Инфраструктура крыма. Транспортная проблема крыма

), 1 гражданский аэропорт ().

В 2013 г. пассажирские перевозки в Крыму превысили 390 млн. чел., включая 21,9 млн чел. перевезенных железнодорожным транспортом, около 200 млн чел. перевезенных троллейбусными маршрутами (в Крыму действует самый длинный в мире троллейбусный маршрут Ялта-Симферополь), а также около 147 млн чел. автомобильным транспортом.

Присоединение Крыма к России и возможное введение правительством Украины ограничений на поставки товаров на полуостров потребует полного переформатирования транспортной системы Крыма. Сейчас Крым ежегодно получает порядка 3,5-4 млн т грузов из Украины, среди них — значительная часть непродовольственных потребительских товаров, машины и оборудование и т.д. Введение украинским правительством ограничений на торговлю с Крымом может привести к резкому сокращению поставок, центр транспортной активности будет смещаться с севера полуострова (основной поток приходился на Приднепровскую железную дорогу и автомобильные магистрали) на морские порты и паромную переправу Керчь-Кавказ (а в перспективе — на Керченский мост).

Паромная переправа, созданная еще в 1954 г., сейчас играет важную роль в обеспечении транспортной доступности полуострова, однако в случае ограничения грузо- и пассажиропотока со стороны Украины она вряд ли сможет справиться с нагрузкой, т.к. уже сейчас работает с нагрузкой, значительно превышающей проектную. В 2013 г. переправа обслужила 815 тыс. чел., 133 тыс. легковых автомобилей и 47 тыс. грузовых автомобилей.

При этом, паспортная пропускная способность российского порта Кавказ составляет лишь 262 тыс. чел. в год и 10 судозаходов в сутки (10 судозаходов в период пиковой нагрузки). Действующая ФЦП «Государственная граница Российской Федерации» предусматривает реконструкцию пункта пропуска Кавказ, однако даже в случае реконструкции его мощности вряд ли превысят 1,2 млн чел. и 0,5 млн т грузов в год.

Вероятно, что в ближайшие годы основная нагрузка по снабжению Крыма ляжет на порты полуострова. Им же, в случае приостановки железнодорожного сообщения Крыма с , придется принимать и значительную часть крымских туристов. Сейчас в Крыму действует 5 торговых портов, Керченский рыбный порт, а также морской терминал «Авлита» в Севастополе (осуществляет перевалку преимущество металлопродукции и зерна). Крымские порты потенциально имеют достаточные мощности, чтобы обеспечить импорт грузов из России, однако вопрос об их загрузке в ближайшие годы является открытым. В 2013 г. через порты Крыма было перевалено около 15,6 млн т грузов, включая 4,1 млн т транзитных грузов (перевалка преимущественно в портах Керчи и Феодосии) и более 11 млн т экспортных грузов украинских компаний (в основном металлы и изделия из них, зерно, а также продукция химической промышленности). Так, крупнейшим по объемам грузооборота севастопольский морской терминал «Авлита», контролируемый СКМ Груп Р. Ахметова, в 2013 г. перевалил 4,3 млн т, из которых 2,9 млн т пришлось на металлопродукцию предприятий группы СКМ.

Загрузка Керченского морского торгового порта, переработавшего в 2013 г. 2,8 млн т грузов (снижение в 2 раза к уровням 2012 г.), была обеспечена в основном благодаря перевалке транзитных грузов — нефтепродуктов (1,9 млн т) и угля (0,4 млн т.). Объемы перевалки экспортных грузов (нефтепродукты, металлопродукция) относительно невелики (0,3 млн т.).

Объемы перевалки грузов в порту Евпатории в 2013 г. несколько выросли (+7,6% г/г). Мощность порта составляет 2 млн т., порт располагает паромным комплексом, принимающим суда типа РО-РО и обрабатывать около 10 тыс. большегрузных грузовых автомобилей в год. Преимуществами комплекса являются полногодичная навигация, однако мощности порта сильно изношены, пассажирский комплекс имеет крайне низкую загрузку (ежегодные перевозки составляют 40-60 тыс. чел. против 2,8 млн чел. в советское время).

Ялтинский морской торговый порт в 2013 г. был загружен менее чем на 10% от проектных мощностей (2,0 млн т. в год), одной из причин низкой загруженности является удаленность от железнодорожной инфраструктуры, что снижает конкурентные позиции порта. Порт контролировался структурами А. Януковича (старший сын Президента Украины В. Януковича). Крупнейшим по мощности является государственный Феодосийский морской торговый порт (национализирован Республикой Крым в марте 2014 г.) — 11 млн т в год, однако фактически мощности порта используются менее чем на 20%. Основной грузопоток обеспечивают нефтяные и насыпные грузы.

В случае блокады со стороны Украины крымские порты могут потерять до 75% всей грузопереработки, потребуется глубокая реструктуризация отрасли. Ситуацию может улучшить ввод железнодорожного моста Кавказ-Крым (перенаправление части грузопотока из портов Новороссийского узла в Крым), однако это, по всей вероятности, произойдет не ранее 2017-2018 гг. Поэтому масштабные вложения в расширение портовых мощностей в ближайшие годы вряд ли можно считать целесообразными. В качестве исключения можно назвать обустройство яхтенной марины в Ялте (сейчас в Крыму нет яхтенных марин, соответствующих международным стандартам), оцениваемое в 5 млрд руб. Модернизация торговых портов полуострова в ближайшие годы потребует 3-5 млрд руб ежегодно.

Основные инвестиции в развитие транспортной инфраструктуры полуострова должны быть направлены в строительство Керченского моста, реконструкцию автодорог и Симферопольского аэропорта.

Правительство России уже заявило о том, что работы по проектировке и строительству Керченского моста будут идти в ускоренном режиме, хотя даже в этом случае строительство займет как минимум 3-4 года (мост будет введен в эксплуатацию не ранее 2018 г.). В России за последнее время был накоплен определенный опыт в проектировании строительстве крупных мостовых переходов, в частности, в 2013 г. был введен мост на о. Русский во Владивостоке, сейчас на разной стадии реализации находятся проекты по строительству мостов через Волгу (сопоставимая водная преграда) в Нижнем Новгороде, Тольятти, Саратове. Однако брать эти проекты за точку отсчета можно лишь с большой осторожностью — новый мост обеспечит как автомобильное, так и железнодорожное сообщение, а высота его пролетов составит 60 м. (для обеспечения прохода морских судов через Керченский пролив). Сейчас стоимость моста оценивается в диапазоне 50-100 млрд руб., однако, учитывая сложность проекта и необходимость форсированного строительства, можно ожидать, что конечная стоимость строительства будет ближе к верхней границе.

