Когда было первое егэ. Откуда взялся егэ

ТАСС-ДОСЬЕ. 29 мая в России стартует основной период единого государственного экзамена (ЕГЭ).

Выпускники российских школ будут сдавать один из необязательных предметов - географию или информатику (по выбору). Экзамены по обязательным дисциплинам пройдут 31 мая (математика базового уровня), 2 июня (математика профильного уровня) и 9 июня (русский язык). Согласно утвержденному расписанию, последний экзамен - по химии или истории - состоится 19 июня. Кроме того, предусмотрены резервные экзаменационные дни по всем предметам. До 1 июля (включительно) в дополнительные сроки смогут пройти аттестацию участники ЕГЭ, получившие неудовлетворительный результат по одному из обязательных предметов, а также пропустившие экзамен по болезни или другой уважительной причине.

ЕГЭ

Единый государственный экзамен в России - это система государственной аттестации выпускников средних общих учебных заведений. ЕГЭ служит вступительным экзаменом в российские высшие учебные заведения. Среди основных целей его введения - стандартизация выпускных экзаменов в школах и борьба с коррупцией при поступлении в вузы.

История введения

В России вплоть 2000-х гг. прием в вузы осуществлялся по экзаменам, чьи программы утверждали сами высшие учебные заведения. Этот процесс слабо контролировался, существовала проблема коррупции в приемных комиссиях. Чтобы исправить ситуацию, было решено создать систему централизованного тестирования, которая бы заменила выпускные экзамены в школах и приемные - в вузах.

16 февраля 2001 г. вышло постановление правительства РФ "Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена", предусматривающее проведение ЕГЭ в форме тестирования в 2001-2003 гг. Инициатором эксперимента выступило Министерство образования РФ (ныне - Министерство образования и науки РФ, Минобрнауки). Затем эксперимент трижды продлевался - на 2004, 2005 и 2006-2007 гг. (постановлениями правительства РФ от 29 ноября 2003 г., 2 марта 2005 г. и 29 декабря 2005 г. соответственно).

Впервые единый госэкзамен прошел в 2001 г. в виде эксперимента в пяти регионах России: республиках Марий Эл, Чувашия, Якутия, а также в Самарской и Ростовской областях. Он проводился по восьми учебным дисциплинам (или предметам), в тестировании приняли участие 33 тыс. школьников и около 50 государственных вузов, из которых 16 проводили вступительные экзамены в форме ЕГЭ.

В 2002 г. в эксперименте участвовали уже 16 регионов, в 2003 г. - 47, в 2004 г. - 65 (в т. ч. впервые присоединились Москва и Санкт-Петербург), в 2005 г. - 78, в 2006 г. - 79. В последний год проведения эксперимента, в 2007 г., ЕГЭ сдавали выпускники средних школ 82 субъектов РФ (52 региона проводили экзамен практически по всем общеобразовательным предметам, 23 - по 3-7 и семь - по 1-2 предметам).

Введение обязательной сдачи ЕГЭ по всей России

9 февраля 2007 г. президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в части проведения единого государственного экзамена" (принят Госдумой РФ 26 января 2007 г., одобрен Советом Федерации 2 февраля 2007 г.).

Документ предусматривал введение ЕГЭ на всей территории России к 2009 г. Во время переходного периода, согласно закону, в 2008 г. госэкзамен сдавали все выпускники школ, но регионы сами выбирали по каким дисциплинам проводить аттестацию. Начиная с 2009 г., единый государственный экзамен стал основной обязательной формой итоговой аттестации для всех школьников РФ, а его результаты - вступительными экзаменами для вузов по соответствующим общеобразовательным предметам.

Организация и порядок проведения

Организацию ЕГЭ осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ в сфере образования.

Действующий Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования утвержден 26 декабря 2013 г. приказом Минобрнауки России (последние изменения внесены 9 января 2017 г.).

Предметы

В настоящее время единый государственный экзамен проводится по 14 общеобразовательным предметам (дисциплинам).

В число обязательных дисциплин входят русский язык и математика (включает базовый и профильный уровни). Их сдача необходима для получения аттестата о полном среднем образовании.

К дополнительным предметам, которые выбираются по желанию, относятся: биология, география, история, литература, обществознание, физика, химия, информатика и информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), а также иностранные языки (письменная и устная части) - английский, немецкий, французский и испанский. Решение сдавать устную часть по иностранному языку (введена в 2015 г.) экзаменуемый принимает добровольно. Кроме того, на добровольной основе и по выбору можно сдавать ЕГЭ по родному языку и литературе из числа языков народов РФ.

Школьники с ограниченными возможностями здоровья, дети- инвалиды вправе выбирать форму государственной итоговой аттестации - ЕГЭ или государственный выпускной экзамен. В случае выбора ЕГЭ продолжительность экзамена для них по желанию может быть увеличена на 1,5 часа.

Задания и баллы

При проведении ЕГЭ на всей территории России применяются однотипные задания и единые методы оценки качества выполнения работ. Задания по большинству предметов представляют собой контрольно-измерительные материалы, включающие в себя три блока. В двух из них экзаменуемый должен выбрать варианты ответов или вписать короткий ответ в бланк, который затем обрабатывается компьютером. Третий блок проверяется экспертной комиссией. На этапе проверки все тестовые задания являются анонимными. Если на экспериментальном этапе внедрения ЕГЭ почти все предметы имели тестовую часть, то к настоящему времени число таких предметов сильно сократилось.

В зависимости от числа правильных ответов и сложности задания экзаменуемый получает баллы. Для оценки знаний используется стобалльная система (за исключением ЕГЭ по математике базового уровня), т. е. максимальное число - 100. Чтобы экзамен считался засчитанным, необходимо получить оценку не ниже минимального балла, который устанавливается Рособрнадзором для каждого предмета.

