Либеральное движение в России в эпоху Александра II. Общественное движение при Александре II

Рост народного недовольства и возникновение народничества. Реформы, проводимые в России с начала 1860-х годов, ускорили экономическое развитие страны, раскрепостили частную инициативу и оказали заметное влияние на общественную жизнь.

Политика государства была направлена на то, чтобы постепенно превратить Россию в современное, правовое государство с развитой экономикой. Однако политическое устройство государства оставалось неизменным. Любые посягательства на самодержавную власть государя беспощадно пресекались.

Несмотря на вынужденное осуществление ряда реформ в аграрной области, судо-производстве и местном управлении, Александр II болезненно воспринимал даже малейшие намеки на необходимость ограничения абсолютной власти монарха. И в правительстве, и среди мелкого и среднего чиновничества находилось немало людей, которые хотели сохранения жесткого административного контроля над всеми областями человеческой деятельности. Они нередко трактовали интересы государства в свою пользу.

Жесткая административная власть устраивала и значительную часть дворянства, поскольку по мере экономического развития страны оно теряло свои привилегии, раньше законодательно строго защищенные. Представители этих социальных групп тормозили проведение дальнейших преобразований. Архаичность, отсталость политической системы в России оставались мощным препятствием на пути ее дальнейшего развития. Народ и власть по-прежнему были далеки друг от друга.

С другой стороны, крестьянство выражало неудовлетворенность реформой 1861 года, и в первую очередь небольшим размером полученных земельных наделов. Недовольство крестьян разделялось народниками - революционно настроенными представителями общества, считавшими Великие реформы половинчатыми, мало учитывающими интересы народа.

Большинство народников происходило из разночинцев, т.е. это были выходцы из малообеспеченных семей священников, чиновников, мелких дворян, зарождающейся городской интеллигенции. Тайные союзы народников стали вырабатывать стратегию и тактику борьбы с существовавшим общественным строем.

Общая численность народников была небольшой: в период расцвета народничества, в 1870-е годы, их было около двух тысяч человек. Народникам было присуще решительное неприятие российских государственных порядков. Их целью было радикальное изменение существующего политического строя.

Идеология народничества. К началу 1870-х годов среди русских социалистов-народников существовали три наиболее популярные теории, пропагандируемые известными деятелями революционной среды - Михаилом Александровичем Бакуниным (1814 -1876), Петром Лавровичем Лавровым (1823-1900) и Петром Никитичем Ткачевым (1844-1886).

М. А. Бакунин в 1871 году основал свою революционную группу, став теоретиком анархизма (греческое слово anarchia значит «безвластие»). Он являлся проповедником теории разрушения государства, полностью отрицал возможности использования в «целях трудящихся» парламентаризма, свободы печати, избирательной процедуры. Не принимал он и теорию ведущей роли пролетариата в революции, возлагая надежды на крестьянство, ремесленников и люмпенов. В 1873 году за границей появилась самая известная работа Бакунина - книга «Государственность и анархия», где русский крестьянин назывался прирожденным социалистом, склонность которого к бунту не подлежала сомнению. Задача революционеров, по мнению Бакунина, состояла в том, чтобы «разжечь пожар» революции.

П. Л. Лавров считал, что в Западной Европе действительно существуют непримиримые классовые противоречия и что там исполнителем революционного переворота будет рабочий класс. В более же отсталых странах, таких, как Россия, социальную революцию предстоит осуществить крестьянству. Однако эту революцию надо готовить путем распространения научной социальной мысли в рядах интеллигенции и путем пропаганды социалистических идей в народе.

Свою собственную теорию революции разработал видный представитель революционного течения русской общественной мысли П. Н. Ткачев. Он полностью отвергал концепцию русской экономической самобытности, считал, что в пореформенной России капитализм медленно, но неуклонно утверждается. Однако «сидеть сложа руки революционеры не имеют права», общественный процесс необходимо ускорить, т.к. народ не способен на самостоятельное революционное творчество. В отличие от Лаврова, Ткачев утверждал, что не просвещение и революционная пропаганда создадут условия для революции, а сама революция явится мощным фактором революционного просвещения. Необходимо создать строго законспирированную организацию, захватить власть и использовать силу государства для подавления и уничтожения эксплуататоров, - считал Ткачев.

И Бакунин, и Лавров, и Ткачев развивали свои идеи и взгляды в далеком от России зарубежье. Их труды публиковались в эмигрантских газетах, в малотиражных книгах и брошюрах.

«Хождение в народ». Еще в 1861 году А. И. Герцен в основанном им журнале «Колокол» призвал революционеров идти в народ, вести там революционную пропаганду. На этом же настаивал и П. Л. Лавров, чьи идеи были чрезвычайно популярны среди народников в начале 1870-х годов. В 1874-1875 годах сотни молодых людей устремились в деревню. Началось «хождение в народ». Народники работали фельдшерами, землемерами, ветеринарами. При каждом удобном случае они вели беседы с крестьянами, разъясняя им, что, для того чтобы ликвидировать притеснения властей, добиться благополучия и достатка, им надо свергнуть существующий порядок вещей и устроить «народную республику». Народники призывали крестьян готовиться к восстанию.

Зачастую эти беседы заканчивались тем, что крестьяне или сдавали пропагандистов полиции, или сами с ними расправлялись. «Хождение в народ» продолжалось несколько лет и окончилось полным провалом.

Народнический террор. После неудачи «хождения в народ» руководители народничества решили, что необходимо развернуть террор (латинское слово terror означает «страх») против власти. Таким путем им хотелось пробудить у нее страх, растерянность. Они рассчитывали, что это ослабит государственный порядок и облегчит их главную задачу - свержение самодержавия.

В 1876 году возникла организация «Земля и воля». В ее программе уже было открыто записано, что нужны действия, направленные на дезорганизацию государства, уничтожение наиболее выдающихся лиц из правительства. Организация объединила около 200 человек, вынашивались планы различных террористических актов. Самым известным делом рук террористов стало убийство в 1878 году шефа полиции генерала Н. В. Мезенцева.