Значительные вложения требуются в автомобильные дороги Крыма (особенно, учитывая переформирование входящих потоков с севера на восток полуострова). В последние годы объемы дорожного строительства были более чем скромными — в 2013 г. на реконструкцию, ремонт и содержание автодорог в бюджете Республики Крым было предусмотрено 2,4 млрд руб., однако фактическое финансирование составило лишь 1,0 млрд руб. За счет этих средств был осуществлен капитальный ремонт 5,6 км. и текущий ремонт 43,9 км. дорог общего пользования. В 2014 г. планировалось сократить затраты на содержание и ремонт дорог до 0,4 млрд руб. После вхождения Крыма в состав России, «Росавтодор» заявил о выделении 1,2 млрд руб. на ремонт и содержание автодорог полуострова. По данным Правительства Крыма в 2013 г. на дорогах полуострова полностью была устранена ямочность, на 1,0 тыс. км. было нанесено дорожное покрытие. Однако, учитывая незначительные объемы капитального ремонта автодорог, вероятно, в ближайшие годы потребуется увеличить финансирование этой статьи до 3-4 млрд руб. Кроме того, изменение транспортных потоков (повышение роли Керченского узла, и Севастополя) потребует строительства скоростной дороги Керчь-Симферополь-Севастополь. Протяженность дороги составит 290 км. (Керчь-Симферополь -211 км., Симферополь-Севастополь — 78 км.). По оценкам «Росавтодора» средняя стоимость 1 кв. м. трассы «Дон» на участке км 933 — км 1024 (Ростовская область) составляет 4,55 тыс. руб. Таким образом, стоимость дороги Керчь-Симферополь-Севастополь может составить 20 млрд руб. (4 полосы, ширина полосы движения составляет 3,75 м.).

Отдельным вопросом стоит и развитие Симферопольского аэропорта. В 2013 г. пассажирооборот аэропорта составил 1,2 млн чел., из них 72% пришлось на международные рейсы (в основном, в Россию). В 2013 г. инвестиции в обновление основных фондов составили всего 75 млн руб. В ближайшие годы нагрузка на аэропорт может значительно возрасти из-за переориентации значительной части туристического потока (в 2013 г. 68% прибывших в Крым туристов использовало железнодорожный транспорт, однако существует вероятность перекрытия железнодорожного сообщения Крыма с Украиной), что потребует роста инвестиций в его развитие.

В качестве примерного ориентира при оценке стоимости реконструкции аэропорта Симферополя можно использовать данные «Базэл-Аэро» об объеме капиталовложений в реконструкцию аэропорта Сочи — порядка 14 млрд руб.

Данная оценка корректна и для аэропорта Симферополя, т.к. сейчас планируется значительно нарастить авиаперевозки. Общий объем инвестиций в зависимости от масштабов реконструкции аэропортового комплекса может составить 12-16 млрд. руб. Таким образом, суммарные инвестиции в дорожное строительство в период до 2020 г. составят 130-140 млрд руб., пик инвестиций придется на 2015-2017 гг., когда ежегодные капиталовложения будут достигать 40 млрд руб.


Буду благодарен, если Вы поделитесь этой статьей в социальных сетях:

На Третьем Крымском транспортном форуме в июне текущего года представители федерального и региональных транспортных ведомств отметили значительные результаты в развитии транспортного комплекса Крымского федерального округа (КФО) в целом. При этом существенный рост объемов перевозок всеми видами транспорта достигнут благодаря увеличению пропускной способности Керченской паромной переправы. С начала года прирост пассажирских перевозок через Керченский пролив составил 30%, количество перевезенных легковых автомобилей увеличилось на 34%, грузовых – на 65% .

Согласно Федеральной целевой программе «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» (ФЦП) развитие транспортного комплекса ориентировано, прежде всего, на установление надежного транспортного сообщения полуострова с материковой частью Российской Федерации за счёт переформатирования существующих транспортных коридоров. В ФЦП отмечается, что реализация программных мероприятий должна обеспечить устойчивые связи с населенными пунктами и важнейшими объектами экономики полуострова, а также сконцентрировать направленность внешних пассажиро- и грузопотоков полуострова преимущественно на Российскую Федерацию.

Завершение строительства Керченского моста позволит значительно увеличить объемы перевозок между Крымом и материковой частью России за счёт бесперегрузочных автомобильных и железнодорожных сообщений, но при этом появятся вопросы о перспективах использования освободившихся мощностей крымских морских портов (филиалов ГУП РК «Крымские морские порты»), которые уже сегодня задействованы только на четверть своих возможностей . По данным Минтранса России морские порты Крыма в 2015 году перевалили 9,6 млн. тонн грузов, из которых 7,8 млн. тонн приходится на порт Керчь . При этом доля паромных перевозок превышает 50% от общего объема грузооборота морских портов полуострова.

Сейчас морской транспорт (без учёта паромов) в основном используется на внутренних линиях с портами Краснодарского края для завоза на полуостров инертных строительных материалов, которые невыгодно возить автотранспортом. Грузы с высокой добавленной стоимостью, прежде всего потребительские товары повседневного спроса, завозятся преимущественно автотранспортом через паромную переправу. Из-за сложной транспортной доступности тарифы на грузовые автоперевозки в Крым значительно превышают средние по России. Например, доставка отдельных грузов автофургоном из Ростова в Москву может стоить меньше, чем из Ростова в Симферополь, который находится значительно ближе .

По оценкам экспертов Торгово-промышленной палаты Крыма, высокие логистические издержки местного бизнеса приводят к значительному увеличению конечной стоимости товаров на полуострове. По данным крымского правительства розничные цены на отдельные товары из потребительской корзины более чем на треть превышают цены на их аналоги в Краснодарском крае. При этом выделение госсубсидий на автоперевозки в Крым не решит проблему высоких затрат на снабжение полуострова необходимыми товарами без организации дополнительных каналов поставок.

