Покраска вагонки внутри дома – одно решение множества проблем. Идеи и варианты как покрасить вагонку внутри дома Как покрасить стены из вагонки
Вагонка – один из самых востребованных отделочных материалов. Экологически чистый строительный элемент сделан из массива дерева. Для более удобного использования доски имеют пазы и шипы. Они применяются для внутренней отделки, обшивки фасадов зданий. Придать материалу нужную текстуру, цвет можно при помощи лакокрасочных смесей. От правильного подбора составов зависит его эксплуатационный срок, способность сохранить начальные характеристики.
Виды вагонки
Тонкие строганные доски для облицовки поверхности изготавливают из различных материалов. Самый популярный и долговечный – древесина лиственных, хвойных пород. Также используют пластик и МДФ. На рынке представлены два основных типа вагонки – классический и евро. Различить их можно при визуальном осмотре. В зависимости от необходимой формы профиля, толщины, структуры можно подобрать шпунтованную доску из многочисленных подвидов. Наиболее популярны следующие разновидности:
- «Штиль». Брашированная доска не имеет возле шипа фаски. При монтаже между профилем незаметны соединительные швы. Доски утолщенные, создают имитацию бруса. Можно использовать для облицовки фасадов;
- Классика. На лицевой стороне плоской доски есть дополнительная круглая или угловатая фаска. Благодаря такой особенности при облицовке образуются хорошо заметные швы;
- Блок-хаус. Лицевая часть полностью закруглена. После сборки создается впечатление, будто стены собраны из оцилиндрованных бревен. Используется в саунах и банях;
- Лаунд-хаус. Поверхность гладкая со сложным рисунком. Эффект достигается благодаря дополнительной обработке (горячее тиснение, фрезерование);
- Американка. Имитирует сайдинговые панели. У ламели конусообразной формы снята фаска у шипа. Используют для внутренней отделки;
- Двусторонняя. Имеет две рабочие стороны. Из-за небольшой толщины рекомендуется использовать только для перегородок внутри помещения. Отсутствуют компенсационные каналы;
По способу обработки деревянную вагонку делят на сорта – «экстра», «А», «В», «С». Различить их можно визуально. На лицевой стороне доски «премиум» класса недопустимы малейшие сучки, трещины. Класс «А» приемлет древесину без гнили, синевы, смоляных карманов. Возможны светлые здоровые сучки. В сорте «В» допускаются смоляные карманы. Самый дешевый сорт «С» допускает синеву, обзол на тыльной части.
Преимущества и недостатки окрашивания вагонки
Покраска вагонки эмалью, бесцветным лаком способна продлить срок эксплуатации материала. Если доску используют для обшивки стен, рабочих поверхностей в хозяйственном помещении, можно обойтись обычной пропиткой. В доме или квартире древесную обшивку лучше покрасить качественной краской в практических и декоративных целях. Ведь заменить испорченный верхний слой древесины гораздо дороже, чем несколько банок эмали. Можно приобрести готовую крашеную доску или покрасить ее самостоятельно. Покрытие панелей своими руками имеет массу преимуществ:
- Возможность колорирования элементов разным цветом, нанесения своего рисунка, текстуры;
- Экономия средств. Обработанная вагонка стоит гораздо дороже;
- Возможность выбора самого невероятного оттенка;
- Повышение стойкости к негативным внешним факторам;
- Быстрая просушка.
Красить вагонку необходимо до установки. При нормальном процессе высыхания на стыках не будет светлых полос, портящих весь вид.
Недостатков у окрашивания вагонки практически нет. Главный отрицательный момент – потеря естественного рисунка и вида древесины. Избежать некоторых негативных последствий можно, если учитывать назначение помещения при выборе лакокрасочного материала. Для бань и саун не подходит масляная пропитка, олифа. Лучше использовать твердые смеси с добавлением воска. В закрытых, непроветриваемых помещениях для покраски деревянных досок не рекомендуется применять горючие, токсичные эмали. Окрашивание полов из вагонки следует проводить с учетом истираемости материала. Чтобы не пришлось часто перекрашивать, следует выбирать смеси с высокой износостойкостью.
Растворы, применяемые для окрашивания
Существует множество средств для покрытия вагонки. Это составы для внутренней и наружной обшивки помещений. Они различаются по составу, быстродействию и качественным характеристикам. К примеру, на деревянный наружный фасад оказывают влияние ультрафиолетовые лучи, влажные осадки, высокая, низкая температура, поэтому в состав финишного покрытия должны входить защитные компоненты в преобладающем большинстве.
Декорировать вагонку внутренней части дома можно обычными эмалями, красками. Покрашенные натуральные доски имеют оригинальный внешний вид. Каждая смесь после покраски придает определенный эффект стандартной вагонке. Выбор раствора зависит от предпочтений владельца дачной или городской постройки.
Защитные средства: свойства и технология нанесения
Грамотное и своевременное использование защитных средств позволяет натуральной вагонке не терять внешний вид, первоначальную структуру долгие годы. Антисептические средства позволяют повысить влагостойкость и долговечность материала. Также растворы исключают поражение насекомыми, различными микроорганизмами, образование плесени, губительной не только для вагонки, но и для здоровья владельцев дачи. Исходя из основы изготовления, антисептические средства делятся на четыре основные группы:
- Органические растворители. Проникают вглубь материала, уничтожают очаги гниения, плесени, предотвращают появление новых. Активно борются с биологическими загрязнениями. Имеют резкий запах. Можно использовать внутри и снаружи помещения;
- Водорастворимые средства. Временно защищают древесину при контакте с влагой. Используют в профилактических целях;
- Масляные антисептики. Рекомендуется обрабатывать вагонку, находящуюся на открытом воздухе в контакте с грунтом, влагой. Эффективно защищают материал в сложных условиях;
- Комбинированные смеси. В состав растворов входят различные вещества. Присущие каждой из групп. Хорошо справляются с плесенью, влагой, высокой температурой. Можно использовать как для внутренней обработки, так и для наружной.
Для уменьшения негативного влияния на вагонку используют различные растворы. Биозащитные составы успешно борются с вредителями, плесенью, грибком. Антипирены обеспечивают огнезащиту, замедляют распространение огня. В качества базового покрытия используют комплексные средства защиты – биопирены. Для отбеливания древесины можно применить хлорсодержащие смеси, пероксид водорода, специальные промышленные жидкости. Вагонку из низких сортов древесины необходимо обязательно обрабатывать грунтом для заполнения пор.
