15 марта 2005 г. архиепископом Рязанским и Касимовским Павлом почислен за штат с правом перехода в другую епархию, согласно поданному прошению.
  • 15 апреля 2005 г. архиепископом Ярославским и Ростовским Кириллом принят в клир Ярославской епархии. Нес послушание келейника митрополита Симона (Новикова), одновременно исполняя различные епархиальные послушания: секретаря архиепископа Ярославского и Ростовского, казначея и благочинного Николо-Бабаевского мужского монастыря.
  • 22 февраля 2007 г. назначен помощником проректора по воспитательной работе Ярославской духовной семинарии.
  • 14 июня 2007 г. окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия за сочинение на тему «Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь Ярославской епархии (история, архитектура, святыни)».
  • 12 февраля 2008 г. окончил Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина по специальности Теология.
  • 18 марта 2008 г. назначен на должность проректора по учебной и воспитательной работе Ярославской духовной семинарии.
  • 19 апреля 2009 г. возведен в сан игумена.
  • 29 апреля 2009 г. назначен помощником благочинного Ростовского района и настоятелем Вознесенско-Благовещенского храма г. Ярославля.
  • 14 июля 2009 г. назначен благочинным Спасо-Яковлевского Димитриева мужского монастыря
  • 10 октября 2009 г. назначен наместником Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря. 12 октября 2009 г. по благословению архиепископа Ярославского Кирилла поступил в Общецерковную докторантуру, где работает над докторской диссертацией «Авраамиев Богоявленский монастырь г. Ростова Великого ― архитектура в ее церковно-историческом развитии».
  • 1 июля 2010 г. назначен первым проректором Ярославской духовной семинарии.
  • 10 ноября 2010 г. определен на должность благочинного храмов Гаврилов-Ямского района.
  • Решением Священного Синода от 22 марта 2011 г. назначен наместником Новоспасского монастыря Москвы.
  • Решением Священного Синода от 30 мая 2011 г. определено быть епископом Воскресенским, Викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.
  • 28 июня 2011 г. возведен в сан архимандрита.
  • 10 июля 2011 г. во Владимирском скиту Спасо-Преображенского Валаамского монастыря Святейший Патриарх Кирилл возглавил наречение архимандрита Саввы во епископа Воскресенского.
  • 11 июля 2011 г. за Божественной литургией в верхнем храме Спасо-Преображенского собора Валаамского монастыря Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Саввы во епископа Воскресенского, викария Московской епархии.
  • С 2011 г. окормлял приходские храмы на территории Юго-Восточного административного округа г. Москвы (Петропавловское благочиние).
  • Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 31 декабря 2011 г. назначен управляющим Юго-восточным викариатством в границах Юго-Восточного административного округа г. Москвы и викариатством в пределах территорий, включенных в административные границы г. Москвы в соответствии с Постановлением Совета Федерации ФС РФ от 27 декабря 2011 г. № 560-СФ «Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью» и включен в состав Епархиального совета г. Москвы по должности.
Сочинения:
  • Слово архимандрита Саввы (Михеева) при наречении во епископа Воскресенского, Викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.
  • Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь Ярославской епархии (история, архитектура, святыни) (кандидатская диссертация).

Несколько дней назад руководитель администрации президента РФ - в связи с кризисом - призвал госслужащих в целях экономии бюджетных средств не тратить их "на обеспечение необоснованного личного комфорта", а также не "барствовать и не принимать подарков".

В своем блоге протодиакон Андрей Кураев задает по этому случаю вопрос: "Дадут ли миряне пример архиереям?" Кстати, и Патриарх Кирилл (Гундяев), которого, впрочем, нередко упрекают в роскоши, постоянно призывавает духовенство быть скромнее. Например, на епархиальном собрании г. Москвы в 2012 г. Кирилл большое внимание уделил внешнему виду столичного духовенства, согласившись, что люди "судят о священнике чаще всего по внешнему виду, особенностям общения". "Поведение священнослужителя, - сказал Патриарх, - его манера служить, держать себя и вести беседу, его внешний, в том числе и внебогослужебный вид, наконец, то, что он ест и пьет и где и как это делает, то, на чем он передвигается по городу, подвергается оценке других людей. Все это может как вызывать симпатию, так и раздражать, соблазнять людей". Патриарх призвал отказаться от дорогих автомобилей в пользу недорогих, но вполне комфортных японских или корейских (правда, сам предпочитает пользоваться немецким).