Массовый характер бесперегрузочных автоперевозок через паромную переправу связан с отсутствием на полуострове современной логистической инфраструктуры, способной обеспечить концентрацию товарных грузопотоков для экономичной доставки крупными партиями, в том числе морским транспортом. Открытие мостового перехода без создания на полуострове системы крупных терминальных и распределительных центров, обеспечивающих интегрированное управление региональной логистикой, только увеличит загрузку и повысит износ крымских автодорог, приведет к снижению скорости и безопасности дорожного движения и прочим негативным последствиям избыточного трафика. В этой связи необходимо обеспечить опережающее развитие терминально-логистической инфраструктуры, ориентированной на рациональное перераспределение региональных и транзитных грузопотоков между разными видами транспорта, с учётом эффективности существующих и перспективных международных торговых маршрутов.

Обеспечение продовольственной безопасности полуострова в определенной степени связано с развитием внешнеторговой деятельности предприятий КФО. По данным Крымской таможни ФТС РФ, наибольшая доля (свыше 36%) в товарной структуре экспорта и импорта КФО приходится на продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье. Причем с начала текущего года доля этих товаров в общей структуре по сравнению с аналогичным периодом 2015 года возросла почти в 1,5 раза, а доля текстиля, текстильных изделий и обуви увеличилась почти в 5 раз и превысила 10%. Основными внешнеторговыми партнёрами предприятий региона являются страны дальнего зарубежья, на которые приходится более 60% от общего стоимостного объема товарооборота. При этом значительные темпы роста внешней торговли КФО приходятся на страны Юго-Восточной Азии, Индию, Иран и Китай. Мировая практика показывает, что перевозка внешнеторговых грузов осуществляется преимущественно с использованием морского транспорта. Крымский полуостров занимает выгодное экономико-географическое положение, имеет выход к Черному и Азовскому морям. Наличие крупных морских торговых портов в Керчи, Феодосии, Ялте, Севастополе, Евпатории позволяет обеспечивать внешнеторговые связи со многими зарубежными странами. Однако инфраструктура этих портов требует модернизации.

Стоит отметить, что схема снабжения Крыма преимущественно через Таманский полуостров не является универсальной не только потому, что не обеспечивает доставку товаров по кратчайшим направлениям транспортных связей и не способствует расширению внешнеторговых контактов предприятий полуострова. Она допускает риски непредвиденных сбоев в движении через Керченский пролив, а также по территории Краснодарского края, автомобильные и железнодорожные магистрали которого уже сейчас работают на пределе пропускной способности.

Поэтому для диверсификации транспортных сообщений полуострову целесообразно развивать морские сообщения, причем не только каботажные. На сегодняшний день транспортный комплекс Крыма исключен из системы международных морских коридоров, в связи с ограничением транзита через Украину. Однако по мере трансформации антироссийских настроений в странах ЕС и постепенного урегулирования вооружённого конфликта на востоке Украины в рамках Минских соглашений не следует исключать возобновления сухопутных сообщений полуострова с материком и, как следствие, увеличения транзитных перевозок через крымские морские порты в восточные и центральные регионы Украины, Беларусь и Прибалтийские страны. Поэтому стратегические интересы развития Крыма должны предусматривать организацию морских сообщений полуострова со всеми странами черноморского бассейна.

Транспорт выполняет важнейшую роль во внутрирайонном, межрайонном и межгосударственном разделении труда. Будучи потребителем большого количества энергоносителей, транспорт играет достаточно заметную отрицательную экологическую роль.
Общее представление о транспортной системе полуострова дает табл. 3.5.
Главное место в перевозке грузов и пассажиров занимает автомобильный транспорт. Осью полуострова является автомагистраль Симферополь- Москва. Основные каркасные магистрали: Симферополь-Феодосия-Керчь, Симферополь-Севастополь, Симферополь-Евпатория, Симферополь- Алушта-Ялта-Севастополь, Симферополь-Алушта-Судак-Феодосия. Остальные дороги имеют региональное и местное значение. В целом средняя плотность автодорог в расчете на единицу площади довольно высокая и составляет 244 км/1 000 км2 (по Украине - 234 км/1 000 км2).
В Крыму 6 625 км автомобильных дорог. Вдоль них формируются полосы устойчивого загрязнения. В 1992 г. выбросы автотранспорта достигли 160 тыс. т.
Функционирование автодорог неизбежно сказывается на состоянии окружающей среды. Наиболее распространенное средство наземного безрельсового транспорта - автомобиль - использует в качестве горючего продукты переработки нефти, газа или растительного сырья, при этом в почвы

ЭКОЛОГИЯ ИРЫМП

Янтропогенные факторы формирования экологической ситуации

Таблица 3.5

Состояние транспорта Крыма i з 1999 г.
Грузовые автомобили, шт. 36 278
Пассажирские автобусы, шт. 7 830
Легковые автомобили, шт. 247 379
Грузовые суда, шт. 36
Рыболовецкие суда, шт. 73
Пассажирские суда, шт. 34
Буксирные суда, шт. 24
Научно-исследовательские суда, шт. 5
Обслуживающие суда, шт. 26
Троллейбусы, шт. 424
Трамвайные вагоны, шт. 31
Железные дороги, км 644,2
Автомобильные дороги, км 6 625,0
Троллейбусные линии, км 328,1
Трамвайные линии, км 20,0
Трубопроводы, км 1 126
попадают тяжелые металлы из выхлопных труб автомашин, а воздушный бассейн загрязняется газообразными выбросами и шумами.
Вдоль дорог полуострова посажены лесополосы, в составе которых много плодовых деревьев. Раньше они не только украшали дороги, но и служили дополнительным источником получения вкусных плодов (абрикос, айвы). Сейчас же, когда резко выросла интенсивность транспортного потока, они стали аккумуляторами вредных, опасных для здоровья веществ. В последние годы многие лесополосы подвергаются вырубке на топливо, из-за чего они перестают выполнять свои защитные функции (рис. 3.14).
В городах на долю автомобилей приходится в среднем 70-80 % от общей величины загрязнения. В Крыму автомобильное загрязнение заметно увеличилось в последние годы из-за некачественного топлива, а также в связи с завозом из-за рубежа большого числа машин, нередко тех марок, которые уже запрещены к использованию в других странах.
Среднесуточная интенсивность движения на автомагистрали первого класса на участке Симферополь-Красногвардейское достигает 12-13 тыс. машин. Наблюдаются ее колебания в течение недели и по сезонам года: в летние месяцы в южном направлении порой движется сплошной поток машин.
С большими трудностями сталкивается строительство и эксплуатация