Защитными средствами вагонку покрывают перед лаковой, декоративной обработкой. Технология нанесения заключается в пропитке каждого фрагмента в отдельности и с двух сторон. Кисточкой или валиком распределяют антисептик по всей поверхности тонким слоем. Необходимо достать до всех скрытых участков (углов, выемок). Сохнуть деревянные доски должны, не соприкасаясь друг с другом.
Лаковые составы и их свойства
Чтобы освежить пропитанную антисептиком вагонку и облагородить отделку, древесину покрывают лаком. Необходимый по составу раствор выбирают исходя из типа и назначения помещения.
Масляные лаки на основе смол могут иметь различный оттенок – от прозрачного до темно-шоколадного. Покрытие быстро застывает, образуя плотную пленку. Влагостойкую поверхность легко мыть, она полностью готова для дальнейшей покраски. Основной недостаток – высокий уровень пожароопасности.
Алкидные универсальные растворы имеют высокий показатель устойчивости к внешним негативным факторам. Они впитываются вглубь древесины, поэтому долго сохнут (до 3-х дней). Алкидно-карбамидные лаки имеют практически идентичные характеристики. Перед использованием раствор необходимо смешать с кислотным отвердителем. Отличается сильным блеском после застывания. Недостаток – высокая цена, быстрое воспламенение.
Спиртовые политуры и лаки используют в минимальном количестве для покрытия отдельных элементов вагонки. Ватным тампоном или маленькой кисточкой наносят очень тонкий слой раствора. Высохшее покрытие заметно блестит, обретает эластичность. Некоторые виды спиртовых смесей не переносят солнечный свет, поэтому не могут быть использованы на обширных участках вагонки.
В состав нитроцеллюлозных лаков входят пластификаторы, смолы, пигмент. После нанесения на древесину образуют плотное защитное и декоративное покрытие. Им не покрывают вагонку, предназначенную для отделки фасадов. Нитролак не переносит солнечных лучей. Высокую температуру.
Полиуретановые, акриловые растворы на водной основе наносят на вагонку в несколько слоев из-за сильной летучести смеси. Обладают свойством поверхностного натяжения, не трескаются и не стираются. Лак крепко сцепляется с древесиной, защищает ее от химических веществ, намокания.
Краски на разных составах для покрытия деревянной вагонки
Большое разнообразие декоративных смесей позволяет выбрать самые неординарные растворы для реализации смелых идей дизайна. При помощи лакокрасочной продукции можно придать вагонке совершенно любой цвет и фактуру. Для внутренней отделки загородного дома можно использовать следующие краски:
- Акрилатная. Стойкая к осадкам, долго сохраняет блеск и цвет. Краска обладает хорошей адгезией, медленно изнашивается;
- Масляная. Хорошо впитывается в вагонку, не пропускает влагу, позволяет материалу дышать. Со временем может потускнеть;
- Водоэмульсионная. Сохраняет текстуру древесины, придает матовый оттенок. Краска быстро сохнет, не имеет запаха;
- Силиконовая. Выдерживает внушительные механические нагрузки. Обладает хорошей паропроницаемостью, маскирует дефекты. Сохраняет цвет 30 лет;
- Эмалевая на алкидной основе. Подходит для декорирования вагонки. На протяжении длительного высыхания издает едкий неприятный запах. Быстро выцветает на солнце;
- Восковая. Традиционный, натуральный материал для обработки вагонки. После покраски сохраняет натуральный рисунок дерева, придает матовый, глянцевый блеск;
- Силикатная. В состав входит жидкое стекло, что значительно повышает характеристики краски. Ей не страшны ультрафиолетовые лучи. Краситель с повышенной огнестойкостью защищает вагонку от перепадов температуры.
Любой ремонт или строительство необходимо начинать с составления сметы и подробной инструкции. Расходные материалы, такие как краска для вагонки, необходимо закупать с запасом. При расчетах следует учитывать особенности поверхности, инструментов, профессионализм исполнителей работы, количество слоев и текстуру смеси.
Если окрашиваться будет вся комната, то в первую очередь необходимо определить ее периметр. Отнимаем площадь дверей, окон, проемов и прочих необрабатываемых поверхностей. Полученный результат надо сопоставить с нормативным расходом выбранного типа краски. Такую информацию производители помещают на этикетке товара. Нужно понимать, что количество указано с учетом проведения работ в идеальных условиях, для одного слоя окрашивания.
Покрашенные на производстве элементы вагонки стоят в несколько раз дороже необработанных досок. Услуги нанятых работников также обойдутся не дешево. Для экономии средств можно провести все этапы покрытия самостоятельно. Сделать это, к счастью, несложно. Правильно подобранные расходные, вспомогательные материалы оживят интерьер и наполнят дом новыми красками.
Нанесение эмали следует проводить после антисептических процедур, грунтовки и покрытия лаком. При работе с любой смесью следует соблюдать определенные правила. Только в этом случае можно рассчитывать на положительный результат.
Необходимые материалы и инструменты
Качественно покрасить вагонку сможет даже новичок. Лучше работать с новым материалом. Его достаточно просто подготовить, обработать и просушить. Задача усложняется, если доски уже были в использовании, и тонирование необходимо обновлять. Перекрашивать можно только чистую вагонку. Способ устранения лакированного покрытия одинаков для всех типов древесины. Выбеливать сосну, лиственницу лучше в теплых и проветриваемых помещениях. Окрашивание деревянных панелей проводят при помощи минимального набора инструментов и материалов. Необходимо подготовить:
- Оцинкованное, пластмассовое ведро;
- Щетки для нанесения краски разного размера, валик, краскопульт;
- Лестницу, позволяющую достать до потолка;
- Растворы для окрашивания (морилку, лак, эмаль, грунтовку);
- Инструменты для зачистки, шлифования, затирания (наждачную бумагу, кожаные лоскуты, шлифовальную машинку и прочие);
- Широкие защитные очки, маску, перчатки.
Чем лучше красить
Для нанесения краски на вагонку можно использовать кисточку, краскопульт или валик. Выбор правильного инструмента гораздо облегчит процесс. На небольшой площади можно использовать широкую кисть. Краска в этом случае должна быть умеренно густой, чтобы не оставались заметные следы от мазков. Таким материалом можно придавать цвет, как отдельным доскам, так и смонтированной конструкции.