Итоговое сочинение

Одним из обязательных условий допуска к ЕГЭ является написание итогового сочинения (дети-инвалиды могут писать вместо него изложение), оно было введено с 2014/2015 учебного года. Сочинение по выбранным Рособрнадзором темам одиннадцатиклассники пишут в первой половине учебного года - в первую среду декабря (с возможностью пересдачи в феврале и начале мая).

Результаты ЕГЭ и итогового сочинения действительны в течение четырех лет.

Поступление в вузы

Для поступления в вузы, помимо обязательных дисциплин, ЕГЭ сдается также по предметам, необходимым для конкретных специальностей.

Высшие учебные заведения могут также устанавливать дополнительные экзамены или творческие конкурсы в качестве вступительных испытаний. Многие вузы присваивают абитуриентам дополнительные баллы (но не более 20) за индивидуальные достижения, например, за аттестат с отличием, за статус победителя международных олимпиад по образовательным предметам и Всероссийской олимпиады школьников, призера или чемпиона международных спортивных соревнований, волонтерскую деятельность, за сдачу норм физкультурного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО). Кроме того, вузами могут приниматься во внимание и результаты итогового сочинения (до 10 баллов).

ЕГЭ-2016

В 2016 г. экзамены проводились во всех 85 субъектах РФ, а также в 52 странах ближнего и дальнего зарубежья. В Республике Крым и Севастополе, как и в 2015 г., государственная итоговая аттестация была организована по выбору учеников и их родителей - в форме ЕГЭ или традиционных экзаменов (добровольная сдача ЕГЭ в этих регионах продлена также на 2017 и 2018 гг.).

Самым популярным дополнительным предметом стало обществознание, его выбрали более 59% выпускников 11-х классов; на втором месте - физика (28%). Популярными были также история (22%) и биология (21%). Число выпускников, набравших 100 баллов по одному или нескольким предметам, составило 5,1 тыс. человек (в 2014 г. их было 3,6 тыс.).

В досрочной сдаче единого госэкзамена, которая проходила с 21 марта по 23 апреля (включая резервные дни), приняли участие 18,9 тыс. человек, из них 17,3 тыс. - выпускники 2016 г. В основной период проведения ЕГЭ - с 27 мая по 30 июня (включая резервные дни) - участвовали более 750 тыс. человек, из них более 640 тыс. - выпускники 2016 г. Экзамены в форме ЕГЭ сдавали более 5 тыс. выпускников с ограниченными возможностями здоровья (88% от общего числа таких школьников), в 2015 г. их было меньше - 4,2 тыс.

ЕГЭ-2017

При проведении ЕГЭ-2017 будет исключена тестовая часть в трех предметах - химии, биологии и физике. Правильное решение экзаменуемый будет принимать самостоятельно практически по всем предметам, тестирование остается только у экзамена по иностранному языку. Как и в прошлом году, для аттестации по основным предметам необходимо будет набрать 24 балла по русскому языку и 27 по математике профильного уровня. Для поступления в вузы по русскому языку нужно будет иметь 36 баллов, по математике профильного уровня - 27 баллов.

Сочинение в основной срок, 7 декабря 2016 г., написали большинство выпускников 2017 г. "Зачет" получили 618 тыс. школьников (порядка 98%).

В досрочной сдаче ЕГЭ-2017, которая проходила с 23 марта по 14 апреля (включая резервные дни), приняли участие около 26,5 тыс. человек. В основном экзамены сдавали выпускники прошлых лет, которые пожелали улучшить свой результат по тому или иному предмету.

Выпускники 2017 г., получившие неудовлетворительные результаты по обязательным предметам (русскому языку и математике базового уровня), смогут пересдать госэкзамен в сентябрьский дополнительный этап (с 5 по 16 сентября).

Будущие изменения ЕГЭ

В настоящее время изучается возможность введения устной части на экзамене по русскому языку. Пилотная апробация устной части ЕГЭ по русскому языку была проведена в октябре 2016 г. среди выпускников 9-х классов. В ней приняли участие школьники из трех регионов: Московской области, Татарстана и Чеченской Республики.

Новую модель ЕГЭ по литературе, в которой будут исключены задания с кратким однозначным ответом (планируется, что она будет состоять только из творческих заданий), будет введена не раньше 2018 г. Ее первая апробация была проведена в апреле-мае 2016 г. в 13 субъектах РФ (в т. ч. в Москве и Санкт-Петербурге), в ней приняли участие более 1 тыс. учащихся из 60 школ.

В настоящее время Рособрнадзор работает над концепцией ЕГЭ по китайскому языку, для чего в ведомстве создана рабочая группа по изучению опыта организации экзаменов в КНР и других странах. В октябре 2015 г. была проведена первая апробация среди 3 тыс. учащихся 8-11 классов из 16 российских регионов.

В 2020 г. в число обязательных предметов ЕГЭ планируется ввести историю, в 2022 г. обязательным может стать иностранный язык.

Нарушения

В ходе экзаменационных кампаний прошлых лет были зафиксированы многочисленные нарушения. Среди наиболее распространенных - вскрытие экзаменационных пакетов с тестовыми заданиями до начала проведения ЕГЭ, использование учащимися во время экзамена смартфонов, планшетов и т. д., размещение в интернете ответов на задания, сдача экзамена в другом субъекте РФ и др.

Для предотвращения нарушений в организационную схему проведения ЕГЭ в 2014 г. были внесены изменения. Председателей экзаменационных комиссий стал утверждать Рособрнадзор (раньше этим занимались региональные органы). В каждую региональную комиссию входит представитель этого надзорного ведомства с полномочиями федерального инспектора. Пункты проведения экзамена, центры обработки информации оборудуются средствами видеонаблюдения и металлоискателями. Кроме того, ведется онлайн-наблюдение на экзаменах (в 2016 г. им было обеспечено 84% аудиторий). Планируется, что с 2019 г. печать и сканирование экзаменационных материалов будет осуществляться непосредственно в местах проведения ЕГЭ повсеместно. Данные технологии начали внедряться с 2014 г., в 2017 г. их будут использовать более 50% пунктов проведения госэкзамена.