В среде народников не все одобряли террор. Некоторые, например Г. В. Плеханов, считали, что надо продолжать «политическую пропаганду». Они выступали против террора как единственного средства решения политических задач.

В 1879 году «Земля и воля» раскололась на две организации - «Народная воля» и «Черный передел».

Большая часть народников - «непримиримые» - объединились в «Народной воле», ставившей своей целью свергнуть монархию, обеспечить созыв Учредительного собрания, ликвидировать постоянную армию, ввести общинное самоуправление. Одним из основных средств борьбы они считали террор, а убийства представителей власти называли революционным правосудием. Вместе с тем народовольцы продолжали пропагандистскую работу среди рабочих, студенчества, в армии.

Главной мишенью народников стал император. Первое покушение на него организовали в апреле 1866 года, когда недоучившийся студент Д. Каракозов стрелял в Александра II. Затем были другие покушения. Пятая попытка, в 1880 году, гулким эхом отозвалась по всей России.

Это был взрыв в главной императорской резиденции в Петербурге - Зимнем дворце. По счастливой случайности никто из семьи императора не пострадал. Но погибло 13 солдат караула и 45 было ранено.

Цареубийство. Александр II был глубоко возмущен этим террористическим актом, совершенным в самой царской резиденции. Он решил навести в стране порядок и сосредоточить власть в руках доверенного человека. Выбор пал на графа Михаила Тариеловича Лорис-Меликова (1825-1888), прославившегося смелыми и решительными действиями в годы русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Граф получил большие полномочия. Он действовал не только при помощи репрессий, но и разумных уступок общественному мнению, разработав программу реформ. Было упразднено Третье отделение Императорской канцелярии и сняты с должностей высшие сановники империи, пользовавшиеся дурной репутацией в либеральных кругах. Лорис-Меликов выдвинул предложение привлечь к выработке новых законов выборных от народа.

Между тем народники продолжали вынашивать идею убийства царя. Руководители «Народной воли», студент А. И. Желябов и дочь генерала С. Л. Перовская, составили план покушения. Оно намечалось на 1 марта 1881 года. Накануне полиции удалось напасть на след заговорщиков и арестовать Желябова, но это не изменило планы террористов.

1 марта 1881 года на берегу Екатерининского канала в карету царя была брошена бомба, но он не пострадал. Следующим взрывом бомбы, которую швырнул второй злоумышленник, Александра II тяжело ранило. В тот же день он скончался.

На престол вступил его сын, ставший императором России Александром III. Вопросы и задания

  1. Охарактеризуйте взгляды и идеи народников. Каких крупных идеологов народничества вы знаете?
  2. Назовите народнические организации, возникшие в России в 1860-1880-е гг. Что сближало и что отличало их друг от друга?
  3. Раскройте содержание терминов, названий, понятий: радикалы, террор, «хождение в народ».
  4. Дайте оценку следующим фактам:
    • 1866 г. - выстрел Д. В. Каракозова в царя;
    • 1878 г. - В. И. Засулич стреляла в петербургского обер-полицмейстера Ф. Ф. Трепова;
    • 1878 г. - убийство шефа жандармов Н. В. Мезенцева;
    • 1879-1881 гг. - неоднократные покушения на Александра II; 1 марта 1881 г. - убийство Александра II.

    Выскажите свое отношение к политическому террору, взглядам, идеалам, поступкам народовольцев.

  5. Каковы итоги царствования Александра II? Каким остался в памяти народа этот царь-освободитель? Дайте политическую и нравственную оценку реформаторской деятельности Александра II.

Документы

Социальный состав и численность участников революционного движения в 1870-1879 гг.

  • Какие выводы можно сделать на основе этих данных? Чем объяснить преобладание студенчества среди участников революционного движения?

Из программы организации «Земля и воля»:

  • Задачи, на которые должно быть устремлено все внимание революционной партии:
  1. помочь организоваться революционным элементам в народе и слиться с существующими уже народными организациями революционного характера;
  2. ослабить, расшатать, то есть дезорганизовать, силу государства, без чего, по нашему мнению, не будет обеспечен успех никакого, даже самого широкого и хорошо задуманного, плана восстания.
  • К чему призывали народники? Каковы были, согласно их убеждениям, пути достижения поставленных целей?

Из воспоминаний известного общественного деятеля Б. Н. Чичерина о реакции населения на известие о покушении на императора 1 марта 1881 года:

Это известие всех страшно поразило, огорчило, ошеломило. Подробности о совершенном злодеянии исполнили всех ужасом. Во всех слоях народа грусть, страх и изумление овладели людьми. Где и чего тогда не говорили! По селам стали распространять слухи о том, что дворяне убили царя за лишение их крепостных людей. В городах - пугали смутами по деревням. Даже в войсках не было совершенно спокойно.

Целые два месяца Россия была в каком-то странном смущении и оцепенении; не только руки отпадали от всякого дела, но даже ум и чувства как будто омертвели.

Покойного государя любили, обожали освобожденные крестьяне и бывшие дворовые люди; душевно были к нему расположены и преданы в обществе все лично его знавшие и те, которые много слышали о его сердечной доброте, о его всегдашнем расположении ко всякому доброму делу.

Едва ли кто из русских самодержцев был вообще так любим, как Александр II. Всякий русский с чувством от души говорил: вечная тебе память!

  1. Как эти воспоминания характеризуют автора, его позиции, убеждения?
  2. Какое представление об атмосфере в обществе после убийства царя можно составить на основе этого документа? О чем говорят приведенные факты?
  3. Как объясняет Б. Н. Чичерин «оцепенение общества»? Чем, по мнению автора, Александр II заслужил любовь народа?

Общественное движение.