РИС. 3.14. Вырубленные лесополосы вдоль автомобильных дорог в равнинном Крыму
автодорог в горном Крыму (рис. 3.15). Большая крутизна склонов заставляет создавать сложнейшие дорожные серпантины (на склонах Ай-Петри, в районе Байдарских Ворот, на участке Алушта-Судак), расчлененный рельеф и оползни - строить мосты и туннели. Из-за малой ширины дорог часто по одной полосе движутся «в затылок друг другу» груженые самосвалы и скоростные легковушки. Мало удачно спроектированных транспортных развязок, позволяющих машинам маневрировать в случае аварии.
В равнинном Крыму местные дороги (вдоль сельскохозяйственных угодий, каналов, в селах) часто не благоустроены, из-за чего транспортные средства выбирают объезды, создавая все новые дороги. Казалось бы, небольшие нарушения, но по всему полуострову под такими «дорожными угодьями» находятся значительные площади плодороднейших земель.
Железнодорожный транспорт. Больше всего грузов перевозится на участках Симферополь-Джанкой и Джанкой-Керчь. Линейно вытянутые автомобильные и железные дороги являются своеобразными коридорами, по которым на значительные расстояния переносятся загрязняющие вещества: углеводороды, азотсодержащие вещества, тяжелые металлы и др. При неполном сгорании топлива и выбросе искр возникают пожары. Одновременно дороги являются своего рода «мусоропроводами». Они же становятся барьерами для распространения растений и животных, препятствуют естественному стоку вод (рис. 3.16).

ЭКОЛОГИЯ КРЫМН

Антропогенные факторы формирования экологической ситуации

Рис. 3.16. Керченский полуостров: железной и автомобильная дороги перекрыли поверхностный сток пресных вод в лимон, береговые инженерные сооружения - доступ морских вод, тем самым раз природную экосистему лиманов
Рис. 3.15. Оползни НО дорогах Крыма
Традиционным для полуострова является морокой транспорт, хотя его доля в перемещении грузов и перевозке пассажиров незначительна из-за неразвитости портового хозяйства и отсутствия современных транспортных средств.
Самый молодой трубопроводный транспорт используется для подачи газа по направлениям: Голицыно-Глебовка-Симферополь, Симферополь- Севастополь, Джанкой-Симферополь, Красноперекопск-Джанкой- Феодосия-Керчь. Планируется проложить газопровод по дну Каркинитского залива от месторождения Штормовое (в Черном море) к Глебовскому газохранилищу. Трубопроводы, в отличие от других транспортных средств, воздействуют на окружающую среду кратковременно, только при земляных работах во время прокладки, но часто вдоль них остаются нерекультивированные участки земель, груды мусора. Кроме того, трубопроводы являются потенциальными объектами экологического риска при каких-либо чрезвычайных ситуациях.
Воздушный транспорт. По объему перевозок Симферопольский аэропорт в начале 90-х гг. ненамного отставал от Киева, Москвы, Санкт-Петербурга. В перспективе - использование бывших военных аэродромов в районе пос. Кировское, городов Саки, Джанкой, около Керчи (Багерово), севернее Севастополя (Бельбек) и др. Для рекреационных перевозок на полуострове были построены и вертолетные площадки в Ялте, Алуште, около пещеры Мраморной, на плато Чатырдага, но дороговизна и шумовое «загрязнение» приостановили их функционирование.

Наряду с традиционными видами транспорта для курортов, особенно расположенных в горной местности, необходимо создание особых, скоростных и экологически чистых видов сообщения. Вертикальный транспорт (канатные дороги) не получил развития из-за сложности строительства и экологических ограничений (учитывая наличие заповедников в горах). Первая канатная дорога в Крыму была не вертикальной, а горизонтальной: ее построили в 1943-1944 гг. для перевозки военных грузов через Керченский пролив. Небольшие участки канатных дорог для перевозки отдыхающих в 60-е гг. XX в. были построены в Ялте (в санаториях «Горный», «Донбасс», на склонах г. Дарсан и др.). Канатная дорога из Мисхора на г. Ай-Петри строилась больше 10 лет и стала функционировать с 1988 г. Ее протяженность 3,5 км, перепад высот- 1142 м.
Экологически более чистым транспортным средством является троллейбус. Он осуществляет сообщение не только в городах, но и между ними (Симферополь-Алушта-Ялта). Общая эксплуатационная длина троллейбусных линий превысила 300 км.
Транспортная сеть Крыма в будущем представляется специалистам по-разному: предлагается проведение железной дороги по Южному берегу

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Транспорт Крыма » з дисципліни «Екологія Криму »

Для полноценного вхождения Крыма в состав РФ требуется решить комплекс проблем. В проекте ИТАР-ТАСС затронуты узловые точки интеграции (информация будет дополняться по мере поступления новых данных).

Автомобильные дороги

Автодорожная сеть Крыма – 6,26 тыс. км автодорог, из них так называемая опорная сеть составляет около 1,18 тыс. км (после интеграции в структуру Росавтодора эти дороги получат статус федеральных трасс), около 5 тыс. км – местные дороги и улично-дорожная сеть населенных пунктов. По территории Крыма проходят так называемые Европейские транспортные коридоры Е-97 Херсон (Украина) - Ашкале (Турция) и Е-105 Киркенес (Норвегия) - Ялта.

Дорожная сеть Автономной Республики Крым запроектирована и построена в 1940-50 годы и не была рассчитаны на современные нагрузки, возрастающую интенсивность и многоразовое увеличение грузоподъемности транспортных средств. Все автомобильные дороги имеют твердое покрытие. Значительная часть автомобильных дорог пролегает в горной местности, имеет сложные условия содержания, учитывая сложность горных перевалов, оползни, сели, падение скальных обломков.

Начиная с 1970-80-х годов практически не осуществлялись строительство новых автомобильных дорог и реконструкция существующих. В условиях дефицита государственного финансирования было пропущено по два-три межремонтных срока по большинству автотрасс. Для исправления ситуации на местных автомобильных дорогах необходимо ежегодно выполнять около 650-700 км планово-предупредительного ремонта и 120-150 км капитального ремонта и реконструкции.