Кроме того, увеличено количество экзаменационных вариантов для регионов, находящихся в разных часовых поясах, что не позволяет школьникам из центральной части России использовать задания, которые были на Дальнем Востоке.

Для обеспечения объективности госаттестации привлекаются также общественные наблюдатели. Так, в 2016 г. общее число привлеченных экспертов составило почти 60 тыс. человек. Они контролировали проведение ЕГЭ, а также выборочно государственную итоговую аттестацию выпускников 9-х классов.

Основной государственный экзамен (ОГЭ) - это основной вид экзамена для выпускников 9 классов в средней школе России. Сдача ОГЭ необходима для перехода в 10 класс. Реузльтаты ОГЭ влияют на оценки в аттестате. Выпускники 9 классов общеобразовательных учреждений сдают 2 обязательных экзамена (русский язык и математика) и 2 экзамена по предметам по выбору . Согласно новому Порядку проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования , экзамены по другим учебным предметам обучающиеся сдают на добровольной основе по своему выбору.

Новая форма ОГЭ (ГИА-9)

С 2004 года в России проводилась апробация ГИА в новой форме. В народе его называют ЕГЭ для девятиклассников, так как выпускники решают задания стандартизированной формы. Согласно новому закону «Об образовании в Российской Федерации» государственная итоговая аттестация для 9 классов является обязательной. С 2014 года ГИА стала основным государственным экзаменом (ОГЭ) . Это значит, что сдавать выпускные экзамены в традиционной форме (по билетам) выпускники девятых классов теперь не смогут.

С 2015 года в КИМах ОГЭ больше нет деления на части A, B и С: экзаменационная работа разделена на 2 части, а задания имеют сплошную нумерацию. Однако это не значит, что тесты окончательно исчезли из экзаменов. Задания на выбор одного правильного варианта из нескольких предложенных остались. Просто теперь записывать правильный ответ в бланк ответов нужно будет соответствующей цифрой, а не крестиком.

ГИА можно сдать по 14 общеобразовательным предметам.

Обязательные предметы:

  • русский язык
  • математика

Предметы по выбору:

Изучающие языки и литературу народов Российской Федерации (родной язык и литература) в праве выбрать для сдачи в форме ОГЭ (ГИА) и эти предметы.

Особенности проведения ОГЭ по некоторым предметам

  • ОГЭ по физике включает экспериментальную часть
  • ОГЭ по химии можно сдать в одном из 2 вариантов: с реальным экскпериментом или без него
  • ОГЭ по иностранным языкам имеет устную часть
  • На экзамене по информатике применяются персональные компьютеры

Кто участвует в ОГЭ?

К сдаче ОГЭ допускаются:

  • выпускники 9 классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации с годовыми отметками по всем предметам не ниже «3»;
  • выпускники с одной «2», с условием, что будут сдавать экзамен по этому предмету;
  • иностранные граждане, лица без гражданства, беженцы и вынужденные переселенцы, обучающиеся в общеобразовательном учреждении;
  • выпускники прошлых лет, не получившие аттестат.

Результаты ОГЭ

Итоговые отметки по обязательным предметам ОГЭ выставляются в аттестат следующим образом:

  • если годовая отметка и отметка, полученная на ОГЭ, отличаются на 1 балл, в аттестат выставляется более высокая отметка;
  • если разница между годовой отметкой и отметкой, полученной на ОГЭ, больше одного балла, то в аттестат выставляется среднее арифметическое этих отметок.

С 2017 года результаты ОГЭ (в том числе неудовлетворительные) по двум выборным предметам влияют на отметки в аттестате об основном образовании.

Регион может ввести в дополнение к аттестату документ, подтверждающий результаты ОГЭ.

Результаты ОГЭ могут учитываться школой при формировании профильных 10-х классов.

Если на ОГЭ была получена «двойка»

Если выпускник получил на ОГЭ по одному или двум предметам неудовлетворительную оценку, ему разрешается пересдать эти экзамены в дополнительные сроки.

Если же и в дополнительные сроки выпускник не справился с испытанием, вместо аттестата ему выдадут справку о прохождении обучения . В справке указываются предметы, по которым получены «двойки». Пересдать эти предметы можно будет только в следующем году. По усмотрению родителей (законных представителей, опекунов) выпускника могут оставить на повторное обучение.

Вопрос об отмене системы ЕГЭ стоит давно, однако воз и ныне там. Почему так происходит? Ведь очевидно, что прежняя система сдачи экзаменов была эффективнее. Эту проблему сайт обсуждает с председателем центрального совета Национального родительского комитета Ириной Волынец.


Нарушения образовательных стандартов. Кто проверит?

Подготовка "грамотных потребителей"

Начнем нашу беседу, как говорится, с места в карьер. Что, по вашему мнению, не так в наших образовательных стандартах?

Стандарты прописаны рамочно, конкретики в них очень мало. Это документ, прописывающий количество учебных часов, то, как должны преподаваться предметы, преподавательский состав, то есть больше ориентирован на административные моменты. В федеральный образовательный стандарт заложен и контроль за его соблюдением.

Но я, например, не слышала, чтобы на практике можно было проверить, насколько эрудирован ребенок, насколько он нравственно воспитан, патриотичен. А это все, между тем, прописано в стандарте. Да и как можно говорить об этом, если законодательством со школы и с системы образования снята воспитательная функция?

Что такое образование изначально? Это вовсе не набор компетенций. А сейчас знания называются именно компетенциями.