Крестьянская реформа 1861 г. стала «звездным часом» для деятелей из либерального лагеря, как западников, так и славянофилов, кото­рые получили возможность воплотить в жизнь свои идеи. Либераль­ное движение в 1860-1870-е гг., возглавляемое университетскими профессорами К. Д. Кавелиным и Б. Н. Чичериным, выдвигало в це­лом довольно умеренную программу, не выступало с требованиями созыва парламента, полагало его несвоевременным и возлагало все надежды на продолжение и развитие либеральных реформ «сверху», по воле императора. Либералы активно участвовали в осуществлении земской, городской и судебной реформы, в деятельности нового суда и новых органов местного самоуправления. К концу 1870-х гг. в их среде наблюдается определенная радикализация, выдвигается лозунг «увенчания здания» (создание, помимо местных земств, всероссий­ского земства, то есть парламента), отдельные представители либе­ралов (И. И. Петрункевич) ищут контактов с революционным дви­жением.

Реформы 1860 1870-х гг., хотя и внесли существенные изменения в жизнь России, все же имели незавершенный и во многом непоследовательный характер, сохраняя многое из пережитков прошлого. Самая главная из реформ — крестьянская, дав крестьянам личную свободу, еще больше усилила их экономическую зависимость и от помещика, и от государства. Ощущение разочарования, обманутых надежд привело к росту радикаль­ных настроений в среде интеллигенции и учащейся молодежи, среди ко­торой увеличилась доля разночинцев — выходцев из средних и низших сословий, получивших образование. Ряды разночинцев пополнялись и за счет разорившихся, обедневших дворян. Именно этот слой людей, ли­шенных определенного места в сословной структуре общества, стал пи­тательной почвой для революционного движения, которое набрало зна­чительную силу в период правления Александра II.

  • 1861 г. — возникает первая революционная организация «Земля и воля» во главе с редактором журнала «Современник» Н. Г. Черны­шевским. В названии организации были заключены ее главные идеи — передача крестьянам без выкупа всей помещичьей земли и ликвидация самодержавия, замена его демократической республикой. Лидеры «Земли и воли» были быстро арестованы (Чернышевский — в 1862 г.), не успев развернуть активную деятельность, и к 1864 г. организация прекратила существование. С начала 1860-х гг. во многих городах России, прежде всего университетских, возникают молодежные ан­типравительственные кружки. Участников молодежного движения, протестовавших против дворянских нравов и обычаев, стали называть нигилистами.
  • 1866 г. — член кружка ишутинцев Д. В. Каракозов совершает не­удачное покушение на царя в знак протеста против «обманной» крестьянской реформы. Каракозов был повешен, его покушение привело к ужесточению политического режима и усилению поли­цейского преследования нигилистов.
  • 1874 г. — начало «хождения в народ» и формирование народниче­ского течения среди революционеров. Народники, основываясь на идеях А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского, были убеждены в том, что основой социализма в России является крестьянская община.

Многие из них отправлялись жить и работать в деревню, устраива­ясь земскими учителями и врачами. Среди народников выделилось три направления:

  • пропагандистское (П. Л. Лавров) — считали, что необходимо идти в народ для пропаганды социалистических идей, что рево­люция требует долгой подготовки;
  • бунтарское, или анархическое (М. А. Бакунин), — считали, что крестьяне в любой момент готовы к бунту, а задача революци­онной интеллигенции — помочь им организовать всероссийское восстание;
  • заговорщическое (П. Н. Ткачев) — по их мнению, наиболее дей­ственным способом революции являлся захват власти органи­зованной революционной партией, которая, придя к власти, осуществит все необходимые народу преобразования.

На первых порах преобладали представители пропагандистского, в меньшей степени бунтарского направлений. Однако «хождение в народ» окончилось неудачей — большинство народников были арестованы полицией, в том числе по инициативе самих крестьян, которые с подозрением относились к городским жителям с «гос­подскими» привычками. На судебных процессах они были приго­ворены к длительным срокам тюремного заключения. В среде на­родников родилась мысль о необходимости создания централизо­ванной, единой, общероссийской организации.

  • 1876 г. — возникает партия «Земля и воля», взявшая себе название первой революционной организации 1860-х гг. Ее лидеры — В. Н. Фиг­нер, Н. А. Морозов, А. Д. Михайлов. Землевольцы попытались перей­ти к налаживанию систематической пропаганды в деревне, а также начали устанавливать связи с городскими рабочими. На преследова­ния полиции они стали отвечать террористическими актами. В1878 г.

В. И. Засулич, состоявшая в «Земле и воле», тяжело ранила петербург­ского генерал-губернатора Ф. Ф. Трепова в знак протеста против те­лесных наказаний для политических заключенных, применявшихся по его приказу. Суд присяжных оправдал Засулич.

  • 1879 г. — раскол «Земли и воли» на «Народную волю» и «Черный передел». Чернопередельцы (Г. В. Плеханов) выступали за продол­жение старой тактики работы в деревне и агитации за «черный пе­редел», то есть раздел помещичьей земли между крестьянами. На­родовольцы (А. И. Желябов, С. Л. Перовская) были сторонниками террора и выдвижения на первый план политических задач — унич­тожения самодержавия и установления политических свобод. «На­родная воля» превратилась в сильную, законспирированную, раз­ветвленную организацию, имевшую связи в среде интеллигенции, рабочих, офицерства, своих агентов в рядах полиции. Народоволь­цы предприняли ряд покушений на высших чиновников и самого императора. В1880 г. Александр II предоставил министру внутрен­них дел М. Т. Лорис-Меликову чрезвычайные полномочия по борь­бе с террористами и одновременно поручил ему разработку проек­та дальнейших реформ. Лорис-Меликов предложил царю создать законосовещательный орган власти из числа назначенных импера­тором представителей земств. 1 марта 1881 г. Александр IIодобрил этот проект, но в этот же день был убит народовольцами.

Лекция № 8. Реформы Александра 11. Движение народников.

План лекции

1. Организационный момент. Проверка присутствия студентов на лекции. Сосредоточение внимания студентов (5 – 10 мин.)

11. Основная часть:

1. Отмена крепостного права (20 мин.)

2. Буржуазные реформы 1860 – 1870 –е гг.(20 мин.)

3. Экономическое развитие пореформенной России (15 мин.)

4. Общественное движение 1860 – 1880 –е гг. Народничество (20 мин).