Сегодня мы изучим, как исполняются призывы Патриарха, на примере его ближайшего помощника - епископа Воскресенского Саввы, занимающего должности первого заместителя управляющего делами Московской патриархии (это интервью его секретаря иеромонаха Серафима (Амельченкова), патриаршего воспитанника, ), викария Патриарха, курирующего Юго-Восточный административный округ и Новые территории Москвы, ответственного за приходы патриарших подворий в Московской области, а также, попутно, являющегося наместником столичного Новоспасского монастыря. Много для одного человека? Видимо, у Патриарха мало людей, на которых можно положиться, раз столь ответственные должности занимает один человек! А, может быть, епископ Савва - гений или, наоборот, относится к своим обязанностям спустя рукава?..

Что касается автомобиля, то формально епископ Савва выполнил патриарший завет: раньше он пользовался японским "Nissan Teana", а затем приобрел "на монастырь" корейскую машину представительного класса "KIA Quoris". Стоимость этого автомобиля в премиум-комплектации составила около 3 млн рублей.

"Хочешь быть епископом - худей", - сказал кому-то из своих друзей епископ Савва, который за несколько лет монастырской жизни набрал немало лишних килограммов. "По благословению" Патриарха он совершил подвиг: сбросил более 50 кг за полгода! Эти достижения - результат работы диетологов одного очень дорогого столичного центра. Пошло ли это похудение на пользу здоровью епископа? Пожалуй, что нет: из веселого, приветливого, с горящими глазами он превратился во всегда недовольного, хмурого, вечно уставшего человека. Зато получил расположение Патриарха.

Итак, фитнес вместо поста и молитвы! Почти каждый день (а иногда и несколько раз за сутки) в Новоспасской обители можно наблюдать такую картину: со второго этажа монастырского корпуса, где расположены наместнические покои, выходит епископ, одетый в спортивный костюм, с бейсболкой на голове, садится в тот самый автомобиль "Kia" и уезжает на занятия в фитнес-центр. Форму надо поддерживать!

Разумеется, форму иерарх поддерживает на личные средства, которые складываются из зарплат на многочисленных должностях и подарков, получаемых владыкой с приходов на праздники и во время богослужебных и внебогослужебных визитов. Настоятели, конечно, недовольны поборами, но заранее знают ответ на возможную жалобу: "Не нравится - найдем нового настоятеля!"

Занимая столько ответственных должностей, успевает ли епископ Савва исполнять свои наместнические обязанностей? Понятно, что нет, но статистика Патриарху представляется хорошая: монастырь процветает, братия, в соответствии с пожеланиями Патриарха о недопустимости снижения количества насельников в ставропигиальных монастырях, в Новоспасской обители увеличивается, постриги совершаются регулярно. Статистика может не во всем соответствовать реальности, но углубляться в эту тему сейчас не будем.

Ограничимся историей с одним абхазским монахом (ныне иеромонахом) Анастасием (Додарчуком), несколько лет назад прибывшим в столичный Новоспасский монастырь. Чем-то он приглянулся наместнику, который дважды во время визита Патриарха в монастырь лично дерзал ходатайствовать о зачислении монаха в число братии. Дважды получал жесткий отказ с указанием направить монаха, прибывшего из "раскольнического" Новоафонского монастыря, в отдаленную епархию на пару-тройку лет. Наместник, естественно, исполнил требование Патриарха, на бумаге отправив монаха Анастасия в епархию к своему другу - епископу Шахтинскому и Миллеровскому Игнатию. Вскоре (28 июля 2013 г.) последовала диаконская хиротония, еще спустя полгода - рукоположение в сан иеромонаха с возложением набедренника. Вскоре епископ Игнатий стал Вологодским митрополитом, опять же на бумаге зачислив о. Анастасия в Вологодскую епархию. Уже 13 ноября 2014 г. "за усердные труды во славу Святой Церкви" митрополит Игнатий удостоил иеромонаха права ношения наперсного креста. Все это время, как уже догадывается читатель, иеромонах Анастасий спокойно проживает в Новоспасском монастыре, последовательно занимая должности заведующего службой снабжения и келаря, активно участвуя в богослужебной жизни обители, что отражено и на сайте монастыря. Правда, при визитах Патриарха в монастырь иеромонах Анастасий не выходит из кельи, чтобы не попадаться на глаза.