Средства из бюджета

По оценкам Росавтодора, на первоочередные мероприятия по ремонту и содержанию автодорог полуострова в 2014 году потребуется 1,2 млрд рублей. Сейчас Росавтодор проводит детальную инспекцию дорожной сети полуострова и рассматривает возможность реализации нескольких приоритетных строительных проектов. Наиболее значимыми из них являются симферопольская объездная и подъездные пути к Керчи.

Согласно распоряжению главы правительства Дмитрия Медведева, субсидии федерального бюджета на решение проблем транспортной инфраструктуры Крыма по линии Росавтодора в 2014 году составят около 4,5 млрд рублей, в том числе 3,84 млрд на обслуживание автомобильных дорог на территории полуострова и еще 587,4 млн рублей на ремонт улично-дорожной сети в Севастополе.

Мост через Керченский пролив

Проект строительства транспортного перехода через Керченский пролив реализуется государственной компанией "Автодор" по поручению председателя правительства РФ. Непосредственной реализацией проекта занимается ОАО "Транспортный переход через Керченский пролив" - специально созданная дочерняя компания ГК "Автодор". Госкомпания также отвечает за автомобильные подъезды к строящемуся морскому порту Тамань и автодороги в северной части Краснодарского края.

Победителем конкурса на разработку технико-экономического обоснования (ТЭО) и инженерные изыскания в рамках проекта строительства транспортного перехода через Керченский пролив стало ОАО "Гипротрансмост", входящее в группу строительных компаний "Волгомост" (владельцы группы не раскрываются). В срок до 1 ноября компания проведет инженерные изыскания и разработает технико-экономическое обоснование для принятия решения о выборе типа коммуникации через Керченский пролив (мост, система мостов или тоннель), проектирования и строительства. Согласно поручению правительства, переход должен включать в себя автомобильную и железнодорожную составляющие.

По состоянию на 30 апреля инженерно-геологические изыскания ведутся в береговой зоне со стороны Краснодарского края. Выполнено бурение 27 скважин общей протяженностью 330 м. Работы должны завершиться до 5 мая. Затем будут начаты работы в береговой зоне со стороны полуострова Крым, которые должны завершиться до 25 мая, это 18 скважин общей протяженностью 360 м.

Стоимость моста

Еще до завершения ТЭО проекта профильные министерства привели предварительные оценки стоимости проекта. Изначально проект моста оценивался в 50 млрд рублей, но по поручению президента началась разработка проекта совмещенного автомобильного и железнодорожного моста, тогда предварительные оценки повысились до 100 млрд рублей. Позднее в Минэкономразвития сообщили, что на Керченский мост может быть выделено 155 млрд рублей. В рабочих материалах Минрегиона по проекту концепции ФЦП "Социально-экономическое развитие Крымского федерального округа до 2020 года" указано, что на создание моста через Керченский пролив может быть выделено 200 млрд рублей из федерального бюджета РФ в течение пяти лет. Региональные и внебюджетные инвестиции по Керченскому переходу в проекте концепции не предусмотрены.

Заинтересованность в участии в строительстве и финансировании Керченского моста выразили несколько ведущих российских строительных компаний, таких как "Мостотрест" и "Волгомост". Кроме того, в СМИ сообщалось о переговорах с инвесторами из Китая, о заинтересованности инвестиций в проект заявил и государственный инвестфонд Бахрейна.

Аэропорты

Симферополь

Аэропорт Симферополь по итогам 2013 года обслужил более 1,2 млн пассажиров, на 8% больше, чем в 2012 году. Основной объем перевозок приходился на международные рейсы, которыми были и рейсы из России. Действующий аэропортовый комплекс с несколькими пассажирскими терминалами позволяет увеличить пропускную способность аэропорта до 2,5-3 млн пассажиров в год. В перспективе он может стать одним из крупнейших аэропортов России с пропускной способностью более 5 млн пассажиров в год.

В аэропорту Симферополь одна из самых длинных в России ВПП - более 3,7 тыс метров, которая не реконструировалась с момента создания в 1982 году и требует серьезного улучшения. Масштабная реконструкция планировалась уже несколько лет, но так и не началась. Публичная акционерная компания "Международный аэропорт Симферополя" полностью находилась в собственности Автономной Республики Крым еще до присоединения к России, в 2013 году крымское министерство экономической торговли и развития утвердило бизнес-план инвестпроекта по реконструкции. Предполагалось, что инвестор построит новый пассажирский и грузовой терминалы, вложив в проект минимум $90 млн и получив долю в компании. Реконструкция аэродрома была запланирована в рамках частно-государственного партнерства с привлечением денег с рынка под гарантии украинского правительства.

Севастополь

Аэропорт Бельбек (Севастополь), на территории которого находится аэродром военной авиации и базировалась украинская авиационная войсковая часть, подвергался реконструкции еще в советское время, когда туда выполнялись так называемые литерные рейсы первых лиц государства. С 1990-х годов аэропорт обслуживал, в основном, чартерные рейсы.

В начале 2000-х годов аэропорт получил лицензию на международные перевозки, но с 2002 по 2007 год Бельбек обслужил всего лишь около 50 тыс. пассажиров, а затем Минобороны Украины отказалось продлить договор о совместном использовании аэродрома. В 2010 году рейсы из Севастополя в Киев, Днепропетровск и Москву возобновила авиакомпания "Днеправиа", но расписание было нестабильным и основной пассажиропоток аэропорта обеспечивали рейсы бизнес-авиации.

Железные дороги

Эксплуатационная длина железных дорог на полуострове составляет 752 км, длина двухпутных линий – 245 км, однопутных – 507 км. На железнодорожной сети расположено 69 станций и разъездов, в том числе 13 грузовых станций, одна сортировочная, четыре пассажирских вокзала и 41 промежуточная станция. В составе комплекса три локомотивных депо, крупное депо для обслуживания грузовых вагонов в Джанкое, два пассажирских и одно моторвагонное депо.

Электрифицированные двухпутные линии проходят из Запорожской области Украины через Джанкой до Симферополя, далее до Евпатории и Севастополя идут однопутные линии. Остальные линии, в том числе линия от Симферополя до станции Керчь однопутные и неэлектрифицированные.