111. Заключительная часть. Подведение итогов. Ответы на вопросы студентов. (5 мин.)

1. Отмена крепостного права.

Александр II вступил на престол в 1855 г. после смерти своего отца Николая I. Еще будучи престолонаследником, цесаревич Александр Николаевич первым из Дома Романовых в 1837 г. посетил Сибирь во время большого путешествия по России. Это событие в значительной мере повлияло в дальнейшем на значительное смягчение участи ссыльных декабристов и укрепило его убеждение в необходимости глубоких социально-экономических и политических преобразований. В этом он уподобился Александру I. Свои нововведения он начал с кардинального решения главной социальной проблемы России – крестьянского вопроса.

Крестьянская реформа рождалась в ходе жестоких столкновений между либералами и крепостниками. В правительстве идею освобождения крестьян с землей за выкуп отстаивал лидер реформы с единомышленниками. Основу проекта им удалось отстоять, но противники добились крупных поправок (увеличение выкупа, уменьшение наделов).

Важным показателем капиталистического развития был рост торговли. С 70-х по 90-е гг. внутренний товарооборот вырос в 3 с лишним раза, внешнеторговый – в 4 раза. Главным торговым партнером России была Германия, на втором месте шла Англия. Первое место в экспорте прочно занимал хлеб, на второе место вышел лес. Вывоз промышленных товаров достиг 25% экспорта. Импорт составляли машины, хлопок, металл, уголь, чай, нефть.

В 1890-е гг. появляются первые монополистические объединения в угле - и нефтедобыче. Так как внутренний рынок России был не очень велик и на нем было много иностранных производителей, объединения выполняли роль регуляторов сбыта.

Не только промышленности и торговле уделялось внимание в этот период. Александром III было учреждено Министерство земледелия, которому вменялось "споспешествовать нуждам сельского хозяйства". Им же был основан Крестьянский банк, выдававший ссуды на "необременительных для крестьян условиях". В 1891–1892 гг., когда Россию постиг сильнейший неурожай, по инициативе императора было ассигновано правительством 150 млн. рублей (весьма значительная сумма по тем временам) на борьбу с голодом.

Успехи промышленного развития укрепили положение России среди великих держав, однако догнать передовые страны она не смогла.

4. Общественное движение 1860 – 1880 –е гг. Народничество

После длительного периода реформ, испытывая на себе давление недовольных дворян-ретроградов, Александр II постепенно начал свертывать реформирование. После подавления Польского восстания 1863–1864 гг. реакционный характер правления "Александра-освободителя" усилился. Прогрессивная часть российского общества опасалась возвращения крепостного права, пусть даже в измененном виде.

Половинчатый характер крестьянской реформы 1861 г. явился причиной дальнейшего развития и распространения в России освободительного движения. С 60–70-х гг. XIX в. ведущую роль в освободительном движении в России начинают играть уже не дворяне, а разночинцы (выходцы из средних сословий, дети чиновников, священников, мещан). Господствующей идеологией разночинского этапа освободительного движения (1861–1895) стало народничество.

Народничество – общественное движение 60–90-х гг. XIX в., пропагандировавшее и пытавшееся реализовать в России идеи крестьянского утопического социализма, предполагавшее переход к социализму через посредство крестьянской общины, минуя капитализм. Основные идеи русского крестьянского социализма были изложены в работах и, являвшихся основоположниками идеологии народничества.

В 70-х – начале 80-х гг. главным направлением в народничестве было революционное народничество, считавшее основным средством достижения социальной справедливости крестьянскую революцию. В нем сложилось три течения: "бунтарское" (идеолог – дворянин, профессиональный революционер, один из основоположников анархизма), выдвигавшее требование организации немедленного и всеобщего крестьянского восстания; "пропагандистское" (идеолог – публицист и социолог, сын помещика), отстаивавшее необходимость ведения длительной пропаганды в народе с целью его подготовки к социалистической революции; и "заговорщическое" (идеолог – публицист, участник студенческого движения 60-х гг.), предлагавшее идею захвата верховной власти узкой группой революционеров с целью проведения социалистических преобразований.

Под влиянием агитации теоретиков революционного народничества в середине 70-х гг. XIX в. началось стихийное "хождение в народ" (1874 – 1879) – массовое посещение народниками, революционно настроенной молодежью, сельской местности с целью пропаганды социалистической революции среди крестьян. Однако крестьяне не откликнулись на призывы ко всеобщему бунту и революционному свержению самодержавия. Первые опыты "хождения в народ" были неудачны и привели к массовым арестам народников.

Во второй половине 70-х гг. XIX в. для координации деятельности отдельных народнических кружков стали создаваться организации народников. Первой такой организацией стала основанная в декабре 1876 г. "Земля и воля" (лидеры – , и др.), продолжавшая безуспешные попытки вести социалистическую пропаганду среди крестьян. Расхождения по тактическим вопросам привели к расколу этой организации в 1879 г. на "Народную волю" (лидеры – , и др.), боровшуюся с царизмом методом индивидуального террора (организации покушений на императора и высших чиновников), и "Черный передел" (лидеры – , и др.), члены которого оставались на пропагандистских позициях и продолжали еще некоторое время практику "хождения в народ". Убийство императора Александра II 1 марта 1881 г., организованное "Народной волей", привело к ужесточению репрессий и свертыванию деятельности "Народной воли" и "Черного передела". 3 апреля 1881 г. Петербург был обклеен правительственными объявлениями: "Сегодня, 3 апреля, в 9 часов будут подвергнуты смертной казни через повешение государственные преступники: дворянка Софья Перовская, сын священника Николай Кибальчич, мещанин Николай Рысаков, крестьяне Андрей Желябов и Тимофей Михайлов..." Народовольцы – организаторы убийства царя были казнены. В начале 80-х гг. XIX в. большинство лидеров революционного народничества были арестованы или оказались за рубежом.