С тех пор как образование перешло в разряд услуги, учитель перестал быть наставником, он стал исполнителем по договору об оказании образовательных услуг. О какой альма-матер можно говорить, если с переходом на Болонскую систему образования у нас теряются основы, которые были заложены еще Ломоносовым, если научная у нас в стране разваливается на глазах?

Наблюдать за всем этим больно и печально. Пресловутое ЕГЭ было изобретено в США для того, чтобы контролировать, об этом не все знают, образовательный уровень детей с отклонениями в развитии. Им сложно сформулировать устный ответ, и для того, чтобы хоть как-то оценить качество работы учителей, были разработаны тесты, с вероятностью "50 на 50". Согласитесь, что получить тройку в таких условиях — само собой разумеющееся.

Но почему все наши дети должны сдавать ЕГЭ — непонятно. Хотя я знаю, что есть сторонники, которые говорят, что, дескать, в ЕГЭ не только тестовая часть. Но в любом случае ответы, которые заучиваются заранее, не выращивают будущего творца, они делают из детей, как выразился один наш высокопоставленный чиновник, "грамотного потребителя". И до тех пор, пока мы будем готовить "грамотных потребителей", ни о чем хорошем думать не стоит.

Не секрет, что в стране существует масса организаций, родительских комитетов, общественных движений и комитетов. Почему воз и ныне там? Все говорят, что ЕГЭ — это плохо. Почему же его до сих пор не отменят?

Значит, мы до сих пор были недостаточно активными, действовали разобщенно. И наш Национальный родительский комитет одной из главных задач видит объединение родителей, формирование социальной общественной инициативы и грамотное донесение этой инициативы до нашей власти.

У нас в стране есть правило 100 тысячи подписей. Если их удается собрать в определенные сроки, то Дума обязана рассмотреть эту инициативу. Кроме того, не надо забывать, что не только в области образования, но и в других сферах все идет не так, как нам хотелось бы. Инструменты гражданского общества, которыми мы сегодня наделены, должны работать. Одно дело посудачить на кухне. И другое — самоорганизация граждан и их волеизъявление — грамотное, конструктивное, без истерик.

Помимо сбора подписей есть же еще и другие способы. Это участие в работе общественных институтов, в частности, таких как Общественная палата. В Госдуме, Совете Федерации есть профильные комитеты, в работе которых также можно принимать участие.

В середине апреля мы организовали в Общественной палате слушания по общественному контролю за детскими учреждениями, сделав акцент на детских домах и домах-интернатах. В том же месяце в Госдуме вместе с Иосифом Кобзоном мы провели круглый стол по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей в средней школе.

На нем была выдвинута конкретная инициатива, чтобы на школьных уроках музыки дети, помимо прочего, разучивали песни патриотического содержания. Многие родители эту инициативу поддерживают. Нельзя никакими законами заставить или научить ребенка любить свою страну, это прививается через образы, через музыку, пение.

Иосиф Давыдович прекрасно знает, что такое хоровое пение. Наша задача сейчас эту традицию подхватить, сохранить и приумножить. Старшее поколение уходит, и если мы сейчас не опомнимся, то все безвозвратно канет в Лету.

Но смотрите, в образовательных стандартах прописано, сколько часов отводится на музыку, сколько на ИЗО, сколько еще на что-то. А работа в целом оценивается по результатам сдачи ЕГЭ. И что делают наши замечательные преподаватели? Чуть ли не с первых классов вводят тесты, часы, отведенные на музыку и ИЗО, что греха таить, часто используются для занятий по той же математик е .

— Это недопустимо. Руководители таких школ должны жестко наказываться. Ребенок должен развиваться разносторонне, это, к слову, тоже прописано в образовательном стандарте.

Что делать родителям, когда такие факты вскрываются? Идти к директору, в общественный комитет, куда?

У родителей, в принципе, достаточно формальных инструментов, чтобы повлиять на ситуацию. Другой вопрос, насколько они действенные. Можно обращаться в прокуратуру, потому что она обязана заниматься подобными вопросами. Можно написать письмо директору — желательно, чтобы это было коллективное обращение.

У нас, в принципе, каждая школа находится на некоем самоуправлении. Если на школьном совете были приняты какие-то решения, и они поддержаны родителями, то школа, в общем-то, вправе вносить изменения, в том числе и в регламент.

Речь не идет о злостных нарушениях, когда первоклашки проходят программу 8-го класса, к примеру. Мы говорим о более банальных вещах, как-то замена уроков музыки и ИЗО на математику и русский язык.

Родители, кстати, очень часто поддерживают эти замены, а любой психолог скажет, что когда ребенок рисует, он раскрывает свои творческие способности, он расслабляется, снимает стресс. Конечно, математика приводит в порядок мысли. Но если программой установлены такие предметы, как "Окружающий мир", изобразительное искусство и прочие, то они должны преподаваться в полной мере.

В каждом классе есть свой родительский комитет. Наше всероссийское общественное движение так и называется Национальный родительский комитет, потому что в состав нашей организации входят многие главы родительских комитетов. Мы, в том числе, оказываем им правовую, информационную поддержку, чтобы в каждом классе любой школы родители не "изобретали велосипед", не ломали головы над тем, как им решать их проблемы. Ведь кроме образовательных стандартов, есть еще очень много и других проблем, это и поборы, и ненадлежащие обращение с детьми.

Поборы в школе

Кстати, о поборах. Ни для кого не секрет, что они запрещены, но все равно требуются средства на классные нужды. Этим обычно занимаются родительские комитеты. С этим как быть?

С поборами, на самом деле, вопрос сложный. У меня четверо детей, и я честно скажу, чтобы в обыкновенной общеобразовательной школе у нас кто-то вымогал средства, такого никогда не было. Да, периодически собирают на ремонт. Те родители, которые считают нужным — скидываются. Родители, которые не хотят или не могут, не сдают деньги. Я не слышала, чтобы к детям по этой причине учителя стали хуже относиться.