Валик лучше использовать для покрытия евровагонки и других типов досок с гладкой поверхностью, с невыраженными швами. Можно взять широкий инструмент, сразу захватывающий две доски. Это ускорит процесс и сократит расход краски.
При использовании бытового краскопульта необходимо готовиться к большому расходу водоэмульсионки. Чтобы краска лучше впитывалась в дерево, раствор следует делать очень жидким. При такой технологии неизбежны подтеки и наслоения. Необходимо строго соблюдать расстояние между впрыскиванием, чтобы не образовывались капли.
Просушка и степень влажности вагонки
Использовать для облицовки можно только качественную, сухую древесину. Влажная вагонка обязательно расползется и треснет спустя некоторое время после монтажа. Определить степень влажности в домашних условиях можно народным способом. Вес сухой доски значительно отличается от влажной. Механический карандаш на просушенной вагонке не будет оставлять фиолетовую полосу. Звук сухого дерева будет звонче.
Прибегнуть к народным методам можно, если под рукой есть сравнительный влажный материал. Если сравнить не с чем, можно использовать механический способ проверки. В испытываемой древесине необходимо высверлить дрелью углубление. Задержать фрезу в одном положении на 20 секунд. Визуальный анализ выемки покажет примерное содержание влаги. Отверстие задымилось – доска пересушенная, ничего не произошло – влажность в норме, образовалась бахрома – пиломатериал сырой. Просушивать вагонку надо под навесом на открытом воздухе в течение нескольких месяцев.
Тщательно просушивать вагонку необходимо после каждой обработки (пропитка, грунтовка, лакирование, покраска). Если это отдельные доски, их надо разместить в проветриваемом помещении или вынести на улицу при теплой погоде до полного высыхания. Время застывания для каждого используемого раствора индивидуально рассчитано производителем. Срок просушки может увеличиться, если краска нанесена в несколько слоев.
Подготовительные этапы
Правильная подготовка вагонки к покраске облегчает работу с материалом в дальнейшем. Новые высушенные доски следует очистить от загрязнений. При сильном запылении можно использовать влажную тряпку и пищевую соду. Затем необходимо устранить все дефекты. Древесину шлифуют пемзой или мелкой наждачной бумагой. Мелкие частицы убирают и наносят грунт.
Если вагонка уже эксплуатировалась, подготовительные работы включают обязательную очистку старого покрытия. Краску, старый лак снимают растворителями. Многослойные засохшие материалы удаляют щеткой по металлу, феном, строительным шпателем.
Если в будущем старая вагонка будет покрываться прозрачным лаком, то лучше использовать механический способ очистки. Растворители и смывки могут отбелить поверхность неравномерно.
Нанесение краски
Деревянную вагонку проще красить до ее монтажа. Раствор надо наносить тонким слоем, медленно двигаясь сверху вниз. Если для работы выбрана кисть, она должна иметь полужесткую щетину. Чтобы не было разводов, на кисточку не стоит набирать много краски.
Валик должен иметь ворс средней длины. Обмокнув его в краску и прокатив по лотку, инструмент прижимают к вагонке с умеренной силой и прокатывают несколько раз. На поверхности не должно быть пустот и подтеков. Если доски уже собраны, их ребра необходимо докрасить кисточкой. Окрашивание краскопультом будет быстрее, но часть краски разлетится на рядом расположенные предметы.
Нестандартное решение позволит придать древесине состаренный, аристократичный вид. Создать такой эффект можно при помощи дрели со специальной насадкой – брашированным шаром. При обработке поверхности образуются углубления, которые при покраске выступают необычным рисунком. Его глубину можно регулировать за счет проходов шара.
Для покраски доски можно использовать темные или светлые масла. Наносят покрытие методом «сухой кисти», при помощи плотной губки, и равномерно растирают по поверхности. Первый слой сохнет 2 часа. Затем наносят светлое масло или краску. Спустя 15 минут снимают резиновым шпателем, хорошо прижимая его к поверхности. После высыхания дерево получит интересный состаренный эффект.
Покраска дерева с сохранением текстуры
Покрасить вагонку и сохранить текстуру дерева очень просто. Для этого используют лак, пигментированные масла и лазури. Работы можно проводить на отдельных досках или уже на обшитой стене. Используют валик и несколько кистей разных размеров.
Технология текстурирования заключается в нанесении дисперсионного лака кисточкой на небольшие фрагменты материала и последующем равномерном распределении. Для размазывания используют валик. Двигаться необходимо строго вдоль естественных борозд. Через 10 минут излишки смеси надо снять. Лак сохраняется в бороздках, делая рисунок ярким и блестящим.
Как покрасить вагонку под беленый дуб
В первую очередь наносим тонировку тонким слоем. Затем покрываем маслом. Густота нанесения зависит от ожидаемого результата. Если нужен ярко выраженный рисунок, излишки надо снять и затереть поверхность тряпкой. Выбелить древесину можно при помощи грунтовки. Но стоит учитывать, что на некоторых породах со временем она пожелтеет. Например, сосновый материал можно выбелить обычной серой краской для дерева.
Эффект состаривания
Сделать интерьер комнаты привлекательным и оригинальным можно путем искусственного состаривания отделочных материалов. Натуральная вагонка без покрытия смотрится однообразно. Добавить ей антикварную ценность можно несколькими способами:
- Браширование. Подойдет для сосны или дуба. Верхний слой породы снимают грубой щеткой, зашлифовывают и покрывают морилкой любого цвета, к примеру, венге;
- Пантинирование. Используют два цвета краски, незначительно отличающихся оттенков. Первую эмаль наносят толстым слоем и дают высохнуть. Потом красят тонкий слой более светлой краски. После полного высыхания затирают поверхность наждачной бумагой. Создается иллюзия многочисленного перекрашивания вагонки;
- Обработка парафином. Воск наносят на отдельные участки неравномерно. Затем повторяют процесс пантинирования. После высыхания его снимают шпателем и обрабатывают доску морилкой. Получается эффект потертости.
Идеи окрашивания вагонки в интерьере квартиры/дома
В интерьере городских квартир крашеная вагонка практически не встречается. Натуральный материал отлично приживется на лоджиях, балконах. Стилевые решения загородных домов, наоборот, дополнятся естественной изюминкой при использовании деревянных профилей.
Необычно смотрится комбинирование вагонки разной толщины. Широкий профиль чередуют с тонким и окрашивают. Красят в один цвет, но разной интенсивности. Из ровных профилей и блок-хауса формируют впадины и волны. Зоны освещения выбеливают, оставшиеся просто покрывают прозрачным лаком.