Либеральное движение . Либеральное движение, сложившееся еще в первой половине XIX в. и выразившееся в тот период в движениях западников и славянофилов, в 60–90-х гг. XIX в. продолжало развиваться на основе идей западничества и европейской либеральной идеологии. Определенное влияние на него оказала и деятельность славянофилов. С особой силой либеральное движение развернулось в период подготовки крестьянской реформы и проектов других буржуазных реформ 60–70-х гг. XIX в. Либералы (историки и юристы, и др.) поддерживали реформы, проводившиеся правительством Александра II, выступали за свободу слова, печати, неприкосновенность личности, отмену сословных привилегий, независимость суда, развитие местного самоуправления.

Деятельность либералов выражалась в работе в комитетах по подготовке крестьянской реформы, подаче правительству ходатайств о проведении либеральных преобразований, выступлениях в печати. Либеральное движение в России во второй половине XIX в. выступало противником революции, выдвигая требование либеральных реформ, проводимых правительством "сверху" при минимальном участии народа.

Важное значение для развития либерального движения имело земское движение, сложившееся после проведения земской реформы 1864 г., создавшей органы местного самоуправления – земства, и выступавшее за расширение прав земств, создание общеземских представительных органов, принятие конституции. В 1879 г. состоялся первый нелегальный общеземский съезд, объединивший наиболее радикально настроенных представителей земского либерального движения. Съезд принял решение о необходимости распространения в обществе конституционных идей, обсуждал возможность создания тайного общества, однако серьезных практических последствий деятельность съезда не имела.

Центрами формирования либерального движения 60–90-х гг. XIX в. кроме земств были университеты, новые суды, либеральная печать, одним из наиболее известных изданий которой был ежемесячный умеренно-либеральный журнал "Вестник Европы" (1866–1912).

Рабочее движение появилось в России в 60-е гг. XIX в. в связи с процессом формирования фабрично-заводского пролетариата. Первоначально оно имело стихийный и неорганизованный характер. Во многих случаях рабочие ограничивались пассивными формами борьбы (подача прошений администрации фабрик, царским властям, бегство с заводов). На начальном этапе своего развития, в 60–80-е гг., рабочее движение выдвигало в основном экономические требования: повышение заработной платы , ограничение продолжительности рабочего дня, улучшение условий труда.

Первые политические организации рабочих, возникшие под влиянием народников ("Южнороссийский союз рабочих" (1875) и "Северный союз русских рабочих" (1878–1879)), были быстро разгромлены полицией и не оказали заметного влияния на развитие идеологии рабочего движения.

Поражение революционного народничества привелп к переходу части народников на марксистские позиции: в 1883 г. в Женеве лидерами народнической организации "Черный передел" , и др. была основана группа "Освобождение труда" , поставившая своей целью пропаганду в России марксизма.

К концу века усилилось организованное рабочее движение. Основной формой борьбы рабочего движения в 60–80-е гг. была стачка. В 80-е гг. стачечное движение начинает принимать массовый и организованный характер. Крупнейшей стачкой рабочих в 60–80-е гг. XIX в. была Морозовская стачка в городе Орехово-Зуево, произошедшая в 1885 г. на Никольской мануфактуре фабриканта. Изработающих на предприятии здесь бастовало около 8000 человек. Морозовская мануфактура славилась своей изощренной системой штрафов, за 1882–1884 гг. заработная плата на ней снижалась 5 раз. С каждого заработанного рубля вычиталось в виде штрафов от 30 до 50 копеек.

Стачка началась 7 января стихийными выступлениями рабочих, которые разгромили фабричную лавку, квартиры администрации, фабричные помещения. Однако ее руководители (и др.) смогли придать стачке организованный характер: рабочими были сформулированы требования, которые они вручили приехавшему на фабрику владимирскому губернатору. Администрация на уступки не пошла – по личному указанию Александра III начались аресты, предприятие оцепили войска, рабочих загоняли на работу штыками. Однако полностью работа на предприятии возобновилась только в конце января. Организаторы забастовки были отданы под суд. Однако суд присяжных, ознакомившись с положением рабочих, вынужден был их оправдать.

Подъем рабочего стачечного движения в конце XIX в. заставил правительство пойти на некоторые уступки и привел к созданию рабочего законодательства, ограничившего использование женского и детского труда, размеры штрафов, создавшего государственную фабрично-заводскую инспекцию, в которую рабочие могли жаловаться на нарушение своих прав.

Дополнение. (Если позволяет время).

Контрреформы Александра 111. После эпохи великих реформ 1860–1870-х гг. страна вступила в следующий период своей истории, получивший название периода контрреформ Александра III. При Александре III многие преобразования, проведенные в правление его отца Александра II, не только не получили дальнейшего развития, но были серьезно урезаны. Александр III был уверен во вредности системы широких прав и свобод, считая это провоцированием общественных потрясений. Немалую роль в этом сыграло усиление революционного народнического движения, вылившееся в убийство Александра II.

Новый русский император был не самым демократичным и просвещенным человеком среди коронованных особ. Александр III не получил в свое время необходимого образовательного минимума, полагавшегося наследнику престола, так как, будучи лишь вторым сыном Александра II, готовился к военно-инженерной службе, а не к царствованию. При большом росте (193 см) и необычайной физической силе император отличался удивительной выдержкой и самообладанием.

Образ Александра III различными историками трактуется по-разному, часто ему приписывали невежество и даже откровенную тупость, обвиняли царя и в трусости. Сторонники этой трактовки указывали на то, что царь плохо знал русскую грамматику, всю жизнь жил чужими идеями, доверяясь сановникам-администраторам, после убийства отца спрятался на долгие годы в Михайловском дворце (замке) и т. д. Другая сторона утверждала: царь был образован, знал иностранные языки , был умен и храбр. Будучи цесаревичем, лично участвовал в боевых действиях в ходе русско-турецкой войны (в 1877 г.). Во время крушения в 1888 г. царского поезда Александр III спас свою семью, вытащив домочадцев из-под обломков вагона. В политических взглядах императора преобладало стремление к стабильности в обществе, что многие исследователи определяют как консерватизм.