Насколько мне известно, обсуждение всех этих материальных нужд происходит в отсутствие педагога. Но мне хотелось бы высказаться в поддержку учителей: настолько их затравили, что они уже вообще всего боятся.

Чтобы принять решение пойти в школу работать учителем, нужно быть сподвижником и святым человеком. Во-первых, у учителей и в начальной школе, и в средней, и в высшей школе увеличилось количество отчетов. Они целыми днями пишут, пишут и пишут.

Кроме того, нужно проверить тетради, готовиться к урокам, приходить к детям в хорошем настроении. При том, что дети зачастую настроены так, что учитель чуть ли не ботинки им должен начищать.

Оказывать, так сказать, услуги.

— Оказывать услуги, да. Рыба гниет с головы — я считаю, что одной из главных задач нашего общества является кардинальное изменение отношения к учителю. В советское время все девочки хотели быть учительницами, потому что учитель был на пьедестале, а сегодня этого нет. Педагога оскорбляют, а он не может ответить, потому что его просто дисквалифицируют как несоответствующего педагогическому статусу. Это недопустимо.

Один из наших экспертов рассказал, что планируется разделить младшую, среднюю и старшую школу, объединить их по территориальному признаку. То есть одна школа будет только младшая, вторая - только средняя, а третья — старшая.

— Как на Западе.

Неужели это правильно? Для нас, когда мы учились, школа была вторым домом. Это делается специально, чтобы разрушить чувство коллективизма, которое присуще русской ментальности?

Номинально это все делается для оптимизации, с целью улучшения функционала. А если смотреть глубже, то это, конечно же, рассчитано на атомизацию нашего общества. Разделение по возрастным категориям школ, территориально в том числе. Очень удобно управлять отдельными индивидуумами, которые к тому же очень внушаемы.

Каждый из таких людей, живя обособленно, купит большее количество товаров, воспользуется большим количеством услуг, потому что у него больше свободных денег, свободного времени. Наша исконная российская соборность, которой мы жили испокон веков, является препоной для внедрения этой атомизации. Поэтому нас пытаются ослабить то с одной стороны, то с другой.

Ювенальную юстицию планировали внедрить — наше родительское сообщество встало на дыбы, было собрано 250 тысяч подписей. Даже Владимир Путин пришел в Кремль на собрание родительской общественности и пообещал, что ювенальной юстиции у нас не будет.

На какое-то время это было приостановлено, но, к сожалению, мы сейчас видим, что печальные опасные тенденции опять стали прорастать, и нам снова приходится с этим бороться. Печально, но что делать: это наши дети и наша страна.

Законы в сфере образования

- Ваша организация и вы лично связаны с Государственной д умой?

Да, я возглавляю комиссию по семейной демографической политике cоциальной платформы ВПП "Единая Россия" Государственной думы России.

- Как вы считаете, это целенаправленная попытка развалить нашу страну или простое недомыслие со стороны наших чиновников? Почему подобные законопроекты постоянно пытаются протащить?

Как говорил товарищ Сталин, или враг или дурак. И неизвестно, что хуже. А вообще это нормально, когда хорошую страну с перспективным будущим пытаются развалить. Поэтому страна должна быть сильной. Кому, кроме нас, нужна сильная Россия?

Эти попытки были и ранее, "благодаря" им распался Советский Союз. И в будущем, конечно, эти попытки не будут прекращаться. Если мы не хотим войны, это не означает, что войны не хотят другие, те, кто недоволен нашим укладом, нашим русским духом.

Под войной я имею в виду противодействие. Поэтому своих детей мы должны не просто обучать русскому языку и математике, мы должны прививать им элементарные навыки политической культуры.

- Вернемся к образовательным стандартам. На бумаге все замечательно. Но у меня в какой-то момент возникло ощущение, что как-то неправильно систематизированы предметы. Глупо как-то изучать историю отдельно, литературу отдельно, все должно быть в некоем едином временном срезе. Сейчас, мне кажется, в школах этого нет. Кто должен пересматривать все эти методические пособия, программы?

- Вообще в идеале этим должно заниматься министерство образования. Но пока этого нет, зато есть работа для общественности. Мы выступаем с инициативами, лоббируем их, аргументируем свою позицию. Что же касается наполняемости учебной программы, то тут иногда доходит до маразма.

Я читаю задачу в учебнике по математике для ребенка 6-го класса и не понимаю, что нужно сделать. Не то, чтобы не знаю, как сделать, я задание не понимаю, настолько все витиевато сформулировано. Очень жаль детей, которые обязаны сидеть и ломать голову. Есть еще такой предмет "Окружающий мир", на котором не детей, а родителей заставляют периодически что-то искать в интернете, скачивать, распечатывать на цветном принтере и сдавать какие-то проекты. Это полный маразм.

Все больше заданий почему-то сваливают на родителей. У меня дочка Катя во 2-м классе учится. Приходит на днях из школы и ревет как белуга. Клещами вытягивала информацию. Спрашивает: ты точно не будешь меня ругать? Я двойку получила, потому что не сдала проект. Выяснилось, что она его не сдала, потому что не поняла задание.

Получается, что я должна прийти в школу, записать, что нужно сделать, выполнить и сдать учителю. При чем тут тогда восьмилетний ребенок? Я не в обиде на учителя, потому что он выполняет образовательный регламент, не совместимый со здравым смыслом. Пусть кто-нибудь из высоких чиновников придет и объяснит, для чего это нужно делать. Или, может быть, он скажет, что это учитель что-то там сам придумывает? Тогда мы с учителем поговорим с нашим.

Получается, что школа сначала отодвинула на семью воспитание, а этими проектами отодвигает уже и образование. Мы учились, ходили в библиотеку, тоже писали рефераты. Но не было такого тупого списывания и распечатывания на цветном принтере каких-то фотографий.