Управление движением и обслуживанием железнодорожных перевозок занимается государственное предприятие "Крымские железные дороги", после присоединения Крыма к РФ национализированное правительством республики (до 15 марта 2014 года - Крымская дирекция Приднепровской железной дороги, входящей в состав ГП "Укрзалiзниця" - Украинских железных дорог).

Грузовые перевозки

Официальных данных об объеме грузовых перевозок на сети республики Крым не публикуется, годовой объем перевозок оценивается на уровне 11 млн тонн, исходя из объема грузовой базы, формируемой морскими портами полуострова. На железных дорогах Крыма выгрузка доминирует над погрузкой, преобладают транзитные грузы, внутренние железнодорожные грузоперевозки практически отсутствуют. Около половины грузопотока составляют транзитные нефтепродукты, около 20% – зерно, следующее в адрес двух морских зерновых терминалов, оставшиеся 30% – иные грузы.

По данным пресс-службы Украинских железных дорог, объем железнодорожных грузоперевозок, осуществляемых по территории Республики Крым, в марте 2014 года уменьшился на 32% до 1 млн тонн по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В частности, импортных грузов перевезено 19,2 тыс. тонн, экспортных - 292,5 тыс. тонн, транзитных - 229,7 тыс. тонн, во внутреннем сообщении- 535,7 тыс. тонн. В феврале общий объем грузовых перевозок составил 1,5 млн тонн. Из них импортных грузов - 38,3 тыс. тонн, экспортных - 560,65 тыс. тонн, транзитных - 333 тыс. тонн, во внутреннем сообщении - 536,3 тыс. тонн.

Будущее крымских железных дорог

После присоединения Крыма к России эксперты говорят о значительном изменении логистических цепочек и транспортных потоков. Это приведет к существенному сокращению пассажиропотока и грузооборота в прямом сообщении между Крымом и Украиной, которые будут вызваны не только политическими, но и технологическими причинами. Отсутствие инфраструктуры пограничных пунктов приведет к значительному снижению пропускной способности железной дороги на границе с Украиной: необходимость пограничного контроля пассажирских поездов может фактически блокировать грузовое сообщение.

Значительного усиления потребует инфраструктура железнодорожного сообщения на линии Керчь – Симферополь, обусловленная необходимостью увеличения пассажирских перевозок туристов из России. Кроме того, с учетом планов по строительству мостового перехода через Керченский пролив с железнодорожной составляющей, потребуется электрификация и строительство вторых путей на этом участке сети, а также усиление ответвления магистрали на Феодосию.

Согласно распоряжению главы правительства РФ Дмитрия Медведева, на обеспечение деятельности "Крымской железной дороги" в 2014 году направлено 1,8 млрд рублей в виде субсидий из федерального бюджета.

Вопрос о структурной интеграции ГП "Крымская железная дорога" в холдинг ОАО "РЖД" до сих пор обсуждается, руководство российской железнодорожной монополии считает такую интеграцию нецелесообразной.

Порты

На полуострове существуют пять морских портов – Севастополь, Керчь, Феодосия, Евпатория и Ялта.

Нефть и зерно

Крупнейший нефтеналивной порт Крыма – Феодосийский. Доля оборота крымских терминалов в нефтеналивной перевалке Украины в 2013 году составила 40,3%. Доля крымских терминалов от перевалки всего Азово-Черноморского бассейна составила в 2013 году только 3,4%. От оборота российских терминалов доля крымских терминалов составила в 2013 году лишь 3,54%. К примеру, оборот наливных грузов Новороссийского морского торгового порта в 2013 году составил 116,8 млн тонн.

Перевалкой зерна занимаются два специализированных терминала в портах Севастополя и Керчи. Доля оборота зерна крымских портов в обороте всего Азово-Черноморского бассейна - 3,5% в 2013 году. В обороте украинских терминалов их доля составляет 5,5%. Если посчитать крымские терминалы в российском обороте, то на их долю в 2013 году приходилось 8,6%.

Сейчас Минтранс РФ изучает возможность развития портовых мощностей полуострова, в частности, министр транспорта Максим Соколов заявил, что строящийся новый грузовой порт Тамань в Краснодарском крае может стать частью Керченской портовой агломерации.

Морские пассажирские перевозки в Крыму до последнего времени были незначительны. С учетом поставленной правительством задачи организации транспортного сообщения с полуостровом для выполнения перевозок в Крым до 15 мая будет зафрахтовано до пяти паромов различного назначения - пассажирский, железнодорожный, грузовой автомобильный и пассажирский автомобильный.

Евпатория

Евпаторийский порт расположен на северном берегу Каламитского залива Евпаторийской бухты на Черном море. В порту два погрузочных района – грузопассажирский участок в Евпатории и грузовой район в Донузлаве. Навигация длится круглый год. Порт практически не замерзает, он принимает суда длиной до 145 м и осадкой до 5 м. Ближайшая к порту железнодорожная станция Евпатория-товарная находится в 5 км в черте города Евпатория.

Грузооборот Евпаторийского морского торгового порта по итогам 2013 года вырос на 7,6% до 978,4 тыс. тонн (экспорт – 200 тыс. тонн, импорт - 300 тыс. тонн, транзит – 400 тыс. тонн). По количеству обработанных судов Евпаторийский порт превысил показатель 2012 года на 21,8%. Общее количество судозаходов составило 274 судна.

В порту функционирует паромный терминал, осуществляются перевозки генеральных грузов и пассажиров. Порт осуществляет снабжение судов пресной водой. В порту не осуществляется бункеровка топливом, обеспечение маслами, предметами материально-технического и продовольственного снабжения. Порт не принимает нефтеналивные суда, а также суда с опасными, взрывчатыми и легковоспламеняющимися грузами.

Грузовой район в Донузлаве обрабатывает каботажные суда (внутреннего плавания), осуществляет погрузку-выгрузку строительных материалов. Грузопассажирский участок в Евпаторийском порту обрабатывает грузопассажирские и грузовые суда с генеральными грузами, а также суда для накатных грузов (автомобили) и грузопассажирские суда, следующие как в каботаже, так и из-за границы. Имеет четыре причала, из них два грузовых, соединенных в единый причальный комплекс.