Правил страной Александр III недолго – 13 лет (1881–1894), рано скончавшись от длительной болезни – нефрита. Причиной болезни послужила, видимо, колоссальная физическая нагрузка, которую ему пришлось выдержать во время упомянутого выше железнодорожного инцидента. Крыша вагона во время крушения поезда начала падать на сидевшее за обеденным столом семейство царя. Александр вынужден был держать ее на вытянутых руках. В последующие годы болезнь усугубилась по иной причине. Начальник охраны императора оставил после себя дневники, из которых следует, что царь постоянно и неумеренно употреблял спиртное.

Извечная проблема российской политики – борьба реформ и контрреформ – довольно ярко проявилась в царствовании Александра III. Проводниками обеих политических линий стали в это время, соответственно, и.

был министром финансов России (1892–1903) и наиболее яркой фигурой среди реформаторов на стыке двух столетий. Его основным устремлением было, по собственным словам Витте, дать России такое же "промышленное совершеннолетие, в какое уже вступают Соединенные Штаты Северной Америки". При нем Россия имела мощные банковскую и налоговую системы , была интегрирована в мировую экономику, а рубль в 1897 г. стал конвертируемым. Государственный сектор в экономике был достаточно велик (100% оборонных заводов, 70% железных дорог, 30% земель). Многое из перчисленного имело место уже после смерти Александра III, но основы этого пути были заложены именно при нем. Подобные сдвиги в экономическом курсе страны не могли не встретить сопротивления в консервативном окружении царя. Главным оппонентом Витте был Победоносцев.

При Александре III Витте ввел государственную винную монополию, что существенно укрепило бюджет страны и дало финансовые средства для начала проведения других реформ. Искусный дипломат, Витте умел находить общий язык с самим, от которого очень многое в те годы зависело.

занимал кафедру гражданского права в Московском университете и был воспитателем сначала Александра III, а затем и Николая II (преподавал им законоведение). С 1868 г. – сенатор, с 1872 г. – член Государственного совета, а с 1880 по 1905 г. – обер-прокурор Святейшего Синода. Эти должности, особенно последняя, позволяли Победоносцеву активно влиять на внутреннюю и внешнюю политику страны, а положение воспитателя императора еще более расширяло его возможности. Их он использовал в полной мере, особенно в первые годы правления Александра III.

Главной своей задачей Победоносцев видел ликвидацию либеральных установлений, введенных Александром II, защиту политического курса от проникновения социалистических идей. Витте, отдавая должное образованности и талантам этого политика, называл Победоносцева одним из "столпов консерватизма".

Александр III, стремившийся окружить себя преданными и умными администраторами, отдал предпочтение хорошо знакомому с юности царедворцу и сразу поручил ему составление царского манифеста. Манифест от 01.01.01 г. провозгласил программу нового царствования – курс на контрреформы и упрочение самодержавия. В основу политического курса были положены идеи неограниченной монархии, крайнего национализма и воинствующего православия.

После написания этого документа Победоносцев сконцентрировал в своих руках управление страной, начал тормозить и даже откровенно торпедировать либеральные реформы, жестоко преследовать свободомыслие, либеральную прессу, публицистов и писателей. Именно он начал гонения на, излагавшего тогда в философских публикациях идею "Бога в душе" или "Бога без церкви", и добился публичного отлучения великого писателя от церкви. Наиболее яростным преследователем народовольцев был все тот же Победоносцев.

"Ангел-хранитель трона", как современники называли, не был ни лакеем, ни карьеристом. Он служил "за идею" и делал это последовательно и упорно, борясь за укрепление страны через упрочение самодержавия. Во многом он помешал Витте в проведении прогрессивных экономических и политических преобразований при Александре III и стал идеологом основных контрреформ того времени.

В стране распространялся административный произвол, деятельность политической полиции достигла невероятного размаха и законодательно начал закрепляться возврат к феодально-крепостническим порядкам. Практически сразу после убийства народовольцами Александра II новый император сделал первый шаг в контрреформах – издал "Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия" (1881). Этот документ предоставлял губернаторам право объявлять в губерниях чрезвычайное положение, без суда и следствия и в обход существующих законов проводить аресты, закрывать печатные органы, прекращать деятельность общественных организаций. "Положение" продлевалось каждые три года вплоть до 1917 г.

Одной из важнейших контрреформ 80–90-х гг. явилось принятое в 1889 г. положение о земских участковых начальниках (крестьянская контрреформа), имевшее целью восстановить административную и судебную власть помещиков над крестьянством, утерянную ими после крестьянской реформы 1861 г. Земские начальники, назначаемые министром внутренних дел из числа помещиков, потомственных дворян, получали право контроля и надзора за органами крестьянского самоуправления, право производить аресты, применять телесные наказания, отменять решения сельских сходов и выборных должностных лиц. К земским начальникам переходили функции мировых судей, а сами мировые суды отныне упразднялись.

В 1890 г. вышло "Положение о губернских и уездных земских учреждениях" (земская контрреформа). Согласно этому документу, изменялась система выборов в земские органы. Первая избирательная курия стала включать только дворян, число гласных от нее увеличивалось. Число гласных от второй курии уменьшалось, имущественный ценз повышался. Крестьянские сходы выбирали теперь лишь кандидатов в гласные. Список кандидатов рассматривался на съездах земских начальников и в окончательном виде утверждался губернатором.

"Городовое положение", вышедшее в 1892 г. (городская контрреформа), повысило имущественный ценз для избирателей на выборах в органы городского самоуправления, около половины избирателей лишилось своих избирательных прав, городские головы и члены управы переводились в разряд государственных служащих и, следовательно, попадали под полный контроль администрации.

Политика контрреформ 80–90-х гг. способствовала замедлению социально-политического развития страны, но не смогла полностью ликвидировать результаты буржуазных преобразований 60–70-х гг.