Все действительно ухудшилось по сравнению с советскими временами. Сравнивать вообще грех, потому что наша система образования была лучшей в мире и это признавали все. Джон Кеннеди говорил об этом и утверждал, что США должны сделать все, чтобы ее перенять. Они, кстати, очень многое от нас переняли. А мы от них. Но получается, что мы берем оттуда худшее, а от нас забирают лучшее.

- Один из экспертов вообще предлагает отменить все реформы, вернуть советские учебники, слегка адаптировав их под нынешние реалии. Вы тоже так считаете?

Я думаю, что это было бы идеально. Понятно, что сейчас мало кто из высокопоставленных чиновников будет в этом заинтересован. Когда говорят, что система не работает или работает плохо, мне всегда хочется возразить, как человеку, который окончил математический класс. Система работает прекрасно. Это идеально отлаженный механизм. Вопрос в том, на кого работает этот механизм, ради какой цели.

В советское время из ребенка делали творца. Если юноша или девушка занимались точными науками, они всегда могли повысить свой уровень, опираясь на базовый фундамент, который уже был. Теперь, когда знания заменены компетенциями, у нас получается блочное образование. Вот я захотела — поучилась этому, получила некий блок, а потом я захотела нечто другое, опять с нуля доучиваюсь до какого-то уровня. Выше я не могу расти.

Если я хочу вырасти выше, я должна уже перейти в другую категорию. Но какой будет результат? Человек вообще, в принципе, должен расти и духовно, и в образовательном плане всю жизнь, как дерево.

У нас же, например, сейчас предлагают профилировать детей уже начиная с ранней школы. И это не просто разговоры, уже в Забайкальском крае проводится такой эксперимент. Опять-таки не хочется в штыки воспринимать все новое, но почему-то интуитивно кажется, что таким образом ребенок лишается возможности вырасти гармоничной, разносторонней, развитой личностью. Если одного с 7 лет готовят как технаря, а другого как гуманитария, к 15 годам они уже не смогут передумать.

Система поступления в вузы

- Есть такое мнение, что благодаря системе ЕГЭ в московские и питерские ведущие вузы могут поступать дети из регионов. Вы согласны с этим утверждением?

— Так те же ребята поступали и в советские времена! Просто сама система приема изменилась. 100 баллов или 5 баллов, не от этого зависит. Идет абсолютная подмена понятий. И в советское время в Москве учились дети из всех регионов СССР, из дальнего зарубежья. И каким-то образом справлялись. Москва была большой альма-матер для всего мира, и быть таковой отсутствие ей не мешало.

- ЕГЭ же, по-моему, только ограничивает наших детей в выборе будущей профессии.

Конечно. Получается, что ребенок с детства родителями направляется по какой-то стезе. А ребенок развивается, растет, он может и в 15-16 лет открыть в себе новые таланты. Но для того, чтобы поступить в профильный вуз, у него может не хватить базовых знаний, потому что в свое время основной акцент им был сделан на другие предметы. Это абсолютное зло, которое мешает нашим детям.

ЕГЭ вообще огромный источник стресса. Дети уже при упоминании ЕГЭ начинают трястись, есть даже случаи самоубийств из-за результатов ЕГЭ. А потом это еще и коррупция, учителя заранее дают ответы. Дело доходит до каких-то вопиющих случаев, когда устанавливают рамки с металлоискателями, детям во время всего экзамена даже в туалет не разрешают выйти или провожают туда чуть ли не под конвоем. Это недопустимо, сама эта обстановка не настраивает ребенка на позитив.

Школа — это прежде всего радость. А я не видела, чтобы кто-то из детей, которые сдают ЕГЭ, с радостью шли на этот экзамен. Помню, мы волновались, да, может быть, не спали несколько ночей, но это было приятное волнение, было интересно получить оценку, желательно, хорошую.

Такой вызов юношеский: "На что я способен?". Написать сочинение, ответить устно, использовать свои собственные знания, свою собственную эрудицию, а не какие-то заученные шаблоны. А сегодня, чтобы сдать ЕГЭ, дети механически заучивают десятки вариантов. Получается, что не тот, кто более компетентен из детей, а тот, у кого лучше память, получает более высокую оценку. Ну и плюс еще какая-то доля везения.

- Спасибо за откровенный разговор. Желаю, чтобы вы добились своих целей, чтобы у м инистерства образования открылись глаза на все, что происходит в наших школах. Хотелось бы, чтобы наши дети выросли творческими, гармоничными людьми, а не потребителями.

И не людьми, которые мечтают поскорее расстаться с образованием и больше никогда к нему не возвращаться.

Подготовил к публикации Сергей Валентинов

МОСКВА, 18 мая — РИА Новости. Уровень российского образования по истории необходимо повышать, но обязательный ЕГЭ создаст дополнительную нагрузку на выпускников школ, профессиональные сообщества должны вступать в конструктивные дискуссии по этому поводу, считает заслуженный учитель РФ, академик РАО Евгений Ямбург.

Ранее глава Минобрнауки РФ Ольга Васильева объявила, что ЕГЭ по истории станет обязательным в 2020 году.

Ямбург в беседе с РИА Новости напомнил, что известный историк и журналист Николай Сванидзе "был в ужасе", когда будущие магистры на факультете журналистики не смогли ответить на элементарные вопросы по истории, связанные с Первой и Второй мировыми войнами. "И здесь можно понять, что, конечно, без этого нет культуры. И понятно, что это надо все усиливать", — сказал Ямбург.

"Многие вузы, даже, казалось бы, профильные, они перешли на обществознание, и там нет этого вступительного экзамена по истории. И в этой ситуации, конечно, с историей стало довольно худо", — добавил эксперт.