Но это все, безусловно, ничтожные мелочи на общем фоне подвижнического служения епископа Саввы, и автор испытывает даже некоторые укоры совести оттого, что решил предать их гласности.

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

Денежным переводом:

Или с помощью "Яндекс-денег":

Дата рождения: 8 ноября 1966 г. Дата хиротонии: 24 апреля 2016 г. Дата пострига: 17 апреля 1998 г. День ангела: 11 сентября Страна: Россия Биография:

В 1983-1988 гг. обучался в Новосибирском электротехническом институте (НЭТИ, с 1990 г. - НГТУ). По окончании института остался работать в научно исследовательской лаборатории, учился в аспирантуре (заочно). В 1994 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата физико-математических наук по специальности «Радиофизика, включая квантовую радиофизику». До марта 1998 г. работал преподавателем на кафедрах Прикладной и теоретической физики и Антенных систем НГТУ, последние два года в должности доцента.

В 1996 г. проходил послушание в храмах и мужских обителях Новосибирской епархии , в 1997 г. посетил в качестве трудника Николо-Шартомский мужской монастырь в Ивановской обл. С сентября 1997 г. учился в Новосибирском православном богословском институте, закончил первый семестр. 6 февраля 1998 г. вновь прибыл в Николо-Шартомский монастырь на постоянное пребывание.

17 апреля 1998 г. в Казанском храме Николо-Шартомского монастыря архимандритом Никоном (Фоминым) пострижен в монашество с именем Иоанн в честь Иоанна Предтечи.

24 мая 1998 г. в храме Архангела Михаила в с. Архангел Комсомольского р-на Ивановской обл. архиепископом Амвросием (Щуровым) рукоположен в сан диакона, 4 октября в Преображенском кафедральном соборе г. Иваново архиепископом Амвросием рукоположен в сан пресвитера.

В 1998-2001 гг. заочно обучался в Московской духовной семинарии , в 2001-2005 гг. - в Московской духовной академии. В 2006 г. в Московской духовной академии защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата богословия на тему «Опыт построения догматической системы по творениям святого Василия Великого».

В 1998-1999 гг. - преподаватель в Ивановском православном богословском институте апостола Иоанна Богослова. С 1999 г. - первый проректор института. В 2001-2005 и 2007-2009 гг. - директор школы-интерната для мальчиков при Николо-Шартомском монастыре. В 2000-2005 гг. преподавал в Ивановском государственном университете и Шуйском государственном педагогическом университете, в 2005-2014 гг. - в Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии.

В июне 1999 г. назначен и.о. настоятеля строящегося храма в честь Всех святых при Ивановском государственном университете. В 2005-2006 гг. - настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в г. Иваново. С 2009 г. - благочинный Воскресенского собора г. Шуя.

С 2011 г. - благочинный Николо-Шартомского монастыря.

Решением Священного Синода от 16 апреля 2016 г. (журнал № 6) избран епископом Воркутинским и Усинским.

20 апреля 2016 г. за Литургией в храме свт. Николая Чудотворца с. Алферьево Тейковского р-на Ивановской обл. епископом Шуйским и Тейковским Никоном возведен в сан архимандрита.

Патриаршим указом от 20 июля 2018 г. освобожден от должности настоятеля храма Живоначальной Троицы в Свиблове г. Москвы. Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 27 июля освобожден от управления Северо-Восточным викариатством и назначен управляющим Юго-Восточным викариатством, викариатством Новых территорий г. Москвы, а также благочинием ставропигиальных приходов и Патриарших подворий в Московской области.

Образование:

1988 г. - Новосибирский электротехнический институт.

2001 г. - Московская духовная семинария (заочно).

2005 г. - Московская духовнпя академия (заочно).

Место работы: Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь (Наместник) Научные труды, публикации:

Слово архимандрита Иоанна (Руденко) при наречении во епископа Воркутинского и Усинского.