Последовательно проводя контрреформы, подготавливаемые Победоносцевым, Александр III все больше начинает понимать необходимость поступательного движения в экономической и политической областях. Он все чаще обращается к Витте, и в недрах контрреформистского правления начинают готовиться грядущие реформы. Витте в "Воспоминаниях" пишет, что царь начал торопить его с подготовкой закона об ответственности фабрикантов перед рабочими. "Надо идти вперед, надо создавать,– говорил царь, убеждая не поддаваться влиянию Победоносцева и его сторонников. – Я уже давно перестал принимать во внимание их советы".

Александр III вошел в историю как "Александр-миротворец", т. к. при нем Россия совершенно не вела войн. Миротворческая идея, которой он руководствовался, выражалась в дипломатических усилиях по обеспечению гарантированного мира на Европейском континенте. "Силою и войною нельзя утверждать прочных и продолжительных союзов", – говорил Александр III. В мире позиция России была оценена по достоинству. "Счастливо человечество и русский народ, что император Александр III крепко держался идеи всеобщего мира и считал осуществление этой идеи своей первой и наибольшей обязанностью", – писала тогда лондонская "Таймс". Однако в ходе осуществления миротворческой дипломатии России пришлось и многим поступиться. Так, Александр III уничтожил достижения предыдущего царствования на Балканах. В дальневосточном регионе при нем уже назревал конфликт с Японией. Во время правления Александра III происходит постепенное ухудшение и российско-германских отношений. Одновременно Россия идет на сближение с Францией, которое закончилось заключением франко-русского союза (1891–1893). Миротворчество оборачивалось нарастающей дестабилизацией отношений России с целым рядом стран, что впоследствии привело к войнам.

В 60-х годах XIX века формируется новое течение революционного движения под названием народники. В нее входят передовая молодежь и представители разночинской интеллигенции. Им была присуща вера в самобытное развитие России, поскольку она ближайшая, по их мнению, к социалистическому обществу. Основу нового общества они видели в сельской общине.

Известны три этапа народнического движения:
1. (1859-1861 гг.) - Проходил под лозунгом "хождения в народ";
2. (1870-е годы) - пропагандистская работа среди населения, массовое "хождение в народ" (с 1874 г.)
3. (1880-е годы) - политическая борьба с элементами террора.

В рамках народнического движения существовали два основных течения - умеренное (либеральное ) и радикальное (революционное ). Представители умеренного течения стремились к ненасильственным социальным, политическим и экономическим преобразованиям. Представители радикального течения, считавшие себя последователями Чернышевского , стремились к быстрому насильственному свержению существовавшего режима и немедленному осуществлению идеалов социализма .

Общие принципы:

1) Вера в народ. Она была характерна для сознания образованных слоев русского общества. Народ рассматривался как носитель некоего идеала. Но идеал воспринимался по-разному.

Консервативно настроенные монархисты видели в народе носителя религиозной идеи.

Леворадикальная интеллигенция видела в народе носителя идеи социальной справедливости.

Эта убежденность являлась результатом отрыва от народа, смутного сознания того, что собой являет действительно крестьянство.

2) Для народников было характерно крайне отрицательное отношение к развитию капитализма в России. Они считали капитализм строем плохим, а в России еще и искусственным. Они полагали, что капитализм в России насаждается исключительно сверху государством, не имеет никаких корней.

3) Для народников было характерно приоритетное внимание к проблемам социального характера. Они казались более существенными, чем проблемы политического характера. Проблемы политические казались производными, вторичными от социальных.

4) Для народников был характерен исторический индивидуализм. Они считали, что при надлежащей энергии можно повернуть ход общественного развития.

Наиболее крупной революционной организацией этого периода являлась «Земля и воля» (1861 - 1864). В 1879 г. с связи с усилением радикального крыла организации, требовавшего насильственных методов борьбы с царским режимом, «Земля и воля» распалась на две организации – «Народную волю», ставшую на путь террора и прямого захвата власти, и «Чёрный передел», сохранивший прежние методы революционной пропаганды.

После убийства Александра 2 в 1881г. членами организации «Народная воля» (В.Фигнер, С.Перовская, А.Ульянов, И.И. Гриневицкий).

После убийства народовольцами Александра II (1881), организация была разгромлена полицией, и к концу 1880-х гг. прекратила свою деятельность. В начале 1880-х гг. распался «Чёрный передел».

Либерализм в Российской империи зародился ещё в XVIII в. Но особую значимость и остроту он приобрёл при правления императора Александра II в 1860-1880 гг. после проведения так называемых либеральных реформ. Многие прогрессивные дворяне и либералы были недовольны половинчатостью крестьянской реформы и требовали от властей её продолжения. Кроме того, в России также возникло движение «земский конституционализм», основным требованием которого являлось предоставление гражданских прав. Обо всём этом более подробно вы узнаете из данного урока.

Слово «либерализм» появилось в Европе в XVIII в. Оно является производным от слова liberalis, что означает свободный. Вообще, либералы - это люди, главной целью политической борьбы которых является обеспечение прав и свобод человека.

В России первой половины XIX в. слово «либерал» было практически ругательным. Дело в том, что Николай I в начале своего правления был серьёзно напуган декабристами, а все революции в Европе в середине XIX в. проходили под лозунгами либерализма. Поэтому власти относились враждебно к либералам.

Крестьянская реформа 1861 г. своей половинчатостью вызвала недовольство не только у крестьян, но и у значительной части прогрессивно настроенных дворян. Многие дворяне стали обращаться к царю или выступать на местных губернских собраниях с просьбой об изменении порядка проведения реформы. Самой известной акцией такого плана стало выступление в декабре 1864 г. тверских дворян во главе с бывшим предводителем дворянства А.М. Унковским (Рис. 2). За это ему запретили заниматься крестьянскими вопросами, а также отстранили от должности. 112 тверских дворян представили императору Александру II документ, который назывался «Верноподданический адрес». Однако положения этого документа были почти что революционными. Дворяне сами настаивали на том, чтобы создать систему, абсолютно равную для всех сословий, отменить сословные привилегии дворянства, создать независимый суд и даже наделить крестьян землёй.