Оригинально смотрится беленая вагонка на потолке, расположенная между темными массивными балками. В спальне, гостиной, детской можно создать эксклюзивное покрытие стен, древесину покрасить любым ярким цветом, расписать узорами.
Заключение
Обработка вагонки – увлекательный, приятный процесс, несмотря на серьезность мероприятия. Обилие материалов для окрашивания, способов декорирования делают обработку деревянных профилей доступной и востребованной. При самостоятельной отделке древесины необходимо помнить, что большинство лакокрасочных материалов токсичны в жидком состоянии и могут причинить вред здоровью.
И других построек. Изготавливается она из натурального дерева, является экологически чистым продуктом и отлично подходит для разного рода отделки внутри и снаружи помещения.
Вагонка привлекает внимание и может использоваться в самых разных отраслях строительства и ремонтных работ. Этот материал обладает множеством преимуществ и оптимальной стоимостью. Благодаря такому материалу, как крашеная вагонка, помещение обретает особою атмосферу, уют, красоту и стиль. Довольно часто она окрашивается в заводских условиях, а в случае приобретения ее в неокрашенном состоянии часто возникает вопрос, можно ли красить вагонку самостоятельно и , а также снаружи при необходимости.
Прежде чем начинать окрашивание или покупать уже готовое изделие, стоит разобраться, чем красить вагонку внутри и снаружи постройки. Обычно крашеная вагонка в интерьере представлена несколькими вариантами покрытий, среди которых каждый покупатель сможет найти оптимальное для себя решение, в результате получая отличное качество отделочного материала , соответствующего всем нормам безопасности.
Независимо от того, какие материалы покрывают вагонку, они по определению должны быть отличного качества, что позволит максимально продлить срок эксплуатации без потери визуальной привлекательности. вагонку, зависит от индивидуальных предпочтений человека и от стиля всей отделки. Вагонка крашеная в интерьере (на фото далее) имеет достаточно оригинальный внешний вид. Если говорить о ее использовании снаружи постройки или в помещении, где повышенная влажность, лучше всего позаботиться о дополнительной защите и с обратной стороны доски.
Покрытие для вагонки
Современные фирмы-изготовители предлагают своим клиентам отделочный материал, изготовленный из самых разных пород деревьев. В качестве исходных материалов могут быть как дорогие породы дерева, так и бюджетные, приемлемые для большинства клиентов варианты, как, к примеру, сосна. Дорогие и ценные породы не стоит окрашивать, и обычно это не делают, а вот вагонку из бюджетных пород деревьев красят краской или морилкой по желанию производителя и клиента.
То, чем лучше красить вагонку, самостоятельно решает хозяин. Кто-то отдает предпочтение , кто-то лаку: все зависит от результата, к которому хочет прийти человек. Достаточно распространенный вариант – когда выбирается белый цвет , поскольку крашеная белая вагонка является своего рода универсальным решением, и она с легкостью впишется в любой стиль интерьера независимо от того, жилое это помещение, торговое или техническое.
Совет! Не стоит забывать, что дерево со временем начинает впитывать влагу и менять цвет, поэтому стоит заранее определиться, чем красить вагонку внутри помещения или снаружи, поскольку покраска будет неизбежна при условии, что хозяин стремится сохранить качество дерева и его внешний вид.
Популярные варианты покрытия
Для того чтобы определить, чем и как правильно красить вагонку, нужно понимать, какой эффект вы стремитесь получить в результате. К одним из самых популярных вариантов покраски древесины для отделки относятся:
- морилка , в состав которой входят компоненты, способные глубоко проникать в древесину, при этом глобально не изменяя цвет доски, что позволяет сохранить природный, натуральный узор рисунка дерева. То, насколько в результате изменится цвет, зависит от породы дерева;
- лак имеет минимальное визуальное воздействие на дерево, он подчеркивает природный рисунок и узор. Разнообразие лаков позволяет подобрать оптимальный вариант. Он может отличаться по цвету, плотности, быть с глянцевым и матовым финишем. Лакировать можно абсолютно любую породу древесины;
- краска для дерева – вариант более радикальный. Какой краской красить вагонку и какому цвету отдавать предпочтение, можете решать только вы. Если вы стремитесь к универсальному варианту, который подойдет как для внутреннего, так и наружного использования, как для , так и для , то оптимальным вариантом станет белый или . Если же нужно проявить креативность и оригинальность, то спокойно берем яркий цвет и красим вагонку краской, которая будет гармоничным дополнением общего дизайна в каждом индивидуальном случае.
Особенности крашеной древесины
Прежде чем купить крашеную вагонку, стоит отметить все особенности окрашенной древесины. Она прекрасно подходит для , облицовки внутри помещения , для и потолка, отлично смотрится в качестве отделочного материала для , беседок и .
Преимуществ у данного материала много: долговечность, равномерное распределение влаги по всему помещению, высокий уровень теплоизоляции. Также он препятствует возникновению и застою конденсата, хорошо изолирует звук, имеет красивый внешний вид и является экологически чистым продуктом.
Поскольку это натуральный, экологический продукт, то его актуальность и востребованность с годами только увеличиваются. Для того чтобы сохранить все положительные характеристики древесины, стоит подумать о том, красить ли вагонку и при помощи какого лакокрасочного покрытия это лучше сделать. Независимо от того, какое средство вы выбрали, красить деревянную вагонку нужно в два этапа. Чтобы слой высох полностью и равномерно, потребуется около 48 часов – в зависимости от материала, которым изделие окрашивается.
Важно! Чтобы избежать ненужных некрасивых потеков, окрашивание проводится сверху вниз.
Выбор лакокрасочных материалов
Какой краской красить вагонку внутри дома или снаружи, зависит от выбора марки и типа:
- Краска масляная. Ее состав хорошо впитывается в дерево, эффективно защищая от воздействия влаги. Чаще всего масляная краска используется для окрашивания внешнего фасада здания или постройки. Более устойчивы к воздействию ультрафиолета светлые цвета. , будьте готовы к тому, что они могут очень быстро потерять свой цвет.
- Акрилатная краска. Относится к краскам с длительным сроком использования. Она подходит как для внутреннего, так и для наружного применения. На поверхности этой краски образуется паронепроницаемая пленка.
- Акрилатный аквалак. Это средство относится к самому популярному и востребованному варианту того, чем лучше красить вагонку внутри дома.