Ялта

Ялтинский порт специализируется на приеме круизных пассажирских судов. Территория порта включает в себя пассажирский комплекс, находящийся в черте Ялты, грузопассажирский пункт в Массандре, а также несколько других пассажирских причалов. Порт не замерзает, навигация длится круглый год. Пассажирский комплекс может принимать теплоходы длиной до 215 м и осадкой до 8,6 м. Грузопассажирский комплекс включает в себя грузовой причал, причал для судов с накатными грузами и паромов с осадкой 6 м.

Грузооборот Ялтинского морского порта в 2013 году составил 0,2 млн тонн (сухие грузы), что на 13,7% меньше показателя 2012 года.

Феодосия

Феодосийский порт расположен в западной части незамерзающего Феодосийского залива Черного моря, является грузовым портом. Порт включает в себя акваторию внутреннего рейда, рейдовых нефтеналивных причалов, якорных стоянок. Акватория порта, примыкающая к причалам Широкого мола и набережной Десантников, не защищена от ветров и волнения северо-восточной четверти горизонта. Порт осуществляет перевалку нефти, нефтепродуктов, контейнеров, металлопродукции, глины, песка, лесоматериалов, продовольственных и прочих грузов. Принимает и обслуживает лихтеровозы, суда для накатных грузов, танкеры, сухогрузные суда грузоподъемностью до 35 тыс тонн.

Перевалка грузов Феодосийским морским портом в 2013 году снизилась на 13,3% до 2,61 млн тонн (экспорт – 500 тыс. тонн, импорт 70 тыс. тонн, транзит - 2,03 млн тонн, внутренние сообщение 10 тыс. тонн). Перевалка наливных грузов, в частности, снизилась на 2,3% до 2,1 млн тонн, строительных материалов перевалено 0,5 млн тонн (22,6%), черных металлов перевалено 10 тыс. тонн, что на 93,3% меньше показателя 2012 года.

Сейчас Феодосийский порт принимает грузовой паром "Посейдон-экспресс" направлением Новороссийск - Феодосия - Новороссийск, сообщение организовано после присоединения Крыма к РФ.

Керчь

Керченский порт расположен в Керченской бухте на западном побережье Керченского пролива, соединяющего Черное и Азовское моря. Незамерзающая акватория открыта для захода судов круглый год. В порту преобладают сильные ветры, часты туманы. Основной судоходной артерией Керченского пролива является Керчь-Еникальский канал. В порту работают 10 причалов, позволяющих переваливать навалочные и генеральные грузы, наливные грузы, зерно, сжиженный газ.

Грузооборот Керченского морского порта за 2013 год снизился на 58,4% до 2,8 млн тонн (экспорт – 300 тыс. тонн, импорт 20 тыс. тонн, транзит 2,4 млн тонн, внутренние сообщение 10 тыс. тонн). Перевалка нефтепродуктов снизилась в 2013 г. на 17,6% до 1,9 млн тонн. Перевалка сухих грузов в порту составила 800 тыс. тонн (-80,3%), зерна 20 тыс. тонн (-98,9%). Объем перевалки черных металлов в порту составил 20 тыс.тонн (-87,1%).

Между портами Керчь и Кавказ (Краснодарский край) через Керченский пролив организовано паромное сообщение. Сейчас между Крымом и портом Кавказ курсируют два пассажирских парома "Керченский-2" и "Ейск", а также катамаран "Сочи–1". Между портами Анапа и Керчь курсирует катамаран "Сочи–2".

Севастополь

Севастопольский порт находится в Севастопольской бухте, расположенной на юго-западном побережье Крымского полуострова. Навигация в порту круглогодичная. В состав порта входят грузопассажирский причал и прилегающая к нему территория с морским вокзалом в Южной бухте, причалы в Артиллерийской бухте, грузовой причал в канале реки Черной в Малом Инкермане, причалы внутригородских линий пассажирского флота. Акваторией Севастопольского торгового порта являются бухты Севастопольская, Балаклавская, Казачья.

Порт имеет два пассажирских причала длиной 200 и 135 м в центральной части города и другие пассажирские причалы и пирсы. В состав порта также входят грузовой порт "Авлита", нефтеперевалочный комплекс «Югторсан», а также Севастопольский морской рыбный порт (СМРП). В состав СМРП входят 11 причалов, в том числе наливной и грузовые, порт также переваливает зерно. Терминал компании "Авлита" является самым современным в Крыму, он переваливает металолопродукцию и зерно, оперирует двумя глубоководными причалами.

Грузооборот Севастопольского порта по итогам 2013 года снизился на 5,4% по сравнению с годовым показателем 2012 года и составил 4,8 млн тонн (экспорт - 4,4 млн тонн, внутренние сообщение – 400 тыс. тонн). В том числе перевалка внутренним сообщением наливных грузов (масла) увеличилась на 11,7% до 200 тыс. тонн, перевалка сухих грузов снизилась на 31,6% до 1,44 млн тонн, объем перевалки черных металлов увеличился на 3,3% до 3,2 млн тонн.

http://itar-tass.com/ekonomika/1178511?page=12

Среднесуточная интенсивность движения, вертикальный транспорт.

Транспорт выполняет важнейшую роль во внутрирайонном, межрайонном и межгосударственном разделении труда. Будучи потребителем большой количества энергоносителей, транспорт играет достаточно заметную отрицательную экологическую роль.

Общее представление о транспортной системе полуострова дает табл. 3.5

Главное место в перевозке грузов и пассажиров занимает автомобильный транспорт. Осью полуострова является автомагистраль Симферополь-Москва. Основные каркасные магистрали: Симферополь-Феодосия-Керчь Симферополь-Севастополь, Симферополь-Евпатория, Симферополь-Алушта-Ялта-Севастополь, Симферополь-Алушта-Судак-Феодосия Остальные дороги имеют региональное и местное значение. В целом средняя, плотность автодорог в расчете на единицу площади довольно высокая; составляет 244 км/1 ООО км 2 (по Украине - 234 км/1 ООО км 2).

Грузовые автомобили, шт.

Пассажирские автобусы, шт.

Легковые автомобили, шт.

Грузовые суда, шт.

Рыболовецкие суда, шт.

Пассажирские суда, шт.

Буксирные суда, шт.

Научно-исследовательские суда, шт.

Обслуживающие суда, шт.

Троллейбусы, шт.