Рис. 2. А.М. Унковский - предводитель российского дворянства, общественный деятель ()

Александр II, который казался либеральным императором и сторонником прогресса, приказал репрессировать этих дворян. 13 человек были помещены на два года в Петропавловскую крепость, а Унковский был даже сослан в Вятку за свои радикальные идеи. Другие либералы, увидев подобную реакцию со стороны властей, побоялись открыто выступать против правительства даже с самыми благими намерениями. Они стали группироваться вокруг немногочисленных журналов, которые стали выходить в 1860-е гг.

Своеобразным центром политической борьбы и рупором либералов стал журнал «Вестник Европы» (Рис. 3). Издание с таким названием уже выходило в России с 1802 по 1830 гг., но было закрыто по требованию Николая I, боявшегося любых проявлений оппозиционности. «Вестник Европы» с 1866 г. выходил под редакцией известнейшего общественного деятеля и историка М.М. Стасюлевича (Рис. 4). Журнал публиковал острые политические материалы. Там выступали такие известные учёные, как И.М. Сеченов, К.А. Тимирязев; публиковались произведения Л.Н. Толстого, А.Н. Островского, И.А. Гончарова, а в 1880-е гг. даже произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина - одного из самых острых и едких сатириков.

Рис. 3. Журнал «Вестник Европы» ()

Рис. 4. М.М. Стасюлевич - редактор журнала «Вестник Европы» ()

Самым влиятельным изданием можно считать газету «Голос» (Рис. 5), которая выходила в России на протяжении двадцати лет и объединяла также сторонников либеральной идеи. Она ненадолго объединила даже славянофилов и западников - представителей двух противоположных течений, которые враждовали друг с другом ещё с 1830-х гг.

Одним из проводников либеральной идеи стал известный славянофил Ю.Ф. Самарин (Рис. 6). В 1870-е гг. московское земство пригласило его поучаствовать в разработке проекта налоговой реформы, в чём он активно принял участие. Согласно его проекту налоговыми, или податными, должны были стать все сословия Российской империи, то есть налоговое бремя ложилось не только на крестьян и мещан, но и на дворян и духовенство. Для Александра II всё это было слишком радикальным. Самарина не тронули только потому, что он уехал за рубеж и там вскоре скончался.

Рис. 6. Ю.Ф. Самарин - славянофил, проводник идей либерализма в России ()

Славянофилы продолжали считать Россию самобытной цивилизацией, но они видели, что те изменения, происходившие в стране, явно вели к лучшему её положению. С их точки зрения, возможно, России и следовало бы использовать опыт западных стран при условии, что он бы приводил к хорошим результатам.

В конце 1870-х гг. усилились либеральные настроения и среди земств. В либерализме возникло течение «земский конституционализм». Представители этого направления требовали от Александра II продолжения реформ. Они считали, что права земств, то есть органов местного самоуправления, стоит расширить. Основным их требованием было «увенчание здания земской реформы», под чем подразумевалось создание какого-то общегосударственного выборного органа (как бы венчающего здание региональных выборных органов - земских собраний). Сначала это должен был быть совещательный, но в перспективе (это понималось всеми, хотя и не всегда проговаривалось) - законодательный орган, то есть - орган парламентского типа, ограничивающего власть монарха. А это и есть конституционализм - отсюда и название движения. Земские конституционалисты требовали равного положения для всех сословий, а некоторые их представители - даже принятия Конституции Российской империи. Ключевым пунктом политической программы земских конституционалистов было требование о предоставлении гражданских свобод: слова, печати, собраний. Однако Александр II, несмотря на либеральный запал в начале его правления, был не готов пойти на столь серьёзные послабления. Этому весьма препятствовала и революционная деятельность, которая в это время велась в России.

Особенностью земских конституционалистов была надежда на сотрудничество с императором Александром II. В самом конце правления императора у них появилась некоторая надежда. Дело в том, что правой рукой Александра стал М.Т. Лорис-Меликов (Рис. 7), которого считали приверженцем идей либерализма. Но надежды либералов не оправдались и Конституция Лорис-Меликова так и не была принята в Российской империи.

Рис. 7. М.Т. Лорис-Меликов - российский государственный деятель, ближайший соратник Александра II ()

Либералы пытались убедить императора и его приближённых в том, что проще произвести в стране постепенные преобразования, чем дожидаться всплеска революционных настроений. Некоторые представители либеральных кругов даже вступали в контакт с народниками, убеждая их прекратить террористические акты, тем самым вынуждая власть к сотрудничеству. Но все усилия либералов оказались бесполезными.

Некоторые либералы хотели возрождения хотя бы Земского собора, через который можно было бы пытаться влиять на императора. Но такая мысль даже Александру II казалась уже слишком радикальной.

Таким образом, можно сказать, что либеральное движение 1860-х - 1870-х гг. в России не выполнило тех задач, которые оно перед собой ставило. В немалой степени неудачи русского либерализма были связаны с давлением на власть другого политического течения - консерватизма.

Домашнее задание

  1. Что такое либерализм? Как зародилось либеральное движение в России и что ему способствовало?
  2. Охарактеризуйте либералов-дворян с социально-политической точки зрения. Почему прогрессивные дворяне взяли за основу либеральное движение?
  3. Какие причины способствовали зарождению земского конституционализма и что он из себя представлял? Охарактеризуйте политическую программу земских конституционалистов.
  1. Интернет-сайт Sochineniye.ru ()
  2. Интернет-сайт Examen.ru ()
  3. Интернет-сайт School.xvatit.com ()
  4. Интернет-сайт Scepsis.net ()

Список литературы

  1. Лазукова Н.Н., Журавлева О.Н. История России. 8 класс. М.: «Вентана-Граф», 2013.
  2. Ляшенко Л.М. История России. 8 класс. М.: «Дрофа», 2012.
  3. Леонтович В.В. История либерализма в России (1762-1914). М.: Русский путь, 1995.
  4. Либерализм в России / РАН. Ин-т философии. Отв. ред.: В.Ф. Пустарнаков, И.Ф. Худушина. М., 1996.
  5. Татищев С.С. Император Александр II. Его жизнь и царствование. В 2 томах. М.: Чарли, 1996.