- Воск или масло. Сохраняет оригинальный натуральный узор дерева, такое покрытие позволяет ему «дышать». Единственный недостаток – это регулярность нанесения.
Выбирать материал для покрытия нужно, исходя из индивидуальных предпочтений и финансовых возможностей.
Выбор цвета
Прежде чем вы отправитесь за покупкой, следует определиться не только с материалом покрытия, но и с оттенком. Для того чтобы правильно выбрать цвет, стоит оценить основной посыл и идею . Цвет вагонки должен подчеркивать и гармонично сочетаться с другими его элементами.
В зависимости от комнаты, которая будет окрашиваться, и подбираются цвета. Для и больше подходят спокойные и теплые оттенки . Для или могут использоваться более холодные цвета. Несмотря на то что универсальным считается , выбор в его пользу должен быть осторожным, поскольку это еще и достаточно маркий вариант. Выбирать его стоит в комнату, где возможность запачкать покрытие будет минимальной.
Также осторожным стоит быть и с перламутровыми цветами. Они, безусловно, относятся к эффектным оттенкам, но также достаточно маркие, особенно в светлых вариациях.
Главные преимущества и способы окраски
Окрасить вагонку можно в домашних условиях, но многие отдают предпочтение той, которая покрашена в заводских условиях. К основным преимуществам окрашенного варианта можно отнести следующие:
- аккуратность и исключение образования потеков и неровностей;
- высокое качество краски и равномерное ее распределение;
- экономия времени и сил на покраску самостоятельно;
- древесина уже готова к использованию, имеет высокое качество сушки.
Если все-таки вы решили, какой краской лучше красить вагонку и купили ее, планируя делать работу самостоятельно, следует определиться и с . Таких способа два: ручной и автоматический.
В первом случае окрашивание производится при помощи кисточки или валика, но будьте готовы к тому, что идеально равномерного нанесения все-таки не получится достичь, а потеков избежать также не удастся. Для автоматического способа потребуется пульверизатор или компрессор. Работа будет более аккуратная при условии, что вы уже умеете пользоваться техникой подобного рода, а также нужно быть готовым к тому, что краски может понадобиться немного больше, поскольку расход увеличивается. Преимуществом этого способа можно назвать скорость покраски.
Покраска вагонки – задача несложная. Если иметь полную информацию обо всех деталях выбора и краски и ее нанесения, процесс будет максимально простым.
При покраске наружных деревянных стен нужно учитывать вид отделочного материала. Вагонка, имитация бруса, деревянный сайдинг – это один и тот же материал. Эти отделочные доски отличаются лишь толщиной и профилем. Для всех этих видов облицовки подойдут одни и те же краски, при нанесении которых может быть использована любая приемлемая техника.
Если стена возведена из бруса или оцилиндрованного бревна, требуется другой подход к выбору краски и способу ее нанесения. Об этом нужно знать прежде, чем решать, как и чем покрасить стены деревянного дома.
Не стоит опасаться того, что через 2-3 года понадобится подновить или перекрасить фасад. Если знать все правила и секреты процесса окрашивания, облицовочный слой не потеряет своих свойств и через 10 лет. Многие производители лакокрасочных материалов (ЛКМ) дают гарантию и на более долгий срок.
Важные моменты, о которых нужно знать
Большинство домовладельцев, не знакомых с нюансами выбора и нанесения краски, жалуются на то, что уже на следующий год после окрашивания, фасад теряет свою привлекательность. Отделочный слой начинает шелушиться и растрескиваться. Все эти неприятности можно предотвратить.
Но даже среди специалистов немногие знают о том, что для получения отличного результата нужно изменить сам подход к окрашиванию дерева. Эта работа требует столь же пристального внимания, как и покраска автомобиля. Для получения долговечного облицовочного покрытия нужно выполнить несколько действий:
- тщательно подготовить дерево;
- загрунтовать поверхность;
- нанести столько слоев краски, сколько рекомендует ее производитель.
Рассмотрим каждый из этих процессов максимально подробно.
Как правильно подготовить древесину к окрашиванию
Просушка вагонки
Тщательная подготовка древесины включает несколько этапов. Первый из них – качественная сушка отделочного материала. Если вагонка будет сырой, краска не продержится на ней больше 1-2 лет. Уже на следующий сезон станут заметны ее шелушение и блеклость. Хозяин может решить, что в этом виноваты качество краски или неумелые руки рабочих, но на самом деле причина в неправильной подготовке древесины или игнорирование этого важного этапа.
Перед покраской доска должна быть сухой. Допустимая степень влажности 15-20%. Но не всегда можно добиться таких показателей, особенно для тех фасадов, которые уже облицованы. Мастера рекомендуют использовать такой способ: соорудить над стенами навес, защищающий их от дождя, и демонтировать его через 3-4 недели. За это время дерево потеряет достаточное количество влаги и можно будет приступать к отделочным работам.
Существует мнение, что процесс сушки древесины ускоряет нанесение на нее качественного антисептика глубокого проникновения. К таким относят Neomid 46 Bio.
Проникая в поры, состав замещает собой влагу и процесс ее испарения ускоряется. В этих целях можно использовать любой консервант, с помощью которого защищают дерево на период строительства дом. В среднем, эти составы действуют в течение 6-7 месяцев, после чего самопроизвольно разлагаются на биологически безопасные вещества.
Как проверить степень влажности вагонки
- Вырезают кусок полиэтиленовой пленки размером 40/40 см.
- С помощью скотча крепят его к вагонке так, чтобы не оставалось зазоров.
- Оставляют на 24 часа.
- Оценивают степень влажности внутренней стороны полиэтиленовой пленки.
Если поверхность полиэтилена влажная на ощупь, значит, вагонка не высохла. Такую древесину нельзя окрашивать.
Обработка вагонки
Важный момент подготовки к окрашиванию – шлифовка досок. В этой процедуре нуждаются все материалы среднего качества (сорт В и ниже). Зачастую на такой древесине можно заметить «ворсистые» участки, неровности профиля, перепады высот в области сучков. Все перечисленное является проблемными зонами, не устранив которые, невозможно получить качественно окрашенную поверхность.
Проще всего обработать облицовочный материал до того, как он будет уложен на стены. В этом случае можно использовать различные инструменты: фрезер с фрезой соответствующего профиля, УШМ с абразивным диском, рейсмус. Однако использование механического способа обработки не исключает необходимости в ручном труде. Все углубления и выступы профиля придется шлифовать с помощью наждачной бумаги.