Трамвайные вагоны, шт.

Железные дороги, км

Автомобильные дороги, км

Троллейбусные линии, км

Трамвайные линии, км

Трубопроводы,км

В Крыму 6 625 км автомобильных дорог. Вдоль них формируются полосы устойчивого загрязнения. В 1992 г. выбросы автотранспорта достигли 160 тыс.т.

Состояние транспорта Крыма

Функционирование автодорог неизбежно сказывается на состояния окружающей среды. Наиболее распространенное средство наземной безрельсового транспорта - автомобиль - использует в качестве горючей продукты переработки нефти, газа или растительного сырья, при этом в почву попадают тяжелые металлы из выхлопных труб автомашин, а воздушный бассейн загрязняется газообразными выбросами и шумами.

Вдоль дорог полуострова посажены лесополосы, в составе которых много плодовых деревьев. Раньше они не только украшали дороги, но и служили дополнительным источником получения вкусных плодов (абрикос, айвы). Сейчас же, когда резко выросла интенсивность транспортного потока, они стали аккумуляторами вредных, опасных для здоровья веществ. В последние годы многие лесополосы подвергаются вырубке на топливо, из-за чего они перестают выполнять свои защитные функции (рис. 3.14).

В городах на долю автомобилей приходится в среднем 70-80 % от общей величины загрязнения. В Крыму автомобильное загрязнение заметно увеличилось в последние годы из-за некачественного топлива, а также в связи с завозом из-за рубежа большого числа машин, нередко тех марок, которые уже запрещены к использованию в других странах.

Среднесуточная интенсивность движения на автомагистрали первого класса на участке Симферополь-Красногвардейское достигает 12-13 тыс. машин. Наблюдаются ее колебания в течение недели и по сезонам года: в летние месяцы в южном направлении порой движется сплошной поток машин.

С большими трудностями сталкивается строительство и эксплуатация автодорог в горном Крыму (рис. 3.15). Большая крутизна склонов заставляет создавать сложнейшие дорожные серпантины (на склонах Ай-Петри, в районе Байдарских Ворот, на участке Алушта-Судак), расчлененный рельеф и оползни - строить мосты и туннели. Из-за малой ширины дорог часто по одной полосе движутся «в затылок друг другу» груженые самосвалы и скоростные легковушки. Мало удачно спроектированных транспортных развязок, позволяющих машинам маневрировать в случае аварии.

В равнинном Крыму местные дороги (вдоль сельскохозяйственных угодий, каналов, в селах) часто не благоустроены, из-за чего транспортные средства выбирают объезды, создавая все новые дороги. Казалось бы, небольшие нарушения, но по всему полуострову под такими «дорожными угодьями» находятся значительные площади плодороднейших земель.

Железнодорожный транспорт. Больше всего грузов перевозится на участках Симферополь-Джанкой и Джанкой-Керчь. Линейно вытянутые автомобильные и железные дороги являются своеобразными коридорами, по которым на значительные расстояния переносятся загрязняющие вещества: углеводороды, азотсодержащие вещества, тяжелые металлы и др. При неполном сгорании топлива и выбросе искр возникают пожары. Одновременно дороги являются своего рода «мусоропроводами».

Они же становятся барьерами для распространения растений и животных, препятствуют естественному стоку вод (рис. 3.16).

Традиционным для полуострова является морской транспорт, хотя его доля в перемещении грузов и перевозке пассажиров незначительна из-за неразвитости портового хозяйства и отсутствия современных транспортных средств.

Самый молодой трубопроводный транспорт используется для подачи газа по направлениям: Голицыно-Глебовка-Симферополь, Симферополь- Севастополь, Джанкой-Симферополь, Красноперекопск-Джанкой- Феодосия-Керчь. Планируется проложить газопровод по дну Каркинитского залива от месторождения Штормовое (в Черном море) к Глебовскому газохранилищу. Трубопроводы, в отличие от других транспортных средств, воздействуют на окружающую среду кратковременно, только при земляных работах во время прокладки, но часто вдоль них остаются нерекультивированные участки земель, груды мусора. Кроме того, трубопроводы являются потенциальными объектами экологического риска при каких-либо чрезвычайных ситуациях.

Воздушный транспорт. По объему перевозок Симферопольский аэропорт в начале 90-х гг. ненамного отставал от Киева, Москвы, Санкт-Петербурга. В перспективе - использование бывших военных аэродромов в районе пос. Кировское, городов Саки, Джанкой, около Керчи (Багерово), севернее Севастополя (Бельбек) и др. Для рекреационных перевозок на полуострове были построены и вертолетные площадки в Ялте, Алуште, около пещеры Мраморной, на плато Чатырдага, но дороговизна и шумовое «загрязнение» приостановили их функционирование.

Наряду с традиционными видами транспорта для курортов, особенно расположенных в горной местности, необходимо создание особых, скоростных и экологически чистых видов сообщения. Вертикальный транспорт (канатные дороги) не получил развития из-за сложности строительства и экологических ограничений (учитывая наличие заповедников в горах). Первая канатная дорога в Крыму была не вертикальной, а горизонтальной: ее построили в 1943-1944 гг. для перевозки военных грузов через Керченский пролив. Небольшие участки канатных дорог для перевозки отдыхающих в 60-е гг. XX в. были построены в Ялте (в санаториях «Горный», «Донбасс», на склонах г. Дарсан и др.). Канатная дорога из Мисхора наг. Ай-Петри строилась больше 10 лет и стала функционировать с 1988 г. Ее протяженность 3,5 км, перепад высот- 1142 м.

Экологически более чистым транспортным средством является троллейбус. Он осуществляет сообщение не только в городах, но и между ними (Симферополь-Алушта-Ялта). Общая эксплуатационная длина троллейбусных линий превысила 300 км.

Транспортная сеть Крыма в будущем представляется специалистам по-разному: предлагается проведение железной дороги по Южному берегу Крыма (выше современного автомобильного шоссе); планируется сделать выход железнодорожной ветки на ЮБК по туннелю (аналогично туннелю, подающему воду в Ялту); рекомендуется строительство сети монорельсовых дорог. Несомненно одно - транспорт должен стимулировать развитие крымских курортов и быть экологически совершенным, чтобы сохранить среду обитания и основные рекреационные ресурсы климатических курортов полуострова.