Однако академик отметил, что экзамен станет причиной дополнительной нагрузки на выпускников. "Любой дополнительный экзамен увеличивает нагрузку. Это очевидно. И здесь возникает вопрос. Мы никогда не отменим ни русский язык, ни математику. Это очевидно. Предполагается еще ввести обязательный экзамен по иностранному языку. Здесь еще раз надо проявить взвешенность терпение. Семь раз отмерь — один раз отрежь. И я думаю, что профессиональные сообщества должны это обсуждать и вступать в конструктивные дискуссии", — сказал Ямбург.

Он также отметил, что еще одной проблемой является то, что несмотря на принятый историко-культурный стандарт, пока не ясно до конца, как учителям преподавать спорные и сложные моменты истории. "У нас у каждого сегодня своя история. Представители разных поколений могут исповедовать абсолютно разные взгляды. И в этом сумбуре учитель попадает в очень сложное положение", — считает Ямбург.

"У нас у каждого сегодня своя история. Представители разных поколений могут исповедовать абсолютно разные взгляды. И в этом сумбуре учитель попадает в очень сложное положение", — считает Ямбург.

При этом академик отметил, что обязательный экзамен планируется ввести только через три года, поэтому есть время принять взвешенное решение и не торопясь прийти к консенсусу.

Введение ЕГЭ

Задания по каждому предмету делятся на три части (блока ): A , B , C .

Блок A содержит тестовые задания, в каждом из которых необходимо выбрать один вариант ответа из четырёх предложенных.

На каждое задание блока B необходимо дать краткий ответ, состоящий из одного или нескольких слов, букв или чисел. Ответы на задания блоков A и B заносятся в специальный бланк и проверяются компьютером .

Блок C состоит из одного или нескольких заданий с развернутым ответом (например, необходимо решить задачу, написать сочинение на предложенную тему или обоснованно ответить на определенный вопрос). Ответы на задания блока C оцениваются экспертами региональной экзаменационной комиссии, задания КИМ части С содержат критерии оценивания для экспертов.

КИМы по отдельным предметам могут иметь свои особенности. Например, КИМы по литературе не содержат заданий с выбором ответа. В КИМах по иностранным языкам есть раздел, в котором учащемуся необходимо прослушать аудиозапись текста на иностранном языке и ответить на вопросы по содержанию текста.

В таблице приведены коды, длительность, количество заданий и максимальный первичный балл на ЕГЭ 2009 года . Также включено минимальное количество баллов (нижняя граница удовлетворительной отметки), которое определяется в тестовых баллах.

Код Предмет Длительность
(минут)
Задания
блока A
Задания
блока B
Задания
блока C
Максимальный
первичный балл
Минимальное
количество баллов
1 Русский язык 180 30 8 1 60 37
2 Математика 240 10 11 5 37 -
3 Физика 210 25 5 6 50 -
4 Химия 180 30 10 5 66 -
5 Информатика и ИКТ 240 18 10 4 40 36
6 Биология 180 36 8 6 69 35
7 История 210 32 11 7 68 -
8 География 180 31 12 7 61 34
9 Английский язык 160 28 16 2 80 -
10 Немецкий язык 160 28 16 2 80 -
11 Французский язык 160 28 16 2 80 -
12 Обществознание 210 30 6 8 62 -
13 Испанский язык 160 28 16 2 80 -
18 Литература 240 нет 12 5 39 30

Бланки ЕГЭ

  • Бланк регистрации используется для регистрации участников экзамена
  • В бланк ответов № 1 вносятся ответы на задания блоков A и B
  • Для развёрнутых ответов на задания блока C используются бланк ответов № 2 и дополнительный бланк ответов № 2

Все бланки ЕГЭ имеют размер 210 мм × 305 мм:

Кроме основной стороны экзаменуемые могут использовать оборотную:

Заполнение всех бланков ЕГЭ должно вестись строго по установленным правилам , в противном случае данные могут быть неправильно распознаны, что засчитывается за неправильный ответ.

Выставление оценок за ЕГЭ

Каждое выполненное задание ЕГЭ оценивается в 1 или большее число баллов. Сумма этих баллов составляет первичный балл испытуемого. Количество первичных баллов различается по разным предметам, например, минимальное количество первичных баллов в 2009 году содержит ЕГЭ по математике (37 первичных баллов), а максимальное - ЕГЭ по биологии (69 первичных баллов) и иностранным языкам (80 первичных баллов).

Далее устанавливается соответствие между первичными и тестовыми баллами (при этом максимальный тестовый балл всегда равен 100). Шкала перевода первичных баллов в тестовые зависит от сложности заданий и статистического анализа результатов ЕГЭ по всем участникам экзамена и рассчитывается с помощью специальной компьютерной программы. Эта шкала не является линейной , например, на экзамене по русскому языку в 2008 году 30 первичных баллов из 60 переводились в 52 тестовых балла, а на экзамене по математике 18 первичных баллов из 37 переводились в 58 тестовых баллов . Другой особенностью шкалы пересчета является то, что небольшое изменение первичного балла по краям шкалы (то есть при первичном балле близкому к нулю или к максимальному значению) приводит к значительному изменению тестового балла (например, 1 первичный балл соответствует 6 тестовым баллам по всем предметам, кроме иностранных языков), в то время как посередине шкалы изменение первичного балла на 1 приводит к изменению тестового балла на 1 или 2.

Статистические данные о результатах ЕГЭ доступны .

Результаты ЕГЭ

Во время проведения ЕГЭ в качестве эксперимента информацию о результатах экзамена можно было получить на сайте, введя паспортные данные участника.

Апелляции по результатам ЕГЭ

После получения результатов ЕГЭ, участник ЕГЭ может подать апелляцию в конфликтную комиссию субъекта РФ для пересмотра результатов проверки работы. При этом формальная подача апелляции является единственной возможностью для участника экзамена ознакомиться со своей работой после её проверки.