Если вагонка уже закреплена на фасаде, для обработки древесины используют нейлоновую абразивную щетку и шлифмашинку. Процесс шлифования не быстрый, но он позволит не задумываться об отделке фасада в течение 8-10 лет.
Цены на популярные модели шлифмашинок
Шлифмашинка
Грунтование древесины
После того как вагонка обретет ровную и гладкую поверхность, древесину необходимо загрунтовать. Не стоит надолго откладывать этот процесс. Поэтому рекомендуется заранее определиться с видом грунтовки и приобрести ее требуемое количество. В этом деле есть важный момент: не рекомендуется выбирать самый недорогой состав. Он не сможет обеспечить качественной адгезии и в должной мере не защитит древесину от влаги.
Качественная грунтовка зачастую стоит дороже краски. Такая ситуация наблюдается в разных линиях продукции компании «Тикурилла». Грамотный производитель знает о том, что важнейшая часть работ по окрашиванию – грунтование. Именно его качество определяет долговечность лакокрасочного покрытия.
Для внешних работ подойдут следующие виды грунтовок:
- акриловые;
- на основе акрила и силикона;
- на основе эпоксидных смол.
Независимо от химического состава грунтовки, нужно выбирать те продукты, на таре которых указано, что они предназначены для фасадных работ. Еще одно важное свойство, на которое нужно обращать внимание – степень проникновения раствора вглубь древесины. На грунтовке так и должно быть указано: «глубокого проникновения».
Валтти-Похъюсте — Valtti Pohjuste
Не рекомендуется использовать для фасадных работ алкидные составы. Они образуют на поверхности материалов тонкую пленку. Она одновременно и защищает вагонку от вредителей и образования плесени, и препятствует выходу влаги из глубоких слоев древесины. Поэтому лучший выбор – водорастворимые грунты, в состав которых входят акрил и (или) силикон.
При грунтовании и окрашивании фасада особое внимание уделяют южной стороне дома. Она в большей степени подвергается негативному воздействию ультрафиолета. Поэтому с северной стороны дома краска меньше выцветает и реже растрескивается.
Цены на средства для защиты древесины
Пропитка для дерева
Выбор краски для деревянного фасада
Многие домовладельцы совершают одну ошибку: невнимательно читают, или вообще не читают то, что написано на банке с краской. В этой информации содержатся инструкции и рекомендации производителя, соблюдая которые, можно достичь делаемого результата. Но прежде чем до них дойдет дело, нужно определиться с видом краски. После этого можно приступать к ознакомлению с нюансами ее нанесения.
Замечено, что быстрее всего теряют насыщенность цвета масляные краски. Они же быстрее других покрываются трещинами. Причина в составе этих ЛКМ и их вязкости. Последнее свойство обеспечивает высокую укрывную способность, но не гарантирует качество покрытия. Поэтому масляные составы нечасто используют для отделки фасадов.
Оптимальный выбор для наружных работ – быстросохнущие водорастворимые акрилатные краски. Можно обратить внимание на продукцию компании «Тикурилла». У этого производителя широкий ассортимент ЛКМ для фасадных работ. Отличные отзывы о красках «Ультра» и «Пика Техо».
«Пика-Техо» акрилатная краска
Для регионов с нестабильными климатическими условиями, отличающимися перепадами температур и холодными зимами, подойдут фасадные краски на основе силикона. Эти составы успешно выдерживают низкие и высокие температуры, обладают высокой степенью влагостойкости, и в то же время остаются паропроницаемыми. Силиконовая фасадная краска сочетает в себе лучшие свойства акрилатных и силикатных составов, образует прочное равномерное покрытие.
Цены на разные виды строительных красок
Строительная краска
Характеристики фасадных ЛКМ
Вагонку можно окрашивать морилкой, тонирующими пропитками и маслами. В качестве финишного покрытия используют воск или лак.
Способы окрашивания вагонки
Прежде чем выбирать способ окрашивания, нужно узнать о тех правилах выполнения работ, без соблюдения которых не удастся достичь высокого качества отделки поверхностей. Основной момент заключается во времени проведения работ. Вагонку окрашивают не ранее, чем через 3 дня после последнего дождя. За это время древесина сможет полноценно высохнуть.
Температура воздуха должна быть положительной. Рекомендуемые производителями ЛКМ границы – +5°С – +20°С. Важно учесть и время суток. Лучше всего приступать к окрашиванию в 10-11 часов утра. К этому времени вагонка полностью высохнет от утренней росы.
Техники окрашивания вагонки
Проще всего покрасить вагонку до ее монтажа на фасад. В этом случае можно получить равномерный слой, без подтеков. Краску наносят кисточкой, валиком или краскопультом. Поскольку доски достаточно длинные, работу выполняют в просторном помещении или на улице. В любом случае потребуется выполнить небольшую подготовку.
Если решено работать в помещении, нужно предусмотреть возможность качественного проветривания. Пол, мебель и предметы обихода накрывают полиэтиленовой пленкой. Это особенно важно, если планируется использовать краскопульт. Не стоит забывать и о своей защите. В первую очередь понадобятся хлопчатобумажные перчатки. Если краску будут наносить методом напыления, надевают защитные очки.
Окрашивание вагонки малярной кистью
Процесс нанесения краски наиболее прост, если использовать качественную малярную кисть. Лучший выбор – полужесткая щетина, с достаточно мягким и ровным краем. Выбор инструмента зависит и от объема работ. Кисти из синтетической щетины более износостойкие.
Техника окрашивания состоит из нескольких простых действий.
Шаг 1. Открывают емкость с краской и тщательно перемешивают состав с помощью любого удобного приспособления. Можно использовать деревянную рейку достаточной длины.
Шаг 2. Погружают кисть в краску на 1/3 длины щетины.
Шаг 4. Слегка отжимают щетину о край банки.
Шаг 5. Легкими мазками наносят краску на дерево.
Шаг 6. Повторяют процесс до тех пор, пока не окрасят все доски.
Окрашивание вагонки валиком
Выбирают узкий валик, оснащенный шубкой с ворсом средней длины. Понадобится лоток для краски, который иначе называют «малярной ванночкой» или «строительной кюветой».
Шаг 1 . Открывают емкость и перемешивают краску.
Шаг 2. Наливают краску в специальный лоток.
Шаг 3. Погружают валик в краску на ½ высоты ролика.
Шаг 4. Прокатывают валик по рифленой скошенной части кюветы. Тем самым, равномерно распределяют краску по шубке и отжимают излишки. Одного набора краски должно быть достаточно для окрашивания 1-1,5 м 2 вагонки.
шаг 5. Наносят краску, прижимая валик к дереву с равномерным усилием.
Шаг 6. Распределяют краску так, чтобы поверхность была качественно прокрашена, и на ней отсутствовали подтеки.
Шаг 7. Повторяют процесс.
Вагонка обладает достаточно сложным профилем, поэтому ребра досок придется докрашивать кисточкой.
Окрашивание вагонки с помощью краскопульта
Для нанесения краски можно использовать аппарат безвоздушного распыления. Это наиболее удачный способ выполнения отделочных работ при уже смонтированном фасаде. Метод распыления позволяет окрасить все труднодоступные места. Но площади вблизи оконных и дверных проемов нужно дорабатывать с помощью малярной кисти.
Для нанесения краски можно использовать и такие аппараты, как краскораспылители низкого давления. При работе с этими инструментами нужно учесть, что часть капель будет оседать на предметы, расположенные вблизи от рабочего места. Это происходит потому, что выход краски из сопла аппарата веерообразный. Поэтому не все частицы попадают на поверхность фасада.
Работа с краскопультом более удобна, чем с кистью и валиком. Кроме того, процесс окрашивания будет намного более быстрым.
Цены на распылители для красок
Краскопульт
Видео – Как покрасить деревянную стену, чтоб на 10-15 лет хватило?
Натуральное дерево - что может быть лучше? Помимо этого большинство уже вдоволь насладились пластмассой и обоями, что решили перейти на экологически чистый материал. Тем более в моду пришла естественность. Как покрасить вагонку - вопрос, интересующий многих. К покупке верной краски нужно подходить очень внимательно, ведь неправильный вариант сможет испортить всю работу. Поэтому совсем не странно, что по ценам занимает лидирующее место, но как не странно почти каждый мечтает о таком материале. Да и стоимость напрямую зависит от вида древесины . Если вы решили обшивать стены вагонкой или они у Вас уже с этого материала, то вопрос о том, как покрасить вагонку станет сам собой. Отделка стен из этого материала может проходить как снаружи, так и внутри дома . Но многие строители и дизайнеры отдают предпочтение второму варианту.
Деревянный фасад - это безусловно очень красиво, да и смотрится богато, но не стоит забывать, что древесина как никто подвержена влиянию окружающей среды и различных осадков. А данная повышенная влажность очень плохо на нее влияет. Отсюда возникает вполне логичный вопрос, для чего же необходима покраска вагонки внутри помещения. Там ведь нет ни снега, ни дождя, ни иных погодных осадков. Конечно же, бывают случаи, когда древесину не красят, а оставляют в ее естественном облике . Несомненно, дерево имеет свой определенный рисунок, цвет, узор, помимо этого оно смотрится всегда и везде безупречно, однако покраска все-таки необходима.
Почему вагонка нуждается в покраске?
1. Данный материал представляет собой листовое дерево , а оно очень быстро воспламеняется. Естественно, ни одно даже самое дорогое покрытие не даст сто процентов гарантии от возгорания, но есть особые защитные составы, или как их еще называют антипирены. Они на большую степень увеличивают защиту материала.
2. Любой природный материал спустя определенное время начинает портиться, то есть гнить . Антисептики помогают этот процесс предотвратить либо же его замедлить. Навсегда избавится от гниения дерева невозможно. Вагонку можно не красить, но вот применять антисептик просто необходимо.
3. Данные покрытия служат для защиты от любых повреждений . Размещаясь толстым слоем на древесине, оно берет весь удар на себя и не позволяет нарушителю добраться до самого материала.
4. Под воздействием солнца древесина темнеет , а не светлеет, как можно было бы предположить. Именно поэтому защитные покрытия отталкивают лучи солнца и таким образом сохраняют естественный оттенок дерева.
5. Привлекательность вагонки . Бесцветные лаки придают древесине не только блеск, но и немного оттеняют ее. Помимо этого есть краски, которые кардинально меняют цвет материала, если это Вам нужно.
Какие существуют материалы для покраски вагонки?
Чтобы древесина после покраски имела красивый цвет, перед самой процедурой краску нужно тщательно размешать. На вопрос - какое средство наилучшее для покраски? Однозначного ответа просто нет. Ведь выбор подходящего целиком и полностью зависит от того, чего именно Вы желаете достичь. Если Ваша цель - защита вагонки от различных вредителей, то хватит и простого антисептика. В случае желания добавить блеск, то нужно применить лак. Если создать вагонку определенного оттенка, то покрытия для украшения подойдут в самый раз. На сегодня в строймагазинах достаточно большой выбор средств для разных покрытий и пропиток. Чисто теоретически их реально поделить на две группы: средства для защиты и для украшения.
Защитные средства.
Как уже говорилось, наиболее популярные - антипирены , они сохраняют дерево от огня. Но самым качественным вариантом является фабричная обработка, ведь делается под огромным давлением. Обработка собственноручно не создаст должного результата. Перед покраской древесины, ее нужно проработать антисептиком для защиты от насекомых и гниения. Антисептик - это препарат, который уничтожает различные бактерии, а также предотвращает их активное размножение. Многие используют только их. При приобретении данных средств обратите внимание на вид вещества. На упаковке должно быть указано - для внутренних работ. Если Вы желаете защитить древесину, не меняя ее оттенок, то это идеальный вариант.
Еще один способ - акриловый лак . Он сделан для защиты и украшения одновременно. Его можно колеровать. Существует вариант - сначала нанести прозрачный лак, а после средство с нужным оттенком, при таком раскладе узор и фактура дерева не изменится. Если строительный материал в доме находится в таком помещении, где жители не всегда находятся, к примеру, балкон. Всегда можно воспользоваться синтетическим лаком . Правда, в его состав входят химические вещества, которые, как доказывают исследования, приносят вред человеку. Но такое средство ложиться очень ровно и придает вагонке блеск. Отличную ему конкуренцию составляют восковые средства . Они придают очень красивый оттенок матовый, и в тоже время защищают древесину от вредителей. Но им присущ главный минус - наносятся очень сложно .