Апелляция может быть подана только в двух случаях:

  1. В случае несогласия участника экзамена с распознаванием ответов в заданиях частей А и B, то есть тех заданий, по которым проводится компьютерная проверка. Участник экзамена получает бланк своей работы и распечатку того, как ответы были распознаны компьютером. В случае некорректного распознавания ответа, он может быть исправлен решением конфликтной комиссии.
  2. В случае несогласия участника экзамена с результатами проверки части С экспертами. В этом случае оценка может быть пересмотрена (в том числе в сторону уменьшения количества баллов) после дополнительной проверки работы конфликтной комиссией.

Решение конфликтной комиссии субъекта РФ может быть пересмотрено Федеральной конфликтной комиссией .

ЕГЭ как выпускной экзамен в школе

Начиная с 2009 года выпускники школ сдают два обязательных выпускных экзамена: по русскому языку и математике . Выпускники допускаются до экзаменов если они не имеют неудовлетворительных годовых оценок по всем предметам.

Выпускник должен получить по этим экзаменам оценку, не ниже балла, установленного Рособрнадзором. Если учащийся получает оценку ниже минимально установленной по одному предмету, то он может пересдать этот экзамен в этом же году. Если учащийся получает неудовлетворительную оценку и по русскому языку, и по математике, то он может повторно пересдавать ЕГЭ только в следующем году. Выпускники, получившие удовлетворительные оценки (или получившие одну неудовлетворительную оценку, а потом ее пересдавшие) получают аттестат о полном среднем образовании.

Также выпускники могут сдавать любое количество дополнительных экзаменов в форме ЕГЭ, их результаты не влияют на получение аттестата . В аттестат по каждому предмету выставляется среднее арифметическое оценок выпускника за последние два года обучения, независимо от результата, полученного на ЕГЭ.

Поступление в вузы по результатам ЕГЭ

Для поступления в вуз абитуриенту необходимо сдать вступительные экзамены в форме ЕГЭ. Список вступительных экзаменов утверждается Министерством образования и науки и содержит, как правило, четыре экзамена для каждой специальности (в некоторых случаях - три). Для каждой специальности один из экзаменов является профильным (в перечне профильный экзамен выделен). Вуз может сократить количество экзаменов до трех, в число экзаменов обязательно должен входить экзамен по русскому языку и профильному предмету.

При приёме на специальности, предполагающие наличия у абитуриентов определённых творческих способностей, физических или психологических качеств вузы также проводят дополнительный экзамен или творческий конкурс, кроме трех экзаменов, проводимых в форме ЕГЭ. Перечень таких специальностей утверждается Министерством образования и науки .

Избранным вузам разрешается проводить дополнительные профильные экзамены. Перечень вузов, которым разрешено проводить дополнительные вступительные испытания и порядок их проведения определяется Правительством РФ . В 2009 году дополнительные вступительные экзамены профильной направленности по отдельным специальностям получили право проводить 24 вуза .

Без вступительных испытаний могут приниматься в вуз победители и призёры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников . Победители и призеры иных олимпиад из числа утвержденных Министерством образования и науки могут приниматься в вуз без вступительных экзаменов или без сдачи части вступительных испытаний . На специальности, связанные с физкультурой и спортом , без экзаменов принимаются чемпионы Олимпийских игр .

Предполагается, что введение ЕГЭ упростит поступление в вузы для абитуриентов из сельской местности и удаленных регионов. Абитуриент сможет подать заявление в выбранный вуз и приложить к нему информацию о сдаче ЕГЭ заочно - по почте или через интернет , не приезжая лично в выбранный вуз. При этом можно подать заявление в несколько вузов. Вузы могут проверить информацию о результатах сдачи ЕГЭ в Федеральной базе свидетельств о результатах ЕГЭ.

Поступление в ссузы по результатам ЕГЭ

В 2009 году поступление в образовательные учреждения среднего профессионального образования производится преимущественно по результатам ЕГЭ. Поступающие должны сдать два экзамена из утвержденного перечня вступительных испытаний . При этом экзамен по русскому языку является обязательным, а второй экзамен поступающий может выбрать самостоятельно, если в перечне вступительных испытаний содержится три или более экзамена. На отдельные специальности, предполагающие наличия у абитуриентов определённых творческих способностей, физических или психологических качеств ссузы также проводят дополнительный экзамен или творческий конкурс.

Полемика вокруг ЕГЭ

Примечания

  1. Федеральный закон № 17-ФЗ от 09.02.2007 о введении ЕГЭ
  2. Приказ Рособрнадзора № 74 от 19.01.2009 «Об утверждении сроков и единого расписания проведения ЕГЭ… в 2009 году»
  3. Спецификации и демо-версии КИМ 2009 г.
  4. Демонстрационные варианты ЕГЭ всех лет
  5. Распоряжение от 06.06.2009 № 1245-10 «Об установлении минимального количества баллов единого государственного экзамена по русскому языку, подтверждающего освоение выпускником основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования в 2009 году»
  6. Распоряжение от 01.06.2009 № 1218-10 «Об установлении минимального количества баллов единого государственного экзамена по информатике и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ), подтверждающего освоение выпускником основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования в 2009 году»
  7. Распоряжение от 01.06.2009 № 1219-10 «Об установлении минимального количества баллов единого государственного экзамена по биологии, подтверждающего освоение выпускником основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования в 2009 году»
  8. Распоряжение от 08.06.2009 № 1251-10 "Об установлении минимального количества баллов единого государственного экзамена по географии, подтверждающего освоение выпускником основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования в 2009 году"
  9. Распоряжение от 08.06.2009 № 1252-10 "Об установлении минимального количества баллов единого государственного экзамена по литературе, подтверждающего освоение выпускником основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования в 2009 году"