Покрытия для украшения. Краска на основе масла отлично впитывается в вагонку. Не пропускает воду, но спустя небольшое количество времени теряет свой цвет. с помощью такого покрытия означает, что естественного цвета дерева не будет видно. Они подходят для дальнейших покрытий, ведь первоначально натуральный оттенок прятать не стоит. Со временем вагонка темнеет. Да и большинство просто хотят что-то изменить в своем доме, поэтому прибегают к таким покраскам. Дизайнеры советуют не красить древесину в темный цвет, так как рельеф полностью утратиться, но покрасить в постельные тона будет отличным вариантом.
Масляная краска занимает лидирующее положение. Долгое время находится на арене строительных материалов. Она отлично попадает в верхний слой вагонки, хорошо сохраняет ее от воды. При этом всем оттенок не тускнеет. К недостатком этого средства можно отнести: долгое высыхание и очень насыщенный стойкий запах . Наносить ее в холодное время года нельзя, ведь нет возможности хорошо проветривать территорию. Если вагонка крашенная масляной краской, то дышать нормально она уже не сможет. Все эти минусы были учтены производителями, и они выпустили другую модель - акрилатную . Она сохнет очень быстро и ей не свойственен такой стойкий химический запах. Краска очень длительное время сохраняет свой цвет и блеск, очень эластичная и паронепроницаемая. Это говорит о том, что даже при воздействии сильных морозов или большого влияния солнца поверхность не треснет. Цвет и блеск не меняются даже при воздействии вредных лучей. Главный ее минус - цена намного больше масляной. Акриловый лак сделан именно для внутренних обработок, ведь он не токсичен, не приносит вред людям, подходит для детского помещения. Если Вы мечтаете лишь изменить оттенок древесины, то хорошим вариантом будет морилка.
К акие инс трументы необходимы для покраски вагонки?
Вам понадобятся: перчатки, стремянка, ведро, мелкая и средняя наждачная бумага, краскопульт, рабочая одежда, кисти нужного размера, щетка из металла, небольшая емкость, грунтовка, отбеливатель древесины (возможно и не пригодиться), вещество для покраски.
Первоначальная подготовка древесины
Прежде чем дерево окрашивать его нужно обработать от всякой грязи, если это не выполнить, краска будет слоиться. Конечно же, от того какие материалы и средства Вы выбрали, зависит весь процесс приготовления поверхности перед покраской. Подготовительные процессы можно разделить на 2 вида: покраска новой древесины и повторное окрашивание. Если Вы приобретаете вагонку, то выбирайте ту, которая уже обработана антисептиком. Как уже говорилось фабричный способ намного качественней, чем домашний. В случае отсутствия антисептика на вагонке, прежде всего очистите ее от лишнего мусора. Лишь только после этого нанесите слой средства.
Наиболее подходящий вариант - это средство глубокого проникновения . После нужно подождать необходимое время, указанное в инструкции и можно красить поверхность. Если вагонка недавно приобретенная, то лучше ее обработать до монтажа, так как в этом случае она будет защищена полноценна. Если древесина старая, и ранее уже была покрашена, то нужно убрать слой краски с помощью металлической щетки. Только делать это нужно аккуратно, чтобы вагонка не повредилась. Если возникнут трещины, придется обрабатывать верхний слой. Существуют моменты, когда после удаления прежней краски обнаруживалось потемнение дерева, для его удаления используются отбеливающие средства. Если они не в силах справится, то следует воспользоваться морилкой для осветления. После завершения этих работ необходимо нанести грунтовку-антисептик . Наносится она на поверхность с выровненным оттенком, если древесина делалась светлее, то покрывать вагонку грунтовкой можно лишь после полного ее высыхания. Но перед ее нанесением поверхность нужно отшлифовать мелкой наждачной бумагой. И лишь после полного ее высыхания нужно приступать к нанесению самой краски.
1. Каждый вид средства для окрашивания нуждается в определенном количестве слоев, зачастую это 1-2. Но данную информацию нужно уточнять в магазине.
2. Не используйте толстый слой. Он сто процентов расплывется, да и период службы данного покрытия недлительный. Лучше красить несколькими тоненькими слоями, чем одним большим.
3. При нанесении различных средств кисть должна перемещаться вдоль поверхности, не отрываясь от нее. Не следует давить с большой силой на нее, достаточно, чтобы с вагонкой соприкасались лишь кончики ворсинок.
4. Сразу же приготовьте тонкие кисти для труднодоступных мест.
5. Помимо кисти можно воспользоваться малярным валиком, от него точно на вагонке не останется ворсинок.
Деревянная отделка экологична и очень красива. Кроме того, она хорошо удерживает звук и тепло, легко монтируется на потолок или . Все это объясняет популярность отделочного материала. Им оформляют интерьеры разных назначений и стилей. К сожалению, натуральное дерево быстро портится.
Но прежде чем подбирать состав, надо понять, какие именно факторы негативно влияют на древесину.
- Огонь. Повышение температуры до критических значений вызывает сначала обугливание, затем воспламенение. Древесина хорошо поддерживает пламя, быстро сгорает.
- Микроорганизмы. В условиях повышенной влажности и недостаточной вентиляции , грибки, т.п. Покрытие приобретает синий цвет, затем чернеет, гниет.
- Насекомые. Некоторые виды поселяются внутри деревянных элементов, разрушают их в результате своей жизнедеятельности.
- Ультрафиолет. Жесткое излучение со временем меняет цвет отделки. Он становится более темным. Если выгорание происходит неравномерно, оформление становится пятнистым.
Какие техники использовать
- Браширование. Верхний слой древесины мягких пород снимается особой грубой щеткой-брашем, затем шлифуется и покрывается морилкой.
- Патинирование. Используют два близких по тону цвета. Ламели красят толстым слоем первым оттенком, сушат. Наносят тонкий слой второго тона, более светлого, сушат. Шлифуют наждачкой.
- Обработка парафином. Дает эффект потертости. Парафин неравномерно накладывается на основание, после этого проводится патинирование. После сушки парафин убирают шпателем, накладывают слой морилки.
- Беление. На основу наносится тонкий слой акрилового пигмента или специальной морилки. Сверху накладывается слой масла. Чтобы получился красиво выраженный рисунок, лишний препарат убирается, поверхность затирается.
Самые интересные решения сочетают специальную обработку с окрашиванием. Это не так сложно, как может показаться. Предлагаем посмотреть видео о том, как правильно брашировать материал перед покраской.
Видео процесса окрашивания
- Материал подготовила: Инна Ясиновская